Арт-терапия для родителей «редких» детей: как преодолеть стресс. Арт-терапия для родителей

Методы арт-терапии в работе с семьей.

Введение

Вывод

Список литературы

Введение

Термин «Арт-терапия» (терапия искусством) впервые был употреблен А. Хиллом в 1938 году при описании занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством. В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны в тесной связи с психотерапией. Терапия осознанным самораскрытием в творчестве вышла из психоанализа 3. Фрейда, аналитической психологии К.Юнга, из психодрамы Морено и из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением американского педагога М. Наумбург.

По мнению А. Копытина, арт-терапия является междисциплинарной областью знания, соединяющей в себе различные дисциплины - психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность.

Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию. На основе обобщения определений арттерапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, А. Копытин предлагает рассматривать арттерапию как «совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска».

Арттерапевтические техники дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

Семейная арт-терапия сочетает арт-терапию и семейную психотерапию. Она использует изобразительные средства в работе с семьей и при этом опирается на теоретико-методологические разработки семейной психотерапии.

Как и семейная психотерапия, семейная арт-терапия занимается диагностикой и психотерапией семейных проблем, но при этом в качестве ведущего инструмента взаимодействия с членами семьи применяет визуально-пластические средства. Именно изобразительная деятельность членов семьи в процессе семейной арт-терапии дает основной материал для исследования и решения семейных проблем.

Развитие семейной арт-терапии происходило параллельно с развитием семейной психотерапии. Одновременно несколько специалистов в США (Ханна Квятковска, Джудит Рубин, Херриет Вейдсон и другие) стали развивать данный подход, акцентируя внимание преимущественно на прикладных, эмпирических аспектах работы. Пионеров семейной арт-терапии привлекала возможность исследования тех аспектов функционирования семьи, которые с трудом поддаются оценке с помощью иных средств (например, опроса). Благодаря своему невербальному характеру средства визуальной экспрессии позволяют также членам семьи перестроить свои отношения и использовать альтернативные способы взаимодействия. Применение таких средств делает многие ранее не осознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейной системы более наглядными и понятными для членов семьи. Кроме того, применение невербальных средств самовыражения «уравнивает» возможности детей и взрослых, позволяет детям более активно проявлять себя во время сеансов и способствует получению членами семьи нового опыта взаимодействия друг с другом.

1.Задачи семейной арт-терапии

терапия визуальный квятковска вербальный

Семейная арт-терапия ориентирована на решение следующих диагностических и коррекционных (реконструктивных) задач (Ландгартен Х., 2001):

Исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями и сибсами;

Изучение родительского влияния;

Изучение прошлого и текущего опыта семьи;

Выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи;

Осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи;

Определение транзакционных конфигураций;

Выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия;

Диагностика актуальных семейных конфликтов;

Коррекция родительского поведения;

Обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем;

Развитие у членов семьи способности к независимому функционированию.

Диагностика в семейной арт-терапии основана на выполнении членами семьи различных заданий, в основном, изобразительного характера. Эти задания могут быть также дополнены игровой и постановочной деятельностью, совместным музицированием, а также техниками нарративного и визуально-нарративного подходов, связанных с созданием и восприятием устных и письменных повествований. Диагностика и оценка, как правило, проводятся в ходе первого сеанса семейной арт-терапии. Примерами диагностических техник семейной арт-терапии могут служить:

Рисование семейного герба;

Изображение сцен семейной жизни;

Совместный рисунок, скульптура или фотоколлаж на свободную тему;

Создание каракулей с последующим обсуждениием и прорисовыванием образов;

Рисование «семейного портрета» в виде реалистического или метафорического изображения членов семьи (при метафорическом изображении участникам занятий предлагается изобразить членов своей семьи в образах животных или предметов, символически обозначить членов семьи разными цветами либо подобрать иллюстрации из журналов, ассоциирующиеся с разными членами семьи);

Изображение дома с находящимися в нем членами семьи, занимающимися какими-либо делами;

Изображение значимых семейных событий -- приятных или неприятных (семейных праздников, совместного отдыха и пр.);

Изображение проблемных ситуаций (семейный конфликт, болезнь одного из членов семьи и т. п.);

Изображение того, что представляется в жизни семьи наиболее важным;

Иллюстрирование различных семейных ситуаций (приятных или неприятных) в процессе их развития путем создания серии рисунков;

Изображение желаемого будущего и целей семьи;

Изображение «жизненного пути» семьи, когда членам семьи предлагается нарисовать основные вехи развития семьи, наиболее важные события в семейной жизни;

Изображение любимых занятий и увлечений;

Создание композиций в песочнице на свободную или заданную тему.

Некоторые из этих техник связаны с созданием членами семьи индивидуальных работ, другие выполняются совместно. При этом условия совместной деятельности могут варьироваться: в некоторых случаях членам семьи предлагается сначала обсудить, как они представляют себе предмет изображения (например, то, что они считают семейной проблемой) и возможные способы его передачи на рисунке. Ценная информация, касающаяся ролей членов семьи и особенностей их взаимодействия, может быть получена благодаря наблюдению за процессом обсуждения. Иногда членов семьи просят сразу же начать рисовать и воздержаться от разговора, что может являться дополнительным фактором, способствующим более яркому проявлению особенностей взаимодействия между членами семьи и перестройке их отношений. В процессе семейной арт-терапии проявляются и оцениваются как слабые (проблемные), так и сильные (ресурсные) аспекты опыта семьи.

Психокоррекция в условиях семейной арт-терапии основана на следующих факторах:

На осознании дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия,

На отреагировании и принятии чувств,

На получении нового опыта совместной деятельности и сопереживания,

На освоении и реализации новых позиций и способов взаимодействия,

На обучении адекватным и конструктивным способам выражения чувств и решения конфликтов (в частности, путем поиска компромиссов, согласования действий, выражения интересов и ожиданий и др.).

Коррекционные техники могут включать:

Парное рисование или выполнение в паре иных творческих проектов (связанных с созданием повествований, фотографий и т. д.), направленное на то, чтобы разбить триангуляции,

Создание индивидуальных рисунков или фотографий с их последующей интеграцией в общий рисунок или фотоальбом (фотоэкспозицию),

Совместное рисование и реализация фотопроектов на основе предварительного распределения ролей и функций,

Консультирование (инструктирование) родителей,

Определение правил поведения,

Выражение чувств, связанных с семейными отношениями, посредством рисования и иных форм творческого самовыражения,

Изображение конфликтных ситуаций и путей их преодоления,

Положительное подкрепление в ходе совместной работы,

Техники, ориентированные на актуализацию и осознание семейных ресурсов (например, создание семейных гербов, талисманов, предметных композиций -- ассамбляжей из предметов, ассоциирующихся с семейными ресурсами: семейными ценностями, традициями, верованиями, опытом совместной деятельности и др.).

Ценным источником информации о семье и средством перестройки и развития семейных отношений могут служить разные способы использования фотографий -- техники семейной фототерапии и фото-арт-терапии.

2.1 Семейная оценочная процедура Ханны Квятковска

Х. Квятковску нередко считают прародительницей семейной арт-терапии. Ее карьера арт-терапевта началась, когда она устроилась на работу в Национальный институт психического здоровья США. Именно там она стала впервые применять изобразительные средства в работе с семьями. Она создала специальную оценочную процедуру и использовала ее с семьями, в которых есть взрослые или подростки с психическими расстройствами. Сама Х. Квятковска (Kwiatkowska H., 1978) отмечает, что «семейная арт-терапия в качестве основного метода лечебно-коррекционного воздействия на семью связана с применение инновационных изобразительных техник с целыми семьями. Она требует серьезной психотерапевтической подготовки в дополнение к специализации по арт-терапии».

1. Свободный рисунок: каждый член семьи рисует то, что придет ему в голову.

2. Рисунок с изображением семьи: каждый член семьи должен нарисовать свою семью, включая всех ее членов, в том числе, себя. Фигуры членов семьи должны изображаться по возможности целиком.

3. Абстрактный портрет семьи. Данное задание является наиболее сложным для объяснения. Вначале специалист просит членов семьи изобразить абстрактный портрет всей семьи, затем дожидается возможных вопросов тех членов, кто не понимает инструкцию.

4. Рисунок на основе каракулей: членам семьи предлагается каждому нарисовать каракули, и на их основе затем создать образ. Члены семьи могут вращать лист вокруг оси, добавлять к каракулям новые изобразительные элементы или оставить исходный рисунок без изменений.

5. Совместное создание каракулей. Данное задание предполагает такое же начало, что и в предыдущем задании. Однако, создав индивидуальные каракули, члены семьи должны затем выбрать какой-либо один рисунок и на его основе совместно создать изображение. Данное задание позволяет увидеть, как члены семьи взаимодействуют друг с другом, насколько они способны работать в тесном контакте, на одном листе бумаги, и как проявляются их личные границы. После выполнения задания арттерапевт переходит к сравнению индивидуальных каракулей с рисунком, который создан совместно.

6. Свободный рисунок. Второй свободный рисунок рассматривается как наиболее важный из всех заданий, поскольку он выявляет способность выдерживать стресс членами семьи, определяет их возможности сохранять внутреннюю стабильность и переживать изменения при переходе от первого задания к последнему.

2.2 Семейные портреты и фрески Джудит Рубин

Д. Рубин проводила семейную арт-терапию, начиная с 1963 г. При этом она опиралась на широкий набор разных теоретических подходов в семейной психотерапии, а также на психодинамические концепции и теорию привязанностей. Она предлагала своим клиентам различные задания, связанные с изобразительной деятельностью -- как индивидуальной, так и совместной. Среди используемых ею техник можно назвать следующие.

1. Рисование каракулей. Данная техника, как правило, использовалась ею в начале сеанса, так как рассматривалась в качестве безопасной, но дающей ценную информацию. Она доступна для выполнения даже тем детям, которые затрудняются в создании оформленного образа. Она позволяет наладить с клиентом коммуникацию и стимулирует его к рассказу о себе.

2. Семейный портрет: Д. Рубин использовала разные версии техники рисования семейного портрета,в том числе реалистические и символические портреты, варианты, связанные с применением двух- и трехмерных изобразительных материалов. Наличие в распоряжении клиента широкого набора изобразительных материалов, а также возможность расположения листа бумаги на столе или мольберте, по ее мнению, способствали снижению напряжения.

3. Семейная фреска. При использовании данной техники большой лист бумаги крепится к стене, и члены семьи рисуют на нем совместно какую-либо композицию на свой выбор. Прежде всего, они должны договориться, что будут рисовать. Помимо богатого диагностического материала, связанного с семейными отношениями, данная техника зачастую способствует налаживанию более тесной коммуникации между членами семьи.

4. Свободный рисунок. Данный вид работы обычно предлагался в тех случаях, когда члены семьи справлялись с другими видами деятельности. При создании свободного рисунка члены семьи могли использовать любые изобразительные средства.

2.3 Вербальные и невербальные семейные задания Хелен Ландгартен

Х. Ландгартен начала свою арт-терапевтическую карьеру в 1967 г. в амбулаторном психиатрическом центре в Лос_Анджелесе (шт. Калифорния). В то время центр являлся одним из лидеров в развитии семейной психотерапии. Вскоре арт-терапия обнаружила свои неоспоримые достоинства в работе с семьями. Наблюдения за совместной изобразительной работой членов семьи позволили Х. Ландгартен получить важную информацию о семейной динамике. Большинству семей задания, связанные с применением изобразительных средств, кажутся безопасными. Зачастую данные,полученные с применением изобразительных средств во время первых бесед с членами семьи, служат основой для разработки плана вмешательства.

Одним из достижений Х. Ландгартен является разработка оригинальной диагностической процедуры,которая внешне напоминает игру, но обеспечивает всестороннюю оценку взаимоотношений и поведения членов семьи. Ее применение требует наличия таких изобразительных средств, как: фломастеры, белая и цветная бумага, клей, -- и предполагает выполнение членами семьи следующих трех заданий.

1. Создание совместной изобразительной работы подгруппами в отсутствие словесного контакта.

Вначале члены семьи должны сформировать две подгруппы, а затем каждая из них создает рисунок на отдельном листе бумаги. Каждый член семьи должен выбрать мелок определенного цвета, которым он пользуется на протяжении всего процесса работы.Этим мелком больше никто пользоваться не может.В процессе совместной работы члены семьи не могут разговаривать, но могут общаться с помощью жестов и знаков. Когда подгруппы почувствуют, что рисунок создан, они должны подать сигнал. Затем они переходит к представлению своего рисунка и обмену впечатлениями. Кроме того, каждая подгруппа должна дать работе название.

2. Создание совместной изобразительной работы всей семьей в отсутствие словесного контакта.

Данное задание аналогично предыдущему, но отличается от него тем, что совместный рисунок создается на одном листе бумаги всеми членами семьи. После того как рисунок будет создан, члены семьи переходят к его обсуждению и выбору для него названия.

3. Создание совместной изобразительной работы всей семьей с возможностью словесного контакта.

Члены семьи могут разговаривать друг с другом и свободно выбирать любые изобразительные материалы. Работая совместно, они должны создать рисунок или пластическую композицию. При этом каждый использует фломастер или пластилин одногоцвета, которым другие пользоваться не могут.

Данная диагностическая процедура позволяет выявить и оценить семейные альянсы (коалиции) и вклад каждого члена семьи в создание совместного рисунка. Х. Ландгартен выделила 17 признаков, по которым оценивается семейное взаимодействие и которые связаны с ответами специалиста на следующие вопросы:

1. Кто первым стал рисовать, что этому предшествовало?

2. В каком порядке работали остальные члены семьи?

3. Чьи идеи находили поддержку, а чьи -- нет?

4. Какова была степень вовлеченности в работу у разных членов семьи?

5. Кто работал на ограниченном пространстве общего рисунка, то есть в основном на своей территории, а кто вторгался на территории других, рисовал на всем пространстве?

6. Кто пытался «вытеснить» других, например,рисуя поверх их рисунков?

7. Кто стремился помочь другим, проявлял инициативу в налаживании сотрудничества и взаимодействия, а кто избегал контактов и работал обособленно?

8. Работали ли члены семьи по очереди или одновременно, формировали ли они подгруппы?

9. Если в процессе работы происходили изменения общего характера изображения, то с чьими инициативами это было связано?

10. Где располагаются изображения, создаваемые разными членами семьи (в центре, в углах, по всему пространству и т. д.)?

11. Сколько места занимают изображения, созданные разными членами семьи?

12. Какова символическая нагрузка изображений,созданных разными членами семьи?

13. Кто проявлял независимость, а кто был зависим от других?

14. Кто проявлял инициативу? Кто следовал за инициативой других?

15. Возникали ли в процессе работы конфликты и как они решались?

16. Какие эмоции были проявлены в ходе работы?

17. Носило ли взаимодействие членов семьи в процессе работы хаотичный или организованный характер; насколько проявлялась тенденция к индивидуализму?

Во время сеансов арт-терапевт должен также комментировать положительные аспекты семейных отношений, а именно:

Стремление к сотрудничеству,

Уважение позиции другого,

Адекватное проявление лидерских тенденций,

Использование эффективных стратегий преодоления сложных ситуаций,

Проявление чувства юмора,

Внимание друг к другу,

Сопереживание.

Свои теоретические позиции в работе с семьями и парами Х. Ландгартен характеризовала как в наибольшей степени связанные со структурной семейной психотерапией. Она считала свой подход преимущественно директивным, полагая, что он отвечает ее индивидуальным психологическим особенностям, позволяет клиентам почувствовать себя в безопасности и способствует формированию доверия в психотерапевтических отношениях.

2.4 Техники семейной арт-терапии Мексин Джунге

М. Джунге училась арт-терапии у Х. Ландгартен и по ее приглашению в 1974г. начала заниматься преподавательской деятельностью. Несколько позже она увлеклась семейной психотерапией, разработала свой подход, характеризуя его как системно-ориентированный. Вплоть до настоящего времени она проводит консультации по семейной арт-терапии. Она также разработала свою оценочную методику для работы с семьями, взяв за основу разработки Х. Ландгартен. Первая встреча с семьей у нее проводится исключительно в форме интервью, а вторая встреча связана с использованием изобразительных средств.

Структура данного сеанса следующая.

1. «Разогрев» всех членов семьи. Им предлагается создать на листе бумаги изображение своих инициалов, а затем украсить их по своему усмотрению.

Затем члены семьи должны взять рисунки в руки и показать их друг другу. При этом автору рисунка могут задаваться вопросы. На данный вид работы отводится 10 минут.

2. Семейный совместный рисунок, создаваемый на большом листе бумаги, расположенном на стене. Членам семьи предлагается вместе создать рисунок любого характера. Во время работы они должны соблюдать три правила: а) каждый выбирает фломастер одного цвета и работает им на протяжении всего процесса создания семейного рисунка;

б) члены семьи рисуют по очереди; в) разговаривать нельзя. Когда рисунок создан, члены семьи делятся впечатлениями друг с другом и подбирают для

рисунка название. Время на выполнение данного задания варьируется от 10 до 20 минут. Если остается время, то семье может быть предложено третье задание, однако, опыт показывает, что это случается весьма редко.

2.5 Семейные пейзажи Дорис Аррингтон

Д. Аррингтон более 30 лет занималась арт-терапевтической практикой и преподавательской деятельностью. В своей работе с семьями она пыталась использовать некоторые данные психологической теории привязанностей и нейропсихологии. Одной из техник, разработанных ею, является техника создания семейного пейзажа, позволяющая исследовать границы семьи и ее членов. При создании семейного пейзажа членам семьи предлагается воспользоваться такими материалами, как цветные карандаши, акварельные краски и ручки с черными чернилами. Им даются следующие задания.

1. Вспомнить какое-либо событие, случившееся в их жизни, когда им было от 3 до 12 лет, представить и ощутить атмосферу и пространство, в котором оно происходило (например, ощущалось ли это пространство как комфортное или некомфортное, свободное или стесненное и т. д.).

2. Нарисовать символический пейзаж, отражающий психологическую атмосферу того события,включив в него также символические образы членов семьи, присутствовавших в тот период, постараться передать степень их психологической близости к автору рисунка.

3. Изобразить систему условных обозначений для членов семьи, включив ее в карту семьи в качестве ее легенды.

4. Вспомнить событие, которое повлекло за собой более или менее существенные изменения в жизни семьи, случившееся, когда им было от 3 до 12 лет (смерть, развод, повторное замужество или женитьба родителя, усыновление), особое внимание обратить на его эмоциональную атмосферу. Для данного события также необходимо создать карту и придумать для него легенду.

5. Последним этапом при выполнении данной техники является создание карты, отражающей восприятие данного события тем членом семьи, с которым испытуемый ощущает наименьшую эмоциональную близость.

Д. Аррингтон считает, что последний этап работы приводит к переосмыслению прошлого. Методика в целом способствует исследованию семейного пространства, защитных механизмов, границ и степени близости родственников в пределах семейной системы.

Групповая диадическая детско-родительская арт-терапия Люсиль Пролкс Большой интерес представляет модель групповой диадической детско-родительской арт-терапии, предложенная канадским арт-терапевтом Л. Пролкс (Пролкс Л., 2006).

Данная модель рассчитана на совместную работу родителей и детей начиная с полуторагодовалого возраста. Л. Пролкс показывает возможность проведения арт-терапевтических занятий с детьми, находящимися на том этапе психического развития, когда их изобразительные навыки еще слабо развиты.

В то же время, Л. Пролкс считает, что творческое взаимодействие ребенка и родителей может быть реализовано в самых разных формах, обеспечивая укрепление и коррекцию детско-родительских отношений.

Программа детско-родительской диадической арт-терапии включает серию групповых занятий с участием не более десяти человек. При этом формируются пять диад «родитель -- ребенок». Каждое занятие рассчитано на полтора часа и имеет характерную структуру, включающую:

1. приветствие и арт-терапевтические занятия за столом;

2. свободную игру детей с одновременным обсуждением процесса и результатов арт-терапевтического занятия с родителями;

3. пение, чтение книг, двигательные упражнения;

4. совместное употребление пищи, завершение занятия.

Программа способствует коррекции и укреплению эмоциональных связей между родителями и детьми и создает богатые возможности для развития комплекса умений как у детей, так и у родителей. Она предполагает поэтапное освоение различных действий с предметами и изобразительными материалами, причем их использование в ходе занятий тесно связано с коммуникативными процессами разного уровня (в детско-родительских диадах и в группе в целом) и подчинено задачам взаимодействия детей со своими сверстниками и взрослыми.Большое значение для успешной реализации программы имеет инструктирование родителей, призванное помочь им осознать важность свободы творческих проявлений и самостоятельности ребенка.

2.6 Техники семейной арт-терапии Янис Хошино

В последние годы американский арт-терапевт Я. Хошино, работая на базе Антиохского университета в г. Сиетле (шт. Вашингтон), адаптировала ряд техник семейной психотерапии к условиям арт-терапевтической работы. Одной из таких техник является изображение генограммы. Я. Хошино (Hoshino J., 2008) предлагает создавать генограммы с использованием самых разных изобразительных средств и объектов (предметов, принадлежащих членам семьи, фотографий и т. п.).

В некоторых случаях основой для создания генограммы может служить тот или иной символический образ (например, дерево). Если при этом используются трехмерные объекты и материалы (природные и техногенные), то генограмма может представлять собой подобие инсталляции или предметной скульптуры (ассамбляжа). В некоторых случаях задание по созданию семейного дерева может даваться для выполнения на дом.

Я. Хошино (Hoshino J., 2008) также использовала оригинальный вариант исследования семейных ролей в процессе арт-терапии: она предлагала клиентам вспомнить себя в возрасте шести лет и те страхи, которые они в тот период испытывали. Затем она просит их создать куклу марионетку, которая символизировала бы их страхи, и поговорить с куклой о семейных ролях и страхах. Данная техника позволяет исследовать ранние источники эмоциональных нарушений, связанные с семейными отношениями и ролями.

Техника создания семейных масок детства также является разработкой Я. Хошино (Hoshino J., 2008) и направлена на исследование того, как семья предъявляет себя в социуме, а также семейных границ и различий между внешним и внутренним планом восприятия семейной системы. Данная техника имеет значительный потенциал и для изучения культурной идентичности членов семьи и процесса ее формирования.

Вывод

Первоначально необходимость использования рисования обосновывалась представлениями психоанализа, согласно которым любой конечный продукт творчества пациента расценивался как индикатор бессознательных процессов его психики (страхов, конфликтов, фантазий, воспоминаний детства). Наглядный художественный образ возникал в искусственно созданном терапевтическом пространстве. Рождение картины, ее форма и структура являлись проекциями внутреннего мира клиента. Как и во сне, в рисовании осуществляется смещение и сгущение образов. Это снимает барьер цензуры «Сверх-Я» и посредством творчества открывает путь к выражению бессознательных идей в символической форме. В результате этот мир вначале становился видимым, а затем, с помощью интерпретации, доступным для осознания. Тем самым изобразительное творчество выступало как процесс психической структуризации и самоорганизации, который помогал клиенту в восстановлении его расстроенной или разрушенной личности (Furth G. М., 1988).

Большое влияние на становление арттерапии оказала гуманистическая психология, согласно которой создание художественных произведений стимулирует активность, экспериментирование и рост личности, раскрывает ее перспективы. Главным при этом считался внутренний поиск способа самовыражения, а не акцент на проблемах, которые надо актуализировать и разрешить (Hodnett M. L., 1972).

Включение рисунков в семейное консультирование и психотерапию дало возможность специалистам получать важную диагностическую информацию о связях между членами семьи, их статусе, ролях, способах коммуникации. Это предоставило условия для определения целей и мишеней психологического воздействия, оценки динамики семьи. Индивидуальное и совместное рисование позволяло родственникам без страха проявлять свои чувства, оказывало терапевтический эффект и укрепляло семейные отношения (Kwiatkowska H. Y., 1978; Эйдемилле-р Э. Г., 1996).

Используя арт-методы, специалист опосредует процесс исследования клиентом собственных способов решения конфликтов. Рисунок подчас настолько образен, что это облегчает взгляд внутрь себя. Особенно это помогает в работе с людьми вербально ограниченными, полными злости или сопротивляющимися, им легче выразить себя с помощью искусства. Очень важно выслушать рассказ клиента о том, что он нарисовал. Обычно это становится мотивом для дискуссии и побуждает к разговору о проблеме. Рисунки неоценимы в интерпретации, так как они «объектны», постоянны и им не так легко перечить. В ряде случаев полезным является сравнение с более ранними продуктами творчества -- для оценки динамики взаимодействия и изменения.

Список литературы

1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. -- М.: Когито-центр, 2006. -- 250 с.

2. Ландгартен Х. Семейная арт_психотерапия // Игровая семейная психотерапия / Под ред. Ч. Шеффера и Л. Кери. -- СПб: Питер, 2001. -- С. 276--292.

3. Пролкс Л. Групповая арт_терапия с маленькими детьми и их родителями // Арт_терапия-- новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. -- М.: Когито-Центр, 2006. -- С. 87--104.

4. Эйдемиллер Э.Г. Психиатрия и психотерапия в современном культурном контексте России и мира // Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера.-- СПб: Питер, 2005. -- С. 15--28.


Это может проявляться в очевидных вещах: родители, которые чувствуют себя несчастными, недовольными жизнью, вряд ли смогут создать своему ребёнку условия для счастливого детства и гармоничного развития. Кроме того, дети наследуют наш образ мысли, модели поведения, эмоциональный набор. Приведу пример: мама, будучи несчастливой женой, с самого детства говорит дочери: «Женская доля тяжела, надо быть сильной, на мужчин никакой надежды». Девочка вырастает с подобными установками, стремится быть сильной, независимой, подсознательно боится мужчин, зачастую соревнуется с ними, доказывая своё превосходство. Выйдя замуж (хотя при таком раскладе, этого может и не произойти) девушка продолжает вести себя подобным образом. Через некоторое время мы будем иметь ту же несчастную жену, имеющую доказательство того, что на мужчин никакой надежды. И так из поколения в поколение…

Соглашусь, что в некотором плане картина печальная: в каждой семье накоплен свой багаж нерешённых задач. Так не пришло ли время ими заняться? Сегодня существует огромное количество вариантов, как решать подобные вопросы: книги, семинары, тренинги, психологи… Иногда для ребёнка бывает целительно хотя бы то, что мама на полчаса вынырнула из своих забот, сделала что-то для души, а потом вернулась к нему же с тёплыми, любящими (а не усталыми и печальными) глазами. Вкладываясь в своё развитие, здоровье, счастье, мы становимся способны дать своим детям гораздо больше. Несколько простых и приятных арт-терапевтических упражнений для работы над собой я привела в конце этой статьи.

Родители – самые главные люди для ребёнка. Так давайте окружим своих детей счастливыми довольными здоровыми людьми! Начнём с себя прямо сегодня?

Мандала

Это упражнение направлено на нормализацию эмоционального состояния, на успокоение и соединение с внутренней силой. Рекомендую поработать с мандалами беременным женщинам и кормящим мамам. При этом данная техника подходит для людей любого пола и практически любого возраста (с 5 лет). Для мандалы потребуются лист А4, карандаши, фломастеры и любые другие изобразительные средства. Прежде всего, на бумаге рисуем окружность, сопоставимую по размерам с головой человека (можно обвести тарелку). До того, как приступить к мандале, желательно посидеть пару минут, прислушаться к себе и своему состоянию. Возможно, у вас появится какая-то тема для работы, но это совсем не обязательно. Начинаем с того, что выбираем карандаш самого приятного для себя цвета и рисуем в центре окружности точку. Далее работаем без правил: можно заходить за границы, можно использовать любые цвета и материалы. Ближе к концу стоит задать себе вопрос: «Всё ли нравится? Или что-то хочется изменить?» Если что-то не нравится – обязательно дорисовываем или перерисовываем. Важный критерий окончания работы – чувство, что мандала нравится. Повертите мандалу, рассмотрите с разных сторон: возможно, вас ждут открытия. Итоговый рисунок можно повесить на видное место и любоваться им.

Страна моей мечты

Это очень приятное и полезное упражнение предназначено, в первую очередь, для тех, кто давно не мечтал. Его можно делать в одиночку, можно вместе с друзьями. Для создания страны вашей мечты потребуется большой лист бумаги (можно старые обои), стопка журналов, клей, ножницы, маркеры и карандаши разных цветов. Вырезаем из журналов картинки того, о чём мы мечтаем. Это может быть что-то конкретное или абстрактное (возможно, какая-то картинка приглянется вам своим настроением). Потом вырезанное приклеиваем на лист бумаги в любом порядке. Что-то, чего не нашлось в журналах, дорисовываем или дописываем. Также, по желанию, можно приклеить на коллаж своё фото. Главный критерий – чтобы в итоге всё нравилось, вдохновляло, давало сил! Готовый коллаж также желательно повесить на видное место. Между прочим, удивительным образом подобная работа ускоряет осуществление желаний.

Что мне сегодня хочется?

Это упражнение рекомендуется людям, которые совсем забыли про себя, забегались и засуетились. Подобное часто встречается среди матерей, особенно многодетных. Упражнение займёт немного времени, а эффект даст большой. Время от времени записывайте в блокнот или просто на бумагу то, что вам сейчас хочется. Осознание своих желаний – это первый шаг к себе, который уже сам по себе принесёт больше сил и вдохновения в вашу жизнь. Очень здорово, если каждый день найдётся хотя бы одно маленькое желание, которое удалось осуществить.

Счастья вам, радости и вдохновения!

Тренинг для родителей (первая младшая группа)

Тема: «Место арт-терапии в практике родителей»

Подготовила воспитатель 1-ой квалификационной

Цель: помочь родителям использовать арт- терапию как решения психологических проблем и процесса раскрытия творческого потенциала.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с арт -терапией, как способом самовыражения, развития и гармонизации.
  2. Способствовать сплочению коллектива родителей с воспитателями.
  3. Приобщить родителей к использованию арт - терапии, как развитие коммуникации между ребенком и родителем (домашнее задание).

1. Основная часть.

Уважаемы родители! Сегодня мы поговорим об арт - терапии. Как вы понимаете это слово?

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Арт-терапия имеет две главные, основополагающие цели. С точки зрения искусства главное получать удовольствие от процесса, раскрыть творческий потенциал. С позиции психологии данная терапия призвана оказывать терапевтические действие, решать внутренние психологические проблемы, конфликты.

Виды арт-терапии:

Выделяют собственно изо-терапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, драмотерапию, сказкотерапию, библиотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и тому подобное. Но акцентируем внимание на рисовании,то-есть « изо- терапии».

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Ведь помимо всего прочего, арт-терапия - прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Другими словами, это - лечение творчеством.

Как уже говорилось, одно из направлений арт-терапии является изо-терапия - выражение своих чувств и эмоций с помощью рисунка. Необходимо только выбрать какие материалы и инструменты нужны для того, чтобы выразить свои эмоции и чувства с помощью рисунка.

Изобразительная деятельность позволяет человеку передать не только то, что он видит в окружающей его жизни, но и свои фантазии, дать волю воображению, осознать и изменить свое отношение к тем или иным явлениям или событиям, прорисовывая их. Она способствует культурному развитию личности, важна для эмоционального и интеллектуального развития человека, формирования его личностной зрелости (Т.С. Комарова).

Кроме того, арт-терапия - это замечательный способ самораскрытия, самовыражения, развития и гармонизации личности. Человек по своей натуре творец и само по себе творчество приносит ему огромное удовольствие. Кроме того, творя, человек получает море возможностей высказаться, выразить свои чувства и эмоции, проявить уникальность своей неповторимой натуры.

Арт-терапия так же включает в себя хромо-терапию и изо-терапию. Хромо-терапия изучает свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является самым важным из всех видов чувств. Все цвета определенным образом действуют на нашу жизнь. Вы ведь наверняка замечали, что в одной обстановке хочется радоваться и ликовать, а в другой - молча сесть и думать о высоком. Конечно, такое может быть, ведь каждый оттенок направляет нас в определенное жизненное русло. Он может как поднять нам настроение, так и ухудшить его или подавить агрессию или раздражительность. Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме. Еще сильнее цвета действуют на наших малышей.

Хромо-терапия - это лечение цветом. Такая методика не имеет противопоказаний. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей:

Что означает каждый цвет?

Например, красный цвет пробуждает волю к жизни, повышает работоспособность и физическую силу, способствует устранению депрессии, воспалительных процессов, вирусных инфекций, и различных хронических иммунодефицитных заболеваний.

Оранжевый цвет по праву считается самым радостным. Он помогает преодолеть депрессию и нервные срывы, благотворно влияет на мышечную систему, способствует избавлению от страхов и неврозов, снимает спазмы, уменьшает проявление астматических явлений и повышает аппетит. Данный цвет, кстати согревает и бодрит организм.

Желтый - создает веселое настроение, повышает умственные способности, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, печени. Также именно этот цвет способствует выздоровлению при анемии, хроническом бронхите и различных заболеваниях кожи.

Зеленый цвет признан наиболее полезным. Он вызывает внутреннюю гармонию. Цвет повышает остроту зрения, благотворно влияет на сон, дарит спокойствие, а также помогает контролировать состояние раздражительности при нервных расстройствах.

Голубой цвет приведет к состоянию альтруизма и покоя. Он способствует устранению стрессов, неврозов, воспалительных процессов органов дыхания и переутомления. С точки зрения психотерапевтов данный цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. По утверждению специалистов, у него есть свойство создавать ощущение прохлады.

Фиолетовый цвет повышает творческую активность, иммунитет, помогает преодолеть нервные и психические расстройства, бессонницу, лечить головные боли, невралгию.

Розовый - тонизирует при подавленном состоянии.

Коричневый - вызывает чувство вины.

Черный - оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

Синий является «цветом здоровья»: успокаивает нервную систему, помогает умиротворению, что немаловажно для комфорта и сохранения психического здоровья детей, а также оказывает положительное воздействие на органы дыхания.

Родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно-образовательном процессе и коррекции.

И владея информацией о цвете с лёгкостью можно прочитать по рисунку, душевное состояние ребёнка, а зная о проблемах на ранней стадии, можно оказать быструю и квалифицированную помощь в любой, создавшейся ситуации.

Ребёнок и его рисунки

Посмотрите на рисунки Вашего ребёнка! Что Вы видите?

Какие цвета использует Ваш ребёнок в своих рисунках?

Если листы изрисованы резкими чёрными или красными линиями, местами прорваны - пора бить тревогу, Ваш малыш живёт в состоянии глубокого стресса.

Частое использование чёрного цвета предупреждает о появлении «зоны мрака» в душе Вашего малыша, такие зоны могут скрывать ужасающие секреты, не пропускайте это мимо своего внимания.

Использование коричневого и серого цвета говорит о надвигающейся депрессии.

Красный в больших количествах говорит о склонности к агрессии.

Оранжевый цвет очень позитивен, явный признак большого запаса энергии.

Жёлтый - цвет лёгкого веселья, радости.

Синий, голубой - цвета спокойного комфортного состояния души.

Зелёный - цвет развития, роста, его наличие в рисунке не может не радовать.

Наличие в живописи сцен насилия также должны Вас привести в боевую готовность.

Предложите малышу нарисовать человечка. Посмотрите, как исполнен рисунок. Если он состоит из робких прерывистых линий - это верный признак застарелых навязчивых страхов. Если рисунок выполнен резкими, глубоко врезающимися линиями - это верный признак агрессии. Если на рисунке много острых углов, направленных вверх - агрессия испытывается к вышестоящим персонам. Если на рисунке больше углов направленных вниз - налицо агрессия к более слабым. Большие округлённые глаза с ярко выделенными зрачками, говорят о глубинных страхах.

2. Практическая часть

Как уже говорилось, существует огромное количество видов данной терапии. Наиболее популярным и доступным из них является рисование. Рисование обладает особенным психотерапевтическим эффектом, и позволит прекрасно расслабиться и набраться сил.

И поэтому уважаемые родители, хочется с вами провести Арт-терапию, предлагаем вам расслабиться и нарисовать что-нибудь красивое для своего ребенка. (На столе приготовлены краски, фломастеры, карандаши, листы для рисования),(звучит классическая музыка)

(Акцент ставится на сам процесс, а не на результате работы, ведь главная цель это благоприятный настрой родителей на дальнейшую совместную работу)

Вашими рисунками мы украсим нашу группу, а так же они будут радовать ваших детей и мотивировать к творчеству.

И еще раз хочется подчеркнуть, что арт-терапия может стимулировать эмоциональное развитие ребенка. Он стремится к тому, чтобы родители общались на одном уровне с ребенком. Арт-терапия применяется также для развития коммуникации между ребенком и родителем путем использования ранних детско-родительских механизмов взаимодействия, активизирующихся при совместных занятиях изобразительной деятельностью

3.Итог

Использование арт-терапии совместно «родитель-ребенок» это воздействие на чувство привязанности посредством невербальности(общение через рисунок).Опираясь на родителей как на партнеров можно стимулировать эмоциональное развитие ребенка. Он стремится к тому, чтобы родители общались на одном уровне с ребенком. Арт-терапия применяется также для развития коммуникации между ребенком и родителем путем использования ранних детско-родительских механизмов взаимодействия, активизирующихся при совместных занятиях изобразительной деятельностью. При этом начальная стадия отражается в совместном создании каракулей и размывании краски по бумаге. Создаваемые детьми и родителями красочные отпечатки ладоней и разных предметов символизируют разделенный опыт, коллажи - привязанность. Родители нередко говорят о своей части совместной работы, в частности о том, какое значение она для них имеет. Свободная игра в детско-родительской группе также стимулирует взаимодействие между родителями и обмен мнениями по поводу подходов к воспитанию, а также облегчает параллельное взаимодействие между детьми, в то время как родители находятся рядом. Совместная работа способствует развитию взаимного доверия и навыков участия в совместной деятельности, соблюдению очередности действий, развитию близости и взаимной привязанности, а также получению эмоционального отделения детей от родителей.

И все мы родом из детства… А значит и этот «язык» творчества для нас не чужой - так давайте попробуем вместе с нашими детьми отправиться в это творческое путешествие: вновь пофантазируем, порисуем, полепим. Разделим с нашими детьми то, что для них так значимо! (родителям предлагается домашнее задание: изготовить поделку совместно с ребенком)

Миссия искусства в человеческой жизни – соединять мысли, душу и плоть. Искусство – посредник среди людей, помогающий понимать друг друга и собственную жизнь и сближающий меж собой и с природой. Искусство – это выражение чувств и передача индивидуального взгляда на созерцаемые вещи посредством пластики, речи и/или музыки. Искусство многогранно, оно может быть боевым и фито, арт и спортивным. Искусство в архитектуре, скульптуре, музыке, поэзии, литературе, живописи, кинематографии, фотографии… Дома, на работе, на улице… – везде. Могущество искусства – в воздействии на людей.

С середины ХХ века психологи и психотерапевты усиленно изучают исцеляющие возможности терапии искусством. Драма-, танцедвигательная, музыко-, художественная, цвето-, смехо-, природо- терапия. Все перечисленные занятия искусством объединяются одним термином – арт-терапия.

Как лечат арт-терапией, или Что взять на заметку у практикующих арт-терапевтов?

При использовании арт-терапии психологами (арт-терапевтами) воздействие на мозг происходит на 3 уровнях: духовном, вибрационном и эмоциональном. Психотерапевты, практикующие арт-терапевты, используют разные подходы к пациенту и придерживаются разных точек зрения на исцеление искусством:

1) с помощью арт-терапии устанавливают с клиентом более тесный контакт и получают доступ к его переживаниям;

2) эффект творчества используют для отвлечения мыслей пациента от наболевшего и создания у него положительного настроя;

3) считают, что арт-терапия сама помогает человеку сублимировать чувства, дает выход деструктивным эмоциям, изменяет эмоциональное состояние.

Что такое эмоция? Слово «эмоция» произошло в ХVII веке от французского слова «mouvior», что значит «приводить в движение». А латинское слово «emovere» означает «колеблю», «волную». Таким образом, видна смысловая связь слов «эмоция» и «движение». Ученый Д. Стюарт назвал позитивные эмоции «энергетическим источником жизни», а негативные – «кризисными аффектами», которые нужны для выживания и трансформируются в позитивные посредством игры. Эмоции базируются на эмоциональном тоне ощущений, которые сопровождают впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые и другие), в том числе это эмоциональный отклик на произведения искусства.

Именно принцип воздействия на тон ощущений и лежит в основе науки арт-терапии. В нашей современной культуре и жизни мы относимся к эмоциям, чувствам и телу как к чему-то неосознанному. Социальное окружение вынуждает человека подавлять или маскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в психосоматических заболеваниях (п.з. – результат таких эмоциональных состояний, как гнев, тревога, депрессия, чувство вины). Как говорил один ученый об эмоциях – каждая из них имеет свою ценность в выживании, но та же эмоция, которая подавляется, может исказить тело.

Когда наступает время для арт-терапии? Когда наступает тяжелый момент в жизни, будь то накопившаяся усталость или стресс, человек начинает искать то, что сможет отвлечь его мысли от негатива. Часто за положительными эмоциями обращаются к искусству или спорту, даже к экстремальному спорту. Например, прыжок с парашютом в депрессивных ситуациях хороший помощник, поскольку вызываемые данным действием чувства – страх, восхищение – намного сильнее существующего негатива, а большие чувства (эмоции) поглощают меньшие. Но это не исцеляет мозг и душевное состояние, а наносит большую травму – убивает нервные клетки, подавляет.

Арт-терапия – метод релаксации, отвлечение от искусственно созданной реальности, помощь в самовыражении, в решении существующих проблем, в концентрации на важных задачах.

К ней и стоит обратиться в стрессовых ситуациях и истеричных состояниях. (Однако если состояние очень критично, лучше не практиковать самим, а обратиться к специалистам – врачам и психологам.)

Где в жизни встречается арт-воздествие? Чтобы успокоиться, снять психическое напряжение, сосредоточиться, неосознанно (часто – разговаривая по телефону) вы берете ручку и на клочке бумаге начинаете рисовать или штриховать геометрические фигуры. Мать убаюкивает своего ребенка колыбельной песней. Ученые сравнивают это по силе воздействия со снотворным, в то же время целебным. В оздоровительных санаториях, на занятиях лечебной физкультурой уроки проходят с музыкальным сопровождением – это позволяет усилить эффект процедуры. В акушерской практике музыка применяется на определенных этапах родовспоможения – это расслабляет роженицу и благотворно влияет на плод.

Почему родителям следует овладеть приемами арт-терапии? Безусловно, овладеть арт-терапией профессионально, прочитав одну статью, невозможно, но воспользоваться некоторыми ее приемами родителям стоит. Первый раз в сад, первый раз в школу, период экзаменов – все это стрессовые ситуации для неокрепшего организма ребенка. Чтобы воспитать в ребенке устойчивость к стрессовым ситуациям, любовь к прекрасному и к работе, а также развить мозг (так как работа пальцами развивает умственные способности), можно воспользоваться такими приемами арт-терапии перед стрессовой ситуацией и после нее:

Сказкотерапия и игротерапия: а) придумать сказку; б) прочитать начало незнакомой сказки, придумать окончание; дочитать сказку; обсудить.

Терапия изобразительным искусством:

а) взяв много разноцветных фломастеров, рисовать все что угодно, не думая; найти сходства с предметами и объектами;

б) нарисовать свой портрет; затем рисовать всё, о чём вы думаете.

Природотерапия:

а) наблюдать и слушать птиц; фантазировать, что они хотят сказать; дома рисовать увиденных птиц;

б) описывать, на что или на кого похожи облака;

в) после пикника на природе перед сном говорить с ребенком о том, что ему понравилось.

При сеансе арт-терапии важно:

1) перед началом совместного творчества закрыть глаза и расслабиться;

2) работать совместно, но каждый над своим делом;

3) часто смотреть в глаза;

4) помогать;

5) не отвлекаться от работы;

6) сохранять спокойствие всегда;

7) создать приятную атмосферу (хорошо включить тихую музыку или голоса природы как цветной фон вашего творчества);

8) обсуждать процесс (сеанс) по его окончании.

Как правильно выбрать искусство для «лечения»? Чтобы определить, какой вид арт-терапии будет иметь большее воздействие, ответьте на следующие вопросы:

1. К какому виду искусства имеется склонность?

2. Что приносит большее удовольствие?

3. Зевает ли человек во время сеанса (в том числе домашнего)?

4. Охотно ли приступает к затеваемой вами «игре»?

От правильно подобранного вида искусства зависит «выздоровление» личности, укрепляется волевой и эмоциональный фон. В процессе творчества тренируется умение самовыражаться, происходит самоутверждение, удовольствие от полученного результата вызывает положительные эмоции. Большее количество положительных эмоций за день формирует оптимистичный настрой личности в жизни. Сколько же еще пользы приносит искусство? Родители, работая с ребенком (например, рисуя с ним), снимают психологическое напряжение, избавляются от отрицательных эмоций, налаживают близкий контакт, укрепляют родственные связи. С помощью арт-терапии чувства (эмоции), которые с возрастом ослабели и огрубели, – освежаются. Можно не только любоваться произведениями искусства, но и лечиться в процессе их создания!

Ольга Исаченко
Арт-терапия в работе с молодыми родителями

«Картина может выразить то, что не

выразит и тысяча слов» - восточная мудрость.

Каждый ребенок неповторим, но умение предъявить свою уникальность у детей еще не сформировано. Чаще всего детям мешают застенчивость, неконтактность, повышенная агрессивность, тревожность. На сегодня этот вопрос очень актуален, т. к. количество детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы неуклонно возрастает. Дети и родители в большинстве своем не умеют общаться. Современный темп жизни, с каждым годом увеличивает эмоциональный разрыв между родителями и детьми , а общение сводится к решению проблем, обеспечению материальными ценностями. И как следствие, появляется все больше детей дошкольного возраста с эмоционально-поведенческими нарушениями, что затрудняет общение ребенка, отрицательно влияет на формирование познавательной сферы, служит препятствием в дальнейшем при освоении школьной программы.

В поиске эффективных методов, способствующих улучшению психоэмоционального самочувствия дошкольников, я остановила свой выбор на методе арт-терапии , как наиболее мягком и значимом в вопросе сохранения здоровья детей. АРТ-терапия – методика , которая предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать любую ситуацию, проблему наиболее удобным способом для психики ребенка – через рисунок. Существует прямая связь между творчеством и умением адаптироваться. Человек креативный, творческий, всегда найдет решение в любой ситуации, т. е. адаптируется к новым условиям.

Наша «взрослая» жизнь слишком серьезна и тороплива, мы рано перестаем играть и остаемся не наигравшимися. В методах арт-терапии мы попадаем в игру - комфортное и безопасное состояние. В этом случае радостно можем себе сказать : «Я могу быть другим» !

Арт-терапия – одно из направлений терапии искусством или терапии творческим самовыражением. В сфере образования используется как «арт-метод » или «метод творческого самовыражения» .

Цель арт-терапии – не научить рисовать, а помочь справиться с проблемами, которые вызывают запредельные эмоции, дать им выход в творчестве и тем самым обеспечить подготовку ребенка к благополучной адаптации в макросоциальной среде.

Задачи арт-терапии :

1. Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы.

2. Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.

3. Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Важное правило для педагога, в использовании данного метода, – обеспечив безопасные условия, не вмешиваться в процесс, не вносить поправки, не давать оценку, только принятие и поддержка. Ребенок же в свою очередь, не боится испачкаться, выйти за рамки листа (нарушить традиционные барьеры активности, получает свободу выбора и удовольствие от процесса. Возможны в ходе рисования такие вопросы : «Что бы ты изменил? Что произойдет дальше?» .

тревожными;

агрессивными;

сверхактивными;

замкнутыми;

необщительными;

в период кризисных состояний;

имеющими невротические и эмоциональные расстройства;

имеющими неадекватную самооценку.

Наиболее сензитивный возраст для использования арт-терапевтических методик - 5-7 лет , но возможно и с 4 лет.

Виды арт-терапии :

Танцетерапия;

песочная терапия;

изотерапия;

музыкотерапия;

библиотерапия;

сказкатерапия;

Во все времена, у всех народов - музыка, танец, рисование, театр, рукоделие являлись средством исцеления души. Американская художница и педагог Эдит Крамер писала : «Искусство само по себе обладает целительным действием» .

В нашем детском саду я организовала работу «Веселой мастерской» . Раз в месяц подбирается группа родителей , дети которых имеют определенные трудности в развитии, взаимоотношениях. Участники получают пригласительные. В ходе работы , родители с детьми не только увлеченно пробуют себя в различных видах творчества, но и получают заряд положительных эмоций, так как программа занятий включает в себя игры - тренинги, для создания позитивных детско-родительских взаимоотношений . Желающие получили брошюры : «Сказкотерапия» , «Роспись по камешкам» . Каждая встреча заканчивается чаепитием, во время которого участники делятся впечатлениями и просто душевно общаются. Отзывы участников, посетивших «Веселую мастерскую» , носили только положительный характер. На вопрос «Что понравилось?» были получены ответы : идея и организация, сам процесс творчества, позитивный характер мероприятия, дружеская и непринужденная обстановка, совместная работа с ребенком , рассказывать сказки, рисовать всем вместе, понравилось все. У всех возникло желание в будущем участвовать в подобных мероприятиях.

В практике моей работы особенно популярны среди детей и родителей и результативны следующие техники : пластилиновая живопись на стекле, монотипия, роспись по камешкам, рисование пальчиками и ладошкой, сказкотерапия.

(пластилиновая (роспись на камешках) (рисование ладошками)

живопись)

В совместной работе с родителями и детьми , получилось :

Сблизить творческих, креативных молодых родителей для совместного творчества с детьми.

Развить умения конструктивного общения между взрослыми и детьми.

Помочь ребенку выразить свое внутреннее состояние, показать настроение и отношение к происходящему.

Подарить положительные эмоции и радость общения всем участникам мастерской.

Творчество продлевает жизнь и делает нас счастливыми! Так творите и будьте счастливы!

Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать следующий рисунок на тему «Если бы эта история продолжилась, то как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему» .

В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее :

Устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса, появляется демократизм отношений;

У ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;

Воспитывается чувство коллективизма;

Отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу ) ;

На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;

Создается комфортный психологический климат в группах : доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;

Стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;

Формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать свою точку зрения;

Идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;

Уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.

Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие!

Публикации по теме:

Арт-терапия в коррекционной работе с дошкольниками (поведенческая и эмоционально-волевая сферы) Под «Арт-терапией" (аrt (англ.) - искусство, therapеia (греч.) - забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном.

Цель: Закрепить с детьми знания о правильном переходе проезжей части. Познакомить детей с дорожными знаками. Научить пользоваться планом-схемой. Дать.

В соответствии с новыми требованиями по реализации ФГОС ДО, роль родителей возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной.

Фотоотчёт о проведённой работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности и о работе с родителям. Цель: Познакомить.