Ногайская свадебная юрта 4. Художественные особенности оформления экстерьера и интерьера ногайской юрты. Есть ли правила по внутреннему убранству юрты

Актер приобрел сертификат на экстремальное десятидневное путешествие-выживание по Монголии. Программа тура включает в себя езду на лошадях, соколиную охоту, поездки с кочевыми семьями и ночевка в юртах. Сопровождать голливудскую знаменитость будет шведский исследователь и путешественник Йохан Эрнст Нильсон.

"Когда я организую такие поездки, я достаю людей из их привычной зоны комфорта и заставляю делать то, что бы они никогда не стали бы делать. Это превращается в путешествие внутрь себя", - цитирует The Telegraph Нильсона.

1. Откуда взялось название "юрта"

Слово юрта пришло в русский язык из тюркского jurt. Первоначально оно переводилось как "народ", позже так стали называть жилища кочевого народа, пастбища и даже родовые земли. В кыргызском языке есть слово "ата-журт" - отечество или родина, но буквально это словосочетание переводилось как "отцовский дом".

Сходное по звучанию с юртой слово имеется и в монгольском языке - гэр, здесь это также синоним дома. Получается, что с языков многих кочевых народов "юрта" переводится просто как "дом" или "жилище", что подчеркивает ее важность и значимость.

2. Когда появилась юрта

Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее распространены две версии: XII-IX или VIII-V века до нашей эры. Первая версия предполагает, что юрты - это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые хижины, то есть не совсем такие, какими из знают сейчас.

А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII-V веках, практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого народа были свои варианты.

3. Почему юрта круглая?

Казалось бы, простой вопрос, какой чаще всего задают дети. Но ответить на него не так легко. Сегодня много говорится о сакральном смысле круга и значимом делении внутренней площади. Но все эти размышления появились намного позже, чем привычная форма. Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган.

Уже много позже физики и строители доказали, что круглые здания еще и наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее своих четырехугольных собратьев.

4. Какие народы пользуются юртами

Жилища типа юрт были у многих народов центральной Азии, Монголии и Сибири, для которых кочевое и полукочевое скотоводство было главным занятие. Юрты есть у казахов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, башкир, алтайцев, калмыков, монголов.

5. Отличаются ли кыргызские юрты?

Да, кыргзыская юрта самобытна, хотя ее конструкция имеет много общего с конструкцией юрт других кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Казахстана, Южной Сибири и монголов. Но наибольшая близость существует с юртой казахов. Однако наша юрта выше.

Юрты кыргызов также разнятся. Основное различие сводится к форме купола. На севере Киргизии (за исключением Таласской долины) форма купола юрты приближается к конусообразной. На юге Киргизии, в Таласской и Чаткальской долинах, купол более пологий и имеет полусферическую форму благодаря большему изгибу нижней части купольных жердей

6. Из каких деталей состоит кыргызская юрта

Юрта состоит из множества деталей, у каждой из которых есть свое название. Приведем только главные:

раздвижные стенки юрты - кереге

купольные жерди - уук

деревянный круглый обод, опора для крыши юрты - тундук

жерди, укрепленные над дверью, - эшик уук (их 3-4) - короче остальных, поскольку один конец их укреплялся на верхней перекладине дверной рамы (баш босого), расположенной выше стен юрты

шест с развилкой (бакан). Эти жерди подпирают покров дымового круга, защищающего очаг от сильного дождя и снега

Войлок для покрытия юрты - туурдук

7. Есть ли правила по внутреннему убранству юрты?

Внутренне убранство юрты строго отвечает национальным канонам. Правая сторона юрты называлось - "эпчи жак" женская половина, где ставилась "ашкана чий" ширма, закрывающая хозяйственную часть. Левая половина - "эр жак" мужская часть, где ставились конские принадлежности, предметы ремесла и охоты. Также это место, где работал сам мастер - "уста". Напротив входа - "тоор" место для гостей, где убирался "джук", разделяя на мужскую и женскую половину. Это было видно по раскладу: с правой стороны "джука" висело "текче", в котором хранили женский головной убор - "элечек". А с левой стороны "джука" ставился, "ала бакан" - красиво украшенный серебром, инкрустированный дорогими камнями шест, на который вешали мужские богатые тулупы из меха куницы, лисы, из парчи и бархата. "Коломто" - священное место очага находящаяся ближе к выходу.

8. Одна семья пользовалась одной юртой?

Это зависело от достатка. У состоятельных кыргызов, кроме основной, были еще юрты для приготовления пищи и продовольствия. Были еще временные юрты - гостиные (мейман уйу), которые ставились по случаю больших праздников, похорон или поминок.

Богатые кыргызы, отдавая замуж своих дочерей, ставили свадебные юрты (ерге), которые считались главной частью приданого.

9. Как вести себя в юрте

Существует строгий этикет, связанный с юртой. Например, подъезжать всаднику к юрте следует с тыльной стороны. Входить в юрту с плеткой в руке гостю нельзя или, например, с набитым ртом. Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу.

В юрте нельзя сидеть опираясь спиной на что-либо, потому что это поза больного человека, также не рекомендуется сидеть на корточках или вытянув ноги вперед.

10. Кто сейчас пользуется юртой

До сих пор юртой пользуются скотоводы на Алтае, в Казахстане, Кыргызстане, Монголии, Туркмении. Также мобильный дом популярен у рыбаков, охотников, пасечников и туристов. В Монголии юрты - это самые популярные дачи, поскольку летов в них гораздо комофортнее, чем в обычных кирпичных строениях. Кроме того, юрты очень популярны в индустрии туризма - в них размещаются рестораны и гостиницы.

Канокова Ф.Ю.

ORCID: 0000-0001-5360-3428, Кандидат искусствоведения,

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ЭКСТЕРЬЕРА И ИНТЕРЬЕРА НОГАЙСКОЙ ЮРТЫ

Аннотация

Настоящее исследование проведено с целью проведения искусствоведческого анализа для выявления самобытных художественных особенностей в оформлении экстерьера и интерьера ногайской юрты. Традиционное жилище ногайцев – юрта, воплощала в себе модель окружающего мира кочевника. Ее конструкция, организация внутреннего пространства и внешняя форма были выработаны веками. Изделия были легкими и портативными, а каждый элемент их декора нес смысловую нагрузку.

Ключевые слова: ногайцы, юрта, народное творчество, войлок, орнамент.

Kanokova F.U .

ORCID: 0000-0001-5360-3428, PhD in Arts,

Kabardino-Balkarian State University H. M. Berbekov

ARTISTIC FEATURES OF DESINGNING EXTERIOR’S AND INTERIOR’S OF THE NOGAI YURT

Abstract

Traditional Nogai accommodation – yurt embodied the model of the world of the nomad. Its design, organization of internal space and the external form have been developed over the centuries. Products were lightweight and portable, and each element of the decor had meaning load. The present study was done with the aim of art analysis to identify the distinctive features of art in designing of the exterior and interior of Nogai yurt.

Keywords: Nogai, yurt, folk art, felt, ornament.

Народное творчество ногайцев, являясь неотъемлемым компонентом материальной и духовной культуры этноса, зарождалось и формировалось в условиях кочевого образа жизни. Изделиям номадов не были присущи станковые и монументальные формы, каждый предмет был портативен и легок, имел функциональное назначение, указывал на социальный и материальный статус своего владельца, оберегал его от злых духов, дурного глаза, болезней.

Племена, влившиеся в состав ногайского народа, на протяжении столетий занимавшиеся кочевым скотоводством, выработали удобный тип жилища – юрту терме , которая легко разбиралась, перевозилась на вьючных животных, снова собиралась. Условия жизни ногайцев до XX в. сохранили и другой тип жилища, который перевозился цельным, на повозках – это неразборная юрта отав и повозка для перевозки невесты кюйме . Каждый тип жилища являлся своеобразным музеем народного творчества.

Конструкция и убранство ногайской юрты описаны в разное время, первое упоминание встречается в XIII в. у фламандского путешественника Гильомо де Рубрука , позднее у Жана де Люка , Э. де Асколи , в XIX в. у А. П. Архипова , Г. Ф. Малявкина , Г. Б. Ананьева , из современных исследований можно выделить историко-этнографический очерк «Ногайцы» , монографические работы С. Ш. Гаджиевой и Р. Х. Керейтова . В вышеперечисленных источниках юрта рассматривается как часть этнической истории и бытовой культуры этноса, при этом отсутствует художественная характеристика и искусствоведческий анализ ее основных элементов, несущих визуальную информацию, закодированную в форме конструктивных элементов, архаичных знаках на войлочных изделиях и цветовых формулах. Для заполнения образовавшегося пробела проведено настоящее исследование, основной задачей которого, является на основе методологии, разработанной Российской искусствоведческой наукой в области изучения народного искусства, используя записи западноевропейских и восточных авторов XIII – XVIII вв., гравюры и зарисовки, фотоматериалы и музейные экспонаты, выявить художественные особенности оформления экстерьера и интерьера ногайской юрты.

Согласно сообщению Г. Ф. Малявкина: «Ногайцы, выбрав участок для устройства жилья, клали на землю, предназначенную для свода кибитки деталь – шангыракъ – напоминающую колесо, принимали ее за центр и устанавливали вокруг раздвижные решетки, собранный остов юрты снаружи покрывали кошмами, богатые – двумя-тремя слоями длинных войлочных полос туурлукъ , а бедные – одним слоем» . К верхней части юрты крепили два куска войлока трапециевидной формы, днем, край одного из них откидывался с целью проветривания и поступления света в юрту. Трапециевидные войлоки крепились нижним концом при помощи оттяжек к кольцевой веревке или ленте, опоясывающей юрту, а верхним – шерстяным жгутом к ободу верхнего кольца. Кроме того, каждый кусок войлока притягивали с помощью двух длинных веревок, привязанных к его верхним углам, веревки же, в свою очередь, охватывая наперекрест конус крыши, привязывали к кольцевой веревке. Трапециевидные войлоки украшали антропоморфным орнаментом, имеющим древнее апотропейное значение. Войлоки, расположенные в нижней части стен юрты крепили при помощи натянутых поверх широких, орнаментированных зооморфными мотивами, полос, иногда это были богато украшенные ленты с бахромой, плотно прижимающие кошмы к остову.

Войлоки, расположенные в нижней части стен юрты крепили при помощи натянутых поверх широких, орнаментированных зооморфными мотивами, полос, иногда это были богато украшенные ленты с бахромой, плотно прижимающие кошмы к остову. Войлоки нижней цилиндрической части юрты обычно были черными и имели белый фриз (рисунок аппликацией из верблюжьей шерсти), а верхняя конусообразная часть юрты была белой и завершалась черным кольцевым жгутом. Применялись и другие расцветки. «У богачей, – писал А. П. Архипов, – кибитки обтягиваются белою щегольской кошмой с красными лентами и тесьмами, а у бедняков серыми… и всегда весьма непрочными, приставляемыми наскоро и кое-как» .

Акцентом всего экстерьера юрты служил вход, представляющий собой проем, закрытый дверным занавесом, расположенными по обе его стороны и сверху вертикально и горизонтально вытянутыми полосами и войлок треугольной формы, зафиксированный над входом.

Орнаментальный декор боковых полос, выполненный из аппликативных нашивок ткани красного или голубого цвета, строился по следующему принципу: центрический орнамент, состоящий из роговидных завитков, вписанных в квадрат, чередовался с горизонтальной полосой из S-образных элементов, создавая вытянутую по вертикали ленточную композицию, служащую обрамлением входа в юрту. Вышеуказанные мотивы повторяются в той же последовательности и на верхней полосе, с той лишь разницей, что композиция вытянута по горизонтали, а края обрамлены розетками с изображениями солярных знаков. В некоторых случаях, верхняя полоса заменялась треугольным куском войлока, декорированным крупным антропоморфным орнаментом.

В зимнее время на вход с наружной стороны навешивали дополнительный войлок – тосагъа, эсик кийиз , чтобы в юрту не проникал холодный воздух и ветер. Дверной занавес, являясь центром композиции, представлял собой полотно из войлока белого цвета, размером 142 х 88 см, украшенное аппликативной вышивкой в виде сочетаний орнаментов из кусков ткани голубого, зеленого, красного, желтого и черного цветов.

Орнаментальная композиция эсик кийиза строилась по вертикали. Окантовочный орнамент фиксировали по всему полю занавеса, бордюр же огибал только боковые и нижнюю части – это было обусловлено тем, что верхняя часть войлока крепилась к двери. Орнаментальный декор бордюра строился по следующему принципу – верхний угол боковых полос заполнялся S-образным элементом, под которым располагали ленточный орнамент, семантически напоминающий греческий меандр, вышеуказанный мотив встречался только на дверных занавесях. Внутренний край боковых бордюров окаймляли соединенными между собой треугольниками. Полоса нижнего бордюра состояла из растительных мотивов (в основном встречались трилистники). Второй ряд нижнего бордюра декорировали зооморфными роговидными завитками, в сочетании с треугольниками. Полоса, разделяющая два яруса бордюра, состояла из соединенных между собой ромбов, она, в свою очередь, соединялась на концах с внутренней каймой боковых бордюров. Верхние элементы всех бордюрных орнаментальных мотивов обращены к центру ковра-занавеса. Центральное поле представлено в виде двух крупных ромбов, окаймленных мелкой полосой. Ромбы разбиты на четыре плоскости крестовидным орнаментом. При смыкании двух ромбов между собой и с бордюрами, образовывались треугольники, декорированные антропоморфным орнаментом в виде стилизованной женской фигуры с упертыми в бока руками (богиня-покровительница домашнего очага), этот же орнамент располагался над входом в юрту.

Своим убранством и нарядным видом отличалась свадебная юрта новобрачных – отав (дар отца невесты) . А. П. Архипов описал ее таким образом: «По старинным ногайским понятиям, эта заветная кибитка должна быть непременно вышита, украшена и убрана собственными руками молодой и ее задушевных подруг и родственниц» . По внешнему виду и внутреннему убранству отава можно было определить не только материальное благосостояние семьи, но и такие качества невесты как трудолюбие, аккуратность и мастерство. Каждый отав бережно покрывали войлочный ковром ак кийиз , изготовленным из шерсти белого цвета. Такой ковер вешали и по стенам юрты во внутренней ее части. Белый фон ак кийиза изначально вышивали шерстяными нитками коричневого цвета, а позже, для придания ак кийизу живописности и красочности применяли нитки разных цветов. В декоре белых ковров использовали растительные мотивы. Сверху ак кийиз опоясывался широкими шерстяными узорчатыми лентами с бахромой.

Отав имел роскошно украшенный войлочный дверной занавес келиншек эсик кийиз , его размер был стандартным. Женщины, помогавшие его изготавливать, в процессе валяния желали девушке счастья в семейной жизни, хорошего супруга, добрую свекровь, здоровых детей, долгих лет жизни, богатства. Дверной занавес выполняли в технике аппликации. Излюбленными мотивами являлись геометрические и зооморфные орнаменты. Выкроенные из ткани голубого, зеленого, красного, желтого, черного цветов они имели символическое значение. Нашивая орнаменты разных цветов, мастерицы желали невесте следующее: голубой цвет (символ неба) – всегда чистого неба над головой, желтый (символ разума) – покладистого характера, белый (символ истины, радости, счастья, чистоты) – целомудрия, черный (символ земли) – богатства, зеленый (символ весны, плодородия) – здоровых детей, красный (символ молодости, огня, солнца) – красоты.

Над дверью по обе стороны в определенном порядке навешивали или прикрепляли вышитые четыре полосы войлока прямоугольной формы – две большие – 95 х 33см. и две поменьше – 93 х 28см. (обычно красного цвета). Над дверью, с охватом части крыши, прикреплялся манглашай – войлок, вырезанный в форме треугольника. По свидетельству С.В. Фарфоровского: «С входом невесты в отав над ним укреплялась треугольная полсть, вышитая из разных пестрых кусков материи. Такая полсть была знаком, что в данном отаве живут молодожены .

Другой, ярко выраженной особенностью юрты новобрачных, является ее туьнгликъ – свадебный флаг из войлока, размером 62 х 97см., обшитый с лицевой стороны аппликациями из красной, голубой, черной хлопчатобумажной ткани в виде рогообразных завитков, спиралей, кружков, треугольников, крестообразных фигур.

Почти на все войлочные изделия, используемые в свадебной обрядности, наносился узор дува – амулет. Часто встречающийся на широком поясе отава , на свадебном флаге, по краям войлочных ковров, на мужской и женской одежде. В свадебной повозке кюйме узор дува в прошлом имел магическое, охранное значение и своими корнями уходил вглубь веков. Можно также предполагать, что элементы дува защищали своей магической силой жилище ногайцев, в том числе и жилище новобрачных от злых духов, от неприятностей, от сглаза, капризов злонамеренных сил.

Социальная неоднородность ногайского общества проявлялась и во внутреннем убранстве жилища. У аулбаев и других состоятельных людей юрты имели лучшую обстановку, включающую ковры, кошмы из высококачественной шерсти с богатой отделкой, шелковые занавески, вышитые вещевые сумки, сундуки, богатую постель. Убранство интерьера ногайской юрты доступно описал Г. Б. Ананьев: «Переступив порог кибитки, на северной стороне ее можно увидеть зеркало с какой-нибудь пестрой рамкой, набитые разным платьем сумки, которые с наружной стороны обтягиваются шкурою жеребенка или козы, с вышитыми на них разными узорами пестрых материй по правой стороне находится кровать с наклонными сторонами, раскрашенная разными яркими красками; на кровати бывает несколько подушек с пестрыми ситцевыми наволочками, тюфяк и одеяло, над кроватью обыкновенно бывает привязана веревка с навешанными на ней разными мужскими и женскими костюмами. Около кровати, ближе к дверям, есть полка, на который ставятся глиняные и деревянные чашки, ложки и ковши, сплетенный веревочкой тонкий камыш – сито» . «Рядом с кроватью всегда стоял вместительный сундук. На него укладывали постельные принадлежности. Кровать укрывали занавеской» . Все это размещалось в традиционном порядке у стен, чтобы не загромождать место в центре жилища. Лучшими кошмами и коврами устилали ту часть пола, которая предназначалась для досуга, особенно тоьр – почетное место. Стены изнутри завешивали шелковыми и шерстяными узорчатыми кошмами шириной 70-80 см. на стены вешали сумки для хранения домашних вещей. Пол застилали камышовыми циновками, а поверх них вышитыми и простыми кошмами, у богатых же еще и коврами.

Ногайские кийизы , богато украшавшие интерьер юрты, подразделяли на два вида – ковер настенный там кийиз и ковер настилочный тоьсев кийиз , заменяющий палас. Настенные войлочные ковры вешались по бокам юрты с внутренней стороны, они в свою очередь делились на держащий ковер тутув кийиз и поясной ковер белдемей . Тутув кийиз служил украшением верхней половины боковых стен юрты, его изготовляли больших размеров и декорировали крупным строгим орнаментом. Войлочный ковер белдемей вешали ниже тутув кийиза по всей окружности юрты. Неотъемлемой частью ногайского войлочного искусства был белый войлочный ковер невесты ак кийиз , изготовленный из шерсти белого цвета и украшенный шерстяными нитками коричневого цвета.

Настилочные ковры изготовлялись разных размеров и расцветок. Они всегда были толще настенных, а узоры наносились методом вваливания и узорного простегивания, они, как и настенные ковры были нескольких видов, так куба кийиз – коричневый ковер, изготавливали из шерсти коричневого цвета, его центральное поле оставляли без орнамента, украшая узором только края. Существовал и другой вид ковра куба кийиз , который использовали для покрытия деревянных нар, его украшали крупными зооморфными мотивами, симметрично повторяющимися по всему полю изделия. Другой вид постилочного ковра – это пестрый войлочный ковер алабай кийиз для его изготовления применяли шерсть белого и коричневого цветов .

По описанию внешнего и внутреннего убранства юрты видно, что это чуть ли не музей народного искусства, где сосредоточены в таком маленьком уютном помещении все виды народного искусства ногайцев. Около очага стоял железный треножник с казаном, а на стене юрты развешаны всевозможные виды оружия – в таком окружении жила ногайская семья, где с наибольшей полнотой и последовательностью мировоззрение и эстетические принципы ногайского народа раскрываются в традиционном жилище, которое воплощало модель и образ окружающего мира.

Список литературы / References

  1. Ананьев Г. Б. Караногайцы, их быт и образ жизни / Г. Б. Ананьев // Сборник сведений о Северном Кавказе. 1908. – Вып. 2. – С. 1-22.
  2. Архипов А. П. Этнографический очерк ногайцев и туркмен. Кавказский календарь на 1859 год / А. П. Архипов. – Тифлис, 1858. – С. 347-356.
  3. Асколи Э. Описание Черного моря и Татарии, составленное доминиканцем Эмиддио Дортелли де Асколи, префектом Каффы, Татарии и пр. в 1643 г. / Э. Асколи // ЗИООИД. – 1902. – Т. XXIV. – С. 89-180.
  4. Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в XIХ – начале ХХ в. / С.Ш. Гадиева. – М. : Наука, 1976. – С. 57-59.
  5. Жан де Люк. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин. 1625 г. / Жан де Люк // ЗИООИД. – 1879. – Т. XI. С. 473-
  6. Калмыков И. Х. Ногайцы. / И. Х. Калмыков, Р. Х. Керейтов, А. И.- М. Сикалиев. – Черкесск, 1988. – С. 112-120.
  7. Казакбиева О. И. Войлочное производство у ногайцев в XIX – начале XX в. // дис. … канд. ист. наук: 07.00.01: защищена 03.02.2010: утв. 09.06.2010 / Казакбиева Ольга Ивановна. – Махачкала, 2006. – 195 с.
  8. Керейтов Р. Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры: монография / Р. Х. Керейтов // Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований. – Ставрополь: Сервисшкола, 2009. – С. 203-210.
  9. Малявкин Г. Ф. Караногайцы / Г. Ф. Малявкин // Терский сборник. – Владикавказ, 1893. – Вып. 3. – С. 133-173.
  10. Рубрук Г. Путешествие в Восточные страны / пер. А. И. Маленина. – СПб., 1911. – С. 260- 265.
  11. Фарфоровский С.В. Ногайцы Ставропольской губернии: историко-этнографический очерк / С. В. Фарфоровский // Записки Кавказского отдела императорского Русского географического общества. – Кн. XXVI. – Вып. 7. – Тифлис, 1909. – С. 29.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Ananyev G. B. Karanogaytsy, ikh byt i obraz zhizni / G. B. Ananyev // Sbornik svedeniy o Severnom Kavkaze . 1908. – Vyp. 2. – P. 1 – 22.
  2. Arkhipov A. P. Etnograficheskiy ocherk nogaytsev i turkmen. Kavkazskiy kalendar na 1859 god / A. P. Arkhipov. – Tiflis. 1858. – P. 347 – 356.
  3. Askoli E. Opisaniye Chernogo morya i Tatarii, sostavlennoye dominikantsem Emiddio Dortelli de Askoli, prefektom Kaffy. Tatarii i pr. v 1643g. / E. Askoli // ZIOOID. – 1902. – T. XXIV. – P. 89 – 180.
  4. Gadzhiyeva S. Sh. Materialnaya kultura nogaytsev v XIX – nachale XX v. / S. Sh. Gadiyeva. – M. : Nauka. 1976. – P. 57 – 59.
  5. Zhan de Lyuk. Opisaniye perekopskikh i nogayskikh tatar. cherkesov. mingrelov i gruzin. 1625. / Zhan de Lyuk // ZIOOID. – 1879. – T. XI. P. 473 – 493.
  6. Kalmykov I. Kh. Nogaytsy / I. Kh. Kalmykov. R. Kh. Kereytov. A. I.-M. Sikaliyev. – Cherkessk. 1988. – P. 112 – 120.
  7. Kazakbiyeva O. I. Voylochnoye proizvodstvo u nogaytsev v XIX – nachale XX v. // dis. … of PhD in History: 07.00.02: defense of thesis 03.02.2010: approved 09. 06. 2010 / Kazakbiyeva Olga Ivanovna. – Makhachkala. 2006. – 195 p.
  8. Kereytov R. Kh. Nogaytsy. Osobennosti etnicheskoy istorii i bytovoy kultury: monografiya / R. Kh. Kereytov // Karachayevo-Cherkesskiy institut gumanitarnykh issledovaniy. – Stavropol: Servisshkola. 2009. – P. 203 – 210.
  9. Malyavkin G. F. Karanogaytsy / G. F. Malyavkin // Terskiy sbornik . – Vladikavkaz. 1893. – Vyp. 3. – P. 133 – 173.
  10. Rubruk G. Puteshestviye v Vostochnyye strany / per. A. I. Malenina. – SPb. 1911. – P. 260 – 265.
  11. Farforovskiy S. V. Nogaytsy Stavropolskoy gubernii: istoriko-etnograficheskiy ocherk / S. V. Farforovskiy // Zapiski Kavkazskogo otdela imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva. – Kn. XXVI. – Vyp. 7. – Tiflis . 1909. – P. 29.

Как только ногаец решал женить своего сына, он тут же собирал семейный совет, который и выбирал для парня невесту. Мнением же самого жениха никто не интересуется, вопрос решают старшие браться и другие взрослые мужчины по линии отца.

В редких случаях на совет приглашается жена главы семейства. Но происходит это только если нужно уточнить какие-то данные по поводу будущей избранницы. Ведь ее выбирали очень тщательно и скрупулезно. В первую очередь оценивали социальный, материальный статус девушки. На второе место выступали ее внешние данные, хозяйственные умения и воспитание.

Сватовство

Ногайская свадьба после выбора невесты вступает в новый этап − сватовство. Среди сватов обязательно присутствует почтенный старец, прекрасно знающий все обряды, традиции. В назначенный день он вместе с другими мужчинами приезжает в дом невесты. Даже, если жених был не мил сердцу девушки или же ее родственникам, сватов принимали с почестями.

Во время первого визита ответ давать не принято, сватам придется приехать еще один-два раза. А в промежутке между визитами сватов родители девушки наводят справки о женихе. Если он подходит в качестве будущего мужа для дочери, родители во время второго визита сватов, дают им утвердительный ответ. После чего назначается дата свадьбы, начинаются приготовления.

Калым

После оглашения даты свадьбы назначается сумма калыма. Ногайская свадьба подразумевает большой калым. Кроме него, жених платит сверх еще и в денежном эквиваленте. В связи с тем, что такой калым по карману немногим, невесту иногда воруют. Делается это для того, чтобы родня невесты снизила планку по размеру калыма.

Невеста с матерью готовит не только приданное, но и шьет одежду для будущих членов своей семьи. Дело это хлопотное и непростое, на него уходит много времени и сил.

Малая ногайская свадьба

Малая ногайская свадьба проходит после официальной помолвки. В это время передается калым, подарки для женщин со стороны невесты. Приехавших гостей угощают разными вкусностями, а невеста прощается со своим девичьим нарядом (платком красного цвета). Для нее уже подготовлен свадебный наряд и платок белого цвета, которой после свадьбы принято носить замужней женщине.

Перед свадьбой невеста отправлялась в дом своих будущих родственников. Этим визитом она как бы приглашала их на свадьбу. Примечателен тот факт, что дату свадьбы выбирали при помощи астрологов. Их слово было решающим, ведь они знали самые благополучные даты для этого торжества.

Самый главный день

Ногайская свадьба обычно проводится в осенний или весенний период. Она отличается от традиционного празднования тем, что на ней не только едят и пьют. Хотя следует отметить, что свадебный стол у ногайцев всегда ломится от угощений. В основном присутствуют блюда национальной кухни.

По традиции в этот день устраиваются скачки, проводятся различные состязания. На самом же торжестве молодожены танцуют свой первый танец − лезгинку. Во время танца гости одаривают молодоженов не только подарками, но и деньгами. Это первый капитал, который будущие муж и жена заработали совместно.

Ногайцы – носители тюркского языка, ранее жили на территории Евразии. Сегодня ногайцы больше сосредоточены на Северном Кавказе и Южном Поволжье, однако крупные диаспоры зарегистрированы в Москве, Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.

Кастинг не устраивают, но…

Как и у каждой народности, у ногайцев есть свои свадебные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Как правило, свадьбы у ногайцев играли преимущественно осенью. Родня жениха тщательно подходили к выбору невесты, разве что не устраивала кастинг, хотя бы потому, что много лет назад такого понятия не было. Мнением родного взрослого дитяти (сына) никто не интересовался.

Утвердив кандидатуру будущей невестки, сваты отправлялись в дом невесты. Там делегацию должны были принять с почестями, даже если жених и не нравился. Однозначный ответ в первый день сватам не давался. Это сегодня, когда женщин на земном шаре вдвое больше мужчин, родители радуются всему, лишь бы дочь не осталась одна вековать век. О семье жениха собиралась информация, после чего обе стороны встречались повторно. Разговоры на такой встрече были предметными: назначалась дата свадьбы, и оглашался размер калыма.

Без калыма не обойтись

Калым был немаленьким – он равнялся величине приданого, о котором должны были позаботиться родители девушки. Поскольку выплатить калым было под силу не всем – невесту часто воровали, в надежде, что после этого калым сделают меньше.

Сосватанная девушка и ее мать интенсивно готовились к свадьбе. Им предстояло не только подготовить приданное, но сшить одежду в подарок для семьи будущего мужа, что было крайне непростой задачей.

Как утверждают этнографы, у степных ногайцев были более мягкие законы, и жених, познакомившись с девушкой, мог заезжать к ней в гости. Правда, несмотря на то, что родители барышни об этом знали, визиты наносились «как бы тайно». Девушка к этому времени жила в отдельной юрте, и в такие дни над домом вывешивался четырехугольный кусок войлока. У степных ногайцев свадьбу отмечали в доме невесты, в свою очередь, кубанские ногайцы накрывали столы в доме жениха.

Кто снимал покрывало с лица невесты?

На свадьбе не просто пили, ели и танцевали. Это был праздник, который начинался с утра. В этот день устраивались скачки и играли в различные игры, состязались местные силачи. Поскольку некоторые свадьбы были на территории невесты, жениха сопровождал свадебный кортеж, который ранее назывался свадебным шествием. Порой, по данным историков, жениха могли сопровождать до 200 человек.

Когда же невеста переезжала в дом жениха (для этого, в свою очередь, подготавливалась арба с приданым), к свадьбе было все готово. Гости и родные с нетерпением ожидали невестку. Девушку заводили в комнату, где ей предстояло знакомство с родственниками мужа. Девушка ступала на расстеленное покрывало и шла к гостям, которые обсыпали её зерном и мелкими монетами. Церемония сопровождалась ритуальными свадебными песнями. Снимал покрывало с лица девушки не жених, а свекровь. При этом, мать новобрачного должна была непременно наступить невестке на ноги, сопровождая действия пожеланиями, чтобы та жила в их доме до глубокой старости.

Жениха на свадьбе «помечали»

Как и у каждой народности, у ногайцев есть свои интересные традиции. Это в фильме Леонида Гайдая «Не может быть!» по мотивам рассказов Михаила Зощенко, Владимир Завитушкин, которого сыграл Леонид Куравлев, долго не мог узнать свою невесту.

Сегодня невесту на свадьбе с другими девушками спутать трудно. А вот жениха – легко! Поэтому, согласно традициям, на обе руки жениху повязывают платки. Это означает – «помечен»!

На свадьбах молодые танцуют свой первый танец в статусе мужа и жены. Если у славянских народностей, как правило, это вальс, то у ногайцев лезгинка. Принято, чтобы помимо подарков, гости одаривали молодых деньгами. Говорят, что к концу танца, порой собирается неплохая сумма, которую они заработали вместе.

И, конечно же, еще б одной традиции стоит упомянуть. Это обычай – продать пельмени герою торжества – жениху. На своей свадьбе жених должен проявить щедрость. И, конечно же, попробовать пельмени, приготовленные тещей. Но пельмени нужно выкупить. Такой обычай. И жених (или свидетель), чтобы не ударить лицом в грязь, вынужден снова открывать кошелек.

Фото из инета