Шарики шивы. Индийская кухня: рецепты. Низший, но не последний

Ганеша – это индийский бог богатства и изобилия, сын Шивы . Его считают покровителем бизнеса, ведь Ганеша призван убирать препятствия с пути тех, кто в этом нуждается и награждать за праведность материальными благами. Помогает он путешественникам и тем, кто стремится получать знания.

Чаще всего это божество изображается с огромным животом и головой слона, на которой расположены бивень и хобот. Рук у Ганеши, как правило, четыре, но бывает и больше. Бог кажется круглым толстячком, непривлекательной наружности. Но, несмотря на видимые внешние недостатки, у Ганеши доброе и справедливое сердце.

К нему приезжают люди со всего мира, надеясь на его благосклонность и пытливый ум. Ганешу называют слоном, исполняющим желания.

Шри Ганеша изображен в компании мыши (бывшего демона), которую он по легенде усмирил и сделал своим наездным животным . Мышь-демон символизирует суету и дерзкие намерения. Таким образом, Ганеша искореняет лживую суетность, чрезмерную гордость, эгоизм и дерзость.

В каждой части тела Ганеши скрыт тайный смысл:

  • голова слона символизирует проявления преданности и благоразумия;
  • большие уши говорят о мудрости и способности слушать всех, кто обращается с просьбами к божеству;
  • бивень является показателем могущества и способности преодолевать дуализм;
  • изогнутый хобот символизирует высокие интеллектуальные способности Ганеши;
  • большой живот демонстрирует особую щедрость божества, его стремление спасать Вселенную от страданий.


Легенды появления Слона Ганеши

  1. Существует предание, что супруга Шивы – Парвати страстно хотела иметь сына и просила об этом Вишну, который смилостивился и подарил ей Ганешу. В честь малыша устроили прием, где присутствовал бог Шани, способный от одного взгляда превращать в пепел все живое. Он взглянул на мальчика и его голова сгорела. попросил слуг принести голову первого животного, встретившегося на их пути. Этим животным был слон. Так у Ганеши появилась голова слона.
  2. По другой легенде, Шива собственноручно сорвал голову сына с плеч, чем очень разгневал Парвати и, желая загладить собственную вину, прирастил голову первого попавшегося животного к телу Ганеши.
  3. Есть мнение, что Парвати слепила из глины фигурку мальчика и поставила его перед входом в свои покои. Но, когда мальчик преградил путь самому Шиве, то был им обезглавлен. Но, видя, как жена огорчилась, Шива решил воспользоваться своей волшебной силой и возвратить Ганешу к жизни, даруя ему голову слона.

Читайте на нашем сайте:

Праздник Холи в Индии

Считается, что Ганеша обожает кукурузные шарики со сладкой сердцевинкой. Однажды он объелся сладостей на своем дне рождения и, путешествуя на мыши, упал. Мышь испугалась змеи, проползающей мимо и, сбросила бога с себя.

В результате этого Ганеша травмировал живот и все сладости высыпались наружу. Но бог не растерялся и запихнул их обратно, а живот перевязал змеей, встретившейся ему на пути.

Фэн-шуй и Ганеша

Фэн-шуй советует иметь фигурки с изображением Ганеши в каждом доме, чтобы их хозяев сопровождали успех и материальный достаток. Считается, что, чем крупнее размер статуэтки, тем больше достатка придет в дом.

Если фигура божества сделана из бронзы, то лучшим местом для мне будет северо-западная сторона дома. Главное – уважительное отношение к статуэтке. Считается, что Ганеша обожает, когда ему чешут живот и правую ладошку.

Рекомендуется рассыпать возле изображения бога конфеты и прочие сладости , чтобы задобрить его и заслужить его благосклонность.

Если вдруг от статуэтки Ганеши отколется кусочек, то это означает то, что бог предотвратил опасность, угрожающую семье и принял удар на себя. Необходимо поблагодарить его за помощь и починить по возможности, пристроив недостающую часть на место.

Фотографии Ганеши для привлечения денег



Возможно Вас заинтересует:






  • Особая роль каннабиса в индийской культуре заставила власти страны закрыть глаза на торговлю этим наркотиком.
    Я шел вниз улочкам города Варанаси вдоль стен с характерными красными пятнами от паан (листья, которые часто добавляют в жевательный табак для аромата).
    Мой проводник вел меня в один из старейших районов города – Годовила Чоук, где в небольшой уличной лавке готовят лучший в Индии тхандай.
    Этот традиционный молочный напиток с пряным ароматом изготавливают со вкусом яблока, манго или папайи. Однако, чаще всего здесь заказывают “особый тхандай”, который подают с щепоткой свежемолотого бханг. Это – наркотическое вещество, которое получают из листьев женских растений конопли (сенсимильи).
    Бханг уже не одно тысячелетие занимает важное место в культуре Индии. Особое значение он приобрел в индуизме, поскольку растение обожал Шива. Верховный бог в индуизме, который воплощал разрушительные силы вселенной, употреблял бханг, чтобы сосредоточиться и направить свою божественную силу на благо мира.

    В священном тексте “Атхарва-веде” каннабис называют одной из пяти самых священных растений на Земле. Он также считался “источником счастья” и “освобождением”.
    Хотя “Законом о наркотических средствах и психотропных веществах” 1985 года производство, продажу и потребление определенных частей конопли запрещено, для листьев растения сделано исключение. Магазины, которые имеют государственное разрешение на продажу бханг, есть в таких городах, как Джайсалмер и Пушкарь, а в Варанаси – их более двухсот.
    Среди них и лавочка Камлеша Кумара Патака, куда мы пришли попробовать тхандай.
    Каннабис был всегда популярным в индийской общине брахманов, которым традиционно запрещалось употреблять другие опьяняющие субстанции, например алкоголь.
    В некоторых особо религиозных регионах страны, к которым относится и Варанаси, нередко можно увидеть садху баба – аскетов, которые употребляют бханг прямо на улице. Как правило, они его курят с помощью глиняной трубки – “чиллум”.
    Семья Патака уже полтора века продает бханг у знаменитого храма Шивы – Каши Вишванат в Варанаси. Поскольку Патак имеет разрешение на продажу бханг, он официально закупает сырье. Сначала он вымачивают ее в теплой воде, а затем перемалывает в ступке в зернистую пасту, готовую к употреблению.
    “Это традиционный напиток” Баба-ка-прасад “, который ежедневно в три часа ночи верующие подают Шиве во время утреннего богослужения”, – объясняет хозяин лавки.

    Тхандай – это популярный индийский напиток, который готовится на основе молока с пряностями (DINODIA PHOTOS / ALAMY STOCK PHOTO)

    Бханг также играет важную роль в индуистских торжествах, посвященных Шиве. Например, во время весеннего фестиваля цветов или Праздники Холле в честь любви Шивы к его жене Парвати. Общее ощущение веселья на улицах в это время не в последнюю очередь объясняется добавлением наркотика в напиток тхандай, который является неотъемлемой частью празднования.
    Патак рассказывает, что в праздничные дни клиентов у него больше.
    Именно во время этого праздника несколько лет назад и попробовал “особый тхандай”. Сначала меня охватила радостная легкость, но сразу за ней пришел страшный приступ паранойи, который длился несколько часов. Наблюдая за завсегдатаями заведения Патака, я удивлялся их способности ежедневно потреблять напиток, пусть даже они это делают и в честь Шивы.
    Хотя тхандай является наиболее распространенной основной для бханг, его также добавляют в подслащенный кефир – ласси. Рядом с храмом Вишванат еще один местный заведение Blue Lassi Shop, где подают более 80 разновидностей напитка и один, который не входит в меню, но который изготавливают специально на заказ.

    Бханг также добавляют в пикантные закуски, например пакора (жареные шарики из муки нута), кисло-сладкую приправу чатни и соленья, которые пробуют с популярными жареными блюдами – Самос и Качоры. Много магазинов, которые имеют разрешение на торговлю бханг, продают его также в виде традиционного индийского десерта ладду.
    К тому же при употреблении в умеренных дозах каннабис, как считается, обладает лечебными свойствами. В одной из самых известных индуистских легенд несколько богов и демонов договорились вспенить океан, чтобы получить нектар бессмертия.
    Когда Шива выпил яд Халахан, которая также возникла из вод океана, его горло вспыхнуло синим пламенем (откуда и происходит его другое имя Нилкант – “Синее горло”) и причинило ему большие страдания. Тогда Парвати, чтобы утолить боль, предложила ему бханг.

    Бханг играет важную роль в индуистских торжествах, посвященных Шиве (HINDUSTAN TIMES)

    Когда британцы колонизировали Индию, они были поражены повсеместным потреблением каннабиса в стране. В конце XIX века они начали изучать его воздействие на организм и культурное значение.
    “Запретить или даже ограничить употребление такой священной и благодатной травы может привести к огромным страданиям”, – говорилось в исследовании.
    “Это украло бы у людей утешение от неприятностей, лечение от болезней и защитника от влияния злых демонов”, – также отмечалось в докладе.
    Бханг до сих пор играет значительную роль в индийской духовности и культуре. Хотя после того памятного утра во время Праздника Холле, я стараюсь держаться от него подальше.
    Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте

    Этот монолитный гранитный шар находится в индийском Махабалипураме и достигает более 7 метров в высоту. Ширина шара почти равняется его высоте, потому он выглядит сферически с некоторых углов зрения, но на самом деле не является идеальной сферой. Эта таинственная достопримечательность известна, как Масляный Шар Кришны Кришны, хотя её настоящее имя - "Ваанираи Кал". Валун весит более 250 тонн и чудесно балансирует на чрезвычайно небольшой скользкой поверхности холма. Что еще более удивительно, камень находится в этом месте более 1200 лет.

    В 1908 тогдашний губернатор Мадраса Артур Лоли счел валун слишком опасным для соседних домов и решил убрать его. Семь слонов были привлечены, чтобы сдвинуть Масляный Шар. Но к общему удивлению, им так и не удалось переместить камень, и задача была отложена на неопределенный срок.


    Гигантский валун словно застыл над холмом, но никто точно не знает причин. Огромный валун будто примерз к земле, но у местной легенды есть другая история. Согласно индуистской мифологии, когда великий бог Кришна был ребенком, он любил масло. Следуя этой традиции, большой камень сравнивают с гигантским масляным шаром, который бог обронил с небес.


    Учитывая странно уравновешенную позицию камня, скользкий каменный склон используется местными детьми в качестве горки. Сегодня Масляный Шар Кришны - популярная достопримечательность Индии . Туристы с радостью предпринимают попытки сдвинуть камень вниз с холма. До сих пор никакая человеческая сила не в состоянии сдвинуть масляный валун с места.


    Махабалипурам - древний исторический город, который был шумным морским портом во времена Периплуса (1-й век нашей эры) и Птолемея (140 год). Древние индийские торговцы отправлялись в страны Юго-Восточной Азии из морского порта Махабалипурама. Сегодняшний Махабалипурам - просто туристический город и одна из главных достопримечательностей Ченнаи. Люди посещают это место, чтобы увидеть великолепные горные статуи, храмы, святилища, пещеры, гигантский "Спуск Ганга" и храм с тысячами скульптур во славу бога Шивы. Махабалипурам - выдающийся объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

    (КС) или вселенной, как кому легче воспринимать, оказались рядом с некой энергетической трубой. Труба потом оказалась подобием энерго-позвоночника. Чей бы вы думали это был позвоночник? Шивы! По крайней мере, именно так его восприняли оба оператора, которые погружались в сеанс. Замечу, что оба оператора не являются поклонниками Индуизма, хотя помнят, что несколько жизней прожили в Индии или окрестностях. Также замечу, что любое религиозное учение или философия всегда строятся на хоть какой-то, но правде, отражающей реальность в той или иной степени.

    Шива был не один, рядом с ним находились такие же творцы и все они создавали и разрушали целые миры в танцах, песнях и прочих методах дружеского взаимодействия. Звучит мультяшно, но иными словами сложно описать энергоинформационные мега скопления, составляющие тела квантовых богов, внутри которых наша вселенная является лишь маленькой клеткой.

    В: Итак, выходя за пределы вашего кокона, мы попадаем к позвоночнику, позвоночник имеет голову, голова имеет тело, тело имеет несколько конечностей и голова частично заражена вирусом. Вокруг него находятся такие же подобные ему творцы. Они похожи на него или они разные?
    О: Базовый принцип такой, они все немного разные и они все многорукие, есть многоногие, кто во что горазд.
    В: Можно ли с ним поговорить с Шивой, знает ли он, что создает вирус?
    О: Шива, как будто танцует беспечно, ему все равно.
    В: Где-то в его сознании родился вирус, я так предполагаю это его мыслеформа или он ее от кого -то подцепил?
    О: Он как бы подумал, "а что если так: в мою жизнь проникнет такая жизнь, которая будет существовать только внутри других жизней. Это же тоже такая интересная жизнь" - и оно появилось, когда он так подумал и пошло существовать в других жизнях, его клетках.
    В: Он про это потом забыл?


    О: Его внимание сразу во всем, оно не сконцентрировано на чем-то одном, получается, что он себя постигает и через вот эту форму жизни.
    В: А среда, в которой он находится это, что, некое пространство заполненное?
    О: Оно и пустое и заполненное. Если они захотят, они видят все, что угодно. Когда они в настроении видеть вокруг горы, они будут видеть вокруг горы, цвет, водопады, лавины, оно постоянно меняется.

    В: Короче говоря, это энергопотоки, которые он может преобразовывать во все, что угодно. Таким образом, этот принцип используется и внутри каждой клетки Шивы, и внутри нашего квантового шарика есть те, кто могут преобразовывать свое пространство. Мы вышли за пределы Шивы и увидели, что там находятся такие же как он, в пространстве. А если выйти за пределы и этого пространства?

    О: Они тоже в шаре, это часть чего-то, но это уже не спина, а что-то другое. Какой-то лоб большого существа. Вижу у него какая-то голова, и оно тоже танцует. У них какая-то система, что все часть какого-то большого существа, но они в то же время могут быть частью малого существа все вместе. Эта система замкнута сама на себе. Можно смотреть до бесконечности. Мы часть какого -то большого существа, но в конце концов мы найдем их в какой-нибудь нашей маленькой клетке, нашем мизинце, они все в нас.
    Читаем в тему:

    Иногда они между собой соревнуются, Шива и его друзья делают совместные проекты - танцы, групповые танцы, парные танцы на несколько существ и тогда они могут бросать и объединять свои миры, а могут уничтожить друг друга, а потом возродиться из какой-нибудь маленькой части. Например, Шива может убить Вишну, а Вишна вырасти из его собственной коленки, они так развлекаются. В общем они практикуют переход из одного состояния в другое. Они могут курить трубку мира и тогда уже будут создаваться вселенные не в них, а вне их.

    Есть миры, которые они выдыхают, а есть, которые они в танце создают. Они обновляют себя постоянно, кванты и атомы исчезают, появляются, это как включение и выключение миров, мы обязаны не кончаться. Все фрактально и подобно.
    Читаем в тему:

    Мы как часть его спины. Все миры смертны, но они перетекают в другое качество, состояние, и мы никогда не исчезнем. Поэтому спасти какой-то мир, чтобы он жил вечно невозможно. Тогда Шива постареет и не будет развиваться. Он пересобирает себя все время и из-за этого остается молодым. Все эти клетки проходят через его позвоночник. Он является осью жизни и в нас тоже. Все клетки проходят через энергию позвоночника, он трансформирует все, поэтому было бы глупо оставаться на одном месте, если мы можем переместиться и прожить опыт зуба например. Мы же живем в спине потому, что у нас включен инстинкт выживания. А позвоночник он как бы оздоровительный такой. Даже если что-то заражено, оно уже оттуда вылезает чистое, новое.

    В: Т.е. по сути дела можно сказать, что океан, это и есть сама программа хранения изживших себя клеток, и так как клетка здесь достаточно старая, ее как бы тестируют на общую выживаемость.

    О: Мы и есть Шива. Для него это тоже опыт. Для него странно, что клетка сопротивляется, он же будет вечно молодым. Мы видим еще фрактал Шивы. Он может постоянно менять форму. Но он похож на то, как его рисуют.

    В: Но здесь реальность запеклась, мы можем взаимодействовать так, как нам позволяет поле, поле которое уплотнилось настолько, что не позволяет быть двум предметам в одном и том же месте одновременно, например. А там они могут вливаться друг в друга и переходить в разные состояния. Здесь у нас проблема в том, что все застряло.

    О: Все есть опыт. Ты будешь скучать по этому опыту потом, когда ты будешь вливаться во что захочешь. Шива пошел как бы против себя. В тот момент когда мы должны были схлопнуться, мы сказали - Нет, мы не хотим, нам так хорошо, и пошли дальше. Т.е. мы может быть проживем второй цикл. Мы должны были переехать в этот палец, но мы остаемся в спине на второй цикл, а потом схлопнемся.

    Получается, что наша вселенная или Квантовый Суп - это клетка рядом с позвоночником Шивы, а сам вирус пришел из его головы. Вирус - это которую нужно решить маленьким мирам, если действительно хотят развиваться. Решишь пазл - пройдешь на следующий уровень. Не решишь - сам виноват! как-то так)

    Со звездолетом ситуация такая же, как и с самим Шивой - он есть лишь интепретация разума смотрящего, одно из многих возможных объяснений того, как происходит процесс энергообмена внутри клеток .

    Важное дополнение из комментариев:

    У меня наконец-то всё сошлось про этот звездолёт. Раньше инфа про звездолет на каком-то уровне откликалась, но упорно не хотела идти в моё сознание из-за слишком технической картинки. Если объединить этот и , то действительно, если в разных клетках тела находятся звёзды как порталы, то путешественники из одной клетки в другую по тончайшим нервным волокнам как бы совершают путешествие в звездолёте. Это конечно очень условная интерпретация, но наверное именно образом звездолёта этот процесс проще всего считать и объяснить человеческим разумом.

    Дополнение из найденного в сети:

    В Ведах также различается "производитель душ" и производитель миров. Вечные живые существа, атмы, исходят из Всевышнего, Вишну, как искры из огня. Таким образом, мы - мелкие частички Бога.

    Атмы, желающие попробовать себя в самостоятельной жизни, получают должности в материальной вселенной. Самая высшая должность - Творец/демиург/архитектор вселенной - Брахма. На эту должность назначается очень возвышенная и квалифицированная душа. Брахма берёт энергию Всевышнего и преобразовывает её в миры, планеты, тела для всех существ. Для соединения духовных атм с материальными телами Всевышний проявляет из Себя ещё одну специальную форму - Шиву. Шива как бы "осеменяет" природу душами.

    Такое творение-осеменение происходит не один раз, а множество, так как материальное время циклично. Вселенная заново творится каждый новый день Брахмы, который длится миллиарды-миллиарды лет. А на ночь разрушается. В это время души-атмы входят в тело Вишну и "спят" там. Также существуют и большие циклы (Дыхание Вишну. с каждым вдохом все материальные миры-вселенные втягиваются в Его тело, а с выдохом - вылупляются снова. Один выдох Вишну - вся жизнь очередного Брахмы) и меньшие циклы: манвантары, юги и т.п.

    Таким образом, Отцом мы можем считать и Вишну, и Шиву, и Брахму. Не говоря уже о Сурье-Солнце, дающего нам жизненную энергию. Все эти роли при необходимости играет Всевышний Господь (если нет подходящей кандидатуры). Поэтому поклонение этим личностям, как Всевышнему Богу вполне правомерно.

    UPD 18/11/14:

    Горло Шивы характерного синего цвета. Согласно преданиям, Шива проглотил яд, предназначавшийся для гибели человечества и остановил его его внутри своего горла и до сих пор держит его там, чтобы не допустить всеобщей гибели.

    Шиву называют «Разрушителем», однако его деструктивная энергия обращена на благие цели, ибо всякому обновлению необходимо предшествует разрушение. Шиву часто изображают с третьим глазом посередине лба. Огненным взглядом этого глаза Шива, в зависимости от настроения, может и озарять, и уничтожать сущее. Когда боги пахтали молочный океан, добывая амриту, змей, которым они вращали гору-мутовку, от усталости изрыгнул яд. Яд этот мог залить и уничтожить всю землю, и, чтобы этого не случилось, Вишну призвал на помощь Шиву. Шива проглотил яд без вреда для себя; и только горло его окрасилось в синий цвет.

    Шива известен также как Мритьюнджая - Тот, кто побеждает смерть. Он также и Камари, Разрушитель желаний. Эти два имени показывают, что тот, кто уничтожает желания, может победить смерть, ибо желания рождают действия, действия рождают последствия, последствия рождают зависимость и несвободу, результатом которых является новое рождение, приводящее к смерти.

    На лбу Шивы - три полосы бхасмы или вибхути

    Бог мудрости Ганеша - величественный представитель индийского пантеона небожителей. Каждый индус хотя бы раз в жизни произносил молитву в его честь, ведь именно он является исполнителем заветных желаний человека. Помимо этого, своей мудростью он направляет тех, кто хочет познать секреты мироздания или стремится добиться успеха в бизнесе.

    Пару слов об индуизме

    Индуизм сильно отличается от всего то, к чему привык русский человек. Религия этой страны основывается на мифах и легендах, которые скорее похожи на сказки, нежели на правдивые истории из прошлого. Но для индусов они вполне реальны, ведь они существуют в их культуре столь давно, что стали ее неотъемлемой частью.

    Поэтому не стоит удивляться тому, что в современной Ганеша представляется столь же реальным, как Иисус в европейском мире. Этот факт очень важен, так как позволяет посмотреть на мир индуизма глазами самих индусов.

    Облик Ганеши

    Бог Ганеша - воплощение мудрости и успеха. Зачастую его изображают в виде тучного мужчины, восседающего на троне или крысе. Подобный образ символизирует достаток, который приходит в дом вместе с божеством. Однако главным отличием бога является слоновья голова, которая выделяет его на фоне остальных представителей индийского пантеона.

    Следует заметить, что бог Ганеша всегда изображается с одним бивнем. Касательно этой детали его образа существует множество легенд, но обсудим их позже. Также, в зависимости от его конкретного воплощения, может меняться и количество рук. Например, у привычной формы божества их четыре, а у просвещенной - тридцать две.

    Рождение великого бога

    Любое божество в индуизме окутано множеством легенд и суеверий: одни дополняют основную историю, вторые, наоборот, только противоречат ей. Так получилось и с богом мудрости, чье рождение описано в десятках различных сказаний, которые сильно отличаются друг от друга.

    Согласно основной версии, жена Шивы Парвати любила принимать ванну в полном одиночестве. Но ее муж часто прерывал этот процесс, вероломно вламываясь в купальню. Уставши от подобного поведения, Парвати решили создать себе защитника, который бы преграждал нерадивому супругу дорогу в ванную.

    Измазавшись глиной и шафраном, богиня создала мальчика, которого назвала впоследствии назвала Ганеша. Наделенный космической силой, он пообещал матери во что бы то ни стало защитить ее от визитов Шивы. Увы, решимость Ганеши не помогла ему в борьбе с верховным богом - увидевший юного защитника Шива пришел в ярость и убил мальчика одним сильным ударом.

    Узнавши об этом, Парвати возненавидела своего мужа. Дабы насолить ему, она создала и Кали, которые начали сеять хаос по миру. Долгое время Шива пытался успокоить свою супругу, но все его попытки оказывались тщетными. Тогда он оживил мальчика, наделив его частью своей силы. Таким образом, Ганеша стал сыном двух великих небожителей - Шивы и Парвати.

    Индийский бог Ганеша: история и факты

    Историки уверены в том, что впервые образ Ганеши был сформирован в древнем гимне Ригвед. Он был написан примерно 3,5 тысячи лет назад, и воспевал величие древних богов. Среди прочих строк была часть, посвященная божеству Брихаспати, которое позже перевоплотиться в бога Ганешу.

    Данную часть гимна можно перевести следующим образом:

    «Мы взываем к тебе, о великий Гапати ганов (титул командующего божественными войсками)!

    О, Брихаспати - поэт из поэтов, творец из творцов!

    Ты богаче всех известных, и самый прекрасный из существ!

    Выслушай наши молитвы и одари нас своим благословением, восседая на престоле!»

    К тому же в пользу подобного перевоплощения свидетельствуют существующие описание Брихаспати. В древности люди считали, что это божество выглядит как крупный мужчина, одаривающий всех богатством и мудростью. Неизвестным остается лишь то, как именно Брихаспати превратился в Ганешу. И все же многие теологи склоняются к тому, что старое божество попросту обзавелось новым обликом и именем, при этом сохранив большую часть своих способностей и титулов.

    Место в божественной иерархии

    Как говорилось ранее, бог Ганеша является сыном Парвати и Шивы. Это делает его весьма могущественным созданием, занимающим почетное место в пантеоне индуистских бессмертных. К тому же он является военачальником небесного войска, что дает ему право повелевать многими младшими духами и якшасами.

    Помимо этого, многие мифы рассказывают нам о том, что у Ганеши есть старший брат Сканда - беспощадный бог войны, всегда соперничающий с воплощением мудрости. Но первый сын Шивы зачастую проигрывал своему родственнику, так как всегда решал проблемы силой, а не умом. Любопытно то, что в Индии массовое поклонение Ганеше началось лишь после того, как исчезли храмы Сканды. Подобная перемена в культуре индусов объясняется тем, что потребность в воинственном боге постепенно угасла, а вот существо, исполняющее желания, только укрепило свою власть.

    Семейное положение Ганеши

    Изначально было принято считать, что бог мудрости дал Это было связано с тем, что, по преданиям, он практиковал особую технику самодисциплины, подразумевающую половое воздержание - брахмачарьям. Из-за этого многие индусы верили в то, что тело их божества никогда не коснется женщины.

    Однако с годами моральные устои менялись, а вместе с ними и легенды о боге Ганеше. Согласно некоторым из них, он был женат на трех богинях - Буддхи, Сиддхи и Риддхи. Они воплощали недвижимые идеалы мудрости: разум, успех и процветание. А вот более поздние сказания приписывали богу-слону брак с духовным воплощением культуры и искусства Сарасвати.

    Символика в образе бога

    Сегодня каждый индус знает о том, что представляет собой Ганеша. Фото этого божества стоит в каждом доме, и родители с детства обучают детей распознавать символы, сокрытые в лике святого. А заключаются они в следующем:

    1. олицетворяет благоразумие и преданность.
    2. Столь огромные уши позволяют слышать даже те молитвы, что произносятся в душе человека.
    3. Один бивень символизирует силу бога и то, что он пресекает любую двусмысленность.
    4. Хобот является признаком высокого интеллекта.
    5. Большой живот демонстрирует богатство и щедрость божества, которую он готов разделить со всем миром.

    Бог и демон-великан

    Однажды между богом и демоном Гаджамукху развязалась нешуточная битва. Следует заметить: хоть бог-слон и обладал внушающими размерами, он явно уступал своему врагу, который был настоящим великаном. И тем не менее силы противников были равны, что затянуло битву на долгие дни.

    И вот, казалось бы, демон начал побеждать Ганешу, оттесняя его назад. В пылу сражения, не желая проигрывать, слоноподобный бог оторвал один из своих бивней и со всей мощи запустил его во врага. В тот же миг Гаджамукху упал на землю, поверженный неожиданным ударом. Более того, волшебная сила бивня превратила злого демона в послушную крысу, которая навеки стала ручным питомцем бога мудрости.

    Поверья о слоновой голове

    Если верить основной версии, своей родной головы Ганеша лишился в тот день, когда преградил Шиве путь в купальню матери. Разъяренный бог не просто убил мальчика одним ударом, а отсек ему голову, которая впоследствии бесследно исчезла. Позже это стало главной проблемой всемогущего творца, желающего оживить сына своей супруги. В итоге, не видя другого выхода, он пришил мальчику голову слоненка, которого поймал недалеко в лесу.

    Второе предание гласит о том, что человеческого лица Ганешу лишил бог Шани. Произошло это из-за того, что Шива забыл пригласить своего друга на день рождения к сыну, и это сильно разгневало его. Ворвавшись в тронный зал, Шани посмотрел на мальчика своим испепеляющим взглядом, тем самым уничтожив его голову. Благо на торжестве присутствовал великий мудрец Брахма, который посоветовал Шиве приделать сыну голову другого существа. И им стал слон Айравата, который принадлежал богу Индре.

    Великий обжора

    Ганеша - бог богатства, обожающий все сладкое. Особенно он любит приготовленные по особому рецепту. Поэтому все, кто хочет заручиться поддержкой этого небожителя, приносят ему на сладкое блюдо. Есть даже легенда, рассказывающая о том, как Ганеша собирает дары со своих святилищ.

    Однажды бог-мудрости так переел угощений, что еле залез на своего ездового питомца - крысу Гаджамукху. Он приказал ей не спеша отвезти его домой, дабы он смог переварить все съеденное. Но по пути им дорогу переползла змея, из-за чего крыса споткнулась и уронила Ганешу на землю. От удара живот бога не выдержал и разорвался, а все сладости выкатились наружу.

    Благо божество было бессмертно, и подобный поворот событий не убил его. Поэтому он неспешно собрал все угощения, после чего поймал злополучного змея. В качестве наказания он опоясал им свой живот, дабы тот навеки сдерживал его.

    Бог мудрости в современной Индии

    Начнем с того, что даже сегодня многие индусы верят в существование такого своеобразного бога, как Ганеша. Фото этого небожителя есть в каждом доме, так как оно привлекает в семью достаток и удачу. Боле того, в этой стране предприниматели привыкли носить в своем кошельке изображение этого божества, искренне веря в то, что именно оно принесло им удачу. К тому же многие из них молят о благосклонности Ганешу перед началом любой крупной сделки. То же касается и студентов, которые просят у своего покровителя мудрости и наставления.

    Помимо этого, во многих домах стоит статуэтка бога Ганеши. Если верить поверью, то она оберегает своих хозяев от беды. Например, отпавший кусочек глины или трещина означает, что статуэтка приняла на себя удар судьбы или кармы. Поэтому поврежденные обереги стараются сразу же менять, дабы они и в будущем охраняли своих владельцев.

    К тому же один раз в году индусы отмечают день рождения Ганеши. В его честь устраивают пышное гуляние с красочным фестивалем. В этот день вся работа откладывается, и люди занимаются лишь празднованием и молитвами. При этом индусы верят в то, что в эту ночь Ганеша выполнит любое желание человека, если тот действительно верит в него.