Православные церкви в мире список численность. Сколько в россии церквей и другие цифры, которые интересно знать. – Андрей, кто глава Православной Церкви

Большинство православных Предстоятелей неоднократно высказывались, что канонической Церковью на Украине является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата

Незаконное, в нарушение всех церковных правил вторжение Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви, чьей самоуправляемой, но неотъемлемой частью является Церковь Украинская, вызвало закономерную реакцию значительной части православного мира.

И хотя Предстоятели Поместных Православных Церквей пока не решаются прямо осудить антиканонические действия Константинопольского Патриарха Варфоломея, большинство из них в последнее время уже не раз высказывали свою однозначную позицию, согласно которой только Церковь Московского Патриархата является единственной законной Церковью на территории Украины.

Представляем вашему вниманию подборку высказываний представителей Поместных Православных Церквей, выстроенных в порядке первенства чести.

«Давайте помолимся ко Господу, который всё делает для нашего блага, который наставит нас на путь разрешения этих проблем. Если раскольник Денисенко хочет вернуться в лоно Церкви, он должен вернуться туда, откуда ушёл» (то есть в Русскую Православную Церковь Московского Патриархата – ред.).


«Антиохийская Патриархия выступает совместно с Русской Церковью и высказывается против церковного раскола на Украине».


«Мы самым категорическим образом осуждаем действия, направленные против приходов канонической Православной Церкви на Украине. Не зря святые отцы Церкви напоминают нам, что разрушение единства Церкви есть смертный грех».

«Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в Церковное тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе и в Украине. Вмешательство политиков в дела Церкви, представителей одной Церкви в дела другой под влиянием политиков – это признаки такого процесса».


По этому поводу высказался и другой представитель Иерусалимской Церкви, архиепископ Севастийский Феодосий (Ханна) , который дал ещё более точную оценку происходящему:

«Проблема Украины и проблема Русской Православной Церкви на Украине – пример вмешательства политиков в церковные дела. К сожалению, здесь имеет место реализация американских целей и интересов. Политика США сделала мишенью Украину и Православную Церковь на Украине. Украинская Церковь всегда исторически была вместе с Русской Церковью, была с ней одной Церковью, и нужно защитить и сохранить это».


4. Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (со слов представителя):

«Его Блаженство не согласен с инициативами Вселенского Патриархата относительно Украины и признаёт законной исключительно Церковь под руководством митрополита Онуфрия».


5. Предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней:

«Очень опасной и даже катастрофической ситуацией, вероятно, фатальной для единства Православия, является возможный акт чествования и восстановления раскольников в ранг епископов, особенно архираскольников, таких, как «киевский патриарх» Филарет Денисенко, приведение их к литургическому служению и причастию без покаяния и возврата в лоно Русской Церкви, от которой они отреклись. И всё это без согласия Москвы и координации с ней».

Синод Сербской Православной Церкви также особо выразил поддержку канонической Украинской Православной Церкви:

«Собравшиеся здесь выражают полную солидарность и сострадательную братскую любовь со своей сестрой-мученицей Украинской Церковью, которая подвергается жесточайшим гонениям со стороны киевского режима».


«У меня всегда были очень хорошие отношения с митрополитом Онуфрием. Мы знаем, что он любит народ Украины и смиренно работает на благо народа и всех православных христиан. Мы молимся, чтобы Господь даровал ему силы и здоровье, дабы вынести все те испытания, что Господь ему послал и которые он преодолевает с достоинством».

Епископ Мельницкий Герасим, секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви отметил, что Болгарская Церковь хорошо осведомлена об украинских церковных проблемах, но в их решении необходимо строго соблюдать церковные каноны.


7. Представитель Кипрской Православной Церкви Митрополит Лимассольский Афанасий:

«Вопрос предоставления автокефалии должен решаться Патриархом Московским, в чьей юрисдикции находится Украинская Православная Церковь, затем – канонической Украинской Церковью, а потом всеми Православными Церквами, при наставлении Вселенского Патриарха. Но первое слово – за Матерью Украинской Церкви, коей является Московский Патриархат».



«Греческая Православная Церковь, как и все остальные Церкви мира, признаёт только каноническую Украинскую Православную Церковь, главой которой является митрополит Онуфрий».


9. Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий назвал единство Православной Церкви «ключевым вопросом ХХІ века»:

«Ключевой нашей фразой из 1960-х годов, которая с тех пор не перестаёт звучать, стала следующая фраза: "Православная Церковь – это не Конфедерация Поместных Церквей, но Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь"».



10. Позиция Польской Православной Церкви (из официального письма секретаря канцелярии):

«Для предоставления автокефалии Украинской Церкви необходимо согласие всех Поместных Церквей, а поспешное решение может лишь углубить раскол».


«Раскол, спровоцированный человеческим эгоизмом, можно исцелить только покаянием и возвратом в лоно Церкви. Новая автокефалия должна быть результатом общего консенсуса».

Таким образом, абсолютное большинство Предстоятелей и официальных представителей Поместных Православных Церквей (двенадцать из пятнадцати, включая Русскую Православную Церковь - ред.) уже в той или иной форме высказались в поддержку канонической Украинской Православной Церкви как части Церкви Русской. И сегодня, когда ситуация на Украине обостряется в буквальном смысле с каждым часом, этот соборный голос Православного мира особенно важен.

Что такое Церковь и чем она отличается от храма? Кем и когда Церковь основана и почему говорят «Поместная Церковь»?

Когда произносят слово «Церковь», чаще всего имеют в виду здание для собрания верующих на богослужение. «Ты в церкву ходила?» — спрашивает бабушка у подруги по уличной лавочке. В книгах можно прочесть фразы типа «Церковь XIX века».

Но точнее было бы назвать такое здание «храмом». «Храм — это дом Божий», — читаем в церковной литературе. При этом крупные храмы особой архитектуры, часто являющиеся главными в той или иной местности, называются «соборами». А поскольку из верующих, посещающих тот или иной храм, создается сплоченная община, этот храм могут называть «приходом».

Что же тогда Православие называет «Церковью»? Это общество верующих во Христа людей. Иными словами, храм — это здание, в Церковь — это православные люди. Основана самим Иисусом Христом, потому и называется «христианской», а днем её рождения принято считать День схождения Святого Духа на апостолов — 50-й день после светоносного воскресения Христа.

В каждом городе своё православное общество верующих, а в каждом храме свой коллектив. Получается «Церквей» столько же, сколько и городов или столько же, сколько храмов?.. Оказывается, что не совсем так! В мире всего 15 Поместных (Автокефальных) Православный Церквей, и Русская Православная Церковь, в которую входит Белорусский Экзархат, — только одна из них!

Каждая из этих Православных Церквей — крупное общество верующих на определенной территории планеты. Названия их таковы:

  1. Константинопольская (Турция и часть Греции; на Вселенском соборе 381 года признана первенствующей, а её Патриарх — первым Патриархом всех остальных, т.е. первым среди равных).
  2. Александрийская (включает всю территорию Африки).
  3. Антиохийская (Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт и страны Аравийского полуострова).
  4. Иерусалимская (Израиль, Иордания и Палестина).
  5. Русская (страны СНГ).
  6. Грузинская (Грузия).
  7. Сербская (страны, входившие в Социалистическую Федеративную Республику Югославию).
  8. Румынская (Румыния).
  9. Болгарская (Болгария).
  10. Кипрская (о. Кипр, самая маленькая Поместная Церковь).
  11. Элладская (Греческая) (Греция).
  12. Албанская (Албания).
  13. Польская (6 епархий на территории Польши).
  14. Чешских земель и Словакии (Чешская и Словацкая Республики).
  15. Православная Церковь в Америке (США и некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке).

На картах можно посмотреть, где находятся центры всех Поместных Православных Церквей. В этих же центрах располагаются резиденции глав Церквей — Патриархов (иногда — Архиепископов или Митрополитов).

Внимательный читатель заметит, какую Поместную Церковь мы намеренно на карте не отметили.

У каждой Церкви свои история, традиции, особенности, которые отличают её от остальных. Так в Русской Церкви на Рождество и святки колядки поют, в Кипрской «Василопиту» пекут — новогодний пирог (Новый год совпадает с Днем памяти святого Василия Великого), а в Александрийской почти всё духовенство — темнокожее, как и святые на иконах этой Церкви.

Психологически эти несущественные различия понятны, — все нации разные, и на одно и тоже смотрят через разные «очки». Ведь темнокожей расе легче молиться перед иконой темнокожего Христа, хотя умом все понимают, что Он принадлежал к совсем другой этнической семье.

При некоторых разностях все Поместные Церкви едины в вероучении и в вере в одного Бога-Троицу. Хоть и на разных языках, но читают во всех Церквах одну и ту же Библию, исполняют единые для всех Церковные каноны, имеют множество общих святых (к примеру, целитель Пантелеимон, Николай Чудотворец) и читают их труды.

Несмотря на то, что Поместных Церквей 15, все они живятся одинаковыми Библией, вероучением и церковными канонами и вместе составляют Вселенскую Православную Церковь. Церковь христианская одна, но состоит из 15 региональных частей.

Главным же для верующих всех Православных Церквей является заповедь искренней любви к Богу и к людям (евангелие от Матфея, 18) и активная жизнь по этой вере.


Господь наш Иисус Христос – говорит Православная церковь. Именно он – основатель и глава всех Православных церквей в мире. Это основано на Писании: «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его…». (Еф. 1:22−23)

Административного же, единого главы нет, в отличие от католицизма. Не существует в православии и единого духовного центра, каждая Православная церковь рассматривает себя как кафолическую (то есть каждая часть Церкви обладает той же полнотой, что и вся Церковь) и является автокефальной (от греч. auto – «сам», kephale – «голова»), то есть самостоятельной, административно независимой Поместной церковью.

При существовании Византийской империи главой всех православных христиан был патриарх, ему были подчинены номинально автокефальные патриархии Александрии, Антиохии и Иерусалима – одни из древнейших православных церквей мира. Сегодня же каждый патриарх всех православных церквей – это предстоятель, т.е. епископ, который молитвенно предстоит пред Богом за всю свою паству. А его именование первоиерархом или первосвятителем означает первенство по чести среди других равных ему по благодати иерархов.

Что касается Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, действительно, он не глава всей Православной церкви, но Русская православная – крупнейшая из Поместных православных церквей в мире. Отсюда, вероятно, и значимость встречи Кирилла с Папой Римским Бенедиктом, главой крупнейшей из всех существующих христианских церквей, для православных и католиков России и мира, тем более что это была первая встреча в истории.

Каноническое достоинство православных автокефальных поместных церквей мира отражено в официальном перечне – диптихе чести. РПЦ занимает в нём пятое место.

Во главе списка стоит Константинопольская православная церковь (другое название – Вселенская церковь, или Вселенская патриархия). Возникла она после того, как в 330 году император Константин (Konstantin I) перенёс столицу из Рима в маленький греческий город Византий, названный им Новым Римом, но вскоре переименованный в Константинополь. Константинопольский патриарх считается вселенским, но у него нет права вмешиваться в деятельность других церквей.

Вторая в списке – Александрийская православная церковь, или Греко-православный патриархат Александрии. Это одна из древнейших и влиятельнейших православных церквей, которая возникла в 30-е гг. I в. Её основателем считается апостол Марк. После раскола в V в. из этой церкви образовалась Коптская церковь.

Следующая в диптихе чести – Антиохийская православная церковь, основанная в 30-е г. I в. в древнесирийской Антиохии, где родился и получил образование Иоанн Златоуст, а ученики Христа впервые были названы христианами.

Ещё одна Православная церковь – Иерусалимская (Греко-православный патриархат Иерусалима) считается матерью всех христианских церквей: она сформировалась в месте возникновения самого христианства, его распространение началось также оттуда. По преданию, начало общины связано с именем Якова, брата Иисуса Христа.

Среди древнейших православных церквей – Грузинская: на территории Грузии христианство начало распространяться в первые века н. э.; Апостольская церковь Армении – первым, поставленным непосредственно апостолами Фаддеем и Варфоломеем епископом был в 68−72 гг. Закария, к тому же именно в Великой Армении в 301 году христианство впервые было объявлено государственной религией; Румынская православная церковь – на территории Румынии христианство возникло во II−III вв.; Кипрская – первые христианские общины на острове были основаны в начале нашей эры св. апостолами Павлом и Варнавой.

Кстати, сегодня в мире порядка 250−300 млн человек, которые живут во многих странах мира, в том числе Японии, на Алеутских островах, в Африке, Юго-Восточной Азии и Южной Корее.

И ещё одно кстати: в июне 2016 года на греческом острове Крит впервые за тысячу с лишним лет состоится Всеправославный собор. Он готовился более полувека.

Православие (в переводе с греческого слова «ортодоксия») образовалось в виде восточной ветви христианства после того, как в начале V века произошло разделение могущественной Римской империи на две части - Восточную и Западную. До конца эта ветвь оформилась после раскола церквей на православную и католическую в 1054 году. Образование разного рода религиозных организаций практически напрямую связано с политической и социальной жизнью общества. Православные церкви стали распространяться в основном на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.

Особенности веры

В основу православия положены Библия и Священное предание. Последнее предусматривает принятые законы Вселенских и которых за всё время было только семь, а также труды святых отцов церкви и канонических богословов. Чтобы понять особенности веры, нужно изучить её истоки. Известно, что на первых 325 и 381 гг. был принят Символ веры, в котором кратко излагалась вся сущность христианского вероучения. Все эти основные положения православные церкви назвали вечными, неизменными, непостижимыми для разума обычного человека и сообщёнными Самим Господом. Сохранение их в неприкосновенности и стало главной обязанностью религиозных деятелей.

Православные церкви

Личное спасение души человеческой зависит от выполнения обрядового предписания Церкви, таким образом, происходит приобщение к Божественной благодати, подаваемой посредством таинств: священства, миропомазания, крещения в младенчестве, покаяния, причастия, венчания, елеосвящения и т. д.

Православные церкви проводят все эти таинства в богослужениях и молитвах, они также большое значение придают религиозным праздникам и постам, учат соблюдению заповедей Божьих, которые дал Моисею сам Господь, и выполнению его заветов, описанных в Евангелии.

Основное содержание православия заключается в любви к ближнему, в милосердии и сострадании, в отказе сопротивления злу насилием, что, в общем, составляет понятные общечеловеческие нормы жизни. Ставится акцент и на перенесении безропотного страдания, посланного Господом, для того, чтобы очиститься от греха, пройти испытание и укрепить веру. На особом почитании у Бога святые православной церкви: страдальцы, нищие, блаженные, юродивые, отшельники и пустынники.

Организация и роль православной церкви

Единого главы в церкви или духовного центра в православии нет. Согласно религиозной истории, есть 15 автокефальных самостоятельных в своём управлении церквей, из которых 9 имеют во главе патриархов, а остальные - митрополитов и архиепископов. Кроме этого, существуют и автономные церкви, независимые от автокефалии по системе внутреннего управления. В свою очередь, делятся на епархии, викариатства, благочиния и приходы.

Патриархи и митрополиты руководят жизнью церкви вместе с Синодом (при патриархии коллегиальный орган из высших церковных лиц), и избираются они пожизненно на Поместных соборах.

Управление

Православным церквям свойственен иерархический принцип управления. Всё духовенство делится на низшее, среднее, высшее, чёрное (монашество) и белое (остальные). Каноническое достоинство этих православных церквей имеет свой официальный перечень.

Православные церкви делятся на вселенское (мировое) православие, куда входят четыре самых древних патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, и на новообразованные поместные церкви: Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Афинская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская.

Сегодня существуют также и автономные церкви: у Московского патриархата - Японская и Китайская, у Иерусалимского - Синайская, у Константинопольского - Финская, Эстонская, Критская и прочие другие, не признанные мировым православием юрисдикции, которые считаются неканоническими.

История русского православия

После крещения в 988 году Киевской Руси князем Владимиром, образованная Русская православная церковь долгое время относилась к Константинопольскому патриархату и была его митрополией. Он назначал митрополитов из греков, но в 1051 году во главе РПЦ встал русский Перед падением Византии в 1448 году РПЦ получила независимость от Во встал московский а в впервые на Руси появился свой патриарх Иов.

Московская епархия РПЦ (её ещё называют Московская православная церковь) была создана в 1325 году, сегодня она насчитывает более полутора тысяч храмов. К монастырям и приходам епархии принадлежат 268 часовен. Многочисленные округа епархии объединены в 1153 прихода и 24 монастыря. В епархии, кроме этого, есть три единоверческих прихода, полностью подчинённые архиерею Московской епархии РПЦ митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювиналию.