Что тренируют тренингах по ораторскому мастерству. Программа обучения. Ораторское искусство: упражнения для симметричности жестов

Предлагаем вам практиковать ораторское искусство, упражнения для жестов можно выполнять самостоятельно. Когда вы общаетесь с одним или несколькими собеседниками, оставьте руки свободными и обратите внимание на то, какие жесты вам свойственны. Что делают ваши руки во время разговора, какие движения повторяются чаще остальных? Проанализируйте свои ощущения и поведение, постарайтесь понять, из какой точки начинаются жесты? Как бы вы сами оценили их: это уверенные и широкие движения или мелкие и суетливые, что они могут сказать о вас? Если можно привлечь окружающих – сделайте это, пусть они выскажут свое мнение о жестах оратора в вашем исполнении. В итоге, определите свой уровень умения жестикулировать – эти сведения вам непременно пригодятся.

Ораторское искусство: упражнение «Зеркало»

Его можно назвать ключом к практике грамотного владения жестами. Закрытые и открытые жесты могут быть отшлифованы с его помощью, а суть в следующем:

Ищем образец, который обычно жестикулирует в манере, нам несвойственной, и пытаемся перенять его движения. Прекрасно, если это будет харизматичный лидер и хороший оратор. Если ваши жесты энергичны и быстры, то для «отзеркаливания» нужно выбрать человека спокойного и солидного. Хотя почему человека? Любимый мультперсонаж тоже подойдет! Подобрали образец? Теперь пытаемся копировать его жесты, сначала пусть это будут только жесты рук, подсмотренные за короткое время (полминуты – минуту). Потом увеличиваем временные отрезки, а к движениям рук подключаем походку и мимику. Старайтесь упражняться незаметно для сторонних наблюдателей, на специальном тренинге в кругу единомышленников или дома, при просмотре видео.

В упражнении «Зеркало» возможны варианты, оно поможет не только освоить основные принципы использования жестов , но и потренироваться в применении каждого из них. Так, широту и открытость жестикуляции можно отработать, если принять за образец двух ораторов: симпатичного вам и отталкивающего. Тщательно изучив применение ими жестов, повторяем, заучиваем и запоминаем полюбившиеся движения.

Ораторское искусство: упражнения для симметричности жестов

Недостаток симметричности успешно корректируется практикой, тем более, что упражнений, помогающих выработать красивые, симметричные жесты немало, рассмотрим некоторые из них.

  1. «Левша». Название говорит само за себя – суть упражнения в том, чтобы на пару часов сделать основной ту руку, которая в жестикуляции почти не используется. Делаем левой (или правой) рукой все – моем посуду, держим компьютерную мышку, одеваемся и жестикулируем. Постепенно увеличиваем время «леворукости» и заменяем одну руку другой уже на целый день.
  2. Второе упражнение – это небезызвестное нам «Зеркало», теперь нам нужно постараться повторить все до одного жесты выбранного оратора в зеркальном отражении – он поднял правую руку – мы левую, и наоборот.

Еще одно полезное упражнение называется «пантомима». Оно заключается в сопровождении речи максимумом описательных жестов. Можно его усложнить и для каждого слова в монологе придумать свой жест.

Если ваша проблема — это быстрые, мельтешащие жесты, то поможет упражнение «Король», созданное для формирования солидности и плавности речи и жестикуляции.

Представьте, что вы играете роль короля. Какой он? Какие жесты ему свойственны, какие движения и манера речи? Примеряем царскую осанку и плавность перемещений, манеру спокойно и с достоинством говорить, ведь каждое королевское слово – на вес золота.

Ораторское искусство: упражнения для конгруэнтности

Отработать соответствие жестов их содержанию, то есть конгруэнтность, поможет любое из упражнений, предназначенных для тренировки ораторского мастерства. Можно дополнить наш арсенал тренировок веселым упражнением «Сурдопереводчик» (точнее его обратной версией). Суть его в том, что слушая партнера, мы должны изобразить содержание речи жестами прямо противоположными. А если партнеров под рукой не оказалось, тренируйте креативность при помощи телевизора.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе:

    Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

    Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения 2009г.

    Примерной рабочей программы

    Учебного плана

    Положения о рабочей программе

    Календарного графика прогимназии НГДУ «Ямашнефть» ПАО «Татнефть» им.В.д.Шашина

    Федерального перечня учебников, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации, приказ от 31 марта 2014 г. № 253

Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом - этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать. Правильная, ясная речь характеризует правильное мышление. «Речь - это человек. Нет речи - нет человека», - писал известный деятель русского театра Сергей Волконский.
Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и культуры каждого человека. Это проблема особенно остро встала сейчас в нашей стране, когда хлынувший поток иностранных слов, широко распространившаяся в информационном пространстве небрежная, неоправданно быстрая, неблагозвучная речь убивает всё накопленное богатство неповторимо прекрасного русского звучащего слова. Нельзя не учитывать негативного влияния таких языковых деформаций на детей.

Введение предмета «Ораторского искусства и сценической речи», создание студии обусловлено:

Актуальность настоящей программы состоит в том, что обучение детей сценической речи является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитания через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны. Единство речи, игры и движения - универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека. Данная программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов, дикторов), а решает проблемы гармонического всестороннего развития личности и прививает устойчивую любовь к родной речи.

Занятия по «Сценической речи», входит в программу театральных отделений детских школ искусств, органически связана со всей системой эстетического воспитания и преподается в тесном контакте с такими практическими дисциплинами как, «Сценическое действие», «Основы актерского мастерства».

В программу «Ораторского искусства и сценической речи" входят следующие разделы:

2. Дикция и орфоэпия (выявление и исправление индивидуальных дикционных недостатков; устранение вредных речевых привычек, приобретенных детьми еще в дошкольном возрасте; тренировка и развитие артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, небной занавески).

3. Ораторское искусство умение работать над своей речью. Умение четко и ясно выражать свои мысли, умение воздействовать на слушателей.

4. Работа над текстом (изучение логических правил, грамотное прочтение с листа разнообразных прозаических и стихотворных текстов; освоение элементов словесного действия).

Кроме указанных выше требований, преподаватель будет развивать у учащихся навыки самостоятельного образного мышления, творческую инициативу; помогать освобождаться от психофизических зажимов, вырабатывать свободное словесное общение в быту и перед аудиторией (ответы на уроках, сообщения, доклады и т.д.).

В основу обучения искусству речи положены методические разработки академика Международной педагогической Академии, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля искусств Р.Ф. Александра Ивановича Севастьянова, а также теоретические и практические работы физиологов, лингвистов, психологов, преподавателей сценической речи, театроведов.

Цели и задачи.

Цель программы: развить и усовершенствовать природные речевые и голосовые возможности обучающихся, сформировать у ребёнка любовь к родному языку, культуре речи и произношения и тем самым воспитать творческого, свободного человека, способного жить в гармонии с самим собой, природой и окружающими людьми.

Задачи программы:

1.Обучающие:

- освоение базового программного материала «техники речи» в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями каждого ребёнка;

Выработать умение пользоваться правильным литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;

Обучить детей элементарным навыкам владения дыханием и голосом, в дальнейшем всем речевым аппаратом и умению его рационально использовать;
-научить самостоятельно работать над исправлением индивидуальных недостатков дыхания, артикуляции и дикции;

Дать знания о диалектах и говорах разных областей России;

2. Развивающие:

Развить у детей речевой слух, внимание и память;

Развить речевые и творческие способности.

Развить художественный вкус и эстетическое чувство

Прекрасного.

3. Воспитательные:

Увлечь детей красотой звучащего русского слова;

Воспитать этические нормы поведения, способность

Работать в коллективе и подчиняться общим правилам;

Воспитать умение критически оценить как свою работу, так

И работу своих товарищей;

Планирование

Первая четверть. « Дыхание и голос»

Нахождение центрального звучания голоса ученика. Развитие и укрепление среднего регистра голоса.

Упражнения тренирующие группу мышц смешанно диафрагмального дыхания 1, 2, 3. Артикуляционная гимнастика.

28.09

Упражнения на координацию речевого дыхания и звука в среднем регистре. Выработка ровности, плавности и длительности выдоха со звуком.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Этажи», «Колокола»

1.10

Упражнения на координацию речевого дыхания и звука в среднем регистре.

Артикуляционная гимнастика.

«Синицы»

5.10

Тренировка дыхания.

Артикуляционная гимнастика.

«Свеча»

8.10

Упражнения, тренирующие длительность выдоха и навык взятия дополнительного дыхания.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Гребля», упражнение 5 (методичка)

12.10

Тренировка речевого дыхания начинается без звука. По мере усвоения упражнений по развитию дыхания вводится звук: сначала фрикативные согласные, потом гласные, слоги, слова, фразы.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения «Воздушны1й шар» «Насос».

10.

15.10

Упражнения, развивающие слух учащихся

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Послушаем тишину», «Повтори».

11.

19.10

Упражнения на развитие силы звука

Артикуляционная гимнастика. «Колдунья», «Егорка».

12.

22.10

Тренировка навыков правильного и быстрого добора дыхания.

«Егорка», «Шли сто волов, говорили про горох»

13.

26.10

14.

29.10

Систематическая тренировка артикуляционного аппарата на пройдённом материале.

Упражнения на речевую и двигательную нагрузку.

Вторая четверть. «Дикция и орфоэпия»

Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки.

19.11

Работа над гласными звуками в словах в ударном слоге.

Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки.

23.11

Йотированные звуки

Артикуляционная гимнастика.

26.11

Согласные звуки. Классификация согласных звуков в сочетании с гласными в словах, фразах, текстах.

Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки

30.11

Правила произношения согласных звуков. П-пь,б-бь,к, г, х-хь

Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки

3.12

Произношение согласных звуков д-дь, т-д,ф-фь, в-вь.

Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки.

7.12

Произношения согласных звуков ш,ж,ч,щ,ц.

Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки.

10.

10.12

Произношение согласных звуков

м,н,л, р.

Артикуляционная гимнастика.

Скороговорки.

11.

14.12

Первый уровень

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение

12.

17.12

Степени постижения языколомок.

Второй уровень

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение

13.

21.12

Степени постижения языколомок.

Третий уровень

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение

14.

24.12

Степени постижения языколомок.

Четвертый уровень

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение

Третья четверть. « Ораторское искусство»

Артикуляционная гимнастика.

Практическое упражнение: Работа над содержанием стихотворения

14.01

Грамотное владение жестами.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Зеркало».

Упражнение для симметричности жестов.

Упражнение для конгруэтности.

Упражнение 6

18.01

Совершенствование речи.

Артикуляционная гимнастика.

Громкое чтение в слух.

21.01

Развитие речевого мышление. Рассказывание историй.

Арнтикуляционная гимнастика.

Упражнение 10

25.01

Перефразирование делового общения

Артикуляционная гимнастика.

28.01

Тематическое сообщение.

Артикуляционная гимнастика.

1.02

Изучение речи других ораторов.

Видео материал.

4.02

Анализ речи

Видео материал.

8.02

Выступление с докладом

10.

11.02

Умение ясно излагать свои мысли.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение 2

11.

15.02

Мимика.

Артикуляционная гимнастика. Упражнение 5

12.

18.02

Артикуляционная гимнастика. Упражнение 9

13.

22.02

Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Футболист», «Брошу камень»

14.

25.02

Исправление речевых недостатков

Артикуляционная гимнастика.

15.

3.03

Артикуляционная гимнастика.

16.

7.03

17.

10.03

Закрепление пройденного материала

18.

14.03

Закрепление пройденного материала

19.

17.03

Итоговое занятие. Открытый урок

Четвертая четверть «Работа над текстом»

1

Артикуляционная гимнастика

7.04

Логическое ударение в речевом тексте, логическое ударение в смысловом отрезке, главное и второстепенное ударение

Артикуляционная гимнастика

11.04

Выделение логическим ударением противоположных понятий.

Артикуляционная

гимнастика

14.04

Логическое ударение прилагательных.

Артикуляционная гимнастика.

18.04

Закон выделения логическим ударение повторяющихся слов.

Артикуляционная гимнастика.

21.04

Логическое ударение в предложениях содержащих вопрос.

Артикуляционная гимнастика

25.04

Чтение простейших предложений.

Артикуляционная гимнастика

28.04

Артикуляционная гимнастика

10.

2.05

Артикуляционная гимнастика

11.

5.05

Артикуляционная гимнастика

12.

9.05

Проведение чтений и разборов текстов подготовленных самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика

13.

12.05

Артикуляционная гимнастика

14.

16.05

Логическая перспектива небольшого литературного отрывка

Артикуляционная гимнастика

15.

19.05

Закрепление

Артикуляционная гимнастика

16.

23.05

Закрепление

Артикуляционная гимнастика

17.

26.05

Итоговое занятие

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ
Упражнения, снимающие мышечные зажимы .

Любая зажатость тела, конечностей, лица неблагоприятно сказываются на звучании голоса. Комплекс упражнений на расслабление поможет ученику научиться сознательно, расслаблять и напрягать различные группы мышц. И только после этого следует переходить к тренировке дыхания, а затем и голоса.
Упражнение 1. Сильно напрячь пальцы рук, кисти, плечи. Удерживать состояние напряжение 5-8 секунд. Потом все расслабить и сохранить ощущение свободы мышц как можно дольше. Указанное повторить несколько раз.
Упражнение 2. Пальцы рук переплести. Сложенные руки подложить под подбородок, локти отвести в стороны. Голову стараться опустить вниз, в то время как руки стремятся поднять ее вверх. Возникает сильное сопротивление (голова - вниз, руки - вверх). Через 5-10 секунд голову и руки расслабить. Ощущуние свободы мышц (шеи, плеч, рук) сохранять как можно дольше. Указанное повторить несколько раз.
Упражнение 3. Пальцы рук переплести и подложить под нижнюю челюсть. Локти отвести в стороны. Стремиться опустить нижнюю челюсть при сопротивлении рук. Сильно напрячь мышцы челюсти, шеи, плеч, рук. Через 5-10 секунд челюсть и руки освободить. Ощущение свободы сохранить. Упражнение повторить.
Упражнение 4. Лечь на пол (на спину). Расслабиться: шея, плечи, ноги, корпус должны быть надежно прижаты к полу. Напрячь ноги, руки, голову, корпус. Через 5-10 секунд освободиться. Ощущение свободы сохранить. Упражнение повторить.
Упражнение 5. Сесть на стул. Корпус и голову опустить вниз. Расслабленный язык удержать в переднем положении (как бы «выпадающим изо рта»). Сохранить это ощущение некоторое время. Затем вернуть язык в обычное положение. Сохраняя иллюзию только что испытанного состояния, сделать дикционные упражнения или произнести текст. Упражнение повторить.
Упражнение 6. Челюсти сомкнуть не полностью, нижнюю - чуть-чуть выдвинуть вперед. Поток выдыхаемого воздуха легко, но активно направить к губам, пока они не начнут эластично вибрировать (движение, похожее на фырканье лошади). Сначала упражнение выполнять беззвучно, потом со звуком. Оно хорошо снимает зажимы в корне языка, и его следует повторить.
Упражнение 7. Наклонить верхнюю часть корпуса вниз; руки, спину, плечи освободить. Медленно напрячь мышцы пальцев, затем кистей, локтей, плеч, спины. Корпус медленно поднимать параллельно полу. Руки вытянуть вверх и вперед. Мышцы спины, живота, ног напрячь. Через 5-10 секунд мышцы пальцев, кистей, локтей, шеи, плеч, верхней части груди постепенно расслабить. Ощущение свободы сохранить как можно дольше. Упражнение повторить.

Упражнения для активизации мягкого нёба и тренировки стенок глотки

Упражнения, представленные в этом разделе, необходимы для того, чтобы стимулировать работу мягкого нёба и в результате тренировки включить его в процесс образования различных звуков.

Упражнение 1. Раскрыть широко рот, язык выдвинуть вперед и попытаться сделать зевок, контролируя и фиксируя в памяти движения мягкого нёба. Для подтверждения правильности движения проконтролировать его перед зеркалом.
Упражнение 2. «Покашливание». 1 вариант – широко раскрыть рот, выдвинуть язык. Не теряя смычки с нёбной занавески с задней стенкой глотки, покашлять сначала один, затем два, три, несколько раз подряд. 2 вариант – покашливание через паузу. Между покашливаниями нёбная занавеска должна быть сомкнута с задней стенкой глотки. Паузу постепенно увеличивать. Упражнение активизирует работу мышц глотки и тренирует эффект полного затвора между носом и полостью рта.
Упражнение 3. Петь различные гласные звуки, одновременно ритмично закрывая и открывая рот ладонью.
Упражнение 4. Сделать произвольный вдох. На выдохе создать ощущения надувания шара, камеры, игры на губной гармошке.
Упражнение 5. Сделать вдох через широко открытый рот – как бы позевывая. Выдох через широко открытый рот плавный, длинный (имитируя согревание озябших рук).
Упражнения 6. Сделать вдох носом – выдох толчками и по частям: вначале ртом, затем носом и т.д. количество частей выдохов взятого воздуха постепенно увеличивать.
После того как эти упражнения усвоены, следует переходить к тренировке нёбной занавески в дикционных упражнениях.
Гласные звуки включаются в работу в следующей последовательности: и, е, э, ы…и т.д. таким образом, в упражнении участвуют звуки, возникающие при узком растворе рта и максимальной приближенности мягкого нёба к задней стенки глотки.
Постановку согласных звуков следует начинать со звуков «ф» и «в» как наиболее легких по артикуляции и наиболее удобных для организации выдоха. Затем отрабатываются звуки «п» и «б», «м», «с» и «з», «т» и «д», «н», «л», «р», «ш» и «ж», «ч», «к» и «г», «х».
После отработки гласных и согласных звуков в слогах начинается тренировка их в словах, фразах, текстах.
Следует подбирать тренировочные тексты, которые вызывают у учащихся эмоциональный отклик. Вначале стихи, потом скороговорки, затем прозаические отрывки. Необходимо постоянно следить за речью учащегося в быту.

Упражнения, тренирующие группу мышц смешанно – диафрагмального дыхания.


Тренировку «речевого дыхания» лучше начинать лежа (на спине, на боку, на животе), так как в этом положении достигается максимальное расслабление всей мускулатуры и во время исполнения упражнений четче выявляются особенности дыхания. Перед выполнением упражнений следует сделать сброс дыхания и выдержать паузу, чтобы появилось желание сделать вдох.
Упражнение1. Одна рука на груди, другая на диафрагме. Рот закрыт. Вдох и выдох делать через нос, в индивидуальном ритме данного учащегося. Выдох постепенно удлинять. Необходимо обращать внимание на работу мышц ребер, диафрагмы, живота, спины.
Упражнение 2. Одна рука на груди, другая на диафрагме. Вдох носом спокойный, с удовольствием. Выдох ровный, долгий, через собранные в трубочку губы. Выдох постепенно удлинять, включать фрикативные звуки (с-з, ш-ж, ф-в, х), имитирующие следующие ощущения: «остужаю горячую пищу», «играю пушинкой», «прогоняю пушинку», воспроизвожу звук с проколотого мяча (с-с-с)», «ловлю летающего комарика (з-з-з», «грею озябшие руки», «зову кошку (кс-кс-кс)» и т. д.
Упражнение 3 . Вдох носом, короткий выдох ртом, имитирующий ощущения: «потушить свечу», «смахнуть крошки со стола», «побрызгать сухое белье» и т. д.
Постепенно в упражнения включать звуки: «ж-ж-ж-ж- строгаю рубанком деревянный брус», «р-р-р – завожу машину», «пш, пш, пш – опрыскиваю куст», «брысь, брысь, брысь, - прогоняю кошку» и т. д.
Упражнение 4 . Тренировка взятия дополнительного дыхания. Вдохи короткие, ртом. Выдохи (ртом) могут быть короткими, длинными, чередующимися. Имитация следующих ощущений: «раздуваю костер», «дую на палец, залитый йодом, чтобы успокоить боль» и т.д.
Упражнения этого раздела следует чередовать так: вдох носом длинный – выдох ртом короткий и наоборот.

Упражнения для тренировки дыхательных мышц.

После того, как учащиеся научились управлять мышцами смешанно – диафрагмального дыхания в положении покоя, целесообразно перейти к тренировке мышечных групп в движении, одновременно укрепляющей и артикуляционный аппарат.
На первом этапе упражнения этого раздела включают в себя простейшие спортивные движения: полунаклон, наклон, повороты корпуса, различные движения рук. Они активно тренируют дыхательный аппарат и просты в исполнении.
Постепенно комплекс усложняется. Вводятся упражнения, автоматизирующие синхронную работу дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. В качестве отвлекаемого от работы мышц момента в них полезно использовать предметы: мячик, палочки, скакалки и т. д.
Упражнение 1. «Вертолет». Выполнять стоя . Ноги вместе, руки свить вниз. Вначале сделать выдох и выдержать паузу. По сигналу преподавателя руки должны «взлететь» вперед и вверх (вдох); затем выдержать паузу. При круговых движениях рук (назад – вниз), вперед – вверх и т. д.)делать продолжительный, ровный выдох. Число оборотов рук постепенно увеличивать (5, 8, 10 и т. д.). Выдох вначале беззвучный, затем на отдельных звуках, слогах, словах, текстах.
Упражнение 2. «Пистолет». Вообразите себе, что у вас в руках, по пистолету. Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, сделать выдох, выдержать паузу. Поднимая руки вперед и в стороны, сделать спокойный вдох носом, затем выдержать паузу. Не сдвигая ног с места и не меняя положения нижней части корпуса, повернуться вправо, вытянуть левую руку перед собой и, увидев воображаемую мишень, выстрелить (выдохнуть) из воображаемого пистолета. Это же движение повторить с поворотом корпуса влево, вытянув правую руку. Дыхание сначала беззвучное, затем со звуками «к», «ч», «ц», «х», и т. д. , слогами (би-бэ-ба; ди-дэ-да и т. д.; би-би-би-би; бэ-бэ-бэ-бэ- и т. д.), которые должны произноситься коротко и очень активно. Дополнительное дыхание брать ртом в момент поворота корпуса. Упражнение повторить несколько раз.
Упражнение 3 . «Самолет». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, сделать выдох, выдержать паузу. Поднимая руки вперед и в стороны, сделать спокойный вдох носом и выдержать паузу. Не меняя положения рук, «упасть» (грудью вперед) вниз и начать активно раскачивать корпусом вправо и влево. Одновременно необходимо длинно и ровно выдыхать. Когда дыхание кончится, встать, сделать вдох носом и повторить упражнение.
Дыхание вначале беззвучное, затем со звуками («з-з-з»; «ж-ж-ж»; «р-р-р»). Выход постепенно удлинять.
Упражнение 4 . «Гребля».1 вариант . Сидя на стуле или на полу с вытянутыми ногами, взять в руки воображаемые весла. Наклоняясь корпусом вперед, руками потянуться к носкам ног, как бы занося весла по воздуху назад, и сделать короткий резкий выдох ртом. При этом имитировать слова: «ух», «один», «взяли» и т. д. затем постепенно отклоняясь корпусом назад, медленно согнуть руки на уровне груди и сделать спокойный вдох носом. Упражнение повторить 10-15 раз.
2 вариант . Исходное положение корпуса такое же, как в 1 варианте. Упражнение состоит из движений, имитирующих греблю одним веслом. В нем чередуются повороты верхней части корпуса влево, вправо и толчки воображаемым веслом следующим образом толчок веслом слева – выдох, поворот корпуса – дополнительное дыхание; толчок веслом справа – выдох, поворот корпуса – дополнительное дыхание. Упражнение повторить 10- 15раз.
Упражнение 5. Для выполнения этого упражнения необходим маленький мячик.
1 вариант. Стоя на небольшом расстоянии перед стеной, учащийся должен кинуть в нее мячик. В момент удара необходимо произнести слог (бац, раз, два и т. д.), после чего поймать мячик.
2 вариант. Упражнение выполнять так же, как указано в 1варианте, только слог (слово) произносить и в момент удара мяча о стенку, и в момент ухвата его руками (рукой).

Упражнения, помогающие найти правильное направление звука и активизировать работу резонаторов.

Тщательная тренировка речевого дыхания и небной занавески с маленьким язычком должна подготовить хорошую открытую глотку (положение зевка). При включении звука это создаст благоприятные условия для ровного и длительного выдоха и хорошего резонирования.
Упражнение 1. Сделать вдох носом, рот раскрыть (между зубами расстояние два пальца, кончик языка прилегает к корням нижних зубов). Сомкнуть только губы, собрав их к центру (артикуляция звука «у»), и в таком положении постараться «показать» горло (имитация зевка). Затем медленно и ровно не меняя положения зевка, начать выдыхать. В середине выдоха на звуке удобной высоты и собранными губами следует издать протяжный, но мягкий стон (м-м-м). Необходимо повторить упражнение, изменяя высоту звука то вверх, то вниз. Если при низком звуке в верхней части грудной клетки чувствуется легкое дрожание, а при высоком звуке в лицевых костях и голове ощущается вибрация – значит, звук попал в грудной и головной резонаторы. Следует запомнить эти ощущения и сделать упражнение в удобном среднем регистре. Нижняя челюсть, язык, шея должны быть свободны. Упражнение повторить много раз, увеличивая продолжительность звучания «м».
Упражнение 2 . Выполнять как упражнение 1, но после звука «м» нужно перейти к простой фразе из известной песни «Пусть бегут неуклюже…», попытаться удержать все звуки в одном направлении, то есть в фокусе, и сохранить ощущение вибрации в голове и груди. Постепенно количество музыкальных фраз нужно увеличивать.
Упражнение 3 . Выполнять как предыдущие, только после музыкальной фразы (распева) необходимо произнести текст, сохраняя все звуки в фокусе, а в груди и голове ощущения вибрации.
Когда выработано ощущение направления звука и его отражения, можно переходить к изначальным упражнениям по развитию и укреплению природного звучания голоса. В работе над дыханием со звуком используются две интонации: «распевная» и «речевая». Упражнения выполняются в следующем дыхательном режиме: короткий выдох через плотно сомкнутые губы (со звуком «пффф»); пауза – подготовка ко вдоху; спокойный с удовольствием вдох; пауза – подготовка к выдоху, во время которой ротовая полость принимает «положение зевка»; выдох со звуком в этом положении. Упражнение повторяется несколько раз.
Упражнение 4 . Освободить плечевой пояс, шею, голову, руки, зубы разомкнуть, губы сомкнуть. Создать ощущение зевка и издать протяжный звук «м» (стон). Ощутив вибрацию в головном и грудном резонаторах, мягко, без толчков, перейти на гласный звук «мо-о-о». В конце выдоха оборвать звучание, выдержать паузу и повторить этот слог в речевой интонации на той же высоте.
Упражнение 5. Повторить упражнение 4, с добавлением других слогов с согласными звуками: мо, бо, во, го, до, жо, зо, ко, ло, мо, по, ро, со, то, фо, хо, чо, шо, що. Артикуляция согласных должна быть точной и четкой. Постепенно отрабатываются все согласные и гласные.
Упражнение 6 . Упражнение выполняется, как и предыдущее, но с произнесением слогов. При этом следует менять высоту звуков: вначале произносить их в среднем звучании, потом по ступенькам все выше и выше, потом все ниже и ниже. Необходимо следить, чтобы звук был свободным и все слоги попадали в «фокус».
Упражнение 7 . Вырабатывает навык повышения и понижения голоса в строке. Сделать вдох носом, создать ощущение «зевка» и на ровном спокойном выдохе, в среднем звучании произнести одну строчку стихотворения или пословицу. Начинать тренировку можно с любой интонации, наиболее удобной для учащегося. Вначале сделать паузу, затем вдох. Повысить или понизить звук и на выдохе произнести избранную фразу. Таких изменений высоты звука в упражнении должно быть 4 – 5. Ударная гласная должна быть широкой, крупной, точно направляться в «фокус» звука. При повышении голос не должен усиливаться, при понижении «проваливаться» в глотку и затихать.
Примеры текстов:
«Красно поле пшеном»;
«Не красна изба углами»;
«Ворон к ворону летит,
Ворон, где б нам пообедать,
Где бы нам про то проведать».

Когда навык верного звучания выработался на 3 – 4 строках, в качестве примера берутся стихотворения из 4 – 6 строчек. Это закрепит правильное звучание голоса на различных звукосочетаниях.
Упражнение 8. Упражнение выполняется по тому же принципу, что и предыдущее. Только каждое понижение и повышение звука соответствует определенной строчке текста.
Упражнение 9 . Рассчитано на развитие навыка повышения и понижение звука по словам. Начиная с нижней или верхней ноты, каждое слово повышать или понижать на одну «ступеньку» (полтона). При этом каждый раз брать дополнительное дыхание и делать выдох на каждом слове.
Примерный текст: Мельник
На ослике
Ехал
Верхом.
Мальчик
За мельником
Плелся
Пешком.
Глянь-ка,-
Толкует
Досужий
Народ,-
Дедушка
Едет,
А мальчик
Идет.
Глянь-ка.
После того, как первоначальные навыки владения голосом приобретены, необходимо переходить к тренировке дыхания, голоса в следующих текстах.

Пословицы Паши, не лениво, поживешь счастливо.
Хвалился, хвалился, под гору свалился.
Чужбина – калина, родина – малина.
(повторяется звук «и»)
Красно поле пшеном, а речь умом.
Кто проворен, тот доволен.
Поговорке – цветочек, а пословице – ягодка.
(повторяются звуки «о», «е»)
Не красна изба углами, а красна пирогами.
На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Сад красен оградой, а лоза виноградом.
Молод годами, да стар делами.
(повторяется звук «а»)
Честь честью, да дело делом.
Ешь пока хлеб свеж.
Терпенье дает уменье.
За морем теплее, а у нас светлее.
(повторяется звук «е»)
Друг за друга стой и выиграешь бой.
Наука не мука.
Был бы друг, будет и досуг.
Чем больше науки, тем умнее руки
.
(повторяются звуки «у», «ю»)

Стихи: У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
(А.Пушкин.Руслан и Людмила)

Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят.
И молча в открытое море
Чугунные пушки глядят.
(М.Лермонтов.Воздушный корабль)

Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли»
(Н.Некрасов. Несжатая полоса)

Ночью месяц, полон блеска,
Ходит тучи серебря.
Днем в окно тепло и резко
Светит солнце января.
(А.Фет.Весна на юге)

Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
(А.Фет.Летний вечер тих и ясен)

Буря
на небе
вечернем,
Моря
сердитого

Буря
на море
и думы,
Много
мучительных
дум –
Буря
на море
и думы
Хор
возрастающих
дум –
Черная
Туча
за тучей,
Моря
сердитого
шум.
(А.Фет.Буря на небе вечернем)

Тренировочные тексты
Чуковский К . «Федорино горе», « Путаница», « Тараканище», « Краденое солнце», « Телефон», « Топтыгин и лиса», « Муха – Цокотуха», « Айболит».
Маршак С . «Книжка про книжку», «Барабан и труба», « Уголок», «Перчатки», « Знаки препинания», « Сказка про спички», «Война с Днепром», « Вчера и сегодня», « Дом, который построил Джек», « Первый день календаря».
Лившиц В . Гурон орлиный Глаз. Потоп.
Барто А . Веревочка. Сонечка. Мы с Тамарой.
Пушкин А . Сказки. Цветок. Руслан и Людмила. Полтава. Медный всадник. Степан Разин. Будрыс и его сыновья.
Жуковский В . Море. Рыбак.
Некрасов Н. Дядюшка Яков.
Майков А . Деспо.
Блок А. Гармоника, гармошка.
Островский А . Снегурочка (монолог деда Мороза)
Толстой А. Алеша Попович. Илья Муромец. Дробится и плещется и брызжет волна.
Тютчев Ф. Молчание. Конь. Листья. Море.
Фет А. В дымке – невидимке. Кот поет, глаза прищуривает. Деревня.
Брюсов В. Работа.
Бальмонт К . Ночь.
Маяковский В . Разговор двух пароходов на Черноморском рейде. В.И. Ленин. Песня – молния.
Есенин С. По лугу леший кричит на сову.
Бунин И. Гайавата.
Цветаева М . Солнце.
Хикмет Н. Плакучая ива.
Багрицкий Э. Смерть пионерки.
Ершов П. Конек – Горбунок.
Твардовский А . Страна Муравия.
Луговский В . Медведь.
Рождественский Р. Чардаш. Мир. 15 тонн взрывчатки.
Мартынов Л. Листья.
Солоухин В. Не прячьтесь от дождя.
Евтушенко Е. Град в Харькове. Армия.

Дикция.

Построение таблиц для тренировки дикции зависит от индивидуальных речевых качеств учащихся, поэтому педагог сам может составить комплексы упражнений, комбинируя гласные и согласные звуки.
Слова для тренировки тех или иных звуков учащиеся могут подобрать самостоятельно, а примерные литературные тексты приведены ниже.
Пословицы
Баловством хлеба не добудешь;
Беда на беде, бедой погоняет;
Был бы бык, а мясо будет;
Было бы, что в амбаре, будет и в кармане;
Если бы да кабы, да выросли во рту бобы, так был бы не рот, а целый огород;
Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.
(повторяются звуки «б», «бы»)
Времени не воротишь;
Всему свое время;
Кудри завивай, да про дела не забывай;
Век живи, век учись;
Сперва проверь, а потом поверь;
Весной ведро воды – ложка грязи; осенью ложка воды – ведро грязи;
Вчерашней славой на войне не живут;

(повторяется звук «в»)
Смотри дерево в плодах, а человека в делах
Без дела жить – только небо коптить
Спустя лето по малину не ходят
От товарища отстать – без товарища стать
Федот, да не тот
В тихом омуте черти водятся
Дружно за мир стоять – войне не бывать
(повторяются звуки «д», «т»)

Красна река берегами
Красота приглядится, а ум пригодится
Кошке игрушки, а мышке слезки
Толку век, а толку нет
Куда иголка, туда и нитка
Когда в печи жарко, тогда и варко
Курица не птица, лодырь не человек
(повторяются звуки «г», «к»)

У ленивого, что на дворе, то и на столе
Ключ сильнее замка
Легко хвалиться, легко и свалиться
Ловит волк, да ловят и волка
Мал, да удал
Ленивой земли нет, есть ленивые люди
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп
Велик телом, да мал делом
Кончил дело – гуляй смело
(повторяются звуки «л», «ль»)

Упорный труд рождает мастера
Скупой закрывает крепко, а потчует редко

Радость прямит, кручина крючит
Руки работают, а голова кормит
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Кто друг прямой, тот брат родной

(повторяются звуки «р», «рь»)

Молод годами, да стар делами
Много дыму, да мало пылу
Зимой и летом одним цветом
Отдохнем да поглядим, хорошо ли мы сидим
Умей сказать, умей и смолчать
Москва – всем городам мать
(повторяется звук «м»)

Раньше начнешь – раньше и окончишь
Не все ненастье, проглянет и солнышко
Как не кинь – все клин
На одной неделе семь пятниц
Одна голова не бедна, а и бедна, так и одна
Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли

(повторяется звук «н»)

Всякое семя знает свое время
Весна красна цветами, а осень снопами
Всяк своего счастья кузнец
Не все то золото, что блестит
Лесть без зубов, а с костями съест
Бесчестие страшнее смерти
Хвастать - не косить, спина не заболит
Слово не стрела, да острее стрелы
Авось да небось, хоть все брось

(повторяются звуки «з», «с»)

Невелика птица – синица, да умница
Молодец против овец, а против молодца сам овца
Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться
Смелый боец – в бою молодец
Всяк молодец на свой образец
Кто украл яйцо, украдет и курицу
(повторяется звук «у»)

Спеши, да людей не смеши
Что посеешь, то и пожнешь
На чужой сторонушке рад своей воронушке
Шило в мешке не утаишь
Взялся за гуж, не говори, что дюж
Чужим умом жить – добра не нажить
Жизнь не камень: на одном месте не лежит, а вперед бежит
Не пригоже есть лежа
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож

(повторяются звуки «ж», «ш»)

Не бывать бы счастью, да несчастье помогло
Волки рыщут, пищу ищут
Чужая сторона – дремуч бор
Чужая сторона – мачеха
Плачу, плачу, а горе прячу
Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала
Щеголь, а рубаха холщовая
Где щи – тут и ищи
Не тот честен, кто за честью гоняется, а тот честен, за кем честь сама бежит

(повторяются звуки «ч», «щ»)

Скороговорки

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит
Пришел Прокоп кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили проЛарьку, про Варьку, про Ларькину жену.
Ткач ткет ткани на платки Тане
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Торопке порка не впрок, Торопке корка впрок.
Командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоковать, перевыколоковать.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
В Луку Клим луком кинул.
Турка курит трубку, курка клюет крупку: не кури, турка трубку, не клюй курка крупку.
Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать, наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
Боронила борона по боронованному полю.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, сеньку с ног, саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Резиновую Зину купили в магазине. Резиновую Зину в корзине принесли, она была разиней, резиновая Зина, упала из корзины, измазалась в грязи.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Жужжит жужулица, жужжит, кружится.
В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертеночка чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто.
Два щенка щекой к щеке щиплют щетку в уголке.

Тексты для тренировки дикции
Маршак С. От «а» до «Я». Живые буквы. Про все на свете. Первый день календаря. Робин-Бобин. Шалтай-болтай. Дружная семейка. Автобус номар двадцать шесть. Если вы вежливы. Кот скорняк. Веселые чижи. Мяч.
Чуковский К. буква «р». Чудо-дерево. Жил на свете человек. Котуаси и Мауси. Загадка про Марусю и бабушку.
Обжора. Машинистка.
Лившиц В. Твоя семья. Обжора. Шелк. Встреча. Три мальчишки. Пластилин. Лентяй с подушкой. Валины перчатки. Товарищи. Мои инструменты. Аист. Тимоша. Слон и Зоя.
Барто А. Барабан.
Заходер Б. Если мне подарят лодку.
Кирсанов С. Станция «Маяковского».
Маяковский В. Левый марш.
Рошка В. Старый гусь дает сигнал. Африканский страус Нанду. Пингвин. Альбатрос. Баклан. Выпь. Куропатка. Перепел. Цесарка. Коростель. Речная чайка. Горлица. Гоура. Черный дятел.
Медведь. Черный дрозд. Соловей и синица. Крапивник. Лазаревка. Деревенская ласточка. Береговая ласточка. Зяблик. Зеленушка. Чиж. Черный ворон.
Хармс Д. Иван Иваныч. Самовар.

Усложненные скороговорки

В четверг, четвертого числа в четыре с четвертью часа два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, что у них на дворе трава, а на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместит двор дров, дрова выдворить давно пора, а Варька с Ларькой все хиханьки да хаханьки, хиханьки да хаханьки, как детишки махоньки, и не собираются дрова со двора выдворять.

Дело было вечером, делать было нечего. Портной Пото играл в лото, и портниха Пото играла в лото. Но портной Пото не знал про то, что портниха Пото играет в лото. Пришел Прокоп кипятить свой укроп, рассказал про то, что портниха Пото играет в лото, но не слушал Пото. Стоит Прокоп, кипятит свой укроп, а укроп шипит и совсем не кипит. Ушел Прокоп. Шипел укроп, шипел укроп, закипел вдруг укроп! Услыхали про то супруги Пото. Позабыв про лото, закричали про то, что пришел Прокоп кипятить укроп. Пришел Прокоп – не кипел укроп, а ушел Прокоп – закипел укроп! Прибежал Прокоп и спросил Пото: «Что кричите, про что?» но не слышат Пото и кричат лишь про то, что пришел ты, Прокоп, не кипел твой укроп, а ушел ты, Прокоп, закипел твой укроп и сбежал твой укроп. Дело было вечером, делать было нечего.

Программа Тренинга ораторского искусства
от Самарского Тренингового Центра

Базовая ступень (12 часов): «Словесная импровизация».

Базовая ступень тренинга направлена на то, чтобы снять страх выступления перед аудиторией, чтобы вы могли спокойно выйти перед слушателями и начать говорить практически на любую тему, при этом удерживая внимание публики, говоря на хорошем уровне энергетики, активно и грамотно используя жесты, интонации, контакт глазами. Чтобы вас слушали и восхищались вашей словесной импровизацией! Чтобы ваша речь была яркой, интересной, увлекательной, живой, зажигающей, харизматичной!!!


Темы

Содержание блока

Грамотные советы

Теория:

  • Как грамотно давать друг другу обратную связь (как быть хорошим тренером по ораторскому искусству для других).
Практика:

  • Мини-самопрезентации с отработкой навыка давать обратную связь.
*** Запускаем механизм самообучения, чтобы развитие ораторских навыков продолжалось и после окончания тренинга.

Энергетика речи

Теория:

  • Об энергетике. Шкала для измерения. Демонстрация разных уровней. Что создает высокую / низкую энергетику. Демонстрация работы на разных уровнях энергетики.
Практика:

  • Отработка навыка работать на разных уровнях энергетики.

  • Отработка навыка работать на высокой энергетике (вдохновляющая речь, призыв).

  • Отработка навыка перехвата лидерства с помощью высокой энергетики.
*** В этом же блоке на 50% прорабатывается страх публичных выступлений.

Техника речи

Теория:

  • Короткая лекция: на какие параметры в выступлении оратора обращать внимание (первые 6 параметров).
*** По итогам курса у участников семинара остается в голове матрица из 10-12 параметров, составляющих основу ораторского мастерства.

Постановка на публике

Теория:

  • Основная поза оратора.

  • Базовое положение рук.
Практика:

  • Запоминаем телом основную позу оратора.

  • Тренируем разные варианты базового положения рук.

  • Находим наиболее удачное для себя положение.

Словесная импровизация

Теория:

  • Демонстрация. Разбор приемов, которые позволяют импровизировать легко и спонтанно.
Практика:

  • Отработка навыка словесной импровизации (2 раза).

  • Отработка приема «импровизация по последнему слову».

  • Отработка навыка импровизировать, сохраняя контакт глазами.

Уверенность в себе

Теория:

  • Мозговой штурм «приемы для снятия волнения».
Практика:

  • Отработка навыка сохранять спокойное состояние, несмотря на провокации группы.

Работа с возражениями

(сложные вопросы)


Теория:

  • Демонстрация.
Практика:

  • Тренируем эмоциональную устойчивость при ответах на неожиданные вопросы.

  • Отрабатываем навык быстро, спонтанно, «сохраняя лицо», отвечать на сложные вопросы.

Работа с жестами

Теория:

  • На что обращать внимание при жестикуляции.
Практика:

  • Упражнения на отработку «говорящих» и «коммуникационных» жестов.

Актерское мастерство

Практика:

  • Изменение стиля своего выступления за счет вхождения в разные роли (отрабатываем 5 ролей).

  • Тренировка умения выступать в агрессивно-наезжательной манере (роль разозленного начальника).

Работа с голосом

Теория:

  • Приемы для лучшего владения своим голосом.
Практика:

  • Гимнастика для лица. Голосовая разминка.

  • Подстройка по голосу (при телефонных переговорах).

  • 2-3 упражнения на развитие интонационного / эмоционального богатства.

Словесная импровизация

Теория:

  • Демонстрация. Разбор двух основных стратегий для увязывания всего со всем.
Практика:

  • Тренируем навык перехода с текущей темы на тему, нужную оратору, с помощью импровизации .

Контакт глазами

Теория:

  • Контакт глазами: тонкости…
Практика:

  • Отработка умения поддерживать со слушателями хороший контакт глазами.

Продвинутая ступень (12 часов): «Видеотренинг (работа в жанрах)».

Продвинутая ступень тренинга направлена то, чтобы развить ваши ораторские навыки, чтобы научиться грамотно выступать в наиболее частых жанрах: «убеждающее выступление», «рассказывание историй», «произнесение тостов». Чтобы сделать несколько видеозаписей ваших выступлений и дать вам возможность проанализировать таким образом свои сильные и слабые стороны. Просмотр себя по видео дает поистине бесценную обратную связь о вашем стиле выступления. У многих именно видеотренинг приводит к скачкообразному росту ораторского мастерства!


Темы

Содержание блока

Метасообщение

Теория:

  • О важности того, что говорит наша невербалика: тело, мимика, жесты… Метасообщение о себе, услуге, слушателях…
Практика:

  • Тренируем навык выдавать нужные метасообщения. Замечать и расшифровывать метасообщения, идущие от других ораторов.

  • Тарабарский язык. Умение передать нужное метасообщение на несуществующем языке.

Цепляющие

вопросы


Теория:

  • Приемы для удержания внимания слушателей с помощью цепляющих вопросов. Демонстрация.
Практика:

  • Тренируемся выступать с использованием цепляющих вопросов .

Парламентские дебаты

с видеосъемкой


Теория:

  • Структура убеждающего выступления. Основы построения аргументации.
Практика:

  • Подготовка к выступлению.

  • Выступления в дебатах.

*** В этом упражнении суммируются все навыки, которые изучались на семинаре. Задача ораторов – выступить с учетом всего , что они уже знают. Видеосъемка – отличное средство выявления дальнейших направлений развития себя как оратора.

Художественный рассказ

с видеосъемкой


Теория:

  • Как создавать яркие, интересные истории-зарисовки из своей жизни. Композиция художественного рассказа.
Практика:

  • Подготовка выступления.

  • Выступление.

  • Получение обратной связи на выступление.

Сочинение сказки

сходу


Теория:

  • Основные элементы любой сказки. Демонстрация.
Практика:

  • Словесная импровизация по созданию сказки без подготовки.

Паузы.

Передвижения по аудитории


Теория:

  • О важности пауз . О том, как правильно ходить.
Практика:

  • Тренируемся держать паузы и ходить перед аудиторией.

Трудная аудитория

Теория:

  • Что делать, если в группе один-два человека находятся в роли «вредных» слушателей.
Практика:

  • Тренируемся: сохранять свое состояние, удерживать внимание дружелюбной части группы, перетягивать внимание «вредных» слушателей.

Парная работа

Теория:

  • Как грамотно выступать в паре. Преимущества парной работы. Приемы для передачи хода.
Практика:

  • Тренируем умение работать в паре.

Чтение незнакомого текста

Теория:

  • Как читать текст с листа (выступать, когда нужно часто подглядывать в текст). Разбор приемов. Демонстрация.
Практика:

  • Тренируем навык читать даже незнакомые тексты – ярко, интересно, увлекательно…

Тосты

Теория:

  • Разбор одной из самых простых и при этом самых эффективных стратегий произнесения тостов.
Практика:

  • Тренируемся произносить тосты.

Ораторское искусство – это один из самых ценных навыков, который поможет Вам лаконично, красиво и без особых проблем донести к собеседнику свою точку зрения. Есть люди, которые от природы ораторы, им только дай тему и можно часами слушать. Но что делать тем, кто хочет овладеть данными умениями, а природа врожденных способностей не дала?
Ораторское искусство, как и любой другой навык, можно развивать, тренировать, усовершенствовать. В данной статье мы дадим 6 полезных советов, благодаря которым вы сможете развить в себе невероятные способности, и уже менее чем за месяц свободно выступать на публике, концентрируя внимание слушателей на своей речи.

1. Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить. Делать это можно у себя дома. Берите любой предмет, который увидите – фен, ваза, сковородка, в общем не важно, что это будет. А далее на протяжении 5-и минут постарайтесь про него рассказать, охарактеризовать все особенности данного предмета, пояснить какой он чудесный и необходимым. Сначала будет тяжело, но со временем вы легко справитесь с данной задачей. Когда увидите, что пяти минут становится мало, то увеличьте время, рассказывайте 10, 20, 30 минут. Я знал людей, которые без особых проблем могли говорить часами на заданную тему, при этом никогда не повторяться в фразах и своих мыслях.

3. Темп речи – еще одна особенность, которую стоит освоить. Следите за тем, как вы говорите. Слишком быструю речь слушатель может не разобрать, а медленная вгоняет в скуку. Старайтесь выдерживать паузы, выделять нужные места интонациями, поднимать и понижать голос, тем самым привлекая внимание аудитории.

4. Рассказывать дома о предметах – это хорошо, но для того, чтоб оттачивать мастерство ораторского искусства, нужно больше общаться с живыми людьми. Легче всего оттачивать ораторское искусство студентам. Вы имеете доступ к выступлениям перед своей группой, причем во время выступления можете отследить реакцию, поведение аудитории, их настроение и желание слушать.

5. Ваша речь не должна быть сухой. Старайтесь время от времени использовать поговорки, цитаты известных людей, а также юмор. Кстати, юмор играет очень большую роль. Умение вовремя и метко пошутить – это качество хорошего оратора, который может без проблем держать свою аудиторию, а в нужный момент снять накопившиеся напряжение.


Со временем, когда вы расширите свой словарный запас, и начнете применять все полученные знания на практике, вы заметите, как изменилась ваша речь, как собеседник внимательно вслушивается в каждое сказанное слово, как аудитория пристально следит за вашими высказываниями и фразами.


Ораторское искусство - одна из самых популярных тем тренингов. И это не удивительно, ведь навыки риторики, ораторского искусства нужны многим. Ораторское мастерство необходимо и для рабочих задач, и для того, чтобы быть интересным собеседником, харизматичным лидером.

На тренингах по ораторскому искусству используются специальные упражнения, которые раскрывают участников, развивают у них навык говорить легко, убедительно и красиво, помогают участникам освоить великое искусство ораторского мастерства.

И у тренеров, преподающих ораторское искусство, часто возникает вопрос, где взять новые интересные упражнения, которые не только усилят ораторские навыки участников, но и активно вовлекут группу, повысят её энергетику и мотивацию, понравятся и запомнятся участникам тренинга.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров сайт подобрали для вас несколько качественных упражнений на развитие навыков ораторского искусства, которые вы смело можете использовать на своих ораторских тренингах.

Упражнение на развитие ораторского искусства «Дебаты»


Цель
: тренировка выступления перед группой, развитие навыка аргументации.

Время : 10 минут на каждого участника.

Количество участников : не ограничено.

Проведение упражнения:

Ведущий задает тему выступления и вызывает двух участников. Они выступают по очереди на выбранную тему по 2 минуты. После выступления участник отвечает на вопросы слушателей. Его оппонент имеет право спрашивать первым.

Затем выступает его оппонент в таком же формате, тоже 2 минуты.

Каждой новой паре дается новая тема.

Упражнение для тренингов ораторского искусства «Связанные слова»


Цель
: тренировка креативности в речи.

Время : пять минут на каждого участника.

Количество участников : не ограничено.

Проведение упражнения:

Ведущий заранее готовит несколько билетов (бумажек). На каждом написано одно слово (например, пингвин, шляпа, зонтик и т. д.). Участник тянет наугад два билета и составляет речь на 2 минуты, в которой обыгрывает эти слова. Нужно сделать логичное выступление.

После выступления слушатели дают обратную связь:

  • Насколько выступление было логичным? Связанным? Красивым?
  • Интересно, заметили ли эти 2 слова?

Рекомендация от эксперта крупнейшего портала для тренеров сайт Ольги Паратновой:

Чтобы процесс шел живее, удобнее делать это упражнение в микро-группах, например, по 6–7 участников. Так и времени понадобиться меньше, и участники не устанут.

Включенность группы будет ещё выше, если дать возможность им самим написать по 2–3 билета, затем положить их в общую корзинку (в каждой микро-группе), и оттуда вытягивать.

Упражнение на развитие ораторского искусства «Собеседование»


Цель:
тренировка аргументации и стрессоустойчивости.

Время: 5–7 минут на каждого участника.

Количество участников: не ограничено.

Проведение упражнения:

Вызываем двух участников. Один проводит, другой - проходит собеседование. Цель переговоров - устройство на работу или увеличение зарплаты. Соискатель в данных переговорах должен использовать как можно больше аргументации, почему должны взять именно его (или почему действительно необходимо увеличить ему зарплату).

Затем подводим итоги:

  • Удалось ли выполнить поставленную задачу?
  • Что помогло/помешало?

Затем участники меняются ролями в этой же паре.

Данные упражнения взяты из свободных источников, поэтому нужно учитывать, что они:

  • могут быть уже известны вашим участникам. это стоит уточнить, прежде чем проводить упражнения.
  • не содержат подробной инструкции и методики проведения упражнения. и скорее всего, вам понадобится провести их несколько раз, чтобы найти самый удачный и результативный формат.

Когда вам понадобятся упражнения на другие темы, и при этом вы захотите, чтобы это были:

  • самые лучшие упражнения для тренингов
  • эксклюзивные упражнения , известные только узкому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату,

вы сможете подобрать такие упражнения на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего тренинг-центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие , самые профессиональные и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

И вы можете приобрести наши эксклюзивные тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе или приобрести готовые программы тренингов в разделе .

Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.

Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И никого не оставляет равнодушным - это уж точно!

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Хорошее целевое упражнение, позволяющее в короткие сроки помочь в решении одного из наиболее волнующих вопросов: «Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно (интересно)?»

Простая технология поможет участникам тренинга поверить в то, что, во-первых, сочетание «любимая работа» очень даже возможно, во-вторых, произвести инвентаризацию своих желаний, умений и соотнести их с делами (профессиями), которые способны приносить прибыль.

С большой степенью вероятности это упражнение можно назвать «беспроигрышным вариантом», поэтому оно отлично подходит не только опытным тренерам, но и начинающим.

Простое и эффективное упражнение, способное в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления.

Одно из лучших в своем роде.

Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"

    Супер-предложение для тех, кто хочет получить сразу ВСЕ упражнения для тренингов и программы тренингов, размещенные на нашем портале!

    Вы можете получить ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ материалам и услугам портала сайт!

    Оплатив всего 24990 руб. вы получаете:

    1. Возможность получить ВСЕ наши уникальные методички упражнений для тренингов . 40 уникальных упражнений с детально описанной методикой проведения общей стоимостью более 28000 руб.!
    2. Готовую программу «»(6990 руб.)
    3. Готовую п рограмму «Яркое и запоминающееся упражнение , которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

      Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

      Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение .

    4. Упражнение-вызов "Пройди к стулу"


      Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров.
      Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения , которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

      Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
      Объем тренерской методички: 12 страниц.
      Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (! ), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.