Ссср в годы нэпа презентация. Презентация к уроку "новая экономическая политика". г) в сфере трудовых отношений

Слайд 1

Описание слайда:

Новая экономическая политика. Политическое развитие СССР в годы НЭПа (1921 – 1929 гг.). Сравнение НЭПа с политикой "военного коммунизма".

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Политическая борьба времён НЭП Экономические процессы в период НЭПа накладывались на политическое развитие и в значительной степени определялись последним. Процессы эти на протяжении всего периода Советской власти характеризовались тяготением к диктатуре, авторитаризму. Пока Ленин находился у руля, можно было говорить о "коллективной диктатуре"; лидером он был исключительно за счет авторитета, однако с 1917 г. и эту роль ему приходилось делить с Л. Троцким: верховный правитель в то время именовался "Ленин и Троцкий« Однако с началом внутрипартийной борьбы в конце 1922 г. соперники Троцкого - Зиновьев, Каменев и Сталин, - не обладая его авторитетом, противопоставили ему авторитет Ленина и в короткий срок раздули его до настоящего культа

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Ещё до физической смерти Ленина, в конце 1922 года, между его «наследниками» началась борьба, точнее - оттеснение Троцкого от руля. Осенью 1923 года борьба приняла открытый характер. В октябре Троцкий обратился в ЦК с письмом, в котором указал на становление бюрократического внутрипартийного режима. Через неделю открытое письмо в поддержку Троцкого написала группа из 46 старых большевиков («Заявление 46»). Центральный комитет, разумеется, ответил решительным опровержением. Ведущую роль в этом сыграли Сталин, Зиновьев и Каменев. Ещё до физической смерти Ленина, в конце 1922 года, между его «наследниками» началась борьба, точнее - оттеснение Троцкого от руля. Осенью 1923 года борьба приняла открытый характер. В октябре Троцкий обратился в ЦК с письмом, в котором указал на становление бюрократического внутрипартийного режима. Через неделю открытое письмо в поддержку Троцкого написала группа из 46 старых большевиков («Заявление 46»). Центральный комитет, разумеется, ответил решительным опровержением. Ведущую роль в этом сыграли Сталин, Зиновьев и Каменев. Троцкого победили довольно легко. Следующая же партийная конференция, состоявшаяся в январе 1924 года, обнародовала резолюцию о единстве партии (прежде хранившуюся в секрете), и Троцкий был вынужден замолчать. До осени. Осенью 1924 он, однако, выпустил книгу «Уроки Октября», в которой недвусмысленно утверждал, что революцию делал он с Лениным. Тогда Зиновьев с Каменевым "вдруг" вспомнили, что до VI съезда РСДРП(б) в июле 1917 г. Троцкий был меньшевиком. Партия была в шоке. В декабре 1924 г. Троцкого сняли с поста наркомвоенмора, но оставили в Политбюро.

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 2

Домашнее задание

Слайд 3

Новая экономическая политика

  • Слайд 4

    План урока

    Уроки Кронштадта. Последствия гражданской войны Переход к НЭПу Социально-экономические итоги НЭПа Социальные противоречия НЭПа Экономические противоречия НЭПа

    Слайд 5

    1. Уроки Кронштадта. Последствия гражданской войны

    События весны 1921 г. были расценены большевиками как серьезный политический кризис «Кронштадтский мятеж был опаснее для, большевистской власти чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые» В Кронштадтском мятеже стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. И недовольство это совпадало с лозунгами меньшевиков и эсеров.

    Слайд 6

    2 урока Кронштадтского восстания необходимо идти на соглашение с крестьянством необходимо ужесточить борьбу со всеми оппозиционными политическими силами Для сохранения своей власти «Мы открыто, честно, без всякого обмана, крестьянам заявляем: для того чтобы удержать путь к социализму, мы вам, товарищи крестьяне, сделаем целый ряд уступок, но только в таких-то пределах и в такой-то мере и, конечно, сами будем судить - какая это мера и какие пределы»В.И. Ленин

    Слайд 7

    2. Переход к НЭПу

  • Слайд 8

    Переход к НЭПу - новой экономической политике - был провозглашен В. И. Лениным в марте 1921 г. на X съезде РКП(б) Отмена продразверстки 1. Вводился натуральный продналог Продналог вдвое меньше разверстки и его размер объявляли заранее (накануне посевной). Он не мог быть увеличен в течение года. Все излишки, оставшиеся после внесения налога, поступали в распоряжение крестьян. Это создавало материальный стимул для увеличения производствазерна. 2. Вводилась свободная внутренняя торговля (внешняя торговля оставалась монополией государства) Отменен декрет о полной национализации промышленности 3. Мелкие и даже часть средних предприятий вновь передавались в частные руки

    Слайд 9

    4. Некоторые крупные промышленные предприятия разрешено было взять в аренду частным лицам. Допускалось также созданиеконцессийс привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий. КОНЦЕССИЯ - договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности; само предприятие, организованное на основе такого договора Отмена принудительного труда 5. Введения рынка рабочей силы, реформирование системы заработной платы (введения тарифной системы оплаты труда) В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки.

    Слайд 10

    В 1921 г. был воссоздан Госбанк СССР, начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. 6. 1922-1924 гг. – денежная реформа (взамен обесценившихся денег был начат выпуск новой денежной единицы - червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте) Советский червонец был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам 14,5 центам США. Была проведена под руководством наркома финансов Григория ЯковлевичаСокольникова

    Слайд 11

    7. В 1923 г. были определены новая структура и устав государственных промышленных предприятий (трестов) и государственной торговли (синдикатов). Они получили большую хозяйственную самостоятельность, их деятельность строилась на принципах хозрасчета и самоокупаемости 8. 1922 г. - Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота (при трехполье - три года, при четырехполье - четыре года и т. д.). 9. Использование крестьянами наемного труда допускалось если все трудоспособные члены хозяйства наравне с наемным рабочими принимают участие в работе Зажиточные крестьяне облагались налогом по повышенным ставкам. Таким образом, с одной стороны, была предоставлена возможность улучшать благосостояние, но с другой, не было смысла слишком разворачивать хозяйство.

    Слайд 12

    Слайд 13

    3. Социально-экономические итоги нэпа

    К 1923 г. в основном были восстановлены дореволюционные посевные площади В 1925 г. валовой сбор зерна почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор в наиболее благоприятном для России Пятилетии - с 1909 по 1913 г. К 1927 г. довоенный уровень в целом был достигнут и в животноводстве. В 20-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), кулаков насчитывалось 3- 4%, бедняков - 22-26%, батраков – 10-11%. НЭП благотворно сказался на состоянии деревни. Во-первых, у крестьян появился стимул работать. Во-вторых (по сравнению с дореволюционным временем) у многих увеличился земельный надел - основное средство производства.

    Слайд 14

    Несмотря на частые кризисные явления, динамично развивалось и промышленное производство. К 1928 г.страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла довоенного уровня Реальная заработная плата рабочих к 1925-1926 гг. в среднем составляла 93,7% их довоенного заработка. Продолжительность рабочего дня равнялась 7 чпри 6-дневной рабочей неделе. Ощущалась резкая нехватка промышленных товаров, что приводило к увеличению цен, а это, в свою очередь, тормозило рост жизненного уровня всех категорий населения Серьезной проблемой была безработица. Жилищный вопрос, несмотря на проводимые «уплотнения буржуазии», не только не был решен, но еще больше обострился

    Слайд 15

    4. Социальные противоречия НЭПа

    Введение нэпа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни людей новая советская буржуазия - «нэпманы», «совбуры» Они были лишены избирательных прав, не могли быть членами профсоюза Они остро чувствовали временность, непрочность своего положения. Поэтому доля частной промышленности в общем объеме промышленного производства была невысока. Частные капиталы устремились прежде всего в торговлю. И если оптовая торговля контролировалась в основном государством, то в розничной безраздельно господствовал частник.

    Слайд 16

    В 1920 г., по официальным данным, в России насчитывалось 1,7 млн. промышленных рабочих, причем кадровые рабочие составляли не более 40%, т.е. около 700 тыс. человек. Но уже к 1928 г. общая численность рабочего класса увеличилась в 5 раз Основную массу рабочего пополнения составляла сельская молодежь Резкое увеличение бюрократического аппарата. В 1917 г. в учреждениях работало около 1 млн. чиновников, в 1921 г. - 2,5 млн. Передел земли, а также политика сдерживания роста зажиточных хозяйств и государственная поддержка малоимущих привели к осереднячиванию деревни

    Слайд 17

    5. Экономические противоречия НЭПа

    Значительные темпы экономического роста в период НЭПа во многом объяснялись «восстановительным эффектом» В промышленности - введением в эксплуатацию уже имевшегося оборудования, которое не использовалось В сельском хозяйстве - восстановлением заброшенных пахотных земель Когда в конце 20-х гг. эти резервы иссякли, стране понадобились огромные капиталовложения для реконструкции старых заводов и создания новых отраслей промышленности Привлекать иностранных инвестиций большевики не смогли, хотя и пытались. Иностранные предприниматели не хотели рисковать своими капиталами. Они помнили опыт безвозмездной национализации

    Слайд 18

    В таких условиях частный капитал не мог достаточно быстро модернизировать отсталую российскую экономику Государственный сектор, хотя и считался приоритетным, был малорентабельным. РЕНТАБЕЛЬНЫЙ - оправдывающий расходы, целесообразный с хозяйственной точки зрения Сельскохозяйственные проблемы усугублялись растущим промтоварным голодом. У крестьян пропадал стимул к расширению товарного производства: зачем напрягаться, если на вырученные деньги нечего купить?

    Слайд 19

    Посмотреть все слайды



















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Тип урока: Урок-беседа

    Форма урока: изучения новой темы

    Цель урока:

    • Уяснить причины перехода от политики “военного коммунизма” к новой экономической политике;
    • Рассмотреть основные модели нэповской организации общества;
    • Провести сравнительный анализ политики “военного коммунизма” с новой экономической политикой.
    • Сформировать представления об основных направлениях, итогах и противоречиях нэп;
    • Способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”.
    3. Изучение нового материала.
    4. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.
    5. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).
    6. Результат НЭПа.
    7. Закрепление материала.
    8. Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

    Рефлексия.

    Продолжительность занятия (время реализации): 45минут

    Среда POWERPOINT и SMART Board

    Вид медиапродукта: наглядная презентация POWER POINT учебного материала (18 слайдов) и рабочая презентация SMART Board (5 слайдов)

    Учебно-методическое обеспечение:

    1. Загладин, Н.В., Козленко,С.И., Минаков,С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ-начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.
    2. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова Поурочные разработки к учебнику “история России в ХХ веке” для 11 класса. М., “Просвещение” 2004 г.

    Необходимое оборудование и материалы для занятия Компьютер для учителя, проектор, экран, интерактивная доска, авторские медиапродукы, учебник, раздаточный материал для обучающихся (приложение № 1 -2).

    Карта урока

    Комментарий хода урока Время (мин) № слайдов Развитие личностных качеств и психических процессов
    Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
    I. Организационный момент 2 минут Слайд №1 Внимание ученики записывают тему урока в тетрадях, открывают учебники.
    II. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм” 5 минут Слайд № 2

    Презентация SMART Board Слайд № 1

    Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу на интерактивной доске.
    III Изучение нового материала 30 минут Презентация POWERPOINT Слайды 3-17 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в группах с раздаточным материалом, интерактивной доской.
    3.1. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа. 10 минут Презентация POWERPOINT Слайд 4-9 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1), после окончания работы делают сообщение перед классом по одному докладчику от группы. Учитель корректирует ответы учеников. Во время доклада остальные ученики заполняют Рабочий лист (Приложение № 2) .
    3.2. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности). 10минут Презентация POWERPOINT Слайд 10-13 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1, заполняют рабочий лист (Приложение № 2) . Записываю понятие продналог в тетрадь.
    3.3. Результат НЭПа. 10 минут SMART Board Слайд № 2-3 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают с раздаточным материалом (Приложение № 1) и учебником. Заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской.
    IV. Закрепление нового материала 5 минут SMART Board Слайд № 4 Внимание, речь, память, мышление Ученики отвечают на вопросы, заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской. После выполнения задания ответы проверяются.
    V. Сообщение домашнего задания

    Подведение итогов урока.

    2 мин Презентация POWERPOINT Слайды 18 Внимание, память,

    ясная речь,

    организованность

    Ученики записывают домашнее задание
    VI. Рефлексия 1 мин. SMART Board Слайд № 5 Внимание, память, мышление. Ученики работают с интерактивной доской.

    Ход урока

    Организационный момент ученики рассаживаются по группам (всего три группы), на столах разложен раздаточный материал (Приложение 1 и Приложение 2). Учитель входит в класс приветствует учеников. На доске появляется тема урока (Слайд № 1) – 2 минуты.

    Ученики: записывают тему урока в рабочую тетрадь.

    Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”. (5 минут)

    Учитель предлагает ученикам посмотреть на иллюстрации (Слайда № 2) и определить к какому историческому событию относятся иллюстрации.

    Ученики: Отвечают “Военный коммунизм”, сбор продразвёрстки.

    Учитель предлагает вспомнить характерные черты “Военного коммунизма”. Работа с интерактивной доской (Приложение № 3) Слайд № 1. Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу. После окончания работы, учитель предлагает проверить правильность ответа, открывается вторая часть таблицы на доске с правильным ответом.

    Изучение нового материала (30 минут)

    Учитель: Объявляет цель урока. (Слайд № 3)

    Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.

    Учитель: В 1921 году СССР оказался в тяжелой экономической, политической и социальной ситуации. Заканчивалась, братоубийственна гражданская война, из-за продразвёрстки крестьяне сокращали посевные площади, города не дополучали продовольствия, народ из города перебирался в деревни. (Слайд № 4)

    Учитель предлагает ученикам встать на место руководящих органов страны, проанализировать причины проблем, предложить свои варианты их решения.

    Работа в группах: ученики класса работают в трёх группах. Одна группа оценивает экономическую ситуацию, вторая - политическую, третья – социальную (Слайд №5) Учитель предлагает каждой группе поработать с раздаточным материалом (Приложение №1) Через 10 минут один докладчик от каждой группы должен сообщить классу варианты решения проблем. Учитель обращает внимание учеников на (Приложение № 2 – рабочий лист) которые необходимо будет заполнять во время выступления учеников от групп.

    Учитель: Во время доклада помогает каждой группе. Корректирует ответу учеников (Слайд №6-9). Ученики заполняют рабочие листы.

    Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).

    Учитель: На Х съезде РКП(б) В.И. Ленин объявил о замене продразвёрстки продналогом и о переходе к новой экономической политике.(Слайд № 10 – 12.) Речь учителя 5 минут

    Учитель предлагает ученикам вернуться к работе с Приложением № 1 и определить характерные черты НЭПа. Ученики работают в группах 3 минуты. Заполняя Таблицу № 2 в рабочих листах. Через 5 минут задание проверяется Слайд № 13.

    Результат НЭПа.

    Работа с раздаточным материалом и учебником.

    Учитель: Предлагает прочитать (Приложение № 1 ) и учебник параграф 14. Определить положительные и отрицательные результаты НЭПа. Через 6 минут работа проверяется в устной беседе и работой с интерактивной доской (Приложение № 3 , Слайд № 2) ученики, по желанию записывают варианты на доске. Слайд № 3 Приложение № 3 – задание проверяется.

    Учитель: Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков. Безусловно, это был вариант выхода из сложившейся кризисной ситуации. Ленин это понимал, хотя нэп и противоречил большевистским канонам. Из истории мы сегодня знаем, что данная политика оказалась эффективной всего первые пять лет. Действительно повысился жизненный уровень, сократился рабочий день, продразверстка была заменена продналогом и т.д., но НЭП не смог привлечь иностранный капитал в страну, а без денежных средств в стране не хватило.

    21 января 1924 г. умер В.И. Ленин. В 1928 году началась политика по свертыванию нэпа, окончательно он был свёрнут в 1929 году. (Слайд № 17). Речь учителя 4 минуты.

    Закрепление материала.

    Работа с интерактивной доской. Приложение № 3 Слайд № 4. Учитель предлагает ученикам выполнить задание (5 минут) После выполнения задания, учитель открывает правильный ответ, скрытый в нижней части таблицы на слайде.

    Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

    Слайд № 18

    Прочитайте параграф 14 учебника и заполните таблицу № 3.Перечислите основные мероприятия, связанные с новой экономической политикой. Сравните политику НЭПа с политикой “военного коммунизма”.

    Напишите эссе на тему: “Почему Сталин отказался от НЭПа?”.

    Рефлексия Приложение № 3 Слайд 5 (Приложение № 3) Ученики “складывают” в корзины:

    А) если урок понравился – солнышко.

    Б) Если урок не понравился – серый круг.

    1 слайд

    БЛОК №3. Советское общество в 1922-1941 гг. ТЕМА №1. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценки сущности и значения НЭПа

    2 слайд

    «Военный коммунизм» - экономическая политика Советского государства в период гражданской войны. Основная цель: максимальная мобилизация всех ресурсов для разгрома сил конрреволюции. Задачи военного времени совпадали с представлениями большевиков о социализме как бестоварном, безрыночном, централизованном обществе. Мероприятия военного коммунизма: Введение продразверстки – натуральная хлебная повинность; Введение всеобщей трудовой повинности (1919г); Централизация промышленного производства; Упразднение рынка(запрет негосударственной торговли) и товарно-денежных отношений; Обеспечение населения всем необходимым осуществлялось через сеть гос.снабжения – карточки, пайки. Сверхцентрализация управления экономикой (главкизм, ВСНХ).

    3 слайд

    Последствия «военного коммунизма»: 1) Мобилизация экономики обеспечила Красную Армию боеприпасами, обмундированием, продовольствием и создала социально-экономические условия для победы Советской республики в гражданской войне; 2) продразверстка привела к сокращению посевов, 1920-1921гг-голод; 3) политика насилия привела к «малой гражданской войне» в деревне 1920-21гг. – «антоновщина» в Тамбовской губернии,на Дону, Кубани. 4) Март 1921г. - Кронштадтское восстание – «последняя капля».

    4 слайд

    Март 1921г. На X съезде РКП(б) было объявлено о введении новой экономической политике (НЭПе). НЭП включал в себя ряд мер: замена продразверстки меньшим по размеру продналогом; допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства; денационализация мелкой и средней промышленности при сохранении за государством так называемых командных высот (металлургия, транспорт, топливная промышленность, нефтедобыча и др.); объединение крупных предприятий в тресты, работавшие на основе хозрасчета и подчиненные Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ); отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации, внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции; разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания (с ограничениями), поощрение кооперации; допущение иностранного капитала (концессии, аренда); воссоздание банковской и налоговой систем; проведение денежной реформы на основе ограничения эмиссии, вытеснения совзнаков и введения устойчивой валюты – червонца (денежная реформа Сокольникова 1921-1924г.).

    5 слайд

    Политическая система в годы НЭПа. 1)Новое законодательство и юстиция: -отменены ревтребуналы; -возобновлена деятельность прокуратуры; ВЧК переименовано в ГПУ- главное политическое управление и потерял право внесудебного преследования; 2)Ослабление политической диктатуры: - возобновилось издание альманахов, дореволюционных журналов, открыты частные издания, создаются товарищества поэтов, художников,писателей.

    6 слайд

    3)Ужесточение политического режима: -1922г.-ВЦИК декрет «Об административной высылке лиц, признаваемых социально опасными» НКВД и ОГПУ без суда заключало в лагеря «социально неблагоприятных элементов»; Репрессии против ученых, философов (1922г. «философский пароход» высылка за рубеж), деятелей православной церкви(арест патриарха Тихона).

    7 слайд

    Партия РКП(б) и другие политические партии и оппозиции 1921г. – постановление Политбюро ЦК РКП(б) о запрещении меньшевистской партии РСДРП заниматься политической деятельностью; 1921г. По делу о подготовке военного заговора расстрелян поэт Н.Гумелев; 1921г.- X съезд РКП(б) –постановление «О единстве партии» - запретило фракционную деятельность т.е. оппозицию; 1922г. Судебный процесс над лидерами партии эсеров, обвиненными в связях с Антантой, покушении на Ленина

    8 слайд

    Достижения НЭПа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства; остановлена инфляция; стабилизирована финансовая система; улучшилось материальное положение населения.

    9 слайд

    Противоречия НЭПа проявлялись в: экономике (техническая отсталость промышленности – высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей – нехватка капиталов внутри страны, невозможность широкого привлечения иностранных капиталовложений, абсолютное преобладание мелких, полунатуральных крестьянских хозяйств на селе); социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства, ощущение временности своего положения у многих представителей нэпманской буржуазии); политике (понимание НЭПа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, сохранение многочисленных ограничений для частного капитала в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами НЭПа). Самым главным было противоречие между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму – обществу, свободному от частной собственности. Официально об отказе от НЭПа было объявлено в декабре 1929 г.

    10 слайд

    Вопрос оценки политики нэпа остается спорным в науке. В советский период преобладали сложившиеся при И.В. Сталине суждения о нэпе, согласно которым он, обеспечив восстановление экономики, исчерпал себя и должен был смениться политикой индустриализации и коллективизации. В 1980-е гг., в условиях перестройки, высказывалась иная позиция: отказ от нэпа признавался ошибкой, поскольку он открывал возможность сочетания преимуществ рыночной экономики с активной социальной политикой государства и не исключал проведения индустриализации. Однако в СССР в 1920-е гг. продолжение политики нэпа едва ли было возможным. К отходу от него партию большевиков подталкивал целый ряд обстоятельств. К их числу относились сложное положение в правящей партии и обществе, неустойчивость международной ситуации и противоречивость политики нэпа.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Переход к нэпу

    Причины перехода к новой экономической политике Последствия Гражданской войны Сокращение населения России почти на 13 млн. человек От голода погибло более 5 млн. человек. Промышленное производство уменьшилось на 70 %. Упадок транспорта, добычи угля и нефти Сокращение посевных площадей 80% поступлений в казну шло за счет продразверстки Беспризорность

    Восстания крестьян в Тамбове, в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии. Кронштадтское выступление матросов Рабочие: 1920 – 1921 г – массовые выступления, митинги и забастовки рабочих в Москве и Петербурге.

    идти на соглашение с крестьянством Причины перехода к новой экономической политике ужесточить борьбу с противниками большевиков

    X съезд РКП(б) В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (нэпу), первым шагом которой стала отмена ненавистной крестьянами продразверстки. Вместо нее вводился продналог. Выступление Ленина на X съезде партии

    вопросы «военный коммунизм» нэп сельское хозяйство Продразверстка, ликвидация частной собственности. Продналог, аренда земли. Отменен декрет о полной национализации промышленности. Мелкие и часть средних предприятий вновь передавались в частные руки. Крупные предприятия разрешалось брать в аренду.

    вопросы «военный коммунизм» нэп Промышленность Национализация промышленности. Аренда мелких и средних промышленных предприятий, создание концессий. Отмена принудительного труда и введение рынка рабочей силы. Заработная плата зависела от квалификации рабочего, количества и качества произведенной продукции.

    вопросы «военный коммунизм» нэп Характер труда Всеобщая трудовая повинность, уравнительность, карточная система. Тарифная система оплаты, отмена карточной системы. Была проведена денежная реформа, введена твердая денежная единица, обеспеченная золотом,- «золотой червонец», который высоко ценился на мировом валютном рынке.

    вопросы «военный коммунизм» нэп Торговля Запрещение частной торговли, снабжение через Наркомпрод. Свобода торговли, денежная реформа Сокольникова. Вместе с тем значительная часть промышленности, вся внешняя торговля оставались в руках государства. Но и они получали значительную хозяйственную самостоятельность- хозрасчет и самоокупаемость.

    Причины перехода к новой экономической политике Вначале Ленин и его сторонники рассматривали нэп как вынужденное отступление, как передышку- «экономический Брест». Но уже осенью 1921 г. Ленин заявил: «Нэп- это всерьез и надолго». Залогом победы Ленин считал два фактора: политическую власть пролетариата и сосредоточение в руках государства командных высот в экономике.

    Экономические итоги нэпа К 1923г. в основном восстановлены посевные площади. На 20,7% превышен сбор зерна 1913 г. К 1927 г. достигнут довоенный уровень в животноводстве. К 1928 г. по национальному доходу достигнут уровень 1913 г. Производимые промышленные товары не удовлетворяли растущий спрос. Рост цен.

    Советское общество в годы нэпа Введение нэпа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни людей. Наиболее колоритным явлением стала новая советская буржуазия- нэпманы, совбуры. Они в значительной степени определяли лицо эпохи, но находились как бы за пределами советского общества.

    Советское общество в годы нэпа Они были лишены избирательных прав, не могли быть членами профсоюза. Предприниматели остро чувствовали непрочность своего положения. В годы Гражданской войны была полностью уничтожена немногочисленная русская буржуазия, а также помещики. Серьезный урон понесла интеллигенция.

    Советское общество в годы нэпа В 1920 г. численность промышленных рабочих насчитывалась в России 1,7 млн. человек. Но уже к 1928 г. общая численность рабочего класса увеличилась в 5 раз. Рабочий день на промышленных предприятиях составил 7,4 ч. Заработная плата приблизилась к довоенному уровню. Право на ежегодный отпуск.

    Советское общество в годы нэпа Высокие цены, нехватка товаров первой необходимости. Обострился жилищный вопрос. Рост безработицы.

    Многие крестьянские хозяйства быстро богатели. Но крестьяне были недовольны нехваткой промышленных товаров, существовавшей диктатуры пролетариата, политическими ограничениями для жителей деревни. Советское общество в годы нэпа

    Другим социальным итогом нэпа было непомерное увеличение чиновничье-бюрократического аппарата. Многие шли работать в советские учреждения ради привилегий, прежде всего продовольственного пайка. Советское общество в годы нэпа

    Экономические противоречия нэпа Высокие темпы экономического роста во многом объяснялись эффектом восстановления: ремонтировались и вводились в строй довоенные станки и механизмы. Руководители государства пытались привлечь иностранные инвестиции, но иностранные предприниматели не хотели рисковать капиталами. Все надежды рухнули в 1929 г., когда разразился кризис на Западе.

    Хлебозаготовительный кризис В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, неурожая в ряде районов сократилась продажа зерна государству. Ситуацию усугубили дипломатические конфликты с европейскими государствами. В воздухе запахло войной.

    Хлебозаготовительный кризис Наученные горьким опытом горожане бросились раскупать товары первой необходимости. План вывоза зерна за границу был сорван, страна недополучила валюту- пришлось сокращать промышленное производство. Резко подскочили цены.

    Хлебозаготовительный кризис Для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба были направлены 30 тыс. членов партии. На поиски спрятанного зерна вновь приглашалась беднота.

    Хлебозаготовительный кризис Эти меры не принесли желаемых результатов. Были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все продовольственные, а затем и промышленные товары. Требуется немедленная корректировка экономической политики.

    Социально-экономические последствия нэпа Положительные: К 1928 г. промышленное и сельскохозяйственное производство восстановлено на уровне 1913 г. Возродилось предпринимательство, появилась новая советская буржуазия. Рабочий день в промышленности сократился, зарплата выросла в сравнении с 1913 г. Повысился уровень жизни крестьян по сравнению с 1913 г.

    Социально-экономические последствия нэпа Отрицательные: Предприниматели ограничивались в правах, страдали от повышенного налогообложения. Обострился жилищный вопрос. Обострилась проблема «лишнего населения в деревне». Рост безработицы в городах. Сократилось товарное производство в сельском хозяйстве и экспорт его продукции. Сократился импорт машин и оборудования. Из-за нехватки инвестиций промышленность не удовлетворяла спрос на промышленные товары.

    Вывод: Новая экономическая политика восстановила многоукладную экономику и решила проблему восстановления экономики, разрушенной Гражданской войной, но не решила проблему дальнейшего экономического развития и даже удовлетворения текущих потребностей общества, что наглядно показал хлебозаготовительный кризис 1927 г. В апреле 1929 г. в городах вновь введено нормированное снабжение населения продовольствием- введены карточки на хлеб.