Появление русского народа кратко. История происхождения русского народа. Современные исследования проблемы

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Решение о создании Океанариума ВМФ СССР было принято 18 июня 1965 года. В начале апреля следующего года на берегу Казачьей бухты появились первые палатки строителей и учёных. Даже сейчас район бухты - одна из самых безлюдных окраин Севастополя, а в те времена это был настоящий «медвежий угол», куда приходилось добираться на своих двоих, рискуя наткнуться на неразорвавшийся снаряд, ждавший своего часа с войны. Однако отдалённость и пустынность района вполне соответствовали режиму строгой секретности, в котором создавался Океанариум…

К XXI веку на севере Восточной Сибири пушных зверей, особенно песцов, основательно повыбили. Зверопромышленники забирались все дальше к Ледовитому океану. История освоения Крайнего Севера полна героических и трагических страниц.

Шотландия знаменита своими замками, где обитают привидения. Но ни один из них не славится таким количеством загадочных явлений, как замок Гламз. Считается, что одна из комнат замка - Дункан-холл - вдохновила Шекспира на описание сцены убийства короля Дункана в трагедии «Макбет». Посетим и мы самый зловещий замок Европы..!

Когда в XVIII веке британцы пришли в Индию, самой большой проблемой для них стала изнуряющая летняя жара. Конечно, колонизатор пытались бороться с этой напастью: они спали во влажном бельё, вешали на окна и двери намоченные циновки из травы, нанимали специальных слуг-абдаров охлаждать воду, вино и эль при помощи селитры. Однако всё это не давало желаемого результата.

ЭПРОН. Эта аббревиатура расшифровывается как «Экспедиция подводных работ особого назначения». Организация была создана при ОГПУ в 1923 году для выполнения особого задания - поиска сокровищ, якобы лежащих у берегов Балаклавы, в Крыму.

Лаврентий Берия на протяжении многих лет считался самым страшным человеком в СССР, уничтожившим миллионы сограждан. Но при этом даже в горбачёвские времена он особо не демонизировался, а иногда и вовсе выставлялся личностью, достойной уважения. Так есть ли за что уважать самого известного сталинского наркома?

Мы мало знаем о жизни Иисуса Христа, Богочеловека, в котором соединены божественная и человеческая природа. В христианских книгах много говорится о нём как о Мессии, Спасителе, Искупителе и Сыне Божьем. А вот сведения об Иисусе как о Сыне человеческом носят отрывочный характер. В Библии (Евангелие от Луни, 2.41-51) описывается, как двенадцатилетним юношей Иисус вместе с родителями пришёл в Иерусалим на праздник Пасхи, где родители затем потеряли его в толпе, но через три дня нашли в полном здравии, спокойно беседующим в храме со священниками. Следующий раз возраст Иисуса - около тридцати лет - упоминается уже только при описании его Крещения в реке Иордан (Евангелие от Луни, 3.23). Остаётся непонятным, почему из библейской хронологии жизни Христа выпали почти 18 лет.

Ровно 40 лет назад в апреле 1970 года все советские СМИ сообщили о том, что Волжский автозавод в Тольятти, который строился немногим более трёх лет, выпустил свою первую продукцию. Новый автомобиль тогда же получил торговое наименование «Жигули». Впрочем, это чисто русское слово для заграницы оказалось неприемлемым, поскольку в ряде стран оно звучало, мягко говоря, двусмысленно. Поэтому в экспортном варианте «ВАЗ-2101» и другие модели завода стали называться «Лада».

Кто такие мы, русские? Что за народ? Как он возник? Практически никто об этом ничего не знает. Недаром русских зовут: Иванами, не помнящими родства. Психологи убеждены, что большинство бед современной России из-за того, что сознание титульной нации, то есть русских, как бы закрыто пеленой. Порой кажется, что какой-то вселенский демиург затуманил до времени наш рассудок. Но время прояснения сознания уже наступает. Недавно вышла новая книга Геннадия Климова «Русские веды», которая подробно рассказывает о древнейшей истории Руси, архаичных цивилизациях Восточной Европы, где произошла, как оказалось, эволюция человечества. Оказалось, что мы из школьных учебников приблизительно знаем историю только 5 тысяч лет и то с большими искажениями, а история цивилизации Руси насчитывает минимум 50 тысяч лет, то есть в 10 раз больше. Геннадий Климов профессиональный исследователь древних религий и эпосов. В последней книге есть фрагмент, который повествует о рождении народов, которые стали прародителями славян. Сегодня мы попросили рассказать Геннадия Климова о происхождении русского народа.


- Давайте с самого начала отбросим некоторые мифы, которые преследуют нас. Русских можно считать славянами с определенной натяжкой. Славяне это один из народов, выделившихся из Руси и не более того. Скажем, в Воронежской, Ростовской, Харьковской областях население состоит на 60 процентов из потомков ариев, которые позже образовали сарматско-скифский мир. А в Новгородской. Тверской, Псковской также на 40 процентов из потомков Скандинавов. Нижнее Поволжье в определенной пропорции заселено народом, из которого двумя волнами выделились евреи. Русские - это праэтнос, из которого выделились другие народы. В русском языке, в русской ментальности совмещены как бы два кода - Сарматии, мира женских матриархальных устоев и Скифии, мира мужских сечей и казачьих орд. У русских очень сложный архетип, поэтому пока у русской цивилизации так много проблем. Но скоро сознание русскоговорящих людей очистится, наступит преображение. Вот тогда наступит подлинный рассвет русского мира. Этот процесс уже начался.
Часто задают вопрос: откуда русские пришли? Россияне всегда жили на своем месте в восточной Европе, даже во время оледенения и потопа. Непрерывная история России наблюдает с глубину в 50-70 тысяч лет. Для примера, Китаю едва исполнилось 5 тысяч лет. А египетские пирамиды были построены всего 4 тысячи лет назад. Но конечно славяне сыграли в энтосогенеза русской нации значительную роль. В образной форме древние авторы арийских книг сохранили для нас послание о рождении народов Северного Причерноморья и в том числе славян. Можно считать в определенной мере предками русских народ - венеды. Арийские древние книги повествуют следующее.
Кадру и Вината были сестрами. Отцом их был Дакша - владыка созданий. У него было 13 дочерей, которых он выдал замуж за мудреца Кашьяпу. Кадру родила тысячу сыновей, а Вината только двоих. Кадру принесла много яиц, а Вината - всего два яйца. Через пятьсот лет вылупились из яиц Кадру тысяча могучих змеев - нагов. У другой сестры Винаты к этому времени еще никто не появился на свет. В нетерпении Вината разбила одно яйцо, и увидела там сына, развившегося только наполовину. Она назвала его Аруной. Арийские тексты содержат в себе много тайн. Имя Арун означает «руны камня Алатырь». Это система знаков, применяемых жрецами Валдая в качестве тайнописи. За свое уродство разгневанный Арун проклял свою нетерпеливую мать Винату, и предрек ей быть рабыней пять сотен лет. От имени Вината происходит русское слово «вина» и название древних родов славян вендов. Это слово в разное время использовалось по отношению к разным народам, иногда ко всем славянам в целом, также иногда ассоциируются с вандалами. На протяжении Средних веков немцы обобщенно называли вендами все соседние с ними славянские народы (кроме чехов и поляков, которые происходят от другой ветви переселенцев из Руси): лужичан, лютичей, бодричей (проживавших на территории современной Германии) и поморян. В Германии во времена Веймарской республики в органах внутренних дел еще существовал специальный Вендский Отдел, который занимался работой со славянским населением Германии. На сегодняшний день в значительной степени современные германцы - это генетические потомки прибалтийских славян. Большое число слов с корнем «венд» встречалось в землях востока Германии: вендхаус, вендберг, вендграбен (могила), винденхайм (родина), виндишланд (земля вендов) и т.д. На территории современной Латвии еще в XII-XIII вв. н.э. обитал народ, известный под названием «венды». Не трудно предположить, что они происходят от родов, которые положили два сына матриархальной коммуны Вината, упомянутой в арийских Ведах. Слово «Россия» по-фински и по-эстонски звучит, соответственно, «Venaja» и «Vene». Предполагают, что финское и эстонское название русских также связаны с названием «венеды».
История, которая сохранилась в арийских Ведах, говорит, что славяне в начале времен проявились в виде сына Винаты, родившемся недоношенным, но получившим имя Арун, что означает «владеющий тайными знаниями». Прокляв свою мать (уйдя из матриархальной коммуны, его породившей), он сказал: «Через пятьсот лет другой сын избавит тебя от рабства, если ты не разобьешь второе яйцо раньше времени».
Это было незадолго до начала Троянской войны. В это время боги и асуры были в мире. Единая арийская империя мобилизовала все силы, чтобы построить гигантскую стену, отделявшую север от юга. Так древние пытались защититься от болезней, которые надвигались на Русь с юга. В это время сестры Кадру и Вината увидели чудесного коня Уччайхшраваса, вышедшего из морских вод. Между ними возник спор - какого цвета хвост у того коня. Вината говорила, что белого (как и было на самом деле). Ее сестра Кадру же - что черного. Согласно условию спора - та, что проиграет, должна стать рабыней.
Ночью Кадру послала тысячу своих сыновей - «черных змеев», чтобы они повисли на хвосте белого коня, и тем бы скрыли его природный цвет. Так коварная Кадру обманом обратила свою сестру в рабство. И так сбылось проклятие первых славян арун. Скорее всего, это одно из племен скифов или сармат, после Троянской войны переселившихся на Балканы. Здесь потомки Аруна стали именовать коловянами - южными славянами. Они образовали 12 этрусских родов, создавших древнее Этрусское государство и Рим.
В русском эпосе история миграций этого народа сохранилась в сказке о колобке. Собственно колобок - это и есть коловяне. Было это ориентировочно 1200 году до н.э. Через 2200 лет часть их вернется на Русь в Киев и Новгород, после того как Моравия была завоевана венграми. Вернувшись, они принесли с собой много сказок и сказаний о своей древней истории. Так на Руси появилась сказка о колобке.

Но это только половина истории славян. Вината еще из второго яйца родила исполинского орла. Ему было суждено стать истребителем змей-нагов в отмщение за рабство матери. Когда он родился, все живые существа и сами боги горы Алатырь пришли в смятение. Обстоятельства жизни и борьбы гигантского орла очень напоминают обстоятельства истории современной России, хотя арийские Веды были написаны на несколько тысяч лет раньше. Народы, происходящие от исполинского орла Гаруды, - балтийские славяне, германцы и современные русские. Орел Гаруда при рождении сам разбил клювом скорлупу яйца и, едва родившись, взмыл в поднебесье в поисках добычи. Местом его рождения, судя по всему, была река Дон. В рабстве матриархальная коммуна Винета была у степных кочевников нагов. Наги образовали многочисленные южные народности.
В то время Сурья, бог солнца, стал грозить, что сожжет мир. В степях началась засуха. Тогда орел Гаруда взял на спину своего старшего брата, того, что родился преждевременно, и поместил на колесницу Солнца, чтобы телом своим он заслонял мир от губительных лучей. С тех пор старший сын Винаты стал колесничим Сурьи и божеством утренней зари.
Судя по всему племя Гаруда, гербом которых был орел, родилось через 500 лет после Троянской войны и после первой экспедиции выходцев из Руси на Балканы и заселения Сицилии. То есть это был примерно 750 год до н.э. Именно в это время на Руси случается очередной религиозный кризис. В это время содеется на Руси новый Иерусалимский храм, который продолжает начатые в середине 2 тысячелетия до н.э арийским царем Мелхисидеком религиозные реформы по переходу к Единобожию. К тому же причиной, побудившей огромные массы людей Евразии прийти в движение, стала засуха.
Волны людей «свободной воли» появляются в устье Дона, на Азовском море возникает военно-морская база южных варягов. Эти «люди моря» получают наименование - эллины. Они атакуют берега всех внутренних морей, уничтожая остатки критско-микенской цивилизации. Наступают темные века. Возникает в Крыму город Пантикапей (современный город Керчь). Это перевалочная морская база, из которой расходятся по морям тысячи кораблей. На верфях у современного города Воронеж из корабельных сосен строятся еще тысячи тысяч кораблей. Морская экспансия Руси заканчивается возникновением многих независимых городов по берегам Черного и Средиземного морей. Именно эти переселенцы стали той питательной средой, на которой выросла античная культура.
А Гаруда, доставив брата на юг, вернулся на Русь. Удрученный, спросил он свою мать: «Почему должен я служить змеям?» И его мать Вината рассказала ему о том, как она попала в рабство к сестре. Гаруда тогда спросил у змей: «Что могу я сделать, чтобы избавить от рабства себя и мать?» И змеи сказали ему: «Добудь нам амриту у богов. Тогда мы вас избавим от рабства». Амрита - это напиток бессмертия. Понятие «амрита» в арийских текстах соответствует Аюрведе - науке о законах жизни. Именно создание жрецами основ древней медицины позволило начать менее безопасное освоение территории за пределами Руси. Человек мало приспособлен жить вдали от ледников - в южном мире его преследуют экзотические болезни. После того как была создана основа Аюрведы, люди стали заселять южные страны. Там они встречали людей из первобытных эпох, которые тоже как-то приспособились жить на юге. Но это были уже другие люди, непохожие на северян. Солнце изменило их внешний вид, а их привычки, мировоззрение, этические нормы были из архаичных эпох. Их архетип сознания соответствовал эпохам давно миновавшим. Так устроен механизм эволюции на планете Земля. Эволюция на юге происходит медленнее, чем на севере.
Гаруда полетел на север, где боги хранили амриту. По дороге он миновал гору Гандхамадана, где увидел своего медитирующего отца, мудрого Кашьяпу. По совету отца Гаруда добыл себе в пищу слона и гигантскую черепаху и опустился на дерево, чтобы съесть свою добычу. Но ветвь подломилась под его тяжестью. Гаруда подхватил ее клювом и увидел на ней множество крошечных мудрецов - валакхильев, повисших вниз головами. Валакхильи - мифические мудрецы, числом шестьдесят тысяч, каждый величиной с палец; в арийских книгах именуются сыновьями Крату, шестого сына Брахмы.

С ветвью в клюве и со слоном и черепахой в когтях Гаруда полетел дальше. Когда он вновь пролетал мимо горы Гандхамадана, Кашьяпа молвил: «Остерегись причинять вред мудрецам-валакхильям! Бойся их гнева!» Кашьяпа поведал Гаруде, каким могуществом обладают эти крошечные создания. Тогда Гаруда бережно опустил валакхильев на землю, а сам полетел к горе, покрытой снегом, и, усевшись на ледник, съел слона и черепаху. Затем он продолжал свой полет.

Отцом валакхильев считается один из сапта-риши Крату. От имени этого риши (мудреца) происходит русское слово «крот». Почему? Поймете чуть позже. Валакхильи пьют солнечные лучи и являются стражами солнечной колесницы. На самом деле их место жительства Валдай и Рифейские горы, горы мудрецов. Они изучают Веды и шастры. Одними из главных черт валакхильев считаются их чистота, добродетель и целомудрие; они постоянно совершают молитвы. Старцы живут обычно в землянках и равнодушны к богатству. Иногда в книгах их называют «сиддхи».
Это святые отшельники Руси. Они селились в верховьях Волги, Белоозерье и берегах Белого моря. Скиты святых старцев можно найти даже далеко на Кольском полуострове за Полярным кругом. В «Махабхарате» рассказывается о том, как вождь богов Индра вместе с валакхильями отвечали за растопку костра. Индра, набравший целую гору дров, посмеялся над валакхильями, каждый из которых еле тянул стебелек травы. Мудрецы обиделись и стали молиться, чтобы появился другой вождь богов Индра, гораздо более могущественный. Индра, узнав об этом, испугался и попросил помощи у мудреца Кашьяпы. Могущественный жрец смог усмирить валакхильев, но чтобы их усилия не пропали даром, решил, что должен родиться Индра в образе орла.
Недалеко от моего дома под Тверью в 2009 году открылись мощи Святого Савватия, старца, жившего здесь в конце XIV века н.э. Его мощи были найдены 19 августа. Это очень символично. В этот день Православная Церковь празднует Преображение. Это понятие есть отражение философской концепции «умного делания» или видения Фаворского света. В лесных скитах монахи-отшельники доводили себя до состояния религиозного экстаза, что начинали напрямую, на Земле, видеть Фаворский свет и напрямую общаться с Богом.

Традиция строительства скитов на Руси уходит своими корнями в эру Рака (7-6 тыс. лет до н.э.) - знака, обращенного к миру души, а может и в еще более древние времена. В 4-2 тысячелетии наступает эра Тельца - валакхильи заселяют освободившиеся вновь из под ледника земли. 60 тысяч монахов-отшельников «ткут» здесь Веды, которые до сих пор определяют сознание современного человека. Именно они создали архетип сознания, лежащий в основе мировой культуры. Валакхильи сохранялись на протяжении всех тысячелетий. Существуют они и сегодня. В относительно недавней истории наибольшую известность приобрели валакхильи, которые в русской Церкви именуются заволжскими старцами. Это иноки Белозерских, Вологодских и Тверских малых монастырей и лесных скитов. Внешняя, обрядовая сторона религии не играла у них никакой роли. Их монастыри резко отличались по своей бедной, простой обстановке от богатых церквей. Они не боялись царям говорить правду. Развод русского царя Василия III с женой и новый брак его вызвали осуждение со стороны заволжцев. В 1523 г. один из заволжцев, игумен Порфирий, был даже посажен в тюрьму за то, что вступился за князя Василия Шемячича, вызванного в Москву и заключенного в тюрьму, несмотря на клятвы великого князя и митрополита Даниила. Во главе заволжских старцев стоял Нил Сорский..
Сегодня в селе Савватьево под Тверью отец Андрей Егоров (протоиерей был в свое время известным тверским рокером) возрождает и строит небольшой монастырь на берегу реки Орша и сохраняет лесной скит преподобного Савватия Оршинского, отшельника, по преданию пришедшего на русскую землю вместе с митрополитом Киприаном, и принесшего на Русь учение исихастов. Было это в конце X IVвека.
Многие названия рек, описание климата и звездного неба в арийских книгах указывают на то, что знаменитые семь мудрецов, давшие людям все знания, в честь которых сияют семь звезд созвездия Большая Медведица, жили именно в этих местах по берегам рек Медведица, Орша, Молога. А в конце XIV веке здесь в скитах расселились православные монахи, хранители учения о Фаворском свете. Уже в начале XV века, всего за несколько десятков лет, скиты и малые монастыри распространились от Твери до самого Ледовитого океана.
Отец Андрей во время нашей встречи удивлялся тому, с какой большой скоростью учение исихастов распространилось по Руси. Я думаю, что это Божий промысел. Это и есть Фаворский свет Преображения - он распространяется с той же скоростью, как и Благодатный огонь от Гроба Господнего.
Множество православных монахов поселилось в скитах именно в тех местах, где жили риши, указанные в Ведах. Но между этими событиями минимум 2500 лет. Кажется, в истории все повторяется. То, что риши из арийского эпоса и исихасты из относительно недавней истории проявились в одном месте на планете - это удивительный факт. Похоже, что события не только повторяются, но и случаются в одном и том же месте.
Валакхильи и православные монахи-отшельники северо-запада Руси и Карелии - это непрерывная традиция одного явления. Она проявляется здесь уже несколько тысяч лет. Я знаком с несколькими монахами, которые живут в лесах и в наше время.
А между тем как Гаруда приближался к Валдаю, обители богов, грозные знамения появились в небе. Поднялся ветер, загрохотал гром, зловещие тучи окутали вершины. Боги встревожились. Но они еще не видели, кто собирается напасть на них. Тогда сказал им мудрый Брихаспати: «Могучая птица приближается сюда, чтобы похитить амриту. Ныне исполняется предсказание валакхильев».
Услышав это, боги во главе с Индрой облачились в блистающие доспехи и вооружились мечами и копьями, - говорится в эпосе ариев. Окружив сосуд с напитком бессмертия амриту, они готовились к бою. И вот появилась огромная птица, сверкающая, как солнце. Она обрушилась на небожителей и разметала их в разные стороны. Придя в себя от этого натиска, боги во главе с Индрой устремились на Гаруду, осыпая его со всех сторон копьями, дротиками и боевыми дисками. Птица взмыла ввысь, и сверху напала на богов, и многих повергла ударами когтей и клюва. Не выдержав боя с непобедимой птицей, отступили боги, а Гаруда проник туда, где хранилась амрита. Так праславяне стали обладателями тайных знаний мудрецов с Валдая.
Гаруда схватил сосуд с амритой и пустился в обратный путь.
Вождь валдайских богов Индра кинулся в погоню и, настигнув его в воздухе, нанес страшный удар своей ваджрой. Но Гаруда не дрогнул. Он сказал Индре: «Велика моя сила, и я могу унести на своих крыльях всю эту землю с горами и лесами и тебя вместе с нею. Если хочешь, будь моим другом. Не опасайся, я не отдам амриту змеям. Ты получишь ее обратно, когда я вызволю себя и свою мать из рабства». Индра - это кроме прочего и религия, которая была на Руси 6-4 тысячи лет до н.э. Это было первое явление культов единобожия. Индра был предвестником прихода Кришны. Арийские Веды считают, что в образе Кришны Всевышний в очередной раз спускался на землю примерно за 3100 лет до н.э. При этом Кришна как бы является предвестником прихода Иисуса Христа, а Индра соответственно - Андрея Первозванного. Потомки второго сына рабыни Винаты принесли культ единобожия на юг Руси. Вместе с новой религией распространились и новые знания о гигиене и методах врачевания, что позволило продвинуться более далеко на юг.
Услышав эти слова, Индра сказал: «Я принимаю твою дружбу, о могучий. Требуй от меня дара, какого хочешь!» И Гаруда сказал: «Пусть будут змеи моею пищей». С той поры змеи обречены быть пищей Гаруде и его потомству, птицам-супарнам. С тех пор Россия впитывает в себя многих переселенцев и юга и переплавляет их в российский этнос.

Гаруда и его мать Вината освободились от рабства. Но Индра забрал тем временем амриту и унес ее обратно на Валдай, в свое царство. Змеям не досталось напитка бессмертия. Тогда они стали лизать траву куша, на которой стоял сосуд с амритой. А трава куша, которой касалась амрита, стала с той поры священной травою. То есть какие-то знания по древней медицине все же попали в среду кочевников - и это спасло их в процессе эволюции.
Великий орел Гаруда - солнечная птица, - один из популярнейших образов арийской мифологии. В древних книгах Всевышний (Вишну) часто изображается летящим в небе верхом на орле Гаруде. То есть северные славяне были той силой, которая разносила в древности по миру веру в единого Бога. Отсюда выражение у русских - с нами Бог!

Рассказ Геннадия Климова записала Марина Гавришенко

Только один народ в русском языке называется именем прилагательным. И это… русские.

Почему так повелось и откуда вообще взялось это слово?

Прежде чем строить догадки, откуда появилось само название “русский”, и откуда появились в Европе эти самые русские, необходимо вспомнить одну деталь: территория, где в течение длительного времени расселялись славянские племена, несмотря на то, что каждое племя имело свое имя, носила и общее название - Русская земля. О земле руссов говорят ранние средневековые хроники и предания всех без исключения славянских народов. Мало этого, руссами считали себя до 9 века и древние скандинавы! “Руссы-нордвены” и “руссы-даны” зафиксированы в арабских и византийских хрониках. Имеются неоспоримые сведения, что ранние германцы - жители современной Баварии и Саксонии - тоже считали свою землю русской и называли себя “руссами” вплоть до 13 века н.э. Об этом говорят работы таких известных немецких исследователей, как Герман Вирт, Отто Ран, Рене Генон и др. Есть сведения, что древние кельты до завоевания их легионами Цезаря тоже именовали себя руссами. А их соседи в Северной Италии до исторического времени донесли два своих самоназвания: тиррены и наиболее древнее- этруски (налицо корень “рус”).

Историческая наука объясняет самоназвание народов, особенно кочевых, но имени вождя; оседлых народов - по местности; иногда самоназвание этноса возникало в силу каких-то культурных традиций, которых придерживался данный этнос. Например, древние хетты и хатты, придя на территорию Малой Азии из более суровых северных областей, строили свои жилища по старинке: там, где был лес- рубленые, а где его не было в достатке - целиком глинобитные. И в первом, и во втором случае, избегая технологии сырцового кирпича, принятой у ближайших соседей - жителей Сирии и Аккада. За это они и получили прозвище “хатники” или “хатты”, “хетты”. Самоназвания племен возникали и в силу других причин. Серьезным фактором являлась вера в какого-либо бога, имя которого, в конце концов, становилось самоназванием всего народа; или продолжительная изолированность, когда люди начинали верить, что на земле существуют только они. Взять, к примеру, самоназвание американских эскимосов: при переводе на европейские языки оно звучит как “настоящие люди”. Примерно так же называют себя и северо-восточные чукчи.

А теперь вернемся к непонятному ныне, почти мистическому слову “Русс”. Почему славянские племена Восточной и Западной Европы, несмотря на свои самоназвания (Поляне, Древляне, Радимичи, Кривичи, Вятичи или же Хорваты, Сербы, Ободриты и т. д.), считали, что все они живут на Русской земле, и что все они, в конечном счете, Руссы? Руссы - это основное и священное, связанное с памятью какого-то первопредка или с силами самого Космоса самоназвание. Что же означает самоназвание “русс”, и какой смысл оно несет, пыталось разгадать немало исследователей и ученых. Описывая красоту и ширь русской земли, автор “Повести временных лет” летописец Нестор отказывается дать вразумительное объяснение самоназванию “Русская земля” и слову “Руссы”. По всей вероятности, смысл этого слова был утерян задолго до его времени. Неизвестный автор “Слова о полку Игореве” тоже не знал смысла слова “русс”. Кроме того, Русская земля в его эпоху значительно сузилась: с горечью и болью он повествует в “Слове...”, что русская земля позади, а впереди дикая степь- земля половецкая. И в последующие времена, вплоть до царствования Ивана Четвертого, степи Дона, Кубани, Волги именовались на Руси Диким Полем. И, наверное, единицы, - в основном, потомки русских ведических жрецов, которым передавались знания из поколения в поколение, знали, что просторы лесов и полей, лежащие до реки Яика-Урала и дальше на восток, были некогда тоже русской землей, где в незапамятные времена жили племена восточных руссов-скитов кочевников, озерных руссов рыбаков и пахарей.

Норманисты, приверженцы западной исторической концепции, еще во времена Ломоносова пытались доказать, что самоназвание “русс” происходит от скандинавского корня, ведь “руссами” называли себя и племена древних викингов. С этой теорией в корне не согласен был сам М. Ломоносов, справедливо считавший, что от сельского полудикого населения Скандинавии не могло произойти название густонаселенной, обильной городами страны, которую сами викинги звали “Гардарикой”, т. е. страной городов. Гардарика во времена викингов насчитывала сотни больших и малых городов, тогда как на всем Скандинавском полуострове тогда было только семь населенных пунктов, не все из которых походили на города. Выходит, что жила-была Страна городов без названия, без самоназвания, жил-был и народ, с незапамятных времен ее населявший, и вдруг пришли викинги и дали имя народу - руссы, и с этого времени страна стала называться Русью. Дико? Конечно!
Понимая несостоятельность заключения норманистов, многие поколения не только русских, но и передовых европейских исследователей пытались нащупать корень самоназвания “русс”. Однако, решение этой задачи оказалось весьма сложным. Чем глубже копали ученые, тем загадочнее становилась проблема.

Варяги?

По самой популярной на сегодня теории, слово «русский» имеет скандинавские корни. Основано это предположение на «Повести временных лет». Вот что Нестор писал о рождении государства под названием Русь:

«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву “. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами “. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Из этого можно сделать вывод, что русские — это заимствованное у скандинавов название народа, который призвал к себе на правление представителей племени русь.

Но что же всё-таки значит это слово — «русь»? С давних времён и до сих пор финны называют своих соседей-шведов Ruotsi, что значит «гребцы, мореходы» (от древнескандинавского глагола «плыть, грести»). Вполне возможно, что викинги-варяги, пришедшие на Русь из Скандинавии, взяли своё название из того же источника.

Светлые волосы?

Ещё одна версия иноязычного происхождения слова «русский» — иранская. Её автор — учёный, мыслитель и общественный деятель Владимир Иванович Вернадский — считал, что корни этого слова восходят к иранскому «рухс» (или «рохс»), что значит «свет, светлый, белый».

Что весьма вероятно, ведь протославяне очень долго соседствовали с иранскими племенами (скифами, сарматами, аланами) на юге современной России — в Приазовье и Причерноморье. Тёмноволосые и смуглые иранцы вполне могли прозвать своих соседей по главному отличительному признаку — светлым волосам, глазам и коже.

Красные лица?

Также по внешнему признаку нас могли прозвать и византийцы. Арабский путешественник IX-X веков Аль-Масуди в своих заметках упоминает о племени, которое византийцы именуют «русийа», что значит «красные, рыжие».

Его коллега Ибн Фадлан, лично повидавший этих «русийа», отмечает их небывалую красноту. Что конкретно имеется в виду: румянец, сгоревшая от солнца кожа или даже красные носы — непонятно до сих пор.

Поля, деревни?

Искали корни и в латинском языке. В частности в словах rus («деревня, село, поле, пашня») и rusticus («деревенский, сельский, крестьянский»). А почему, собственно, нет? Значение вполне соответствует образу жизни тогдашних русичей.

Правда, у второго слова есть и ещё несколько значений: «простой, незайтейливый, бесхитростный, неловкий, грубый, неуклюжий», что не очень радует.

Топонимика?

Были теории и об исконно русском происхождении «русских». Так австрийский барон, а заодно писатель и историк, Сигизмунд фон Герберштейн, живший в XV-XVI веках, считал, что Русь получила своё название по имени одного очень древнего города рядом с Великим Новгородом — Русс. Этой же версии придерживался историк Василий Никитич Татищев, нашедший исток российского государства в Старой Русе.

Река?

Но на Старой Русе дело не остановилось. Пошли копать дальше. Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафарик открыл, что в праславянском языке река называлась словом *rusa. Отсюда в нашем языке родились русло (углубление в почве, по которому течёт река) и русалка (сказочная обитательница реки).

«Речных» версий на самом деле две. По второй, русские получили своё имя по названию правого притока Днепра, расположенного южнее Киева, — Рось.

Медведи?

Ну и какой же русский без водки, балалайки и медведя! Самые отчаянные исследователи находят истоки слова «русский» в западноевропейском корне urs («медведь»). Перестановку букв объясняют теми же причинами, что превратили греческий μάρμαρος в «мрамор».

Еще вариант: Руссы - медвежий народ?
Как считает большинство ученых, ответ на этот вопрос, несомненно, был, и не только в России, но и на Западе. Беда в том, что письменные источники, которые могли бы пролить свет на этот счет, в период всеобщей христианизации Европы были безвозвратно утеряны. Ряд ученых, в основном из Белоруссии, считают, что словом “русс” когда-то назывался особо почитаемый на Руси медведь. Медведь - мед ведающий - второе иносказательное название священного зверя, которое осталось в обиходе, а древнее “русс” забылось. Теперь есть только “народ медведей” - русский. От древнего сакрального слова “медведь” якобы произошло и название реки Руссы. По мнению некоторых ученых, на ее берегах обитало в те давние времена множество медведей. Такой ответ, безусловно, прост и даже логичен, если учесть, что слово “русс” обозначало когда-то того зверя, которого мы знаем как медведя. Но, к сожалению, здесь мы встречаемся лишь с гипотезой. Прямого доказательства, что “русс” и “медведь” - названия одного и того же зверя, у нас нет. Есть другое: и в русском, и в немецком языках медведь называется словом “Бер”. В немецком это название живо до сих нор, в русском же - сохранилось в слове “берлога”, т. е. “логовище бера”. Следовательно, слово “русс” никак не могло означать медведя. Медведь назывался и на русском, и на немецком, и на иранском языках “бером”, и это не требует каких-то особых доказательств. Значит, теория “русс - медведь” и “русский парод - медвежий народ” утопична.

Руссы - народ из племени леопарда?

Существует и другая теория происхождения слова “русс”. Ее выдвинул известный русский исследователь Владимир Щербаков. Он считает, что слово “русс” произошло от слова “расе”, т.е. леопард. По его мнению, русские - это потомки гипотетического народа “сынов леопарда”, жившего в 7-8 тысячелетии до н. э. на территории современной Передней и Малой Азии. Этот парод, как считает В. Щербаков, некогда создал могущественную хатто-лувийскую державу, соперничавшую с Вавилонией и Египтом. Позднее хатто-лувийцы создали на территории Малой Азии государство Арцаву, где наиболее ярко был выражен культ расса-леопарда. По мнению Щербакова, часть хаттов в конце 1 тысячелетия до н.э. переселились из Малой Азии в Европу и на территории Фракии создали мощную гетскую державу, разрушенную впоследствии Траяном. Но за несколько веков войны с Римом часть готов расселилась па север и заселила Карпаты; другое крупное племенное объединение готов перебралось на Восток и заселило лесостепи Восточноевропейской равнины. Здесь, на новой родине, словом расс-леопард стали называть рысь, а сам народ якобы назвался руссами.

В. Щербаков считает хаттов, хаттов-лувийцев, хеттов, готов, а значит и руссов потомками восточных атлантов. По мнению не только Щербакова, но и ряда других ученых, война атлантов с так называемыми праафинянами в Средиземноморье была войной метрополии с союзом своих же колоний. Если верить Платону, - в этой войне победили колонии, а если Щербакову, - Восточная Атлантида. Как считает исследователь, после этой победы восточные атланты расселились на огромные пространства Европы, Азии и Северной Африки. Это, по его мнению, произошло примерно в 8-7 тыс. до н.э. Позднее на эти земли пришли с Аравийского полуострова семиты и вытеснили первопоселенцев на север. Так потомки некогда могущественного народа оказались в Малой Азии, а из Малой Азии переселились во Фракию.

Теория, которую выдвигает В. Щербаков, вполне реальна и не противоречит ни археологическим раскопкам ни антропологическим исследованиям. Действительно, на территории Передней и малой Азии в 8 тыс. до н. э. процветала древняя самобытная культура земледельцев и скотоводов. И границы этой культуры довольно обширны. Древние земледельцы жили в укрепленных городах (Чатал-Хююк), владели всеми основными ремеслами, разводили домашних животных, кроме лошади, и, по всей вероятности, почитали либо леопарда, либо какой-то вид вымершей ныне кошки. Можно согласиться с Щербаковым, что свой тотем эти люди называли “рассом”. Но В. Щербаков не прав в том, что это слово дало название народу “руссов” и, тем более, огромной территории Евразии, заселенной еще с древности пускай родственными, но все-таки разными племенами и даже народами.

Этот исследователь, развивая свою теорию происхождения русского народа, обошел вниманием культуру древних ариев. Если бы он сравнил санскрит (язык праиндийцев - ариев) и древнерусский язык, то несомненно пришел бы к выводу, что по сути, это разновидности одного и того же языка, и в этом языке слово “руса” означает понятие “светлый, ясный, лучистый”. Русское же слово “русс” - более архаичное и уходит своими корнями, как считают многие ученые, в доарийскую лексику. До сих пор определенный цвет волос на Руси называется русым, он никак не темный и не черный. Поэтому Щербаковский “раса” мог зваться так и по цвету шерсти. Собственно, почти у всех диких кошек Европы и Азии, в том числе у леопарда и рыси, преобладает как раз этот окрас. На санскрите - то же качество: светлый, лучистый. Но тут кроется некоторая неувязка: дело в том, что на Руси словом “светлый” обозначали еще и качество души. “Светлый” - значило излучающий особый духовный свет, несущий в себе высшее, божественное значение. Неспроста древние руссы называли своих князей Ваша Светлость. Отсюда становится понятным и другое значение санскритского слова “руса” - лучистый...

Вот что пишет блогер av_seliverstov на этот счет:

Прежде всего, вряд ли серьёзными выглядят версии какого-то иноязычного (иноплеменного) происхождения.

Вообще разного рода “варяжские теории” не выдерживают никакой критики, во всяком случае те их разновидности, где роль варягов и.т.п. преувеличена вплоть до названия русского государства.

Глупой выглядит теория сугубо географическая. Вообще древние не ведали такого подхода и никогда не путали топонимы с этнонимами, территории и государства с народами.

Странным выглядит и умолчание письменных источников того времени о происхождении слова “Русь”, чьи авторы просто не могли этого не знать, поскольку жили как раз в эпоху её возникновения. Это либо свидетельство того, что слово было всем понятно, либо, напротив, желание на чём-то особо не акцентировать, а то и просто скрыть.

Скорее всего, речь идёт о славянском слове, которое как раз в связи с употреблением исключительно в качестве этнонима исчезло. Поскольку данная книга посвящена латыни, то приведём следующую версию, которую как раз при помощи латыни и докажем.

Версия такая.

Слово “Русь” является в русском языке семантически и лексически близким к словам растение, росток, роща и.т.п.

Проанализируем немного и постараемся доказать. В латинском языке слово planta (растение) является семантически близким к plаnum (поле, равнина). Латинское слово planum уже является древне-европейским лексическим аналогом русскому слову поле. Самое интересное, что в латыни есть такие слова как rus (поле, деревня, сельская местность) и самое главное: rusticus (полевой). Что мешает нам сделать вывод, что и в славянском языке это общеевропейское слово явно присутствовало? Разумеется в другом виде, но с тем же или близким значением. Например: рустье, рустейный, русть, рустий, рустяне, рустичи.

Итак, с истоками мы более-менее разобрались. Теперь осталось понять, почему англичане, французы, немцы и другие национальности в русском языке обозначаются существительными, а сами русские — прилагательным.

Некоторые объясняют это тем, что русские — совершенно особенный, ни на кого не похожий народ и заслуживает «особенного» названия. Но здесь стоит вспомнить, что подобная ситуация сложилась и в других языка: в европейских, например, почти все национальности выражаются прилагательными (German, français).

Другие ратуют за то, что русские — это не национальность, так как изначально на территории России проживало множество разных племён (поляне, древляне, чудь, мордва, коми и др.), которые объединились под этим общим названием. Вполне может быть. Вот только не стоит забывать такой простой факт, что в русском языке прилагательные имеют свойства превращаться в существительные: учёный, мороженое, столовая и т. д.

источники
http://russian7.ru/post/pochemu-russkie-zovutsya-russkimi/
http://av-seliverstov.livejournal.com/142010.html
http://www.liveinternet.ru/users/1758119/post58721261/
http://livehistory.ru/forum.html?func=view&catid=15&id=182
https://otvet.mail.ru/question/39974262

Вот например такая версия, как выглядела , вот еще и . Вот знаменитые и

Мы живем в XXI веке! Удивительная дата: две тысячи лет. Много это или мало? Если рассматривать данный срок с точки зрения развития жизни на Земле, он представляется совсем небольшим. Сравнить хотя бы с эпохой динозавров: в течение 150 миллионов лет они безраздельно господствовали на нашей планете, но с точки зрения развития человека (приблизительно 30-40 тыс. лет) эти две тысячи лет принесли колоссальные социальные и экономические изменения.

Период становления Русского государства и события предшествующие этому являются одними из наименее изученных страниц нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, немногочисленны. Основные сведения изложены Византийскими летописцами, которые описывали события несколько противоречиво.

Знать свои корни необходимо. Сей постулат не нужно доказывать. Достаточно заметить, что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества. Ранняя история и культура древних славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды. Именно поэтому меня привлекла тема «Происхождение русского народа». Мне захотелось изучить эту сторону нашей многогранной истории, углубиться в тему и обратиться к истокам нашего далекого прошлого.

История древних славян

С целью «поиска корней» своих мы отправляемся в путешествие в прошлое на 2000 лет назад. Здесь нам предстоит познакомиться с историческим прошлым славян-прародителей на фоне общей исторической ситуации, сложившейся на территории Юго-Восточной Европы, где и располагалась наша историческая прародина в выбранный временной промежуток.

Так откуда и когда взяла свое начало древняя Русь? На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов. Существуют различные подходы к выделению временных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследователи начинают с появления древнерусского государства в 9 веке, другие - с крещения Руси в 988 году, третьи - с первых государственных образований у восточных славян в 6 веке. Согласно О. Платонову: русская цивилизация - одна из самых древнейших духовных цивилизаций мира, базовые ценности, которой сложились задолго до принятия христианства.

Первоисточники данных о Русской Земле

Наиболее значительным историческим памятником, содержащим сведения об истории русского народа, является летопись "Повесть временных лет", составленная около 1113 г. монахом Киево- Печерского монастыря Нестором. Главная задача сочинения сформулирована автором в первых строках летописи: "се повести временных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть". Таким образом, впервые понятие «Русская земля» появилось в письменных источниках XII века.

А вот летописец Нестор в своем литературном труде возводит историю Киевской Руси к VI веку нашей эры. И именно в середине VI века сирийский автор упоминает «народ РОС (РУС)», живший где-то северо-западнее приазовских амазонок, то есть на Среднем Днепре. Поэтому историк Б. А. Рыбаков делает вывод, что понятие «Русская земля» возникло в VI веке нашей эры. Свидетельства более раннего существования Русской земли находится за гранью имеющихся письменных свидетельств.

Древнейшие цивилизации на территории Киевской Руси

Согласно Библии славянский род восходит к Иафету. Иафет (он же Арий) – один из сыновей Ноя, потомки которого ушли на Север и Запад, два других сына Ноя ушли: Сим – на Восток, Хам – на Юг.

Внук Иафета – Скиф, в XIV веке до нашей эры, отделившись от своего народа, двинулся с Кавказа на Западный берег Дона. Его потомки назывались Скифами, они то и стали основателями славянского народа. Изначально Скифы были кочевниками, но позже основная их масса перешла к оседлому образу жизни и образовала "Скифское царство", которое занимало огромные территории от устья Дуная до среднего течения реки Хуанхэ (Иран, Северная Индия, Китай). Что же заставило скифов покинуть родные места?:

▪ теснота, которая вела к междоусобицам,

▪ влияние климата: усыхание мертвого моря, опустынивание зеленой Сахары вследствие потепления климата.

От браков скифских юношей с амазонками произошли Сарматы. Сарматы проживали вплоть до тайги и тундры Заполярья, более северные области были необитаемые вследствие холода.

С VI-IV вв. до нашей эры, с этой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период, завершающийся созданием государства Киевской Руси. Одна и та же область - лесостепное Среднее Поднепровье – является частью прародины славян, она же стала ядром Киевской Руси. В средние века именно этот регион носил название «Русской земли».

«Скифская» культура описана Геродотом. Геродот очертил в Восточной Европе огромный квадрат 700х700 км. Южной стороной «скифского квадрата» было побережье Черного моря от устья Дуная до Керченского пролива. Западная сторона шла приблизительно на среднее течение Припяти, а восточная примерно на Оскол. Северная сторона скифского квадрата, наименее известная путешественнику, терялась в лесной зоне, где-то севернее Сейма и низовий Припяти.

Культура скифского типа была распространена на значительной части квадрата, но собственно скифы занимали только одну пятую часть квадрата. Этот условный квадрат был населен восемью различными народами. Одним из таких народов, родственных скифам, были оседлые племена земледельцев, которые называли себя сколотами. В течение более чем 1000 лет они оседло жили на территории лесостепной зоны Среднего Поднепровья и медленно сливались со скифами.

В северных областях нашего континента в течение шести столетий жили сарматы. Сарматы были очень воинственным народом и многократно осуществляли нашествия на скифов и сколотов. В IV веке до нашей эры после частых сарматских вторжений скифская культура пришла в упадок и наши прародители вынуждены были переселяться в леса, в глубь более северных областей в район озера Ильмень. Эта часть скифов-сколотов получила название восточные славяне. В различных областях восточнославянские племена назывались по-разному, что известно нам из древнейшей русской летописи: кривичи, вятичи, радимичи, дреговичи и другие (всего 14). Часть скифов-сколотов двинулись на юго-запад, заселяя болотистые земли Фракии, часть сколотов, осталась на месте.

Постепенно в течение столетий во время нашествий происходило слияние народов – скифов-сколотов и сарматов. Потомки скифов-сколотов и сарматов стали называться аланами. Аланов описывали в летописях как высоких, симпатичных, со светлыми волосами, свирепым взглядом, внушающим страх, они были легки и активны в использовании оружия.

После слияния народов и ослабления сарматских нашествий восстанавливаются торговые пути древних славян, развивается торговля хлебом с Римской империей, что приводит к имущественному неравенству у славян, что способствовало развитию общества.

Позже в I-II веках нашей эры в литературных источниках греческие и римские ученые (Тацит и Плиний) народ, живущий на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, потомков аланов описывают как многочисленные племена венедов - предков современных славянских народов. Название венеды происходит от кельтского vindos, что означает "белый". Что касается более позднего самоназвания "славяне", то точный смысл его не известен.

Название «венеды» сохранилось в языке германских народов вплоть до XVI века, а в финском языке Россия до сих пор называется Венейей. Сначала так назывались только западные славяне. Их восточные собратья назывались антами. Затем славянами стали называть все племена, говорящие на славянских языках. По имени венедов Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках, а название "славяне" распространилось лишь в VI веке нашей эры (Прокопий Кесарийский и Иордан).

Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили в при- черноморских степях и часто грабили славянские земли. Самым опасным врагом были кочевники-хазары, создавшие в VII-VIII веках нашей эры большое сильное государство в низовьях рек Волги и Дона – Хазарский каганат.

В этот период восточные славяне стали называться русами или росами, как полагают, от названия одного из племен - русов, жившего на границе с Хазарией. Так произошли названия "Россия" и "русские".

Особенности жизни древних славян

Интересны сведения византийских авторов о том, что славяне в VI-VII веках еще не имели государства. Они жили независимыми племенами. Во главе этих многочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны имена вождей, живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост, Хвилибуд и другие. Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения.

Важные сведения об истории древних славян сообщает Повесть временных лет. Древние славяне занимались земледелием, ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел. Земля была собственностью общины, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание - вече.

В начале первого тысячелетия нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвижения племен и народов, обусловленные социальными, политическими и природными факторами. Это было медленное, совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые удобные места для поселения и богатые зверем и рыбой области. Поселенцы вырубали леса для своих полей. Спустя несколько столетий, коренное население смешалось с пришельцами, усвоило их язык и культуру.

В результате объединения XIV восточнославянских племен постепенно сложилась древнерусская народность, обладавшая известной общностью территории, языка, культуры и явившаяся колыбелью трех братских народов (русского, украинского и белорусского). Славянская культура положила фундамент всей европейской цивилизации. Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами. Древнерусская народность, сложившаяся в X веке просуществовала 5 веков, до того, как изменившаяся историческая обстановка в Европе привела к распаду этой народности на 3 части: русских, украинцев и белорусов.

Скифы, славяне и русские имеют один антропологический тип – высокий рост, стройное и крепкое телосложение, светлые глаза, русые волосы, мягкую, белую, почти лишенную волос кожу.

В то время, когда войны не только между разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном. Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной. Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило на современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.

Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде. Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли украшения. За все это расплачивались ценными товарами, которые играли роль денег: шкурами пушных зверей, медом, воском, зерном, скотом.

Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглые или удлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в них находят остатки сожженных человеческих костей и обгоревшую в огне утварь. Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре, останки хоронили в курганах.

Вскоре в жизни славян совершились большие перемены. С развитием металлургии и других ремесел значительно улучшились орудия труда. Земледелец имел теперь плуг или соху с железным лемехом. Труд его стал более производительным. Среди общинников появились богатые и бедные. Древняя община распадалась, на смену ей приходило мелкое крестьянское хозяйство. Развивалась торговля. Страну прорезали торговые пути, идущие преимущественно по рекам. В конце I тысячелетия стали появляться торгово-ремесленные города: Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Ладога и многие другие.

Процесс образования Киевской Руси

Иностранцы называли Русь страной городов, состоявшей из 14 восточнославянских племен:

1. Ильменские словене, центром которых был Новгород Великий, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень и на чьих землях стояло немало других городов, отчего соседние с ними скандинавы называли владения словен «гардарикой», то есть «землей городов».

2. Кривичи, жившие в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг На землях кривичей впоследствии возникла Москва.

3. Полочане расселялись на реке Полоти, при ее впадении в Западную Двину.

4. Дреговичи жили на берегах реки Припять, получив свое имя от слов «дрегва» и «дряговина», означающих «болото».

5. Радимичи, обитавшие в междуречье Днепра и Сожи, назывались по имени их первого князя Радима, или Радимира.

6. Вятичи являлись самым восточным древнерусским племенем, получив свое название, подобно радимичам, от имени своего прародителя - князя Вятко, что представляло собою сокращенное имя Вячеслав.

7. Северяне занимали поречье Десны, Сейма и Суды и в древности были самым северным восточнославянским племенем.

8. Поляне, населявшие земли вокруг Киева, Вышгорода, Родни, Переяславля, назывались так от слова «поле».

9. Русь - название одного, далеко не самого крупного восточнославянского племени, которое из-за своего имени стало наиболее знаменитым и в истории человечества, и в исторической науке, ибо в спорах вокруг его происхождения учеными и публицистами было поломано множество копий и пролиты реки чернил. Многие выдающиеся ученые - лексикографы, этимологи и историки - производят это название от почти повсеместно принятого в IX-X веках имени норманнов - русы. Во время своих завоеваний, происходивших 300 лет (с VIII по XI век) и охвативших всю Европу от Англии до Сицилии и от Лиссабона до Киева, норманы оставляли иногда за покоренными землями свое имя. Так, например, территория, завоеванная норманнами на севере Франкского королевства, получила название Нормандия. Противники этой точки зрения считают, что название племени произошло от гидронима - речки Рось, откуда впоследствии и вся страна стала называться Россией. А в XI-XII веках Русью стали называть земли руси, полян, северян и радимичей, некоторые территории, населенные уличами и вятичами. Сторонники этой точки зрения рассматривают Русь уже не как племенной или же этнический союз, но как политическое государственное образование.

10. Тиверцы занимали пространства по берегам Днестра, от его среднего течения до устья Дуная и берегов Черного моря.

11. Уличи были южными соседями тиверцев, занимай земли в Нижнем Поднепровье, на берегах Буга и побережье Черного моря.

12. Древляне жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра. Их главным городом был Искоростень на реке Уж.

13. Хорваты, жившие вокруг города Перемышль на реке Сан, именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноименного с ними племени, жившего на Балканах.

14. Волыняне представляли собою племенное объединение, образовавшееся на территории, где ранее проживало племя дулебов. Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень. В племенное объединение, возникшее на месте обитания дулебов, входили кроме волынян и бужане, размещавшиеся на берегах Южного Буга. Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания.

Что же касается пограничных с восточными славянами земель и народов, то эта картина выглядела так: на севере жили финно-угорские племена (черемисы, чудь заволочская, весь, корела, чудь), на северо-западе обитали балто-славянские племена (корсь, земигола, жмудь, ятвяги и пруссы), на западе - поляки и венгры, на юго-западе - волохи (предки румын и молдован), на востоке - буртасы, родственная им мордва и болгары волжско-камские. За пределами этих земель лежала «терра инкогнита» - неведомая земля, о которой восточные славяне узнали лишь после того, как их познание мира очень сильно раздвинулось с появлением на Руси новой религии - христианства, а вместе с тем и письменности, которая была третьим признаком цивилизации.

Много веков племена славян воевали между собой. Самым воинственным племенем было племя древлян. Имя древлян последний раз встречается в летописи под 1136, когда их земля была подарена киевским кн. Ярополком Десятинной церкви.

Во время княжения Олега в 882 году началось объединение восточнославянских союзов племен. В это время земля полян (одно из племен восточных славян) становится ядром древнерусской государственности, впоследствии объединившей вокруг себя другие восточно-славянские области. В последний раз имя полян упомянуто в летописи под 994 г. , после чего их сменил этноним «Русь». Сначала были объединены Киевские и Новгородские земли, затем были подчинены и другие. Таким образом, в Древней Руси из отдельных племенных княжений в IX веке возникла могучая русская держава с центром в Киеве – Киевская Русь.

Будучи одним из крупнейших государств средневековой Европы, Киевская Русь простиралась с севера на юг от побережья Ледовитого океана до берегов Черного моря, с запада на восток - от Балтики и Карпат до Волги. Таким образом, Русь исторически представляла собой контактную зону между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком.

Особенности древнеславянских построек

До нас не дошло ни одного памятника архитектуры дохристианской эпохи: что-то было уничтожено временем, а основная часть – людьми. Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о язычестве. Архитектурные сооружения Древней Руси были деревянными. Объяснялось это, во-первых, строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным путями удобно доставлялся в нужное место. Из камня строились только большие городские соборы. Но с начала XII века камень начинает применяться все чаще, появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город.

Согласно археологическим данным, до первой половины I тысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота. Как пишут историки, древние племена облюбовывали подходящий солнечный склон у берега реки или озера – и строились, не особо опасаясь внешних врагов.

В глубокой древности предки славян жили родовыми «гнёздами», то есть маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род – большая семья из нескольких поколений. Первоначально все члены рода – по мнению учёных, человек 50–60 во главе со старейшиной – жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Понятно, что площадь его была велика – около 500 квадратных метров. Однако жизнь не стояла на месте: к началу нашей эры значение индивидуальной семьи внутри рода существенно возросло, отдельные семьи стали строить собственное жильё, так что постепенно тот терял функцию основного жилища, оставшись «общинным домом» для собраний и совместных работ, а жилые дома и хозяйственные постройки располагались вокруг.

Древние славяне-язычники рассматривали свой дом как крепость, защищающую их от враждебных духов. Для защиты дома от злых духов на фронтоне дома наносился резной или выжженный орнамент с элементами, означающими восходящее солнце, солнце в зените и заходящее солнце. Это была своего рода космологическая система (макрокосмос), предполагающая непрерывное движение солнца по небу, что противопоставлялось потусторонним силам и надежно оберегало дом от их проникновения. Окна защищались наличниками с соответствующим орнаментом. Во дворе расставлялись различные оберегающие знаки - идолы, на колья ограды надевались имевшие магическую силу битые горшки, навешивались счастливые камни с естественным отверстием («куриный бог»)

Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, главное, что и того и другого было в достатке. Глиняные кирпичи, по свидетельству историков, получили на Руси распространение начиная с середины 9 века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского зодчества, в котором сочетается красота и функциональность построек.

Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле.

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. Непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи и является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России. Вместе с архитектурными памятниками, сохранившимися в неизменном виде с момента строительства или вывезенными из других районов и воссозданных на территории заповедника, кижское музейное собрание иллюстрирует основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских.

Следы древних славян в современном мире

Русский народ - это этнос с глубокими тысячелетники корнями, проживающий на одной и той же территории и имеющий тесную связь со своей родной землей - землей своих предков, которая в прямом и переносном смысле перепахана их трудолюбивыми руками.

Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты. И даже когда язычество на Руси сменилось христианством, следы сюжетов древнеславянской мифологии сохранились в виде былин, волшебных сказок, загадок, узоров на традиционных народных вышивках, резьбе по дереву и многих других проявлениях народного творчества. Многие из образов, порожденных древнеславянским язычеством, существуют и сейчас, и мы настолько привыкли к ним, что даже не замечаем их необыкновенности.

Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота? Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших древнеславянских языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне, мы попробуем найти следы древних славян в современном мире.

Предания

В славянских преданиях встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.

Так вот, существует множество сказок про Змея Горыныча, который похищает девиц-красавиц и с которым борются богатыри и герои - от былинного Добрыни Никитича до Иванушки-дурачка. А ведь это тоже доживший до наших дней отголосок древнего языческого мифа. Мифа о борьбе громовержца бога Перуна со своим извечным врагом - чудовищным Змеем. В настоящее время широкое распространение получила идея, согласно которой поединок Перуна со Змеем представляет собой славянский вариант мифа о борьбе небесного всадника-богатыря со змеевидным врагом. Изображение всадника-копьеносца, у ног которого извивается змей, мы можем видеть, например, на современном гербе Москвы и на некоторых монетах.

За оградой двора древнего славянина начинался лес. Хозяином леса был Леший. Леший буквально значит "лесной". У древних славян Баба Яга – это могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Ее избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых.

Древние славяне считали, что в каждом доме живет Домовой. В старину его ласково называли “дедушкой” или “хозяином”. Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной? С левой полы его одежды постоянно капает вода.

Кроме персонажей высшей мифологии (богов и богинь) славяне населяли также свой мир и менее значительными существами: русалками (духами природы, первоначально жившими повсюду: в лесах, лугах, долинах, а не только в воде), банниками и другими духами, память о которых дошла до наших времен.

Имена

В древности любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них, включая двоюродного племянника троюродного брата шурина своего прапрадеда. Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и правнук такого-то. Так появились наши имена, отчества и фамилии.

Стоит нам открыть летопись времен, как мы увидим имена Владимир, Ярослав, Казимир. А ведь именно они очень распространены на территории России.

Имена славян многое могут рассказать нам о характере и особенностях мышления народа: каждое имя выражает особое отношение к житейскому быту того или иного явления, например, той же славы: Владислав, Мстислав, Мирослав, Ростислав, Ярослав; Всевлад (Всеволод), Властимир (Владимир), Казимир.

У кого ещё, кроме славян и греков, есть имена Веры, Надежды, Любови, свидетельствующие вместе с прочими именами, что славяне глубоко рассуждали обо всех фазах жизни человеческой, о всех изгибах души и сердца; что они были гостеприимны и миролюбивы, но храбры и отважны, любили славу и похвальбу, чтили душевные достоинства, преданы были вере, но вместе с тем были и властолюбивы. Имена у славян неразрывно связывались с личностью, можно сказать, были своего рода ангелом-хранителем человека.

Но стоит отметить, что все эти имена давались людям «в награду» за определённые заслуги и по возможности отражали наиболее яркие качества характера владельца.

Праздники и обычаи

Праздники являлись неотъемлемой частью быта в древнейшей общности. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства. Какие праздники древних славян вы знаете?

Праздник Коляды, Ивана Купала, Масленица были глубоко почитаемы народом. На этих гуляниях славяне поклонялись каменным и деревянным идолам – фигурам богов. Идолы эти помещались в центре округлой площадки с приподнятой серединой или, наоборот, с воронкообразным углублением в центре. Площадка окружалась одним или двумя рвами и невысокими валами. Иногда внутри вал ограждался частоколом. Рядом с идолом ставили жертвенник. Места, где поклонялись идолам, назывались «капища» (от старославянского «капь» - изображение, идол.), а те, где приносились жертвы («требы») – «требища».

У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот танец – хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.

Славяне имели и свою оригинальную систему письма, так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета».

Пища

Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина, но и сам уже не смел причинить ему зла. Таким образом, хлеб-соль – не что иное, как мирный договор между хозяевами и гостями. Сам хлеб тоже не являлся просто едой: и по сей день не забыта поговорка «хлеб – всему голова», а детям с мальства прививают бережное отношение к хлебу. Причину этого мы обычно называем одну: в хлебе заключён нелёгкий человеческий труд. Но мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Известно трепетное отношение славян-язычников к земле. В частности к хлебному полю. Хлеб был для славян священным даром Богов. Запрещалось бить по столу кулаком: стол – Божья ладонь!

Кроме того, зерно требует тепловой обработки. А чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить союз Огня, Воды и Зерна – продукта Земли. Все эти три сути были для славян божествами, всем трём поклонялись. Сладкая, сваренная на меду, каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни. Стоит ли удивляться, что языческая каша прекрасно вписалась в языческие ритуалы и доныне живёт под названием кутьи, которой угощаются на поминках? Разве что вместо мёда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод – изюм, а вместо цельной пшеницы.

Другой древнейшей едой с незапамятных времён у славян были блины. Учёные-языковеды считают, что произношение слова «блин» – искажённое: когда-то оно произносилось «млин» и происходит от того же корня, что и «молоть», «мелкий», обозначая, таким образом, пищу из размолотого зерна. Возможно, первоначально муку или мелко раздробленное зерно заваривали кипятком и ели ложками, потом однажды пролили на раскалённые камни очага и обнаружили, что новая еда очень вкусна. В блинах, как и в каше-кутье, заключены те же священные сути, а кроме всего прочего, румяный, круглый блин от части схож с Солнцем, «умирающим и воскресающим» каждую зиму. Вот почему и доныне блины пекут на Масленицу, когда празднуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны.

Одежда

Немаловажную роль в быту играла и одежда: всем известная поговорка о том, что встречают по одёжке, пришла к нам из глубины веков. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» – совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.

Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Название «рубаха» происходит от корня «руб» – «кусок, отрез, обрывок ткани» – и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали. Женские рубахи кроились обычно до полу (отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры.

По мнению древних славян, следовало, так или иначе обезопасить все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Такую же роль выполняли и плетёные пояса – обереги, и многие другие аксессуары.

А вот другое слово, обозначающее одежду - «портки». В древности его произносили иначе - «порты». Оно родственно глаголу «пороть», то есть по-древнерусски «резать». А древнее значение - «портки» - сохранилось для нас в слове «портной».

Штаны на первый взгляд кажутся неотъемлемой, просто необходимой частью мужского костюма. Однако так было не всегда. Исследователи считают, что этот вид одежды появился в связи с необходимостью ездить верхом. Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами вставляли ластовицу - для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать.

Какой же была эта обувь? В основном кожаной, либо сплетенной из древесной коры. Деревянной, столь распространённой в Западной Европе, древние славяне не знали. Во все времена наши предки охотно обувались в лапти - «лычные сапоги», - причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели - за четыре, летом, в страдную пору, - и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти - пятеры лапти сплести» - гласила пословица.

«Шапкой» называли мужской головной убор). Можно предположить, что древние славяне носили самые разнообразные меховые, кожаные, валяные, плетёные шапки. И не забывали снимать их не только при виде князя, но и просто при встрече со старшим, уважаемым человеком - например, с собственными родителями.

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесёмки. Взрослея, они получали «красу» - девичий венец. Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом. Другой типично славянской разновидностью «красы» был венчик из тонкой (около 1 мм) металлической ленты. Ширина ленты бывала обычно 0,5-2,5 см. Делали такие венчики из серебра, реже - из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка, который завязывался на затылке. Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем. Головной убор замужней женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову тёплым платком.

Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления тёплой одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в лесах, так что, например, медвежий мех, «медведина», считался дешёвым и малоподходящим для одежды знатного человека. Русские меха пользовались заслуженной славой и в Западной Европе, и на Востоке. Кроме того, славяне с незапамятных времён разводили овец, так что тёплый овчинный «кожух» был доступен (в отличие от современной «дублёнки») каждому. Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили «нагольные» кожуха, то есть сшитые кожей наружу. Богатые покрывали их сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой - золототканым шёлком.

В современной жизни плащ давно уже превратился в обычное лёгкое пальто для прохладной погоды, часто непромокаемое. Плащ в виде широкого полотнища за плечами сразу наводит на мысли о «романтическом» средневековье. Между тем для наших далёких предков он был самой привычной, каждодневной одеждой. Действительно, добротный, плотный плащ был очень хорош в непогоду, а при нужде служил одеялом или даже палаткой. Воин, намотав его на руку, мог использовать как своеобразный щит. Плащи всевозможного покроя, из разного материала носили в будни и праздники решительно все: женщины и мужчины, знатные и незнатные, старые и молодые. А слово «плащ» - исконно славянское, языковеды сближают его с «платком», «полотном» и прилагательным «плоский».

РЕЗУЛЬТАТЫ исследования

Поскольку овладение историческими знаниями – это важнейшее условие глубокого понимания жизни и перспектив ее развития, цель моего исследования изучить исторические корни наших предков.

Анкетирование показало, что о родственных связях между русскими, украинцами и белорусами знают только 45% школьников. И только 40% учеников правильно определили антропологический тип славян, представленных на фотографиях, подтвердив данные древних летописцев о том, что славяне (русские и родственные им народы) светловолосые, волосы прямые или волнистые, глаза чаще голубые, светлая, почти без волос кожа, широкие плечи, мужественный взгляд.

Практически все ребята (90%) знают, кто такие Баба Яга, Змей Горыныч, Леший, что свидетельствует о том, что мы с детства касаемся преданий наших предков, знакомимся с их нравами и бытом.

Как называлась одежда, которую носили наши предки? Большинство (90%) ребят дали правильный ответ и вот почему: сказки, которые мы читаем, содержат описание одежды наших предков, они изображены на рисунках. Читая сказку об Алёнушке и братце Иванушке мы видим и рубаху, и штаны, и сарафан.

Но не все ребята знают, почему на Руси в старину строили деревянные избы, а не каменные замки, войлочные юрты, соломенные шалаши. Думаю, что после моего доклада им стало понятно, что на территории, где жили наши предки, были дремучие леса и просторные равнины, дерево было наиболее доступным материалом, которые согревал, прятал от непогоды.

Сколько столетий требуется народу, что бы зародиться, сформироваться и затем рассеяться по белу свету? Безусловно, не одно, не два и не три, тем более что всем нам хорошо известно, чем ближе к своим истокам человеческое общество, тем жизнь его тягучее, замедленнее, неспешней, тем дольше тянутся все процессы внутри зарождающихся и формирующихся этносов, племён. Не будем гадать, на сколько ещё тысячелетий нам надо углубиться в прошлое, что бы застать предков наших ещё не рассеянными по земле первозданной. Главное то, что мы знаем о том, что славяне есть древняя нация и в глубокие пространства веков уходят корни их культуры.

Славянская культура являлась основой для всей европейской цивилизации. Нашему народу сейчас так необходимо опереться на свое далекое прошлое - светлое и достойное. Это прошлое народа, у которого нет пределов древности, этим прошлым каждый русский человек может гордиться, он его должен знать, черпать из него силы.