Толкования на Пс. «Бог являет себя лишь в той степени, в какой искатель способен выдержать его сияние». Хираз. Суфизм

(1). В конец, псалом Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людей преселения, егда хотяху исходити.

(2). Тебе подобает песнь Боже в Сионе. Не будем уже воссылать песнопений богам, каких признавали мы прежде, уведав, что неприлично песнословить дерева, камни и демонов, но Тебе единому всего приличнее воздавать сей долг. И Тебе воздастся молитва во Иерусалиме, или в Иерусалиме земном, который есть Церковь, или в Иерусалиме небесном, в котором, достигнув оного, будет возносить хвалы.

(3). Услыши молитву мою, к Тебе всяка плоть приидет. Этим благовествует о призвании всех язычников, по сказанному у Иоиля: излию от духа Моего на всяку плоть (Иоил. 2, 28).

(4). Словеса беззаконник премогоша нас. Словесами беззаконников называет мудрость мудрецов века сего, от которой изнемогли они, утратив истинное ведение. И нечестия наша Ты очистиши. Молятся об избавлении от того нечестия, какому предавались во время своего заблуждения.

(5). Блажен, егоже избрал ecu и приял. Усовершившихся в добродетели и достигших почести вышнего звания называют блаженными. Исполнимся во благих дому Твоего. Благими дому называет различные дарования духа. Ибо сказано: овому Духом дается слово премудрости, иному же слово разума (1 Кор. 12, 8) и другие дарования. Свят храм Твой, - или небесный, или земной, по сказанному: храм Божий свят есть, иже есте вы (1 Кор. 3, 17), исполненные освящения. И он словесами Твоими научает приходящих правде Твоей.

(6). Услыши ны Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли. Итак, услышь нас и даруй нам просимое. На Тебя, говорит, уповают пределы вселенной и живущие далеко от моря, чем означает опять пределы вселенной.

(7). Уготовляяй горы крепостию Своею. Горами называет здесь сопротивные силы. Уготовляешь же их к наказанию, ибо уготовал им бездну. И сотворишь cиe, потому что Ты - силен.

(8). Смущаяй глубину морскую. Морем называет здесь множество нечистых духов, и оно приводится в смущение пришествием Христовым. Потому и говорили устрашенные духи: пришел ecu прежде времене мучити нас (Мф. 8, 29).

Смятутся языцы, (9) и убоятся живущии в концах от знамений Твоих. Когда смятутся языцы, т.е. полчища демонов, тогда и живущие на пределах вселенной люди убоятся Тебя, увидев великие знамения, разумеет же знамения, бывшие во время пришествия Христова. Исходы утра и вечера украсиши. Когда населяющие вселенную люди, увидев великие знамения, убоятся добрым страхом, тогда, во время утренних и вечерних исходов, т.е. во всякое время, будет радование у них восхищаемых тем, что совершено Твоим пришествием.

(10). Посетил ecu землю, и упоил ecu ю. Показывает, о чем радование всех народов. О чем же ином, кроме того, что удостоил землю посещения Своего и упоил ее дарованиями Своими? Река Божия наполнися вод. Рекою называет здесь евангельское слово, и говорит, что оно наполнися вод. Что же это за воды? Не Божественные ли обетования, какие возвестил достойным небесного царствия? Таковы oбетoвaния: блажени нищии духомь (Mф. 5, 3), и последующие за сим ублажения. Уготовал ecu пищу им. Разумеет пищу духовную. Говорит же, что она уготована, потому что прежде сложения мира определена тайна о Христе, Который есть хлеб сшедый с небесе и даяй живот миру (Ин. 6, 33, 51).

(11). Бразды ея упой, умножи жита ея. Браздами называет сердечные глубины, а житами - благочестивые помыслы. В каплях ея возвеселится прозябающи. И малые, подаваемые ей, Божественные дарования возвеселят ее и приуготовят к прозябению, очевидно, мысленного плода Каковы же ее капли, уразумеешь из сказанного о Христе: Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю (Пс. 71, 6).

(12). Благословиши венец лета благости Твоея. Летом называет время будущего века, именует же его венцем благости, потому что в нем святые увенчаются великою благостью. И поля Твоя исполнятся тука. Полями называет опять души уверовавших в Него.

(13). Разботеют красная пустыни. Горами называет святых Апостолов и Евангелистов, которые были упитаны духовными дарованиями. Пустынею же именует Церковь из язычников, лишенную древле ведения о Боге. И радостию холми препояшутся. Холмами называет предстоятелей Церквей.

(14). Одеяшася овни овчии. Овнами овчими называет правителей народных. Во что же они оденутся, как не в одежду нетления и в ризу веселия? Овнами овчими именует также и святых Апостолов, потому что они преклонили главу и возмогли избодать врагов, как сказал Господь: се Аз посылаю вас яко овцы посреде волков (Мф. 10, 16). И удолия умножат пшеницу. Души язычников, говорит, прежде ни к чему не способные и бесплодные, будут исполнены плодов духовных. Воззовут, ибо воспоют. Удолия, после того как изменятся на лучшее и умножат духовные плоды, непрестанно будут возносить Тебе песнопения.

Это сложное число, состоящее из двух простых цифр - шестерки и четверки. Шестерка наполнена любовной энергией: она символизирует баланс сил, гармоничные отношения в семье и тепло домашнего очага. Это знак добрых людей, которые готовы помочь человеку без какой-либо корысти. Четверка символизирует практичность, организационные умения и точные науки. Древние греки считали, что четверке покровительствует бог Юпитер, который является символом правосудия.

В четверке также присутствует влияние всех чисел, которые расположены в ряду до нее. Они наделяют носителя упорством, умением отдаваться выбранной профессии и скрупулезностью. Четверку можно представить в виде квадрата, у которого равны все стороны. Так же ее нередко ассоциируют с крестом.

Значение в мифологии, религии и истории

В римской мифологии эта цифра неотрывно связана с любовной тематикой, а древнегреческие философы считали ее аналогом совершенства. В составе 64 присутствует число шесть: именно столько дней прошло от начала сотворения мира до появления на земле человека. А потому данную цифру вполне можно считать символом накопленных знаний и материального достатка. Носители 64 отличаются спокойным и уравновешенным характером.

Они хорошо ладят с людьми и способны передавать свой накопленный опыт. Довольно часто они выбирают для себя профессию педагога, медицинского или социального работника. Появление шестидесяти четырех - это верный признак проблем со здоровьем. Также высшие силы требуют от вас повышенного внимания к своим близким людям.

Древние жители Америки поклонялись четверке - второй цифре в числе 64. Ее можно заметить в молитвах, ритуальных обрядах и танцевальных движениях. Так же четверка прослеживается в военной тактике этого народа. Ее носители не любят тратить время понапрасну, кроме того, у таких людей отсутствует развитое воображение. Все это нужно для того, чтобы человек мог сосредоточиться на отдельно взятой задаче. Появление на жизненном пути 64 может указывать на то, что вы погрузились в свой внутренний мир и не следите за реальностью.

Позитивное влияние на характер

Носители 64 четко следуют поставленной цели. Это прагматичные, высокоорганизованные и принципиальные люди. Как правило, о них говорят "хозяин своего слова". Если такой человек дал вам обещание, то оно будет исполнено в не зависимости от обстоятельств. Основными позитивными качествами носителей шестидесяти четырех являются: усидчивость, трудолюбие, человеческое отношение, мудрость, добросовестное отношение к своим обязанностям.

Недостатки, связанные с влиянием 64

Его носители отличаются рядом недостатков. Как правило, они проявляются у людей с низким уровнем интеллекта и духовного развития. К ним относится упрямство и отсутствие развитой фантазии. Это классические буквоеды, приветствующие бюрократию и старинные устои. Они плохо переносят перемены и стараются избегать прогрессивных решений.

Ис. 64:1-7 . Тональность мольбы усиливается. Языком поэтических иносказаний ("расторгшиеся небеса", огонь, от приближения которого "таят" горы) и гипербол говорит пророк о всемогуществе Бога, совершающего страшные дела (Втор. 10:21; Пс. 105:21-22), но милостивого к любящим правду и много делающего для надеющихся на Него. О, если бы этот Бог сошел, чтобы содрогнулись… от лица Его народы, Его не знающие, если бы Он смиловался над народом Своим! Однако, есть ли у Израиля, издавна и много грешившего, надежда на спасение?

Несмотря на многократные обещания Иеговы, что истинно верующий остаток народа Его будет спасен, нота отчаяния, звучащая в этом стихе, "объяснима" в свете последующего признания; оно исполнено ощущением вины и искреннего покаяния: вся праведность наша - как запачканная одежда… и беззакония наши сметают нас, подобно тому, как ветер уносит поблекший лист (стих 6). Замечательные слова, завершающие стих 7: кающиеся сознают, что нет наказания страшнее чем богооставленность, когда Господь предоставляет грешникам погибать от последствий беззаконий их.

Ис. 64:8-12 . Отчаяние сменяется надеждой, и надежда эта почти дерзновенна, но разве Господь не дал народу Своему оснований для подобного дерзновения? (Ис. 43:25) Израиль, в лице своего "остатка", смирится, он от всего сердца признает в "образователе" своем Отца, поймет, что он лишь глина в руке Его. Не гневайся же, Господи, без меры… мы все народ Твой, восклицает Исаия, привлекая внимание Иеговы к бедственности нынешнего положения народа. То, что читаем в стихах 10-11, исполнено предельного чувства реальности.

Это картина разрушения, учиненного вавилонянами. Дом освящения нашего (стих 11) - это храм. Но разве он и город! святыни Господней (здесь в значении городов, принадлежащих народу, отделенному Господом для Себя, т. е. городов Иудеи) меньше пострадают столетия спустя от руки римлян, разве храм и тогда не будет сожжен огнем? После всего этого будет ли Господь по-прежнему молчать, т. е. лишать помощи народ Свой и тем продолжать карать его? - ноты мольбы и дерзновения достигают в окончании этой горячей молитвы высшей своей точки.

Этот псалом призывает нас воздать Богу славу за Его силу и милость, которые проявляются (I) в царстве благодати (ст. 2) в том, что Он слышит молитвы (ст. 3), прощает грех (ст. 4), насыщает души людей (ст. 5), защищает и поддерживает их (ст. 6).

(II) В царстве провидения в том, что Он поставил горы (ст. 7), укрощает моря (ст. 8), поддерживает постоянную смену дня и ночи (ст. 9) и делает землю плодоносной (ст. 10-14). За все эти благословения мы в долгу перед Богом, и поэтому нам легко настроиться на этот псалом, воспевая его.

Начальнику хора. Псалом Давида для пения.

Стихи 2-6 . В этом псалме, приступая к престолу благодати, Давид не проявляет беспокойства о себе, а в самом его начале обращается к Богу, как к главе и устам собрания. И обратите внимание:

I. Как он воздает славу Богу (ст. 2).

1. Смиренным благодарением: «Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе; она ожидает, чтобы быть принятой вместе с благодарением. Когда Бог приближается к нам со Своим благоволением, мы должны выходить навстречу, чтобы встретить Его хвалой и ожидать, пока день не угаснет. «Хвала ожидает тебя с абсолютной удовлетворенностью Твоей святой волей и зависимостью от Твоей милости». Когда мы готовы за все благодарить, тогда слава ожидает Господа. «Хвала ожидает, чтобы Ты принял ее»; левиты ночью стояли в доме Господнем, готовые воспеть свои песни хвалы в назначенный час (Пс 133:1,2), и таким образом их хвала ожидала Его. «Хвала для Тебя замерла» (дословный перевод), как слова, не достаточные для выражения величия милости Бога, пораженные беззвучным восхищением ею. Как существуют святые воздыхания неизреченные, так существует и святое неизреченное восхищение, которое в то же время будет принято Тем, который испытывает сердца и знает, какая мысль у Духа. Наша хвала молчалива, чтобы хвала благословенных ангелов, которые превосходят в силе, была услышана. Пусть не будет возвещено Ему, что я говорю, ибо если человек вознесет Богу всю славу, то безусловно будет поглощен (Иов 37:20, английский перевод, KJV). Перед Тобой слава считается безмолвной (халдейский перевод) - настолько Бог превознесен выше наших благословений и хвалы. Слава всего мира принадлежит Богу, но ожидает она Его только на Сионе, в Его Церкви и среди Его народа. Все Его дела славят Его (они служат поводом для хвалы), но лишь Его святые благословляют Его действенным восхищением. Искупленная Церковь поет Ему новую песнь на Сионе (Отк 14:1,3). Сион – это место обитания Бога (Пс 75:3). Блаженные, пребывающие с Ним на этом месте, будут продолжать славить Его.

2. Искренней верностью: «…Тебе воздастся обет, то есть принесется обещанная жертва». Бог не примет наше благодарение за обретенные милости, пока мы не совершим обеты, данные в то время, когда стремились к этой милости, ибо лучше не обещать, чем обещать и не исполнить.

II. За что Давид воздает Богу славу.

1. За то, что Он слышит молитвы (ст. 3): «Хвала ожидает Тебя на Сионе (англ.пер. KJV)», но почему она уже приготовлена?

(1) «Потому что Ты готов услышать наши просьбы. Ты слышишь молитву! Ты можешь ответить на каждую молитву, ибо в Твоих силах сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем (Еф 3:20), и Ты ответишь на каждую молитву веры с доброжелательностью». Среди Его отличительных черт также упоминается, что Бог слышит молитвы, и это в огромной мере прославляет милость Бога и ободряет нас. И мы многого лишаем себя, если не используем всякую возможность прославить Его за это.

(2) Так как благодаря этой Его особенности мы готовы бежать к Нему всякий раз, когда оказываемся в беде. «Поэтому, так как Ты являешься Богом, слышащим молитвы, к Тебе прибегает всякая плоть». Вполне справедливо Тебя ожидает хвала каждого человека, как и молитва человека, оказавшегося в нужде или бедствии (чего бы он ни делал при благоприятных обстоятельствах). Сейчас к Тебе приходят только потомки Израиля и последователи их религии, но когда дом Твой назовется домом молитвы для всех народов, тогда к Тебе придет всякая плоть и будет принята (Рим 10:12,13). Поэтому давайте придем к Нему, придем смело, так как Он – Бог, слышащий молитвы.

2. За прощение грехов. В этом отношении кто Бог, как Ты, прощающий (Мих 7:18)? Благодаря этому качеству Он возвещает имя Свое (Исх 34:7), и за это Его ожидает слава (ст. 4). «Наши грехи достигают небес, дела беззаконий превозмогают нас. Они так многочисленны и отвратительны, что мы смущаемся и готовы впасть в отчаяние, когда они выстраиваются перед нами. Они превозмогают настолько, что мы не можем притворяться, что уравновешиваем их своей праведностью, и поэтому когда мы предстаем перед Богом, то наша совесть обвиняет нас, и нам нечем ответить. Что же касается наших преступлений, то благодаря Своей милости и ради праведности, данной Тобой, Ты очистишь преступления наши, чтобы мы не были осуждены за них». Обратите внимание: чем большей опасности мы подвергаемся из-за своего греха, тем больше имеем повод восхищаться силой и богатством прощающей милости Божьей, которая может свести на нет угрожающую силу наших многочисленных преступлений и страшных грехов.

3. За радостное расположение духа, которое Бог дает тем, кто приходит к Нему, и за утешение, которое они имеют в общении с Ним. Мы прежде должны быть очищены от беззакония (ст. 4), а затем приглашаемся к Божьим алтарям (ст. 5). Тот, кто вступил в общение с Богом, безусловно обретет в Нем истинное блаженство и удовлетворение.

(1) Они блаженны. Блажен не только народ (Пс 32:12), но и блажен человек, определенная личность, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Он счастлив, ибо у него есть твердое доказательство божественного благоволения и надежный залог вечного блаженства. Здесь обратите внимание:

Что означает прийти в общение с Богом, чтобы обрести это блаженство. Во-первых, это означает приблизиться к Нему, вступив с Ним в завет, направив к Нему все свои наилучшие чувства и стремления; общаться с Ним, как с тем, кого мы любим и высоко ценим. Во-вторых, это означает обитать в Его дворах, как это делали священники и левиты, для которых дворы Божьи были домом. Это означает быть постоянным, совершая религиозный долг, и ревностно относиться к нему, как к месту своего проживания.

Как мы приходим в общение с Богом. Не благодаря каким-либо собственным заслугам или умению, а по избранию Божьему: «Блажен, кого Ты избрал и таким образом отличил от других, которых предоставил самим себе»; благодаря Его действенной благодати, сопутствующей этому выбору. Кого Он избрал, тем позволил и приблизиться, не только пригласил, но склонил и дал возможность подойти к Себе поближе. Он привлекает их (Иоан 6:44).

(2) Они насытятся. В этом месте псалмопевец меняет действующее лицо и говорит не «он» (т.е. человек, которого Ты избрал) насытится, а «мы насытимся». Тем самым он учит нас применять эти обетования к себе и действенной верой вставлять в них наши собственные имена: «Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего». Обратите внимание:

Святой храм – это дом Бога: там Он пребывает и издает Свои постановления.

Бог содержит хороший дом. В нем присутствует изобилие милости, праведность, благодать и все утешения вечного завета. Благодати там достаточно для всех, достаточно для каждого; она всегда готова для нас; она дается бесплатно, без денег или цены.

Среди этих благ присутствует то, что насыщает душу, чем могут насытиться все благодатные души. Позвольте им иметь удовольствие общения с Богом – и это насытит их. Они имеют достаточно и не желают большего.

4. За славные проявления Его силы в их защиту (ст. 6): «Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш!» Эти слова можно понять как порицание, которое Бог через провидение иногда выражает Своему народу. Он часто дает им ужасающие ответы, чтобы пробудить и оживить их, но всегда совершает это в праведности. Он никогда не причиняет им вреда и не желает плохого, ибо даже в такой ситуации является Богом их спасения (см. Ис 45:15). Но скорее эти слова нужно понимать как суды Божьи над их врагами. Как праведный Бог, как Бог, которому принадлежит мщение, который защищает и спасает Свой народ, Он отвечает на молитвы Своего народа, посылая ради них разрушения среди язычников и воздавая по заслугам их гордым притеснителям. «Чудесными делами, - читаем мы в некоторых переводах, - которые удивляют и которых мы не ожидали» (Ис 64:3). Или: «делами, которые вызывают благоговение, Ты ответишь нам». Святая свобода, благодаря которой мы допущены во дворы Божьи, и близость к Богу не должны угашать наше благоговение и святой страх перед Ним, ибо страшен Ты, Боже, во святилище Твоем.

5. За Его заботу о Своем народе, как бы он ни бедствовал и где бы ни находился. Бог является упованием всех концов земли, то есть всех святых во всем мире, а не только тех, которые относились к семени Израиля, ибо Он – Бог не только иудеев, но и язычников, упование всех, находящихся далеко от Его святого храма и его дворов, которые живут на островах языческих или же расположены в бурном море. Они уповают на Тебя, вопиют к Тебе, когда не знают, что делать (Пс 106:28,29). Верой и молитвой мы можем поддерживать наше общение с Богом, черпать от Него утешение, где бы мы ни находились – не только на торжественных собраниях народа Божьего, но и далеко в море.

Стихи 7-14 . Чтобы еще больше восхищаться чудесными излияниями Божьей благодати, очень полезно размышлять о Его силе и всемогуществе как Бога природы, о богатствах и изобилии царства Его провидения.

I. Он поставил землю, и она стоит (Пс 118:90). Он поставил горы силою Своею (ст. 7);

Он сразу накрепко поставил их и продолжает удерживать, хотя иногда они колеблются землетрясениями. Feriuntque summos. Fulmina montes. Молния ударяется, но величественны горы стоят. Поэтому их называют вековые горы (Авв 3:6), в то же время Писание говорит, что завет Бога с Его народом стоит тверже их (Ис 54:10).

II. Он укрощает море и успокаивает его (ст. 8). Море во время шторма издает большой шум, что делает бурю более пугающей, но когда Богу угодно, Он повелевает волнам и лавинам замолчать и уснуть и быстро превращает шторм в тишину (Пс 106:29). Благодаря подобной перемене в море и предыдущему примеру о незыблемости земли, становится очевидно, что и море, и суша препоясаны силой. Наш Господь Иисус привел хорошее доказательство Своей божественной силы, когда повелел ветру и волнам, и они повиновались Ему. К этому примеру, когда Он успокоил море, можно добавить пример той же природы, когда Он усмирил мятеж народов – обычных людей. Нет ничего более неуправляемого и неприятного, чем бунт толпы и оскорбления сброда, но Бог может усмирить даже таковых тайными путями, которых они сами не знают. Или, возможно, в этих стихах подразумевается ярость врагов Израиля (Пс 2:1). У Бога есть много способов усмирить их, и Он заставит их молчать вечно.

III. Он обновляет утро и вечер, и их кругооборот постоянен (ст. 9). Эту регулярную смену дня и ночи можно рассматривать (1) как пример великой силы Бога, которая вызывает у всех благоговение: «Убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли». Увидев их, они убедятся, что существует верховное Божество, всемогущий монарх, которого они должны бояться и трепетать, ибо в этих знамениях проявляются невидимые откровения о Боге, и поэтому Писание говорит, что они учреждены для знамений (Быт 1:14). Многие из тех, кто живет в удаленных и темных уголках земли, были так напуганы этими знамениями, что испытали побуждение поклоняться им (Втор 4:19), не задумываясь о том, что это были Божьи знамения, неоспоримые доказательства Его силы и главенства, и поэтому они должны были привести их к поклонению Господу.

2. Эти знамения, являясь также примером великой Божьей милости, приносят всем утешение: «Утро (т.е. время до того, как солнце встанет) и вечер (т.е. до того, как солнце сядет) возбудишь к славе Твоей». Так как именно Бог утром рассылает солнечные лучи и вечером опускает занавес, то именно Он из благоволения к человеку дает ему повод радоваться и восходу и заходу. Как противоположны по своей сущности свет и тьма, так нерушимо разделение между ними (Быт 1:4);

оба эти явления приветствуются миром в нужное время. Трудно сказать, чему мы больше радуемся – утреннему свету, который содействует дневным заботам, или вечерней тени, сопутствующей ночному отдыху. Разве не дожидается стража утра? В той же степени наемник жаждет вечерней тени. Некоторые под этими словами подразумевают утреннюю и вечернюю жертву, чему радовались все благочестивые люди, чем постоянно выражалось почтение Богу. «Ты возбуждаешь их петь» (стоит в оригинале), так как каждое утро и вечер левиты воспевали песни хвалы – это требовалось каждый день. Мы должны рассматривать поклонение наедине и в семьях, как одно из самых необходимых каждодневных занятий и самое приятное каждодневное утешение. И если мы таким образом поддерживаем общение с Богом, то смена утра и вечера будут радовать нас.

IV. Он насыщает водой землю и делает ее плодоносной. Об этом примере Божьей силы и милости, которую Он распространяет повсюду, данный псалом упоминает либо по поводу необычно щедрого урожая, либо из-за своевременного дождя после длительной засухи. Очень легко проследить, как сильно плодородие этой нижней части сотворения зависит от влияния высшей. Если небеса становятся как медь, а земля как железо, то это демонстрирует неразумному миру, что все блага и совершенные дары нисходят свыше (omnia desuper – все приходит свыше). Мы должны возводить наши очи к горам, выше небес, где присутствуют первоисточники всех блаженств, заглядывать дальше; и туда же должна возвращаться наша хвала, как и первые начатки земли в возношениях поднимались к небесам в знак того, что оттуда они были получены. Все Божьи благословения, в том числе и духовные, выразились излиянием на нас Его праведности. А теперь обратите внимание, как здесь описывается общее благословение дождя с небес и плодородных времен.

1. Как четко в нем проявляется сила и милость Бога, которые здесь представлены огромным разнообразием энергичных выражений.

(1) Господь, сотворивший землю, посещает ее, обеспечивает ее, представляет доказательства Своей заботы о ней (ст. 10). Он посещает ее с милостью, и за это жители земли должны в ответ славить Его.

(2) Бог, сделавший землю сухой, насыщает ее водой, чтобы она была плодоносной. Хотя земля производила плоды и процветала до того, как Бог сотворил дождь, но даже в то время над землей стоял туман, который отвечал этому предназначению и орошал все лице земли (Быт 2:5,6). Наши сердца являются высохшими и бесплодными, пока сам Господь не станет для нас росой и будет орошать их, а растения Своего собственного насаждения Он будет поливать, чтобы они разрастались.

(3) Дождь – это поток Божий полон воды; облака – источники этой реки, которые текут не случайно, а по каналу, вырубленному Богом для этого. Потоки дождя, как и потоки воды, Он поворачивает, куда Ему угодно.

(4) Этот поток Божий обогащает землю, которая без него очень скоро стала бы бесплодной. Богатства земли, производимые ее поверхностью, более щедры и полезны для человека, чем те, которые сокрыты в ее недрах. Мы можем вполне пристойно жить без серебра и золота, но не сможем прожить без зерна и травы.

2. Сколько пользы получает от дождя земля и человек.

(1) Земля. Своевременный дождь преображает ее лицо; ничто не освежает и не оживляет больше, чем дождь на скошенный луг (Пс 71:6). Даже глыбы земли, откуда, кажется, дождь скатывается, щедро орошаются, так как во время дождя они напиваются. Ее борозды, образованные плугом и предназначенные для семян, образовываются с помощью дождя и делают ее пригодной, чтобы принять их (ст. 11);

дождь размягчает ее. То, что смягчает почву сердца, устрояет его, ибо этой благодатью сердце утверждается. Таким образом благословляется начало года, и если весна, первая четверть года, благословлена, то это является залогом благословения для целого года, который Бог венчает благостью Своей (ст. 12) и окружает со всех сторон, как венец – голову, чтобы дополнить его утешения в той же степени, как цель венчает усилия. Давид говорит: «…стези Твои источают тук», ибо весь тук, присутствующий на земле, который насыщает ее плоды, исходит от начатков божественной милости. Куда бы Господь ни пошел, за собой Он оставляет знаки Своей милости (Иоил 2:13,14), и таким образом стезя, по которой Он прошел, сияет. Эти доказательства Божьей милости, проявленные к этому нижнему миру, очень интенсивны и обильны (ст. 13): они источают на пустынные пажити, то есть не только на те места, где проживают люди. Пустынные места, о которых человек не заботится и от которых не получает выгоды, не избегают внимания божественного провидения; и их полезность способствует славе Бога, как великого покровителя всего сотворенного, хотя они и не приносят быстрой выгоды человеку. Мы же должны быть благодарны не только за то, что служит нам, но и за то, что приносит пользу любой другой части сотворения, ибо таким образом это все приносит почести Творцу. Пустыня, которая не дает столько же плодов, как возделанная земля, принимает столько же дождя с небес, сколько и плодородная почва, так как Господь творит добро и нечестивцам, и неблагодарным. Дары Божьей щедрости так изобильны, что благодаря им небольшие холмы препоясываются радостью, при этом даже с северной стороны, которая меньше всех получает солнца. Холмы также нуждаются в Божьем провидении, Господь помнит и о небольших холмах. По Своему желанию Он может заставить их прыгать (Пс 113:6), а может заставить и радоваться.

(2) Человек, живущий на земле. Бог, обеспечивая землю дождем, готовит для человека зерно (ст. 10). «Земля, на которой вырастает хлеб», - говорит Иов (Иов 28:5), ибо из нее выходит зерно, но каждое зернышко, содержащееся в колоске, который выходит из земли, приготовил сам Бог. Поэтому Он обеспечивает землю дождем и таким образом готовит зерно для человека, у ног которого Он возложил все остальные творения и для чьего использования они были созданы. Когда мы задумаемся о том, что ежегодное производство зерна является не только проявлением той же силы, которая воскрешает мертвых, но и примером силы, которая не очень отличается от нее (о чем говорит наш Спаситель, Иоан 12:24), и что постоянная выгода, которую мы получаем от этого, является примером милости, пребывающей вовек, то у нас появляется повод подумать о том, что Бог готовит зерно для нас. Количество зерна и стада являются двумя производствами, которыми земледелец, незамедлительно перерабатывающий плоды земли, обогащается. И оба эти производства - продукты божественной милости, которая насыщает землю водой (ст. 14). Благодаря ей луга одеваются стадами (ст. 14). Эти луга так щедро покрыты стадами скота, что кажется, будто они одеты в стада, возлежащие на них, но в то же время луга не перегружены. Скот так хорошо питается на них, что становится украшением и славой пастбищ. Долины так плодоносны, что во время сбора урожая кажется, что они покрыты хлебом. Чаще всего наиболее плодородными являются ниже расположенные части земли, и один акр смиренной долины стоит пяти высоких гор. Но и поля хлеба и плодородные пастбища соответствуют цели своего сотворения. Они восклицают и поют, так как приносят почести Богу и утешение – человеку, потому что дают нам повод для радости и хвалы. И как нет земной радости больше, чем радость при сборе урожая, так и среди иудеев нет подобных пиршеств Господних, которые праздновались бы с особым выражением благодарности, как праздник собирания плодов в конце года (Исх 23:16). Пусть же все эти дары божественной щедрости, которые мы вкушаем каждый год и каждый день, усилят нашу любовь к Богу, как к наилучшему из существ, и побудят нас славить Его своими телами, о которых Он так хорошо заботится.

В данной главе продолжается патетическая ходатайственная молитва, которую Церковь вознесла Богу в последней части предыдущей главы. Они ссылались на свое родство с Богом, которое имели благодаря завету, на Его заинтересованность и заботу о них, а в данной главе (I) они молятся Богу, чтобы Он вступился за них каким-нибудь необычным и поразительным образом, противостав Своим и их врагам (ст. 1,2). (II) Они ссылались на то, что Бог сделал раньше и уже был готов сделать для Своего народа (ст. 3-5). (III) Они исповедали, что были греховными и недостойными Божьего благоволения, что заслужили наказания, которые на них сейчас обрушились (ст. 6,7). (IV) Они просят Бога, как Отца, о милости и подчиняются Его владычеству (ст. 8). (V) Они описывают отчаянное положение, в котором оказались, ревностно молятся о прощении греха и отвращении гнева Божьего (ст. 9-12). Эта молитва предназначалась не только для использования пленными евреями, она может быть использована для наставления Церкви в иные трудные времена: о чем просить Бога и как ходатайствовать перед Ним. Страдает ли народ Божий в какое-либо время? Пусть молится, пусть так молится.

Стихи 1-5 . В данных стихах представлено:

I. Прошение о том, чтобы Бог чудесным образом вступился за них сейчас (ст. 1,2). Их ситуация была описана в заключительной части предыдущей главы как весьма трудная и плачевная; в таком положении им оставалось только восклицать: "Помоги, Господи! О, если бы Бог явил Свою ревность и Свое могущество!" Они молились (Ис 65:15), чтобы Бог призрел на них с небес; а здесь они молятся, чтобы Он сошел с небес и освободил их, как Он сказал в Книге Исход 3:8.

1. Они хотели, чтобы Бог Своим провидением явил Себя и защитил их. Когда Бог необычным способом избавляет Свой народ, то, по словам Писания, Он сияет, чтобы показать Себя сильным. Так и в данном случае они молятся, чтобы Он расторг небеса и сошел, как было при освобождении Давида, когда наклонил Он небеса и сошел (Пс 17:10), чтобы явить Свою силу, справедливость и милость необычным образом, чтобы все обратили на них внимание и признали. Таково желание народа Божьего, и они молятся, чтобы так же, как они сами получили удовлетворение, увидев Его, хотя Его путь в море, другие могли бы тоже увидеть Его, когда Его путь в облаках. Эти слова могут касаться второго пришествия Христа, когда Сам Господь при возвещении... сойдет с неба. Гряди, Господи Иисусе, гряди скоро.

2. Они хотят, чтобы Он победил всякую оппозицию и это проложило путь перед Ним: "Чтобы горы растаяли от лица Твоего и пламя гнева Твоего разгорелось так яростно на врагов Твоих, что горы растаяли и растворились пред ним, как металл в печи, когда он становится жидким и приобретает ту форму, которую придает ему литейщик; так горит плавящий огонь» (ст. 2). Пусть вещи подвергнутся сильному воздействию ради славных изменений на благо Церкви, как от кипятящего воду огня. Некоторые полагают, что это намек на вулканы или пылающие горы, которые иногда выбрасывают серные потоки, заставляющие кипеть соседние реки и моря, которые, возможно, были оставлены в качестве видимых указаний на силу гнева Божьего и предостерегающих образов окончательного пожара.

3. Они желают, чтобы это значительно посодействовало славе и чести Бога: чтобы имя Его сделалось известным не только Его друзьям (они и раньше знали его и верили в Его силу), но и Его противникам, чтобы они познали Его и трепетали от Его присутствия, чтобы они могли сказать вместе с жителями Вефсамиса: «Кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? Кто знает силу гнева Его!» Отметьте: рано или поздно Бог даст возможность Своим врагам познать Его имя и заставит трепетать от Его присутствия тех, кто не желает прийти и поклониться в Его присутствии. Если имя Божье не будет для нас крепкой башней, куда мы можем убежать и быть в безопасности, тогда она будет твердыней, сражающейся против нас, от которой мы не сможем убежать и быть в безопасности. Настанет день, когда народы затрепещут от Божьего присутствия, даже многочисленные и могущественные.

1. Они ссылаются на то, что Он сделал для Своего народа, когда выводил его из Египта (ст. 3). Тогда Он совершал страшные дела, посылая казни на Египет неожиданные; они потеряли надежду на то, что смогут избавиться от рабства, и не думали, что их освободит такая высокая рука и простертая мышца. Затем Он сошел на гору Синай, вызывая ужас; в результате чего она сама и ближайшие горы таяли от лица Его и прыгали, как овны (Пс.11 3:4);

они так дрожали, что распались, и вековые горы опали (Авв 3:6). Много раз, спасая Свой народ, Бог совершал страшные дела, для них неожиданные; великих людей, которые казались величественными и могущественными, как горы, Он повергал перед Собой, и могущественная оппозиция покорялась Ему (см. Суд 5:4,5; Пс 67:8,9). Некоторые считают это ссылкой на поражение могущественной армии Сеннахирима, что явилось поразительным примером божественной силы, от которой таяли скалы и горы.

2. Они ссылаются на то, что Бог сделал раньше, и на Его милостивые цели, которые Он возвестил Своему народу в общем. Он очень щедро и охотно позаботился о безопасности и блаженстве Своего народа тех, кто ищет Его, служит Ему и верит в Него; и поэтому им не нужно бояться, что придется разочароваться в этом, ибо Его обеспечение твердо и достаточно.

(1) Оно очень щедро (ст. 4). Люди не слушали и не видели, что Бог сделал для надеющихся на Него. Обратите внимание на характеристику народа Божьего: это те, которые уповают на Него, исполняя свой долг, ожидают спасения, обещанного и предназначенного для них. Обратите внимание: с чем тесно связано блаженство этого народа; это то, что Бог приготовил для них (англ.пер.), что Он предопределил для них Своим советом и Своим провидением и благодатью приготовил для них, приготовив также и Свой народ к ним, что Он сделал или сделает для них (в рус. и др.переводах). Некоторые иудейские толкователи считают, что здесь говорится о благословениях, хранящихся для дней Мессии, и именно к ним апостол применяет эти слова; другие считают, что они говорят о славе грядущего мира. Это все те милости, которые Бог хранит для боящихся Его и которые приготовил уповающим на Него (Пс 30:20). Об этом здесь сказано, что от века, в самые любознательные и пытливые времена, люди ни благодаря слышанию, ни благодаря видению двух познавательных чувств так и не пришли к их полному познанию. Никто не видел, не слышал и не смог понять, кроме самого Бога, что Он приготовил для нынешнего и будущего блаженства святых душ. Ибо в прежних веках большая часть этих благ была сокрыта; они не знали их, так как неисследимое богатство Христа было сокрыто в Боге, сокрыто от мудрых и разумных. Но в поздние века Евангелие явило это богатство; именно так это понимает апостол (1Кор 2:9), ибо далее следует (ст. 10): «А нам Бог открыл это Духом Своим» (ср. Рим 16:25,26 с Еф 3:9). То, о чем люди не слыхали от века, они услышат перед концом века и увидят это, когда завеса разорвется, чтобы явить славу. Бог знает, что Он хранит для верующих, но никто другой, кроме Него, не знает. Человеческий разум не сможет полностью осознать этого, даже когда это будет явлено; это духовные вещи, очищенные от тех понятий, которые с особой склонностью принимает наш разум в этом мире чувств; они велики и намного превосходят наши самые большие ожидания. Даже нынешний мир верующих, а тем более их будущее блаженство, намного превосходит все понятия и выражения (Фил 4:7). Никто не может осознать его, кроме самого Бога, Чей разум безграничен. Некоторые подругому понимают эти слова, как говорящие о превосходстве не столько этих дел, сколько их Творца: «Никакой глаз не видал другого Бога, кроме Тебя, Который столько сделал (делает или может сделать) для надеющихся на Него». Исходя из дел чудесной Божьей благодати, равно как и из дел Его чудесной силы, исходя из милостей, равно как и великих дел, совершенных Им, мы должны сделать вывод о том, что нет другого бога, кроме Него, который столько сделал бы, и никого среди сынов сильных мира сего, которые могли бы сравниться с Ним.

(2) Он сделал это охотно (ст. 5): «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, встречал с милостью, приготовленной для него (ст. 4), и не забыл поминающего Тебя на путях Твоих». Посмотрите, какое общение устанавливается между милостивым Богом и благодатной душой. Чего Бог ожидает от нас, чтобы мы имели общение с Ним. Во-первых, мы должны сознательно исполнять свой долг во всем; мы должны делать правду то, что хорошо и что Господь, Бог наш, требует от нас; и делать это хорошо. Во-вторых, мы должны радоваться, исполняя свой долг: радоваться и делать правду, должны восхищаться Богом и Его законом, радоваться, когда служим Ему, и петь во время своей работы. Бог любит доброхотно дающего и радостного поклонника. Мы должны служить Богу с веселием. В-третьих, мы должны приспосабливаться ко всем проявлениям Его провидения, касающимся нас, должным образом воспринимать их и поминать Его на путях Его, на всех путях, которыми Он ходит: то ли Он приближается к нам, то ли противостоит нам. Мы должны размышлять и говорить о Нем с благодарностью, когда Он идет путями милости (во дни благополучия радуйся), с терпимостью и покорностью, когда Он противится нам. И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя, ибо во дни несчастья мы должны рассуждать. Здесь нам говорится, чего мы можем ожидать от Бога, если подобным образом будем приближаться к Нему путем долга: «Ты милостиво встречаешь его». Эти слова подразумевают дружбу, общение, близкие взаимоотношения, к которым Бог допускает Свой народ; Он встречает их, чтобы поговорить с ними, чтобы явить Себя им и принять их обращение (Исх 20:24; 29:43). Это также подразумевает Его свободу и желание сделать им добро; Он встретит их благословениями благости, будет радоваться о них, благотворя тем, кто радуется, делая правду, Он ожидает, чтобы оказать милость надеющимся на Него. Он встречает Свой раскаявшийся народ с прощением, как отец встретил своего вернувшегося блудного сына (Лук 15:20). Он встречает Свой молящийся народ и отвечает ему миром, когда они еще говорят (Ис 65:24).

3. Они ссылаются на неизменность Божьего благоволения и незыблемость Его обетования, несмотря на их грехи и Его недовольство их грехами: «Но вот, Ты много раз гневался, потому что мы издавна грешили, и мы испытали на себе знаки Твоего гнева; но те пути милости, когда мы поминали Тебя, они постоянны» (англ.пер.), или «на тех путях Ты постоянен (Его милость пребывает вовек), и поэтому мы в конце концов будем спасены, несмотря на то что Ты недоволен и мы согрешили». Это согласуется со смыслом Божьего завета, гласящего, что если мы оставим закон, то Он посетит жезлом беззаконие наше, но милости Своей не отнимет и не нарушит Свой завет (Пс 88:29 и далее). Благодаря этому Его народ много раз спасался от гибели, хотя был уже на краю ее (см. Пс 77:38). И благодаря этому постоянству завета мы надеемся спастись, ибо этот вечный завет спасение всех нас. Хотя Бог часто вполне справедливо гневался на нас за грехи, но Его гнев был лишь на время и скоро проходил; а Его благоволение на всю жизнь, ибо оно постоянно; Ты постоянно продвигаешься путями Своего благоволения, и именно на это мы уповаем ради Своего спасения (Ис 54:7,8). Хорошо, что наши надежды на спасение построены не на наших заслугах или собственной достаточности (ибо все это непостоянно, даже Адам не долго продержался невиновным), а на Божьих заслугах и обетованиях, ибо в них (мы уверены) постоянство.

Стихи 6-12 . В Писании представлен не только Плач Иеремии, но и в этих стихах плач Исайи. Их тема одна и та же: уничтожение Иерусалима халдеями и грех Израиля, навлекший это уничтожение; есть только одно отличие: Исайя видит эти события издали и оплакивает их Духом пророчества, а Иеремия видит их уже свершившимися. В данных стихах:

I. Народ Божий, находясь в страданиях, исповедует и оплакивает свой грех, тем самым оправдывая Бога за свои страдания и признавая себя недостойными Его милости. При этом они используют посланные Им беды и подготавливаются к избавлению. Теперь, когда они испытывали на себе божественное недовольство грехом, им ничего не оставалось, кроме как уповать на милость Божью и ее постоянство, ибо среди них не было, кто мог бы помочь им, кто стал бы в проломе и ходатайствовал, так как все они были осквернены грехом и недостойны ходатайства: все были беспечны и недобросовестны к своему долгу и поэтому неспособны и негодны ходатайствовать.

1. Среди них наблюдалось всеобщая порочность в поведении (ст. 6): «Все мы сделались как нечистый, как человек, пораженный проказой, которого нужно изгнать из стана». Весь народ стал как один человек, церемониально оскверненный, который не допускался во дворы скинии, или как человек, страдающий от некоей отвратительной болезни, от подошвы ноги до темени головы покрытый ранами и язвами (Ис 1:6). Изза греха мы все стали не только отвратительными для Божьей справедливости, но и ненавистными для Его святости, ибо грех мерзкое дело, которое Господь ненавидит и вида которого Он не может выносить. И вся праведность наша – как запачканная одежда.

(1) «Таковыми являются лучшие из нас; мы все настолько порочны и осквернены, что даже те, которые считаются праведными, по сравнению с нашими отцами, которые радовались, делая правду (ст. 5), похожи на запачканную одежду, пригодную лишь для мусорной кучи. Лучший из них – как терн».

(2) « Такими же являются наши наилучшие действия. Наблюдается не только всеобщая порочность в поведении, но и всеобщее нарушение обрядов поклонения; то, что считается жертвами праведности, при рассматривании оказывается украденным, хромым и больным и поэтому раздражает Бога, как мерзкая и запачканная одежда». Если мы уповаем на свои обряды, какими бы благовидными они ни были, как на свою праведность, и думаем с их помощью воссесть у десницы Бога, то они подобны запачканной одежде, которая не покроет нас, а лишь осквернит. Истинно раскаявшиеся люди выбрасывают своих идолов, как запачканную одежду (Ис 30:22), мерзкую для их взгляда; и здесь они признают такой же собственную праведность, какой она предстает в глазах Бога, если бы Он испытал ее со всей строгостью и справедливостью. Наши наилучшие поступки настолько несовершенны и не соответствуют заповеди, что похожи на одежду, к которой приклеился грех и порочность так сильно, что она стала запачканной. Когда мы делаем добро, то в нем присутствует зло, и беззаконие наших святынь по закону погубило бы нас, если бы мы были под законом.

2. Среди них повсеместно наблюдалось охлаждение к поклонению (ст. 7). Чаша была переполнена изобилием беззакония народа, и ничего не делалось, чтобы опустошить ее.

(1) Молитвой пренебрегали: «Нет призывающего имя Твое никого, кто искал бы Твоей благодати, чтобы изменить нас и убрать грех, или кто искал бы милости, чтобы помочь нам и избавить от судов, которые наши грехи навлекли на нас». Люди становятся такими плохими, потому что не молятся; сравните Псалом 13:3,4: «Все сделались равно непотребными, ибо не призывают Господа». Плохи дела у народа, если он мало молится.

(2) Ее совершали с пренебрежением. Если где-то и находился человек, призывающий имя Бога, то он делал это с безразличием: «Нет того, который положил бы крепко держаться за Бога». Отметьте: молиться значит крепко держаться за Бога, верой держаться за Его обетования и возвещения Бога о Своем доброжелательстве к нам; значит ссылаться на них, говоря с Ним, держаться за Него, как за Того, Кто собирается оставить нас, ревностно умоляя Его не оставлять, или как за Того, Кто оставил нас, умоляя Его вернуться; это значит держаться как за Того, с Кем ты борешься, ибо семя Иакова борется с Ним и превозмогает. Но когда мы крепко держимся за Бога, то похожи на лодочника, который своим крюком держится за берег, словно хочет подтянуть его к себе, но на самом деле он притягивает себя к берегу; подобным образом молимся и мы: не для того, чтобы Бог приблизился к нашему разуму, но чтобы самим приблизиться к Нему. Кто хочет держаться за Бога в молитве и превозмогать Его, тот должен побуждать себя к этому; вся наша сущность должна быть поглощена долгом (и этого будет недостаточно), наши мысли должны быть сосредоточены, а чувства пламенеть. Для этого мы должны собраться и посвятить всего себя служению; мы должны в себе возгревать дар Божий энергичным размышлением о важности этой работы и прилагать к ней свой разум. Но как мы можем ожидать, что Бог придет к нам путями милости, когда нет ни одного, кто так поступает, когда исповедующие себя ходатаями на самом деле являются лишь людьми легкомысленными?

II. Они признают, что их страдания являются плодом и результатом их грехов и гнева Божьего.

1. Своим безрассудством они навлекли на себя эти беды: «Все мы сделались как нечистый, и все мы поблекли, как лист (ст. 6);

мы не только высохли и потеряли свою красоту, но опали и упали (дословно), как осенние листья; наше исповедание религии увяло, и мы стали сухими и безжизненными; наше процветание исчахло и превратилось в ничто; мы пали наземь, как презренные и жалкие существа, и тогда беззакония наши, как ветер, унесли нас и повлекли в плен, как осенний ветер уносит прочь опавшие листья» (Пс 1:3,4). Грешников сдувает, а потом уносит прочь злобный и неистовый ветер их собственного беззакония; он вначале иссушает их, а затем губит.

2. Бог Своим гневом обрушил на них эти беды (ст. 7): «Ты сокрыл от нас лице Твое; ты недоволен нами и отказался оказать нам какую-либо помощь». Когда они сделались, как нечистые, то неудивительно, что Бог отвернул от них Свое лицо, испытывая отвращение. Но это было не все: «Ты поглотил нас за беззакония наши» (англ.пер.). Та же жалоба звучит В Псалме 89:8,9: «Мы исчезаем от гнева Твоего; Ты расплавил нас (дословно)». Бог поместил их в печь, но не для того, чтобы поглотить их, как примесь, а чтобы расплавить их, как золото, чтобы очистить и придать им новую форму.

III. Они заявляют о своем отношении к Господу, как к Своему Богу, смиренно ссылаются на это и радостно вверяют себя Ему (ст. 8): «Но ныне, Господи, Ты Отец наш: хотя мы были непокорными и неблагодарными по отношению к Тебе, но все это время признавали Тебя нашим Отцом; и хотя Ты наказывал нас, но не изгнал. Как бы ни были мы безрассудны и беспечны, бедны и презренны, как бы ни попирали нас наши враги, но ты Отец наш; поэтому к Тебе мы обращаемся со своим покаянием, как блудный сын встал и пошел к своему отцу; к Тебе возносим мы свои молитвы; от кого еще нам ожидать помощи и сочувствия, как не от нашего Отца? Сейчас мы пребываем под гневом Отца, который примирится с нами, ибо не вовек негодует».

1. Бог их Отец (1) по сотворению, Он дал им жизнь, сформировал в народ, придал им ту форму, которая Ему угодна: «Мы – глина, а Ты образователь наш, поэтому мы не спорим с Тобой, как бы Ты ни обращался с нами» (Иер 18:6). Более того, именно поэтому мы надеемся, что Ты будешь хорошо обращаться с нами, что Ты, сотворивший нас, по-новому создашь и образуешь нас, хотя мы разрушили и деформировали себя: «Все мы сделались как нечистый, но все мы дело руки Твоей, поэтому удали нашу нечистоту, чтобы мы стали пригодны для использования, к которому были предназначены. Мы дело руки Твоей, поэтому не оставляй нас» (Пс 137:8).

(2) По завету; они ссылаются на это (ст. 9): «Воззри же, мы все народ Твой, который Ты имеешь в этом мире, открыто исповедующий Твое имя. Мы названы Твоим народом, наши соседи считают нас таковыми, и поэтому наши страдания бросают тень на Тебя, а помощь, которая требуется в нашей ситуации, ожидается от Тебя. Мы народ Твой; так не должен ли народ обращаться к своему Богу? (Ис 8:19). Твой я, спаси меня (Пс 118:94). Испытывая упреки провидения от Бога, для нас хорошо крепко держаться наших заветных отношений с Ним.

IV. Они настойчиво просят Бога, чтобы Он отвратил от них Свой гнев и простил их грехи (ст. 9): «Не гневайся, Господи, без меры Хотя мы заслужили этого, но Ты не вечно помни беззаконие». Они не молятся о том, чтобы Бог удалил наказание, посланное им; в этом вопросе они вверяют себя Богу. Но (1) они молятся, чтобы Бог примирился с ними, и тогда они успокоятся, будут ли эти страдания продлены или удалены: «Не доходи до крайности, но пусть Твой гнев будет смягчен милосердием и состраданием отца». Они не говорят: «Господи, не наказывай нас», ибо это может быть необходимо, а: «Не в ярости Твоей и не во гневе». Лишь на время в жару гнева Бог сокрыл от тебя лице Свое.

(2) Они молятся, чтобы Он не обращался с ними так, как того заслуживают их грехи: «Не вечно помни беззаконие». Такова природа зла, присутствующего во грехе, которое заслуживает, чтобы его помнили вечно; и именно против этого они возражают против вечных последствий греха. Кто больше боится гнева Божьего и фатальных последствий собственного греха, чем какого-либо наказания за него, считая их жалом смерти, тот демонстрирует, что истинно смирился под рукой Бога. V. Они представляют двору небесному очень печальную просьбу или напоминание о плачевном положении и о полном крахе, в котором оказались.

1. Их дома были разрушены (ст. 10). Города Иудеи были уничтожена халдеями, а их обитатели уведены прочь, поэтому не осталось никого, кто отстроил бы их или обратил на них внимание, и поэтому через несколько лет они выглядели как пустыня: «Города святыни Твоей сделались пустынею». Города Иудеи названы городами святыни, ибо этот народ для Бога был царством священников. Эти города имели синагоги, в которых совершалось служение Богу; и народ оплакивал их разрушение и настаивал на этом, ходатайствуя о них перед Богом, не столько потому, что они были величественными, богатыми и древними, а на том основании, что они были святыми городами, где было известно, исповедовалось и призывалось имя Бога. «Эти города превратились в пустыню; их красота запятнана; в них никто не жил и их никто не посещал, как прежде. Они сожгли все места собраний Божиих на земле» (Пс 73:8). Не только маленькие города превратились в пустыню и стали редко посещаемы, но даже Сион стал пустынею; город Давида лежит в руинах; даже Иерусалим прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион теперь обезображен; он стал насмешкой и позором всей земли; этот благородный город стал пустыней, превратился в груду мусора». Посмотрите, какое опустошение грех приносит для народа; и внешнее исповедание святости не будет им оградой. Если святые города становятся нечестивыми, то очень скоро все они обратятся в пустыню (Ам 3:2).

2. Дом Божий лежал в руинах (ст. 11). Больше всего они оплакивали то, что храм был сожжен огнем; но как только он был построен, им было сказано, что их грех приведет к этому (2Пар 7:21): «О храме сем высоком всякий... ужаснется». Обратите внимание: как патетически они оплакивают разрушение храма.

(1) Это был дом их освящения и их славы самое великолепное строение, и его святость в их глазах составляла его главную красоту, следовательно, его осквернение было самой печальной частью его опустошения; больше всего их печалило то, что были прерваны священные служения, совершавшиеся в нем раньше.

(2) Это было место, где их отцы прославляли Бога своими жертвами и песнями; как жаль, что то, что составляло славу их народа на протяжении многих веков, теперь лежало во прахе! Это положение усугублялось тем, что не было слышно песен Сионских, которыми раньше их отцы славили Бога. Они пробуждают интерес Бога к их ситуации, когда ссылаются на то, что это дом, где Его прославляли; они напоминают Ему о Его завете с их отцами, обращая Его внимание на то, что их отцы славили Его.

(3) При этом все драгоценности их были разграблены. они лишились всех желаний и радостей, которыми наслаждались во время своего служения Богу, они лишились не только храмовой мебели, жертвенника и стола, но также суббот, новолуний и всех своих религиозных праздников, которые раньше с радостью соблюдали, своих служителей и торжественных собраний. Отметьте: народ Божий считает свои святыни самыми восхитительными вещами; лишите их святых постановлений и средств благодати и вы разграбите все их драгоценности. Что еще они имеют? Обратите внимание: как интересы Бога и Его народа переплетаются и заменяются; когда они говорят о городах своего обитания, то называют их городами святыни Его, ибо они были посвящены Богу; когда они говорят о храме, где обитал Бог, то называют его своим прекрасным домом (анг.пер.), а его мебель своей драгоценностью, ибо всем своим сердцем отдавались ему и его интересам. Если мы подобным образом заинтересовываем Бога во всех своих заботах, посвящая их Его служению, и заинтересовываем себя всеми Его заботами, принимая их близко к сердцу, то можем со спокойствием предоставить Ему и то, и другое, ибо Он позаботится о них. VI. Они завершают свое обращение страстным увещеванием, смиренно жалуясь Богу о своем нынешнем разорении (ст. 12): «После этого будешь ли еще удерживаться!» Или: «Неужели Ты будешь воздерживаться при всем этом!» Неужели Ты будешь смотреть на разрушенный храм без негодования и отмщения? Неужели ревнивый Бог забыл ревность? «Восстань, Боже, защити дело Твое (Пс 73:22). Господи, Тебя оскорбляли и хулили, будешь ли молчать и смотреть на это сквозь пальцы? Неужели величайшее оскорбление, нанесенное небесам, останется ненаказанным?» Когда нас оскорбляют, то мы молчим, ибо не нам принадлежит мщение, и мы имеем Бога, Которому вверяем свое дело. Когда же оскорбляют Бога и Его честь, то мы вполне справедливо можем ожидать, что Он будет отстаивать ее; Его народ не предписывает Ему, что Он должен говорить, а молится (как в данном случае): «Боже! Не премолчи (Пс 82:2), Боже хвалы моей! не премолчи (Пс 108:1);

говори для обличения Своих врагов, говори для утешения и облегчения Своего народа; или будешь карать нас без меры!» Благочестивые люди сильно страдают, видя храм Божий в запустении, когда ничего не делается, чтобы поднять его из руин. Но Бог сказал, что Он не вечно будет вести тяжбу, и поэтому Его народ может положиться на то, что их страдания не будут без меры или вечными, а легкими, на короткое время.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 64 глава


← 63 глава Ис Исаия 64 глава MGC Мэтью Генри 65 глава →

Обратите внимание . Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.