Задание 7 огэ русский язык практика. Тренировочные задания В7 к ОГЭ по русскому языку

Словосочетание

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (при помощи подчинительной связи ):
узнать (что?) правду, яблоко (какое?) зеленое, научиться (чему?) писать

Примечание

Следовательно, словосочетанием не считаются слова, связанные при помощи сочинительной связи: мороз и солнце , не ветер, а дождь . Не считается словосочетанием и сочетание предлога и существительного: в течение дня (= за день), около стола (= у стола), перед домом (= около дома, у дома), вследствие неприятностей (= из-за неприятностей). Также не считается словосочетанием грамматическая основа , так как это уже предложение, а не словосочетание: ветер подул , море взволновалось и т.п. Не являются словосочетанием и сложные формы слов:

  • форма будущего сложного времени глагола: буду петь (запою), будем читать (зачитаем);
  • формы составной сравнительной и превосходной степени имен прилагательных и наречий: более умный , менее способный , более тонко , лучше всех .

Итак, словосочетание - это слова, связанные подчинительной связью. В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово. Зависимое слово связано с главным по смыслу и грамматически (при помощи окончаний, предложно-падежной связи). Такая связь может быть трех видов: согласование ,управление или примыкание .

Согласование

Например: шкаф (какой?) книжный. Главное слово - шкаф , так как от него задаем вопрос к зависимому. Шкаф - мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа, следовательно, и зависимое слово книжный имеет форму мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа.
При изменении формы главного слова обязательно изменится форма зависимого, ср.: шкафы (какие?) книжные, шкафов (каких?) книжных , о шкафе (каком?) книжном

Управление

УПРАВЛЕНИЕ - Это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово управляет зависимым при помощи вопросов косвенных падежей (всех, кроме Именительного). Главное слово чаще всего является глаголом, существительным, прилагательным, зависимое - существительным, количественным числительным, местоимением.

Например: ждать (чего? Р.п.) помощи, удивляться (чему? Д.п.) решению, вижу (кого? В.п.) друга, нарисовать (чем? Тв.п.) красками, говорить (о ком? П.п.) обо мне.
При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменится : жду (чего?) помощи, буду удивляться (чему?) решению, видел (кого?) друга, нарисую (чем?) красками, говорит (о ком?) обо мне.

Примыкание

ПРИМЫКАНИЕ - Это такой вид подчинительной связи, при котором слова связаны только по смыслу, примыкают друг к другу. Главное слово может быть выражено глаголом, существительным, наречием, прилагательным. А на месте зависимого слова могут быть только неизменяемые части речи или неизменяемые формы слов:

  • наречия,
  • наречия и прилагательные в сравнительной степени,
  • деепричастия,
  • притяжательные местоимения,
  • неизменяемые существительные,
  • начальная форма глагола (инфинитив).

Например: говорить (как?) громко - наречие, идти (как?) быстрее - наречие в сравнительной степени, читать (как?) лёжа - деепричастие, шарф (чей?) её - притяжательное местоимение, цвета (какого?) беж - неизменяемое прилагательное, научить (чему?) читать - инфинитив.
Как видим, вопросы к зависимому слову могут быть разными, да и само зависимое слово будто случайно примкнуло к главному. Вы никогда не перепутаете примыкание с другим видом связи, если запомните, что на месте зависимого слова стоит неизменяемая часть речи или форма!

Теперь мы и сами без труда сможем определить, что словосочетание книжный шкаф построено на основе согласования. Ведь при изменении главного слова поменяется и зависимое. Теперь следует вспомнить понятие синонимичное словосочетание.

СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ - это словосочетания, которые имеют одинаковое значение, но разные грамматические связи, то есть разный вид связи.

Например: платье (чье?) - мамино (согласование) - платье (кого?) мамы (управление), хрустальная ваза (согласование) - ваза из хрусталя (управление), радостно прижимая (примыкание) - прижимая с радостью (управление).

Т рудности, которые могут возникнуть

при выполнении задания 7:

Случай 1. При замене словосочетания синонимичным, например, книжный шкаф у девятиклассников, как правило, возникает выбор меду словосочетанием шкаф для книг и шкаф с книгами. Но задумайтесь на секунду о лексическом значении данных словосочетаний. Любой ли шкаф с книгами является книжным шкафом? Скажем, шкаф может быть платяной, но сейчас в нем стоят книги. Является ли он шкафом для книг? А если шкаф, предназначенный для книг, то есть книжный шкаф, будет без книг, разве он перестанет быть книжным шкафом? Конечно же, нет. Поэтому синонимичными являются словосочетания книжный шкаф - шкаф для книг.

Как выполнить задание 2 ОГЭ по русскому языку?

3. Главное слово выписываем, не изменяя его, - смотреть. Далее перебираем в голове вопросы косвенных падежей и предлоги, которые употребляются вместе с падежами, поскольку переделать нужно в управление:

Р.п. (кого? чего? ) предлоги: у, около, с, до, из, от
Д.п. ому? чему? ) предлоги: по, к
В.п. (кого? что? ) предлоги: на, в, под, за, через
Т.п. (кем? чем? ) предлоги: за, над, с, под, перед, между
П.п. (о ком? о чем? ) предлоги: о, в, на

4. Определяем, что подходит вопрос Творительного падежа (чем? ) и предлог с, получается смотреть (с чем?) с грустью.


1) Внимательно ознакомьтесь с заданием. Обычно формулировка выглядит так: «Замените словосочетание …, построенное на основе согласования (управления, примыкания), синонимичным словосочетание со связью управление (согласование, примыкание). Напишите получившееся словосочетание.»
2) Изучите необходимую теорию:

    Словосочетание. Синонимичные словосочетания

    Типы связей слов в словосочетаниях

3) Определите тип получившегося словосочетания (Найдите зависимое слово, проверьте, изменяется ли оно. Если изменяется, определите, на какой вопрос отвечает) 4) Обязательно проверьте получившийся ответ, подставив его в предложение, из которого взято словосочетание.

Теория задания 7. Словосочетание. Типы связей слов в словосочетаниях.

Словосочетание – соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной синтаксической связи, связанных по смыслу и грамматически.

Не являются словосочетанием следующие сочетания слов:

  • подлежащее + сказуемое (это уже предложение),
  • ряд однородных членов (они объединены сочинительной связью),
  • составные формы слов (буду читать, более интересный),
  • фразеологические обороты (водить за нос),
  • предлог + существительное (в течение недели)
Подчинительная связь подразумевает, что одно из слов в словосочетании будет зависеть от другого. От главного слова можно задать вопрос к зависимому. Деревянный стол - стол (какой?) деревянный Стол из дерева - стол (из чего?) из дерева Говорить громко - говорить (как?) громко Синонимичное словосочетание – это близкое или совпадающее по значению словосочетание.

Типы связей слов в словосочетаниях.



СОГЛАСОВАНИЕ - тип связи слов в словосочетание, при котором зависимое слово – изменяемая часть речи. При изменении главного будет меняться и зависимое.


    прилагательным

    местоимением

    причастием

    порядковым числительным

Примеры:

    Деревянный стол (прил.)

    Твой брат (мест.)

    Сделанная работа (прич.)

    Первый день (числ.)

УПРАВЛЕНИЕ - тип связи слов в словосочетание, при котором зависимое слово – изменяемая часть речи. От главного к зависимому задаем вопрос падежей.


Зависимое слово может быть выражено:

    существительным

    местоимением

Примеры:

    Думать о лете (сущ.)

    Помню о тебе (мест.)

ПРИМЫКАНИЕ - тип связи слов в словосочетание, при котором зависимое слово – неизменяемая часть речи.


Зависимое слово может быть выражено:

    наречием

    деепричастием

    неопределенной формой глагола

    сравнительной степенью наречия или прилагательного

Примеры:

    Говорить громко (нар.)

    Шел не оглядываясь (дееприч.)

    Помог встать (н.ф. гл.)

Задание 7 1. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования управление

1. кружевной шарф – шарф из кружева

2. парижских сражений – сражений в Париже

3. бессонных ночей – ночей без сна

4. диванная подушка – подушка для дивана

5. школьные будни – будни школы

6. в водяных дорожках – в дорожках из воды

7. на прибрежном песке – на песке на берегу

8. шмелиное жужжание – жужжание шмеля

9. студенческого хора – хор студентов

10. книжный магазин – магазин книг

11. голубкинская совесть – совесть Голубкина

12. железный рычаг – рычаг из железа

13. глебовская власть – власть Глебова

14. стального цвета – цвета стали

15. Лялиной красотой – красотой Ляли

16. собачьего языка – языка собаки

17. человеческая жизнь – жизнь человека

18. бумажных голубей – голубей из бумаги

19. ракетный хвост – хвост ракеты

20. к железным воротам – к воротам из железа

21. в хрустальной вазе – в вазе из хрусталя

22. фарфоровые собаки – собаки из фарфора

23. бревенчатый домик – домик из брёвен

24. к Алкиному дому – к дому Алки

25. деревянные сиденья – сиденья из дерева

26. суконным одеялом – одеялом из сукна

27. человеческая вера – вера человека

28. детские игрушки – игрушки для детей

29. в детском лагере – в лагере для детей

30. детское ликование – ликование детей

31. музыкальный кружок – кружок по музыке, кружок музыки

32. школьный зал – зал школы

33.боксёрскую грушу – грушу боксёра

34. вечерней прохладой – прохладой вечера

35. степные метели – метели в степи

36. культурные ценности – ценности культуры

37. театральный двор – двор театра

38. мамин совет – совет мамы

39. маминого альбома – альбома мамы

40. народным горем – горем народа

41. папиной ручкой – ручкой папы

42. немецкие танки – танки немцев

43. картофельных полей – полей картофеля

44. звёздный свет – свет звёзд

45. книжная полка – полка с книгами или полка для книг

46. бессонной ночи – ночи без сна

47. жестяная коробка – коробка из жести

48. кожаную сумку – сумку из кожи

49. деревянного дома – дома из дерева

50. заводская стена – стена завода

51. радостный огонёк – огонёк радости

52. стеклянная банка – банка из стекла

53. солнечные лучи – лучи солнца

54. физический кабинет – кабинет физики

55. медный самовар – самовар из меди

56. бумажные пакеты – пакеты из бумаги

57. всеобщее мнение – мнение всех

58. кожаный козырёк – козырёк из кожи

59. печной дым – дым печи

60. отцовская несуразность – несуразность отца

61. домашнее задание – задание на дом

62. городские сады – сады города

63. Сашина мама – мама Саши

64. рыбная ловля – ловля рыбы

65. пчелиные домики – домики пчёл

66. музейные архивы – архивы музея

67. железный гребешок гребешок из железа

68. пшеничные зёрна зерна пшеницы

69. стеклянная рамка рамка из стекла

70. юношеское сердце сердце юноши

71. бетонная стена стена из бетона

72. бездомная жизнь жизнь без дома

73. бетонная дорога дорога из бетона

2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившиеся словосочетания.

1. колосьев ржи – ржаных колосьев

2. гудок парохода – пароходный гудок

3. стая гусей – гусиная стая

4. пасть собаки – собачья пасть

5. палуба корабля – корабельная палуба

6. дно колодца – колодезное дно

7. известия с фронта – фронтовые известия

8. слёз матери – материнские слёзы

9. берег моря – морской берег

10. капли дождя – дождевые капли

11. ветка ели – еловая ветка

12. котом со двора дворовым котом

13. жизнь моря морская жизнь

14. котлеты из хвои хвойные котлеты

3. Замените данные словосочетания, построенные на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившиеся словосочетания.

1. говорит радостно – говорит с радостью

2. насмешливо сказала – сказала с насмешкой

3. увлечённо читал – читал с увлечением

4. нежно гладит – гладит с нежностью

5. отнестись юмористически – отнестись с юмором

6. радостно сообщил – сообщил с радостью

7. яростно кидалась – кидалась с яростью

8. усердно рисовал – рисовал с усердием

9. надрывно ревела – ревела с надрывом

10. смущённо сказал – сказал со смущением

11. легко рассеял рассеял с легкостью
4. Замените словосочетание, построенное на основе
управления , синонимичным словосочетанием со связью примыкание

1. глядел с уважением – уважительно глядел

5. Замените словосочетание, построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

1. утренняя пробежка – пробежк а утром

Самостоятельная работа: 7 задание ОГЭ

1. Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом поздней осени. (Е.Носов)

2. Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения 2 построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

(1) Тяжёлые шапки снега склонили вниз ветви. (2) Снег падает с них совершенно беззвучно, оставляя вмятины на белоснежной пелене под деревьями. (М.Зверев)

3. Словосочетание НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

На маленькой привокзальной площади - стоянка такси. (Г.Адамов)

4. Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(1) Невдалеке несколько песчанок бойко рыли песок. (2) Селевин подошёл к ним ближе. (3) Зверьки с большой неохотой скрылись в норки при его приближении. (М.Зверев)

5. Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Бензиновый запах осел на асфальт жирным слоем. (Р.Погодин)

6. Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЁРНУЛ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Крышка прикрывала довольно глубокую яму, в которой были уложены длинные свёртки из мешковины. Лёшка потрогал верхний и испуганно отдёрнул руку. (Э.Дубровский)

7. Словосочетание В ЗАРОСЛЯХ ВЕРЕСКА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с тёмной водой цвета крепко заваренного чая. (Е.Носов)

8. Словосочетание БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. (К.Паустовский)

9. Словосочетание С ЗАВИСТЬЮ ПОСМОТРЕЛ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

С завистью посмотрел Шарад на маленькую девочку, которая, забыв всё на свете, пронзительно свистела в только что купленный красный свисток. (А.Беляев)

10. Словосочетание ЖЕСТЯНУЮ КРУЖКУ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья. (Ю.Коваль)

Задание 7 из ОГЭ по русскому языку обычно не вызывает затруднений у теоретически подкованных девятиклассников. Тем, кто плохо учил теорию и недостаточно хорошо владеет терминологией, будет сложно найти правильный ответ, получить положенный один балл. Более того, трудности могут возникнуть уже на этапе понимания задания как такового.

Что потребуется?

Знать, что такое словосочетания, какие типы связи в них бывают; уметь различать их. Задача школьника заключается в замене одного выражения на другое. При этом требуется поменять вид связи. Всего таких видов три – согласование, управление, примыкание. Определить тип можно, попробовав изменить выражение. Если меняются оба слова, то у вас получилось согласование («зеленый лист»). Когда изменяется только одно из них – это управление («день рождения»). Присутствие неизменяемой части речи или невозможность изменений указывают на примыкание («громко кричать», «плыть быстрее»). Без теоретических знаний не обойтись. Нужно как следует выучить определения всех видов словосочетаний, понять, в чем разница, потренироваться подбирать синонимы.

Алгоритм выполнения

Если нужно трансформировать согласование в управление, следует преобразовать имя прилагательное в существительное. Например, «обувная тумба» трансформируется в «тумбу для обуви». В противоположном случае нужно смотреть, какое существительное поменять на прилагательное. Так «прохлада утра» становится «утренней прохладой». Чтобы сделать управление из примыкания, потребуется какое-то слово (обычно наречие) превратить в имя существительное. Пример: «грустно вздохнул» меняем на «вздохнул с грустью». И наоборот, в противоположной ситуации выручит замена одного слова на наречие. «Прошептал со злорадством» меняется на «злорадно прошептал».

Проверка

Проконтролируйте, соответствуют ли получившиеся сочетания слов правилам. Обратите внимание на то, какие части речи используются. Оцените смысл, лексическое значение полученного выражения. В точности ли оно совпадает с первоначальным? Например, распространенная ошибка превращать «книжный шкаф» в «шкаф с книгами», хотя по смыслу подойдут «шкаф для книг», поскольку этот предмет мебели назван в соответствии со своим предназначением, а не наполнением.