Соловки игумен герман чеботарь старец. Митрополит герман. Как становятся бесноватыми

«Соловки - это престол Божий,
где в любом месте можно совершать литургию».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

С самого открытия выставки «Не-перемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севе-ре в XX веке» на Соловках было ощущение, что она проходит в простран-стве, где герои этого проекта говорят с человеком сами.

Литию на открытии выставки служит духовник обители архимандрит Герман (Чеботарь)

Земля здесь дышит историей, несмо-тря на попытки «закрасить», приберечь на потом рассказ об истории Архипелага советского времени. Соловки - необыч-ное пространство: здесь сходятся линии истории, здесь дышит дух свободы, несмотря ни на что, здесь никуда не спря-таться... Всё открыто, и потому так остро чувствуется именно здесь, на святой зем-ле, чужеродный дух туризма и бизнеса. Но, слава Богу, мы не были туристами: у нас не было задачи «поставить крестик» на карте личной экскурсионной био-графии. Может быть, поэтому каждый день дарил нам встречи с уникальными людьми и реальной историей.

Чудом было каждый раз открывающееся нам со-бирающее действие памяти: сразу вокруг выставки возникли бескорыстные помощники: Пётр Михайло-вич Леонов - наш добрый друг на Соловках, дизайнер Елена Чекушкина, члены Товарищества Северного Мореходства, работающие в морском музее, Анна Пе-тровна Яковлева - экскурсовод Соловецкого музея - и многие другие соловчане, которые приносили букеты цветов, создавали специальные тележки для перевоза выставки, помогали найти витрины, сделать полочки и треноги, выпилить деревянные стрелочки для штенде-ра... Всего не перечислишь.

Соловки стали двадцатым местом проведения выставки на Севере, может быть, самым важным. К моменту экспонирования на архипелаге в составе выставки были представлены планшеты, рассказы-вающие об опыте духовного сопротивления в различ-ных регионах Архангельской области. Ведь в каждом уголке нашей области можно узнать о неиссякаемой силе духа, действующей в сердцах различных людей. Планшеты раскрывают истории жизни священнослу-жителей, писателей, философов, поэтов: архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), отца Павла Флоренского, сщмч. Илариона (Троицкого), сщмч. Николая Родимо-ва, членов общины архим. Сергия (Савельева), епи-скопа Макария (Опоцкого), поэта Иосифа Бродского, сщмч. Вениамина Петроградского и многих других людей праведной жизни, чьи судьбы переплелись с историей Русского Севера.

Открытие выставки состоялось 27 июля в здании бывшего учебного центра для заключённых, которое было построено в 1928-1929 годах на территории рабочего посёлка Соловецкого лагеря особого назна-чения (СЛОНа). Оно началось с литии новомученикам и исповедникам Российским, совершённой архим. Гер-маном, духовником Соловецкого монастыря. А дальше «Неперемолотые» стали собирать людей, приехавших из разных уголков страны: Санкт-Петербурга, Москвы, Курска, Тулы, Петрозаводска, Ярославля, Новгорода, Ижевска, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Влади-мира, Архангельска, Северодвинска, Мезени.

Председатель Северодвинского общества «Совесть» Г.В. Шаверина рассказывает о сохранении памяти о невинных жертвах Ягринлага

Центром выставки стала экспозиция, где были представлены личные вещи архим. Сергия (Савелье-ва) - дар членов его общины архангельским малым православным братствам. Для многих посетителей история общины архим. Сергия (Савельева) стала от-кровением. Люди с благоговением прикладывались к священным реликвиям. Чудесным образом ожили для нас и слова о. Сергия: «Ещё я открою тебе одну тай-ну. Свято любя друг друга, мы не замыкались в себе. Родная жизнь тем и замечательна, что человек не один в ней, а вместе с другими проходит свой жизненный путь, и когда мутные волны бьют и угрожают ему по-топлением, то родная любовь спасёт от поглощения безымянной бездной. Она бессильна поглотить тех, кто связан узами любви, так как в ней присутствует Сам Христос: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". Вот родная жизнь и является исполнени-ем этого завета. Это тоже чудо».

Во время Дней памяти жертв политических ре-прессий (которые проходят на Соловках уже двадцать шестой раз) с проектом, который был представлен уже в конференц-зале гостиницы «Петербургская», смогли познакомиться представители Польши, Норвегии, Ка-нады. В этом году на митинге в аллее памяти у Соло-вецкого камня не было украинской делегации, поэтому рушник на Поклонный крест, поставленный в память о погибших на этой земле, был повязан представителями Санкт-Петербурга.

По просьбе Иоанны Марциняк, жены генерально-го консула Республики Польша в Санкт-Петербурге, была проведена экскурсия для польской делегации по выставке «Неперемолотые». Особый интерес у них вы-звала история Свято-Сретенского храма в с. Заостровье и рассказ о том, как простые деревенские бабушки сохраняли свою святыню. Пани Иоанна знает об этом храме не понаслышке: она была в нём несколько лет назад, встречалась с настоятелем отцом Иоанном Приваловым. Искреннее удивились гости, увидев фото, где генеральный консул Польши Пётр Марциняк открывает памятники жертвам советского режима в Яренске и Пинеге. Мы снова убедились в том, как па-мять соединяет людей: краеведы области - О.А. Угрю-мов, Г.А. Данилова, И.А. Дубровина, с которыми сотрудничают поляки, активно помогали и в создании нашего проекта.

По вечерам пространство выставочного зала пре-вращалось в литературно-музыкальную гостиную, где были показаны композиции: «Его называли русским Леонардо да Винчи» об о. Павле Флоренском, «Подвиг длиною в жизнь» о епископе Луке (Войно-Ясенецком), «Пророк в своём отечестве?» о писателе А.И. Солже-ницыне, «А душа не тонет» об Ариадне Эфрон (Цве-таевой), «Последняя из рода Цветаевых», посвящённая Анастасии Цветаевой, и многие другие.

Наталья Голубева, Ольга Тушина

Из отзывов посетителей выставки

«Спасибо вам! Если мы забудем своё прошлое, оно вернётся и напомнит о себе. Такие выставки помогают не забыть и заново ощутить ту внутреннюю связь вре-мён, которая не должна исчезнуть из памяти».

«Пусть к вам приходят люди просвещённые, а если непросвещённые, чтобы они просвещались и чтобы сердца их бились».

«Выставка будит душу, совесть и... вдохновляет: помнить, узнавать, жить с верой, любовью и милосер-дием».

«Вы делаете чрезвычайно важное дело: собираете по крупицам сведения о новомучениках, осмысляете их и рассказываете нам. Это самый лучший способ про-славления новомучеников».

«Спасибо огромное, "неперемолотые" подвижники! Пока вера и служение людям не будут уничтожены - не иссякнет земля Русская "щедротами и богатством". Спасибо вам за память о наших отцах и дедах».

Три дня в неделю проходят в одном из храмов Троице-Сергиевой Лавры особые службы. Наместник монастыря отец Герман вымаливает, мажет миром и кропит беснующихся людей. Любопытствующим и психически больным сюда лучше не заглядывать. Здесь лечат болезни духа.

Необъяснимые симптомы

Довольно часто пациентами, которых лечит отец Герман, становятся люди с необъяснимыми болезнями. Человек тает на глазах, теряет силы, еле ходит, но ни один врач не может определить причину и поставить диагноз. Другой случай - постоянная тоска, депрессия вплоть до желания уйти из жизни на фоне вполне благополучной судьбы. Или, наоборот, беспричинные вспышки ярости и раздражения, доходящие до буйства у человека, обычно спокойного и уравновешенного. Могут быть приступы, припадки, симптомы эпилепсии или шизофрении, но без всяких признаков органического поражения психики.

Есть такая болезнь - одержимость

Разгадка может обнаружиться в церкви. Резко негативная реакция на все атрибуты церковной службы - ладан, святую воду, крест, молитвы, иконы, мощи, - свидетельство того, что человеком руководит чуждая ему сила. Еще больший шок может испытать тот, кто, зайдя в храм, вдруг закукарекает или начнет нецензурно выражаться. Все это происходит помимо его воли.

Так личность сталкивается с фактом, что её душой распоряжается какая-то иная сила, независимо от того, верит она в её существование или нет. Отчитка, которую проводит отец Герман, с предельной ясностью показывает характер этой силы. "А ну уйди от меня, поп!" - может вопить басом тонюсенькая девушка, а малыш лет шести способен с такой силой ударить кропящего святой водой священника, что того отбрасывает метра на три. Низкая, злобная, агрессивная - бесы, демоны - является источником загадочных заболеваний человеческого духа, именуемых одержимостью.

Как становятся бесноватыми

Первой причиной того, что люди оказываются во власти демонической силы, является неверие в духовный мир: ни в Бога, ни в черта. Из-за атеистического воспитания одно поколение безбожников сменялось другим, накапливая багаж грехов, - так объясняет отец Герман распространение одержимости в среде постсоветского населения. Человек некрещеный изначально живет по страстям, не признает заповедей Божиих, не получает защиты Святого Духа и попадает во власть духа нечистого.

Верующий знает заповеди и следует им. Но под влиянием лукавых духов и крещеные люди отступают от Бога, совершают греховные поступки. Однако у них есть возможность раскаяться и восстановить связь с Ним в таинстве причастия. Тот же, кто не противится искушениям, грешит и не кается, теряет власть над своей душой, отдает её во власть бесам. Они вселяются в сердце такого человека в момент сознательного совершения бессовестного поступка.

Ещё один комплекс причин одержимости называет архимандрит Герман. Это кодирование, обращение к экстрасенсам, колдовские практики. По сути, это «вселение нечистой силы с полного согласия больного и под его расписку».

А вот выгнать лукавого духа из души - это уже не во власти самого грешника. Здесь нужна сильная молитвенная помощь извне, её-то и оказывает отец Герман. Сергиев Посад - место, куда устремляются тысячи несчастных в надежде вновь обрести власть над своей душой.

Экзорцизм - изгнание бесов

Троице-Сергиева лавра - одно из немногих мест в России, где страдающие одержимостью и беснованием могут получить помощь. Изгнание бесов в церковной практике называется экзорцизмом. В евангельские времена это было доступно только Иисусу Христу. Учеников своих Спаситель учил: «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (МФ.17,21). То есть только человеку крепкой веры и святой жизни под силу оказывать помощь в освобождении ближнего своего от нечистой силы.

С первых веков христианства установилась практика: на изгнание нечистых духов получать благословение у церковного иерарха, сан которого не ниже епископского. На Руси с 14 века была распространена молитва на изгнание бесов из богослужебной книги Киевского Могилы. Экзорцизм в России получил название отчитки - это особое богослужение для Сейчас чин отчитки входит в большой требник православных священнослужителей, она признается Православной церковью, но заниматься ею дано не всякому. Далеко не всякому, хорошо ещё, если одному из тысячи.

Нужны ли нам экзорцисты?

Противники чина изгнания бесов в практике православной церкви настроены категорично: «Отчитка отца Германа - это служба, которую нельзя посещать никому». Приводятся многочисленные аргументы, утверждается, что русская церковь никогда не знала этого чина. А что предлагают противники отчитки попавшим в беду людям? Тем, кто уже здесь, на земле, увидел себя в аду и во власти бесов. Молиться, поститься, ходить в церковь, каяться, причащаться, посещать святые места - словом, исправляться и надеяться на милость Божию.

Да! Теперь-то одержимый и готов делать всё, чем раньше пренебрегал, но владеющая им сила не даст приблизиться к Богу. Не всякий батюшка на приходе обладает молитвенной силой для возвращения блудного сына в лоно церкви. Нужна особая служба и люди, способные без вреда для себя совершать её.

Где могут помочь

Отец Герман Чесноков считается ведущим экзорцистом в России, а Троице-Сергиева лавра - самым известным местом, где получают помощь духовно болящие. Еще в советские времена занимался здесь отчиткой игумен Адриан. Лет тридцать назад получил от патриарха благословение на эту службу отец Герман. Лавра, однако, не единственное место, где способствуют духовному исцелению. В 100 километрах от Москвы, в селе Шугаево, служит о. Пантелеимон, в Башкортостане известен о. Симон, проводят отчитки в Калужской и в Горнальском - Курской области; в Нижегородской области такие службы правятся в Оранском монастыре, а в Пензенской - в Свято-Рождественском, что в селе Трескино. В сельских храмах Владимирской области и Татарстана есть священники, которые используют для помощи людям чин отчитки. Всего по России насчитывается до 25 священников, практикующих эту службу, собирающую огромное количество людей. «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). В лице этих священников православная церковь протягивает руку людям, попавшим во вражеский плен. Почему же их так мало?

Сделал доброе дело - готовься к искушению

В одной популярной православной книге приводится история батюшки, рискнувшего однажды исцелить бесноватую девочку. Не устоял перед просьбами несчастных родителей. После недели усиленного он провел чин отчитки по требнику - и нечистый дух оставил дитя.

Чувство радости сопровождалось невинной мыслью: «И я не так прост, что-то могу». Желание рассеяться и отдохнуть после напряжения духовных сил тоже вполне объяснимо - и батюшка с газетой в руках углубился в чтение городских новостей. Подняв глаза от интересной статьи, он ясно увидел того, кто вышел из девочки. Бес, глядя прямо в глаза, внимательно изучал его. Не помня себя от ужаса, священник помчался к духовному отцу, у которого даже не попросил благословения на эту службу. Надо думать, молитвы духовника смягчили расправу: батюшка был ограблен, избит, лишился всех зубов.

"Без Меня не можете творить ничего"

Абсолютное смирение, которое исключает всякую мысль о своей причастности к успеху - вот условие защиты от нападения нечистой силы. Смирение - это опытное познание своей немощи, служитель стопроцентно уверен, что исцеляет только Христос. «Я не изгоняю бесов, я читаю молитву с просьбой, чтобы Бог помог», - объясняет отец Герман. Отзывы о его службе могут быть различными, но то, что он сильный молитвенник, признают все. Он развивает мысль дальше: служба отчитки не имеет особой философии и не требует сверхъестественных способностей, выполняет он её не по призванию и личному влечению, а по послушанию. Такое же отношение к чину отчитки у отца Симеона из Башкирии - это всего-навсего духовная гигиена, ведь моем же мы руки и чистим зубы.

Другая составляющая безопасности, защиты от нападения бесов - максимальное удаление от всего мирского. В монастыре это выполнить легче. Людям в миру надо быть осторожнее. «Телевидение - источник духовного повреждения», считает отец Герман и включает его в число наиболее распространенных причин одержимости.

Послушание, смирение, отречение от мира с его страстями - казалось бы, ничего сверхъестественного, но так мало служителей, которым это по силам!

Александра Чеснокова

Божественный промысел есть в жизни каждого человека, но не всякий может следовать ему. Череду чудес увидел в своей жизни отец Герман - биография его содержит множество, казалось бы, несовместимых между собой фактов.

Воинская служба в Средней Азии в особом пограничном округе. Времена были неспокойные - шла война в Афганистане. За боевые операции по задержанию лазутчиков Александра Чеснокова (мирское имя отца Германа) хотели даже представить к званию Героя Советского Союза. Чем не начало успешной военной карьеры? Но претендент не был членом КПСС и, видимо, не собирался в неё вступать. Следующий этап - учеба в Московском автодорожном институте, престижном советском вузе. Учился он на экономическом факультете. Автомобили, экономика - образование, которое могло обеспечить интересную работу и успешную жизнь как в советском, так и в постсоветском обществе. Неожиданно для близких и знакомых оно прерывается.

«Моя жизнь - череда чудес»

По совету духовного отца Александр становится слушателем духовной семинарии, а затем академии. Профессор МДА А. Осипов вспоминает, что на его семинарах особенными познаниями Чесноков не выделялся, был простым слушателем, в тонкости богословия не вдавался. А в последний год учебы студент Александр становится послушником Лавры, примеряя на себя монашескую жизнь.

Когда вплотную встал вопрос о будущей жизни: стать монахом или священником в миру, произошёл «эпизод с солью». В нем видно прямое указание на волю Божию. За полчаса до того, как дать окончательный ответ, Александр, сидя в келье, подумал: «Если оставаться в Лавре, пусть у меня кто-нибудь что-то попросит». Тут же раздался стук в дверь, и знакомый иеромонах попросил у него соли. Вопрос был решен, в тот же день состоялось пострижение Александра. Знакомый иеромонах только пожимал плечами: «Никакой соли я у тебя не просил!» В настоящее время несостоявшийся Герой Советского Союза - экзорцист отец Герман. Сергиев Посад - место его постоянного жительства и служения.

Наша служба и опасна, и трудна

Каждую неделю в четверг, пятницу и субботу в полдень в Петропавловском храме, что рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, совершается чин изгнания бесов. Раньше он проходил в надвратном внутри монастыря. Несколько сот людей минут 10-15 напряженно ожидают священника. Это опоздание - начало подготовки к нелегкой службе.

Появление священника сопровождается шумом и ропотом в толпе, кое-где плачут, где-то угрожают, слышны рычание, мяуканье, кукарекание, лай, - всё обнаруживает присутствие нечистой силы. Служба отца Германа начинается с длинной проповеди. Она длится 1,5-2 часа, и некоторые уходят уже с неё. Остальные же слушают, затаив дыхание, потому как каждый узнает в обличениях священника свою жизненную историю.

Начинается чтение молитв на изгнание нечистых духов. богослужения, и бесы начинают неистовствовать: воют, рычат, матерятся, визжат. В храме присутствуют помощники батюшки, которые по его знаку выводят «симулянтов» - людей, играющих на публику. По признанию о. Германа, он знает, после какой именно молитвы выходят бесы.

Затем следует помазание миром, окропление святой водой - этим действиям нечистые духи оказывают физическое сопротивление, требуется немалое усилие, чтобы святыня коснулась тела беснующегося человека. "Изыди, отойди, Сатана... Изгоняем тебя именем Бога!" По окончании молитвы о. Герман напоминает, что на отчитке желательно побывать три раза, а затем обязательно участвовать в таинствах соборования, исповеди, причастия.

"Узок путь, ведущий в жизнь вечную"

Беснование и одержимость - это урок, данный Богом человеку, слишком далеко зашедшему по широкому пути греха. Это возможность уже в земной жизни увидеть, чью волю исполняет грешник. Отчитка отца Германа - шанс вырваться на волю из бесовского плена и начать жизнь по Богу. Покаяние, исповедь, причастие, молитвы и следование заповедям - это путь личной борьбы за своё спасение.

Родился в семье служащих.

С 1950 года был призван епископом Ташкентским и Среднеазиатским Гурием (Егоровым) прислуживать за архиерейскими богослужениями. В 1955 году окончил среднюю школу и с благословения Ташкентского архиепископа Ермогена (Голубева) поступил в Саратовскую духовную семинарию, в 1956 году перешел в Ленинградскую духовную семинарию также с разрешения архиепископа Ермогена. В 1958-1960 гг. проходил службу в рядах Советской Армии. В 1960-1961 гг. был делопроизводителем Ташкентского епархиального управления, в 1962 году окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1962-1966 гг. учился в Ленинградской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение «Богослужение Святой Пасхи в его историческом развитии».

26 декабря 1965 года рукоположен во иеродиакона епископом Зарайским Ювеналием (Поярковым); 29 мая 1966 года рукоположен в иеромонаха митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым).

В 1966/67 учебном году иеромонах Герман состоял профессорским стипендиатом по кафедре Византологии, преподавал Литургику в семинарии и догматическое богословие в академии. 11 августа 1967 года был назначен инспектором Ленинградской духовной академии и семинарии с возведением в сан архимандрита, которое состоялось 12 сентября того же года. В 1967/68 учебном году преподавал в академии каноническое право.

В феврале-марте 1968 года был членом делегации Московской Патриархии в Западноевропейском Экзархате, посетил приходы Русской Православной Церкви в Швейцарии, Франции, Бельгии, Голландии; в марте-апреле того же года в составе делегации РПЦ был на III Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге; в июле как член делегации РПЦ принимал участие в работе IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Упсале (Швеция).

28 ноября 1968 года на заседании Священного Синода архимандриту Герману определено быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии, а также ректором Ленинградской духовной академии и семинарии.

В полдень 5 декабря того же года в храме Ленинградской духовной академии состоялось наречение архимандрита Германа во епископа Тихвинского. При совершении чина наречения архимандрит Герман произнес речь, в которой, в частности, сказал: «Ваше Высокопреосвященство, Ваши преосвященства, святители Божии! В этот трепетный час, когда я предстою перед Вами, испытывая то, что может испытывать и переживать человек, вступающий на путь апостольского служения, мне вспоминаются внимание, дружелюбие и доброта людей, с которыми Господь судил мне встретиться. Это были школьные учителя и священники, наставники семинарии и академии, архиереи и миряне, большие друзья и просто знакомые, товарищи и сотрудники. Я помню радость моих родителей, когда покойный Владыка Гурий взял меня к себе в алтарь Ташкентского кафедрального собора и я стал его книгодержцем, я помню всех моих духовников, которые трудились над созиданием во мне „сокровенного в сердце человека“. Я знаю, что епископская митра - это терновый венец Христа. Епископ призван служить, а не господствовать, он призван душу отдать за избавление многих».

6 декабря 1968 года в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского была совершена хиротония архимандрита Германа во епископа Тихвинского.

После двухлетнего пребывания в должности ректора Ленинградской духовной академии и семинарии преосвященный Герман был назначен епископом Венским и Австрийским (до 1974 г.), Виленским и Литовским (1974-78 гг.), Тульским и Белевским (1978-86 гг.). В приходе святителя Николая города Вены епископ Герман основал детскую школу русского языка и православного воспитания; начал раз в месяц совершать Божественную Литургию на немецком языке для прихожан, не говорящих по-русски; регулярно выступал с проповедью и чтением Слова Божия по австрийскому радио; в Литве выступал с религиозными чтениями на собраниях епархиального духовенства. В 1980 году организовал епархиальное празднование 600-летия Куликовской победы с участием постоянных членов Священного Синода, за что Святейшим Патриархом Пименом был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени. Епископ Герман проводил ежегодно по несколько пастырских собраний духовенства, что было не очень модно в то время; претерпел порицание от уполномоченного Совета по делам религии за требование совершать крещение взрослых через погружение.

29 июля 1986 года Владыке Герману определено быть архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, патриаршим экзархом Средней Европы. В связи с 50-летием Высокопреосвященнейший Герман в 1987 году Святейшим Патриархом Пименом был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени. В 1988 году архиепископ устраивал отдельно в Западном и Восточном Берлине широкие празднования, посвященные 1000-летию Крещения Руси, при поддержке местных властей и религиозной общественности с приглашением Варшавского православного хора. К 20-летию архиерейства Владыка Герман был удостоен Святейшим Патриархом Пименом именной панагии и награжден государственным орденом «Дружба народов».

В 1989 году архиерей выступил инициатором проведения международной научной конференции в связи с празднованием 400-летия учреждения Патриаршества в России. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1990 году он предложил добиваться возвращения в собственность Церкви ее святынь, включая храмы, монастыри и другие виды церковного имущества, что получило одобрение участников Собора. После упразднения экзархатов на Архиерейском Соборе 31 января 1990 года архиепископ Герман получил титул «Берлинский и Лейпцигский», а через год ему было определено стать архиепископом Волгоградским и Камышинским.

25 февраля 2000 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II № 586 за усердное служение Церкви Божией архиепископ Герман был возведен в сан митрополита.

Награды

Церковные:

  • Орден св. равноап. блгв. кн. Владимира 2-й степени (во внимание к церковным заслугам и в связи с 50-летием со дня рождения, 11 ноября 1987).
  • Орден прп. Сергия Радонежского I степени (2007).
  • Орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (14 сентября 1980).
  • Медаль прп. Сергия Радонежского I степени (1979).
  • Орден прп. Серафима Саровского II степени (2005).
  • Орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени.
  • Орден свт. Макария, митр. Московского (февраль 2003).

Светские:

  • Орден Почёта (28 декабря 2000 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно - нравственных традиций
  • Почётный гражданин города-героя Волгограда (2010 год)
  • Орден Дружбы народов (1988 год)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008) - за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций, укрепление межконфессиональных связей, строительство и восстановление храмов

», которая рассказывает о возрождении современной Соловецкой обители и судьбе ее начельников.

В середине лета 1990 года В. Карнюшиным были сделаны снимки визита на Соловки международной культурной миссии «Истоки». Во время своего пребывания в обители, члены гуманитарного проекта приняли участие в водосвятном молебне на берегу Святого озера, установке креста на месте разрушенной кладбищенской церкви во имя прп. Онуфрия Великого. На снимках, также запечатлены концерт православной музыки на паперти Спасо-Преображенского собора, перенесение уцелевших древних надгробий на территорию разоренного в годы лихолетья братского кладбища, молебен у входа в Спасо-Преображенский собор и посещение Свято-Вознесенского скита на вершине Секирной горы.

В 1992 году на монастырской звоннице появились первые колокола. В августе произошло знаменательнейшее событие - (Крестный ход со святыми мощами из Александро-Невской Лавры в аэропорт. Вылет в Архангельск. Крестный ход из аэропорта к площади у Морского вокзала. Святейший Патриарх Алексий II служит торжественный молебен. Погрузка на корабль «Алушта». Отправление корабля на Соловки. Прибытие. Крестный ход от Тамариного причала к монастырю).

На снимках, сделанных Виктором Печеневым в апреле следующего года, запечатлен один из крестных ходов по храмам обители, которые традиционно совершаются в Соловецкой обители на Светлой седмице. Остановка крестного хода в Свято-Троицком соборе монастыря. На фотографиях: игумен Иосиф (Братищев) (ныне архимандрит), иеромонахи Герман (Чеботарь) (ныне архимандрит) и Зосима (Чеботарь) (ныне игумен), иеродиаконы Савватий (Буев) (ныне игумен) и Иринарх (Михеев) († 09.08.1994), инок Филипп (Агуреев) (ныне иеромонах), инок Иона (ныне монах Лазарь), Андрей Близнюк (ныне протоиерей), Виктор Лагута († 21.11.2009).

В августе 1993 года музей-заповедник «Коломенское» передал в Соловецкую обитель семь предметов, ранее принадлежавших Соловецкому монастырю. Это каменный крест преподобного Савватия; икона «Чудо архистратига Михаила в Хонех» XIX века, находящаяся сейчас в одноименном храме Вознесенского скита на г. Секирная; икона «Спас на убрусе» 1882 г. - в настоящее время находится в иконостасе храма Благовещения Пресвятой Богородицы на своем историческом месте; фрагменты резного иконостаса храма Благовещения, которые впоследствии были использованы реставраторами для воссоздания иконостаса, а также три иконы XIX в. (до революции находились в иконостасе этого же храма).

К сентябрю того же года, относятся фотографии Праздника Крестовоздвижения в надвратной Благовещенской церкви. Среди участников службы: архимандрит Иосиф (Братищев), игумен Герман (Чеботарь), иеромонахи Стефан (Постоляко), Зосима (Чеботарь), Антоний (Плясов), Савватий (Буев), иеродиакон Иринарх (Михеев), иноки Елисей (Рашковский; † 13.10.2011) и Филипп. Кроме соловецкой братии, на фото - духовник московского Свято-Данилова монастыря архимандрит Даниил (Воронов) и иеродиакон из той же обители.

Вероятно, к 1993 году относятся и снимки, сделанные Виктором Лагутой на монастырской звоннице. На фото запечатлены: игумен Герман (Чеботарь) (ныне архимандрит), иеромонах Зосима (Чеботарь) (ныне игумен), иеродиакон Иринарх (Михеев) († 09.08.1994), Александр Яковлевич Мартынов (ныне заместитель директора Соловецкого музея-заповедника по научной работе) и другие люди, личности которых нам не удалось идентифицировать.

Всенощное бдение с литией и Божественная Литургия в надвратном храме Благовещения Пресвятой Богородицы Соловецкого монастыря состоялись либо в 1993, либо в 1994 г. На фото запечатлены: наместник монастыря архимандрит Иосиф (Братищев), игумен Герман (Чеботарь) (ныне архимандрит), иеромонах Зосима (Чеботарь) (ныне игумен), инок Елисей (Рашковский) († 13.10.2011), иеродиакон Иринарх (Михеев) († 09.08.1994), инок Адриан (Лялин), инок Иона (Букшану) (ныне монах Лазарь), инок Филипп (Агуреев) (ныне иеромонах), послушник Николай Матвеев, рясофорный послушник Владимир Граненко, послушник Дмитрий Новожилов, инок Вассиан (Русских) (ныне игумен Иннокентий), Георгий Кожокарь.

Существует еще одна фотосессия Всенощного бдения в этом храме, которое также датируется 1994 г. На фото запечатлены: наместник монастыря архимандрит Иосиф (Братищев), игумен Герман (Чеботарь) (ныне архимандрит), иеромонах Зосима (Чеботарь) (ныне игумен), иеродиакон Лонгин (Новоселов) (ныне иеромонах), иеромонах Савватий (Буев) (ныне игумен), инок Вассиан (Русских) (ныне игумен Иннокентий), послушник Павел Любенко (ныне иеромонах Гурий), иеродиакон Филипп (Агуреев) (ныне иеромонах), инок Иона (Букшану) (ныне монах Лазарь), инок Елисей (Рашковский) († 13.10.2011), послушник Николай Матвеев, послушник Константин Тихтилов (впоследствии монах Феодор), инок Иоанн (Пономарев) (ныне монах Иоанн), послушник Дмитрий Новожилов и другие.

Другие фотографии датируются 19 апреля 1994 г., когда на московском Подворье прошел монашеский постриг одного из первых насельников Соловецкой обители - иеродиакона Иринарха (Михеева) († 7.09.1994).

Еще одна фотосессия освещает визит на Соловки 6 июня 1994 года представителей дома Романовых во главе с великими княгинями Леонидой Георгиевной († 23.05.2010) и Марией Владимировной.

К фотографиям 1994 года относятся снимки разработки монастырского огорода, на которых запечатлены иеромонах Зосима (Чеботарь), инок Филипп (Агуреев), инок Елисей (Рашковский), трудники монастыря, а также ныне почившая соловчанка Лидия Фавстовна, а также уборка на Б. Заяцком острове, участие в которой принимали: Игумен Даниил (Воронов), иеромонахи Антоний (Плясов) и Стефан (Постоляко), иеродиакон Иринарх (Михеев), иноки Елисей (Рашковский), Филипп (Агуреев) и Адриан, монахиня Мария (Братищева), послушник Владимир (Грановский) и другие.

К этому же периоду относится серия «На монастырских послушаниях», в которых принимали участие иеромонах Зосима (Чеботарь), иноки Адриан, Гурий, Иннокентий (Русских), Иона, послушники Николай Буздык, Николай Морозов, Владимир Цветков, Георгий Кожакарь и другие, а также серии «На подворье в Кеми» и «Монастырский коровник и хоздвор».

До нас дошли уникальные снимки изготовления в Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря Поклонного креста «В память новомучеников и всех пострадавших в земле соловецкой», который был установлен у подножия горы Голгофа на острове Анзер Соловецкого архипелага 3 июля 1994 г. На фотографиях: наместник монастыря архим. Иосиф (Братищев), руководитель Кресторезной мастерской Георгий Георгиевич Кожакарь, реставратор Владимир Антонович Шапошник (1-й слева на последнем фото), а также работники Кресторезной мастерской.

Реставраторы В. В. Сошин и В. А. Шапошник, отдавшие многие годы жизни восстановлению соловецких святынь, представлены и на других снимках того же периода.

На Радоницу, в день особого поминовения усопших, 20 апреля 1999 г. наместник Соловецкого монастыря архимандрит Иосиф (Братищев) с братией монастыря посетили Свято-Вознесенский скит на Секирной горе, чтобы помолиться о упокоении почившей братии обители, всех на месте сем погребенных, пострадавших, почивших сродников и всех православных христиан.

Последнее обновление страницы: 16.02.2013 20:20:32

Впервые мы попали на Соловки в 1988 году. В то время мы ходили в турпоходы . Приближались «ноябрьские праздники», которые туристы традиционно использовали для вылазки на природу . Обсуждая, куда можно податься в осеннее межсезонье в нашем болотистом крае, один из членов нашей туристской группы предложил Соловецкие острова, на которых он как-то побывал. Так мы и оказались впервые на Соловках .

Второй раз мы прилетели на Соловки в Крещенские дни 1990 года. Стояли ясные морозные дни. Одно из незабываемых впечатлений: вышли мы по утру с фотоаппаратом из «Соловецкого Кремля» - так его тогда называли - чтобы сфотографировать его со всех сторон. Пока обходили - уже наступил закат. И неудивительно : от Соловков до Полярного круга всего 165 км.

Тогда мы узнали, что Соловецкому музею очень нужны экскурсоводы на летнее время, для подготовки которых в Архангельске были организованы специальные курсы. И с началом навигации мы приехали на Соловки уже в новом качестве - экскурсоводов Соловецкого музея-заповедника. Водили экскурсии по «памятникам архитектуры», и даже в мыслях не было , что эти «памятники» скоро заживут своей первоначальной жизнью.

А между тем на Соловецком острове уже действовала православная община, зарегистрированная 14 апреля 1989 года Советом по делам религий при Совмине СССР. Собственно говоря, от этой даты и можно отсчитывать историю возобновленного Соловецкого монастыря. Для окормления верующих на Соловки был командирован настоятель храма прп. Сергия Радонежского села Ширша (в нескольких километрах от Новодвинска ) игумен Герман (Чеботарь), ставший с 19 мая 1990 года уже постоянным священником и председателем этой общины. Будучи сам родом из Молдавии , и нареченный при монашеском постриге еще в семинарии в честь преподобного Германа Соловецкого, мог ли он предполагать, что ему самому доведется идти по стопам своего тезоименитого предшественника - стать возобновителем Соловецкой обители? Вскоре к нему присоединился его родной брат, иеромонах Зосима (назначен 5 октября 1990 года), постриженный в честь первого соловецкого игумена, и до весны 1992 года эти два монаха собственно и представляли собою возобновленный Соловецкий монастырь.

Между тем, в документах , хранящихся в монастырском архиве, с сентября 1990 года речь уже идет не об общине верующих, а именно о монастыре . А 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение открыть Соловецкий Зосимо-Савватиевский ставропигиальный мужской монастырь. Эта дата и считается официально днем возобновления Соловецкого монастыря. Временно исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман. Здесь нужно пояснить: ставропигиальным называется монастырь, настоятелем которого является Святейший Патриарх; управляет монастырем он через своего «представителя», называемого наместником.

Сейчас, глядя на благолепие и обустроенность Соловецкого монастыря, трудно представить, какие испытания пришлось пережить первым соловецким монахам, и сколько трудов выпало на их долю. Когда отец Герман только прибыл на остров , то ему не давали возможности не только совершать богослужения, но даже не имел он «где главу подклонить» Лк. 9:58. . Монастырь был доступен ему не более , чем экскурсантам. Богослужения и требы поначалу совершались в жилых помещениях. Потом выхлопотали Филипповскую часовню на берегу моря (это первая часовня, которую встречают паломники на пути к монастырю от поселковых причалов). Часовня была освящена 2 июля 1989 года, и все богослужения стали совершаться в ней . А 27 сентября 1990 года, в праздник Крестовоздвижения, Соловецкому монастырю были переданы «в безвозмездное пользование» 2-й и 3-й этажи трехэтажного корпуса - «недвижимого памятника истории и культуры » , - расположенного в Северном дворике монастыря у Никольских ворот. Второй этаж приспособили под домовую церковь: соединили две большие комнаты, прорезав стену между ними широкой аркой, и с конца октября 1990 года в ней начались ежедневные богослужения. Там было тепло и уютно , и храм этот любили все прихожане и паломники . На третьем этаже корпуса расположилась гостиница для паломников. Первый же этаж продолжал занимать продовольственный магазин, называемый в народе «Кремлевским» (поскольку находился в стенах «Соловецкого Кремля»).

К этому времени в Наместническом корпусе, разделяющем собой Северный и Центральный дворы монастыря, большая часть первого этажа была передана монастырю (там находились братские кельи, братская трапезная, кухня, подсобные помещения, в подклете - овощехранилище); меньшая же часть этажа принадлежала музею (там был отдел научной пропаганды, заведовавший экскурсоводами). На втором и третьем этажах по-прежнему располагалась поселковая гостиница. Восточную часть второго этажа занимал местный «дом культуры», который каждый субботний вечер врывался в тихую монастырскую жизнь оглушительными дискотеками, сопровождавшимися многими безобразиями, происходившими на глазах у братии . В заявлении на имя председателя районного совета пос. Соловецкий и генерального директора музея-заповедника братия подчеркивали: «Считаем оскорбительным плясание на месте духовных подвигов и месте мучений тысяч невинно репрессированных людей» .

Наличие магазина прямо под храмом также не способствовало спокойной монастырской жизни: грохот грузовых машин, хождение людей, зачастую в нетрезвом состоянии, продажа, а нередко и распитие в магазине спиртных напитков. Кроме того, в центре Северного дворика, в бывшем Кожевенном корпусе монастыря, находился коммерческий винный магазин. Всё это и многое другое вынуждало братию монастыря неоднократно обращаться к музейному и поселковому начальству, в Архангельскую епархию и даже в Московскою Патриархию с просьбой помочь устранить эти беззакония. «По вечерам воспитанные без страха Божия подростки в стенах монастыря устраивают гулянки, сквернословят, дерутся, бьют стекла и фонари , ломают замки, гоняют на мотоциклах … Греховная мирская жизнь, происходящая буквально у стен монастыря, создает искушения, которые, к несчастью , некоторые из послушников не смогли преодолеть и уехали с острова » , - писал в рапорте Святейшему Патриарху в декабре 1991 года игумен Герман.

Водворение святой обители на Соловках ознаменовалось «огненными искушениями». 8 или 9 октября 1990 года, когда отец Герман уехал на несколько дней в свой бывший приход на престольный праздник (прп. Сергия Радонежского), была подожжена и ограблена его келья. Поджигатель включил электроплитку, обложил ее тряпками, но огонь не успел сильно разгореться - отключили электричество в монастыре . Сам пожарный рассказывал об этом , как о чуде . А неделю спустя, 16 октября, была подожжена и сгорела крыша бывшей Преображенской гостиницы, что возле бухты Благополучия, из которой в те дни выводилась находившаяся там воинская часть - так здание с тех пор и стоит без крыши. И нас , экскурсоводов, даже специально предупреждали об опасности поджогов.

Но несмотря на все трудности, жизнь постепенно налаживалась. Ежедневно совершалась молитва; очень медленно, но все же наполнялся храм прихожанами. Почти каждое воскресенье после литургии совершалось крещение: крестили и детей , и взрослых , причем, кажется, с самого начала полным погружением в Святом озере. Практически все местные жители, которые хотели креститься, были крещены о. Германом и о . Зосимой в это время.

Первый раз храм оказался до отказа наполненным в январе 1991 года, на Рождество Христово. Но как раз за несколько дней до праздника на братию обрушился грипп. Отец Герман был с высокой температурой и совсем без голоса. Из послушников на ногах был только один, который всю ночную службу и пел , и читал . Отец Зосима уехал в Архангельск , и служить пришлось отцу Герману, который все возгласы произносил шепотом и еле держался на ногах . Пришедшие на службу из любопытства были, конечно, разочарованы и скоро ушли, но человек 20 постоянных прихожан стали свидетелями того, как к утру у батюшки появился голос, и он произнес проповедь о помощи Божией, которая всегда приходит в благом деле, каким бы трудным и безнадежным оно ни казалось. Лишь бы была вера!

В то время , как земля Соловецкая стала вновь освящаться монашеской молитвой, музейные и поселковые власти производили иногда противоречащие христианскому духу действия, порой даже кощунственные. Уже было принято решение о поэтапной передаче памятников архипелага во владение монастыря, когда начал осуществляться проект приспособления монастырских храмов и корпусов для мирских нужд, согласно которому в подклетах Троицкого собора, где покоятся останки многих Соловецких подвижников, намечалось устроить трансформаторную подстанцию; под алтарем Никольского храма - санузлы; в Александровской часовне, что у стен монастыря, - разместить электрощитовую канализационной насосной станции. Но молитвами Соловецких святых, молениями и хлопотами современной братии монастыря, милостию Божией эти кощунственные проекты не осуществились . Напротив, светские организации, занимавшие монастырские помещения, постепенно уступали место законному владельцу: все магазины из Северного дворика переехали за пределы монастыря, и на первом этаже корпуса у Никольских ворот, под домовой церковью, теперь братская трапезная и кухня ; весь Наместнический корпус принадлежит монастырю: в нем расположены братские кельи и некоторые монастырские службы.

Надо сказать, что большинство соловчан не были отрицательно настроены к возвращению Церкви на архипелаг . По данным опроса населения, проведенного в апреле 1990 года, из 640 опрошенных только 69 были принципиально против передачи островов Церкви.

Как только монастырь возобновил деятельность, стали приезжать паломники из ближних и дальних мест. Немало людей обрело здесь духовное пристанище. У многих отсчет времени жизни начался с Соловков 90-х годов. И от многих приходилось слышать, что на Соловки приезжают, как домой. А дома живут ожиданием следующей поездки на Соловки .

Для паломников, приезжавших в монастырь еще в первые годы, за радостью неведомы были скорбные стороны жизни братии. Для многих гостей обители не существовало здесь ничего отрицательного. Богомольцы видели только чудо возрождения святой обители, и оно захватывало их целиком. На глазах оживало мертвое; скорбно молчавшее долгие годы начинало подавать голос; безвозвратно ушедшее в прошлое - возвращаться. Всё в обители дышало любовью, и любое дело, творимое во благо ее, приносило великое утешение душе.

Многие испытания пришлось пережить первым соловецким монахам, и много трудов выпало на их долю. Но всё , чего касалась рука Церкви, чудесным образом преображалось; то, что раньше наводило уныние своей заброшенностью - вдохновенными трудами и молитвами приведенное в порядок , начинало источать мир.

Прошел первый год жизни монастыря. Подготовительный этап закончился. Был храм, хоть небольшой; было жилье для братии, хозяйство.

9 февраля 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен Иосиф (с 21 августа 1992 года - архимандрит). На Соловки он был переведен из Иоанно -Богословского монастыря под Рязанью, где исполнял обязанности эконома. У отца Иосифа был уже значительный опыт в деле восстановления монастырей. До Иоанно -Богословского монастыря он участвовал в возрождении Свято-Данилова монастыря в Москве , Оптиной пустыни.

Поставление нового наместника совершил в домовом храме обители епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (ныне архиепископ), в то время председатель Синодальной комиссии по делам монастырей. В день поставления впервые в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы был совершен водосвятный молебен.

Новый наместник сразу же начал активные переговоры с дирекцией Соловецкого музея-заповедника о возвращении монастырю храмов, келейных корпусов, хозяйственных построек, принадлежавших ему прежде. Одной из первых монастырю была возвращена надвратная Благовещенская церковь (1601 г. ). Этот единственный сохранившийся во всех испытаниях соловецкий храм, находящийся над главными, Святыми вратами обители, и единственно пригодный для Богослужения как в зимнее время (есть печь), так и в летнее . И в нем единственном уцелела настенная роспись (XIX в. ), каркас иконостаса. Правда, иконостас был совершенно пуст - ни одной иконы. Частично пришлось заполнить его новыми иконами (праздничный ряд), а две большие иконы - Благовещение Пресвятой Богородицы (копия с храмовой иконы XVII в. ) и Преображение Господне (XIX в. ) - выдал музей из своих фондов монастырю во «временное пользование». Впоследствии храм преобразился стараниями иконописцев, резчиков, художников: написаны и вставлены в иконостас недостающие иконы, вырезаны из дерева новые Царские врата по подобию тех, которые были здесь в прежние монастырские времена, с узорной надписью по бокам об истории их создания; врата и весь иконостас заново позолочены.

5 апреля 1992 года наместником монастыря игуменом Иосифом было совершено малое освящение надвратной Благовещенской церкви. А 7 апреля, в престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, была отслужена первая за много лет праздничная Литургия в обновленном храме; вечером того же дня состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена постригаемым давались по жребию : одному из них досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, первооснователя соловецкого, другому - Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзер. Теперь все три первоначальника соловецких, преподобные Зосима, Савватий и Герман , стали иметь тезоименитых последователей из числа современной братии. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре .

Много можно было бы рассказывать о первых днях Соловецкой обители, первых службах, первых событиях, первых помощниках… Эта неизгладимая благодарная память прорезывает годы, являясь основанием, на котором созидается все последующее, тем светом, который освещает все происходящее в дальнейшем .

Самым важным событием в жизни монастыря со времени его возобновления было возвращение в обитель святых мощей ее основателей: преподобных Зосимы, Савватия и Германа . Мощи их в сентябре 1925 года были вскрыты и осквернены органами ОГПУ и сначала хранились в историко -археологическом отделении музея Соловецкого общества краеведения, созданного при Соловецком лагере, а после закрытия лагеря в 1939 году были переданы в Центральный антирелигиозный музей в Москве (ЦАМ). После его упразднения в 1946 году большая часть фондов, среди которых были и мощи Соловецких основателей, была передана в Государственный музей истории религии и атеизма , располагавшийся в Казанском соборе Ленинграда.

16 июня 1990 года, на 7-й день после Интронизации Святейшего Патриарха Алексия II, состоялась торжественная передача мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Русской Православной Церкви. Мощи временно были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры - в то время Соловецкий монастырь еще не был передан Церкви. И только тогда, когда монастырь «встал на ноги », появилась возможность вернуть мощи его основателей под кров родной обители.

Событие это произошло в юбилейном для человечества 7500-м году от Сотворения мира, от Рождества же Христова 1992-м . 20 августа святые останки преподобных Зосимы, Савватия и Германа прибыли на корабле к Соловецкому берегу в сопровождении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и множества гостей. Впервые за всю многовековую историю обители Первосвятитель Русской Православной Церкви посетил Соловецкую землю.

Сразу по прибытии мощи были помещены в главном храме монастыря - Спасо-Преображенском соборе, где проходили праздничные богослужения, а затем - в постоянно действующем Благовещенском храме.

Август 1992 года незабываем. Множество паломников, духовенства и мирян , прибыло тогда на священный остров. Монастырь как будто вернулся в те времена , когда ничто не нарушало течения его многотрудной, невидимой мирскому взору жизни. Праздничные патриаршие богослужения совершались в Преображенском соборе - ободранном, изъязвленном многими беззакониями страшных времен соловецкого лагеря, но невидимо духовно преобразившемся в те дни , словно былое великолепие вернулось к нему : собор сиял огнями свечей, красотою священнических облачений, теплотою сердец человеческих, и ликовал многоголосным торжествующим пением.

Теперь день 21 августа стал днем празднования не только первого (1566), но и второго (1992) перенесения святых мощей соловецких первоначальников, и теперь это стал праздник не только преподобных Зосимы и Савватия , но и преподобного Германа, в равном подвиге подвизавшегося с ними . Наконец произошло то, что давно назревало в духовных глубинах Церкви: соединилось воедино почитание всех трех основателей славной Соловецкой обители (до тех пор преподобному Герману уделялась меньшая честь по сравнению с его сподвижниками), и вместе , под одной сенью, упокоились их многоцелебные мощи.

Во время праздничной Литургии 21 августа Святейший Патриарх Алексий II возвел наместника монастыря игумена Иосифа в сан архимандрита, совершил награждение за труды по восстановлению обители игуменов Германа и Мефодия , иеромонахов Зосимы и Елеазара . 22 августа Святейший Патриарх освятил архиерейским чином надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и совершил первую хиротонию в стенах возрожденной обители, рукоположив инока Иринарха в сан иеродиакона.

В этот же день вечером гости покидали Соловецкую обитель. Когда катера отчаливали от монастырской пристани, над монастырем распростерлась радуга, основанием своим цепляющаяся за вековые валуны неприступной соловецкой крепости. Это было свидетельство явного благоволения Божия к происходившему на Соловках в те достопамятные дни.

Николай и Елена
АНДРУЩЕНКО.

Написано в 2009 году для газеты «Корабел», опубликовано с небольшими сокращениями в