Толкования на Пс. «Будьте удовлетворены всем, что происходит, поскольку то, что для нас выбирает Бог, однозначно лучше того, что мы выбираем для себя сами», — Шри Шри Рави Шанкар

В этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва, которая составляла и большую часть предшествующей (гл. 63, с 7 ст.). Вот почему нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих глав произведено неудачно (übel getrennt). В частности, как мы уже говорили выше (см. наш коммент. на ), 64 глава заключает в себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один ( ст.) – историческо-покаянный, другой ( ст.) – умилостивительно-просительный,

1–4. Молитвенное исповедание Всемогущества и грозной силы Господа. 5–7. Глубокое сознание Израилем своей собственной греховности, навлекшей на него праведный гнев Божий. 8–12. Усердная молитва к Богу о прощении и помиловании Его народа.

. О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего,:

. как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать извест­ным врагам Тво­им; от лица Твоего содрогнулись бы народы.:

«О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы.» «Эта речь поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог сходит с высоты небес на низшее небо – атмосферное, то, кажется, все приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от огня, от страшного величия Божия». (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324).

Сам образ "расторж ения небес" и снисшествия оттуда Господа для откровения Его воли и проявления суда – один из наиболее употребительных в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения () и наказания нечестивых городов – Содома и Гоморры (), его мы видим в истории самого дарования закона на Синае (; ), о нем читаем у псалмопевца: «наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его» (), с ним имеем дело и во многих других местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о последствиях такого Божественного схождения на землю: «пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его» (). Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с 15-ым и 3–4 стихами предыдущей главы.

. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожидан­ные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего.:

. Ибо от века не слы­хали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него.:

«Когда Ты совершал страшные дела... горы таяли от лица Твоего.» То, что в двух предшествующих стихах выражалось лишь гипотетически, здесь утверждается уже фактически. О великих и страшных делах Господа Библия, действительно, говорит неоднократно (; Пс.105и др.). Подтверждает она и тот образ, что Господь есть «огонь поядающий» ().

«Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который бы столько сделал» . Мысль эта совершенно в духе того отдела, который обнимает собой 40–45 гл. кн. пророка Исаии (см. напр., ; ; ; ; и др.). Заслуживает особенного внимания то, что Апостол Павел, приведя это текст из пророка Исаии, прилагает его к неизреченной тайне воплощения, которая одновременно и превышает собой всякое разумение человека и является откровением высочайшей любви Бога к людям ().

. Ты милостиво встречал раду­ю­щегося и дела­ю­щего правду, по­мина­ю­щего Тебя на путях Тво­их. Но вот, Ты про­гневал­ся, по­тому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?:

С 5 по 7 ст. включительно идет исповедание божественного благоволения к праведникам и глубокое сознание своей собственной греховности.

«Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду» . Действительно, всякое, хотя бы сравнительное и незначительное, проявление искренней религиозности и действительного послушания Богу не оставалось без награды, как это мы видим на примере многочисленных библейских праведников (; ; ; ).

Как же мы будем спасены? Если мы припомним многочисленные и резкие обличения нечестия, беззакония, ханжества и лицемерия народа израильского, рассеянные по разным местам кн. пророка Исаии (; ; ; и др.), то нам не покажется особенно странным и этот вопрос, в котором слышится как будто бы нота отчаяния в спасении от острого и мучительного сознания всей глубины своего падения. Впрочем, LXX и славянский текст отнесли эту фразу к началу следующего стиха и перевели ее несколько иначе: «сего ради заблудихом»

. Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачкан­ная одежда; и все мы по­блекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас.:

«Вся праведность наша, как запачканная одежда» . Кроткая, но выразительная характеристика нечестия Израиля, точнее, его ханжества и лицемерия. Она вполне совпадает с теми, что пророк подробнее развивал раньше (1 гл. и 58 и 59 гл.). Употребленное здесь сравнение внешне – законнической праведности с запачканной одеждой довольно близко известному евангельскому образу «гробов окрашенных» в обличительной речи Самого Господа, сказанной Им против книжников и фарисеев ().

. Но ныне, Го­с­по­ди, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образо­ватель наш, и все мы – дело руки Твоей.

С 8 по 12 ст., т. е. до конца данной главы, идет последний, заключительный отдел молитвы Израиля, в котором он взывает к милосердию своего небесного Отца, исходя из крайней бедственности своего настоящего положения.

«Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш» . Характеристичен для пророка Исаии здесь самый образ горшечника и глины, так как он употреблялся им уже и раньше (; ). Весьма вероятно, что он ведет свое начало из самой истории творения человека Богом (); хотя в данном-то случае здесь, очевидно, идет речь об особом Божественном избранничестве Израиля, на что однажды уже и была сделана ссылка в той же самой молитве (). Образ этот у пророка Иеремии вырос в целое символическое видение о судьбах Израиля и Иуды ( гл.) и она же комментируется Апостолом Павлом в его послании к Римлянам (Рим.9и след.).

. Не гневайся, Го­с­по­ди, без меры, и не вечно по­мни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой.:

«Не гневайся же, Господи... не вечно помни беззакония» . Новая, усиленная просьба к Богу о помиловании, напоминающая слова псалмопевца: «доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно... не помяни нам грехов наших предков" (). Дерзновенность такой просьбы находит себе объяснение и основание в одной из предшествующих речей Самого Господа, возвещенных через пророка: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну»

«Города святыни Твоей сделались пустыней... Иерусалим опустошен. Дом освящения и славы нашей... сожжен» . В подкрепление своей усиленной просьбы о помиловании Израиль указывает на свой тяжелый политический и религиозный кризис, когда все, некогда цветущие города его, превратились в развалины и пустыни, когда разграблена самая столица его теократического царства – г. Иерусалим, когда сожжен даже и ветхозаветный храм – этот высший центр национального объединения и религиозного освящения еврейского народа. Описание это, по справедливому замечанию Dillmann, близко напоминает содержание кн. Плач Иеремии и отчасти – Псалма 78. А это все имеет непосредственное отношение к бедствиям вавилонского плена. Отсюда мы думаем, что и пророк Исаия говорит здесь, прежде всего, об этом, ближайшем к нему или даже и вовсе современном ему событии; а затем уже пророчески-прообразовательно он намекает и на будущее окончательное разрушение Иерусалима римлянами, как думают многие из святых отцов (блаженный Иероним и святой Кирилл Александрийский). Показание это важно для установки хронологии данной главы: ясно, что она не могла быть написана после вавилонского плена (как думают рационалисты), ибо тогда Иерусалим и храм снова были восстановлены.

. После этого будешь ли еще удержи­ваться, Го­с­по­ди, будешь ли молчать и карать нас без меры?:

«Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?» Заключительный вопль молитвы, очень близкий к заключительным словам кн. Плача: «неужели ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» ().

Символ очень благоприятный и указывает на то, что вы стоите на пороге важных перемен.

Сейчас не стоит торопить события, необходимо набраться терпения и неуклонно продолжать движение вперед. Все ваши дела будут ярко отмечены полным успехом.

Но не торопитесь, начинать активно действовать время пока не пришло. Нужно продвигаться вперед достаточно аккуратно и осмотрительно. Только при этом условии обстоятельства вашей жизни день ото дня будут улучшаться.

Вы на пороге светлого периода, ждать счастливой жизни осталось совсем недолго. Самое главное сейчас — не проявлять излишней поспешности. Удача уже стучится в двери, она уже рядом, стоит на вашем пороге.

Внимательно и трезво анализируйте происходящее и приспосабливайтесь ко всему. Только тогда будущее обязательно порадует вас великими достижениями и новыми успехами.

Задуманное желание исполнится уже скоро, в самое ближайшее время.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 64. Незаконченность

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос — Вэй-цзи — Незаконченность.

Иероглиф изображает дерево с кроной, которая ещё не совсем сформировалась.

Вэй - еще не существующий; то, что не до конца проявлено; неполный; то, что ещё проявится со временем.

Иероглиф изображает место переправы; брод через реку; неглубокую воду, текущую по ровному дну.

Цзи - преодолевать препятствие, переправляться через реку; приносить облегчение, оказывать помощь; заканчивать начатое, успешно завершать.

Смысловые связи гексаграммы 64.Вэй-цзи

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время завершения начатого. Вы уж находитесь в состоянии, близком к концу, на самой грани важных перемен. Вы уже готовы предпринять последнее решающее усилие. Но пока не стоит этого делать. Корректируйте свои планы и накапливайте энергию, чтобы в нужный момент совершить переход, не растеряв достигнутого и не застряв на полпути. Это принесет просветление и приведет к успеху.

Образ гексаграммы – лисица, очень хитрое и осторожное животное. Она может быстро изменить поведение, если это будет необходимо, тщательно проверяет каждый свой шаг. В настоящее время разумно для вас представить себя лисицей; приспосабливайтесь ко всему, будьте готовы к любым неожиданностям, которые могут встретиться у вас на пути. Чтобы успешно завершить начатое, ясно и трезво оценивайте происходящее вокруг. Сделать правильный выбор вам поможет связь с духами.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании шестьдесят четвертой гексаграммы.

[Свершение. Молодой лис почти переправился,

(но) вымочил свой хвост — ничего благоприятного]

I. В начале шестерка.

Подмочишь свой хвост.

— Сожаление!

II. Девятка вторая.

Затормози колеса.

— Стойкость — к счастью.

III. Шестерка третья. Еще не конец!

— Поход — к несчастью.

Благоприятен брод через великую реку.

IV. Девятка четвертая.

Стойкость — к счастью! Раскаяние исчезнет.

При потрясении надо напасть на страну бесов,

и через три года будет похвала от великого царства.

V. Шестерка пятая.

Стойкость — к счастью. Не будет раскаяния.

Если в блеске благородного человека будет правда, то будет счастье!

VI. Наверху девятка.

Обладай правдой, когда пьешь вино. Хулы не будет.

Если помочишь голову, то, даже обладая правдой, потеряешь эту [правду].

В нумерологии обычно расшифровывают значение однозначных чисел от 1 до 9, но некоторые важные двузначные цифры рассматриваются отдельно. Число 64 обладает особой магией и сакральным значением.

Число 64 наполнено особым сакральным значением

Общее значение

Каждое число в нумерологии имеет свою особенность. Учеными нумерологами давно доказано, что жизненный код играет далеко не последнюю роль в судьбе человека. Так особое сочетание цифр способно как поднять человека на высокий уровень жизни, так и сбросить его на самое дно социальной лестницы. Если правильно воспользоваться своим кодом можно избежать многих проблем связанных с цифровой магией.

Значение числа 64 в нумерологии нужно рассматривать как характеристику двух цифр: шестерки и четверки. Шестерка в нумерологии означает - баланс, уравновешенность, гармонию между духовной и материальной сферой нашей жизни. Четверка символизирует стабильность, уверенность. Значит, 64 означает устойчивый и непоколебимый баланс духовного и материального в жизни. В Древней Греции 64 считали символом правосудия.

Влияние на жизнь человека

В первую очередь, цифра 64 оказывает влияние на характер. Люди, под влиянием 64, характеризуются добротой и отзывчивостью. Они коммуникабельны, спокойны, уверены в себе, умеют слушать и слышать собеседника, внимательны к различным мелочам.

Положительные качества

  • целеустремленность;
  • ответственность;
  • уравновешенность;
  • трудолюбие;
  • усидчивость;
  • организованность;
  • исполнительность.

Негативные качества

  1. Человек может слишком увлечься своими делами и забыть о просьбах близких людей. Нужно больше сил вкладывать в семейные отношения.
  2. Такие люди сложно переносят перемены. Им бывает тяжело привыкнуть к новому. В такой период могут быть раздражительными.
  3. Бывают очень упрямы. Это становится причиной семейных конфликтов.

Подходящие профессии

Упрямство и скрупулезность носителей числа 64 в повседневной жизни может казаться недостатком, однако в работе играет на руку. Человек добивается высоких результатов в выбранной профессии. Они склонны к точным наукам, обладают организаторскими способностями. Хорошо усваивают и передают знания другим людям. Легко находят общий язык с окружающими.

Могут стать достойными социальными работниками. Возможна реализация потенциала в медицине или педагогике. В виде игры отлично находят подход к детям. У них развито воображение, могут связать свою жизнь с искусством.

  1. Если 64 случайно встречается на жизненном пути - это знак того, что человек слишком погряз во внутренних переживаниях. Нужно быть более бдительным и следить за реальным миром.
  2. В Древней Греции философы считали 64 символом материального достатка.
  3. В Древнем Риме эту цифру связывали с успехом в любовной области.
  4. Счастливым талисманом числа 64 является белый и темно-серый цвета. Можно дополнить свой гардероб украшениями таких цветов или элементами одежды и привлечь удачу.
  5. В Древнем Китае 64 считали священным числом, т.к. существует 64 гексаграммы, которые нужно разгадать.
  6. Древний философ упоминал о сакральном значении цифры 64, связывая ее с шахматной доской, на которой такое же количество клеток. Утверждал, что в философском значении игра в шахматы - это битва света и тьмы.

64 китайские гексаграммы из Книги перемен

В нашей жизни люди сталкиваются с огромным количеством цифр. Одни оказывают небольшое влияние на жизнь человека, другие весомое. Особое воздействие идет от даты и времени рождения. Если в вашей жизни присутствует цифра 64, используйте по максимуму положительные качества. Так можно привлечь счастье и удачу.

(1). В конец, псалом Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людей преселения, егда хотяху исходити.

(2). Тебе подобает песнь Боже в Сионе. Не будем уже воссылать песнопений богам, каких признавали мы прежде, уведав, что неприлично песнословить дерева, камни и демонов, но Тебе единому всего приличнее воздавать сей долг. И Тебе воздастся молитва во Иерусалиме, или в Иерусалиме земном, который есть Церковь, или в Иерусалиме небесном, в котором, достигнув оного, будет возносить хвалы.

(3). Услыши молитву мою, к Тебе всяка плоть приидет. Этим благовествует о призвании всех язычников, по сказанному у Иоиля: излию от духа Моего на всяку плоть (Иоил. 2, 28).

(4). Словеса беззаконник премогоша нас. Словесами беззаконников называет мудрость мудрецов века сего, от которой изнемогли они, утратив истинное ведение. И нечестия наша Ты очистиши. Молятся об избавлении от того нечестия, какому предавались во время своего заблуждения.

(5). Блажен, егоже избрал ecu и приял. Усовершившихся в добродетели и достигших почести вышнего звания называют блаженными. Исполнимся во благих дому Твоего. Благими дому называет различные дарования духа. Ибо сказано: овому Духом дается слово премудрости, иному же слово разума (1 Кор. 12, 8) и другие дарования. Свят храм Твой, - или небесный, или земной, по сказанному: храм Божий свят есть, иже есте вы (1 Кор. 3, 17), исполненные освящения. И он словесами Твоими научает приходящих правде Твоей.

(6). Услыши ны Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли. Итак, услышь нас и даруй нам просимое. На Тебя, говорит, уповают пределы вселенной и живущие далеко от моря, чем означает опять пределы вселенной.

(7). Уготовляяй горы крепостию Своею. Горами называет здесь сопротивные силы. Уготовляешь же их к наказанию, ибо уготовал им бездну. И сотворишь cиe, потому что Ты - силен.

(8). Смущаяй глубину морскую. Морем называет здесь множество нечистых духов, и оно приводится в смущение пришествием Христовым. Потому и говорили устрашенные духи: пришел ecu прежде времене мучити нас (Мф. 8, 29).

Смятутся языцы, (9) и убоятся живущии в концах от знамений Твоих. Когда смятутся языцы, т.е. полчища демонов, тогда и живущие на пределах вселенной люди убоятся Тебя, увидев великие знамения, разумеет же знамения, бывшие во время пришествия Христова. Исходы утра и вечера украсиши. Когда населяющие вселенную люди, увидев великие знамения, убоятся добрым страхом, тогда, во время утренних и вечерних исходов, т.е. во всякое время, будет радование у них восхищаемых тем, что совершено Твоим пришествием.

(10). Посетил ecu землю, и упоил ecu ю. Показывает, о чем радование всех народов. О чем же ином, кроме того, что удостоил землю посещения Своего и упоил ее дарованиями Своими? Река Божия наполнися вод. Рекою называет здесь евангельское слово, и говорит, что оно наполнися вод. Что же это за воды? Не Божественные ли обетования, какие возвестил достойным небесного царствия? Таковы oбетoвaния: блажени нищии духомь (Mф. 5, 3), и последующие за сим ублажения. Уготовал ecu пищу им. Разумеет пищу духовную. Говорит же, что она уготована, потому что прежде сложения мира определена тайна о Христе, Который есть хлеб сшедый с небесе и даяй живот миру (Ин. 6, 33, 51).

(11). Бразды ея упой, умножи жита ея. Браздами называет сердечные глубины, а житами - благочестивые помыслы. В каплях ея возвеселится прозябающи. И малые, подаваемые ей, Божественные дарования возвеселят ее и приуготовят к прозябению, очевидно, мысленного плода Каковы же ее капли, уразумеешь из сказанного о Христе: Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю (Пс. 71, 6).

(12). Благословиши венец лета благости Твоея. Летом называет время будущего века, именует же его венцем благости, потому что в нем святые увенчаются великою благостью. И поля Твоя исполнятся тука. Полями называет опять души уверовавших в Него.

(13). Разботеют красная пустыни. Горами называет святых Апостолов и Евангелистов, которые были упитаны духовными дарованиями. Пустынею же именует Церковь из язычников, лишенную древле ведения о Боге. И радостию холми препояшутся. Холмами называет предстоятелей Церквей.

(14). Одеяшася овни овчии. Овнами овчими называет правителей народных. Во что же они оденутся, как не в одежду нетления и в ризу веселия? Овнами овчими именует также и святых Апостолов, потому что они преклонили главу и возмогли избодать врагов, как сказал Господь: се Аз посылаю вас яко овцы посреде волков (Мф. 10, 16). И удолия умножат пшеницу. Души язычников, говорит, прежде ни к чему не способные и бесплодные, будут исполнены плодов духовных. Воззовут, ибо воспоют. Удолия, после того как изменятся на лучшее и умножат духовные плоды, непрестанно будут возносить Тебе песнопения.

С философской т.з. толкование права (ТП) представляет собой интеллектуальное освоение правовой действительности творческим субъектом.

С юридической т.з. ТП представляет собой уяснение иразъяснение смысла и содержания предписаний.

ВОПРОС: Любая ли НП нуждается в толковании?

ОТВЕТ: Да, любая.

Виды ТП:

1. по субъектам :

* ОФИЦИАЛЬНОЕ – даваемое органами государственной власти.

- аутентическое – дает тот орган, который и принял толкуемую НП (например, ГД, Президент, министерства, органы местного самоуправления).

- доктринальное – на основе теории.

~ официальное (прокурор)

~ неофициальное (ученые)

*НЕОФИЦИАЛЬНОЕ – все остальные, в том числе ученые.

2. по объему :

* БУКВАЛЬНОЕ – смысл и текстовое выражение НП равнозначны (например, ст.37 Закона о пенсиях: пенсии в РФ не подлежат обложению налогами);

* РАСШИРИТЕЛЬНОЕ – смысл нормы шире, чем ее текстовое выражение (например, потребитель – гражданин , приобретший товары и услуги …);

* ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ – смысл нормы уже ее текстового выражения (например, участники ВОВ).

Способы ТП – приемы уяснения и разъяснения их смысла.

1. грамматический – учет правил орфографии, пунктуации и изучение изначального смысла толкуемых слов и выражений.

«Золотое правило» : придавай словам и выражениям то значение, которое, во-первых, вытекает из закона, во-вторых, из толковых словарей русского языка, в-третьих, из обычно понимаемого смысла.

2. систематический – изучение НП в соответствии со всеми иными нормами, близкими по тематике.

3. историко-политический – соотнесение толкуемой нормы с 2-мя историческими моментами – с моментом принятия нормы и с моментом возникновения спора – для ответа на вопрос: не устарело ли правило.

4. теологический (целевой ) – учет целей издания правовой нормы, содержащихся, как правило, в преамбуле законов. Преимущество следует отдавать целям издания закона.

65. Пробелы в праве и способы их преодоления.

Пробелы в праве отсутствие необходимой НП в отношениях, влекущих споры, но пока неурегулированных .

Устранить пробел может только субъект правотворчества изданием новой нормы, а временно восполнить пробел вправе суд через аналогию права и аналогию закона.

* Аналогия права – обращение к принципам права.

* Аналогия закона – обращение к близким по тематике нормам, которые могли бы заместить недостающие правила.

66. Правомерное поведение: понятие, формы.

Правомерное поведение деяние (действие либо бездействие), соответствующее праву и не противоречащее ему .

Формы :

1. социально-активное поведение – добровольное и досрочное выполнение лицом своего долга и обязанностей.

2. привычное (традиционалистское ) поведение – некритическое следование традициям, обычаям, укоренным в данной местности или у данной нации.

3. конформистское поведение – следование воли большинства, поведение «за компанию».

Конформизм следует отличать от конформности – соответствия поступков личности признанным или требуемым стандартам ценностей, разделяемых группой, в которую входит данная личность.

4. маргинальное поведение – следование закону только из-за страха перед наказанием.