Решу егэ по обществознанию политический процесс. Проблемы политического процесса

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.11. Политический процесс

4.11. Политический процесс

Политический процесс: 1) динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития; 2) деятельность людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов; 3) последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Типологизация политических процессов

* в рамках сравнительной политологии (Л. Пай ): связывает принципиальные различия политического развития западных и незападных стран с культурным «кодом», который определяет практические ориентации и поведение населения в них;

* культурная неоднородность западных обществ создает основу для существования двух версий политического процесса:

– выделяют два «идеальных типа» политического процесса (М. Вебер ), которые соответствуют двум типам политической культуры: неэтатистской (демократической) и этатистской (технократической, элитарной);

– две политико-культурные ориентации обуславливают две интерпретации политических процессов:

а) горизонтально организованный политический процесс – строится на организации формального равенства и относительной автономности его главных участников и представлен политической властью, правительством и группами давления;

б) вертикально организованный политический процесс – характеризуется стихийным проявлением интересов, потребностей, образа мыслей масс, которым противостоит государственная власть, организованная система ценностей и политическая наука; способностью управляющих согласовывать интересы различных групп общества, гарантировать определенную степень свободы общества;

* по способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований:

технократический . Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедурам принятия политических решений, способам легитимного наделения властью. Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды – в англосаксонских странах. Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

идеократический политический процесс характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи.

харизматический политический процесс характерен для восточной культурной традиции, в рамках которой абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами.

Основные виды политических процессов

– формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

– воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

– принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.

Экстремальные виды политического процесса различают по социальному составу, степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников:

а) восстание: любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

б) бунт: массовое действие, имеющее очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограничено временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей; почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства.

в) мятеж: по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц, носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу, и основное ядро мятежников обычно составляет армия. Человек подчинен эмоциям, а его действия все более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества.

г) путч выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

* Локально-региональные и глобальные процессы (взаимные переходы).

* Стабильные и кризисные процессы.

* Легальные и «теневые» процессы.

Основные компоненты политического процесса: функционирование государственных институтов (правительство и полиция, парламент и спецслужбы, деятельность партий и групп давления, индивидуальная активность граждан); взаимосвязь сознательной и стихийной деятельности, то есть регулируемых государством действий и спонтанных акций групп граждан и отдельных индивидов.

Политическое решение – это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связи с реализацией власти.

Функции политического решения: 1) координация – согласование усилий разнородной массы людей, действующих в постоянно изменяющихся обстоятельствах; 2) корреляция – внесение изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или облегчающих реализацию поставленной задачи; 3) программирование – осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности.

Планирование политического процесса:

Согласование целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный политический процесс;

Доведение до возможно большего числа его участников программы действий;

Оценки обстановки, в которой будет разворачиваться политическое действие с целью выявления ее основных доминант, узлов взаимодействия противоречий и интересов, от воздействия на которые зависит успех намечаемого политического действия;

Принятие мер по созданию соответствующего психологического настроя участников политического процесса, который бы способствовал, стимулировал их действия в направлении реализации выбранной цели.

Причины политических конфликтов: различия интересов, соперничество и борьба социально-профессиональных, этноконфессиональных, элитных и иных групп, слоев, общностей и индивидов в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти, овладения и использования ведущих позиций в институтах и структурах этой власти. Политические конфликты связаны с сознательно формулируемыми целями, направленными на перераспределение власти.

Виды конфликтов: между исполнительной и законодательной властью на разных уровнях; внутрипарламентский; между различными звеньями управленческого аппарата, между целями управленческой деятельности и структурными ограничениями управленческих возможностей; между группами (партиями), придерживающимися разных идеологических или политических установок.

Политический порядок – это комплекс мероприятий, создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы общества, это состояние урегулированности политических процессов. Политический порядок характеризует состояние политической системы, ее способность к политической мобилизации и осуществлению запланированных акций.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

Политический театр Пискатора Политический театр создавался в полемике и борьбе, прежде всего, с экспрессионизмом. Если экспрессионизм отразил эпоху послевоенного кризиса, неудавшихся революционных выступлений, исторических разочарований, то новое направление в

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. 100 дней в СИЗО автора Маруга Валерий Михайлович

ПОЛИТИЧЕСКИЙ Коверчук Иван Федорович попал в следственный изолятор в свои пятьдесят девять лет. До этого тянулась его длинная и сложная жизнь, довольно типичная для здешних мест.Еще подростком он привлекался к уголовной ответственности за участие в бандах ультраправых

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Флюгер (политический) Выражение стало популярным в русской общественно-политической лексике во многом благодаря известному четверостишию Алексея Константиновича Толстого (1817-1875), которое он написал как вольное переложение стихов немецкого поэта Генриха

Из книги Политика автора Джойс Питер

Политический спектр Концепция политического спектра используется для классификации различных политических идеологий относительно друг друга с возможностью выявления существующих между ними сходств и различий.Политические идеологии в целом подразделяются на три

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

47. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Исторически объективная взаимосвязь политической системы и гражданского общества находит свое конкретное выражение в политическом режиме. Политический режим – совокупность способов и методов действия политической сферы общества. Он

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

19. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Общие принципы демократического политического режима: 1. Признание народа источником власти в суверенном государстве. Народный суверенитет состоит в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

20. АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Авторитаризм – это такая установленная или навязанная форма политического режима, которая концентрирует власть в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов и ветвей власти и,

Из книги Как учить чужой язык? автора Хрипко Антон

37. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС Политический кризис – состояние системы, при котором власть становится не способна выполнять свои организаторские и иные функции. Кризисы политической системы, уподобляясь болезням организма, могут быть легкими и тяжелыми. Бывают кризисы,

Из книги Энциклопедия юриста автора

21. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Политический режим – это совокупность способов и методов фактического осуществления гос власти.Демократия – это такой режим, который обеспечивает широкое участие населения в управлении делами общества и государства. Демократия невозможна без

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

7. Политический перевод В 1870 году французский рабочий Эжен Потье, вдохновленный происходящей в стране революцией, написал стихотворение «Интернационал». Через 18 лет другой француз Пьер Дегейтер написал к этим словам музыку. Так возникло это не в меру политизированное

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Политический режим ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - в науке конституционного права понятие. обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Характер П.р. никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Политика, журналистика, правосудие автора Душенко Константин Васильевич

Глава 3. РУССКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИР Все, кто заслужит право называть Россию родиной, – русские Все эти племена и национальности, разбросанные от Карпат до Тихого океана, только русским племенем объединены в одно величественное целое, которое так благодетельно для них

Из книги автора

Из книги автора

XII Политический спектр Либералы и консерваторыСм. также «Партии» Здоровая консервативная политика – это консервативные люди и либеральные средства. Бенджамин Дизраэли (1804–1881), британский премьер-министр, писатель У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет

Выберите верные суждения о политическом процессе и общественно-политических движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политический процесс связан с решением проблемы ограниченности экономических ресурсов.

2) Домохозяйства и фирмы являются субъектами политического процесса.

3) B политическом процессе проявляется взаимосвязь реформаторских и консервативных начал.

4) На этапе реализации принятые политические решения облекаются в правомочную форму, определяется их адрес и круг лиц, организаций, ответственных за их исполнение

5) C учётом различных обстоятельств субъекты политического процесса разрабатывают альтернативные варианты действий для достижения необходимых результатов.

Пояснение.

Политический процесс - это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс - это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует свою государственность, а государство в свою очередь - «завоевывает общество». С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает своего рода технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.

Структура политического процесса включает в себя три основных элемента.

Субъекты политики - это те, кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности: индивиды и их группы, реализующие самостоятельно выработанные программы действия, осуществляющие свою сознательную цель и обладающие способностью проявлять себя как совокупные субъекты. Любые действия субъектов политики в конечном счете преследуют одну цель: повлиять на принимаемые государственной властью решения. Собственно политический процесс начинается с выявления проблемы, поиска ее решения во взаимодействии всех заинтересованных политических сил и завершается тем или иным результатом, который выражается в действиях властей.

Объект должен быть создан или достигнут как цель политического процесса.

Средства, методы, ресурсы исполнителей процесса связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы - наука, знания, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, идеология и другие факторы.

1) Политический процесс связан с решением проблемы ограниченности экономических ресурсов - нет, неверно.

2) Домохозяйства и фирмы являются субъектами политического процесса - нет, неверно.

3) B политическом процессе проявляется взаимосвязь реформаторских и консервативных начал - да, верно.

4) На этапе реализации принятые политические решения облекаются в правомочную форму, определяется их адрес и круг лиц, организаций, ответственных за их исполнение - да, верно.

5) C учётом различных обстоятельств субъекты политического процесса разрабатывают альтернативные варианты действий для достижения необходимых результатов - да, верно.

Ответ: 345.

Денис Уланов 04.06.2017 10:03

3 ответ не является верным, т.к реформаторские начала - это постепенное изменение строя, а консервативное - это не изменение строя. Они не могут взаимодействовать.

Валентин Иванович Кириченко

Могут и взаимодействуют

·

Выберите верные суждения о политическом процессе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политический процесс представляет собой определённую технологию принятия и реализации властных решений.

2) Участниками политического процесса являются элитарные слои общества.

3) В политическом процессе проявляется взаимосвязь реформаторских и консервативных начал.

4) Политический процесс, как правило, носит деструктивный характер.

5) В ходе политического процесса, как правило, реализуются идеи рыночного саморегулирования и защиты прав и свобод человека.

Пояснение.

1) По­ли­ти­че­ский про­цесс пред­став­ля­ет собой опре­делённую тех­но­ло­гию при­ня­тия и ре­а­ли­за­ции власт­ных ре­ше­ний - да, верно.

2) Участ­ни­ка­ми по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са яв­ля­ют­ся эли­тар­ные слои об­ще­ства - да, верно.

3) В по­ли­ти­че­ском про­цес­се про­яв­ля­ет­ся вза­и­мо­связь ре­фор­ма­тор­ских и кон­сер­ва­тив­ных начал - да, верно.

4) По­ли­ти­че­ский про­цесс, как пра­ви­ло, носит де­струк­тив­ный ха­рак­тер - нет, неверно, как правило, конструктивный.

5) В ходе по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са, как пра­ви­ло, ре­а­ли­зу­ют­ся идеи ры­ноч­но­го са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния и за­щи­ты прав и сво­бод че­ло­ве­ка - нет, неверно, могут и другие.

Ответ: 123.

Алсу Хафизова 01.02.2017 16:35

В справочнике для подготовки к ЕГЭ П.А.Баранова в теме 4.11 "Политический процесс" написано "Политический процесс, как правило, складывается из бесконечной суммы политически значимых действий включенных в него участников - субъектов политического процесса (граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения, профессиональные и творческие союзы, молодежные, женские и другие организации, СМИ). Таким образом, согласно так же и другим источникам, участниками политического процесса являются не только элитарные слои общества.

Валентин Иванович Кириченко

Слова только у нас нет.

Юля Мельник 07.02.2017 19:10

В спра­воч­ни­ке для под­го­тов­ки к ЕГЭ П.А.Ба­ра­но­ва в теме 4.11 "По­ли­ти­че­ский про­цесс" на­пи­са­но "По­ли­ти­че­ский про­цесс, как пра­ви­ло, скла­ды­ва­ет­ся из бес­ко­неч­ной суммы по­ли­ти­че­ски зна­чи­мых дей­ствий вклю­чен­ных в него участ­ни­ков - субъ­ек­тов по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са (граж­да­не, за­ин­те­ре­со­ван­ные груп­пы, по­ли­ти­че­ские пар­тии и дви­же­ния, про­фес­си­о­наль­ные и твор­че­ские союзы, мо­ло­деж­ные, жен­ские и дру­гие ор­га­ни­за­ции, СМИ). Таким об­ра­зом, со­глас­но так же и дру­гим ис­точ­ни­кам, участ­ни­ка­ми по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са яв­ля­ют­ся не толь­ко эли­тар­ные слои об­ще­ства.

ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВ У ВАС НЕТ???!!! Человек действительно прав. Например, выборы-одна из форм политического процесса. В них учавствуют все граждане, достигшие 18 лет. НЕ ТОЛЬКО ЭЛИТА, НО И ПРОСТЫЕ ЛЮДИ!!!

Валентин Иванович Кириченко

Слова ТОЛЬКО

Лили Айвз 15.02.2017 14:11

Участ­ни­ка­ми по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са яв­ля­ют­ся эли­тар­ные слои об­ще­ства. - Да, верно.

"По­ли­ти­че­ский про­цесс, как пра­ви­ло, скла­ды­ва­ет­ся из бес­ко­неч­ной суммы по­ли­ти­че­ски зна­чи­мых дей­ствий вклю­чен­ных в него участ­ни­ков - субъ­ек­тов по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са (граж­да­не, за­ин­те­ре­со­ван­ные груп­пы, по­ли­ти­че­ские пар­тии и дви­же­ния, про­фес­си­о­наль­ные и твор­че­ские союзы, мо­ло­деж­ные, жен­ские и дру­гие ор­га­ни­за­ции, СМИ)

Ответ не сходится с тем, что написано во всех учебниках. Модератор (Валентин Иванович Кириченко), если это он, на вопрос почему так, ведет себя как-то неадекватно. Пожалуйста, проясните ситуацию, либо исправьте ответ.

Валентин Иванович Кириченко

Похоже неадекватные люди задают один тот же вопрос. Элитарные слои - участники политического процесса, да это факт бесспорный и неопровержимый. В суждении 2 ничего не сказано, что это единственный субъект политического процесса, значит оно верное. Что еще непонятного?

Александра Левшина 18.02.2017 11:04

"5) В ходе политического процесса, как правило, реализуются идеи рыночного саморегулирования и защиты прав и свобод человека. НЕТ. неверно. Могут и другие. "

Получается,здесь ответ неверен(если следовать Вашей(Валентин Иванович Кириченко) логике (подобно 3 пункту этого же задания). В суждении 5 слово "только" отсутствует, значит оно верное.

Пожалуйста, проясните ситуацию, либо исправьте ответ.

Мухарбек Дахкильгов 09.04.2017 19:08

Участниками политического процесса являются элитарные слои общества.

Вы могли бы просто по- другому сформулировать утверждение, а именно:

"Элитарные слои общества являются участниками политического процесса"

Тогда и вопросов не будет.

Валентин Иванович Кириченко

Вопрос и ответ разработчиков КИмов

Анастасия Тереняк 18.05.2017 14:43

Дорогие учащиеся!

Я также сдаю ЕГЭ по обществознанию и уже подчеркиваю очень простые правила:

-) будь внимательной. От того КАК вы прочитаете задание, будет зависеть и ваш ответ. Допустим, вопрос 2. " Участниками политического процесса являются элитарные слои общества." Он верный, слово " только" здесь нет - что являлось бы очевидной ошибкой.

-) быть благодарной. Дело в том,что сайт РЕШУЕГЭ даёт всем возможность решать, учиться. Да, не всегда всё понятно, не все объяснения разборчиво написаны, но на что вам Яндекс или Гугл? Вперёд. На этом сайте есть ошибки, но их крайне редко. Сто раз проверьте "ошибки", прежде чем сюда писать и позориться!

·

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Пояснение.

Политические процессы, связанные с принятием ключевых политических решений и характеризующиеся разнообразием способов политического участия граждан - базовые политические процессы.

Ответ: базовые.

Ответ: базовые

Валентин Иванович Кириченко

В зависимости от критериев политические процессы можно разделить на следующие типы:

1. базовые и периферийные.

2. внутриполитические и внешнеполитические,

3. революционный и эволюционный

4. ангажированные и неангажированные,

5. открытые и скрытые,

6. стабильные и нестабильные.

Лейла Этиева 03.03.2017 14:37

на реальном егэ ведь учитываются синонимы?

Валентин Иванович Кириченко

·

Центром изучения общественного мнения была проведена серия социологических опросов граждан страны Z. Респондентам (участникам опроса) было предложено ответить на вопрос: «Как Вы считаете, можете ли Вы повлиять на политические процессы в стране?» Результаты опроса (в процентах) представлены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Менее трети опрошенных в 2008 г. скептически относились к возможности влиять на политические процессы в стране.

2) По данным опросов 2008 и 2010 гг., большинство респондентов выразили сомнения в возможности влиять на политические процессы в стране.

3) Доля респондентов, твёрдо уверенных в отсутствии каких-либо возможностей влияния на политические процессы в стране, в 2010 г. уменьшилась на 6% по сравнению с 2008 г.

4) По данным опросов 2008 и 2010 гг., на самом низком уровне остаётся доля респондентов, твёрдо уверенных в своих возможностях существенно влиять на политические процессы в стране.

5) В целом рассматриваемый период времени может быть охарактеризован как серьёзный прорыв в направлении решения проблемы политического участия.

Пояснение.

1) Менее трети опрошенных в 2008 г. скептически относились к возможности влиять на политические процессы в стране - нет, неверно.51 плюс 36, это не менее трети, а гораздо больше половины.

2) По данным опросов 2008 и 2010 гг., большинство респондентов выразили сомнения в возможности влиять на политические процессы в стране - да, верно.

3) Доля респондентов, твёрдо уверенных в отсутствии каких-либо возможностей влияния на политические процессы в стране, в 2010 г. уменьшилась на 6% по сравнению с 2008 г. - нет, неверно.

4) По данным опросов 2008 и 2010 гг., на самом низком уровне остаётся доля респондентов, твёрдо уверенных в своих возможностях существенно влиять на политические процессы в стране - да, верно.

5) В целом рассматриваемый период времени может быть охарактеризован как серьёзный прорыв в направлении решения проблемы политического участия - нет, неверно.

Ответ: 24.

Ответ: 24

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о формах политического участия граждан;

− одно предложение, раскрывающее главную задачу субъектов политического процесса.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: политический процесс - совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализации ими собственных интересов и целей; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о формах политического участия граждан: Формами политического участия граждан являются выборы и референдумы, митинги и участие в политических организациях, обращение в органы государственной власти; (Может быть составлено другое предложение, содержащее

информацию о формах политического участия граждан.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса главную задачу субъектов политического процесса, например: Главная задача субъектов политического процесса - завоевать и использовать государственную власть для воплощения в жизнь определённых интересов. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса главную задачу субъектов политического процесса.)

1) раскройте смысл понятия «политический процесс»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о субъектах политического процесса;

− одно предложение, содержащее информацию о признаках демократического политического процесса.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Политический процесс - это процесс, включающий в себя политическое участие граждан в функционировании государства.

Предложения:

1) Одним из субъектов политического процесса являются граждане государства.

2) Демократический политический процесс характеризуется властью народа, равенством всех перед законом и проведением демократических выборов и референдумов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Интегративная функция политической культуры связана с формированием у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений.

2) Для подданнического типа политической культуры характерно пассивное отношение к политической системе.

3) Носители гражданской политической культуры стремятся быть активными участниками политического процесса.

4) Нормативная функция политической культуры связана с формированием политических качеств, политической социализацией личности.

5) Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам.

Пояснение.

1) Интегративная функция политической культуры связана с формированием у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений. Нет, не верно. Речь идет о познавательной функции.

2) Для подданнического типа политической культуры характерно пассивное отношение к политической системе. Да, верно.

3) Носители гражданской политической культуры стремятся быть активными участниками политического процесса. Да, верно.

4) Нормативная функция политической культуры связана с формированием политических качеств, политической социализацией личности. Нет, неверно. Речь идет о воспитательной функции.

5) Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Да, верно.

Ответ: 235

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Субъекты политического процесса». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Понятие субъектов политического процесса, их виды:

а) государство;

б) социальные группы;

в) политические партии;

д) политические элиты;

е) граждане.

2. Государство:

а) признаки государства;

6) форма государства;

в) внутренние и внешние функции государства;

г) ресурсы власти, используемые государством.

3. Социальные, этнические, конфессиональные группы.

4. Политические партии и общественные движения.

5. Роль СМИ в политическом процессе.

6. Политическая элита:

а) рекрутирование и обновление политической элиты;

6) функции политической элиты.

7. Граждане как индивиды:

а) политические права граждан;

6) формы политического участия граждан.

8. Граждане как совокупность избирателей (электорат).

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 1-7 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства.

2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.

3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений.

4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования.

5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования.

Пояснение.

Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности. Политическое участие - это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.

Данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например участвуют в процедуре голосования. Во-вторых, политическое участие - это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине многие формы активности в советском обществе не считались западными советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам) политическим участием. В-третьих, политическое участие граждан не есть «участие за деньги»: если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием. Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.

Формы политического участия многообразны. Наиболее популярными являются: массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования), голосование на выборах и референдумах, участие в деятельности политических партий и групп давления, выражение своего мнения о тех или иных политических событиях или решениях через СМИ, письма и обращения в органы государственной власти, наказы депутатам, контакты с государственными служащими, контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и т. д. Самой распространенной формой политического участия является участие в выборах. В некоторых странах доля участвующих в национальных выборах доходит до 90% (Австралия), в большинстве стран развитой демократии она обычно колеблется от 50 до 80%. Остальные виды участия лишь в очень немногих случаях охватывают более 25% граждан.

В силу многообразия форм политического участия его можно классифицировать по различным основаниям. Политическое участие бывает: легальным (участие, разрешенное законом) и нелегальным (запрещенные законом формы политической деятельности, например терроризм или не разрешенные властями акции протеста); индивидуальным и коллективным; постоянным (оно свойственно политическим активистам) и эпизодическим (обычно ограничивается участием в выборах); традиционным (направленным на сохранение политической системы и поддержание стабильности) и инновационным (ориентированным на изменения и реформы); на местном, региональном или высшем уровнях политической системы, и т. д. Формы участия различаются по своей направленности (на решение общественных целей или реализацию частных интересов), количеству усилий и ресурсов, требуемых со стороны участников, уровню конфликта с властями и степени оказываемого на них давления, объему необходимой кооперации и др. Например, протестная активность, как правило, очень конфликтная, может оказать сильное давление на власти и требует определенной кооперации со стороны участников; в то же время контакты с официальными лицами обычно неконфликтны, оказывают незначительное давление на власти и не требуют кооперации.

1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства - да, верно.

2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления - да, верно.

3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений - да, верно.

4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования - нет, неверно.

5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования - нет, неверно.

Ответ: 123.

Ответ: 123

1) Политическая система общества определяет возможности социально-политической деятельности граждан и организаций.

2) B состав политической системы общества могут входить общественные организации.

3) Политическая система осуществляет регулирование политического процесса.

4) Политологи различают мажоритарные и пропорциональные политические системы.

5) Социальные нормы (правовые, политические, нравственные и т.п.) относятся к институциональной (организационной) подсистеме политической системы.

Пояснение.

Политическая система - совокупность отношений по поводу участия в политической власти, комплекс норм, институтов и организаций в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Функции политической системы: управляющая, мобилизующая, интегративная (согласование интересов), коммуникативная. Элементы политической системы: организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления), нормативный (нормы, ценности, обычаи, традиции), культурный (политическая культура - знания, ценностные ориентации, политическая психология, способы практической политической деятельности + идеология), коммуникативный (связи внутри политической системы).

1) Политическая система общества определяет возможности социально-политической деятельности граждан и организаций - да, верно.

2) B состав политической системы общества могут входить общественные организации - да, верно.

3) Политическая система осуществляет регулирование политического процесса - да, верно.

4) Политологи различают мажоритарные и пропорциональные политические системы - нет, неверно.

5) Социальные нормы (правовые, политические, нравственные и т.п.) относятся к институциональной (организационной) подсистеме политической системы - нет, неверно.

Ответ: 123.

Ответ: 123

1) Тип политического режима определяется характером общественно-политических процессов, структурой правящей элиты.

2) При демократическом режиме личная свобода признаётся лишь в той мере, в какой это представляется целесообразным правительству страны.

3) Политический режим характеризуют способы урегулирования социальных и политических конфликтов.

4) Режимы различаются по политическому и юридическому статусу средств массовой информации, степени гласности в обществе.

5) При тоталитарном режиме невозможна деятельность средств массовой информации.

Пояснение.

Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Демократический режим (от греч. demokratia - народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

Выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов.

Разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга.

Гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций.

Равноправие - все имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты.

Плюрализм - господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры.

Согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума - всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas - власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например, в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis - весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

1) Тип политического режима определяется характером общественно-политических процессов, структурой правящей элиты - да, верно.

2) При демократическом режиме личная свобода признаётся лишь в той мере, в какой это представляется целесообразным правительству страны - нет, неверно.

3) Политический режим характеризуют способы урегулирования социальных и политических конфликтов - да, верно.

4) Режимы различаются по политическому и юридическому статусу средств массовой информации, степени гласности в обществе - да, верно.

5) При тоталитарном режиме невозможна деятельность средств массовой информации - нет, неверно.

Ответ: 134.

Выберите верные суждения о структуре политической системы общества и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Государство - элемент институциональной подсистемы политической системы общества.

2) Различные политические идеологии относятся к коммуникативной подсистеме политики.

3) Регулирование политического процесса на основе разнообразных социальных норм - важная функция, реализуемая компонентами политической системы, относящимися к культурной подсистеме.

4) К элементам институциональной подсистемы политической системы общества относятся общественные организации.

5) Организация политического диалога - одна из функций коммуникативной подсистемы.

Пояснение.

Государство в широком смысле - тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории. Государство в узком смысле - организация верховной власти, стоящей над обществом. Политические идеологии, общественные организации - институциональная подсистема. Политический диалог - коммуникативная подсистема.

1) Государство - элемент институциональной подсистемы политической системы общества - да, верно.

2) Различные политические идеологии относятся к коммуникативной подсистеме политики - нет, неверно.

3) Регулирование политического процесса на основе разнообразных социальных норм - важная функция, реализуемая компонентами политической системы, относящимися к культурной подсистеме - нет, неверно.

4) К элементам институциональной подсистемы политической системы общества относятся общественные организации - да, верно.

5) Организация политического диалога - одна из функций коммуникативной подсистемы - да, верно.

Ответ: 145.

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем одного, от­но­сят­ся к по­ня­тию «субъекты по­ли­ти­че­ской деятельности». Най­ди­те один термин, «выпадающий» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Пояснение.

Политический про­цесс определяется как ди­на­ми­че­ская характеристика всей по­ли­ти­че­ской системы в целом, по­сле­до­ва­тель­ная смена ее состояний, ста­дий развития.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политическое участие

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­те учитываются:

− кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их соответствия

заданной теме;

− пол­но­та от­ра­же­ние ос­нов­но­го со­дер­жа­ния в плане;

− со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1) Де­мо­кра­ти­че­ский ме­ха­низм при­ня­тия по­ли­ти­че­ских решений

2) Из­би­ра­тель­ные права граждан:

а) активное избирательное право;

б) пассивное избирательное право.

3) Прин­ци­пы демократического из­би­ра­тель­но­го права:

а) всеобщность;

б) равенство;

в) тайна выборов;

4) Из­би­ра­тель­ные системы:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная

5) Роль выборах в политическом процессе:

б) общественный контроль за деятельностью государственной властью;

в) социальное представительство и т.д.

6) Пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны власти

7) Вы­бо­ры в не­де­мо­кра­ти­че­ских обществах

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и

подпунктов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие политические выборы, их роль в политическом процессе:

а) формирование представительных органов власти;

Политические процессы в России

За последние годы в России стали активно развиваться такие дисциплины, как политология, социология, а также различные политические учения. Организуются различные конференции и семинары на политические темы, так как общество активно интересуется политикой и переменами в данной сфере.

На сегодняшний день накоплен богатый эмпирический материал, который относится к различным аспектам политического процесса. Вместе с тем ученые выделили и ряд проблем в функционировании политических процессов. Подобный анализ стал возможен на основании сравнительного исследования политики нескольких государств. Изучение подобного вопроса позволяет выявить пробелы в изучении политических процессов, а также предложить соответствующие пути решения данных проблем.

Необходимо отметить, что понятие политического процесса используется не только учеными, но также и субъектами политики, а также в обыденной речи граждан. Несмотря на то, что данные понятия ассоциируются именно с политикой и реализацией политической деятельности, в обыденном сознании долгое время данное словосочетание ассоциировалось именно со сталинским режимом, репрессиями в Германии, показательными судами над изменщиками и так далее. Подобный негативный опыт не всегда в полной мере позволяет гражданам оценить политическую обстановку правильно. С этой точки зрения необходимо развитие политической культуры.

Рисунок 1. Политические процессы в России. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Зарождающиеся направления политики

Учёные, которые на сегодняшний день изучают политику, говорят о появлении новых политических течений, которые пока что только зарождается и формируются. Кроме того, отмечается трансформация многих институтов власти, которые приспосабливаются к изменяющимся общественным отношениям.

Одним из новых, зарождающихся направлений политики является институционализм. Особый интерес к нему выражают учёные в междисциплинарных исследованиях. В частности, данное направление основано на понимание норм Конституции и их реализации на практике с учетом социального взаимодействия. Нередко данное направление предполагает избрание кандидатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления по территориальному признаку. Подобное направление накладывает определенный отпечаток на политические взгляды населения.

Институционализм как теория социальных основ также выступает в качестве одного из направлений развития политических институтов, однако в науке ему уделено недостаточное внимание. Между тем, именно данное направлен изучает возможность развития определенных институтов в контексте формирующийся социальной парадигмы, основанную на нормах Конституции. На сегодняшний день данная точка зрения оценивается в качестве одной из наиболее эффективных в политической сфере.

Следующий подход именуются как бихевиористский, в частности он рассматривает отдельных индивидов или группы людей в качестве субъектов политического процесса и ведущего вектора, объединяя их политические воли и интересы. Однако в рамках данного подхода не отражаются организационные моменты, структура и функционал политических процессов, а также явления, которые оказывают влияние на общественные отношения, что является значительным недостатком данного подхода. Также данный подход не способен учесть временные единицы измерения и изучить политический процесс в целом. Изучаемые в его контексте явления лишь вырываются из определённого момента и изучаются конкретно на данный момент времени.

Следующий подход именуются структурно-функциональным. Он анализирует поведенческие аспекты политического процесса, оценивая в том числе среду и систему, характер и способ взаимодействия субъектов в сфере политики. Основное внимание здесь также уделяется макроаспектам политического процесса. Сторонниками данного подхода используются более крупные временные единицы для анализа тех или иных политических явлений, что позволяет более полно определить специфику какого-либо направления развития политических отношений. В качестве недостатков данного подхода можно выделить следующие:

  • происходит занижение роли субъективных факторов в рамках политики,
  • поведение субъектов в чаще всего сводится к определению их ролей.

Замечание 1

Указанные подходы несомненно имеют право на существование, однако только их совместное использование позволяет создать целостную картину политики в определенном государстве.

Проблемы политического процесса

Основные проблемы, которые характеризуют политический процесс, касаются как сферы внешней политики, так и сферы внутренней политики. В частности, на сегодняшний день ведется достаточно жесткая внешняя политика со стороны многих государств.

Замечание 2

Несмотря на достижение определенных соглашений в данной сфере, далеко не все государства адаптировали свою политическую систему на вектор международного сотрудничества. А в качестве яркого примера такой страны можно выделить Украину, которая на сегодняшний день абсолютно не настроена на конструктивный диалог с другими странами. Подобное поведение стран можно также наблюдать в отношении России в форме выдвижения санкций против неё, прекращения дипломатических отношений, высылки дипломатов и т.д.

Что касается внутренних проблем, здесь можно назвать различные факторы и причины, способствующие их развитию. В частности, одной из важных причин, подавляющих веру народа ко власти выступает коррупция, которая активно процветает в различных сферах общества. Только комплексные меры ко всем сферам жизни общества способны предотвратить негативные явления, не позволяющие политической системе развиваться в полном объёме.

Социологический анализ отдельных политических явлений позволяет изучить субъекты, ресурсы, используемые имя, а также условия их взаимодействия, что является важным фактором анализа многих политических систем. Кроме того, определённого наблюдения требуют политические изменения и политические ситуации, анализ их динамики.

Рисунок 2. Проблемы политического процесса. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

В политическом процессе превалируют сознатель­ные, спланированные действия групповых субъек­тов. Его содержание, более того, даже сердцевину составляет совокупность (не всегда система) принимаемых решений.

Обобщенным типом политическо­го решения является выработка политического кур­са, обычно называемого стратегией. Анализ полити­ческих решений - неотъемлемый аспект теории по­литического процесса и вместе с тем - метод изуче­ния политических систем и режимов. По типу реше­ний, способу их разработки, уровню участия массо­вых субъектов можно судить о существенных при­знаках системы.

Политическое решение - это выбор и обоснова­ние определенного проекта политических действий, направленных на реализацию общего интереса соци­альных групп или общества целом (государства). Принятие политического решения также есть про­цесс, но частный, входящий в более общий, в опре­деленную стадию глобального процесса. Его состав­ляет система действий политического субъекта, вклю­чающая несколько этапов: а) выявление и определе­ние проблемы (задачи); б) анализ условий и возмож­ностей ее разрешения; в) формирование целей и вы­деление из них приоритетных; г) выбор возможных альтернативных вариантов действий по их реализа­ции в соответствии с принципами, ценностями и нор­мами, принятыми данным субъектом; д) анализ аль­тернатив, с точки зрения возможных трудностей практического осуществления и ожидаемых послед­ствий; е) выбор оптимального варианта действий и соответствующих средств. В логике политического решения особую важную роль играет момент опреде­ления приоритетной в данной ситуации цели и тех политических сил, которые смогут ее осуществить. Гарантом выработки адекватного политического ре­шения служит методология конкретного анализа кон­кретной ситуации, в том числе: реальных тенденций и противоречий политического процесса, расстанов­ки сил на данном его этапе, отношение масс, элит и лидеров к действиям различных сил и т. п.

Политические решения группируют по многим критериям. В частности: по отношению к тем или иным стадиям глобального политического процесса - решения, связанные с функционированием системы, ее реформированием, развитием; по уровню иерар­хических структур власти, субъектов, принимающих решения - решения федеральных, республиканских или местных органов власти; по характеру полити­ческих субъектов - государственные, партийные и прочие решения; по объекту, на который направле­но политическое действие - политические или соци­альные группы, институты, нормы ит. п.; по харак­теру целей и задач, осуществлению которых подчи­нены решения - стратегические, оперативно-такти­ческие, общие, частные решения.

Отмеченным и другим видам политических реше­ний присущи некоторые общие черты, отличающие их от управленческих решений из иных областей социальной жизни.

Одна из особенностей политического решения свя­зана с необходимостью выбора многих целей и за­дач, определения приоритетных из них и установле­ния соответствующих (нередко разнородных) крите­риев успешности осуществления. Любой програм­мный проект деятельности, скажем, политической партии, как политическое решение всегда многоце­левой, с определением последовательности (в зави­симости от значимости) реализации целей и соотне­сением намечаемых действий с ожидаемыми резуль­татами и их последствиями.

Другая существенная черта политического реше­ния состоит в том, что непосредственным субъектом принятия решения выступает лидер или организа­ция, представляющие большие социальные группы или даже в целом государство. Решение действенно, если ему обеспечена поддержка тех, от имени кого оно принимается.

Специфика политического решения связана с мо­билизацией и концентрацией ресурсов общества, их перераспределением между различными субъектами власти. Наконец, при выработке политического ре­шения громадное значение имеет временной фактор. Как поспешность, так и промедление с принятием решения обрекает субъекта на провал. «Промедле­ние смерти подобно». «Поспешишь - людей насме­шишь» - эти афоризмы из политической и народ­ной мудрости отражают истину, добытую историчес­ким опытом. Свежи в памяти происходившие в стра­не во второй половине 80-х гг. события. Углубление кризисной ситуации в государстве стимулировала нерешительность бывшего политического руководства в принятии важнейших решений, которых требова­ло время, интересы сохранения единства и целос­тности государства. Одним из таких решений долж­но было быть подписание Союзного договора, сорван­ного затягиванием его многочисленными согласова­ниями.

Анализ процесса выработки и принятия полити­ческих решений очень тесно связан с такой пробле­мой, как артикуляция интересов больших социаль­ных групп, социально-значимых слоев населения и непосредственных субъектов политических действий. Этому вопросу уделено внимание, в частности, поль­скими политологами.

Артикуляция интересов осуществляется предста­вительными органами власти, политическими пар­тиями, общественными организациями, управленчес­кими государственными структурами - информаци­онными, по связи с общественностью и другими. Критерий демократичности системы и проводимой ею политики характеризуется тем, насколько разно­образны эти каналы и как широки возможности ис­пользования их различными группами общества, любым гражданином для выражения своих интере­сов и доведения их до правящих структур.

Свобод­ный доступ к каналам артикуляции интересов - принцип демократического режима. Он реализуется не только в свободе слова, в возможности граждан вступать в желаемые общественно-политические объ­единения, но в праве их на практическое участие в деятельности органов, вырабатываемых решения, затрагивающие интересы общественности.

Социальные интересы далеко не всегда находят свое выражение в политических решениях. Такое положение возникает в следующих ситуациях:

а) в условиях политического отчуждения, когда субъект не располагает доступом к каналам артику­ляции интересов или не желает использовать доступ­ные каналы: не доверяет им, игнорирует их, не име­ет соответствующего опыта, ощущает свое бессилие представить интересы в политическом процессе;

б) в ситуации подавления преобразования интере­сов в политические требования: блокирования одних интересов общественной группы путем приписыва­ния ей других, объявляемых общими, государствен­ными, использования мнимых способов удовлетво­рения интересов;

в) элиминирование интересов, могущих вызвать дисфункциональное состояние системы, или тех, удовлетворить которые невозможно в ее рамках.

Артикуляция интересов - многогранный процесс. Он охватывает выявление и осознание интересов, обобщение их (в политике всегда выражаются инте­ресы в обобщенной форме), преобразование в поли­тические требования. Разработка, принятие и испол­нение политических решений включает в себя весь процесс артикуляции интересов в их противоречи­вой взаимосвязи.

При разработке и реализации политики немало подводных камней, препятствующих артикуляции интересов и их гармонизации. В частности, в виде застарелых догм и вновь формирующихся, так ска­зать, «демократических» стереотипов. К числу пер­вых следует отнести понимание общественных инте­ресов только как государственных и единственно значимых, а иных интересов - лишь как проявле­ния общих, второстепенных, малозначащих для че­ловека труда. Отсюда пренебрежительное отноше­ние к индивидуальным, групповым и другим специ­фическим интересам или даже блокирование их во имя «общего блага», государственного интереса. При­чем под видом общего блага в багаже авторитарного политического руководства нередко фигурируют ин­тересы ведомств и бюрократического аппарата.

Как антипод отмеченному стереотипу в последние годы в стране сформировался групповой и националь­но-территориальный эгоизм, выросший на базе про­тивопоставления коллективно-групповых, региональ­ных интересов общественным, в т. ч. общегосудар­ственным. Он находит наиболее явное выражение в сепаратистских тенденциях.

Исторический опыт политического развития гово­рит о приоритетности демократических методов при­нятия политических решений. Этому учит и опыт развития нашей страны. Тем не менее нынешний процесс демократизации свидетельствует о его слож­ности и противоречивости.

Демократию нельзя идеализировать. Все правила принятия решений относительны (Я. Шапиро). Воля большинства еще не исключает диктатуру. Парадокс свободы - понятие, известное со времен Платона. Человек свободен, и он может бросить вызов зако­нам, а в конце концов и - самой свободе, ратуя за господство тирана.

По мнению видного французского социалиста Ро-кара, демократия имеет тот недостаток, что сводит­ся к конкуренции политиков, их личных качеств, которые не всегда означают способность эффективно управлять.

Сказанное позволяет согласиться с встречающей­ся в литературе постановкой вопроса о «ловушках» демократического принятия решений. Отметим не­которые из них.

Демократическая дискуссия в случае отсутствия соответствующей информированности ее участников не обеспечивает рационального поиска путей реше­ния политических задач. Выбор может оказаться обоснованным лишь внешне. Негативная практика принятия большинством голосов многих ошибочных, даже пагубных, для страны решений широко из­вестна.

Растерянность перед нахлынувшими проблемами также парализует рациональный выбор целей и средств политического решения. В процессе демок­ратического обсуждения в такой ситуации домини­руют эмоциональные мотивы выбора вариантов по­литического действия.

На волне демократии возможен разрыв свободы суждений, поступков и ответственности за последст­вия; делегирование ответственности («сверху - вниз» и «снизу - вверх»), понятное как стремление избе­жать ответственности или как обывательское дове­рие, скажем, авторитетам либо мудрости народа («ка­кой хотите суверенитет», «сами выбирайте любой образ управления» и т. д.).

Демократизм соседствует с популизмом, с ориен­тацией на внешнюю привлекательность программ, видимую легкость решений проблем, быстрое и без­болезненное достижение успеха и т. п. Возможно игнорирование авторитета знания, опыта (стереотип: мнение каждого значимо). Вполне реально преуве­личение отрицания, опасность разрушительства, ув­лечение крайностями.

За любым политическим решением стоит какая-то важная социальная проблема, а за проблемой - социально-политическое противоречие или даже кон­фликт. Содержание политического процесса насыще­но тем и другим.

Противоречия и конфликты в обществе были и остаются источником и движущей силой любых по­литических процессов, в какой бы форме они ни выступали.

Политическое решение правомерно рассматривать как центральный элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Это своего рода, принимаемое субъектом политического действия постановление, направленное на осуществление политических мероприятий с целью достижения определенного результата.

Политическое решение - это процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер.

Политическое решение - это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.

Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества - явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую - антагонистических.

Политические решение - это и осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. Данная сторона политического решения напрямую связана с такими условиями его принятия как свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, принимающего решение в пирамиде участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий, но вместе с тем - выше уровень его социальной ответственности за избранный им вариант.

Из сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.

Политическое решение содержит ряд требований:

  • * Целесообразность принятия решения. Зачем принимается решение? с какой целью? для чего? - вопросы далеко не риторические. Желает ли политик проявить, показать себя в политическом процессе, или он проталкивает решение в интересах очень узкой группировки лиц, или решается проблема широкой общественной значимости - все это должно быть выяснено еще до начала работы над политическим решением.
  • * Своевременность разработки решения. Всякое политическое действие, тем более политическое решение, должно происходить вовремя; ни раньше, ни позже. Классическим примером соблюдения этого требования можно считать знаменитое ленинское высказывание: “вчера было рано, завтра будет поздно, власть следует брать сегодня”.
  • * Системность в учете факторов, значимых для принятия решения. Всесторонность и полнота анализа и оценки всех данных о ситуации, которую следует изменить политическим решением, всесторонность и полнота анализа и оценки всех последствий принимаемого политического решения - вот современный стиль деятельности серьезного политика.
  • * Соответствие принимаемого решения действующим в обществе правовым нормам, законам. Политические решения - в особенности радикального характера - принимаются и реализуются на фоне уже сложившихся общественных отношений, закрепленных системой принятых в обществе нормативных актов. Очень важно, чтобы вновь принятые решения не выходили за рамки этой системы.
  • * Подчиненность процесса принятия и реализации решения действию общих принципов человеческой деятельности - таких как научность, реальность, конкретность, конструктивность, альтернативность, оптимальность, возможность контроля.

В обществе с достаточно высоким уровнем политической культуры принимаемые решения в основном соответствуют вышеизложенным основным требованиям и поэтому их реализация не нарушает целостности и стабильности политической системы общества в целом. Там же, где данные требования не учитываются, или учитываются не в полной мере - принимаемые политические решения нередко приводят к серьезным политическим и экономическим кризисам.

Этапы принятия решения:

  • * знание ситуации и особенностей субъектов принятия решения;
  • * выработку процедуры принятия;
  • * понимание процесса принятия решения как совокупности конкретных приемов, методов, процедур, “техники”, предполагающей организационный контекст;
  • * восприятие решения;
  • * предвидение возможных последствий принимаемого решения.

В российской политологии сложился свой взгляд на этапность процесса принятия политического решения, где выделяются следующие его фазы:

  • 1. Накопление исходных данных о проблемной ситуации в обществе.
  • 2. Анализ исходных и всех дополнительных данных.
  • 3. Принятие решения.
  • 4. Реализация политического решения.

Каждая из этих фаз процесса принятия решения достаточно сложна по содержанию, требует длительного времени для качественной проработки ее элементов в определенной последовательности. Серьезных усилий требуют первые фазы, связанные с информацией. Полезность, полнота, достоверность, новизна, ценность - качества, которым должна отвечать информация, чтобы выполнить назначение источника принятия решений.

Алгоритм принятия политического решения. Среди других элементов процесса принятия политического решения третья фаза - фаза принятия является не только самой ответственной, но и самой субъективно насыщенной. Именно здесь собранные и объективно проанализированные данные превращаются в основу волевых действий субъекта политики.

  • 1. Уточнение объекта политического решения. Здесь дается ответ - кто из участников политических событий желает изменений, кому из них необходимо принимаемое решение. При этом учитываются союзники такого участника и те, кто косвенно заинтересован в принятии решения, а также те, чьи интересы будут ущемлены. Таким образом, субъект политики получает полную ясность - кто из участников политических событий будет поддерживать принимаемое решение и кто будет ему сопротивляться.
  • 2. Неудовлетворенные интересы. Внимание сосредоточено на выяснении - чего желают участники политических событий от принимаемого политического решения. Учитывается весь спектр политических интересов и особенно тех, которые ныне не удовлетворены и предполагается их удовлетворение предстоящим решением. Субъект политики определяет характер, содержание, радикальность будущего решения, степень удовлетворенности интересов большинства участников политических событий, а значит - степень разрешенности проблемы, вызвавшей необходимость принятия решения.
  • 3. Конкретные недостатки. Чего именно нет, что конкретно необходимо изменить, чтобы удовлетворить интересы “обиженных” участников политических событий - вот вопрос, определяющий целенаправленность будущего решения. Выяснение “слабого” звена политической структуры, политической системы, препятствующего удовлетворению тех или иных политических интересов, позволяет субъекту политики четко обозначить направление усилий принимаемого политического решения - какой недостаток должен быть устранен обязательно.
  • 4. Конечная цель принимаемого решения. Любое политическое действие должно быть целесообразным. Однако не всегда конечная цель проявляется в самом решении. Субъект политики обязан формировать цель будущего решения на основе многих критериев. По уровню воздействия на объект цель может ставиться как стратегическая, тактическая, оперативная; по времени действия она может быть долго-, средне- и краткосрочная; цель может различаться по масштабам и уровням политической иерархической структуры, по приоритетности удовлетворяемых интересов, по степени обязательности для различных участников политических событий. В любом случае субъект политики, принимая решение, обязан ставить себе ясную и обязательно достижимую цель.
  • 5. Средства реализации цели. Субъект политики при определении комплекса средств реализации своих целей непременно столкнется с задачей согласования и реализации с целями и средствами других участников политических событий.
  • 6. Основная решаемая проблема. Здесь субъект политики сосредоточивает свои усилия на преодолении главного объективного противоречия стоящей перед ним проблемы. Это противоречие существует, оно вскрывается при анализе ситуации и имеет пути разрешения.
  • 7. Выбор альтернатив. К достижению любой поставленной цели ведет множество дорог. Главная задача принимающего решение состоит в том, чтобы принять к рассмотрению как можно больше путей реализации этого решения. От этого зависит степень свободы субъекта в правильном определении наилучшего варианта; профессионально преобразовать возможные пути достижения цели, ведь каждый вариант имеет набор положительных свойств, но и не меньший - отрицательных, следовательно, необходимо грамотное сравнение всех вариантов; сделать предельно обоснованный выбор действительно наилучшего варианта реализации принимаемого решения.
  • 8. Оформление решения. Принятое политическое решение должно быть соответствующим образом документально закреплено. Но в данном пункте алгоритма речь не идет о документальной форме решения, это техническая деталь. Речь пойдет о необходимости для субъекта политики оформить свое решение по принципу, называемому “дерево решений”. Дело в том, что достижение желаемого результата на фазе “выполнение” может происходить по трем основным направлениям (ветвям “дерева решений”).

Продуктивная ветвь - не самая быстрая, не самая экономичная, но стопроцентно обеспечивающая нужный результат. Оптимальная ветвь обеспечивает результат в данной конкретной ситуации при возможных оговорках, отступлениях, компромиссах, временных выигрышах. Возможна, наконец, и тупиковая ветвь, движение по которой может стать следствием серьезных ошибок (умышленных и неумышленных) на разных стадиях процесса принятия решения. Поэтому решение политика должно получить свое оформление с учетом требований принципа “дерево решений”. Таким образом, рассмотренный алгоритм принятия политического решения дает субъекту политики возможность обеспечить достаточно высокий научный уровень разработки - а значит достижения - желаемого политического результата.