Избранник небес и любимец верных. Святые земли русской. Мишенька-Самуил Блаженный мишенька переславский

На окраине Переславля-Залесского с левой стороны от дороги, ведущей на Ростов Великий, есть неприметный указатель к могиле Михаила-Самуила и храму Живоначальной Троицы. Не пожалейте несколько минут - зайдите на могилку, помяните замечательного русского человека с непростой, удивительной судьбой, оставившего яркий след в истории этого края…

Ми́ша-Самуи́л (Михаил Васильевич Лазарев), переславский юродивый, почитается в православии как местночтимый святой Ярославской епархии. Блаженный Миша родился в 1848 году в семье крестьянина села Ям Переславского уезда Владимирской губернии (ныне Переславский муниципальный округ Ярославской области), что в двух километрах к юго-востоку от Переславля-Залесского. Скончался 23 февраля 1907г. Отпевание Миши-Самуила совершал священник Ягреневского храма Рождества Богородицы отец Николай Смирнов, хорошо знавший Мишу лично. Позже в 1908 году в Санкт-Петербургском издательстве вышла его книга «Миша-Самуил», с кратким жизнеописанием блаженного старца Михаила. Интересные сведения о Мише-Самуиле есть в записях духовной дочери преподобного Серафима Вырицкого К. Пыряевой, которые она получила из рукописной тетради монахини Феодоровского монастыря Сусанны. В свою очередь, монахиня Сусанна эту тетрадь получила от отца Феофана - последнего священника Троицкой церкви.

Вот какие события и факты из жизни Миши-Самуила описаны в книге отца Николая и других свидетельствах очевидцев.

С детства Миша избегал общения со своими сверстниками, фактически приняв на себя подвиг юродства. Жители села считали его сумасшедшим. Достаточно рано у Миши проявился дар предсказывать грядущие события: в восьмь лет он предсказал эпидемию в своем селе и окрестностях. Посреди села он выкопал две могилки, заполнил их незрелыми яблоками и, засыпав землей, поставил на них крестики. Когда сельчане стали его за это бранить, он ответил: «Не любо - поплачешь». Через неделю он начал возить землю лаптями на сельское кладбище. И вновь его стали бранить и даже бить, но он только и говорил: «Не любо - поплачешь». Вскоре в селе случился мор, унесший в могилу множество молодых людей и детей. Односельчане свалили всю вину на Мишу, обвинив его в колдовстве, и сельская община стала требовать от родителей Миши вывезти его из села.

В 12-ти летнем возрасте родители взяли Мишу с собой в Переславль на ярмарку, но на обратном пути они велели ему уходить, сказав, что пора содержать себя самому. После этой поездки мальчик в село вернулся, но в дом его больше не пускали, ночевал он на сеновале в сарае, за столом родительским он больше не сидел, ему отказали даже в куске насущного хлеба. Если хотел зайти домой, то отец брал ременный кнут и, как бродячего пса, выталкивал его за ворота... Прожив зимние холода под чужими крышами, весной Миша уходил в город. Сначала на несколько дней, потом на месяц, потом навсегда оставляет недобрый для него родительский кров, родное село, обитая чаще всего на городских кладбищах, часто ночуя под открытым небом, потому что в городе его преследовала уличная детвора. Так Михаил с детства остается один, без крыши над головой и без средств к существованию. Почти всю свою жизнь Миша провёл, скитаясь по городу и его окрестностям. Одним из самых любимых мест его становится дом братьев Никиты и Семена Вуколовых (сейчас это дом №21). Никита жил с семьей в доме, а убогий безногий неженатый Семен занимал пристройку к дому. Семья была богомольная, жили они очень бедно и Мишенька их любил и уважал. Бывало, мать Никиты приглашала его поесть, а он отказывался и говорил: «Сыт, сыт, сыт». Обычно он останавливался у Семена, но спал зимой и летом на крыльце. Ему говорят: «Мишенька, иди на голубец в дом», а он отвечает: «А мне тепло, тепло». Иногда к Мише приходила его сестра и звала его домой в село Ям: «Мишенька, Мишенька, пойдем домой», а он говорит: «А мне здесь хорошо, хорошо».

Через некоторое время Мишу приютил в своей келье иеромонах Никольского монастыря Самуил, известный в Переславле своей высокой духовной жизнью. Он же стал и духовным наставником Миши. Перед своей кончиной иеромонах Самуил передал Мише чудотворную икону Божией Матери «Взыскание погибших», а также подарил свою скуфейку. От него же Миша получил благословение на подвиг юродства и на второе имя «Самуил», которое закрепилось за ним в народе после смерти иеромонаха Самуила (в схиме Николая).

Вот как описывают внешность Миши-Самуила очевидцы: «высокого роста, с типичными русскими чертами лица, с русыми пышными, вьющимися волосами, окладистой бородой, тонким носом с горбинкой. Темносерые глаза его, необыкновенно живые и добрые, в храме иногда озарялись неземным светом. Зимой и летом он носил одну и ту же одежду. Под старое изношенное полупальто он всегда надевал передник (фартук), сшитый им самим из серого тонкого полотна, с двумя большими карманами. В одном он носил четки, иногда - дневное пропитание. В другой карман он опускал монеты, которые ему подавали. На рукавах у него были красные повязки, как бы поручи. На ногах он носил опорки от сапог (сапоги с отрезанными голенищами). В левой руке Миша обычно держал скуфейку, в которую и собирал подаяние».

Все деньги, которые Мише жертвовали его почитатели, он приносил в дар Богу с молитвой за добрых даятелей или же раздавал таким же нищим, каким был сам. Чаще всего он клал деньги в кружку у Князь-Андреевского храма, в часовню преподобного Даниила и в Никитскую часовню.

Когда Миша ходил по городу, то уважающие его люди подходили за советом в несчастных и затруднительных обстоятельствах жизни. Однажды у одного купца украли породистых лошадей. Купец от горя был готов покончить с собой. Его привели к Мише, и блаженный еще до разговора, едва завидев несчастного, утешил его советом: «Поезжай домой - найдется». И действительно, возле дома купца встретили родные и обрадовали известием, что коней к дому привели воры-цыгане, задержанные полицией.

В народе считалось за честь и удачу услужить Мише - после этого дела каждого поправлялись, счастье и удача еще долго сопутствовало этому человеку. Если Миша потребует у торговца чего-нибудь съестного - это считали за очень удачную примету.

Современники Миши рассказывали: «Он у неискренних людей никогда есть не будет, а у простых и добрых немного поест». Одна женщина про себя подумала о Мише-Самуиле: «Надоел. Часто приходит». Потом приглашает Мишу, а он говорит: «Надоел, надоел!» Однажды Мишеньке принесли починенные у сапожника его башмаки, а он говорит: «Грязно, грязно!» - значит, с матерной бранью сделано было.

Нередко перед смертью кого-либо Мишу часто видели плачущим у ворот того дома, в котором должен быть покойник. Иногда же он заходил в дом и просил у хозяев белую рубаху, что тоже считалось предвестником скорой смерти кого-либо из домочадцев. Одной крестьянке случилось повстречаться с Мишей в городе. Миша посмотрел на нее, заплакал и сказал: «Дай копеечку - помяну». Женщина подала милостыню и спросила, кого же он хочет помянуть. «Поди домой», - был ответ. Дома крестьянка нашла неожиданно для всех умершего восьмилетнего сына.

Попросившись однажды ночевать в дом известного переславского жителя, Миша лег на диван со словами: «Устал, отдохнуть надо», скрестил на груди руки, но полежав не более минуты, со слезами встал и ушел. В то время в семействе были все здоровы, но через два дня скоропостижно скончалась жена хозяина дома.

Миша предсказал предводителю дворянства и камергеру Н. Г. Табаровскому падёж скота. В 1885 году он предсказал пожар в Никитской слободе. «Хорош дом, да не долго жить в нем», - сказал он однажды хозяевам нового дома. Через неделю дом сгорел до основания. В другой раз он принялся лить воду напротив некоторых деревенских домов. Случившийся вскоре пожар уничтожил двенадцать изб - именно тех, перед которыми Миша лил воду.

В возрасте 59 лет в феврале 1907 года Миша неожиданно заболевает, притом, что раньше он никогда не болел, хотя лето и зиму ходил в короткой курточке поверх грубого холщового рубища, наподобие монашеского подрясника. По его просьбе Мишу отвозят в дом Семена Вуколова. Жители города каждый день навещали Мишу, чтобы получить от него предсмертное благословение, услышать последнее слово утешения или хоть чем-нибудь послужить ему. В последние дни его жизни за Мишей ухаживали монахини Никольского монастыря. После соборования на какое-то время ему стало как будто бы лучше, но через несколько дней, 23 февраля будучи напутствован Святых Тайн, в три часа пополудни Миша тихо скончался.

Перед смертью Мишу-Самуила спрашивали: «Где тебя положить? У городского Владимирского собора?» А он отвечает: «Жарко, жарко!» Случайно совпало или нет, но после революции собор закрыли, устроив в нем городскую хлебопекарню.

День погребения был назначен в мясопустное воскресенье 25 февраля. С раннего утра народ стал стекаться в Троицкую слободку в огромном количестве. На вынос тела, кроме местного причта, приехали священники ближайших и даже отдаленных приходов. Пел хор монахинь Никольского монастыря. Несшие гроб покойного часто менялись. Многие считали за счастье хотя бы прикоснуться к нему. Отпевание окончилось только в первом часу дня, после чего народ давал блаженному последнее целование. Тело усопшего было погребено с южной стороны от алтаря Троицкого храма села Троицкая слобода, как завещал Миша-Самуил. На его могиле был установлен большой металлический крест с крупным рельефным распятием и красивая металлическая ограда, изготовленные на Переславском медноделательном заводе А.П. Захряпина. Над могилой Миши устроена деревянная беседка.

На его могилку приходят, просят его молитвенной помощи в болезнях и житейских невзгодах. Существует обычай, согласно которому православные, помолясь, оставляют на могилке Миши три записки в конверте. Спустя три дня надо открыть конверт и достать одну записку, это и будет ответ Мишеньки.

Известны случаи исцеления по молитвам Мишеньки, особенно случаи помощи больным глазам и ногам.

Пока я, стоя у Троицкой церкви, обдумывал этот тайник, одна за другой подъезжали машины местных жителей. Каждый заходил в оградку, вставал на колени и о чем-то своем молился перед могилкой Миши. Один подошел ко мне и посоветовал: «Оставь Мише денежку - он много от чего помогает..»

С 1999 года в возрожденном храме во имя Живоначальной Троицы служат панихиды по блаженному старцу Михаилу. 7-8 марта (23 февраля по старому стилю) в день памяти Миши-Самуила служится сугубая панихида.

Во время празднования 300-летия Дома Романовых 23 мая 1913 года император Николай II с дочерьми по дороге в Петровск остановился около храма Троицкой слободы и передал церкви икону Спаса Нерукотворного. По его просьбе на могиле Миши-Самуила была отслужена панихида.

Память Миши-Самуила отмечается 23 февраля по старому стилю, 8 марта по новому (7 марта в високосные годы).

В 2000 году была написана икона блаженного, составлены кондак и тропарь, в 2002 году акафист. С 2004 года Миша-Самуил почитается как угодник Божий в Ярославской епархии.

Немного об истории храма во имя Живоначальной Троицы.

Троицкий храм был построен в 1855 году на средства прихожан. После революции он был закрыт, там разместили хлебопекарню, а в 1939 году - кузницу и другие производства. Но в 1942-1943 годах власть вновь дает разрешение открыть храм. Однако через год вновь его закрывает. 59 лет длился земной путь Миши-Самуила и ровно столько же лет был закрыт храм.

В 80-е годы здание храма было сдано в аренду местному механическому заводу. Для удобства въезда внутрь помещения в южной стене храма был сделан пролом шириной около четырех метров. В последние годы в алтаре размещалась мастерская по производству сетки «рабицы». Неизвестно, что чувствовали работавшие там, но в восточной части алтарного свода на потолке осталась выцарапана надпись: «Господи, прости меня».

Храм был возвращен Церкви в 1999 году. Завод, завладевший зданием храма, долго отказывался освобождать помещение несмотря на решение суда в пользу Церкви. Наконец весной 1999 года, за две недели до праздника Святой Троицы, удалось окончательно решить вопрос о передаче храма и 30 мая, на праздник Святой Живоначальной Троицы, в храме, воздвигнутом в Ее честь и возрожденном насельниками Никитской обители, была отслужена первая Божественная литургия.

Материалов о Мише-Самуиле известно не так много, но по ним ясно, что он был незаурядной личностью. Память о нем не только не угасает уже целый век, но все это времяего почитают как человека святой жизни, принявшего на себя подвиг юродства Христа ради.

Блаженными называется особый разряд святых подвижников и подвижниц, иначе называемыми юродивыми. Принявшие сей подвиг отказываются от обычного образа жизни, делаются добровольными скитальцами и нищими, обдуманно принимают на себя образ человека, лишённого здравого ума. Для этого подвига нужны великое самоотвержение, чрезвычайное к себе беспристрастие, терпение непрестанных поруганий и презрения от народа. Вместе с тем необходима и высокая мудрость, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию: в смешном ничего не допускать греховного, в неблагопристойном - ничего соблазнительного, в обличении - ничего несправедливого. Некоторые из юродивых были духовно прозорливы. Жизнь Миши - Самуила полностью соотвествует данному определению, а его святость доказана посмертными чудесами.

Первая книга о Мише - Самуиле была напечатана через год после его кончины. Это самый ценный и полный источник о жизни блаженного, который написан его современником, священником Николаем Смирновым, который служил в церкви Рождества Богородицы села Ягренево Переславского уезда. Последующие публикации и рукописные записи о Миши-Самуиле основаны на этой книге, пересказывают ее или немного дополняют; но гораздо ценнее в них свидетельства прижизненных или посмертных чудес.

Миша - Самуил

23 февраля 1907 года в Троицкой слободке, что близ Переславля-Залеского, скончался известный жителям г. Переславля подвижник-юродивый "Миша-Самуил". Покойный был сын крестьянина подгородного села Ям, находящегося в двух верстах от г. Переславля. Полное имя, отчество и фамилия его: - Михаил Васильевич Лазарев. Народ называл его просто: " Миша - Самуил ". Имя " Самуил " ему добавлено народом, как бы своего рода монашествующему лицу, за его строгую девственную жизнь, - и присвоенно ему со времени смерти уважаемого иеромонаха Никольского в то время мужского монастыря - Самуила.

Миша был высокого роста, с кудреватыми волосами и белой бородой. Лицо его отличалось подвижностью; тёмно-серые глаза его иногда озарялись радостным блеском.

Зимой и летом он неизменно одевался в одну и ту же одежду. Под коротенькую курточку свою он одевал ещё фартук, - на руках он носил красные повязки, как бы поручи; в левой руке он всегда носил - в подражание монаху Самуилу - скуфеечку, на которую его почитатели клали денежную лепту, - на ногах у него были опорки от сапогов.

Незнатный по своему положению и званию, он, несмотря на всё это, своею подвижническою жизнию среди граждан г. Переславля и его окрестностей приобрёл к себе особенное уважение.

Невольно является вопрос: что это был за человек? Чем он мог был расположить к себе знавших его? Ответ на эти вопросы краток: конечно не оригинальным своим костюмом, но подвижническою жизнию при видимом юродстве - вот чем привлекал к себе сердца.

С детства он принимает на себя это юродство, слывя между сверстниками за человека глупого, безумного. Но этой глупости и безумия в действительности не было, он казался только таким, ибо всецело усуглублялся в свой внутренний духовный мир, совершенствуясь вместе с возрастом. И вот этот подвиг юродства ещё в детской его жизни невольно заставлял всех обратить на него внимание - особенно когда он, как казалось многим, символически и прикровенно стал предсказывать будущее.

Рассказывали, что будучи ещё восьмилетним отроком, он в своём селе и окрестностях предсказал мор на людях. Среди села он выкопал две могилки, нарвал еще не созревших яблоков, наполнил ими могилки и засыпал их, поставив на них крестик. Когда же товарищи и мужики стали его за это бранить, то он отвечал им: "Не любо - поплачешь". Через неделю он стал лаптями возить землю на сельское кладбище. Когда же окружающие опять стали бранить и даже бить, то он только и говорил: "Не любо - поплачешь"... И что же? В этом селе, как передают односельчане, вскоре случился мор, унёсший в могилу немало не созревших до старости человеческих жертв.

С этого же времени Миша все чаще и чаще стал удаляться в город от своих родителей. Сначала на день, на два, а потом и совсем ушёл от родителей, всецело предавая себя в волю Божию, не имея ни крова, ни пищи, ни тёплой одежды.

Покончив всякие связи с родительским домом, Миша всю свою жизнь провёл, скитаясь по городу и его окрестностям. Между прочим, он часто посещал Троицкую слободку, где любил пребывать в доме убогого (безногого), такого же безбрачного крестьянина Симеона Вуколова (теперь здесь перестроенный дом 21), не заботмлся Миша о том, что поесть и во что одеться, добрые люди награждали его и пищей, и одеждой, и приютом. - Когда он ходил по городу, то обыкновенно люди, уважающие его, подходили к нему за советом.

Чаще всего к нему прибегали за советом в несчастных обстоятельствах жизни. Вот что передает один богатый купец г. Переславля (Зимин).

Однажды были у меня в гостях приезжие из другого города. У них случилось несчастие - угнали дошадей. Приехавший гость с горя впал в сильную тоску, так что хотел, было покончить с собою, но я посоветовал ему обратиться к Мише. Гость мой Миши не знал. Мне пришлось самому провожать его и указать ему Мишу. Мы ещё не успели и заговорить с ним, как он уже предупредил нас кратким советом: "Поезжай - найдётся". И действительно, в тот вечер пропажа нашлась.

Говорили, что нередко перед смертию кого-нибудь Мишу часто видали плачущим у ворот того дома, в котором должен быть покойник.

Вот, что например, рассказывает один священник г. Переславля:

1892 года 28 мая в 2 часа ночи приходит Миша к воротам нашего дома и плачет. Не войдя в дом, он удалился, а потом в 5 часов того же утра снова Миша приходит к нашему дому и просит показать ему покойника. Все были удивлены, так как из посторонних в эти минуты никто не мог знать о смерти моего тестя священника А. П. Мы показали Мише покойника и просили его, чтобы он за него помолился. Помолившись за умершего перед иконой, вдруг к нашему изумлению, Миша со слезами оборачивается лицом к нашей спальне и снова молиться. Все мы приняли это за нерадостное предуказание. И действительно, вскоре после погребения тестя заболевает моя жена и тоже умирает.

Другой случай такого же необьяснимого ясновидения. Попросившись переночевать в дом одного переславского жителя А. М., Миша лёг на диван со словами: "Устал - отдохнуть надо", - и положил руки на грудь. Пролежав минуту-две, ничего более не говоря, он со слезами ушёл. В то время в семействе все были здоровы. Но через два дня неожиданно умерла жена г. М.

Третий случай. У одной крестьянки Никитской слободки помер мальчик, о чём она даже сама не знала. В Переславле случилось ей повстречаться с Мишей. Подойдя к ней, Миша сказал: "Дай копейку - помяну", - и тут же заплакал. Женщина, подавая копейку, сказала ему: "Что ты, Миша, кого хочешь помянуть?" - "Поди домой", - был ответ. И что же? Когда она пришла домой, то действительно нашла неожиданно для всех умершим мальчика восьми лет.

23 года тому назад в той же Никитской слободке Миша, по словам крестьян, предсказал пожар. Подойдя к новому дому А. С. Н., Миша сказал: "Хорош дом, но недолго в нём жить". Через неделю был пожар. И вот что по этому поводу рассказывает 80-летний старец, заштатный священник с Троицкой слободки о. Василий. За три дня до вышеупомянутого пожара Миша пришёл в Никитскую слободку, взял ведро и стал таскать из пруда воду и лить перед окнами домов одной стороны слободки. И что же? Через три дня сгорело 12 домов, и как раз те, против которых Миша лил воду.

Местный помещик Т. рассказывает, как Миша предсказал его супруге падёж скота. Подойдя к ней в одном магазине, Миша вдруг ей заговорил: "Чума, чума... чума". Неожиданное недоумение разрешилось в скором времени. Чума действительно уничтожила тогда около половины всего стала, принадлежащего помещику Табаровскому.

Миша любил иногда просить белую рубаху, что считалось обыкновенно признаком предстоящей кому-нибудь из близких родных смерти. Из множества таких фактов укажем на один очень поразительный. Однажды он пришел в дом Переславского жителя г. Я. и потребовал белую рубаху, и вскоре телеграмма известила его семейство о смерти ближайшего родственника.

Все деньги, которые Мише жертвовали его почитатели, он приносил в дар Богу с молитвою за добрых деятелей, или же раздавал таким же нищим, каким был сам. Большею частию он клал деньги в кружку у церкви святого князя Андрея (Князь-Андреевская церковь находилась около дома 7 по улице Кардовского. Часовней здесь, видимо, назван придел преподобного Даниила в соборе Троицкого Данилова монастыря (улица Луговая, 7). Троице-Сергиевская церковь распологалась на берегу около моста через Трубеж, в 2006 году на ее месте установлен памятный крест.), в часовне преподобного Даниила, в соборную кружку, в Сергиевскую, в Троицко-Слободскую и Никитскую часовню, что у студенного потока в овраге, находящуюся на северо-западе от Никитского монастыря.

В последней часовне, когда Миша был помоложе, он часто молился Богу по ночам. Молясь в храмах, Миша любил собирать по церкви деньги вместе с церковным старостой. Особенности б его сбора было то, что он подаваемые деньги сначала зажимал в руку, а потом с молитвою, видимо, за жертводателей клал в кружку. Где бы он не собирал, везде доход был в церкви хороший.

Миша был человек кроткий и богобоязненный, за что и Бог посылал ему многих благодетелей - его почитателей. Купец, извозчик, мирный гражданин - никто не гнушался им. Наоборот, считали за счастье, если, например, если у торговца он попросит чего-нибудь съестного; извозчик радуется, если Миша попросит довезти его, а обыватель рад, если Миша посетит его дом, почитая его визит залогом семейного мира и благополучия.

В феврале месяце 1907 года Миша заболевает. 12-го числа, по его просьбе, его отвезли в с. Троицкую слободку в дом С. Вуколова. Весть об его болезни быстро распространилась по городу, тем более что раньше он не испытывал никаких болезней, несмотря на то, что и зиму и лето ходил в лёгкой летней одежде и на босу ногу.

Каждый день из города и его окрестностей стали стекаться в убогий дом Вуколова почитатели Миши, чтобы получить от него предсмертное благословение, услышать от него слово утешения или, наконец, напоследок хотя чем-нибудь послужить ему. В последние дни его жизни много походили за разболевшимся Мишей монахини из Никольского женского монастыря. Они почти ежедневно сменялись у его постели, а две из них буквально не отходили от его болезненного предсмертного ложа.

С каждым днём Мише становилось все хуже и хуже. 18-го числа священником местного прихода о. Петром Покровским над ним совершено было таинство елеосвящения. Народа собралась масса. Слезная молитва неслась к Богу с прошением о здравии болящего Михаила.

В тот же день Миша был исповедание и приобщение святых Христовых Тайн. После соборования здоровье Миши на время как будто бы улучшилось, но через два дня ему опять стало хуже. 23-го числа рано утром он ещё раз был напутствовал святыми Тайнами и в 3 часа пополудни Миша тихо скончался.

С минуты смерти народ толпами стал стекаться в слободку - отдать последний долг усопшему своему любимцу. И не столько бедных крестьян, сколько богатых жителей г. Переславля перебывало у смертного одра почившего, так что лошади непрестанно подвозили Переславле-Залесском к дому Вуколова. Почти непрерывно служились панихиды. Некоторыми благодетелями и почитателями усопшего, юродивого нищего - было приготовлено все необходимое для погребения, как то: гроб, обитый дорогим манчестером фиолетового цвета, богатый покров, свечи, ладан и другие принадлежности.

День погребения был назначен в мясопустное воскресенье 25-го февраля. С раннего утра народ стал стекаться в Троицкую слободку в громадном количестве. На вынос тела, кроме местного притча, приехал священник с. Ягренева Н. Смирнов и диакон Златоустовской г. Переславля церкви В. Соколов (Церковь Иоанна Златоуста стояла на Семёновской улице. Сейчас на ее месте находится столовая и ресторан: Ростовская улица, дом 36. - Ред.). Пел хор монахинь Никольского монастыря. Панихиды служились буквально без перерыва. Несшие гроб покойного часто менялись. Многие считали за счастье хотя несколько шагов понести гроб, по крайней мере, прикоснуться к нему. С полпути до храма гроб был несен на головах. Когда медленное шествие поравнялось с домом заштатного священника о. Василия, то и сей 80-летний согбенный старец, опираясь на деревянный свой посох, добрел до гроба столь чтимого народом Миши и, облачившись, отслужил по усопшем заупокойную литию.

Путь от Переславля до Троицкой слободки на протяжении двух верст был почти сплошь занят народом и пешими, и на лошадях. В 10 часов началась литургия, которую (чтобы удовлетворить хотя часть всей публики, желавшей помолиться у гроба новопреставленного, для большего простора) пришлось служить в Троицком холодном храме. Кроме вышеупомянутых духовных лиц, в служении литургии ещё пожелал принять участие диакон Духовской г. Переславля церкви В. Покровский. На правом клиросе умилительно-благоговейно пел хор монахинь Никольского женского монастыря, а на левом любители пения. За литургию местным священником о. А. Покровским было сказано поучение.

ПОЧИТАНИЕ УГОДНИКА БОЖИЯ МИХАИЛА И ТРОИЦКИЙ ХРАМ В НАШИ ДНИ

Миша-Самуил жил на рубеже XIX-XX веков. Может показаться, что период открытого богоборчества должен был вытравить из памяти людей светлый образ праведника, подвергнуть сомнению и осмеянию духовный подвиг его жизни. Но, по милости Божией, народное предание донесло до наших дней воспоминания об этом угоднике.

В течение целого века не угасает память о нем. С 2004 года блаженный почитается как угодник Божий во всей Ярославской епархии. В Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Москве, Подмосковье и других местах многие знают о блаженном и почитают его. Тропинка к его скромной могиле никогда не зарастала. Все это время люди шли сюда и идут до сих пор со своими бедами или благодарностью о полученной помощи, которая не прерывалась никогда.

Могила Миши-Самуила находится рядом с алтарем Троицкой церкви, около Юго-Восточной угла храма в селе Троицкая слобода Переславского района.

Троицкая слобода распологалась недалеко от Никитского мужского монастыря по обеим сторонам шоссе Москва-Ярославль. Троицкая церковь была построена в 1855 году на средства прихожан. Пятиглавый каменный храм с трапезной и колокольней стоит у самой дороги.

16. Об исцелении ноги отрока. 2002 г.

В одной семье из Галича мальчик лет девяти получил три года назад травму правой ноги. У него свело сухожилие в области стопы так, что стопа по отношению к левой стала под углом, ее нельзя было поставить прямо и ровно. Отрок ходил с костылем. Около года назад приехали в Переславль. Когда они были на Варварином источнике, кто-то посоветовал им съездить на могилку Миши-Самуила.

На могиле старца они помолились, помазали ногу мальчика маслом из лампады, закреплённой на кресте, и, сорвав лепесток пиона, приложили его к больному месту и забинтовали. Пошли садиться в машину. Когда мальчик ступил ногой в машину, он вдруг вскрикнул. Его больная стопа стала вровень со здоровой. Он сказал своему делу Димитрию: "Дед, погляди на мои ноги", - и поставил стопы ног вместе. А дед, когда внук ставил ногу в машину, слышал как бы глухой треск в костях и видел, что мальчик побледнел. С тех пор нога стала здоровой. Теперь эта семья приезжает на могилку Миши-Самуила благодарить его за исцеление мальчика. Дед Димитрий сказал: "Пока мы живы, будем сюда ездить. Какой великий угодник тут лежит, и странно, что здешние люди так бедно содержат его могилку". (К. А. Пыряева.)

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • К оглавлению: Никитский мужской монастырь
  • Переславский Никитский мужской монастырь.
    16. Местночтимый угодник Божий блаженный старец Михаил.

    С храмом Живоначальной Троицы неразрывно связано еще одно замечательное и дорогое насельникам Никитской обители имя. Расположенный на расстоянии одного километра от монастыря, Троицкий храм был построен в 1855 году на средства прихожан и радовал глаз путников, проезжавших по дороге Москва - Ярославль. Возле храма, слева у алтарной апсиды, находится могилка местночтимого угодника Божия блаженного Миши-Самуила, скончавшегося 23 февраля/8 марта 1907 года. Отпевание Миши-Самуила совершал священник Ягреневского храма Рождества Богородицы отец Николай Смирнов, лично хорошо его знавший. Он же составил дошедшее до нашего времени краткое жизнеописание блаженного. Интересные сведения о Мише-Самуиле обнаружены в записях К. Пыряевой, духовной дочери преподобного Серафима Вырицкого (ум. 1949), которые она получила из рукописной тетради монахини Феодоровского монастыря Сусанны. В свою очередь, монахиня Сусанна эту тетрадь получила от отца Феофана - последнего священника Троицкой церкви.

    В 2007 году исполнилось 100 лет со дня кончины блаженного старца Михаила, жившего в Переславском уезде Владимирской губернии (ныне Переславский муниципальный округ Ярославской области). В течение века не угасает память о нем. Имя Миши-Самуила почитали, главным образом, в Переславском крае. Однако и в Сергиевом Посаде, и в Ярославле , и в Москве , и даже в Санкт-Петербурге многие знают о блаженном, хранят в памяти рассказы о нем своих бабушек и прабабушек и почитают его. На его могилку приходят, просят его молитвенной помощи в болезнях и житейских невзгодах. Как при жизни, так и после кончины Миша-Самуил является скорым помощником всех, с верою к нему обращающихся. Очевидно, что не без молитвенной помощи блаженного старца удалось вызволить из разрухи и сам Троицкий храм.

    Храм во имя Живоначальной Троицы был закрыт, как мы уже знаем, в 1939 году и в нем разместили кузницу и другие производства. Но в 1942-1943 годах отрезвленная страшной войной власть вновь дает разрешение открыть храм. Однако через год вновь его закрывает. 59 лет он был в поругании, без крестов, «нищ и наг» (Откр. 3, 17). Словно повторял 59-летний земной путь Миши-Самуила, когда тот, как неприкаянный, гонимый и ненавидимый многими, «нищ и наг» бродил по улицам Переславля и проселочным дорогам.

    В 80-е годы здание храма было сдано в аренду местному механическому заводу. В зимней части храма была устроена смотровая яма для ремонта автомобилей. Для удобства въезда внутрь помещения в южной стене храма был сделан пролом шириной около четырех метров. В последние годы в алтаре размещалась мастерская по производству сетки «рабицы». Видимо, рабочих, вынужденных трудиться в этом помещении, что-то смущало: в восточной части алтарного свода на потолке была выцарапана надпись: «Господи, прости меня».


    Блаженный Мишенька, Христа ради юродивый. Фото начала XX века.

    Храм был возвращен Церкви лишь в 1999 году. Завод, завладевший зданием храма, долго не хотел отдавать его, хотя было решение суда в пользу Церкви. Администрация завода не соглашалась подчиниться решению суда даже тогда, когда сам завод уже находился в состоянии банкротства. Наконец весной 1999 года, за две недели до праздника Святой Троицы, удалось окончательно решить вопрос о передаче храма настоящим и законным хозяевам. Эти две недели прошли в напряженном труде: внутреннее помещение храма и территория вокруг него расчищалась от производственного мусора, стены алтаря отмывались от многолетнего слоя мазута, а своды и потолки - от копоти. Была засыпана смотровая яма, наскоро устроен временный иконостас. В последние перед праздником дни работы начинались с рассветом, а завершались далеко за полночь. Дружно работали монахи, священники, послушники, трудники. И 30 мая, на праздник Святой Живоначальной Троицы, в храме, воздвигнутом в Ее честь и возрожденном насельниками Никитской обители, была отслужена, после долгого периода лихолетья, первая Божественная литургия. А в скором времени был восстановлен и придел во имя преподобного Никиты Столпника.

    В последние годы были подготовлены материалы для канонизации в лике святых Русской Православной Церкви местночтимого угодника Божия блаженного старца Михаила. Представляем благочестивым читателям краткий пересказ книги «Миша-Самуил», изданной в 1908 году в Санкт-Петербурге иереем Николаем Смирновым, с некоторыми добавлениями из других дошедших до нашего времени источников и воспоминаний старожилов.

    Блаженный Миша родился в 1848 году, в семье крестьянина, в селе Ям, расположенном в двух километрах к юго-востоку от Переславля-Залесского. Его полное имя - Михаил Васильевич Лазарев.

    С детства Миша отличался от своих сверстников углубленностью во внутренний духовный мир, избегая их шумных игр и затей. Уже с раннего детства фактически принял он на себя подвиг юродства. Жители села считали его глупым, безумным. Но более внимательно они стали приглядываться к Мише, когда он символически и прикровенно начал предсказывать грядущие события. Рассказывали, что еще восьмилетним мальчиком он в своем селе и окрестностях предсказал эпидемию. Посреди села он выкопал две могилки, заполнил их еще незрелыми яблоками и, засыпав землей, поставил на них крестики. Когда товарищи и мужики стали его за это бранить, он отвечал им: «Не любо - поплачешь». Через неделю он начал возить землю лаптями на сельское кладбище. Когда окружающие стали бранить и даже бить его, то он только и говорил: «Не любо - поплачешь». И что же? В этом селе вскоре случился мор, унесший в могилу множество молодых людей и детей. Односельчане этот случай поняли по-своему, расценив его как колдовство, и сельская община стала требовать от родителей Миши вывезти его из села.

    Когда Мише исполнилось 12 лет, родители повезли его в Переславль на ярмарку. На обратном пути они не взяли его с собою, сказав, что пора ему самому содержать себя. После этой поездки отрока больше не пускали в дом, ночевал он на сеновале в сарае, за столом родительским он больше не сидел, ему отказали даже в куске насущного хлеба. Отец брал ременный кнут и, как бродячего пса, выталкивал его за ворота... Прожив зимние холода под чужими крышами, весной Миша уходил в город. Сначала на несколько дней, потом на месяц, потом навсегда оставляет недобрый для него родительский кров, родное село, обитая чаще всего на городских кладбищах, часто ночуя под открытым небом, потому что в городе его преследовала уличная детвора. Так отрок Михаил в нищенской одежде, без средств к существованию практически остается один. Теперь он бродит по улицам Переславля.

    Беспризорного мальчика приютил в своей келлии иеромонах Никольского, тогда еще мужского, монастыря Самуил, известный в Переславле своей высокой духовной жизнью. Он же и стал духовным наставником Миши. Перед своей кончиной иеромонах Самуил передал Мише чудотворную икону Божией Матери «Взыскание погибших», а также подарил свою скуфейку. От него же Миша получил благословение на подвиг юродства и на второе имя «Самуил», которое закрепилось за ним в народе после смерти иеромонаха Самуила (в схиме Николая). По преданию, иеромонах Самуил предсказал Мише: «Погоди, ты еще будешь, как пророк, своим глаголом жечь сердца людские».

    Миша-Самуил был высокого роста, с типичными русскими чертами лица: с русыми пышными, вьющимися волосами, окладистой бородой, тонким носом с горбинкой. Темносерые глаза его, необыкновенно живые и добрые, в храме иногда озарялись неземным светом. Зимой и летом он носил одну и ту же одежду. Под старое изношенное полупальто он всегда надевал передник (фартук), сшитый им самим из серого тонкого полотна, с двумя большими карманами. В одном он носил четки, иногда - дневное пропитание. В другой карман он опускал монеты, которые ему подавали. На рукавах у него были красные повязки, как бы поручи. На ногах он носил опорки от сапог (сапоги с отрезанными голенищами) . В левой руке Миша обычно держал скуфейку, которую ему подарил иеромонах Самуил. В скуфейку он собирал подаяние.

    Не заботился Миша о том, во что ему одеться и что поесть - добрые люди подавали ему и пищу, и одежду, и давали приют. Но чаще других он посещал Троицкую слободку, где любил останавливаться в доме братьев Никиты и Семена Вуколовых. Никита жил с семьей в доме, а убогий безбрачный Семен занимал пристройку к дому. Семья у них была богомольная, и Мишенька их любил и уважал, хотя жили они очень бедно. Бывало, мать Никиты приглашала его поесть, а он отказывался и говорил: «Сыт, сыт, сыт». Обычно он останавливался у Семена, но спал зимой и летом на крыльце. Ему говорят: «Мишенька, иди на голубец в дом», а он отвечает: «А мне тепло, тепло». Иногда к Мише приходила его сестра и звала его домой, в село Ям: «Мишенька, Мишенька, пойдем домой», а он говорит: «А мне здесь хорошо, хорошо».

    Жители Переславля обращались к Мише-Самуилу за советом в несчастных и затруднительных обстоятельствах жизни. Однажды у одного купца украли породистых лошадей. Купец от горя был готов покончить с собой. Его привели к Мише, и блаженный еще до разговора, едва завидев несчастного, утешил его советом: «Поезжай домой - найдется». И действительно, возле дома купца встретили родные и обрадовали известием, что коней к дому привели воры-цыгане, задержанные полицией.

    Говорили, что перед смертью кого-либо Мишу часто видели плачущим у ворот того дома, в котором должен быть покойник. Иногда же он заходил в дом и просил у хозяев белую рубаху, что тоже считалось предвестником скорой смерти кого-либо из домочадцев. Одной крестьянке случилось повстречаться с Мишей в городе. Миша посмотрел на нее, заплакал и сказал: «Дай копеечку - помяну». Женщина подала милостыню и спросила, кого же он хочет помянуть. «Поди домой», - был ответ. Дома крестьянка нашла неожиданно для всех умершего восьмилетнего сына.

    Другой случай. Попросившись однажды ночевать в дом известного переславского жителя, Миша лег на диван со словами: «Устал, отдохнуть надо», скрестил на груди руки, но полежав не более минуты, со слезами встал и ушел. В то время в семействе были все здоровы, но через два дня скоропостижно скончалась жена хозяина дома.

    Предсказывал Миша и пожары: «Хорош дом, да не долго жить в нем», - сказал он однажды хозяевам нового дома. Через неделю дом сгорел до основания. В другой раз он принялся лить воду напротив некоторых деревенских домов. Случившийся вскоре пожар уничтожил двенадцать изб - именно тех, перед которыми Миша лил воду.

    Миша-Самуил имел дар читать мысли людей, поэтому он знал, что на сердце у человека, который к нему обращается, и мог различать людей злых и добрых. Современники Миши рассказывали: «Он у неискренних людей никогда есть не будет, а у простых и добрых немного поест». Одна женщина про себя подумала о Мише-Самуиле: «Надоел. Часто приходит». Потом приглашает Мишу, а он говорит: «Надоел, надоел!» Однажды Мишеньке принесли починенные у сапожника его башмаки, а он говорит: «Грязно, грязно!» - значит, с матерной бранью сделано было.

    Перед смертью Мишу-Самуила спрашивали: «Где тебя положить? У городского Владимирского собора?» А он отвечает: «Жарко, жарко!» После революции собор закрыли, а в нем разместили городскую хлебопекарню.

    За несколько лет до революционных событий слепая монахиня Феодоровского монастыря Анисия говорила своей племяннице, монахине того же монастыря Сусанне: «Мы скоро разогнаны будем по чужим дворам, как овцы без пастыря, потому что надвигается тяжелое время разрухи. Свергнут Царя, а управлять Россией будут серые мужики и бабы. Ежели доживем до тех страшных ураганов, то наш причал будет у Никитского мужского монастыря. Так предсказывал мне блаженный Миша-Самуил». Так потом все и случилось. Когда закрыли Феодоровский монастырь и его насельниц без всяких средств к существованию выгнали на улицу, монахини Анисия и Сусанна жили в доме, рядом с Никитским монастырем.

    Все деньги, которые Мише жертвовали его почитатели, он приносил в дар Богу с молитвой за добрых даятелей или же раздавал таким же нищим, каким был сам. Чаще всего он клал деньги в кружку у Князь-Андреевского храма, в часовню преподобного Даниила и в Никитскую часовню.

    Купец, извозчик, мирный гражданин - все считали за честь и удачу услужить Мише, ибо после этого дела каждого поправлялись и счастье сопутствовало долгое время.

    В феврале месяце 1907 года, в возрасте 59 лет, Миша заболевает, и по его просьбе его отвозят в дом Семена Вуколова. Весть о его болезни быстро распространилась по городу, тем более, что ранее он никогда не болел, несмотря на то, что и лето и зиму ходил в короткой курточке поверх грубого холщового рубища, наподобие монашеского подрясника.

    Каждый день из города и его окрестностей стали стекаться в убогий дом Вуколова почитатели Миши, чтобы получить от него предсмертное благословение, услышать последнее слово утешения или хоть чем-нибудь послужить ему.

    В последние дни его жизни за разболевшимся Мишей ухаживали монахини Никольского (в то время уже женского) монастыря. Они ежедневно сменялись у его постели, а две из них буквально не отходили от его предсмертного ложа. Слезная народная молитва неслась к Богу с прошением о здравии болящего Михаила. После соборования на какое-то время ему стало как будто бы лучше, но через несколько дней, 23 февраля/8 марта, будучи напутствован Святых Тайн, в три часа пополудни Миша тихо скончался.

    Едва ли не весь город спешил в слободку отдать последний долг усопшему своему любимцу. Почти непрерывно служились панихиды. День погребения был назначен в мясопустное воскресенье 25 февраля.


    Икона блаженного Михаила, Христа ради юродивого. Конец XX века.

    С раннего утра народ стал стекаться в Троицкую слободку в огромном количестве. На вынос тела, кроме местного причта, приехали священники ближайших и даже отдаленных приходов. Пел хор монахинь Никольского монастыря. Несшие гроб покойного часто менялись. Многие считали за счастье хотя бы прикоснуться к нему. Отпевание окончилось только в первом часу дня, после чего народ давал блаженному последнее целование. Тело усопшего было погребено с южной стороны от алтаря Троицкого храма села Троицкая слобода, как завещал Миша-Самуил. На его могиле первые 40 дней ежедневно служились панихиды. А в скором времени на могиле блаженного был установлен большой металлический крест с крупным рельефным распятием и красивая металлическая ограда, изготовленные на Переславском медноделательном заводе А.П. Захряпина.

    Приводим ниже несколько выдержек из речи последнего настоятеля храма Рождества Богородица села Ягренева отца Николая Смирнова, сказанной им в день похорон блаженного Миши-Самуила: «Простой убогий нищий, подобно Самому Спасителю, не имевший "где главу подклонити" (Мф. 8, 20), не искавший никаких благ земных, за которыми так гонится современный мир наш, бессребреник, употреблявший последние свои подаяния на благоукрашения храмов Божиих, на подобных себе бедняков, принявший на себя тяжелый подвиг юродства во Христе и самою жизнию своею всех и каждого из нас учащий: "ищите прежде Царства Божия и правды Его" (Мф. 6, 33), - вот кто лежит в сем новом гробе.

    Да, братие и сестры, невольно сегодня припоминаются слова преподобного старца Серафима, Саровского чудотворца. Он говорил, что учить других словом - это так же легко, как бросать камешки с высоты вниз, а учить своею жизнью так же трудно, как нести тяжелую ношу на высокую гору. В самом деле: много ли из нас найдется подражателей сему усопшему рабу, который, покинув отца и мать свою, не имевший даже в самое холодное время года теплой одежды, а также и пищи, - ради Царства Христова странствовал, не имея себе покоя ни днем ни ночью? Кого из нас, слабых и немощных, не удивляет такое богатство евангельских добродетелей, которыми вооружен был усопший сей муж? Он был и плачущим, и кротким, и алчущим, и жаждущим правды, и чистым сердцем. Да, есть чему поучиться у гроба любимого нами сего старца Божия. Это был вечный путник, от юности до самой смерти сохранивший свое отрочество, строгий девственник, обличитель греховного жития, не бывший отцом по плоти, но своим личным примером и строгою жизнью приобретший много чад духовных, осветивший себе и другим путь к Царству Христа».

    С 1999 года в возрожденном храме во имя Живоначальной Троицы служат панихиды по блаженному старцу Михаилу. 7-8 марта (23 февраля по старому стилю) в день памяти Миши-Самуила служится сугубая панихида. Приходят почтить память его и жители Переславля , и района, приезжают люди и из других мест России.

    (1907-03-08 )
    Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Ми́ша-Самуи́л (настоящее имя Михаил Васильевич Лазарев ; - 23 февраля [8 марта ] ) - переславский юродивый , почитается в православии как местночтимый святой Ярославской епархии .

    Биография и чудеса святого

    Михаил Васильевич Лазарев родился в семье крестьянина села Ям , находящегося близ Переславля . Имя «Самуил» добавлено народом как монашествующему лицу, за его строгую девственную жизнь, после смерти Самуила, иеромонаха Никольского монастыря .

    С детства Миша принял на себя юродство. Восьмилетним отроком он предсказал мор на людях в своём селе, и крестьяне потребовали выгнать его. Его приютил в своей келье иеромонах Никольского монастыря Самуил, который стал духовным отцом мальчика.

    Всю свою жизнь Миша провёл, скитаясь по городу и его окрестностям. Часто посещал Троицкую слободку , где любил бывать в доме безногого крестьянина Симеона Вуколова (ныне дом 21).

    Когда Миша ходил по городу, то уважающие его люди подходили за советом. Нередко перед чьей-то смертью Мишу видали плачущим у ворот того дома, в котором должен быть покойник. Миша предсказал предводителю дворянства и камергеру Н. Г. Табаровскому падёж скота. В 1885 году он предсказал пожар в Никитской слободе .

    Считали за удачную примету, если у торговца он потребует чего-нибудь съестного. Это была лучшая рекомендация.

    Все деньги, которые жертвовали Мише, он приносил в дар Богу или раздавал нищим. Большею частию он клал деньги в кружку у церкви святого князя Андрея, в часовне преподобного Даниила, в соборную кружку, в Сергиевскую, в Троицко-Слободскую и в Никитскую часовню.

    Над могилой Миши устроена деревянная беседка.

    Почитание Миши-Самуила

    Во время празднования 300-летия Дома Романовых императорская семья отправилась в поездку по России. 23 мая 1913 года император Николай II с четырьми дочерьми приезжал на автомобилях в Переславль-Залесский . Возвращаясь в Петровск , он остановился около храма Троицкой слободы и передал церкви икону Нерукотворённого Спаса в полированном киоте. По его просьбе на могиле Миши-Самуила была отслужена панихида.

    Память Миши-Самуила отмечается 23 февраля по старому стилю, 8 марта по новому (7 марта в високосные годы).

    Тропарь, глас 4. Земли переславския прозябение, Христа ради юродство приял еси, тягость зноя летняго понесл еси и мразы зимния терпя, и вся красная мира сего возненавидев, в посте и молитве пребывая, в притворе церковнем, ты бо в целомудрии и чистоте, блаженне Михаиле, жительствовал, не осквернив плоти, наставляем отцем духовным Самуилом, и по смерти источаеши бо велия чудеса иже с верою притекающим ко святому гробу твоему, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.

    Кондак, глас 2. Нищету Христову возлюбив, вышняя красоты желая, нестяжанием суетного мира ангельское житие проходя, скончався, Михаиле блаженне, не забуди град, в немже обита, и моли Всемилостиваго Бога спасти души наша.

    Чудеса

    Провидение Миши не закончилось с его смертью . Помолившись, православные оставляют на могилке Миши три записки, обычно в конверте. Спустя три дня надо открыть конверт и достать одну записку, это и будет ответ угодника божия.

    Известны случаи исцеления по молитвам Мишеньки, особенно случаи помощи больным глазам и ногам .

    От надгробной плиты на могиле Миши исходило благоухание, сравнимое с благоуханием лилий. Впрочем, священник троицкой церкви допускает, что кто-то из почитателей Миши окропляет могилу эфирными маслами .

    Напишите отзыв о статье "Миша-Самуил"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Миша-Самуил

    – Ну ладно, стереги. – Милостиво разрешила Стелла. – Только никому не давай, а то он ещё малыш и может испугаться.
    – Ой, ну что-о вы, как можно!.. Я его буду очень любить, пока вы вернётесь...
    Девчушка готова была просто из кожи лесть вон, только бы получить своего невероятного «чудо-дракона», а это «чудо» дулось и пыхтело, видимо стараясь изо всех сил понравиться, как будто чувствовало, что речь идёт именно о нём...
    – А вы когда ещё придёте? Вы очень скоро придёте, милые девочки? – в тайне мечтая, что мы придём очень нескоро, спросила малышка.
    Нас со Стеллой отделила от них мерцающая прозрачная стена...
    – С чего начнём? – серьёзно спросила озабоченная не на шутку девчушка. – Такого я никогда не встречала, но я ведь здесь ещё не так давно... Теперь мы должны что-то делать, правда же?.. Мы ведь обещали!
    – Ну, давай попробуем «надеть» их образы, как ты и предлагала? – долго не думая, сказала я.
    Стелла что-то тихонько «поколдовала», и через секунду стала похожа на кругленькую Лию, ну а мне, естественно, досталась Мама, что меня очень рассмешило... А надевали мы на себя, как я понимала, просто энергетические образы, с помощью которых мы надеялись найти нужных нам, пропавших людей.
    – Вот это есть положительная сторона использования чужих образов. А существует ещё и отрицательная – когда кто-то использует это в плохих целях, как та сущность, которая надела на себя бабушкин «ключ», чтобы могла меня бить. Это мне всё Бабушка объясняла...
    Забавно было слышать, как эта малюсенькая девчушка профессорским голоском излагала такие серьёзные истины... Но она и впрямь относилась ко всему очень серьёзно, несмотря на её солнечный, счастливый характер.
    – Ну что – пошли, «девочка Лия»? – уже с большим нетерпением спросила я.
    Мне очень хотелось посмотреть эти, другие, «этажи» пока ещё хватало на это сил. Я уже успела заметить, какая большая разница была между этим, в котором мы находились сейчас, и «верхним», Стеллиным «этажом». Поэтому, было очень интересно побыстрее «окунуться» в очередной незнакомый мир и узнать о нём, по-возможности, как можно больше, потому что я совсем не была уверена, вернусь ли сюда когда-то ещё.
    – А почему этот «этаж» намного плотнее чем предыдущий, и более заполнен сущностями? – спросила я.
    – Не знаю... – пожала своими хрупкими плечиками Стелла. – Может потому, что здесь живут просто лишь хорошие люди, которые никому не делали зла, пока жили в своей последней жизни. Поэтому их здесь и больше. А наверху живут сущности, которые «особенные» и очень сильные... – тут она засмеялась. – Но я не говорю про себя, если ты это подумала! Хотя бабушка говорит, что моя сущность очень старая, больше миллиона лет... Это ужас, как много, правда? Как знать, что было миллион лет тому назад на Земле?.. – задумчиво произнесла девочка.
    – А может быть ты была тогда совсем не на Земле?
    – А где?!.. – ошарашено спросила Стелла.
    – Ну, не знаю. Разве ты не можешь посмотреть?– удивилась я.
    Мне тогда казалось, что уж с её-то способностями возможно ВСЁ!.. Но, к моему большому удивлению, Стелла отрицательно покачала головкой.
    – Я ещё очень мало умею, только то, что бабушка научила. – Как бы сожалея, ответила она.
    – А хочешь, я покажу тебе своих друзей? – вдруг спросила я.
    И не дав ей подумать, развернула в памяти наши встречи, когда мои чудесные «звёздные друзья» приходили ко мне так часто, и когда мне казалось, что ничего более интересного уже никак не может быть...
    – О-ой, это же красота кака-ая!... – с восторгом выдохнула Стелла. И вдруг, увидев те же самые странные знаки, которые они мне показывали множество раз, воскликнула: – Смотри, это ведь они учили тебя!.. О-о, как это интересно!
    Я стояла в совершенно замороженном состоянии и не могла произнести ни слова... Учили???... Неужели все эти года я имела в своём же мозгу какую-то важную информацию, и вместо того, чтобы как-то её понять, я, как слепой котёнок, барахталась в своих мелких попытках и догадках, пытаясь найти в них какую-то истину?!... А это всё уже давным-давно у меня было «готовеньким»?..
    Даже не зная, чему это меня там учили, я просто «бурлила» от возмущения на саму себя за такую оплошность. Подумать только, у меня прямо перед носом раскрыли какие-то «тайны», а я ничего и не поняла!.. Наверное, точно не тому открыли!!!
    – Ой, не надо так убиваться! – засмеялась Стелла. – Покажешь бабушке и она тебе объяснит.
    – А можно тебя спросить – кто же всё-таки твоя бабушка? – стесняясь, что вхожу в «частную территорию», спросила я.
    Стелла задумалась, смешно сморщив свои носик (у неё была эта забавная привычка, когда она о чём-то серьёзно думала), и не очень уверенно произнесла:
    – Не знаю я... Иногда мне кажется, что она знает всё, и что она очень, очень старая... У нас было много фотографий дома, и она там везде одинаковая – такая же, как сейчас. Я никогда не видела, какой она была молодой. Странно, правда?
    – И ты никогда не спрашивала?..
    – Нет, я думаю, она мне сказала бы, если бы это было нужно... Ой, посмотри-ка! Ох, как красиво!.. – вдруг неожиданно в восторге запищала малышка, показывая пальчиком на странные, сверкающие золотом морские волны. Это конечно же было не море, но волны и в правду были очень похожи на морские – они тяжело катились, обгоняя друг друга, как бы играясь, только на месте слома, вместо снежно-белой морской пены, здесь всё сплошь сверкало и переливалось червонным золотом, распыляя тысячами прозрачные золотистые брызги... Это было очень красиво. И мы, естественно, захотели увидеть всю эту красоту поближе...

    Михаил Васильевич Лазарев родился в семье крестьянина села Ям, находящегося близ Переславля. Имя «Самуил» добавлено народом как монашествующему лицу, за его строгую девственную жизнь, после смерти Самуила, иеромонаха Никольского монастыря.

    С детства Миша принял на себя юродство. Восьмилетним отроком он предсказал мор на людях в своём селе, и крестьяне потребовали выгнать его. Его приютил в своей келье иеромонах Никольского монастыря Самуил, который стал духовным отцом мальчика.

    Всю свою жизнь Миша провёл, скитаясь по городу и его окрестностям. Часто посещал Троицкую слободку, где любил бывать в доме безногого крестьянина Симеона Вуколова (ныне дом 21).

    Когда Миша ходил по городу, то уважающие его люди подходили за советом. Нередко перед чьей-то смертью Мишу видали плачущим у ворот того дома, в котором должен быть покойник. Миша предсказал предводителю дворянства и камергеру Н. Г. Табаровскому падёж скота. В 1885 году он предсказал пожар в Никитской слободе.

    Считали за удачную примету, если у торговца он потребует чего-нибудь съестного. Это была лучшая рекомендация.

    Все деньги, которые жертвовали Мише, он приносил в дар Богу или раздавал нищим. Большею частию он клал деньги в кружку у церкви святого князя Андрея, в часовне преподобного Даниила, в соборную кружку, в Сергиевскую, в Троицко-Слободскую и в Никитскую часовню.

    В феврале 1907 года Миша заболел. В последние дни его жизни ходили за разболевшимся Мишей монахини из Никольского монастыря. Скончался 23 февраля 1907 года в три часа пополудни в Троицкой слободе. Погребён 25 февраля по правую сторону Троицкого алтаря.

    Над могилой Миши устроена деревянная беседка.

    Почитание Миши-Самуила

    Во время празднования 300-летия Дома Романовых императорская семья отправилась в поездку по России. 23 мая 1913 года император Николай II с четырьми дочерьми приезжал на автомобилях в Переславль-Залесский. Возвращаясь в Петровск, он остановился около храма Троицкой слободы и передал церкви икону Нерукотворённого Спаса в полированном киоте. По его просьбе на могиле Миши-Самуила была отслужена панихида.

    Память Миши-Самуила отмечается 23 февраля по старому стилю, 8 марта по новому (7 марта в високосные годы).

    В 2000 году была написана икона блаженного, составлены кондак и тропарь, в 2002 году акафист. С 2004 года Миша-Самуил почитается как угодник Божий в Ярославской епархии.

    Чудеса

    Провидение Миши не закончилось с его смертью. Помолившись, православные оставляют на могилке Миши три записки, обычно в конверте. Спустя три дня надо открыть конверт и достать одну записку, это и будет ответ угодника божия.

    Известны случаи исцеления по молитвам Мишеньки, особенно случаи помощи больным глазам и ногам.

    От надгробной плиты на могиле Миши исходило благоухание, сравнимое с благоуханием лилий. Впрочем, священник троицкой церкви допускает, что кто-то из почитателей Миши окропляет могилу эфирными маслами.