Мероприятие к пушкинскому дню в школе. Информация о мероприятиях в рамках дня пушкина мбук «межпоселенческая центральная библиотека» и библиотек сельских поселений кунгурского муниципального района. Сценарий мероприятия для детей на Пушкинский день

Пушкинский день отмечается по традиции в России 6 июня и стал праздноваться по Указу Президента с 1997 года. Лишь с этого момента этот день стал официальным праздником, хотя значение этого поэта для России всегда было велико.

Гениальным Александра Сергеевича Пушкина признали ещё при его жизни.

Его творчество по-праву можно назвать мировым культурным наследием, которое известно всему миру. Во всём мире так же его изучают, знают его стихи наизусть, снимают кинофильмы по его произведениям, ставят спектакли.

Пушкина называют часто основателем русской литературы.

А. С. Пушкин как классический образец для всей читаемой, новейшей русской литературы, «мастер» в искусстве слова.

В русский язык он внёс мировую значимость, сделал его совершеннее.

Норма русского языка появились впервые в пушкинском языке и слоге произведений, которые остаются действительны и в наше время, не зависимо от смены эпох, происшедших за всё время. Поэтому сейчас без сомнения можно сказать, что говорить на русском, так же означает, что и говорить на языке Пушкина.

Творчество Российского великого поэта, сопровождает нас на протяжении жизни: его поучительные сказки, затем стихотворения о природе и о любви, и, наконец, проза, а так же драматические произведения.

Во всех странах мира найдутся ценители и почитатели творчества поэта.

Празднование Пушкинского дня проходит по всей России, поэтому день 6 июня - Пушкинский день России неслучайно назван именно так.

Именно в день 6 июня 1799 года, родился в Москве великий поэт Пушкин Александр Сергеевич. Отмечается этот праздник в нашей стране ежегодно и признается Всероссийским.

В Пушкинских Горах и в Михайловском селе, сейчас, как и прежде собирается в этот день тысячи людей, чтобы почтить память поэта, послушать стихотворения начинающих, а так же состоявшихся поэтов.

Обычно празднование этого торжества проходит при участии актёров и музыкантов. В повседневной жизни все часто употребляют фразы из произведений и цитируют его творчество, иногда даже не задумываясь над этим.

Зимой, выходя на улицу, восхищенно приговаривая: «Мороз и солнце, День чудесный! », или любуясь в зеркале: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? . . »…

Его произведения переведены на различные языки мира, и во всех уголках планеты творчество Пушкина признают и читают.

Язык написания произведений прост и понятен каждому читателю и остаётся и в наше время основой русского языка.

С 2011 года дата рождения Пушкина, была учреждена Правительством Российской Федерации и празднуется как День русского языка. Основная цель переименования - это поддержание равноправия среди шести официальных языков ООН.

Каждый год, в день рождения поэта, проводятся разнообразные мероприятия, посвященные творчеству Пушкина. Конкурсы между молодыми поэтами и чтецами, литературные вечера в библиотеках и школах.

Провести Пушкинский день России в библиотеке было бы весьма занимательно, не менее разнообразно и необычно, вопреки убеждениям, что вести себя там следует тихо и безмолвно.

Для детей можно оформить книжную выставку, которая ознакомит юных читателей с творчеством поэта. Увлекательным занятием для них, возможно, стали бы соревнования в литературной викторине по темам сказок Пушкина А. С. , допустим такие как: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», или не менее известная всем «Сказка о Царе Салтане». Подвести итоги и определить лучшего знатока сказок с присвоением почётных мест и награждением грамот, либо книжек поэта, на усмотрение организаторов мероприятия.

Составление кроссвордов, загадок, угадывание названий стихотворений по четверостишиям, конкурсы рисунка по разным темам, всё это поможет детям более глубоко ознакомиться с творчеством великого поэта, полюбить и оценить его труд.

В Пушкинский день России взрослым будет интересно почитать стихотворения поэта.

Просмотр тематических слайдов, инсценировку известных произведений, допустим - отрывки из поэмы «Евгений Онегин».

Рассказы о творчестве и жизни великого поэта так же не оставят равнодушными даже тех, кто хорошо знаком с биографией Пушкина.

Организовав книжную выставку в библиотеке, представится великолепная возможность всем желающим познакомиться со множеством произведений поэта. Миниатюрные книжечки, так называемые «книжки-малютки», издания из редкого фонда, произведения на иностранных языках, заставят восторгаться поэтом снова и снова!

Одной из идей для проведения Пушкинского дня в библиотеке будет прослушивание классической музыки, посвященной поэту.

Невозможно обойти стороной давнюю традицию в посещении памятника поэту на Пушкинской площади, где так же проводят гулянья и различные музыкальные программы.

У памятников Пушкину обычно собираются толпы людей, приносят цветы и слушают вечно живую лирику поэта. На такие мероприятия хорошо брать с собой детей.

В завершении мероприятий можно провести концерты, по произведениям Пушкина. Романсы на стихи поэта, а так же инструментальные произведения в его честь.

Бесконечно много можно говорить и писать про великого поэта нашей родины Александра Сергеевича Пушкина. За свою непродолжительную жизнь поэт успел создать большое количество настоящих литературных шедевров. Произведения Пушкина любят и ценят множество людей разных возрастов, национальностей и вероисповеданий, в любви к творчеству все люди равны.

Память о нем вечна, пока все помним и чтим его заслуги. Каждый год, снова и снова будут открываться двери для любителей поэзии и проводится новые мероприятия по всем школам и библиотекам страны!

Суворова Т.В. Игра-путешествие ко дню рождения А.С.Пушкина «Литературный дилижанс»

Цель :

1.Познавательная: Создать условия для расширения знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина

2.Развивающая: Развивать познавательные и творческие способности учащихся

3.Воспитывающая: Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, интерес к литературе.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книжная выставка произведений поэта, карточки с заданиями, маршрутные листы для команд, аудиозапись вальса Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель», компьютерная презентация о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Форма проведения: игра-путешествие «Литературный дилижанс».

Ход игры.

Игра организована в виде путешествия 3 команд по станциям «Пушкинская», «Сказочная», «Конкурсная», «Игровая», «Стихотворения А.С.Пушкина». Результаты заносятся в маршрутный лист. Команды награждаются в соответствии с набранными баллами.

    Вступительное слово библиотекаря.

    Самостоятельная работа команд: ответы на вопросы на станциях.

    Чтение стихотворений А.С.Пушкина.

    Подведение итогов.

    Награждение команд.

Задания на станциях.

Конкурсная

Продолжи пословицу:

По платью встречают…(по уму провожают)

Скучен день до вечера…(коли делать нечего)

Труд человека кормит… (а лень портит)

Новых друзей наживай… (а старых не утрачивай)

Незнайка лежит… (а Знайка далеко бежит)

Береги платье снову… (а честь смолоду)

Отгадай шарады.

Математический я знак,

В задачнике меня найдешь

Во многих строчках,

Лишь «О» ты вставишь: зная как,

И я – географическая точка. (плюс – полюс)

Я – нелюбимая оценка в дневнике,

Из-за меня для школьника мрачнеет вся природа.

Но если внутрь меня поставить «Е»,

То – среди женского я рода. (два –дева)

Чтобы поддерживать скворечню

Иль антенну, я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь. (шест – шесть)

Сперва назови за городом дом,

В котором лишь летом с семьею живем.

Две буквы к названью приставь заодно,

Получится то, что решать суждено.

(дача-задача)

Отгадайте загадки:

Есть в домах одно окошко,

Необычное немножко…

Кто появится в окне –

Скажет слово всей стране. (телевизор)

Этот глаз – особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.(фотоаппапрат)

Раскинут ковер, рассыпан горох,

Ни ковра не поднять, ни гороху не собрать. (небо и звезды)

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не глядят. (глаза)

Пушкинская

1.Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.) С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.) С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.) С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)

2. Что случилось с попом с первого щелчка? («Прыгнул поп до потолка».) Со второго? («Лишился поп языка».) С третьего щелчка? («Вышибло ум у старика».)

3. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)

4. Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, в шмеля, в муху.)

5. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)

6. В каких сказках Пушкина встречаются числа? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Три щелка в «Сказке о попе и работнике его Балде». Тридцать три богатыря, три девицы в «Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жили старик со старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик в «Сказке о рыбаке и рыбке». И т. д.)

Сказочная

 Самый лучший знаток и рассказчик сказок - это... Кто? (Бабушки.)

 Чем все очень разные сказки похожи друг на друга? (В любой сказке обязательно побеждает Добро.)

 Что в сказке Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец? (Ведро.)

Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы? (Баба-Яга.)

 Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. (Свист.)

 Как звали сказочного кота-гипнотизёра? (Баюн.)

 Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством? («Колобок».)

 Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно. (Жучка.)

 Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи. (Царевна-лягушка.)

 Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Сказочную шапку-невидимку.)

Игровая

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ» (разрезать карточку – каждое имя отдельно)

Машенька

Оловянный солдатик

Балерина

Чипполино

Принцесса Будур

Братец Иванушка

Сестрица Аленушка

Буратино

Мальвина

Красная Шапочка

Белоснежка

Дед Мороз

Снегурочка

Иван-Дурак

Елена Прекрасная

Иван-Царевич

Царевна-Лягушка

Дюймовочка

Маршрутный лист команды _________________________________

Пушкинская

Конкурсная

Сказочная

Чтение стихотворений А.Пушкина

Итого баллов

(максимум 5 баллов)

Особое мнение:_____________________________

Дежурный по станции: _______________________

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А. С. Пушкину

Оформление : экран, цветы, журнальные столики, подсвечники, эпидиаскоп, магнитофон.

Ход мероприятия

На экран проецируется портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского и эпиграфы:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Ф. Тютчев

Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он.

М. Рыльский

Чтец.

Живем мы, дюжинные люди,

А гения давно уж нет,

И рвется тяжкий вздох из груди

При мысли о тебе, поэт!

Как скромный пир наш был бы громок,

Когда б тебя в своем дому

Сегодня встретил твой потомок,

И руку б ты пожал ему!

О, как бы шли ему седины!

Как был бы ясен и глубок

Под ними взор его орлиный

И строгих дум полет высок!

Как в нашу странную эпоху,

Где вместе с жаждою добра

Мы видим мыслей суматоху,

Недостает его пера!

Я. Грот. Памяти Пушкина

Звучит симфония Моцарта № 41 до мажор «Юпитер».

Чтец.

Недостает пера поэта,

И пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами,

Сегодня с нами наш поэт.

Чтец. Григорьев писал: «...А. Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

Именно поэтому сегодня, в его день рождения, мы приглашаем нашего современника отправиться в пушкинское время, взглянуть на него глазами его близких, друзей, собратьев по перу, перелистать некоторые страницы его биографии.

На экран проецируется портрет Пушкина-ребенка работы неизвестного художника.

Чтец. 26 мая 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Мальчик рос неизбалованным материнской лаской, недостаток которой восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки - простой Русской женщины крестьянки Арины Родионовны Яковлевой.

На экран проецируется картина Ю. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна».

Чтец . Став взрослым, Александр посвятит ей свои стихи. Помните? (Читает отрывок из стихотворения «Няне».)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждешь меня.

Чтец . Благодаря няне Пушкин с детства узнал красоту, силу и точность родной речи.

Чтец . Домашнее образование будущего поэта было бессистемным, и все же он вынес из него безупречное знание французского языка, страсть к чтению и любовь к «преданьям старины глубокой». Весной 1811 года отец Пушкина подал прошение о приеме Александра в Царскосельский лицей - новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.

На экран проецируется фото лицея. Продолжает звучать симфония Моцарта «Юпитер». На сцену выходят чтецы, располагаются за столиками.

Чтец 1. 19 октября также день рождения Пушкина, и по- своему не менее значительный, чем настоящий день его рождения. Это день духовного рождения Пушкина.

Чтец 3.

Товарищи! Сегодня праздник наш.

Заветный срок! Сегодня там, далече,

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирном чаш.

Вы собрались, мгновенно молодея,

Усталый дух в минувшем обновить,

Поговорить на языке лицея

И с жизнью вновь свободно пошалить.

1825 г.

Звучит симфония «Юпитер». На сцену выходят исполнители ролей Пушкина, Кюхельбекера, Пущина, Дельвига и других лицеистов. Возглавляет группу Куницын.

Пушкин.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. ...

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

Я всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим...

На экран проецируется портрет Куницына.

Пушкин (читает отрывок из стихотворения «Была пора: наш праздник молодой»).

Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей...

Пущин. Смело, бодро выступил профессор политических наук А.Г. Куницын... По мере того как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его речи слушатели были уже не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему.

Куницын . Раздался глас Отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете под кров сего священного храма наук... Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.

Пушкин.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Чтец . Первый директор лицея, Василий Федорович Малиновский, замечательный человек, умный, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцера не заводили (он появится позже), телесных наказаний не было. Василий Федорович хочет занять, просветить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России, для общей пользы.

Илличевский (из письма). С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.

Перекличка лицеистов:

Не пропускаются дни рожденья.

Шутки, веселье.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И Кюхельбекерно, и тошно!..

Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Пущин . Образовалась товарищеская семья, в этой семье свои кружки: в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого: близко мы узнали друг друга, никогда не разлучаясь: тут образовались связи на всю жизнь...

Пушкин.

В начале жизни школу помню я:

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья...

На экран проецируется картина Иванова «Лицеисты: Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин, Александр Пушкин».

Лицеисты . Скоро все лицеисты объявили себя скотобратцами и, как водится, наделили друг друга прозвищами:

Вильгельм Кюхельбекер - Виля, Кюхля.

Антон Дельвиг - Тося.

Михаил Яковлев - Буффон, Паяц 200 номеров (изображал в лицах чуть ли не 200 человек).

Иван Пущин - Большой Жанно, он же Ванечка, он же Иван Великий.

Александр Пушкин - Француз (французский знал тогда не хуже русского).

На экран проецируется фото комнаты Пушкина в лицее.

Библиотеки Централизованной библиотечной системы города Ярославля 6 июня провели у себя Пушкинский день. Эту дату отмечают в день рождения поэта, которому в этом году исполняется 219 лет. С Пушкинского дня-2018 дан старт на юбилей: в 2019 году Солнцу русской поэзии отметят 220 лет!

Пушкинский день России и День русского языка открыла Марина Владимировна Смирнова, заведующая отделом библиотеки-филиала №16 имени А.С. Пушкина. Она рассказала слушателям интерактивного информационно-познавательного радио-проекта «Утромания» на волне «Радио России. Ярославль» о тех мероприятиях, которые могут посетить жители города Ярославля в нашей библиотеке и библиотеках ЦБС города. И список оказался весьма солидным. Судите сами.

Центральная библиотека имени М.Ю. Лермонтова в Пушкинский день начала создавать «Пушкинский альбом».

В библиотеке есть традиция делать в Лермонтовские дни записи в «Лермонтовском альбоме», и вот теперь дано начало новому обычаю.


Посетителям библиотеки предлагали вписать на страницы альбома свои любимые стихи.

Акция показала, что ярославцы Пушкина знают очень хорошо: было записано около 53 строк из стихотворений Пушкина, причем кто-то писал отдельные строчки, а кто-то – целые стихотворения.


Среди посетителей в Пушкинский день в Центральной библиотеке побывали гости из Донецка. Они также оставили свои строчки в нашем Альбоме. Кстати, напомним, что Пушкинский день – это еще и День русского языка.

А еще Лермонтовку в этот день посетило необычное существо. Оно очень хотело принять участие в акции – и вписать в Альбом свои любимые строки. Сотрудники библиотеки не смогли ему в это отказать – и вручили перо! Кто это был? Да мы сами не поняли: может быть, Кот ученый, а может, Бесенок из «Сказки о попе и работнике его Балде». Но точно – пушкинский герой!

В библиотеке-филиале №2 прошла презентация книжной выставки «Он Пушкин и бессмертен он!». Читателиразного возрастазаинтересованно прослушали рассказ библиотекаря омалоизвестныхкнигах о великом поэте. Пушкинскую тему филиал продолжил 8 июня, когда в рамках заседания творческого объединения «Рукодельницы», в библиотеке был проведен поэтический час, темой которого стали самые важные штрихи жизни и творчества Пушкина, разговор о его месте в сегодняшнем мире.

Библиотека-филиал №7 отмечать Пушкинский день России начала заранее.

4 июня для посетителей КЦСОН Фрунзенского района прошла литературно-музыкальная гостиная «Сиянье пушкинских стихов», 5 июня для детей начальной школы-детского сада № 85 со стоялось путешествие в сказку «И Кот ученый свои нам сказки говорит».

А в сам Пушкинский день дети из летнего лагеря школы №73 приняли участие в интерактивной литературной игре «И пером не описать».

Библиотека-филиал №8 имени К. Д. Бальмонта в Пушкинский день России провела литературный праздник «Минута — и стихи свободно потекут».

Главными участниками этой интерактивной программы стали школьники. Детям предложили ответить на вопросы викторины, показать свои знания стихов и сказок великого поэта. А к сказкам поэта прекрасно подходят его же собственные слова, сказанные, правда, немного по другому поводу: «Что за прелесть эти сказки!».

Работала книжно-иллюстративная выставка «Образ, бережно хранимый», на которой можно было увидеть портреты Александра Сергеевича, его близких, издания его книг за разные годы.

Встреча с Пушкиным состоялась и оказалась одинаково приятна как для библиотекарей, так и для участников Пушкинского дня.

Библиотека-филиал №12 имени А.П. Чехова в этот день провела у себя Пушкинский марафон, в ходе которого нашлось место и громкому чтению стихов великого поэта, и беседам у выставки, и рассказам о Пушкине.

В читальном зале работала книжно-иллюстративная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Александра Сергеевича.

Около нее в течение дня проходили викторина, беседа и обзор, во время которых звучали произведения Пушкина – их читали наизусть и со страниц книг.

Шел разговор и о стихах, которые посвящали Солнцу русской поэзии другие его собратья по перу, и о том, как Пушкин входит в жизнь каждого из нас в школе. С молодежью говорили и о том, какая ценность в творчестве и зачем оно нужно.

Ребята и заведующая отделом библиотеки Ольга Леонидовна Трошева пришли к выводу: эта ценность заключается в том, что искусство тревожит и беспокоит умы и души; нужно оно, чтобы люди не были равнодушными и черствыми, а цель любого творца, человека искусства – в том, чтобы, как герой стихотворения Александра Сергеевича, глаголом жечь сердца людей.

В библиотеке-филиале №15 имени М.С. Петровых в день рождения Александра Сергеевича Пушкина прошел тематический день «Всё ли мы знаем о Пушкине…».

Кому из нас в детстве не читали сказки Александра Сергеевича Пушкина? Мы с детства помним строчки: «У Лукоморья дуб зеленый…». А насколько хорошо все знают сказки Пушкина? Это и решили выяснить библиотекари.

В читальном зале посетителей встречала говорящая выставка «В волшебной пушкинской стране», мы предлагали нашим пользователям проверить себя на знание сказок Пушкина, ответив на вопросы викторин.

Вниманию участников Пушкинского дня были предложены фильмы, которые включали натурные съемки мест, связанных с жизнью поэта, чтение исторических материалов, отрывки из игровых фильмов, а также историю дуэлей Пушкина. Многочисленные факты из жизни поэта, увиденные в фильмах, вызвали живой интерес у пользователей нашей библиотеки: люди обменивались мнениями, давая свои оценки произошедшим много лет назад событиям.

В библиотеке-филиале №16 имени А.С. Пушкина на взрослом абонементе была подготовлена выставка «С Пушкиным за одним столом», где, помимо книг, были представлены рецепты, рассказывающие о гастрономических пристрастиях не только поэта, но и его литературных героев.

В библиотеке в этот день можно было выпить чашечку чая с бубликами, которые так любил поэт, и принять участие в блиц-турнире «Вспоминая Пушкинские строки».

Кстати, он показал, что посетители библиотеки хорошо знают поэтические произведения Александра Сергеевича.

Для ребят из летних лагерей отдыха при школах № 8 и № 40 прошли литературная игра «По следам Пушкинских сказок» и игра-поиск «Пушкинские раскопки». Работал кинозал в читальном зале «Пушкинское Лукоморье», где демонстрировались мультфильмы, созданные по сказкам великого поэта.

В течение всего дня в залах библиотеки звучали аудио-записи стихов Александра Сергеевича Пушкина в исполнении известных российских актеров. Многие читатели с удовольствием приняли участие в поэтическом подиуме «Прочти из Пушкина строку».

В библиотеке-филиале №18 для детей городского лагеря школы №69 в Пушкинский день прошла интерактивная игра «По пушкинской тропе».

Из вступительной беседы юные читатели узнали о жизненном и творческом пути поэта, познакомились с интересными фактами его биографии. А затем дружно и весело ребята вспоминали сказки Пушкина, участвуя в интерактивной игре «По пушкинской тропе». Оказалось, что дети хорошо знают сказки всеми любимого поэта, ведь они ответили правильно почти на все вопросы игры.

Завершилась встреча обзором книжной выставки «Солнце русской поэзии», где были представлены издания произведений А.С. Пушкина – сказки, стихи, проза.

Как видите, Пушкинский день в библиотеках ЦБС отмечают очень по-разному, но одинаково трепетно, с уважением и любовью к Поэту.

Час занимательного русского языка, посвященного Пушкинскому дню России

Цель проведения:

    развивать интеллект, внимание, память, воображение; прививать интерес к изучению родного языка и литературы;

    создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: мультимедийная презентация.

В игре принимают участие уч-ся 5- 6 классов (2 команды) и жюри.

Ход игры.
Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

6 июня в нашей стране отмечается сразу два литературных праздника - Пушкинский день России и День русского языка, ибо невозможно представить русский язык без его создателя – Пушкина (слайд 2).

День рождения поэта
Отмечает целый свет,
Ведь известнее,
Чем Пушкин,
Никого на свете нет!

Сегодня в рамках проведения Пушкинского дня и Дня русского языка мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка». Этот час мы проведем с вами в форме соревнования между учащимися 5- 6 классов.

Представляем наши команды (представление команд)

Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира (представление жюри)
- Наш турнир будет состоять из семи туров. За каждый правильный ответ вы будете получать очки. Команда, набравшая наибольшее количество очков станет победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.

Первый тур «Разминка» (слайд 3)

Александр Сергеевич Пушкин… Кажется, нет более близкого и понятного русскому сердцу поэта. Но Александр Сергеевич не был бы тем Пушкиным, если бы не нес в своем творчестве вечную тайну, которую хочется понять, разгадать именно тебе.
Эпиграфом к нашему мероприятию будут слова Семёна Степановича Гейченко, который много лет был директором пушкинского заповедника в Михайловском.
Из предложенных слов соберите известное высказывание С.С.Гейченко о Пушкине.

Казалось бы, простые слова, но какая мудрая мысль.

Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна.

Я надеюсь, что наше сегодняшнее мероприятие поможет и вам открыть что-то новое для себя о Пушкине.

Второй тур Игра «Найди новое слово» (слайд 4)

Из предложенного слова «Лукоморье» за 3 минуты нужно составить новые слова. Кто больше?

(лук, море, лом, мол, укол, ом, кол, ром, мор, корь, ком, мул).

Перу Пушкина принадлежать множество замечательных стихотворений, многие из которых вошли в сокровищницу мировой поэзии. Давайте вспомним некоторые из них.

Третий тур «Дополни строки стихотворений А. С. Пушкина» (слайд 5)

1.Вскормлённый в неволе … молодой

2. … дней моих суровых

3. Выпьем с горя, где же …?

4. В крови горит … желанья

5. Прощай, свободная …

6. … дряхлая моя

7. Промчались заточенья …

8. Как ныне сбирается вещий …

9. Я помню чудное …

10. …пленительного счастья

12. Мой …, отчизне посвятим

12. Я … себе воздвиг нерукотворный

13. Что ты ржёшь, мой … ретивый?

14. Пора, …, проснись!

15. Как … чистой красоты

16. Мы вольные …

17. В багрец и … одетые леса

18. … мглою небо кроет

Участники на листочках пишут вставленные слова и отдают затем на проверку жюри

(орел, подруга, кружка, огонь, стихия, голубка, годы, Олег, мгновенье, звезда, друг, памятник, конь, красавица, гений. Птицы, золото, буря).

А теперь мы вспомним замечательные сказки Пушкина (слайд 6)

Вновь помогут и мне, и тебе

Сказки Пушкина – чудо-страна!

Свои двери открыла она!

Эти сказки опять и опять

Четвертый тур « Загадки по сказкам Пушкина в алфавитном порядке» (слайд 7)

Кто сказки Пушкина читает.

Загадки быстро отгадает

Командам по очереди задаются загадки. За правильный ответ они получают очко.
А

Если сказку мы эту знаем,

То почешем в раздумьях лоб:

На что же, Балду нанимая,

Надеялся хитрый поп?

Что за зверь в хустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде...”-

Звонко песенку поет?

Пушки с пристани палят,

Всем сейчас сказать велят,

Как зовется этот остров,

Где живется сказкам просто?

Людмила - дочь его меньшая.

И зять - Руслан теперь в почете.

А вы же, имя князя зная,

Его сейчас же назовете...

(Владимир)

Он невидим и могуч,

Он гоняет стаи туч,

Он гуляет на просторе,

Кораблям - подспорье в море.

Волшебство случилось тайное:

Остров был необитаемым,

А теперь... Ответьте просто вы,

Что построено на острове?

В день, когда в своей столице

Сын Салтана княжить стал,

С разрешения Царицы

Сам себе он имя дал.

Стало мало ей корыта.

И избы уже ей мало.

Ну-ка, быстро подскажите,

Кем затем старуха стала?

(дворянка)

А кому, скажи, дружок,

Громко-громко петушок

Все кричал: “Ки-ки-ри-ку!

Царствуй, лежа на боку!”?

Дочка царская живет

У семи богатырей.

А кого царевна ждет?

Вспоминайте поскорей!

Перед княжеским дворцом

Есть у белки дивный дом,

А над ним не первый год

Что за дерево растет?

Что с царем накладно вздорить,

Вряд ли кто теперь поспорит.

Чем, скажите, царь Дадон

Мудреца дух вышеб вон?

Королевич Елисей

Долго шел к любви своей.

Кем являлся сей герой

Для царевны молодой?

У царя жена вторая,

Дни беспутно коротая,

Говорила по-секрету

С этим маленьким предметом.

(зеркальце)

Тридцать три года - такие дела -

Старуха у моря все пряжу пряла.

А дед неудачной рыблакою жил.

Что за жилье у них было, скажи?

(землянка)

Час любви пришел к Гвидону.

Лебедь тоже полюбила.

Вспоминайте, чем влюбленных

Тут же мать благословила?

Вряд ли может зуб простой

Грызть орешек золотой.

Ай да сказочный орех!

Что ж внутри орехов тех?

(изумруды)

Сказка - ложь! Да в ней намек,

Лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет,

В чем стирать нельзя белье.

Черномор хоть бородат,

Все же ростом не богат.

Всех людей такого роста

Называют очень просто.

Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый?

(Лукоморье)

Венки влюбленным он свивает,

Лампады ночью зажигает.

Он - бог языческой любви.

Его ты вспомни, назови.

Круглолицый, светлоокий,

Светит он во тьме глубокой.

Назови скорей, дружок,

Позолоченный рожок!

Лебедь всей волшебной силой

В раз второй оборотила

Князь-Гвидона в нам знакомое

Столь простое насекомое.

Эта ведьма - старуха злая.

Колдовством себя изменяет:

То змеею влетит в окошко,

То вдруг явится черной кошкой.

Много лет старик рыбачил.

Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу?

В сказке попу обязались черти

Что-то платить до поповой смерти.

За тем и пошел к ним Балда, не споря,

Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре.

Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

(петушок)

Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети?

Возле терема лесного,

Не пуская к дому злого,

Он усердно службу нес.

Как же звался этот пес?

(Соколко)

Сбылась трех сестер мечта.

Кем, скажите, стала та,

Что мечтала лишь одна

Выткать море полотна?

(ткачиха)

Увенчалась сказка пиром.

Угощали медом, пивом.

В рот ни капли не попало,

Все по ним лишь и стекало.

На свадьбе у Руслана и Людмилы

Средь витязей названных тоже был он.

Криклив на пире да в застолье,

Но подл и слаб как воин в поле.

Пятый тур « Конкурс капитанов»

Прочитайте отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин”.

Возок несется чрез ухабы, Купцы, лачужки, мужики,
Мелькают мимо будки, бабы, Бульвары, башни, казаки,
Мальчишки, лавки, фонари, Аптеки, магазины моды,
Дворцы, сады, монастыри, Балконы, львы на воротах
Бухарцы, сани, огороды, И стаи галок на крестах.

Перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые "мелькают мимо” несущегося возка.

В это время остальные члены команд выполняют следующее задание.

Шестой тур «Сказочные предметы» (слайд 8)

Ой, как много тут предметов
Из разных сказок, погляди!
Что у Пушкина приметил,
Очень быстро назови.

Нужно не только назвать предмет, но и название сказки Пушкина, где этот предмет встречается. За каждый правильный полный ответ вы заработаете очко.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Заключительное слово учителя:

Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины (слайд 9)

Конечно, Пушкин беспределен,

Неиссякаем, как родник.

Но завершить нам выступленье

Граница времени велит.

Но Пушкин есть и будет с нами

И через сто, и тыщу лет.

Он не померкнет, не увянет...

Великий русский наш поэт.

Просмотр содержимого презентации
«Шитикова В.А.»

Час занимательного русского языка

Шитикова Вера Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Краснолипковская СОШ»


День рождения поэта Отмечает целый свет, Ведь известнее, Чем Пушкин, Никого на свете нет!


Открытие всегда

это «Пушкин –

и всегда тайна»

«Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна»

С.С.Гейченко


Игра «Найди новое слово» оэзиясс.

Лукоморье


«Дополни строки стихотворений А. С. Пушкина»

1.Вскормлённый в неволе... молодой

2. ... дней моих суровых

3. Выпьем с горя, где же...?

4. В крови горит... желанья

5. Прощай, свободная...

6. ... дряхлая моя

7. Промчались заточенья...

8. Как ныне сбирается вещий...

9. Я помню чудное...

10. ...пленительного счастья

12. Мой..., отчизне посвятим

12. Я... себе воздвиг нерукотворный

13. Что ты ржёшь, мой... ретивый?

14. Пора, ..., проснись!

15. Как... чистой красоты

16. Мы вольные...

17. В багрец и... одетые леса

18. ... мглою небо кроет


Сказки Пушкина в сердце живут,

Свет и радость всем детям несут!

Вновь помогут и мне, и тебе

Оказаться опять в той волшебной стране!

Сказки Пушкина – чудо-страна!

Свои двери открыла она!

Эти сказки опять и опять


Загадки по сказкам А.С.Пушкина в алфавитном порядке

«Кто сказки Пушкина читает,

загадки быстро отгадает»


Сравнительная характеристика модернистских течений

Ой, как много тут предметов Из разных сказок, погляди! Что у Пушкина приметил Очень быстро назови



  • http://bk-detstvo.narod.ru/skazki_Pushkina.html
  • http://images.yandex.ru
  • http:// аida.ucoz.ru
  • http://deti.mail.ru/poetry/197987/Загадки по сказкам Пушкина в алфавитном порядке
  • Г.Александрова. Занимательный русский язык (серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург, “Тригон”, 1997
  • Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995
  • Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе; Приятное с полезным.- М.: Школьная пресса, 2004.- (Русский язык и литература в школе. Библиотека журнала “Русская словесность”. Вып.15)