Возникновение религиозных верований и искусство кратко. Презентация на тему "зарождение искусства и религии в древности". Магия и религия

Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу

По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели никого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления существовании невидимых сил -- духах и богах, которые влияют природу и жизнь человека. Так зародилась религия, Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были 1"Нвкими потусторонними силами, управляющими миром, они не |^воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную "* связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на |"6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприношения), а иногда и наказывать.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помощью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются периодом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаружены следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как своеобразную школу охотничьего мастерства.

Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки животных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер -- небольших (5--15 см) статуэток женщин, как правило, обнаженных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также "около Байкала. Историки предполагают, что это прародительницы рола. Подобные скульптуры также выражали идеи материнства, плодородия.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.

Тема: « Возникновение искусства и религиозных верований» 5 кл.

Цель: определить составляющие элементы первобытного искусства и религиозных верований; проанализировать причинно-следственную связь в формировании мировоззрения первобытного человека.

Планируемые результаты:

предметные: научиться использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения искусства и религии для первобытного человека; объяснять причины возникновения и развития основ духовной культуры в первобытном обществе; изучать и систематизировать информацию на основе различных исторических источников;

метапредметные УУД: формировать собственную точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно формулировать учебную проблему; находить пути решения поставленным задачам; давать определения понятий; уметь выделять информацию из текстов разных видов;

личностные УУД : формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность культурно-нравственного наследия для современного человека и общества в целом.

Основные понятия: оборотни, душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство.

Оборудование : учебник по истории Древнего мира, мультимедийная доска, ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов – черный, красный, коричневый.

Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос (беседа)

На доске записаны даты: 2 млн. л. н., 100 тыс. л. н., 40 тыс. л. н.

Какие события относят к указан датам?

Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины.

Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?

Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»?

III . Формирование учебной проблемы.

Учитель обращает внимание учащихся на тему урока, и на ее основе происходит формирование учебной задачи.

Тема урока

«Возникновение искусства и религиозных верований»

Учитель выделяет слова «искусство» и «верование»

Как вы понимаете слово «искусство» и «верование»?

Ученики дают свои варианты ответов, которые учитель фиксирует на доске. Из перечисленных ассоциаций формируем основную задачу урока – «Определить причинно-следственную связь в формировании духовной жизни первобытного человека»

IV. Изучение нового материала

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией (время, четко контролируется учителем, отведенное на знакомство с текстом).

п. 1, 2 § 3 – самостоятельная работа с текстом.

Беседа по вопросам:

Как была открыта пещерная живопись?

Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо передавали облик и характер зверей?

Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Человек «заколдовывает» зверя. Религиозные

верования.

Рассказ учителя с опорой на иллюстрации и создание опорной схемы.

В эпоху палеолита были созданы рисунки, где изображались люди в странных одеждах (приложение 1), по мнению большинства ученых – это колдуны. (здесь можно поработать с классом – Кто такой колдун?)

Древний человек был бессилен перед природными явлениями – ветром, бурей, громом, молнией и т.д., - боялся и преклонялся перед природной стихией. Формируется устойчивое понятие, чтоб природные силы были благосклонны к человеку, надо им принести жертву. Так возникает язычество – обожествление сил природы. Одновременно появляется и погребальный культ, то есть разные обряды и верования, связанные с погребением умерших.

Возникают и развиваются другие формы верований в первобытном обществе:

Тотемизм – вера в таинственную связь человеческого рода (племени) с определенными животными или растениями;

Анимизм – вера в невидимых «духов» или «души», которыми наделяли одушевленные и неодушевленные предметы;

Магия – колдовство

Древние люди считали, что от сверхъестественных сил зависит, будет ли удачной охота. Поэтому на стенах пещер рисовали фигурки животных, пронзенные копьями и стрелами (приложение 2). Некоторые племена рисовали предполагаемую жертву на земле и пронзали рисунок копьями в ходе ритуального танца.

Сверхъестественные силы, божества человек представлял по-разному – в виде людей, животных, или фантастических существ. Он вырезал их изображения из подручного материала (дерево, кость, камень) и поклонялся им. В древности идолам приносили даже человеческие жертвы.

В ходе развития и усложнения религиозных представлений прежние колдуны становятся профессиональными служителями богов. Постепенно они выделяются в особую группу жрецов , которые жили за счет приношений и передавали свою профессию по наследству.

Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

V. Закрепление изученного материала

У каждого ученика лежит на парте ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов – черный, красный, коричневый.

Задание:

Изобразите на листке сцену из вашей повседневной жизни, учитывая основные правила: 1 – вы первобытный человек; 2 – используем только три цвета (черный, красный, коричневый – мин. краски); 3 – особенности техники наскальной живописи (человек изображается схематически); 4 – время ограничено (10-15 мин.)

VI. Рефлексия

Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

Смогли ли вы их достичь?

Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?

О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

VII . Домашнее задание

§ 3, задание 2 с.20

Учитель озвучивает задание и демонстрирует сопутствующее изображение (Приложение 3 )

Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Многое в окружающем мире было для первобытного человека таинственным и пугающим. Люди считали, что земля, вода и небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так около 200 тыс. лет назад зародилась религия. Именно к тому периоду относятся древнейшие следы заупокойного культа. Археологи открыли захоронения, в которых костяки ориентированы по направлению восток-запад. Они посыпаны охрой, символизирующей цвет жизни??? Зубов говорил – «как кровь»??..., а на надгробных холмиках была обнаружена пыльца хвойных растений и цветов, которыми покрывали могилу, во время прощания с умершим. Все это свидетельствует о зачатках религиозных верований, появившихся у первобытного человека.

Дальнейшее развитие религиозных верований привело к утверждению в эпоху верхнего палеолита у человека современного вида развитых форм первобытной религии:

o Тотемизм (вера в то, что существует мистическая связь между человеком и некоторым классом объектов окружающей человека природы)

o Фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам - фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства)

o Анимизм (вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы)

o Магия (одна из древнейших форм религиозности, элементы которой содержатся в религиозных традициях большинства народов мира)

Мантика – практика гаданий и предсказаний, с целью узнать волю богов

Восприятие первобытных верований по отдельности, в отрыве от иных, невозможно - все они были тесно связаны между собой.

Т.е. = человек признавал главенство над собой высших сил, нематериального мира, которому подчинен мир повседневного существования людей.

Считалось, что некоторые люди, которых называют шаманами, способны общаться с богами. Шаманы руководили совершением специальных обрядов. Люди исполняли ритуальные танцы, произносили заклинания, полагая, что таким образом можно отогнать злых духов и призвать на помощь добрых.

Элементы культуры, пусть и в зачаточном виде, возникли одновременно с человеком.

Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были из­вестны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: они могут ритмично раскачивать­ся и издавать как бы в такт звуки. Но только в конце древнего каменного века у людей появилась потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.

· + Мифы – попытка найти ответы на главные вопросы бытия, происхождения человека, жизни и смерти, составление картины мира.

Но только с появлением примерно 40-35 тыс. лет назад homo sapiens sapiens, человека современного вида, и вместе с ним родовой общины культура первобытного общества достигает своего наивысшего развития. Наконец появляется художественное творчество, и духовная культура приобретает завершенные формы.

Первые элементы худо­же­ст­вен­но-образного мышления человека относятся к эпохе Ориньяк-Солютре в верхнем палеолите, 35-20 тыс. л.н.. Первыми попыт­ка­ми что-то изобразить было нанесение зигзагообразных полос или отпечатков руки на каменную поверхность. Затем появляются круглая скульптура из глины и кости, рисунок охрой, мергелем или сажей и изображения, выполненные с по­мощью кремневого резца.

Женщины - первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще предпочитали делать их скульптурные изображения. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными - матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто не испытавших ещё тягот и радостей материнства. Это - молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные. По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты.

Творения, созданные рукой первобытного художника, порой были не только произведениями искусства, но и религиозно-магическими сим­волами.

Своего расцвета живопись в первобытном обществе достигает в эпоху Мадлен (20-10 тыс. л.н.). В это время животных изображали с большим мас­тер­ством, почти в натуральную величину, и искусно раскрашивали. Поразительные по совер­шенству, меткости наблюдений изображения жи­вотных - бизонов, лошадей, мамонтов - нано­сили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале.

Так возникло искусство – образ. Но сложных композиций первобытный человек создавать еще не мог.

В последующую эпоху мезолита многоцветные изображения сменяются схема­тич­ны­ми и во многом условными рисунками животных и людей. Но в этот период человек усложняет рисунок и появляется искусство-ритм, что позволяет наконец многофигурные рисунки объединять в композиции, часто посвященные сюжетам на тему охоты. Отход от реалисти­чес­ких изображений был обусловлен тем, что, познав с помощью художествен­ного образа единичные объекты окружающего мира, первобытный человек перешел через сложную композицию к постижению другой проблемы: что есть он, человек, в этом мире.

Итак, при помощи искусства и художественных образов первобытные лю­ди познавали окружающий мир и постигали тайны многогранной и слож­ной жизни. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества.

1.обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления

2.продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты;

3.воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», рабочая тетрадь по истории Древнего мира выпуск 1.

Ход урока

I. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала.

В течении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте

вспомним, что мы с вами узнали. Сейчас, чтобы настроиться на дальнейший урок, мы

немного поиграем.

1.Игра-разминка. Я буду задавать вам вопросы и мы посмотрим кто более грамотно и полно

будет давать ответы.

Слайд 2

1.Тестирование

2.Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?». Для этого вспомните:

    Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 000 лет назад?

    Как изменился животный мир?

    Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

    Что называется родовой общиной?

Сделайте вывод.

Примерный ответ учащегося: Примерно 100 тыс. дет назад, на земле произошло сильное

похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых

природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть

землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились

более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал

лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников,

имеющих все общее.

3. Решение творческих задач с классом

Слайд 3 Алгоритм решения творческих задач .

Задача № 1

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий

и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось

установить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя -2, горного козла - 767,

леопарда - 1.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

Ответ: Охота.

Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих

археологических данных?»

Ответ: Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше ~ лошадей,

медведей и леопардов.

Задача №

А.Опишите по рисункам древнейшие орудия труда.

Б.Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие – на

стоянки людей каменного века?

Ответ: Первый признак стоянки древнего человека - следы костра, обломки хорошо

обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей-расколотая галька).

III. Переход к изучению новой темы

Слайд6

А теперь нас ожидает знакомство с новым материалом, сегодня на уроке мы попадём в

интереснейший увлекательный мир – мир древнего человека.

Слайд 7

Проникнем в таинственные, труднодоступные пещеры, где древние люди скрывались от стихийных бедствий, жили и хранили свои сокровенные тайны. Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось?

Слайд 8

План урока:

1.Причины появления религии

2.Появление искусства

Слайд 9

Древние люди многое умели, но они не знали истинных причин природных явлений. Они боялись грома, молнии, ураганов, наводнений, пожаров, считали живыми солнце, луну, звезды, деревья, реки, камни. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Они верили в загробную жизнь. Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа - это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом.

Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя:душа не успеет вернуться.

Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».

Слайд 10

В пещерах, в специальных сооружениях археологи находят захоронения древних людей.

2.Работа с дополнительной литературой.

Цитируется небольшой текст.

«...Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось

женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями - височными

подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными

комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой.

Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей

превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них

найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части

конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное...»

Голдина Р. Д. «Силуэты растаявших времен.» - Ижевск, 1996. С. 131,134.

3. Беседа по вопросам к тексту.

- Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные

памятники, а значит информаиию.)

- Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)

- Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в

стране мертвых, верили в загробную жизнь.)

Души предков могли, по мнению древних людей, вмешиваться в дела живых, помогать им

или вредить. Колдовство, магия, вера вдухов, в существование души свидетельствуют о

появлении у древних людей религиозных верований. По мере развития первобытных людей

усложнялись и их религиозные представления. Люди верили в то, что природой и жизнью

управляют особые высшие существ аболее могущественные и совершенные. Их

представляли либо в виде животных, либо в образах, подобных человеку. Так у первобытных

людей зародилась вера в богов, религия

Слайд 11

Ученые заметили, что первобытные люди часто изображали смертельно раненных

зверей. Как вы думаете, почему?

Охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, а в озёрах и реках исчезнет рыба.

Они считали, что нарисовав в пещере животных, они окажутся заколдованными и не

уйдут из местности. А изображение раненого животного приведёт к удачной охоте.

Охотники перед охотой совершали колдовской обряд, поражая копьями нарисованное

на песке животное. Узнать это ученым помогли наблюдении за племенами в Австралии,

сделанные в наши дни

Слайд12

Как человек заколдовывал зверя? Кто такие оборотни? Самостоятельная работа с учебником

стр.15 &3 п. 3

Попытки воздействовать на будущее и на природные явления с помощью обрядов или

колдовских средств привели к появлению магии. Колдуны и маги пользовались большим

уважением у первобытных людей. Нередко они возглавляли общину. Магия близка

волшебству. В ней используются заклинания, магические действия, чары. Магия помогает

совершать чудеса - так считали древние люди.

Это были первые религиозные верования

Итак, можно сделать вывод, что в древности складываются первобытные религиозные

ерования. Что же это за верования? Прочтём определение в учебнике на стр.18: «Верования

в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называются религиозными.

4. Работа над новым понятием.

Слайд13.

Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.

Термин на слайде, учащиеся записывают в тетради

Какой мы сделаем вывод,почему возникли религиозные верования?

1.от бессилия человека перед могуществом природы;от невозможности объяснить многие ее явления.

2. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем.

3.Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.

2.Появление искусства

Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны

и похожи на детей.

Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдаленного от нас на 35-30 тысяч лет.

Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек

приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки.

Вспомните, как вы, посылая письмо бабушке или дедушке, когда были совсем маленькие и

не умели писать, обводили карандашом ладошку. Возможно, древнейшие изображения рук

на стенах известной пещеры Альтамира в северной Испании отразили желание древнего

человека оставить навсегда отпечаток собственной жизни.

Слайд14

Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось

искусство.

Слайд 15

Давайте посмотрим видеофрагмент о древней живописи.

Слайд 16
Что представляют собой древние рисунки? Опишите изображение,Нравится ли вам оно и, если да, то чем? Обобщаются ответы («олень ест или пьет, у него красивая голова и рога»)

Слайд17

В чем заключалось мастерство первых художников?Древнейшим художникам удавалось передать не только облик но и характер тех зверей на которых они охотились – бизонов, медведей, носорогов. Оленей они изображали чуткими и настороженными. Коней быстрыми и стремительными. Мамонтов массивными и тяжёлыми.

В 1959 году в Каловой пещере на Урале обнаружили замечательные памятники древнего

искусства. На стенах пещеры красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. Фигуры животных изображены с большой убедительностью. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.

Слайд18

Постепенно расширялись и более конкретными становились наши представления о

древних людях. Рисунки стали первым способом передачи от человека к человеку

информации – его «письмом». Об этом говоритзапись древних индейцев об условиях

обмена 30 убитых бобров на выдру и овцу.

5. Работа над новым понятием.

Живопись – это создание образов на плоскости с помощью красок.

Наскальная символика.

Первыми рисунками стали пиктограммы - символические знаки. Самым первым символом и рисунком человека был отпечаток руки или ноги человека – что, наверное, можно сравнить с современной надписью «Здесь был Я!». Особой популярностью пользовались знаки с изображением солнца и луны, так называемые солярные знаки, которые рисовались в форме кругов с расходящимися лучами. Ведь уже в древности человек задавался вопросом, что даёт тепло, почему день сменяет ночь. Почему на смену одного светила- солнца приходит другое- луна. Особенно много таких знаков было обнаружено в странах Западной Европы.

Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льныеизображе́ния) - высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος - камень и γλυφή - резьба

Древним людям принадлежит заслуга в создании живописи, которая стала достоянием мировой духовной культуры.

Слайд 22

Рождение скульптуры Древнейшие люди были первыми скульпторами: в камне

и глине воссоздавали хорошо знакомый им мир.

Если это были животные, то непременно сильные и могучие, иногда пронзённые стрелами, часто раненые или умирающие. Женские фигурки были особенно своеобразными, так как считалось, что женщина является продолжительницей рода. Поэтому её изображали беременной: с большой грудью, толстым животом, с короткими пухлыми ногами. Только такая женщина могла выжить в те жестокие времена и дать миру ещё одного охотника или рыбака. Скульптурки мужчин выглядели худыми и подвижными. Они должны были прокормить род.
Также среди скульптурных работ были найдены фигурки людей иммтирующие ритуальные танцы и обряды.
)

Слайд 23

Заключение

Древний человек – человек разумный, создал живописьи скульптуру еще до появления земледелия
и скотоводства, раньше, чем изобрел письменность, построил города. Такова была его потребность в творчестве

А теперь мы проведём физкультминутку.

Пришла пора поработать с творческими заданиями рабочей тетради

Обучающиеся выполняют задания рабочей тетради (выпуск 1) Задание 9, с. 11.

Подведём итог урока.

Ответьте на вопросы:

Каким словом можно заменить следующие выражения;

Вера в богов и духов -_______________(религия).

Изображения почитаемых богов и духов -_____________(живопись).

Подарки богам и духам -____________________(жертвоприношение).

Поражение копьями нарисованное животное - ________________ (колдовской обряд).

Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ____________ (оборотни).

1.Кто первым обнаружил и объявил миру о наскальных рисунках первобытного человека? Кто это был и где?

о жизни первобытного человека они могли там получить?

3.Какие формы религиозных верований были у людей каменного века?

4.Какие виды первобытного искусства вы знаете?

5.Какие краски использовали первобытные художники?

6.Что чаще всего изображали первобытные художники?

Задание на самоподготовку

2.Подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия и искусство?». Уметь объяснять эти понятия.

3.творческое задание: нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей, сделать макет жилища первобытного человека с элементами пейзажа.

Использованная литература:

1.ВигасинА.А.,ГодерГ.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.,2007

2.Всемирная история:в 24 т. Т.1 каменный век/А.Н.Бадак, И.Е.Войнич и др.-Мн.:Литература,1998

3.ГодерГ.И. рабочая тетрадь по истории древнего мира.5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х выпусках. Выпуск1М,2007

4.О. А. Северина История древнего мира 5 класс (в двух частях). Поурочные планы по учебнику «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс» Издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002год

5.Электронная библиотека "Просвещение". ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. 5 класс Формат: PC CD_ROM 6. учебное электронное издание «Всеобщая история» – история Древнего мира PC CD_ROM

7. Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ« Кирилл и Мефодий», 2002

8.Интерактивная книга на русском языке. Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» МИФЫ ДРЕВНЕГО МИРА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКе

9. . ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

10 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ . ОРНАМЕНТ ДиректМедиаПаблишинг. Москва TheYorckProjectGmbH. Berlin

Возникновение искусства и религиозных верований

Предпосылки

Осознание своей смертности и попытка примириться со своей смертной природой привели к возникновению веры в загробную жизнь. Стремление воздействовать на природные явления и события привели к возникновению магии и религии.

Первобытное искусство было частью религии. Оно было тесно связано с обрядами и ритуалами древних людей. Имело магическую функцию.

Искусство существовало уже в эпоху позднего палеолита (около 40-10 тыс. лет назад).

События

Появление веры в загробную жизнь. Об этом ученые делают вывод по раскопкам древних захоронений, в которых была найдена красная охра. Она символизировала кровь, а значит, жизнь (вера в жизнь после смерти).

Возникновение религиозных верований
. Анимизм : вера в одушевленность всех предметов, окружающих человека (вера в то, что все они имеют душу). Anima - лат. «душа».
. Тотемизм : вера в происхождение группы людей (рода) от какого-либо животного, растения или предмета.
. Фетишизм : поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается сверхъестественные свойства. Фетиши (амулеты, обереги, талисманы) способны оберегать человека от беды.

Появление искусства
. Фигурки, вырезанные из мягкого камня, из бивней мамонта или вылепленные из глины.
. Наскальные рисунки: создавались в темных пещерах, ученые предполагают, что они не были предназначены для эстетического восприятия. Скорее всего, они играли какую-то роль в обрядах первобытного человека.

Заключение

В эпоху позднего палеолита впервые возникают религиозные верования, такие как анимизм, тотемизм, фетишизм. Религия первобытных людей была неразрывно связана с магией. Искусство, которое возникло в тот же период, не было отделено от магии и религии, не имело чисто эстетической функции.

Конспект

Долгое время ученые не знали, что среди первобытных людей были искусные художники, однако сделанные ими открытия говорили сами за себя. Рисовали древние художники не только для собственного удовольствия, но и чтобы «заколдовать» зверя. Как зародились религиозные верования? Каким культам поклонялись наши далекие предки? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Одним из главных проявлений духовной жизни человека является религия. Религиозные верования были у всех народов. Некоторые ученые считают, что религиозные верования появились еще у неандертальцев. Археологи находят погребения, в которых кроме останков находят предметы быта и орудия труда (рис. 1).

Рис. 1. Древняя могила ()

У неандертальцев существовал культ медведя. Черепа пещерных медведей служили объектами колдовских действий, из которых впоследствии развились религиозные верования и обряды.

Религиозные верования кроманьонцев были более сложными. В захоронениях рядом с их стоянками кроме предметов быта и орудий труда ученые находили охру, имевшую цвет крови — цвет жизни. Можно предположить, что у «человека разумного» зародилась вера в бессмертие души. Одушевление предметов, сил и стихий природы называется анимизмом .

В период появления родовых общин возникло религиозное представление о сверхъестественном родстве между членами рода и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевленные предметы. У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.

С тотемизмом связан и промысловый культ. Существовали колдовские обряды, связанные с охотой и рыболовством. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах исчезнет рыба. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности (рис. 2). Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. С удивительным мастерством древний художник рисовал мамонта с гибким хоботом, оленя с закинутыми назад ветвистыми рогами, медведя, израненного и истекающего кровью. Сохранились изображения смертельно раненого бизона и убитого им охотника. В некоторых пещерах нарисованы люди, изображающие животных. На голове у человека рога, сзади хвост; он как бы танцует, подражая движениям оленя.

Рис. 2. Человек заколдовывает зверя ()

Около ста лет назад испанский археолог обследовал пещеру Альтамиру, в которой жили в древности люди. Неожиданно он обнаружил на потолке пещеры изображения животных, написанные красками. Сначала ученые считали, что эти картины написаны совсем недавно; никто не верил, что древние люди умели рисовать. Но затем подобные изображения были обнаружены во многих пещерах. Археологи нашли также вырезанные из кости и рога фигурки людей и животных. Никто уже не сомневался, что картины и фигурки — произведения искусства далекого прошлого (рис. 3).

Рис. 3. Альтамира. Бизоны ()

Произведения искусства показывают, что «человек разумный» был наблюдателен, хорошо знал животных, а его рука проводила на камне и кости точные линии.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Чудеса и тайна природы ().
  3. История Древнего мира ().

Домашнее задание

  1. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
  2. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленка, девушка — в иву, с какими верованиями связаны эти сказочные превращения?
  3. Какие предметы, найденные археологами при раскопке древних захоронений, подтверждают предположение о возникновении религиозных представлений у людей?
  4. Зачем первобытные люди изображали животных?