Церковная реформа Петра I. Отмена патриаршества Кто вернул патриаршество после петра

Еще одним препятствием, ограничивающим власть абсолютного монарха, была церковь. Большинство духовенства враждебно относилось к реформам, и это неудивительно – церковь издревле была хранителем русских традиций, которые искоренялись петровскими реформами. Поэтому церковь была причастна к делу царевича Алексея, и отнюдь не на стороне отца.

После смерти патриарха Адриана Петр лишь назначил на его пост исполняющего обязанности – местоблюстителя, а выборы патриарха не провел. В 1721 г. был образован «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату, фактическим главой которого являлся Феофан Прокопович. Именно он сочинил «духовный регламент» – свод важнейших организационных и идеологических уставлений церковной организации в новых условиях абсолютизма. По регламенту члены Синода присягали как чиновники на верность царю и обязывались «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

Городская реформа
Несколько лучшая судьба сложилась у наиболее прогрессивной реформы городского самоуправления, объявленной с утверждением Александром II 16 июня 1870 г. Городового Положения. Городовым Положением 1870 г. избирательное право, как активное, так и пассивное, предоставлено было каждому городскому обывателю, к какому бы состоянию он ни прина...

Заключение.
Понадобилось почти столетие, чтобы борьба черных американцев за свои гражданские права увенчалась фактическим, реальным успехом. Это произошло не только под воздействием их собственной борьбы, принимавшей подчас насильственные формы, но также и вследствие эволюции всего американского общества по пути признания общечеловеческих ценностей...

Разгром казачьей контрреволюции
Ожесточенная борьба против контрреволюции развернулась на Дону, Кубани, Северном Кавказе, Южном Урале - там, где жило казачество - привилегированное при царизме военное сословие. Сюда бежали из центра страны и ставки царские генералы и офицеры, все злейшие враги Советской власти. Они создали из белогвардейских отрядов так называемую «до...


Основным политическим условием для ускорения экономического и политического развития страны являлось создание чётко отлаженного государственного механизма абсолютной монархии. В России абсолютизм насаждался сверху силой государственного аппарата, бюрократической государственной системы.

Создание новых властных структур началось с изменения теоретических основ власти и образа монарха.

Форме правления, утвердившейся в России, Пётр I дал следующее определение: «Его величество есть самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах ответа давать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли – яко христианский государь по своей воле и богонамерению управлять». По сути это означало установление в стране абсолютизма

Европейская философия утверждала, что человек может всё, потому что «знание – сила». Российская традиция утверждала – царь имеет право на любые действия, ибо он представитель Бога на Земле.

Утверждение абсолютизма обусловило радикальное преобразование всей политической системы государства. Обязательным признаком абсолютизма, отличающим его от предыдущих форм правления, является наличие регулярной армии, бюрократии, организованной финансовой системы. В годы своего правления Пётр решительно перестроил всё государственное здание, и управление страной приняло новый вид.

Пётр из 36 лет царствования 28 лет воевал, это обстоятельство определило сроки, методы, формы преобразований. Сочетая европейскую мысль с российской традицией, Пётр создавал «регулярное государство», т.е. государство, где каждый подданный выполняет отведённую ему функцию на основе чётко обозначенной системы правил. Образцом общественного устройства стала армия, принципы воинского устройства были распространены на гражданскую сферу.

Из всех преобразований центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Идея Петра как реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Во-вторых, Пётр чётко мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую могло бы реализоваться законодательство.

Реформа центрального административного аппарата означала радикальный разрыв с предшествующей традицией управления. В ходе административных реформ, проводившихся примерно со второй половины петровского царствования, произошла ломка структуры традиционных государственных учреждений, прежде всего Боярской думы и приказов. .

Боярская дума была уничтожена, а вместо неё верховным органом управления стал в 1711 г. Сенат, осуществлявший надзор за работой государственного аппарата. .

В основу комплектования его состава была положена компетентность (а не родовитость), выслуга и близость к особе государя. Сенат занимал ключевое положение в петровской государственной системе. Он сосредотачивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а самое главное – коллегиями и другими центральными учреждениями. Должность сенатора легко было потерять, что стимулировало деятельность, усиливало зависимость от монарха. Одной из главных задач, поставленных перед Сенатом, стала подготовка замены приказной системы управления – коллегиальной .

Запутанная, громоздкая система приказов не соответствовала потребностям страны. Система приказов 1718-1721 гг. была заменена системой коллегий, созданных по шведскому образцу. В состав каждой коллегии входило несколько человек, что должно было уменьшить взяточничество, способствовать более взвешенному решению дел .

Каждая коллегия имела общегосударственную компетенцию, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Причём государство выделяло приоритетные органы управления. Это коллегии военного и внешнеполитического ведомства. Они занимали привилегированное положение в системе государственных учреждений, благодаря тому огромному значению, которое придавал Пётр армии, флоту, дипломатии, а также благодаря той роли, которую играли в управлении их президенты – А. Д. Меньшиков, Ф. А. Апраксин и Г. И. Головкин. Выделяется также по своему значению группа финансовых коллегий. В старом приказном аппарате три финансовые функции – приход, расход и контроль осуществлял практически каждый приказ. При Петре I финансовая разобщённость правительственных учреждений оказалась преодолена. Юстиц-коллегия также заменила сразу несколько судебных приказов и отобрала функции суда у многих приказов несудебного профиля. Произошла резкая унификация, централизация юстиции.

В 1720 г. Появился Главный магистрат, основной обязанностью которого было управление городами, включая как судебную, так и административную власть. Дисциплина труда в государственном аппарате поддерживалась весьма жёстко. За одну неявку на службу чиновник подвергался удержанию жалованья за месяц, а за каждый час преждевременного ухода из коллегии – вычетом жалованья за неделю. В результате реформы центрального управления более чем вдвое выросло число канцелярских служащих в России, а общее количество чиновников составляло около 3 тысяч человек. Чтобы созданная система чинов воспроизводилась и в ней существовала определённая система, Петром I и его сподвижниками была подготовлена в 1722-1724 гг. знаменитая Табель о рангах – один из важнейших документов русской истории.

Согласно ей военные, гражданские и придворные звенья были разбиты на 14 рангов, по которым проходила служба любого дворянина или чиновника. Табель о рангах отвечала интересам дворянства, но в то же время открывала перспективу приобщения к власти представителям других сословий. Произошло слияние дворянства и чиновничества в высшую касту, и началась всеобщая бюрократизация России. Неся в себе все пороки формализации жизни страны, бюрократия всё же обеспечивала функционирование государственных органов, общество контролировалось императором, что давало ему возможность быстро решать поставленные задачи с помощью, прежде всего, принудительных мер, контролировать усилия государства в направлениях, определяемых лично императором.

В 1720 г. был принят Генеральный регламент, определивший принципы организации государственного аппарата. Генеральный регламент установил строгую подчинённость нижестоящих учреждений вышестоящим, определил штаты, обязанности служащих. Все инстанции общались между собой письменно, документ был поставлен над человеком.

В истории государственной реформы особое место занимал указ от 12 января 1722 г., создававший один из важнейших контрольных органов империи – прокуратуру. Помимо должности генерал-прокурора, была образована специальная Прокурорская контора при Сенате, введена должность помощника генерал-прокурора – обер-прокурора, а самое главное – вводилась должность прокурора во всех центральных учреждениях. Коллежские и судебные прокуроры были независимы от своих учреждений, подчиняясь непосредственно генерал-прокурору. Чтобы обезопасить управленческую систему от должностных злоупотреблений, Пётр I счёл необходимым продублировать институт явного государственного надзора институтом тайного надзора, учредив должность фискала – чиновника, в обязанности которого входило тайное наблюдение за деятельностью администрации. Создание нового полноценного государственного аппарата, построенного на принципах централизации, субординации, регламентировании, - было бы невозможно, если бы реформа не коснулась низшего звена управления – местного аппарата. Областная реформа проводилась параллельно с реформой центральных и высших ведомств и основывалась на тех же принципах.

Страна была разделена на губернии, провинции и уезды. В городах были созданы магистраты, выбирались бурмистры.

Общее же руководство провинциями осуществляли воеводы, подчинявшиеся непосредственно Сенату.

К числу важнейших по своим последствиям петровских преобразований относится реформа церковного управления.

Объявив себя фактически главой церкви, Пётр уничтожил её автономию.

В 1721 г. была упразднена должность патриарха (т.е. фактически было ликвидировано патриаршество, хотя официально такого решения не принималось).

Ни в чём не меняя догматов церкви, Пётр изменил взаимоотношения церкви и государства: в 1721 г. учредил по образцу других коллегий особую «духовную коллегию» - Синод. Всех членов коллегии назначал сам царь из числа близких ему церковных иерархов…

Пётр ущемил и экономические права церкви, ограничив её право распоряжаться огромными земельными богатствами, значительная часть доходов поступала теперь в государственную казну.

С созданием Синода церковь стала составной частью государственной машины самодержавия, это был первый шаг на пути полного подчинения церкви государству.



Превысочайший престол патриарший». Духовенство и бояре похвалили мысль царскую, но прибавили, что нужно снестись с восточными патриархами, чтобы никто не мог сказать, что патриарший престол в Москве устроен одной только царской властью.

Патриарх Иоаким, которому передали решение думы, взялся доложить об этом собору греческой церкви. Год прошел без ответа. Летом года прибыл сначала в Смоленск , затем в Москву константинопольский патриарх Иеремия , и царь решительно поставил вопрос о патриаршестве в России , предложив самому Иеремии сделаться патриархом русским.

На самом деле, однако, иметь патриархом грека не хотели, да в Москве был уже намечен свой кандидат – митрополит Иов , клеврет Бориса Годунова . Патриаршество в России было предложено Иеремии под тем условием, чтобы он жил не в Москве, а во Владимире как городе старейшем. Иеремия отказался жить не при государе. Тогда 26 января года тем же Иеремией в патриархи русские торжественно был поставлен Иов. Через два года получена была грамота от восточного духовенства, утверждавшая патриаршество в России, в Москве и подписанная 3 патриархами , 42 митрополитами , 19 архиепископами и 20 епископами . Московский патриарх должен был занимать место после иерусалимского ; поставлялся он собором епископов русской церкви.

Поставление происходило обыкновенно таким образом. После смерти патриарха от имени царя или блюстителя патриаршего престола – а им обыкновенно бывал митрополит Крутицкий – рассылались грамоты ко всем митрополитам, архиепископам, епископам, архимандритам, игуменам степенных, т.е. более важных монастырей, с извещением о смерти патриарха и с приглашением «снитися в царственный град Москву, благочестивого ради собора и для избрания великого святителя на превысочайший патриаршеский престол, иже в велицей России» .

К назначенному сроку приглашенные съезжались в Москву с протопопами , священниками , дьяконами . Если кому-нибудь из архиереев нельзя было прибыть к сроку для избрания патриарха, он должен был прислать грамоту, что он наперед согласен со всеми постановлениями собора.

Когда все духовные были в сборе, царь повелевал им «видети свои государские очи в золотой подписной палате»; старший из митрополитов «творил достойно по святительскому чину»; царь говорил речь, указывая на повод к созванию духовенства, и открывал собор. Форма избрания патриарха была открытая или посредством жребия. Последняя окончательно установилась после смерти патриарха Филарета (+ ) и состояла в следующем. На 6 бумажках равной величины писались имена шести кандидатов, из архиепископов, епископов и настоятелей степенных монастырей. Бумажки эти обливались со всех сторон воском, припечатывались царской печатью, и в таком виде парь посылал их собору, который в это время заседал в московском Успенском соборе .

Если русский патриарх достиг высокого государственного значения, то этим он был обязан тем условиям, при которых пришлось действовать патриархам. Патриарх Иов деятельно работал в пользу избрания Годунова в русские цари: затем, когда явился первый Лжедмитрий и стал серьезно угрожать Годунову, Иов твердо выступил против него, защищая сначала Бориса Годунова, затем его сына Федора .

Он посылал послов к князю Острожскому и польскому духовенству, убеждая их не верить Лжедмитрию, предал его анафеме и в своих посланиях доказывал, что Лжедмитрий не кто иной, как беглый чудовский монах Гришка Отрепьев .

Когда самозванец овладел Москвой, Иов был свергнут с патриаршего престола и в простой монашеской рясе был отвезен в Старицкий Успенский монастырь . На место Нова патриархом избран рязанский архиерей Игнатий , родом грек, в молодости воспитывавшийся в Риме и до приезда в Россию занимавший Кипрскую епископскую кафедру. Он первый из архиереев признал Лжедмитрия царем и за это был возведен в патриархи 24 июня года.

Предположение некоторых духовных историков, что Игнатий был возведен Лжедмитрием в патриархи потому, что по своим убеждениям и характеру мог быть удобен для Рима, не имеет достаточных оснований: новый патриарх разослал грамоты, в которых предписывал молиться, между прочим, о том, чтобы Господь Бог возвысил царскую десницу над латинством и басурманством. После свержения Лжедмитрия Игнатий переехал в Литву , где принял унию .

После Игнатия патриархом, естественно, был избран человек, наиболее проявивший оппозицию против Лжедмитрия. То был казанский митрополит Ермоген , человек от природы грубый, даже жестокий, но строгий к себе, прямолинейный и стойкий. Он был не в ладах с вновь избранным царем Василием Шуйским , но стоял за него как за царя венчанного .

Когда появился второй Лжедмитрий и народ стал волноваться, Ермоген перенес царевича Дмитрия из Углича в Москву и устроил торжественную покаянную процессию в Москве, в присутствии вызванного из Старицы ослепшего патриарха Иова : народ каялся в изменах, клятвопреступлениях, убийствах, и патриархи разрешали его.

В начале года недовольные Шуйским вытащили патриарха Ермогена на лобное место и, тряся его за ворот, потребовали согласия на перемену царя. Патриарх остался тверд, не побоялся толпы и отстоял Шуйского. Когда Шуйский год спустя был свергнут и бояре выдвинули кандидатуру польского королевича Владислава , Ермоген согласился на желание большинства, но с тем, чтобы Владислав перешел в православную веру.

В Польшу были отправлены послами князь Голицын и ростовский митрополит Филарет . Через несколько времени к ним пришла грамота от бояр, в которой предписывалось во всем положиться на волю королевскую. Но послы заявили, что грамота от одних бояр для них не действительна: их посылали патриарх, бояре и все люди вместе, а не одни бояре. Когда паны возразили на это, что патриарх – лицо духовное и в светские дела вступаться не должен, то получили в ответ: «изначала у нас так повелось: если великие государственные или земские дела начнутся, то великие государи призывали к себе на собор патриархов, архиепископов и епископов и без их совета ничего не приговаривали, и место сделано патриархам с государями рядом: теперь же мы стали безгосударны, и патриарх у нас человек начальный».

Переговоры с Владиславом кончились неудачей; в апреле года русские послы были отведены пленниками в Мариенбург . Ермоген разрешил русских от присяги Владиславу и стал призывать народ на защиту государства и православия. Кроме патриарха, города не хотели знать другого начальства; к нему они посылали отписки о сборе ратных людей. Польская партия бояр, во главе которой стоял Салтыков , враждебно относилась к Ермогену и потребовала, чтобы он воротил земские ополчения, шедшие к Москве, но патриарх благословил ополчения и проклял изменников отечества. Его посадили под стражу и преградили всякие сношения его с народом. В тюрьме он и умер (), заморенный, как говорили, голодом.

До года Русская Церковь оставалась без патриарха. Сначала ею управлял казанский митрополит Ефрем (Хвостов) , а после его смерти () – митрополит Крутицкий Иона (Архангельский) , человек необразованный, упрямый и мстительный.

В году митрополит Филарет возвратился из Польши в Москву. Воспользовавшись пребыванием в Москве иерусалимского патриарха Феофана III , Михаил Федорович возвел своего отца в патриархи. Как отец царя Филарет получил титул «великого государя» и занял в государстве место, равное царю: наступило время полного двоевластия.

В сфере церковного управления и суда патриарх оставался независимым и никем не стеснялся. В году Филарет получил от царя новую грамоту, по которой все духовные лица его епархии, монастыри и церкви, с их служителями и крестьянами, во всех делах, кроме уголовных, были подчинены суду одного патриарха; если же они имели дело с каким-нибудь светским лицом, то должны были жаловаться в приказы, которые ведали ответчиками.

Двор патриарха был устроен по образцу царского. У патриарха были свои свечники, чашники, скатерники, повара, хлебники, пивовары, истопники, конюхи, иконописцы, мастера серебряных и золотых дел и т.п.; были у него и свои бояре, окольничьи, стольники, стряпчие, дворяне, дети боярские, которым поручались патриархом разные дела по управлению.

При Филарете в области патриаршего управления начинают выделяться разряды и приказы: в судном приказе или патриаршем разряде были сосредоточены все судебные дела; в приказе казенном – дела о ставленниках, а также сборах с вотчин и духовенства; приказ церковных дел ведал делами, касающимися церковного благочиния; дворцовый приказ заведовал хозяйством патриарха. Ведомство этих приказов не было, впрочем, строго разграничено и может быть определено только приблизительно. Патриарх по-прежнему, вместе с высшим духовенством, призывался на земский собор и в царскую думу.

По смерти Филарета преемник его, Иоасаф I (1634 - 1640), не мог занять такого положения, какое принадлежало отцу царя: он не носил титула великого государя, как и его преемник Иосиф (1640 - 1652). При последнем было издано «Уложение » царя Алексея Михайловича , значительно подрывавшее значение в государстве церковной иерархии вообще и патриарха в частности. Патриарх сидел во время составления «Уложения» в царской думе и на земском соборе и не протестовал. Учреждением монастырского приказа были уничтожены судебные привилегии духовенства, а следовательно, умалена власть патриарха.

Главным противником приказа явился патриарх Никон , при котором патриаршая власть достигла небывалого до тех пор развития. Как и Филарета, Никона титуловали «великим государем»; власть патриаршая как бы приравнивалась к власти царской. Монастырский приказ хотя не был уничтожен, но почти бездействовал. Не имело силы и постановление «Уложения », запрещавшее увеличение монастырских вотчин: патриаршие вотчины увеличились за это время с 10 тыс. дворов до 25 тыс.

Никон окружил себя царской пышностью и сделался, как царь, недоступен. Архиереи рабски подчинялись всесильному патриарху, беспрекословно сносили все его грубости и исполняли его распоряжения. Патриарх своей властью отбирал у епархий и церквей вотчины и отдавал их на свои монастыри или присоединял к патриаршим владениям.

Самовластно поступал Никон и с боярами. Идеалом его было двоевластие, в виде светской власти царя и духовной – патриарха. С этой целью он как бы в противовес «Уложению» пересмотрел и дополнил Кормчую , которую издал с приложением подложной грамоты Константина к папе Сильвестру , содержавшей в себе апологию церковной власти и церковных имуществ. Никон хотел убедить царя Алексея Михайловича отменить вовсе «Уложение» и заменить его Кормчей; но это не удалось. Царь разослал только воеводам для руководства в суде выписки из Номоканона , как бы в дополнение «Уложения».

Затем стряслась катастрофа над Никоном. Во время удаления патриарха, до суда над ним, русской церковью правил Питирим , митрополит Крутицкий. Приговор над Никоном был вместе с тем приговором и над патриаршеством в России и его идеалами. Патриаршая власть вводилась в известные рамки; давалось понять, что русский патриарх не всемогущ, что власть его – не самодержавная царская власть.

Московский Собор 1667 года признал, что патриарх не должен носить титула великого государя и вступаться в мирские дела; с другой стороны, однако, признана была независимость духовенства и церковных людей в гражданских делах от мирского суда. Патриархом на соборе 1667 года был избран тихий, незначительный Иоасаф II ( -). С этих пор патриаршество в России начинает терять свое государственное значение.

После Иоасафа II патриарший престол занимали Питирим (в Статьи о святительских судах », в которых были собраны выписки из Номоканона , царские уставы и ханские ярлыки; правительству рекомендовалось помнить все это и не отступать от старины.

Сближение России с Западной Европой вызвало оппозицию со стороны как Иоакима , так и Адриана , они видели подрыв религии в заимствовании новых форм жизни, в перемене даже внешности русского человека. Умирая, патриарх Иоаким в своем завещании умолял правительство не допускать православных к дружбе с иноземцами и еретиками, запретить последним строить кирхи, разорить уже раньше построенные, не давать иностранцам начальства в полках, не вводить новых обычаев. Адриан намеревался идти по следам Иоакима, но Петр I резко оборвал патриарха, и он должен был замолчать; Адриан даже жил не в Москве, а в своем Перервинском монастыре.

Не проявляя прямой оппозиции, он молчаливо был главою недовольных, а в лице его и само патриаршество как учреждение было символом недовольства новыми порядками. Поэтому, когда в октябре года умер патриарх Адриан, преемника ему не было назначено. Во главе управления церковью был поставлен рязанский митрополит Стефан (Яворский) , с титулом «местоблюстителя патриаршего престола». Уже одно то, что местоблюстителем был назначен митрополит рязанский, а не Крутицкий, как до тех пор бывало, являлось нововведением. По отношению к церковным делам местоблюститель сохранял права патриарха; для совещаний по важным делам он имел при себе очередных епископов из епархий.

Так было до года, когда Петр стал заменять приказы коллегиями, с целью объединения однородных предметов государственного управления. На церковь Петр смотрел не с духовной точки зрения, как на общество верующих, а с государственной, как на учреждение правительственное. Эта точка зрения побудила его идею преобразованных им светских учреждений перенести и в область церкви и единоличную власть патриарха заменить коллегией, постоянным собором духовного правительства.

Духовная коллегия (синод) явилась высшим церковным и правительственным учреждением в России. В составленном для нее «Духовном регламенте» были изложены причины, побудившие царя заменить единоличное управление церкви коллегиальным:

  1. в собрании, где много членов, легче может быть отыскана истина;
  2. решение собора получает в глазах общества больше силы и значения, чем решение одного лица;
  3. при коллегиальном управлении не могут быть остановки в делах вследствие болезни или смерти правительственного лица;
  4. при коллегиальном управлении не может быть стремления у духовного правительства сравняться с особою монарха, как это могло быть при патриархах;
  5. соборное учреждение может быть хорошей школой для архиереев.

На преобразование высшего управления церковью было вытребовано согласие русских архиереев, а также настоятелей степенных монастырей, Сената и восточных патриархов.

(с 2009)

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Поставлен Лжедмитрием после ссылки святителя Иова, впоследствии впал в униатство , ныне не считается Церковью законным.

О предыстории и обстоятельствах восстановления патриаршества в России, а также о выборах всех патриархов с 1917 до 1990 гг рассказывает кандидат исторических наук, сотрудник Института Европы РАН иерей Василий Секачев:

Колоссальная канцелярия
В 1721 году Петр I окончательно упразднил в России патриаршество, поставив во главе Церкви Святейший Синод во главе с обер-прокурором - чиновником, всецело подотчетным царю.

Хотя Православная Церковь и признавалась «первенствующей и господствующей» в Империи, а обер-прокуроры были призваны проводить в жизнь царскую политику заботы и попечения о Церкви, Русская Церковь немало претерпела от обер-прокурорского произвола. Обер-прокуроры обычно не имели никакой связи с церковной средой, среди них были такие вольнодумцы, как бригадир И. И. Мелиссино (1763-1768), предлагавший реформировать Православие по протестантскому образцу (хотя он же и запретил телесные наказания священников), такие откровенные атеисты, как бригадир же П. П. Чебышев (1768-1774), нецерковные мистики, как князь А. Н. Голицын (1803-1817), просто недалекие люди, как граф Д. А. Толстой (1865-1880), считавший, что слова «Несть пророка в своем отечестве» - это народная мудрость. Чуть ли не единственным исключением из этого печального правила являлся К. П. Победоносцев (1880-1905), который, будучи внуком священника, был и искренне верующим человеком.

Вместе с тем на протяжении XVIII-XIX вв. в русском обществе периодически раздавались протесты против созданного Петром церковного строя. В середине XIX в. критика синодальной системы исходила из среды славянофилов А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина и И. С. Аксакова. Последний с особым чувством восклицал: «…Убыла душа, подменен идеал, то есть на месте идеала Церкви очутился идеал государственный, и правда внутренняя замещена правдой формальной, внешней», «Церковь со стороны своего управления представляется теперь у нас какой-то колоссальной канцелярией, прилагающей с неизбежной, увы, канцелярской ложью порядки немецкого канцеляризма к спасению стада Христова».

В немалой степени именно связанная с упразднением Патриаршества бюрократизация церковного управления, превращение Церкви в «духовное ведомство» и оттолкнули в XIX в. от Церкви большинство интеллигенции, а затем на рубеже XIX - XX вв. и массу простого народа.

В то же время в 1880-е гг. в стенах Петербургской Духовной Академии под крылом тогда еще архимандрита Антония (Вадковского), будущего митрополита Санкт-Петербургского, в русле возрождения аскетических монашеских идеалов начинают говорить и о восстановлении патриаршества – прежде всего, будущий епископ Михаил (Грибановский) и будущий митрополит Антоний (Храповицкий). В 1903 году выходит отдельным изданием статья известного публициста, раскаявшегося народовольца Льва Тихомирова «Запросы жизни и наше церковное управление», где говорится о необходимости восстановления патриаршества и возобновления Соборов, также отмененных Петром. Статья привлекла сочувственное внимание Государя Николая II, пожелавшего собрать Всероссийский Поместный собор, для подготовки которого в 1906 году начало действовать Предсоборное Присутствие. В 1912 году при Синоде было учреждено Предсоборное Совещание, также занимавшееся подготовкой Собора.

Русская стена плача
Однако Собор открылся уже в революционное время – 15 (28) августа 1917 года. В его работе приняло участие 564 человека. Епископат был представлен в полном составе, от каждой епархии присутствовало три мирянина и два клирика. К числу клириков относились представители духовных учебных заведений и монастырей, а также военного духовенства. Были также армейские представители-миряне. Всего 314 мирян против 250 лиц духовного звания.

Говоря кратко о ходе церковной реформы Петра I, важно отметить ее продуманность. По окончанию реформы, Россия, в результате, получила только одного человека, обладающего абсолютной полноправной властью.

Церковная реформа Петра I

С 1701 по 1722 годы Петр Великий пытался снизить авторитет Церкви и установить контроль над ее административно-финансовой деятельностью. Предпосылками к этому стал протест Церкви против происходящих в стране изменений, называя царя антихристом. Имея огромный авторитет, сравнимый с авторитетом и полнотой власти самого Петра, Патриарх Московский и Всея Руси был главным политическим конкурентом российского царя-реформатора.

Рис. 1. Молодой Петр.

Кроме всего прочего, у Церкви были накоплены огромные богатства, которые были необходимы Петру для ведения войны со шведами. Все это связывало руки Петру для использования всех ресурсов страны ради желанной победы.

Перед царем стояли задачи ликвидировать экономическую и административную автономии Церкви и снизить численность духовенства.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Год

Цели

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петр лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Монашеские запреты

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название - Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в диктаторско-деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Постепенно все учреждения начали сосредотачиваться вокруг Санкт-Петербурга, в том числе и церковные. За деятельностью Синода велось наблюдение фискальными службами.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Итоги реформы

  • Ликвидирована должность Патриарха;
  • Увеличены налоги;
  • Ведутся рекрутские наборы из церковных крестьян;
  • Снижено число монахов и монастырей;
  • Церковь зависима от императора.

Что мы узнали?

Петр Великий сосредоточил в своих руках все ветви власти и имел безграничную свободу действий, установив в России абсолютизм.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 442.