Монастырь на автозаводской. Храмы моего города. Симонов монастырь. Старинные надгробия, которые в советское время использовались в качестве бордюрного камня

Адрес Симонова монастыря: г.Москва, Восточная ул., д.4.
Добраться до Симонова монастыря просто. Метро Автозаводская (последний вагон из центра). Потом идете по улице Мастеркова, после пересечения с улицей Ленинская Слобода идете также прямо уже по улице Восточной. И впереди слева видите Солевую башню Симонова монастыря.
Основан монастырь в 1370 году южнее Москвы на землях боярина Степана Васильевича Ховрина. Став монахом, Степан Васильевич получил имя Симон, отсюда и название монастыря.
Монастырь был одним из самых почитаемых в России. Но в 1920-м его упразднил. А в 1930-м часть построек и вовсе взорвали. А на их месте возвели ДК ЗИЛ. А в другой части устроили какие-то производства.
История монастыря – богатейшая. Да все просто: набираете в любом поисковике «Симонов монастырь» – и открываются сотни ссылок с обилием исторических фактов. Там на десять передач хватит.
Я о другом хочу сказать. Вот, казалось бы – ну, что здесь смотреть? Из построек сохранились немногие. Один храм - церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Из стен - целиком лишь южная, фрагмент западной да малая часть восточной. Три башни.
Реставрация? Ну, так… идет ни шатко, ни валко… МОГУТ ОБИДЕТЬСЯ НАСЧЕТ НИ ШАТКО...
И все-таки.
Ни один монастырь не вызывал у меня таких эмоций, как Симонов. Попробую объяснить.
Знаете, ведь монахи не были кроткими агнцами, и наряду с церковными книгами и четками столь же умело держали в руках и меч, когда речь шла о свободе страны. И монастыри далеко не всегда были тихими обителями, но чаще – мощнейшими крепостями.
И вот в Симоновом монастыре… В нем это есть… Дух народа, дух непокорной и непокоренной Руси… Он, этот дух в каждом кирпичике, он струится из каждой трещины в стенах монастырских башен…
И не зря именно в Симоновом монастыре похоронены иноки Ослябя и Пересвет… Да-да, те самые, герои Куликовской битвы…
Уточним, однако, что их захоронение находится недалеко от нынешнего… в Старом Симоновом, это на улице Восточной, 6, на территории завода «Динамо», в Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и к ней можно свободно пройти…
Так вот… стоишь посреди, казалось бы, разрушенных построек…
И понимаешь, что по большому-то счету, не это главное… важное, но не главное…
Дух… вот пока он есть…
Ведь стоит Симонов монастырь…
И осаждали его, и разрушали, и грабили, и взрывали…
А – стоит! Стоит Симонов монастырь!
Строки-то пушкинские помните? «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»:
Стоит Симонов монастырь!
Как символ Руси.
И будет стоять.
Отныне и навеки.

Контакты Симонова монастыря:

115280, г. Москва, ул. Восточная, д. 4.

Загадки Симонова монастыря на Автозаводской April 29th, 2011

Принимая участие в апрельском субботнике на Автозаводской в парке ДК «ЗИЛ», я обратил внимание на странные валуны и камни, торчащие в основании внешней стены одной из трех кирпичных башен Симонова монастыря. Историки датируют башни и остатки южной крепостной стены XVII -XVIII веками. Я задался вопросом: почему огромными валунами заложено основание только одной из трех кирпичных башен? Две башни покоятся на обтесанных прямоугольных блоках небольшого размера, и никаких валунов под ними нет (фото №1).

Огромные валуны темно-серого цвета производят странное впечатление. Они сильно выделяются на фоне красных кирпичей и блоков из белого известняка, заложенных в основание башни (фото №2, №3, №12, №14).

Внимательно присмотревшись можно заметить, валуны разных размеров являются осколками или фрагментами чего-то целого, а именно монолитного камня. Причем это был непростой камень, а грандиозная, скорее всего, скульптурная композиция, вырезанная из единой скальной породы. На некоторых фрагментах загадочной скульптуры из камня, расколотой на множество частей, остались явные следы как ручной, так и технической обработки - просверленные отверстия, борозды, отшлифованные фигурные части и даже отчетливый след спила, словно древний скульптор работал «болгаркой» (фото №7, №9, №10, №17)

Первая версия, которая приходит в голову после ознакомления с загадочными валунами под башней Симонова монастыря - это фрагменты скульптуры какого-то языческого божества. Сейчас невозможно понять, как выглядело это произведение, и что оно из себя представляло. Большая часть ее осколков вмурована внутрь, в самое основание башни, а снаружи видны лишь несколько крупных и мелких частей.

По всей видимости, в языческие времена, эта скульптура играла важную роль в средневековых обрядах, люди ее почитали и поклонялись. Не исключено, что этому загадочному камню язычники приносили жертвы. Иначе, зачем было раскалывать на части столь огромную композицию, да еще вмуровывать ее в стены христианского монастыря? Скорее всего, это было показательным действием для язычников. Их требовалось убедить не поклоняться языческим богам, а принять христианскую веру. Расколов языческую святыню и замуровав ее части в основание башни Симонова монастыря, тем самым язычникам преподали урок!

Возможно, уничтожить загадочную скульптуру могли задолго до возведения в XVII -XVIII веках стен и башен монастыря. Эти осколки могли находиться на территории монашеской обители еще раньше. Установить это не представляется возможным. Вопрос в том, каким способом древний скульптор вырезал из монолитной скалы загадочную композицию? Неужели у него под рукой в те далекие времена были современные технические средства, позволяющие распиливать камень и высверливать в нем глубокие отверстия?

Прежде, чем подробно остановиться на отдельных, наиболее примечательных валунах под башней Симонова монастыря, мне хотелось бы сделать маленький экскурс в историю.

Дворец культуры АМО «Завод имени И.А.Лихачева» (ЗИЛ) - один из крупнейших культурно-досуговых центров Москвы, памятник архитектуры 30-х годов ХХ века, спроектирован архитекторами братьями Весниными. Мало кому сейчас известно, что ДК «ЗИЛ» возведен на месте взорванного в 1930 году Симонова монастыря. Его основателем считается преподобный Федор - ученик и племянник святого Сергия Радонежского. В 1370 году с благословения Сергия Радонежского преподобный Федор основал монашескую обитель, которая существовала без малого шесть веков.

Подробно с историей Симонова монастыря можно ознакомиться по ссылкам http://tserkov.eparhia.ru/numbers/history/?ID=1375 или http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=340

Приведу лишь фрагмент материала «Симонов монастырь - славная и трагическая страница русской истории» на сайте «Русские церкви», где описано, каким варварским способом в советские годы был уничтожен древний памятник истории.

«…По сообщению в журнале «Огонек», «комиссия ВЦИК признала, что половина древних сооружений бывшего монастыря может быть сохранена как исторический памятник, но что собор и стены должны быть снесены». В январе 1930 г. были взорваны пять из шести монастырских церквей, две башни с прилегавшими к ним зданиями, а также все стены монастыря, кроме южной. По проекту предполагалось, что вся территория Симонова монастыря будет превращена в парк, а культурный комплекс должен был состоять из трех отдельных сооружений — кино-клуба, театра на 4000 мест и спорткорпуса. Однако построен был только клуб автомобильного завода им. И.А. Лихачева…»

И еще один эпизод: «…Взрыв прогремел в ночь на 21 января , точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина . На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. На месте развалин «крепости церковного мракобесия», как писал журнал «Огонек» , в 1932-1937 годах поднялся Дворец культуры ЗИЛа …»

Доставалось монашеской обители не только в годы советской власти. За шесть веков Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских войск, подвергался татарским набегам, а в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания. В 1771 году, при Екатерине II, монастырь был упразднен и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращен в зону карантина. В 1812 году, в ходе Отечественной войны, монастырь разорили и сожгли французы. В этой связи, докопаться до того, кто именно мог расколоть языческую скульптуру на части - татары, французы или сами монахи, не представляется возможным. Также невозможно определить возраст осколков. Им может быть сотни или тысячи лет. Современные методы исследования и датировки, к сожалению, не в состоянии определить возраст обработанного камня только по следам его обработки.

Самым загадочным камнем в основании внешней стены южной башни Симонова монастыря является блок неправильной формы. Он первым привлек мое внимание, и после его изучения, я начал рассматривать другие камни, обнаружив сходство породы и методов обработки (фото №7, №7-1, №7-2, №8, №9, №10).

На левой стороне камня можно увидеть высверленное отверстие, над ним хорошо видна борозда и фрагмент скульптурного изображения, которое напоминает обрубленный хвост русалки. Причем, на камне отчетливо видна линия скола, которая свидетельствует о недостающей части скульптурной композиции. Куда она делась - неизвестно!

На верхней части того же камня также отчетливо видна глубокая борозда, в виде подковы, а слева от нее оставлен глубокий след спила, напоминающий след от «болгарки» (фото №8, №9, №10). Как это можно объяснить? Причем след спила далеко несвежий, по всей видимости, он оставлен в момент изготовления скульптуры. Но когда это было?

Под основанием южной башни можно увидеть еще несколько странных камней с отверстиями и спилами (фото №3, №4, №11).

Мое внимание также привлек камень с большим отверстием с боку. Я постарался немного раскопать его и очистить от земли, в результате обнаружил на камне еще несколько отверстий, а с верхней стороны показался спил в форме полумесяца (фото №15, №16 и №17).

Этот камень явно носил какую-то техническую функцию, причем в его маленькие отверстия могло быть вмонтировано железное кольцо, тогда это приспособление могло быть древним якорем, грузилом или балластом.

Если поверхностное ознакомление с валунами и камнями в основании внешней стены южной башни Симонова монастыря привело к такому количеству находок, то к каким результатам могут привести серьезные исследования и археологические раскопки в районе стен и башен, чудом сохранившихся до нашего времени? Уверен, что находок будет достаточно и взору исследователей откроется множество важных свидетельств далекой эпохи. Вполне вероятно, что археологам тогда удастся найти и собрать воедино части загадочной скульптурной композиции и раскрыть способы ее изготовления «современными» техническими средствами.

Результаты прогулки 2-х недельной давности.

Симонов монастырь - мужской ставропигиальный монастырь, основанный в 1370 году учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского - прп. Федором на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин (монашеское имя - инок Симон - от чего и происходит название монастыря).
В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место; на прежнем месте (в Старом Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы (о ней будет отдельный пост).
1.


Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский (1337-1427), св. Иона, митрополит Московский (?-1461), патриарх Иосиф (?-1652), митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн. В XVI веке в монастыре проживал и работал богослов прп. Максим Грек.

В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в России: сюда стекалось и огромное количество людей, и богатые материальные вклады. Особенной любовью монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел здесь собственную келью для уединения.

В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем исконном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина.
После прихода советской власти в 1920 году монастырь был упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 год. Директор музея, Василий Иванович Троицкий (1868 -- 1944), наладил отношения с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников за счёт общины.

В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Взрыв прогремел в ночь на 21 января, точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. Были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. На месте развалин «крепости церковного мракобесия», как писал журнал «Огонек», в 1932-1937 годах поднялся Дворец культуры Московского автомобильного завода (ДК ЗИЛа).
2.

Частично дошедшие до наших времен новые стены монастыря и некоторые из башен, которые можно увидеть и поныне, были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота - 7 м. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня «Дуло», увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой.
3.

4.

Две другие уцелевшие башни - пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая» - построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.
5.1979г

6.

7.

В монастырском соборе были похоронены Симеон Бекбулатович - крещеный касимовский царевич. Ослепленный в 1595 году по проискам Бориса Годунова, в 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же был погребен сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (во иночестве Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.

На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, где были похоронены поэт Д. В. Веневитинов, писатель С. Т. Аксаков, его сын К. С. Аксаков, композитор А. А. Алябьев, известный библиофил и коллекционер А. П. Бахрушин, дядя А. С. Пушкина - Н. Л. Пушкин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий.

В 1930-х годах некрополь был полностью уничтожен большевиками. С его разоренного кладбища на Новодевичье были перенесены останки поэта Д. В. Веневитинова и писателей С. Т. и К. С. Аксаковых. Вскрывавших захоронения рабочих поразило то, что из левой части груди Сергея Тимофеевича Аксакова в области сердца рос корень громадной березы, покрывавшей всю фамильную могилу Аксаковых.

Трапезная Симонова монастыря была сооружена в 1680 году на средства царя Федора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В ее состав вошли фрагменты предыдущей постройки 1485 года При строительстве нового здания Парфен Петров - мастер, строивший в традициях первой половины XVII века, использовал детали древней московской архитектуры, которые не пришлись по духу монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново в ярком, индивидуальном стиле московского барокко. На этот раз работами руководил известный московский мастер Осип Старцев - выдающийся зодчий конца XVII века много строивший в Москве и в Киеве.
Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века Пышно украшенное здание было ярко раскрашено «в шахмат» - стиль росписи, имитирующий каменную ограненную кладку.
8.1910-е годы

9. 1979г.

10.современное состояние

11.Вид алтарей Тихвинской церкви с востока, 1979г.

12.современное состояние

13.декор окна

14.вход в храм

Нынче в храме существует община для глухонемых, идет служба с сурдопереводом.

15.старые постройки на территории монастыря

16.солодежня

Собор Успения Божией Матери - взорван в 1930г. Сейчас здесь ДК ""ЗиЛ""
- ц. Всемилостивого Спаса - взорвана в 1930г.
- ц. Николая Чудотворца - взорвана в 1930г.
- ц. Иоанна патриарха Цареградского - взорвана в 1930г.
- ц. прп. Александра Свирского - взорвана в 1930г.

Библиография
-П.Г. Паламарчук ""Сорок сороков"", I том

Симонова обитель ранее была одним крупнейших столичных монастырей, а сегодня является подворьем Патриарха. На ее территории действует общество слабослышащих христиан – единственное в мире, поэтому нередко сюда направляются паломники, которые имеют проблемы со слухом.
Изначально обитель, основанная во второй половине XIV века, находилась на другом месте, однако в конце столетия ее перенесли. Интересно, что на территории старого Симонова монастыря нашли останки Андрея Оляби и Александра Пересвета, героев Куликовской битвы, которые и ныне сохраняются в храме Рождества Богородицы.
Что касается самого Симонова монастыря , история обители была богатой событиями: здесь всегда останавливался во время своих визитов в столицу Сергий Радонежский, была собственная келья у брата Петра Первого Федора Алексеевича; считается, что главная героиня повести «Бедная Лиза» сентименталиста Николая Карамзина утопилась в пруду именно возле этой обители. Были в ее истории и черные страницы: в XVIII веке монастырь превратили в чумной изолятор, а в тридцатых годах XX столетия закрыли, снеся пять из имеющихся на территории шести храмов, уничтожив некрополь, разобрав стены и сторожевые башни.

Сегодня в обители находятся несколько святынь, включая список иконы Тихвинской Богородицы , икону «Исцеление слепоглухонемого» . Хотя часть территории монастыря застроена, сохранились некоторые сооружения: трапезная, к которой пристроена церковь Святого Духа, братский корпус, «старая» трапезная, Солодежня (хозяйственное строение, в котором хранили продовольствие, сушили солод), мастеровая палата; также в Симоновом монастыре уцелели три башни, расположенные на южной стене – Кузнечная, Дуло и Солевая.

Где находится обитель

Расположен Симонов монастырь в Даниловском районе столицы по адресу: улица Восточная, строение 4.
Телефон обители (по этому же номеру можно связаться и с обществом слабослышащих христиан): 67-52-195. Код – 495.

Как добраться до Симонова монастыря в Москве

  1. Чтобы посетить эту обитель, удобнее всего воспользоваться метро : добравшись до станции Автозаводская, выйдите из последнего вагона (начинайте отсчет от центра).
  2. Далее двигайтесь по улице Мастерковой в сторону Восточной, направляясь к башне монастыря.
  3. Дорога займет около пяти-десяти минут.
  4. Также добраться сюда можно собственным автотранспортом .

Посещение обители

Поскольку на сегодняшний день монастырь не действует, побывать на его территории можно в любое время . Если вы хотите не только полюбоваться сохранившимися остатками архитектурного комплекса обители, но и больше узнать о ее истории, ознакомиться со святынями, посетите монастырскую библиотеку , которая действует на территории. Открыта она ежедневно, кроме пятницы,

  • в будние дни – с 15.00 до 19.00;
  • в выходные – с 10.00 до 19.00;
  • по воскресеньям здесь проводятся православные беседы, начало которых – в 15.00.

Важно! Отправляясь в эту обитель, помните, что всем паломникам и туристам следует соблюдать определенную форму одежды: женщинам необходимо покрыть голову, надеть юбки или платья, которые закрывают колени, не оголять плечи; мужчинам нельзя находиться на территории в шортах, с оголенным торсом, в головных уборах.

Расписание богослужений в Симоновом монастыре

На текущий момент богослужения проходят не во всех храмах обители, а лишь в церкви Тихвинской иконы Богоматери . Учтите этот момент, собираясь посетить монастырь с паломничеством.

Важно! Богослужения в храме ведутся как словами, так и жестами, что позволяет посещать их даже глухим или людям с сурдологическими проблемами. Также в храме есть резные иконы для слепоглухих.

Фото обители

  • Лучше всего сохранились монастырские башни.
  • Остатки архитектурного ансамбля соседствуют с современными зданиями.
  • Представить общий вид Симонова монастыря сегодня можно лишь по его старым изображениям.
  • Отреставрированная трапезная обители привлекает внимание посетителей.
  • Далеко не все строения получили «вторую молодость».
  • Солодежня – одно из немногих сохранившихся зданий монастыря.
  • Церковь Рождества Божьей Матери, расположенная на территории Старо-Симонова монастыря в Москве, сохранила свой облик.
  • В храме Рождества Богородицы хранятся останки героев Куликовской битвы.
  • Между строениями, которые относятся к ансамблю обители, возвышаются и жилые дома.

Симонов монастырь — видео

Симонов монастырь, который был одной из богатейших и красивейших московских обителей, постепенно возрождается силами общины слабослышащих. Хотя храмы и некрополь, где были родовые усыпальницы многих дворян, еще не восстановлены, территория бывшей обители уже не выглядит заброшенным пустырем, а в храме Тихвинской иконы Богоматери снова звучит молитва.

Симонов монастырь, 1 класса, ставропигиальный, в Москве, на краю города, на берегу реки Москвы, против Дербеневской набережной. Основан учеником преподобного Сергия Федором. В 1788 году монастырь был упразднен; в 1795 году восстановлен; в 1812 году подвергся разорению от французов. Пользуясь почти с самого основания преимуществом ставропигии и быв обогащаем вкладами, драгоценными дарами от князей, царей, бояр и граждан, Симонов монастырь считался исстари одним из первейших монастырей русских. Наивысшего процветания он достиг в прошлом столетии. Сочиненный иеросхимонахом Виктором знаменитый напев, восхищавший собою императора Николая I, доставляет высокое духовное наслаждение каждому любителю церковного пения. Главный собор во имя Успения Божией Матери уцелел от времени основания монастыря. Построенный в византийском стиле, он в 1896 году был реставрирован и освящен; в нижнем ярусе иконостаса находятся замечательные по своей древности иконы: Успения Богоматери, Живоначальной Троицы и Тихвинская икона Божией Матери; в нем же хранится Симоновская Казанская икона Богоматери, в устроенном в честь Ее приделе, принадлежащая прежде святому Тихону Воронежскому и прославившаяся в 1832 году чудесным исцелением тяжко больной женщины. В 1839 году монастырь был украшен величественной колокольней.

Вблизи Симоновской обители сохранился вырытый преподобным Сергием пруд, обсаженный березами и обнесенный валом. В день Преполовения совершается сюда крестный ход из Симонова монастыря. На месте первоначального основания монастыря в приходской Рождественской церкви покоятся иноки братья Пересвет и Ослабя; над гробницей их устроен шатер из черного дуба; в своем настоящем виде эта гробница устроена в 1870 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Симонов монастырь был основан в 1370 г. племянником (по другим сведениям, учеником) прп. Сергия, Феодором (позже ставшим еп. Ростовским), при вел. кн. Димитрии Ивановиче. Название свое монастырь получил по имени Симона, в миру боярина Ховрина, пожертвовавшего землю монастырю. Монастырь был основан на том месте, где ныне находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, древний одноглавый храм, в котором похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя. В 1379 г. монастырь был перенесен на новое место, находящееся неподалеку от прежнего, тогда же была заложена церковь Успения Божией Матери, одно из древнейших зданий Москвы, доживших до ХХ века. Церковь была освящена в 1405 г. В разные годы в монастыре подвизались прп. Кирилл Белозерский, свт. Иов и сщмч. Ермоген, Патриархи Всероссийские. С Симоновым монастырем связаны многие события Русской истории.

В 1771 г. монастырь был упразднен и, ввиду начавшейся чумы, превращен в чумной карантин, но в 1795 г. по ходатайству графа Мусина-Пушкина вновь восстановлен. К началу ХХ века монастырь был одной из богатейших и славнейших Российских обителей. На его территории, окруженной двенадцатью башнями, находилось 6 церквей с 11 престолами и громадная колокольня (арх. К.А. Тон).

С 1923 г. в части монастыря размещался музей. Был выпущен его путеводитель и проектировались реставрационные работы в 1927 г. Последний храм монастыря был закрыт в мае 1929 г. В ночь на 21 января 1930 г., в 6-ю годовщину смерти В.И. Ленина, собор Симонова монастыря и стены вокруг него были взорваны. В 1932-1937 гг. на месте большей части монастыря архитекторами Л.А., В.А. и А.А. Весниными был построен Дворец культуры автомобильного завода им. И.А. Лихачева.

К 1990 г. в монастыре сохранились здания: крепостные стены (три прясла); Солевая башня (угловая, юго-восточная); Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене); "Дуло" (угловая, юго-западная башня); "Водяные" ворота (1/2 XVII в.); "Келарский корпус" (или "Старая" трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.); "Новая" трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев); "Сушило" (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.); Казначейские кельи (1/3 XVII в.). Сохранился один закрытый храм с 5-ю престолами, пять же других храмов с 6-ю престолами были разрушены.

В 1923 г. в монастыре был устроен музей, занявший Тихвинскую церковь с трапезной. С 1931 г. в трапезной находился киноклуб. Она реставрировалась с 1955 по 1966 гг. и с 1982 по 1990 гг. Община глухих и слабослышащих Тихвинского храма была зарегистрирована в 1991 г. и совершала молебны на территории Симонова монастыря. В 1995 г. остатки монастырского ансамбля были переданы Церкви.

Источник: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_1581



Дворец культуры ЗИЛ, сооруженный в 1930-х гг. на месте разрушенной части монастыря - крупнейший и заключительный памятник архитектуры советского конструктивизма работы братьев Весниных. Расположен в Москве на Восточной улице, 4. Строительство 1930-1937 гг. Построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х гг. разорённого большевиками. На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий, в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были снесены на рабочих субботниках. Чтобы посодействовать забвению истории России, на месте некрополя Симонова монастыря большевиками был сооружен дворец культуры ЗИЛа.



Сушило (XVI-XVII вв.). Согласно сохранившимся документам, оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Потаповым (по другим данным Парфеном Петровым) и первоначально было окружено галереей на столбах. Первый этаж здания занимают две одинаковые палаты, на втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения.

Казначейские кельи (XVII в.). Казначейский корпус (1620-1630-е гг.) у Водяных ворот - которые были вместо нынешних железных. Симонов монастырь, Восточная улица 4, с.7

Старая трапезная палата (XV-XVIII вв.). Старая трапезная - название ХХ века, Келарский корпус - название XIX в., Хлебная палата - название XVIII в. В 1485 г. построили "келарский" корпус - двухэтажное здание у южного участка стены, бывшее старой трапезной. Оно - одно из самых старых зданий не только самого монастыря, но и вообще Москвы.

Стены ограды (1640-е гг.). Частично дошедшие до наших времен новые стены монастыря и некоторые из башен, которые можно увидеть и поныне, были сооружены в 1630 г., при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота — 7 м. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня «Дуло», увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни — пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая» — построены в 1640-е гг., когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время. Монастырские башни Сторожевая и Тайницкая утрачены.

Кузнечная башня (1640-е гг.). Одна из трех сохранившихся до наших дней башен Симонова монастыря. Башня имеет пятиугольную форму и расположена на южной единственной сохранившейся стене монастыря. Это самая малая башня монастыря была возведена в 1640-е гг., а ее высокий шатер достраивался в течение последующих 40 лет. Башня имеет одноярусный наблюдательный пункт, в отличие от других башен, где он двухярусный.

Церкви Симонова монастыря: преподобного Александра Свирского 1700 г., Честных Древ 1593 г. - над западными вратами; Николая Чудотворца - над восточными и во имя Иоанна, патриарха Царьградского, и Александра Невского - во втором ярусе пятиярусной колокольни, построенной Тоном в 1839 г.

По материалам http://oldboy.icnet.ru/SITE_2103/MY_SITE/Monast/SIM_MON_MOS/SUSH.htm



Древний Симонов монастырь основан в 1730 году по благословению Сергия Радонежского (Варфоломей) (между1314-1322 - 1392) его учеником и племянником - преподобным Фёдором (Иван) (ок. 1340-1394), уроженцем Радонежа, принявшим постриг в Покровском Хотьковом монастыре. Во главе Симонова монастыря преподобный Фёдор прославился как духовный наставник, он был личным духовником Дмитрия Ивановича Донского. В 1338 году преподобный Фёдор стал Ростовским архиепископом. Умер он 28 ноября 1394 года и похоронен в Успенском соборе Ростова Великого.

Своё название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях - к югу от Москвы, в десяти верстах от Кремля - и был заложен монастырь. Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и Фёдор, стремясь найти уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалёку от старого. В 1379 году монастырь был перенесён на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове, под колокольней которой во второй половине 18 века были обнаружены могилы героев Куликовой битвы Александра Пересвета (ум. 1380) и Родиона Осляби (ум. 1380 или после 1389). Пережившая страшные разрушения, долгое время служившая компрессионной станцией завода "Динамо", ныне эта церковь снова действующая.

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь "отраслью" своей Троицкой обители и всегда останавливался в нём, когда приезжал в златоглавую. Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский (Козьма), св. Иона, митрополит Московский, патриарх Иосиф (Владимир), митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн (ум.1525), знаменитый деятель нестяжательства Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой-Патрикеев. Симонов монастырь особенно любил посещать царь Фёдор Алексеевич Романов (1661-1682), для него здесь были устроены кельи. В 1771 году, при Екатерине II (1729-1796), монастырь был упразднён и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращён в чумной карантин. В 1795 году по ходатайству графа Василия Васильевича Мусина-Пушкина обитель была восстановлена.

Башни и стены монастыря строились в 16 веке. Их возводил "государев мастер" Фёдор Савельевич Конь, выдающийся русский зодчий - строитель Смоленского Кремля. Укреплённый при Борисе Фёдоровиче Годунове, монастырь отразил набег крымских татар Казы-Гирея. Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли части старой крепости. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота около 7 м. Из сохранившихся башен выделяется угловая башня "Дуло", увенчанная высоким шатром с двухярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни пятигранная Кузнечная и круглая Солевая - построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время. В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымцев в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в 1834 году были возведены надвратная церковь св. Николая Чудотворца.

В 1832 году было принято решение о постройке новой колокольни Симонова монастыря. Средства для постройки дал купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект в стиле классицизма составил зодчий Н.Е. Тюрин. Колокольня была заложена в 1835 году, но затем её проект был изменён, возводилась она уже в русском стиле по проекту К.А. Тона. Строительство завершилось в 1839 году. По своему виду и местоположению колокольня повторяла колокольню Новодевичьего монастыря. Её высота состовляла более 90 м. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвёртом ярусе были установлены часы.

Ещё в 1405 году в монастыре была построена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце 15 века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле. В конце 17 века собор был расписан артелью московских царских мастеров. Тогда же был выполнен золочёный резной иконостас, в котором находилась главная святыня монастыря - Тихвинская икона Богоматери, которой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Здесь же хранился золотой крест, усыпанный алмазами и изумрудами - дар царевны Марии Алексеевны. В монастырском соборе погребён сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич Углицкий, князья Мстиславские, Тёмкины-Ростовские, Сулешовы, бояре Головины и Бутурлины.

Трапезная Симонова монастыря сооружена в 1680 году на средства царя Фёдора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В её состав вошли части предыдущей постройки 1485 года. При строительстве нового здания Парфен Петров использовал детали раннемосковского зодчества, которые не понравились монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново. На этот раз работами руководил известный московский мастер Осип Дмитриевич Старцев, много строивший в Москве и Киеве. Наряду с Яковом Григорьевичем Бухвостовым он является замым выдающимся зодчим 17-го столетия. Имена Старцева и Бухвостова часто стоят рядом в документах того времени: это были своего рода "друзья-соперники", творившие в стиле московского барокко, но обладавшие ярко выраженной своеобразностью. Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца 17 века. Пышно украшенное здание было ярко раскрашено "в шахмат" - стиль росписи, подобный каменной огранённой кладке. Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I Алексеевича. В 19 веке к ней были пристроены два придела.

На территории Симонова монастыря находилось обширное кладбище, где были похоронены поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов, писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, его сын Константин Сергеевич Аксаков, композитор Александр Александрович Алябьев, известный библиофил и собиратель купец Алексей Петрович Бахрушин, Николай Львович Пушкин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий - Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьёвы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские.

В начале 1930-х годов все главные постройки Симонова монастыря были разрушены. Погибли Успенский собор, колокольня, надвратные церкви. башни Сторожевая и Тайнинская, были уничтожены все могилы на территории обители. От монастыря уцелела лишь южная стена с башнями, трапезная церковь с церковью Сошествия Св. Духа и хозяйственная постройка - "солодежня" или "сушило". На святом для русского человека месте был построен "дворец культуры" ЗИЛа.

Из книги А.Ю. Низовского "Самые знаменитые монастыри и храмы России". 2000. Вече.