Задания для родителей на автоматизацию звуков р, рь. Автоматизация звука р в слогах со стечением согласных Автоматизация звука р в более сложных слогах

Ребенок должен повторять слоги, слова, предложения за взрослым четко и правильно проговаривая звук Р. Работать желательно перед зеркалом, не более 15 минут.

Автоматизация звука Р.

1. Закрепление зв. «р» в словах с прямым слогом, игра «Телефон»: рак, рама, радуга, рана, ракета, роза, рота, ромашка, рот, ручка, руки, рубашка, рукав, ручей, рубанок, рыба, рыбак, рыжик, рысь.

2. ар, ор, ур, ыр, ир, ор, ир, яр, яр, ыр, ир, яр, яр, ир, ар, ор, яр, ыр, ур, эр, ар, ор, ир.

3. Отраженное проговаривание слов с обратным слогом: вар, дар, бар, пар, шар, базар, загар, повар, Макар, бор, сор, вор, хор, двор, мухомор, топор, помидор, забор, норка, коркаорден, зоркий, дозор, нора, бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, Мурка, дежурный, чурка, дырка, сыр, фыркать, ярко, ярче, доярка, актер, боксвер, монтер, шофер, костер, пятерка…юрта, Юрий, верба, герб, серп, ферма, шерсть, первый, термос, пионер, милиционер, парикмахер, кондитер, мир, пир, тир, жир, кефир, командир, пассажир, кирпич, Ира, Ирма, вирус, мираж…

4. Дополни стихи:

Носорог бодает рогом, не шутите с (носорогом).

Панцирь носит черепаха, прячет голову от (страха).

Роет землю старый крот, разрывает (огород).

Не хотел котенок мыться, опрокинул он (корытце).

5. Отгадывание и заучивание загадок:

Сам, алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.(топор)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улицк. (морковь)

6. Игра на внимание «Цепочка»

Дар-дар-кар; шар-вар-бар; комар-Макар-товар; хор- бор- сор- мор; горка- корка- норка-порка; Мурка-чурка-шкурка-бурка; ковер-монтер-костер; мир-тир-пир.

7. Игра «Закончи слово» Обратить внимание детей на позицию зв.»р» в словах (в начале слова, в конце слова):

Взрослый ребенок

Ра рак, радуга, рана…

РО роза, рота, рога…

РУ ручка, рука, рулон…

РЫ рысь, рыба, рынок…

АР комар, санитар, Макар…

ОР хор, мор, сор,…

УР шнур, бур, Тимур.

8. Отраженное проговаривание слогов со стечениями согласных:

БРА – БРО – БРУ – БРЫ – БРЭ; ВРА – ВРО – ВРУ – ВРЫ - ВРЭ; ГРА - ГРОР – ГРУ – ГРЫ – ГРЭ; ЗРА – ЗРО – ЗРУ – ЗРЫ – ЗРЭ; ПРА – ПРО – ПРУ – ПРЫ – ПРЭ; ФРА – ФРО – ФРУ – ФРЫ – ФРЭ; КРА – КРО – КРУ – КРЫ – КРЭ; ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ – ДРЭ; ТРА – ТРО – ТРУ – ТРЫ – ТРЭ.

9. Произнесение слов со стечениями согласных отраженно:

Браво, брак, враг, град, грач, гранит, грамота, граната, кран, граница, графин, край, краб, красный, краска, крапива, правда, красавица направо, цифра, хранить, храпеть, брови, брошка, бросил, вроде бы, гром, грохот, громко, кровь, крот, срок, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, Фрося, фронт, группа, брусника, груша, груз, груда, грубый, грудь, грузди, круг, Крым, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты, брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, закрыть, прыгать, прыжок…

10. Отгадать загадки, заучить текст загадок.

11. Придумывание стихов, подбор детьми похожих по звучанию слов к слогам, произносимых врослым:

КРЫ – КРУ – КРА - … (идет игра, спать пора, высокая гора, вкусная икра).

БРА – БРО – БРЫ - … (возьму ведро, едем в метро, …).

ТРА - ТРЫ – ТРО - … (пьем ситро, у нас патрон, ….).

12. Проговаривание трудных слов (с двумя буквами «Р»): простор, разгар, разговор, квартира, мрамор, маршрут, кругозор, проверка, развернуть, разорвать, проворный, простор.

13. Отгадать загадку и выучить наизусть:

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).

14. Отраженное проговаривание и пересказ по цепочке:

Рассказ «Утро»

Федор встает с первыми петухами. Быстро одевается. Надо идти на стройку. В термосе есть чай. Но Федор его утром не пьет. Он достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку и выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

15. Игра «Если бы мы были художниками». Подбор слов со звуком «Р» к темам:

Нарисуем: огород (горох, помидоры, укроп, петрушка, морковка, ….)

Пруд, озеро, рыбы (карп, караси, ерши, верхоплавки, сорожки, …);

Утром Маша проснулась рано, собиралась в детский сад. В саду – завтракала, играла в песке, прыгала со скалкой, кружилась на карусели, собирала в корзину листья, убирала в группе игрушки. Была дежурной, накрывала столы к обеду, кормила рыбок…

16. Проговаривание чистоговорок:

Тара-тара-тара-та, у крыльца растет трава.

Тара-тара-тара-ра, ушли кони со двора.

Тара-тара-тара-ра, кака из каждого двора выезжают трактора.

Тара-тара-тара-ра, заплясала мошкара.

17. Заучивание и отработка скороговорок:

Прыгают на языке скороговорки, будто караси на сковородке.

Рассказать вам про покупки?

Про какие, про покупки?

Про покупки, про покупки, про крупу, да про подкрупки!

Отраженное проговаривание и пересказ ребенком самостоятельно сказки Л. Н. Толстого «Ворона и рак».

Текст : Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда ему грозит. Задумался, как ворону заставить рот раскрыть. Хитрый рак хвалит родителей вороны: « - Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!». Ворона отвечает: - У – гу!, - а рта не раскрывает. Рак продолжает: - «Помню твоих братьев и сестер. Хорошие были птицы!» - Угу!, - второй раз отвечает ворона, а рта не раскрывает. Тогда рак стал говорить про ворону: - Хорошие они все были, а все не такие как ты. Ты лучше их! - А – га! – обрадовалась ворона и раскрыла клюв. Рак упал в озеро.

В названиях, каких овощей есть звук «Р»? (горох, укроп, петрушка, картофель, арбуз).

Фрукты: персик, груша, виноград, гранат, хурма.

Ягоды: красная смородина, черная смородина, крыжовник, черника, брусника, виктория.

Грибы: сыроежки, грузди, рыжики, мухомор, боровик, подберезовик.

Профессии: артист, рабочий, тракторист, шофер, врач, инженер, кондуктор, слесарь, шахтер, металлург, монтер, парикмахер, радист, балерина, повар, конструктор, бухгалтер, дворник.

Транспорт: трамвай, метро, троллейбус, грузовик, автокран…

Ответь одним словом: Кто чирикает? Кто кричит: «Кар, Кар»? Кто играет в театре? За что дают премию? Что хранится в картинной галереи?

Заучивание пословицы :

Дружба и братство дороже всякого богатство.

Тот герой, кто за Родину горой.

Враг боек, да наш народ стоек.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

На чужой сторонушке рад одной воронушке.

Дополнение рассказа:

«Сороконожка» Жила-была (сороконожка). У нее было сорок (ножек). Один раз собралась (сороконожка) в гости. Выглянула в окошко. А на улице (дождик). Стала (сороконожка) надевать калоши. Когда все сорок (ножек) обула, дождь уже кончился. Стала сороконожка снимать галоши, когда все сняла пошел снег. Наступила зима. Стала (сороконожка) обувать валенки. Пока надела (сорок валенок), зима прошла. С тех пор ходит (сороконожка) босиком.

Проговаривание скороговорок. Заучивание наизусть.

Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор.

Проворонила ворона вороненка.

Курочка шустра, пестра, уточка с песка плоска.

Дала мама Ромаше сыворотку из под простокваши.

Отгадывание загадок:

Два братца пошли в воду купаться (ведра).

Серый, усатый, морковку грызет, да не в лесу живет (кролик).

Черный, проворный, кричит «Крак», червякам враг (грач).

Игра «Если бы мы были художниками» - нарисуем зоопарк:

Какие животные и птицы в названиях которых есть зв. «р» живут в нашем зоопарке? (зебра, крокодил, кролик, горный баран, тигр, рысь, мартышки..)

Инсценировка диалога в лиц ах:

Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь?

Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки.

Козочка, где горох растут?

Не знаю.

А откуда у тебя стручки на рогах?

Кисонька Мурысонька, ты где была?

На мельнице?

Что там делала?

Муку молола?

Из муки что делала?

Печенье пекла.

С кем ела?

Не ешь одна, не ешь одна.

Отраженное проговаривание и пересказ текста:

«Тигр». Изо всех животных самое дерзкое – тигр. Шкура у него рыжая, пестрая. Оттого и не видно его в рыжей густой траве. Лежит он в траве, а как завидит добычу, прыгает и одним ударом сшибает быка с ног. Все тигра боятся. И человеку тигр опасен. Есть тигры, которых зовут людоедами. Охотники рассказывали, что это старые тигры. Им уже не догнать быстрого оленя. Вот они и караулят дикого путника. А на это у них хитрости хватает.

Рассказ «Что вкуснее?»

«Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее. Котлета сказала:

Я вкуснее всех, потому, что из мяса.

Суп сказал:

Я вкуснее всех, потому что я из курицы.

А салат им в ответ:

Я вкуснее всех, потому что я из овощей.

Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, - возразил компот.

Я вкуснее всех, потому что я из творога, - вмешался в спор пирог.

Я вкуснее всех, потому что я из рыбы, - крикнула запеканка.

Пюре сказало:

Я вкуснее всех, потому что из яблок.

Квас закричал:

Я вкуснее всех, потому что я хлебный.

Кисель не согласился:

Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины.

А каша ему:

Я вкуснее всех, потому что я молочная.

Таня услышала спор продуктов и сказала:

Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием».

Задания к тексту:

Выделить из текста слова со зв. «Р» (продукты, фрукты, творог, пирог, рыба)

Автоматизация звука РЬ.

Отраженное проговаривание слогов: ри, ре, ря, рю, ре, ря.

Игра «Закончи слово»: Ва- ря, зве – ри, Бо-ря, за-ря, ги-ри, гово-ри, отво-ри, мо-реи т.д.

Автоматизация зв.»РЬ» в словах: (отраженное проговаривание): Рита, Рига, рис, рисунок, фонари, пузыри, порядок, наряд, снаряд,

Марина, Ирина, двери, гири, звери, старик, редька. Репа, речка, ряд, ремень, рядом, моряк, моря и т.д.

Игра «Кто самый внимательный» - повторить цепочку слогов:

Ря-ри-ре; ря-ри-ри; ре-ри-ря; ре-ря-ри; аря-оря-уря; арии-юри-ери.

Дополни стихи за логопедом .

Ходит по лесу хрюкающий маленький (зверек).

Где обедал воробей, в зоопарке у(зверей).

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец).

Все привыкли мы к порядку, утром делаем (зарядку).

Посмотрите на Иринку, ест Иринка (мандаринку).

Введение в обратный слог. Проговаривание:

А-рь, о-рь, у-рь, ы-рь, и-рь, я-рь, е-рь, а-рь-ы-рь, урь-ырь, урь-ярь. Урь-ирь, ерь- ирь, ирь-ярь, ирь-орь.

Проговаривание зв. «РЬ» в прямых и обратных слогах:

ря-арь, арь-ря, ре-орь, орь-ре, урь-рю, рю-урь, ирь-ри, ирь-ри.

Самостоятельное проговаривание слов со зв. «РЬ» в прямых и обратных слогах игра «Домино» на зв. «РЬ» .

Отраженное или самостоятельное проговаривание предложений:

Ирина моет дверь.

У дома горит фонарь.

Марина примеряет кофту.

Сибирь – богатый край.

У Бориса модный ремень.

Хорек несет курицу.

Рита моет репу и редис.

Дополнить предложение с помощью картинок или самостоятельно составить предложение с заданным словом.

Боря нарезал огурец на (тарелку).

На заборе сидит (курица).

У реки корявое (бревно).

Ребята во дворе привязали (веревку).

Андрей читает свой (букварь).

Отгадывание загадок, заучивание текстов:

Утка в море, хвост на заборе (поварешка).

Из горячего колодца через нос водица льется (чайник).

Заучивание считалок:

У Марины мандарины, мандаринов было пять. Мандаринов было пять, ребятишек двадцать пять. Пришла к Марине Олечка- А ты дели по долечкам!

Игра соревнование «Кто больше? Придумать слова со зв. «РЬ» За каждое правильно подобранное слово ребенок получает фишку.

Итог.

1. Проговаривание: третий, трибуна, древний, треск, Гришка, дремать, тревога, трюм, Андрей, треска, тряпка, кудри, …

2. Автоматизация а слогах типа: ПРЕ – БРЕ: премия, прятки, предмет, прятать, прекрасно, бревно, бредит, прежде, природа, бригада, привычка, бритва, приказ, брить, прическа, бригадир, пряник, брюква, прямо, брюки. Марина покупает пряники. Ирина прекрасно рисует. У Бориса новые брюки. Ире поставили компресс. Ребята играют в прятки.

3. Автоматизация в слогах типа: КРЕ - ГРЕ: крем, гребень, крепко, греть, крик, гречка, крикнуть, грива, криво, гриб, крюк, крючок, Гриша, грядка, крякали, грязь. На берегу реки крякают утки. Григорий копает грядки. У рыбака на крючке карп. У Марины в тетради кривые буквы. У петуха красивый гребешок.

4. Дополнить стихи: Красные щечки, пестрые платочки. Хлопают в ладошки веселые (матрешки). И сейчас же щетки – щетки затрещали как (трещотки).

5. Заучивание скороговорок:

В аквариуме у Харитона 4 рака и 3 тритона.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Три дерева, три тетерева.

За деревней, за поселком пела, пела перепелка.

Перепел прилетел, перепелку перепел.

6. Развитие фонематического восприятия. Выделить на слух из текста и назвать слова со звуком «РЬ»; отгадать загадку и заучить наизусть:

В деревянном домике маленькие гномики. Уж такие добряки – всем подарят огоньки (спички).

Стук и бряк, бряк и стук, трюки, трюки, трюки, трюк.

7. Пересчитывание предметов: один гриб, два гриба, …, пять грибов (орехов, редисок, матрешек, снегирей, пряников, стрекоз, берез, …).

8. Игра: «Кто больше?» (Имена): Андрей, Марина, Рита, Ирина, Дарья, Борис, Сережа, Валерий, Варвара, Юрий, Кирилл, Григорий, Римма, Лариса, Марья.

9. Игра «Домино» на «РЬ».

10. А) Самостоятельное составление предложений по картинкам: Борис принес грибы в ведерке. Марина покупает пряники. Ребята играют в прятки на берегу реки. Гриша поймал стрекозу. На грядке растет редька и редиска. Сережа примеряет рубашку.

Б) Отгадать загадки, выучить:

Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце (поросенок).

Кто без бревен через реки моты кладет? (мороз).

Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри! Там холодный снег и лед, там сама зима живет (холодильник).

Блещет в речке чистой спинкой серебристой (рыбка).

В) Проговаривание и пересказ рассказа «Товарищ»

У Бори два товарища: Сережа и Гриша. Ребята учатся в третьем классе. Как то Боря не решил пример. Пришел он в школу и говорит товарищам: - Помогите мне, пожалуйста! Гриша говорит Боре: «- Спиши пример у меня, я решил правильно». А Сережа говорит: «- Не списывай, Боря. Я тебе объясню и ты решишь пример сам!».

Заучивание считалок:

Шел по берегу петух. Поскользнулся в речку бух! Будет знать петух, что впредь, надо под ноги смотреть!

Две сестрички, две кукушки повстречались на опушке. Сели рядом на суку и кричат ку – ку, ку – ку!

Мимо речек, мимо сел, шел и трех овечек вел. Вел из леса трех овечек, один серенький козел.

Скороговорки: Марина грибы мариновала, Марина орехи перебирала. Лень, отвори дверь, а то сгоришь! Хоть сгорю, но не отворю.

Работа над деформированным текстом.

«Мыльные пузыри». Взяли соломинки, и стали пускать пузыри. Сначала решили, налит воду в таз. Борис и Варя захотели пускать мыльные пузыри. Потом положили мыло и перемешали.

Чтение логопедом рассказа по отдельным предложениям. Отраженное проговаривание по предложениям. Восстановление текста (цепочкой) по одному предложению. Пересказ пологостью одним из детей, остальные следят за произношением зв. «РЬ».

Заучивание «дразнилок» И. Демьянова: Наша утка крякала, а Сережка якола: - Я сумею, я смогу, я быстрее пробегу! Отдохни немножко, яколка Сережка.

Исправить предложения: Коза принесла сено девочке. Мальчик потерял библиотеку и книги. Мяч ударил мальчика и разбил стекло.

Внимательно выслушать, ответить на вопрос: Петю встречал Миша. Кто приехал? Охотник шел за собакой. Кто шел впереди? Лента уже пояса. Что шире?

Отраженное проговаривание и пересказ рассказа «Приключения Сережи». Было лето. Сережа шел по берегу речки. Неожиданно из-за куста вылетела утка. Сережа подошел к кусту. Оттуда выбежали маленькие утята, они бежали к матери, а она сидела у воды и кричала. Утята еще не умели летать. Сережа смотрел, что будет дальше. Утка спустилась в речку и поплыла. Она все кричала и звала утят. Они вошли в воду и быстро поплыли за матерью.

Рассказ «Гриша». Аналогичная работа. Пришел однажды Гриша из леса и принес ежа. Кошка Варька – цап ежа лапой! А еж спрятал голову и выставил остренькие колючки. Уколола Варька лапку. Обиделась, спряталась в угол. Сидит Варька в углу, лижет лапу, а на ежа и не смотрит. Вспоинить и назвать слова со зв. «РЬ», встретившиеся в рассказах (берег реки, кричала, смотрел, быстренько, за матерью, пришел, принес, Варька, спрятал, остренький, …).

1. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ:

ATP - OTP - УТР - ЫТР

OTP - ЫТР - АТР - УТР

ЯТР - ЕТР - ЮТР - ИТР

ЕТР-ИТР-ЯТР-ЮТР

2. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

ТРАВЫ, ТРОСЫ, ТРАП, ТРОН, ТРУД, ТРАВКА, ТРОЙКА, ТРОПИКИ, ТРУБА, ТРУБКА, ТРУДНЫЙ, ТРАВА, ТРОПА, ТРОПИКИ, ТРОГАТЬ, ТРОФИМ, ТРУДНЫЙ, ТРАМВАЙ, ТРОПИНКА, ТРОСТЬ.

ТЕТРАДЬ, МЕТРО, ПАТРОН, УТРО, ОТРУБИ, ХИТРЫЙ, ОТРЫВАТЬ, ТЕАТР, МЕТР, ЛИТР, МЕТРЫ, ВЕТРЫ, МАТРАЦ, ОТРЫВОК, ОТРЫВАТЬ, ВАТРУШКА, ПЕТРУШКА, ТЕТРАДКА, ОСМОТРЫ, ОСТРЫЙ, БЫСТРЫЙ, ПЕСТРЫЙ, СТРОГАТЬ.

3. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ:

4. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

ДРАП, ДРАКА, ДРАНКА, ДРУГ, ДРОВА, ДРУГОЙ, ДРУЖИНА, ДРОБЬ, ДРОЖЬ, ДРАЧУН,

ДРОЖАТЬ, ДРОЗДЫ, ДРАЗНИТЬ, ДРОВЯНОЙ, ДРОВОСЕК, ДРОЗД, ДРОВОСЕКИ.

ВЕДРО, ВДРУГ, ПОДРУГА, ПУДРА, ВЫДРА, ВЕДРА, КАДРЫ, КЕДРЫ, ЯДРО, МУДРОСТЬ.

ПЕТР, МЕТР, ФЕТР, ТЕАТР, ОСЕТР, ОСМОТР

5. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

НА ТРАВЕ НЕ ВИДНО ТРОПКИ.

В ТРАМВАЕ ТРОЕ.

ЛЮБИТЕ ТРУД.

У ТРОФИМА ВЕДРО.

У МЕТРО КИНОТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ.

ТРОФИМ ИДЕТ ПО ТРОПКЕ.

У ПЕТРА ДВА ВЕДРА.

6. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА.

ВАР, ДАР, ПАР, КОМАР, МАКАР, КОМАР, УДАР, БОР, ХОР, ДВОР, МОТОР, ТОПОР, БОБЕР, ЕГОР,

КЕФИР, НОМЕР, ВЕТЕР, КАТЕР, МОНТЕР, АКТЕР, КОВЕР, МОНТЕР, МИР, ПИР, ТИР,

МУНДИР, КЕФИР, КОМАНДИР, ПОВАР, ВЕТЕР, ВЕЕР, ПОМИДОР, ДВОР, НЕГР, ТИГР.

7. ПРОГОВАРИВАТЬ ЧИСТОГОВОРКИ:

ТРА - ТРА - ТРА, ТРА - ТРА - ТРА СИДЯТ ДЕТИ У КОСТРА.

ТРО - ТРО -ТРО, ТРО - ТРО - ТРО МЫ ИДЕМ В МЕТРО.

ТРУ - ТРУ - ТРУ, ТРУ - ТРУ - ТРУ ВСТАНЕТ СОЛНЦЕ ПОУТРУ.

ТРА - ТРА - ТРА, ТРА - ТРА - ТРА МЫ ПОЕМ С УТРА.

ТРО - ТРО - ТРО, ТРО - ТРО - ТРО НАСТУПАЕТ УТРО.

ТРУ - ТРУ - ТРУ, ТРУ - ТРУ - ТРУ БЬЮТСЯ ЛИСТЬЯ НА ВЕТРУ.

ДРА - ДРА - ДРА, ДРА - ДРА - ДРА НЕСЕТ ДИМА ДВА ВЕДРА.

ДРО - ДРО - ДРО, ДРО - ДРО - ДРО У КАТИ НОВОЕ ВЕДРО.

8.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ (ПРЯМЫЕ):

РА - РА - РА

РО - РО - РО

РУ - РУ - РУ

РЫ - РЫ - РЫ

РА - РО - РУ - РЫ

РО - РУ - РА - РЫ

РУ-РЫ-РА-РО

РЫ-РО-РА-РЫ

9.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГОСОЧЕТАНИЯ:

БРА-БРО-БРУ-БРЫ

ПРА-ПРО-ПРУ-ПРЫ

ВРА-ВРО-ВРУ-ВРЫ

ФРА - ФРО - ФРУ - ФРЫ

ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ

К РА - КРО - КРУ - КРЫ

ДРА-ДРО -ДРУ-ДРЫ

ТРА - ТРО - ТРУ - ТРЫ

10.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

РАК, РАКИ, РАНО, РАЯ, РАМА, РАНА, РАДИО, РАМКА, РАНКА, РАННИЙ, РАДУГА, РАБОТА, РАКЕТА, РАВНЫЙ, РАКОВИНА, РАКЕТКА, РАЗУМНЫЙ, РОСТ, РОТ, РОГА, РОВ, РОМА, РОМАН, РОНЯТЬ, РОДИНА. POВНЫЙ. РОДНОЙ, РОБКИЙ, РУКА, РУКИ, РУБКА, РЫБА, РЫНОК, РУКАВ, РУБИТЬ, РУБАХА, РУКАВА, РУМЯНЫЙ, РУБАНОК.

ГОРА, ДЫРА, НОРА, ПОРА, ИРА, УРА, ВЕРА, НЮРА, ПАРА, МЕРА, ФАРА, БУРАН, ПАРАД, БАРАН, БАРАНЫ, НАРОДЫ, БАРАНКА, МУРАВЕЙ, БАРАБАН, УРАГАН, УРОК, ГЕРОЙ, ГОРОХ, ПИРОГ, ПИРОГИ, НАРОД, ПАРОМ, ВОРОНА, ВОРОТА, КОРОНА, ДАРЫ, КОРЫТО, ДОРОГА, КОРОВА, ПОРОГ, ГОРОХ, КОРОТКИЙ, КОРОБКА, МАКАРОНЫ, ОРУДИЕ, ГОРЫ, КУРЫ, НОРЫ, ПАРЫ. ДВОРЫ, ТОПОРЫ, КОМАРЫ, ПИРАМИДА, ПОМИДОРЫ, МАКАРОНЫ, ОГОРОДЫ, БАРАБАНЫ, УРАГАНЫ, МУХОМОРЫ.

КАРП, ПАРК, МАРТ, БАРХАТ, КАРТА, МАРКА, ФАРТУК, КОРМ, ПОРТ, ТОРТ, МАРТ, ПАРК, БОРТ, ГОРКА, КОРКА, НОРКА, ФОРМА,

ГОРНЫЙ, ФОРТОЧКА, КУРТКА, МУРКА, ДЫРКА, ФЫРКАТЬ, ДОЯРКА, ТЕРКА, ПЯТЕРКА, ЮРТА, ВЕРБА, МЕРКА, ФИРМА, ФОРМА, ФЕРМА, БЕРКУТ, ПЕРВЫЙ, ГАРМОНЬ, ВЕРНУТЬ, ВЕРХОМ.

БРАТ, БРАВО, ВРАГ, ГРАД, ГРАНИТ, ГРАМОТА, ГРАНАТ, ГРАФИН, КРАЙ, КРАН, КРАБЫ, КРАПИВА, ПРАВДА, БРОВИ, ГРОМ, ГРОХОТ, ГРОМКО, КРОТ, ПРОБКА, ПРОВОД, ГРУППА,

ГРУБЫЙ, КРУГ, КРУПА, КРУГОМ, КРУТОЙ, КРУПНЫЙ, ПРЫГАТЬ, ТОРТЫ, ПАРТА, МУРКА, БИРКА, ДЫРКА, БОБРЫ, КОВРЫ, ИГРЫ, ТИГРЫ, ПУРГА, ЧЕРТА, МИРНЫЙ, БУРНЫЙ, ФЫРКАТЬ, КАРМАН, КАРТОН, МОРКОВЬ, ОБРЫВ, БАРАНКА, ВИНОГРАД.

КВАРТИРА, МРАМОР, ПРОВЕРКА, ПРОДУКТЫ, ПРОВОРНЫЙ, ФАРФОР, ПРОРУБЬ, ПРОРЫТЬ, ДРОВОРУБ, ЛИТЕРАТУРА.

11. ПРОГОВАРИВАТЬ ЧИСТОГОВОРКИ:

РА - РА - РА, РА - РА - РА СТОИТ ВЫСОКАЯ ГОРА.

РА -РА - РА, РА - РА - РА В ДЕТСКИЙ САД ИДТИ ПОРА.

РА - РА - РА, РА - РА - РА НАЧИНАЕТСЯ ИГРА.

РУ-РУ-РУ,РУ-РУ-РУ ДЕТИ ВИДЕЛИ НОРУ.

РУ - РУ - РУ, РУ - РУ - РУ Я ПОСУДУ УБЕРУ.

РУ-РУ-РУ, РУ-РУ-РУ В КОРЗИНУ ЯГОД НАБЕРУ.

РЫ - РЫ - РЫ, РЫ - РЫ - РЫ СТОИТ ЕЖИК У НОРЫ.

РЫ - РЫ - РЫ, РЫ - РЫ - РЫ МЫ КАТАЕМСЯ С ГОРЫ.

РЫ - РЫ - РЫ, РЫ - РЫ - РЫ ПЕС СИДИТ У КОНУРЫ.

12. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ФЕДОР МЕТЕТ ДВОР.

НА ПАРТЕ КНИГИ И ТЕТРАДИ.

ФЕДОР НАДЕВАЕТ КУРТКУ

ЕГОР НАТЕР ПАРКЕТ.

РОМА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ.

ВОТ ВЕРА И МАРА.

РОМА ИДЕТ НА УРОК.

ТРОПИНКА ОБРЫВАЕТСЯ У ОВРАГА.

В РУКАХ У ДЯДИ ФЕДОРА РУБАНОК И ТОПОР.

НА РЫНКЕ ПРОДАЮТ ФРУКТЫ.

У ВЕРЫ КВАРТИРА НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ.

В ПОРТУ ПАРОХОДЫ.

РОМА И ЮРА ГРОМКО БАРАБАНЯТ.

НАРОДЫ ХОТЯТ МИРА.

НА НЕБЕ РАДУГА.

РОМА ИГРАЕТ НА РОЯЛЕ.

ШУРА ИГРАЕТ НА ТРУБЕ.

13. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

РАЯ КОРМИТ КУР.

РОМА УБИРАЕТ ДВОР.

ЮРА ПРОДАЕТ ОГРОМНЫЕ АРБУЗЫ.

ИРА РАЗДАЕТ ТЕТРАДИ.

ВЕРБА РАСПУСКАЕТСЯ РАННЕЙ ВЕСНОЙ.

ГОРНАЯ ТРОПИНКА ОБРЫВАЕТСЯ У ОВРАГА.

РАЯ ИДЕТ ПО МОКРОЙ ТРАВЕ.

НАД СТАДОМ РОЙ КОМАРОВ.

В РУКАХ У РОМЫ ОСТРЫЙ ТОПОР.

РАЯ СОБИРАЕТ СМОРОДИНУ.

НА ОГОРОДЕ РАСТЕТ СОРНАЯ ТРАВА.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ДР-

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро


Произносить слова, чётко произнося звук [Р]

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный, дружить, другой.

Дра-дра-дра - ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро — у нас новое ведро.

Дро-дро-дро - матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру - трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры - хитры гномы и мудры

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

Произносить слоги, чётко произнося звук [Р]

тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р]

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

Четко произносить чистоговорки

Тра, тра, тра — погуляли до утра.

Тра, тра, тра — мы сидели у костра.

Тры, тры, тры — наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры — зажигаются костры.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И -ДР-

Произносить предложения по образцу (тянем звук Р):У Кон-др-ата много др-узей. На тр-аве вё-др-а.

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Вед-ро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна стра-ница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быс-тро закончили строгать доски.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги:

Ар-ур-ир Ир-ор-ар эр-ур-ир Ир-ор-ур

Ор-ир-ур Ур-ир-ор ор-эр-ар Ур-ор-эр

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ С УДАРЕНИЕМ НА СЛОГ


Произносить слова (тянем звук -р-): хо— р, а — р — ка, фо — р — точ-ка

ар - вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.
ор - бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор-ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор-точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.
ур - -бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка.

ыр - сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча-тый.
яр - ярко, ярче, доярка

ёр - ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр-ный.
юр - юрта, юркий.

ер - верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи-онер, офицер.
ир - мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ БЕЗ УДАРЕНИЯ НА СЛОГЕ


слова по образцу: а — р — буз, ве-те — р — , о-гу — р — -цы.
ар - арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан
ур - пурга, огурцы, шнурки.
ир - кирка, кирпич.

ер - веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

Произносить предложения, чётко произнося звук [Р].

Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. Фёдор надевает куртку. В комнате яркий абажур. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки. Ветер раздувает парус. Захар кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. На опушке порхают яркие бабочки. Шофёр заводит мотор, и машина трогается.

Егор, Егор, укажи свой двор!

А вон мой двор, голубой забор.

Четко произносить чистоговорки

Ар-ар-ар - стоит самовар.
Ар-ар-ар - улетел мой шар.
Ор-ор-ор - Вова несёт топор.
Ор-ор-ор - красный помидор.
Ур-ур-ур - щенок гоняет кур.
Ур-ур-ур - у нас короткий шнур.

Ыр-ыр-ыр - мы едим сыр.
Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.
Ир-ир-ир - мы пьём кефир.
Ер-ер-ер - дядя Федя - офицер.
Ёр-ёр-ёр - на стене ковёр.
Арки-арки-арки - Рая собирает марки.
Орка-орка-орка - во дворе крутая горка

Произносить текст.

УТРО

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро оде-вается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, вы-ходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мо-тор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

Шел Егор через двор, Нес топор чинить забор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги :
ра-ро-ру ро-ры-ру ру-ры-ра

ра-ру-ро ры-ро-ра ру-ра-ры

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ

Произносить слова на [РА]

РА-РА-РА- рак, рама, работа, радио, рана, ракета, ура, тара, герань, нора, пара, баран, тарань, кора, фара, варан, конура, бура, фура, буран, пироги, гора, Вера, барак, борода,

Дыра, Кира, бурак, города, тура, эра, пират, гитара, пора, парад, карат, фанера, Ира, уран, Марат.

[РА] в ударной и безударной позиции

аромат карабин веранда керамика ураган парапет баранки Буратино

барабан парафин контора пирамида таракан пароход пантера панорама

караван подарок куранты бородавки хоровод короед городки куропатки

городок муравей детвора бумеранг фараон воробей карантин орангутанг

боровик каравай воротник обморок

[РА] в словах со свистящими звуками

роса рассудок радость расписка разум ротозей розетка ровесник

ранец рассвет росинка росомаха Россия рассказ росянка роговица

рация раскат разница растение радиус романс развязка распутица

[РА] в словах с шипящими звуками

Шура, шарада, пирожок, порожняк, жара, мишура, барашек, горожане, гараж, широта, урожай, жаворонок, вираж, пещера, чародей, сыроежка, мираж, парашют, фуражка, Чебурашка, бородач, карандаш, сороконожка, жираф.

[РА] в словах со звуками [Л], [Л"]

Лира, поролон, караул, тарантул, генерал, корабли, водоросли, Урал, минерал, заросли, морозильник, коралл, каракуль, адмирал, караульщик, мораль, карамель, лаборант.

Произносить слова на [РО]

РО-РО-РО- рот, ров, робот, Родина, роза, род, Рома, ром, рог, рондо, роба, родинка, рота, рокот, ромб, мороз, творог, ворона.

Произносить слова на [РУ]

руль, Русь, руки, рука, рукав, рубин, рубанок, рукоятка, руда, рубка, рукомойник, руно, рубаха, румба, руины, парус, кукуруза, кенгуру

[РУ] в словах со звуками [Л], [Л"]

Руль, рулевой, русалка, руководитель, рулет, рубли, рубильник, рулон, русло, рукоделие

Произносить слова на [РЫ]

рыба, рыбак,рынок, корыто, перышко, бурый

Произносить слова с двумя звуками

Простор, разгар, размер, разговор, квартира, кругозор, проверка, проворный, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, разбирать, распороть, трактор, тротуар, скороварка, скороговорка, транспорт, программа, рупор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Произносить словосочетания

[ РА]

Новый рояль. Раина расчёска.

Ранний рассвет. Разбитая раковина.

Радушная родня. Работящий рабочий.

Разные ракушки. Раненый разведчик.

Разлитый рассол. Радостные родители.

[ РО]

Розовые розы. Робкий Рома.

Ромб на робе. Ровный ров.

Роль робота. Осиновые рощи.

Маленькие рожки. Роспуск роты.

[РУ]

Румяный рулет. Рукав рубашки.

Рубец на руке. Русский рубеж.

Русая русалка. Рукавицы на руках.

Рундук для робы. Румынские руины.

Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.

Произносить словосочетания

Румяный каравай. Родной город.

Рыхлый сыр. Старый сарай.

Рыбный рынок. Ранний урожай.

Раненая ворона. Оранжевые шары.

Широкая дорога. Воробьёвы горы.

Парусный корабль. Разбитое корыто.

Короткий карандаш. Ровный румянец.

Ароматная карамель. Розовый сарафан.

Рассыпчатое пирожное.

Коровьи рога. Ровная дорога.

Хороший урок. Рыбный пирог.

Серая рубашка. Рыжий муравей.

Ромовый рулет. Короткий шнурок.

Творожный сырок. Заросший огород.

Розовый поросёнок. Дорожный короб.

Мороженая морошка. Дорогой подарок.

Бурая кора.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Произносить предложения

Дорога ведёт в город.

Корова живёт в сарае.

Юра не боится мороза.

В огороде растёт горох.

Ворона клюёт кукурузу.

У машины разбита фара.

У Раи короткий сарафан.

Маруся собирает помидоры.

Муравей и саранча — насекомые.

Повтори (прочитай) предложения:

Жора купил гитару.

Тарас ловит карасей.

На балконе растёт герань.

Буратино увидел муравья.

Журавль нашёл горошину.

Воробей испугался вороны.

Сороконожка ползёт по дорожке.

Тамара испекла румяный каравай.

Из молока коровы делают мороженое.

Рома дал Марусе коробку карандашей

По равнине тёк ручей.

У рубахи длинные рукава.

Мы идём на рыбный рынок.

В роще расцвели незабудки.

Ракушки рассыпались по песку.

В оконной раме разбили стекло.

Рома поехал к родным в Ростов.

Из ракетницы выпускают ракеты.

Над ручьём раскинула ветви ракита.

Четко произносить чистоговорки

Ра-ра-ра - начинается игра.
Ра-ра-ра - Рае нравится жара.
Ра-ра-ра - Кате спать порара-ра-ра — у лисы нора
Ра-ра-ра - у мышки есть нора.

Ро-ро-ро - в городе метро.
Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.
Ро-ро-ро - у Розы старое перо.

Ру-ру-ру - заяц ободрал кору.
Ру-ру-ру - коза грызёт кору.
Ру-ру-ру - ягод наберу.

Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Ры-ры-ры - застучали топоры.
Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ры-ры-ры - не заметили жары.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Произносить слоги

БРА - БРО - БРУ - БРЫ - БРЭ; ВРА - ВРО - ВРУ - ВРЫ - ВРЭ; ГРА - ГРОР - ГРУ - ГРЫ - ГРЭ; ЗРА - ЗРО - ЗРУ - ЗРЫ - ЗРЭ; ПРА - ПРО - ПРУ - ПРЫ - ПРЭ; ФРА - ФРО - ФРУ - ФРЫ - ФРЭ; КРА - КРО - КРУ - КРЫ - КРЭ; ДРА - ДРО - ДРУ - ДРЫ - ДРЭ; ТРА - ТРО - ТРУ - ТРЫ - ТРЭ.

Произносить слова

Браво, брак, враг, град, грач, гранит, грамота, граната, кран, граница, графин, край, краб, красный, краска, крапива, правда, красавица направо, цифра, хранить, храпеть, брови, брошка, бросил, вроде бы, гром, грохот, громко, кровь, крот, срок, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, Фрося, фронт, группа, брусника, груша, груз, груда, грубый, грудь, грузди, круг, Крым, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты, брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, закрыть, прыгать, прыжок…

Вра, вра, вра — у нас дома нет ковра.

Бра, бра, бра — пожелаем всем добра.

Гра, гра, гра — у нас новая игра.

Кра, кра, кра — очень вкусная икра.

Бро, бро, бро — охраняет пёс добро.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ТЕКСТЕ

Повторить текст за взрослым. Пересказать, что запомнил.

ОТКРЫТЫЕ ВОРОТА

Утром мама попросила Егорку полить огород. Сама она от-правилась на работу. В огороде росли: морковь, картошка, огурцы, помидоры.

Взял, было, Егорка ведро, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину просьбу! Выбежал за ворота и не закрыл их.

В огород забрались соседские куры, поросёнок Борька, бо-родатый козёл и беспризорный пёс Буран. Через некоторое время они вытоптали огород. Растения были съедены, урожай испорчен...

Ох, и отругает Егора мама, когда вернётся с работы!

Р №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОГАХ С СОЧЕТАНИЕМ ТР И ДР

ТРА – ТРА – ТРА ДРА – ДРА – ДРА

ТРО – ТРО – ТРО ДРО – ДРО – ДРО

ТРУ – ТРУ – ТРУ ДРУ – ДРУ – ДРУ

ТРЫ – ТРЫ – ТРЫ ДРЫ – ДРЫ – ДРЫ

ТРА – ТРО – ТРУ ДРА – ДРО – ДРУ

ТРО – ТРУ – ТРЫ ДРО – ДРУ – ДРЫ

ТРУ – ТРЫ – ТРА ДРО – ДРЫ – ДРА

ТРА – ТРЫ – ТРУ ДРА – ДРЫ – ДРУ

АТР – ОТР – УТР ЮТР – ЕТР – ЯТР

ОТР – ЫТР – ЕТР ЯТР – ЮТР – УТР

УТР – ЯТР – ЕТР ЫТР – ИТР – ЕТР

ЫТР – ОТР – ЮТР ИТР – ОТР – ЕТР

АДР – ОДР – УДР ЮДР – ЕДР – ЯДР

ОДР – ЫДР – ЕДР ЯДР – ЮДР – УДР

УДР – ЯДР – ЕДР ЫДР – ИДР – ЕДР

ЫДР – ОДР – ЮДР ИДР – ОДР – ЕДР

Р №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЯМИ ТР, ДР

Произносить слова с ударением на слоге:

Драма, дратва, дранка, драп, драть, драка, квадрат, дробь, дрожжи, дровни, ведро, бедро, ядро, подрос, дружба, друг, подруга, вдруг, дружит.

Произносить слова без ударения на слоге:

Дракон, драгун, ведра, эскадра, выдра, пудра, дрова, дрожать, дрозды, мудрость, бодрость, дружить, дружина, кедры, кадры, бодрый.

Трап, трасса, травы, травка, трал, травля, тетрадь, матрос, матрас, трос, тройка, тропка, трос, тропинка, трогать, метро, ситро, патрон, трудно, трубка, трус, петрушка, ватрушка, осетры, отрыв.

Трамвай, трава, траншея, трамплин, троллейбус, тропа, утро, хитрость, трофей, труба, трубач, трусы, отруби, смотри, театры, ветры, гетры, метры, отрывать.

Слова со стечением согласных в слоге:

Страус, страны, стража, завтрак, быстрая, страница, строчка, стройка, строгать, втроем, быстро, стружка, струны, струи, пестрый, острый, астры, министры, костры.

Слова с обратными слогами:

Театр, метр, осетр, Петр, педиатр, центр, литр, фильтр, смотр, кинотеатр.

Р №3 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ

АР – ОР – УР УР – ЫР – ЕР ИР – ЕР – ОР

ЯР – ЁР – ЮР ЯР – ЮР – ИР ЮР – ЯР – УР

Слова с ударением на слоге:

Комар, товар, базар, пожар, жар, вар, дар, пар, удар, самовар, парк, карп, марка, парта, бархат, баржа.

Двор, забор, Егор, топор, бор, сор, спорт, морж, торт, орден, горка, корка, форма, норка, мотор, помидор.

Шнур, бур, куртки, бурка, шкурка, Мурка, абажур, сыр, дырка, фыркать.

Яркий, доярка, ёрш, ковер, боксер, актер, шахтер, шофер, костер, терка, пятерка, дергать, черный.

Юрта, Юра, юркий, верх, верба, герб, серп, верно, ферма, шерсть, первый, верный, скверный, термос, персик, офицер, пир, мундир, тир, мир, кефир, пассажир, командир, мирный, ширма, стирка.

Слова без ударения на слоге:

Артист, аркан, аромат, Арбат, арба, арбуз, повар, сахар, карман, картон, гармонь, картошка.

Ураган, урок, Урал, урожай, шнурок, огурец, пурга, буран.

Кирка, кирпич, катер, вечер, ветер, веер, червяк, вернуть, чернила, перчатки, терпеть, вертеть, чердак, сюртук.

Ар – ар – ар – летит комар. Арка – арка – у меня марка.

Ор – ор – ор – у меня топор. Орка – орка – крутая горка.

Ур – ур – ур – не гоняй кур. Ирка – ирка – у меня дырка.

Ир – ир – ир – мы за мир. Урка – урка – кошка Мурка.

Р №4 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р В СЛОГАХ И СЛОВАХ

РА – РО – РУ РУ – РА – РЫ

РО – РА – РЫ РЫ – РО – РУ

РЫ – РУ – РА РО – РУ – РЫ

Рак, раз, Рая, рана, радио, радую, радость, раковина, жара, нора, дыра, гора, буран, гараж, жираф, парад, Рома, роза, роща, Родина, род, рожки, розовый, ровный, мороз, народ, паром, ворона, корова, короткий, строка, коробка, пирог, герой, урок, гора, ручка, рубка, русый, руки, русский, беру, орудие, Маруся, дыру, нору, жару, кукуруза, рыжик, рынок, рыба, рыхлый, рыть, рысь, шары, дары, корыто, топоры, комары, дворы.

Вера, Лара, Юра, Ира, работа, ракета, пара, мера, фара, рассказ, муравей, барабан, расческа, карандаш, рука, рукав, ручей, рубить, рубанок, рукавица, ручной, румянец, парус, норы, куры, пары, дыры, заборы, пожары, актеры, боксеры, шахтеры, самовары, рыбаки, шоферы.

Брат, брать, браво, брак, гранит, граница, грамота, грач, графин, край, кран, краска, крабы, крапива, красавица, краса, правда, прачка, правила, правый, направо, Франция, цифра, храпеть, хранит, брови, брошка, бросить, брус, брусника, брынза, брызги, врос, вроде, гроздь, грозы, грохот, громко, грузди, груша, грубый, грудь, грызть, грызун, крошки, крот, кровь, кросс, кружка, круг, крупа, крутой, кругом, крупный, крыса, крыша, Крым, крышка, закрыть, провод, пробка, простыня, просто, пруд, прутик, пружина, срочно, срок, срубить, фрукт.

Р №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЧИСТОГОВОРКАХ, ФРАЗАХ

Ра – ра – ра – высокая гора. Ры – ры – ры – летят комары.

Ро – ро – ро – новое ведро. Ру – ру – ру – начинаем мы игру.

Серая ворона. Трудная работа. Быстрая ракета. Кружевной узор. Озорной воробей. Кирпичный гараж. Морская рыба. Ровная дорога. Родная природа. Российский сыр. Дровяной сарай. Дорогой подарок. Корабельный трап. Крупная трата. Царский трон. Раннее утро. Северный ветер. Фруктовое ситро. Ружейный патрон. Острый топор. Пестрая рубашка. Рубиновый браслет. Красный гранат. Старший брат. Ровный прибор. Упругая пружина. Открытая фрамуга. Северная граница. Красивый графин. Черный грач. Гром грохочет. Срочный груз. Трусливый кролик. Крутой поворот. Размах крыла. Барабанная дробь. Верный друг. старая дружба. Круглое ядро.

Проспрягать: я кормлю кроликов. Я работаю поваром. Я прыгаю с трамплина. Я собрал ведро рыжиков. Я рублю дрова острым топором.

О б р а з е ц: Я работаю поваром. Мы работаем поварами.

Ты работаешь поваром. Вы работаете поварами.

Он (она) работает поваром. Они работают поварами.

Р №6 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ С ДВУМЯ ЗВУКАМИ Р И

ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Пробор, прорыв, разрыв, прорубь, шаровары, мрамор, маршрут, размер, раствор, кругозор, оркестр, раскрыть, фарфор, простор, разговор, аэродром, проверка.

У Федора новый барабан. На траве двора лежат дрова. Друзья всегда помогают друг другу. На столе ваза, в вазе красивые астры. Дети в зоопарке видели страуса. Рая на ферме, она ухаживает за коровами. Мама испекла вкусные ватрушки с творогом. Идет Егор через двор. В огороде огурцы и помидоры. На стене географическая карта. Пошла муха на базар и купила самовар. На парте лежат тетради. Грузовик привез дрова. Белые бараны били в барабаны. Вера и Рома собирают рыжики. Зимой рыбаки ловят рыбу в проруби. Всем народам нужен мир. После дождя в небе разноцветная радуга. Ира хорошо играет на рояле. В этом году хороший урожай проса. В Москве красива Красная площадь. Вера и Рома –ровесники. Бульдозеры и тракторы прокладывают дорогу. Дровосек рубит дрова. Вороны, сороки и грачи живут в городских парках. Черные грачи ходят по борозде за трактором. Метро, трамвай, троллейбус – городские виды транспорта. Московское метро украшено мрамором. Ранним утром сверкает на траве роса. Пестрая сорока сидит на крыше. Воробьи таскают зерна из-под носа у кур. Острым топором Рома срубил трухлявую грушу.

Р №7 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ

Пестрые астры украшают осенний сад. Рома прыгает с трамплина. Родион на дровнях привез дрова. Родион рубит дрова, а Рая и Вера носят дрова в сарай. Ира оцарапала руку. У Киры на руке шрам. Серый кролик грызет красную морковь. Рома, Вера и Кира собирают рыжики в бору. Рома набрал два ведра. Мастеру поручили срочную работу. В дороге все продрогли от северного ветра. Ира рывком открыла фрамугу. Вера ставит розовые астры в фарфоровой вазе на рояль. Чабан загоняет отару баранов в ворота. На картине изображен матрос с гранатой. Лора рвет ромашки. Валера работает шофером в гараже. Подорожник растет вдоль дорог и тропинок. Егорка кувырком скатился с горки. Прожитое что пролитое: не воротишь.

Проворонила ворона вороненка. На чужой сторонушке рад родной воронушке. Тот герой, кто за Родину стоит горой. Трое трубачей трубили в трубы. На горе Арарат растет крупный виноград.

ПОМОГИ ПТИЦАМ

Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам березы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это прилетели воробьи, синички, красногрудые снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зернышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!

Р №8 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ВО ФРАЗАХ, В ТЕКСТАХ

Рабочий работает. Рыбак рыбачит. Продавец продает. Сторож сторожит. Фотограф фотографирует. Сварщик сваривает. Рассказчик рассказывает. Нормировщик нормирует. Странник странствует.

У барана рога бараньи. У коровы рога коровьи. У вороны перья вороньи. У барсука нора барсучья.

Черная черника чернеет, На горе, на горке,

Красная брусника краснеет, На крутом пригорке

Розовая роза розовеет, Стройная рябинка,

Пестрый бессмертник пестреет. Будто на картинке.

Все горки да пригорки, Картинка в корзинке,

Пригорочки да горки: Карась на картинке,

А вдруг под каждой горкой Карась с карасенком

Крысиная есть норка? И ершик с ершонком.

Паровоз, паровоз, Пароварка паром варит,

Ты куда нас повез? Скороварка скоро варит.

Хорошо прокати

И назад возврати!

Р №9 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХОТВОРНОМ ТЕКСТЕ

Вышли мыши как-то раз – Ох, ох, ох, ох! –

Поглядеть, который час. Разворчался горох, –

Раз-два-три-четыре Очень трудно

Мыши дернули за гири. Жить в стручке,

Вдруг раздался страшный звон – Если дверка

Удирают мыши вон. На крючке.

Мыши водят хоровод, Мой подарок я вручила,

У печурки дремлет кот. То есть радость получила,

Тише, мыши, не шумите, То есть радостно и мне,

Кота Ваську не будите. То есть радостно вдвойне.

Как проснется Васька-кот, От подарка моего

Разобьет весь хоровод. Стало два

Вот проснулся Васька-кот – Из одного.

Разбежался хоровод.

Похожи три брата: Петуха я впряг в телегу,

Панкрат на Марата, Три горошины везу.

Марат на Кондрата, Чуть добрался до ночлега -

Кондрат на Панкрата. Нет гороха на возу!

Р №10 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ

В тетради Кондрат Три сороки-тараторки

Начертил квадрат. Тараторили на горке.

ОГОНЕК Землекопы роют ров

Хрустит за окошком Скоро будет он готов.

Морозный денек.

Стоит на окошке Привез Пров Егору

Цветок – огонек. Во двор дров гору.

Малиновым цветом

Цветут лепестки, Петр Петрович Прыгунов

Как будто и вправду Прибыл из Перми в Ростов.

Горят огоньки.

Его поливаю, Поросята были розовые –

Его берегу, От загара стали бронзовые.

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, За окошками забор,

Уж очень хорош, За забором

Уж очень на мамину Старый бор.

Сказку похож! Я забор уберу,

Чтобы дом стоял в бору!

Р №11 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Шел Егор через бор, Прибыл он из жарких стран.

Видит: Шея, как подъемный кран.

Вырос мухомор. Гордый он, наверняка,

Хоть красив, а не беру, – Если смотрит свысока.

Вслух сказал Егор в бору. Нет, у зверя кроткий нрав.

Верно ты сказал, Егор! – А зовут его …

Так ему ответил Бор. Жираф

Барабанов Коля, Ната и Егорка

Барабанов Толя, Покупали терку.

И меньшой Сережа – Ну и терка, -

Барабанов тоже. Шепчет брат, -

В двери барабанит – Будем брать!

Барабанов Коля, – Не будем брать, –

В ящик барабанит Возражает Ната.

Барабанов Толя, – Терка дыровата!

А меньшой Сережа Мы по городу

Рад стараться тоже – Пойдем,

Барабанит в жбан, Может целую

Будто в барабан. Найдем.

Р №12 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХОТВОРЕНИЯХ И СКОРОГОВОРКАХ

Сорок сорок Птицы дивной красоты

Для своих сорочат Нося веером хвосты.

Сорок сорочек, Плавными узорами

Не ссорясь строчат. Перья разрисованы.

Сорок сорочек Синим, желтым и зеленым,

Прострочены в срок – Хохолки у них короной.

Сразу поссорились Голова на шее длинной,

Сорок сорок.Ходят важные павлины.

Вот серый крот, ВЕРБЛЮД

Вот серый крот. По жаркой пустыне неделю идет,

Вот серый, серый, серый крот. Неделю не пьет и колючку жует.

Он не красавец, не урод, Не жжет ему ноги горячий песок.

Он просто серый, серый крот. Он гордый, горбатый и ростом высок.

Артем трет на терке морковь.

Враги – у рва в овраге.

Прокоп промок.

У Марка на парте контурная карта.

У норки под горкой – норка.

Р №13 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЗАГАДКАХ, СКОРОГОВОРКАХ

Он огромный, добродушный,Удивительные кони.

У него большие уши.Может пони? Нет, не пони.

В мире самый длинноносый.«Кто надел, – спрошу у мамы, –

Нос, как шланг от пылесосаПолосатые пижамы?»

Слон Зебра

От рожденья сумку носит,Прилетит она в село,

Никого помочь не просит.Сядет на амбар,

В сумке прячет детворуСложит черное крыло

Это мама – …И горланит: «Карр!»

Кенгуру Ворона

В огороде у Егора – В погребе у Прохора

Репа, редька, помидоры.Не горох, а порох.

Георгий – брат Григория,Кобры – в террариуме,

Григорий – брат Георгия.Карпы – в аквариуме.

Морковка – на грядке,На арене – Теодор.

Пятерка – в тетрадке.Теодор – тореадор.

Р №14 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЗАГАДКАХ И СКОРОГОВОРКАХ

Носит длинные иголки,В море чудище на дне

Тема: «Автоматизация звука [Р] в словах со слогами тра-тро-тру-тры; дра-дро-дру-дры»

Цели:

  • учить детей правильно произносить звук [Р] в стечениях с согласными [Д][Т];
  • развивать навык дифференциации слов по родам;
  • вспомнить падежные окончания имен существительных;
  • развивать зрительно-пространственную ориентировку;
  • развивать связную речь;
  • развивать навык составления предложения;
  • развивать мышление, память, внимание.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед просит детей выделить второй звук в словах: трактор, врач, крот. (звук [Р])
Логопед знакомит детей с темой занятия.

II. Основной этап

Артикуляционная гимнастика. Логопед проводит с детьми «зарядку для язычка». У каждого ребенка индивидуальное зеркало. Упражнения уже знакомы детям, выполняются по инструкции логопеда с опорой на зрительное восприятие. В качестве подсказки логопед демонстрирует детям схему выполнениях артикуляционной гимнастики.

Перечень упражнений: иголочка, маляр, лошадка, грибочек, гармошка, пулеметик, завести моторчик.

Уточнение артикуляционного уклада при произнесении звука [Р]. Логопедвместе с детьми вспоминает положение органов артикуляции при произнесении звука [Р]. Логопед акцентирует внимание детей, что «рычать» должен кончика язычка, а не горло.

Автоматизация звука [Р] в слогах. Логопед просит детей повторить за ним слоговые ряды. Логопед воспроизводит слоговой ряд и предлагает нескольким детям из группы повторить.

Слоговые ряды:

тра-тра-тра
дра-дра-дра
тры-дры-тры
дру-дру-тру
тро-тро-дро
дол-тро-дро-тро
дру-дру-тру-тру

Если ребёнок искажает отрабатываемый звук, логопед просит его произнести слог еще раз. Стоит отметить, что на этапе автоматизации звук [Р] тянется утрированно долго.

Логопед выставляет на доску предметные картинки и просит детей назвать изображенные на них предметы.



(Подруги, тетрадь, страус, стразы, трубка, кедры, метро, друзья, квадрат, струны, стройка, строители, стружка.)

Игра «Кто? Что?»

Логопед просит детей назвать только те предметы, про которые можно спросить: «Что это?» (Тетрадь, стразы, трубка, кедры, метро, квадрат, струны, стройка, стружка.)

После того, как все предметы названы, логопед предлагает найти изображения, к которым можно поставить вопрос: «Кто это?». (Подруги, страус, друзья, квадрат, струны, строители.)

Игра «Что пропало?»

Логопед предлагает детям закрыть глаза и прячет одну из картинок. После этого, дети открывают глаза и называют, какой картинки не хватает. При этом логопед просит детей формулировать ответы по образцу: «Нет стружки, нет друзей». Таким образом, помимо коррекции звукопроизношения, отрабатывается форма родительного падежа единственного числа имен существительных.

Сначала логопед прячет по одной картинке. Когда дети безошибочно называют недостающее изображение, логопед увеличивает число «спрятанных» предметов. В конце игры логопед прячет все картинки и просит детей назвать все 12 карточек.

Игра «Найди картинку».

Логопед дает детям инструкцию: «Кто изображен между метро и квадратом?» И просит детей найти необходимую картинку. Для более успешной автоматизации детям предлагается отвечать полным ответом (Между метро и квадратом изображены друзья).
Варианты инструкций:
- Что изображено справа от стройки? (Стружка)
- Что изображено над стружкой? (Квадрат)
- Что изображено между кедрами и стразами? (Трубка)
- Что изображено под страусом? (Кедры)

После выполнения задания логопед предлагает детям самим сформулировать инструкцию и спросить об интересующей картинке у других учащихся.

Игра «Считалочка».

Логопед предлагает детям посчитать каждое изображение от одного до пяти. При этом картинки раздаются учащимся, и каждый ребенок считает свои предметы.
Пример: «Один квадрат, два квадрата, три квадрата, четыре квадрата, пять квадратов.»

Автоматизация [Р] в предложениях.

Логопед просит детей придумать предложение с каждой из картинок. Работа осуществляется по следующему алгоритму:

Про кого будет твое предложение? (Про друзей)
- Что делают друзья? (Гуляют)
- Где гуляют друзья? (В парке)
- Скажи полным ответом. (Друзьягуляютв парке.)

Аналогичным образом логопед помогает детям придумать предложения с каждой из картинок.

III. Итог занятия

Логопед просит вспомнить детей, с какими картинками они сегодня играли на занятии.