Список тихвинской иконы николо угрешского монастыря. Божья матерь взыграние угрешская молитва. Расцвет и упадок

Духовные и нравственные искания заставляют людей отправляться в паломнические поездки, в которых они открывают для себя не только новые страницы истории, но и становятся ближе к вере и Богу.

Николо-Угрешский монастырь: история основания

Русская земля богата духовными памятниками - монастырями, церквями и соборами, колокольнями и целыми храмовыми комплексами. И порой выбрать какой-то из них бывает очень сложно. Но тем, кто не жалеет времени и сил, нужно обязательно посетить Николо-Угрешский монастырь (город Дзержинский). Данная обитель была построена по велению Дмитрия Донского в 1380 году. По преданию, на месте будущего монастыря князю явился образ самого святителя Николая Чудотворца. В то время Дмитрий Донской готовился к битве с войском Мамая и находился со своими соратниками недалеко от Москвы, всего в 15 км. Молящемуся князю святая икона была ниспослана небесами. После известной исторической битвы на окончившейся победой русских войск, Дмитрий вернулся на святое место, некогда даровавшее ему икону Николая Чудотворца, и нарек его Угрешей. После этого князь повелел основать здесь храм в честь святого Николы, который и по сей день принимает сотни паломников со всех концов мира.

Считается, что первоначально собор был возведен из дерева. Именно он был сожжен крымским ханом в 1521 году. Каменная постройка появилась намного позже, уже во время правления Василия Великого.

Путешествие святого образа

Николо-Угрешский мужской монастырь уже с первых дней основания находился на особых правах. К примеру, Иван Грозный полностью освободил его от всевозможных пошлин на необходимые товары по всей Руси.

Именно поэтому служители монастыря часто обращались к щедрому царю за помощью. Однажды они попросили Ивана Грозного отреставрировать тот самый святой образ Николая Чудотворца, который был дарован Дмитрию Донскому перед битвой. По велению царя икона была отправлена в Москву. Образ прошел по Вятке, Каме и Москве. Реставрацией занимался сам святой Макарий. По окончании работ икону отправили обратно в монастырь, а точная её копия хранилась в столице.

Угреша в смутное время

Смута для Руси стала временем упадничества, растерянности, неуверенности в будущем. В тот период Угреша становится прибежищем лжецарей и их приближенных - Лжедмитрия 1, скрывавшегося от гнева Бориса Годунова; тушинского вора и Марины Мнишек, объявившей своего мужа единственным русским престолонаследником.

В период польской интервенции Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь являл собой место сбора под предводительством Минина и Пожарского.

Таким образом, Смутное время стало периодом испытания для Угрешской обители, которая нередко терпела грабежи даже от самих русских ополченцев.

Династия Романовых и Угреша

При первом царе из династии Романовых Михаиле, избранном на престол в 1613 году, монастырь переживал стадию расцвета. За все время своего правления государь посещал обитель 9 раз, в основном в день памяти Николая Чудотворца. Монастырь, став духовным прибежищем царя, получил от него различные привилегии: освобождение торговли от таможенных поборов, право владения рыбной ловлей в Нижнем Новгороде. За время своего правления Михаил преподнес обители множество подарков, всячески содействовал ее процветанию. Его сын, Алексей Тишайший, также продолжил традицию отца, отправляясь в пешие походы в Угрешу весной и всячески заботясь о монастыре.

Тяжелые времена

Период упадка монастыря приходится на конец 17 - начало 18 века. Это время знаменуется правлением императора Петра I. Давно забыв традиции своих предков, он превращает обитель в место содержания преступников и их казни. Появление Синода негативно сказывается на состоянии монастырей, в том числе и Угрешской обители. Оставленная без царского попечения, оно заметно оскудевает - уменьшается количество монашествующих, а вновь пришедшие послушники нередко совершают неблаговидные поступки. К середине 18 века в Угрешу стали помещать умалишенных и людей, имеющих физические недостатки и увечья. Храмовые комплексы монастыря постепенно ветшали, а средства на их реставрацию выделялись минимальные. Особенно тяжелым для обители был период правления императрицы Екатерины I, которая провела реформу секуляризации монастырских земель. Общая духовная атмосфера в Угреше ухудшалась, чему способствовала частая смена настоятелей, некоторые из которых заслужили дурную славу во время своего наместничества. Казалось, уже ничто не сможет помочь возрождению священной обители, некогда основанной по желанию самого Николая Чудотворца...

Словно птица Феникс

Свое возрождение Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь начал в 30-х годах 19 века после назначения настоятелем Игнатия Брянчанинова, впоследствии причисленного к лику святых. Несмотря на то что фактически он не успел приступить к руководству Угрешей, Игнатий смог серьезно повлиять на ее дальнейшее материальное и духовное восстановление. По его рекомендации настоятелем монастыря становится игумен Иларий. Благодаря его активной деятельности духовная жизнь начала возрождаться. Иларий тщательно следил за соблюдением установленного аскетического устава и увеличил количество монахов до 20 человек. В период его наместничества обитель обрела нескольких благотворителей, на денежные средства которых был расширен Успенский храм, достроены некоторые корпуса.

Период правления Илария был действительно плодотворным. После его смерти место настоятеля занял Пимен, который продолжил дело почившего наместника. Преподобный Пимен смог открыть при монастыре училище для крестьянских детей. Во время войны настоятель организовал на территории Угреши богадельню, в которой принимали раненых с поля боя. Вплоть до начала революции 1918 года в монастыре текла тихая и размеренная жизнь.

Испытание переменами

Так же, как и многие православные комплексы России, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском был закрыт даже после многочисленных попыток настоятеля Макария и братии сохранить обитель. На его месте был основан приют для беспризорников. Во время войны пришлось снести колокольню Николая, которая могла бы стать хорошим ориентиром для фашистских самолетов. В 80-е годы на территории Угреши открыли венерологический диспансер, который был ликвидирован в 1990 году. А через несколько месяцев, в декабре, была совершена первая за эти годы служба в день памяти Николая Чудотворца. Именно с этого момента начинается второе рождение данного православного комплекса.

Экскурсия по обители

Знаю богатую историю монастыря, истинной жемчужины и духовного оплота народа, осматривать его достопримечательности вдвойне интересно.

На территории обители находится 13 храмовых комплексов и более 20 дополнительных построек - башен, часовен, корпусов и т. д. Начать экскурсию можно с центрального сооружения - Спасо-Преображенского собора. Прекрасный храм с 5 куполами являет собой образец архитектуры 19 века. Он был специально построен к 500-летию создания монастыря. Именно в нем хранит Николо-Угрешский монастырь мощи преподобного Пимена и святой образ Николая Чудотворца. Кроме того, здесь находится точная копия иконы Федоровской Божией Матери, к помощи которой прибегают матери и женщины, готовящиеся к родам.

Никольский собор - это самая древняя часть всего православного комплекса, относящаяся к 14 веку. Считается, что именно на ее месте находился деревянный храм, построенный в честь Николая Чудотворца князем Дмитрием Донским. Появление каменной постройки связывают с пожаром, в котором сгорел первоначальный собор. Сейчас в этом храме находится часть древа от креста, на котором был распят Иисус Христос. Также вы можете помолиться перед списком иконы Николая Чудотворца, совершившей немало чудес.

Успенский собор, отличающийся своей величественностью, хранит мощи множества святых. В этом храме можно приложиться к нетленным останкам великомученика Пантелеймона, способного исцелять физические и духовные болезни по молитвам людей; Сергия Радонежского, помогающего в трудах и учебе и любых благих начинаниях; блаженной матушки Матроны, продолжающей помогать людям и после своей земной кончины, Симеона Верхотурского и многих других.

Находясь на территории монастыря, обязательно посетите собор «Всех скорбящих радость». Вы можете узнать его по 5 куполам, расположенным на крыше в виде шатра. Ранее в нем хранились древнейшие и Пресвятой Девы, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней, так как в 20-е годы храм разграбили и закрыли.

Пройдя от данного собора вдоль хозяйственного двора, вы очутитесь около церкви, построенной в честь Казанской Божьей Матери. Небольшой комплекс с 5 куполами, оканчивающимися ажурными крестами, был возведен в конце 19 века на деньги благотворителей. Так же, как и другие соборы, он был разрушен, а затем восстановлен только в начале 2000-х годов.

Кроме крупных комплексов, Угрешский монастырь хранит в своих стенах и небольшие постройки, например, часовни в честь Николая Чудотворца и Матери Божией. А недалеко от монастырского пруда и собора, построенного в честь преподобного Пимена, находится часовня Страстей Господних. Данное строение было возведено в начале 2000-х годов по задумке одного из насельников монастыря. Часовня построена в древнерусском стиле. Она находится на небольшом холме, который символизирует Голгофу - место страданий Иисуса. Внутри белокаменной часовни расположили крест, напоминающий о великой жертве Спасителя.

Собор Преподобного Пимена, находящийся около водоема, очень схож с известным - золотой купол возвышается над белокаменными стенами, прекрасными в своей строгости.

Также на территории монастыря расположены Петропавловский храм, Палестинская стена и другие комплексы.

Как добраться до обители

Если Вас заинтересовала история Угреши и вам хочется проникнуться жизнью монастыря, перенесшего тяжелые испытания временем, нужно обязательно побывать здесь. Угрешская обитель находится в г. Дзержинский Московской области. Доехать до православного комплекса можно следующим путем: от м. Кузьминки на автобусе вы сможете добраться до города всего за 20 минут, и перед вами откроется Николо-Угрешский монастырь. Как доехать, вы теперь знаете. Кроме того, вы можете побывать на воскресной или праздничной службах, таких как престольный

Роль Угрешского монастыря в жизни современной России

Множество испытаний не смогли сломить духовной стойкости Угрешской обители. Периоды упадка и небывалого расцвета, полнейшее разорение и дальнейшее возрождение сплели судьбу Угреши. В новом тысячелетии Николо-Угрешский монастырь продолжает играть одну из главных ролей в православной жизни нашей страны. Сам патриарх Кирилл несказанно радуется глубокой вере людей, благодаря которой монастырские руины превратились в прекрасный храмовый комплекс города Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь стал настоящим духовно-образовательным центром Подмосковья. Об этом свидетельствуют находящиеся на территории храма музеи. Например, те, кто интересуется православной культурой или историей РПЦ, могут посетить музей-ризницу, в котором хранится множество и старинных предметов. Здесь можно увидеть древние иконы в позолоченных окладах, Евангелие в серебряной обложке и даже монеты времен Древней Руси. Экспонаты были собраны благодаря жертователям. Так, например, Угрешский монастырь смог обрести уникальную коллекцию, посвященную семье Николая II, причисленного к лику святых. Собранная буквально по частицам - книги и фото, сервизы и иконы - она чудесным образом попала в обитель. Данный музей открыт для посещения паломников.

Значимые праздники монастыря

Как любой православный комплекс, Николо - Угрешский монастырь в Дзержинском чтит память многих святых на ежедневных службах и воскресных литургиях. Но наиболее значимыми среди них считаются следующие дни:

  • Память Николая Чудотворца.
  • Иконы "Взыскание погибших", "Всех скорбящих радость", "Знамение", "Влахернская".
  • Память Василия Исповедника, Сергия Радонежского, Марии Египетской и др.
  • Преображение Господне, Вознесение и другие двунадесятые праздники.

Православным, глубоковерующим людям стоит посетить Николо-Угрешский монастырь. Фото,которые вы можете сделать, находясь в его стенах, запечатлят истинную красоту величественного комплекса. Угрешу нужно увидеть воочию, прикоснувшись к дрейней истории таинственной Руси, прочувствовать божественную атмосферу, помолиться перед чудотворной иконой и приложиться к мощам святых. Монастырь - это духовный лечебник, поэтому его посещение всегда идет людям лишь на пользу. И пусть обитель Святого Николая станет для вас духовным прибежищем и спасением, местом, где вы сможете позабыть о мирских заботах и трудностях.

Николо-Угрешский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Николо-Угрешский монастырь связан с именами сразу четырех русских самодержцев - Дмитрия Донского, Михаила и Алексея Романовых и Петра Великого. Неудивительно, что история этой светлой обители полнится славными деньками и может поведать немало интересного паломникам. В частности, интересна история создания монастыря.

По преданию, название Николо-Угрешского монастыря связывают с Дмитрием Донским, остановившимся здесь на своем первом привале по дороге к великой битве на Куликово поле. Именно здесь ему явилась икона Николая Чудотворца, изумившая и обрадовавшая князя. Возвращаясь домой с победой, он приказал возвести на этом месте монастырь в честь святителя Николая. Вторая же часть названия обители - от слов Дмитрия, который, проснувшись поутру после видения иконы, сказал: «Сия вся угреша сердце мое».

Разумеется, главной святыней монастыря была чудотворная икона Николая Чудотворца, написанная в 1380 году, и ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Именно к ней на богомолье приходили русские цари Михаил и Алексей Романовы.

Не раз бывал в стенах Угрешской обители и молодой Петр I в 1680-х годах. Сюда же он сошлет после стрелецкого бунта мятежников.

Николо-Угрешский монастырь

Не могли не оставить след в истории монастыря и годы советского правления. Сразу после революции на территории обители открыли трудовую коммуну им. Дзержинского, от которой потом получила новое имя и монастырская слобода - ныне город Дзержинский. Позднее, в 1940 году, власти снесли Никольский собор 16 века, который в свое время воздвигли специально для хранения иконы. (В 2000-х годах на его месте построили новый храм.) Зато сохранился Спасо-Преображенский собор в русско-византийском стиле, который был возведен в конце 19 века, отмечая 500-летие монастыря.

Примечательна и монастырская стена, сохранившаяся практически в неизменном виде с 1866 года. Одна ее часть - белокаменная с зубцами и декоративными башенками, вторая - из красного кирпича, ее также называют Палестинской.

Сегодня на нарядной и зеленой территории Николо-Угрешского монастыря ничто не напоминает о днях печальных, лишь радуют сердце яркие подновленные храмы, отдыхающие на лавочках у пруда паломники, мерно клюющие носом изящные черные лебеди.

Координаты

Московская область, Дзержинский.

Как добраться: на автомобиле съезд на Дзержинский, далее 7 км. Можно добраться и на автобусе № 347 от ст. м. «Кузьминки» до остановки «Площадь Святого Николая».

б присутствии mm

Чтобы поклониться мощам Святителя Николая, можно поехать в итальянский город Бари. А можно - в Николо-Угрешский монастырь.

Помимо икон, в Николо-Угрешском монастыре есть и другие святыни. В Преображенском соборе находится частица ризы Пресвятой Богородицы, а также частица мощей Святителя Николая и мощи прп. Пимена Угрешского. После восстановления родного монастыря отца Пимена его мощи были перенесены в Спасо-Пре-ображенский собор и после прославления святого заняли свое место под украшенной сенью в серебряной раке. Поклониться им - равно как и мощам Святителя Николая - ежедневно приходят верующие. Во вторник, за вечерним богослужением, перед мощами прп. Пимена читается акафист. В четверг читается акафист перед мощами Николая Чудотворца.

В Никольском храме находится часть Животворящего Креста Господня. Но наибольшее количество святынь - главным образом, частицы мощей - хранится в Успенской церкви. Среди них - мощи таких святых, как преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Тихон Задонский, великомученик Георгий Победоносец, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Силуан Афонский, святитель Григорий Богослов, великомученица Варвара, апостол Андрей Первозванный, преподобный Сергий Радонежский, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Антоний Римлянин. Кроме того, в особом ковчеге собраны частицы мощей Киево-Печерских святых.

Великое благо - возможность поклониться мощам стольких святых, собранным в одном месте. Невольный трепет испытывает душа, находясь рядом с останками людей, так сильно возлюбивших Бога. Некоторые же из них возлюбили Его «даже до смерти» - то есть приняли мученический венец. И, конечно, почитание святых мощей не есть «язычество», а есть выражение любви к тем, кого облекала некогда плоть, ставшая мощами. Собственно, говорится об этом уже на протяжении многих веков. Вот что писал своему

Вверху: Патриарх Алексий II перед ковчегом с мощами Святителя Николая.

В центре: Ковчег с мощами сет. Игнатия (Брянчанинова).

Справа: Рака с мощами прп. Пимена Угрешского находится в Преображенском соборе.

оппоненту по этому поводу прп. Исидор Пелоусиот в начале V века: «Если соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу и за их постоянство чествуется нами прах мученических тел, то спроси у тех, которые получили от них (мощей) исцеление, и дознай, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеять

ся над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому».

Иные святыни, обретающиеся в Успенской церкви, не менее примечательны, чем мощи святых. Это, прежде всего, части Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы. И, конечно, перечень здешних святынь был бы неполон без частицы ризы Святителя Николая.

Николо-Угрешский мужской монастырь – удивительное место. Здесь собраны православные святыни со всех уголков мира. Паломники могут молитвенно побывать там, откуда они были принесены в обитель со сложной историей. Здесь служили святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Пимен (Угрешский). Монастырь переживал падения и расцветы. Мы собрали информацию для паломников и тех, кто интересуется историей монастыря.

История Николо-Угрешского монастыря

Город Дзержинский и Москву соединяет не только сухопутная дорога. По Москва реке можно добраться до знаменитого Николо-Угрешского мужского монастыря, излюбленного места православных паломников. Именно сюда по воде и по суше часто ходили в паломничество представители дома Романовых.

Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской в честь победы в Куликовской битве. Когда-то Дмитрий Донской отправился в Коломну, где проходил большой сбор всех войск других княжеств, по дороге в Коломну на месте основания монастыря Дмитрий Донской остановился на привал, чтобы помолиться. Во время молитвы князь увидел чудо: над сосной ему явился образ иконы Николая Чудотворца. Дмитрий Донской воспринял божественный знак, как благословение на битву и сказал такие слова: Сия вся Угреша сердце мое”. Эти слова означали, что Угреша согрела его сердце. Одержав победу, Дмитрий Донской, основал храм в честь Николая Угодника на месте явления иконы. В XI веке место чудесного события ознаменовала часовня. В ней долгое время хранился сруб дерева, на котором князю явился образ святителя. Во времена богоборчества святыня была утрачена. Сейчас паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

С приходом дома Романовых появилась традиция “угрешских походов”. Царь отправлялся вместе со свитой и народом в Николо-Угрешский монастырь на молитву. Обычно “угрешские походы” проходили в день Николая Чудотворца.

Храмы и часовни Николо-Угрешского монастыря

Самая древняя постройка монастыря – колокольня, которую называют “угрешской свечой”. Ее высота составляет 77 метров. С 1761 года сохранилось только ее подножие, во время Великой Отечественной войны верхние ярусы снесли в стратегических целях, колокольня могла быть видна неприятелю. В XX веке колокольню восстановили. На стене колокольни высечено стихотворное произведение о зарождении Николо-Угрешского монастыря, которое может прочесть каждый, кто знаком со старославянским языком.

Святыни обители

Еще один сохранившийся памятник XVIII века – построенный в 1763 году Успенский храм. Он был возведен на месте упраздненных царских палат. В этом храме расположены главные святыни монастыря – , особо почитаемая в монастыре. Перед иконой читается соборный акафист. В храме также покоятся мощи Святых, привезенные из разных уголков мира:

  • мощи Великомученицы Варвары,
  • Целителя Пантелеймона,
  • Иоанна Крестителя,
  • Киево-Печерских святых и других исповедников веры Христовой.

В XIX веке в храме появился придел в честь Марии Египетской. Изображения на западной стене придела изображают сцены жития Преподобной Марии Египетской. Некоторые фрагменты росписи дошли до наших дней в первозданном виде, что можно считать православным чудом, ведь в советские времена здесь располагалось отделение милиции, а все стены были закрашены. При реставрации за толстым слоем краски обнаружились почти не поврежденные изображения.

В XVIII веке монастырь пережил трудные времена. Эпоха секуляризации и дальнейшие исторические события привели к тому, что в 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии. И все же монастырю предстояло стать «второй Лаврой», так впоследствии называли обитель московские святители.

В 1833 году настоятелем монастыря стал святитель Игнатий (Брянчанинов), который хотя и не успел возглавить обитель в связи со скорым назначением его архимандритом Троице-Сергиевой пустыни вблизи Петербурга, но сыграл важную роль в скором возрождении и расцвете Угреши.

Истинный расцвет монастырь ждал во времена преподобного Пимена, ревнителя традиционных богослужений. Расширилась территория монастыря, строились новые церкви, были построены больница и больничный храм…

Пережив сложные богоборческие годы и новое возрождение, монастырь и сейчас открыт для паломников.

Фотобанк Лори

Распорядок богослужений

В монастыре совершается ежедневное уставное богослужение.

В будни ежедневно служатся две Божественные литургии:

  • Ранняя в 6:45 в Успенском храме,
  • Поздняя в 9:00, в Пименовском храме, в холодное время года в Казанском храме.
  • После ранней литургии совершается панихида, после поздней – молебен.

В воскресные и праздничные дни служатся три Божественные литургии:

  • в 6:30 в Успенском храме,
  • в 8:00 в Пименовском,
  • в 9:30 в Преображенском соборе,

по воскресеньям после поздней литургии служится водосвятный молебен.

Еженедельно за Богослужением прочитываются акафисты покровителям обители:

  • по вторникам прп. Пимену Угрешскому,
  • по четвергам свт. Николаю Чудотворцу;
  • по воскресеньям за вечерним Богослужением собором монастырского духовенства совершается акафистное пение перед чтимой в обители иконой Пресвятой Богородицы «Тихвинская».

Чудотворная икона Божией Матери «Взыграние младенца» (Угрешская) Празднование 20 ноября История появления чудотворной иконы на Руси ведется с 1795 года, когда Божия Матерь («Взыграние младенца») была явлена в Николо-Угрешском монастыре, расположенном на территории современного Подмосковья (недалеко от Дзержинского). Этот монастырь знаменит тем, что на его месте в XIV веке была чудесным образом обретена икона святителя и чудотворца Николая.

Появление на свет малыша является главным событием в жизни каждой женщины. Именно во время беременности и рождения ребенка Господь наиболее явно открывает человеку всю полноту Своей силы и величия. При появлении на свет малыша является истинное чудо Божие на Земле. Для благополучного исхода беременности многие матери весь период до и после родов молятся Господу, Святым и, конечно, Пресвятой Богородице. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» – одна из многих чудотворных икон Пресвятой Богородицы. На Руси перед этим образом православные матери издавна произносили горячие молитвы о благополучии своих чад. Существует благочестивая традиция перед родами молиться Пресвятой Богородице и совершать молебны с чтением акафиста, посвященные иконе «Взыграние младенца».

Икона Божией Матери «Взыграние младенца» Рассматриваемая икона относится к самому распространенному типу в иконографии, носящему название «елеуса», что с греческого переводится как «милостивая». Такие произведения наиболее полно изображают глубоко трепетные и нежные отношения между Святой Матерью и Божественным Младенцем. Здесь между Матерью и Сыном нет расстояния: Младенец прижимается своей щекой к лику Богородицы, показывая ей свою искреннюю любовь и доверие. К типу «елеуса» относятся и многие знаменитые иконы Богородицы, такие как: Владимирская, «Умиление», Ярославская и другие. На иконе изображен Спаситель Иисус Христос, сидящий на руке у Богородицы. Запрокинув голову назад, Он словно играет со своей Матерью. Одной ручкой Спаситель прикасается к ее щеке, тем самым проявляя нежность. Вся поза Богомладенца передает Его детский непосредственный характер. На этой иконе наиболее сильно показана человеческая сторона Божественного Спасителя, что редко встречается на других иконописных богородичных изображениях.

Согласно мнению исследователей, жанр иконы «Взыграние младенца» исходит из некоторых сцен, описанных в Евангелии. Образ напоминает нам Евангельскую тему «Сретения Господня», когда Спасителя Иисуса Христа на сороковой день после рождения принесли в Храм Иерусалимский для совершения обряда посвящения Богу. Здесь Спасителя передают на руки старцу Симеону, но Богомладенец тянется к Своей Святой Матери, проявляя детскую привязанность и любовь. В Македонии сохранились наиболее ранние изображения иконы «Взыграние младенца», где они именовались «Пелагонитиссами» (по названию местности Пелагония). Здесь святой образ почитался с особой любовью и благоговением. В более позднее время иконы Богородицы, изображающие тему Материнства и будущих Крестных страданий Спасителя, стали распространены в поствизантийском искусстве, а больше всего – среди славянских народов. Многие исследователи, занимавшиеся выяснением истории происхождения этой иконы, склоняются к мнению, что икона Божией Матери «Взыграние Младенца» происходит из Византии. Имеются точные сведения о том, что в Древней Византии сей образ почитался как великая христианская Святыня. Название «Взыграние младенца» эта икона получила уже на Руси, где наибольшую известность она приобрела только в XVI-XVII веках. Можно предположить, что она является списанной с Византийского образца копией.

Взгляд в прошлое История появления чудотворной иконы на Руси ведется с 1795 года, когда Божья Матерь («Взыграние младенца») была явлена в Николо-Угрешском монастыре, расположенном на территории современного Подмосковья (недалеко от Дзержинского). Этот монастырь знаменит тем, что на его месте в XIV веке была чудесным образом обретена икона святителя и чудотворца Николая. Дмитрий Донской построил указанную обитель в честь победы, одержанной им на Куликовом поле, свершившейся в 1380 году. Явление иконы святителя Николая Мир Ликийского вдохновило князя перед битвой. Донской дал обещание построить новый монастырь на месте ее обретения. В XVI веке именно в этом монастыре и была чудесным образом явлена икона Божией Матери «Взыграние младенца». Русская православная церковь празднует это событие 20 ноября (по новому стилю).

Икона в наши дни В послереволюционный период икона исчезла, а ее местонахождение долгое время оставалось неизвестным. В 2003 году некая женщина пожертвовала монастырю икону Богородицы, похожую на чудотворный список. По словам очевидцев, этот образ привезли в монастырь. Его установили на то же самое место, где ранее стояла чудотворная икона. Все свидетели сего радостного события убедились в подлинности обретенной вновь чудотворной иконы. В настоящее время образ Богородицы хранится в алтаре Преображенского собора. Чудотворные списки Кроме угрешской известны и другие чудотворные списки иконы «Взыграние младенца». В настоящее время они находятся в Третьяковской галерее. Еще один образ хранится в Московском Новодевичьем монастыре. Также чудотворная икона «Взыграние младенца» находится в Ватопедском монастыре. Последний возвышается на святой горе Афон.

Икона «Взыграние младенца». Значение в христианском мире Перед рассматриваемым образом многие супружеские пары приносят молитву о разрешении от бесплодия. Также принято просить Богородицу о помощи во время беременности, перед родами и после них. Благочестивые матери-христианки просят Пресвятую Деву о даровании их чадам душевного и телесного здоровья и помощи родителям в воспитании детей. Некоторые отцы просят Богородицу о наставлении детей в православной вере, чтобы они выросли добрыми и любящими людьми. В подобных жизненных ситуациях всегда помогает икона «Взыграние младенца», значение ее очень велико. Пресвятая Богородица через икону подает всем просящим утешение, а также помощь, поддержку и защиту.

Все женщины, желающие родить здоровых детей или уже носящие под сердцем плод, должны особенным образом соблюдать чистоту помыслов и стремиться жить по заповедям Господним. Такой образ мыслей и благочестивое поведение необходимо для подготовки матери к величайшему таинству рождения малыша. На Руси полагали, что поведение женщины во время беременности непосредственно отражается на будущем характере малыша. Именно мать даст ответ перед Богом за христианское воспитание своего ребенка, поэтому во все времена женщины начинали молиться Богородице, еще только готовясь выйти замуж и стать матерью. Благочестивые христианки совершают молитву перед образом Пресвятой Богородицы, прося Ее о помощи в зачатии, при беременности и в родах. Молитва о даровании детей Бесплодные пары, не способные иметь потомство, молятся Богородице о ниспослании им желанного чада, нередко они бывают услышаны. Имеется множество примеров, когда бездетные семьи обретали великое счастье благодаря помощи Пресвятой Богородицы. Кроме иконы «Взыграние младенца» существуют и другие изображения Божией Матери, перед которыми следует совершать молитву о даровании чад. Они не менее известны. Это такие иконы Богородицы, как «Умиление», «Скоропослушница», «Феодоровская» икона Божией Матери, «Блаженное чрево», «Толгская». Кроме молитвы можно приходить с просьбой о даровании детей к святым Праведным Иоакиму и Анне – родителям Пречистой Девы. Родители Пресвятой Марии были много лет бесплодны, они всю жизнь молились Господу о даровании им ребенка. Святые богоотцы глубоко скорбели о своей бездетности, так как в еврейском народе бесплодие считалось наказанием за грехи. Господь услышал их молитву, и святая Анна зачала и родила благословенное чадо – Марию, ставшую Матерью Спасителя Иисуса Христа. Именно поэтому в христианском мире принято просить святых прародителей о разрешении от бесплодия. Угрешская икона «Взыграние младенца» отличается от других вариантов этого святого образа. В некоторых композициях имеются незначительные различия в изображении Богомладенца и Его Пречистой Матери. Тем не менее, все они носят одинаковое название – икона «Взыграние младенца». Молитва к Пресвятой Богородице, произнесенная от чистого сердца, всегда приносит духовные плоды. Многие верующие христиане после совершения молитвословия перед сей иконой получали утешение в душевных тревогах, а также глубокое успокоение и умиротворение. Таково действие помощи Царицы Небесной, всегда помогающей в различных жизненных обстоятельствах. В России в день празднования Угрешского богородичного образа отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние младенца». Угрешская икона Божией Матери также почитается как чудотворный образ, к которому приходят многие верующие христиане для поклонения и молитвословия. -

«Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (ваше имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившегося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь». Как надо молиться иконе Богоматери «Взыграние младенца»? Матери также просят Деву Марию даровать их детям здоровье и счастье, защитить от различных бед. Можно читать не только приведенную выше, но и любую другую богородичную молитву. Еще одна молитва иконе «Взыграние младенца». «О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты - Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь». С чем еще обращаются к иконе Божией Матери «Взыграние младенца»? Родители просят Богородицу о наставлении их детей в православной вере, о том, чтобы они выросли добрыми и хорошими людьми.