Кто такие зилоты. Зелоты. Отрывок, характеризующий Зелоты

(лат. sicae ), которые они прятали под одеждою и которыми поражали насмерть всех лиц, совершавших какое-либо святотатство или что-либо противное духу иудаизма .

Галилея с самого начала оказалась театром этих военных действий.

Зелоты сражались с прямо-таки сверхчеловеческими усилиями против воинов, испытанных в бесчисленных боях во всем тогда известном свете, и если они уступали перед превосходством военного искусства или численностью своих врагов, нередко вследствие измены в собственных рядах своих, то умирали настолько храбро и шли на мученичество так геройски, что вызывали изумление и суеверный страх в своих победителях. Собственно описание Иосифа трагической кончины последнего великого предводителя зелотов, Элеазара б.-Яир, и его воинов после осады и падения Масады («Иуд. война», VII, 8-9) служит лучшим опровержением тех злобных нападок на них, которые позволяет себе Флавий. Во время осады Иерусалима Зелотов не испугали даже поражение, испытанное в Галилее, и чудовищное избиение их сотоварищей: их уверенность в окончательную победу священного города с его могучими стенами оставалась у них непреклонною.

Впрочем, между зелотами и синедрионом происходили вечная вражда и пререкания; не ладили между собою и руководители зелотов.: вместо того, чтобы действовать по точному плану, выработанному одним авторитетным предводителем, они дробили свои силы на части; во главе одной из них стоял Шимон Бар-Гиора, во главе другой - Элеазар б.-Симон и Симон б.-Яир (Эзрон), во главе третьей - Иоханан из Гискалы, а во главе четвертой, состоявшей преимущественно из полуварварских идумеян, - Яков б.-Сосас и Симон б.-Катла («Иуд. война», V, 6, §§ 2-3; VI, 1).

Для того, чтобы насильно принудить состоятельных и более миролюбиво настроенных граждан к активному вмешательству, рассвирепевшие зелоты подожгли кладовые с зерном, заготовленным для нужд народа на время осады («Иудейск. война», V, 1, § 4). Это трагическое обстоятельство упоминается в Aboth r. Nath., VI (ed. Schechter, 32), в единственном талмудическом месте, говорящем о «Kannaim» как о политической партии. Вторая версия (ed. Schechter, 31) имеет вм. Kannaim «Sicarii» и совпадает с Гитт., 56, Echa r., к I, 5 и Kohelet. rab., VII, 11, упоминая о трех богатых иерусалимцах, склонных жить в мире с Римом и пострaдавших от того, что З. подожгли их амбары; то были Бен-Кальба Шабуа, Бен-Цицит га-Кассат и Никодим (Никомед б.-Горион; ср. Grätz, l. с., 527-528; Derenbourg, l. с., 284). В Коhеl. rab., VII, 11 инициатива в поджоге кладовых приписывается предводителю зелотов («Реш-Бариону»; см. Бен-Батиах).

Шимон бар-Гиора и Иоханан из Гискалы пережили падение Иерусалима и участвовали в Риме в триумфальном шествии Тита. Шимон с веревкой на шее был доставлен на форум и свергнут с Тарпейской скалы («Иуд. война», V, 5, § 6). Много зелотов пало под ударами меча или под пыткой, те же из них, которым удалось бежать в Александрию или Киренаику, вызвали своей непримиримою враждою к Риму оппозицию людей миролюбивых, однако, в конце концов подверглись столь же трагической участи, как их собратья («Иуд. война», VII, 6, §§ 1-5; 10, §§ 1-4). Всех зелотов воодушевлял дух отчаяния и недоверия к будущему; эти качества и побуждали их предпочитать ужаснейшие пытки и смерть римскому рабству.

История высказалась в пользу фарисеев, признавших за школами (см. Иоханан бен-Заккаи) больше жизненного значения для евреев, чем за государством и храмом; однако зелоты также имеют право на признание за свою беспримерную стойкость. Среди учеников Иисуса упоминается некий Симон Зилот (Лука, VI, 15; «Деян.», I, 13). Это же лицо евангелисты Матф 10:4 и Марк 3:18 именуют «Ханаанеем», очевидно, исказив здесь слово הקנאן (га-каннан ).

Зелоты (по-гречески zelotes, буквально `ревнители`; на иврите קַנָּאִים - каннаим) - общее название радикальных течений в освободительном движении последнего столетия эпохи Второго Храма , вылившемся в восстание 66–73 гг. н. э. .

Движение зелотов

Главным центром движения зелотов была Галилея , а затем также и Иерусалим . Движение зелотов, религиозное в своей основе, развилось из фарисейства , отличаясь от него гораздо большим радикализмом в понимании национальной независимости. Возведя политическую свободу Иудеи в степень религиозной доктрины, зелоты рассматривали примирение с римским владычеством как тягчайший грех, ибо только Бог является истинным владыкой народа Израиля и его страны.

Скудный исторический материал позволяет лишь в самом общем виде проследить начальные этапы развития движения. Уже во времена наместничества Ирода I в Галилее там началось антиримское брожение: некий Хизкия во главе собственного отряда нападал на римские части; в 46 г. до н. э. он был захвачен Иродом и казнен.

Спустя 40 лет, в 6 г. до н. э., сын Хизкии, Иеhуда Галилеянин вместе с фарисеем Цадоком, принадлежавшим, по-видимому, к священническим кругам Иерусалима, призывали евреев сопротивляться проводившейся римлянами с фискальными целями переписи населения и имущества, видя в этой переписи признак формального включения Иудеи в Римскую империю в качестве одной из ее провинций.

Требования императора Калигулы поставить по всей Империи его идолы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей Иудеи привело к существенной радикализации еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. В следующем поколении сыновья Иехуды, Яаков и Шимон, стояли в центре антиримских смут в дни прокуратора Тиберия Александра (46–48 гг. н. э.) и были им казнены.

Число приверженцев движения непрерывно росло, и к началу восстания (66 г. н. э.) оно включало также и значительное число евреев Заиорданья .

Течения зелотов

К этому времени среди зелотов можно выделить три основных течения.

  1. Наиболее крайнее течение галилейских зелотов, которых их противники назвали сикариями (от латинского sicarii - `убийцы`) за террористические методы борьбы, отличалось преданностью дому Иехуды Галилеянина, мессианскими чаяниями и требованием социальной справедливости. Одной из центральных фигур этого течения был Менахем из дома Иехуды, который захватил накануне восстания крепость Масаду и перебил находившийся там римский гарнизон. С началом восстания Менахем появился в Иерусалиме, призывая не только к войне с римлянами, но и к борьбе с местной аристократией. Многие приверженцы Менахема видели в нем мессианского царя. Впоследствии Менахем был убит противниками в результате внутренних конфликтов среди восставших. Из дома Иехуды Галилеянина происходил также Элазар бен Яир , возглавлявший гарнизон повстанцев в Масаде с 66 г. вплоть до падения крепости в 73 г.
  2. Более умеренное, иерусалимское течение, собственно зелоты (каннаим), возглавлялось преимущественно выходцами из священнических и аристократических кругов Иерусалима . В идеологии этого течения социальный аспект не занимал особого места, хотя именно иерусалимские зелоты впервые избрали первосвященника не из среды правящей олигархии.
  3. Третьим было движение, возглавлявшееся Шимоном Бар-Гиорой . Начавшись в Заиорданье , движение охватило преимущественно низшие сословия по всей стране. Сторонники Шимона Бар-Гиоры видели в нем царя-Мессию. Социальная идеология этого движения была более радикальной, чем идеология сикариев: еще до прибытия в Иерусалим Шимон объявил свободу рабам и экспроприацию имущества богатых, а в Иерусалиме приверженцы Бар-Гиоры и Менахема сожгли долговой архив.

Разногласия между лидерами трех течений были одним из факторов падения Иерусалима. Традиции движения зелотов, однако, продолжали жить после подавления восстания 66–73 гг. и нашли свое выражение в Бар-Кохбы восстании .

Иосиф Флавий

Наиболее известен из иерусалимских священников-зелотов Иосиф Флавий , в сочинениях которого содержится самый обширный сохранившийся материал о зелотах. Он называет зелотов одной из четырех - наряду с фарисеями,

церк.-политич. партия в Византии, выступавшая с 8 в., со времени иконоборчества, против вмеша-тельства императора в церк. дела и отстаивавшая независим. церкви от светской власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЗИЛОТЫ

греч., ед. ч. znlotns - ревнитель) - радикальная политич. группировка в Фессалониках (Византия), руководившая восстанием 1342-50, вспыхнувшим в условиях ожесточ. борьбы феод. клики Иоанна Кантакузина против пр-ва Иоанна V. Вожди З. - Михаил и Андрей Палеологи, митрополит Иакинф. В результате восстания З. в Фессалониках была установлена коммуна. Социальная программа З. недостаточно выяснена, изучение ее осложняется тем, что осн. источник для изучения требований З. - "Слово" Николая Кавасилы - риторичен, а в последнее время поставлена под сомнение (амер. историк И. Шевченко) сама возможность относить его к З. В восстании участвовали широкие слои горожан, а возможно и сельского населения окрестных земель (сов. историк Б. Т. Горянов). Осн. опорой З. были моряки. Органы власти Фессалоникской коммуны - совет и два архонта. Движение З. распространилось и на ряд окружавших Фессалоники городков. Недостаточно изучен вопрос об идеологии З. Кантакузин сообщает, что восставшие высмеивали христ. таинства. Этапы восстания З.: 1) 1342-43 - политич. переворот, изгнание динатов, переход власти в руки богатых купцов; 2) 1343-45 - рост влияния гор. и сел. бедноты, возглавляемой З., ликвидация аристократич. заговоров; 3) 1345-49- гегемония плебейских масс города; 4) 1349-50 - бегство Андрея Палеолога и спад движения. В 1349 Кантакузин занял Фессалоники. Восстание З. стоит в одном ряду с движением в купеч. городах Италии 14 в., однако теория рум. историка О. Тафрали, объяснявшего переворот З. прямым влиянием восстания в Генуе 1339, отвергнута (И. Шевченко, чеш. ученый В. Грохова). Восстание З. было не революцией (как считают О. Тафрали, сов. историк А. К. Бергер), а антифеод. революц. движением (Э. Вернер, ГДР), поражение к-рого ускорило упадок Византии. Лит.: Бергер А., Демократич. революции в Византии в 14 в., в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, (т.) V, М.-Л., 1930; Горянов Б. Т., Поздневизант. феодализм, М., 1961, с. 303-74; Вернер Э., Нар. ересь или движение за социально-политич. реформы? Проблемы революц. движения в Солуни в 1342-1349 гг., в сб.: Визант. Врем., (т.) 17, М.-Л., 1960; Hrochov? V., La r?volte des z?lotes а Salonique et les communes italiennes, "Byzantinoslavica", XXII, 1961; Semcenco I., Nicol?s Cabasilas´ Anti-Zealot discourse.A reinterpretation, в сб.: Dumbarton Oaks Papers, v. 11, 1957.

Зилоты

Зилоты (зелоты), самое радикальное политич. направление среди иудеев, возникновение к-рого связано с восстанием Иуды (см. Иуда 7) Галилеянина (Деян 5:37) . У З. было очень сильно выражено национально-патриотическ. чувство. Стремясь изгнать римлян, они в 66 г. по Р.Х. стали зачинщиками Иудейской войны. В этой войне они боролись не только с римлянами, но и с умеренно настроенными представителями своего народа. Судя по прозвищу "ревнитель" (греч. зелотес (Лк 6:15; Деян 1:13) арам. каннай = "кананит" в Синод. пер. (Мф 10:4; Мк 3:18)) , к этой партии принадлежал апостол см. Симон .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Зилоты" в других словарях:

    - (греч. zelotai букв. ревнители), политическая группировка 14 в. в Фессалониках. В 1342 возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 движение зилотов было подавлено… … Большой Энциклопедический словарь

    - (по гречески ревнители) политическая группировка 14 в. в Фессалониках. В 1342 г. возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке народных масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 г. движение зилотов было подавлено… … Исторический словарь

    - (иноск.) ревнители, непримиримые намекъ на зилотовъ, іудейской религіозно политической партіи, боровшейся за свою политическую самостоятельность. Девизъ ея: нѣтъ владыки, кромѣ Іеговы, нѣтъ подати, кромѣ храмовой, нѣтъ друга, кромѣ Зилота. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ЗИЛОТЫ. см. зелоты. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. ревнители). 1) иудейская религиозно политическая партия, «непримиримых», игравшая значительную роль в последние годы борьбы иудейского народа за свою политическую самостоятельность. 2) вообще непримиримые, ревнители. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    Это статья о греческой политической группировке XIV века. О зилотах мира StarCraft см. Протосс. Не следует путать с зелотами. Зилоты (от греч. ζηλωτής, букв. «ревнитель, приверженец») анти аристократическая политическая группировка в… … Википедия

    - (греч. zēlōtai, буквально ревнители) политическая группировка 40 х гг. 14 в. в Фессалониках (Византия). Возникла в период острой борьбы между константинопольским правительством Алексея Апокавка (проводившего политику централизации… … Большая советская энциклопедия

    - (греч. zēlōtái, буквально ревнители), политическая группировка XIV в. в Фессалониках. В 1342 возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке масс (особенно моряков) захватили власть в городе. В 1349 движение зилотов было подавлено… … Энциклопедический словарь

    - (греч., ед. ч. znlotns ревнитель) радикальная политич. группировка в Фессалониках (Византия), руководившая восстанием 1342 50, вспыхнувшим в условиях ожесточ. борьбы феод. клики Иоанна Кантакузина против пр ва Иоанна V. Вожди З. Михаил и Андрей… … Советская историческая энциклопедия

    Зилоты - (греч. zelotai ревнители) радикальная полит, группировка в Фессалонике, богатом торгово ремесленном центре, сохранявшем некоторую экономим, самостоятельность. Полит, власть в Фессалонике сосредоточилась в руках феодалов и духовенства, которые… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

ζηλωτής , букв. «ревнитель , приверженец »)
  • Зилоты (зелоты) - социально-политическое и религиозно-эсхатологическое течение в Иудее, возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н. э.
  • Зилоты - политическая партия в Константинополе в XII-XIV веках, находившаяся в противостоянии с партией политиков. Её приверженцы, в числе которых были преимущественно монахи и представители низших городских слоёв, заявляли себя строгими ревнителями церковных правил и добивались, чтобы государство не посягало на права Церкви и не вмешивалось в сферу духовной власти.
  • Зилоты - греческая антиаристократическая политическая группировка, захватившая на несколько лет власть в Фессалониках в XIV веке.
  • Зилоты - современное греческое название монахов, ведущих подчёркнуто аскетичный образ жизни и негативно относящихся к экуменизму и церковному модернизму.

См. также

  • О зилотах мира StarCraft см. Протосс
__DISAMBIG__

Напишите отзыв о статье "Зилоты"

Отрывок, характеризующий Зилоты

– А недалеко, – должно быть, за ручьем? – сказал он стоявшему подле него гусару.
Гусар только вздохнул, ничего не отвечая, и прокашлялся сердито. По линии гусар послышался топот ехавшего рысью конного, и из ночного тумана вдруг выросла, представляясь громадным слоном, фигура гусарского унтер офицера.
– Ваше благородие, генералы! – сказал унтер офицер, подъезжая к Ростову.
Ростов, продолжая оглядываться на огни и крики, поехал с унтер офицером навстречу нескольким верховым, ехавшим по линии. Один был на белой лошади. Князь Багратион с князем Долгоруковым и адъютантами выехали посмотреть на странное явление огней и криков в неприятельской армии. Ростов, подъехав к Багратиону, рапортовал ему и присоединился к адъютантам, прислушиваясь к тому, что говорили генералы.
– Поверьте, – говорил князь Долгоруков, обращаясь к Багратиону, – что это больше ничего как хитрость: он отступил и в арьергарде велел зажечь огни и шуметь, чтобы обмануть нас.