Сферы жизни общества. Сфера понятия "переходное право" и его политико-правовое значение на примере россии Политико правовая сфера

Политико-правовая сфера жизни общества

Потребности. Интересы. Цели.

Источники и движущие силы развития общества

В качестве движущих сил развития общества в истории философии назывались развитие техники (в современной науке представители такого рода взглядов называются технократы), борьба культуры и религии, классовая борьба (в философии марксизма), развитие высших абсолютных сил, деятельность ʼʼАбсолютного Духаʼʼ (религиозные мыслители).

Потребности – нужда или крайне важно сть в чем-либо.

Интересы (interest – важный, значимый) – осознанная потребность.

Цель – предвосхищение результатов деятельности в сознании людей.

Внутренним источником общественного развития является противоречие между реальным уровнем развития на каждый отдельный момент времени и желаемым уровнем развития. Это противоречие порождает потребности. Οʜᴎ, становясь осознанными, превращаются в интерес. Интересы приводят к постановке целœей и деятельности по ее достижению. Цель достигается через деятельность, в связи с этим деятельность людей и является главной движущей силой развития общества. Достигнутая цель приводит к постановке новых потребностей, превращению их в интерес, постановке новых целœей и деятельность по их достижению и так бесконечно...

Politike - государственные или общественные дела.

Политические отношения – политико-правовая сфера общественной жизни, направленная на регулирование отношений власти и управления на достижение стабильного существования общества (идеального).

Самое короткое определœение политики: политика – отношение по поводу власти и управления. Стержнем политики, ее сущностью является власть.

Власть - ϶ᴛᴏ способность и возможность (должны иметь место одновременно) провести или навязать свою волю другому человеку, группе лиц или всœему обществу.

Власть является системообразующей характеристикой общества. Любая власть удерживает общество от распада, сохраняет его как целостную систему. Власть, как общественное явление, гораздо старше государства, как главного носителя власти за последние 5500 лет. В догосударственном обществе также существовала власть. Ее называли социальной властью.

Признаки социальной власти :

· Социальная власть – не выделившаяся из общества власть и ее носителями были всœе взрослые люди первобытной общины.

· Социальная власть – проявление своеобразной первобытной демократии. Эти же люди реализовывали принятое решение, они же несли ʼʼответственностьʼʼ за принятое решение.

Признаки государственной власти:

· Это выделившаяся из общества власть. Ее носителями являются специальные люди, их называют чиновники, администраторы, управленцы и бюрократы (бюро – стол для бумаг, крат - власть).

· Это сложная структура, в большинстве современных стран она существует и функционирует на базе принципа разделœения (на законодательную, исполнительную и судебную). Большой процент государственных чиновников по отношению численности населœения в стране говорит о неэффективности государственной власти.

Цели политики:

· Сохранение целостности общества, жизнеспособности.

· Захват чужих территорий.

· Защита собственной территории.

· Установление личного господства, личной власти (эта цель особенно характерна для ранних государств; не исключается такая цель и в современной политической жизни).

· Национальное единство и процветание нации (благородная, но редкая цель).

· Распространение и даже навязывание определœенной идеологии (совокупность идей, выражающих интересы определœенных общественных групп).

Средства, методы политики:

1. Цивилизованные методы достижения цели:

· дипломатия (искусство договариваться, не прибегая к силе);

· достижение консенсуса (согласия) путем взаимных уступок.

2. Нецивилизованные способы достижения политических целœей:

· насилие (физическое и психологическое);

· популизм (заигрывание с народом путем раздачи обещаний заведомо невыполнимых или таких, которые не собираются выполнять);

Основные разновидности политической власти:

1. государственная власть;

2. власть политической партии;

3. власть местного самоуправления (municium – самоуправляющаяся община).

Политико-правовая сфера жизни общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Политико-правовая сфера жизни общества" 2017, 2018.

Политико-правовая сфера жизни общества основана на осознании социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, законотворческой деятельностью и исполнением законов.

Виды власти в обществе:

· Экономическая;

· Политическая;

· Правовая;

· Военная;

· Духовная;

· Семейная;

· Информационная.

Структура политико-правовой сферы жизни общества:

· Политическая организация общества;

· Политическое и правовое сознание субъектов;

· Политические и правовые отношения;

· Политико-правовая культура;

· Политико-правовая деятельность.

Основные функции государства:

· Представительская;

· Регулятивная;

· Охранительная;

· Внешнеполитическая:

· Интеграционная.

Классификация государств

1.По функциональной характеристике:

· Полицейское (военное);

· Религиозное;

· Правовое;

· Социальное.

2.По форме правления:

· Монархия;

· Теократия;

· Республика.

3.По административно-территориальному построению:

· Унитарное;

· Федеративное;

· Конфедеративное.

4.По политическому режиму:

· Демократическое.

5.По политической стабильности:

· Стабильное;

· Нестабильное.

Признаки права:

· Общеобязательность;

· Формальная определенность;

· Исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов общества и принудительно со стороны государства;

· Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

Право выполняет функцию:

· Закрепления основ существующего строя;

· Способствует развитию позитивных общественных отношений;

· Создание предпосылок для целенаправленного и целесообразного функционирования деятельности государства;

· Критерия правомерного и неправомерного поведения людей;

· Воспитания у людей правового сознания.

Основные критерии политико-правовой сферы жизни общества:

· Согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права;

· Наличие и соблюдение политических и правовых свобод;

· Демократизм;

· Верховенство закона и др.

Социальная сфера жизни общества

Социальная сфера жизни общества – необходимая подсистема, характеризующая положение людей в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости.

Основные элементы социальной структуры общества:



· Классы;

· Страты;

· Сословия;

· Люди города и деревни;

· Представители умственного и физического труда;

· Социально-демографические группы;

· Этнические и национальные общности.

Подходы к социальной сфере общества:

· классовый;

· стратификационный.

Основные критерии развития социальной сферы жизни общества:

· Статус личности в обществе;

· Положение различных демографических, профессиональных и других социальных общностей в обществе;

· Качество и уровень жизни;

· Уровень материального благосостояния.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера жизни общества связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов общества и развитием духовного мира человека.

· Духовное производство;

· Хранение;

· Распределение;

· Потребление духовных ценностей общества.

Основные критерии духовной сферы жизни общества:

· Развитость индивидуального сознания;

· Способность человека осознавать себя, свои отношения с природой и обществом;

· Гуманистическая направленность общественного мировоззрения;

· Состояние духовных ценностей;

· Состояние образования, воспитания, науки и искусства;

· Практическая реализация свободы совести граждан и др.

Основные функции духовной жизни общества:

· Воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

· Создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей;

· Мировоззренческая;

· Методологическая;

· Научно-познавательная;

· Коммуникативная,

· Художественно-эстетическая;

· Образовательно-воспитательная и др.

Структура способа производства

1.Производительные силы:

· Люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками;

· Средства производства (предметы труда – те объекты, на которые направлен труд людей, и средства труда – орудия труда, транспорт, здания и сооружения и т.д.).

2.Производственные отношения:

· Отношения собственности на средства производства;

· Отношения обмена деятельностью;

· Отношения по поводу распределения продуктов труда;

· Отношения по поводу потребления продуктов труда.

Значение материального производства:

· Оно создает материальную базу жизни общества;

· Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

· Непосредственно влияет на социальную структуру общества;

· Влияет на политические процессы;

· Влияет на духовную сферу жизни общества.

Политико-правовая сфера жизни общества основана на осознании социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, законотворческой деятельностью и исполнением законов.

Виды власти в обществе:

· Экономическая;

· Политическая;

· Правовая;

· Военная;

· Духовная;

· Семейная;

· Информационная.

Структура политико-правовой сферы жизни общества:

· Политическая организация общества;

· Политическое и правовое сознание субъектов;

· Политические и правовые отношения;

· Политико-правовая культура;

· Политико-правовая деятельность.

Основные функции государства:

· Представительская;

· Регулятивная;

· Охранительная;

· Внешнеполитическая:

· Интеграционная.

Классификация государств

1.По функциональной характеристике:

· Полицейское (военное);

· Религиозное;

· Правовое;

· Социальное.

2.По форме правления:

· Монархия;

· Теократия;

· Республика.

3.По административно-территориальному построению:

· Унитарное;

· Федеративное;

· Конфедеративное.

4.По политическому режиму:

· Демократическое.

5.По политической стабильности:

· Стабильное;

· Нестабильное.

Признаки права:

· Общеобязательность;

· Формальная определенность;

· Исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов общества и принудительно со стороны государства;

· Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

Право выполняет функцию:

· Закрепления основ существующего строя;

· Способствует развитию позитивных общественных отношений;

· Создание предпосылок для целенаправленного и целесообразного функционирования деятельности государства;



· Критерия правомерного и неправомерного поведения людей;

· Воспитания у людей правового сознания.

Основные критерии политико-правовой сферы жизни общества:

· Согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права;

· Наличие и соблюдение политических и правовых свобод;

· Демократизм;

· Верховенство закона и др.

Слово "политика" происходит от греческого politike – "искусство управления". Политическое управление появляется в сложно дифференцированном обществе одновременно с государством. Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о власти. Главный политический вопрос – вопрос о завоевании и удержании власти. В политике действуют массовые субъекты – государство, партии, общественные организации, а не отдельные личности. Кроме того, политическая власть институциональна, т.е. организационно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д.

Центром политической системы является государство. Основной признак государства – наличие публичной власти, особой системы органов и учреждений, осуществляющих властные функции. Политическая власть определяется как организованная воля одних людей, направленная на других, независимо от их отношения к такого рода влиянию. Носитель воли называется субъектом властных отношений, этот, на кого направлена власть – объектом. В политической системе объект властных отношений не является полностью пассивным; кроме того, субъект и объект властных отношений в разных ситуациях могут меняться местами. В качестве фундамента политической власти выступает насилие, обеспечивающее подчинение одних людей воле других.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. Внутренние функции – защита общественной безопасности, поддержание законности и порядка, координация усилий разных субъектов политической и социальной сфер. Внешняя функция государства реализуется в отношениях с другими суверенными государствами.

Различают две основные формы государственного устройства: монархическую и республиканскую. Эти формы выделяются в зависимости от того, осуществляется государственная власть одним лицом (монархия) или группой лиц – выборным органом (республика).

Помимо форм государственного устройства или форм правления, выделяют различные типы политических режимов, или методов осуществления государственного руководства. Основными типами политических режимов являются демократия, авторитаризм и тоталитаризм.

Термин "демократия" происходит от греческих слов demos – "народ" и kralos – "власть"; буквальный смысл – "власть народа". Английский политик Уинстон Черчиль говорил, что демократия – самый отвратительный вид государственного правления, но до сих пор человечество не придумало ничего лучше.

Основной принцип демократического устройства – подчинение меньшинства большинству. Однако в демократическом обществе он дополняется другим: право большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности. Любая личность, независимо от того, относится она к большинству или к меньшинству, имеет возможность для выражения и отстаивания своей позиции. Права меньшинства не отменяются волей большинства, защищены законом и правовыми институтами.

Другой принцип демократии – принцип плюрализма. Источник плюрализма – наличие в обществе различных позиций, выражающих мнение отдельных социальных или политических групп. Поскольку любое меньшинство имеет право на выражение и отстаивание своих интересов, плюрализм является нормой существования демократического государства. Свободу слова, являющуюся одним из признаков демократического государства, следует считать следствием плюрализма.

Политический плюрализм предполагает многопартийность. В развитом демократическом обществе соперничество партий за власть осуществляется без разрушения существующей социально-политической системы в соответствии с заданными правила политической игры, конфликты между различными политическими субъектами не носят катастрофического для всего общества характера. Правилами политической игры предполагается борьба за голоса граждан, которые предпочитают ту или иную партию в качестве правящей. Теми же правилами предполагается смена различных партий у власти, что препятствует срастанию какой-то одной партии с государством. Следствием политического плюрализма является деидеологизация частной жизни граждан. В демократическом государстве не существует единой государственной идеологии, претендующей на статус единственно верной.

Развитые демократические государства постепенно эволюционируют в сторону правовых. Ни одно государство не может обойтись без права, но это не означает, что государство, даже если оно демократическое, является правовым. Основной характеристикой правового государства является главенство закона над властью. Нормы права обязательны для всех субъектов политико-правовой или социальной систем, в том числе и для государства. Правовое государство, таким образом, предполагает наличие своеобразного договора между всеми субъектами социально-политической системы о подчинении нормам права и верховенстве закона.

Основой правового государства является гражданское общество. Гражданское общество определяется Г. Гегелем как объединение самостоятельных субъектов общности на основе их потребности, особенных и общих интересов для обеспечения безопасности и собственности. К. Маркс считал, что исчезновение классовых антагонизмов приведет к исчезновению насилия и государства, а следовательно, и гражданского общества. Однако исторический опыт показал, что идея К. Маркса об исчезновении государства в обозримом будущем является утопией: в современных политических системах роль гражданского общества только возрастает. Гражданское общество возникает в эпоху становления капиталистических отношений как промежуточное звено между государством и гражданами и выполняет функцию посредника между ними. Основой гражданского общества выступает средний класс (см. 7.4).

Современная социальная наука и философия настаивают на необходимости самостоятельности гражданского общества по отношению к государству. Для выстраивания политической системы постсоветской России проблема построения гражданского общества является одной из наиболее актуальных.

Авторитаризм autoritas – "власть", "влияние". Авторитаризм определяется как режим личной власти. При авторитарном политическом режиме граждане являются только объектом властного влияния и ни прямо, ни косвенно не участвуют в принятии решений. При этом в политической системе могут сохраняться представительные, выборные органы власти, однако их роль сведена к минимуму. Некоторые типы авторитарных режимов поддерживают видимость политической оппозиции, однако эта оппозиция, как правило, карманная и выполняет функцию обслуживания существующего режима.

В авторитарных государствах существует единая идеология, признанная официальной, а любая критика действующей власти или официальной идеологии расценивается как подрыв существующего общественного строя. В авторитарных системах нарушаются основные принципы демократического правления: принцип подчинения меньшинства большинству, защиты гражданских прав меньшинства и плюрализма мнений. Тем не менее авторитарный режим не устанавливает тотального контроля за частной жизнью граждан и допускает проявление частной инициативы в экономической сфере. В авторитарных государствах гражданское общество либо отсутствует, либо его роль сведена к минимуму, поэтому никакого диалога между властью и гражданами не происходит.

Тоталитаризм происходит от латинского слова totalitas – "цельность", "полнота". Термин "тоталитаризм" был введен Бенито Муссолини для характеристики созданного им в Италии политического режима. В 20-е гг. XX в. феномен тоталитаризма начал осмысляться сначала в художественной литературе (Евгений Иванович Замятин "Мы", Олдос Хаксли "О дивный новый мир", Джордж Оруэлл "1984"), а чуть позже в политической науке и философии (X. Ортега-и-Гассет, Фридрих Хайек, Ханна Арендт и др.).

Основной признак тоталитаризма – растворение индивидуальности в тотальных политических институтах, отсутствие границ вмешательства государства в частную жизнь граждан. При тоталитарном режиме государство главенствует над правом, верховным правом является воля самого государства. Для тоталитаризма характерна массовая идеологизация всего общества. В качестве единственно верной принята политическая идеология, представляющая собой род религии. Все властные функции выполняет одна партия, срастающаяся с государством. Партия выступает носителем и выразителем государственной идеологии.

В тоталитарных государствах власть создает мощный аппарат подавления инакомыслия, используя для этого террор. Политическая и любая другая оппозиция уничтожается, гражданское общество ликвидируется через огосударствление общественных организаций и подавление частной инициативы граждан. Правящая партия и стоящий во главе ее вождь являются объектами религиозного почитания, которое подкрепляется постулатами, образами и символами тоталитарной идеологии. В экономической сфере для тоталитарных государств характерны командные методы управления, которые приходят на смену частной инициативе. Во внешнеполитическом плане тоталитарный режим характеризуется агрессивностью, сопровождающейся непомерными геополитическими притязаниями. Внешнеполитическая агрессивность дополнительно провоцирует милитаризацию внутригосударственной жизни.

Английский экономист Ф. Хайек связывает генезис тоталитаризма с развитием во второй половине XIX в. антилиберальных социалистических движений, отрицавших ценность личности и рассматривавших ее как инструмент достижения коллективных внеличностных целей.

Политическая сфера общества не исчерпывается государством: в ней выделяют политические партии и движения, общественные, негосударственные организации и институты. К политической системе относят также политическое сознание. Политическое сознание , или политическая идеология, – совокупность идей, выражающих интересы отдельных классов и групп. Идеология – это, прежде всего, осознаваемая и сознательно используемая система идей и ценностей, т.е. рациональный конструкт. Однако генетически идеология формируется на основе мифологии и несет на себе определенные характеристики мифа. Наиболее эффективными в плане общественного управления (важнейшая функция идеологии – управление социумом) становятся именно те идеологии, которые эксплуатируют глубинную символику коллективного бессознательного, т.е. иррациональные механизмы. Для того чтобы быть действенной, идеология должна нести в себе некоторые формальные и содержательные характеристики мифа. Придание идеологии мифологической формы облегчает восприятие заложенных в ней идей и смыслов за счет упрощенного и приемлемого для массового сознания уровня рационализации. Как полагает французский социолог Серж Московичи, для того чтобы стать доступными, идеологические доктрины должны отказаться от строгого языка, сложных рассуждений и понятий.

Осуществление государством властных функций невозможно без права. Право – совокупность общеобязательных норм поведения, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых осуществляется регулирование поведения людей. Право охраняется и поддерживается государством. По мнению Аристотеля, право есть норма политической справедливости, или нормативно закрепленная справедливость. В Международной хартии прав человека говорится о пяти основных категориях прав:

  • гражданских (право на жизнь, свободу и неприкосновенность);
  • политических (право принимать участие в управлении страной);
  • экономических (право на труд, свободный выбор работы);
  • социальных (право на достойный уровень жизни, отдых и досуг, медицинское обслуживание);
  • культурных (право на образование, развитие собственной личности, участие в культурной жизни общества).

Правосознание – необходимая составляющая правовой системы, представления и понятия, выражающие отношения людей к действующему праву, правовые теории и правовая идеология. Правосознание является выражением господствующих в данном обществе экономических, социальных и политических идей и реализуется в праве и правосудии. Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Обыденный уровень правосознания тяготеет к нравственному сознанию, а теоретический – к политическому. В правосознании нравственные понятия должного и справедливого мыслятся как закон, действие которого гарантируется и осуществляется государством. Однако если с точки зрения нравственности поступки оцениваются как хорошие или плохие, справедливые или несправедливые, то с точки зрения права – как законные или незаконные. Право иногда определяют как минимум нравственности, юридически закрепленный в законах.

Политико-правовая сфера жизни общества - это подсистема, содержанием которой является осуществление специально созданным институтом (государством) власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством. Отношение граждан к правовым нормам и законам, совершенство законодательства выступают необходимой основой упорядочения политической жизни общества, исключения политического властного волюнтаризма и вседозволенности, злоупотреблений служебно-должностным положением, а также анархии и беспорядка со стороны граждан. Жизнедеятельность субъектов общества может быть связана с завоеванием власти, использованием властных функций или их утратой, с законотворчеством и исполнением законов. Основными субъектами данной сферы жизни общества выступают граждане страны и государство как особый аппарат управления страной (обществом), которому граждане делегируют определенные функции, наделяют его полномочиями и поручают решать конкретные задачи. Субъектами политики и права выступают также различные общественные организации, союзы и движения, целью которых является участие в политико-правовой жизни, в завоевании или удержании власти.

Политико-правовая жизнь осуществляется в определенных организационных рамках - в политической организации общества как совокупности политических институтов - государства, политических партий, движений, союзов, а также в праве как институте общества. Важной характеристикой политической жизни является ее системность. В политическую систему жизни общества входят: политическая и правовая организация общества, политические и правовые отношения субъектов, функционирование политического и правового сознания, режим осуществления власти в стране.

Главными критериями политико-правовой жизни являются: согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны и нормами права; наличие политических и правовых свобод и их осуществление; демократизм; верховенство закона в политической деятельности субъектов общества и др.

Структуру политико-правовой сферы общества составляют:

Общение, поведение и деятельность субъектов как система политико-правовых отношений общества;

Совокупность функционирующих политических и правовых институтов, прежде всего институтов государства;

Функционирование политико-правового сознания субъектов;

Осуществление режима власти.

Функции политической системы общества раз­нообразны:

Властная функция;

Регулятивно-правовая;


Коммуникативная (консессуальная);

Идеологическая;

Организаторско-управленческая;

Имущественно-распределительная;

Согласования интересов основных субъектов политико-правового процесса;

Правотворческая;

Стабилизационная;

Обеспечения безопасности общества, личности и государства;

Контролирующе-принуждающая и др.

Основанием классификации политических сис­тем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Можно выделить четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуни­кативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологи­ческую.

К институциональной подсистеме относятся по­литические организации (институты), среди кото­рых особое место занимает государство. Из негосу­дарственных организаций большую роль в политиче­ской жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политиче­ские институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся орга­низации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздей­ствие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, духовной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и коопе­ративные организации и т. п.). Они не ставят перед собой специальных политических задач, не уча­ствуют в борьбе за государственную власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы. Поэтому по­добные организации участвуют в полити­ческой жизни общества, отстаивают свои корпоратив­ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по­литике. К третьей группе относятся организации, ситуативно включающиеся в политическую жизнь общества. Они возника­ют и функционируют для реализации личных инте­ресов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно полити­ческих институтов. Сами же они не являются актив­ными субъектами политико-правовой жизни.

Коммуникативная подсистема политической системы общества представляет совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между этническими общностями, классами, социальными группами и слоями, инди­видами по поводу их участия в осуществлении государственной вла­сти, выработке и проведении политики. Политиче­ские отношения являются результатом многочислен­ных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политического поведения, общения и деятельности. Вступать в отношения побуждают субъектов их соб­ственные политические интересы и потребности. Вы­деляют первичные и вторичные (производные) поли­тические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группа­ми (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государ­ствами, политическими партиями, другими политическими институ­тами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе оп­ределенных правил (норм). Политические и правовые нормы и правила, определяющие и регулирующие полити­ческую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. На­иболее важную роль играют в ней правовые нормы (нормы конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность политических партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и про­граммными нормами. В ряде стран, наряду с документально зафиксированными политическими и правовыми нормами большое значение имеют обычаи и традиции, нравственные нормы. Поэтому, еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, прав­де, справедливости, демократии, свободе. Передовые современные общества прибли­зились к осознанию необходимости возврата в поли­тику таких нравственных ориентиров, как честь, со­весть, благородство, достоинство.

Культурно-идеологическая подсистема полити­ческой системы представляет совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, принципов, чувств и убеждений участников политической жизни. Политическое сознание субъ­ектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом и обыденном. Главным элементом теоретического уровня выступает политическая идеология. В обыденно-практическом сознании важное место занимает политическая психология. К формам проявления политической идеологии отно­сятся идеи, концепции, учения, политические программы, лозунги; а к политической психологии - чувства, эмоции, на­строения, предрассудки, традиции, верования. Особое состояние политического сознания, политической идеологии и политической психологии, специфика их проявления в действительной политической жизни субъектов образуют политическую культуру общества. Она охватывает духовную, организационно-управленческую и практически-деятельностную стороны политической жизни, а также содержание и стиль (правила) поведения и общения политических субъектов.

Функционирование политической системы общества тесно связано с правовыми основами деятельности государства. Так, основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Носите­лем суверенитета и единственным источником вла­сти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдумы), а также через органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приго­вору суда), избирается Президент, депутаты Государ­ственной Думы, члены высших законодательных ор­ганов и главы высших органов исполнительной вла­сти субъектов Федерации, органы местного само­управления, главы городских и районных адми­нистраций. В Конституции нашего государства за­креплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. Но реаль­ное формирование демократического режима в Рос­сии только началось.

Среди различных регуляторов общественных от­ношений (экономика, мораль, наука, искусство и др.) особое место занимает право. Наиболее распространенным является определение права как системы общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных госу­дарством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительной силой. Но наряду с подобным нормативным подходом, ко­торый характеризует право как явление духовной жизни и подчеркивает зависимость права от государст­венной воли, в науке существуют и дру­гие точки зрения. Право понимается также явлением общества, социальным институтом общества и имеет типовую структуру, которая характерна для других явлений общества. В этом смысле право включает в себя: правовое сознание субъектов, совокупность правовых учреждений и систему правовых отношений.

В отличие от других общественных явлений право характеризуется следующими признака­ми:

1) общеобязательность - нормы права регулиру­ют поведение всех членов общества или определен­ных категорий неперсонифицированных субъектов, требования права обязательны для исполнения все­ми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность - нормы права ус­танавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности физических и юридических субъектов;

3) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принуди­тельно – со стороны государства (в необходимых случаях);

4) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

Функции права в обществе многообразны. Во-пер­вых, право, являясь регулятором об­щественных отношений, закрепляет основы сущест­вующего строя. Во-вторых, обязывая совершать ак­тивные положительные действия, право способству­ет развитию общественных отношений. В-третьих, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, право вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования. В-четвертых, в прак­тической деятельности государственных органов (и, прежде всего, судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием при­менения мер государственного принуждения к нару­шителям правопорядка. В-пятых, право играет важную воспитательную роль, развивая в людях чув­ства справедливости, законности, добра, гуманности.

Таким образом, право выступает своеобразной ме­рой свободы человека в обществе, устанавливая гра­ницы социальной активности субъектов по отношению друг к дру­гу. Каждый участник общественных отношений мо­жет достигать своих целей, используя различные ва­рианты. В этом проявляется его отно­сительная независимость, свобода выбора и реше­ния. Право же, отражая согласованные интересы все­го общества, ограничивает и упорядочивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного по­ведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий. Право регулирует также отношения общества с природой.