Конспект урока по окружающему миру "солнце, растения и мы с вами вместе". Солнце, растения и мы с вами (3 класс) Солнце растения и мы

Окружающий мир

Солнце, растения

и мы с вами

3 класс

(УМК «Школа России»)

Учитель начальных классов МКОУ «СОШ №11» г.о.Нальчик

Казанцева Е.И.


  • 1. Почва – это… о) верхний плодородный слой земли; в) полезное ископаемое; м) песок и глина. 2. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы: б) сыпучесть; к) темный цвет; т) плодородие; у) водонепроницаемость. 3. Почва состоит: ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве; ж) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве; л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей. 4. Ботаника – это… е) наука о животных; и) наука о растениях ; ю) наука о грибах. 5. Из почвы растения получают: т) остатки растений и животных; р) перегной, песок, глину; ч) воздух, воду, соли. 6. Ученые выделяют… групп растений: к) 4; ц) 6; н) 5. 7. К растениям не относятся: и) кустарники; е) деревья о) воздух; я) травы.


  • Почему растения называют зелёной одеждой Земли?
  • Перечислите группы растений и дайте им краткую характеристику.


роза, лиственница, морская капуста, папоротник,

клён, кедр, одуванчик, мох сфагнум.





Солнце, растения

и мы с вами


Охранять растения – значит

заботиться обо всём живом.


Перед нами стоят цели:

1) ознакомиться со способом дыхания растений:

2) ознакомиться со способом питания растений;

3) показать взаимосвязь солнечной энергии, зелёных растений и живых организмов Земли


Дыхание растений

Углекислый газ

Кислород

Углекислый газ

Кислород



Питание растений

Сахар

Крахмал

Углекислый газ

Кислород

Вода


Используя энергию Солнца растения путем сложных химических превращений из простых неорганических веществ образуют необходимые им органические вещества. Этот процесс называется

фотосинтезом .



Самостоятельная работа

Выполните в рабочей тетради задания № 1 - 3, (стр. 43 - 44).


Проверь себя!

Углекислый газ

Кислород

Кислород

Углекислый газ


Проверь себя!

Углекислый газ

Сахар

Крахмал

Кислород

Растворённые соли

Вода


Используя схемы в учебнике, впиши названия газов.

При дыхании растение поглощает

кислород,

а выделяет

углекислый газ.

При питании растение поглощает

углекислый газ,

кислород.

а выделяет


Укажи стрелками:

Процесс, при котором растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.

Процесс, при котором растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.


В листьях растений на свету из воды и углекислого газа образуются питательные вещества, необходимые растениям. Эти питательные вещества используют также животные и люди. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Вот почему охранять растения - это значит заботиться обо всём живом.


  • 1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? 2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды?
  • 3. Какой газ выделяют растения при дыхании?
  • 4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?
  • 5. Какой газ необходим для дыхания растений?

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял!


Домашнее задание : стр. 74-77, учить, выполнять задания в Р.Т. стр. 44 – написать от имени своей семьи благодарственное письмо растениям за вклад в поддержание жизни на Земле.

  • Источники информации
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. - 8-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 159 с. : ил. - (Школа России).

    Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2014. - 384 с. -(В помощь школьному учителю).

    Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3 класс: к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас: 3 класс» / Е.М. Тихомирова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Эк­замен», 2007. - 398, с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

    http://krasottka.ru/wp-content/uploads/2012/02/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5.gif - солнце

    http://scwaz.com/wp-content/uploads/2011/02/tree.gif - дерево

    ГКОУ РО «Новочеркасская специальная школа- интернат №1»

    «Солнце, растения

    и мы с вами»

    Подготовила

    Левченко М.В.

    г. Новочеркасск

    Цель занятия : сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека.

    Задачи:

    Обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в поддержании жизни на земле;

    Развивающие: развитие памяти, логического мышления, воображения; наблюдательности; расширение кругозора учащихся;

    Воспитательные: воспитание доброго отношения к природе.

    Планируемые результаты: учащиеся научаться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для необходимости бережного отношения к растениям..

    Ход занятия:

    I . Организационный момент

    1. Психологический настрой.

    Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я очень рада встрече с вами.

    Ребята, поздоровайтесь с гостями.

    Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.

    Пожалуйста, садитесь.

    Начинается урок.

    Он пойдёт вам, дети, впрок,

    Постарайтесь всё понять,

    Учитесь тайны открывать,

    Ответы полные давать,

    Чтоб за работу получать

    Только лишь оценку «пять»!

    Мы начинаем урок окружающего мира.

    II . Актуализация знаний

    1.Минутка синоптика

    2.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):

    Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

    Как называется наука о растениях?

    Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?

    Перечислите, какие вы знаете группы растений?

    3.Игра «Классификация растений»

    У каждого из вас на парте карточка с названием растения. Определить к какой группе растений оно относится.

    Назовите основные признаки отличия каждой группы.

    Представителей группы каких растений у нас получилось больше всего? Почему?

    4.Игра « Найди лишнее название»

    ЯБЛОНЯ ПОДСОЛНЕЧНИК МОРСКАЯ КАПУСТА АСТРА

    СОСНА ЕЛЬ ЛИПА КЕДР

    ОДУВАНЧИК ПОДОРОЖНИК КЛЕВЕР ПАПОРОТНИК

    - Молодцы! Хорошо справились с работой!

    III. Сообщение темы и цели занятия.

    1. Подготовка к активной познавательной деятельности.

    – Прочитайте, эпиграф к уроку.

    (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.)

    – Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

    – В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

    2.Мотивация учебной деятельности

    Мы с вами на уроках окружающего мира говорили, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего.

    Скажите с чем или с кем связаны растения? (дети перечисляют)

    Но самое главное - растение связано с солнцем и человеком.

    СОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ ЧЕЛОВЕК

    – У нас получилась тема урока, прочитайте. («Солнце, растения и мы с вами».)

    Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы?( Солнце – неживая природа; растения и человек – живая природа.)

    ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

    растение солнце

    Назовите признаки живой природы.(Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)

    Как связаны между собой солнце, растения и человек?

    Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека

    3.Деятельностный подход

    Сегодня на уроке мы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать учёным и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные…

    А ещё нам нужно разгадать новый секрет, как солнце, растения и человек взаимосвязаны и что эта связь дает нам?

    IV. Работа по теме.

    1.Беседа и рассказ воспитателя.

    Мы будем говорить о взаимосвязи растений и человек на примере двух признаков - дыхания и питания.

    а) Дыхание растений.

    -Рассмотрим схему. Как она называется? «Дыхание растений».

    Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.

    В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.

    Посмотрите на экран и расскажите, как дышат растения?

    Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?(процесс называется дыханием.)

    б) Питание растений

    -Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)

    -А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)

    Как же растения питаются?

    Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

    Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.

    Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?

    Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.

    Рассмотрим схему. Как она называется? «Питание растений».

    Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Но этого для растений мало. Для полноценного развития им нужны еще сахар и крахмал.

    Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и крахмал, и вода для роста клеток листьев.

    А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.

    Но запомните : работает эта чудесная «кухня» только при одном условии. Кто догадался, что это за условие?

    Какой вопрос у вас возникает? (Почему же для работы «кухни» требуется свет?)

    Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

    Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Почему?

    Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст на с. 76

    2. Работа с книгой на с. 76. Чтение вслух.

    Воспитатель(после чтения) : так ответим на вопросы:

    Какую тайну разгадали ученые?

    Почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

    (Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и из углекислого газа получить питательные вещества.)

    Правильно, ребята, растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

    А какое еще одно открытие сделали ученые?

    (Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.)

    Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их!

    Ребята, что бы случилось, если бы не было растений?

    Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода?

    Процесс, при котором растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, называется фотосинтез и он протекает одновременно с дыханием. Давайте вместе произнесем это трудное слово.

    Давайте ещё раз повторим.

    С какими процессами жизнедеятельности для растений мы ознакомились? (Питание и дыхание)

    Ребята, а как вы думаете, когда происходит питание? (только днем)

    Правильно, и параллельно с дыханием.

    А дыхание?

    А дыхание постоянно.

    3. Физкультминутка.

    Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)

    Даже ветер не шумит.

    Рано утром солнце встало,

    Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)

    Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

    Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)

    Дождь по крышам застучал.

    Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)

    Солнце клонится всё ниже.

    Вот и спряталось за тучи,

    Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

    4.Работа с моделями (Дети работают на доске).

    Попробуем эти процессы смоделировать.

    Первое. Как растения дышат?

    Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.

    Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений»

    Чем они отличаются?

    При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

    При питании растения поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.

    5.Страничка для любознательных

    Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода? (В лесу)

    Хотите узнать, сколько кг кислорода выделяет 1 га леса за 1 теплый солнечный день?

    Тогда войдем в интернет и ответим на этот вопрос.

    (За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа.)

    Вывод:

    - Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

    Леса приносят огромную пользу человечеству!

    V . Закрепление изученного материала.

    1.Проверка полученных знаний. (Цифровой диктант в тетрадях)

    А теперь давайте закрепим наши знания.

    1.Что растения поглощают из воздуха при дыхании?
    а) кислород;

    б) углекислый газ;

    2.Что растение выделяет при дыхании?
    а) кислород;

    б) углекислый газ;

    3.Что несёт энергию необходимую для развития растения?
    а) вода;

    б) солнечный свет;

    4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?
    а) вода;

    б) углекислый газ;

    в) кислород.

    5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?
    а) вода;

    б) кислород;

    в) углекислый газ.

    ПРОВЕРКА

    VI . Подведение итогов.

    Вы сегодня молодцы, хорошо работали.

    А теперь послушайте сказку, её покажут наши девочки. Слушать внимательно, задам несколько вопросов.

    1.СКАЗКА (слушаем)

    О чём рассказали зелёные листики девочке Марине?

    Что берут из воздуха клетки листа? (Углекислый газ)

    Как называются те вещества, которые вырабатывают клетки? (Крахмал и сахар)

    Для чего они нужны клеткам?(для роста растений)

    Что даёт энергию зелёным листьям? (Солнце)

    2.Вывод

    - Давайте вспомним, какую задачу мы с вами поставили?

    Мы ее разгадали?

    Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества? (Они образуются на свету из углекислого газа и воды при питании растений)

    Как растения дышат?

    Как растение питается?

    Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?

    Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества)

    VII . Рефлексия.

    Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?

    VIII . Заключение.

    Я благодарю вас за работу на занятии.

    Выставление отметок с комментированием.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Маринка (ходит по лесу и удивляется)

    Как удивительно поёт птица. И почему у неё не такие песни, как у других?

    Ой, белка скачет, интересно мне знать, куда и зачем она скачет?

    (села девочка отдохнуть под старым дубом)

    Что- то я устала, сяду и немного отдохну.

    Интересно, почему это листья такие зелёные и о чём они все время перешептываются?

    Девочка, что глядишь-шь-шь? Разве ты нас поймешь-шь-шь?

    НУ, если не спишь-шь-шь, тогда слушай. Мы потому ш-ше-лестим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся.

    А зелёные мы от того, что в каждом листе полным-полно чудесных зелёных хлорофиловых зёрен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.

    А вот и нет. Я знаю - дерево кормят корни.

    Несмыш-ш-шлёныш-ш-ш! Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и всё-таки из того, что добывают под землёй корни, не то что ствол или сук -даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчётное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворённых в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зелёные зёрнышки-заводики.

    Ну да, вы уж скажете. Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.

    Верно говоришь-шь-шь. Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну, а нашим зелёным заводикам энергию даёт солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет - самое главное! Крохотные хлорофилловые зёрна с утра до вечера ловят свет. С его- то помощью они соединяют различные вещества в одно чудесное- живое.

    Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зёрнам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш...

    Послушайте! Выходит, если я ем яблоко и картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зелёные заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?

    Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко




    Отгадайте названия частей растений… 1.Часть растения, в котором образуются семена. ПЛОД 2.Часть растения, по которому проходят питательные вещества. СТЕБЕЛЬ 3.Часть растения, которая находится под землёй. КОРЕНЬ 4.Части растения, с помощью которых оно дышит. ЛИСТЬЯ 5.Части растения, которые помогают растению размножается. СЕМЕНА 6.Часть растения, из которого развиваются плоды. ЦВЕТОК


    Найдите в тексте ошибки… У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена. В тексте 4 ошибки: У хвойных растений есть листья, это – хвоинки. У лиственницы листья опадают на зиму. Хвойные растения не цветут. У хвойных растений нет плодов.









    Спасибо за урок! Домашнее задание: В учебнике- стр, В тетради – стр Вывод: растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причём при питании растения выделяют значительно больше кислорода, Чем поглощают при питании.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 1

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

    В рамках районного семинара «Инновационный поиск и развитие методических традиций в условиях модернизации образования»

    Предмет: окружающий мир

    Тема: «Солнце, растения и мы с вами»

    Учитель начальных классов

    Сажнева Д.А.

    Цель: познакомить с дыханием и питанием растений.

    Планируемые результаты:

    Учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой и живой природой, растениями и человеком;

    Учащиеся научатся моделировать эти взаимосвязи и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям;

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы;

    Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    Оборудование:

    Карточки у учащихся и учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, таблицы, компьютер, экран.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    Проверяем готовность к уроку.

    II. Актуализация знаний

    1.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):

    Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?

    Перечислите, какие вы знаете группы растений?

    Приведите примеры различных видов растений, которые записали в рабочей тетради.

    Перечислите основные части растений?

    2.Игра «Кто знает?» (Работа в парах по таблице):

    У вас на столе лежат таблицы. Их надо дополнить. Работаете в парах, а затем будем проверять.

    III. Самоопределение к деятельности.

    Мы перечислили основные части растений. А теперь подумаем, без чего не могут обходиться растения? (солнце, свет, почва, вода )

    Тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (Слайд 1)

    Ребята, а как слова «солнце», «растение», «человек» распределить в две группы? (объекты живой и неживой природы ) (Слайд 2)

    Какие признаки живой природы мы знаем? (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают ) (Слайд 3)

    Все это относится и к растениям. И сегодня мы поговорим о том, как растения дышат и питаются.

    Цель нашего урока: познакомится с питанием и дыханием растений (Слайд 4)

    Какие задачи мы перед собой поставим, исходя из темы урока и нашей цели?

    • Узнать о том, как растения дышат
    • Узнать о том, как растения питаются
    • Обнаружить взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком.
    • Смоделировать взаимосвязи между растениями и неживой природой. (Слайд 5)

    IV. Работа по теме урока

    1.Беседа и рассказ учителя

    Дыхание растений (слайд 6)

    Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.

    В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.

    Питание растений (слайд 7)

    Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва )

    А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли )

    Ребята, а как вы думаете, есть ли в почве сахар или крахмал? (нет )

    Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?

    Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.

    Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Это минеральные соли и вода. Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и вода для роста клеток листьев.

    А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.

    V. Закрепление изученного материала

    Работа с моделями (Дети работают у себя в тетрадях, учитель на доске).

    Попробуем эти процессы смоделировать. Первое. Как растения дышат?

    Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель дыхания растений.

    Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.

    Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель питания растений.

    Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?

    Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества )

    VI. Рефлексия

    В своих тетрадях дома наклейте карточки правильно, чтобы смоделировать процессы питания и дыхания растений.

    А внизу с. 42 поставьте флажок нужного цвета. Зеленый если на уроке все понимали и получалось. Желтый – если что-то осталось непонятным или не получалось. Красным – если не поняли ничего и ничего не получилось.

    VII. Итог урока

    Какова была цель нашего урока? (слайд 8)

    Сумели ли мы решить поставленные задачи? (Слайд 9)

    Что интересного узнали на уроке?

    Спасибо за внимание! (Слайд 10)

    Резерв: написать благодарственное письмо растениям.


    Тема: «Солнце, растения и мы с вами»Цель: познакомить с дыханием и питанием растений.
    Планируемые результаты:
    - учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой и живой природой, растениями и человеком;
    - учащиеся научатся моделировать эти взаимосвязи и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям;
    - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы;
    - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
    Оборудование:
    Карточки у учащихся и учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, таблицы, компьютер, экран.
    ХОД УРОКА
    I.Организационный момент
    Проверяем готовность к уроку.
    II.Актуализация знаний
    1.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):
    - Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?
    - Перечислите, какие вы знаете группы растений?
    - Приведите примеры различных видов растений, которые записали в рабочей тетради.
    - Перечислите основные части растений?
    2.Игра «Кто знает?» (Работа в парах по таблице):
    Растение Органы растения Цифра
    Капуста Плоды
    Семена
    Корни
    Листья
    Стебли Слива Огурец Горох Морковь Кукуруза У вас на столе лежат таблицы. Их надо дополнить. Работаете в парах, а затем будем проверять.
    III.Самоопределение к деятельности.
    Мы перечислили основные части растений. А теперь подумаем, без чего не могут обходиться растения? (солнце, свет, почва, вода)
    Тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (Слайд 1)
    Ребята, а как слова «солнце», «растение», «человек» распределить в две группы? (объекты живой и неживой природы) (Слайд 2)
    Какие признаки живой природы мы знаем? (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают) (Слайд 3)
    Все это относится и к растениям. И сегодня мы поговорим о том, как растения дышат и питаются.
    Цель нашего урока: познакомится с питанием и дыханием растений (Слайд 4)
    Какие задачи мы перед собой поставим, исходя из темы урока и нашей цели?
    Узнать о том, как растения дышат
    Узнать о том, как растения питаются
    Обнаружить взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком.
    Смоделировать взаимосвязи между растениями и неживой природой. (Слайд 5)
    IV.Работа по теме урока
    1.Беседа и рассказ учителя
    Дыхание растений (слайд 6)
    Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты.И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.
    В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.
    Питание растений (слайд 7)
    Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)
    А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)
    Ребята, а как вы думаете, есть ли в почве сахар или крахмал? (нет)
    Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?
    Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.
    Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Это минеральные соли и вода. Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и вода для роста клеток листьев.
    А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.
    V.Закрепление изученного материала
    Работа с моделями (Дети работают у себя в тетрадях, учитель на доске).
    Попробуем эти процессы смоделировать. Первое. Как растения дышат?
    Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель дыхания растений.
    Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.
    Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель питания растений.
    Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?
    Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества)
    VI.Рефлексия
    В своих тетрадях дома наклейте карточки правильно, чтобы смоделировать процессы питания и дыхания растений.
    А внизу с. 42 поставьте флажок нужного цвета. Зеленый если на уроке все понимали и получалось. Желтый – если что-то осталось непонятным или не получалось. Красным – если не поняли ничего и ничего не получилось.
    VII. Итог урока
    Какова была цель нашего урока? (слайд 8)
    Сумели ли мы решить поставленные задачи? (Слайд 9)
    Что интересного узнали на уроке?
    Спасибо за внимание! (Слайд 10)
    Резерв: написать благодарственное письмо растениям.


    Приложенные файлы