Что автор называет отклонением. Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание. ЕГЭ–2011. Запиши определение понятия

С4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и ; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.

На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <…>

Социализация – двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.

(По Н. Смелзеру)

С1. В процессе социализации граждан активно участвует государство. Предположите, какие качества оно стремится сформировать у граждан. Укажите любые два качества и кратко поясните свой выбор.

С3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С6. Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента), подтверждающие это мнение.

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права на главенство в семье, «наследственного» в настоящее время отец уже не имеет. «Врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи. Исследователи установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств – после бабушки, дедушки, сверстников.

А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать – природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.

Положительный пример отца в воспитании детей важен и значителен. Быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным – нельзя уважать, не требуя. И нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа или распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растёт доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако всё больше мужчин считают нужным делать с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

С2. Восьмикласснице Алине кажется, что родители слишком опекают её, относятся к ней, как к маленькому ребенку. Поэтому Алина часто ссорится с родителями. Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте по два совета Алине и её родителям, которые, по вашему мнению, смогут улучшить их .

С3. Существует мнение, что семья сегодня утрачивает своё значение
в воспитании детей. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнен

С4. На основе текста и с опорой на личный социальный опыт назовите два обстоятельства, которые позволяют автору высоко оценить воспитательный потенциал отца в семье. Предположите, почему этот потенциал нередко остается неиспользованным. С5. Приведите три примера, иллюстрирующие важность участия отца в воспитании детей. С6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность.

Успешное функционирование общества можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение людей. Каждый должен знать (в разумных пределах, конечно), какого поведения он может ожидать от окружающих, какого поведения ожидают от него самого и какие социальные нормы должны усвоить дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, нарушается социальный порядок. Нравственные нормы перестают контролировать поведение людей, основополагающие ценности могут быть отвергнуты, и у человека теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других людей.

С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения – всё это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.

Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения людей, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, всё в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестаёт быть отклоняющимся.

(, текст адаптирован)

С1. Как, по мнению автора, появляются новые социальные нормы? (Используя содержание текста, укажите четыре этапа этого процесса.) С2. Какие общественные явления, по мнению автора, могут сделать необходимым появление новых социальных норм? Используя содержание текста, укажите три явления и объясните связь любых двух из них с появлением новых социальных норм.

С3. Каким условиям, по вашему мнению, должны соответствовать новые социальные нормы, чтобы они были приняты обществом? (Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые три условия.) С4. Что автор считает необходимым для успешного функционирования социальных структур? Как многочисленные случаи отклонений, по мнению автора, влияют на общество?

С5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. С6. Существует мнение, что любые массовые социальные отклонения полезны для развития общества. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.


Отклоняющееся поведение.

Девиация и моральные различия.

Начиная с самого раннего детства повседневная жизнь содер­жит множество восприятий нами людей, которые тем или иным образом отличаются друг от друга. В классе белых детей есть один черный ребенок; есть девушка, подпирающая стену на вечеринке; есть физически увечные и психически неуравновешенные. Однако имеется и другой тип различий. Есть мальчик, который выражает свое возмущение, когда остальные в группе смеются над грязной шуткой; есть голубь в офисе, наполненном ястребами, или, коли уж на то пошло, - ястреб на вечеринке с коктейлями, устроен­ной голубями. Эти различия непохожи на упомянутые прежде (или кажутся таковыми), поскольку являют собою преднамерен­ное отрицание ценностей или норм группы. Быть черным, или за­стенчивым, или калекой - это условие, налагаемое на индивида. С другой стороны, быть жеманным или политическим нонконфор­мистом - это акт выбора. <...>

Термин, который обычно используют сегодня социологи для такого типа различий, именуется девиация. Как мы увидим да­лее, девиацию определяли и объясняли по-разному. Однако сре­ди социологов существует широко распространенное согласие по поводу этого базового понятия: девиация всегда относится к та­кому поведению, которое является нарушением правил, вырабо­танных данным сообществом или группой. Другими словами, понятие девиация подразумевает прежде всего моральное отли­чие. Оно относится к отказу или, может быть, неспособности индивида или группы придерживаться тех моральных норм, ко­торые превалируют в том социальном контексте, о котором идет речь. <...>

Типичное - это то, о чем думают как о нормальном. Отклоне­ние от типичности всегда вызывает тревогу, потому что ставит под вопрос то, в чем люди убеждены как в нормальности. <...> Представления людей о нормальности упорядочивают их опыт.

Вопросы и задания. 1) Какие из приведенных автором приме­ров относятся к девиантному поведению? 2) В чем различие ме­жду девиантным поведением и другими поведенческими актами?

3)Сформулируйте определение понятия «девиантное поведение». 4) Какое поведение, по мнению авторов, является девиантным? 5) Приведите примеры (из жизни или литературы), когда инди­вид отказывался от моральных норм, превалирующих в какой-то социальной группе. 6) Приведите примеры (из жизни или лите­ратуры), когда индивид был неспособен выполнять моральные
нормы, превалирующие в какой-то социальной группе. 7) Как социальная группа реагирует на тех, кто не может или не хочет придерживаться моральных норм, превалирующих в данном со­циальном сообществе? Приведите примеры. 8) Как по-вашему, в чем причина отторжения социальной группой людей с девиантным поведением? 9) Какую причину отторжения социумом лю­дей с девиантным поведением называет автор? 10) Чем автор объ­ясняет, что данная причина приводит к отторжению социумом людей с девиантным поведением? 11) Опираясь на свой жизнен­ный опыт, приведите примеры, иллюстрирующие утверждение автора.

2. Исследователи девиантного поведения придержи­ваются разных точек зрения на его причины. Познакомь­тесь с некоторыми из них:

    Девиантами не становятся, а рождаются.

    Причиной девиантного поведения являются ошибки в вос­питании.

    Причиной девиантного поведения является асоциальная внешняя среда.

    Причины девиантного поведения заложены в национальной субкультуре.

    Причиной девиантного поведения является нищета.

С какими точками зрения вы согласны? Обоснуйте свою позицию.

    Гражданка Н. каждый день без просьб с чьей-либо стороны подметает лестничную клетку на своем этаже, а раз в неделю ее моет. Соседи не раз обращали ее внимание на то, что это должен делать уборщик, который за это по­учает зарплату. На это она постоянно отвечает, что не хочет, чтобы ее дети и приходящие к ней друзья видели грязь лестничной клетке, так как ей из-за этого стыдно.

Является ли поведение гражданки Н. отклоняющимся? приведите не менее двух аргументов, подтверждающих ЩУ оценку поведения гражданки Н.

4. Государство X объявило войну государству Y . Узнав об этом, группа молодых граждан государства X провела митинг протеста перед зданием своего парламента.

    Назовите условия, при которых данное поведение мо­лодых граждан будет рассматриваться как девиантное.

    Назовите условия, при которых данное поведение мо­лодых людей будет рассматриваться как нормальное.

5. Семья М. переехала в другой город, и 1 сентября их сын пошел на занятия в новую школу. Его знакомство со школой началось с того, что он заблудился и попал не в тот кабинет. Открыв же дверь своего класса, ученик споткнул­ся и упал, а весь класс дружно рассмеялся. Затем он не­правильно назвал имя классного руководителя, а в довер­шение уронил ранец, из которого выпали учебники и покатились шариковые ручки, что вызвало новый взрыв смеха в классе. От смущения подросток расплакался.

Как по-вашему, является ли данное поведение ученика отклоняющимся? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

Является ли поведение класса отклоняющимся? Приве­дите один аргумент для обоснования своей точки зрения.

6. Люди с отклоняющимся поведением, особенно в самых крайних его проявлениях, такие, как преступники, прино­сят обществу немалый вред, калечат жизни, судьбы людей, поэтому издревле проблема защиты общества от преступни­ков занимала умы человечества. Высказывались и выска­зываются разные точки зрения: от пессимистических до оптимистических. С какой позицией вы согласны? Аргу­ментируйте свою точку зрения.

1. Человека формирует среда, и вина общества в том, что вырос преступник, значительнее, чем его самого. Поэтому обще­ство не имеет права лишать преступника жизни, оно должно ис­купить свою вину перед оступившимся человеком и сделать все, чтобы превратить его в полноценного члена общества.

2. Преступники своей жестокостью порождают зло. Их без­наказанность способствует развращению слабых, а особенно несо­вершеннолетних, поэтому преступность должна караться очень жестоко, чтобы люди, склонные к преступлению, боялись после­дующего возмездия.

3. Нельзя всю вину сваливать на общество. Человек может и должен сам себя воспитывать, поэтому вина каждого преступ­ника в собственном нравственном падении ничуть не меньше, и он должен нести ответственность согласно тяжести совершенного правонарушения.

Роль - это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль - это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладате определённой социальной позиции.

У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть - долгосрочные и важные. В сети социальных отношений у каждого - определённая социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.

Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остаётся. «Исполнению» социальной роли обучаются в процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремлённых на человека в обществе. Этот «ответ», детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими факторами.

Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, т.е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей всё-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть больший и меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее - так называемая дихотомия роли. Например, актёру или представителю другой творческой профессии позволительно многое, чего не позволяется священнику...

Выполнение роли требует определённого созидательного подхода. Интерпретация и реализация роли во многом определяется личностью индивида. Иногда важные роли преобразуют личность, которая, по существу, является интеграцией всех ролей, усвоенных индивидом...

Каждый индивид осуществляет много разных ролей. Едва выйдя из дома (а точнее, дома), человек попадает в круговорот социальных ролей. Например, в течение дня: покупатель, пешеход, водитель, отец, директор - один и тот же человек.



С социологической точки зрения распределение труда и деятельности в обществе имеет ролевую основу. Наличие социальных ролей в обществе и их параметров это ещё и способ контроля за деятельностью и поведением членов общества.

30. Автор считает наличие социальных ролей в обществе способом социального контроля. Используя текст и обществоведческие знания, объясните мнение автора. Конкретизируйте его на примерах ролей покупателя и пешехода.

31. Какие два аспекта связи социальной роли и личности индивида указал автор? Используя текст и обществоведческие знания, поясните каждый аспект.

Социальная роль - ______________________ Поэтому, только поведение функционально связанное с определенным статусом и отвечающее ожиданиям других людей является социальной ролью.

Прочитайте текст и выполните задания к нему

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р. Т. Мухаев)

22. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

23. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

24. Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, - с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

Тема СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ДЕВИАЦИЯ

План темы:

1. Социальный контроль - основные элементы и виды.

1. Запиши определение понятия.

Отклоняющееся поведение - Девиантное поведение - это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль - механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.

Девиантное поведение - своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

2. Заполни пропуски в схеме.

Отклонения от социальных норм могут быть:

Позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

Негативные - дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Проиллюстрируй примерами каждый вид указанного тобой отклоняющегося поведения на уровне личности, социальной группы, государства. Заполни таблицу.

Яркий пример – международные благотворительные акции американского предпринимателя и общественного деятеля Джорджа Сороса(род. в 1930). Только в России фонд Сороса израсходовал за десять лет (1987-1997) более 350 млн. долл. Или другой, менее масштабный, но показательный пример - самоотверженное поведение человека, давшего приют в своей квартире бездомным животным.

Девиантное поведение можно изобразить как прямую с двумя крайними точками.

На одной половине этой прямой будут располагаться негативные действия, поступки и привычки:

Пьянство,

Хулиганство,

Наркомания и т. п.

На другой половине - позитивная девиантность:

Героизм,

Творческое прозрение,

Сверхинтеллигентность и др.

3. Прочитай текст и выполни задания.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

(По книге современного социолога С. С. Фролова)

1) Как ты понимаешь словосочетание «культурно одобряемое отклонение»?

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

2) Как связаны отклоняющееся поведение и процесс возвеличивания человека?

В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения.

Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

1) Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.

2) Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества, специфический талант на очень узких, специфических участках деятельности.

3) Сверхмотивация. Многие учёные считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесённые в детстве или в юности.

4) Счастливый случай может способствовать проявлению способностей человека в определённых видах деятельности. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определённом месте и в определённое время.

4) Объясни, почему возвеличивание сверхинтеллектуальных людей возможно лишь в немногих видах деятельности.

Потому что немногие профессии подходят для сверхинтеллектуальных людей. Например, профессии сантехника, строителя, сварщика, слесаря и др. не требуют особых умственных способностей, и наоборот, профессии математика, экономиста, учёного и т.п. подходят для сверхинтеллектуальных людей, так как в этих профессиях есть большой потенциал; можно очень долго в них развиваться.

5) Приведи пример специфического таланта личности.

Есть люди, способные очень тонко различать запахи, их талант находит применение в парфюмерной промышленности.

6) Приведи пример деятеля, возвеличиванию которого помог счастливый случай.

Великий Суворов только потому стал Суворовым, что однажды приказал штурмом брать стены монастыря в целях обучения солдат. Екатерина узнала об этом чудачестве и с тех пор дела Суворова пошли вверх (это его собственное мнение).

4. При обсуждении проблемы отклоняющегося поведения подростков нередко высказывается мнение, что родительский контроль способен предотвратить нарушение подростком общественных норм.

Приведи несколько аргументов за и несколько аргументов против этого мнения.

1) Если родитель контролирует ребенка, то он сможет вовремя предотвратить отклоняющееся поведение.

1) Все люди разные. И может случиться так, что подросток может не понять родительского контроля. Это может привести к ссоре с родителями, к тому, что подросток будет более скрыто нарушать нормы поведения.

Я считаю, что все хорошо в меру. Чтобы предотвратить отклоняющееся поведение, не стоит все время контролировать ребенка. Это все равно не получится. Родителям нужно с самого детства воспитывать в ребенке нравственность, учить его устройству жизни. Тогда проблем с отклоняющимся поведением не будет.

5. Исследования мотивации приобщения подростков к наркотикам, проведённые в школах одного из регионов в этом учебном году, обнаружили следующие мотивы (сохраняются лексические особенности ответов):

Они помогают отвлечься от личных неприятностей;

Это приятно, от них «балдеешь»;

Все друзья пробуют, не хочется быть «белой вороной»;

Употреблять наркотик - это «круто»;

На дискотеке надо делать то, что делают все.

Составь краткое обращение к своим сверстникам с любой из этих мотиваций и объясни, почему наркотики принимать нельзя.

К последнему аргументу – это не всегда хорошо делать то, что делают все. Если все будут прыгать с моста, ты же не прыгнешь, как все.

Есть много других способ отвлечься от неприятностей, а наркотики влекут за собой намного большие неприятности, по сравнению с теми, от которых ты будешь пытаться отвлечься.

Получить Нобелевскую премию – это круто, а наркотики – это порок, большинство людей не уважают и презирают наркоманов. Так что наркотики – это далеко не круто, это страшно и ужасно.