Беседы с батюшкой. Христианин в современном мире. Зачем жить по заповедям? Или три заблуждения о христианской жизни Как жить православному христианину в современном мире

Война на Ближнем Востоке, «бойни» в США, теракты в мировых столицах… Кажется, нас уже не пугают экстренные включения в эфире информационных телеканалов – мы лишь деловито выясняем, где на этот раз и сколько жертв. Вникаем в подробности, версии – как будто в них можно отыскать чудодейственный рецепт, как со всем этим жить дальше. Но рецепта нет – есть только понимание того, что привычный мир рушится. А еще есть множество телепрограмм – об исчезнувших цивилизациях, о планете Нибиру, о «пророчествах» Ванги… К слову, как-то мало стали показывать в последние пару лет голливудских фильмов-катастроф… Может быть, потому, что «апокалиптический» градус уже предельно накален в самой реальности?

О том, «сколько нам осталось» как человечеству и какие духовные ошибки порождают в нас панический страх обрушения всего и вся, размышляет игумен Нектарий (Морозов).

Конец света

В наше время о конце света действительно говорится очень много, причем и в среде верующих людей, и в среде людей совершенно нецерковных. И всё это – в разных интерпретациях и в обрамлении всевозможных страхов.

При этом совершенно очевидно, что существует некая периодичность, с которой разговоры о конце света на земном шаре возникают и потом постепенно затухают. Причиной этого – прежде всего нестабильность мира, в котором мы живем. Он, по большому счету, всегда нестабилен, но бывают временные промежутки, особенно внушающие опасения. В настоящее время мы тоже видим много такого, что вызывает у кого-то уныние, у кого-то отчаяние, у кого-то – возмущение и гнев. И возникает чувство, что ровным счетом не на что в окружающем мире надеяться, что человек – песчинка, его жизнь и смерть никого не волнуют, о нем никто не заботится – можно сказать, что сейчас это в той или иной степени общее ощущение, и оно обострено. И на этой почве – что тоже, в общем, типично – возбуждается интерес ко всевозможной мистике – от вольных толкований до исследований календаря индейцев майя, апеллируя к которому нам предрекали конец света в 2012 году.

Возникает чувство, что ровным счетом не на что надеяться, что человек – песчинка

Как относиться к подобного рода разговорам, слухам, «изысканиям» верующему человеку? С одной стороны, мы, в отличие от всего остального мира, совершенно твердо должны быть уверены в том, что рано или поздно всё предсказанное в Откровении апостола и евангелиста Иоанна Богослова обязательно сбудется. Более того, мы имеем четкое представление о том, что будет предшествовать кончине мира и как именно она будет происходить, потому что об этом в Откровении рассказывается. А с другой стороны, мы, опять же в отличие от всех остальных, имеем основание этих грядущих событий не бояться, ибо сказано в Евангелии: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше <…> знайте, что близко Царствие Божие (Лк. 21, 28, 31). Это слова Самого Христа, и они обращены именно к нам, а не к кому-то другому. Однако вместо этого мы видим, что именно в нашей среде – среде православных христиан – зарождаются порой самые нелепые панические слухи, возникает какая-то сумятица, которая никак не согласуется с тем, с какой ясностью, твердостью и молитвенной трезвостью мы должны были бы к конечности бытия этого мира относиться.

Выбираем то, чем живем

Какие духовные ошибки, помышляя о конце времен, совершают верующие люди? Прежде всего, это то, что можно было бы назвать верой в пророчества непророческого характера. Всё, что нужно было предсказать человечеству о кончине мира, предсказано в Священном Писании – никаких иных пророчеств и «дополнительных» откровений не будет. Поэтому, как только кто-либо начинает говорить, будто бы знает что-то еще, мы можем сразу себе сказать, что это неправда.

Еще одним распространенным заблуждением является убеждение, будто мир движется – или, по крайней мере, должен двигаться – по пути духовного расцвета. На самом деле мы не приближаемся, а удаляемся от того, что было духовным средоточием истории мира – мы очень мало вмещаем благодати, и в наши дни мы уже не видим той величайшей святости, которая была присуща ранней Церкви. Это оскудение, измельчание – закономерный процесс, который будет продолжаться и всё более усугубляться до конца времен. И в последние времена будут угодники Божии, как говорили святые отцы, но они будут среди других людей практически незаметны, ибо делание их «растворено смирением».

Всё, о чем говорится в Апокалипсисе, будет явлено людям совершенно очевидно

И еще одно заблуждение (а точнее, страх, с которым порой приходится сталкиваться) – это опасения верующих людей каким-то образом принять печать антихриста до того, как антихрист появится. Принять не в качестве выбора, а как-то ненароком, по недомыслию. В последние годы появилось даже лжеучение о «предпечати»: якобы человек, ничего толком не понимая, может принять ее, а потом придет антихрист и по умолчанию «проштампует» всех этих людей как «своих». Всё это нездоровые фантазии – никаких вероучительных оснований для них, безусловно, нет. Как и для утверждения о том, что человек может «не заметить» пришествия антихриста. Нет, всё, о чем говорится в Апокалипсисе, будет явлено людям совершенно очевидно. И каждый из нас, если так случится, что при нашей жизни настанет это время, будет делать выбор хотя и в критической для себя ситуации, но тем не менее осознанно и свободно.

И очень важно, что этот выбор, без сомнения, будет обусловлен и подготовлен всей нашей предыдущей жизнью – тем, какой выбор мы делаем ежедневно, ежечасно, порой даже ежеминутно. По сути, всё множество альтернатив сводится к двум: слушаем мы собственную совесть или же ею пренебрегаем.

Всемирный заговор?

С темой конца света бывает тесно связана тема тайных обществ – масонских или каких-либо других. Кто-то в это верит и объясняет для себя с этой точки зрения все общественные и нравственные процессы, кто-то это осмеивает и считает ерундой. И опять-таки, перед верующим человеком встает вопрос разумного к этому отношения.

Господь остановит бытие мира тогда, когда будет утрачен смысл этого бытия

Прежде всего, не нужно иллюзий: в мире, в котором мы живем, происходит непрекращающаяся борьба за власть, и только вместе с этим миром она закончится. И трудно предположить, что нет в нем тех людей, которые ведут борьбу, в том числе, за тайное мировое господство. Но конец мира, о котором мы говорим, не может быть подготовлен какой-либо политической силой, даже если это мировое правительство, да и не хотят эти силы никакого конца мира – они хотят земного царства. А приближает или отдаляет конец времен то, что происходит в нашем собственном сердце. Ибо Господь остановит бытие мира тогда, когда будет утрачен смысл этого бытия: когда на земле больше не будут рождаться люди, желающие и способные быть со Христом. И в этом смысле то недолгое страшное время, которое будет царствовать на земле антихрист, станет последней милостью Бога к падшему человечеству, ибо перед лицом абсолютного зла какая-то часть людей – может быть, ничтожная – все-таки поймет, Кто есть Господь, и в последний момент метнется к Нему.

Не поддаваться усталости

Что же касается антихриста, нужно, без сомнения, иметь в виду, что он возникнет не из ниоткуда – он возникнет из хаоса. Это очень эффективная и вполне понятная современному человеку технология: погрузить какую-либо территорию в состояние хаоса – разобщенности, ужаса, отчаяния, высочайшей смертности, – и когда у людей уже не останется ни сил за что-то бороться, ни надежд что-либо изменить, вывести на авансцену одну силу, одну личность, которая всё под собой объединит, беспорядок прекратит и получит благодаря этому всю полноту власти. Но вот только антихрист при этом потребует еще и отречения от Христа.

Он возникнет не из ниоткуда – он возникнет из хаоса

Очень большую роль в том, что антихрист будет человечеством воспринят, сыграет моральная усталость людей, желание переложить ответственность за свой выбор, за свою жизнь на чьи-то плечи, размытость критериев его оценки как личности и как правителя. И мы без каких-то тайнозрений можем видеть, что предпосылки ко всему этому в окружающем нас мире присутствуют. Разрушаются национальные традиции, разрушаются семейные традиции, разрушаются культурные традиции, а пространство без традиций похоже на голый лед, на котором человеку очень легко поскользнуться, очень трудно устоять и практически невозможно куда-то двигаться.

Как не поддаться этой внутренней усталости даже тогда, когда она становится, как это принято говорить, мировым трендом? Ответ может показаться простым: человек тем менее подвержен впадению в равнодушное состояние, чем более четко он старается в своей жизни различать добро и зло. Тяжелее всего, оказывается, не столкнуться со злом как таковым – тяжелее всего человеку приходится тогда, когда он словно блуждает по дебрям, не разбирая, в какой стороне тьма, а в какой – свет, и в окружающем мире, и в его собственном бытии. Поэтому, опять-таки, это различение должно для нас становиться навыком – ежедневным, ежечасным, ежеминутным.

Когда разрушается торжество суеты…

Можно ли воспринимать окружающую действительность, этот разрушающийся, кажется, в самых своих основах мир, без панического страха? Да – и непременно нужно. Мне, как священнику, доводится совершать отпевание – и нельзя бывает не заметить в толпе собравшихся не столько скорбные, сколько испуганные и подавленные лица людей, словно не ожидавших, что земное бытие кого-то из их близких может рано или поздно закончиться. Зачастую они не вникают в то, что в этот момент поется, – а поются в это время (если отпевание совершается полным чином) потрясающие по своей глубине слова: «Днесь разрушается лукавое торжество суеты…». Вся суета, которая наполняла жизнь этого человека, ушла, и осталось только настоящее. И так же – внезапно, одномоментно и навсегда – исчезнет однажды суета для каждого из нас, а когда-то – и для всего этого мира. Закончатся искушения, закончится боль, закончится скорбь. И Господь примет нас, будем уповать на это, в Свои объятия Отча.

Можно ли сегодня жить по-христиански?



Наша жизнь протекает в том времени, которое назначил ей Господь. Это время - Божия данность, и мы не властны сменить его на другое. В нем должны мы пройти свой путь спасения. Как, имея целью жизнь будущего века, можно и должно нам использовать время века нынешнего? Об этом мы сегодня беседуем с наместником Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандритом Алексием (Поликарповым)



Трудности или неудобства для спасения можно найти во всяком времени. И про наше время нельзя сказать, что оно - особенно затруднительно. Когда преподобному Серафиму Саровскому, а жил он почти двести лет тому назад, задали вопрос: «Почему так мало людей сейчас спасается?», он ответил: «Христос один. Он всегда был, есть и будет». То есть спасение наше всегда совершается, когда спасаемся мы от греха, испол-няем Евангельские заповеди, очищаем себя от беззакония, и так наследуем жизнь вечную. Христос один и Тот же, но, по словам преподобного Серафима, у нас часто не хватает муже-ства и сил, чтобы понуждать себя к спасению. Сказано в Еван-гелии: Царство Небесное силою берегся, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 1 2), то есть те, кто понуждает себя. Область же понуждения, говорят святые отцы, должна распространяться на все. На большое и на малое.


Если при мысли о пути спасения, о христианской жизни, в на-шем сознании сразу являются великие и страшные подвиги, ко-торые совершали святые, нам, конечно, кажется, что нам это не под силу. Но у каждого из нас подвиг свой. И суть его в том, что мы, побуждаемые любовью ко Христу, побуждаемые страхом Божиим, побуждаем себя жить no -Божьи. Во всем: в большом и в малом. Апостол нам говорит: Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). И если человек, совершая всякое свое дело, будет совершать его во славу Божию, а начиная любое предприятие, станет осмысливать его: п o -Божьи ли оно задумано или нет, то все дела его будут хрис-тианскими. И он преуспеет в своем спасении.


И все же, наверное, есть какие-то особенности именно нашего времени?


Сегодня нет такого явного засилья атеизма, которое было у нас совсем недавно. Человек может исповедовать свою веру открыто, может сказать, что он христианин. Но опять же, если у него достаточно мужества. И лело не в том, что его будут терро-ризировать, а в том, что эти свои слова он должен будет засви-детельствовать жизнью. Действительно жить по-христиански. А если каждый из нас залает себе вопрос: Христианин ли я? Вот именно так, с большой буквы. Действительно ли я ученик Хрис-тов? То, конечно, многие должны будут сознаться, что хоть и чи-тают Евангелие, но далеко отстоят от него. Владыка Антоний Сурожский в одной из своих бесед привел такой пример. Однажды, человек далекий от христианства, от Церкви, попросил дать ему почитать Священное Писание. И когда он познакомился с Еван-гелием, то, может быть, резко, горячо, но так искренне сказал: «Да кто же вы такие после этого, если знаете эту истину и не жи-вете по ней?!»


Теория христианства сегодня доступна всем, есть возмож-ность проводить ее в жизнь. Однако, практика, зачастую, быва-ет вялой. Безволие наше...


Приходилось слышать термин: «потребительское христианство». Так говорят, когда люди приходят в церковь только для того, чтобы поставить свечку, потому что им что-то от Бога нужно. Придут в какой-то нужде, а потом опять «свободны». Что Вы скажете о таком явлении?


Бывает... Но я не склонен клеймить это позором. По-разно-му люди приходят в Церковь. Кто-то пришел по велению сердца. А кто-то - пережив жизненную трагедию, потеряв близких. Если человек чувствует, что близкие нуждаются в его молитвах, а ему самому необходимо утешение, он идет в храм. Кто-то приходит по велению ума. Ум запросил возвышенных истин, и человек, ра-зобравшись в себе, в своей жизни, приходит в церковь, чтобы найти доказательства своим мыслям.


Люди приходят в церковь для того, чтобы поставить свечку... Что ж, есть и такой образ благочестия: человек приходит в оп-ределенное время своей жизни в храм, ставит свечу, молится ка-кой-то своей молитвой и уходит. Хорошо это или плохо? Навер-ное, и не плохо на каком-то этапе. Но этот этап непременно нужно расширять. Чтобы уже приходить в храм осознанно и об-щаться с Христом не только обрядовым образом, но и по-друго-му: душой и сердцем. Такое общение изменяет человека, и мы часто можем наблюдать это. Вчера он заходил на минуту, чтобы поставить свечку, а сегодня стоит всю службу и вместе со всеми молится о «свышнем мире и спасении душ наших», «о благостоянии святых Божиих церквей», «о благорастворении воздухов и изобилии плодов земных».


Люди молятся о разном. Почему бы не быть и «потребитель-ским» молитвам? Молятся о здоровье, о детях, о семье. Кто-то пришел помолиться за кошечку свою, за собачку, как мы, быва-ет, слышим или читаем в записках. Нас это веселит немного и умиляет. Но и на такую молитву откликается Господь. Владыка Нестор, миссионер Камчатский, вспоминал, что когда-то в дет-стве молился, чтобы Господь помиловал его, маму, папу и собач-ку Ландышку. Всякая молитва приемлется Господом. И это хоро-шо. В духовной жизни плохо, когда мы стоим на месте. Когда возникает у нас пагубное привыкание, и наша вера и церков-ность становятся неким ритуалом. Пусть даже необходимым, без которого мы и жить не можем, но, тем не менее - холодным и черствым. Когда вера превращается в ханжество - порочное со-стояние души, при котором человек имеет только внешние, об-рядовые формы православного. Имеющие вил благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 5).


Как же быть, чтобы избежать этого?


Надо чаще ставить себя перед Богом: Господь и я. Как я живу, no -Божьи или нет? И если есть разногласия между на-шей жизнью и Евангельскими заповедями, то стараться эти разногласия изживать. Для этого мы имеем такую помощь Божию, как Таинство Исповеди, в котором мы открываем перед Ним свою душу, и Таинство Причащения, в котором мы со-единяемся со Христом. В церковных таинствах Господь дает нам силы и мужество противостоять греху, укрепляет нашу веру.


В обществе в последнее время активно развивается эгоизм. И к нему уже не относятся как к чему-то негативному. Напротив, и телевидение, и светская печать, и, особенно, реклама пропо-ведуют любовь к себе как самую удобную и перспективную жизненную позицию. Иногда «инфицированными» такими на-строениями оказываются и церковные люди. Что можно им ска-зать?


Эгоизм как жизненная позиция не может быть перспектив-ным. Разве что ненадолго. Когда заботы о личной выгоде, о сво-их удобствах делаются ведущими в нашей жизни, то из нее неиз-бежно ухолит любовь к близким и ко всем окружающим. А затем уходит и Христос. Какие же тут перспективы? «Без Бога ни до по-рога», - говорят в народе. А прилет ли на помощь к нам Господь в каких-то наших делах, если мы во всем руководствуемся не лю-бовью, которую должны проявлять к ближнему, а лишь своими эгоистическими соображениями?


Где люди заняты только собой, думают только о себе, любу-ются только собой, непременно рождаются равнодушие и черст-вость. Общество, можно сказать, «черствеет». Узаконивается принцип: моя хата с краю. А Христос говорит нам, что мы не мо-жем быть равнодушными к ближнему, и хата наша не может быть с краю.


Интересны в связи с этим мысли старца Паисия Афонского, который говорит, что равнодушный человек не может стать ни монахом, ни семьянином. Вообще получается, что равнодушно-му человеку трудно быть хорошим христианином. Потому что христианство познается по любви. По любви к Богу, по любви к ближнему и по разумной любви к самому себе.


Старец Паисий говорил о себе, что когда он, живя на Афо-не, выходил из своей кельи, то всегда прислушивался: нет ли где бедствия, и принюхивался, а тогда часты были пожары, - не пахнет ли гарью. Помочь он особо ничем не мог, но мог помо-литься. Это пример, как должен человек относиться к себе и к окружающему миру. В христианской жизни важно не только исключить руководство страстей, но «включить» руководство любовью.


Преподобный авва Дорофей в своих поучениях приводит за-мечательную схему, в которой показаны отношения людей к Бо-гу и друг к другу. Круг, в его центре - Бог, люди по радиусам идут к Богу и становятся ближе друг к другу. То есть, чем ближе к Богу - тем ближе между собой, чем ближе между собой - тем ближе к Богу.


Как Вы считаете, появились ли в сегодняшней жизни какие-то новые грехи?


Появилось больше соблазнов. И возможностей им следовать. Наркомания, зависимость от игровых автоматов, компьютерная зависимость, когда компьютеры используются не во благо. По-рой телевизор становится хозяином души и тела человека. А то вот еще телефономания. У женщин особенно. Можно сказать, что это новые грехи. Но сопротивляться им надо так же, как и старым. А чтобы Господь помогал нам, хранил нас от греха, нужно во всяком действии давать себе отчет: правильно ли я посту-паю, не пора ли мне на исповедь.


Прежде, когда была хотя бы всеобщая относительная чисто-та нравов, люди иначе смотрели на свои отношения друг с дру-гом. Иначе смотрели на супружеские устои, на созидание семьи, на хранение верности. Сейчас и мужчины, и женщины слишком легко к этому относятся. Обвинять их, клеймить позором, я ду-маю, не стоит. Жизнь дает свои уроки, и не всегда лучшие. Сей-час много нечистой, греховной информации. Идет она не толь-ко из средств массовой информации, но и от окружающих. Раньше было не принято говорить о своих грехах, их скрывали, сейчас люди стесняются намного меньше.


Активная гражданская позиция. Уместна ли она для православ-ного человека?


Активно реагировать на антихристианские, антиобществен-ные явления нужно. Говорят, что молчанием предается Бог. Но реакция должна быть уместной. Если ты считаешь должным что-то сказать, и при этом знаешь, что тебя услышат, го сказать нуж-но. Если ты как-то иначе хочешь свидетельствовать свою пози-цию, и это твое свидетельство может изменить ситуацию, то поступай, как считаешь нужным, по сердцу. Но в Священном Писании есть такие слова: Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя (Притч. 9, 8). Не лишнее иметь их в уме. Иногда ситуация может быть изменена или, хотя бы, разрежена, упрошена твоими сло-вами. А иногда ты знаешь заведомо, что будет только всплеск твоих эмоций и не более того, и реакция на твои действия будет отрицательной, тогда лучше удержаться. Словом, действовать необходимо еще и по разуму.


Но если в своем бездействии и молчании человек руковод-ствуется страхом, эгоизмом или ленью, то, конечно, он будет не прав.


Появилась информация, что молитвословы будут переводить на русский язык. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому вопросу.


Бывает, что человек молится и своими словами, и Господь его слышит. Келейная, домашняя молитва может быть и на рус-ском языке. А что до перевода... Если кому трудно читать на церковно-славянском, то можно сначала прочесть толкование мо-литв. Чтобы не язык сводить до нашего уровня, а самим подтягиваться до церковно-славянского языка. Хотя где-то уме-стны и переводы, чтобы человек мог себя выражать привычными словами. Но дома. Богослужебный язык - это сокровище, кото-рое нам необходимо хранить. Русификация языка вполне может привести к вульгаризации, к огрублению, а это, в свою очередь, может ослабить духовные основы.


Приходилось слышать от молодых людей, что христианство сей-час не жизненно, потому что христианство - это когда ничего нельзя. Что Вы ответите на такое высказывание?


Почему это христианство - когда ничего нельзя? Такой ве-ликий последователь Христа, как апостол Павел, сказал: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ни-что не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12). Если речь идет о жизненных удовольствиях, то все можно, но в меру. А если ме-ры нет, то это уже страсть.


Конечно, в молодости все интересно, все хочется попробо-вать, везде успеть. Но если хочешь чего-то добиться, необходи-мо себя ограничивать. Вот если у реки широкий путь, то она -мелкая. Течет, течет, да и теряется в заводях. А если путь узкий, сжат берегами, то река глубже. Она с трудом, но пробьет себе русло и притечет куда-нибудь.


Каждый человек руководствуется в жизни своими ценностя-ми. Если центр моих ценностей - Бог, то и все в мире я прове-ряю, Божие ли оно, Христово ли? И если да - то это мое и мож-но. А если нет - не мое. Когда же в центре ценностей - одни наслаждения, то и высшее образование покажется нежизнен-ным. Ведь когда учишься, тоже многое нельзя. Кому-то и табли-ца умножения может показаться нежизненной. Тоже ведь нель-зя, чтобы трижды семь получилось сорок.


В современном мире развод стал привычным решением неудач-но сложившейся семейной жизни. Церковь всегда стояла на страже семьи, и негативно относилась к разводу. Но стоит ли продолжать семейную жизнь, если оба супруга, как говорится, терпеть друг друга не могут?


То, что они терпеть друг друга не могут, не означает, что они друг другу не подходят. А только то, что у них нет терпе-ния. А это не мотивация для развода. Ну, предположим, они развелись. Она не терпела Петю, а потом выйдет за Ваню - теперь его нужно терпеть. Сможет она? Вопрос. И вопрос большой. Оно так и случается: по нескольку раз на одни и те же грабли наступают.


Христианин или христианка, прежде всего, должны обратить свое внимание на себя. Бороться со своими недостатками, изжи-вать свои страсти, чаше бывать на исповеди. Призывать на по-мощь Бога. И стараться, с Божией помощью, сохранить семью. Но это - труд. И серьезный труд.


Конечно, если человек вступает в брак только для того, чтобы получать удовольствия, то когда эти удовольствия, по тем или иным причинам, кончаются, он уже видит свое пребывание в семье бес-смысленным. Да и само бытие его семьи кажется ему бессмыслен-ным. Но это - не по-христиански. Христианин знает, что вступает в брак не только для радостей. И не только утешение он будет иметь в семье. Брак это крест. Крест жизни вдвоем, крест смире-ния перед своей половиной, крест терпения ее недостатков. Православные супруги вдвоем несут этот крест и идут во след Христа.


В чем Вы видите основную проблему современной семьи?


Именно в недостатке терпения. В том, что нет привычки ус-тупить, промолчать. Поучать и обличать своих домашних можно и нужно, но с любовью к ним, со снисхождением к их слабости. И здесь не так важно правильное слово, как удачно выбранное для него время.


В правильной православной семье, обычно, главой бывает муж. Но что делать, если по жизненным обстоятельствам или по ха-рактеру, жена - генерал, а муж - рядовой?


Если воспользоваться этим сравнением, то замечу, что гене-рала без армии, состоящей из рядовых, быть не может. Если в се-мье «генерал» командует, а «армия» подчиняется и все довольны друг другом - то такая семья живет и благоденствует. Но жена, при своем «генеральстве», должна иметь к мужу снисхождение и любовь, а он, в свою очередь, ценить жену за то, что она взяла на себя какие-то его тяготы и проблемы. Хотя и при таком по-ложении она должна помнить, что глава семьи, все-таки — муж. И в жизни могут быть, даже обязательно будут, ситуации, когда ей придется ему подчиниться.


А если в такой семье муж, не имея каких-то талантов, не имея твердости, а, прежде всего, не имея мудрости христиан-ской, будет время от времени спрашивать: «Кто в доме хозяин?», да еще кулаком по столу... Но при этом он ни жизнью своей, ни мудрым поведением, ни делами не может показать, что он —дей-ствительно хозяин. Тогда, что ж, супругам остается одно - тер-петь друг друга. И все.


Скажите, есть ли особенности поведения женщины в храме?


В Русской Православной Церкви принято, чтобы девушки и женщины приходили на богослужения в скромной одежде, при-крывающей все ее тело, с покрытой головой и без косметики. В некоторых храмах женщины стоят слева, а мужчины - справа. Этот обычай особо уместен во время поклонов. Конечно, сейчас на Западе, да и у нас иногда в храм приходят женщины в брюках и без платка... Но наша традиция кажется мне целомудренней, чище. Она, можно сказать, освящена десятью веками христиан-ства на Руси. Мы основываем ее на словах Апостола, что укра-шение женщины не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в не-тленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3, 3-4).


И здесь есть повод сказать еще об одной особенности пове-дения христианки в храме - о молчании. Порой на службу при ходит женщина не соответствующе одетая. По неведению, или оттого, что у нее сложился такой особый взгляд на себя и она по-другому одеться не может. А на нее из-за этого шикают, грубо одергивают, случается, и прогоняют. Вот такое активное «благо-честие» некоторых церковных прихожанок, конечно, неуместно. Тут как раз можно вспомнить апостольскую заповедь: жены ва-ши в церквах да молчат (1 Кор. 14, 34).


А как относиться к женским брюкам? Можно или нельзя?


Если отвечать можно или нельзя, то необходимо указать -где об этом сказано. А о женских брюках нигде не сказано. В Священном Писании упоминается лишь, что женщина не мо-жет носить мужскую одежду. Но по тому времени брюк не но-сили ни женщины, ни мужчины. Однако, в народных костюмах христианских стран женских брюк мы нигде не встретим. Рус-ская традиция тоже представляет женщину в юбке или платье. Зачем ее ломать?


Но если какая-то женщина хочет отстоять свое право на брю-ки... Что ж, пожалуйста. И в храм, если иначе не может, пусть приходит в привычной одежде. Но пусть приходит. А там, со временем, ее сознание будет меняться, и она увидит, что хоро-шо, а что неуместно.


Насколько дети должны слушаться родителей, и до какого воз-раста?


Дети должны слушаться своих родителей всегда. А насколь-ко?.. Младенца, конечно, никто не спрашивает. Его просто пеле-нают, упаковывают, распаковывают. Он может выражать свое неудовольствие, но мама на это мало обращает внимания. Но постепенно дитя растет, и вместе с тем растет его послушание. Послушание должно быть основано на любви. И потому оно за-висит как от детей, так и от родителей.


Иногда, в больших семьях, где есть уже совсем взрослые дети и старички-родители, родители все свои заботы и дела пе-рекладывают на детей. А дети всем занимаются и обо всем за-ботятся. Кормят, поят, холят и покоят родителей. И если такие взрослые дети уважают себя, уважают своих родителей, то они слушают их всегда. И слово родителей для них бывает значимо, серьезно и важно. В любом возрасте.


Бывает, к примеру, совсем старенький папа, уже может быть, несколько не в себе, скажет сыночку: «Ты уж там помедленнее». А любящий сын прислушается: «Почему это - помедленнее? Мо-жет ему так возвестилось? Может помедленнее и лучше?» И ста-нет помедленнее свое дело какое-то делать. А там, глядишь - оно и хорошо вышло.


Как защитить ребенка от негативной информации, которую он может получить в школе от других детей или даже от педагога?


Хорошо, когда ребенок дружит со своими родителями. При-дет из школы и все им расскажет. Тогда они смогут предосте-речь его.


Отправляя ребенка в школу, мама должна обязательно мо-литься. Чтобы Господь хранил ее дитя. Послал Ангела мирна, который охранял бы его. Мама должна благословить ребенка, чтобы его головка была вместилищем добрых знаний, чтобы он был благонравным. И не просто говорить: нельзя этого или то-го делать. Он уже, наверное, знает эту памятку наизусть. А вот так помолиться... Вместе с ним, может быть. От сердца прочи-тать краткую молитовку, чтобы Господь услышал и маму и ре-бенка. Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попроси ли булет им от Отца Моего Небес-ного (Мф. 18, 19).


Как относиться к так называемому гражданскому, то есть не зарегистрированному браку?


Негативно. Мы знаем, что юноша и девушка но должны иметь физической близости до церковного брака. Л венчать мы можем только после гражданской регистрации. Так что - сначала реги-стрироваться, потом венчаться, и это будет семья.


Частая история. Девушка полюбила молодого человека. Хоро-шего, но не верующего. Ей кажется, что в браке она сможет при-вести его к вере. Насколько это реально, на Ваш взгляд?


Все надо решать до брака. А когда уже в браке идет выяс-нение отношений, тем более на религиозной, духовной почве, на почве веры, - то это очень непросто. Конечно, случается, что человек в этом смысле растет, глядя на свою половину. Но лучше, если это совершается до брака, когда, кажется, слома-ны все копья, кажется, выяснены все вопросы, узнаны харак-теры друг друга. Тогда: Господи, благослови!


Если он хороший человек, и она видит свое счастье только с ним, и не видит для себя никаких препятствий - тогда уж по-здно и совета спрашивать. Только вот говорят: замуж - не на-пасть, лишь бы замужем не пропасть. Я знаю одну женщину, сейчас она уже пожилая, а когда была помоложе, с горечью говорила: «У меня с мужем нет ни одного разделенного таин-ства, кроме Таинства Брака». Она из церковной семьи, верующая, и, видимо, в свое время он пошел ей навстречу и они по-венчались. Но и все. Духовной общности у них не было. И ей это было горько.


Есть еще слова Апостола, что мужья, не покоряющиеся сло-ву, могут быть приобретены для Церкви повиновением и жи-тием жен своих... когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Пет. 3, 1-2). Можно на них основать свое упование. Но тогда верующей жене нужно неукоснительно являть в се-мье это богобоязненное житие . Быть послушной, не возно-ситься, не пилить постоянно мужа за то, в чем он не прав. Мо-литься о нем, во всем быть примером христианской жизни: верности, любви и согласия. Тогда, возможно, и муж последу-етза ней.

С архимандритом Алексием Беседовал


Протоиерей сергий Николаев


В прошедшие века, например в России XIX в., православное мировоззрение было частью православной жизни и поддерживалось окружающей действительностью. Даже не было нужды и говорить о нем, как о чем-то отдельном, – все жили по-православному, в согласии с окружающим православным обществом. Во многих странах само правительство исповедовало Православие; оно было центром общественной деятельности, и сам Царь или правитель исторически был первым православным мирянином, обязанностью которого было подавать своим поданным пример христианской жизни. В каждом городе были православные церкви, и во многих из них службы совершались ежедневно, утром и вечером. Монастыри были во всех больших городах, во многих меньших городах, за их пределами, в деревнях, в удаленных и пустынных местах. В России было более тысячи официально зарегистрированных монастырей, не считая других общин. Монашество было общепризнанной частью жизни. Действительно, в большинстве семей кто-нибудь – сестра или брат, дядя, дедушка, родственник – был монахом или монахиней, не говоря уже о других примерах православной жизни, странниках и Христа ради юродивых. Весь образ жизни был пронизан Православием, центром которого, конечно, было монашество. Православные обычаи были частью повседневной жизни. Большинство повсеместно читаемых книг были православными. Сама повседневная жизнь для большинства людей была трудной: им приходилось много работать, чтобы прожить, надежды на жизнь были невысоки, не была редкостью – все это подкрепляло учение Христа о реальности и близости другого мира. В таких обстоятельствах жить по-православному означало то же, что и иметь православное мировоззрение, и мало было необходимости говорить об этом.

Сейчас все изменилось. Наше Православие – это островок среди мира, живущего по совершенно другим принципам, и с каждым днем эти принципы все более меняются в худшую сторону, все более отчуждают нас от него. Многие люди подвергаются искушению разделить свою жизнь на две категории: повседневная жизнь на работе, с мирскими друзьями, в мирских делах, и Православие, по которому мы живем по воскресеньям и в другие дни недели, когда у нас есть для этого время. Но если взглянуть пристальнее, мировоззрение такого человека часто представляет собой странную комбинацию христианских и мирских ценностей, которые на самом деле не смешиваются. Цель этого доклада – показать, как живущие сегодня могут начать делать свое мировоззрение более ценным, делать его всецело православным.

Православие – это жизнь. Если мы не живем по-православному, мы просто не православные, вне зависимости от того, к какой вере мы формально принадлежим.

Жизнь в нашем современном мире стала очень искусственной, очень неопределенной, очень путанной. Православие, действительно, имеет свою жизнь, но оно также не столь уж далеко от жизни окружающего мира, и поэтому жизнь православного христианина, даже когда он действительно православный, не может не отражать ее так или иначе. Какая-то неопределенность и путаница проникли теперь даже и в православную жизнь. Давайте попытаемся взглянуть на нашу современную жизнь, чтобы посмотреть, как лучше могли бы мы выполнить наши христианские обязанности, вести жизнь не от мира сего даже в эти ужасные времена и иметь православный взгляд на свою сегодняшнюю жизнь, который позволит нам в эти времена выжить и сохранить в целости нашу веру.

Жизнь сегодня стала ненормальной

В то же время наше отношение к людям должно быть отношением любви и прощения. Сейчас в православную жизнь вкралась некоторая жестокость: «Это еретик, не общайся с ним», «Этот, возможно, православный, но с уверенностью утверждать нельзя», «А вот тот явно шпион». Никто не станет отрицать, что сейчас окружена врагами и что есть некоторые, кто не прочь воспользоваться нашим доверием. Но так было с апостольских времен, и в этом практическом отношении христианская жизнь всегда была чем-то рискованным. Но даже если иногда нами и пользуются, и мы должны проявлять осторожность, все же мы не можем отказаться от нашей основной позиции любви и доверия, без нее мы потеряем основу основ нашей христианской жизни. Мир без Христа недоверчив и холоден, но христиане, напротив, должны быть любящими и открытыми, а иначе мы потеряем соль Христову в себе и станем подобными миру, годными для того, чтобы нас выбросили и попирали ногами.

Немного смирения при взгляде на себя помогло бы нам быть более великодушными и прощающими ошибки других. Мы любим осуждать других за странность их поведения; мы называем их «cuckoos» или «тронутыми новообращенными». Действительно, мы должны беречься по-настоящему неуравновешенных людей, которые могут принести большой вред Церкви. Но какой православный серьезный христианин сегодня немного не «тронутый»? Мы не соответствуем обычаям мира сего, а если и соответствуем им в сегодняшнем мире, то мы уже не являемся подлинными христианами. Подлинный христианин не может чувствовать себя своим в миру и не может не казаться себе и другим немного «тронутым». Во многих странах достаточно придерживаться идеала христианства не от мира сего или креститься взрослым, чтобы попасть в сумасшедший дом, а эти страны торят дорогу всему миру.

Поэтому не будем бояться, что в миру к нам станут относиться как к несколько «тронутым», и будем продолжать хранить христианскую любовь и прощение, которые мир никогда не сможет понять, но в которых, в глубине сердца, он нуждается и которых даже жаждет. Наконец, наша христианская позиция должна быть – назову по недостатку лучшего слова – невинной. Ныне мир придает большое значение сложности, житейскому опыту, «профессионализму». Православие не придает этим качествам никакой цены, они убивают христианскую душу. И все же эти свойства непрестанно проникают в и в нашу жизнь. Как часто приходится слышать, особенно от восторженных новообращенных, о желании поехать в большие центры Православия, в соборы и монастыри, где собираются тысячи верующих и разговор повсюду идет на церковные темы, и можно почувствовать, как все же важно Православие. Это Православие есть лишь маленькая капля в ведре, если взглянуть на все общество в целом, но в этих больших соборах и монастырях столько народа, что кажется, что Православие действительно преобладает. И как часто видишь этих людей в жалком состоянии после того, как они удовлетворили свое желание и возвратились из «великих центров Православия» угрюмые и разочарованные, наслушавшиеся мирских церковных сплетен, полные осуждения и озабоченные лишь тем, чтобы быть «православными», «соответствующими» и по-мирски опытными в вопросах церковной политики. Одним словом, они потеряли свою невинность, свою неотмирность, были сбиты с толку из-за своей завороженности мирской стороной церковной жизни.

В разных формах это искушение встает перед нами всеми, и мы должны бороться с ним, не позволяя себе переоценивать в Церкви внешнее, но всегда возвращаясь к «единому на потребу» Христу и спасению наших душ от этого рода лукавого. Мы не должны закрывать глаза на происходящее в мире и в Церкви – нам нужно знать это ради самих себя, но наше знание должно быть трезвым, простым и прямодушным, а не усложненным и мирским.

К сожалению, о христианской нравственности среди людей, неблизких к Церкви ходит немало ложных стереотипов. И часто такие невежественные стереотипы мешают человеку понять, что же в действительности представляет собой жизнь христианина, что она не исчерпывается хождением в храм и проставлением свечек.

А человек, который захочет жить христианской жизнью, не понимая смысла и принципов её, рискует совершить ошибку. Например, бывает так, что человек, не знающий смысла христианской жизни, попробовав походить в храм и следовать заповедям, потом разочаровывается и отходит от Церкви.

Тут можно вспомнить из нашей истории «картофельные бунты» - когда крестьяне сажали только что появившуюся в России картошку, но не знали, что нужно употреблять в пищу её клубни, и пытались есть ядовитые картофельные плоды, - что приводило к отравлениям. Тогда они гневались на картошку и на правительство, которое её ввезло, и категорически отказывались её сажать.

В такое глупое и опасное положение ставит людей невежество и ошибочные представления о том, чего они не знают! Но когда невежество было удалено и они разобрались, как нужно относиться к этому растению, картошка стала едва ли не самым излюбленным блюдом в русских семьях.

Чтобы избежать подобных ошибок, разберём вкратце три основных заблуждения о христианской жизни, которые встречаются чаще всего.

Заблуждение первое

Многие люди ошибочно воспринимают христианскую нравственность только как некий свод правил. Рассматривая её так, они любят говорить, что этот свод правил, пусть даже и красив, но совершенно невыполним.

Ведь по нашим временам даже ветхозаветные заповеди «не убивай», «не прелюбодействуй» и «око за око» для иных кажутся неподъёмными, что же говорить про заповеди Христовы, которые, по всеобщему мнению, задают гораздо более высокую планку требований: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую » (Мф. 6: 21-22; 27-28; 38-39).

И если нецерковный человек соразмеряет эти заповеди со своими силами, то такие правила многим кажутся совершенно неподъёмными.

Ошибка состоит в том, что эти люди не учитывают самого главного, а именно, что чадам Церкви Бог даёт не только заповеди, но и силу для их исполнения .

Некоторые люди думают, будто евангельские заповеди неисполнимы в принципе, и что будто Бог дал их людям не для того, чтобы они их исполняли, а как некий идеал, к которому можно стремиться, но которого никогда нельзя достигнуть, и чтобы от осознания невозможности достижения этого идеала люди осознавали своё ничтожество, и таким образом стяжали смирение.

Но подобный взгляд не имеет ничего общего с истиной, он извращает сам смысл христианства.

Евангелие означает в переводе «благая весть», или, если совсем по-современному, «хорошая новость» - но что же может быть хорошего в новости о том, что люди ничтожны и не годны ни на что, кроме осознания своей ничтожности? И разве можно назвать добрым господина, дающего приказы, которые заведомо невозможно выполнить, но при этом выполнение их ставится условием для спасения?

Такие люди уподобляют Бога фашистскому офицеру из фильма «Лабиринт Фавна», который перед допросом арестованному партизану-заике говорит: если ты сможешь сосчитать до трёх, ни разу не заикнувшись, мы тебя отпустим. А если не сможешь, - будем пытать. И партизан старается, выговаривает «один», «два», а на «три» заикается. И офицер разводит руками, мол, видишь, сам виноват…

Нет, истинный Бог, повелевающий «солнцу Своему восходить над злыми и добрыми » (Мф. 5 :45) и «дающий всем просто и без упреков » (Иак. 1 :5), Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1Тим. 2 :4), - совсем не таков.

Для отражения реального положения вещей уместнее другое сравнение - отец, который увидел, что сын свалился в глубокую яму, он сбрасывает ему верёвку и даёт заповедь: встань, возьмись за нижний конец верёвки, и я тебя вытащу. Как видим, спасает всё равно отец, но если сын не исполнит полученной заповеди, то не спасётся.

И по-настоящему добрая весть Евангелия состоит в том, что из ямы греха, проклятия и смерти действительно можно выбраться, что больше нет преграды между человеком и Богом, что во Христе Иисусе нам стало возможно «быть неукоризненными и чистыми чадами Божиими » (Фил. 2 :15), «ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса » (Гал. 3 :26). И чтобы верующему, крестившемуся человеку стать чадом Божиим, ему нужно удалить из себя единственное, - личные грехи и порождающие их страсти, что как раз и достигается соблюдением заповедей. Всё равно что встать и взяться за конец сброшенной верёвки. И это тоже стало возможным для каждого, и в этом также состоит добрая весть Евангелия.

Благодаря тому, что вочеловечившийся Бог совершил две тысячи лет назад на кресте, абсолютно каждый человек теперь может исполнить все заповеди, и тем уподобиться Тому, Кто призвал: «будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят » (Лев. 20 :7). Каждый может стать святым. И заповеди - это не мираж, которым можно любоваться лишь издали, а конкретные инструкции по достижению подлинной святости.

И если относиться к ним как к практической инструкции, то легко увидеть, что Христовы заповеди даны вовсе не для усложнения, а для облегчения борьбы с грехом, поскольку объясняют, как добиться совершенного исполнения заповедей, данных в древнем законе.

Если Ветхозаветный закон предостерегал, главным образом, от внешних проявлений зла, то Господь Иисус Христос научил определять и отсекать сами корни грехов. Своими заповедями Он открыл, что грех зарождается в нашем сердце, и потому надо начинать борьбу с грехом с очищения сердца от дурных желаний и мыслей, так как «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15 :19-20).

И Он, повторим, не только объяснил, как это делать, но и даёт силы это делать. Даже апостолы, услышав впервые Христовы заповеди, удивились их кажущейся неподъёмности, но услышали: «человекам это невозможно, Богу же возможно всё » (Мф. 19 :26). И для того, кто соединяется с Богом, уже не остаётся ничего невозможного. «Всё могу в укрепляющем меня Христе » - свидетельствует апостол Павел (Фил. 4 :13).

Это важнейшее и краеугольное отличие христианской нравственности от всякой другой.

Любая иная нехристианская и даже внерелигиозная нравственность, как раз является не более чем списком правил, чем-то отличающихся, а в чём-то совпадающих.

Но само по себе внерелигиозное воспитание и внерелигиозная нравственность не дают человеку силы стать хорошим. Они лишь дают информацию о том, что считается хорошим в данном обществе. И у каждого человека, который получает такую информацию, есть выбор: либо стать хорошим человеком, либо выглядеть хорошим человеком.

У каждого человека сохраняется свобода воли, так что он искренне может стараться стать хорошим человеком, но по-настоящему добиться этого без помощи свыше у него не выйдет. Как говорил преподобный Макарий Египетский, «душа может противиться греху, но победить или искоренить зло без Бога не может» .

И тогда остаётся либо выглядеть хорошим человеком, тщательно скрывая свои несовершенства от других, - как душевнобольной, сознающий свою болезнь, может стараться на людях скрывать её проявления, но здоровым от этого не становится, - либо сократить число нравственных требований до такого минимума, который по силам падшему человеку, - как, например, прыгун с шестом, безуспешно пытающийся на тренировке побить мировой рекорд, может подойти и снизить планку до своего уровня, после чего успешно перепрыгнуть, но этот жалкий самообман не сделает его чемпионом.

Всякая иная нравственность как свод правил по сути есть то, о чём говорил апостол Иаков: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? » (Иак. 2 :15-16)

Но православная нравственность иная. Потому что в Церкви человеку даётся не только совет: «делай», но и, посредством таинств, силы к тому, чтобы сделать. И даётся абсолютно каждому человеку, который захочет такую силу взять.

Заблуждение второе

Это заблуждение связано с тем, что некоторые люди не понимают суть христианской нравственности и смысл исполнения заповедей. Они думают, что их нужно исполнять потому, что это традиция нашего народа и наших предков, или потому, что исполнение заповедей послужит оздоровлению жизни общества. Или же просто говорят: «это нужно делать, потому что Бог так сказал», не пытаясь понять смысл того, что нам предписано и почему Бог это нам предписал.

Такие ответы не являются удовлетворительными, потому что по существу ничего не объясняют, и не дают ясного представления о том, почему нужно исполнять заповеди.

Тогда как смысл этот есть, и он очень глубокий.

И для тех, кто отвечает Богу «да», исполнение заповедей обретает глубочайший смысл - оно и становится этим ответом и способом соединения с Богом.

Ведь мы, на самом деле, почти ничего не можем принести Богу, почти ничем не можем ответить Ему «да» - мы созданы Им, и всё, что у нас есть, получили от Него - таланты, имущество, семью, и даже само наше бытие, «ибо мы Им живем и движемся и существуем » (Деян. 17 :28).

Единственное, что мы можем дать Богу сами от себя - это добровольное исполнение Его заповедей, совершаемое не из-за страха и не ради корысти, а по любви к Нему. Сам Господь свидетельствует об этом: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди » (Ин. 14 :15).

Так что каждый раз, когда мы добровольно и сознательно соблюдаем заповедь Божию, даже самую маленькую, мы тем самым свидетельствуем о нашей любви к Богу; мы отвечаем Ему «да».

Исполнение заповедей - это всегда только то, что происходит между человеком и Богом. Если человек не крадёт или не убивает из-за того, что боится попасть в тюрьму, он не может сказать, что исполняет Божии заповеди «не убивай» и «не укради», ибо то, «что делается по страху человеческому - не угодно Богу» . Заповедь дана Богом и исполнение заповеди есть то, что добровольно и непринуждённо делается человеком ради Бога.

Исполнение заповедей - не вынужденное удовлетворение какой-то внешней необходимости, а проистекающее из внутреннего волевого решения дело любви к Богу. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем » (1Ин. 4 :16), «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей » (Ин. 15 :10).

Когда сын старается не шуметь, чтобы не разбудить уставшего после работы отца, или когда отец в голодное время отдаёт свой ужин сыну, или когда юноша покупает цветы, чтобы подарить их любимой девушке, - они делают так не потому, что их к этому понуждает общественная необходимость, или долг следования традиции предков, или даже какой-нибудь свод воспринятых ими правил, а просто по любви.

И поступая так, они совершенно свободны, поскольку действуют не по принуждению; все такие поступки суть вольные проявления любви.

Так и тот, кто соединяется с Богом в любви, становится подлинно свободным, творить заповеди для него так же естественно, как дышать воздухом.

Именно непониманием этого во многом объясняется расхожий стереотип неверующих и нецерковных людей, гласящий, что будто бы «жить по заповедям - это жить несвободно, а жить во грехах - это свобода».

Тогда как на самом деле всё наоборот.

В этом способен убедиться всякий, заглянув в себя. Как может зло приносить свободу, если после него так тяжело на душе? Как может ложь приносить свободу, если она не успокаивает сердце, которое жаждет истины?

Сказано: «познаете истину, и истина сделает вас свободными » (Ин. 8:32). «Я есть Истина» - свидетельствует Господь Иисус Христос (см. Ин. 14 :6). Познание Христа и соединение с Ним в любви даёт подлинную «свободу славы детей Божиих » (Рим. 8 :21). Как говорит апостол Павел, «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною » (1Кор. 6 :12).

А тот, кем что-то обладает, и кто не в силах отказаться от того, что ему неполезно, разве может быть назван свободным? Сколько людей испортили себе жизнь из-за того, что не могли отказаться от нездоровой пищи, хотя знали, что она не полезна для них, пытались отказаться, но проиграли в битве с чревоугодием.

Разве это свобода?

Нет, это настоящее рабство! Именно так, потому что «всякий, делающий грех, есть раб греха » (Ин. 8 :34), «ибо, кто кем побежден, тот тому и раб » (2Пет. 2 :19).

В одной старой шутке рассказывается, как алкоголик, подходя к винному магазину, подумал: «вот, жена говорит, что я совсем спился, не могу даже пройти мимо винного магазина, чтобы не зайти туда. Это не так!» Идёт мимо входа, затем ещё несколько метров, и говорит: «ну вот, я доказал, что запросто могу пройти мимо. Значит, никакой зависимости у меня нет. Это стоит отметить» - и возвращается в магазин, чтобы купить бутылку.

В этом - вся «свобода» грешников.

Конечно, у опустившегося алкоголика тоже есть своя «свобода» - к примеру, при выборе, купить ли одеколон «Гвоздика» или одеколон «Русский лес», - но никто из находящихся в здравом уме не поставит на один уровень такую «свободу» с подлинной свободой от алкогольной зависимости.

Так и «свобода» выбора между разными видами греха ни идёт ни в какое сравнение со свободой от греха.

И каждый, на самом деле чувствует это, и понимает, что подлинная свобода лучше. Это, например, видно по тому, что часто даже нецерковные и неверующие люди с большим уважением относятся к известным им православным подвижникам, старцам. Их восхищает и притягивает святость, достигаемая только жизнью со Христом и во Христе. Их души обоняют аромат свободы, любви и благой вечности, источаемый душами тех, кто добровольным исполнением заповедей отвечает Богу «да».

Заблуждение третье

У многих людей, к сожалению, представление о христианской нравственности и средствах к её достижению сводится исключительно к списку отрицаний - не делай того и того; нельзя то и это.

Видя такой список, человек нецерковный мысленно применяет его к своей жизни, вычитает из неё всё, поименованное в списке, и задаётся вопросом: а что же, собственно, тогда от моей жизни останется и чем заполнить образовавшиеся в ней пустоты?

Отсюда, кстати, во многом проистекает такой общественный стереотип, что будто бы жизнь нравственного человека непременно скучна и пресна.

В действительности же скучна и тосклива как раз жизнь человека безнравственного. Грех, как наркотик, лишь временно помогает забыться и отвлечься от этой тоски. Неудивительно, что грешник, мысленно представивший собственную жизнь без этого наркотика, понимает, что столкнётся тогда с зияющей пустотой и бессмыслицей, которую она и представляет собой на самом деле, и страшится этого, и снова бежит ко греху, как «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи » (1 Пет. 2 :22). Приходят на память слова преподобного Исаака Сирина, - он сравнивал грешника с псом, который лижет пилу, и, пьянея от вкуса собственной крови, не может остановиться .

Но Господь в Священном Писании предлагает гораздо большее - «уклонись от зла и сотвори благо » (1 Пет. 3 :11). Иногда в разговорах о нравственности акцент ставится на первой, «отрицательной» части этой заповеди, тогда как вторая, раскрывающая положительную перспективу новой полноты жизни, не менее важна.

Некоторые думают, что это предписание имеет хронологическую последовательность, то есть, сначала нужно уклониться от зла, а уже потом приступать к творению добра, но на самом деле это вещи взаимосвязанные - творение добра помогает уклоняться от зла, и уклонение от зла оставляет больше возможностей творить добро.

Заповедь «сотвори благо» показывает, что у Бога есть для каждого человека перспектива изобильной, насыщенной, интересной и благодатной жизни. Совершаемое ради Бога добро делает жизнь осмысленной.

Как человеку, погрязшему в грехах, почти некогда заниматься доброделанием, так и человеку, ради Бога и с Богом творящего благо, становится уже не до греха. Не потому, что он каждую минуту сидит и трясётся: «ох, как бы не согрешить, как бы не сделать того, как бы не впасть в это», а потому, что чем больше добродетель и благодать Божия вливается в его сердце, тем меньше места в нём остаётся для греха.

Конечно, и христианин, серьёзно вступивший на духовный путь, и даже опытный подвижник, может впасть в грех. Однако, как замечал святитель Игнатий (Брянчанинов), «величайшая разница - согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу» .

Конечно, и живущий на помойке бомж - грязен, и человек, вышедший из своего дома в новом костюме, но споткнувшийся и упавший в лужу, - тоже грязен, но всем понятно, что разница между тем и другим велика, поскольку для одного быть грязным - обычное состояние и образ жизни, а для другого - досадная оплошность, которую он хочет и может немедленно исправить.

Если человек сделал выбор быть с Богом и начал свидетельствовать об этом выборе своими делами и своей жизнью, его уже ничто не сможет сбить или поколебать, как обещал Сам Господь: «всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое » (Мф. 7 :24-27).

Таково великое значение исполнения заповедей Божиих. Без этого одно лишь словесное именование себя христианином и даже признание Христа Господом, не спасают, как Он Сам сказал - «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного » (Мф. 7 :21)

Воля же Отца Небесного не сокрыта от нас, она выражена в данных Им заповедях. Если мы творим их, то «ни смерть, ни жизнь…, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем » (Рим. 8 :38-39).

Необходимо ещё подчеркнуть, что сами заповеди, данные Богом, не случайны и не произвольны. Хотя заповеди даны в определённое время, они открывают путь к добродетелям, которые вечны. Именно потому их исполнение позволяет стать человеку святым, что эти заповеди указывают на вечные свойства Божии.

Например, если человек соблюдает заповедь «не прелюбодействуй » (Исх. 20 :14), сохраняя верность супруге, то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог верен » (Рим. 3:4), если человек соблюдает заповедь «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего » (Исх. 20 :16), то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог истинен » (Ин. 3 :33), и так всякая заповедь восходит к тому или иному свойству святого Бога.

Поэтому чем более человек укрепляется в их добровольном исполнении, тем более становится святым, и соединяется с Богом.

Поэтому на вопрос, почему именно такие заповеди дал людям Бог, существует единственный ответ - потому что именно таков Он Сам, и эти заповеди даны для тех, кто желает уподобиться Богу и через то стать «богом по благодати».

Итак, христианская нравственность и жизнь по заповедям - это истина, любовь, свобода, чистота и святость. Кто может понять это, тому легче сделать главный выбор своей жизни - быть с Богом или против Бога.

Цит. по: Добротолюбие. М., 1895. Т. I. С. 188.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 2001. С. 513.

Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981. С. 2003.

Преподобного Исаака Сирина слова подвижнические [слово 85]. М., 2002. С. 627.

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отношение христианина к страстям / Аскетические опыты, I.

Всякий труд, который человек совершает – это настоящая красота. Когда человек трудится, один, второй, сотый человек – это красота, то, для чего Господь его создал. Человек участвует в Божьем творении. Он создан для труда, а не для лени, он должен развивать материальный мир, одухотворять его.

Отдых – это часть ритма духовного. После труда Господь почил в седьмой день. Что же такое отдых для человека? – Восстановление сил в Боге, в молитве, в радости. Как христианин отдыхает? – В молитве, в благодарности Богу, в богоугодных мыслях. Если вы чтите воскресный день в молитве, молитва продолжается и остальные дни. Если вы седьмой день с Господом провели, вы находитесь в настоящем духовном ритме, и когда вы совершаете труд шести дней, вы совершаете его тоже в молитве, духовно. Как трудно работать, когда ты уныл и тосклив, и как приятно, когда есть радость и единство с Богом!

Таким образом, лень – это тьма, а активность – это свет. Лень – это даже кромешная тьма. Почему? – Потому что в лени правитель – диавол. Ленивый человек открыл себя диаволу, открыл свою десятку, чтобы диавол попадал в нее своими стрелам. Все, что ни придет в голову – все работает, всему верится, диавол нас убедит во всем. Когда же человек работает – диавол тоже стреляет в него, но не может попасть, поразить. Диавол следит за нами и не пропустит жертвы. Что такое зло? Если оно не совратит человека ко злу, оно не успокоится. Он работает над каждым умом, над каждым сердцем. Как? – Сразу обращает наше внимание на ближнего.

Если бы нам удалось разоблачать диавола, работающего в нашем сердце! А как это делать, если лень охватывает? Если есть у нас какой-то недостаток, разве диавол им не воспользуется? Он только этого ждет, и работает над вашей слабостью, чтобы вы никогда по-настоящему с ней не боролись. Успокаивает, притупляет ваше внимание.

Для человека, который успешно трудится и обращается к Богу, очень непросто понять, в чем проблема, пока он не увидит пример духовной жизни. Пример духовной жизни – это первое дело нашей жизни. Пока он не видит этого примера, он считает, что в его жизни все нормально, все в балансе, в большие грехи он не впадает и держится на плаву. Но он не может ориентировать себя на чисто духовную жизнь, более высокую, по причине тьмы, которая в сердце человека глубоко сидит и не дает ему увидеть свет Христов. Он, конечно, знает, что есть Бог, есть жизнь в Нем, как-то это совершает, но пока не увидит яркости этого света, продолжает пребывать в полумраке. В этом полумраке большинство людей находится.

Сегодня в нашем мире это особенно актуально. Человек трудится, не впадает в большие грехи, что-то перебарывает, раз в году на Пасху приходит в Церковь, иногда зайдет свечку поставить. Таких большинство. Мрак, который не изгнан из сердца, помогает человеку видеть лишь баланс, как у фарисея, между его жизнью и совестью. Его жизнь и совесть более-менее согласованы. Но эта согласованность настолько слабенькая и хрупкая, что этому человеку приходится все больше сдаваться перед этим миром. Совесть говорит: нельзя это говорить, нельзя это делать, а мир этот лукавый говорит: а как же быть? Как непросто жить, не подстроившись под этот лукавый мир.

Человек, живя в этом мире, все-таки поступается своей совестью. Иначе, считает, нельзя выжить. Но для христианина это невозможно. Большинство верующих людей все больше отступают перед этим миром. Проблема не в том, что есть грех, а в том, боремся ли мы с ним, как мы к нему относимся. Например, если мы говорим неправду – значит, служим отцу лжи. Если мы отступаем перед светским миром, он входит в нас. Если мы говорим неправду и делаем это обычным явлением, диавол хозяйничает в нашей душе, нажимает и на другие рычаги – страсти, удовлетворение себя, а их много!

Когда мы поступаемся в каком-то зле, через это зло диавол действует на другие наши чувства, желания, выискивает, как бы нам подсунуть чего-то сладенького. Одному одно, другому другое. Человек, который работает, а духовность поставил на второй план, не очень обеспокоен духовным ростом, обязательно погружается все больше в жизнь, отдаляющуюся от Бога. Если человек как норму принимает ложь, ему очень трудно справиться с другими страстями. И диавол быстро нажимает на эти рычаги, и человеку уже всего хочется, растут желания – чревоугодие, сребролюбие, прелюбодеяние, гордость, тщеславие…

Человек, который вышел из духовного ритма или не вошел в него, подпадает под очень трудную жизнь во мраке и практически все больше скатывается к страстям и грехам, которых он не допускал раньше. Диавол не будет спокойно смотреть, как он работает, заходит в церковь, а дальше начинает, скажем, вынужденно лгать, или что-то иное. Человек, который не имеет духовного ритма, очень слаб.

Почему наше общество становится все более развращенным? – Потому что человек вне христианской традиции не имеет силы противостоять своим желаниям, которые увеличиваются. Когда человек жил в христианской традиции, было ясно: это можно, это нельзя. Например, блуд. В христианском обществе такой человек не может прижиться, он идет против традиции, которой живет общество, делает вызов ему. Сейчас же нет никакой традиции, «свобода», точнее возможность духовного и даже внешнего произвола, хотя государство еще не санкционировало сожительство как нормальную форму жизни.

Мы должны помнить, что в любом случае, если человек далек от духовности, он не будет, хочет он этого, или не хочет, диссонировать с этим обществом, не сможет устоять. Например, грех блуда. Сказать светскому человеку, что внебрачные отношения запрещены, будет первый вопрос: а как жениться, не увидев, не попробовав? Все перевернуто вверх ногами: для христианина это невозможно, а для светского мира – единственно правильное: ты же должен знать, на ком ты женишься! Если человек не живет духовной жизнью, он не может жить другой жизнью в обществе, которое не живет по Евангелию, он будет жить теми же нормами, которыми живет общество.

Поэтому общество, удаляясь от Евангелия, станет антихристианским. Блуд разъедает верующих, верующие впадают в это, молодежь искушается. Мы не можем уже, живя в современном обществе, не защищаться от него.

Другой пример: в светском мире ложь – нормальное явление. И мы в нашей среде то же самое делаем, т.к. светское общество формирует сознание. Мы должны быть сильнее общества. Если мы останемся на уровне принятия общества как нормы, оно нас разрушит. Если же мы перейдем на другую позицию, скажем, что мы церковь, имеем противоположные правила, мы себя сохраним. Но пока четкого разграничения между жизнью Церкви и общества не существует в жизни большинства современных людей, то есть светских.

Вот как важен этот вопрос. Даже в отношении блуда. Это настолько актуально, настолько вопрос срочный, что, действительно, караул надо кричать. Потому что общество учит верующих, что это норма жизни. Молодежь живет в обществе, которое этим дышит, имеет это в глубине своей, и не может сохранить себя от тлетворного влияния этого общества. Воспитание молодежи должно быть в церкви, в духовной среде.

Мы не можем идентифицировать себя с этим обществом, ни с какой стороны. Потому что иначе верующий примет ложь нормой, блуд - нормой, все грехи – нормой. Материализм, сребролюбие, чревоугодие… Не говоря о славолюбиях, властолюбиях, изощренной гордости и прочем. Грехи множатся роем.

Христианская идентичность должна быть всегда в центре нашего внимания. Если мы живем в обществе, которое не следует Евангелию, мы должны, храня свою христианскую идентичность, быть другими. Не другими внешне, внешне мы не отличаемся, потому что внешность не играет никакой роли. Конечно, если общество дойдет до какой-то извращенности внешней, мы не будем в этом участвовать. Пока в обществе есть в этом какой-то баланс. Апостолы ничем не отличались от язычников по своей одежде. Они даже языческой одежде дали символы христианские, она стала увековеченной в христианстве. А вот сердце должно быть другим. Сердце христианина в этом мире должно быть другим.

Христианин в любом мире и в любых обстоятельствах – христианин. Любовь, терпение, смирение, сострадание – смысл его жизни. И наоборот, человеку этого мира неинтересно в христианском мире, потому что нельзя себя удовлетворить в грехах, нельзя показать свою гордость и надмение. Нельзя даже пожелать чего-то, все закрыто! Что за жизнь? Хоть умри! Почему? – Потому что ад в душе, эгоизм. Хочет как хочет, и не хочет, как надо. А что такое христианин? – Он все делает, как надо. Эгоист даже не подозревает, что его интерес настолько низкий и противоестественный, что есть в этой тишине жизни в послушании Богу интенсивность позитивная куда больше, чем его интенсивность греха. В эгоистическом мире действует отрицательная интенсивность, а в Божьем мире – положительная, и куда большая, несравнимая ни с чем, неизреченная.

Диавол во аде не может понять, что он живет отрицательной жизнью. Он имеет цель свою и ею живет. Диавол и темные духи, утвердившись в отрицательном направлении, имеют своей целью противостать Богу, положительной жизни, и не могут по существу принять другое. Но человек, слава Богу, не таков, даже самый страшный, пока он живет, он может покаяться.

Сама жизнь эгоиста и любящего человека противоположны друг другу. Эгоист имеет существо отрицательное, и это существо составляет цель жизни. Он не может не поддаваться этому существу и действует так, как это существо его ведет и подталкивает. Почему эгоисту очень трудно в жизни праведной? Потому что его существо настроено действовать отрицательно, и человек, который живет эгоизмом, не подозревает, что можно любить и этим насыщать свои души. Он насыщает свою душу интересом греха. Ему кажется, что если нет интереса греха, то жизнь становится бесцельной, бездейственной, замершей. Это диавол ему подсказывает. Диавол утвержден в этом, а эгоисту подсказывает: ты живешь, пока обманываешь, пока желаешь того, чего тебе хочется. Эгоист думает: у меня есть страсть, но если я от нее откажусь – будет пустота. Диавол подсказывает: не будет этой страсти, не будет смысла жизни.

Эгоисту трудно согласиться, что без греха у него будет смысл жизни. Но пока человек жив, он может покаяться и перебороть в себе в эгоизм. Как? – Только видя другой пример жизни.

Например, видит эгоист, что есть рядом христианин, который живет совершенно другой жизнью. И что оказывается? Оказывается, этот эгоист присматривается к христианину, не таков ли он, как он сам, эгоист. И если он находит что-нибудь у верующего такое же, как у него, он успокаивается: все ложь! Поэтому верующий должен быть на этом фоне тьмы эгоиста настоящим светом. Он должен показать эгоисту, что есть другая жизнь, что грех, который ему подсказывает бессмысленность жизни духовной – это ложь. Верующий человек, живущий в эгоистическом мире, понимает, что эгоистический мир не знает ничего, кроме тьмы греха.

Верующий человек должен стремиться жить и светить светом Христовым в эгоистическом обществе, следуя Евангелию своим сердцем. Он должен носить Евангелие в сердце своем. Это значит, что он должен видеть и должен понимать, как живет мир, как он его искушает, и перебарывать в себе это искушение. Это уже будет свет Христов. Когда мы стараемся в нашей жизни соответствовать Евангелию, она становится действительно неземной. Но следование Евангелию должно быть в глубине нашего сердца, искреннее и прямое. Мы действительно должны быть открыты своей любовью к ближнему, и никогда не закрываться.

Вы не думайте, что если мы начнем что-то искусственно делать, у нас что-то получится. Мы все разрушим, п.ч. эту искусственность увидит эгоист. Его может поразить только Евангелие. Только человек, подставляющий другую щеку. Ничего другое ему ничего не будет говорить, потому что он во мраке, ничего другое не видно, потому что оно не является светом. Светом является Евангелие, его прямое исполнение: сказано не суди – значит все. Сказано любить врагов – что бы мне враг ни делал, мы должны его любить. Сказано быть нищим духом, сказано искать Царствия Небесного и правды его прежде всего, а остальное приложится – делать так. Сказано блаженни плачущии – есть вопрос? Сказано блаженни алчущии и жаждущие правды, сказано блаженни милостивии, сказано блаженни миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся?…

Самое главное для свидетельства – это добродетельная жизнь ваша, если вы не разозлитесь, все перетерпите. Наша цель – любовь, мы от нее никуда не денемся, мы должны идти к ней, обретать ее, утверждаться в ней. Благость нашего сердца – яркий свет. Мы идем к этому. Даже неинтересно жить, если мы не посветим эгоисту, который кричит: что за жизнь? Нам деваться некуда, мы должны светить, но не тьмой своих страстей, а усилием перебороть себя.

Как стать в глазах эгоиста любящим? Очень просто. Двадцать четыре часа в сутки прилагать усилия бороться со своим эгоизмом. Это, прежде всего, Господь видит, и эгоист видит. И верующий помнит, что его ждет. Мы сегодня рассуждали и читали о Страшном Суде. Кто такой христианин? Всю свою жизнь стоит на Страшном Суде. Ближнему служу. А все остальное Святой Дух дает. Радость, цель жизни, удовлетворение жизнью. Когда мы прилагаем усилия – Дух Святой действует. А если не прилагаем – некому их приложить. Лень матушка. Лень – это гниение, разлагающееся тело. Конец, ты никому не нужен. А мы должны благоухать добродетелями, любовью, усердием. Давайте будем стараться приблизиться к этому идеалу.

Что такое духовный ритм? – Любовь в центре духовного ритма. Когда мы мысленно стоим на Страшном Суде – попробуй, разленись! Сразу входим в покаяние, слезы, молитву, и не успокоимся, пока не избавимся от греха, пока не удовлетворим совесть и Божью волю.

Наше усердие в духовной жизни – это самый эффективный путь борьбы с грехом. Если мы не усердны – царствует грех. А если мы усердны, прилагаем усилия, стараемся, грех все меньше и меньше овладевает нашим сердцем. Мы должны беречь духовный ритм нашей жизни. Наша жизнь должна быть обустроена духовно во всех отношениях. Мы не должны приспосабливаться в этом мире. Иначе мы будем терять свою христианскую идентичность. Христианин не может приспосабливаться там, где грех в открытую становится нормой жизни. Какое у нас может быть перемирие с врагом? А мы как бы садимся с ним за стол переговоров и подписываем договор о сотрудничестве. Мы уже не соль земли, а обуявшая соль, которая никому не нужна, и которую выбрасывают. Договориться с грехом – потерять соль, не быть светом. Омрачить свет, ничего не видеть. Так же как стекло фар забрызгается грязью – ничего не видно: светит там, или не светит.

Это – образ нашей договоренности с грешным миром. Если мы сообразуемся с миром сим, мы уже не христиане. Христиане - не от мира сего. Христианин, устраивающийся на этой земле – это абсурд. Он должен устраивать на этой земле Царствие Небесное, а он сам устраивается, и хочет устроить своих детей в этом грешном мире, и получает от них духовную дулю, потому что дети, воспитанные по-мирски, сами начинают потом «устраивать» своих родителей. Христианин должен жить по-евангельски в этом эгоистическом мире, а не устраиваться в нем. Если вы хотите своих детей во тьме устроить – они будут во тьме. А если вы хотите их сделать светлыми, ангельскими – они будут светить.