Средства обучения для учителя. Корень. Функции корня

Тема: Корень слова.

Цель: актуализировать знания о корне.

Задачи :

1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;

2.формирование умения находить в тексте корень слова.

3. Развивать мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, анализировать и обобщать.

4.Отрабатывать каллиграфию письма;

5.Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку

Тип урока : изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы : словесный, беседа, объяснение, наглядный.

Оборудование : учебник, карточки, компьютер, проектор

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

Сегодня на уроке у нас гости

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте друг другу хорошего настроения.

2.Фронтальный опрос

Как правильно переносить слова с двойными согласными? (одна буква остается на строчке другая переносится)

Как пишутся имена собственные? (Имена собственные пишутся с большой буквы)

Как правильно переносить слово с буквой Й в середине слова? (Буква Й при переносе не отделяется от гласной)

что такое окончание?

3. Сообщение темы урока

Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
— Все вы станете с исследователями.

Кто из вас знает, кто же такой исследователь?

А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре ) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

«Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». (слайд 2)

— Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений. А журналом наблюдения у нас будет наша тетрадь.

— Откройте тетради и запишите число, классная работа.

3. Чистописание

— Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. (слайд 3)

— Верно, сегодня повторим написание буквы К.

— Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква?

4. Сообщение темы урока

— А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку в тетрадь, поставьте ударение подчеркните орфограмму.

5.Словарная работа

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

· Нарисует он картину
Натюрморт или пейзаж
Остроносый, тонкий, длинный, Деревянный. (карандаш)

· Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. (посуда)

· На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется -…(картина)

· Кто учит детей всех писать и читать,
Природу любить, стариков уважать?(учителm)

· На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я – (пенал)

·Последний осенний месяц .(Ноябрь)

К

О

Р

Е

Н

Ь

— Какое слово получилось в вертикальном столбике? (корень)

— Как вы думаете, что же станет темой нашего исследования?

6.Работа по теме урока

— Ребята, скажите, что обозначает слово корень?

— Какие бывают корни? (слайд 5)
— У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?

— Сколько значений у слова? (много)

— Что общего в значении этого слова? (это важная часть чего-либо. например: корень учения-основа знаний)

— Что такое корень?

— А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. Откройте учебник на странице 115.

Что общего в этих словах? (у всех одинаковый корень)

А сейчас мы с вами исследуем слово. Вам нужно составить слово с корнем ХОД.

ход

переход

входить

Тема урока: Корень, его строение.

Цель урока: Сформировать понятие о корне как о вегетативном органе.

Задачи урока;

Образовательные : создать условия для усвоения знаний о:

  1. Видах корней – уметь распознавать главные, придаточные и боковые корни;
  2. Типах корневых систем – сравнивать корневые системы однодольных и двудольных растений;
  3. Зонах корня, их расположении и функциях.
  4. Провести лабораторную работу.

Развивающие задачи: создать условия для формирования и развития умений:

  1. Сравнивать биологические объекты;
  2. Классифицировать, обобщать;
  3. Выделять главное;
  4. Устанавливать причинно-следственные связи;
  5. Применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.

Воспитательные задачи: создать условия для формирования коммуникативных, кооперативных и информационных учебных умений; воспитание бережного отношения к растениям.

Форма организации учебной деятельности . Работа в малых группах. Работа с текстами учебника, гербариями, немыми рисунками в рабочей тетради. Оформление схем и таблиц в тетради.

Методы и методические приемы обучения : частично поисковый, проблемный, наблюдение.

Оборудование: гербарии растений с различными типами корневых систем, таблица «Зоны корня», «Типы корневых систем» живые экземпляры комнатных растений, микроскоп.

Ключевые слова и понятия: , виды корней (главный, боковые, придаточные), типы корневых систем (стержневая, мочковатая), корневой чехлик, корневые волоски, зоны корня, корневое давление

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • формирование систематизированных представлений о строении корня и функциях его частей, о зонах корня, о взаимосвязи строения и функций зон корня, об особенностях роста корня;
  • освоение навыков использования методов биологического исследования – наблюдения и описания типов корневых систем, особенностей роста корня, изменений в верхушечной части корня в период роста.
  • соблюдение правил работы в кабинете биологии, обращение с лабораторным оборудованием.

Метапредметные:

Овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, защищать свои идеи;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально ив группе.
- развитие интереса к работе с дополнительными источниками информации;
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к познанию нового;- формирование коммуникативной компетентности в процессе общения и сотрудничества со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1. Орг. момент

Проверяет готовность учащихся к уроку

Подготовка оборудования (тетради, учебники и т.д.)

Организационные

регулятивные

2. Актуализация опорных знаний урока .

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.

Актуализация и контроль знаний о семени как органе размножения растения; об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений об условиях прорастания семян. (фронтальный опрос, выполнение теста).

Приложение 1 .

Отвечают на вопросы, выполняют задания теста.

Регулятивные

Познавательные

3. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации учащихся. Подведение детей к формулировке темы и поставленных задач.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Выдвигает проблему (задаёт вопрос):

На обратной стороне этого листа изображён якорь, насос и кладовая растения, как вы думаете, что это?

Что необходимо знать о корне, чтобы представлять как он выполняет свои функции?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Итак, тема нашего урока: Корень, его строение.

Составляют план действий:

1.определить виды корней, типы корневых систем

2. узнать внешнее и внутреннее строение корня и функции различных зон корня.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные (самооценка)

Познавательные (установление причинно-следственных связей, ответы)

Коммуникативные (беседа с учителем)

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Физкультминутка

1. Корневые системы растений. Происхождение главного и придаточных корней. Корни, образующие корневую систему: главный, боковые и придаточные. Понятие о стержневой и мочковатой корневых системах. (беседа с опорой на знания, наблюдения и личный опыт учащихся, а также рисунки 39, 40 на стр. 57).

Я предлагаю изучить текст на с.56-57 и рисунки 39,40 учебника и выполнить задание 1 на с.27, в РТ.

Беседа по вопросам:

  1. какие виды корней бывают у растения?(показ стеблевого черенка с корнем- определить название корня)
  2. Ребята, я хочу задать вам такой вопрос:для чего окучивают картофель, капусту т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. (увеличение количества придаточных корней, а значит увеличение поверхности всасывания)

Лабораторная работа. “Типы корневых систем”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы :

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Прочитайте в учебнике (параграф 12, стр. 56) , какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу с.28 РТ

- Сейчас мы проведём профилактику искривления позвоночника. физкультминутка:

1. главный корень появляется из зародыша семени

2.Все корни растения называются корневой системой.

3. В мочковатой корневой системе хорошо виден главный корень.

4. придаточные корни появляются от главного корня.

5. придаточные корни отрастают от стебля или от листьев.

Хоть зарядка коротка.

Отдохнули мы слегка.

2. Строение корня. Зоны молодого корня и их функции. (рассказ учителя с элементами беседы). Рост корня. Особенности роста корней.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалом учебника. Фиксируют в тетради новые термины и понятия. Выдвигают предположения, высказывают своё мнение. Участвуют в коллективной беседе.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Самостоятельно работают с текстом и рис. 39, 40 § 12 учебника.

Выполняют упражнения

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Осуществляют систематизацию и обобщение информации в соответствии с поставленной задачей.

Осуществляют профилакти- ку утомляемости.

5. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепление знаний о корне как главном вегетативном органе, о разнообразии корней; о типах корневых систем и зонах корня.

Приложение 3 .

Организует проверку выполнения заданий.

Отвечают на вопросы, участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнени-ями.

Выполняют задание

Осуществляют обобщение и систематизацию знаний. Формулируют выводы.

Рефлексия учебной деятельности

Что нового вы узнали на уроке?

Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Довольны ли вы своей работой?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

Подведение итогов

Оценивается работа учащихся во время урока, комментирование оценок.

Д/З: § 12, вопр. после параграфа на с. 59, задание 3 в рабочей тетради.

Слушают учителя, записывают д/з.

Приложение 1.

Фронтальный опрос:

  1. Какие органы цветковых растений вы знаете?
  2. Какие органы относят к вегетативным?
  3. Какие органы относят к генеративным?
  4. Какой орган мы изучали на прошлых уроках?
  5. Вспомните, какова основная функция семян?
  6. Какие растения называют однодольными, а какие двудольными?
  7. Какие условия необходимы для прорастания семян?
  8. Что происходит с неживыми семенами при замачивании?
  9. Почему не все набухшие семена всходят?
  10. Для чего прорастающим семенам необходима вода?
  11. От чего зависит глубина посева семян?
  12. Какие растения называются теплолюбивыми, а какие холодостойкими?

Тест по теме «Строение семени. Условия прорастания семян»

1.Первым при прорастании появляется:

А) корешок

Б) стебелек

В) семядоли

2. Во время прорастания зародыш питается:

А) Вообще не питается

Б) Запасными питательными веществами

В) Минеральными веществами почвы

3. Для прорастания семян необходимы:

А) кислород

Б) вода

В) тепло

Г) Все варианты верны

4. Семя имеет:

А) Только запас питательных веществ

Б) Только зародыш

В) Зародыш с запасом питательных веществ

5. Высокая t прорастания нужна для:

А) огурца

Б) пшеницы

В) гороха

Г) ячменя

6. Глубина заделки семян зависит от:

А) Количества воды и воздуха в почве

Б) Размеров семени и структуры почвы
В) Размеров семени и количества воды
7. Потеря всхожести семян – это следствие:

А) Переизбытка воды

Б) Гибели зародыша
В) Недостатка воздуха

8. Органические вещества, содержащиеся в семенах, растение запасает для:

А) Животных и человека

Б) Всех органов растения
В) Зародыша семени

9. Холодостойкими называют растения:

А) Зимующие под снегом зелеными

Б) Растущие в экстремальных условиях

В) Семена которых прорастают при низких t

10. Во время набухания семена увеличиваются за счет:

А) прорастания

Б) недостатка воды

В) впитывания воды

Критерии оценивания:

«5»- 0 -1 ошибка

«4»- 2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

Приложение 2.

  1. Какие виды корней бывают у растения?(показ стеблевого черенка с корнем- определить название корня). Откуда появляются?
  2. Ребята, я хочу задать вам такой вопрос: в начале лета садоводы окучивают некоторые овощи, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. Кто из вас скажет, зачем они это делают? (увеличение количества придаточных корней, а значит увеличение поверхности всасывания)
  3. Что такое корневая система?
  4. С какими корневыми системами вы познакомились?
  5. Какими корнями образована стержневая корневая система, для каких растений она характерна (двудольные и голосеменные)
  6. Какими корнями образована мочковатая корневая система? (придаточные, боковые). Для каких растений она характерна? (однодольные, некоторые двудольные подорожник, лютик)

Приложение 3.

Основные понятия

Определение понятий

1.Корни

А) подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2.Корневая система

Б) система всех корней растений

3.Главный корень

Г) корень, уходящий в почву глубже всех

4.Боковые корни

В) корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

5.Придаточные корни

Д) корни, отходящие по бокам от стебля

6.Стержневая корневая система

Ж) система, состоящая из главного и боковых корней

7.Мочковатая

корневая система

Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней

1. Роль корневого чехлика в том, что он:

а) обеспечивает передвижение веществ по растению;

б) выполняет защитную роль;

в) придают корню прочность и упругость;

г) участвует в делении клеток.

а) зона деления;

б) зона роста;

в) зона всасывания;

г) зона проведения.

3. Корневые волоски находятся в зоне:

А) роста

Б) деления

В) всасывания

Г) проведения

4. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:

а) зона деления;

б) зона роста;

в) зона всасывания;

г) зона проведения.

5.. Мертвые клетки, по которым вода и растворённые вещества поднимаются вверх по стеблю к листьям, называются:

а) межклетники;

б) сосуды

в) механическая ткань

г) корневой волосок.

а) зона роста;

б) зона деления;

в) зона проведения;

г) зона всасывания.


План-конспект урока по биологии.

Тема: Корневые системы. Значение корня в жизни растений.

Цель урока: дать представление о функциях корня, видах корней, строении и образовании корневых систем.

Задачи урока:

Овладеть новыми понятиями и терминами;

Развивать практические умения работы со схемами, рисунками.

Тип урока: изучения новых знаний.

Форма урока : Урок-исследование.

Форма обучения : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский.

Оборудование урока:

презентация "Корень. Типы корневых систем», компьютер, мультимедиапроектор, аудиозапись, карточки.

Межпредметные связи:

литература.

Образовательные результаты, которые буду достигнуты обучающимися

Личностные:

Целостное представление понятий "корень - орган", "корневая система";

Формирование практических навыков в ходе работы с раздаточным материалом;

Формирование навыков сотрудничества.

Предметные:

Освоение доступных способов изучения строения органов растения с получением информации из разных источников.

Метапредметные:

познавательные:

Умение работать с карточками;

Умение анализировать, обобщать, делать выводы;

коммуникативные:

Умение работать в парах;

регулятивные:

Умение организовывать свою работу, оценивать учебные результаты.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Здравствуйте, я рада приветствовать вас и гостей на нашем уроке. «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» сказал однажды французский писатель Анатоль Франс. Давайте сегодня на уроке мы будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, с большим желанием поглощать знания, ведь они пригодятся в вашей дальнейшей жизни.

2. Определение темы урока.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок, в ходе которого вы будете выступать в роли исследователей. А что будет объектом нашего исследования, мы узнаем из видеофрагмента фильма.

(Демонстрация видеофрагмента Ивана Андреевича Крылова «Свинья под дубом»).

Вы узнали это произведение? Какой будет тема нашего урока. (Самостоятельно определяют тему урока)

Прав ли ворон, утверждая, что свинья вредит дереву? Почему растение не может существовать без корней?

Какова роль корня в жизни растения? (Обсуждение с обучающимися)

Запись темы урока в тетрадь.

Расскажите мне, что вы уже знаете о корне с прошлого урока.

3. Повторение изученного на прошлом уроке.

Работа на карточках №1

Взаимопроверка по слайду.

4. Изучение нового.

Используя ваши знания, давайте определим, какое значение имеет корень в жизни растения? Я вам дам несколько подсказок: проанализировав литературные тексты, вы найдете ответы.

1. Фрагмент стихотворения М. Голицына КОРНИ.

Корни, как речки, ручьи дождевые,
Влагу несущие морю листвы,

Корни, как вены, набухшие соком,
Жизнь сердцевине деревьев несут,
орган питание

Прежде всего, корень является органом питания: он доставляет растению воду и растворенные в ней минеральные соли. Без этого растение не может жить. Вода и минеральные соли всасываются из почвы корневыми волосками, а затем по корню поступают в стебель и листья растения.

Корни, как руки, как пальцы живые
Держат мать-землю в объятьях своих.

Вспомнив, однажды, про корни растений,
Не забывай, что живые они.

закрепление растений в почве

О какой функции корня говорится в этих строчках?

Другая важная роль корня – удерживать растение в почве.


И никогда не топчи эти корни -
Корни деревьев и корни морей,
Корни традиции и силы народной,
Корни России - моей и твоей.

2. Народная мудрость гласит «Кто хочет победить сорняки, должен воевать с корнями». Почему так говорят? (если мы не вырвем корень полностью, вместо одного растения может появиться несколько).

Орган размножения

Многие деревья и кустарники размножаются корнями. Например малина, от корней вырастает новый молодой кустарник.

3.На столах морковь, попробуйте на вкус. Она сладкая, сочная. Какую еще функцию выполняет корень?

запас питательных веществ

В корнях многих растений – моркови, свеклы, репы, редиски – накапливаются питательные вещества. Эти питательные вещества нужны будут растению для первоначального роста и развития в следующем году.

Учитель: - А сейчас, я вам задаю проблемный вопрос: Почему человек при строительстве дома, много внимания уделяет закладке фундамента, делая его глубоким и крепким?

Ответы обучающихся: Фундамент в доме выполняет функцию корня в растении, чем он глубже и прочнее, тем будет устойчивее дом.

Какой вывод напрашивается сам собой?

Верно! Корень - это важный орган. Запишем в тетрадь его основные функции (работа с тетрадью и текстом учебника)

У одного растения несколько видов корней. Напомните какие? Так вот - Совокупность всех корней растения называется корневой системой (определение в тетрадь)

Ребята, посмотрите на корни растений и ответьте на вопрос, все ли корневые системы одинаковы?

Нет, конечно. Корневая система бывает двух типов: стержневая и мочковатая.

Работа с учебником с. 47, 48.

5. Закрепление.

С целью закрепления полученных знаний и выработки практических умений по теме «Корневые системы. Значение корня в жизни растений» проведем с вами игру

Карточка №3

«Я сдам зачет на отлично».

Закончите предложения.

6. Итог урока

Какую цель мы ставили в начале урока?

Мы добились поставленной цели?

Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

7. Рефлексия

Было ли вам интересно?

Если вам было интересно и все понятно посадите в почву росток, а если вы ничего не нового не узнали, вам было скучно и не интересно посадите в почву семечко.

8. Домашнее задание.

Карточка №2

Карточка №2

Растение

Корневая система

мочковатая

стержневая

Петрушка

Пшеница

Рожь

Яблоня

Кукуруза

Мятлик

Одуванчик

Малина

Укроп

    На корне образуются цветки.

    Корень украшает растение.

Карточка №2

Корневые системы. Значение корней.

    Какие корневые системы у растений, перечисленных в таблице. В соответствующей графе поставь знак «+».

Растение

Корневая система

мочковатая

стержневая

Петрушка

Пшеница

Рожь

Яблоня

Кукуруза

Мятлик

Одуванчик

Малина

Укроп

    Какое значение имеет корень в жизни растений. Обведи номера правильных ответов.

    Корень укрепляет растение в почве.

    На корне образуются цветки.

    Корень всасывает из почвы воду и минеральные соли.

    Корень накапливает питательные вещества.

    С помощью корня растение размножается.

    Корень украшает растение.

Карточка №1

    Подпиши корни растения

    Заполни таблицу.

Развитие корней

Виды корней

Из чего развиваются

Главный корень

Боковые корни

Придаточные корни

Карточка №1

    Подпиши корни растения

    Заполни таблицу.

Развитие корней

Виды корней

Из чего развиваются

Главный корень

Боковые корни

Придаточные корни

Карточка №3

«Я сдам зачет на отлично».

Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.

4. Придаточные корни образуются на главном корне.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.

Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы …….. ……… и ……….. ….

2. В корневой системе одуванчика хорошо выражен …………… корень.

3. Если главный корень выделяется по толщине, то корневая система называется………….

4. Все корни растения составляют …………………… ….

5. На главном корне развиваются …………………. корни.

6. Корневая система пшеницы называется……………………………..….

Карточка №3

«Я сдам зачет на отлично».

Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.

4. Придаточные корни образуются на главном корне.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.

Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы …….. ……… и ……….. ….

2. В корневой системе одуванчика хорошо выражен …………… корень.

3. Если главный корень выделяется по толщине, то корневая система называется………….

4. Все корни растения составляют …………………… ….

5. На главном корне развиваются …………………. корни.

6. Корневая система пшеницы называется……………………………..….

Пасечник Н. В. МБОУ школа №17 г. Феодосии

Корень. Строение корня. Виды корней.

Типы корневых систем.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Использованные педагогические технологии: ИКТ, критического мышления, проблемного обучения.

Задачи урока: изучить строение и функции корня, виды корней и корневых систем.

Цели урока:

дидактические: формирование понятий – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения и функциями корня, строением и образованием корневых систем.

развивающие: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником, микроскопом; развитие творческого и экологического мышления, монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
воспитательные:формирование информационной культуры, культуры общения и рефлексивных качеств личности; формирование коммуникативной компетентности.

Формы организации учебной деятельности.

Работа в парах с микроскопами и с натуральными объектами, фронтальная беседа, работа с учебником.

Оборудование: мультимедийный комплекс, микроскопы, микропрепараты,

натуральные объекты, схемы корневых систем и видов корней.

1. Организационный момент 1 мин.

2. Актуализация опорных знаний (проводится в форме фронтальной

Из каких органов состоит растение?

На какие группы делятся органы растения по функциям? (вегетативные

и генеративные).

На какие группы делятся органы растения по расположению?

(подземные и надземные).

Назовите надземные органы. (Побег).

Какие органы относятся к подземным? (Корень).

Что такое ткань?

Какие виды тканей встречаются у растений?

Мотивация и целеполагание.

Мы изучили строение стебля и листа, нам предстоит изучить корень.

Таким образом в ходе коллективного обсуждения формулируются цели

урока: изучение корня,видов корней и типов корневых систем и

задачи урока:

Изучить внутреннее строение корня;

Изучить виды корней;

Изучить типы корневых систем;

Установить биологическую роль корня;

Выяснить возможности влияния агротехнических приемов на формирование корневой системы.

Для того, чтобы выяснить биологическую роль корня, изучим его клеточное

строение. Для этого воспользуемся учебником $ 31 стр. 80,а также проекцией микропрепарата на мультимедийной доске.

Учащиеся в парах работают с учебником над заполнением таблицы:

Клеточное строение корня

Зоны корня

Виды тканей образующих

Роль зоны

Корневой чехлик

Покровная

Защитная

Зона деления

Образовательная

Образование новых

Зона растяжения и

Образовательная

Рост корня в длину

Зона всасывания

Всасывающая – разновид –

ность покровной ткани

Всасывание воды и

растворенных мине –

ральных солей из почвы

Зона проведения

Проводящие: флоэма и кси-

лема, покровная, основная.

Проводит растворы ми –

неральных солей вверх,

а растворы органичес-

ких веществ вниз.

После заполнения и обсуждения таблицы формулируется проблема, а какие

функции может выполнять корень в соответствии с его строением.

В результате обсуждения проблемы выясняются основные функции

Укрепление растений в почве (корень – якорь).

Минеральное питание растений (всасывание воды и растворенных минеральных солей и подъем их вверх по ксилеме).

Учащимся предлагается выяснить роль корневых волосков (увели –

чивают площадь контакта с почвой).

После этого учитель демонстрирует натуральные корнеплоды свеклы и моркови и предлагает выяснить, какова их биологическая роль и какая ткань в каких корнях больше развита (запасающая- основная).

Учитель демонстрирует корневые черенки облепихи, малины с почками

и предлагает установить их роль в жизни растении (вегетативное размножение растений).После демонстрации растения из семейства Орхидных с зелеными корнями учащиеся приходят к выводу, что корни могут выполнять и функцию фотосинтеза.

Демонстрация корней растений из семейства Бобовые позволяет установить

функцию взаимодействия растений с представителями другого царства (бактериями) с помощью корней т.е. формирование микоризы.

Таким образом, в процессе поисковой беседы формулируются возможные функции корня.

Динамическая и офтальмологическая паузы (4 -5) минут.

После этого учащиеся приступают к выполнению лабораторной работы по

выяснению видов корней и типов корневой системы. По ходу выполнения

работы обучающиеся заносят результаты в рабочие тетради:

1. Виды корней

Главный Боковые Придаточные

(формируется из (отрастают (развиваются

корешка зародыша) от главного на стебле и листьях)

и придаточных)

2.Корневая система-

3. Типы корневых систем

Стержневая Мочковатая

(главный корень (система придаточных

хорошо выражен) корней)

Делают выводы о сходстве и различии между стержневой и мочковой

корневой системой.

Перед учащимися ставится вопрос какая корневая система эффективнее

выполняет свои главные функции? (Это зависит от условий обитания растения), а после ответов формулируется проблема: может ли человек

повлиять на развитие корневой системы и для чего это можно было бы

сделать? В ходе обсуждения проблема решается, что сделать это можно с

помощью окучивания или пикировки с целью повышения интенсивности

минерального питания в условиях, создаваемых человеком при выращивании растений, что приведет к повышению урожайности. Учащиеся делятся опытом о применении таких приемов при выращивании растений на дачных участках.

Ученики оформляют лабораторную работу в тетради.

После изучения осуществляется первичный контроль и коррекция с помощью игрового момента «светофор»:

учащиеся поднимают зеленую карточку при правильном утверждении и

красную при неправильном.

1. Корень осевой орган растения.

2. Корни растут по направлению к солнцу.

3. Корни имеют двухстороннюю симметрию.

4. Образовательная ткань корня прикрыта корневым чехликом.

Выберите один правильный ответ:

1. Корневой чехлик образован тканью:

а) проводящей; б) покровной; в) основной; г) механической. (1 б).

2. Корневые волоски расположены в зоне:

а) проведения; б) деления; в) всасывания; г) растяжения. (2 в).

а) корневой чехлик; б) всасывания; в) роста; г) проведения. (3 г).

4. Из корешка зародыша развивается корень:

а) главный; б) боковые; в) придаточные; г) все корни. (4 а).

Рефлексия:

Выполнили ли мы цель и задачи урока?

Какие трудности при этом возникли?

Где и как можно будет применять полученные знания?

После этого задается дифференцированное домашнее задание:

$ 31 стр. 80 – 81, дополнительно желающие могут подготовить информа –

ционное сообщение по темам:

Видоизменение корней.

Подыскать литературные произведения, где упоминались бы корни

Тема урока - «Корень слова»

Дидактическая цель: познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова».

Тип урока : усвоение новых знаний

Задачи урока:

Формировать понятие «корень слова», «однокоренные слова»;

Развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, учить выделять и характеризовать корень;

Развивать речь учащихся, расширять кругозор;

Воспитывать интерес к предмету.

Методы обучения: словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный материал), практические (упражнения), аналитический

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Средства обучения для учителя:

- таблица состава слова; плакат с изображением дерева (с однокоренными словами), интерактивная доска

Средства обучения для учащихся:

- таблица состава слова; словообразовательный словарь А.Н.Тихонова

Диск «Русский язык 2 класс» Уроки Кирилла и Мефодия.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Прозвенел звонок и смолк.

Вот и начался урок.

А ну проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Целеполагание и мотивация.

Сообщение темы урока.

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака - из множества водяных капелек, лес - из деревьев, кустарников, трав, животных. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного» материала. И каждый из «кирпичиков» вносит в свою часть смысла - «смыслиночку». А может кто-нибудь из вас уже знает, как называется «главный кирпичик» слова - главная его часть? (Корень)

Правильно. Корень. Это слово многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Корень- это часть растения, корень есть у зуба, волоса, ногтя).

У всех этих слов есть общее значение - оно важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.

4. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)

Прочитайте слова, являются ли они родственными? Почему?

Сад, сады, в саду, по саду (при обсуждении мнения детей разделились)

Вода, водичка, водитель, водица, наводнение, водить (при обсуждении мнения детей разделились)

Бой, сражение, битва, война. (при обсуждении мнения детей разделились)

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

1. Работа с наглядным материалом.

Много - много лет тому назад появилось слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посади меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (На доске открывается плакат с изображением дерева (с однокоренными словами).)

Прочитайте внимательно слова, посмотрите, может быть вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)

Правильно (открывается корень ВОЗ). Эта часть ВОЗ. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов КОРНЕМ. Потом на глаза им попался ещё один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уже очень юркий. И попросил он людей его тоже посадить в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Какие ростки появятся от одного маленького корешка ХОД?

Записываем слова на доске и в тетрадях. (Вход, выход, походка, переход, ходить….)

Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем? (Ход)

Правильно, корень ХОД и выделяется корень дугой. (Выделяем.)

Прочитаем один только корень, вы поняли, что означает это слово? (Да.)

А теперь закройте корень и прочитайте оставшиеся части слова. (Читают.)

Понятен ли смысл слова? (Нет.)

Какой же вы сделаете вывод, что такое корень слова? (Ответы детей.)

Правильно, корень - это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него «растут» другие однокоренные слова.

2. Работа с учебником.

Прочитаем о корне на стр. 75 .(Чтение правила вслух.)

6. Первичная проверка понимания.

1.Дидактическая игра «Найди свой дом».

А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень ЗЕМЛ, во втором - ЗВЕР, в третьем - ВОД. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.

Начинаем заселять дома: (Дети по очереди прикрепляют свои слова.)

Внимательно посмотрите и скажите, всё ли верно? (В 3 столбике слово ВОДИТЕЛЬ «лишнее».)

А почему вы так решили? (Дети объясняют, используя правило со стр.75)

Чтобы слову ВОДИТЕЛЬ было не скучно, давайте подберём ему однокоренные слова. (Письмо с комментированием на доске и в тетрадях: ВОДИТЕЛЬ, ПРИВОДИТЬ, ПРОВОДНИК, ПРОВОДЫ.)

7. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление).

1.- Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Спиши слова, выдели корень

1 вариант:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Нож, ножницы, ножик.

Снеговой, снег, снежинка.

2 вариант:

Сад, посадка, посадил.

Роза, розовый, розовеет.

Труд, трудовой, трудится.

Гриб, грибник, грибок.

2. Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно», автор Кузнецова М.И.(упр. 6 стр.13)

3. Работа по определению границ корня (по диску)

(Работа на интерактивной доске)

Физминутка

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений (применение знаний и умений в новой ситуации).

1.Сценка «Родственники».

Кто вы такие?

Я - гусь. А я -гусыня. А это наши гусята.

А я их тетя гусеница.

Ребята, вы согласны?

Вывод делают дети:

Важно вдуматься в смысл слова.

2. Работа в группах, работа со словообразовательным словарей А.Н.Тихонова

Давайте подберём однокоренные слова с корнем - снег- (снег, снежный, белоснежный, снеговик, снежок, снежинка, снегирь, снеговой, Снегурочка)

Что заметили в корне? (Чередование согласных в корне)

3. Попробуйте с этими словами сочинить небольшой рассказ (дети сочиняют и записывают свои небольшие рассказы).

9. Обобщение и систематизация знаний.

Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)

Что же такое корень? (Главная часть однокоренных родственных слов.)

Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково.)

10. Контроль и самопроверка знаний.

Тест - опрос

Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны - знак «-«

1. Слова жёлудь, желудёвый, желудочек являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.

2. Корень - это общая часть родственных слов.

3. Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов и выделить в них общую часть.

Самопроверка

11. Домашнее задание.

Правило стр. 75, упр.2.

12. Рефлексия (подведение итогов)

Чтобы скачать материал или !