Не снимается кассета с заднего колеса. Как сделать хлыст для снятия кассеты. Как снять кассету звездочек с колеса велосипеда. Инструменты необходимые для снятия кассеты

Как работает кассета?

Кассеты современных горных велосипедов, независимо от количества скоростей на них, надеваются на барабан задней втулки с механизмом свободного хода и затягиваются стопорным кольцом. Шлицы (канавки) на барабане втулки свободного хода обеспечивают правильное расположение профильных направляющих цепи (shift ramps), как это предусмотрено производителем.

Барабан свободного хода - механизм, который позволяет двигаться по инерции или экономить силы, встроен в саму втулку, таким образом кассету можно снять без вмешательства во внутренности втулки.

Для снятия кассеты нужно ослабить стопорное кольцо с помощью специального съемника стопорного кольца, на котором есть канавки, при этом нужно удерживать кассету с помощью "хлыста", похожего на длинный ключ на конце которого находится кусок цепи, которая сцепляется с зубьями звездочек. Хотя снимать кассету необязательно при обычном уходе за велосипедом, это очень упрощает чистку трансмиссии.

Кассета состоит из звездочек. Бывают кассеты из отдельных звезд, а бывают из звезд на пауке, как показанная на картинке, на них есть выступы, которые совпадают с бороздками на барабане механизма свободного хода.


Немного полезной информации, прежде чем мы начнем:

  • Хотя кассеты обоих производителей и SRAM и Shimano часто можно снять с помощью одного и того же съемника, существует большое количество разных съемников стопорных колец, которые могут подойти, а могут и не подойти к вашей втулке в зависимости от конфигурации. Лучший выбор в такой ситуации принести ваше заднее колесо в ближайший магазин и купить там съемник, подходящий именно для вашей конфигурации.
  • Раскладывайте звездочки и разделительные кольца на вашем рабочем столе в точности в том порядке, как вы снимаете их. Ваш велосипед не будет хорошо переключать передачи, если разделительные кольца будут установлены в неправильном порядке.
  • Если устанавливаете новую кассету, запишите порядок в котором расположены ее части, когда достаете их из коробки.
  • Хотя мы не показываем это на картинках, но эксцентриковый зажим оси колеса можно использовать, чтобы удерживать съемник стопорного кольца на месте, когда ослабляете его. Это особенно помогает, если сцепление между съемником и стопорным кольцом неглубокое, а такое иногда бывает.
  • Будьте внимательны, не наживляйте стопорное кольцо криво, когда устанавливаете кассету. Таким образом вы можете испортить резьбу на механизме свободного хода, что открывает ящик пандоры и приводит к полному ремонту втулки. Кроме того алюминиевые звездочки могут быть хрупкими - берегите свое время.
  • Если устанавливаете новую кассету, очень важно использовать и новое стопорное кольцо, если новая самая маленькая звездочка не совпадает по размеру со старой (11 или 12 зубьев самые распространенные размеры). Для звезды на одиннадцать зубьев используется стопорное кольцо меньшего диаметра, чем для более крупной звезды на 12 зубьев. Использование стопорного кольца для звезды на 12 зубьев со звездочкой на 11 зубьев помешает цепи полностью зацепиться и приведет к ее проскакиванию под нагрузкой, когда будет включена наивысшая передача.
Для работы необходимы:
  • Съемник кассеты
  • Хлыст
  • Большой разводной ключ или зажим (вместо ключа для съемника)
  • Смазка или противозаклинивающая паста (необязательно)

Чтобы выполнить эту работу, вам потребуется "хлыст", съемник кассеты и большой разводной ключ, также вместо ключа можно использовать тиски.


Шаг 1. Снимите заднее колесо с рамы и вытащите ось с эксцентриком, будьте осторожны, не потеряйте центрирующие пружины с каждой стороны. Вставьте съемник таким образом, чтобы он полностью вошел в выступы. Если сцепление будет неглубоким, а на съемнике отверстие, вы можете использовать быстросъемный зажим, чтобы удерживать съемник на месте, установив ось обратно сквозь втулку и съемник и закрепив его. На некоторых съемниках есть шток, который занимает место эксцентрика.


Шаг 2. Установите "хлыст", убедившись, что он полностью зацепляется со звездочкой. Задача "хлыста" удерживать кассету и втулку от вращения, когда вы ослабляете стопорное кольцо. Если вы встанете лицом к кассете, вам удобно будет, чтобы ручка хлыста находилась справа, как на фотографии.


Шаг 3. Теперь пора ослаблять стопорное кольцо. Когда колесо лежит на рабочем столе расположите рукоятки инструментов на прямой линии, как показано на фотографии и крутите съемник против часовой стрелки, а хлыст по часовой стрелке, при этом втулка с кассетой должны оставаться на месте. Прикладывайте давление равномерно, чтобы хлыст не соскочил с зубьев, но если он все же будет постоянно соскакивать, то значит, по-видимому, конкретная звезда слишком изношена и хлыст с нее просто соскальзывает. Переместитесь на большую звезду и повторите попытку. Если вы используете ось с быстросъемными зажимами, чтобы удержать съемник кольца на месте, вам нужно снять ее, чтобы открутить кольцо, когда вы его ослабите.

Для ослабления некоторых слишком сильно затянутых стопорных колец может потребоваться приложить усилие всей массой тела. Если у вас такой случай, расположите колесо вертикально на земле перед вами, так чтобы кассета смотрела от вас. Встав над колесом, расположите инструменты как показано на фотографии и навалитесь всей массой тела, чтобы ослабить стопорное кольцо, надавив на ключ и хлыст.


Шаг 4. Открутите стопорное кольцо и отложите в сторону. Снимите звезды с барабана, обратите внимание, в каком порядке установлены разделительные кольца и положите их на столе в безопасном месте. Их нужно будет установить обратно в точности в том же порядке, как вы их снимали, чтобы переключение скоростей работало как надо.

Кассета может врезаться в алюминиевый барабан храпового механизма, потому что звездочки сминают мягкий металл. Это происходит часто, когда стальные звезды расположены отдельно, а не присоединены к пауку, который лучше распределяет нагрузку. Чтобы аккуратно подцепить звезды и сдвинуть их с помощью рычага, можно использовать отвертку (аккуратно, не погните их) или по ним можно постучать с задней стороны с помощью отвертки и молотка.


Шаг 5. Теперь настало время хорошенько почистить звезды и втулку, но будьте аккуратны, не перемешайте разделительные кольца, когда будете это делать. Осмотрите кассету на наличие сломанных зубьев, а также заусенцев, которые можно убрать с помощью напильника.


Шаг 6. Обратите внимание на канавки и выступы на барабане и звездах, прежде чем устанавливать их. Звезды надеваются на барабан только в одном положении благодаря наличию непарного выступа на барабане, который чуть меньше по ширине, чем остальные. Это гарантирует, что точки переключения кассеты будут выронены так, как это запроектировано. Выемка и соответствующий выступ показаны и обведены красным кружком.


Шаг 7. Хотя ведутся споры, нужно или нет смазывать барабан тонким слоем смазки или противозадирной пасты, мы не рекомендуем это делать. Ничто не остановит кассету от врезания в барабан, также стальная кассета барабан имеют очень мало шансов на то, чтобы подвергнуться коррозии настолько, чтобы приржаветь друг к другу (то же относится и к алюминиевым кассетам и барабанам). Таким образом, смазке не остается больше ничего, кроме как собирать грязь и пыль и создавать из этого липкую массу. Единственное место, где небольшое количество смазки или противозадирной пасты полезно - это на резьбе стопорного кольца, чтобы его проще было ослабить в будущем.


Шаг 8. Правильно расположите звездочки и наденьте их на барабан, обратите внимание на то, чтобы установить все в точности в том же порядке, как снимали, включая разделительные кольца. На некоторых кассетах используется паук большего размера, к которому крепятся большинство звездочек, в результате получается один большой блок, а на других все звездочки в кластере могут быть отдельно друг от друга.

Шаг 9. На некоторых комбинациях кассет и втулок, особенно для установки 10-ти скоростных кассет, последняя (самая маленькая) звезда не полностью зацепляется за шлицы барабана, пока на нее не надавить. Убедитесь, что последняя звездочка установлена ровно, прежде чем надавливать на нее рукой, чтобы запрессовать на место, затем закрутите стопорное кольцо по часовой стрелке, чтобы зажать все звезды вместе.


Шаг 10. Внимательно посмотрите и убедитесь, что кассета расположена ровно, прежде чем затягивать стопорное кольцо ключом. Посмотрите на кассету сзади, медленно вращая ее. Если вы заметите любое вихляние или неровность между звездами, вам нужно будет разобрать кассету и найти причину этого.


Шаг 11. Окончательно затяните стопорное кольцо, вращая ключ по часовой стрелке, пока он не будет затянут как надо. Момент затяжки рекомендуется как минимум 360 фунто-дюймов (20 м/кг). Здесь также можно использовать быстросъемный зажим для удержания съемника на месте (на фото не показан).

Велосипедистам часто приходится обслуживать свое транспортное средство самостоятельно – каждый раз обращаться в специализированные ремонтные сервисы будет достаточно дорого. Многие элементы велосипеда и снять, и поставить достаточно легко и просто, но есть такие детали, которые требуют и применения специфических инструментов, и некоторых знаний. К таковым относится и кассета – деталь, которая крепится на заднюю втулку.

  • съемник стопорного кольца кассеты;
  • «хлыст» — специальный ключ, к которому прикреплена велосипедная цепь (фрагмент);
  • разводной ключ.

Можно, конечно, обойтись и без указанного специфического инструмента. Причем, таких способов 2 и оба «сработают» на 100%:

  1. Садимся на велосипед и едем в ближайший специализированный магазин велозапчастей и инструмента, приобретаем необходимые ключи и съемники.
  2. Снимаем кассету с помощью отверток, молотка и различных ключей – поставленная задача будет решена, но вот кассету, да и часть других механизмов велосипеда, придется выбросить.

Обязательно подготовьте зону с ровной поверхностью, которая должна быть в пределах вытянутой руки от велосипеда – именно так можно будет сохранить и не потерять все детали велосипедной кассеты.

Пошаговая инструкция по снятию кассеты:

Обязательно следите за тем, чтобы снятая кассета, а также звездочки и все крепежные элементы располагались в съемном виде ровно в том порядке, в котором они были в исходном варианте.

После снятия кассеты можно приступать к ее очистке и смазке – эти процедуры входят в число обязательных для регулярного сервисного обслуживания двухколесного транспортного средства.

Как установить кассету на велосипед

Прежде всего, следите за тем, чтобы сборка кассеты соответствовала разложенным/снятым деталям. Для облегчения этого процесса на звездочках имеются пазы разных размеров (для каждой звездочки – индивидуальный), а на втулке подходящие шлицы. Именно правильному совмещению пазов и шлицев все звездочки встанут в определенном порядке.

При установке кассеты на велосипед нужно учитывать некоторые важные моменты:

Снять и установить кассету не представляет трудностей, потому что при наличии минимального набора инструментов и хотя бы начальных знаний технического плана вся работа займет немного времени, максимум 60 минут. Но даже если подобный процесс предстоит провести впервые, не стоит пасовать – опыт съема и установки кассеты обязательно пригодится еще не раз. Дело в том, что опытные велосипедисты рекомендуют проводить подобное техническое обслуживание кассеты велосипеда не реже 1 раза в год.

Осмотрите кассету на предмет износа и повреждений и убедитесь, что ее замена необходима. Кроме того, заодно неплохо было бы потрясти из стороны в сторону ось, чтобы проверить износ подшипников. Если ось имеет боковой люфт, то вам, возможно, имеет смысл поменять подшипники оси заднего колеса. Для этого можно отнести колесо в ближайшую веломастерскую, но при желании вы можете провести замену самостоятельно, предварительно изучив соответствующее руководство.

После того, как вы убедились, что кассета подлежит замене, приступайте к ее демонтажу. Положите колесо на плоскую поверхность кассетой вверх. Далее вам потребуется цепной хлыст и съемник кассеты: оберните хлыст по часовой стрелке вокруг самой большой звездочки кассеты и вставьте съемник в открытый паз на колесе, расположенный рядом с осью; это место на кассете легко найти по наличию там стопорного кольца с 12 зубьями. На этом кольце - обычная резьба, которая откручивается против часовой стрелки. Для того чтобы стронуть кольцо, возможно, придется приложить немалое усилие, а при откручивании оно, скорее всего, будет издавать скрежещущие звуки, вызываемые блокирующими зубьями.

После снятия стопорного кольца кассету нужно просто сдвинуть вбок, и она вынется; скорее всего, при этом она разберется на части - несколько отдельных звездочек, прокладки и оставшиеся звездочки единой сборкой.

Замените кассету. ВСЕГДА обращайте особое внимание на то, чтобы новая кассета обеспечивала то же самое передаточное отношение; никогда ставьте новую кассету с иным передаточным отношением. Дело в том, что все детали трансмиссии подобраны с расчетом на определенное передаточное отношение, и не стоит менять характеристики отдельных элементов, иначе нарушится общая гармония всей конструкции. Кассету 11-32 следует заменять только на кассету 11-32. Как правило, значение передаточного отношения выбито на одной из звездочек кассеты. Можно пойти другим путем и определить передаточное отношение, сосчитав зубцы звездочки высшей передачи (самого большого диаметра) и зубцы звездочки низшей передачи (самого маленького диаметра); полученные два числа и будут передаточным отношением.

После установки на место звездочек нужно закрутить стопорное кольцо, удерживающее кассету на месте. НИКОГДА не затягивайте кольцо слишком сильно, потому что его резьба очень мелкая, и чрезмерным усилием ее можно случайно сорвать. Кассета зацепляется со стопорным кольцом специальными зубцами, которые препятствуют самопроизвольному откручиванию. При снятии или установке стопорного кольца эти зубцы могут издавать скрежещущие звуки.

Звезды скоростного велосипеда – основные детали системы переключения передач, которые обеспечивают передаточное отношение трансмиссии. По степени воздействия делятся на ведущие и ведомые. Первые располагаются у шатунной пары и называются системой. Ведомые находятся на втулке заднего колеса и по конструкции разделяются на кассеты и трещотки.

Со временем звезды изнашиваются, в результате чего требуется их полная или частичная замена. Второй вариант на практике встречается чаще, так как износ идет неравномерно. Ему подвержены наиболее часто используемые передачи. Проблема, конечно, требует своевременного решения, иначе езда превратится в мучение. Цепь будет заедать или перескакивать изношенные звезды. Многие современные модели позволяют снять звездочку и поставить ее отдельно на систему или кассету без замены узлов целиком. О том, как это сделать, читаем далее.

Как снять и поставить звезду системы

Система – набор из трех передних звезд. Если часто приходится катать на скорости, то, скорее всего, износится самая большая звезда. Наоборот, при частых поездках по бездорожью износ коснется первой (самой маленькой) звездочки. По аналогии и со второй, средней звездой, когда велосипед используется на средних скоростях в условиях грунтовки или плохого асфальта.

На современном горном или шоссейном велосипеде система разборная, поэтому демонтировать все звезды не составит труда. Перед работой нужно тщательно подготовиться, а именно, собрать все нужные инструменты:

  • накидной ключ;
  • шестигранники;
  • новая деталь;
  • чистая тряпочка и смазка.

Снимаем систему с велосипеда:
1. Установить раму в прямое положение. Если есть стенд, им непременно стоит воспользоваться.

2. С помощью шестигранника снять фиксирующий осевой болт правого шатуна.

3. Открутить педаль с правого шатуна. Для этого подойдет стандартный рожковый ключ.

4. Вставить съемник в шатун для . Для начала вкручиваем инструмент до упора на резьбу. Важно, чтобы он ровно сел на вал, иначе ось можно повредить при откручивании шатуна. Накидной ключ установить на съемник и с усилием вкрутить его до упора, пока шатун не выдавится с кареточного вала.

5. Аккуратно снять систему с цепи.

6. Две звезды обычно крепятся между собой на так называемый паук. Большая остается на самом шатуне. С помощью шестигранных болтов открутить их.


Так разбирается система.
Замена и установка выглядит как обратный процесс:

  1. Установить нужную звездочку на паук и затянуть крепления. Большую деталь поменять вместе с правым шатуном и прикрутить на него среднюю и малую звезды.
  2. Далее – установка шатуна на каретку. Перед этим желательно очистить и смазать кареточный вал.
  3. Аккуратно насадить цепь на систему и вкрутить шатун вращением съемника в противоположную сторону.
  4. Закрутить фиксирующие гайки и поставить заглушки.
  5. Навернуть педаль на шатун.

Во время замены одной звезды желательно почистить старые. Перед установкой на каретку немного смазать компоненты системы.

Так вот просто заменить переднюю звезду. Необходимо наличие всех перечисленных инструментов. Шатун – чувствительная вещь, и молоток с зубилом – не лучший вариант для его снятия. То же касается ключей. Плоскогубцами их заменить сложно, к тому же гайки запросто может «съесть». Ну а без шестигранников разобрать систему на части невозможно.

По окончании проверить работу трансмиссии – все ли в порядке и не требуется ли .

Меняем звездочку на задней кассете

Набор трансмиссионных звезд заднего колеса в разы превышает передний. Стандартный набор включает восемь компонентов, а в высокоскоростных моделях (или на велике спортивного направления) их 9 или 11.

Стоит сразу упомянуть, что сзади может ставиться кассета или трещотка. Кассета – современный вариант с внутренним шлицевым креплением на ось втулки. Трещотки, как устаревший вариант, можно встретить только на бюджетном скоростном байке. В набор входит обычно 5–7 передач. Крепление внешнее, резьбовое, съемный инструмент отличается от кассетного.

Принципиальным отличием от кассеты является целостность – поменять звезду отдельно на трещотке нельзя. Тут или все сразу, или вовсе ничего. Поэтому будем рассматривать, как установить новую звездочку на кассету.

Как и при замене ведущих звезд, здесь потребуются специальные инструменты:

  • съемник кассеты;
  • цепной хлыст-фиксатор;
  • разводной гаечный ключ или головка;
  • дополнительно: гаечные ключи, выжимка цепи*.

*При снятии кассеты понадобится сначала демонтировать заднее колесо с велосипеда, а затем осевые гайки. Одновременно при замене звездочек можно и почистить цепь – для ее снятия нужна выжимка.

Последовательность работы:
1. Снять заднее колесо ключом на 15, с эксцентриковым креплением все просто – разжимаем рычаг и ослабляем фиксирующую гайку.

2. Следующим этапом будет откручивание осевых гаек. Для нее понадобится ключ на 17. Чтобы свернуть крепление с проворачивающейся оси, накидываем дополнительную гайку для фиксации оси.

3. Выкрутить подшипниковый конус и вытащить подшипник с противоположной стороны.

4. Вынуть ось с конусом и подшипником. О компонентах втулки: по необходимости можно сразу их заменить на новые.

5. Вставить съемник кассеты в шлицы.

6. Положить хлыст на самую большую (низшую) звезду. Ее будем вращать по часовой стрелке.

7. Разводным ключом или головкой вращать съемник против часовой стрелки.

Так просто можно снимать кассету в домашних условиях. Большинство современных наборов звезд разборные, можно установить одну-две новые звезды. Однако при сильных износах, когда сточена половина кассеты, менять их по отдельности не имеет смысла. Также сложности могут возникнуть, если стерлась самая большая звездочка, на которую обычно крепятся все остальные.

Можно ли демонтировать кассету без съемника и хлыста? В принципе, это можно сделать с помощью шлицевой трубки и накидного ключа. Хлыст можно сделать самостоятельно, приварив к металлической рукоятке ножа кусок старой цепи.

При замене отдельных звезд, особенно средних, разбираем кассету аккуратно, чтобы не потерять все разделительные и фиксирующие шайбочки. Все проще с кассетой на пауке – ее не надо разбирать, звезда снимается отдельно со своего крепления.

Сборка заднего трансмиссионного узла:

  1. Поставить и зафиксировать новую звезду, собрать кассету.
  2. С помощью съемника установить барабан на шлицевое крепление втулки. Перед закручиванием необходимо выровнять барабан, чтобы соединение не стерлось под нагрузкой. Хлыст здесь не понадобится – просто с усилием вращаем съемник по часовой стрелке.
  3. Собрать втулку: вставить ось со стороны кассеты, затем подшипник и конус с левой стороны, зафиксировать ось гайками.
  4. Надеть цепь и поставить заднее колесо.

Проверить работу трансмиссии и скоростей. Своевременная замена звездочек избавит от неприятных неожиданностей в поездках и позволит в целом увеличить ресурс трансмиссии велосипеда.

Велосипедная кассета – система задних звездочек для изменения передаточного отношения. Звезды расположены в порядке убывания от втулки – самая близкая к ней большая и «мощная», дальше всех – скоростная маленькая звездочка. В том же порядке ведется и отсчет. Повысить передачу, значит, переключиться на более дальнюю звезду, и наоборот.

Кассета – расходный материал , со временем изнашивается, что требует ее периодического обслуживания – замены цепи, отдельных звезд или узла в целом. Под кассетой подразумевается также трещотка – на первый взгляд, аналогичный набор задних звездочек. На самом деле это далеко не так, и прямо сейчас узнаем о различиях, чтобы никогда больше не путаться в этих понятиях.

Чем отличается трещотка от кассеты

Трещотка – храповой механизм с резьбовым или шлицевым креплением на втулку. Храповик располагается снаружи, а звездочки установлены целиком. Это означает, что трещотка ставится «на раз» – при износе, скажем, мелких звездочек заменить только изношенную часть не получится – меняется сразу все.

Такой тип узла был широко распространен в прошлом столетии, а сейчас его можно встретить на бюджетном . В ряд недостатков трещотки входят такие вещи:

  • небольшое количество звезд – от 5 до 7 скоростей;
  • невысокий ходовой ресурс;
  • на более выносливые продукты стоимость будет в разы больше.

Хотя, конечно, ремонт, а точнее, неремонтопригодность, является главным недостатком. Большинство трещоток имеет резьбовое крепление. Неприятной особенностью такого крепления является заедание. Это выглядит так: после определенного пробега она закрутится на втулке так, что ее потом проблематично будет разобрать.

Трещотки и кассеты различаются и по креплению, и по съемникам

Теперь о кассетах. По сути, это та же самая трещотка, только храповик спрятан внутрь барабана. Устанавливается только на шлицы, из-за чего порой проблематично перейти с трещотки (если не стоял тот редкий шлицевой экземпляр). В сравнении со своими «собратьями» кассетный барабанный механизм имеет ряд преимуществ:

  • больше звездочек – от 9 до 11 на современных моделях;
  • система весит меньше, а значит, и велосипед в целом тоже;
  • сопротивление качение заметно меньше, чем у трещотки;
  • кассету легче снять;
  • больше пробег;
  • можно менять звездочки по отдельности.

Последний плюс, разумеется, самый значимый, и подчеркнем его еще раз: менять систему полностью или же только одну-две звезды – огромная разница! Ну а недостаток всего один – выше изначальная стоимость. Впрочем, это опять же перечеркивает то самое преимущество – возможность отремонтировать, а не покупать новую. Стоит ли делать выбор в пользу кассеты? Однозначно, да!

На какие виды разделяются кассеты

Весьма интересно узнать, как скреплены звезды на барабане и между собой. Современная велосипедная кассета представлена в нескольких вариантах. Каждый из них по-своему хорош. Знакомимся:

  • спейсерные,
  • пауки,
  • цельнофрезерованные,
  • блочные.

Спейсерные кассеты представляют собой звездочки, скрепленные отдельными шлицами с барабаном. Для разделения между ними вставлены пластиковые разделители – спейсеры. Детали имеют строго заданную толщину, чтобы расстояния в кассете между ее элементами сохранялись постоянными. Преимущество такой системы – их можно разобрать «до нуля». Недостатком, правда, для алюминиевых барабанов является высокая крутильная нагрузка, ведь с каждой звезды усилие перекладывается на барабан. На более крепких стальных аналогах такой проблемы не наблюдается.
В соединении типа «паук» все звезды надеты на единый шлиц. Лапки выполнены в форме лесенок под каждые звездочки. Силовые нагрузки снижены, поэтому такой тип кассеты стоит выбрать под алюминиевые барабаны. Также, по сравнению со спейсерными, эти системы легче.


На пауке тоже можно сменить только одну звездочку

На цельнофрезерованных кассетах весь блок выполнен как одна деталь. Закрепляется на низшей звезде, которая и является шлицом под барабан. Среди аналогов это самый дорогой вариант:

  • простейшее устройство за счет отсутствия дополнительных соединений;
  • легкость;
  • высокая прочность;
  • долговечность.


Цельнофрезерованная трансмиссионная ячейка

А что с недостатками? Во-первых, цена, оправдает себя лишь у дорогостоящего горного велосипеда. А во-вторых, конструкция очень уж напоминает трещотку. И хотя были заявлены долговечность и прочность, частичный износ никто не отменял. А поменять одну или две звезды невозможно.

Блочная модель представлена несколькими пауками с двумя-тремя звездочками на каждом. Малые звезды вставляются на шлиц барабана самостоятельно. Поскольку их износ более вероятен при эксплуатации велосипеда, их можно вообще поменять по отдельности. Другие компоненты на блоках меняются сразу парами.


Блочная кассета Shimano в разборе

Снимаем с инструментом и без

Снять кассету с велосипеда нетрудно, если воспользоваться специальными инструментами – съемником на 12 зацепов, гаечным ключом и хлыстом. Съемник представляет собой небольшой ключ со шлицевым соединением под барабан.

Разборка выглядит так:
1. Ключ вставляется внутрь кассеты, как показано на картинке. Необходимо убедиться, что шлицы плотно вошли в зацепление.

2. Подбираем гаечный ключ, на цепь надеваем хлыст.

3. Удерживая хлыстом наибольшую звезду, тянем гайку съемника против часовой стрелки.

4. Для ослабления шлица задней кассеты понадобится большое усилие, и точно такое же при затягивании болта. Снимаем аккуратно, придерживая систему за верхний (малую звезду) и нижний (большую звезду) концы.

5. После того как система снята, приступаем к осмотру звездочек. С блочной системой, где малые компоненты установлены отдельно, вместе с шайбами аккуратно снимаем их с барабана.

6. Кассету можно также снять и без хлыста: для этого берем разомкнутую цепь, накидываем на большую звезду и фиксируем ее на чем-нибудь неподвижном, например, на прутьях забора. При снятии тянуть колесо в сторону и одновременно раскручивать гайку съемника.

А можно ли вытащить кассету без использования съемного инструмента? В принципе да, но здесь понадобятся полая шлицевая трубка и накидной ключ соответствующего размера. Все-таки купить обычный съемник проще.

Установка кассеты выглядит строго противоположно снятию:

  1. Надеть корпус на храповик втулки.
  2. Аккуратно нацепить звезды на шлиц (для блочных моделей).
  3. Важно правильно нацепить колечки – они плотно фиксируются на двух соседних звездах с помощью маленьких столбиков. Каждый из них должен попасть в соответствующее отверстие в звездах для плотного прилегания.
  4. Когда все компоненты надеты, аккуратно, с постепенным нарастанием усилий, затягиваем кассету на втулку. Гайку съемника лучше тянуть все время вниз, перебрасывая ключ. Рекомендуемый диапазон усилий – 21.7 – 36.2 Нм.

Чистим и смазываем кассету

Своевременное обслуживание включает в себя не только ремонт узла и замену изношенных запчастей, но и содержание в чистоте. В эксплуатации механизмы изнашиваются порой не столько от приложенных нагрузок, сколько от небрежного содержания – слипшаяся со смазкой грязь портит работу системы и быстрее стачивает зубья. Перед тем как обслуживать кассету, необходимо ее снять – разбор и его правильная последовательность выше.

Чистка производится специальной плоской щеточкой:

Длинные и жесткие ворсинки способны пролезть до самой оси и вычистить грязь из самых проблемных мест.

Если же планируется частично заменить, а заодно и прочистить кассету, можно воспользоваться обычной обувной щеткой, ведь чистить звезды по отдельности намного проще, чем в сборе. Предварительно на щетку можно нанести немного мягкого средства – триалона или жидкости для мытья посуды. После того как смыли всю грязь, досуха протираем поверхности звезд мягкой тряпкой.

Следующий этап – смазка звездочек. Одновременно стоит и , иначе процедура не будет иметь смысла – грязь вновь осядет с цепи на зубьях. Для смазки рекомендуется использовать специальные пылеотталкивающие составы. Обработка делается по всей высоте зубьев и в промежутках между ними. Не стоит перебарщивать со смазкой, достаточно и тонкого слоя.

Заключение

Велосипедная кассета – простой и неприхотливый узел, который, однако, потребует периодической разборки и обслуживания. Чистка, смазка, своевременная замена изношенных частей – лучшая защита, гарантия долгой работы и профилактика неожиданных поломок в трансмиссии.