Подавление артикуляции. Сокращение артикуляции при чтении

Исследования проф. А. Н. Соколова убедительно показали, что повышение скорости чтения, которое достигается за счет подавления артикуляции, не только не снижает качество восприятия информации, но и способствует лучшему усвоению смысла благодаря преобладанию нагляднообразных представлений, т. е. работы мозга в новом обобщающем коде.

Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления артикуляции, их можно свести к трем группам.

1. Механическая, принудительная задержка артикуляции (например, в том, что язык зажимают между зубами, или удерживают в зубах какой-либо предмет, к примеру жевательную резинку, и т. п.). Недостаток этого метода для наших целей в том, что он в принципе позволяет затормаживать только периферическую часть речедвигательного анализатора, а центральная (мозговая) часть остается свободной. Поэтому полностью подавить артикуляцию при чтении по такому методу невозможно.

2. Метод речедвигательных и речеслуховых помех, заключается в принудительном произнесении постороннего текста вслух при одновременном чтении про себя. Действие этих помех в том случае уже распространяется не только на периферическую, но и на мозговую часть речедвигательного аппарата, что является несомненным преимуществом этого метода по сравнению с предыдущим. Однако использовать и его для полного подавления артикуляции нецелесообразно, так как фактически один вид артикуляции заменяется другим, и на это тратится много энергии. В самом деле, проговаривание постороннего материала при чтении основного текста про себя, хотя и исключает возможность проговаривания читаемого текста, вместе с тем полностью занимает речедвигательный анализатор посторонними действиями, тогда как его участие в основном процессе чтения могло бы в значительной степени способствовать повышению качества восприятия необходимой информации.

3. Метод центральных речевых помех, или метод аритмического постукивания. Этот метод разработан проф. Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. Суть метода в следующем. Читая про себя, испытуемый постукивает кистью руки специализированный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Один из задаваемых здесь ритмов включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя - во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта.

Этот постоянно слышимый аритмический рисунок акустического воздействия должен разрушать привычный ритм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т. е. стать помехой для любой артикуляции - и внешней и внутренней. Помеха здесь возникает в результате того, что слова в русском языке, составляющие речевой поток, обладают переменным, разноместным ударением. Такое аритмическое постукивание становится непреодолимой помехой внешней артикуляции. Главная особенность этого метода в том, что на деятельность речевых органов (губы, язык, глотка, гортань) непосредственно никакого воздействия не оказывается. Глотка, язык, гортань, губы - все механизмы речи остаются свободными, и при выстукивании рукой специального ритма вокруг соответствующих пунктов мозгового возбуждения в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов, т. е. подавляет периферическую артикуляцию из центра. Чтобы разобраться в том, как это происходит, посмотрим, какие зоны мозга управляют процессами речи и ее пониманием.

Современная нейропсихология различает речь сенсорную - понимание того, что говорит партнер, и речь моторную, - произнесение звуков речи самим человеком. Конечно, обе эти формы речи очень тесно связаны между собой, но все же они различаются по механизмам реализации их основных функций. Важно для нас также и то, что сенсорная и моторная речь управляются разными отделами мозга.

Еще в 1861 г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин (рис. 11) человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, у левшей в большинстве случаев - в правом.

В 1874 г. другой учёный Э. Вернике установил, что есть зона и сенсорной речи. Поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать. Здесь утрачиваются логические связи слов с предметами и действиями, которые эти слова обозначают. При этом больной может механически повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону мозга назвали зоной Вернике.

В зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные в течение жизни человека звуковые образы слов. Конечно, они находятся там не буквально в виде цепочки закодированных слов (такое хранение неэкономично), а в виде так называемых нейронных следов звуковых образов. Всю жизнь человек пользуется этой картотекой. На рис. 11 показаны пути при произнесении слов нервных импульсов от речевых мышц и импульсов, идущих от уха. Этот рисунок показывает нам большое значение для нормальной работы мозга мышечных ощущений, возникающих при артикуляции. Как мы уже знаем, для быстрого чтения подавление артикуляции - обязательное условие. Очевидно, для его выполнения необходимо найти средство целенаправленного воздействия на зону Брока в процессе чтения с тем, чтобы преградить путь управляющим импульсам, поступающим из этой зоны для поддержания нормальной артикуляции. Как же добиться этого? Можно использовать аритмическое постукивание кистью руки. Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речью. Первоначальной формой общении первобытных людей были жесты, язык жестов - праксис - постепенно стал сочетаться с гортанными возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляцией. Речевое сопровождение праксиса длилось долго.


РИС. 11

Движения пальцев рук совершенствовались - из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. Одновременно с этим увеличивалась площадь двигательной проекции кисти руки (праксиса) в мозге человека. Развитие функций руки и речи шло параллельно и ими до сих пор управляет один нерв, так называемый нервус вагус (блуждающий нерв). Здесь уместно вспомнить известную мысль И. М. Сеченова о том, что “рука учит глаз”. Суть этой мысли в том, что рука как бы передает органу зрения гностический опыт осязания конкретных объектов внешнего мира. И. М. Сеченов блестяще показал, что естественной основой ритмики порядкового счета являются сигналы ритмических мышечных сокращений (получаемые, например, при ходьбе).

Выступая в роли своеобразного внутреннего метронома, такие сокращения не только подготавливают идею счета, но и входят в состав этого действия, как ритмоводитель.

О функциональной связи руки и глаза красноречиво говорит навык машинисток и линотипистов (наборщиков), которые умеют работать “слепым” методом. У них операции набора и перепечатки текста на больших скоростях не сопровождаются аналитическими действиями, касающимися смысла. Восприятие текста происходит блоками, и запечатлевается только стереотипный образ текста - его форма.

Известно также, что ребенок, осваивающий счет предметов, включает в этот процесс движения указательного пальца. При запрещении действовать рукой он не может сосчитать предметы, хотя и воспринимает их зрительно. Очевидно, что указательный жест несет безусловно важную функцию.

Указательный жест имеет как бы две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона жеста - направление пальца на объект - фактически выделяет последнее: внутренняя сторона как бы обращена к организму и “вводит” этот объект в систему Моего Я, например счета в форме сигналов к активному мышечному сокращению в приемлемом ритме организма. Все это в равной степени относится и к описательным жестам, и к имитирующим.

Когда взрослый человек считает предметы глазами, то в роли указательных жестов руки выступают указательные движения глаз. Внешняя Сторона этих движений состоит в направлении взора на очередной объект, например строку текста, внутренняя - в производстве дискретных мышечных сигналов. Такие сигналы формируются в результате скачков, устанавливающих взор на нужную строку, и “сообщают” в мозг о каждой следующей строке. Более подробно вы узнаете об этом в следующей главе.

Исследования, проведенные в последние годы в Ленинграде проф. М. М. Кольцовой, показали, что речевые области мозга у детей в раннем возрасте частично формируются и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев. Известно, что речь - это вторая сигнальная система, и она нам от рождения не дается. Если ребенка не учить говорить, он будет немым.

Проф. М. М. Кольцова рекомендует специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей 6 - 7 месячного возраста. Благодаря этому ребенок гораздо раньше начинает произносить полные слова, обычно трудные для этого возраста. Таким образом, существует прямая и естественная связь между движением руки и произнесением слов.

Значит, здесь есть постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено акад. И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.

Теперь можно привести примеры, показывающие три различных способа реализации коммуникации: зрительный, слуховой, двигательный.

Представьте себе, что вы беседуете с приятелем, который пришел к вам по делу. Обсудив все вопросы, вы распрощались с ним. Он ушел. И вдруг вы вспомнили, что забыли сказать ему нечто важное. Нужно вернуть его. Как же можно это сделать, используя каждый из вышеназванных способов коммуникации?

Зрительный. Быстро набросав фламастером плакатик: “Вернись, пожалуйста!”, вы выходите на балкон и показываете его приятелю, который, выйдя из подъезда, обернулся на прощание помахать рукой, увидел вас, удивился странной форме обращения, но все же выполнил вашу просьбу.

Слуховой. Выйдя на балкон, вы просто крикнете: “Вернись, пожалуйста!”


РИС. 12

Двигательный. Выйдя на балкон, вы делаете выразительное движение рукой, призывающее приятеля вернуться. Язык жестов, мимика и пантомимика срабатывают, - приятель возвращается.

Итак, три разных способа передачи, а результат один - сообщение принято понято и реализовано. Разобранные примеры - прямая аналогия с чтением. Различие лишь в том, что при чтении мы только принимаем сообщения, и от нас в принципе зависит, каким способом (в каком коде) этот прием реализовывать: зрительном/слуховом или двигательном. Вместе с тем из всего этого можно сделать такой вывод: если движения рукой позволяют реализовать речевые коммуникативные действия, то, очевидно, такие движения безусловно возбуждают и определенные отделы коры головного мозга, посылая туда соответствующие импульсы. О том, что рука действительно играет большую роль в организации различных функции мозга можно судить по рис. 12. Здесь показан условный человечек, так называемый гомункулус. Размеры различных частей его тела соответствуют той части коры головного мозга, которая связана с анализом тех или иных ощущений, поступающих в мозг от различных частей тела. Обратите внимание, какая большая часть коры головного мозга вовлекается в активную деятельность каждый раз, когда кисть руки выполняет определенные действия, например выстукивает ритм. . При выстукивании рукой ритма речедвигательный канал восприятия оказывается занят этой работой и пройти по нему встречным нервным импульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательном канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отрицательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов на артикуляцию закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если ваше чтение не сопровождается звучной артикуляцией. Как только произносится вслух читаемое слово, сразу же ритм сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт.


РИС. 13

Приведенное объяснение, конечно, весьма условно, но оно отражает основную идею метода постукивания: ритмические движения рукой запирают речедвигательный канал и артикуляция практически становится невозможной. Естественно, возникает вопрос: неужели читающие быстро все время так и постукивают при чтении? Конечно, нет. Достаточно 20 часов почитать с постукиванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга, сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку поступающей по зрительному каналу в мозг информации без ее проговаривания.

Главное в освоении метода - правильно разучить и выстукивать ритм. Для разучивания ритма необходимо вначале внимательно прочитать правила выполнения этого несложного упражнения, затем простучать сам ритм и многократно повторить его. Необходимо помнить, что эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно работает с текстом - непрерывно выстукивает ритм и контролирует правильность звучания на слух. Читать текст с выстукиванием можно только после того, как выучен ритм, для проверки правильности рисунка ритма надо контролировать его по нотной записи (рис. 13) и использовать специальное географическое пособие.

Как показывает наш опыт, при настойчивом и аккуратном выполнении упражнений, приведенных в конце главы, практически все обучающиеся достигают нужного эффекта. Для успешного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в течение 20 часов. Однако в зависимости от типа нервной системы и других индивидуальных психофизиологических особенностей освоение упражнений протекает у некоторых обучающихся по-разному. Особенности выполнения этого упражнения будут рассмотрены в 9 главе (Урок пятый).

Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления артикуляции, из которых наиболее эффективным является метод центральных речевых помех, или метод аритмического постукивания. Этот метод разработан Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. Суть его в следующем. Читая про себя, испытуемый постукивает кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя — во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта. Этот постоянно слышимый аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т. е. становится помехой для любой артикуляции — и внешней, и внутренней. Помеха здесь возникает в результате того, что слова в русском языке, составляющие речевой поток, обладают переменным, разноместным ударением. А аритмическое постукивание становится непреодолимой помехой внешней артикуляции.

Главная особенность этого метода в том, что на деятельность речевых органов (губы , язык, глотка, гортань) непосредственно никакого воздействия не оказывается. Глотка, язык, гортань, губы — все механизмы речи остаются свободными. При выстукивании рукой специального ритма вокруг соответствующих пунктов мозгового возбуждения в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов, т. е. сокращает периферическую артикуляцию из центра. Чтобы разобраться в том, как это происходит, посмотрим, какие зоны мозга управляют процессами речи и ее пониманием.

Современная нейропсихология различает речь сенсорную — понимание того, что говорит партнер, и речь моторную — произнесение звуков речи. Конечно, обе эти формы речи очень тесно связаны между собой, но все же они различаются по механизмам реализации их основных функций. Важно для нас также и то, что сенсорная и моторная речь управляется разными отделами мозга.

В 1861 г. французский ученый П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин ( рис. 15) человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Здесь находится речевая моторная зона, или зона Брока . У пишущих правой рукой она находится в левом полушарии мозга, у левшей в большинстве случаев — в правом.


Рис. 15. Речевые зоны мозга

В 1874 г. другой французский ученый Э. Вернике установил зону сенсорной речи . Поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать. Здесь утрачиваются логические связи слов с предметами и действиями, которые эти слова обозначают. При этом больной может механически повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону мозга назвали зоной Вернике.

В зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные в течение жизни человека звуковые образы слов. Конечно, они находятся там не буквально в виде цепочки закодированных слов (такое хранение неэкономично), а в виде так называемых нейронных следов звуковых образов. Всю жизнь человек пользуется этой картотекой. На рис. 15 показаны пути нервных импульсов, идущих от речевых мышц, и импульсов, идущих от уха. Для нормальной работы мозга большое значение имеют точечные ощущения, возникающие при артикуляции.

Как мы знаем, для быстрого чтения сокращение артикуляции — обязательное условие . Очевидно, для его выполнения необходимо найти средство воздействия на зону Брока в процессе чтения с тем, чтобы преградить путь управляющим импульсам, поступающим из этой зоны для формирования артикуляции. Как же добиться этого? Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речью.

Исследования, проведенные в Ленинграде профессором М. М. Кольцовой, показали, что речевые области мозга у детей частично формируются и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10—12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев.

Известно, что речь — это вторая сигнальная система и она нам от рождения не дается. Если ребенка не учить говорить, он будет немым. М. М. Кольцова рекомендует специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей 6—7-месячного возраста. В результате ребенок гораздо раньше начинает произносить полные слова, обычно трудные для этого возраста. Таким образом, существует прямая и естественная связь между движением руки и произнесением слов. Значит, здесь есть постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной ) и второй (речевой ) сигнальных систем.

Теперь можно привести примеры, показывающие три различных способа реализации коммуникации: зрительный, слуховой, двигательный .

Представьте себе, что вы беседуете с приятелем, который пришел к вам по делу. Обсудив все вопросы, вы распрощались с ним. И вдруг вы вспомнили, что забыли сказать нечто важное. Нужно вернуть его. Как же можно это сделать, используя каждый из названных способов коммуникации?

Зрительный. Быстро набросав фломастером плакатик: «Вернись , пожалуйста!», вы выходите на балкон и показываете его приятелю, который, выйдя из подъезда, обернулся на прощанье помахать рукой. Увидев вас, он удивился странной форме общения, но все же выполнил вашу просьбу.

Слуховой. Выйдя на балкон, вы просто крикните. «Вернись , пожалуйста!»


Рис. 16. Гомункулус

Двигательный. Выйдя на балкон, вы делаете выразительное движение рукой, призывающее приятеля вернуться.

Итак, три разных способа коммуникации, а результат один — сообщение принято, понято и реализовано. Разобранные примеры — прямая аналогия с чтением. Различие лишь в том, что при чтении мы принимаем сообщения, и от нас в принципе зависит, каким способом (в каком коде) этот прием реализовывать: зрительном, слуховом или двигательном. Вместе с тем из всего этого можно сделать вывод: если движения рукой позволяют реализовать речевые коммуникативные действия, то, очевидно, такие Движения безусловно возбуждают и определенные отделы коры головного мозга, посылая туда соответствующие импульсы. О том, что рука действительно играет большую Роль в организации различных функций мозга, можно судить по рис. 16 . Здесь показан условный человечек, так называемый гомункулус. Размеры различных частей его тела соответствуют той части коры головного мозга, которая связана с анализом тех или иных ощущений, поступающих в мозг от различных частей тела.

Обратите внимание, какая большая часть коры головного мозга вовлекается в активную деятельность каждый раз, когда кисть руки выполняет определенные действия, например выстукивает ритм. При этом речедвигательный канал восприятия оказывается занят и пройти по нему встречным нервным импульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательном канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отрицательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если чтение не сопровождается артикуляцией. Как только произносится вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт.

Приведенное объяснение, конечно, весьма условно, но оно отражает основную идею метода постукивания: ритмические движения рукой запирают речедвигательный канал и артикуляция практически становится невозможной. Естественно, возникает вопрос: неужели читающие быстро все время так и постукивают при чтении? Конечно, нет. Достаточно 20 часов почитать с постукиванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга , сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку поступающей по зрительному каналу в мозг информации без ее проговаривания.

Главное в освоении метода — правильно разучить и выстукивать ритм , для чего необходимо вначале внимательно прочитать правила выполнения этого несложного упражнения, затем простучать сам ритм и многократно повторить его. Следует помнить, что эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно работает с текстом — непрерывно выстукивает ритм и контролирует правильность звучания на слух. Читать текст с выстукиванием можно только после того, как выучен ритм. Для проверки правильности рисунка ритма надо контролировать его по нотной записи ( рис. 17) и использовать специальное графическое пособие: схема для проверки правильности выстукивания ритма .

Пособие для проверки правильности выстукивания ритма



Рис. 17. Нотная запись ритма

Как показывает опыт, при систематическом выполнении упражнений приведенных в конце главы, практически все обучающиеся достигают нужного эффекта. Для успешного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в течение 20 ч. Однако в зависимости от типа нервной системы и других индивидуальных психофизиологических особенностей освоение упражнений протекает у некоторых обучающихся по-разному.

Чтение под ритм не только увеличивает число Миллера а также развивает внимательность и скорость мышления. При выполнение данного упражнения вы должны выполнять следующие действия одной рукой держать книгу а другой выстукивать ритм. Ритм можно менять, но лучше начать с простого ритма.

Чтение и ритм

Полезные разделы на сайте о том, как научиться быстрее читать и запоминать больше

Обучение скорочтению

Эффективное обучение -- это осмысленное действие, направленное на обучение. Главное – полностью систематизировать получаемую информацию, расширить память.

Наверное, правильно вести речь не о быстром чтении как таковом, а скорости восприятия и переработки информации. При этом также надо не забывать учитывать уровень сложности воспринимаемого материала. В частности, воспринять за два часа 400-страничную книгу с формулами по молекулярной химии или квантовой физике и мелодраму с незамысловатым сюжетом в том же объеме - совсем не одно и тоже.

При этом сложность материала является субъективным понятием, так что то, что для одного человека сложно, для другого легко.

Читателю следует иметь в виду простые вещи:

Каждый массив информации требует своей скорости чтения, а так же своей стратегии обработки информации в соответствии с ранее полученным опытом воспринимающего информацию. Важно иметь в виду то, что скорость мышления определяет скорость понимания прочитанного.

Основные принципы скорочтения:

  • Если нет реализации прочитанного - значит, зря тратил время.
  • Ставьте четкие цели перед чтением. Решите что вы планируете сделать с текстом. Какой метод чтения текста вы будете использовать внимательно прочитать, запомнить наизусть найти какой либо факт, просмотреть, ...
  • Думайте над тем, что прочитали . Читайте с записной книжкой.
  • Гибко определяйте скорость чтения . Мусор фильтруйте.
  • Связывайте полученные знания и сведенья с приобретенными ранее знаниями. Определяйте как можно четче, что потребуетя в дальнейшем. Почитал - поразмышлял - решил что следует делать в будущем. Продумал - решил как можно применять на практике полученные знания.
  • Читайте на пике интереса . Скорочитать неинтересные тексты не удастся.
  • Формулируйте вопросы автору текста . Пишите автору письма, пишите заметки.
  • Важный текст читайте медленно. Перечитывайте несколько раз важные моменты книги до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
  • Устали? - отдохните, а вернее переключайтесь на другой вид деятельности . Меняйте периодически виды работ.

Вредно ли заниматься скорочтение м?

А что такое чтение? Это процесс получения информации. Человек узнает все больше и больше, но интеллект-то при этом не растет. Во время чтения интеллект фактически бездействует, а это уж никак не способствует его развитию, скорее наоборот.

Существует один фактор. По неизвестным пока причинам одни люди изначально умнее других. Думаю, никто не станет спорить, что человек с высоким интеллектом вряд ли станет охранником. Он найдет себе применение в профессиональной деятельности совершенно иного рода.

Чтение - это способ получения знаний, а не развития интеллекта. Когда человек читает, его интеллект просто бездействует. Если чтению уделяется много времени, то использованию интеллекта - мало.

Дети и скорочтение

Сперва об уважении к ребенку, его Личности, о внимании к себе и об осмысленности наших усилий. Формулировки встречаются разные, в том числе и показательные: от "как отодрать его от компьютера" или "от телевизора", "как заставить его читать, чтобы не болтался" - до "мы вырождаемся: моему сыну не интересен Томас Манн, он категорически отказывается его читать, мне просто не о чем с ним разговаривать". Конечно, можно предположить, что выбор слов - мелочь, и всем ясно, что продиктованы они именно нашей любовью к ребенку и заботой о нем.. Чтение начинается со слов, выражающих образы, формирует определенное направление мыслей, а они как раз и создают вполне прогнозируемое будущее...

Современный и, прости за выражение, динамичный мужчина почти лишен возможности читать что-либо, помимо постов в соцсетях максимальной длиной в три абзаца. Однако же книги главным источником знаний, денег, карьерного роста, женщин и вообще всего. Ну ладно, может быть, всего, кроме женщин. А ведь есть еще журналы, сайты и соцсети, из которых тоже можно что-нибудь почерпнуть. Когда их читать? Плохие советчики сказали бы, что ты должен как-то находить время. Но мы не из их числа! Никакого дополнительного времени чтение не требует: достаточно овладеть навыками, описанными в этой статье, и ты сможешь по-прежнему читать урывками. Но какими интенсивными и насыщенными станут эти урывки!


Предуведомление

Для начала мы должны тебе сообщить, что, к сожалению, нельзя научиться читать быстро раз и навсегда. «Если человек после нескольких тренировок перестает заниматься, скорость чтения падает мгновенно. Эффект от занятий сохраняется всего два-три дня, - говорит наш эксперт Никита Петров, один из ведущих методистов и автор курса развития памяти и скорочтения ФТК . - Нужно повторять освоенные приемы 10–15 минут каждый день».

И тогда через три месяца ты будешь виртуозно пользоваться полученными навыками и буквально проглатывать книги за один прием. Далее мы расскажем о главных упражнениях, предложенных нашими экспертами.


Проблема большинства людей в том, что они еще со школы привыкают проговаривать слова про себя. «Чтение для таких бедолаг разбито на четыре этапа: видим слово, проговариваем его, слышим внутри головы и, наконец, подставляем зрительный образ», - говорит еще один наш консультант, эксперт по объединению методик скорочтения и мнемотехники Павел Палагин . Так что для ускорения достаточно сократить время перехода от букв к образам. То есть, увидев слово «грудь», ты должен моментально представить, к примеру, грудь нашей медсестры. В этом тебе поможет следующее упражнение.

Чтение с одновременным выстукиванием
ломаного ритма


Это базовое упражнение, и, если у тебя нет времени осваивать остальные, даже оно одно увеличит скорость твоего восприятия текстов.


Как это работает

Поначалу ломаный ритм усложняет чтение, так как из-за стука ты плохо слышишь слова, которые обычно проговариваешь про себя при чтении. Поэтому информация начинает хуже усваиваться. «Но у нас есть еще один канал восприятия - визуальный, - говорит Павел. - Так что слова можно не проговаривать, а узнавать!» Если ты упорствуешь, в конце концов канал включается, и ты начинаешь узнавать слова: их образы сами собой встают перед глазами. Потренировавшись читать под стук, ты будешь сначала узнавать слова, а потом уже блоки слов и целые предложения. Со временем стук не понадобится.


Что делать

Возьми ручку и попробуй одновременно читать и выстукивать неправильный ритм (футбольные кричалки, простые быстрые мелодии вроде Jingle Bells или «Песни о Щорсе»). Поначалу у тебя будет получаться что-то одно: либо читать, либо выстукивать ритм. Затем удастся выстукивать и читать, но не запоминать. Потом чтение под стук станет привычным и приятным, и ты начнешь скользить глазами по тексту, воспринимая его не словами, а образами. Важно не бросать занятия в этот момент и еще какое-то время (две-три недели) продолжать стучать. Только так ты научишься «смотреть» книги, а не прослушивать и проговаривать. И лишь затем переставай стучать.

Упарженине на зрячетсь


«Обычно область зрительного охвата составляет 15%, если ее не развивать. Но существуют упражнения, позволяющие растягивать периферийное зрение до 35 процентов», - говорят наши эксперты.

Наверняка тебя не раз упрекали в том, что ты пялишься на особу противоположного пола. А ты видел хоть раз, чтобы в подобном обвиняли девушку? При этом девушки так же часто рассматривают мужчин, как и мы их, но благодаря более развитому от природы периферийному зрению им необязательно делать это в открытую.


Что делать

Как тебе сообщит любая энциклопедия (теперь-то их будешь читать, не боясь толщины, ведь правда?), задняя стенка глазного яблока содержит около 130 миллионов фоторецепторов, обеспечивающих черно-белое зрение, и 7 миллионов конических клеток, отвечающих за восприятие цветов. Источником конических клеток служат Х-хромосомы. У мужчин такая хромосома всего одна, у женщин - две. Поэтому они видят и воспринимают гораздо больше зрительной информации одновременно.

Чтобы хоть как-то исправить эту несправедливость и, в частности, научиться лучше схватывать страницы книги, воспользуйся таблицами Шульте.

Если ты в курсе, что это, сразу переходи к упражнению. Если нет, напомним: смысл состоит в том, чтобы, удерживая внимание в центре квадрата, посчитать в возрастающем порядке все цифры, расположенные в таблице. При этом горизонтальные и вертикальные движения глаз запрещены. В Интернете полно готовых таблиц для тренировки периферийного зрения.

Для начала можешь воспользоваться нашим примером. Зафиксируй взгляд четко в центре квадрата, на единице. Не отрывая от нее взгляда, с помощью периферийного зрения постарайся найти все остальные числа от 2 до 25. После десятка тренировок у тебя начнет получаться, и тогда ты можешь вместо квад­рата 5 на 5 нарисовать 7 на 7, затем 9 на 9 - и так до тех пор, пока не дойдешь до размеров книжной страницы.

Упарженние на всоприяите

По сути, это еще один способ расширить зрительный диапазон. Но помимо тренировки периферийного зрения он улучшает еще и восприятие информации. Читая с карандашом в руках, отметь, сколько слов удается прочесть за один прием. Скорее всего, их количество будет изменяться в зависимости от сложности и структуры текста. «Но чаще всего мозг за каждый присест проглатывает по одному слову, не больше»,- говорит Павел.

Твоя / задача /
попробовать /
расширить / свои /
зрительные рамки /
в этот / момент /
и заставить /
мозг воспринимать /
информацию блоками, /
постоянно увеличивая /
количество
слов, прочитанных /
за одну фиксацию.

Конечно, ты вряд ли сможешь сразу читать по нашей схеме, но со временем у тебя получится. Кстати, чтобы ты вдруг не начал страдать от новых комп­лексов, спешим заметить, что узкое («тоннельное») зрение свойственно всем мужчинам. И помимо чисто физиологической причины у него есть еще и эволюционная. Тебе, как охотнику (гипотетическому), нужно увидеть добычу, проследить за ней и догнать. Часто добыча пробегает на довольно большом расстоянии, и в этот момент ее важно не упустить из поля зрения. Отвлекаться на разных птичек и вывески «Скидки 30%» охотнику при этом нельзя. Неудивительно, что мужчины из-за этого по сей день видят дальше, но уже женщин. Им-то с незапамятных времен приходилось следить, чтобы мамонт не залез на шкаф, а ребенок равномерно пропекся (лучше наоборот).

Сегодня времена изменились, и это дополнительный повод пойти наперекор природе и приучить глаза к новым задачам. Как ты уже понял, они гораздо лучше следят именно за движущимся объектом. Поэтому совет нашего эксперта - взять острую ручку или хорошо заточенный карандаш и вести им под строчкой во время чтения. Ускоряя движен ие ручки, ты заставишь быстрее двигаться глаза и в итоге начнешь быстрее читать текст. Главное - не забывать следить за тем, чтобы ты не перестал понимать и запоминать, что читаешь.

Алогритым заопминаиня


Из десяти произнесенных вслух случайных слов средний человек способен запомнить (по порядку) не более четырех


Если ты внимательно следовал указаниям наших экспертов и тренировался последние две недели, скорость твоего чтения уже увеличилась в несколько раз. Но этого мало. «Наш мозг привык лениться и воспринимать информацию по одному слову, а как только вы обучаетесь технике скорочтения, в голову начинает поступать огромное количество информации в сжатые сроки, объясняет Павел. - Мозг к такому просто не привык. Поэтому вначале вы не можете запомнить все, что прочитали». Чтобы убедиться, что эксперт не пытается тебя унизить, пройди простой тест.

Прочти внимательно этот текст. Но только один раз!

«Шестого марта около Клермон-Феррана произошел занятный случай. Днем груженый состав поезда сошел с рельс при приближении к пакгаузу. В составе поезда было 28 вагонов; в десяти было машинное масло, в двенадцати - виски. Три цистерны с маслом по 40 куб. м и две цистерны с виски были пробиты, и смесь из машинного масла и виски вылилась на шоссейную дорогу, что стало главной причиной падения в реку семитонного грузовика, перевозившего молоко. К счастью, происшествие обошлось без пострадавших.

Теперь ответь на следующие вопросы:

1. Куда направлялся поезд? 2. Каких вагонов было больше - с маслом или с виски? 3. Сколько цистерн с виски было повреждено? 4. Чего больше разлилось - виски или масла? 5. Сколько было всего вагонов? 6. В какое время суток произошло крушение?

Проверь результаты

Если ты смог ответить на все вопросы - поздравляем. Ты от природы обладаешь развитой рельефной памятью, и тренировать ее дальше незачем. Большинство людей, отвлекаясь на цифры, упускают из текстов самую суть. Павла сменяет эксперт Никита - и что же, может, он тебя простит? Нет, он тоже неумолим и советует скорее выработать «алгоритм чтения». «Читайте с карандашом в руках», - говорит Никита, не зная, что это уже советовал на предыдущей странице Павел. «Перед тем как прочесть статью в журнале или страницу книги, обведите все слова, начинающиеся с большой буквы и все цифры в кружочек».

Глупость, казалось бы. Однако теперь, когда ты будешь читать текст, отмеченные факты уже улягутся в голове, и ты сможешь не спотыкаться на них, лучше схватывая контекст.

Повинмаетльнее!


«Чаще всего мы не можем запомнить текст из-за невнимательности, - поделился своей болью Никита. - Но существует отличное упражнение, чтобы это исправить». Вот оно.

Включи погромче телевизор, посмотри на свои часы и сконцентрируйся на секундной стрелке, если она есть (если нет - тебе нужны новые часы). Попробуй следить за ней минуту, не отрываясь и не думая больше ни о чем. «У вас это получится после двух-трех тренировок», - обещает Никита.

Если у тебя действительно получилось, усложни себе задачу.

Раздели внимание на две равные части. Одну часть продолжай фокусировать на стрелке, а вторую - на руках. Думай о руках и о стрелке одновременно. Если тебе и это удалось, переходи к следующей части упражнения.

Теперь удели одну половину внимания секундной стрелке, а другую - абстрактной числовой последовательности. То есть каждую секунду мысленно называй про себя цифры, идущие через один и тот же интервал. Например, если ты выбрал интервал два, считай так: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14... 60, а затем проговори ту же последовательность, но в обратном порядке. «Через несколько тренировок, как только у вас начнет получаться, вы почувствуете в голове два механизма, работающих автономно друг от друга», - уверяет наш эксперт.

Легендарный американец Ким Пик при чтении тратил на страницу текста 4–5 секунд. К концу жизни он помнил наизусть более 12 тысяч книг и карты всех городов и автомагистралей США. А также Мог сказать, на какой день недели приходится любая дата в диапазоне 2000 лет.


«Теперь, следя за секундной стрелкой и проговаривая про себя последовательность, вслух начните напевать или читать какую-нибудь старую, давно знакомую песню или начало стихотворения, четыре-пять строк», - продолжает инструктаж Никита. Сгодится что угодно, от «не лепо ли ны бяшеть, братие, начати старыми словесы» до «два кусочека колбаски».

Таким образом, у тебя будут задействованы сразу три механизма: два речевых (внешнее проговаривание и внутреннее проговаривание) и один визуальный (слежение за стрелкой). «Даже если у вас ничего не будет получаться, сама попытка подобного напряжения существенно повысит способность к концентрации внимания. Тренироваться я рекомендую по 10 минут в день 3–4 дня подряд, а потом делать однодневный перерыв». Это, как ты понял, были слова Никиты.

Особенонсти пеермщенеия

«Когда вы читаете одну строчку, глаза автоматически совершают ненужное движение в момент перескакивания на начало второй.

Это микросекунды, которые практически незаметны, но попробуйте не сразу перескакивать к началу второй строчки, а вначале просмотреть ее слова задом наперед. Просто просмотрите», - советует Никита.

К своему удивлению, ты заметишь, что содержание второй, третьей и так далее строчек начнет гораздо лучше застревать в памяти, ведь эти слова ты уже видел, пусть и задом наперед. Тебе не нужно их проговаривать, остается только еще раз просмотреть.

Зритлеьная паямть


«Как правило, 80% информации к нам поступает через зрение, 15 % - через слух, лишь оставшиеся жалкие 5% - по другим каналам. Конечно, эти пропорции в случае каждого конкретного человека могут меняться, но в целом так», - рассказывает наш эксперт Павел. Поэтому для восприятия текста тебе пригодится фотографическая память, которая обычно дремлет даже у заклятых визуалов.

Для тренировки фотографического зрения возьми любую картинку и за короткий промежуток времени (5–10 секунд) попробуй запомнить 3–4 детали. Затем убери картинку и мысленно воспроизведи образ. Теперь сравни его с оригиналом. Не брани себя за ошибки, а лучше попробуй запомнить еще 2–3 детали, которые не отметил в первый раз. Снова убери картинку и представь ее мысленно. На этот раз образ получится полнее. «Проделывайте упражнение до тех пор, пока не сможете воспроизвести мысленно картинку максимально достоверно», - напутствует наш эксперт. Через некоторое время ты сможешь запоминать с первого раза 7–8 деталей, затем 9–10, и так по нарастающей.

В один прекрасный день ты сможешь играючи схватывать целые куски текста и увязывать их друг с другом или, например, во мгновение ока находить десять отличий в книжках малолетнего племянника.

И псолденее

В зависимости от вида текста (художественное произведение или отчет по работе) будет меняться и скорость чтения. Послушайся наших экспертов: перед чтением реши, в какой степени важен для тебя этот текст и зачем ты его вообще читаешь. Заранее определив круг вопросов и дав самому себе примерные ответы на них (кто убийца, где скрываются тайные кабальные условия контракта), ты начнешь усваивать текст гораздо лучше. «Зафиксируйте ответы на свои же вопросы до чтения, а потом бросайтесь с головой в омут букв. Если информация в тексте будет отличаться от ваших предположений, возникнет шок, эмоциональная встряска, которая поможет все быстрее и лучше усвоить». Удчаи!


Кто есть кто

Не знаем, стоило ли как-то заключать эту статью. Возможно, нужно было вывалить на тебя эту обескураживающую информацию заранее. Так или иначе, по мнению Павла Палагина, важно определить твой основной тип восприятия, то есть понять, кто ты: кинестетик, визуал или аудиал. Это поможет узнать, какой способ запоминания наспех схваченной информации тебе ближе.

Вспомни прямо сейчас, где ты отмечал прошлый Новый год. Если сейчас твой взгляд скользнул:

вверх-налево - ты наверняка представлял себе образы того праздника: зелень хвои, зелень абсента, зелень купленных по дешевке мандаринов. Ты визуал; вниз-вправо - при попытке вспомнить что-либо ты устанавливаешь контакт со своими рецепторами: на пальцах, языке и под ногтями. Приговор - кинестетик; прямо перед собой или в сторону (как бы пытаясь увидеть свое красивое ухо) - ты, судя по всему, пытаешься вызвать в памяти звуковые образы. Аудиал, да.

«Есть и другие тесты, более точные, но их методика слишком сложна, чтобы уместиться в абзац. Если простой тест вам не помог, поищите в Интернете по словам «тест тип восприятия», - советует Павел. - Это необходимо для дальнейших тренировок».

Например, если ты аудиал, старайся при чтении и переваривании информации добавлять к образам звуки (или подставлять разную музыку, как в «Томе и Джерри»). Если визуал, то наполняй образы красками (будто смотришь фильм с выкрученной цветностью). Кинестетикам сложнее всего: им нужно мысленно щупать или жевать объекты - это съедает немало умственных сил.

Не так давно на нашем ресурсе был опубликован очень , посвящённый скорочтению и различным его аспектам. Однако, несмотря на то, что тренинг вполне самодостаточен и продолжает пользоваться успехом у наших читателей, мы всё же решили в качестве дополнения к нему опубликовать отдельную статью, посвящённую именно теме подавления артикуляции во время чтения, ведь этот вопрос волнует огромное количество людей, любящих книги и увлекающихся чтением. Итак, приступим.

Немного о чтении и артикуляции

Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приёма и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е. принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочёл, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек.

Изучение процесса чтения показали, что всего возможны три варианта чтения:

  • Артикуляция – чтение с проговариванием читаемого текста вслух (характеризуется малой скоростью)
  • Чтение про себя – чтение с проговариванием читаемого текста про себя, т.е. со скрытой артикуляцией (возможна высокая скорость)
  • Чтение без артикуляции – чтение молча, с максимальным подавлением скрытой артикуляции, выражающейся в восприятии ключевых слов и основных смысловых рядов (самый совершенный и быстрый способ чтения)

Очевидно, что любая артикуляция существенно замедляет процесс чтения, и если есть желание научиться читать быстрее, то от неё нужно избавляться. Однако здесь возникает вопрос: не будет ли подавление артикуляции отрицательно сказываться на восприятии и осмыслении поступающей информации? Ведь далеко не секрет, что, например, когда требуется запомнить что-либо, человек несколько раз проговаривает это про себя, иначе говоря, просто заучивает. Здесь же можно привести в пример результаты научных изысканий в области внутренней речи при чтении одного из выдающихся отечественных психологов и специалистов в сфере психологии мышления и речи Александра Николаевича Соколова. Согласно им, как уже говорилось, внутренняя речь представляет собой мысленную речь, возникающую в момент сосредоточения на чём-либо, решения какой-то задачи, а также при чтении и написании. Эта внутренняя речь отличается от внешней тем, что произношение в ней носит беззвучный и свёрнутый характер. Внутренняя речь — это так называемые кванты мысли человека, реализующиеся другим кодом. Но слова в ней могут быть эффективно заменены зрительными образами и пространственными схемами, в которых группы из нескольких слов могут быть выражены одним словом, которое обобщает смысл всей фразы.

Также было отмечено, что люди, владеющие навыками быстрого чтения, могут изначально без проговаривания текста улавливать авторский замысел, а затем уже усваивать его на уровне внутренней артикуляции. Получается, что одновременно с высокой скоростью чтения текста, происходит и его глубокое понимание и усвоение – главная идея осознана изначально, а последующий текст служит её уточнением. Короче говоря, человек способен читать быстро и практически без артикуляции, и при этом понимать читаемый материал на 100%. Чтобы такому чтению научиться, нужно реализовать два этапа: сократить артикуляцию, если она имеет место быть и оказывает заметное влияние на процесс чтения, и овладеть особыми приёмами чтения, в которых текст воспринимается как отдельные блоки информации. Но т.к. статья посвящена именно артикуляции, мы не будем касаться методик быстрого чтения, а разберём несколько основных способов подавления внутренней речи.

Подавление артикуляции

Мозг человека обрабатывает огромную часть информации, воспринимаемой посредством зрения. Из этого следует, что именно на зрение ложится очень серьёзная и ответственная функция, однако нередко она связана и другими функциями, например, с двигательной и речевой, что отчётливо прослеживается при чтении. Множество людей подвержены во время чтения непроизвольной артикуляции, которая снижает его скорость и влияет на качество восприятия прочитанного материала. А полноценно воспринять прочитанное довольно сложно, когда вместе со зрительной функцией работает речевая. Следовательно, артикуляция — это помеха чтению. И подавить её можно посредством занятия речевой функции и своего внимания другими процессами.

Первый способ подавления артикуляции

Во время чтения можно вести отсчёт от единицы. Т.е., читая текст, проговаривать не слова, а считать: один, два, три, четыре и так до бесконечности. Это кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Причём, эта техника считается наиболее простой и результативной из всех, и применяется многими быстрочитающими людьми.

Второй способ подавления артикуляции

Этот способ основывается на произношении прочитанных слов с небольшой задержкой – каждое слово воспроизводится уже в то время, когда читается следующее. На практике это осуществляется сложнее, чем первая техника, и сделать это без тренировки под силу не каждому. В некоторых случаях овладеть этой техникой можно только при помощи специалиста.

Третий способ подавления артикуляции

Ещё один популярный и часто применяемый на практике способ. Он заключается в том, что во время чтения человек проговаривает какие-то стихи и куплеты из песен. Используя этот метод, человек программирует свою дикцию на произношение отвлечённого, но хорошо знакомого материала, что выполняется организмом гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного.

Четвёртый способ подавления артикуляции

Этот способ ещё называют «методом речевых помех». Смысл его заключается в том, что во время чтения нужно выстукивать рукой особый ритм:

  • Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек

Данный ритм нужно выстукивать как можно чётче, т.к. концентрация внимания происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее без артикуляции.

Пятый способ подавления артикуляции

Во время чтения можно сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи специально настроенного метронома, который будет задавать темп.

Шестой способ подавления артикуляции

Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает большая часть мозгового двигательного центра, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми. Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание. К примеру, читая книгу, можно время от времени отводить назад согнутую в локте левую руку или выпрямлять поочерёдно по одному пальцу правой руки.

Седьмой способ подавления артикуляции

Согласно этому способу, чтение должно происходить под специально подобранный темп, который не может быть совместим с проговариванием или же усложняет его. Нужно выбрать для себя такой темп чтения, когда слова будут успевать восприниматься только визуально и речевая функция просто не успеет быть задействована. Поиск подходящего темпа производится экспериментальным путём.

Восьмой способ подавления артикуляции

Данный способ одновременно и приятен и полезен – это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и не навязчивая. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии.

И ещё один способ , направленный на борьбу с артикуляцией – создание помехи. Читая текст, нужно держать у губ палец, словно вы хотите показать кому-то жест «тише». При прочтении нужно контролировать губы и легко скользить взглядом по тексту. Для начала можно выполнять это упражнение на малой скорости, постепенно повышая её. Но повышать скорость следует лишь тогда, когда вы уверены в том, что смысл текста полностью понимается на предшествующей скорости.

Таковы основные способы избавления от артикуляции при чтении. Выполняйте их — и результат не заставит себя долго ждать. Но помните, что ни один из способов не должен стать привычным и применяться на автомате. Главная задача – поставить себя в максимально неудобное для проговаривания текста положение. Поэтому, применяйте разные методы, усложняйте их и пробуйте всячески модифицировать. Со временем вы сможете добиться того, что любая артикуляция при чтении будет сведена к минимуму и для этого вам уже не будут нужны никакие техники.

Если вы не знакомы с нашим основным тренингом по скорочтению, то можете перейти по ссылке, а также можете изучить интересные и , посвящённые данной теме.