Оно не подкидыш под серым кустом. Введение в тему урока

Тема . : «Что такое корень слова?»

Тип урока : Формирование новых знаний.

Результаты деятельности:

а) личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях,

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

б) метапредметные

-регулятивные : планировать решение учебной задачи, оценивать правильность выполнения действия по результату.

- познавательные : воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать;

- коммуникативные : участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; работать в парах,группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .

Предметные: -распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

Выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.

Цель : Вспомнить понятие-корень, однокоренные слова, пополнять словарный запас учащихся.

Оборудование : Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в паре, группах

Результат этапа

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1 Орг.момент.

Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний (мотивация)

3Постановка учебной задачи

4.Решение учебной задачи.

5.Первичное закрепление

Физ.минутка

6.Самостоятельная работа

9.Рефлексия.

Готовность к уроку.

Понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно

Осознание необходимости получения новых знаний.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Учатся пользоваться алгоритмом работы

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности.

Умение оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

Определение границ знания и незнания.

Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Участие в учебном диалоге и строить монологические высказывания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Уметь классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Приветствие.

«Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

Почему сегодня у нас такой девиз?

А вы хотите стать сильнее?

Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

Тогда прикрыли глазки и мысленно сказали:

«Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе».

Подарите улыбку и пожелаем друг - другу удачи!

Прочитайте отрывок из стихотворения

Н. Островского:

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под серым кустом.

Когда я слышу:

-Защити меня!

Это значит:

- Укрой меня, за щитом!

Может ли это стихотворение помочь определить тему нашего урока?

Эта тема для нас новая?

Какую цель мы поставим перед собой?

Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о словах?

уч.ник учит.ль учебный

Разминка для пальцев

Наш девиз не забываем и всё чаще повторяем:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Поставьте ударение, выделите корень.

Корень учения горек, а плод сладок.

Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.

Какое значение у слова корень в пословице?

Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

Что общего в значении этого слова?

Что же растет от корня слова?

Как они называются?

Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

Тогда поиграем в игру «Кто больше?» картинки (по щелчку)

Я убедилась в том, что вы хорошо умеете подбирать однокоренные слова. - -Откройте учебник стр.74

Прочитайте на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

Какие качества ученика помогут в этом?

Я предлагаю задать другие вопросы корню слова

На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах . Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю.

Учащиеся получают слова:

Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования

А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 74,75.

Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

Путешествие в лес

Предлагаю поработать в паре дидактические игры

«Третий лишний», «Рассели жильцов»

Самооценка.

Учебник стр.75 упр. 132

В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке.

Дети приветствуют друг друга.

Чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…

Умение грамотно писать. Развиваем орфографическую зоркость.

Да, тема урока «Корень слова»

Продолжить изучение корня в словах. Умение находить корень, грамотно писать.

Можно выделить «лишнее» слово: учебный, т. к. это прилагательное. Кроме этого, оно не является словарным. Во всех трех словах есть одинаковая часть.

(Может прозвучать ответ, что у этих слов одинаковый корень, что они являются однокоренными).

Запись учащимися слов.

Ответы учащихся.

Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

- Новые слова.

- Однокоренные

Учащиеся называют как можно больше однокоренных слов (фронтальная работа).

Что такое корень слова?

Как найти корень слова?

Внимательность, целеустремленность, желание узнавать новое, трудолюбие.

Что такое корень слова? Как его находить? Как его выделять (значок)? Какова его роль в слове? Как пишутся корни? Для чего нужно находить корень?

Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.

Учащиеся работают в группах.

Один учащийся из каждой группы представляет результат работы:

Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком (дугой). Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.

Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.

Нет. Нам нужно упражняться в подборе однокоренных слов.

Дети работают в паре обсуждая и оценивая результат своей работы.

Учащиеся выполняют задание и оценивают свою работу.

Ученики самостоятельно выполняют упр.с последующей проверкой.

Учащиеся индивидуально работают с карточкой, на которой перечислены знания и умения по теме (текст карточки на слайде № 15).

Этап урока

Рефлексивная карточка

Я знаю

Я умею

    У меня возник вопрос: _________________________

I группа – лес, лесок, лесной, лесник.

II группа – цветы, цветок, цветник, цветочек.

III группа – гриб, грибной, грибочек, грибник.

    Спишите слова. Выделите орфограммы.

    Докажите, что слова являются однокоренными.

    Обозначьте корень. Как вы это сделали?

    Подумайте, какова роль корня. Для этого попробуйте прочитать слова без корня.

    Обратите внимание, как пишутся корни в однокоренных словах.

Ключевые слова конспекта: почвенное питание, корень, функции корня, типы корней, корневые системы, внутреннее строение корня, зоны корня, клеточное строение корня, видоизменения корней.

Почвенное питание

Почва состоит из твердых частиц, oбразующихся из материнскoй пoрoды, тип кoтoрoй oпределяет минеральный сoстав пoчвы. Сoдержание в пoчве вoды — главный фактoр для развития растений. Наибoлее благoприятными для удержания вoды считаются пoчвы, сoстoящие из частиц разнoгo размера. Живые кoмпoненты пoчвы (микрooрганизмы, грибы, беспoзвoнoчные и мелкие пoзвoнoчные живoтные ) спoсoбствуют улучшению плoдoрoдия пoчв. Так, азoтфиксирующие бактерии и сине-зеленые вoдoрoсли oбoгащают пoчву связанным азoтoм, микoризooбразующие грибы стимулируют минеральнoе питание растений. Oчень важнo наличие в пoчве oрганических oстаткoв, кoтoрые пoстoяннo пoдвергаются минерализации микрooрганизмами и являются непрерывным истoчникoм пoчвеннoгo питания. Чем больше органических остатков в почве, тем она плодороднее.

Корень. Функции корня

Корень — подземная часть вегетативного тела растения, закрепляющая его в почве. Появился впервые у сосудистых растений.

Корень — осевой орган, обладающий радиальной симметрией и неопределенно долго нарастающий в длину, благодаря деятельности апикальной (верхушечной) меристемы. От стебля он отличается тем, что на нем никогда не нарастают листья, а апикальная меристема прикрыта чехликом. Функции корня:

  1. Механическая - закрепление растения в почве.
  2. Питательная - поглощение воды и минеральных веществ.
  3. Проводящая - транспорт воды и растворов веществ.
  4. Запасающая - «депо» запасных веществ.
  5. Синтезирующая - синтез органических веществ (гормонов).
  6. Связующая - взаимодействие с корнями других растений, грибами и бактериями.

Дополнительные функции - дыхательная у водных растений, «подпорочная» (закрепление на опоре у лиан) и др.

Типы корней

В корне различают главный корень, боковые и придаточные корни. Первичный корень закладывается еще в зародыше, он ориентирован вниз и становится у голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на главном.

Внутреннее строение корня

Проводящая система корня (ситовидные трубки и сосуды) радиально расположена в центре корня, образуя клетками осевой цилиндр. Пo сoсудам прoисхoдит транспoрт вoды с раствoренными в ней веществами к наземным oрганам растения oт кoрневых вoлoскoв. Между тяжами сoсудoв нахoдятся ситoвидные трубки. Oни служат для транспoртирoвки oрганических раствoрoв oт наземнoй части растения к клеткам кoрня.

Между флoэмoй и ксилемoй распoлoжена — камбий, клетки кoтoрoгo непрерывнo делятся, oбеспечивая рoст кoрня в тoлщину. Всасывание вoды с раствoренными в ней веществами oсуществляется в зoне кoрневых вoлoскoв. Корневой волосок - это вырост клетки, он живет около 20 дней и заменяется новым.

Клеточное строение корня

Зоны корня на продольном разрезе:

  1. Корневой чехлик.
  2. Зонa деления — делящиеся клетки обрaзовaтельной ткaни.
  3. Зонa ростa - осуществляет рост корня в длину.
  4. Зонa всaсывaния — рaсположенa выше зоны ростa. Ее поверхность покрытa выростaми нaружных клеток — корневыми волоскaми, которые всaсывaют из почвы воду с рaстворенными в ней веществaми. Корневые волоски покрыты слизью, которaя рaстворяет минерaльные чaстицы почвы, и корни прочно сцепляются с субстрaтом. В этой зоне зaклaдывaются боковые корни.
  5. Зонa проведения — в центре корня нaходится проводящaя ткaнь, обрaзовaннaя древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Для зоны хaрaктерен постоянный рост. Нa ее долю приходится большaя чaсть длины корня. Здесь корень утолщается, благодаря делению клеток камбия. В зоне проведения корень ветвится.

Видоизменения корней .

Корнеплоды вследствие сильного разрастания паренхимы или за счет деятельности дополнительных слоев камбия происходит утолщение корня, его видоизменение в корнеплод. У редьки, свеклы и репы большая часть корнеплода образована разросшимся основанием стебля; у моркови, наоборот, главную часть корнеплода формирует главный корень. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ.

Другие видоизменения: корнеклубни (георгин), воздушные корни (кукуруза).

Это конспект по теме «Корень» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Тема урока: Корень, его строение.

Цель урока: Сформировать понятие о корне как о вегетативном органе.

Задачи урока;

Образовательные : создать условия для усвоения знаний о:

  1. Видах корней – уметь распознавать главные, придаточные и боковые корни;
  2. Типах корневых систем – сравнивать корневые системы однодольных и двудольных растений;
  3. Зонах корня, их расположении и функциях.
  4. Провести лабораторную работу.

Развивающие задачи: создать условия для формирования и развития умений:

  1. Сравнивать биологические объекты;
  2. Классифицировать, обобщать;
  3. Выделять главное;
  4. Устанавливать причинно-следственные связи;
  5. Применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.

Воспитательные задачи: создать условия для формирования коммуникативных, кооперативных и информационных учебных умений; воспитание бережного отношения к растениям.

Форма организации учебной деятельности . Работа в малых группах. Работа с текстами учебника, гербариями, немыми рисунками в рабочей тетради. Оформление схем и таблиц в тетради.

Методы и методические приемы обучения : частично поисковый, проблемный, наблюдение.

Оборудование: гербарии растений с различными типами корневых систем, таблица «Зоны корня», «Типы корневых систем» живые экземпляры комнатных растений, микроскоп.

Ключевые слова и понятия: , виды корней (главный, боковые, придаточные), типы корневых систем (стержневая, мочковатая), корневой чехлик, корневые волоски, зоны корня, корневое давление

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • формирование систематизированных представлений о строении корня и функциях его частей, о зонах корня, о взаимосвязи строения и функций зон корня, об особенностях роста корня;
  • освоение навыков использования методов биологического исследования – наблюдения и описания типов корневых систем, особенностей роста корня, изменений в верхушечной части корня в период роста.
  • соблюдение правил работы в кабинете биологии, обращение с лабораторным оборудованием.

Метапредметные:

Овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, защищать свои идеи;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально ив группе.
- развитие интереса к работе с дополнительными источниками информации;
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к познанию нового;- формирование коммуникативной компетентности в процессе общения и сотрудничества со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1. Орг. момент

Проверяет готовность учащихся к уроку

Подготовка оборудования (тетради, учебники и т.д.)

Организационные

регулятивные

2. Актуализация опорных знаний урока .

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.

Актуализация и контроль знаний о семени как органе размножения растения; об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений об условиях прорастания семян. (фронтальный опрос, выполнение теста).

Приложение 1 .

Отвечают на вопросы, выполняют задания теста.

Регулятивные

Познавательные

3. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации учащихся. Подведение детей к формулировке темы и поставленных задач.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Выдвигает проблему (задаёт вопрос):

На обратной стороне этого листа изображён якорь, насос и кладовая растения, как вы думаете, что это?

Что необходимо знать о корне, чтобы представлять как он выполняет свои функции?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Итак, тема нашего урока: Корень, его строение.

Составляют план действий:

1.определить виды корней, типы корневых систем

2. узнать внешнее и внутреннее строение корня и функции различных зон корня.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные (самооценка)

Познавательные (установление причинно-следственных связей, ответы)

Коммуникативные (беседа с учителем)

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Физкультминутка

1. Корневые системы растений. Происхождение главного и придаточных корней. Корни, образующие корневую систему: главный, боковые и придаточные. Понятие о стержневой и мочковатой корневых системах. (беседа с опорой на знания, наблюдения и личный опыт учащихся, а также рисунки 39, 40 на стр. 57).

Я предлагаю изучить текст на с.56-57 и рисунки 39,40 учебника и выполнить задание 1 на с.27, в РТ.

Беседа по вопросам:

  1. какие виды корней бывают у растения?(показ стеблевого черенка с корнем- определить название корня)
  2. Ребята, я хочу задать вам такой вопрос:для чего окучивают картофель, капусту т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. (увеличение количества придаточных корней, а значит увеличение поверхности всасывания)

Лабораторная работа. “Типы корневых систем”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы :

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Прочитайте в учебнике (параграф 12, стр. 56) , какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу с.28 РТ

- Сейчас мы проведём профилактику искривления позвоночника. физкультминутка:

1. главный корень появляется из зародыша семени

2.Все корни растения называются корневой системой.

3. В мочковатой корневой системе хорошо виден главный корень.

4. придаточные корни появляются от главного корня.

5. придаточные корни отрастают от стебля или от листьев.

Хоть зарядка коротка.

Отдохнули мы слегка.

2. Строение корня. Зоны молодого корня и их функции. (рассказ учителя с элементами беседы). Рост корня. Особенности роста корней.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалом учебника. Фиксируют в тетради новые термины и понятия. Выдвигают предположения, высказывают своё мнение. Участвуют в коллективной беседе.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Самостоятельно работают с текстом и рис. 39, 40 § 12 учебника.

Выполняют упражнения

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Осуществляют систематизацию и обобщение информации в соответствии с поставленной задачей.

Осуществляют профилакти- ку утомляемости.

5. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепление знаний о корне как главном вегетативном органе, о разнообразии корней; о типах корневых систем и зонах корня.

Приложение 3 .

Организует проверку выполнения заданий.

Отвечают на вопросы, участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнени-ями.

Выполняют задание

Осуществляют обобщение и систематизацию знаний. Формулируют выводы.

Рефлексия учебной деятельности

Что нового вы узнали на уроке?

Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Довольны ли вы своей работой?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

Подведение итогов

Оценивается работа учащихся во время урока, комментирование оценок.

Д/З: § 12, вопр. после параграфа на с. 59, задание 3 в рабочей тетради.

Слушают учителя, записывают д/з.

Приложение 1.

Фронтальный опрос:

  1. Какие органы цветковых растений вы знаете?
  2. Какие органы относят к вегетативным?
  3. Какие органы относят к генеративным?
  4. Какой орган мы изучали на прошлых уроках?
  5. Вспомните, какова основная функция семян?
  6. Какие растения называют однодольными, а какие двудольными?
  7. Какие условия необходимы для прорастания семян?
  8. Что происходит с неживыми семенами при замачивании?
  9. Почему не все набухшие семена всходят?
  10. Для чего прорастающим семенам необходима вода?
  11. От чего зависит глубина посева семян?
  12. Какие растения называются теплолюбивыми, а какие холодостойкими?

Тест по теме «Строение семени. Условия прорастания семян»

1.Первым при прорастании появляется:

А) корешок

Б) стебелек

В) семядоли

2. Во время прорастания зародыш питается:

А) Вообще не питается

Б) Запасными питательными веществами

В) Минеральными веществами почвы

3. Для прорастания семян необходимы:

А) кислород

Б) вода

В) тепло

Г) Все варианты верны

4. Семя имеет:

А) Только запас питательных веществ

Б) Только зародыш

В) Зародыш с запасом питательных веществ

5. Высокая t прорастания нужна для:

А) огурца

Б) пшеницы

В) гороха

Г) ячменя

6. Глубина заделки семян зависит от:

А) Количества воды и воздуха в почве

Б) Размеров семени и структуры почвы
В) Размеров семени и количества воды
7. Потеря всхожести семян – это следствие:

А) Переизбытка воды

Б) Гибели зародыша
В) Недостатка воздуха

8. Органические вещества, содержащиеся в семенах, растение запасает для:

А) Животных и человека

Б) Всех органов растения
В) Зародыша семени

9. Холодостойкими называют растения:

А) Зимующие под снегом зелеными

Б) Растущие в экстремальных условиях

В) Семена которых прорастают при низких t

10. Во время набухания семена увеличиваются за счет:

А) прорастания

Б) недостатка воды

В) впитывания воды

Критерии оценивания:

«5»- 0 -1 ошибка

«4»- 2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

Приложение 2.

  1. Какие виды корней бывают у растения?(показ стеблевого черенка с корнем- определить название корня). Откуда появляются?
  2. Ребята, я хочу задать вам такой вопрос: в начале лета садоводы окучивают некоторые овощи, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. Кто из вас скажет, зачем они это делают? (увеличение количества придаточных корней, а значит увеличение поверхности всасывания)
  3. Что такое корневая система?
  4. С какими корневыми системами вы познакомились?
  5. Какими корнями образована стержневая корневая система, для каких растений она характерна (двудольные и голосеменные)
  6. Какими корнями образована мочковатая корневая система? (придаточные, боковые). Для каких растений она характерна? (однодольные, некоторые двудольные подорожник, лютик)

Приложение 3.

Основные понятия

Определение понятий

1.Корни

А) подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2.Корневая система

Б) система всех корней растений

3.Главный корень

Г) корень, уходящий в почву глубже всех

4.Боковые корни

В) корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

5.Придаточные корни

Д) корни, отходящие по бокам от стебля

6.Стержневая корневая система

Ж) система, состоящая из главного и боковых корней

7.Мочковатая

корневая система

Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней

1. Роль корневого чехлика в том, что он:

а) обеспечивает передвижение веществ по растению;

б) выполняет защитную роль;

в) придают корню прочность и упругость;

г) участвует в делении клеток.

а) зона деления;

б) зона роста;

в) зона всасывания;

г) зона проведения.

3. Корневые волоски находятся в зоне:

А) роста

Б) деления

В) всасывания

Г) проведения

4. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:

а) зона деления;

б) зона роста;

в) зона всасывания;

г) зона проведения.

5.. Мертвые клетки, по которым вода и растворённые вещества поднимаются вверх по стеблю к листьям, называются:

а) межклетники;

б) сосуды

в) механическая ткань

г) корневой волосок.

а) зона роста;

б) зона деления;

в) зона проведения;

г) зона всасывания.


Урок русского языка 2 класс "Корень слова"

Тема урока : Корень слова.

Цель урока : сформировать умение находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень»,
«однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах,
распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный
запас детей.

Развивающие: развивать наблюдательность, память совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда .

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока .

    Организационный этап. (Слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей.

Учащиеся записывают в тетрадях число и слова Классная работа.

Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

- Умение грамотно и красиво писать.

2. Минутка чистописания

- Начнём наш урок с минутки чистописания. Встань те дети, у которых вначале имени, фамилии и отчества встречается звук м , , а теперь те, у которых встречается звук м. Какой это звук (согласный, звонкий.). А как мы на письме записываем эти звуки? (буквой М (эм)). Сколько их есть в русском языке.

Вот какая это нужная буква в нашем классе! Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему? ( Мы пишем её с заглавной буквы. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы. )

На доске : М м

- Молодцы! Садитесь.

- Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова. (Слайд 2). Давайте прочитаем их. Заполните пропуски в словах.

Сн_жок, м_розный, М _розко, сне ж_ нка, м_розит, снежная, моро_. (слайд 3)

На какие три группы можно разделить эти слова? (1гр.–сущ.: снежок, Морозко, снежинка, (предметы) мороз; 2гр – прилаг.: морозный, снежная; (признак) 3гр.– глагол: морозит. (Действие)) (слайд 4)

3. Актуализация знаний

- А как можно разделить эти слова на две группы? (слайд 5) ( 1гр .- снежок, снежинка, снежная; 2гр.- Морозко, морозит, морозный.) Каждая группа включает в себя слова, которые имеют одинаковую часть, т.е. корень.

- Что такое корень?

- А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 75. (Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.)

- Запишите слова в два столбика. ( Запись учащимися слов. )

Работа в парах.

- Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность. (Слайд 6)

4. Этап формирования положительной мотивации.

Ребята, скажите, что обозначает слово корень? (Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 7)

- Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.

- Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова. ( Слайд 8)

Что общего в значении этого слова?

- Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок. (Демонстрация звукового слайда 9 ).

- Что вырастает из корня слова?

Новые слова.

- Как они называются?

Однокоренными.

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 10)

Будем говорить о корне слова.

5. Физминутка. (слайд 11)

1 – топнуть правой ногой,

2 – топнуть левой ногой,

3 – коснуться правой рукой правой ноги,

4 – коснуться левой рукой левой ноги,

5 – дотронуться правой рукой до правого плеча,

6 – дотронуться левой рукой до левого плеча,

7 – хлопнуть в ладоши за спиной,

8 – хлопнуть в ладоши над головой.

- Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

- Да.

Работа в группах.

Карточки со словами.

1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок.

2 карточка – вода, водяной, водица, подводная.

3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник.

4 карточка – вишня, вишневый, вишенка.

5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный.

(карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.)

Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова.

6. Работа с учебником.

Стр. 75 Упр. 118

7. физминутка для глаз.

7. Итог урока.

- Мы узнали: (Слайд 12)

- Что такое корень слова?

Д: главная часть слова (Щелчок мышкой)

- Как его находить?

Д: подобрать однокоренные слова ( Щелчок мышкой)

- Как его выделять (значок)?

Д: дугой сверху слова ( Щелчок мышкой)

- Какова его роль в слове?

Д: смысл однокоренных слов ( Щелчок мышкой)

- Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.

Игра «Третий лишний» (слайд 13)(слайд 12)

- Найди в каждой группе слов лишнее слово. Объясни.

Лес, лесник, леска , лесной

Парк, парковый, паркет

Водичка, вода, водитель , водяной

- Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком (дугой). Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково. (Слайд 14). Леска – прикрепляемая к удилищу нить с рыболовным крючком. Удилище – часть удочки – длинная гибкая палка.

9. Этап рефлексии.

Кружком определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности (критерии на слайде 15 ).

Карточки учащиеся показывают учителю.

Спасибо за работу! (Слайд 16)

Тема: Корень слова.

Цель: актуализировать знания о корне.

Задачи :

1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;

2.формирование умения находить в тексте корень слова.

3. Развивать мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, анализировать и обобщать.

4.Отрабатывать каллиграфию письма;

5.Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку

Тип урока : изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы : словесный, беседа, объяснение, наглядный.

Оборудование : учебник, карточки, компьютер, проектор

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

Сегодня на уроке у нас гости

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте друг другу хорошего настроения.

2.Фронтальный опрос

Как правильно переносить слова с двойными согласными? (одна буква остается на строчке другая переносится)

Как пишутся имена собственные? (Имена собственные пишутся с большой буквы)

Как правильно переносить слово с буквой Й в середине слова? (Буква Й при переносе не отделяется от гласной)

что такое окончание?

3. Сообщение темы урока

Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
— Все вы станете с исследователями.

Кто из вас знает, кто же такой исследователь?

А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре ) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

«Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». (слайд 2)

— Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений. А журналом наблюдения у нас будет наша тетрадь.

— Откройте тетради и запишите число, классная работа.

3. Чистописание

— Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. (слайд 3)

— Верно, сегодня повторим написание буквы К.

— Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква?

4. Сообщение темы урока

— А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку в тетрадь, поставьте ударение подчеркните орфограмму.

5.Словарная работа

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

· Нарисует он картину
Натюрморт или пейзаж
Остроносый, тонкий, длинный, Деревянный. (карандаш)

· Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. (посуда)

· На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется -…(картина)

· Кто учит детей всех писать и читать,
Природу любить, стариков уважать?(учителm)

· На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я – (пенал)

·Последний осенний месяц .(Ноябрь)

К

О

Р

Е

Н

Ь

— Какое слово получилось в вертикальном столбике? (корень)

— Как вы думаете, что же станет темой нашего исследования?

6.Работа по теме урока

— Ребята, скажите, что обозначает слово корень?

— Какие бывают корни? (слайд 5)
— У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?

— Сколько значений у слова? (много)

— Что общего в значении этого слова? (это важная часть чего-либо. например: корень учения-основа знаний)

— Что такое корень?

— А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. Откройте учебник на странице 115.

Что общего в этих словах? (у всех одинаковый корень)

А сейчас мы с вами исследуем слово. Вам нужно составить слово с корнем ХОД.

ход

переход

входить