Поэтому в сложноподчиненном предложении. Составляем схемы сложноподчиненных предложений. Бессоюзное сложное предложение

Сложноподчинённым называется предложение , части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.

Часть сложноподчинённого предложения , подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением . Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением . Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.

Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Например: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков . (М. Горький.) Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок , слегка шумели первым зелёным шумом. (Г. Скребницкий.) Если бы язык не был поэтиче н, не было бы искусства слова - поэзии. (С. Маршак.)

Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:

[=], (которые =).

[-= и, (когда --), =].

(Если - =), [=]

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга.

Например: 1) Когда у меня в руках новая книга , я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.) 2) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. (К. Паустовский.)

В первом сложноподчинённом предложении главное предложение поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинённом предложении главное предложение - Живопись важна ещё и тем ; первое придаточное - что художник часто замечает то - поясняет главное, а само поясняется вторым придаточным - чего мы совсем не видим .

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях

Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице:

Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения , а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному.

Например: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.)

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.

Например: Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло. Не знаю, зачем он это сделал.

В данных предложениях союзные слова где и зачем являются обстоятельствами.

Особого комментария требует союзное слово который . Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который , нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.

Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.

Сравните: Озеро, к которому мы подошли, оказалось чистым и глубоким.- Я встретился с человеком, которого давно не видел.

Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других - как союзные слова.

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:

1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:

Например: Таня говорит, что трава по ночам растёт. (В. Белов.) - Таня говорит: «Трава по ночам растёт»;

2) союз можно заменить только другим союзом.

Например: Когда (- если) труд - удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.)

3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,

Например: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.)

Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел соловей ) и словом песни (Вспомни песни : эти песни пел соловей ).

Умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Что, как и когда могут быть как союзами, так и союзными словами

Чтобы отличать данные союзные слова и союзы, следует помнить, что:

1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение;

2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;

3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.

Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. - Я знал: наш дом требует ремонта.

Дом, что стоит напротив, требует ремонта. - Дом, который стоит напротив, требует ремонта.

При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда - союз:

Например: Я хорошо помню день, когда мы встретились. Никто не знал, когда он появился в нашем городе. Когда закончится метель, можно будет пойти погулять.

Роль указательных слов в подчинении предложений

В главной части сложноподчинённого предложения иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.

Роль указательных слов в организации сложноподчинённого предложения неодинакова.

Во-первых , они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено).

Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:

Во-вторых , соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):

Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова.

Указательные слова являются членами главного предложения.

Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет:

- одно слово (один член главного предложения);

Например: Деревня , где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) Я давно угадал , что мы сердцем родня. (А. Фет.) Зарядив винтовку, Андрей вновь поднялся над грудой камней, соображая , куда надо стрелять. (М. Бубеннов.) ;

- словосочетание;

Например: Стояла та сказочная тишина , которая приходит с морозами. (П. Павленко.) И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал... (А. Пушкин.) Эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко , что, кажется, тут бы и остался жить навеки. (М. Лермонтов.);

- всё главное предложение: Дом стоял на косогоре , так что окна в сад были очень низко от земли. (С. Аксаков.) Чем глуше становилась ночь, тем ярче разгоралось небо . (К. Паустовский.)

. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы предложения. Например: «Я знаю, кто это сделал» . Обе части сложноподчинённого предложения связываются союзами и союзными словами . В данном примере имеет место союзное слово кто . Придаточная часть может находиться перед главной, внутри неё или следовать за ней. Иногда в сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных. Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон (например, Он воображает, что завтра уедет, на довольно долгое время ).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Сложноподчиненные предложения (5 класс, видеоурок-презентация)

    ✪ Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях| Русский язык

    ✪ Сложноподчинённое предложение

    Субтитры

История изучения

Вопрос о сложноподчинённом предложении почти всегда сводился к вопросу о природе придаточного предложения и его видах. Впервые термин «придаточное предложение» был употреблён в XIX веке в работах А. Х. Востокова и Н. И. Греча . Позднее И. И. Давыдовым была предложена близкая к сегодняшнему дню классификация, включающая дополнительные (изъяснительные), определительные и обстоятельственные придаточные предложения. Дальнейшее развитие вопрос получил благодаря работам Ф. И. Буслаева . Ему принадлежат попытки классифицировать обстоятельственные придаточные предложения.

Среди грамматистов, рассматривавших придаточные предложения, следует особо выделить Е. Ф. Будде, В. А. Богородицкого, А. М. Пешковского, Л. А. Булаховского, А. Б. Шапиро и И. Г. Чередниченко. Структурно-семантический принцип в рассмотрении придаточных предложений использовали С. Е. Крючков и Л. Ю. Максимов. Этот принцип (в отличие от функционально-семантического) позволяет дать более полную характеристику предложению, так как он рассматривает, к чему и каким образом крепится предложение, учитывая при этом смысловые отношения двух частей сложноподчинённого предложения .

Виды

Виды придаточных предложений

Придаточные предложения классифицируются на изъяснительные, определительные, обстоятельственные и присоединительные. Первые чаще отвечают на вопрос кто? или что? , для них характерны союзы и союзные слова: кто, что, как, когда, зачем и так далее. Вторые чаще отвечают на вопрос какой? и имеют союзы и союзные слова который, которая, которое, которые, что .

Обстоятельственные придаточные предложения подразделяются на предложения:

  • по цели (зачем?, с какой целью? ),
  • места (откуда?, куда?, где? ),
  • времени (когда?, во сколько? ),
  • причины (почему?, зачем? ),
  • условия (при каком условии?, в каком случае? ),
  • образа действия (как?, каким образом? ),
  • сравнения ( как? насколько? ),
  • уступки ( несмотря на что? вопреки чему? ).

Также существуют придаточные предложения следствия и соединительные предложения.

Виды с несколькими придаточными предложениями

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными делятся на следующие виды :

  • С последовательным подчинением - первая придаточная часть подчиняется главной, а каждая последующая - к предыдущей придаточной части.
  • С однородным подчинением - придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всей главной части.
  • С параллельным подчинением (или неоднородным) - различные типы придаточных подчиняются либо всей главной, либо различным частям главного.

Сложноподчиненным (СПП) называется предложение, в котором части соединены подчинительными союзами или союзными словами: Вот парк с пустынными окошками, где сонных трав печальна зыбь, где поздно вечером с лягушками перекликаться любит выпь . В сложноподчиненном предложении одна часть (придаточная) зависит от другой (главной). Части СПП выражают пространственно-временные, причинно-следственные, уступительные и другие значения. Элементами СПП могут быть:

1) подчинительные союзы:

— изъяснительные что, чтобы, как, как бы, будто, будто бы :

Он опасался, как бы чего не вышло, как бы его не предал Афанасий, как бы не забрались воры…;

— временные когда, как, едва, пока, пока не, в то время как, после того как, перед тем как :

— сравнительные как, будто, словно, точно, как если бы :

Как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами;

— целевые чтобы, с тем чтобы затем чтобы, дабы и др.:

Чтобы идти в Макеевку, я встал рано утром, с восходом солнца;

— причинные потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того что и др.:

Я вздохнул ещё глубже и поскорее поспешил попрощаться, потому что я ехал по весьма важному делу;

— следствия так что :

В школе у меня было непобедимое отвращение к английскому языку, так что меня должны были взять из шестого класса;

— условные если, если бы, кабы, раз :

Его праздничная наружность, его гордая осанка заставили бы меня расхохотаться если б это было согласно с моими намерениями;

— уступительные пускай, хотя, несмотря на то что, невзирая на то что :

Но тебя, хоть ты теперь иная, я мечтаю прежней узнаю;

2) союзные слова — относительные местоимения (кто, что, который, чей, какой, сколько ) и местоименные наречия (где, куда, откуда, как, когда, зачем, отчего, почему и др.), выполняющие функцию члена предложения: А она с нетерпением дожидалась этого события, с которого начиналась её самостоятельная жизнь.

Слова что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Союзами они являются в следующих случаях:

— слово что является союзом, если оно не имеет смыслового значения и СПП нельзя переконструировать в простое вопросительное предложение: Я думаю, что пора собираться (нельзя Что пора собираться? );

— слово когда — союз в придаточных временных и условных: Мы вышли, когда начались вечерние сумерки; союзным словом когда будет в таких временных придаточных, которые прикрепляются к стоящему в главной части слову тогда: Я вышел тогда, когда мне позвонили.

— слово как — союз в изъяснительных придаточных, если заменяется на слово что, в придаточных временных и сравнительных: Мы слышали, как скрипели половицы (= что скрипели..).

Классификация сложноподчиненных предложений

Сложноподчиненные предложения с определенной придаточной частью

Определительная придаточная часть относится к именам существительным в главной части, содержит характеристику предмета или раскрывает его признак и присоединяется к главной с помощью союзных слов что, кто, который, какой, чей, где, куда, откуда , а также союзов как, словно, как будто, что, чтобы : Мысль, что, может быть, вижу её в последний раз, придавала ей в моих глазах что-то трогательное.

Придаточная часть определительного сложноподчиненного предложения может пояснять местоимение все, каждый, всякий, любой; тот, такой, таков (указательное или определительное): То, что Кити так ясно представлялось в зеркале её лица, она увидела на нём (приместоименно-определительное придаточное). К такой придаточной части можно задать 2 вопроса: какой? и кто (что) именно?

Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью

Изъяснительная придаточная часть отвечает на падежные вопросы и требует обязательного смыслового распространения, поскольку главное предложение без придаточного не имеет законченного смысла: Я уже упомянула, что Иван Петрович отправляется теперь в Волгоград.

Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при помощи союзов что, чтобы, будто, как, словно, как будто, ли , а также союзных слов где, куда, откуда, как, сколько, насколько, почему, зачем, который, какой, кто, что.

Изъяснительная придаточная часть прикрепляется к словам, способным к управлению:

1) глаголам (в том числе причастиям и деепричастиям), обозначающим восприятие (услышать, увидеть, почувствовать, ощутить и др.), волевое или эмоциональное состояние (решить, бояться, жалеть, радоваться и др.), сообщение (говорить, кричать, сообщать, объяснять, рассказывать и др.), мыслительную деятельность (думать, понимать, убеждаться, сознавать и др.), сообщение с эмоциональным оттенком (жаловаться, клясться, внушать, грозить, настаивать, угрожать и др.): Приходилось слышать, будто лебедь не добрая птица, не терпит возле себя гусей, уток, часто их убивает;

3) кратким прилагательным со значением эмоционального и волевого состояния и др. (уверен, согласен, прав, счастлив, виноват и др.): Рад, что встретил тебя;

4) отвлеченным существительным со значением восприятия, волевых и эмоциональных состояний, мыслительной деятельности, речи и подобные (слух, сообщение, известие, заявление, угроза, сознание, убеждение, уверенность, чувство, мысль …), сохранившим способность к управлению: Я остановился на мысли, что пора задуматься о будущем.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени

В предложениях с придаточной частью времени содержится указание на время совершения действия или проявления признака: Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошел в ямскую избу; Радостное чувство князя Андрея значительно ослабело, когда он подходил к двери кабинета военного министра. В главной части таких предложений может быть соотносительное слово тогда .

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места

Придаточные места содержат указание на место или пространство, где совершается то, о чём говорится в главной части: Там, где капустные грядки, красной водой заливает восход, кленёночек маленький матке зелёное вымя сосёт . Придаточные места присоединяются к главной союзными словами где, куда, откуда.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины

Причинные придаточные содержат указание на причину или обоснование того, о чём говорится в главной части предложения: Я вздохнул ещё глубже и поскорее поспешил проститься, потому что я спешил по важному делу.

Придаточные причины присоединяются к главной части посредством союзов и союзных слов, к которым относятся следующие:

1) нейтральные: потому что, оттого что, так как, поскольку;

2) книжные делового характера: вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, ввиду того что;

3) свойственные стилю художественной литературы: ибо , затем (устар.);

4) разговорные: благо, из-за того что.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени

Придаточные образа действия, меры и степени содержат указания на образ или способ совершения действий или меру и степень проявления качества, о которых говорится в главной части: Около горящего дома было жарко и так светло, что на земле видна была отчётливо каждая травинка. Придаточные в таких предложениях присоединяются посредством соотносительных слов так, до того, настолько, сколько, таким образом, до такой степени и союзов что, чтобы, словно, точно и союзного слова как .

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью меры и степени могут быть местоименно-соотносительными в том случае, если придаточная присоединяется к главной части союзными словами настолько, сколько, поскольку (в соотношении с настолько, столько, постольку ): Положите столько крахмала, сколько нужно для загустения состава .

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной

Сравнительные придаточные поясняют главную часть предложения путём сравнения, основываясь на ассоциативной связи явлений и присоединяются с помощью союзов как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если б : Золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной

Условные придаточные содержат указание на условие того, о чём говорится в главной части, и присоединяются посредством союзов если, ежели, коли (коль), как, как скоро, раз, когда, кабы : Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью уступительной

Уступительные придаточные содержат указание на условие, вопреки которому совершается то, о чём говорится в главной части предложения: Медея не верила в случайность, хотя жизнь её была полна многозначительными встречами…

Придаточные уступительные присоединяются к главной части посредством союзов и союзных сочетаний хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что , а также с помощью союзных слов где, куда, что, сколько, какой и др. и частицы ни : Как ни бейся, жизнь обманет.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия

Придаточные следствия указывают на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения, и присоединяются посредством союза так что: В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку, так что меня должны были взять из четвёртого класса.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели

Придаточные цели содержат указание на цель или назначение того, о чём говорится в главной части предложения: Бабка поставила Машу возле своего огорода и наказала ей стеречь, чтобы не зашли гуси.

Придаточные цели присоединяются к главной посредством союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы , причём характерным является выражение сказуемого формой сослагательного наклонения или инфинитивом.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной

Присоединительные придаточные содержат дополнительные сведения по поводу высказанного в главной части предложения: пояснение, оценку, вывод, добавочные замечания: На второй день каникул Саша обедал дома, что в последнее время редко случалось с ним. Придаточная присоединительная часть прикрепляется посредством союзных слов что, где, куда, откуда, когда, почему, отчего, зачем, как , причём их можно заменить на выражение и это : Одна из прелестей охоты состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно (= .. и это для человека..).

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями

Сложноподчиненные предложения могут содержать в своем составе две и более придаточные части. По характеру структуры среди них выделяются следующие:

1) с последовательным подчинением первая придаточная часть непосредственно связана с главной (придаточная 1-й степени). К придаточной части 1-й степени относится вторая придаточная часть (2-й степени) и т.д.: Я уверен, что ты поймешь, как это важно, чтобы тебя понимали.

2) с однородным соподчинением все придаточные части относятся к одному члену главной части, отвечают на один вопрос и относятся к одному типу: Я знаю, что послезавтра будет спектакль и приедут представители министерства культуры.

3) с неоднородным соподчинением все придаточные части относятся к главной части, однако поясняют её в разных отношениях; придаточные части по значению разные и не могут быть связаны между собой сочинительной связью: Когда мы выехали за город, оказалось, что в лесу ещё лежит снег.

К СПП с неоднородным подчинением придаточных относятся и предложения с разночленным подчинением (параллельное подчинение), в которых придаточные части относятся к разным членам главной части: Зная, что что-то случилось, но не зная, что именно, Вронский испытывал мучительную тревогу и, надеясь узнать что-нибудь, пошёл в ложу брата.

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

Сложноподчиненное предложение - это вид сложных предложений, в котором присутствуют неравноправные предложения: есть главная часть и зависимая или зависимые. Как известно, все предложения в русском языке по количеству грамматических основ делятся на простые и сложные, сложные в свою очередь делятся на бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения .

Части сложноподчиненного предложения связаны между собой подчинительной связью : подчинительными союзами и союзными словами. Часть сложноподчиненного предложения, которая не зависит от остальных, называется главным предложением. Часть, которая является зависимой, называется придаточным предложением. Для облегчения обозначения выражения «сложноподчиненное предложение» принято употреблять сокращение СПП.

СПП может иметь одно придаточное предложение, а может иметь несколько. Последний вид предложения - это сложноподчиненное предложения с однородными придаточными .

Виды сложноподчиненных предложений классифицируются в зависимости от типов союзов и союзных слов, употребленных в СПП. Именно поэтому классификация СПП похожа на классификацию подчинительных союзов, с помощью которых осуществляется подчинительная связь.

Придаточная часть сложноподчиненного предложения может относиться к одному слову главного предложения, а может относиться ко всему предложению в целом. Сравните :

  1. Она рассмеялась, как будто и не было пережитого горя.

    В данном случае придаточное предложение относится ко всему главному.

  2. Снаружи оказалось намного холоднее, чем я ожидал.

    Придаточное отношение относится к одному слову в главном.

Положение придаточного предложения в сложноподчиненном.

В СПП придаточная часть может занимать следующие положения относительно главного:

1) Придаточная связь следует после главного:

Роса быстро высохла, когда взошло солнце.

[...], (когда...).

2) Придаточная часть может предшествовать главной:

Когда взошло солнце, роса быстро высохла.

(Когда…), […].

3) Придаточная часть может разрывать главное предложение:

Роса, когда взошло солнце, быстро высохла.