Энциклопедия сказочных героев: "Госпожа Метелица". Чем понравилась мне немецкая народная сказка «Госпожа Метелица Сказки братьев гримм госпожа метелица главные герои

Девушка терпит разные обиды от мачехи-вдовицы. Наконец, мачеха принуждает её прыгнуть в колодец, чтобы найти случайно упущенное веретено. Так она оказывается в подземном мире, который одновременно является и миром облаков. Здесь ей предстоит пройти испытание на прилежание и доброту, оказывая помощь нуждающимся: вынуть из печи готовый хлеб, потрясти дерево со зрелыми яблоками. В конце концов дорога приводит к госпоже Метелице, страшноватой «старой женщине», у которой «длинные зубы», но доброе сердце. В новые обязанности девушки теперь входит каждодневное вытряхивание перины госпожи Метелицы, благодаря чему на всём белом свете идёт снег. По прошествии некоторого времени она начинает тосковать по родному дому и просит хозяйку о том, чтобы уйти. В воротах, ведущих на землю, на трудолюбивую девушку проливается золотой дождь, так что её одежда оказывается облепленной золотом. Также госпожа Метелица возвращает потерянное веретено и девушка возвращается домой, приветствуемая пением петуха: «Ку-ка-ре-ку! Вот чудеса! Наша-то девица в золоте вся!»

Мачеха, подобрев, встречает девушку ласково. Позавидовав рассказу девушки, её безобразная и ленивая сводная сестра идёт той же дорогой, отказывая нуждающимся, а её работа у госпожи Метелицы никуда не годится. Прискучив своей хозяйке, ленивица, мечтая о золотой награде, в воротах получает в награду опрокинутый котёл со смолой, которая пристаёт к ней на всю жизнь.

Были у вдовы две дочки: одна красивая да работящая, а другая некрасивая и ленивая, но вдова её любила больше: она была её родная дочь. А красавица падчерица сколько ни трудилась – никогда доброго слова не слышала. Каждый день мачеха задавала бедняжке урок – выставляла её с прялкой на улицу; и сидела бедная девочка у колодца, пряла – пряла до тех пор, пока у неё из пальчиков кровь не закапает. Вот как-то и случилась с ней беда: замарала она кровью пряжу на веретене, попробовала веретено в колодце сполоснуть, наклонилась, а оно выскользнуло из рук и утонуло.

Заплакала девочка, побежала к мачехе, пожаловалась на свою беду, но злая мачеха стала её бранить и корить, а под конец сказала:

– Сумела уронить – сумей и достать.

Вернулась девочка к колодцу и сама не знает, что делать: и веретена жалко, и перед мачехой страшно… Взяла и прыгнула за своим веретеном сама прямо в колодец. Прыгнула – и обмерла…

Вот очнулась она, а кругом так хорошо: лужок зеленеет, солнышко светит, цветы цветут. Пошла она по этому лугу и видит – стоит печь, полная хлеба, и все хлебцы кричат:

– Вытащи меня! Вытащи, а то я подгорю! Я уж давно испёкся!

Девочка скорей подбежала и вытащила все хлебцы – ни одного не забыла! Пошла она дальше. Видит – стоит яблоня, а на ней полным-полно яблочек.

– Потряси меня, потряси – мои яблочки уж давно поспели! – услыхала девочка.

Тряхнула девочка яблоню, яблоки так и посыпались градом. Стряхнула она все яблоки до последнего, сложила их горкой и пошла дальше. Шла она, шла и дошла до какой-то избушки. Оттуда выглянула старушка, да с такими большущими зубами, что девочка испугалась и бросилась бежать.

Но старушка крикнула ей вслед: – Чего испугалась, дитятко? Оставайся лучше у меня, помоги мне по хозяйству! Будешь хорошо работать, и тебе неплохо будет. Ты, главное, стели постель как следует, получше перину взбивай, чтобы пух летел, и тогда на всём свете снег пойдёт. Ведь я знаешь кто? Бабушка Вьюга. Старушка говорила так ласково, что девочка осмелела, вернулась и согласилась у неё остаться. Прилежно взялась она за работу и во всём старалась бабушке угодить: а уж когда она перины взбивала – пух так и летал кругом, словно снежные хлопья.

И жилось ей у бабушки Вьюги хорошо: хозяйка была с ней всегда добра и приветлива, не жалела для неё ни доброго слова, ни лакомого кусочка.

Долго ли, коротко ли пожила девочка у бабушки Вьюги, но что-то стала грустить и тосковать. Сперва она сама не знала, отчего грустит, о чём тоскует, а потом поняла: хоть и жилось тут куда лучше, чем дома, взяла её тоска по родной стороне. А как стало ей невтерпёж, пришла она к старушке и говорит:

– Простите меня, бабушка, хорошо мне у вас живётся, но не могу я больше тут оставаться, – стосковалась я по родному дому.

Бабушка Вьюга отвечает:

– Ну, что ж, дитятко, ничего худого в этом нет: а работой твоей я так довольна, что сама помогу тебе домой добраться.

Взяла она девочку за руку и повела; вскоре пришли они к высоким воротам. Ворота сами собой распахнулись, а когда девочка в них вошла, вдруг хлынул на неё золотой дождь и всю её озолотил.

– Получай, что заслужила! – сказала бабушка Вьюга и подала девочке веретено, то самое, которое упало когда-то в колодец.

Ку-ка-ре-ку! Ко-ко-ко-ко!

Вернулось наше Зо-лот-ко!

младшая дочь и петушок у колодца

Увидели мачеха и сводная сестра, что красавица падчерица вся в золоте, и встретили её с почётом. Девочка рассказала обо всём, что с ней случилось, а мачеха, когда услыхала про её счастье, позавидовала и захотела, чтобы её родная дочь, лентяйка, тоже озолотилась. Дала она ей веретено и отправила её к колодцу прясть, да ещё научила руки себе терновником исколоть. Лентяйка намазала веретено кровью, бросила его в колодец и сама следом прыгнула.

И она тоже оказалась на том же цветущем лугу и пошла по той же тропинке. Как подошла она к печи, хлебцы и ей закричали.

– Вытащи нас! Вытащи, а то мы подгорим! Мы давно испеклись!

Но лентяйка отвечала:

– Вот ещё! Охота была мараться! – И пошла себе дальше.

Подошла она к яблоне. Яблоня её попросила:

– Потряси меня, потряси – яблочки уже поспели!

– Охота была надрываться! – отвечала лентяйка. – Ещё как бы меня не зашибло! – и пошла себе дальше. Пришла лентяйка к бабушке Вьюге. Она нисколько её не испугалась. Ведь сестрёнка ей уже рассказала, что старушка не злая и бояться её зубов нечего. Вот стала она жить у бабушки Вьюги в работницах. В первый день она еще кое-как, через силу, трудилась и слушалась хозяйку – уж очень ей хотелось озолотиться; но на другой день уже начала лениться, на третий – ещё пуще: даже встать вовремя не пожелала. Да и постель старушке Вьюге она не стелила, не взбивала, как полагается – так, чтобы всюду пух летал… Терпела-терпела бабушка Вьюга лентяйку, а потом попросила её убраться восвояси. Та была рада-радёхонька.

Подходит к воротам и радуется заранее: «Ну, сейчас меня золотом осыплют»… Да только вместо золотого дождя вылился на неё целый котёл черной-пречёрной смолы.

– Получай, что заслужила, – сказала бабушка Вьюга и захлопнула ворота.

Подошла лентяйка к дому вся-то в смоле. Петушок на колодце запел:

Ку-ка-ре-ку! Ко-ко-ко-ко!

Явилось наше Чу-чел-ко!

Практически каждая фольклорная история современности может трактоваться как народная сказка. "Госпожа метелица" - не исключение. Описанная в ней история перекликается со многими другими, в которых красивая, милая и работящая девушка остается сиротой и терпит ущемления от мачехи или отчима.

Конечно же, сказки у разных народов хоть и похожи, но не идентичны. Яркими примерами тому могут служить "Морозко", "Бабина дочь, дедова дочь" - народные сказки. Они имеют ряд отличий, в них, прежде всего, главный сказочный персонаж - мужчина, к тому же падчерице не пришлось трудиться, чтобы получить вознаграждение. Хватило лишь ее кроткого нрава и доброты. Русская сказка "Госпожа Метелица" - это яркий пример того, как история призывает детей к добродетели, покорности и доброте.

Предыстория

Эта история повествует о милой девушке, которая осталась без отца и попала в подчинение к его жене с ее родной дочерью. Женщина нещадно эксплуатировала девушку и в конце концов вынудила ее прыгнуть в глубокий колодец за упавшим веретеном. Но она не сгинула в холодной воде, а очнулась в сказочном мире, где прошла испытания Метелицы, нашла у нее приют и награду за свое трудолюбие. Вернувшись домой целой и невредимой, да еще и с золотом, она вызвала лишь злость и досаду у мачехи, зависть у Последовав ее примеру, та тоже прыгнула в колодец, но честолюбивые планы и лень лишь сгубили родную дочь злой женщины, и вместо богатства принесла она с собой черную смолу как след несмываемого позора на всю жизнь. Таким образом, сказка "Госпожа Метелица" учит своих читателей добросовестно выполнять обязанности, не хитрить и не искать выгоду в добрых поступках.

Сказочный мир помогает не только детям, но и взрослым в облегченной форме осознать поступки и сущность отдельных персонажей и мир в целом, взаимосвязи в нем, разнообразные способы достижения результатов.

Кто написал сказку о Метелице?

Автор сказки "Госпожа Метелица" (а точнее, авторы, ведь ее написали братья Вильгельм и постарался донести до каждого читателя всю несуразность и несостоятельность жадных людей. Стоит отметить, что все сказки братьев основаны на народных фольклорных сказаниях. Они посвятили свою жизнь, многие годы кропотливого труда собиранию по крупицам историй, редактируя их, дополняя. Именно так свет увидели необычайные произведения, такие как сказка "Госпожа Метелица", истории "Рапунцель", "Гензель и Гретель" и многие другие.

Краткие характеристики главных героев

Персонажи в этой истории - абсолютно разнообразные и очень ярко описывают человеческую натуру во всех ее проявлениях. Главная героиня - это сама чистота и простота, иногда граничащая с наивностью и детской непосредственностью. Но какими бы смешными ни казались эти качества в человеке (особенно в наше жестокое время), именно они помогли ей выйти из затруднительной ситуации с достоинством и честью.

Вторым положительным стала сама Госпожа Метелица. Увидев домик и ее обитательницу, девушка сразу растерялась и испугалась, ведь повелительница зимы и вьюг показалась ей страшной и злой. В этом нет ничего удивительного, ведь людям свойственно приписывать природным стихиям негативные черты (и чем стихия немилосерднее, тем страшнее она в представлении человека). Однако на деле Метелица оказалась справедливой и милосердной. Она приютила у себя девушку и не стала перечить ее воле, когда та решила вернуться к близким.

Мачеха и ее родная дочь - одновременно персонажи схожие и далекие. И если мать превратилась в жестокосердную и бездушную женщину во многом ради своей дочери, то вторая - это самый низменный человек во всех его проявлениях: ленивый, тщеславный, себялюбивый и эгоистичный. Именно эти черты всегда считались пороками в обществе, и сказка " Госпожа Метелица" передала их наиболее точно. Ярким примером лицемерия стал момент, когда добрая дочь вернулась от Метелицы в золоте, а мачеха с сестрой, которые еще недавно на дух ее не переносили, рассыпались в любезностях и проявлениях мнимой доброты.

Что отличает братьев Гримм от других авторов?

Вообще, сказка Гримм "Госпожа Метелица" очень характерна для авторов. В своей работе они руководствовались максимальной реалистичностью и правдоподобностью по отношению к первоисточникам, а именно народным историям. Для времен Средневековья жестокость и наказание на грани пыток за неправомерные поступки были отличительными чертами общества. Экзекуции, клеймо позора, изгнание из городов и сел за проступки перед общиной были нормой того времени. Современному гуманному человеку порой сложно представить себе реалии прошлых столетий.

Не проявиться в народных сказках такие нормы не могли, и подчас сказки становились не добрым напутствием для ребенка, а скорее ужасной и страшной историей, которая действительно пугала. При издании своих сочинений братья Гримм пытались сохранить как можно больше фольклорной целостности, урезая лишь самые нелицеприятные моменты, в которых были сцены реального насилия, кровосмешения, жестокости как по отношению к людям, так и к животным. Часто на этом настаивали типографии, мотивируя свои пожелания тем, что сказки все же предназначены для детей.

Все сказки пытаются преподнести урок жизни, помочь распознать добро и зло. Но разные представления о рамках дозволенного, отличия в менталитете каждой отдельной страны приводят к тому, что перевод сказки с языка оригинала не всегда соответствует первоначальному содержанию. Многие авторы по своему усмотрению переводят имена, названия мест происходящего и часто смягчают некоторые подробности сюжета для более легкого восприятия.

"Госпожа Метелица": экранизации

Сюжет сказки "Госпожа Метелица" пользуется популярностью у представителей искусства. К сказке создано множество иллюстраций, которые совсем по-разному интерпретируют внешность главных героев. К сожалению, современного качественного мультфильма на основе именно этой истории не создали. Самая новая - экранизация чешского режиссера, датируемая 1985 годом. Также есть советский мультфильм, снятый еще раньше, в 1971 году. Вместе с тем состоятельность сказки, желание детей и их родителей увидеть любимых героев вживую подталкивают ставить на ее основе пьесы в театрах и создавать кукольные представления.

Тема: Братья Грим « Госпожа Метелица »

Цель урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с творчеством немецких сказочиков Братьев Гримм и их сказкой «Госпожа Метелица». Развивающая: Развивать навыки правильного и осознанного чтения, учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий; воспроизводить содержание сказки по вопросам, развитие интереса к устной речи учащихся и их творческих способностей. Работа над лексическим значением слов. Воспитательная: Воспитывать у детей доброту, сочувствие к чужой беде.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас урок литературного чтения. А теперь, посмотрели друг на друга, улыбнулись и сели.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Пожелаем всем удачи –

За работу в добрый час!

На сегодняшнем уроке мы с вами, ребята, познакомимся с творчеством известных немецких сказочников Братьев Гримм и с их сказкой «Госпожа Метелица». Мы будем ее выразительно читать, отвечать на вопросы и высказывать свое мнение. Имя нашего урока - «…И спешите, вы, друзья, делать добрые дела».

II. Проверка домашнего задания.

А теперь, приступим к домашнему заданию. Какое было домашнее задание?

III. Работа по теме урока - Братья Гримм «Госпожа Метелица».

1. Запись даты темы урока в тетрадях.

2. Откройте учебник на странице 94. Прочитайте название произведения и рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 97. А теперь, попробуем определить по названию и иллюстрации содержание этой сказки. Скажите, пожалуйста, ребята, о ком эта сказка, как вы думаете?

Ответы учащихся. (Это сказка об одной девочке, о Госпоже Метелице)

IV. Словарная работа.

Во время чтения сказки нам встретятся такие слова, значения, которых нам нужно будет уточнить. Вот эти слова:

Веретено, падчерица, лицом нехороша, очнулась, стосковалась по дому (запись в тетради).

V. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз «Круг». Представить себе большой круг. Обводить его глазами. Сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

VI. Изучение новой темы. Работа по учебнику стр. 94- 98.

1.Чтение сказки Братьев Гримм (читают учитель и хорошо читающие ученики).

2. О ком говорится в сказке? (О падчерице и о Госпоже Метелице))

3. Сравнение ответов по содержанию до и после первичного чтения.

4. Какая это сказка – бытовая, о животных или волшебная? (Это сказка волшебная)

5. Что вы можете сказать о падчерице: она ленивая или трудолюбивая?

6. Вспомните, какую народную сказку напоминает вам начало сказки «Госпожа Метелица»? (Золушка).

VII. Физкульминутка.

Мы работаем отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь, веселей!

Мы попрыгаем как зайки

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Отдохнули!

VIII. Вторичное выборочное чтение. Работа над содержанием.

1. Найдите в сказке отрывок, который подходит к этой иллюстрации.

2. Найдите в тексте отрывки, которые характеризуют падчерицу как старательную и трудолюбивую.

3.Какая она Госпожа Метелица?

4. С чем сравнивается снег в сказке Братьев Гримм? Как об этом написано в сказке, найдите и прочитайте.

5.Придумайте свое сравнение для снега: «Снег похож на …»

6.Как вы думаете, что произойдет в сказке дальше?

7. Есть ли татарская народная сказка, похожая на сказку «Госпожа Метелица»? Кратко перескажите ее содержание. (Уги кыз – Падчерица)

IX. Частичное перечитывание текста, выборочное чтение. (Игра)

Сейчас мы с вами проведем игру и проверим, кто из вас читал сказку внимательно. Я буду читать начало какого – либо предложения. А вы должны найти его и прочитать до конца.

X. Составление вопросов и ответы на них. «Мой вопрос–твой ответ».

Один ряд задает вопросы по содержанию текста, а другие 2 ряда отвечают на вопросы.

XI. Рассказ учителя из биографии Братьев Гримм.

Вильгельм и Якоб Гримм – немецкие писатели-сказочники. Они были профессорами прусской академии. Братья-погодки трогательно любили друг друга, прожили совпадающую во всем жизнь; только Вильгельм ушел из жизни на четыре года раньше брата.

Они не были скучными учеными, а были веселыми и добрыми. Братья всю жизнь собирали сказки, путешествуя по стране. Они не меняли содержание сказок, но они вернули старым забытым сказкам народный язык.

А сейчас я хочу обратить ваше внимание на выставку: здесь собраны книжки разных изданий и проиллюстрированные разными художниками сказки «Госпожа Метелица» немецких сказочников братьев Гримм. Внимательно рассмотрите их и обязательно возьмите ее почитать в библиотеке.

XII. Домашнее задание .

XIII. Итог урока.

О ком мы узнали на уроке?

Вам понравилась падчерица?

Кто является олицетворением добра в этой сказке?

Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке, молодцы! Учитель выставляет отметки. Вы хорошо потрудились. Спасибо за урок!

Урок окончен.