Выделить главную мысль сказки 12 месяцев маршака. Анализ сказки Маршака «Двенадцать месяцев. Фантастика и жизненная правда

Маршак "Двенадцать месяцев"

Главные герои сказки "Двенадцать месяцев" и их характеристики

  1. Падчерица. Очень добрая и милая девочка, которой все готовы помогать.
  2. Королева. Девочка 14 лет, капризная и своенравная. Не думает о том, что делает и всегда выбирает самое простое и легкое решение.
  3. Солдат. Мудрый и добрый.
  4. Профессор, учитель Королевы, старый и мудрый ученый в мантии. Пытается научить чему-то Королеву, но боится оказаться казненным.
  5. Старуха, мачеха Падчерицы, жадная и злая.
  6. Дочка Старухи, такая же жадная.
  7. Двенадцать месяцев, не добрый и не злые, все с разными характерами, но справедливые.

Также есть в сказке множество второстепенных героев - лесные звери, придворные.

План пересказа сказки "Двенадцать месяцев".

  1. Падчерица в лесу
  2. Старый солдат и елочка
  3. Королева учит уроки
  4. Королева издает указ
  5. Старуха отправляет Падчерицу за подснежниками
  6. Падчерица встречает Двенадцать месяцев
  7. Падчерица приносит подснежники и колечко
  8. Старуха забирает колечко
  9. Королева принимает послов
  10. Старуха приносит цветы
  11. Королева собирается в лес
  12. Старуха приводит Падчерицу
  13. Колечко бросают в прорубь
  14. Падчерица исчезает
  15. Меняются времена года
  16. Королева мерзнет
  17. Месяц Январь и исполнение желаний
  18. Падчерица получает подарки
  19. Падчерица всех прощает.

Краткое содержание сказки "Двенадцать месяцев" для читательского дневника в 6 предложений:

  1. Падчерица собирает в зимнем лесу хворост и встречает солдата
  2. Королева хочет получить на новый год свежие подснежники
  3. Мачеха отправляет Падчерицу в лес, и та встречает Двенадцать месяцев, которые дарят ей цветы и кольцо
  4. Мачеха приносит Королеве подснежники и Королева всех ведет в лес за ягодой
  5. В буран все мерзнут, а Январь превращает Мачеху и ее дочь в собак
  6. Падчерица получает богатые дары от Двенадцати месяцев и прощает Королеву.

Главная мысль сказки "Двенадцать месяцев"

Всему свое время и каждому свой черед.

Чему учит сказка "Двенадцать месяцев"

Доброе сердце способно творить чудеса. Доброму человеку все стремятся помочь. Невежество приводит к беде. Нельзя изменить ход времени. Зло всегда будет наказано, а добро победит.

Признаки волшебной сказки:

Волшебный помощник - золотое колечко

Волшебные превращения - смена времен года, превращение Старухи и дочки в собак

Волшебные существа - двенадцать месяцев

Говорящие звери.

Пословицы к сказке "Двенадцать месяцев"
Все в свой срок, придет времечко, вырастет и семечко
Доброе дело без награды не остается
Жадность всякому горю начало.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Двенадцать месяцев"

Последний день года. В зимнем лесу Падчерица собирает хворост и встречает Солдата. Солдат ищет елку для Королевы и Падчерица показывает ему самую красивую елочку.

Королевский дворец. Профессор учит Королеву, но Королева учится не хочет. Она подписывает приказ о казни человека и Профессор ей делает замечание. Королева говорит, что может казнить Профессора и тот во всем с ней соглашается.

Королева издает указ принести во дворец корзину подснежников, обещая взамен корзину золота и шубу.

Старуха и ее дочь собираются найти подснежники и готовят корзину. Они заставляют Падчерицу вновь идти в лес за подснежниками.

Падчерица в лесу выходит на огонек и встречает Двенадцать месяцев, которые выслушав историю девочки, решают ей помочь. На несколько минут наступает апрель и цветут подснежники. Апрель дарит Падчерице золотое волшебное колечко.

Старуха с дочерью радуются корзине подснежников и Дочка забирает себе золотое колечко. Они идут во дворец.

Королева объявляет, что декабрь не закончится, пока не принесут подснежники, и принимает послов и корзины с цветами. Но подснежников в них нет. Приходят Старуха и дочка.

Старуха рассказывает как они собирали подснежники и Королева велит принести шубы, чтобы всем отправится в лес за земляникой. Старуха признается, что это Падчерица собирала подснежники. Королева посылает солдат за Падчерицей и велит всем собираться в лес.

Королева и придворные мерзнут в лесу. Они удивляются тому, что солдатам жарко.

Старуха приводит Падчерицу. Падчерица говорит, что ей нужно ее колечко. Королева бросает колечко в прорубь. Падчерица обращается к Апрелю. Наступает весна, а Падчерица исчезает.

Наступает лето, появляются ягоды, потом приходит осень и снова зима. Послы и придворные убегают.

Добрый день единомышленники! Сегодня я хочу пригласить вас побеседовать – поразмышлять над смыслом сказки С. Я.Маршака «12 месяцев».

Дочь и падчерица

Во многих сказках встречаются такие персонажи как дочь и падчерица. Причем падчерица – дочь отца и живет она в его доме, а значит в своем, а дочь — родная дочь матери, которая вошла в уже готовый дом, ею не созданный. Об отце говорится, но его, как действующего лица, нет. На мой взгляд – отец – дух человека, мачеха – земное тело человека, материя.

Мы знаем, что после падения из Эдема, человечество оказалось в дуальном мире, в мире, где существует свет и тьма, добро и зло, тепло и холод ит.д. то есть в мире двух противоположностей. Условно они обозначаются плюс и минус (дух – положительные качества — плюс, материя –отрицательные качества — минус).
В Ветхом Завете есть (Бытие, гл 25, ст.22 и дальше) интересные персонажи: Исаак – сын Авраама, жена его Ревекка, которая родила 2 сыновей. «…, Сыновья, еще находясь в утробе ее стали биться. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве (человек, освобождающий свою душу от всего «звериного» — дружащий с совестью), человек полей – свободный от привязки к материальным ценностям, чувственный. А Иаков был человеком кротким, живущим в шатрах (любил роскошь). Исаак (отец) любил Исава, Ревекка (мать) любила Иакова». То есть по сути те же два персонажа. Причем сказано, что Исав был старшим. От голода он продал свое первородство (…что за честь, коли нечего есть…) Иакову. Иаков вместе с матерью (приземленные качества души), хитростью испросили у отца благословения – Иаков «сыграл» Исава и отец благословил: «да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, да послужат тебе народы, будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей… Исав же получил такое благословение: от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи (шеи) твоей».

Заметьте: Иакову – даст тебе Бог, а Исаву – от тука земли будет обитание твое. И еще: — да поклонятся тебе сыны матери твоей. То есть поклонятся те, кому дороги те же ценности – богатства мира.

Дуальность мира

Наш мир, дуальный мир, как бы разделен на два народа. И вся история человечества отслеживает постоянные войны: между государственными системами, между государствами, внутри государств тоже неоднородно (отсюда революции). Даже в семьях одни дети ближе и родней матери, другие – отцу. И много бывает обид на то, что одного ребенка больше любят, а другого меньше. То есть разделение идет по всем планам бытия (что наверху, то и внизу; что в малом, то и в большом).
Конечно же само разделение это плохо, но у него есть и свои положительные стороны (как у любого явления в нашей жизни): мы быстрее развиваемся и получаем много опыта именно во время серьезных испытаний. Много передач смотрела по телевизору, да и книги читала о жизни великих людей. Столько труда и невзгод, что диву даешься: как они выжили, откуда бралось столько жизненной силы? А сколько для людей сделали! Это и Святые всех времен и народов, великие ученые, поэты, музыканты, воины! Невольно сравниваешь их судьбы с судьбой падчерицы из сказки.

Взросление души

«…А теперь послушай, что я скажу. Довелось тебе нынче в последнюю ночь старого года, в первую ночь Нового года встретиться со всеми двенадцатью месяцами разом. Когда еще расцветут апрельские подснежники, а у тебя уж корзинка полна. Ты к нам по самой короткой дорожке пришла, а другие идут по длинной дороге – день за днем, час за часом, минута за минутой. Так оно и полагается. Ты этой короткой дорожки никому не открывай, никому не указывай. Дорога эта заповедная». Все великие люди каким-то образом прозрели: открыли законы всемирного значения, написали бессмертную музыку, картины, которыми восхищаются люди уже много веков и т.д. Но как они получили эти великие дары?

«Ну, а дорогу-то в лес, к подснежникам, ваша зверушка показать может? Да уж, верно, может. Только вот захочет ли… — Ну, я тоже упрямая! Посмотрим, кто кого переупрямит!»
Мы приходим в этот мир с какими-то качествами (это нам подсказывают звезды в общих чертах – в начале 90 стых мы все очень увлекались гороскопами). Эти данные нашего тела и нашей души достались нам от предков – родового древа, а как мы распорядимся этим «капиталом»: преумножим его или растранжирим (притча о талантах), это зависит от наших усилий.

В каждом из нас есть такие качества характера: мужество, стремление к совершенству, равновесие, взаимопомощь, самоотверженность, справедливость, умение быть благодарным, быстрота мышления, беспристрастие, творческая самореализация, беззаветное служение, артистичность. Мы рождаемся с одним из этих, или примерно, качеств характера, но за жизнь желательно обрести и все остальные. Это означает в сказке ускоренную встречу с каждым месяцем года. Достигается это конечно огромным трудом: душа соединяется с духом (огонь костра) в человеке. Устремленный и ищущий (ищите и обретете, стучите и вам откроется, просите и дастся вам) становится сильным духом, обретает полную гармонию в душе: «Теперь уж не ты у нас, а мы у тебя гостить будем. Все по очереди перегостим. Каждый со своим подарком придет». – Так сказали месяцы трудолюбивой падчерице.

Конечно у каждого положительного качества есть и их противоположности. В сказке есть отрицательные персонажи, носители негативных качеств. Каждый из них получил в итоге, что «заработал», извлек из ситуации свои уроки.

Это, естественно, один из пластов информации, заложенной в сказке. Со временем может и еще что – то откроется, что сокрыто. Может у кого-то есть другие соображения по этой сказке? Кстати, есть интересная тема – космический портал. Отражена ли она в сказках?

Гелемеева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кантемировский лицей»

Урок мудрости по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Анализ сказки.

Цели:

Образовательная: создать целостный литературно-художественный образ сказочных героев.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, речь; умение аргументировать своё мнение, делать выводы, сопоставлять факты.

Воспитательная: показать зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств; воспитывать искренность, доброту, вежливость, готовность прийти на помощь.

Микроцель

Ход занятия

Что получает ученик

Комментарий

Настроить класс на работу

Создать целостный литературно-художественный образ сказки и сказочных героев

Дать возможность доказать правильность своих суждений

Показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения от конкретных ситуаций.

Прививать навык ролевой игры.

Уметь сравнивать образы героев

Развивать навык выразительного чтения

Уметь делать выводы

Развивать критическое мышление

Ӏ. Стадия вызова

1. Яркое пятно в начале урока

Из лозы сплетается,

Все в нее складывается:

И грибочки-сыроежки,

Шишки, ягоды, орешки.

2. Ассоциации, которые возникают, когда смотрите на корзину.

Сегодня на уроке мы отправляемся на поиски мудрости, соберем ее в эту корзину. А сейчас проверим ваши знания о драматическом произведении С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

3. Проверка домашнего задания с использованием интерактивной доски.

Соединить понятия левого и правого столбика

Сказка - баба и дочь стали собаками

Волшебные помощники -перстень

Волшебный предмет - быстрая смена времен года

Волшебное преобразование - 12 месяцев

Волшебное событие - фантастическое произведение

ӀӀ. Стадия осмысления

1.Мотивация учебной деятельности.

Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

Как вы понимаете первую часть пословицы?

(В сказках происходят невероятные события, волшебство)

А вторую часть?

(Сколько бы не было вымысла, в конечном счете, она говорит о реальной жизни).

Третью часть?

(В сказках встречаются необычные персонажи, на их образах сказка учит нас доброму).

А ещё?

(Помогает лучше узнать себя и других)

Назовите главных персонажей?

(Мачеха и падчерица)

2.Инсценировка эпизода

Дочь. Наверное, посмеяться над нами захотела королева. Подснежников не найти в лесу. Нет, пойду – да и все. Разве же посчастливится когда-то во дворец попасть, к самой королеве на праздник? И еще целую корзину золота дадут.

Баба. Замерзнешь в лесу!

Дочь. Ну, так вы сами в лес идите, наберите подснежников, а я их во дворец отнесу.

Баба. Или тебе, доченька, родной матери не жаль?

Дочь. И хотя и вас жаль, да и золота жаль, а ещё больше себя жаль!

Баба. Хорошая дочь, что и говорить! В такое ненастье хозяин собаки на улицу не выгонит, а она мать гонит.

Заходит падчерица с улицы, встряхивает снег.

Падчерица. Так метет, что ни земли, ни неба не видно. Будто по тучам идешь. Едва домой добралась.

Дочь. Надо тебе ещё в лес сбегать.

Падчерица. В лес? Чего?

Дочь. За подснежниками!

Падчерица (смеясь). Разве что за подснежниками! В такую метель! А я сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась: нынче и погибнуть нетрудно – снег так и валит, так и кружит.

Дочь. Я и не шучу.

Падчерица. Неужели же вам совсем меня не жаль? Погибну я в лесу.

Дочь. А что ж мне вместо тебя в лес идти?

Баба. А ты платок на голову, корзину в руки и иди! И гляди мне: если узнаю, что ты где-то у соседей просидела, в дом не пущу – замерзай на дворе!

(Падчерица закутывается платком, берёт корзину и выходит )

А замёрзнет… Это значит, такая уже её судьба. Кто за ней плакать станет?

Какие характеры у мачехи и падчерицы?

А какая падчерица? В каких сказках вы ещё встречались с падчерицами?

Какие же бывают в сказках главные герои?

(Добрые и злые)

Кто из героев воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла?

(Королева, мачеха, дочка)

Какую роль вы бы выбрали для себя?

3. Мозговой штурм.

А как вы понимаете значение этих слов?

Зло есть грубейшая форма невежества.

Злой тот, кто добр только для себя.

Жестокость – просто результат глупости.

4.Работа в группах.

Литераторы составляют афоризмы со словами «добро» и «зло».

Математики, используя геометрические фигуры, работают с теми же понятиями.

Художники изображают добро и зло при помощи гуаши и кисти.

Оформители работают с пластилином, картоном и цветной бумагой

В структуре сказки главный герой, проходя испытание, встречает волшебного героя-помощника.

(Падчерице помогают 12 месяцев)

А у зимних месяцев кто помощники?

(Ветер, вьюги и метели)

А теперь давайте послушаем, о чем поёт Февраль?

(Гудит ветер - запись)

Какие качества отметили в описании ветра? Какие бывают ветры?

Из каких же составляющих складывается характер героя?

Внешность

Поступки

Язык

реплики персонажей

Именно подснежник – нежный и хрупкий цветок - стал причиной испытаний главной героини.

На доске появляется схема в виде подснежника

ӀӀӀ. Стадия рефлексии

Какую же мудрость вы унесёте с собой домой после сегодняшнего занятия?

Вместо золота корзина заполняется мудростью.

Закройте глаза и представьте тот нежный цветок, ставший причиной испытаний главной героини.

В это время учитель кладёт в корзину подснежник.

Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе!

Отгадать загадку

Провести ассоциативный ряд

Повторить признаки сказки

Инсценировать эпизод

Показать свое отношение масками

Оценить свои действия и поступки

Каждая группа представляет свой отчет

Составить схему «Особенности раскрытия характера героя в драматическом произведении » в виде подснежника

Каждый пишет на листочке высказывание и кладёт в корзину

В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года. Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу, а также убедиться в том, что плохих людей неминуемо постигнет наказание, а счастливы будут лишь те, чья душа наполнена любовью и светом. Кроме того это поучительный рассказ о трудолюбии: сама природа помогает тем, кто работает с удовольствием и не требует награды.

Сказочная история начинается с неисполнимого каприза вздорной королевы, пожелавшей получить подснежники в обмен на золото. Всем понятно, что цветы зимой не растут, но злая мачеха все равно гонит нелюбимую падчерицу в лес на верную погибель. Доброй и ласковой героине суждено замерзнуть в лютую стужу, но ее спасает чудесная встреча с таинственными братьями-месяцами, которые одаривают ее редкими для декабря цветами.

Девочка не знает своих спасителей, но они хорошо с ней знакомы: встречали ее то набирающую воду, то таскающую дрова, то склонившуюся над грядками. Братьям известно, что кроткая и трудолюбивая девочка вынуждена терпеть злобные придирки мачехи, оставаясь при этом доброй и приветливой.

Братьев-месяцев – главных позитивных героев сказки – писатель показывает справедливыми и честными. И это естественно для природных сил. В их власти карать за злые намерения. Доказательства этому легко встретить не только в сказке, но и в реальной действительности.

Персонажи сказки не наделены именами. Ни падчерица, ни королева, ни мачеха не имеют собственного имени. Подобным приемом автор показывает целостное общество, без разделения на личности. В каждом герое воплощена собственная прослойка. Сирота явилась олицетворением бедного и трудолюбивого народа, в королеве нашли отражение безжалостность и глупость, свойственные правителям, в советниках легко заметить подхалимство и трусость чиновников.

В сказке только месяцы имеют имена. В собирательном образе братьев заключено все могущество природы, дающей человеку возможность дышать, добывать пищу, продолжать род. Не всегда люди умеют ценить то, что их окружает. Как и недалекая сказочная королева хотят лета, а не зимы, ругают осадки. А ведь в природе любая погода является звеном обязательной цепи, обеспечивающей существование жизни.

Сказка о двенадцати месяцах учит тому, как важно быть добрым и отзывчивым, уважать труд и всегда сохранять человеческий облик.

Анализ 2

Без преувеличения сказка "Двенадцать месяцев» Маршака любима всеми. Она может научить многому не только детей, но и взрослых, открыв глаза на истинные человеческие ценности.

Главная героиня – падчерица, с самого начала вызывает симпатию у читателей своей добротой, искренностью и желанием помочь своим близким. Он добра и приветлива к своим сводным сестрам и мачехе, которые, безусловно, являются отрицательными персонажами и никакой симпатии не вызывают. На противостоянии этих героев автор показывает постоянную борьбу добра и зла, очень характерную для русских народных сказок. Но, как и в народном эпосе у Маршака после долгого противоборства добро всегда побеждает зло. Честность и трудолюбие главной героине в этой борьбе играют не последнюю роль.

Во многих сказках всегда присутствуют королевы или принцессы. Так вот, как то раз молодая королева возжелала подснежников зимой, пообещав тому, кто это исполнит корзину золота. Злая мачеха тут же отправила нелюбимую падчерицу на поиски. Далее с девушкой случается чудо. Заблудившись в лесу, она встречает двенадцать месяцев, братьев. Сказочные братья не только спасли ее от холода, но и помогли раздобыть корзину подснежников зимой. Они попросили девушку сохранить в тайне волшебную историю появления подснежников в лютые морозы. Королева хотела утопить девушку, а сестры и мачеха мечтали о подарках, полученных от сказочных братьев, но в сказке этого не случилось. Добро восторжествовало, а зло было наказано.

Сказка написана в виде пьесы. Она разделена на четыре действия, которые в свою очередь состоят из картин. Каждая картина, это маленькая законченная история, произошедшая в определенном месте: в лесу, во дворце. В действиях участвуют также лесные звери: зайцы, вороны, волк. У каждого из них своя роль. Они создают атмосферу сказочного праздника, помогают читателю поверить в реальность происходящего.

Важной деталью в сказке «Двенадцать месяцев» является незаметное на первой взгляд разительное изменение в характере королевы. Из капризной и злой, она становится доброй и нежной. На ее примере Маршак показывает читателю неизбежность победы добра над злом. Даже противной мачехе и завистливым сестрам автор дает возможность исправиться. Превращенные братьями волшебниками в собак, из-за их постоянного лая, они сохраняют надежду вернуться в человеческое обличие. Если будут хорошими и добрыми.

Даже самым юным читателям эта сказка помогает разобраться что хорошо, а что плохо. Во что надо верить и на что надеяться. Как правильно поступать. Доброта, порядочность и честность всегда побеждают ложь, зависть и лицемерие.

Несколько интересных сочинений

  • Мысль семейная в романе Толстого Война и мир сочинение

    Тема семьи, ее роли в жизни человека заботила Л. Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Целая череда ярких и разных семей проходит перед нами в романе «Война и мир».

  • Цвета в романе Преступление и Наказание Достоевского

    Роман «Преступление и наказание» написан великим и известным русским писателем девятнадцатого века Федором Михайловичем Достоевским. В своем произведении автор придал большое значение цветам

  • Сочинение Моя любимая народная сказка

    «Морозко» – моя любимая народная сказка, знакомая с детства. Рождественская история работящей девушки, которую обижают мачеха и сводная сестра. Рассказ о сказочном персонаже, приходящем на помощь бедной падчерице.

  • В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя - Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать

  • Анализ поэмы Корсар Байрона

    Данная поэма Джорджа Байрона – известного английского поэта – вошла в сборник «Восточных поэм».

Цели:

· Учить анализировать художественное произведение.

· Воспитывать отношение к таким нравственным категориям, как «добро» и «зло».

· Развивать речь, а также такие общеучебные действия, как: анализ, обобщение.

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор,

СД-диск со слайд-презентацией – сопровождением урока,

иллюстрации к сказке, корзина с «подснежниками».

Ход урока:

1. Организационный момент.

На одном из уроков я вас спросила, что такое «добро» и «зло»? Вспомним, как вы отвечали.

(Демонстрация видеофрагментов.)

Затем я вас просила поискать высказывания о добре и зле известных людей, народную мудрость.

(Чтение высказываний.)

И, как вы уже понимаете, тема нашего урока будет связана с этими понятиями. А поскольку мы с вами познакомились с содержанием сказки «Двенадцать месяцев», то тема:

«Добро и зло в сказке «Двенадцать месяцев».

Когда мы завершаем знакомство с содержанием произведения, нам предстоит какой этап работы?

(Анализ произведения.)

Итак, будем анализировать сказку С. Маршака. Сегодня мы остановимся на таких этапах анализа, как:

1. Особенности жанра.

2. Идейное своеобразие.

3. Образная структура.

Перед вами рабочие листы урока. Ознакомьтесь с ними, пожалуйста. В таблице «Оценивание» вы видите три колонки. Поставьте, пожалуйста, сами себе оценку на начало урока, т. е. как вы считаете, насколько готовы к уроку. Затем будет ваша оценка в конце урока. Итоговую оценку выставлю я.


2-3. Реализация д/з. Освоение нового материала.

1. Особенности жанра.

Начинаем анализ сказки. Что сразу отметили мы с вами, когда впервые открыли эту сказку?

(Есть только разговор героев, нет слов автора и описаний.)

Как определен жанр сказки?

(Пьеса-сказка.)

Итак, особенностью сказки «Двенадцать месяцев» является то, что это сказка – пьеса.

Напомню вам историю создания сказки. Незадолго до Великой Отечественной войны пересказал сказку «Двенадцать месяцев» по мотивам славянских сказок.

В 1943 году, в грозные дни борьбы с фашизмом, превратил ее в пьесу. Маршак считал, что в пьесе можно говорить «не только словами, но и действием – языком, понятным всем». Пьесы – это драматические произведения, обычно для постановки в театре. Сыгранная на сцене пьеса – это спектакль.

Пьеса – это драматическое произведение: содержание в нем передается в речи и поступках действующих лиц, отсутствуют описания.

Вспомним, какие еще роды литературы мы знаем, какие жанры им соответствуют?

(Эпос, лирика, драма.)

2. Идейное своеобразие.

Продолжаем анализ. Следующий этап: идейное своеобразие. Какой вопрос нам помогает понять идею произведения?

(Для чего?)

Еще раз напомню историю сказки. В основу сюжета Маршак положил словацкое народное предание о девочке, встретившей под Новый год все двенадцать месяцев одновременно.

(Столкновение противоборствующих сторон.)

Между кем мы видим столкновение в сказке?

(Между королевой и профессором; между мачехой, дочкой и падчерицей; между королевой и падчерицей…)

А если попытаться обобщить, то как это можно выразить в каких-то более общих понятиях?

(Столкновение добра и зла.)

ДОБРО и ЗЛО – понятия, с которых мы начинали наш урок. Мы пытались сами определить их, обращались к высказываниям известных писателей и ученых. А сейчас предлагаю найти определения этих понятий в словаре.

(Работа со словарями.)

В большинстве сказок раскрывается тема борьбы добра и зла. Но каждый автор раскрывает эту идею под новым углом зрения. Самуил Маршак в своей сказке «Двенадцать месяцев» ставит на первый план очень трудные и вместе с тем интересные вопросы:

Является ли покорность частью доброты?

Может ли твердый и несокрушимый человек быть добрым?

Может ли безропотный человек увеличивать зло в мире?

(Чтение словарных статей.)

https://pandia.ru/text/80/204/images/image002_153.jpg" width="636" height="148 src=">

Вернемся к идейным вопросам сказки и ответим: а кто является носителем перечисленных качеств: доброта, покорность, твердость, несокрушимость, безропотность ?

(Люди, герои, персонажи сказки.)

Чтобы ответить на эти вопросы и понять идейное своеобразие сказки (каждый образ сказки воплощает ответ на эти вопросы) предлагаю вспомнить действующих лиц пьесы-сказки и дать им характеристику. И мы переходим к 3-ему этапу анализа – к образам произведения.

(Физкультминутка.)

3. Образная структура.


Вспомним героев сказки.

(Ответы учащихся.)

Охарактеризуем этих героев. Причем, характеризовать их будем в свете темы нашего урока (т. е. добро или зло воплощает образ) и, применяя такой тип речи, как рассуждение. Что характерно для рассуждения, вспомним?

(Рассуждение состоит из тезиса и доказательства.)

А в целях экономии времени организуем работу в группах: каждая группа охарактеризует определенных героев.

(Распределение групп.)

Перед тем как представитель группы начнет отвечать, мы посмотрим сюжет из сказки и ответим на вопросы (для видеосюжетов: Что бы вы усовершенствовали в игре героев этого фрагмента и какие качества героев проявляются в этой сцене? ; для инсценировок: какие качества героев проявляются в этой сцене? )

(Видеофрагмент)

Ответ 1-ой группы:

Королева

Безответственная, своевольная, неблагодарная, в силу своих недостатков очень одинокая, капризная, ленивая, надменная, бессердечная. (Эпизоды: не желает учиться, указ – «казнить», подснежники зимой, морозит падчерицу…)

Ответ 2-ой группы:

Профессор

Умный, терпеливый, выдержанный, робкий. (Эпизоды: соглашается с Королевой, боится противоречить…)

(Видеофрагмент)

Ответ 3-ой группы:

Мачеха и Дочка

Они были очень завистливыми. Плохо относились к Падчерице, желали ей смерти; подлые, лживые, жадные, бессердечные, злые. (Эпизоды: отправляют в лес падчерицу, выбирают корзину побольше, рассказывают небылицы во дворце…)

(Инсценировка)

Ответ 4-ой группы:

Двенадцать месяцев

Олицетворяют собой народнопоэтическую стихию. Волшебное и обыкновенное переплетаются в этих образах, делая их очень яркими, запоминающимися. Все доброе, гуманное, светлое связано с ними. (Эпизоды: помощь падчерице, добрые отзывы о ней, наказание мачехи и ее дочки…)

(Инсценировка)

Ответ 5-ой группы:

Падчерица

Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая. Добрая, милая, работящая, вежливая, верна слову. (Эпизоды: общение в лесу, верность слову, выполнение работы по дому…)

4. Подведение итогов.

Итак, как решает С. Маршак проблему столкновения добра и зла в сказке?

Думаю, вам поможет такой вопрос: почему Профессор объясняет Королеве, что законы природы нарушить невозможно, а для Падчерицы братья-месяцы все-таки нарушают эти законы?

(Падчерица побеждает неподвластные законы природы, так как она способна жить по законам добра, в гармонии и с людьми, и с природой, которая в ответ открывает ей всю свою красоту, свою тайну.)

- Анализ образов сказки, ее художественные особенности помогли понять нам ее главную идею.

- Предлагаю вам самостоятельно сформулировать свое понимание идеи пьесы-сказки: как соотносятся в ней добрые и бесчеловечные герои, к каким выводам мы приходим, рассматривая добро и зло в сказке; как изменилось ваше понимание таких категорий, как добро и зло.

(Записи в рабочих листах. Их чтение для всех.)

Пьеса «Двенадцать месяцев», как и лучшие народные сказки, несет важные нравственные идеи, ведет читателя и зрителя в мир добрых, подлинно человеческих отношений, где нет места злобе, где сама природа дружит с честными тружениками.

Добро всегда побеждает зло, силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.

Поставьте себе оценку, как вы себя оцениваете по итогам работы на уроке.

Итоговые оценки выставлю вам я, когда проанализирую ваши самооценки и работу на уроке.

5. Д/з. Комментарий.

Написать рассуждение на тему: «Добро и зло в моей жизни». (Комментарий вариантов д/з.)

Завершить наш урок хотелось бы маленькой лирической зарисовкой. Мы с вами потрудились и у нас тоже, как в сказке, среди зимы есть своя корзина подснежников:

Цветок весны, идущий к нам по снегу, –

Простой цветок,

Но сколько он несет

Добра и радости, и счастья человеку.

Только благодаря труду и терпению, добросердечию и душевной теплоте могут свершаться чудеса, жизнь от которых становится светлее и добрее!

Приложение 1

Инсценировка

Действие 2. Картина 1. (фрагмент)

Январь (вполголоса). Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днём на ней были. Мы, зимние месяцы, её хорошо знаем. То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе – поёт. А нынче приуныла.

Июнь. И мы, летние месяцы, её не хуже знаем.

Июль. Как не знать! Ещё и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки – полет, подвязывает, гусениц обирает. В лес придёт – зря ветки не сломит. Спелую ягоду возьмёт, а зелёную на кусте оставит: пусть себе зреет.

Ноябрь. Я её не раз дождём поливал. Жалко, а ниче­го не поделаешь – на то я осенний месяц!

Февраль. Ох, и от меня она мало хорошего видела. Ветром я её пробирал, стужей студил. Знает она Февраль-месяц, да зато и Февраль её знает. Такой, как она, не жалко среди зимы весну на часок подарить.

Апрель. Отчего же только на часок? Я бы с ней век не расставался.

Сентябрь. Да, хороша девушка!.. Лучшей хозяйки нигде не найдёшь.

Апрель. Ну, если по нраву она вам всем, так подарю я ей своё обручальное колечко!

Декабрь. Что ж, дари. Дело твоё молодое!

Приложение 2

Инсценировка

Действие 1. Картина 3. (фрагмент)

Старуха. Что, на дворе метет?
Падчерица. Так метет, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идешь. Еле до дому добралась. Старуха. На то и зима, чтобы метель мела. Падчерица. Нет, такой вьюги за целый год не было да в не будет.
Дочка. А ты почем знаешь, что не будет? Падчерица. Да ведь нынче последний день в году! Дочка. Вон как! Видно, ты не очень замерзла, если загадки загадываешь. Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать.
Падчерица. Куда же это, далеко?
Старуха. Не так уж близко, да и недалеко.
Дочка. В лес!
Падчерица. В лес? Зачем? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.
Дочка. Да не за хворостом, а за подснежниками!
Падчерица (смеясь). Вот разве что за подснежника-ми -- в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть не мудрено -- так и кружит, так и валит с ног.
Дочка. А я не шучу. Ты что, про указ не слыхала?
Падчерица. Нет.
Дочка. Ничего-то ты не слышишь, ничего не знаешь! По всему городу про это говорят. Тому, кто нынче подснежников наберет, королева целую корзину золота даст, шубку на седой лисе пожалует и в своих санях кататься позволит.
Падчерица. Да какие же теперь подснежники -- ведь Зима...
Старуха. Весной-то за подснежники не золотом платят, а медью!
Дочка. Ну, что там разговаривать! Вот тебе корзинка.
Падчерица (смотрит в окно). Темнеет уж... Старуха. А ты бы еще дольше за хворостом ходила -- так и совсем бы темно стало.
Падчерица. Может, завтра с утра пойти? Я пораньше встану, чуть рассветет.
Дочка. Тоже придумала-- с утра! А если ты до вечера цветов не найдешь? Так и станут нас с тобой во дворце дожидаться. Ведь цветы-то к празднику нужны.
Падчерица. Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли... Да разве разглядишь что в такую темень?
Дочка (жуя пирожок). А ты пониже наклоняйся да получше гляди.
Падчерица. Не пойду я!
Дочка. Как это -- не пойдешь?
Падчерица. Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу.
Дочка. А что же -- мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица (опустив голову). Да ведь не мне золото нужно.
Старуха. Понятно, тебе ничего не нужно. У тебя все есть, а чего нет, то у мачехи да у сестры найдется!
Дочка. Она у нас богатая, от целой корзины золота отказывается. Ну, пойдешь или не пойдешь? Отвечай прямо -- не пойдешь? Где моя шубейка? (Со слезами в голосе). Пусть она здесь у печки греется, пироги ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть... (Срывает с крючка шубку и бежит к дверям.)
Старуха (хватает ее за полу). Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место, глупая! (Падчерице.) А ты -- платок на голову, корзину в руки и ступай. Да смотри у меня: если узнаю, что ты у соседей где-нибудь просидела, в дом не пущу, -- замерзай на дворе!
Дочка. Иди и без подснежников не возвращайся!
Падчерица закутывается в платок, берет корзинку и уходит. Молчание.
Старуха (оглянувшись на дверь). И дверь-то за собой как следует не прихлопнула. Дует как! Прикрой дверь хорошенько, доченька, и собирай на стол. Ужинать пора.