Школа веселых экспериментов. Познавательные опыты для детей. Опыты для детей «Ледяная рыбалка»

Маленький ребенок - это не только вечный двигатель и прыгатель, но еще гениальный выдумщик и бесконечная почемучка. Детское любопытство хоть и доставляет родителям много забот, но само по себе очень полезно - ведь это залог развития малыша. Узнавать что-то новое полезно не только в виде уроков, но и в форме игры или опытов. Именно о них мы сегодня и поговорим. Простые физические и химические опыты не требуют особенных знаний, специальной подготовки или дорогих материалов. Их можно проводить на кухне, чтобы удивить, развлечь ребенка, открыть перед ним целый мир или просто поднять настроение. Практически любой опыт ребенок может подготовить и поставить самостоятельно в вашем присутствии. Однако, в некоторых из экспериментов, главным действующим лицом лучше сделать маму или папу.

Взрыв цвета в молоке

Что может быть удивительнее, чем превращение привычной вещи в непривычную, когда белое, знакомое каждому, молоко становится разноцветным?

Понадобится: цельное молоко (обязательно!), пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
План работы:

  1. Налейте молоко в тарелку.
  2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
  3. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком.
  4. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта: Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Выращиваем кристаллы

Этот опыт все знают с детства - получение кристаллов из соленой воды. Можно, конечно, делать это с раствором медного купороса, но детский вариант - простая поваренная соль.


Суть эксперимента проста - в соленый раствор (18 ложек соли на пол литра воды) опускаем цветную нитку и ждем, когда на ней нарастут кристаллы. Будет очень интересно. Особенно если взять шерстяную нитку или заменить ее замысловатой щетинчатой проволокой.

Картошка становится подводной лодкой

Ваш ребенок уже научился чистить и резать картошку? Его больше не удивишь этим серо-коричневым клубнем? Конечно, удивишь! Нужно превратить картошку в подводную лодку!
Для этого нам понадобятся один клубень картофеля, литровая банка и пищевая соль. Налейте полбанки воды и опустите картофелину. Она утонет. Добавьте в банку насыщенный раствор соли. Картошка всплывет. Если вы захотите, чтобы она снова погрузилась в воду, то просто в банку добавьте воды. Ну чем не подводная лодка?
Разгадка: Картофель тонет, т.к. он тяжелее воды. По сравнению с раствором соли он легче, поэтому и всплывает на поверхность.

Батарейка из лимона

Этот опыт хорошо проводить с папой, чтобы он подробнее объяснил, откуда в лимоне электричество?

Нам понадобятся:

  • Лимон, тщательно вымытый и насухо вытертый.
  • Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2-0,5 мм толщиной и длиной 10 см.
  • Стальную скрепку для бумаги.
  • Лампочку от карманного фонарика.

Проведение опыта: первым делом, зачищаем противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2-3 см. Вставляем в лимон скрепку, прикручиваем к ней конец одной из проволочек. Втыкаем в лимон в 1-1,5 см. от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала протыкаем лимон в этом месте иголкой. Возьми два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки.
Что произошло? Лампочка загорелась!

Стакан смеха

Вам нужно срочно доварить суп, а ребенок висит на ногах и тянет в детскую? Этот опыт заставит его отвлечься на несколько минут!
Нам понадобится только стакан с тонкими ровными стенками, наполненный доверху водой.
Проведение опыта: возьмите стакан в руку и поднеси к глазам. Посмотрите сквозь него на пальцы другой руки. Что произошло?
В стакане вы увидите очень длинные и тонкие пальцы без кисти. Поверните руку пальцами вверх, и они превратятся в смешных коротышек.Отведите стакан подальше от глаз, и в стакане появится уже вся кисть, но маленькая и сбоку, как-будто вы передвинули руку.
Посмотрите с ребенком друг на друга через стакан - и не надо ходить в комнату смеха.

Вода течет вверх по салфетке

Это очень красивый опыт идеально подойдет для девочек. Нам необходимо взять салфетку, вырезать полоску, нарисовать точечками линии разных цветов. Потом опускаем салфетку в стакан с небольшим количеством воды и восхищенно наблюдаем, как поднимается вода и пунктирные линии превращаются в сплошные.

Чудо-ракета из чайного пакета

Этот элементарный фокус-опыт просто "бомба" для любого ребенка. Если вы уже замучились искать гениальные развлечения для детей, это то, что вам нужно!


Осторожно раскройте обычный чайный пакетик, поставьте его вертикально и подожгите. Пакетик догорит до конца, взлетит высоко в воздух и будет кружить над вами. Этот нехитрый эксперимент обычно вызывает бурю восторгов и у взрослых, и у детей. А причина у этого явления та же, которая заставляет взлетать искры от костра. Во время горения создается поток теплого воздуха, который выталкивает пепел вверх. Если поджигать и тушить пакетик постепенно, никакого полета не получится. Кстати, взлетать пакетик будет не всегда, если температура воздуха в помещении достаточно высока.

Живая рыбка

Еще один несложный опыт, которым можно приятно удивить не только детей, но и подруг.
Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ.

Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.
Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Лучше всего воспользоваться для этого масленкой от велосипеда или швейной машины. Если масленки нет, можно набрать машинного или растительного масла в пипетку или трубочку от коктейля: опустите трубочку одним концом в масло на 2-3 мм. Потом верхний конец прикройте пальцем и перенесите соломинку к рыбке. Держа нижний конец точно над отверстием, отпустите палец. Масло вытечет прямо в отверстие.
Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!

Фокус «заговор воды»

Каждый ребенок считает, что его мама - волшебница! И чтобы продлить подольше эту сказку, нужно иногда подкреплять свою волшебную природу настоящими "волшебностями".
Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки покрасьте красной акварельной краской. Налейте воды в банку и закрутите ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.

Башня плотности

Такой эксперимент подойдет деткам постарше, либо внимательным, усидчивым малышам.
В этом опыте предметы будут зависать в толще жидкости.
Нам понадобятся:

  • высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая банка из-под консервированных оливок или грибов
  • 1/4 стакана (65 мл) кукурузного сиропа или меда
  • пищевой краситель любого цвета
  • 1/4 стакана водопроводной воды
  • 1/4 стакана растительного масла
  • 1/4стакана медицинского спирта
  • разные мелкие предметы, например, пробка, виноградина, орех, кусочек сухой макаронины, резиновый шарик, помидорчик "черри", маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп

Подготовка:

  • Аккуратно налейте в сосуд мед, так, чтобы он занимал 1/4 объема.
  • Растворите в воде несколько капель пищевого красителя. Налейте воду в сосуд до половины. Обратите внимание: добавляя каждую жидкость, лейте очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем.
  • Медленно влейте в сосуд такое же количество растительного масла.
  • Долейте сосуд доверху спиртом.

Начинаем научное волшебство:

  • Объявите зрителям, что сейчас заставишь разные предметы плавать. Вам могут сказать, что это легко. Тогда объясните им, что сделаете так, чтобы разные предметы плавали в жидкостях на разном уровне.
  • По одному аккуратно опустите в сосуд мелкие предметы.
  • Пусть зрители сами увидят, что получилось.


Результат: разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые "зависнут" прямо посередине сосуда.
Объяснение: этот трюк основан на способности различных веществ тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.
Спирт остается на поверхности растительного масла, потому что плотность спирта меньше плотности масла. Растительное масло остается на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды. В свою очередь, вода - вещество менее плотное, чем мед или кукурузный сироп, поэтому остается на поверхности этих жидкостей. Когда вы опускаете предметы в сосуд, они плавают или тонут в зависимости от своей плотности и плотности слоев жидкости. У шурупа плотность выше, чем у любой из жидкостей в сосуде, поэтому он упадет на самое дно. Плотность макаронины выше, чем плотность спирта, растительного масла и воды, но ниже, чем плотность меда, поэтому она будет плавать на поверхности медового слоя. У резинового шарика самая маленькая плотность, ниже, чем у любой из жидкости, поэтому он будет плавать на поверхности самого верхнего, спиртового, слоя.

Подводная лодка из винограда

Еще один трюк для любителей морских приключений!


Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Цветы лотоса

Еще один эксперимент из серии "для девочек".
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Куда делись чернила?

В копилку маме-волшебнице можно положить следующий фокус.
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

"Стой, руки вверх!"

А этот опыт снова для мальчишек - взрывных и шаловливых непосед!
Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).
Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.

Секретное письмо

Каждый из нас мечтал хотя бы раз в жизни превратиться в детектива или секретного агента. Это ведь так увлекательно - разгадывать загадки, искать следы и видеть невидимое.


Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Разбегающиеся зубочистки

Если на кухне нечем заняться, а из доступных игрушек только зубочистки, то и их мы легко пустим в дело!

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Исчезающая монетка


А этому фокусу можно научить любого ребенка старше 5 лет, пусть он показывает его своим друзьям!
Реквизит:

Подготовка:

  • Налейте в банку воды и закрой крышку.
  • Дайте своему помощнику монетку, чтобы он мог убедиться в том, что это действительно самая обычная монета и в ней нет никакого подвоха.
  • Пусть он положит монету на стол. Спросите у него: "Ты видишь монету?" (Конечно, он ответит "да".)
  • Поставьте на монетку банку с водой.
  • Скажите волшебные слова, например: "Вот волшебная монета, вот была, а вот и нету".
  • Пусть ваш помощник посмотрит сквозь воду сбоку банки и скажет, видит ли он монетку теперь? Что он ответит?

Советы ученому волшебнику:
Можно сделать этот трюк еще более эффектным. После того, как ваш помощник не сможет увидеть монетку, вы можете заставить ее появиться вновь. Скажите другие волшебные слова, например: "Как монетка провалилась, так она и появилась". Теперь уберите банку, и монета снова окажется на месте.
Результат: когда вы ставите на монетку банку с водой, кажется, что монетка исчезла. Ваш помощник ее не увидит.


Вконтакте

Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки, с которыми далее смогут играть.

1. Опыты для детей: лимонный вулкан

Вам понадобится:

– 2 лимона (на 1 вулкан)

– пищевая сода

– пищевые красители или акварельные краски

– средство для мытья посуды

– деревянная палочка или ложечка (при желании)

– поднос.

1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.

* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.

3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой “помните” лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.

6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона – вулкан начнется пениться.

8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.

2. Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков

Вам понадобится:

– 2 стакана

– небольшая емкость

– 4-6 жевательных червяков

– 3 столовые ложки пищевой соды

– 1/2 ложки уксуса

– 1 чашка воды

– ножницы, кухонный или канцелярский нож.

1. Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль – это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.

* Чем меньше кусочек, тем лучше.

* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.

2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.

3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.

4. Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.

5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.

6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.

* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.

3. Опыты и эксперименты: радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности

Вам понадобится:

– миска с водой

– прозрачный лак для ногтей

– маленькие кусочки черной бумаги.

1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.

2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.

3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.

* Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.

4. Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке

Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю – так появляется дождь.

Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

Вам понадобится:

– пена для бритья

– пищевой краситель.

1. Наполните банку водой.

2. Сверху нанесите пену для бритья – это будет облако.

3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на “облако”, пока не начнется “дождь” – капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

Вам понадобится:

– теплая вода

– подсолнечное масло

– 4 пищевых красителя

1. Наполните банку на 3/4 теплой водой.

2. Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей – красный, желтый, синий и зеленый.

3. Вилкой размешайте красители и масло.

4. Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.

5. Посмотрите, что произойдет – пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и “плавает” на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.

6. Интересные опыты: в олчок, в котором сливаются цвета

Вам понадобится:

– вырезанное из бумаги колесо, раскрашенное в цвета радуги

– резинка или толстая нить

– картон

– клей-карандаш

– ножницы

– шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).

1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.

2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3. Вырежьте приклеенный круг из картона.

4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.

6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.

7. Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке

Вам понадобится:

– небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет

– прозрачная пластиковая бутылка

– пищевой краситель

– ножницы.

1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

2. Отрежьте дно и ручки пакета.

3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.

4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области “шеи” медузы, но не слишком туго – вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.

6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.

7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла “плавать” в бутылке.

8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.

9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.

* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

8. Химические опыты: магические кристаллы в стакане

Вам понадобится:

– стеклянный стакан или миска

– пластиковая миска

– 1 чашка соли Эпсома (сульфат магния) – используется в солях для ванн

– 1 чашка горячей воды

– пищевой краситель.

1. Насыпьте соль Эпсома в миску и добавьте горячей воды. Можете добавить в миску пару капель пищевого красителя.

2. В течение 1-2 минут размешивайте содержимое миски. Большая часть гранул соли должна раствориться.

3. Налейте раствор в стакан или бокал и поместите его в морозилку на 10-15 минут. Не волнуйтесь, раствор не настолько горяч, чтобы стакан треснул.

2

Занимательные химические опыты подготовят детей к изучению химии в школе. Большая часть экспериментов, проводимых в домашних условиях, не опасны, познавательны, эффектны. Некоторые опыты снабжены письменным описанием, которое поможет объяснить ребёнку суть происходящих процессов и пробудить интерес к химической науке.

При проведении химических экспериментов дома необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

Простые эксперименты для самых маленьких

Химические опыты для маленьких детей, проводимые в домашней обстановке, не требуют никаких особых веществ.

Цветные пузыри

Для одного такого эксперимента понадобится:

  • фруктовый сок;
  • подсолнечное масло;
  • 2 шипучие таблетки;
  • декоративная прозрачная ёмкость.

Этапы опыта:


Создать пузыри с более прочной оболочкой можно самостоятельно, смешав для этого воду и средство для мытья посуды в сочетании 2:1 + немного сахарного песка. Если вместо сахара добавить глицерин, пузыри будут достигать очень больших размеров. Добавление к мыльному раствору пищевого красителя позволит получить цветные светящиеся пузыри.

Ночник

В домашних условиях с помощью простых веществ можно сделать ночник. Для этого потребуется:

  • помидор;
  • шприц;
  • серные головки от спичек;
  • перекись водорода;
  • отбеливатель.

Последовательность действий:

  1. В миску помещают серу, заливают отбеливателем, настаивают некоторое время.
  2. Набирают смесь в шприц, обкалывают помидор со всех сторон.
  3. Для начала химической реакции необходимо ввести перекись водорода. Это делают также шприцем в том месте, где находился черешок.
  4. Находясь в тёмной комнате, помидор будет излучать мягкий свет.

Осторожно! Есть такой помидор уже нельзя.

Шипящие шары

Самостоятельно можно изготовить шипящие шары для детского купания.

В процессе работы руки должны быть защищены перчатками.

Последовательность действий:


Плавающие червячки

Для следующего эксперимента понадобятся:

  • 3 желейных конфеты-червячка без сахарной обсыпки;
  • сода;
  • уксусная кислота;
  • вода;
  • стеклянные стаканы.

Этапы работы:

  1. Первый стакан наполовину заполняют уксусной кислотой.
  2. Во второй стакан налить тёплой воды и развести 60 г соды.
  3. Положить в раствор конфеты, оставить на 15 мин.
  4. Достать конфеты из раствора соды и поместить их в стакан с эссенцией.
  5. Поверхность конфет сразу покроется пузырьками, они будут непрерывно подниматься к поверхности и опускаться на дно стакана. Это происходит потому, что сода сначала заполняет поры конфеты, затем, вступая в реакцию с уксусом, выделяет углекислый газ, который поднимает конфету наверх.
  6. При соприкосновении с воздухом пузыри лопаются, конфета опускается на дно и опять покрывается пузырьками и поднимается.

Эксперименты для детей более старшего возраста

Химические опыты для детей в домашних условиях могут быть более сложными и интересными.

Вулкан

Так, любой школьник сможет смоделировать извержение вулкана дома:


Цветная пена

Для опыта по созданию цветной пены будут нужны:


Последовательность действий:

  1. Стаканы ставят на поднос, наполовину заполняют содой, добавляют красители.
  2. Уксус смешать с моющим средством, разлить по стаканам.
  3. Из каждого стакана будет выходить цветная пена. Наливать уксусную смесь в стаканы можно несколько раз, пока не выйдет вся сода.

Яйцо из малахита

Эксперимент по окрашиванию куриного яйца в цвет малахита длительный, но интересный:

  1. Для этого из яйца удаляют содержимое: делают 2 отверстия и выдувают.
  2. Для веса в пустое яйцо помещают немного пластилина.
  3. В 0,5 л воды растворяют ложку медного купороса (его можно приобрести в хозяйственном магазине).
  4. Опускают яйцо в раствор, скорлупа должна быть полностью погружена в раствор.
  5. Через несколько дней появятся пузырьки газа.
  6. Спустя неделю, скорлупа приобретёт лёгкий сине-зелёный окрас.
  7. Спустя месяц цвет скорлупы станет насыщенным малахитовым.

Фейерверк

Изготовление фейерверка своими руками:

  1. Магниевую стружку очень сильно измельчают.
  2. Серные головки спичек отделяют от дерева. Потребуется 2-3 коробка спичек. Измельчённый магний смешивают с порошком серы.
  3. Взять металлическую трубку и залепить плотно одно из отверстий гипсом.
  4. Засыпать в трубку смесь магния и серы. Смесь не должна занимать больше половины трубки.
  5. Трубку несколько раз обматывают фольгой. В свободное отверстие вставляют фитиль.
  6. Взрывать такие фейерверки можно только в безлюдных местах.

Окрашивание воды в синий цвет

Для окрашивания бесцветной жидкости в синий цвет нужны:

  • спиртовой раствор йода;
  • перекись водорода;
  • таблетка витамина C;
  • крахмал;
  • стаканы из стекла.

Выполнение опыта пошагово:

  1. Таблетка витамина C растирается в порошок, растворяется в 55 мл тёплой воды.
  2. Наливают в стакан 5 мл полученного раствора, добавляют 5 мл йода и 55 мл нагретой воды. Йод должен обесцветиться.
  3. Отдельно смешивают 18 мл перекиси водорода, 5 г крахмала, 55 мл воды.
  4. Йодный раствор переливают в раствор крахмала туда-сюда несколько раз.
  5. Бесцветная жидкость станет тёмно-синей. Йод теряет цвет при реакции с витамином C. Крахмал при смешивании с йодом становится синим.

Простые опыты на свойства металлов

Химические опыты для детей в домашних условиях можно проводить с металлами.

Для простых опытов будут нужны:

  • огонь;
  • кусочки различных металлов;
  • фольга;
  • медный купорос;
  • нашатырь;
  • кислота.

Для опыта с медной проволокой небольшой кусок металла закручивают в спираль и сильно накаляют на огне. Затем сразу же опускают в ёмкость с нашатырным спиртом. Реакция произойдёт моментально: металл начнёт шипеть, а чёрный налёт, образовавшийся при воздействии огня, сойдёт. Медная проволока снова заблестит. Опыт лучше проделать несколько раз, тогда цвет нашатыря станет синим.



Для следующего опыта потребуется твёрдый йод, измельчённый алюминий, тёплая вода. Йод смешивается с алюминием в равных долях. В смесь добавляется вода. Порошок начинает гореть, выделяя при этом фиолетовый дым.

В другом эксперименте будут участвовать:

  • канцелярская скрепка с хромовым напылением;
  • оцинкованный гвоздь из стали;
  • шуруп из чистой стали;
  • уксусная кислота;
  • 3 пробирки.

Этапы опыта:

  1. Металлические предметы помещают в пробирки, заливают кислотой, оставляют для наблюдений. В 1-ые дни наблюдается выделение водорода.
  2. На 4-ый день кислота в пробирках с металлическими предметами с покрытием начинает краснеть. В пробирке со стальным шурупом кислота приобретает оранжевый цвет, появляется осадок.
  3. Спустя 2 недели в пробирке со скрепкой кислота окрашивается в красный цвет, но только в верхних слоях. Там где находится скрепка, кислота бесцветная. После извлечения скрепки видно, что её внешний вид не изменён.
  4. Кислота в пробирке с гвоздём окрашена с плавным переходом красного цвета в бледно-жёлтый. Гвоздь не изменился.
  5. В 3-ей пробирке наблюдается также слоевое окрашивание жидкости и осадок. Шуруп почернел, верхние микрослои металла разрушились.

Вывод: незащищённое железо подвержено коррозии.

Для следующего опыта нужно приготовить синий раствор медного купороса (растворить в воде несколько кристаллов, размешать). Положить в пробирку не ржавые гвозди, залить раствором. Через некоторое время раствор станет зелёным, а гвозди приобрели цвет меди. Это произошло потому, что железо вытеснило из жидкости медь, вытесненная медь осела на металлические предметы.

Для проведения эксперимента «Водородная перчатка» будут нужны:


Последовательность действий:

  1. Солевой раствор и раствор медного купороса одновременно наливаются в колбу. При смешивании получается жидкость цвета морской волны.
  2. Из фольги сделать ком и поместить в отверстие колбы. Сразу же бурно начинает выделяться водород.
  3. Надеть на горлышко резиновую перчатку, моментально её заполняет газ.
  4. При соприкосновении с огнём перчатка разрывается, газ воспламеняется. Жидкость в сосуде постепенно приобретает грязно-серый оттенок.

Самые эффектные химические опыты для детей

Химические опыты для детей в домашних условиях отличаются большим разнообразием, а некоторые очень эффектны.

Цветная пена

Чтобы изготовить большое количество цветной пены нужно:


Обесцвеченная зеленка

Для опыта по обесцвечиванию зелёнки будут нужны:

  • раствор бриллиантовый зелёный;
  • стаканы;
  • отбеливатель;
  • нашатырь;
  • уксус;
  • перекись водорода;
  • таблетки активированного угля.

Последовательность действий:

  1. В 6 стаканов наливается вода, в каждый добавляется по капле зелёнки.
  2. 1-й стакан отставляют для сравнения, во 2 добавляют отбеливатель, в 3 - нашатырь, в 4 - перекись.
  3. Нашатырь моментально обесцвечивает жидкость.
  4. В стакане с отбеливателем появились мелкие пузыри, раствор стал бесцветным.
  5. Перекись водорода обесцветит жидкость постепенно, примерно в течение 15 мин.
  6. Добавленный в раствор уксус сделает жидкость ярче.
  7. Спустя 30 мин. жидкость светлеет.
  8. Активированный уголь осветляет раствор.

Фараонова змея

Проведение эксперимента под названием «Фараонова змея» потребует:


Этапы опыта:

  1. Песок пропитывается спиртом, формируется конусом.
  2. На вершине делается углубление.
  3. Соду перемешивают с сахаром, засыпают в углубление.
  4. Поджигают пропитанный песок.
  5. Смесь при этом превратится в чёрные шарики, сода и сахар начнут разлагаться.
  6. После горения спирта появится змея, состоящая из продуктов горения сахара.

Фараонова змея из сахара и соды:

Огонь без искры

Для получения огня без искры необходима марганцовка, глицерин и бумага.

Последовательность действий:

  1. Поместить в центр листа бумаги примерно 1,5 г порошка марганцовки, накрыть свободным краем листа.
  2. Нанести на бумагу 3 капли глицерина в то место, где находится порошок.
  3. Через 30 сек марганцовка начнёт шипеть, дымиться и даст чёрную пену. Экзотермическая реакция разогреет бумагу, и она загорится.

Фейерверк

Чтобы сделать дома маленький фейерверк, необходимо подобрать небольшую огнеупорную посуду с длинной ручкой.


Последовательность действий:

  1. На бумажный лист нужно насыпать растолчённую таблетку активированного угля, столько же марганцовки и такое же количество железных опилок.
  2. Сложить лист бумаги пополам, чтобы соединить порошки (порошки нельзя перемешивать ложками или лопатками: они могут воспламениться).
  3. Осторожно высыпать в огнеупорную посуду, подогревать над включенной конфоркой. Через несколько сек. разогретая смесь начнёт выбрасывать искры.

Химические наборы для детей

Химические опыты для детей в домашних условиях помогут провести специальные наборы веществ и инструментов.

Набор для проведения опытов «Вулкан»

Предназначен для детей от 14 лет, позволяет самостоятельно воспроизвести извержение маленького вулкана.

Комплектация:


Для проведения опыта сначала нужно сделать сам вулкан, в качестве материала подойдёт песок или гипс. Когда гора застыла, в углубление насыпают специальный порошок, поджигают. Вещество начинает эффектно гореть, выбрасывать искры, появляется пепел.

К достоинствам такого эксперимента можно отнести наглядное представление легковоспламеняющихся веществ. Недостатки: наличие вредных веществ, использовать можно только 1 раз.

Цена: 440 руб.

Набор «Chemistry»

Набор предусматривает выращивание кристаллов в домашних условиях.


В набор входят:

  • кристалл из аммония;
  • краситель;
  • полипропиленовый контейнер;
  • перчатки;
  • цветное стеклянное основание;
  • инструмент для перемешивания;
  • инструкция.

Этапы работы:

  • В контейнер высыпают кристаллический порошок, смешивают со 150 мл кипятка.
  • Мешают до абсолютного растворения.
  • Опускают в жидкость основу кристалла.
  • Накрывают крышкой на 60 мин.
  • В остывшую воду засыпают вещество для образования кристалла, закрывают крышку.
  • Спустя сутки снимают крышку.
  • Выжидают, пока вершина кристалла покажется над водой.
  • Воду сливают, кристалл вынимают и высушивают.

Опыт очень интересен детям, практически безопасен, но для его проведения потребуется не менее 4-х дней.

Стоимость набора: 350 руб.

Набор для химических экспериментов «Светофор»

Набор включает:

  • гидроксид натрия;
  • глюкозу;
  • индигокармин;
  • 2 мерных стакана;
  • перчатки.

Последовательность опыта:

  1. В 1-ом стакане растворяют глюкозу (4 таблетки), используя для этого небольшое количество кипятка. Добавляют 10 мг раствора гидроксида натрия.
  2. Во 2-ом стакане растворяют немного индигокармина.
  3. В полученную синюю жидкость вливают раствор глюкозы со щёлочью.
  4. При смешивании растворов жидкость станет зелёной (кислород, содержащийся в воздухе, окисляет индигокармин).
  5. Постепенно раствор станет красным, затем жёлтым. Если сосуд с жёлтым раствором встряхнуть, жидкость снова станет зелёной, следом красной и жёлтой.

Эксперимент зрелищный, интересный и безопасный. К недостаткам можно отнести недостаточно подробную инструкцию.

Цена набора: 350 руб.

Достоинства и недостатки домашних экспериментов

Название опыта Достоинства Недостатки
Фараонова змея Доступность материалов, зрелищность Не безопасен
Выращивание кристаллов Полная безопасность, наглядность Эксперимент довольно продолжителен
Вулкан Наглядно демонстрирует взаимодействие веществ Длительные приготовления к опыту
Эксперимент по взаимодействию металлов с различными жидкостями Эффектность, безопасность Требует немало времени для проведения
Домашний фейерверк Зрелищность и доступность используемых веществ Не безопасен

Большинство химических домашних опытов при правильном проведении не наносят вред здоровью ребёнка, но проводить их лучше под надзором взрослых. Все необходимые вещества найдутся на любой кухне.

Эксперименты раскроют детям секреты взаимодействия веществ и вызовут интерес к познанию мира.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: химические опыты для детей

Домашняя чудо-лаборатория: химические опыты для детей:

Мастер-класс

«Веселые научные опыты для детей и взрослых» (внеурочная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности)

В соответствии с ФГОС «значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности. Исследовательская проектная деятельность младших школьников может быть ориентирована на организацию самостоятельных исследований

По изучению флоры и фауны;

Полезных ископаемых и горных пород;

Проведение фенологических наблюдений;

Изучение свойств окружающей природы, веществ и материалов.

Исследовательская деятельность формирует умения работать с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Выбрана групповая форма работы, что способствует формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Целью моей работы является формирование у младшего школьника учебно-познавательной активности и умение видеть и понимать мир через опыт научно - практической деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Младшие школьники в процессе исследовательской деятельности смогут с интересом осваивать знания через опыт практических опытов и изучения свойств разных предметов.

2. Умения вести исследования в виде простейших опытов, использовать различную информацию помогут безболезненно перейти к обучению в старшем звене.

3. Ведение опытной деятельности поможет сформировать у детей правильную научную картину мира.

И ещё: в исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на процесс деятельности. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен.

Особое значение для развития личности школьни­ка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практиче­ского взаимодействия с окружающей средой обеспечи­вает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность школьников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выя­вить их скрытые существенные связи с явлениями при­роды. В школьном возрасте такие пробующие дей­ствия существенно изменяются и превращаются в слож­ные формы поисковой деятельности (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как шарик проникает в 3л банку или званый ужин

Опыт показывает, как теплый воздух при охлаждении стремится уменьшиться в объеме и таким образом втягивает шарик в банку.

Суть опыта :

Материал: воздушный шарик, вода,стеклянная банка, чайник с горячей водой

Этапы эксперимента:

  • Наливаем воду в воздушный шарик на столько, что бы шарик не смог проникнуть в горлышко трехлитровой банки.
  • Кипятим в чайнике воду.
  • Наливаем горячую воду в трехлитровую банку.
  • После того, как стенки банки прогрелись выливаем воду из банки.
  • Помещаем шарик с водой на горлышко банки.
  • Наблюдаем, как шарик сам проникнет в банку.

Что тут скажешь? Опыт демонстрирует зависимость между объемом, давлением и температурой газа. Подробности - ниже.

Горячая вода, оказавшись в банке, нагревает стеклянные стенки сосуда. Когда воду выливают, стекло начинает охлаждаться, отдавая тепло воздуху, находящемуся внутри банки. То есть воздух нагревается. А это значит, что молекулы двигаются быстрее, и расстояние между ними увеличивается.

Положив шарик на горлышко банки, мы, тем самым, перекрываем вход-выход молекул и создаем постоянный объем внутри емкости. Но помним, что воздух разогретый, расстояние между молекулами больше, чем при нормальных условиях, а, следовательно, их количество на единицу объема меньше.

Вариантов развития событий тут два. При уменьшении температуры может уменьшатся объем при постоянном давлении. Или уменьшаться давление при постоянном объеме.

Если мы закроем такую банку металлической крышкой, то это будет второй вариант. И при открытии уже остывшей банки мы услышим щелчок – это разница давлений. Таким способом стерилизуют банки для разных съедобных заготовок.

В нашем случае «крышка» не жесткая, и поэтому втягивается в банку. Таким образом давление остается постоянным, а шарик оказывается в банке.

Ловкое яйцо

Опыт иллюстрирует, как при помощи огня можно протолкнуть яйцо в бутылку и достать его обратно, не повредив яйцо.

Суть опыта : Что бы протолкнуть яйцо в бутылку нужно уменьшить давление внутри нее. Из-за сжигания кислорода в бутылке давление уменьшилось, а снаружи осталось прежним. Поэтому давление сверху и вдавило яйцо внутрь. Что бы достать яйцо из бутылки, нужно уменьшить давление снаружи нее. Это очень удобно сделать, если поместить горлышко бутылки в больший сосуд, в котором и понизили давление все тем же огнем. Яйцо от разности давление не пострадало и вполне пригодно в пищу.

Материал: бутылка, трехлитровая банка, вареное куриное яйцо, пластилин, газовая зажигалка, бумажный кораблик и самолет

Этапы эксперимента:

  • Чистим вареное яйцо.
  • Поджигаем бумажный кораблик.
  • Бросаем кораблик в бутылку.
  • Накрываем горлышко бутылки яйцом. Яйцо внутри.
  • Берем трехлитровую банку.
  • Горлышка для герметизации уплотняем пластилином.
  • Поджигаем бумажный самолетик.
  • Бросаем самолетик в банку.
  • Накрываем банку бутылкой с яйцом, горлышком вниз.
  • Яйцо оказывается в банке.

Итак, для того чтобы извлечь яйцо из бутылки, надо его, для начала, туда поместить.

Сей опыт проводили много раз, и интернет кишит публикациями про это. Поджигаем бумагу, кидаем в бутылку, ставим вареное очищенное яйцо в горлышко, и оно всасывается.

А вот когда дело касается объяснения процессов, благодаря которым это происходит – тут мнения расходятся. Есть предположение, что кислород сгорает, воздух становится разреженным (или вовсе вакуум), и яйцо из-за разницы давлений внутри и вне бутылки скользит вниз. Другой подход объясняет разницу давлений из-за изменения температуры. Т.е. когда бумага горит – воздух нагревается, и, следовательно, плотность его в емкости становится меньше. Когда яйцо ограничивает поступление воздуха в бутылку, и горение прекращается, воздух начинает остывать, температура падает, а вместе с ней падает и давление.

Вернемся к первому предположению о сгоревшем кислороде и вакууме. Само собой это так. Он действительно вступает в химическую реакцию, итогом которой всегда является CO 2 + H 2 O . Ничто никуда не девается, просто меняется химический состав газа. Соответственно и вакуума быть не может.

На помощь приходит логика и смекалка. Надо поменять местами условия, в которых находится яйцо. Т.е. перевернем бутылку «вверх ногами» и создадим более низкое давление вне ее. Поджигать помещение и резко его остужать – не вариант. Можно, конечно, забраться высоко в горы, где давление пониженное, захватив с собой закупоренную бутылку, и там ее открыть. Но это тоже способ не из легких. Нужно просто ограничить пространство не помещением, а несколько меньшим объемом. Например банкой, размер которой больше бутылки, и из которой потом будет возможность достать яйцо, не повреждая его. Герметичность в этом случае обеспечит пластилин. Повторяем все действия в той же последовательности , и яйцо на свободе.

Укротитель воды или атмосферное давление

Опыт показывает, чтов ода не выливается из колбы благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления вне сосуда и давления, которое образуется внутри между дном и поверхностью воды.

Суть опыта :Вода не выливается из колбы благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления вне сосуда и давления, которое образуется внутри между дном и поверхностью воды. То есть, когда столб воды пытается опуститься вниз, в емкости образуется среда с пониженным давлением, которая и удерживает жидкость.

Материал: емкости с водой, краски акриловые, листы бумаги

Этапы эксперимента:

  • Наливаем в сосуды воду.
  • Для красоты добавляем акриловые краски в воду.
  • Кладем на каждый сосуд сверху по листу бумаги.
  • Придерживая лист бумаги рукой, переворачиваем сосуды.

Атмосферное давление – это давление воздуха на земную поверхность и на все находящиеся в атмосфере предметы, созданное гравитационным притяжением Земли. Оно распространяется во все стороны с равной силой. То есть и вверх тоже.

Если наклонить наполненный водой стакан, вода начнет выливаться из него, потому что на нее действует сила тяжести, и ничто не мешает жидкости устремиться вниз.

Для того, чтобы вода не вылилась из сосуда, можно пойти несколькими путями. Закрыть плотной крышкой, заморозить, не переворачивать стакан. Или, наконец, просто не наливать ее туда.

Но мы не ищем легких путей.

Попробуем создать такие условия, при которых воду в сосуде удерживает именно атмосферное давление, не смотря на силу тяжести.

Наполненную жидкостью колбу накрываем бумажным листом, плотно прижимаем рукой, переворачиваем и какое-то время держим в таком положении. В это время вода смачивает поверхность бумаги, и она «приклеивается» к стенкам колбы за счет сил поверхностного натяжения . Затем медленно убираем руку и наблюдаем заявленный результат.

Между дном (которое теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. Столб воды стремится вниз под действием силы тяжести, увеличивая объем этого самого пространства. При постоянной температуре давление в нем падает, то есть по отношению к атмосферному – становится меньшим. И чем меньше это самое давление, тем больший столб жидкости может оно удержать. Теоретически, до 10 м. Итак, сумма давления воздуха и воды на бумагу изнутри получается несколько меньше, чем атмосферное давление снаружи. На этом и держится.

Но это не вечно. Через некоторое время испарение воды увеличит давление воздуха и оно сравняется с атмосферным. Так же на скорость отрыва влияет прочность, пластичность и смачиваемость бумаги, температура воды, кривизна поверхности сосуда.

Бумажные цветы на воде

Опыт демонстрирует, как распускаются бумажные цветы, попадая в воду, и как снежинку из зубочисток можно превратить в звезду.

Суть опыта : Сгибая бумагу, мы, тем самым, создаем излом и изменяем ее толщину на месте сгиба. Бумага не обладает достаточной упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Но при попадании в воду водородные связи между молекулами ослабевают, и она, впитывая жидкость, как бы набухает. Деформированный участок от сгиба становится толще, и бумага распрямляется .

Материал: фильтровальная бумага , бумага для принтера , два маркера разного цвета , ножницы , зубочистки , пипетка , аквариум или блюдца с водой

Этапы эксперимента:

  • Вырезаем из бумаги для принтера ромашки, раскрашиваем серединки в желтый цвет.
  • Вырезаем из фильтровальной бумаги ромашки, раскрашиваем серединки в синий цвет.
  • Лепестки ромашек складываем к серединке.
  • Кладем закрытые цветы на воду. Наблюдаем, как ромашки распускаются.
  • Ломаем пять зубочисток пополам, но не до конца.
  • Складываем зубочистки сломанными концами друг к другу, получаем импровизированную снежинку.
  • Капаем в центр снежинки воду. Наблюдаем, как снежинка превращается в звезду.

Поговорим о цветах. Бумажных.

С чего бы это им «распускаться» на воде? Для ответа на этот вопрос обратимся к составу, способу изготовления и свойствам бумаги.

Для изготовления бумаги используют преимущественно растительные вещества, обладающие длинным волокном и не растворимые в воде. В основном, это целлюлоза, содержащаяся в древесине. Она обладает свойством при смешивании с водой создавать однородную пластичную массу.

Волокна целлюлозы размалывают до размера 1-2 мм, смешивают с различными добавками, разбавляют водой. Затем прессуют и сушат.

В результате получается пористо-капиллярный плоский материал, волокна которого связаны между собой, в основном, водородными связями. За счет этого обычная бумага при размачивании водой теряет механическую прочность. А, например, в неполярных растворителях, таких как керосин или масло, прочность бумаги не изменится.

Бумага для фильтров содержит минимальное количество примесей, а, следовательно, в ней больше целлюлозы, чем в обычной бумаге. Поэтому она распрямляется практически моментально.

А как же зубочистки?!

Чему тут удивляться? В древесине содержится 46-56% целлюлозы, так что по всем законам сухое дерево при попадании на него воды так же разбухает и становится более упругим.

Так что вода умеет разрушать, восстанавливать, создавать, радовать, огорчать… Впрочем, как и деньги.

Воздушный шарик и хлопья и статистическое электричество

Шарик заряжается статическим электричеством когда его трут о шерстяную поверхность. После этого к нему притягиваются овсяные хлопья.

Суть опыта : Натерев воздушный шарик о шерсть, шарик приобретает отрицательный заряд. Если после этого его поднести клегких овсяным хлопьям, они начнут к нему притягиваться даже на расстоянии в несколько сантиметров.

Материал: воздушный шарик, овсяные хлопья, шерстяная ткань,тарелка

Этапы эксперимента:

  • Насыпаем овсяные хлопья в тарелку.
  • Надуваем воздушный шарик.
  • Трем шариком о шерстяную поверхность.
  • Подносим шарик над хлопьями.

Когда после долгого трудного дня, приходя домой, снимаешь с себя шерстяную одежду, можно слышать характерное потрескивание, а если в комнате достаточно темно, то можно даже увидеть проскакивающие искры. У этого явления и того, что показано на видео общая электрическая природа.

Когда шарик натирается о шерстяную ткань, то происходит перераспределение электронов в обоих веществах. При этом то вещество, которое обладает большим сродством к электронам, то есть большей способностью удерживать электроны, заряжается отрицательно, другое – положительно. В нашем случае шерсть заряжается положительно, резиновый шарик заряжается отрицательно. То есть, натирая шарик, мы буквально «вырываем», «отбираем» электроны шерсти.

Однако почему мелкие предметы, хлопья не имея прямого контакта с шаром и изначально незаряженные ни положительно, ни отрицательно, тем не менее, притягиваются к нему? Тут следует сказать, что и шар, и хлопья состоят из диэлектрика, материала, не проводящего электрический ток. Диэлектрики обладают свойством поляризации – во внешнем электрическом поле на их поверхности образуется или, как говорят «индуцируется» избыточный положительный или отрицательный заряд, в зависимости от конфигурации поля. Шарик, как мы выяснили, заряжен отрицательно, он вызывает перераспределение заряда на поверхности хлопьев, в результате чего они превращаются в электрические диполи, положительно заряженные «концы» которых обращены по направлению к шарику. И хлопья-диполи, своими положительными притягиваются к шару.

Следует сказать, что у наших предков интерес к электричеству возник именно в связи с явлением электризации тел трением. Но если человечество знакомо со статическим электричеством так давно, означает ли, что в наш компьютерный век оно абсолютно потеряло к нему интерес? Нет. Зачастую электризация тел и последующие за ним разряды несут в себе большую опасность. Микроэлектроника может запросто выйти из строя из-за проскочившей искры, поэтому материнские платы, процессоры всегда кладут в антистатические пакеты. По этой же причине к бензовозам, которые электризуются из-за непрерывного трения шин о дорожное покрытие сзади цепляют металлические цепи, которые волочатся по земле и служат заземлением.

Но вместе с тем статическое электричество может принести пользу. Когда требуется создать большой заряд, на помощь приходят генераторы высокого напряжения, например широко известный генератор Ван дер Граафа (есть даже такая рок-группа), в котором заряд получают за счет трения резиновой ленты о щетки. Подобные генераторы применяются например в ускорителях частиц или при реакторах термоядерного синтеза.

Магнитные танцы

Опыт иллюстрирует, как магнит взаимодействует с железом в разных его формах и не взаимодействует с медью.

Суть опыта : Как известно, железо притягивается к магниту, в отличии от меди. Не зависимо от формы железа, будь то, мелкие опилки, более крупная стружка или простая канцелярская скрепка, железо одинаково хорошо притягивается к магниту.

Материал: постоянный магнит, железные и медные опилки, железная стружка, стеклянная пробирка, канцелярские скрепки

Этапы эксперимента:

  • Смешиваем медные и железные опилки.
  • С помощью постоянного магнита легко разделяем смесь опилок.
  • Насыпаем железную стружку в стеклянную пробирку.
  • Переворачиваем пробирку на лист стекла.
  • Снизу подносим постоянный магнит.
  • Убираем пробирку. Столб из железных стружек остается стоять на стекле.
  • Из канцелярских скрепок делаем человечков.
  • Кладем их на лист стекла.
  • Подносим снизу стекла постоянный магнит.
  • Крутим магнит под стеклом, человечки «танцуют».

Предварительный просмотр:

Ханты – Мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Мастер-класс

«Веселые научные опыты для детей и взрослых»

Учитель начальных классов

Степанова Людмила Александровна

г. Югорск, 2014.

В соответствии с ФГОС «значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности. Исследовательская проектная деятельность младших школьников может быть ориентирована на организацию самостоятельных исследований

По изучению флоры и фауны;

Полезных ископаемых и горных пород;

Проведение фенологических наблюдений;

Изучение свойств окружающей природы, веществ и материалов.

Исследовательская деятельность формирует умения работать с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Выбрана групповая форма работы, что способствует формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Целью моей работы является формирование у младшего школьника учебно-познавательной активности и умение видеть и понимать мир через опыт научно - практической деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Младшие школьники в процессе исследовательской деятельности смогут с интересом осваивать знания через опыт практических опытов и изучения свойств разных предметов.
  2. Умения вести исследования в виде простейших опытов, использовать различную информацию помогут безболезненно перейти к обучению в старшем звене.
  3. Ведение опытной деятельности поможет сформировать у детей правильную научную картину мира.

И ещё: в исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на процесс деятельности. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен.

Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность школьников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В школьном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова).

Добрый день, дорогие гости.

В мире много интересного, о чём нам предстоит еще узнать. Много загадок, которые нужно разгадывать. А ведь может быть так, что этими открывателями могут стать наши маленькие исследователи.

Мы начинаем своё небольшое занятие со слов известного героя из сказки «Золушка»:

«Я – не волшебник, я только учусь». (Слайд 4)

Итак, волшебство начинается:

  1. Пожелания.

Мы всегда с вами, идя на урок, ставим цель, чему хотим научиться. Цель – желание научиться чему-либо или достичь чего-либо.

Это занятие – необычное. И цель мы сформулируем необычную. В этой цели – пожелании вы впишите ответ на вопрос: чего вы ждёте от занятия? Каким он должен быть? (увлекательным, интересным, поучительным, полезным и т.д.).

У вас на столах раствор. Возьмите ватные палочки и напишите ваше пожелание к этому уроку, желательно, в одно слово и, чтобы оно уместилось на листе формата А4.

А теперь макните ватные тампоны в раствор йода, который стоит у вас на столах, проведите тампоном 3-4 раза по своим надписям.

(Читают пожелания, учитель, вместе с ребятами, вывешивает пожелания на доску)

Мы все вместе постараемся, чтобы все пожелания исполнились.

А теперь, скажите мне, пожалуйста, отчего бесцветные надписи проявились на этих листах? (Произошла химическая реакция между крахмалом и раствором йода).

Мы с вами уже находимся на пороге страны «Химифизия» (слайд 5)

Приглашаем Вас, уважаемые взрослые, вместе с нами побывать в волшебной стране, стать настоящими магами-волшебниками.

Ученик: Людмила А., но ведь туда не каждого пускают!

Да, мы забыли самое главное - повторить правила этой страны: (слайд 7)

1. Внимательно слушать инструкции учителя!

2. Стеклянной, пластмассовой посудой и приборами надо пользоваться осторожно.

3. Никогда не ставить их на край парты.

4. Перемешивать жидкость палочкой осторожно, не задевая стенок стакана.

5. По окончании работы все оборудование необходимо размещать на отведенных ему местах, а рабочее место привести в порядок.

6. Опыты проделывать ТОЛЬКО ВМЕСТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ!!!

Итак, продолжаем наше волшебство.

Демонстрация опытов

  1. Как шарик проникает в 3л банку или званый обед (слайд 8)

Воздушные шарики есть нельзя. Однако существует один предмет, который с удовольствием их поглощает. Это обычная стеклянная бутылка. Давайте устроим бутылке званый обед. А в этом нам поможет ….

Ученик:

Этот опыт, как и все остальные, нужно проделывать только с помощью взрослых!!!

- Мы налили заранее до урока горячую воду в банку, чтобы ее нагреть.

Л.А. сейчас вылила воду, а я сейчас закрою наполненным водой шариком.

Обратите внимание, что сейчас произойдет.

Пока наша прожорливая банка будет наслаждаться вкусным обедом, мы покажем вам еще одно волшебство.

  1. Золушка или волшебный шарик (слайд 9)

- А в этом нам поможет Эвелина Я.

Вспомним сказку про Золушку. Пока мы готовили обед, Золушка просыпала перец и соль на кухне. Ей предстоит отделить это все. Как же это сделать до приезда злой мачехи и её дочерей?

А нам, возможно, помогут гости? …

Ученик:

Нам понадобится обыкновенный надутый шарик.

(демонстрирует и выполняет вместе с участниками)

Потрите шарик обо что-нибудь шерстяное и поднесите к блюдечку. Посмотрите, что получилось: весь перец, как по волшебству, окажется на шарике. Золушка спасена!

Точно также можно собрать овсяные хлопья, сделать «красивую» прическу, быть повелителем ватных облаков, заставить танцевать бумажные человечки, управлять струйкой воды и т.д.)

Вывод: Шарик от трения о шерсть становится отрицательно заряженным, а перчинки, приобретают положительный заряд и притягиваются к шарику. А вот в соли электроны перемещаются плохо, поэтому она остаётся нейтральной, не приобретает заряда от шарика, вот и не прилипает к нему!

В этом нам помогает статическое напряжение.

Продолжение 1 опыта «Как шарик проникает в 3л банку или званый обед (слайд 8)

Может, кто из вас нам откроет тайну? ....

Посмотрите, шарик настолько плотно втянулся в банку, что невозможно его оторвать. А как нам открыть банку? ... (учен. демонстрирует )

Вывод: Это все физика. Опыт показывает, как теплый воздух при охлаждении стремится уменьшиться в объеме и таким образом втягивает шарик в банку. Когда частички находят мельчайшее место проникновения в банку, они устремляются в нее и своим давлением открывают крышку.

- С этим явлением мы сталкиваемся во время закрывание крышек при мариновании и консервировании.

  1. Ловкое яйцо

Есть животные, которые могут пробраться в самую узкую щель. Они способны управлять своим телом, чтобы протиснуться даже в маленькое пространство. Оказывается, этой способностью наделены не только животные, но обычное куриное яйцо.

Ученик:

Званый обед продолжается. Для этого опыта нам понадобятся: очищенное сваренное вкрутую яйцо, стеклянная бутылка с узким горлышком, бумага, спички или зажигалка.

Л.А. закинула спичку в бутылку, а я закрыл горлышко яйцом.

Посмотрите внимательно, что сейчас произойдет.

А теперь будем доставать яйцо из бутылки.

Может, уважаемые гости, вы сможете объяснить этот опыт, и сумеете подсказать, как же вытащить обратно яйцо.

Вывод: Из-за сжигания кислорода в бутылке давление уменьшилось, а снаружи осталось прежним. Поэтому давление сверху и вдавило яйцо внутрь. Что бы достать яйцо из бутылки, нужно уменьшить давление снаружи нее. Это очень удобно сделать, если поместить горлышко бутылки в больший сосуд, в котором и понизили давление все тем же огнем. Яйцо от разности давление не пострадало и вполне пригодно в пищу.

  1. Укротитель воды или атмосферное давление (слайд 12)

Вода – самое удивительное вещество на земле. Как много объяснимого и в то же время необъяснимого таиться в этом уникальном веществе.

Ученик:

А я сейчас стану укротительницей воды. У меня волшебные руки.

Беру емкость с подкрашенной водой, прикладываю на нее лист бумаги. А сейчас переверну емкость. Скажите мне, пожалуйста, что произойдет?

А теперь внимательно смотрите, как я проделываю опыт. После показа попробуете выполнить его с нами. Обращаю внимание, это волшебство недолго длиться из-за определенных явлений. Нужно через некоторое время снова перевернуть емкость, иначе вода попытается вылиться из нее.

Молодцы. И вы стали укротителями воды. А что же произошло?

Вывод : (обращаю внимание на слайд)- опыт показывает, что в ода не выливается из емкости благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления вне сосуда и давления, которое образуется внутри между дном и поверхностью воды.

  1. Звездочки из снежинок

А теперь мы предлагаем вам проделать вместе с нами еще один опыт.

Для этого нам понадобятся 5 зубочисток, которые вы надломите аккуратно так, чтобы не сломать их. Складывайте зубочистки сломанными концами друг к другу, получается импровизированная снежинка. Капните в центр снежинки воду и наблюдайте.

  1. Бумажные цветы на воде

А теперь, мы с моей помощницей, раздадим вам кусочки маленькой свернутой бумаги. А при проведении следующего опыта, вы увидите, что в нем спрятано.

У вас на партах находятся блюдца с водой. Аккуратно кладите свои кусочки бумаги в воду и вы увидите, что в них спрятано.

Ученик:

- Сгибая бумагу, мы, тем самым, создаем излом и изменяем ее толщину на месте сгиба. Бумага не обладает достаточной упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Но при попадании в воду водородные связи между молекулами ослабевают, и она, впитывая жидкость, как бы набухает. Деформированный участок от сгиба становится толще, и бумага распрямляется.

Дорогие гости, вот и завершается наше необычное занятие. Посмотрите на ваши пожелания и скажите, пожалуйста: достигли ли мы цели?

Ребята, приглашаю вас к столу.

Мы хотим завершить наше занятие все теми же словами: Я - не волшебник, я только учусь! Слайд 1

Степанова Людмила Александровна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Югорск ХМАО-Югра Веселые научные опыты для детей и взрослых физика и химия мастер - класс

Цель исследовательской деятельности: формирование умений младших школьников познавать окружающий мир через опыт научно - практической деятельности. Ожидаемые результаты: Младшие школьники в процессе исследовательской деятельности научатся проводить простейшие практические опыты по изучению свойств разных предметов; - использовать различную информацию для обоснования наблюдений; познавать картину мира и делать простейшие выводы с опорой на науку. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен.

В исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на процесс деятельности. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен.

Глоссарий Химия – наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях. Физика - это наука о материи (в виде вещества и полей) и о наиболее общей форме её движения, а также взаимодействия природы, управляющее движением материи.

Я - не волшебник, я только учусь

ХИМИФИЗИЯ

1. Внимательно слушать инструкции учителя! 2. Стеклянной, пластмассовой посудой и приборами надо пользоваться осторожно. 3. Никогда не ставить их на край парты. 4. Перемешивать жидкость палочкой осторожно, не задевая стенок стакана. 5. По окончании работы всё оборудование необходимо размещать на отведенных ему местах, а рабочее место привести в порядок. 6. Опыты проделывать ТОЛЬКО ВМЕСТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ!!!

Как шарик проникает в 3л банку или званый обед

Золушка или волшебный шарик

Укротитель воды или атмосферное давление

Может быть, он вырастет учёным, А быть может, станет футболистом... Главное, чтоб был он увлечённым, Чтобы сердце было добрым, чистым…

ВОПРОСЫ 1. КАКОГО ЦВЕТА ВОДА? 2. КАКОГО ЦВЕТА МОЛОКО? 3. НАЗОВИ ПРОЗРАЧНЫЕ ВЕЩЕСТВА. 4. ПОЧЕМУ НА ДНЕ ОКЕАНА ТЕМНО? 5. ВСЕГДА ЛИ ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ? 1. ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ВОДЫ? 2. ЧТО ПРОИСХОДИТ С ВОДОЙ ПРИ НАГРЕВАНИИ? 3. ЧТО ПРОИСХОДИТ С НЕЙ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ? 4. КАК РАБОТАЕТ ТЕРМОМЕТР? 5. В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ТЕРМОМЕТРА?


В Монтессори-группе обучение ведётся от конкретного к абстрактному. Поэтому эксперименты в Монтессори-среде являются первым введением в науку. Отличительная черта Монтессори-опытов - дети обязательно участвуют в проведении, а не просто смотрят со стороны. Поэтому все эксперименты для детей от трёх до шести лет понятны и просты в исполнении. Их можно провести дома и в классе.

Эксперименты с детьми 3–4 лет

  • Что притягивает магнит.

На поднос кладут большой магнит и ставят корзину с металлическими и неметаллическими предметами.

Взрослый берёт магнит и проверяет, что он притянет. Начинают с металлического предмета: его подносят к магниту, он притягивается, его откладывают в сторону. Берут неметаллическую вещь: она не притягивается, её откладывают в другую сторону. Затем малышу предлагают сортировать самостоятельно.

Дети постарше могут сделать вывод, что магнит притягивает металл.

  • Плавает или тонет.

На поднос ставят коробку с 12 предметами, половина из которых тонет, половина - плавает, миску и кувшин с водой.

Миску наполните водой. Возьмите вещь из коробки, назовите, рассмотрите с ребёнком. Обсудите, какая она: большая или маленькая, тяжёлая или лёгкая. Аккуратно опустите предмет в жидкость, чтобы проверить, плавает он или тонет. В зависимости от результата отложите его в сторону. Теперь поступите так же с «контрастной» вещью и отложите в другую сторону. Таким образом рассортируйте всё содержимое коробки, предлагая малышу заранее угадать, утонет ли тот или иной предмет. В конце спросите, почему одни вещи тонут, а другие остаются на плаву. Подведите к выводу, что важен материал.

Можно проделать это упражнение с пластилином: в виде шара он утонет, а пластилиновая лепёшка будет держаться на плаву. Вывод: форма тоже важна.

  • Эксперимент с солёной и пресной водой.

Два идентичных контейнера заполняют водой на две трети. В один кладут по ложке соли, каждый раз перемешивая, до тех пор, пока она не перестанет растворяться и не станет оседать в виде осадка.

Берут два яйца. Одно кладут в ёмкость с пресной водой - оно тонет. Второе яйцо помещают в контейнер с солёной - оно плавает у поверхности.

Вывод: соль делает воду плотнее. Эта плотность не даёт предметам тонут. Нам проще плавать в море, чем в пресном водоеме.

  • Как пьют растения.

Налейте в стакан воду и добавьте пищевой краситель, чтобы получился насыщенный цвет. Поставьте в стакан стебель сельдерея и оставьте на ночь. Утром отрежьте часть стебля. Вы увидите, что стебель впитал в себя краску и окрасился на срезе.

Если сельдерей заменить белыми цветами, дети наглядно увидят, как пьют растения.

Опыты для детей 4–5 лет

  • Как поднять уровень воды.

Наполните стакан до самого края. Скажите детям, что, не долив ни капли, сможете сделать так, чтобы жидкость перелилась. Возьмите камень и аккуратно опустите его в стакан. Предложите малышу опускать камни. Обратите его внимание на то, как жидкость приподнимается над краем ёмкости, как бы образуя пузырь. Продолжайте, пока стакан не переполнится.

Сделайте вывод, что твёрдое тело вытесняет воду, поднимая её уровень.

  • Смешивание цветов.

Потребуются шесть маленьких стаканчиков, вода, пипетка, синяя, жёлтая и красная краска, палочки для перемешивания.

Налейте немного воды в стаканчик, капните несколько капель синей краски, перемешайте. Повторите с другими двумя стаканчиками, в один капнув жёлтую, а в другой - красную краску.

Возьмите стаканчик с синей жидкостью и перелейте часть в пустой, другую часть перелейте из стаканчика с жёлтой. Перемешайте и создайте таким образом зелёный цвет. Повторите с жёлтым и красным, а после - с красным и синим.

Предложите детям фиксировать результаты эксперимента на бумаге. Изобразите на листе три кружка: два рядом - это смешиваемые краски, один под ними - результат.

  • Конденсация.

Наполните блестящую консервную банку водой наполовину, добавьте кубики льда или снег. Поставьте в тёплое место и наблюдайте: на стенках появятся маленькие капельки.

Похожий опыт можно провести, нагрев воду в кастрюле, а затем заполнив кубиками льда. Возьмите крышку и держите над кастрюлей. Водяной пар будет подниматься и конденсироваться на крышке, а затем опять стекать в кастрюлю.

  • Наблюдение за скоростью испарения.

Налейте воду в бутылку с разметкой и поставьте в тёплое место. Отметьте уровень на следующий день. Сделайте вывод, что уровень уменьшился. Наполните две бутылки одинаковым количеством жидкости и поставьте одну - в тепло, другую - в холод. Предложите измерить количество жидкости на следующий день. Сделайте вывод о влиянии температуры на испарение.

Опыты для детей 5–6 лет

  • Огнеупорный шарик.

Потребуются два шарика. Надуйте первый шарик и попросите ребёнка поднести его к горящей свече. Шарик лопнет. В другой шарик налейте воду. Она поглотит тепло свечи, и с шариком ничего не случится.

  • Что горит, а что - нет.

Этот опыт всегда проводится под руководством взрослого. Возьмите большую миску, тонкую длинную свечу и различные материалы: бумагу, дерево, железо, воск. Ребёнок кладёт предмет в миску и поджигает, смотрит, что происходит с материалом: он горит, плавится или просто нагревается. Проведите опыт и с кубиком льда - он потушит свечу. Сделайте вывод о том, какие материалы горят.

Эти занимательные опыты в духе Монтессори познакомят детей от трёх до шести лет с основами науки.