Как изучать предмет «Окружающий мир» в начальной школе. Проект урока по окружающему миру "Зачем нужен жизненный опыт?"

С первого класса дети изучают «окружающий мир».

Многообразие затронутых тем, многообразие учебных пособий разных авторов не смогли упростить жизнь детей и родителей. И к сожалению, данный предмет является до сих пор одним из самых спорных и неоднозначных.

Поделки и опыты делают родители, они же создают проекты, помогают детям рисовать звон крыльев комара или традиционные костюмы, а в интернете огромное количество фотографий страниц учебников, высмеивающих сегодняшнюю систему изучения окружающего мира:

Глобально ведущие цели изучения предмета «Окружающий мир» следующие:

  • формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях ее жизни;
  • развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры;
  • формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе.
  • воспитание начал высших нравственных чувств (отношения к Родине, ее культуре и истории), толерантности, и др.;
  • воспитание культуры поведения и взаимоотношений;
  • развитие умения сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь и др.
  • формирование общей культуры и эрудиции школьников;
  • развитие ценностных отношений к окружающему миру, нравственных и эстетических чувств;
  • осознание себя как части природы и члена общества.

И вроде бы идея понятна: надо познакомить детей с многообразием окружающего мира и дать базовые знания о науках, которые далее будут изучаться отдельными предметами.

Но по факту мы имеем сложные запутанные тексты, отсутствие единого стандарта учебника. Изучаемые темы в разных программах очень сильно отличаются. А главное, что задания в рабочих тетрадях, проекты и многое другое дети не могут выполнить без помощи родителей.

Найти в тексте основную мысль, выделить суть порой сложно даже родителям.

На тренинге «33 техники эффективного обучения» мы разбирали параграф окружающего мира:

Родители трижды прочитали текст, прежде чем удалось добраться до сути и подготовить помогатор «Гамбургер» для пересказа текста.

При этом, мы, взрослые люди, обладаем навыком работы с информацией и можем обрабатывать ее в несколько раз быстрее, чем дети. На ходу отделяя важное от неважного, актуальное от «воды».

В результате получается, что информация, представленная в учебниках требует особого подхода к проработке.

Мы решили помочь родителям и детям научиться изучать окружающий мир так, чтобы сэкономить силы, нервы и время.

Поскольку изучение окружающего мира — один из самых спорных вопросов как у родителей школьников, так и на семейном обучении, мы собрали весь опыт и объединили его в тренинг:

«Окружающий мир. Все что нужно знать»

Тренинг продет в это воскресенье, 4 марта. Начало тренинга в 10:00 по мск. Участие в прямом эфире бесплатное

Вы получите готовые инструменты для изучения предмета, обзор и анализ литературы и учебников и ответите на вопрос «Как правильно изучать предмет Окружающий мир с ребенком»

Вы узнаете:

  1. Для чего мы изучаем Окружающий мир.
  2. С какими проблемами дети сталкиваются при изучении.
  3. Как сделать изучение Окружающего мира простым, понятным и интересным.
  4. В прямом эфире полностью разберете Окружающий мир за 3 класс.

Вы получите подробный разбор предмета, а так же универсальный алгоритм, с помощью которого, сможете разобрать за 1 день учебник за любой класс по окружающему миру и подготовить ребенка к успешной аттестации.

В материалах тренинга Премиум-версии Вы получите:

1. Запись тренинга, которую можно смотреть в любое удобное время
2. Презентации и материалы, используемые в тренинге.
3. Интеллект карту по Окружающему миру за 3 и 4 класс (обзор учебников)
4. Интеллект карту по учебникам программы Школа России с 1 по 4 класс.
5. Помогаторы для изучения предмета

Тренинг проводят: Рената Кирилина и эксперт эффективного обучения Марина Барабошкина.

Цель: Формировать представление о составе продуктов и важности продуктов питания для жизни человека

1. Образовательные: познакомить учеников с основными органическими веществами: белками, жирами, углеводами и их ролью в обеспечении жизнедеятельности организма; формировать представление о значении питания в жизни человека.

2. Развивающие: развивать умение организовывать полноценное разнообразное питание; развивать интеллектуальные, практические умения;

учить мыслить логически, аргументировать своё мнение; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

3. Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества при работе в паре;

прививать интерес к исследовательской деятельности; повышать культуру правильного питания, практические навыки само оздоровления.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Строить сообщения в устной форме;

Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Мотивация.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, сегодня на урок я принесла эту игрушку. Посмотрим что она умеет делать?

Что для этой игрушки является основным источником энергии?

Скажите, пожалуйста, что является источником энергии для человека?

(Еда)

Из чего наш организм берет питательные вещества? (из продуктов питания).

Пройдите к столу. Сейчас каждый должен взять нужный для человека продукт и положить его на поднос.

К нашим корзинам вернёмся в конце урока.

Ребята посмотрите внимательно мультфильм. (Смешарики «Исправительное питание»)

Постановка проблемы исследования. Определения темы исследования.

Разные ли продукты употребляли в пищу главные герои?

А можно ли так питаться?

Из чего должна состоять наша пища?

Определите тему нашего урока.

Я предлагаю определить тему нашего урока следующим образом. Состав пищи. Зачем человек ест?

Формулирование цели исследования.

НА какие вопросы мы желаем получить ответы?

Из этих вопросов определим цель нашего урока.

Узнать какие питательные вещества входят в состав пищи и их важности для жизни человека

Определим задачи.

Выяснить, какие питательные вещества необходимы человеку для жизни.

Исследовать состав продуктов питания.

Узнать, зачем человек питается.

Чтобы найти ответы на наши вопросы мы отправимся в научную лабораторию.

Вы сегодня будем работать в группах. (Правила работы в группе)

Посмотрите те, у кого висят звёздочки, будут главными лаборантами. Они будут следить за работой группы, и озвучивать выводы.

Мы сегодня в научной лаборатории и будем проводить опыты. Техника безопасности

Чтобы правильно построить нашу работу. Мы должны определить. Объект нашего исследования, предмет, цель нашего исследования, выдвинуть, гипотезу и сделать выводы.

Обратите внимание на лоточки на столе. Скажите, что там находится? Как можно назвать содержимое одним словом? (продукты)

На какие две группы можно разделить предложенные вам продукты? (продукты растительного происхождения и животного)

Что является объектом исследования? (продукты питания)

Предмет исследования? Что исследовать в продуктах? (состав продуктов)

С какой целью мы будем исследовать продукты.

Наша цель определить какое вещество преобладает в данном продукте.

Предлагаю поработать в группе. План проведения опыта дан на листе. Чётко следуя плану, выполните опыт 1. (Самостоятельное выполнение опыта в группе)

Вы выполнили опыт, а теперь зафиксируем результаты наблюдений. Возьмите жёлтый лист. Мы выполнили опыт № 1. В этой табличке зафиксируйте, что вам удалось доказать и сделайте выводы.

Самооценка.

Вывод

Итак, опытным путём мы установили, что в продуктах содержатся (учитель указывает на схему, дети проговаривают вслух) жиры, белки, углеводы. В одном продукте могут содержаться и жиры, и углеводы, и белки. Только одно из этих веществ преобладает.

Собираем схему.

А как называются эти вещества, которые в продуктах животного или растительного происхождения. Это какие вещества. (Ответы детей органические вещества)

Мы определили, что жиры, белки, углеводы - это органические вещества. Для кого и для чего они необходимы? (Потребности человека для жизни)

Потребности человека для жизни

Органические вещества

Белки Жиры Углеводы

Строи продоволь топливо для клеток

тельный ственные

материал для и топливные

клеток запасы для клеток

Выясним, зачем нужны человеку белки, жиры, углеводы. Вы поработаете с информацией на листах.

Наклеить картинки

Проверим, что получилось (группы выносят свои листы с картинками продуктов питания, вывешивают на схему)

Первая группа озвучьте, что у вас получилось. Вторая группа. Третья группа.

(Проговаривают всю схему)

Итак, в продуктах содержатся белки, жиры, углеводы (проговаривают хором). Это все органические вещества. Это всё составляет – потребность человека для жизни.

Самооценка

Физминутка

Все встанем и представим, что вы жиры, белки, углеводы. А наша классная комната это организм человека. Вы попали в организм человека. Сейчас под музыку вы будите двигаться, а как музыка закончится, вы должны занять место в обруче. Двигаемся свободно по классной комнате.

Все жиры, белки, углеводы уместились?

(Учитель держит коробочку)

У меня в этой коробочке то, что регулирует процесс усвоения белков, жиров, углеводов, делает организм устойчивым к разным заболеваниям, повышает жизненный тонус. Я вам подскажу, вита в переводе с латинского - это жизнь. Что у меня в коробочке.

Ребята, а сейчас вы все вместились в круг? А что помогало регулировать процесс усвоения жиров, белков, углеводов?

Садитесь на свои места.

Итак, сделаем вывод. Что ещё должно содержаться в пище. Для чего нам нужны витамины?

(Ответы детей)

Я вас правильно поняла, что витамины нужны человека для того, чтобы регулировать процесс усвоения белков, жиров, углеводов, делать организм устойчивым к разным заболеваниям.

(Открываются на схеме таблички)

схема

Витаминов очень много мы сегодня поговорим лишь о трёх из них. Первая группа будет работать с витамином c, вторая группа с витамином D, третья группа с витамином А. (на столы групп выставляются таблички с названием витаминов). Сейчас вы просмотрите ролики и ответите на вопросы.

Просмотр ролика 2 мин

Поработайте в группах обсудите полученную информацию. И выберите из картинок с продуктами только те, в которых содержится витамин, с которым вы работали. И наклейте картинки вот на эти листы. (выдаются листы)

Проверим, первая группа, с каким витамином работали? На какие органы их работу влияет?

Самооценка

Чтобы догадаться какие ещё вещества входят в состав пищи, предлагаю вам понаблюдать.

(даётся тарелка с огурцами)

Попробуйте 1 продукт.

Попробуйте 2 продукт.

Одинаковые продукты вы пробовали?

А чем отличались эти продукты?

Какой на вкус вам показался второй продукт?

С помощью чего он приобрёл такой вкус?

А что такое соль? Вспоминайте тему полезные ископаемые.

Итак, соль это минерал. Значит, что должно у нас ещё содержаться в пище?

(открывается табличка минеральные соли)

В продуктах питания содержатся минеральные вещества. Это одно из самых главных веществ. Очень много минеральных веществ, которые входят в состав продуктов. В небольших количествах они содержатся во всех продуктах. Которые мы едим. Соли кальция и фосфора необходимы для роста зубов и укрепления костей. Они содержатся в молоке. Об этом вы более подробно поговорите в старших классах.

Применение новых знаний в учебной деятельности.

А теперь я предлагаю Вам обратиться ко всем знаниям, которые вы получили сегодня и применить их на практике. Вам необходимо составить меню.

Самооценка

Подведения итогов урока. Рефлексия.

Озвучьте тему нашего урока?

Теперь вы можете дать ответ на вопрос, зачем человек ест? (ответы детей)

Как вы думаете, достигли ли мы цели нашего урока?

Вы узнали, какие питательные вещества входят в состав пищи?

Вы можете сказать о их важности для жизни человека?

Повторим нашу схему.

Пригодятся ли вам знания, приобретённые на уроке, в дальнейшей жизни?

Возьмите оценочные листы, суммируйте баллы, выставите отметку каждый себе. Сдайте листы лаборанта. Лаборанты, вы наблюдали за работой каждого члена группы. Если вы согласны с той отметкой, которую поставил себе ваш товарищ, то обведите её в кружок. Сдайте лаборанты мне оценочные листы.

Дерево держится своими корнями, а человек пищей. Как вы понимаете эту пословицу.(ответы детей)

Если у дерева не будет хороших добротных корней,

Сейчас каждый оценит свою работу лично. У нас дерево вам необходимо выбрать листочек и прикрепить его к дереву. Если вы старались, у вас всё получилось и вы довольны своей работой. Возьмите зелёный листок. Если вы старались, но у вас не всё получилось с первого раза, но довольны своей работой возьмите жёлтые листочки Если вы не довольны своей работой возьмите красные листочки.

Посмотрите на наше дерево. Кто может подвести итог? весь класс справился с работай?

Вопрос: Рассмотри план пришкольного участка. Объясни, как ты понимаешь, что такое условные обозначения.

Ответ: План пришкольного участка является топографическим планом, все объекты на топографических планах обозначаются условными знаками, каждый условный знак имеет свою пояснительную подпись того, что он обозначает.

Условные знаки применяют для того, чтобы избежать на картах или планах длинных обозначающих пояснений, сделать их удобными и четко определить границы объектов расположенных на карте или плане.

Вопрос: Рассмотри рисунки на с.43-44. Прочитай подписи, расскажи, по каким признакам можно ориентироваться в незнакомой местности.

Ответ: Кроме изложенных в подписях способов ориентирования можно добавить еще некоторые:

В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой - в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север.

По местным предметам.

Кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы - светлее) - на южной;

У сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу;

С северной стороны деревья, камни, раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;

На деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;

Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный - крутой;

Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета - на южных, затененных;

Ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;

летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;

в горах дуб чаще произрастает на южных склонах.

На отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей;

Цветы подсолнечника всегда поворачиваются за солнцем и никогда не смотрят на север;

Перелетные птицы весной летят на север, а осенью на юг;

Около отдельно стоящих деревьев снег с северной стороны рыхлый, а с южной покрывается корочкой, потому что на него светит солнце.

Муниципальный конкурс

учебно - исследовательских работ и проектов учащихся 1-4 классов

Направление - окружающий мир

Название работы

«Зачем нужно мыть руки»

Введение

1.Почему выбрана эта тема. Ее актуальность.

2.Цель исследования.

3.Задачи исследования.

4.Какие гипотезы проверялись

5.Методы и средства исследования.

Основная часть.

6.Результаты исследования.

Теоретическая часть.

Практическая часть.

Анкетирование.

Заключение (выводы)

7.Выводы по итогам исследования.

8.Перспективы данного исследования

9. Библиографический список.

10.Приложения.

Исследовательская работа «Зачем нужно мыть руки».

Введение.

С самого раннего детства нас учат взрослые: «Мойте руки! Мойте руки с мылом!»

А зачем их нужно мыть? Что случиться, если руки совсем не мыть или мыть их просто так, без мыла. Я решила узнать об этом поподробнее. Так мною была выбрана тема исследовательской работы - «Зачем нужно мыть руки?» Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества, моя исследовательская работа актуальна.

Цель моего исследования: выяснить, зачем мы моем руки, как часто нужно их мыть, что будет, если их не мыть и насколько важна гигиена для человека.

В своей работе я должна:

Уточнить, что от грязных рук можно заболеть и зачем нужно соблюдать правила гигиены.

Доказать экспериментальным путем наличие на руках живых микробов.

Обработать полученные результаты анкетирования о том, что дети знают о болезнях грязных рук.

Мною были выдвинуты гипотезы :

Действительно ли нужно мыть руки с мылом и соблюдать правила личной гигиены, чтобы не заболеть.

В процессе работы над темой я использовала теоретические и практические методы исследования. Это был метод беседы с врачом, с мамой, от которых я узнала, что чем чаще моешь руки, тем реже болеешь, как нужно правильно мыть руки и соблюдать правила личной гигиены. Это был метод теоретический.

Экспериментальным методом я пыталась доказать что на грязных руках содержится большое количество микроорганизмов, которые могут привести к различным заболеваниям.

Основная часть.

Для предупреждения инфекционных заболеваний использовали окуривание полынью и другими травами, сжигали одежду и постройки после смерти больных, организовывали заставы для ограничения перемещения населения во время эпидемий. В период царствования Ивана Грозного создается документ, в котором даются указания о соблюдении чистоты в жилищах, мытье посуды и правилах питания. В XVI веке в Московском государстве появляются первые учебники для детей (азбуковники), в которых даются советы по личной гигиене. В 19 веке люди узнали про микроорганизмы, вызывающие заразные, т.е. инфекционные, заболевания. И сразу же начались поиски средств, способных защитить людей от них.

Грязными руками можно занести в рот бактерию брюшного тифа, дизентерии или сальмонелл, которые получили название «болезни грязных рук».

При беседе с фельдшером Светланой Федоровной я узнала, что одними из самых распространенных заболеваний детей, являются кишечные инфекции. Инфекционную заразу можно подхватить через немытые руки. Особенно это касается детей, которые так и норовят засунуть в рот пальчик. Так с пищей микробы попадают в желудок, затем в кишечник и там начинают усиленно размножаться. Причиной заболевания становятся токсины, которые выделяют болезнетворные микроорганизмы. В результате происходит расстройство желудочно-кишечного тракта.

Количество возбудителей острых кишечных инфекций очень велико - это различные бактерии, микроорганизмы. (Приложение 1)

Многие из микроорганизмов, вызывают острые кишечные инфекции.

Распространение гриппа можно на 50 процентов сократить с помощью обычной гигиены рук и защитных масок.

Обязательное соблюдение личной гигиены является главным защитником человеческого организма.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что я на основании изучения темы «Зачем нужно мыть руки» подняла этот вопрос в школе. И учащиеся начальных классов поняли насколько важно соблюдать правила личной гигиены.

Существуют правила для мытья рук, которые необходимо выполнять.

Никогда не ешь на улице, потому что там у тебя нет возможности вымыть руки.

Вымой руки после пользования туалетом.

Обязательно вымой руки перед едой.

После чистки носа, а также после кашля или чихания с прикрытием рукой рта и носа.

Вымой руки с мылом после прикосновения к животным.

Итак, первая выдвинутая мной гипотеза: нужно мыть руки и соблюдать правила личной гигиены, чтобы не заболеть, подтвердилась:

Гипотеза №2: Содержатся ли на грязных руках живые микроорганизмы, которые могут привести к болезням.

Многие думают, что большинство болезней передается воздушно-капельным путем, а не через прикосновения. Но это не так. Мы попробуем исследовать смывы грязных рук, доказать наличие микроорганизмов на наших руках и как попытаться сделать наши руки чище.

Я решила проверить, верно ли то, что после мыла микробов на руках не остается. Провела исследование (Приложение)

Я выяснила, что, пользуясь водой и мылом, мы только лишь смываем с рук грязь, пыль, и руки становятся чище. Однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Природа наделила организм человека иммунитетом, т.е. невосприимчивостью к инфекционным заболеваниям, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины.

Итак, вторая гипотеза: содержатся ли на грязных руках живые микроорганизмы, которые могут привести к болезням, так же подтвердилась.

Практическая значимость моего исследования заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе « Окружающий мир» в теме «Почему нужно чистить зубы и мыть руки».

Я составила анкету (Приложение) на тему «Зачем мы моем руки?» и решила узнать, как ответят на этот вопрос ученики начальных классов нашей школы. В анкетировании принимали участие 25 человек. Я собрала и проанализировала данные. Результаты указаны на диаграмме. (Приложение5).

Выводы по итогам исследования.

1. Мытье рук - лучший способ уберечься от заболеваний, передающихся контактным путем.
2. Мыть руки под струей воды необходимо не менее 30 секунд, а лучше — минуту. Только в этом случае можно гарантировать, что большинство вредных микроорганизмов будут смыты.
3. Почти половина учеников начальных классов моют руки, не задумываясь над тем, зачем они это делают, а просто потому, что так велят взрослые. Поэтому выбранная мной тема еще раз доказывает свою актуальность и необходимость. И в дальнейшем я планирую рассмотреть подробнее, какие микробы и вирусы влияют на различные заболевания.

Библиографический список.

Н.Коростелев. 50 уроков здоровья для больших и маленьких. Москва. 1991.

Б.В. Петровский, «Популярная медицинская энциклопедия», М., 1987.

Большая Советская Энциклопедия.

А.А.Плешаков. Окружающий мир. Москва «Просвещение» 2011.

Сегодня не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не сталкивающегося с проблемой рыночных отношений. И чем раньше он познакомится с основными понятиями и категориями экономики, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.

Введение курса экономики в школьное образование - требование времени и меняющихся условий жизни. Элементарные экономические знания позволяют детям понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное , готовят ученика к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через несколько лет, помогают ему определить для себя сферу деятельности в будущем.

В результате совместной деятельности семьи, дошкольных учреждений, дополнительных структур дошкольного воспитания у детей к началу обучения в школе возникает активный интерес к явлениям социально-экономической действительности. Они способны проявить экономическое мышление, здоровый интерес к деньгам, готовы осознать связь "труд - деньги", распознают факты купли - продажи, получают первичные представления о некоторых профессиях, связанных с экономической жизнью общества (кассир, продавец, менеджер, бухгалтер и др.).

Ко времени поступления в школу ребенок имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые связаны с трудом и его процессами.

Введение курса экономики в школьное образование - требование времени и меняющихся условий жизни. Элементарные экономические знания позволяют детям понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие детей, готовят ученика к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через несколько лет, помогают ему определить для себя сферу деятельности в будущем.

Интерес школьников и их родителей к экономическому содержанию вызвал необходимость введения в программы общеобразовательных школ учебных предметов, направленных на изучение основ экономики.

Преподавание в начальной школе ведется по различным программам, и авторы по-разному распределяют материал в них.

На сегодняшний день экономические понятия в начальной школе включены в образовательную область «Окружающий мир», который является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «естествознание» и «обществознание».

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.