В парламенте тридесятого государства есть три одинаковых. Сторонники независимости получают большинство в парламенте каталонии. Что это такое

Инструкция

Страны, где парламент имеет одноименное название, Молдавия, Италия, Греция, Канада, Армения, Новая Зеландия, Великобритания и другие. В соответствии с конституцией, в некоторых государствах установлено собственное название парламента.

Риксдаг – парламент в Швеции. Избирается раз в четыре года и состоит из одной палаты. Важнейшая задача Риксдага – тщательное наблюдение за работой правительства и исполнение законов. Тальман – это председатель Риксдага. Он ведет заседания и обязан занимать нейтральную позицию по отношению к различным политическим .

В Финляндии парламент называется Эдускунта. На его могут присутствовать все желающие. Финский парламент состоит из одной палаты и избирается раз в четыре года. Любой гражданин Финляндии, которому уже исполнилось 18 лет, может быть избран в парламент и иметь право голоса.

Российский парламент состоит из двух палат и называется Федеральное собрание. Совет Федераций – высшая палата, а Государственная Дума – нижняя палата. Выборы в Государственную Думу проходят раз в пять лет. Обе палаты заседают отдельно друг от друга. В США Конгресс состоит из Сената и Палаты представителей. Каждый штат имеет в Сенате двух сенаторов, независимо от населения. Раз в два года примерно одна треть Сената . Выборы в Палату представителей также происходят раз в два года.

В Германии парламент называется Бундестаг и состоит из одной палаты. Депутаты Бундестага избираются сроком на четыре года. Распустить Бундестаг может только в экстренных случаях президент ФРГ. В Туркмении парламент - Меджлис, состоит из 125 депутатов, которых избирают на пятилетний срок по одномандатным .

В Израиле парламент называется Кнессет и является органом власти. Число депутатов – 120. Они избираются по партийным спискам. В Израиле очень низкий процентный барьер – всего 2%, поэтому в Кнессете практически всегда представлено не менее 10 партий. В Монголии Великий Народный Хурал состоит из 76 депутатов, которых избирают сроком на четыре года. Баллотироваться в Хурал могут только граждане, старше 25 лет.

На Украине парламент – Верховная Рада, состоит из 450 депутатов. Это единственный государственный орган в этой стране, который наделен законодательной властью. В Верховной Раде происходит формирование и контроль над Кабинетом министров страны.

Народное собрание – так называется парламент в Болгарии. Состоит он из 240 депутатов, которых избирают на всеобщем голосовании сроком на четыре года. В случае войны или другого чрезвычайного положения, полномочия депутатов продлеваются до окончания этих непредвиденных обстоятельств.

В Польше, Литве и Латвии парламент страны называется Сейм. В Швейцарии Объединенное Федеральное собрание состоит из двух палат. Парламент этой страны устроен таким образом, что обе палаты уравновешивают друг друга и являются равноправными. Они проводят заседания отдельно друг от друга и обе контролируют работу правительства.

Парламент Сербии – Скупщина, состоит из 250 депутатов и является однопалатным. Депутаты избираются путем народного голосования сроком на четыре года. В Эстонии парламент называется Рийгикогу. В нем депутаты избирают главу государства и осуществляют контроль над деятельностью правительства.

По обществознанию отводится 2,5 часа. Работа состоит из двух частей.

Часть I состоит из 10 комплексных заданий.

На выполнение заданий первой части отводится 1,5 часа.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно вернуться, если у вас останется время.
Часть II состоит из творческого задания, на выполнение которого отводится 1 час. По одной из представленных тем (на выбор учащегося) написать по обществознанию эссе.
Алгоритм работы над сочинением-эссе:

Ознакомление с предложенными темами; определение смысла предложенных высказываний; осмысление проблемы в контексте исторической науки; формулирование своего отношения к высказыванию; определение исторических терминов, понятий и обобщений, которые потребуются для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне; отбор фактов, примеров из обществознания, которые убедительно обосновывают собственную позицию вывод

ЧАСТЬ 1.

Задание 1.

Задания на ряды

1. Назовите общее понятие для приведенных ниже:

1.1. Отказ от дара, завещание, соглашение о детях, договор мены , выдача доверенности____________________________________________________

1.2. Реализм, неореализм, либерализм, неолиберализм, неомарксизм_____________________________________________________

2. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

2.1. Закон, постановление правительства, конституция, устав организации, приговор, указ президента

__________________________________________________________________

2.2. Малая группа, первичная группа, семья, формальная группа, вторичная группа, неформальная группа

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.3. Томас Гоббс, Никколо Макиавелли, Джон Локк, Жан-Жак Руссо

__________________________________________________________________

Задание 2.

1. Задания для выбора ответа («да» - если высказывание верно, «нет» - если высказывание неверно)

1.1. Приток мигрантов из стран Ближнего зарубежья вызовет снижение ставки заработной платы на рынке труда в Москве.

1.2. Переход из одной субкультурной группы в другую может быть примером социальной мобильности.

1.3. Изменения валютного курса оказывают влияние на общий уровень цен в стране.

1.4. Действия людей, основанные на следовании какой-либо значимой для них ценности, могут рассматриваться как рациональные.

1.5. Фирма, обладающая властью над рынком, может продать продукцию, по той цене, которую она назначит.

1.6 . Никколо Макиавелли был убежденным противником демократии и в своей книге «Государь» дал развернутую критику этой формы правления.

Задание 3. Вставьте понятие

4.1. _____________ налоги - налоги, бремя уплаты которых может быть перенесено на конечного потребителя.

4.2. ___________________ - во многом лишенная структуры большая группа людей, объединенных между собой эмоциональным настроем или предметом внимания.

4.3. ___________________ - любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы, выражающая оценку поведения в соответствии с нормами.

4.4. ___________________ - совокупность путей и методов, которыми нормативные установления политической системы реализуются в практике политических институтов.

Задание 4. Установите соответствие между философскими учениями и их

основными идеями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

Социальные статусы личности Виды статуса

1) маргинал А) приобретенный

2) украинец Б) предписанный

3) председатель профсоюза

4) женщина

5) 30-летний человек

Задание 5. Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия

(в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).

«Наилучшая […] есть та, которая делает себя излишней» (Вильгельм фон Гумбольдт).

«Наибольшей […] -ю обладает тот, кто имеет […] над собой» (Сенека).

«[…] может быть определена как реализация намеченных целей» (Бертран Рассел).

«[…] теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять» (Поль Валери).

«Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена […] » (Плутарх).

Ответ_____________________________________________________________________

Задание 6. Проанализируйте с точки зрения права .

1. Иван решил приобрести квартиру для своего годовалого сына Александра, указав его в качестве покупателя в договоре купли-продажи квартиры . Риэлтор заявил Ивану, что Александр не может быть указан в качестве покупателя, так как в силу малолетства он не имеет права приобретать имущество, и поэтому в государственной регистрации перехода права собственности будет отказано. Риэлтор полагал, что Иван должен приобрести квартиру в свою собственность, а затем подарить сыну.

Укажите, кто и какие ошибки допустил. Ответ обоснуйте.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Сотрудники Следственного комитета при расследовании убийства получили оперативную информацию, согласно которой одним из подозреваемых является гражданин М., и что указанный гражданин на следующий день после убийства был на исповеди у священника К. Для проверки версии о причастности гражданина М. к убийству К. был вызван на допрос в качестве свидетеля.

Обязан ли К. давать показания? Ответ обоснуйте.

Ответ: _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Задание 7. Какое современное понятие объединяет приведенные ниже взгляды известных мыслителей?

Аристотель:

Правильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица - будь это одно или несколько - должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ.

Ш. Л. Монтескьё:

Если не ограждена невиновность граждан, то не ограждена и свобода. Сведения о наилучших правилах, которыми следует руководствоваться при судопроизводстве, нужнее для человечества всего прочего в мире... Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими.

И. Кант:

В самом деле, так как всякое право заключается только в ограничении свободы всякого другого тем условием, что она совместима по некоторому общему закону с моей свободой, а публичное право (в рамках общности) есть не что иное, как действительное, сообразное с этим принципом и соединенное с властью законодательство, в силу которого все принадлежащие к одному народу как подданные находятся в определенном правовом состоянии (status iuridicus) вообще, а именно в состоянии равенства действия и противодействия взаимно ограничиваемого произвола людей сообразно всеобщим законом свободы (каковое состояние и называется гражданским) - то все в этом состоянии совершенно одинаково имеют прирожденное право (т. е. принадлежащее им до совершения какого бы то ни было правового действия) принуждать каждого, чтобы применение его свободы постоянно оставалось в границах согласия с моей свободой.

Н. М. Коркунов:

Каждый отдельный орган государственной власти, - подчеркивал он, - имеет власть лишь в пределах закона.

Ответ:_______________________________________________________________________

Задание 8. Спрос и предложение труда заданы уравнениями LD=1000–W ,
LS=(–100)+W , где LD и LS - величины спроса и предложения труда, W - ставка заработной платы. Как изменится количество занятых, если государство установит минимальный уровень заработной платы на уровне 500?

Решение:________________________________________________________

_____________________ _____________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 9. Существует несколько теорий разделения властей. В одной из теорий выделяется три вида власти: законодательная, исполнительная и федеративная.

В. Укажите, какие виды власти не следует разделять и почему.

Г. В каком случае, согласно этой теории, народу предоставляется право на применение силы по отношению к органам власти?

Д. Автор теории признает право высшего органа исполнительной власти по созыву и роспуску органа законодательной власти . Каким образом он объясняет, почему такое полномочие не нарушает принципа разделения властей?

Задание 10. «Парламент» (логическое задание)

В парламенте тридесятого государства, состоящем из 100 депутатов, есть только три фракции: правдорубы, правдофобы и деньгофилы. Правдорубы всегда говорят правду, правдофобы всегда лгут, а деньгофилы иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Какая фракция является самой многочисленной?» 70 депутатов ответили, что большинство составляют правдофобы, 29 сказали, что преобладают правдорубы, а один заявил, что правдорубов и правдофобов поровну. Определите, сколько на самом деле в этом парламенте правдорубов, правдофобов и деньгофилов?

Обоснуйте свой ответ:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 2. Эссе

1. «Представительное правление – инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен» (К. Меттерних)

2. «Человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет - он неудачник» (Э. Фромм)

3. «Патриотизм, как чувство, есть чувство дурное и вредное; как учение же - учение глупое, так как ясно, что если каждый народ и государство будут счи тать себя наилучшими из народов и государств, то все они будут находиться в грубом и вредном заблуждении» ()

4. «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни» (А. Моруа)

5. «Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов . И то и другое - толпа» (Г. Лебон)

6. «Если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе» (Ж.–Ж. Руссо)

7. «Прекрасная вещь - любовь к отечеству, но есть еще более прекрасное - это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов» ()

8. «Нельзя добиться экономического процветания налетами на государственную казну » (Г. Гувер)

9. «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять» (Г. Форд)

10. «Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше» (Демокрит)

Задание по праву .

Укажите на ошибки в ситуации и исправьте их.

Михаил был неравнодушен к животным и считал их субъектами права, равноправными членами общества. Он даже собирался зарегистрировать в своей квартире по месту постоянного проживания несколько кошек и одну собаку. Однако проявляемая несправедливость в отношении животных настолько его беспокоила, что 4 октября – во всемирный День защиты животных – он решил организовать одиночное шествие против дискриминации в отношении животных. Михаил был уверен в том, что животные, как и люди, могут иметь такие же права и свободы. Уведомив о своей инициативе городской отдел внутренних дел, Михаил отправился на центральную площадь города, в котором он проживал, с плакатом в защиту прав животных. Правда, не успев начать свой путь от центральной площади, Михаил там же был задержан сотрудниками частного охранного предприятия, как нарушающий общественный порядок.

Задание по политологии.

Студент-первокурсник написал эссе о выдающемся политике, возглавившем страну К. в условиях глубоко социально-экономического и политического кризиса. До своей смерти этот политик дважды переизбирался на выборах с неизменно высоким результатом, при его жизни вторым именем этого политика было очень популярно называть мальчиков, а после смерти портрет этого политика появился на крупных денежных купюрах национальной валюты, его именем были названы аэропорт, космодром и военное училище, которое окончил данный политик задолго до начала политической карьеры. Основываюсь на этих фактах, студент-первокурсник сделал вывод, что данный харизматичный политик создал в стране тоталитарный режим. Преподаватель, прочитав эссе, оценил его на неудовлетворительную оценку. Как Вы думаете, чем обосновал свое решение преподаватель? Какие важнейшие факторы мог не учесть студент?

Задание по социологии.

А.Б. Гофман, анализируя такое социальное явление как «очередь», делает интересное замечание: «Очереди делятся прежде всего на «живые» и «неживые». В «живых» индивиды телесно располагаются непосредственно друг за другом; в «неживых» тела индивидов рассеяны в пространстве, но мысленно каждый представляет себе, за кем он и кто за ним. «Неживые» очереди сопровождаются списками, в которых необходимо время от времени отмечаться, поэтому их можно также назвать «списочными». Один из законов функционирования очередей состоит в том, что «неживая» очередь существует дольше «живой». Между двумя названными видами очередей могут возникать конфликты, вызываемые различиями в интересах. Например, к многомесячной «списочной» очереди за детскими шубками в день поступления товара присоединяется вновь возникшая «живая» очередь, стремящаяся вытеснить первую. Между ними разворачивается противоборство, в котором каждая из сторон обвиняет другую в незаконности ее существования». Проанализируйте приведенный фрагмент с точки зрения различных понятий и категорий социологии. С помощью каких социологических теорий можно объяснить отмеченную особенность: «неживая» очередь существует дольше «живой»? Как вообще можно рассматривать очередь с точки зрения социологии? Кратко аргументируйте свой ответ.

Задание по философии.

Один мудрец умер и оказался перед вратами загробного мира, которые охраняет бдительный страж. За одной дверью Рай, за другой – Ад, за третьей – Чистилище. Страж пропустит мудреца в одну из трех дверей, но при этом он строго следит за соблюдением следующих правил: 1) Мудрец должен ясно и четко ответить на вопрос, в какую из дверей страж его пропустит (можно произнести только одно из трех слов: «Рай», «Ад» или «Чистилище»). 2) Если ответ окажется ложным, страж отправит его в Ад. 3) Если ответ окажется истинным, страж отправит его в Рай или в Чистилище (но куда именно – неизвестно). 4) Если ответ окажется парадоксальным (парадоксальным считается ответ, который гарантированно не является ни истинным, ни ложным), страж отправит его в Рай. Мудрец дал такой ответ, после которого страж был вынужден пропустить его в Рай. 1) Что именно сказал мудрец? Обоснуйте свой ответ. 2) Если бы мудрец хотел гарантированно попасть в Ад, смог бы он этого добиться? Обоснуйте свой ответ. 3) Если бы мудрец хотел попасть куда угодно, но только не в Чистилище, смог бы он этого добиться? Обоснуйте свой ответ.

Задание по праву.

Иван решил приобрести квартиру для своего годовалого сына Александра, указав его в качестве покупателя в договоре купли-продажи квартиры. Риелтор заявил Ивану, что Александр не может быть указан в качестве покупателя, так как в силу малолетства он не имеет права приобретать имущество, и поэтому в государственной регистрации перехода права собственности будет отказано. Риелтор полагал, что Иван должен приобрести квартиру в свою собственность, а затем подарить сыну. Укажите, кто и какие ошибки допустил. Ответ обоснуйте.

Задание (на логику).

В парламенте Тридесятого Государства есть три одинаковых по численности фракции - Желтые (которые всегда лгут), Синие (которые всегда говорят правду) и Фиолетовые (которые иногда говорят правду, иногда лгут). На прошлой неделе парламент простым большинством голосов одобрил законопроект о запрете ношения желтых ботинок по выходным дням. Однако президент очень любит желтые ботинки и поэтому наложил на данный законопроект вето. Согласно конституции Тридесятого Государства, парламент может преодолеть вето, но для этого при повторном голосовании законопроект должны поддержать уже не менее чем 2/3 депутатов. На предварительном обсуждении все фиолетовые сказали, что они поддержат законопроект. Все желтые сказали, что они будут голосовать против. А синие заявили, что среди них законопроект поддержат столько же человек, сколько фиолетовых на самом деле проголосуют против него.

Задание по праву.

Когда родители в очередной раз сделали замечание своему 15-ти летнему сыну Андрею, ученику 9-го класса, о необходимости делать домашнее задание вместо того, чтобы злоупотреблять времяпровождением за компьютерными играми, Андрей стал вспоминать в защиту своего поведения все права и свободы человека и гражданина, которые называли на уроке по обществознанию. Он указал, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а к ним относятся: право на достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (Андрей играл в многопользовательскую игру, где предполагается устное общение и обмен электронными сообщениями с другими игроками); право собираться мирно без оружия (Андрей считал, что раз многопользовательская игра носит миролюбивый характер, значит у него и других игроков есть такое право); право частной собственности (компьютер родители подарили Андрею на день рождения, а значит, он является его полноправным владельцем и никто, кроме него не может им пользоваться и распоряжаться без его разрешения); право свободно распоряжаться своими способностями к труду (Андрей считал, что раз есть такое право и принудительный труд под запретом, то и домашнее задание по предметам школьной программы он может выполнять, когда захочет); право на жилище, которое неприкосновенно, а значит никто не вправе входить в комнату Андрея без его разрешения. Оцените с правовой точки зрения действия родителей Андрея и аргументы, заявленные Андреем.

Задание по политологии.

Начинающий журналист качественной газеты написал статью о парламентских выборах 2015 г. в стране В. с давней и признанной традицией представительного и демократического правления, на которых победила партия С., набравшая около 37% голосов всех голосовавших избирателей, но при этом получившая почти 51% мест в парламенте и сформировавшая правительство. Основываясь на этих результатах, журналист сделал вывод, что страна B. не является демократией. Редактор, прочитав статью, отверг вывод начинающего журналиста как ошибочный и предоставил короткое объяснение, с которым журналист согласился, признав свою неправоту. Как Вы думаете, чем обосновал свое решение редактор? Какие факторы мог не учесть начинающий журналист? О какой избирательной системе идет речь? На какую классическую концепцию демократии ориентировался начинающий журналист?

Задание по социологии.

Часто образованные люди утверждают, что религия исчезает в современном обществе, церковные службы и праздники стали традициями, которым следует небольшое количество людей, и они не имеют большого значения, в том числе и практического, для жизни современных людей. Место религии вытесняет наука и светские идеологии. Однако очевидно, что происходящие события говорят об обратном – мусульманство, христианство, иудаизм и другие религии испытывают подъем, возрождение во многих регионах, насчитывают миллионы верующих, вдохновляют на разные действия, в том числе подвиги и преступления. Иногда встречаются «интересные» люди, которые, занимаясь наукой, или будучи, к примеру, врачами, являются верующими, ходят в церковь, воспитывают детей соответствующим образом. Как Вы можете охарактеризовать и объяснить данное противоречие с помощью известным Вам социологических теорий и понятий? Кратко аргументируйте свой ответ.

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу (максимально - 10 баллов).

1.1. Монархия и демократический режим несовместимы.

1.2. Нормы права существуют только в письменной форме.

1.3. Экстенсивный путь развития хозяйства основан на ресурсосберегающих технологиях и повышении производительности труда.

1.4. Понятие политической власти тождественно понятию государственной власти по содержанию и властным полномочиям.

1.5. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации содержатся в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина».

1.6. В соответствии с определением, люди считаются безработными, если они не имеют места работы и не ищут работу.

1.7. Дефицит бюджета может наблюдаться при росте валового национального продукта (ВНП) .

1.8. Принцип разделения властей в демократическом правовом государстве подразумевает деление власти на три независимые друг от друга ветви.

1.9. Все личностные качества человека определены его генетическим кодом.

1.10. Католики и протестанты - христиане.

Ответы:

2. Бюджет является самым эффективным способом государственного регулирования экономики. Заполните таблицу, выбрав из перечня номера положений, соответствующих её столбцам (максимально - 10 баллов)

  1. Содержание государственного аппарата
  2. Займы у населения и в банках
  3. Обслуживание государственного долга
  4. Налоги
  5. Охрана природы (экология)
  6. Поддержание обороноспособности
  7. Торговля природными ресурсами
  8. Внешние займы
  9. Приватизация
  10. Сбережение культурно-исторического наследия

Государственный бюджет

Доходы

Расходы

3.1. Дополнительный вопрос к кроссворду. Приведите примеры перемен в жизни общества (или природы), связанные с определениями, предложенными в заданиях №№ 6, 12, 19. В чем Вы видите главный критерий, который различает эти определения? (5 баллов = по 1 баллу за правильный пример + 2 балла за определение критерия)

По горизонтали

1. Устойчивые, закономерные связи предметов и явлений, то есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях

5. Особый вид человеческой активности, направленный на совершенствование мира и себя самого.

9. Процесс вхождения человека в социальную среду, в которой происходит его жизнедеятельность; другими словами - приобщение к принятой в обществе системе норм и ценностей

11. Развитие, характеризующееся движением от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным

12. Коренной, качественный переворот в общественном устройстве.

13. Процесс, противоположный тому, который охарактеризован под №11 в кроссворде

15. Теория, отдающая приоритет разуму как основе познания и поведения людей, в противоположность сенсуализму.

16. Человек со своими социально обусловленными качествами. Ею человек становится, индивидом - рождается.

19. Постепенные изменения (с лат. - «развертывание»). Употребляется как синоним развития (в широком смысле). Противоположность тому, что Вы определили под №12

По вертикали

2. Единство элементов, взаимодействующих на основе взаимосвязи

3. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений

4. Переживаемая и осознаваемая нужда в чем-либо, является мотивом деятельности

6. Преобразование какой-либо стороны жизни общества, не затрагивающее его основ

7. Теория познания (по-гречески)

8. Один из главных видов деятельности, обеспечивающий существование людей

10. Возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими потребностями, целями и желаниями

14. Первичный этап чувственного познания. Отражение отдельных свойств и признаков объекта в сознании человека.

17. Биосоциальное существо, обладающее даром мышления и способностью создавать орудия труда.

18. Соответствие полученного знания реальной действительности

20. Наиболее сложный этап рационального (логического) мышления. Рассуждения, в ходе которых выводится новое суждение (заключение, вывод).

Ответ (на дополнительный вопрос) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. «Исключи лишнее». В каждом из пяти нижеприведенных заданий по темам «Человек» и «Общество» ДВА из ряда приведенных терминов, выпадают из общего ряда. Определите их и запишите в таблицу буквы, под которыми они указаны (до 10 баллов)

4.1. Природные потребности человека:

а) биологические

б) физиологические

в) социальные

г) органические

д) идеальные

е) естественные

4.2. Межличностные отношения:

а) деловые

б) личные

в) политические

г) формальные

д) неформальные

е) устойчивые

ё) ситуативные

ж) экономические

4.3. Понятия, характеризующие социальную динамику:

а) прогресс

б) структура

в) эволюция

г) революция

д) стратификация

4.4. Определения личности:

а) субъект отношений и сознательной деятельности

б) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида

в) субъект познания и изменения мира

г) человек как часть живой природы

д) человек как отдельный представитель человеческого рода

е) человек со своими социально обусловленными и индивидуальными качествами

4.5. Черты постиндустриального общества:

а) основывается на машинном производстве

б) определяющую роль играет информация

в) производство ориентировано на запросы потребителя

г) преобладает экстенсивный путь развития экономики

д) сфера услуг преобладает над сферой производства товаров

Ответы:

5. Ниже приведены высказывания известных писателей и мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте обозначено […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова) (до 5 баллов).

  • ««Наилучшая […] есть та, которая делает себя излишней» (Вильгельм фон Гумбольдт)
  • «Наибольшей […] -ю обладает тот, кто имеет […] над собой» (Сенека)
  • «[…] может быть определена как реализация намеченных целей» (Бертран Рассел)
  • «[…] теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять» (Поль Валери)
  • «Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена […]» (Плутарх).

5.1. Что это за понятие?

Ответ ________________________________________________

5.2. Высказывание кого из указанных мыслителей вам кажется наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2-3 предложения)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов и сочетаний слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова и сочетания слов могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны (10 баллов)

«Ролью называется ожидаемое _____, ассоциируемое с определенным _____. Совокупность ролей, соответствующих данному _____, называется _____. Наши роли определяются ожиданиями других _____. Некоторые из этих ожиданий, например законы, являются _____, а другие, вроде умения вести себя за столом, - _____. Когда _____ человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные _____ (такие как деньги или _____)».

7. Ниже изображены известные образы-знаки. Укажите, что именно обозначают эти знаки (до 7 баллов = 5 - за определение знака + 2 за верное основание деления).

4.

5.

7.1. Разделите знаки на две группы, так чтобы в одной группе было три знака, а в другой два, укажите основание для подобного деления. В строке группы, укажите соответствующие цифры.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа 2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания 2 тура.

8. Прочтите текст. Это отрывок из реферата, посвященного различным типам экономических систем. Автор не смог разграничить признаки двух разных экономических систем. Выполните это самостоятельно (до 10 баллов). Для этого

1) в таблице озаглавьте колонки, определив типы экономических систем, о которых идет речь;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих признаки каждого из выделенных вами типов экономических систем.

1. Это экономическая система, основанная на традициях, зафиксировавшихся в сознании людей на основе опыта поколений. 2. Для нее характерно централизованное директивное планирование. 3. Экономическая власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. 4. Обычаи определяют использование редких ограниченных природных ресурсов. 5. Предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. 6. Такая система зачастую опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления. 7. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счёт собственных ресурсов и сил. 8. Главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам. 9. Эта система принципиально препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства. 10. Она функционирует на основе традиционных патриархальных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.

Ответ:

9. Решите логическую задачу (8 баллов = 4 за правильный ответ + 4 за раскрытие логики рассуждений).

В парламенте Тридесятого Государства есть три одинаковых по численности фракции — Желтые (которые всегда лгут), Синие (которые всегда говорят правду) и Фиолетовые (которые иногда говорят правду, иногда лгут). На прошлой неделе парламент простым большинством голосов одобрил законопроект о запрете ношения желтых ботинок по выходным дням. Однако президент очень любит желтые ботинки и поэтому наложил на данный законопроект вето. Согласно конституции Тридесятого Государства, парламент может преодолеть вето, но для этого при повторном голосовании законопроект должны поддержать уже не менее чем 2/3 депутатов. На предварительном обсуждении все фиолетовые сказали, что они поддержат законопроект. Все желтые сказали, что они будут голосовать против. А синие заявили, что среди них законопроект поддержат столько же человек, сколько фиолетовых на самом деле проголосуют против него.

9.1. Сможет ли при таких условиях законопроект преодолеть вето президента? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2.Если бы желтые сказали, что среди них законопроект поддержат столько же человек, сколько среди фиолетовых, обязательно ли это увеличило бы общий процент депутатов, поддержавших его? Обоснуйте свои ответы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Уважаемые участники! Перед вами высказывания известных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача - сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными (до 15 баллов).

  1. Общество притеснительнее правительства. (Т. Грановский)
  2. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)
  3. Я не интересуюсь политикой, и это отнимает у меня много времени. (Е. Лец)
  4. Бедность порождает бунт и преступления. (Аристотель)
  5. В стране, в которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, в которой правят плохо, стыдятся богатства. (Конфуций)
  6. Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев. (Э. Хаббард)
  7. Здоровая нация также не замечает своей национальности, как здоровый человек своего позвоночника. (Б. Шоу)

БАРСЕЛОНА, 28 сен — РИА Новости. Политические силы, выступающие за отделение Каталонии от Испании, получают абсолютное большинство в местном парламенте, что позволит им начать "процесс провозглашения независимости", при этом за них проголосовало менее половины избирателей (47,8% голосов).

Exit poll: сторонники независимости победили на выборах в Каталонии Согласно exit poll, коалиция Junts pel Si, в которую входит президент Каталонии Артур Мас, получает 63-66 мандатов. За ним с 11-13 местами следует "Кандидатура народного единства" (CUP). Для абсолютного большинства нужно 68 мест.

По итогам подсчета более 95% голосов, коалиция Junts pel Si (в нее входят партия председателя правительства Каталонии Артура Маса "Демократическая конвергенция Каталонии" (CDC) и "Левые республиканцы Каталонии") получает 62 места. Если суммировать их с 10 мандатами, которые получает другая партия, выступающая за независимость, "Кандидатура народного единства" (СUP), то у них 72 мандата из 135 депутатских кресел.

Это означает, что они могут реализовать свой план и начать в законодательном органе Каталонии "процесс провозглашения независимости".

Среди сторонников сохранения территориальной целостности Испании лидирует партия "Граждане" с 25 мандатами. Социалистическая партия Каталонии — 16 мандатов. Правящая в Испании "Народная партия" получает 11 мандатов. Catalunya Si que es Pot, предлагающая провести референдум (в эту коалицию входит Podemos), получит 11 мест.

На выборах была установлена очень высокая явка — в них приняли участие около 77% избирателей, самый высокий результат с 1980 года.

Сотни сторонников отделения Каталонии от Испании собрались у здания культурного центра Эль Борн, чтобы отпраздновать свою победу. Сам Мас, выступая перед собравшимися, заявил: "Мы победили!" — сказал он на каталанском, испанском, французском и английском языках.

"Сегодня у нас двойная победа: выиграло "да" и демократия. Как демократы мы требуем, чтобы остальные признали победу в Каталонии, победу "да". У нас есть демократический мандат, и мы не подведем. Мы выиграли. И это нам придает силы и законности. Мы с честью осуществим этот мандат", — заявил каталонской лидер.

"Мы работали много лет, чтобы получить мандат на независимость Каталонии, и сегодня ночью нам это удалось. Перед обществом и миром движение в поддержку независимости выиграло, и у нас есть большинство, чтобы продолжать этот проект", — заявил лидер "Левых республиканцев Каталонии" Ориол Жункерас.

Номер один списке Junts pel Si Рауль Ромева заявил, что "никто теперь не может сказать, что нет законных оснований сделать то, что мы собираемся сделать".

"Альтернативы нет. Плотина прорвана. Начинаем работать", — заявил он.

Правительство Каталонии во главе с Артуром Масом объявило воскресные выборы "плебисцитарными". То есть в случае абсолютного большинства в парламенте партий, поддерживающих независимость, они начнут "процесс отделения от Испании" — сформируют правительство, разработают законодательство, примут конституцию. Согласно их плану, независимость может быть провозглашена через 18 месяцев. Власти Испании не признают "плебисцитарный" характер выборов и заявляют, что речь идет об обычных выборах в парламент автономного сообщества.