Задания на гласные и согласные для дошкольников. Твёрдые и мягкие согласные звуки. III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные – согласные

Цель занятия: изучаем букву И, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой И, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву И по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Ива Индюки Игрушки Изюм

  1. Скажи, как звали ослика в сказке про Винни-Пуха? — ИА
  2. ИА — какой тут первый звук?
  3. Какой звук есть и в слове ива, и в слове индюк?
  4. В начале, в конце или в середине слова находится звук [И] в слове Ива? — Индюк? — Стоит? — Пирог?

Когда мы произносим звук [И], ни губы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта. Произнеси: ИИИ

Гласный или согласный звук [И]?

Какие ещё гласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква И для дошкольников

Напиши букву И в воздухе. Нарисуй вертикальную палочку, добавь еще одну и проведи между ними диагональную палочку.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Из упрямства ни на шаг
Не продвинется… (ишак).

Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю… (игрушки).

Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу
Усердную… (иголку)?

В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко.
А называют кораблик… (иголка).

Не колючий.
Светло-синий,
По кустам развешан… (иней).

Как это скучно -
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На свое отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная… (ива).

Сказка про букву И

Индеец Изумрудный Глаз

В июле Игорек приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел игравшую во дворе девочку.

Тебя как зовут? - спросил Игорь.
- Ириной. А тебя?
- Индеец Изумрудный Глаз! - гордо сказал Игорь.
- Хочешь быть индейкой?
- Надо говорить не индейкой, а индианкой.
- Нет, индейкой!
- Тогда ты будешь индюком!

Игорек подумал и сказал:

Ну ладно. Ты прячься, а я тебя буду искать.

Идет Игорек, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошел к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:

Ой-ей-ей-ей! - и бежать. А Ирина ему вслед:
- Эх ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз!

Загадки для детей на букву И

Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу.
За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой)

Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?
(Июль)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)

Всех на свете обшивает,
Что сошьет - не надевает.
(Иголка)

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)

Пословицы и поговорки на букву И

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Июль - макушка лета.

В июле на дворе пусто, а в поле густо.

Испокон века книга растит человека.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Сиди у моря, жди погоды.

Нет друга - ищи, а найдешь - береги.

Веселые стихи про букву И для детей

Индюку
И лучший друг
Честно скажет:
- Ты - индюк!
(Б. Заходер)

Индюки сошлись у ивы:
«Ишь, как мы с тобой красивы!»
(Б. Тимофеев)

Ива, ивушка моя!
Кто, скажи, твои друзья?
- Солнышко меня ласкает,
Ветер косы заплетает.
(Г. Виеру)

Иголка и нитка -
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки!
Диво!
(Е. Благинина)

Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая -
Индюшка расписная.
(Г. Сатир)

Берегите игрушки!
Грузовик без колес!
У ежика отклеен нос!
Стали черными цыплята!
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.
Берем же скорей иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки.
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.
(Э. Успенский)

Индюк надутый всем знаком.
Но дружат с ним едва ли.
Не важничай, чтоб индюком
Тебя не называли.
(Я. Аким)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25

Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе ДОУ

«Гласные звуки»

подготовила учитель -логопед

Бондаренко Лилия Владимировна

Старотитаровская

Темрюкский Район

Краснодарский край

Россия

2013

Гласные звуки

Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.

Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу слов III класса; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Оборудование: предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [А] (и далее по очереди) , [С], [Т]…

Дети: Алина, Алеша…

Саша, Света…

Таня... и т. д.

II. Беседа по пройденному материалу.

Что можно составить из звуков? (слоги, слова)

Что можно составить из слогов?(слова) из слов? (предложения)

из предложений? (текст)

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед. Давайте с вами произнесём звук «а» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

2. Уточнение артикуляции гласных звуков.

а) Логопед. Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Перед зеркалом дети разбирают артикуляции звуков:

О, У, Ы, А, И.

Звук А :горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук О : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик). Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук У легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает маленький круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук Ы : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук И : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает горизонтальную полоску..

Как называются эти звуки? (гласные)

б) Определить, какой звук логопед произносит по беззвучной артикуляции.

А - О - У - Ы - И.

Как вы догадались ?

Звук А

Губы сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает

большой круг.

Звук О : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик ).

Звук У : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает маленький круг.

Звук Ы : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает нижнюю половинку круга .

Звук И : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает горизонтальную полоску .

Физкультминутка

Медвежонок - топ-топ,

А ежонок - хлоп-хлоп,

А волчонок - щелк-щелк,

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок - шмыг-шмыг,

А бельчонок - прыг-прыг.

(имитация движений)

3. Определение начального и конечного гласного звука.

Логопед. Назовите гласный:

а) с которого начинается слово

Аист (А ), ухо(У ), ослик(О), астра(А), иней(И), эхо(Э).

б) которым заканчивается слово…

Игла(А), шары(Ы), сова(А), кино(О), огни(И).

4. Выделение гласного звука из середины слова.

а) Логопед называет слово, воспитанники определяют гласный звук и поднимают соответствующую букву.

Сын(Ы), мак (А), ком(О), дуб(У), мэр(Э).

б) Логопед показывает картинку, дети произносят гласный звук, выделяя его из названия картинки, и поднимают соответствующую букву.

Дом (О), рак (А), лук (У), мышь (Ы), пар (А), сом (О), суп (У), сыр (Ы).

Логопед. Что вы называли? (Звук.)

Что показывали? (Букву.)

5. Смыслоразличительная роль гласных.

Логопед. Перед вами слово, из которого убежала гласная. Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?

Какое слово получилось?

Что оно обозначает?

Б…К (А, бак) Б…К (О, бок)

Б…К (Ы, бык) Б…К (У, бук)

Что вставляли? (Букву.)

Вывод: одна буква может изменить значение слова.

Физкультминутка

6. Деление слов на слоги. (закрепить понятие о слогообразующей роли гласных)

Дети делят на слоги предложенные логопедом слова

Логопед. Кубики (3), лапа (2), духи (2) , нога(2), машина (3) , улица (3), дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3).

Сколько гласных звуков в этих словах?

Это знает каждый из учеников -

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

6. Разбор слова «бак».

Логопед. Сколько слогов в слове «бак»? (1)

Сколько в этом слове звуков? (3)

Сколько гласных? (1)

Начертите схему слова, выделите гласный звук красным цветом.

IV. Итог.

Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды .) Назовите их.(а, о, у, и, ы,э)

Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?(изменится значение слова)

Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

Список используемой литературы:

  1. Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к

обучению грамоте» -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

2.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» - М., РОСМЭН, 2007.

3.Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008

4. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию

движений рук», М, ЭКСМО, 2007

5. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

Планы занятий» - Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.

6.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить

Звуки», Москва «МОЗАЙКА - СИНТЕЗ» , 2000.

7.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.

8.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

Старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2010.


Цель занятия: изучаем букву О, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой О, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву О по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Ослик Облако Осы Овощи

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?

Чтобы произнести звук [о], надо сделать губы овальчиком, приоткрыть рот и «включить» голос. Повтори: ООО.

Мешают ли зубы, губы или язык, свободно выходить воздуху изо рта? (Нет, не мешают.)

Запомни, если ты произносишь звук, а губы, язык или зубы не мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук - гласный. Все гласные звуки произносятся с голосом; [о] - гласный звук.

Колесо Дупло

Посмотри на колесо -
А увидишь букву О.
(А. Шибаев)

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
(В. Степанов)

  1. Вспомни и назови слова, которые начинаются с О — животные, предметы или имена.
  2. Сложи из пальцев букву О.
  3. Напиши букву О в воздухе.

Гласные буквы мы будем писать красной ручкой. Напиши букву О один раз на листе бумаги без клеточек.

Задание: печатная буква О для дошкольников

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Летом в огороде -
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке -
желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
(Огурцы.)

Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший…(одуванчик).

Стройный, быстрый,
Нога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это? … (Олень.)

Хоть он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупку.
Заглянешь в серединку -
Увидишь сердцевинку.
Из плодов он тверже всех
Называется… (орех).

На скале он строит дом,
Разве жить не страшно в нем,
Хоть кругом и красота?
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина… (орла).

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском
Голова и восемь ног
Вот и весь я — … (осьминог).

Пословицы и поговорки про букву О

Один в поле не воин.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Работай до поту, так и поешь в охоту.
При солнце тепло, при матери - добро.
Нет больше позора, чем не выполнить уговора.
Холода не бойся - сам по пояс мойся.
Не зная броду, не суйся в воду.
Не работа сушит, а забота.
Без топора - не плотник, без иглы - не портной.

Загадки для детей на букву О

Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях - краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я?
(Олень)

Без окон, без дверей.
Полна горница людей.
(Огурец) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Олень)

Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться все не мог.
А попал под молоток.
Хрустнул раз - и треснул бок.
(Орех)

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу.
(Очки)

Сер, но не волк.
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Осел)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)

Сказка про букву О

Ослиный огород
Решил осел огород завести. Посадил огурцы, сел и ждет, когда они вырастут. А ему говорят:

Огород-то поливать надо!

Взял осел ведро и давай бегом воду из колодца носить.
Носил, носил, устал, сел отдохнуть.
А рядом кот на солнышке грелся.

Чего ты мучаешься? - говорит.
- Посади свой огород в овраге, там всегда мокро! Поливать не надо.

Обрадовался осел, повыдергал всю огуречную рассаду и посадил ее в овраге. А ночью прошел дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.
Утром пришел осел.

Так я и знал! Воры все съели. Надо охранять.

Опять посадил огурцы. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел, откуда ни возьмись овцы с козами лезут.

Вон из моего огорода! - заорал осел и давай гонять их по грядкам.

Пока гонял, все огурцы потоптал.

И зачем они мне нужны, эти огурцы? - рассердился осел.
- Все равно я их не ем… Одни хлопоты да огорчения с ними.

И полез из оврага на чужом поле овес воровать.

Стихи про букву О для детей

Обезьянки.
Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке…
Хорошо ли это, детки?
(Б. Заходер)

Буква О известна всем,
Без неё нельзя совсем,
Уберите букву О
И пойдете без пальто,
Кот исчезнет, дом и сом,
Не покатишь снежный ком.
Не найдешь в лесу орех,
Без неё один лишь смех.
(А. Тесленко)

Буква-Бублик — это О.
Укатилась далеко.
Ослик, облако, окно
Это всё на букву О.
(С. Иванов)

Осел в кустах
Осу нашел.
Надев очки, глядит
Осел.
Кто это? Птица? Тигр?
Лиса? -
Осла ужалила оса.
(Г. Сатир)

Осинку
Окрасила
Осень.
Осинка мне нравится
Очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль -
Облетает.
(В. Лунин)

Один Олень в осенний день
Отлично отдыхал:
У озера в осиннике
Резвился и скакал.
А мимо Ослик проходил -
С тележкой проходил,
Он тоже отдыхать любил,
Но очень занят был.
Сказал он, глядя на Оленя:
«Что ж, подожду до воскресенья».
(С. К. Соловьевы)

Облако, облако,
Шерстка колечками,
Очень ты, облако,
Схоже с овечками.
(В. Лунин)

А потом пришел осел.
Оглядел он все страницы,
Опустил свои ресницы
И промолвил:
- Кроме О
Нету в книжке ничего.
(Г. Сатир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов по картинкам увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

, Коррекционная педагогика

  • Закрепить знания детей - о гласных и согласных звуках, их условное обозначение, продолжать учить детей определять и выделять ударную гласную позицию в начале слова и позицию твердых согласных звуков в конце слова, учить детей проводить звуковой анализ односложных слов, учить заменять звуки в слове "ком" буквами, находить буквы на листе бумаги, продолжать учить выслушивать высказывания взрослого и своих товарищей, не перебивая их, учить отвечать полными предложениями.
  • Развивать произвольное внимание, память, речевое (фонематическое) восприятие, мелкую моторику пальцев рук, словесно-логическое мышление.
  • Воспитывать усидчивость, интерес к занятию, желание оказать помощь другим.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра: "Перекличка" (с мячом). Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).

2. Сообщение темы занятия.

Незнайка просит помощи у детей. Дети вспоминают гласные и согласные звуки.

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.

3. Повторение гласных звуков (их символы).

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

4. Анализ и синтез прямых слогов.

Встреча гласных и согласных звуков.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Пальчиковая игра: "Дружат в нашей группе девочки и мальчики, мы с тобой подружим наши пальчики". Согласные и гласные звуки тоже подружились. Ма, мо, му, мы, ми, мэ; на, но, ну, ны, нэ; ва, во, ву, вы, ви, вэ, ка, ку, кы, ки, кэ.

5. Выделение гласных звуков в начале слова и твердых согласных звуков в конце слова.

Аист, ослик, ива, утка.

Сок, дом, слон.

Игра "Прятки". Работа по звуковой линейке.

6. Физминутка. Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,
Вдох - и долго тянем: "А - а - а - а..."
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " О - о - о - о"
Днем по горкам ездим мы: " Ы - ы - ы - ы".
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - у - у - у".

7. Звуковой анализ и синтез слова "ком "

Игра "Цветная фотография". Схема слова "ком". Замена звуков буквами, работа по кассе букв.

8. Игра: "Буквы рассыпались"

Обведи буквы.

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.

Язычок наш отдохнул,
Много нового узнал.
Он немного притомился,
К себе в домик возвратился.

Спать ложись-ка, Язычок!
Рот закроем на замок.
Отдыхать тебе пора.
Отдохнем и мы, друзья!

9. Итог занятия. Оценка деятельности ответов детей.

Занятие заканчивается сюрпризным моментом.

Цели : формировать понятие гласный звук, познакомить детей со звуками [а], [у], закрепить графические образы букв, умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положения звука в слове, закрепить деление слов на слоги, развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Оборудование : «осенний ковер» — ватман с листьями; мяч; слова, разделенные на слоги; набор картинок, «звуковая мозаика» (поле 3х3, квадраты желтого и зеленого цвета) на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент (в кругу).

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Беседа про осень.

  • Какое сейчас время года? (Осень).
  • Какая погода бывает осенью? (Теплая, холодная, дождливая, пасмурная, солнечная…).
  • Какой бывает осень? (Ранней и поздней).
  • Сейчас какая осень? (Поздняя). Назовите приметы поздней осени.
  • Раннюю осень как можно назвать по – другому? (Золотой). Почему ее так называют?

Динамическое упражнение «Осенние листочки».

— Давайте сейчас с вами превратимся в красивые разноцветные листочки и покружимся под музыку. (Звучит музыка, дети кружатся, появляется осенний ковер).
— Ребята, посмотрите, какой прекрасный осенний ковер. Какие листья вы видите? (Березовые, кленовые, дубовые ).
— Давайте сейчас все вместе подуем на наши листочки, устроим листопад.

Сюрпризный момент.

— Молодцы! А теперь мне помогите все листочки соберите. Ребята, посмотрите, а листочки то не простые, на них что – то есть. Это осень нам послание оставила. Давайте прочитаем его.

В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания, за каждый правильный ответ вы получите осколок буквы.

— Ребята вы же знаете, что у каждого звука есть своя буква? А для чего нам нужны буквы, звуки?

— Итак, вы готовы помочь сказочной фее? Вот и осень нам подсказки оставила. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым? (Под цифрой 1 ). Первый листочек «загадочный» (На ковре, на стульчиках ). Слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки.

Работа со звуком [а].

Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

— На какой звук начинается слово «арбуз»? [а]. Звук [а] какой? (Гласный) . Ребята, почему звуки называют гласными? (Их можно петь, когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы).

— Назовите слова, которые начинаются на звук [а]. Молодцы.

Работа со звуком [у].

— Следующая загадка.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в реке.
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (удочка)

— На какой звук начинается слово удочка? [у]. Звук [у] какой? (Гласный ). Назовите слова, которые начинаются на звук [у].

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

— Ребята, давайте сейчас произнесем наши звуки (а, у, ау, уа). Молодцы, ребята, справились с заданием, вот и первый осколок буквы. Следующий листочек.

Игра с мячом «Большой – маленький» (на большом ковре в кругу).

Арбуз, утюг, ананас, утка, альбом, улитка, апельсин, узел, улыбка.

— Молодцы, еще один осколок. Следующий листочек.

Работа в парах.

— Сейчас мы с вами будем работать в парах, а разделимся на пары необычным образом, у меня в руках слова, но они рассыпались на слоги. Друг на друга посмотрите свое слово соберите. За правильно выполненное задание вы получаете осколок буквы.

Игра «Пирамида» (за столами, стоя).

— Необходимо составить пирамидку из картинок. Внизу пирамиды слово, которое состоит из трех слогов, выше из двух и наверху пирамиды, слово из одного слога.

— Молодцы! Все справились с заданием, осколок ваш.

Физминутка.

— Следующий листочек «Звуковой» (на стульчиках, на маленьком коврике)

Игра «Поймай звук»

— Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).
А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодцы! Еще один осколок у нас.

— Ребята, в начале занятия золотая осень подарила нам красивый осенний ковер, давайте и мы подарим осени ковер, но ковер не простой, а звуковой. Проходите за столы.

Пальчиковая гимнастика «Листья».

Игра «Звуковая мозаика».

— Если я называю слова на звук [а], вы кладете желтый квадрат, если слово начинается на звук [ у], зеленый квадрат.

Слова: астра, ухо, автобус, утенок, азбука, угол, Антарктида, уголь, аист.

— А теперь проверьте себя, если вы правильно выполнили задание, возьмите красный кружок, если допустили ошибку – синий. Молодцы! Вот и последний осколок. Давайте соберем наши буквы. Какие буквы получились (А, У). Букве А, какой звук соответствует, а букве У? Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим, а буквы видим). Правильно. А сейчас давайте отправим в сказочное королевство наши буквы.

Статья размещена в авторской редакции.