Рамадан еще один шанс все исправить. Рамадан – шанс для преодоления душевного беспокойства. Становимся чуточку добрее

Есть ли у нас возможность вернуть все то, что мы упустили на протяжении жизни?

Возможно ли увеличить награду за дела в сотни и тысячи раз?

Возможно ли провести вечер в обществе ангелов, включая господина ангелов Джибриля (мир ему), которые будут здороваться с нами, обращаться к Аллаху с мольбой за нас и говорить: «Амин!» после нашей мольбы, обращенной к Нему?

Существуют ли такие мгновения, застав которые, мы можем избавиться от прежних грехов?

Существует ли такая ночь, ценность которой непостижима для нашего разума, а наши языки не в силах описать ее?

Да. Это — Ночь предопределения:

Это ночь, в которую Аллах дарует верующему Свою милость, благословение и почет, и если ты преуспел в нее, значит, ты — из преуспевших, а если ты лишился ее блага, тогда ты лишен блага вообще:

«Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (97:3-5).

Поистине, это — благословенная ночь, в которую была ниспослана благословенная Книга:

«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела» (44:3-4).

Она благословенна потому, что Коран был ниспослан в нее целиком с Хранимой скрижали в Дом величия на небесах, а уже после этого он ниспосылался частями.

И она благословенна потому, что Великий Аллах возвеличил ее и сообщил нам о том, что она не поддается описанию — настолько она величественна. Он сказал:

«Откуда тебе знать, что такое Ночь предопределения?» (97:2).

То есть, ночь эта такова, что постичь ее величие нам, творениям, не дано — о нем известно лишь Знающему сокровенное.

И она благословенна потому, что в нее Всевышний Аллах посылает нашей общине Свой Божественный дар: Он сделал поклонение в эту ночь лучше поклонения в течение тысячи месяцев из тех, в которые поклонялись Ему общины, жившие до нас. Этот период равен целой жизни человека, который прожил восемьдесят три года и четыре месяца и провел их в непрерывном поклонении и покорности Всевышнему. Ночь предопределения «лучше тысячи месяцев», ни в одном из которых нет Ночи предопределения. Некоторые ученые сказали даже, что она лучше всякого времени вообще, потому что арабы традиционно используют слово тысяча как указание на очень большое число.

И эта ночь благословенна потому, что в нее ангелы покрывают землю, и обитатели небес приходят к обитателям земли из числа верующих. Лучшие и самые почтенные из ангелов, и во главе их Джибриль (мир ему), спускаются с небес и от Лотоса крайнего предела на землю, говорят: «Амин!» — когда люди обращаются к Всевышнему с мольбой, и приветствуют друг друга и верующих в мечетях до самого рассвета:

«В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (97:3-5).

Она благословенна еще и потому, что она — ночь решений: решения, которым является предопределение Аллаха, и решений Шариата. В эту ночь был ниспослан Коран с нормами Шариата, которые обучают людей тому, что приближает их к их Господу. Поэтому Всевышний сказал:

«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем» (44:3).

И в эту же ночь ниспосылаются решения, составляющие собой предопределение. Каждое решенное мудрое дело передается с Хранимой скрижали писцам—ангелам. Сюда входят жизненные сроки, удел и дела на ближайший год. Поэтому Всевышний сказал:

«В нее (в ночь предопределения) решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Поистине, Мы посылаем...» (44:4-5).

А вот еще одно проявление ее благословенности: установления Всевышнего, ниспосылаемые Им в эту ночь, соответствуют Его милости, и в нее не предопределяется ничего, кроме счастья и блага:

«...по милости твоего Господа» (44:6).

Этим она отличается от других ночей — в них предопределяются беды и возмездие. И в эту ночь Шайтан не может повлиять на верующего мужчину или женщину:

«Она благополучна вплоть до зари» (97:5).

Она благословенна еще и потому, что сокрыта. Это заставляет людей проявлять усердие в поклонении во все десять последних ночей Рамадана в надежде не упустить эту ночь, и это усердие приносит им благо, утяжеляя чашу весов с их благими делами. Она благословенна еще и потому, что тому, кто бодрствует в нее и совершает ночную молитву, поминает Аллаха и обращается к Нему с мольбами с верой и надеждой на награду Всевышнего, прощаются его прошлые прегрешения.

Пророк сказал:

«Кто выстаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Всевышнего, тому простятся его прошлые грехи».

Она благословенна еще и потому, что она как бы возмещает срок наших жизней, более короткий по сравнению с жизнями людей, что были до нас. Имам Малик (да помилует его Аллах) сказал:

«До меня дошло сообщение о том, что Пророку были показаны жизни тех, кто жил до него, или некоторые из них, и ему как будто показалось, что жизни членов его общины слишком коротки, и они не успеют сделать столько, сколько делали другие на протяжении своих жизней, и Аллах даровал ему Ночь предопределения».

Она благословенна еще и тем, что человек, который застал ее и провел должным образом, не окажется в числе лишенных.

Пророк сказал о Рамадане:

«И есть в нем ночь, которая лучше тысячи месяцев. Кто лишился ее блага, тот — лишенный».

А в другой версии хадиса говорится:

«Кто лишился ее блага, тот лишился всякого блага, а лишается ее блага только лишенный».

Она благословенна еще и потому, что день ее — лучший из дней Рамадана. Аш-Ша‘би (да помилует его Аллах) сказал:

«Ночь эта — как день ее». А аш-Шафи‘и сказал: «Желательно в день ее проявлять такое же усердие, как и в ночь».

Она благословенна еще и тем, что у нее во Вселенной есть признак, указывающий на то, что обитатели небес знают эту ночь. Убейй ибн Ка‘б передает, что Посланник Аллаха сказал:

«Наутро после этой ночи солнце всходит, не испуская лучей».

Она благословенна еще и потому, что у нее есть особая мольба, которая не остается без ответа. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Посланника Аллаха:

«О Посланник Аллаха, что мне говорить, когда наступит Ночь предопределения?».

Он ответил:

«Говори: «О Аллах, поистине, Ты — Прощающий, и любишь прощение, прости же меня».

Господь, Твой раб пришел к Тебе, он много злого совершил. Достаточно ему того, что стыдно пред Тобой ему. Твои запреты нарушал и день за днем грешил, грешил... И он от гнева Твоего спешит к прощенью Твоему. Аллах, прости его грехи и не лишай благих даров! Если не Ты, то кто простит?.. Прости же, о Господь миров!

«О Аллах, о Приходящий на помощь просящим о помощи, о Отвечающий на мольбу попавшего в беду, помоги нам застать Ночь предопределения, и увеличь нам награду в нее, и сними с нас все наши грехи. О Аллах, поистине, Ты — Прощающий, и любишь прощение, прости же нас... Амин!»

Это связано с тем, что в последние 10 дней нам было велено искать одну из самых таинственных ночей - Ночь Предопределения. Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что пророк, мир ему и благословение Всевышнего, вышел, чтобы сообщить о Ночи Предопределения, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о ночи Предопределения, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца Рамазана!» - передано имамом аль-Бухари.

Особенность ночи определяется упоминанием о ней в Священном Коране и высказываниями о ней нашего любимого пророка, мир ему и благословение Аллаха. Пророк Мухаммад в эти дни Рамадана проявлял больше усердия, чем в остальные дни именно в надежде застать эту благословенную ночь. Аиша, его жена, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего проявлял в последние десять дней Рамадана больше усердия, чем в любые другие дни» - передано имамом Муслимом. Также она рассказывала, что: «Когда наступали последние десять дней Рамадана, Пророк потуже затягивал свой изар, занимался по ночам делами поклонения и будил членов своей семьи» - передано имамами аль-Бухари и Муслимом.

В самих же хадисах говорится: «Ищите ее в нечетных числах последних десяти дней» - передано аль-Бухари.

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Ждите Ночь Предопределения в последние десять ночей Рамадана, когда останется девять или семь, или пять ночей до конца месяца» - также передано аль-Бухари.

Почему эта ночь ценна? Потому что Всевышний Аллах сказал, что в эту ночь решаются все мудрые дела. В эту Ночь Предопределяется судьба всех творений на целый год. Записываются имена тех, кому предписано жить и кому умереть, кто будет великим и кто униженным, кто будет счастлив и кто несчастен, кто погибнет и кто спасется, а также плодородие будет или засуха. Записывается все то, что пожелает Создатель в этом году.

Аллах Всевышний сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В ней решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылаем пророков и Писания по милости твоего Господа, Слышащего, Знающего» (Дым 1-6).

Всевышний также сказал об этой великой ночи: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения (или Величия). Откуда ты мог знать, что такое Ночь Предопределения (или Величия)? Ночь Предопределения (или Величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (Могущество 1-5).

Понимая такую значимость, мусульмане всего мира стараются больше времени уделить в эти дни поклонению, смирению и покорности Аллаху.

И снова мусульмане всего мира дождались великого испытания – поста в священный месяц Рамадан. Кто-то считал дни его приближения, а для кого-то может казаться, что еще один год прошел мимолетно. Помимо повседневных проблем и испытаний, в этом месяце уделяется особое внимание как духовному, так и материальному развитию.

Духовный аспект, в основном, связан с совершенством нравственности, то есть для получения обильной благодати каждый из нас должен стремиться к воздержанию своего языка от сквернословия, других частей тела – от совершения непристойных поступков. В традициях многих мусульманских народностей, помимо обязательных и желательных богослужений, имеется также ряд обычаев, которые так или иначе выделяют саму народность, но при этом не противоречат исламским ценностям и предписаниям. Сюда можно соотнести массовое проведение обрядов разговения (ифтара), коллективных молитв в дневное и ночное время суток, прослушивание полезных проповедей, посещение мечетей, помощь окружающим, организация различных мероприятий, посвященных знаменательным датам и, конечно же, проведение праздничного намаза.

Рамадан этого года, который начинается 28-го июня, для мусульман Крыма может стать особенным, учитывая все те испытания, с которыми пришлось столкнуться еще в начале весны. Для многих тот период был волнующим моментом – ведь от нашей реакции зависело будущее всех жителей полуострова. Пусть даже обошлось без каких-либо массовых кровопролитий, но у некоторых жителей, как мусульман, так и немусульман присутствовал некий страх, который вполне объясним. Ведь столько времени жить без войны и конфликтов, а тут такая военная неожиданность со стороны соседнего государства. Некоторых жителей это вынудило покинуть свои дома и временно переселиться на материковую часть Украины. Для любого мусульманина прохождение испытаний является особой честью, где таким образом формируется его духовная личность. Возможно даже, повседневные испытания в виде бытовых проблем и трудностей остаются как-то незамеченными для многих из-за их периодической повторяемости, но вот когда наступает почти военное положение, степень этого испытания увеличивается в разы. Здесь уже наглядно проявляется тот уровень духовности, который играет большую роль в формировании человеческих отношений.

Даже если учесть, что в первые дни изменений в Крыму до священного месяца оставалось много времени, но все же дух Рамадана присутствовал в душе каждого мусульманина, а может даже и немусульманина. Ведь согласиться с тем, что это большое испытание для людей, было несложно. И это было очевидно от той реакции на различные провокации, которые можно было наблюдать в первые дни весны. Пусть даже обязательный пост в то время отсутствовал, где не требовалось воздерживаться от еды и питья, но зато более ощутимым было духовное противостояние, где в любой момент можно было бы ожидать военного конфликта. А ведь именно духовное развитие является главным приоритетом всех богослужений, совершаемых в священный месяц.

Тревога в сопровождении с духовной солидарностью, можно сказать, объединила патриотично настроенных людей, которые всегда желают жить в мире и благополучии. Именно такая духовная сплоченность присутствует в призыве Рамадана, где богатый может быть солидарен с бедным во время дневного воздержания от еды и питья, а в проведении массовых обрядов разговения люди показывают свою устремленность к такому ценному единству. Можно немало перечислять достоинства этого священного месяца, но главное, здесь нужно помнить о том, что такое единство есть плодотворный результат преодоления различных жизненных препятствий, которые постоянно встречаются, вне зависимости от материального положения или духовного состояния.

Особенным месяц Рамадан 2014 года можно назвать потому, что многие из нас поняли и осознали суть испытаний со стороны Всевышнего Аллаха. Возможно, что с увеличением количества постящихся у каждого из них сформируется какой-то позитивный взгляд на те или иные аспекты жизни. Ведь если до этого мало обращалось внимания на окружающих, то после последних событий в Крыму это внимание должно увеличиться в несколько раз, хотя бы ради ощущения человеческой солидарности, которой так не хватает многим из нас. Любое испытание в жизни человека, а особенно в этот священный месяц, должно духовно сближать всех тех, кому не безразлична судьба общества, в котором проживает. Это нужно проявлять не только в спонсировании и проведении массовых ифтаров, но и по мере возможности должна быть оказана какая-нибудь полезная социальная помощь, которая в разы увеличит как духовную, так и материальную благодать. Каждый желающий пройти это великое испытание должен на себе ощутить все те тяготы, с которыми сталкиваются менее зажиточные граждане. Это, в принципе, формирует личность нравственного мусульманина, который убежден не только в существовании Всевышнего Создателя, но также при наличии искренности это позволяет выявить в себе все те качества, которые до этого были не слишком заметны. Ведь, возможно, многие из нас еще в начале весны проявляли эти качества, что послужило определенным уроком развития духовности. Но не нужно останавливаться на достигнутом из-за присутствия вероятности повторной деградации личностного потенциала.

Месяц Рамадан – это очередной шанс ощутить все те прелести испытания, которые выявляются в трудные моменты жизни. Ведь если кто-то думает, что это всего лишь воздержание от еды и питья, то глубоко ошибается. В этот и в другие месяцы нужно внимательно присматриваться к себе и постараться увидеть все те нравственные качества, которые, возможно, слабо проявляются в жизни. И, конечно же, прилагать максимум усилий, чтобы развивать их. Каким бы жестоким порой ни казался мир, все равно нужно уметь находить положительные стороны, коими будут являться мысли об испытании. Если предопределение напрямую связано с замыслом Всевышнего Аллаха, то для каждого из нас это должно стать поводом для обретения надежды на Его милость. Ведь именно этого порой не хватает для развития духовности. Отчаяние в этом аспекте приводит лишь к деградации и неумению правильно понимать суть преследующих испытаний.

Любой удачный момент, который позволит приблизиться к духовному совершенству, должен стать неким праздником. Ведь если мы радуемся каким-либо личностным успехам, то готовы одарить своей любовью всех окружающих людей. И это становится тем самым праздником. На какое-то время могут быть забыты мысли о страхе и волнении, что, естественно, придаст определенный духовный позитив. Месяц Рамадан – это обретение того самого духовного позитива в сопровождении тех несметных благ, которые Всевышний Аллах обещает в своем писании. Любой благородный мотив, направленный на полное или частичное удовлетворение потребностей общества, может сформировать в любом человеке ту личность, о которой сам он мог и не догадываться. Ведь духовные возможности человека безграничны, где посредством своего мышления сможет грамотно подойти к решению любой проблемы, перенимая жизненный опыт и мудрость своих предшественников и даже современников. Пристальное обращение внимания на ту духовную святость, которая таится в период поста, позволяет каждому человеку очиститься духовно. И это будет вполне ощутимым шагом для преодоления других препятствий, но уже за пределами священного месяца. Да и поводов для бессмысленных беспокойств почти не будет.

На вашу долю выпал отличный шанс. Фирма работает 24 часа в сутки. Ее владелец собирается в отпуск и попросил вас в течение месяца заняться ее управлением. По договору вы получаете по два доллара за каждую секунду, в которую вы будете лично руководить предприятием. Если вам нужно будет отлучиться, заработок за время вашего отсутствия поступает в карман вашего заместителя.

Конечно, вы ухватываетесь за такое предложение обеими руками.

Сверхурочная работа
Сначала представим, что все это действительно произошло. А теперь представьте, что месяц вашего руководства предприятием только что начался. И вот ваш близкий друг звонит вам, чтобы пригласить на шикарное торжество.

– Ты должен прийти, – настаивает он, но вы практически мгновенно отвечаете:
– Извини, очень занят, никак не могу.

Проходит первая неделя. Ваши дети хотят поехать на прогулку.

– Не сегодня, занят, – говорит их отец.

И их мама с этим полностью согласна, ведь она каждую ночь расписывает себе планы по трате заработанных денег. Поэтому целый месяц мужа она ни о чем не просит.

Два доллара в секунду! Но только в течение одного месяца!

Тем временем вы, вероятно, работаете сверх всяких норм. Нет времени для спокойного приема пищи. Минимум сна. Никакого шоппинга. Никаких прогулок. Никакой «чашки кофе» с друзьями. Развлечения? Что это вообще такое? Само слово звучит совершенно незнакомо в этот месяц. И все это благодаря величайшему шансу, выпавшему вам.

Ответ в Судный день
Но если человек, упорно работавший в течение всего месяца, чтобы получить солидный куш, умрет на 30-й день, все это богатство станет для него совершенно бесполезным. Он не сможет забрать эти деньги с собой в могилу.

Если же он будет жить дальше, первым, кто придет к нему, будет налоговый инспектор. Добавится и новая проблема: как защитить свое богатство. Кроме того, в Судный день нужно будет отчитаться о том, как он заработал эти деньги и на что потратил. Но, несмотря на данные проблемы, мы, скорее всего, с большой радостью согласимся на такое предложение.

Мелкий заработок
Аллах тоже предоставляет нам величайший шанс. Приходит месяц рамадан с его безграничными благами. Месячный заработок по тарифу два доллара в секунду ничтожен по сравнению с наградой от Аллаха и благами, и милостью, которыми он осыпает людей в месяц рамадан. Каждый рамадан следует рассматривать как величайший шанс, выпадающий раз в жизни, ведь мы не знаем, доживем ли до следующего рамадана.

Какие же награды полагаются за хорошие дела в месяц рамадан? Награда за каждое обязательное действие увеличивается в 70 раз, а добровольное действие дает награду в одно обязательное вне рамадана. Очень важно прочувствовать и понять это.

Тахаджуд-молитва – это великое богослужение. Сообщается, что данный намаз обладает просто сказочными достоинствами. Но даже один обязательный утренний намаз стоит выше, чем тахаджуд в течение всей жизни! Но вот приходит месяц рамадан – и Аллах за каждое необязательное действие дает нам такую же награду, как и за обязательное!

Развлечения?
Так можем ли мы терять это время? Может ли у нас быть время на прогулки? Возможно ли, чтобы человек, ценящий рамадан так же, как он ценит заработок в два доллара в секунду, проводил часы, пируя в ресторанах после таравих-намаза или же находил время для других праздных занятий? Можем ли мы себе позволить проводить драгоценное время, будучи приклеенными к радио и телевизору, слушая «мнения» и «взгляды» всех подряд по религиозным вопросам, в то время как в эти минуты мы могли бы произносить хотя бы салават?

А развлечения? Это слово должно казаться нам незнакомым в этот месяц. И любого ценящего рамадан мусульманина будет в самую последнюю очередь волновать, кто и как в это время пинает футбольный мяч за тысячу километров от него.

Кратчайший таравих
По той же причине люди, ценящие рамадан, не должны пытаться «выиграть время», сокращая богослужения. Многие «выжимают» кратчайший таравих, который только возможно совершить, и мчатся в забегаловки, где проводят огромное количество времени. Подумайте о двух долларах в секунду! Мы бы побили рекорды по сверхурочной работе. Поэтому в рамадан мы должны побить рекорды по времени, проведенному в намазах, чтении Корана, поминании Аллаха, мольбам и т. д. Рамадан не для того, чтобы «выиграть» время, сокращая эти действия.

Помимо намаза, чтения Корана и др., пророк (мир ему и благословение Аллаха) подчеркнул важность усердного исполнения некоторых дел. Передаются следующие его слова:
– И в этот месяц вам следует стараться исполнить в большом количестве четыре поступка, два из которых будут нацелены на довольство вашего Господа, а без двух других вы просто не можете обойтись. Для угождения Господу произносить в большом количестве свидетельство веры («Ля́ иля́ха иллялла́х») и помногу просите прощения («Астагфирулла́х»). Два других поступка, без которых вам не обойтись – это просьбы к Аллаху о введении в рай и обращения к Нему о защите от адского огня.

Один месяц
По максимуму занимаясь перечисленными выше хорошими делами, необходимо еще держать в уме цель рамадана – приобретение богобоязненности. Поэтому мы должны не только совершать максимальное количество праведных дел, но и полностью отказаться от всех грехов. Один месяц строгой приверженности данным принципам окажет, даст Аллах, такое воздействие, что человек сможет прожить следующие 11 месяцев подобным же образом – в полном послушании Аллаху.

Да дарует нам Аллах осознание высокой ценности рамадана, чтобы мы ценили его больше чем месяц, в котором могли бы зарабатывать по два доллара в секунду!

Рамадан, как и другие благодатные периоды времени, пролетает очень быстро, поэтому так важно воспользоваться благодатью этого месяца и успеть совершить больше добрых дел. Ведь следующий Рамадан придёт к нам только в следующем году, и никто, кроме Всевышнего, не знает, суждено ли нам дожить до него и в каком положении он застанет нас. Хвала Всевышнему за то, что Он позволил нам дожить до этого Рамадана - чудесного месяца, когда шайтаны закованы в цепи, врата Геенны заперты, а врата Рая распахнуты. Упустить благо, которое можно обрести в это драгоценное время - значить упустить один из важнейших шансов нашей короткой жизни.

Сейчас самое время внять глашатаю, который взывает: «О стремящийся к благу, вперёд!». Если первую половину Рамадана мы провели не так, как следовало бы, не так, как велят нам вера и богобоязненность, благочестие и праведность, любовь к Всевышнему и страх пред Ним, то очень важно не повторить эту ошибку в оставшиеся дни. Тем более что впереди последняя декада благодатного месяца - время особого усердия в поклонении, время отрешения от мирских забот и неотлучного пребывания в мечети, время ночных молитв и обращения к Господу с нашими самыми сокровенными и искренними мольбами.

Не каждый может полностью посвятить Рамадан поклонению и поминанию Всевышнего. Не каждый может в течение всех тридцати ночей предаваться чтению Корана, долгим молитвам и размышлениям. Не каждый имеет возможность ежедневно совершать таравих вместе со своими братьями по вере. Не каждый может отправиться в это время в малое паломничество, о котором наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «‘Умра, совершаемая в Рамадане, подобна хаджу, совершённому вместе с Пророком» [Абу Дауд].

Водоворот мирской суеты затягивает нас постоянно, и поток земных хлопот непрерывен. Но эта благодатная декада заслуживает того, чтобы ради неё мы внесли хотя бы некоторые изменения в свою жизнь. Как наши праздники отличаются от будней, так и Рамадан - и особенно его последняя декада - должен отличаться от остальных дней в году. Забот много у каждого из нас и нам не так просто найти время, которое можно посвятить не нашим обычным занятиям, а чему-то иному. Но этот шанс мы не должны упустить. Если мы сможем посвятить эти десять дней Господу, то это будет для нас прекрасным вкладом в собственное счастье в обоих мирах.

Какую радость испытает в Судный день человек, который делает всё возможное, чтобы проводить это благодатное время с максимальной пользой! И каким умиротворением наполняется сердце того, кто отдаёт это время самому важному занятию на свете - снисканию довольства Создателя!

Иногда мы ссылаемся на занятость и множество проблем, которые необходимо решать, иногда нам мешает лень, иногда мы успокаиваем себя мыслью о том, что если не получилось в этом Рамадане, то с позволения Аллаха получится в следующем году. Но на самом деле абсолютное большинство из нас способны организовать несколько дней в году так, чтобы наполнить их благими делами и искренним поклонением. Большинство дел, которые мы привыкли считать неотложными, в действительности можно отложить на несколько дней. А освободившееся время можно разделить между чтением Корана, дополнительными молитвами, обращением к Всевышнему с мольбами, испрашиванием прощения для наших грехов и, конечно же, размышлениями о Нём, о нашем предназначении и о мире вечном. Это прекрасный шанс оторваться от земли и посмотреть на собственную жизнь и на происходящее вокруг с высоты птичьего полёта: сразу становится видно то, чего мы не замечали весь прошедший год, а возможно, и многие годы…

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проявлял в последнюю декаду Рамадана особое усердие в поклонении. Хотя всё его поклонение было образцовым, в это время он будил своих домочадцев, чтобы они молились вместе с ним. Для него это было время Корана, благочестивых размышлений и обращения к Господу с мольбами. Он показал нам, что это время - время поклонения, а кто более достоин того, чтобы нам следовать его примеру?

В душе все мы понимаем, что лучше приложить усилия сейчас и воспользоваться предоставленной нам возможностью, чем проявить слабость, а потом горько пожалеть о том, что мы эту чудесную возможность упустили.

А если Ночь предопределения застанет нас в земном поклоне, читающими Коран, взывающими к Господу, то это будет лучше для нас, чем обрести все сокровища мира. Всевышний Аллах сокрыл от нас эту великую ночь, чтобы мы проявляли больше усердия в поклонении и наполняли благом ночи Рамадана в надежде застать её. Ведь Всевышний сказал: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (сура 97 «Могущество», аят 3).

Ночь предопределения - благодатная ночь, и благое деяние, совершённое в эту ночь, лучше благих деяний, совершаемых на протяжении тысячи месяцев, в которых нет этой ночи. Такова милость Аллаха к этой общине. В эту ночь ангелы и Джибриль (мир ему) много раз нисходят на землю с позволения Господа по каждому Его повелению, предопределённому для этого года. Эта ночь безопасна и благополучна и не случается в неё никакого зла до самого рассвета [Ат-тафсир аль-муйассар].

А наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тому, кто постился в течение Рамадана с верой и надеждой на награду от Аллаха, простятся его прошлые прегрешения, и тому, кто выстаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на награду от Аллаха, простятся его прошлые прегрешения» [Абу Дауд].

В последние десять дней Рамадана Пророк (мир ему и благословение Аллаха) неотлучно пребывал в мечети, поклоняясь Всевышнему, и покидал мечеть только при необходимости, а потом сразу возвращался. Эти десять дней он посвящал поминанию Аллаха, молитве и обращению к Аллаху с мольбами. Он проводил их в мечети, укрываясь в небольшой палатке, чтобы отдалиться от мирских забот и сосредоточиться на поклонении.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) лучше всех остальных людей знал, насколько наша душа нуждается в таком общении с Всевышним Создателем, и польза неотлучного пребывания в мечети в последнюю декаду Рамадана поистине огромна. Всем, кто желает испытать особую близость к Господу и украсить своё сердце смирением и благонравием, стоит заблаговременно начать подготовку к этому, чтобы освободить эти благодатные дни от дел, которые требуют внимания и занимают мысли. Это шанс обновить свою веру, по-новому взглянуть на свою жизнь и на своё поклонение Господа, найти и исправить ошибки, измениться в лучшую сторону.

В эти дни мы обычно совершаем ещё одно замечательное дело. Это выплата праздничной милостыни - садакат аль-фитр. Выдающийся сподвижник ‘Абдуллах ибн ‘Аббас сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел подавать садакат аль-фитр как очищение для постившихся от сказанных ими праздных и непристойных слов и дабы насытились бедняки…» [Абу Дауд]. Далеко не все задумываются об этом, но если мусульмане будут достаточно сознательными в своём отношении к этой милостыне, это поможет принести праздник в каждый дом. Отдавая немного, мы доставляем радость нуждающимся людям, облегчаем им жизнь и немного уменьшаем бремя нужды, которое они несут на своих плечах. И прекрасно, если выплата этой милостыни положит начало традиции подавать милостыню и помогать нуждающимся при каждом удобном случае, при каждой возможности.

А таравих придаёт особый оттенок благодатному месяцу, помогая каждому верующему почувствовать себя частью огромной общины и ощутить крепкую связь с братьями по вере. Это замечательный коллективный вид поклонения, который многими из нас воспринимается как своеобразный символ Рамадана.

В Коране сказано: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура 2 «Корова», аят 185).

Эти удивительные слова, имеющие широкий смысл, были ниспосланы по поводу поста в Рамадане, и это не случайно. Хвала Всевышнему Аллаху, Который не возлагает на нас ничего непосильного! И пост, и таравих, и чтение Корана, и выплата праздничной милостыни, и совершение других благих дел с искренним намерением, ради Аллаха - всё это не выходит за пределы возможностей большинства из нас. А с тех, кто в силу особых обстоятельств не может делать что-то из перечисленного, Всевышний не станет взыскивать за этого. Самое важное - сохранять искренность во всём, что мы делаем и особенно в тех делах, которыми мы наполняем благодатный месяц и, конечно же, последнюю его декаду. Ведь, как учил наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), каждому воздастся по намерениям.

Ещё один способ увеличить свою награду - приобщать наших детей к тому, что мы делаем в Рамадане. Если в прошлые годы вы упустили эту возможность, то воспользуйтесь ею в этом году. Ведь если мы сможем сделать так, чтобы не только мы, но и наши дети чувствовали особую атмосферу священного месяца, то это станет огромным благом для нас и наших семей и замечательным вкладом не только в будущее наших детей, но и в вечное счастье всей семьи.

Пусть наши дети узнают, что такое Рамадан и как нужно проводить его и особенно последние десять дней этого месяца не только с наших слов, но и благодаря нашему личному примеру. Ведь ребёнок, который сегодня совершает таравих вместе с отцом или сидит возле читающей Коран матери, - это будущее нашей уммы. И вполне возможно, что наши сегодняшние усилия окажут заметное влияние на то, как наши верующие потомки будут проводить благодатный месяц после того, как мы вернёмся к нашему Господу, и книга с нашими добрыми деяния не закроется.

Пусть же Всевышний поможет нам провести Рамадан и особенно его последнюю декаду так, чтобы нам не пришлось горько сожалеть о наших упущениях впоследствии! И пусть вознаграждением за наши искренние старания станут и новые принятые добрые дела!

Карима Сорокоумова / Электронный Минбар