Мероприятие к пушкинскому дню в школе. Мероприятие в библиотеке на пушкинский день россии. "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок"

Одно из любимых национальных занятий русских, как и людей множества национальностей нашей страны, - чтение и изучение Пушкина. И да будет жив этот светлый дух любви к поэзии Пушкина, ее благоговейного почитания среди нас, как символ национальной гордости, как знак высокого достоинства народов .

А.Т. Твардовский

Есть одно имя, которое дорого сердцу каждого ельчанина. Это имя знакомо нам с детства. Малыш еще не умеет читать, но уже повторяет вслед за взрослыми: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…». Память о великом русском поэте запечатлена в Ельце в названиях улицы Пушкина, школы № 2 им. А.С. Пушкина, детской библиотеки им. А.С. Пушкина, сквера им. А.С. Пушкина, в котором стоит памятник поэту.

6 июня вся страна отмечает Пушкинский день России. Ежегодно мероприятия для своих читателей (детей и их родителей, молодежи, взрослых) проводят библиотекари всех библиотек ЦБС. Подготовка к проведению Пушкинского дня, конечно же, начинается с оформления книжных выставок: «Как вечно пушкинское слово», «Светоч русской литературы», «Пушкинскийдень России», «Солнце русской поэзии», «Признание потомков», и др.

Медиа-викторину по сказкам А.С. Пушкина «В гости к славному Салтану» для учащихся 1-5 классов НОУ «Развитие» (30 чел.) провели 6 июня в детской библиотеке-филиале №2 .

Вступительная беседа «Сказки и быль» напомнила юным читателям о жизненном и творческом пути поэта. Ребята приняли активное участие в разнообразных турах викторины: вспоминали окончания фраз из сказок («Подскажи словечко») и их содержание («Знатоки сказок»), продолжали предложенные отрывки («А что же было дальше?»), отдохнули на веселой физкультминутке «Стань героем сказки», вспоминали все числа, которые встречались в сказках А.С. Пушкина на «Сказочной арифметике». В последнем туре «Чёрный ящик» были предложены изображения различных предметов, и ребята должны были назвать сказку, в которой этот предмет встречался.

Лучшим знатоком сказок А.С. Пушкина по итогам викторины был назван Гуров Вадим (3 класс). Второе место заняла Белых Маша (2 класс), а третье – Косяков Кирилл (3 класс).

Не менее разнообразны мероприятия Пушкинских дней в библиотеках города. Это литературная гостиная «Лицейские годы гения» (библиотека-филиал №1), литературный праздник «Идут века, но Пушкин остается» (библиотека-филиал №8) и др.

В библиотеке-филиале №8 была оформлена книжная выставка » Солнце русской поэзии», которая знакомила читателей библиотеки с жизнью и творчеством великого поэта. Возле выставки проводились обзоры представленных изданий, здесь же во время литературного праздника проходила литьературная викторнина по сказкам А.С. Пушкина.

Яркими и запоминающимися стали мероприятия в библиотеках-филиалах №6, 9, ЦГБ.

6 июня в библиотеке-филиале №9 состоялась игра-путешествие по произведениям А.С.Пушкина «На солнечной поляне Лукоморья» . В мероприятии приняли участие дети из школьных лагерей школы №10 и гимназии №11 (всего 75 человек). Ребята совершили путешествие по сказкам, соревновались в викторине «Знаешь ли ты сказки Пушкина?», отгадали сказочный кроссворд, узнали сказки по иллюстрациям. Детям были предложены конкурсы: «Дорисуй и раскраськартинку» и «Покажи сказку». Мероприятие сопровождалось презентацией.

Все ребята очень активно участвовали в игре и показали хорошие знания произведений Пушкина. Отряды были награждены грамотами за активное участие в мероприятии.

Ко дню рождения Пушкина в библиотеке-филиале №6 была оформлена книжная выставка «Как вечно пушкинское слово».

В течение дня для детей, которые посетили библиотеку,проводилась викторина«Там, на неведомых дорожках». Дети с удовольствием вспоминали сказки Пушкина, отвечали на вопросы первого этапа викторины «Сказки из Лукоморья», угадывали его стихотворения на 2 этапе «Заморочки из волшебной бочки». По желанию дети читалиполюбившиеся стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «У лукоморья дуб зеленый» и др.

Всего в викторине приняли участие 15 юных читателей в возрасте от 8 до 11 лет. Все участники были награждены сладкими призами.

Посвящено А.С. Пушкину 6 июня было и очередное заседание клуба «Общение» в библиотеке-филиале №6 . Участниками литературного журнала «Все ли мы знаем о Пушкине?» стали 17 человек.

Член клуба Варвара Николаевна Козлова — большая поклонница творчества поэта — интересно рассказала о малоизвестных страницах его биографии, познакомила с книгой В.М. Русакова «Потомки А.С.Пушкина» (о судьбе сыновей и дочерей великого русского) поэта, его внуков и правнуков), которой нет в библиотеке. Рассказ сопровождался показом слайдовой презентации. Собравшиеся узнали о том, что внешность старшей дочери запечатлел Л.Н. Толстой в облике Анны Карениной; трагическая смерть мужа Марии Александровны дает писателю материал для создания последней сцены «Живого трупа».

Отметили Пушкинский день России и в Центральной городской библиотеке им. М. Горького. 6 июня в читальном зале библиотеки прошел литературно-музыкальный вечер «Бессмертный гений». Участникамимероприятия сталистуденты Елецкого промышленно-экономического техникума.

Рассказ ведущих о жизни и творчестве поэта сопровождался чтением стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Что в имени тебе моем?», «Настала осень золотая», «Я вас любил…». Инсценировался отрывок из романа «Евгений Онегин». С большим удовольствием студенты слушали романс «Я помню чудное мгновенье…». Вечер сопровождался показом тематических слайдов.

Самым многолюдным стало совместное мероприятие детской библиотеки №1 им. А.С. Пушкина и Дома школьников.

Коллектив детской библиотеки им. А.С. Пушкина провел и традиционную встречу у бюста А.С. Пушкина в детском парке в рамках программы «Встречи у памятников Ельца».

Более 100 человек из летнего лагеря МБОУ СОШ №1 им. М.М. Пришвина собрались здесь 7 июня на утренник «Великий поэт России». Говорили о жизни и судьбе поэта, значении его поэзии для каждого русского человека, звучали стихи Пушкина в исполнении детей, взрослых, самих библиотекарей. Ребята активно отвечали на вопросы викторины «Мы любим и читаем Пушкина». Завершился праздник возложением цветов к подножию памятника.

Не первый год в сквере им. А.С. Пушкина в рамках Пушкинского дня России возле памятника звучат строки бессмертных произведений поэта. Мероприятия здесь проводит коллектив библиотеки-филиала №2 .

Традиционно праздник начинается в библиотеке, а завершается в сквере им. А.С. Пушкина у памятника великому поэту костюмированными представлениями. В этом году,6 июня, участниками праздника «В гости к Пушкину спешу..» стали 48 ребятиз летнего лагеря школы №17 им. Т. Н. Хренникова.

Видео-репортаж подготовлен сотрудниками библиотеки и читателем Вадимом Карюковым. Июнь 2012 г.

Пушкин - это один из самых значительных поэтов, когда-либо живших в нашей стране. Его творчеством зачитываются как дети, так и взрослые. Именно Пушкин привил любовь русскому народу к родному языку. Ведь до него вся богема нашего общества разговаривала на французском. В честь великого поэта, так много сделавшего для своей родины, наши современники организовали дни русского языка, которые получили название Пушкинские дни.

Почему 6 июня

Неудивительно, что Пушкинские дни всегда выпадают на временной промежуток, включающий 6 июня. Ведь именно в этот день в 1799 году родился Александр Сергеевич. Этим знаковым днем президент России Б.Н. Ельцин в 1997 году решил отмечать День русского языка. Ведь это так аллегорично. Пушкин не только в свое время ввел моду на родной язык, он, в отличие от своих современников, владел им в совершенстве. Многие тесты на проверку словарного запаса, такие модные в наши дни, пишутся как раз на основе пушкинских произведений. Ведь в активном запасе поэта было более 300 тыс. слов.

История появления праздника

Пушкинские дни стали отмечать задолго до того, как праздник стал официальным. Но как уже говорилось выше, всероссийский размах он получил в 1997 году. В этот день поэту исполнилось бы 200 лет. Но пушкинские музеи праздновали день рождения писателя задолго до того, как праздник принял всероссийский масштаб. Особенно широко гуляния проходили (да и проходят по сей день) в Михайловском имении и в Пушкинских горах. Все люди, которые считают себя поэтами, и даже те, кто просто любят стихи, 6 июня в Пушкинские дни собираются вместе. Делают они это для того, чтобы почтить память человека, который смог поднять авторитет русского языка в глазах не только своих современников, но и многих европейских стран.

В 2007 году, к 210-летию Пушкина, 6 июня официально объявлен днем русского языка. Таким образом, день рождения писателя стал общероссийским праздничным днем.

Где отмечают День русского языка

Пушкинские дни отмечают во всех городах России. Это событие имеет большое культурное значение. Мероприятия в честь праздника организует администрация города, а также все культурные заведения, такие как библиотеки, музеи, парки, литературные кафе, выставочные центры, клубы досуга, литературные кружки и театры. Все чаще 6 июня отмечают в школах и детских садах. Подрастающему поколению прививают знание и любовь к сказкам и поэмам. Благодаря им дети не только пополняют свой словарный запас, но и расширяют кругозор. Ведь это так увлекательно, когда тебе читают захватывающие рассказы, а еще лучше, когда они ложатся в сценарий представления. Но образованием юных созданий занимаются не только частные и государственные учреждения. Многие родители самостоятельно организовывают 6 июня Пушкинский день для своего ребенка. Они устраивают семейные поэтические вечера, где участвуют не только родители, но и непосредственно сами дети. Они могут рассказать стихи известного поэта. Таким образом, можно натренировать память, улучшить дикцию и расширить кругозор своего ребенка.

Но активно Пушкинский день отмечают не только со школьниками и дошкольниками. Его празднуют и студенты филологических факультетов. Ведь они изучают творчество Александра Сергеевича практически досконально, поэтому на встречах в честь великого русского поэта им есть что обсудить.

Мероприятия к Пушкинскому дню

Подготовка к празднику начинается заранее. Пушкинский день, сценарий которого для администрации города пишется заранее, должен быть насыщенным и интересным. Ведь главные мероприятия всегда имеют именно городское значение. Обычно все события этого дня переносят на вечер, чтобы как можно больше народу смогло поучаствовать в празднике. Чаще всего торжество сопровождается костюмированной анимацией. Актеры в костюмах XIX в. ходят по парку и приглашают отдыхающих принять самое непосредственное участие в празднике. Конкурсы, которые проводятся, рассчитаны на различный возраст и уровень подготовки.

Часто на таком празднике просят процитировать стихи Пушкина или его известные высказывания, рассказать биографию поэта или показать знания произведений русской классики. Также актеры разыгрывают сценки из жизни Пушкина, читают стихи, танцуют на импровизированных балах и пьют чай из самовара. Иногда праздник принимает форму народных гуляний с песнями, плясками и хороводами.

Как празднуют Пушкинский день в библиотеке

Это очень интересно. В Пушкинский день в библиотеке проходят самые значимые события. Это неудивительно, ведь сложно найти человека, который бы так же хорошо знал биографию русского поэта, как библиотекарь. Люди этой профессии иногда тратят всю свою жизнь на изучение и нахождение новой информации о великом русском поэте.

Пушкинский день в библиотеке - торжественное событие, и к нему готовятся заранее. Обычно подготовка к новому мероприятию начинается, когда торжественно заканчиваются все события, организованные в честь поэта в этом году. Ведь время не стоит на месте, ежегодно можно вовлечь в мероприятия все больше участников, но только при условии, что программа будет насыщенной и интересной. Самыми частыми мероприятиями, организовываемыми в библиотеке, являются Пушкинские чтения, просмотр художественных и биографических фильмов, а также лекции, посвященные жизни и творчеству Пушкина.

Сложно себе представить, чтобы к этому торжественному дню в библиотеке не была подготовлена выставка книг. Тематика таких выставок различна. Это могут быть книги, изданные в пушкинское время, биография поэта, написанная его современниками, или художественные альбомы, иллюстрирующие самые знаменитые сказки Александра Сергеевича.

Как отметить праздник с дошкольниками

Пушкинский день для детей стараются организовать даже в детском саду. И это неудивительно, ведь большая часть творчества великого поэта была предназначена именно для детей. Поэтому воспитатели прививают любовь к классику даже самым маленьким своим воспитанникам. Дети рисуют картинки и плакаты по сказкам, а также учат стихи. Многие детские сады 6 июня организовывают утренники, чтобы отметить праздник русского языка вместе с родителями своих подопечных.

Как отмечают День русского языка в школах

Пушкинский день, сценарий для которого пишется уже за полгода, в школах отмечают очень широко. Особенно в классах с углубленным изучением русского и литературы. Учителя организуют праздник силами своих учеников: ставят театральные постановки, учат стихи, изучают танцы пушкинского времени.

6 июня как раз выпадает на школьную практику. А младшие школьники в это время посещают лагеря, организованные при школе. Поэтому, несмотря на официальные каникулы, учителя не оставляют детей без увлекательных мероприятий.

Зачем нужен праздник

Многие задаются вопросом о том, зачем так широко отмечать день рождения Пушкина. Но в нашей стране люди очень любят праздники, и нашей культуре не хватает как раз таких, которые были бы организованы в честь людей искусства. Ведь именно от того, как в стране поставлено отношение к эстетическому образованию населения, и будет зависеть культура.

И народу нравятся мероприятия, которые помогают ему поближе познакомиться со своей историей и узнать побольше о великом русском поэте. Программа Пушкинского дня во всех городах разная, но есть и схожие моменты. Например, во всех городах проходит празднование 6 июня в библиотеках, а в парках устраивают поэтические вечера. Это время, когда культурные люди нашей страны имеют возможность встретиться, познакомиться и пообщаться. Поэтому этот еще молодой праздник уже внес свою лепту в историю нашей страны.

Благодаря Пушкинскому дню появился день русского языка, в свою очередь, благодаря которому в пределах нашей страны стали проводить орфографические диктанты. Таким образом, одно незначительное событие за свою десятилетнюю историю смогло поднять уровень культуры. Нужно пользоваться этим опытом и в дальнейшем для того, чтобы люди нашей страны с каждым годом становились все образованнее и культурнее.

Дорогие коллеги!

«Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». ( Ф. М. Достоевский)

10 февраля - печальная дата в российской истории . 10 февраля 1837 года «завершилось земное бытие великого поэта земли русской Александра Пушкина, но его поэтический гений, его слава бессмертны», как писал друг поэта Петр Вяземский. В этом году 10 февраля (по новому стилю, 29 января – по старому) - исполнится 180 лет со дня гибели национального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина .

Поэт умер в Санкт-Петербурге, в своей последней квартире на Мойке, д.12) в 2 часа 45 мин. пополудни после трагической дуэли с Дантесом на Черной речке. С тех пор эта скорбная дата стала Днем памяти Александра Сергеевича Пушкина и отмечается по всей стране.

Вести о дуэли и смерти поэта привели к сильному волнению в Петербурге. Проститься с Пушкиным к его гробу пришло от 10 до 50 тысяч человек, по разным данным. Похоронен поэт был в Святогорском монастыре.


«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!»

В. Ф. Одоевский

«Не понимать русского Пушкина – значит не иметь права называться русским. Он понял русский народ и постиг его назначенье в такой глубине и в такой обширности, как никогда и никто».

Ф. М. Достоевский

«Пушкин – это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет»

Н. В. Гоголь.

«Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела...»

Н. Чернышевский

«Нет загадки более трудной, более сложной, чем загадка А. С. Пушкина… Очень многое у А. С. Пушкина – тайна за семью замками» - сказал поэт Арсений Тарковский.

Ни об одном из русских поэтов не написано столько, сколько о Пушкине. Но… о Пушкине всё еще недоговорено, недодумано, быть может, более, чем о ком-либо. Кто-то выразился парадоксально, что Пушкин самый неизвестный поэт. И это не далеко от истины. Для нас гений Пушкина, его поэзия всё еще остаются загадкой и тайной.

Вся поэзия Пушкина – это его лирический дневник, в котором он запечатлевает черты своей личности, своего мировосприятия. Она, поэзия, не только его «памятник», но и его «душа в заветной лире».

Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясшие его стихи:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…

И всё шептал их, как заклинание, как молитву, как утешение.

Как Реквием…

Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию материалы в помощь работе, посвященные А. С. Пушкину:

2) Интересные факты о Пушкине

3) Как отмечать День памяти А. С. Пушкина?

4) ТЕСТ: "От строчки до строчки": проверь, насколько хорошо ты знаком с творчеством А.С. Пушкина

5) СТИХИ

День памяти Пушкина на ТВ

10 февраля на телеканале «Россия К» — фильмы и программы, посвященные великому поэту.

Телеканал «Россия К» готовит специальную программу ко Дню памяти Александра Пушкина.

В этот день на канале — документальный фильм «Котильонный принц» (11:15), программа «Г. Свиридов. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина» (12:10), кинокартина «Станционный смотритель» (21:25), авторская программа Сергея Соловьева «Те, с которыми я… Николай Пастухов» (22:30). 11 февраля в 15:45 — Сергей Шакуров в фильме-спектакле «Полтава».

В фильме «Котильонный принц» (10 февраля, 11:15) Николай Прожогин рассказывает о дуэли Александра Пушкина и Жоржа Дантеса. По сохранившимся документальным свидетельствам он пытается воспроизвести события тех лет и выстраивает участников разыгравшейся трагедии как фигуры на шахматной доске. «Котильонным принцем» называла Жоржа Дантеса Анна Ахматова . Понимал ли сам Дантес, какую роль ему приготовила история? Действительно ли он испытывал страсть к Наталии Гончаровой и зачем впоследствии женился на ее сестре Екатерине? Как впоследствии сложились судьбы участников трагедии, разыгравшейся на берегу Черной речки? Этими вопросами задается автор фильма, который снимался в Санкт-Петербурге, где жил и скончался Александр Пушкин, в Сульце — родовом гнезде Дантеса, куда он возвратился после дуэли, в Париже и Амбуазе. В картине участвуют: Никита Струве, Кристиан Гро, Мишель Дювернье, Жан-Пьер Браун, отец Рене.

По окончании фильма в 12:10 — программа «Г. Свиридов. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина» . Владимир Федосеев и Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского. Запись была сделана в Концертном зале Чайковского в 2005 году.

В 21:25 смотрите на канале фильм 1972 года «Станционный смотритель » Сергея Соловьева с участием Николая Пастухова, Марианны Кушнеровой, Никиты Михалкова, Геннадия Шумского, Валентины Ананьиной. Это одна из лучших экранизаций произведений Александра Пушкина. В основе картины — маленькая повесть из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» . Перед зрителем разворачивается подлинная драма «маленького человека» — судьба лишает станционного смотрителя единственной дочери, ради которой он живет. Николай Пастухов исполнил одну из самых ярких своих ролей: сложно представить кого-то другого в образе Николая Петровича Белкина.

В 22:30 — авторская программа Сергея Соловьева «Те, с которыми я… Николай Пастухов» , где актер рассказывает о работе в фильме «Станционный смотритель» и знакомстве с Сергеем Соловьевым, плавно переросшем в крепкую дружбу.

11 февраля телеканал покажет фильм-спектакль «Полтава» с участием Сергея Шакурова. Программа снята как запись артиста в радиостудии, куда он приходит на четыре студийных смены. Украина и Россия — центральная тема фильма-спектакля.

Интересные факты о Пушкине

Пушкин и начальство

В 1824 году, когда он служил в Одессе, у него были натянутые отношения с губернатором графом Воронцовым. Как-то тот отправил поэта выполнить неисполнимое поручение: бороться с саранчой. Пушкин поехал, созвал крестьян и спросил: «А знаете ли вы, что такое саранча?» — «Наказание божье, ваше высокородие». — «А можно ли бороться с божьим наказанием?» — «Вестимо нельзя». — «Ну, так и ступайте домой». Вернувшись в Одессу, Пушкин на все вопросы графа отвечал его же последними словами: «Ты сам саранчу видел?» — «Видел». — «Что ж ее, много?» — «Много».

Пушкин и иностранные языки

Французский он знал в совершенстве. А с немецким не получалось. «Выучусь ему, — говорил он, — и опять забуду. Случалось уже не раз».

Пушкин и хороший тон

Князь*** спрашивает поэта за ужином: «А как вам кажется это вино?» — «Ничего, кажется, вино порядочное». — «А поверите ли, что, тому шесть месяцев, нельзя было и в рот его брать». — «Поверю».

Пушкин и дружба

Поэта порой упрекали, что стихи друзей, Дельвига и Баратынского, он преувеличенно хвалит. «Дружбу сотворил Бог, — отвечал Пушкин, - а литературу состряпали мы».

Пушкин и деньги

Как-то в ресторане граф Завадовский, намереваясь уколоть Пушкина, сказал: «Однако, Александр Сергеевич, туго набит у вас бумажник!» «Да, я богаче вас, — отвечал поэт, — вам приходится иной раз проживаться и ждать денег из деревень, а у меня доход постоянный с тридцати шести букв русской азбуки (в дореформенном русском алфавите было не 33, а 36 букв. — П.Б.)».

Пушкин и гордость поэта

Однажды он принес для альбома Елизаветы Ушаковой свои стихотворения. На ее вопрос, почему они без подписи, поэт возмутился: «Так вы находите, что под стихами Пушкина нужна подпись?!»

Пушкин-критик

Однажды поэту предложили написать критическую статью о романе Ф. В. Булгарина. Он отказался: «Чтобы критиковать книгу, надобно ее прочесть, а я на свои силы не надеюсь».

Пушкин об отсутствии образования:

«Есть мысли, но не на чем их поставить».

Пушкин и писательская ревность

В 1818 году юный Пушкин явился к Павлу Катенину, который был старше его почти на семь лет и уже опубликовал баллады «Наташа», «Ольга», «Леший», «Убийца». Они вызвали большой интерес и обсуждались как нечто революционное в поэзии в сравнении с «карамзинистами». Пушкин протянул ему свою трость и сказал: «Я пришел к вам как Диоген к Антисфену: побей — но выучи». Эта история известна. Менее известна другая. Когда умирал дядя Пушкина, поэт Василий Львович Пушкин, он за четверть часа до кончины взял в руки «Литературную газету», где Катенин печатал длинные статьи. «Как скучен Катенин!» — задыхаясь, сказал Василий Львович. Пушкин шепнул родным и друзьям: «Господа, выйдемте, пусть это будут последние его слова».

Пушкин об уме

«Я такого мнения, что на свете дураков нет. У всякого есть ум, мне не скучно ни с кем, начиная от будочника и до царя». Удивительные слова! Сказать такое мог только очень умный человек! Недаром Николай I после первой беседы с Пушкиным сказал графу Блудову: «Знаешь, я нынче долго говорил с умнейшим человеком в России».

Пушкин ценил не только светское острословие, в котором сам был постоянно замечен, но и слово народное, иначе он не стал бы истинно народным поэтом. Собирая материалы для «Истории Пугачевского бунта», он однажды вступил в такой разговор в Оренбургском крае: «А ну-ка, дедушка, расскажи нам про Пугача». — «Для кого Пугач, ваша милость, а для меня царь-батюшка Петр Федорыч».

Пушкин-острослов бывал очень злым. Графиня Коссаковская сказала ему: «Знаете ли, что ваш «Годунов» может показаться интересным в России?» Комплимент был весьма сомнительным и двусмысленным. Пушкин тут же ответил: «Сударыня, так же, как вы можете сойти за хорошенькую женщину в доме вашей матушки!»

Пушкин ценил 
не только светское острословие, 
но и острословие народное.

Но и себя он не жалел. Как-то Пушкин встретил на улице императора Николая Павловича. «Ну, что ты испытал?» — спросил его приятель. «Подлость во всех жилах», — признался Пушкин.

Пушкин и принципы

Незадолго до кончины Пушкин говорил одному из друзей: «Меня упрекают в изменчивости мнений. Может быть: ведь одни глупцы не переменяются».

По свидетельству В. И. Даля, последними словами Пушкина были: «Тяжело дышать, давит…» В статье «О назначении поэта» (1921) Александр Блок увидел в них особый смысл. «Пушкина… убила вовсе не пуля Дантеса, — писал он. — Его убило отсутствие воздуха». Смысл вроде бы понятен. Пушкин погиб в «безвоздушном» пространстве, окруженный «чернью, «толпой». Так это и понимают обычно. Но вот последняя запись в дневнике самого Блока была такая: «Мне трудно дышать, сердце заняло полгруди». Это медицинский случай; трудно дышать из-за сердечной недостаточности. Но поэт и перед смертью поэт. «Сердце заняло полгруди…»

Каждое слово поэта на вес золота!

Как отмечать День памяти А. С. Пушкина?

Пушкина мы вспоминаем чаще всего 6 июня – в день рождения поэта, который объявлен Пушкинским днем России . Он установлен в 1998 г. на основании Указа Президента РФ от 21.05.97 «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России».

Но, к сожалению, нечасто обращаем внимание на годовщину смерти поэта – 10 февраля. Как отмечать такое событие? Не праздник… Но и не отмечать нельзя. Пушкин у нас один. На всех. Наше всё! Библиотекари тем более должны напоминать читателям, жителям о творчестве гениального поэта.

Что можно провести в этот день, как вспомнить поэта – ярко и интересно, чтобы дети и молодежь захотели прочитать и ПЕРЕЧИТАТЬ творчество Александра Сергеевича?

Проводят различные мероприятия, на которых организовываются выставки произведений А. С. Пушкина и литературы о нем, фотографий, картин; устраивается чтение отрывков произведений, проводятся разного рода блиц-опросы и интервью. Можно проводить как крупные мероприятия (вечера памяти, тематические вечера ), так и небольшие (часы размышлений и признаний, лирических откровений, литературных открытий, пушкиноведения, час-дайвинг, литературные дебаты, спор-часы и др.). В маленьких библиотеках можно провести Акции памяти, читательские акции, библиотечные и поэтические, акции-отзывы и др. Обязательно должна быть оформлена хорошая выставка о Пушкине , она – основа для любого мероприятия по Пушкину.

Нам кажется, что в этот день можно провести:

Вечера памяти:

«Отечества он слава и любовь»

«Следы исчезнут поколений. Но жив талант, бессмертен гений!» (Ф. Глинка)

«Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет»

«Дань признательной любви»: В память о Пушкине

«Всё в нём Россия обрела…»

«Идут века, но Пушкин остается»

«К нему не зарастет народная тропа»»

«Он остался в сердцах поколений»: А. С. Пушкин.

Тематические вечера:

«Поэзия, как ангел утешитель, спасла меня, и я воскрес душой»

«Дорога к Пушкину – дорога к народу, родине, судьбе»

«Воспета звонкой пушкинской строкой: Женские образы в творчестве Пушкина»

«Поэзия, неподвластная времени»: А. С. Пушкин

«Гордись, Россия! Ты миру Пушкина дала…»

«И сквозь века и поколенья он не устанет удивлять»

«Мир сказок, рифм, стихотворений – все это Пушкин, добрый гений»

Литературный вечер-портрет «Его перо любовью дышит…»: Жизнь и творчество А. С. Пушкина»

Литературный вечер-исповедь «Лампада чистая любви»: Женщины в жизни и творчестве А. С. Пушкина»

Час размышления и признания, час лирических откровений, час литературных открытий:

«Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он"

«Размышляя над пушкинским словом»

«Пушкин – это Россия, выраженная в слове»

«Позволь душе моей открыться…»

«Загадки пушкинского творчества»

«Как мы открывали Пушкина»

«Легенды и мифы вокруг Пушкина»

«Очарованные пушкинским стихом»

«Таинственная прелесть пушкинских страниц»

«…И пробуждается поэзия во мне»

«И все, чем я страдал, и все, чем сердцу мило…»

«Он в мыслях каждого из нас…»: А. С. Пушкин.

Час пушкинской поэзии «Взойду невидимо и сяду между вами, и сам заслушаюсь…»: А. С. Пушкин

Литературная беседа-познание «Неисчерпаемый родник вдохновения»: Пушкин и мир»

Час пушкиноведения «Мы чтить тебя привыкли с детских лет, и дорог нам твой образ благородный

Литературный час-дайвинг «Образ, бережно хранимый»: Детские годы Александра Сергеевича Пушкина»

Литературные дебаты, спор-часы, диспут, дискуссия

«Меня учил любить Россию Пушкин»

«О нет, недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой»

«Сопричастность времени, или Актуален ли Пушкин сегодня?»

Поэтический подиум-приглашение «А вы можете прочитать стихотворение Пушкина прямо сейчас?»

Спор-ситуация на эрудицию и творческую фантазию: «А мне приснился сон, что Пушкин был спасён».

(Представьте себе на мгновенье, что в библиотеку пришел Александр Сергеевич Пушкин. Он хочет стать читателем библиотеки и взять домой книги. Подумайте, что бы вы ему порекомендовали, предложите 2-3 книги, которые поэту были бы интересны сегодня).

Всё ли мы знаем о Пушкине?

Читая Пушкина сегодня

«Звучи, Божественный глагол!»

литературная викторина для читателей «О первом поэте России: Александр Сергеевич Пушкин»

АКЦИИ

Читательская акция «Я вновь читаю пушкинские строки…»

По желанию читатели библиотеки вспоминали свои любимые стихи Александра Сергеевича, если не помнили – могли воспроизвести их по представленным стихотворным сборникам поэта

Поэтическая акция «Пушкинские строки – на века, в них дух Руси и сила Божья…»

Библиотечная акция «Читая Пушкина сегодня».

В ней в благодарность за подаренные книги читателям в честь Пушкинского дня им нужно было прочитать любимое пушкинское стихотворение.

Экспресс-опрос «Престижно ли сегодня знать стихи Пушкина наизусть?»

выставка-посвящение «Есть имена как солнце!»: Александр Сергеевич Пушкин»

Выставка-просмотр «И богатства пушкинского слога не забыты будут на Руси»

Выставка-память «Угас, как светоч, дивный гений…»

Погиб поэт – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!...

(К 180-летию со дня смерти А.С. Пушкина)

На выставке представлен информационный материал о дуэли поэта с Дантесом, последних днях жизни Пушкина, рассказы друзей о Пушкине, памятниках установленных поэту. Полки оформлены иллюстрациями: пистолеты пушкинского времени, место дуэли, поэт перед смертью, каминные часы, показывающие время смерти А.С Пушкина, памятный обелиск на месте дуэли, памятник в Эфиопии с надписью «Нашему поэту» и макет пистолета. Также на стеллаже стоят книги: Пушкин в воспоминаниях современников, статьи, очерки, рассказы русских писателей о великом поэте. На одной из полок художественные книги А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Выстрел», «Капитанская дочка», в которых описывается дуэль и иллюстрации к ним. Трянина Г.Н., ведущий библиотекарь ЦДБ

"От строчки до строчки": проверь, насколько хорошо ты знаком с творчеством А.С. Пушкина

СТИХИ

Алексей Плещеев. Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё еще горит нам светоч тот,

Всё гений твой пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовешь нас из могилы;

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!

(1880)

Стихи Аллы Гольцевой

Ж е с т о к и й р о м а н с

Снег багров под перчаткою белою,

Грудь теснит - расстегните жилет!

Посмотрите, барон, что Вы сделали,

Не спешите бросать пистолет:

Есть у Вас ещё миг для раскаянья:

На пути своём к вечному сну

Силясь боль превозмочь и отчаянье,

Просит он: "Уведите жену".

Воет вьюга у церкви Конюшенной,

Заметая полозьев следы.

То Россия рыдает над Пушкиным

Уж не вспыхнут огни африканские

На безжизненном, бледном челе!

Гаснет в дружеских кубках шампанское,

Стынет пунш в дорогом хрустале!

Вам вовек не найти оправдания!

Вам от Бога прощения нет!

Жаль, цыганка уж за предсказание

Золотых не получит монет!

Вы исполнили злое пророчество!

Вами участь его решена!

Но красивой вдовы одиночества

Не простит Вам ни Бог, ни она.

Дело сделано, Ваше сиятельство:

К Вам опять благосклонна судьба!

Что Вам честь? Се ля ви - обстоятельства!

Вы с позором покинете бал!

Дело сделано, Ваше ничтожество -

Чужеродный красавец-блондин!

Вас таких - превеликое множество!

Он же был у России - один!

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы.

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

(И. Акулинина)

ВМЕСТЕ с ПУШКИНЫМ

Мороз и солнце! День чудесный!

Двойная радость — он воскресный!

И тихо санки я беру,

Кататься с горки я бегу.

6 июня 2019 года в нашей стране отмечается День русского языка, который также называют Пушкинским днем России. Этот праздник был установлен в 2011 году «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».

В музеях, библиотеках, выставочных залах, театрах, домах культуры, детских досуговых центрах и других учреждениях по всей стране проходят приуроченные к этому празднику мероприятия для подрастающего поколения.

На Пушкинский день для детей проводятся театрализованные представления, исполнение поэтических произведений, музыкально-литературные концерты и др. Проходят конференции и семинары, посвященные различным поэтическим направлениям и авторам; выпускаются поэтические сборники и альманахи.

Пушкинский день – сценарий для детей в библиотеке

Мероприятие по Пушкину для детей можно начать с выступления ведущих:
– Дорогие ребята! Сегодня мы отмечаем замечательный праздник – Пушкинский день или День русского языка. Мы рады приветствовать вас в нашем зале, и хотим пригласить в гости к Александру Сергеевичу Пушкину. Трудно представить нашу жизнь без произведений великого русского поэта.

– Творчество Пушкина сопровождает нас с раннего детства – в течение всей жизни. Книги этого поэта, которые есть практически в каждой российской семье, объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий и национальностей. А язык его произведений, в которых сочетаются нормы книжного и живого разговорного языка, до сих пор остается основой русской литературной речи.

Затем на Пушкинском дне в библиотеке прозвучит отрывок из стихов о поэте, написанных Николаем Доризо:

Все в нем Россия обрела –
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, –
Все в нем Россия обрела.

«Мороз и солнце»… Строчка – ода.
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.

Все в нем Россия обрела –
Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.

И вечность, и короткий миг,
И радость жизни, и страданье…
Гармония – суть мирозданья,
Лишь он один ее постиг!

Ведущий:
– Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

Сценарий на Пушкинский день может также включать исполнение его произведений. На мероприятии в библиотеке, посвященном Пушкину, для детей можно устроить конкурс чтецов, которые прочтут стихи или отрывки из сказок Пушкина. Можно поставить небольшое театрализованное представление по мотивам одной из его сказок.

Власть пушкинских стихов – на все века.
Власть доброты,
Высоких дум горенье.
Подчас одна лишь краткая строка
Дарует силу нам и вдохновенье.

Порой в одной строке отражены
Раздумья самых разных поколений.
В его стихах –
И легкий всплеск волны,
И шум дубрав,
И грозный гул сражений.

Невиданный открыт для них простор.
Летят они свободно, неустанно.
В Москве они звучат
И средь грузинских гор,
На улицах Норильска и Кургана.
(В. Милютин)

Мероприятие по Пушкину в детской библиотеке

Ведущий:
– А теперь, ребята, давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина.
Пушкинский день по сценарию продолжит викторина. На проводимом в библиотеке детском мероприятии ребятам нужно будет по описанию портрета литературного персонажа назвать героя и произведение Пушкина, в котором он участвует.

1.
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет.
(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

2.
…В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Царевна- Лебедь, «Сказка о царе Салтане»)

4.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
И жених сыскался ей –
Королевич Елисей.
(Молодая царевна, « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Затем на празднике в честь Пушкинского дня в библиотеке детям нужно будет продолжить строчку из стихов поэта:

  • Сижу за решеткой …
  • В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины. На волю…
  • Я помню чудное мгновенье…
  • Жил – был поп…
  • «Кабы я была царица», – Третья молвила сестрица…
  • Я вас любил…
  • У Лукоморья дуб зеленый…
  • Последняя туча рассеянной бури…
  • Перед вами тетрадь со стихами: «Мысль любовну истребляя, Тщусь прекрасную забыть…» Чья это тетрадь? (Петра Гринева из «Капитанской дочки».)
  • Этот предмет – основная деталь одной из повестей Пушкина. И сюжет, и название, и поведение героев – все связано с этим предметом. Назовите его (пистолет из «Выстрела») .
  • Этот предмет мог бы связать Машу с Дубровским, если бы о нем не узнал Троекуров. Назовите предмет (кольцо) .
  • «Тульская печатка, на которой изображены были два пылающие сердца с приличной надписью». Кому принадлежит этот о многом говорящий предмет? (Марье Гавриловне из «Метели».)

После этого на детском празднике по Пушкину в библиотеке будут подведены итоги состязаний, и ребята, которые дали наибольшее число правильных ответов, получат небольшие призы.

Ведущий:
– Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал замечательные произведения Пушкина. Прошло сто восемьдесят лет с того времени, как погиб поэт, а стихи его становятся нам все ближе и дороже. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно и сказать: «Пушкин – незаходящее солнце русской поэзии».

Завершит мероприятие в библиотеке на Пушкинский день России чтение стихов:

Воскресный полдень. Мы придем к поэту.
Сердечно рад гостей он привечать.
Какое счастье славить дату эту –
Рожденье солнца русского встречать!

Пускай поэзия звенит и льется,
И, как святой родник, сквозь камни бьет,
Волнуя душу, птицей в небо рвется,
Волнуя сердце, в нас всегда живет!
(Т. Соловьева)

Цель:

    приобщать школьников к ценностям художественной литературы;

    расширять знания о творчестве А.С. Пушкина;

    расширять словарный запас детей;

    совершенствовать выразительность чтения и умения слушать;

    развивать внимание, память, воображение, смекалку и находчивость;

    развивать артистические способности детей;

    воспитывать чувство дружбы и товарищества в соревнованиях, чувство коллективизма в работе.

Материалы и оборудование:

    Портрет А.С. Пушкина;

    Рисунки детей на доске по мотивам сказок А.С.Пушкина;

    Карточки с разрезанными отрывками из стихов для конкурса "Восстанови стихотворение" (для каждой команды);

    Слова для конкурса "Изобрази сказочного героя";

    Карточки с текстом сказочных объявлений.

ХОД ПРАЗДНИКА

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А. С. Пушкине. Он родился в Москве два века назад, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна) . Начнёт Арина Родионовна рассказывать, сказки так он не шелохнётся, боится слова пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня, назывались так «Некоторый царь задумал жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу». На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите. Ребята, сегодня у нас праздник «Пушкинский день России». Он посвящен творчеству А. С. Пушкина – великого русского поэта. Саша Пушкин родился в Москве, 6 июня 1799 г. С раннего детства воспитывался в литературной среде, няня Арина Родионовна рассказывала народные сказки, которые он помнил всю жизнь и сочинил свои (некоторые из них мы сегодня вспомним).

В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом,

1. Ученик. День рождения поэта

Отмечает целый свет,

Ведь известнее, чем Пушкин,

Никого на свете нет!

2. Ученик. Я с Пушкиным знакома с малых лет,

Его стихи читала в детстве мама.

О том, что самый лучший он поэт,

Мне кажется, с пеленок еще знала.

Ведущий 1 . Да, мы знакомимся с ним в детстве. Еще не умеем читать, еще только слушаем. Слушаем его сказки, стихи. И на всю жизнь зачаровывает: «Жил старик со своей старухой у самого синего моря...» Или: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...»

Ведущий 2. Мы взрослеем. Становимся школьниками. И к нам приходит новый Пушкин. Автор замечательных стихотворений о Родине, о желанной свободе, о дружбе, о природе...

Ведущий 1 . 170 лет назад прогремел роковой выстрел на Черной речке. Поэт погиб. Но эхо этого выстрела и ныне неостывающей болью отзывается в сердцах миллионов людей.

Ведущий 2 . Пушкин по-прежнему с нами, в душе каждого из нас, и живут его удивительные строки, безграничная любовь к Отчизне, вера в добро, красоту и справедливость.

3. Ученик. Вся Отчизна в праздничном цветенье,

Словно песня, льется вешний свет.

Здравствуй, Пушкин!

Здравствуй, добрый гений!

С днем рождения, дорогой поэт.

Я предлагаю вам дорогие ребята, путешествие в удивительную страну Лукоморье, где живут сказочные герои А.С.Пушкина. Хочу узнать, знаете ли вы его сказки? Я приготовила для вас интересные задания.

Ребята, путь в Страну Сказок лежит через Лукоморье. Мы его прошли, побывали в разных сказках. А кто помнит, где впервые мы встретили это название?
(А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»)

Первый гость на нашем празднике герой из поэмы «Руслан и Людмила». Он будет моим первым помощником.

Входит Кот Учёный. Дети выполняют его задания.

1.Перечислите сказки А.С.Пушкина.

(Сказка о попе и о работнике его Балде (1830) – 2 от.

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831) – 3 от.

Сказка о рыбаке и рыбке (1833) - 1от.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833) – 5от.

Сказка о золотом петушке (1834) – 4 от.

Жених (1825), Сказка о медведихе (1830-1831)

(о сказках «Жених», «Сказка о медведихе» ученикам сообщается впервые)).

2. Назвать героев сказок Пушкина. (Для каждого отряда своя сказка).

3.Задания по сказкам.

1 отряд . 1). Кто из сказочных героев ест за четверых, работает за семерых?

А. Старик-рыбак.

Б. Черномор.

В. Балда.

2). Что было разбитым у старика со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»?

А. Зеркальце.

Б. Тарелки.

В. Окна землянки.

Г. Корыто.

3). Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?

а) Гвидон.

б) Дадон.

в) Салтан.

4). К кому не обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?

А. Ветер.

Б. Месяц.

В. Солнце.

Г. Ясень.

5). Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?

А. Ткали.

Б. Пряли.

В. Шили.

Г. Гадали.

2 отряд. 1). Где поп повстречал своего будущего работника Балду?

А. В церкви.

Б. На базаре.

В. На дороге.

2). Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

А. «Жили-были старик со старухой».

Б. «Жил старик со своею старухой».

В. «Жили-были дед да баба».

Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».

3). Кто заклевал до смерти царя в сказке А. С. Пушкина?

А. Курочка Ряба.

Б. гадкий утёнок.

В. Жар-птица.

Г. Золотой петушок.

4). Какое слово отсутствовало в обращении царицы из сказки Пушкина к зеркальцу: «Я ль на свете всех. »?

А. Милее.

Б. Белее.

В. Стройнее.

Г. Румяней.

5). Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?

А. Забияки.

Б. Буяна.

В. Скандалиста.

Г. Хулигана.

3 отряд. 1). У какого персонажа пушкинской сказки был «толоконный лоб»?

А. У Черномора.

Б. У попа.

В. У Балды.

Г. У старухи.

2). За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?

А. За жадность.

Б. За враньё.

В. За лень.

Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.

3). Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка?

А. В клетку.

Б. На спицу. (На спицу шпиля.)

В. На трон.

4). Кто в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина помог Елисею найти невесту?

А. Ветер.

Б. Месяц.

В. Солнце.

Г. Звёзды.

5). Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным образом вырос город?

А. Один дуб.

Б. Две пальмы.

В. Три сосны.

Г. Берёзовая роща.

4 отряд. 1). За кем или за чем «гонялся» поп в пушкинской сказке?

А. За шмелём.

Б. За бесёнком.

В. За дешевизной.

Г. За золотым петушком.

2). Что сделал старик из сказки А. С. Пушкина, поймав золотую рыбку?

А. Сварил уху.

Б. Отпустил в море.

В. Отправился на базар.

Г. Поместил в аквариум.

3). Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

(Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка.)

Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона?

(Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)

4). Что делала царевна у окна, когда колдунья принесла ей отравленное яблоко в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

а) Пряла.

б) Вышивала.

в) Вязала

5). Что выстроил для своей белки князь Гвидон?

А. Янтарную комнату.

Б. Хрустальный дом.

В. Золотое дупло.

Г. Изумрудную пирамиду.

5 отряд. 1). Какими словами начинаются «Сказка о попе и о его работнике Балде»?

(Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару.)

2). Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

А. Три.

Б. Четыре.

В. Пять.

Г. Шесть.

3). Сколько сыновей было у царя Дадона?

а) 1.

б) 2.

в) 3.

4). На какую охоту ездили братья-богатыри в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

а) Утиная.

б) Охота на волков.

в) На лис.

5). Какого чуда не было за морем в «Сказке о царе Салтане»?

А. Белка.

Б. Тридцать три богатыря.

В. Царевна Лебедь.

Г. Кот учёный.

4 задание. «Соедини слово и его значение». (По отрядам – у всех одинаково).

Светлица – светлая парадная комната в доме.

Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ногой.

Прясть – скручивать волокна, делать нити.

Корыто – продолговатый сосуд (таз) из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья.

Невод – большая рыболовная сеть.

Звездочет – астролог, человек предсказывающий будущее по звездам.

Меч – старинное колющее и рубящее оружие, символ готовности к бою, призывом к справедливому возмездию.

5 задание. Работа с пословицами.

В русском языке часто используют пословицы (краткие изречения с назидательным смыслом). Скажите, действия героев какой сказки Пушкина (которые мы посмотрели сегодня) подходят к пословице:

1 от. - Растёт не по дням, а по часам, (быстро растёт)

2 от. - Оказаться у разбитого корыта (Потерять все, что имел, приобрел).

Дети «Сказка о рыбаке и рыбке».

3 от. - Уговор дороже денег. (Напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности).

Дети: «Сказка о золотом петушке»

4 от. - «Долг платежом красен? » К какой сказке она подходит?

Дети: « Сказка о Попе и работнике его Балде».

5 от. - Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного)

Дети: «Сказка о царе Салтане… »

6 задание. Игры и песни.

1) Промяукать на указанный мотив песню, а другие должны отгадать.

(«Я на солнышке лежу», «В траве сидел кузнечик», «От улыбки», «Два весёлых гуся»,

«Пусть бегут неуклюже»).

2) Песня от отряда.

Кот Учёный говорит: «Спасибо» и уходит.

Следующий мой помощник встречается в сказке о царе Салтане.

Тоже любит петь песенки и грызть орешки.

Входит Белка.

1 задание. «Карусель загадок».

Кто сказки Пушкина читает,
Загадки быстро отгадает, т.е. о какой сказке идёт речь?

1. У царицы злой-презлой
Со6еседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.

2. Чуть опасность затаится -
Верный страж на тонкой спице
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся.

3. Рыбка непростая
Чешуей сверкает.
Плавает, ныряет.
Желанья исполняет.

4. Живет батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых.

5. Звездочёт царю Дадону
Петушка поднёс с поклоном...
-Отвечай-ка, милый друг,
Что потом стерёг петух?

6. Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался?

2 задание. Персонаж сказки Пушкина от каждого отряда.

Герой какой сказки перед вами?

3 задание. Изобразить сказочных героев. (Задания Белочка раздаёт в «орешках»).

(Один из участников отряда изображает сказочного героя, используя только жесты)

1 от. - Золотая рыбка, комар,

2 от. - Белка, старик,

3 от. - Спящая царевна, золотой петушок;

4 от. - Лебедь, старуха,

5 от. - Повариха, 7 богатырей.

4 задание. Сказочные объявления, (задания Белочка раздаёт в «орешках»).

1). Объявление:

Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться…(К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Обращаться по адресу: " К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке» ".

Объявление:

Один дядька и тридцать три румяных бравых парня предлагают услуги по охране границ.

Обращаться по адресу: " Сказка о царе Салтане ".

2). Объявление:

Сдаю комнату за 3 тысячи рублей. В комнате есть: лавки, крытые ковром; дубовый стол под святыми образами; печь с изразцовой лежанкой.

Обращаться по адресу: " Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях ".


Объявление:

Продаётся рыжий зверёк. Любит петь песни и грызть орехи.

Обращаться по адресу: " Сказка о царе Салтане ".

3). Объявление:

Квалифицированный мастер ищет работу. Могу быть нянькой, поваром, конюхом, плотником. Зарплата по договорённости.

Обращаться по адресу: " Сказка о попе и о его работнике Балде ".

Объявление:

Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! Адрес фирмы

Обращаться по адресу: " Сказка о царе Салтане ".

4). Объявление:

Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. Начало ближайших занятий…

Обращаться по адресу: " Сказка о царе Салтане ".

Объявление:

Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… Обращаться к…

Обращаться по адресу: « Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».

5). Объявление:

Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.

Обращаться по адресу: «Сказке о золотом петушке»

Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться… «Сказка о рыбаке и рыбке».

5 задание. Игры от сказочной Белки.

«Прыжки наоборот».

«Перенеси золотой орешек».

«Попади в цель».

6 задание. Игра «Угадай мелодию».

Для каждого отряда звучит фонограмма.

Белка уходит. Следующая помощница – исполнительница желаний, но как оказалось –не всех. Входит Золотая Рыбка.

1 задание. Конкурс чтецов. Стихи А. С. Пушкина.

2 задание. Подбери рифму к словам.

Для всех слова одинаковые. Выполняют на листочках.

Поп – лоб, хлоп, топ.
Белка – стрелка, тарелка, грелка.
Петушок – гребешок, посошок
Царица – девица, косица, больница.
Чертёнок - ребёнок, телёнок
3 задание. Собери стихотворение А.С.Пушкина.

1 от. - Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

2 от. - Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу.

3 от. - Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

4 от. - Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало…

5 от.- Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

4 задание. «Угадай сказку».

1. Какое произведение А. С. Пушкина начинается так: «У лукоморья дуб зелёный...»? (Поэма «Руслан и Людмила».)

2. Из какой это сказки?

Выбрал я жену себе

Дочь послушную тебе. («Сказка о царе Салтане.)

3. О какой бабушке идёт речь?

А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей... (О бабе Бабарихе.)

4. Из какой это сказки?

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна... (Из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

5 Задание. «Верни предмет в сказку».

Петушок, корона, яблоко, зеркало, заяц,..

6 задание. Игра «Стульчик» под музыку «Золотая рыбка».

Золотая рыбка уходит.

Наше путешествие подходит к концу. И сейчас давайте с вами ответим на несколько вопросов:

1) О ком сегодня говорили?

2) Почему?

3) В какой семье он родился и вырос?

4) Как звали няню Пушкина?

5) Какое любимое время года поэта?

Об А.С.Пушкине можно говорить бесконечно, но время нашего праздничного путешествия вышло.

4. Ученик. Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их немного и немало,
Но все Пушкинские – наше вечное начало.
Читая сказки Пушкина, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны давшей миру одного из великих поэтов А. С. Пушкина.

Ребята, вы знаете сказки Пушкина, вы сегодня хорошо играли роли, всем было весело и интересно. Пока будет Россия, в душе каждого из живущих здесь пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

А наш праздник заканчивается!