Чудо под ногами окружающий мир рабочая. Чудо под ногами. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонам

Разработка урока по окружающему миру
3 класс, УМК «Перспектива»
Тема урока: «Чудо под ногами»

Учитель:
Волкова Марина Валерьевна
учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г.Малоярославца

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Урок «открытия нового знания», построенный на основе деятельностного, исследовательского метода
Тема
Чудо под ногами

Цель
Определить состав почвы опытным путем; воспитывать бережное отношение к почве.

Планируемый результат
Предметные умения
УУД

Характеризовать состав почвы, Знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли.
Освоение доступных способов изучения природы (опытным путем)
Личностные:
- формирование личного эмоционального отношения к почве (бережное отношение к плодородию почвы).
Регулятивные:
- выполнение заданий в соответствии с целью и планом работы, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные:
- в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в группе.

Метапредметные умения

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления Овладение логическими действиями анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Организация пространства

Формы работы
Ресурсы

в группах
практическая работа
-Уч. Окружающий мир 3 класс, ч.1, стр.,
-Рабочая тетрадь по окружающему миру, ч.1, стр.50-51. - Методическое пособие « Уроки по окружающему миру», 3 класс. М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, «Просвещение»- М., 2010.
- Интернет-ресурсы(музыкальная композиция «Гляжу в зёра синие», музыка Л. Афанасьева, Слова И. Шаферана)
- Оборудование для практической работы
- Интерактивная система голосования
- Интерактивная система MIMIO

Этап урока
Содержание урока
Характеристика
деятельности учащихся и учителя
УУД

I этап. 10 минут Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на продолжение изучения темы «Чудо под ногами»
Организационная минутка
Проблемная ситуация
Звучит музыка – первый куплет музыкальной композиция «Гляжу в озёра синие»(музыка Л. Афанасьева, Слова И. Шаферана).
- С какой темой мы работали на прошлом уроке?
- Что интересного узнали по этой теме?
-Давайте оценим свои знания. Как мы это сделаем?
- С помощью теста.
Дети работают с тестом при помощи системы голосования.
Тест.
1 Почва – это
А) природное вещество
Б) верхний плодородный слой земли
В) затрудняюсь ответить
2 Главное свойство почвы
А) почва – дом для животных
Б) плодородие
В) затрудняюсь ответить
3 Наука о почвах
А) почвология
Б) почвознание
В) почвоведение
4 Науку ПОЧВОВЕДЕНИЕ создал
А) В.В. Докучаев
Б) К.Э. Циолковский
В) В.И. Даль
5 В состав почвы входят:
А) земля
Б) вода, воздух, перегной, песок, глина, минеральные соли
В) затрудняюсь ответить
После проведения теста проводится анализ диаграммы правильности выполнения.
- Как вы думаете, почему мы не справились с тестом на 100%?
- Какой вопрос вызвал у вас затруднение?
- Легко ли было ответить на пятый вопрос?
- Откуда вы узнали ответ?
- А можем ли мы убедиться, что в состав почвы входят вода, воздух, перегной, песок, глина, минеральные соли?
- А куда нужно обратиться, чтобы узнать состав почвы (в лабораторию)
- - Вот сегодня мы и побудем учеными из лаборатории.
- А к какому ученому мы попадем? (Вас.Вас. Докучаеву)
Учитель настраивает детей на нужную волну урока.
Учащиеся путём предположения, работы в группе, отгадывания ребуса формулируют тему урока.
Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Коммуникативные:

II этап. 25минут Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

Вы назвали главное свойство почвы – плодородие. Давайте выясним, почему же почва плодородна. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (изучить состав почвы)
- Работаем в группах. Открываем рабочую тетрадь на с.50.
- Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию состава почвы)
- Какова цель нашего исследования? (определить, что входит в состав почвы)
- Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов? Посоветовавшись со своим соседом, в тетради соедините стрелочкой рисунок оборудования и его название.
Инструктаж по ТБ
- Внимательно прочитайте инструкцию к первому опыту. Как будете выполнять этот опыт? (берём стакан с водой и бросаем в него комок сухой почвы, наблюдаем)
- Что интересного увидели? (вверх поднимаются пузырьки – это говорит о том, что в почве есть воздух)

- Внимательно прочитайте инструкцию к опыту № 2. Как будете выполнять этот опыт?
(насыпаем на стекло комочек свежей почвы, стекло закрепляем в держатель, равномерно нагреваем над огнём, над хорошо нагретой землёй держим холодное стекло)
- Что наблюдаете? (на стекле появились капельки воды – в почве есть вода)
- Молодцы! Фиксируем вывод в тетради.
Физминутка
- Опыт № 3 выполняет 1 группа, №4 –вторая группа, № 5 – третья группа. Можно спорить и отстаивать свою точку зрения! Окончание работы по звоночку.
Дети выполняют опыты, делают выводы, готовят свои отчёты.
1группа: при нагревании почвы почувствовали неприятный запах - в почве есть перегной.
2группа: почву серого цвета(нет перегноя) насыпали в стакан с водой – сначала осело на дно вещество рыжего цвета, а затем серого. Вывод - в почве есть глина и песок.
3 группа: взяли несколько капель воды из первого опыта, накапали на стекло и подержали над огнём. Вода испарилась, на стекле остался след – в почве есть минеральные соли.
Каждый вывод фиксируется в тетради.
- На основе проделанных опытов попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли). Сравните их с выводами в приложении на с. 89.
- Хорошо! На с. 51 найдите карточку групповой оценки проведения практической работы, заполните её.

Мы верно назвали оборудование для опытов
Наши выводы совпали с выводами в приложении
Мы верно определили состав почвы, но неточно сформулировали выводы
Мы допустили ошибки при пределении состава почвы

Представитель от группы делает вывод о работе группы

Для того, чтобы убедиться в том, что вы хорошо поняли тему, каждая группа составит схему состава почвы. Для этого у вас на столах есть бумага и фломастеры.
Группы работают и вывешивают на доске свои схемы.
Старший в группе комментирует схему.
Проверка идет по схеме на доске.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Ученики в ходе практической работы определяют, что входит в состав почвы. При этом составляют алгоритм выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте и наблюдении перед классом. Заполняют карточку групповой оценки проведения практической работы.
Учитель помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения.

Ребята составляют схему из предложенных элементов. Проверяют свою схему по данному образцу.

Регулятивные:
- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
- в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, группе.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные:
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Регулятивные:
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Личностные:
- формирование личного эмоционального отношения к почве (бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву).
Познавательные:
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

III этап. 6минут Рефлексия деятельности
Цель - самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний Создание ситуации успеха.
- Урок наш заканчивается. Оцените свою работу на уроке. Оценка проводится с помощью системы интерактивного голосования. После выбора дети работают с диаграммой «Итог выбора»

А) отлично
Б) хорошо
В) сегодня мне не все удалось
Дети проводят самооценку,
приводят примеры применения полученных знаний в жизни.
Общеучебные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

IVэтап. 2 минуты
Контроль деятельности ученика. Домашнее задание
Цель - применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Итак, домашнее задание. Учебник с. 77, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя». По выбору можно выполнить задание. Возьмите карточки по своим силам.
Синяя карточка- в атласе-определителе или другом источнике найти информацию о животных почвы – кроте и медведке. Составить о них небольшой рассказ.
Красная карточка – в книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Ответьте на вопросы: Что нового узнали из рассказа? Как вы относитесь к дождевым червям? Чему может вас научить этот рассказ?
Зелёная карточка – учёные утверждают, что почву нельзя отнести только к неживой или только к живой природе. Неживая и живая природа в ней как бы соединяются. Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните, приведите свои примеры.

Учитель даёт инструктаж по подготовке к следующему уроку, предлагает вторую часть домашнего задания взять на выбор, наблюдает за выбором детей. Ученики выбирают посильное для себя творческое задание, которое будут выполнять дома.

Общеучебные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Чудо под ногами

Чудом под ногами мы назвали почву. Разве не чудо, что тоненький слой земли кормит растения, животных и всех людей нашей планеты.
Почва - это верхний плодородный слой земли
Плодородие - главное свойство почвы.

Плодородие делает почву бесценным даром природы, главным богатством любой страны, любого народа. "Земля - кормилица" - так с огромным уважением называют в народе почву. А ученые с давних пор изучают почву.

Почвоведение - наука о почве.

Науку о почвах - почвоведение - создал замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев.

Почему же почва плодородна? Чтобы узнать это, изучим её состав.

Практическая работа "Исследование состава почвы".
Цель работы: определить, что входит в состав почвы.

Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы. Укажите стрелками названия предметов.

Опыт 1 . Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чём это говорит?

Вывод : В почве содержится воздух.
Опыт 2 . Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чём это говорит?

Вывод : В почве есть вода
Опыт 3 . Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. О чём свидетельствует этот опыт?

Вывод : В почве содержится перегной
Опыт 4 . Прокалённую почву, в которой перегной сгорел (она серого цвета), насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала и что - через некоторое время. О чём говорит этот опыт?

Вывод: В состав почвы входят песок и глина.
Опыт 5 . Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнём. Что произошло с водой? Что осталось на стекле? Это минеральные соли. О чём говорит этот опыт?

Вывод: В почве содержатся минеральные соли.

Общий вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух. Животные перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Определи, какие животные обитают в почве.
Многоножка, дождевые черви, личинка майского жука, медведка, крот, личинка жука - щелкуна.

Тема «Чудо под ногами»

    Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли;

    Развивать исследовательские навыки: мышление, наблюдательность, любознательность;

    Воспитывать детей быть наблюдательными и бережливыми в дальнейшей жизни;

    Коррекция зрительно – пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально – образного эквивалента окружающего пространства (понятий, обозначающие реальные предметы) в сознании ребёнка.

Планируемые результаты:

Учащиеся научаться определять основные свойства почвы;

В процессе опытов установят состав почвы;

Узнают о преобладающих почвах родного края;

Узнают о животных почвы.

Оборудование: карточки – опоры: (плоский и шрифт Брайля)воздух, вода, перегной, гумус, песок, глина, соли, микробы, для опытов: прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки, лабораторное стекло, спиртовка, держатель (у учителя), коллекция почв.

    Мотивация к учебной деятельности. (1-2 ми н)

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух - три её основы.

Какая бы ни грянула беда – все возродится снова.

Что мы уже изучили? (воду и воздух) – вешаю таблички на доску

А что будем изучать? Кто не догадался, послушайте и отгадайте загадку:

Меня ногами топчут,

Пашут, боронуют,

А я всё терплю,

И добром плачу.Земля (табличка)

    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5-6мин)

Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

Вы, должно быть, догадались как она называется? (Земля)

- У слова «земля» несколько значений. Давайте посмотрим в словаре. Какое значение слова нам пригодится? (почва )

Где вы встречали почву?

Как выглядит почва?

Каких животных почвы вы знаете? (Вешаем на доску сообщения)

Посмотрите на образцы почвы. Какого она цвета? Захотелось ли вам ещё что – то узнать о почве? Что именно нового мы узнали о воздухе и воде?

(воздух и вода имеют свои свойства)

Давайте попробуем сформулировать тему урока и цель нашего урока.

Отгадайте загадки:

    Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. Песок

    Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. Глина

    Я и туча, и туман, я ручей и океан,

Я летаю и бегу и стеклянной быть могу.Вода

    Мы его не замечаем, мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем, ведь он нам необходим.Воздух

Как вы думаете зачем мы вспомнили данные природные ископаемые?

    Выявление причины и места затруднения. 1-2 мин

Что будем изучать у почвы? Можем ли просто сделать какие - то выводы о составе почвы? Какое задание мы выполняли, чтобы определить свойства воды? (проводили опыты). Делаем вывод, чтобы узнать свойства и состав почвы необходимо провести ряд опытов. Что необходимо приготовить.

(спиртовка, стакан, палочка, держатель, тарелка, стекло)

Правила техники безопасности

    Построение проекта выхода из затруднения. 1 мин

Напомните ещё раз цель нашей работы: изучить состав почвы.

Определяем последовательность опытов, смотрим в рабочую тетрадь.

    Реализация построенного проекта. 10 мин

Опыт 1. Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек сухой почвы. Что вы видите? (из почвы выходят пузырьки воздуха) какой вывод можно сделать?

В почве есть воздух. Размешиваем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Опыт 2. Я немного нагрею почву. В наклоненной пробирке появляются капельки воды. Что вы видите? (Пробирка становится влажной) Что доказывает опыт?

В почве есть вода.

Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете. Спросить Ладу. (над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах)

Вывод – в почве есть перегной.

Это сгорает перегной или гумус, который образовался из остатков растений или животных, о которых вы говорили в начале урока. Из остатков мелких корешков, стеблей, листьев, частей насекомых, червей. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. А количеством перегноя в почве определяется её свойство. Какое? Кто знает? (плодородие) спросить Ладу.

Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина . (для Лады в баночке дать песок и глину)

Что мы ещё раз доказали?

В почве есть песок и глина.

Опыт 5. Трубочкой берём капельку из стакана, где размешана почва. Помещаем на стекло, нагреваем стекло и что мы видим?(вода испарилась, а на стекле остался белый налёт.) Что это такое? Кто знает? Это соли . Делаем вывод.В почве содержатся соли.

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. А перегной образуется из остатков растений и животных, которые селятся в почве. А животные повышают плодородие почвы.Вот такой круговорот происходит в почве.

Итак, мы изучили состав почвы. Сделайте общий вывод. Запишите его в тетрадь.

перегной

глина

Физкультминутка.

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4- 5 мин

С.74 -75 рассмотрите рисунок, расскажите, кому из животных земля служит домом.(сообщения детей) Как вы думаете, как животные повышают плодородие почвы? (предположения детей)

С. 76 учебник самостоятельная работа с проговариванием в парах. Подтвердились ли ваши предположения.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонам.

С.77 учебник. Задания в рубрике «Атлас – определитель». Что произойдёт, если исчезнет почва? Как вы думаете все ли почвы одинаковы? А какие преобладают в Татарстане? Это задание на след. урок.

    Включение в систему знаний и повторения.

Обсудим. «Великан на поляне». Прочитайте текст в рубрике «Подумаем». Как вы ответите на вопрос в нём?

    Рефлексия. Выберите правильные ответы.

    К какой природе можно отнести почву?

А) к живой

Б) к неживой

В) неживая и живая природа в почве соединяются

2. из чего состоит почва?

А) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве

Б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей

В) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве

3. Что растения получают из почвы?

А)перегной, песок, глину

Б)воздух, воду, соли

В)останки растений и животных

4. Что влияет на плодородие почвы?

А)наличие в почве перегноя

Б)наличие в почве воды

В)наличие в почве песка и глины

5. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

А)благодаря животным, обитающим в почве

Б)благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве

В)благодаря микробам, живущим в почве

Посмотрите на образцы почвы. Какого она цвета? (темного)

- Для изучения свойств и состава почвы мы проведем опыт. Но в связи с тем, что в кабинете не оборудован для работы с огнем, некоторые опыты проводить запрещено.

Откройте рабочие тетради на стр.50.

Прочитайте цель практической работы. (определить, что входит в состав почвы)

Прочитайте, какое оборудование нам понадобится и установите соответствие с помощью стрелок.(лабораторный стакан, спиртовка, стекло, тарелка, пипетка, держатель, штатив, стеклянная палочка)

Опыт №1

- Выполним первый опыт. Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек сухой почвы. Что вы видите? (из почвы выходят пузырьки воздуха.)

- О чем это говорит? (в почве есть воздух. Вывесить на доску карточку-опору со словом воздух)

- Остальные опыты мы посмотрим на видео.

Опыт №2

Прочтите опыт. Немножко нагревают воду. Над почвой устанавливают холодное стекло. Рассмотрите рисунок опыт2 и скажите, что вы видите?(стекло становится влажным)

- Что доказывает этот опыт? (в почве есть вода. Вывесить карточку-опору со словом «вода»)

Опыт №3

В этом опыте воду продолжают нагревать. Рассмотрите рисунок опыт3 и скажите, что вы видите?(над почвой появился дым)

Сгорает перегной или гумус, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. (вывесить на доску карточку-опору со словом «перегной»)

Опыт №4

Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел, насыпают в стакан с водой, размешивают. На дно осели песок и глина. Что мы еще раз доказали? (что в почве присутствуют песок и глина. Вывесить на доску слова песок и глина)

Опыт №5

Воду фильтруют, в которой долго находилась почва. Несколько капель помещают на стекло. Держат стекло над огнем. На стекле остался налет. Это соли. Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

Сделайте вывод. (в почве находятся соли, которые могут растворяться в воде. Вывесить карточки «соли», «микробы»)

Мы исследовали почву. Посмотрите на схему, которая у нас получилась.

Сделайте общий вывод и запишите в тетрадь.

Мы шагаем, мы шагаем,
руки выше поднимаем.
(ходьба на месте, руки поднять и опустить.)
Дышим ровно, глубоко,
Вместе нам идти легко.
(
ходьба на месте, вдох-выдох)
Головой повертим дружно,
(
повороты головы влево и вправо)
Опускать ее не нужно.
Кто таится под кустом
С пышным рыженьким хвостом?
Это хитрая лисица,
Под кусточком лисий дом.
(
наклоны вперед)
Мы лисицу обхитрим,
На носочках убежим
(
бег на носочках)
И у леса на опушке
Землянику поедим.
(
наклоны вперед)
Как мы много увидали:
Речку, бабочек, цветы.
(ходьба на месте)
много нового узнали
вместе мы – и ты и я.
(
сесть за парты)

Ученые с давних пор изучают почву. Науку о почвах – почвоведение –создал Василий Васильевич Докучаев. Откройте стр.133. Найдите и прочтите в тексте о значимости почвы для человека. Обсудите в парах.

По подсчетам ученых, требуется 2 тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

А как образуется почва? (предположения детей)

Рыхлый слой получается в результате разрушения твердых пород. Он состоит из камешков, песка, глины. В нем практически нет питательных веществ необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые селятся в нем, образуя перегной. Перегной благоприятен для растений, поэтому они начинают там расти, создавая еще больше перегноя. И так медленно камни, песок и глина превращаются в почву.

Посмотрите в учебнике на стр.74-75 мы видим животных. Назовем их (лесная мышь, жаба, майский жук, дождевые черви, личинка майского жука, многоножка, медведка, жук-щелкун и его личинка, сверчок, крот.)

- Как вы думаете, как они повышают плодородие почвы?(предположения детей)

Молодцы! Откройте учебник на стр.76, 3-й абзац, прочитайте. Скажите, подтвердились ли ваши предположения?(животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух. Животные перемешивают почву, измельчают)

- Прочитайте 1-й и 2-ц абзац на стр.76.

Что произойдет, если исчезнет почва(животные, насекомые и люди умрут от голода)

Что получают растения из почвы?(соли)

Что такое соли? (Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.)

Что такое перегной? (образование из остатков растений)

- Можно сделать вывод, что главная часть почвы – перегной. Из него образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробом превращаются в перегной. А потом снова образуются в соли. Вот так путешествуют вещества в природе как бы по кругу.

Представь себе, что если почвы вдруг не станет, круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит не смогут жить на земле люди. Об этом говорит рисунок на стр.76. Рассмотрите и скажите, как образовывается почва.

– Подведем итоги урока.

– Из чего состоит почва? ( воздух, вода, перегной, песок, глина, соли, микробы)

– Что растения получают из почвы? (воду, воздух, соли)

– Что влияет на плодородие почвы? (наличие перегноя)

Как зовут ученого, создавшего науку об изучении почв (Василий Васильевич Докучаев)

- Я вижу как вы хорошо поняли сегодняшний урок. Спасибо вам, до свидания!






















Пауки – крестовики – самые искусные мастера – ткачи. Их паутина бывает не только серой, но и серебристая и даже золотистая. «А нельзя ли сплести из неё ткань?»- думали не раз люди. И однажды в Китае нашёлся мастер, который сплёл шёлковую ткань из паутины. Он посадил паука в клетку, кормил его мухами, а паук выпускал паутинку, которую мастер наматывал на катушку. Потом из неё была соткана ткань, названная «Тканью восточного мира». Но было её немного, ведь получить паутинку было трудно. И всё же в 17 веке король Франции Людовик 14 (его называли «король – солнце») щеголял в чулках и перчатках, сплетённых из паутины. Позже во Франции попытались добыть паутины больше, чтобы изготовить ткань для парашюта. Паутина легка и прозрачна. Но не хватило терпения у ткачей. Однако сами пауки пользуются своей паутиной как парашютом. Маленькие паучата выползают на лист, выпускают длинную паутинку, ветер подхватывает её, и паучонок летит, как маленький путешественник.






О ком говорится в стихотворении Шибаева «Взялись за руки друзья»? Однажды по тёмному лесу Пошли погулять вечерком Стенограф, топограф, садовник И дровосек с грибником. В лесу разбрелись. Угощались Кто вкусной корой, кто грибком – Стенограф, топограф, садовник И дровосек с грибником. Но вот прилетела пичужка, И в рот ей пошли – целиком – Стенограф, топограф, садовник И дровосек с грибником. О насекомых. Названия, которые дали учёные некоторым насекомым.














В книге Р.Киплинга «Маугли» Маленький Народ не любил запаха человека. Что за насекомые скрываются под этим названием? Вспомните, зачем Маугли натёрся диким чесноком? Маленький Народ – это дикие пчёлы. Маугли натёрся чесноком, чтобы отпугнуть от себя пчёл в тот момент, когда он убегал от красных собак.






Памятники насекомым В Польше и Японии существуют памятники пчёлам. Самый неожиданный памятник стоит в США, штат Алабама. Это фонтан, изображающий богиню плодородия Цереру. В руке она держит чашу с бронзовым жуком – долгоносиком. А на цоколе надпись, поясняющая, почему жуку оказали такую честь. «В знак глубокой признательности долгоносику за указанный путь к благополучию воздвигнут этот памятник гражданами города Энтерпрайз, штат Алабама, США». Оказывается, много лет назад жуки привели в негодность целые поля хлопка, выращиваемого местными фермерами. Замученные фермеры перестали травить свои поля ядохимикатами, вместо хлопка они принялись сажать арахис, начали снимать богатые урожаи и разбогатели. Вот так фермерам помог долгоносик.