Храм пресвятой богородицы во владыкино расписание. История. В ризнице храма храняться старинные Евангелия XVIII века и облачения

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Владыкине на реке Лихоборке

Алтуфьевское шоссе, 4

"Владыкино - древнейшее подмосковное село, вотчина тысяцкого и боярина Протасия Вельяминова, по фамилии которого тогда и называлось.

В 1585 г. здесь была церковь св. Николая. По жалованной грамоте 1624 г. село стало принадлежать князю И. И. Шуйскому, который около 1628 г. выстроил новую деревянную церковь уже во имя Рождества Богородицы. По его завещанию село в 1639 г. опять перешло Богоявленскому монастырю, который в 1653 г. променял его Патриарху Никону. В 1654 г. тот освятил здесь 9 апреля второй храм Иверской Богоматери. Петр I посещал село 19 мая 1690 г. В 1730-х гг. Феофан Прокопович принимал тут Анну Иоанновну в своих хоромах".

"Владыкино в XVI в. называлось Вельяминово на реке Лихоборке, в нем была церковь св. Николая. Село принадлежало Богоявленскому монастырю. В начале XVII в. церковь разобрали, а село стало вотчиной князя Ив. Ив. Шуйского, - он получил его за заслуги в боях. При Шуйском выстроили деревянную церковь Рождества Богородицы. В 1638 г. он же отказал по духовному завещанию село в Богоявленский монастырь. В 1653 г. архимандрит Богоявленского монастыря Серапион променял с. Вельяминово Патриарху Никону на его домовые вотчины - село Покровское Московского уезда и село Бисерово Коломенского уезда. С этого времени по принадлежности владыке - Патриарху село Вельяминово стало называться Владыкиным. В 1701 г. в селе Владыкине ц. Рождества Богородицы была еще деревянная".

"Село Владыкино, пожалованное Петром I в 1722 г. Феофану Прокоповичу, существует более 500 лет. В церковной ризнице есть Евангелие, печатанное при Патриархе Иоакиме в 1677 г.".

"Владельцы села: Вельяминовы до 1511 г.; Богоявленский монастырь; Шуйские; Пожарские - 1619-1623; Московские Патриархи с 1653 по 1722 г.; Ф. Прокопович - 1722-1736".

Согласно надписи на охранной доске, нынешнее здание церкви выстроено в 1859 г. Гаврилой Матвеевичем Толоконниковым.

"Северный придел арх. Гавриила - по ангелу Гавр. М. Толоконникова, южный - арх. Михаила. Так же назывались они и в XIX в..

"Село Владыкино расположено по обеим сторонам р. Лихоборки. На селе красивая церковь Рождества Богородицы".

"Освящение новоустроенного здания церковно-приходской школы в селе Владыкино, на церковной земле около 1 десятины, прилегающей к церковной ограде. В былые времена здесь находился загородный дом московских Патриархов с небольшой деревянной церковью при нем. На месте церкви издавна стоит часовенка, а на месте патриаршего Владычного дома теперь поставлена школа".

"В черте Москвы село находится с 1919 г.".

"На кладбище при церкви была похоронена М. Н. Ермолова, первая "народная артистка Республики" (1853-1928). Отпевали ее в ц. Большого Вознесения у Никитских ворот. М. Н. Ермолова завещала, чтобы ее похоронили на "смиренном кладбище" в селе Владыкине, где были "крест и тень ветвей" над ее родителями и сестрами" . Спустя несколько лет кладбище при церкви вместе с могилами родных Ермоловой срыли вчистую, а прах самой артистки перенесли на Новодевичье кладбище. Село Владыкино также полностью снесено.

Здание храма стоит на государственной охране под № 458. Службы совершаются каждодневно. На колокольне сохранилось 7 небольших колоколов, в которые звонят и поныне. Вокруг ограда с решеткой XIX в., также числящаяся на государственной охране. Рядом прошел путепровод Алтуфьевского шоссе. Внутри ограды с юга от храма небольшое строение в виде каплички - вероятно, это и есть упомянутая в кн. часовенка на месте престола прежде бывшего деревянного храма; внутри нее ныне хранится хозяйственный инвентарь.

В феврале 1990 г. в храме отпевали известного историка Евг. Евсеева, погибшего неподалеку, на кольцевой автодороге, при невыясненных обстоятельствах.

Современный вид храма

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине - духовный центр большого густонаселенного района Отрадное. Нынешнему зданию храма в этом году исполняется 160 лет, но храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы существовал на этом месте намного раньше, и его осеняет многовековая благодать.

Примечательна история самого Владыкино - одного из самых древних подмосковных сел. Все владельцы села, в силу своего происхождения и воспитания, были людьми глубоко религиозными и постоянно проявляли заботу о церкви, находившейся в селе. Церковь была деревянной, когда же деревянное здание ветшало, его заменяли другим.

При князьях Юрии Даниловиче и Иване Калите село было пожаловано в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село получило свое название Вельяминово.

Вельяминовы вели свой род от Симона, сына варяжского князя Африкана, и по знатности почти равнялись Рюриковичам. Симон в 1027 году прибыл на службу к князю Ярославу Мудрому. Приняв православие и став духовным чадом преподобного Антония Киево-Печерского, он сделал большое пожертвование на построение Печерского храма в честь Успения Пресвятой Богородицы - преподнес преподобному Антонию драгоценный пояс в 50 фунтов золота и золотой венец, наследие своего отца.
Именно о нем говорится в седьмом икосе акафиста Пресвятой Богородицы в честь иконы ея Киево-Печерской: «Радуйся, яко варяга Симона во обитель твою чудно призвала еси; радуйся, яко принесенным им поясом размер храма Твоего указала еси».

Потомок Симона Протасий Вельяминов был тысяцким при князе Иване Калите и оставался вместо него управлять делами на Москве, когда князь отлучался по делам. Протасий был также ктитором Богоявленского монастыря. Позже его потомки передали село Вельяминово монастырю. В селе был деревянный храм Николая Чудотворца.

После пожара в Богоявленском монастыре, в 1612 г. село было заложено, но затем выкуплено и возвращено монастырю патриархом Филаретом.
В 1619 г. царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но через четыре года, в 1623 г., село снова возвращается Богоявленскому монастырю, и вскоре переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому.
Именно при этом владельце здесь строится в 1627 г. новая деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Архистратига Михаила (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая). После смерти князя Ивана Шуйского в 1638 г. по его духовному завещанию село Вельяминово вновь возвращается к Богоявленскому монастырю.

С 1653 г. наступает особо благодатный период для села Вельяминово - оно приглянулось Святейшему Патриарху Никону, который выменивает его у Богоявленского монастыря на два других своих села в Московском уезде.

Так Вельяминово становится подмосковной вотчиной владыки - Патриарха и получает новое название - Владыкино.

Во Владыкине строится патриарший путевой дворец и еще один храм в честь Иверской иконы Божией Матери, который Патриарх в присутствии царя Алексея Михайловича освящает 9 апреля 1654 г.

В Патриарших приказных книгах, сохранившихся до наших дней, упоминается, что Святейшие Патриархи Никон, Иоаким, Адриан многократно слушали Божественную литургию в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с Патриархом Адрианом также слушал Божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Многие иконы, перед которыми благоговейно молились прихожане, цари и Патриархи Московские в XVII в., находятся в современном храме. Среди них образы святителя Николая Чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы, Смоленской и Казанской икон Божией Матери, Спасителя. Перед ними молятся и благоговеют уже около четырех веков.
С упразднением патриаршества «село Владыкино по именному указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода 1722 г., августа в 22 день отдано во владение Преосвященному Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому», деятельному помощнику Петра и главе Синода. Он часто и подолгу бывал во Владыкине, его двор находился рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы, где он часто слушал Божественную Литургию. Предположительно в это время деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы перенесли с левого берега реки Лихоборки на правый.

В 1795 г. этот храм также разобрали и построили новый на том месте, где сегодня стоит каменный храм. Граф К. Г. Разумовский, владелец соседнего села Петровское, помогал крестьянам строить новый деревянный храм. Он пожаловал им лес из своего имения и помогал строить колокольню. Граф Разумовский построил также каменную часовню над источником, находившимся недалеко от церкви.

Граф Разумовский

В середине XIX в. стараниями сельского священника Василия Нечаева и купца Гавриила Толоконникова на месте деревянного храма был построен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с пределами во имя Архистратига Михаила и Архангела Гавриила (в честь небесного покровителя храмоздателя). Строительство началось по проекту архитектора А. Ф. Ярошевского в 1858 г., а 2 февраля 1859 г. была освящена трапезная с приделами архангела Михаила (южный) и архангела Гавриила (северный) и колокольня.

Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен осенью 1859 года. Весной 1960 года храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Священником в то время во Владыкине был Василий Николаевич Нечаев. Протоиерей Василий принимал самое горячее участие в построении нового храма. Прихожане не раз говорили, что если бы не он, то и не видать бы владыкинцам каменного храма.

Первоначально храм предполагалось построить намного больше существующего по размерам, но настоятель, принимая во внимание малочисленность прихода, с одной стороны, а с другой, опасаясь, что Гавриил Матвеевич по преклонности своих лет не успеет окончить постройки, склонил его приступить к постройке храма в более скромных размерах, какой он есть в настоящем своем виде. Опасения были не напрасны. Храмоздатель скончался вскоре после освящения храма.

1866 год отмечен тем, что к Владыкинскому храму определён был новый священник протоиерей Александр Федорович Воздвиженский, который служил при храме села Владыкино в течение почти 17 лет и оставил по себе добрую память между прихожанами. Он и составил упоминаемую здесь историческую записку о селе Владыкино.

Построенный храм был холодным, стены были окрашены клеевой краской, пол из лещадки, во многих местах на стенах проступила плесень из-за сырости. В 1896 г. настоятелем храма стал священник Иоанн Протопопов. Увидев печальное состояние храма и посоветовавшись со старостой купцом Василием Филатовым, настоятель приступил к ремонту и благоукрашению церкви. Скоро весь храм уже «отоплялся голландскими печами, пол в нем кроме алтарей - бетонный узорчатый, по стенам живопись масляными красками».

8 августа 1896 г. во Владыкино открылась одноклассная церковно-приходская школа, законоучителем которой был настоятель Иоанн Протопопов.

При нем же в 1897 г. храм был отремонтирован. «Решено было пригласить иконостасных дел мастера П.А. Сизова, иконописца и реставратора стенной живописи Соколова, а также серебряных и золотых дел мастера М.Н. Рындина».

Восстановление храма потребовало больших средств, но с Божией помощью и усердием прихожан средства были найдены.

Примечательна следующая запись тех лет, сделанная настоятелем храма протоиереем Иоанном Протопоповым: «Пришел проживающий во Владыкине бедный сапожник Исидор Лобов и говорит мне: «Вот, батюшка, я слышал вы собираетесь поновлять Божий храм, так не обессудьте, примите от моей бедности на украшение храма» и подает мне три рубля. Я позвал церковного старосту Василия Григорьевича Филатова и говорю ему: «Вот, Василий Григорьевич, первый жертвователь на наш храм и вот его жертва, получите эти три рубля и запишите на приход, как первую жертву. Я верую, что эти три рубля как лепта бедной вдовицы, принесенные со всем усердием бедным человеком от его трудов праведных, принесут нам благословение Божие и успех в начинаемом нами деле!»
Настоятель храма протоиерей Протопопов был погребен в 1917 г. в кладбищенской ограде, при церкви, где он и служил. В 70-е годы во время строительства эстакады церковное кладбище было уничтожено, могилы перенесли на Догопрудненское кладбище.

В том же 1917 году по ходатайству прихожан и определением Святейшего Синода был посвящен в священники местный диакон И.В. Хрусталев, который служил в храме с протодиаконом С.Г. Станиславневым и псаломщиком Н.Н. Некрасовым до 1937 г., вплоть до дня их ареста. Священник Иоанн Хрусталев был расстрелян на полигоне Бутово 10 декабря 1937 года, диакон Сергий Станиславлев умер в Амурлаге в 1942 году от крайнего истощения, чтец Николай Некрасов умер по дороге в ссылку 7 марта 1938 года. Все трое были причислены к клику святых новомучеников и исповедников Российских 27 марта 2007 года.

Однако и в это лихое время храм продолжали обустраивать. Еще в 1933 г. художник Кленов реставрировал алтарь, в алтаре была вновь написана икона Святителя Василия Великого и восстановлена икона Великомученика Пантелеимона. Через десять лет была реставрирована задняя часть храма и приделы алтарей, снова прописана и освежена стенная живопись. В 1945 г. была восстановлена Голгофа - Распятие на Кресте и начата реставрация передней части главного храма. По престольным праздникам ежегодно совершались служения с приглашением прочего духовенства.

В 1945 г., по приглашению Исполнительного органа церкви, «праздник иконы в честь Смоленской Божией Матери посетил Святейший Патри¬арх Московский и всея Руси Алексий, который служил Божественную литургию 10 августа, после службы благословил всех молящихся и отбыл из храма под звон колоколов…»
Прихожане давно считают церковь благодатной. Храм никогда не закрывался, даже во времена гонений на церковь. Во время войны в 1941 г. в него не попал ни один снаряд, хотя немцы стояли совсем близко. Вокруг храма тогда находилась деревня, и ни один дом, ни один человек не пострадали.

Среди особо чтимых святынь храма особо следует отметить Смоленскую икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Путеводительница), икона Божией Матери «Скоропослушница». На солее возле иконостаса стоит аналойный образ с изображением святителей Василия Великого и Николая Чудотворца, и великомученицы Варвары с частицами мощей этих святых. В центральной части храма - киот с образом преподобного Серафима Саровского, на котором закреплен крест-реликварий с частицей мантии преподобного и кусочком камня, на котором он молился.

Самой древней иконой храма (конец XVI - начало XVII в.) является образ святителя Николая с 16 клеймами жития.
Любовью и почитанием прихожан пользуются также иконы Пресвятой Богородицы Казанская и «Всех скорбящих Радость», образы святителя Феодосия Черниговского, преподобной княгини Анны Кашинской.
В ризнице храма хранится Евангелие XVII в. - дар Святейшего Патриарха Адриана храму села Владыкино.

Сохранилось также несколько старинных облачений с необыкновенно красивой вышивкой.

К сожалению, многие реликвии, хранившиеся в ризнице храма, были разграблены и изъяты в годы безбожного лихолетья XX в.

Матрона Анемнясевская

В 1936 г. на Владыкинском кладбище вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы была похоронена святая блаженная Матрона Анемнясевская (в монашестве Мардария), прославленная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 22 апреля 1999 г. н. ст. В храме, вблизи которого блаженная Матрона обрела свое последнее земное пристанище, ее присутствие особенно ощутимо. Прихожане молятся о том, чтобы было явлено место погребения святой блаженной Матроны.

В 70-е годы были попытки снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожанам при покровительстве Царицы Небесной и заступничестве Архистратигов Михаила и Гавриила, по молитвам блаженной Матроны удалось его сохранить вопреки грандиозным планам застройки Отрадного.

На протяжении всей долгой истории храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино в нем служили священники, оставившие после себя долгую и благоговейную память в сердцах прихожан.
В 40-х годах в храме Рождества Пресвятой Богородицы служили пастыри, ставшие впоследствии архиереями Русской Православной Церкви.

С 1944 г. по август 1945 г. во Владыкинском храме служил вдовый священник Алексей Васильевич Крылов, который вскоре принял монашество с именем Арсений и был поставлен епископом Калининским и Великолукским. В начале 50-х годов он управлял другими епархиями, а с 1956 г. проживал на покое в Москве, в Марьиной роще. И хотя недолго владыка Арсений служил во Владыкино, тем не менее он оставил о себе память как о добром, любящем пастыре, а его духовные чада до сих пор являются тружениками и прихожанами храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1946 г. священником был рукоположен Михаил Дмитриевич Воскресенский, который служил в храме до 1949 г., когда был рукоположен во епископа Чкаловского (Оренбургского) и Бузулукского. В 1975 г., уже будучи архиепископом Казанским и Марийским, владыка Михаил вышел на покой, проживал в Москве, и по смерти был погребен на Пятницком кладбище в Москве. Таким образом, и в XX в., название села Владыкино по-прежнему себя оправдывало.

В конце 50-х годов настоятелем храма был протоиерей Николай Петров, а в середине 60-х гг. настоятелем становится Павел Мастицкий. При нем в храме был устроен металлический позолоченный оклад на престол главного алтаря.

Вслед за ним настоятелями храма были протоиерей Виталий Пашутов (умер в 1998 г.) и протоиерей Матфей Грицак (умер в 2006 г.), прославившийся как ревностный проповедник. Во время его настоятельства на праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери (10 августа) почти ежегодно совершал богослужения митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, впоследствии - Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
После протоиерея Матфея, короткое время настоятелем был игумен Серафим (Третьяков) (умер в 1995 г.), а в 1979 г. настоятелем храма становится протоиерей Симеон Иосифович Сиранчук. В период его настоятельства главный храм реставрировали, был построен и освящен крестильный храм в честь святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, были выстроены новый церковный дом, просфорня и иконная лавка, открыта воскресная школа.

Вместе с протоиереем Симеоном служили и трудились многие пастыри, некоторые из них уже отошли в мир иной: это протоиерей Дмитрий Королев (умер в 1995 г.), который сподобился быть похороненным в церковной ограде, и протоиерей Стефан Ткач (умер в 1997 г.), добрый и ревностный пастырь. Многие годы в нашем храме трудилась любимая и чтимая всеми прихожанами монахиня Таисия (умерла в 1997 г.), которая, невзирая на преклонный возраст приходила каждый день в храм где с любовью и усердием несла послушание в алтаре. В 2007 году умер протоиерей Владимир Демин (похоронен на Даниловском кладбище), а в 2010 г. - протоиерей Михаил Зайцев, который долгое время нес послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 12 августа 2003 г. протоиерей Симеон оставлен «почетным настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с правом возглавления праздничных богослужений», а новым настоятелем назначен протоиерей Сергей Ткаченко, с приходом которого открывается новая страница в истории старинного московского храма. 19 сентября 2013 г. протоиерей Симеон отошел ко Господу. От священников, известных нам по документам прошлых лет и получавших за свою службу одобрение и награды патриархов, череда достойнейших служителей Церкви, не прерываясь, дошла и до наших дней.

Прихожане глубоко почитают и любят своих нынешних пастырей. Храм всегда открыт для прихожан, и каждый день в нем совершается Божественная литургия.

Села Владыкино уже давно нет, но не только со всего микрорайона, а и из многих других мест, в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы стекаются наши прихожане за душевным утешением и помощью.

Раньше село Владыкино называлось Вельяминово по фамилии первых его владельцев, знатных бояр Вельяминовых. В XIV в. село было передано Богоявленскому монастырю. В последствии оно несколько раз меняло своих хозяев, это всегда были высокопоставленные знатные люди. Но особо благодатный период для села наступил 360 лет назад: в 1653 г. Вельяминово перешло во владение Святейшего Патриарха Никона. С этого времени местность получила ныне существующее название Владыкино и до конца Патриаршества составляло домовую вотчину Святейших Патриархов.

Деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы появилась здесь еще в 1627 г. Ее построил князь Иван Иванович Шуйский взамен прежней обветшавшей церкви святителя Николая.

В церкви Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине служили Литургию Патриарх Иоаким (6 мая 1683 г., 15 июля 1685 г., 18 октября 1688 г.), Патриарх Андриан (9 декабря 1693 г., 12 июня 1695 г.). 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил государь Петр Алексеевич. При патриархах во Владыкине существовали патриаршие палаты, сады и пруды. В 1722 г. село было пожаловано во владение Преосвященному Феофану (Прокоповичу) архиепископу Псковскому и Нарвскому, а по его смерти вернулось Богоявленскому монастырю.

Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы несколько раз поновлялась и перестраивалась. В середине XIX в. деревянный храм был разобран. Стараниями купца Гавриила Толоконникова и священника села Владыкина Василия Нечаева был построен новый каменный трехпрестольный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который в 1859 г. освятил митрополит Московский Филарет (Моск. епарх. вед., № 48, 1870 г.).

В конце XIX в. при настоятеле протоиерее Иоанне Протопопове в храме были проведены дорогостоящие ремонтные и реставрационные работы, были поновлены живопись на стенах и иконостас. О. Иоанн в 1896 г. открыл при храме одноклассную церковно-приходскую школу. С ним с 1900 г. служил диакон Иоанн Хрусталев, который после его смерти в 1917 г. был рукоположен во священника. В 1937 г. протоиерей Иоанн Хрусталев и служившие с ним протодиакон Сергий Станиславлев и чтец Николай Некрасов были арестованы. О. Иоанн Хрусталев был расстрелян на полигоне в Бутово, а протодиакон Сергий и чтец Николай умерли в ссылке. 27 марта 2007 г. решением Священного Синода они были причтены к сонму новомучеников и исповедников Российских.

Вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине в 1936 г. была похоронена св. блж. Матрона Анемнясевская (день преставления 16/29 июля). А еще раньше, в 1928 г. в ограде храма была похоронена актриса Мария Ермолова.

Храм никогда не закрывался. В 1938 г. старосте храма Василию Васильевичу Флянову удалось спасти храм от закрытия. Этот замечательный человек за свои церковные заслуги был трижды награжден патриаршими грамотами за подписью Святейших Патриархов Тихона, Сергия и Алексия I.

В храме находятся древние и драгоценные по своему письму иконы XVII в.: икона Спасителя, Смоленская и Казанская иконы Божией Матери, а также иконы начала XVI в.: Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Смоленская икона Божией Матери почитается как чудотворная. Помощь от нее жители Владыкина и окрестных селений получили в холерный 1848 г., когда с обнесением иконой крестным ходом этих селений холера не получила распространения в этой местности. Известны и многие другие исцеления от Смоленской иконы. В конце XIX в. от нее исцелилась отроковица Антонина, и чаяниями ее матери Анны Соколовой в благодарность за исцеление в село Владыкино была привезена икона Скоропослушница, написанная на Святой горе Афон.

В последние десятилетие в храме ведутся большие ремонтные и реставрационные работы. Древним иконам возвращен их первоначальный вид, отреставрированы и позолочены иконостас и киоты. Возрождается и приходская жизнь. При храме действует воскресная школа, молодежный кружок и школа для взрослых, работают катехизаторы и миссионеры.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы служил старейший клирик Москвы, почетный настоятель прот. Симеон Сиранчук. Он ко Господу 19 сентября 2013 г. и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла был похоронен в ограде храма.

Церковь считается духовным центром московского района Отрадное, густонаселенного и крупного. Храм, который сегодня могут видеть паломники, соорудили в середине XIX столетия, финансированием занимался местный купец Г. Толоконников. Здание возводилось в стиле архитектурной эклектики, то есть компиляции различных типов строительного искусства. В период правления большевиков церковь не закрыли, сегодня здание является памятником истории и зодчества.

История постройки

Первым хозяином деревни Владыкино являлся князь Даниил, сын А. Невского. В 1322 г. населенный пункт именовали Вельяминовым по названию древнего рода, не уступающего в знатности Рюриковичам.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

  • В начале XVII столетия царь Михаил передал село в управление Д. Пожарскому, а позже - князю И. Шуйскому. В этот период на территории населенного пункта воздвигли первую церковь на основе дерева, её торжественно освятили в честь Рождества Пречистой Девы. Постройка заменила обветшалую часовню Николая Угодника. Спустя 11 лет церковь вернули Богоявленской обители, которой она изначально принадлежала.
  • В середине XVII столетия к селу Вельяминово проявил интерес патриарх Никон, святитель выменял населенный пункт на два других, находившихся в Московском уделе. Вскоре вотчина была переименована во Владыкино, так как стала резиденцией главы Церкви. В селении воздвигли патриарший дворец и собор, который торжественно освятили в 1654 г. во славу Иверского образа «Божией Матери».
  • В конце XVII столетия Владыкино навестил государь Петр I, вместе со святейшим патриархом Андрианом он участвовал в литургии, проходившей в церкви Рождества Пречистой Богородицы. Большинство икон, пред которыми читали молебны в то время, сохранилось и сегодня.

В 1722 г. патриаршество упразднили, Святейший Синод передал Владыкино во владение святителю Феофану, прославленному помощнику государя Петра I. Новый владелец проводил много времени в селении и часто проводил богослужения. Несколько раз Рождественский храм переносили с места на место по причине расширения деревни.

История с конца XVIII в.

Первая Рождественская церковь из камня была сооружена в 1770 г., колокольню построили за счет финансирования графа К. Разумовского, который владел селом Петровским. Вскоре в храм перенесли иконы и утварь из упраздненного собора, находившегося в соседнем селении. Граф также воздвиг небольшую каменную часовню над колодцем. Храм Рождества Богоматери располагался на холме, рядом бил древний святой источник, над которым стояла небольшая церквушка.

  • В середине XIX столетия возникла необходимость реконструкции обветшалого Рождественского храма. В 1854 г. местный помещик Г. Толоконников пожертвовал достаточно средств для перестройки старинного церковного здания. Главным архитектором строительных работ назначили А. Ярошевского, через 5 лет новый храм был готов. Чин освящения трапезной с двумя приделами провели в конце зимы 1859 г., центральный престол освятил митрополит Филарет.
  • Новый храм не отапливался, стены покрыли клеевой краской, пол выложили из лещадки (плитки). Печи установили здесь в 1896 г., также залили узорчатый бетон, сделали живопись при помощи масляных красок. Вскоре при церкви открыли приходскую школу.
  • После установления советской власти здание продолжали обустраивать, люди делали пожертвования. В 1933 г. местные мастера отреставрировали алтарную часть, а также создали икону святого В. Великого. Через десять лет восстановили заднюю часть строения и алтарные приделы, освежили иконографию. По праздникам продолжали совершать Божественные литургии.

Патриаршее служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы

В 1945 г. торжество в честь Смоленского облика Богоматери, проходивший в Рождественской церкви, посетил патриарх Алексий. Святитель совершил Божественную литургию, благословил прихожан и отбыл после колокольного перезвона.

Современное состояние

В середине XX столетия настоятелем церкви был протоиерей Николай, через 10 лет его сменил отец Павел, который распорядился об устройстве на алтаре металлического оклада с позолотой. В 1970-е гг. местные власти пытались снести Рождественскую церковь ради застройки Алтуфьевского шоссе, но прихожане сумели отстоять права на старинное здание.

В этот период храм возглавил протоиерей Матфей, прославившийся как великий проповедник христианского учения. В 1978 г. настоятель Симеон распорядился реставрировать церковь, вскоре соорудили и освятили крестильную часовню святого Филарета. Здесь также открыли лавку, просфорню, воскресную школу.

Симеона в 2003 г. сменил протоиерей Сергий, открывший новую эпоху становления Рождественского храма. Прихожане с большой любовью относятся к архипастырям новым и прошлым. Врата церкви открыты каждый день, богослужения здесь совершаются по расписанию.

Святыни

Местные миряне называют церковь благодатной, так как её не смогли закрыть даже в суровый для православия советский период. Строение также избежало попаданий немецких снарядов, хотя их пушки стояли в непосредственной близости. Вокруг церкви располагалась деревня, - ни одно строение не подверглось разрушениям войны.

Иконостас церкви Рождества Пресвятой Богородицы

Большим почетом пользуются хранящиеся здесь иконы «Скоропослушница» и «Одигитрия», изображения Василия Великого и Николая Угодника, а также частицы их мощей.

Как добраться

Церковь находится в Москве, на улице Алтуфьевское шоссе, строение № 4. Ближайшая станция метро - «Владыкино».

Богослужения в храме проводятся каждый день, в 9:00 начинается утреня, а в 17:00 - вечерня. По воскресеньям и торжествам здесь совершается литургия, а после них молебен и панихида. Каждый день в 11:00 начинается ритуал Крещения, участникам таинства необходимо поучаствовать в огласительных беседах.

На заметку! В храме также можно заказать требы.

Храм Рождества Пречистой Девы Марии не отличается большими размерами. Когда его сооружали, никто не мог представить, что сюда будет приходить колоссальное количество православного народа. К тому же заинтересованные в строительстве люди опасались, что главный зачинатель и жертвователь не доживет до окончания воздвижения большого собора, так и произошло - Г. Толоконников скончался сразу после чина освящения.

В дни празднеств строение не способно вместить всех желающих. Интерьер отличается простотой и скромностью, старинные иконы являются главными реликвиями образцовой, но небольшой церкви.

Приходской Рождественский храм, расположенный в московском районе Отрадное, считается федеральным памятником истории и архитектуры. Здесь ежедневно проводятся богослужения, интерьер отличается простотой, а во внешнем виде сочетается множество компонентов различных времен. Церковное строение знаменито тем, что ни разу не закрывалось, а также не пострадало во время военных действий.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Сегодня Владыкино - часть густонаселённого района Отрадное, но в былые времена - эта территория называлась селом Вельяминовым. Оно сменило немало хозяев, однако все они были людьми религиозными.

Рождества Пресвятой Богородицы была построена при князе И. И. Шуйском (до этого в селе стояла Никольская , но она обветшала). Приблизительная дата строительства – 1627 год. А с 1653-го Вельяминово стало вотчиной патриарха Никона, в связи с чем его название сменилось на Владыкино (от слова «владыка», коим величали патриарха).

Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине не раз посещали Святейшие Патриархи, а в 1690 году – и сам царь Пётр Алексеевич.

Многие иконы тех времён, такие как Николая Чудотворца, Казанской и Смоленской Богоматери, а также Рождества Пресвятой Богородицы, до сих пор радуют прихожан в современной Рождественской обители.

Исследователи предполагают, что в 1720-х гг. переносили на правый берег реки, а после вновь вернули на левый, туда, где она стоит и сейчас.

Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

В 1770 году на месте деревянной церкви был возведён каменный храм. Владелец соседнего села, граф Разумовский построил при нём колокольню и часовню. А иконы принесли жители села Никольское, т. к. их церковь упразднили. Впоследствии была разобрана, а из её кирпича – построена церковная ограда.

Со временем обветшал и сам храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине , требовалась его серьёзная реконструкция. И тут очень помог Г. М. Толоконников – и как меценат, и как организатор. Строительство длилось с 1854 по 1859 гг. Архитектором выступил А. Ф. Ярошевский.

Южный придел освятили во имя архангела Михаила, северный – в честь архангела Гавриила, главный престол – во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Храм получился нарядным, с некоторыми характерными чертами «русского стиля» в декоре. В основе его – четверик с 5-тью главами на глухих барабанах. С одной стороны к нему примыкают небольшая трапезная и 2-хъярусная колокольня, завершающаяся шатром с круглыми слуховыми окошками; с другой стороны – полукруглая апсида. Стены украшают полуколонны, большие окна с обрамлением в виде сухариков (дентикул), ступенчатые фронтоны.

Поначалу убранство храма было более чем скромным - лещадный пол да холодные стены, окрашенные клеевой краской. Но к концу XIX ст. здание уже отапливалось печами, пол украшали узоры, а стены – масляная живопись. Также при церкви открылась одноклассная школа.

В 1897 году в обители затеяли ремонт – нужно было отреставрировать иконостас, обновить настенную живопись да украсить храм позолотой. Для этой работы привлекли известных мастеров – Сизова, Соколова и Рындина.

Во времена советской власти обитель не закрывалась. Интересно, что во время Второй Мировой здание ничуть не пострадало, хотя немцы стояли недалеко. Так же и в деревне, что расположилась вокруг храма, все дома остались целыми.

В 70-е годы прошлого века Рождественскую церковь намеревались снести, так как она мешала грандиозным планам по застройке Отрадного. Но снова каким-то чудесным образом здание уцелело.

В 80-е годы был построен крестильный храм свт. Филарета Московского .

Сегодня при храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине работают воскресная школа, группа милосердия, молодежный православный центр. А сама обитель является памятником архитектуры и охраняется государством.