Творческий процесс. Творческий процесс и его принципы Как происходит творческий процесс

Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (актов, ступеней, фаз, моментов, этапов и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авторами, имеют, по мнению Я.А. Пономарева, приблизительно следующее содержание:

1. Сознательная работа – подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи;

2. Бессознательная работа – созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи;

3. Переход бессознательного в сознание – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, материала;

4. Сознательная работа – развитие идеи, ее окончательное оформление.

Соглашаясь в целом с тем, что в творческом процессе задействованы различные сферы человеческой психики, все же отметим, что мы вряд ли можем говорить о четком чередовании сознательной и бессознательной деятельности мозга. Ни то, ни другое не отключаются ни на минуту и доминирование на различных этапах творчества одного из уровней психики еще не доказано. Представляется более целесообразным описывать этапы творчества не с точки зрения того, какой отдел психики за них отвечает, а с точки зрения того, что же именно происходит на этих этапах. И в последнем случае мы наблюдаем обязательную последовательность процессов :

1. Консервация информации – сложнейший психологический процесс по переработке информации, в который включены интеллект, эмоции, воля, все уровни психики;

2. Рекомбинация – воссоединение старых элементов на новой основе, в новых связях (на информационном уровне!), рожденная желанием создать уникальное;

3. Репродукция на базе сложившихся у человека историко-культурных представлений.

Наличие первого этапа осознается далеко не всеми исследователями, однако в двух последних не сомневается никто. А. Маслоу называет их первичной и вторичной фазой творчества. Первичную фазу отличает воодушевление, интенсивный интерес. Здесь человек понимает задачу, видит идеальное ее решение и импровизирует в поиске путей его достижения. Вторичная фаза творчества заключается в разработке материала, родившего вдохновение. Здесь уже требуются конкретные действия, владение методами творчества, мастерство. Через первую фазу проходят многие, а вот освоение второй фазы дается тяжелым трудом, и здесь одного вдохновения мало. Особенность же журналистского творчества заключается в доминировании этой последней фазы, последнего этапа. Для журналистики справедливо замечание А.Маслоу: «…Взлеты и вдохновение дешево стоят. Различие между вдохновением и конечным продуктом заключается в огромном количестве тяжелой работы».



Все обозначенные нами этапы протекают более или менее успешно в зависимости от таких качеств личности, как способность к концентрации (поскольку журналисту приходится работать в условиях, где отвлекающий фактор очень велик), эмпатия (позволяет журналисту получить больше валидной информации, эффективнее работать с собеседником), перераспределение внимания.

С позиции психологии творчество в широком смысле выступает как механизм развития личности и социума. Функционирование механизма творчества распадается на несколько фаз:

1. Онтогический анализ проблемы – приложение наличных знаний, возникновение потребности в новизне;

2. Интуитивное решение – удовлетворение потребности в новизне;

3. Вербалиация интуитивного решения – приобретение нового знания;

4. Формализация нового знания – формулирование логического решения.

Еще в 1926 году английский социолог Грехам Уоллс почти так же описал шаги творчества: подготовка, инкубация, озарение, проверка. А основатель Фонда творческого образования в Нью-Йорке Алекс Осборн дал более подробное описание процесса творчества:

1. Ориентация – определение задачи;

2. Подготовка – сбор информации по задаче;

3. Анализ – изучение собранного материала;

4. Формирование идеи – выработка вариантов;

5. Инкубация – осмысление вариантов;

6. Синтез – разработка решения;

7. Оценка – рассмотрение идеи.

Исследователи процесса журналистского творчества обычно отмечают, что в журналистике ярко выражена стадиальность творческого акта: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей – стадии получения информации и стадии образования текста. Рассмотрим эти стадии и их составляющие с точки зрения психологических знаний.

1. Стадия познавательной деятельности

Итак, начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности – обязательное условие исходного момента творческого акта. Это самое освоение происходит по-разному в зависимости от типа творчества. Писатели и поэты, например, чаще всего не ставят перед собой явной цели наблюдать, запоминать. Художники и музыканты – тем более. Их освоение действительности можно назвать спонтанным. Хотя и они пользуются записными книжками. Широко известны в литературе записные книжки А.П. Чехова или дневники Ф.М. Достоевского. Писатели остаются в них собой, и читать эти тексты также интересно, как сами художественные произведения. А знаменитая киноактриса Марлен Дитрих помимо мемуаров оставила нам еще и «Азбуку моей жизни», в которой есть заметки об известных личностях, кулинарные рецепты, философские рассуждения на разные темы, бытовые подробности биографии. Гораздо ярче выражен этот этап в творчестве ученых. Нередко именно он занимает большее время. В любом случае первый этап мы можем назвать – восприятие.

Как бы мы ни получали информацию – произвольно, в результате наблюдения, или специального поиска, в конечном счете мы получаем ее благодаря процессу восприятия. Творческое восприятие отличается несколькими особенностями:

1. Сочетанием целого и деталей, которое позволяет видеть объект объемно, во всех связях и отношениях и, следовательно, понимать его особенность и новизну;

2. Сочетанием внешней формы и внутреннего содержания, которое обеспечивает понимание подлинной сути вещей, скрытых от многих;

3. Сочетанием уникального и типичного в одном объекте, что позволяет типизировать и одновременно конкретизировать происходящее;

4. Сочетанием положительного и отрицательного, которое обеспечивает видение противоречий, контрастов.

В журналистике начальная стадия творческого акта по объему задач, по сложности условий представляет собой весьма специфическое явление: это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности. Как правило, она совершается человеком в одиночку, в очень жестком временном режиме, да еще и в режиме межличностного общения, что непомерно усложняет задачу. На этом уровне деятельности журналист устанавливает факт, определяет его сущность и изучает его.

Многие опытные журналисты признаются, что оценивают почти любое событие, которое проходит перед ними, с точки зрения того, как его можно описать в материале (преобразующее видение). Такой профессиональный взгляд иногда становится навязчивым, но это – не отклонение только журналистской профессии. Врач, сам того не желая, при первом взгляде на человека определяет состояние его здоровья, учитель – уровень интеллекта, портной – качество одежды, парикмахер – прическу и т.д. Такой подход, своего рода профессиональная деформация, свойственен всем. В обыденной жизни он, пожалуй, мешает нам оценивать жизнь многопланово и разносторонне, однако журналисту он помогает, поскольку заслуживающее внимания явление можно зафиксировать и потом использовать в материале. Этот процесс основан на действии механизма установки: мы фиксируем в реальности те понятия, которые нас сейчас интересуют. Скажем, беременные женщины часто отмечают, что и не думали, что на улицах города так много беременных. Почти то же самое происходит с журналистом. Мозаичность восприятия, отмеченная еще Шпенглером, проявляется и на уровне профессиональной деятельности. И здесь огромную роль играет доминирование одного из уровней психики – сознания. С одной стороны, сознание тормозит спонтанное проявление творческой личности. Но с другой (и это важно для журналиста!) сознание является силой, побуждающей к преобразовательной, творческой деятельности. Оно позволяет журналисту ориентироваться в среде, адаптироваться к требованиям СМИ, находить адекватное место себе и своим материалам. Сознание постоянно «сверяет» внутренний и внешний опыт человека и позволяет журналисту обратить внимание на тему, с одной стороны, интересную для него, а с другой – для аудитории.

Далее следует этап сбора предварительных данных. Суть этого этапа заключается в том, что журналист вспоминает все, что имеет отношение к предполагаемому объекту изучения и подбирает имеющийся в его распоряжении материал. Самое важное на этом этапе – определить адекватный источники информации по теме. Если информация исходит от человека, то основные критерии удачного выбора – компетентность, наличие навыков рассказчика. Желательные критерии – наличие навыков общения с журналистами (это существенно упрощает работу), наличие эксклюзивной информации, умение изложить ее в доступной форме.

На этапе предварительного накопления информации к нам поступает огромное количество данных и далеко не все из них интересны журналисту с профессиональной точки зрения. Существуют общие критерии того, что информация представляет определенный общественный интерес:

1. Наличие в информации конфликта;

2. Катастрофичность;

3. Информация, имеющая явные социальные последствия;

4. Отношение к знаменитостям;

5. Необычное, единичное;

6. Яркий эмоциональный фон события.

Далее следует определение конкретного предмета изучения. Из общего ряда фактов журналистом (или редактором) отбираются наиболее значимые для аудитории. Какой бы ни была информация, ее востребованность всегда зависит от сознательного или неосознанного выбора аудитории. И здесь тематические пристрастия аудитории меняются. Они представляют собой изменяемую величину и во многом формируются самими же журналистами.

Однако можно учитывать приоритетные темы аудитории:

1. Информация о закономерностях (о таких связях между хорошо знакомыми событиями, которые были нам неизвестны);

2. Упрощающая информация (расшифровывающая сложные явления). Ее еще называют антиинформацией, поскольку она позволяет нашему мозгу отдыхать;

3. Информация атавистических ощущений (огонь, гроза и т.п.);

4. Информация инстинктивных ощущений или о них;

5. Индивидуальный опыт, согласующийся с опытом большинства представителей аудитории, но оценивающийся ими как незначительно более успешный.

Когда предмет установлен, следует направленное изучение предмета.

В теории журналистского творчества определяются обычно две тактики поиска информации - ситуативная и прицельная.

На этом этапе журналист использует различные методы получения информации, в каждом из которых велика роль психологической составляющей.

Процесс поиска информации основан на способности человека к поисковой активности вообще - фактору глубоко детерминированному. Потребность в поиске генетически заложена в любом человеке и не в равной мере. Эта потребность должна реализовываться всякий раз, когда механизмы ее вступают в силу. В ситуации поиска решения или достижения результата причиной дистресса становится не трудность самой ситуации, а отказ от поиска (так называемый «стресс рухнувшей надежды»). А это делает организм более уязвимым. Существует даже определенный тип личности (коронарный) для которого «выигрыш» в ситуации поиска необходим как воздух, и если таким людям приходится признать поражение, это часто оборачивается значительным ухудшением здоровья.

Журналисты нередко относятся к такому типу людей. Однако некоторую компенсаторную функцию в этом смысле выполняет представление о том, что информацию можно найти везде. Так, опрос более чем трехсот журналистов показал, что наиболее емким с информационной точки зрения источником журналист определяет редакцию или телекомпанию (69%), а также коллег из других СМИ (66%). То есть на психологическом уровне у журналиста создается ощущение информированности даже если он просто присутствует на своем рабочем месте. Объективно это не так, но субъективно такое представление защищает журналиста от стрессового фактора.

Поисковая фаза включает работу всех уровней психики человека, но интенсивнее других – сознания, подсознания и сверхсознания. Сознание обеспечивает четкую постановку вопроса, конкретизацию концепции, цели. Подсознание в большей степени определяет способ реализации концепции, достижения цели (выбор жанра, ракурса, стиля и т.д.), рождение образа. Сверхсознание «запускает» механизмы озарения, интуитивного и мгновенного творческого решения задач.

Внешне эти процессы подкрепляются особыми методами поиска информации, которые применяются тогда, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию спонтанно. Целенаправленный поиск сведений может осуществляться несколькимиприемами:

Наблюдение;

Исследование документов;

Расследование ситуации;

Анкетирование;

Эксперимент;

Интервьюирование.

В основе наблюдения лежит способность человека к восприятию мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним. Журналистское наблюдение отличается от простого тем, что имеет целенаправленный характер и, если можно так выразиться, сфокусировано под рабочую идею. Популярность этого метода обусловлена несколькими причинами:

1. Присутствие на месте события существенно повышает качество материала;

2. Непосредственное наблюдение позволяет увидеть или уловить интуитивно суть происходящего, какие-то тайные связи, которые ускользают в изложении других или официальной информации;

3. Наблюдение дает возможность делать независимые оценки и выводы;

4. При наблюдении отбор фактов к тексту происходит проще и раньше, чем при работе с документами (например, с пресс-релизом).

Наблюдение может быть включенным и невключенным. В первом случае журналист участвует в событии. И это – особое состояние личности. А потому существуют правила наблюдения, которых лучше придерживаться:

1. Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами;

2. Наблюдать один и тот же объект в разных ситуациях (например, героя материала);

3. Четко регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту);

4. Использовать графы для мнений и для фактуальных данных;

В работе с документами также следует соблюдать некоторые правила, диктуемые психологическими установками:

1. Различать описания событий и их интерпретацию (факты и мнения);

2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является ли она первичной или вторичной;

3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа;

4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался;

5. Выявлять намерения, которыми руководствовался человек, снабдивший вас документом.

Что касается расследования, то уже на этапе его подготовки необходимо воспользоваться знаниями социальной психологии, например, в вопросе о резонансности темы. Нет смысла прибегать к такому опасному и трудному методу, чтобы выяснить факты, не интересующие аудиторию. Нужно иметь в виду, что читателей, прежде всего, интересуют обстоятельства, которые могут коснуться их лично или близких им людей.

В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить гипотезы, проиграть некие обстоятельства, которые позволили бы ему лучше узнать изучаемый объект. К тому же в любом эксперименте познавательный момент комбинируется с управленческим.

Этичность этого метода ставится под сомнение, но многие журналисты-практики и теоретики полагают, что метод не только допустим, но иногда и желателен. Особенно в тех случаях, где ситуация требует срочного прояснения, а разрешение ее затягивается.

Кашинская называет следующие побуждающие мотивы, которые вызывают необходимость проведения эксперимента:

1. Недостаточность информации для проверки или уточнения гипотезы журналиста;

2. Невозможность получить такую информацию другими методами;

3. Необходимость получения психологически достоверных аргументов.

Эксперимент связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны человека. Журналист может проводить эксперимент и на себе, внедрившись в какую-то ситуацию.

Нередко в журналистике используется биографический метод. Он заимствован из смежных областей познания: литературоведения, этнографии, истории, социологии и, прежде всего, психологии.

Метод заключается в опросе непосредственных участников события по социально значимым вопросам.

С самого начала отношение журналистов к биографическому методу было двойственным. Исследователь мог полагаться только на субъективное мнение очевидца событий, поэтому психологическое чутье было необходимо. Фактор субъективности при использовании этого метода проявляется во всем: и в житейском опыте человека, и в поведении, и в поступках, и в оценочных суждениях, и в мировоззренческих позициях. Например, если человек говорит: «было так страшно, что я не мог шевельнуться», значит ли это, что ситуация действительно была катастрофической, или перед нами просто впечатляемый человек? И тем не менее история жизни одного человека может помочь реконструировать динамику развития тех или иных процессов.

При использовании биографического метода нужно придерживаться правил:

1. Сопоставлять историю одного человека с историей общества, в котором он живет;

2. Разобраться в динамике биографии личности, не вырывать историю из контекста биографии;

3. Осмыслить поведение человека, вскрывая его мотивацию.

В журналистике с помощью биографического метода собираются различные свидетельства, наблюдения и воспоминания очевидцев.

2. Стадия создания текста

Результат этой стадии – готовый журналистский продукт. Однако и эта стадия проходит поэтапно.

1. Созревание. Этот этап свойственен любому творческому акту. Получив достаточно информации, мозг должен некоторое время заниматься тем, что можно определить как генерацию идеи. Обычно этот этап незаметен не только для окружающих, но и для самого творца. Однако в журналистике и этот этап обладает спецификой. И специфика заключается в таком простом требовании, как оперативность. Писатель, художник могут вынашивать свою идею годами, могут откладывать ее и вновь возвращаться спустя длительное время. Журналист не может себе этого позволить.

2. Озарение. Уровень, на котором происходит вербализация или визуализация идеи в сознании.

Первая ступень этого процесса – окончательное формирование замысла. Она предполагает рождение целостного, хотя пока еще и не вполне отчетливого видения будущего произведения. Возникает такое видение на базе полученной во время изучения ситуации концепции. Однако оно не тождественно ей. Концепция – это знание о действительности плюс ее трактовка, отношение к ней. А замысел – уже мыслительный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде тему и идею, и принцип организации. То есть замысел и есть та конкретная цель, выработке которой была посвящена начальная стадия творческого акта и которой во время его завершающей стадии предстоит воплотиться в текст.

Превращение концепции в замысел – момент, связанный с интенсивными творческими поисками, сознаваемыми или неосознаваемыми. В некоторых случаях они идут параллельно процессу познания, и случается, что еще не собран материал, а журналист твердо знает, как он будет выглядеть в итоге. А бывает наоборот. Идея не генерируется. Почему? Если мы знаем, что замысел = тема+идея+ход (т.е. конкретные шаги реализации темы и идеи), есть достаточно простой способ помочь себе – прибегнуть к логике, осознав каждое из слагаемых. Чаще всего оказывается, что причина торможения – в отсутствии принципа организации текста, хода (его еще называют ключ, поворот). На поиске его и надо сосредоточиться.

В момент окончательного формирования журналистского замысла часто возникает острая проблема - когда остановиться? Иногда бывает так, что мы четко понимаем – этот вариант лучший и ничего более адекватного мы создать не сможем. Но бывает и так, что вроде бы все понятно, есть неплохая идея, но можно и еще подумать, вдруг появится лучший вариант. Здесь надо соблюдать определенное правило: как только появляется идея, которую вы оцениваете как приемлемую, надо ее зафиксировать на любом материальном носителе. Иначе в процессе последующего поиска она неминуемо «сотрется». Записав идею, можно продолжать размышления. Но до какого момента? Как правило, волевое решение принимается не самим автором. Либо торопит время, либо редактор, либо новое задание. И все же есть объективный показатель того, что, замысел сформирован, верно. Замысел созрел в том случае, если к тексту автоматически и точно формируется заголовок, если вам не приходится потом ломать над ним голову. Появление в сознании названия материала – знак готовности замысла. На этом этап озарения завершается.

3. Конкретизация замысла. У многих эта операция идет как составление плана. Иногда письменного, иногда устного. Вот, например, известный вам мэтр российской публицистики Анатолий Абрамович Аграновский всегда начинал работу над материалом с составления плана. Однажды его спросили, всегда ли он следует записанному плану. «Нет, - ответил Аграновский, - потом план может измениться. Но начинать без него не могу…» Такая оценка плана говорит о том, что мотивация лежит не в сфере организации текста (план не служит его каркасом), а преимущественно в сфере организации творческого процесса. Зачем в таком случае нужен план? Дело в том, что план психологически помогает почувствовать поле текста – на листе, в строках. План также свидетельствует о том, что процесс создания текста сдвинулся с мертвой точки. Наше сознание не может долго оперировать с мыслительными схемами. План представляет собой, как правило, многоуровневую конструкцию. А сознание способно удержать в комплексе только три порога, три уровня сложности.

Еще один способ конкретизации замысла – опережающий конспект, когда обозначаются не подтемы текста (как в плане), а миниидеи текстовых блоков. Например, у того же Аграновского: «Сокращение…самолета».

Подумать над этой неожиданной аналогией. Впрочем, заметить: аппарат – это механизм. Мы добиваемся совершенствования хозяйственного механизма».

Такой опережающий конспект обычно составляется, когда журналист, по мере ознакомления с материалом, глубоко проникает в проблему. У него, возможно. Уже выработались идеи и замечания, которые могут забыться.

Чаще всего используется комбинация плана и опережающего конспекта, когда расширение получают только те пункты плана, по которым уже сформировалась идея.

Иногда журналисты производят мозаичную фиксацию: выписывают подробно какие-то куски, а остальные части произведения оставляют на доработку. Это особенно удобно в том случае, когда используется метод лида в новостном материале. (записываются только лиды).

4. Отбор материала. Этот этап может совпадать с предыдущим, идти параллельно. Но чаще всего жесткие рамки материала требуют отдельной работы. Результатом этого этапа становятся отобранные факты, способствующие реализации основного замысла материала.

5. Реализация замысла. В ходе этой операции формируется структура текста – конкретный состав фактов, образов, нормативов, комбинируются методы их предъявления, оформляются текстовые элементы – микросмыслы, оформляются их монтажные связи, уточняется композиция и лексика, определяется сочетание текста и видео-, звукоряда. Здесь используется творческий инструментарий, соответствующий конкретному виду деятельности. И чем шире инструментарий, тем менее скован журналист в реализации своей креативности.

6. Авторское редактирование – работа с продуктом творчества. Редактирование как компонент входит и в предыдущий этап, но ему обязательно отводится отдельное место и время. В данном случае имеется в виду осознанная процедура творческого процесса, имеющая контрольный характер. Она требует взгляда со стороны, ведь расхождения могут быть не только с авторским замыслом, но и с профилем издания или канала, с теми материалами, в ряду которых пойдет этот материал. Несмотря на то, что редактором текст будет просматриваться, самому журналисту необходимо отредактировать его как можно более четко. Это связано с тем, что чем более сырой материал вы представите редактору, тем больше он внесет исправлений в соответствии со своим, а не вашим замыслом, и это исказит окончательный вариант текста. Важно помнить, что аудитория ориентирована, прежде всего, на познание нового, индивидуального и неповторимого. И это в первую очередь вызывает интерес и эстетическое переживание. Зритель не терпит шаблона, подражания, копирования. Л.Б. Ермолаева-Томина называет основные критерии оценки проявления творчества:

1. Отражение в конкретном всеобщего с новых, индивидуальных позиций;

2. Передача мыслей и отношений к реальности в неожиданной и точной форме;

3. Присутствие всех компонентов, соответствующих коренным духовным потребностям человека – в познании сущностных явлений, в гармонии с прекрасным миром, в пробуждении новых мыслей (сотворчестве).

Редактирование позволяет реализовать эти критерии в материале – прояснить неясное, подчеркнуть существенное, выделить главное.

7. Контроль трансляции (внутренний и внешний). Он, как правило, непроизвольно и совершенно естественно осуществляется журналистом, когда последний интересуется у представителей аудитории, каков эффект материала, или корректирует ход беседы в эфире.

Некоторые ученые отмечают сходство порождения текста с процессом родов, возвращая нас к психоаналитической теории. Так, А.Н. Лук не случайно напоминает о том, что психологи говорят о механизмах рождения идеи. А канадский врач и биолог Ганс Селье (автор учения о стрессе и общем адаптационном синдроме) разделил процесс творчества на семь этапов, похожих на стадии процесса размножения:

1. Любовь или желание. Первое условие творчества – живая заинтересованность, энтузиазм, влечение к достижению результата. Это стремление должно быть страстным, чтобы преодолевать трудности и препятствия;

2. Оплодотворение. Как бы ни был велик творческий потенциал журналиста, его ум останется стерильным, если он не оплодотворен знанием конкретных фактов, приобретенным в ходе обучения, наблюдений и других методов получения сведений;

3. Беременность. В течение этого периода журналист вынашивает идею. Этот период может не осознаваться долгое время, также как и беременность. Однако рано или поздно рождается напряжение;

4. Предродовые схватки. Когда идея выношена и созрела, журналист чувствует себя дискомфортно. Это своеобразное чувство «близости решения» знакомо лишь подлинным творцам. Тем, кто не испытывал его, легче всего представить это ощущение в ситуации, когда человек мучительно припоминает чье-то имя;

5. Роды. В отличие от настоящих родов рождение новой идеи не только не причиняет боли, но всегда доставляет радость и удовольствие. Начинается процесс создания произведения;

6. Осмотр и освидетельствование. Новорожденного немедленно осматривают, дабы удостовериться в его здоровье. Это справедливо и в отношении новорожденной идеи: ее подвергают логической и экспериментальной проверке. Материал монтируют, редактируют и т.д.;

7. Жизнь. После того, как идея испытана, она начинает жить в новом произведении. К сожалению, в журналистике в качестве конкретного материала она живет недолго, зато в качестве социального эффекта она может жить в веках.

Соответствие же процесса творчества процессу рождения способно отчасти объяснить то значение, которое предают творчеству сами творцы, и которое никогда не понять ремесленнику подобно тому, как мужчина никогда до конца не поймет чувства женщины, давшей жизнь своему ребенку.

Виды и функции творчества

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • художественное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

Творчество как способность

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева . Он пишет:

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

См. также

Примечания

Литература

  • Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  • Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
  • Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. - Мн.: Экономпресс, 2000.
  • Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994.
  • Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.
  • Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
  • Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 9 - Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - СПб.: Питер, 2005.
  • Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса // Искусство, 1923. - № 1. - С.195-212.
  • Юнг К. Г. Психологические типы.
  • Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии . - 2003. - № 6. - С. 142-154.
  • Психология и поэтическое творчество Карл Густав Юнг
  • О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, № 6, 1956. - С. 37-49 © Альтшуллер Г. С. , Шапиро Р. Б., 1956
  • Психология детского творчества (часть 1) Элла Прокофьева

Понятие творчества

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Согласны ли вы с утверждением, что «самым ценным для общества является свободное время индивида» ?

Феномен творчества присущ человеку и очень важен как для отдельной личности, так и для общества в целом. Общество развивается благодаря новым идеям, которые несут научные открытия, технические изобретения, философские мировоззренческие концепции и т. д. Давно подмечено, что новые идеи редко появляются в результате постепенных изменений, чаще это взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Как же осуществляется этот творческий «взрыв»? Можно ли проследить механизм творчества и попытаться смоделировать его? - Об этом и пойдет речь в настоящей главе.

Существует множество различных определений понятия «творчество». Например, по мнению американского ученого П. Хилла, творчество - «это успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.

Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».

Процесс творчества - весьма сложное явление, чрезвычайно трудно поддающееся описанию, поскольку «внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию». Тем не менее эта одна из самых важных и интересных областей человеческой деятельности издавна привлекает внимание ученых. Так, попытка обозначить основные стадии творческого процесса была предпринята в 1926 году американским психологом Г. Уоллесом.

Г. Уоллес выделил несколько последовательных этапов, которые являются типичными для творческого процесса:

1. Формулирование задачи, точное определение цели, сбор информации по проблеме и начальные попытки ее решения.

2. Инкубация (вызревание) - отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения; при этом проблема остается в подсознании, в то время как человек может заниматься другими делами.

3. Озарение - возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием-толчком.

4. Проверка правильности решения: испытание и (или) реализация

Существуют различные виды творчества: художественное, научное, техническое. Рассмотрим некоторые процедуры технического творчества, в котором в силу его специфики они прослеживаются более отчетливо (с некоторыми вы уже знакомы по урокам технологии).


Техническое творчество - это получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах. Техническое творчество включает процедуры проектирования и конструирования.

Проектирование - разработка и обоснование проекта какого-либо объекта, отвлеченного от вещественной формы. Проектирование предшествует конструированию и представляет собой поиск научно обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений. Результатом проектирования является проект разрабатываемого объекта, первоначально представленный в виде текстов, графиков, эскизов, расчетов, моделей и т. д.

Конструирование - разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех его деталей и отдельных частей машины.

Сначала по предварительным чертежам и расчетам изготовляется опытный образец. Далее все расчеты уточняются, составляются рабочие чертежи и техническая документация для их применения на производстве. Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия .

Отдельным явлением в рамках технического творчества является изобретательство.

Изобретательство в современном значении этого слова - это творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и решения изобретательских задач создается нечто принципиально новое.

В известном смысле, всю историю развития человеческой цивилизации можно рассматривать как историю изобретательства. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились шить одежду, делать предметы быта и т. д.

Если вновь созданная конструкция является изобретением, т. е. новым, не существовавшим ранее инженерным решением, то ее новаторский характер должен быть подтвержден документально, а открытие запатентовано. Каждый изобретатель, дабы не «открывать америк», должен быть эрудированным специалистом, хорошо представляющим, что делается в области приложения его интеллектуальных усилий. И кроме того, он должен знать законы, охраняющие интеллектуальную собственность.

Способность. Простое определение состоит в том, что творчество это способность придумать или изобрести нечто новое. Как мы увидим ниже, творчество, не способность создать что-то из ничего (только Бог может сделать это), а способность генерировать новые идеи, комбинируя, изменяя или повторно используя существующие. Некоторые творческие идеи удивительные и блестящие, в то же время другие лишь простые, полезные, практичные идеи, о которых еще ни кто не думал.

Верите или нет, каждый имеет существенные творческие способности. Достаточно посмотреть, насколько творчески развиты дети. У взрослых, творчество зачастую было подавлено в процессе образования, но оно все еще существует и может быть снова пробуждено. Часто, все, что нужно для того, что бы быть творческим — это поставить себе задачу в творчестве и уделить ей время.

Позиция. Творчество это также позиция: способность воспринимать изменения и новизну, готовность играть с идеями и возможностями, гибкость мировоззрения, привычка пользоваться хорошим, и в то же время непрерывный процесс поиска путей к улучшению. Мы приучены принимать лишь небольшое число разрешенных или обычных вещей, например, покрытую шоколадом клубнику. Творческий человек понимает, что существуют и другие возможности, как например арахисовое масло и банановые бутерброды или покрытый шоколадом чернослив.

Процесс. Творческие люди трудятся и постоянно совершенствуют идеи и решения, путем постепенной переделки и улучшения своих произведений. Вопреки мифам вокруг творчества, очень и очень мало работ, творчески превосходных, были созданы одним блестящим росчерком или неистово быстрой деятельностью. Намного ближе к реальной правде — истории компаний, которые должны были убрать изобретение от изобретателя, чтобы продать его, потому что изобретатель не прекращает подстраивать и оттачивать свое детище, всегда стремясь сделать его немного лучше.

Творческий человек знает, что всегда есть место для улучшения.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

По иронии — и в укор современной когнитивной науке — за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования. Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес (Wallas, 1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса:

  1. Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.
  2. Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.
  3. Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.
  4. Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре (Poincare, 1913) французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он «забыл» про свою математическую работу (инкубационная стадия). Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. «Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии.» Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты.
Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

ПОДГОТОВКА

Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода.Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении.
Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.

ИНКУБАЦИЯ

Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться «вспаханной под пар»? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени. Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса «Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом» Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ

Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно «включается лампочка». Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

ПРОВЕРКА

Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка — это своего рода «отмывание» творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным «самоварным золотом». Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не толькодля данного человека, но и для других.

Виды и функции творчества

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Творчество как способность

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) , которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии
1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]». 4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Теория

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц - элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания - в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

Из истории вопроса

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному , она никогда не рождается в усталом и никогда - за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и , происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.
  2. Знание и рассуждение, схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи - формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не , а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки :

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.