Рождественский монастырь и подворье пюхтицкого монастыряхрам воскресения словущего на успенском вражке. Храм николая чудотворца в звонарях Пюхтицкое подворье расписание богослужений

Церковь Николая Чудотворца в Звонарях - православный храм, с 1996 года относящийся к московскому подворью Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Здание построено архитектором Карлом Бланком в 1762 году; колокольня относится к позднейшему времени.

Первая церковь на месте современной Церкви Николая Чудотворца в Звонарях появилась во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью.

Церковь, которая упоминается в 1619 году как деревянная, впоследствии несколько раз горела и восстанавливалась средствами прихожан, а с 1657 года она упоминается уже как каменная. Затем, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, в которой селились звонари Колокольни «Иван Великий» и сторожа кремлёвских церквей, церковь получила название «Никола в Звонарях», которое было закреплено за ним в 1677 году.


В 1860 году на деньги графа Ивана Илларионовича Воронцова, имевшего неподалёку обширную усадьбу, было начато строительство новой, каменной церкви. Автором проекта выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Строительство храма длилось до 1781 года. Церковь, выстроенная в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма, представляет собой высокий восьмерик на вытянутом с севера на юг четверике, с куполом и небольшой традиционной луковичной главкой. Оформлена резным белокаменным декором, восьмерик украшен капителями на угловых пилястрах, а также крупными наличниками. В этом виде церковь Николая Чудотворца в Звонарях сохранился до наших дней, подвергшись небольшим изменениям - после Отечественной войны 1812 года были переделаны два крыльца и каменная ограда, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле, а в 1900 году была проведена реставрация.

В 1930-е годы храм был закрыт и переоборудован под склад; потом там находилась кафедра рисунка располагающегося неподалёку Московского архитектурного института.

В 1996 году Патриарх Алексий II принял решение о создании подворья Пюхтецкого монастыря в Москве, и в качестве главного храма для подворья был избран именно Храм Николая Чудотворца в Звонарях . Работы по восстановлению храма начались в 1994 году, силами трёх послушниц Пюхтицкого монастыря, переехавших в Москву и новых прихожан, приходивших в церковь. В дальнейшем восстановление храма было продолжено «Мосремстроем».


В начале XVII в. на этом месте находился «Убогий дом» с деревянной Никольской церковью, которую заменили каменной около 1657 г. Позже эту местность заселили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожа кремлевских соборов. С 1677 г. церковь получила ставшее употребительным наименование - «в Звонарях». В 1760 г. по приказу Екатерины II на деньги графа И. И. Воронцова, имевшего здесь обширную усадьбу, спускавшуюся к реке Неглинке, начали строить новый каменный храм (арх. К. И. Бланк). Церковь Николы была закончена через два года, видимо, как домовая, что объясняет ее небольшой размер.

Три придела (Николая Чудотворца, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Димитрия Ростовского) существовали и до 1762 г., а придел преподобного Сергия устроен в 1766 г.

Сохранившееся до наших дней здание (Рождественка, 15/8) сооружено в стиле барокко. Оно удачно соединило в себе классическую основу с русскими традициями, сочетая компактную купольную композицию с крестообразным внутренним пространством. Храм отличает высокий стройный восьмерик, умело поставленный на вытянутый с юга на север прямоугольник основного объема здания. Хорошо прорисованный купол, увенчанный небольшой главкой, придает ее силуэту определенное изящество и остроту. Церковь состоит из двухпридельного храма с апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни. Подчеркнуто-богатое декоративное оформление основного объема в виде пышных композитных капителей на угловых пилястрах и крупных наличников, украшенных головками серафимов, контрастирует с упрощенной, несколько плоскостной моделировкой отделочных деталей на других объемах. Небольшие пристройки, примыкающие по сторонам к колокольне, сделаны в конце XIX в. Ограда церковного участка возведена в XIX в.

В 1933 г. храм был закрыт. В церкви размещались склад, а с середины 1960-х - кафедра Московского архитектурного института.

В 1994 в церкви учреждено подворье (Эстония). Сюда с почестями вернули чудом уцелевшую в годы богоборчества особо чтимую икону - Божией матери Взыскания погибших.



Ныне существующая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях была построена в 1762 г. известным московским архитектором Карлом Бланком. Карл Иванович, мастер барокко и раннего классицизма, подарил москвичам не один замечательный памятник архитектуры. По его проектам в Москве был построен целый ряд православных храмов, но, к сожалению, не все они уцелели. Сам зодчий долгое время жил на Рождественке, по всей видимости — во владениях графа И.И. Воронцова. Именно Воронцов стал храмоздателем церкви в Звонарях. Но храм на Рождественке впервые появился задолго до XVIII в. В старину здесь находился «Убогий дом», куда для погребения свозили людей, не имевших родственников, умерших несчастной смертью, на улице, а при нём находилась деревянная Никольская церковь, получившая имя Николы Божедомского. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью Звонарской слободы и стал именоваться «Никола в Звонарях»: звонари кремлевских колоколен и церковные сторожа издавна облюбовали себе высокий левый берег реки Неглинки неподалёку от Рождественского монастыря.

Церковь несколько раз горела, ее восстанавливали вновь, а в 1657 г. она была отстроена в камне. Спустя сто лет принимается решение храм перестроить. Тогда и была возведена новая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях, известная нам сегодня. Она сооружена в стиле барокко с элементами классицизма и состоит из двухпридельного храма с главным Благовещенским престолом и придельным во имя Николая Чудотворца, а также более поздней двухпридельной трапезной и колокольни. На вытянутом четверике возвышается стройный восьмерик, увенчанный небольшой луковичной главкой. Храм декорирован белым камнем, пышными капителями и крупными наличниками, украшенными головками серафимов.

Во время Отечественной войны 1812 г. здание пострадало, в результате чего были перестроены каменная ограда и два крыльца. Тогда же церковь получила новую трапезную и колокольню в классическом стиле.

В 1933 г. храм был закрыт. Первоначально в нем устроили склад, а позже здание передали Московскому архитектурному институту, и здесь разместилась кафедра рисунка МАРХИ. В 1994 г. церковь возвратили верующим, и начались работы по восстановлению и реставрации храма. В это же время патриархом Алексием II было принято решение о создании подворья Пюхтецкого монастыря в Москве, а в качестве храма для подворья была выбрана церковь в Звонарях. Любопытна история иконы Божией Матери «Взыскание погибших», которая сегодня находится в Никольской церкви: она чудом уцелела благодаря пожилой прихожанке, которая сберегла ее и передала в Пюхтицкий женский монастырь неподалеку от Таллина. После учреждения подворья Успенского Пюхтицкого женского монастыря икона с почестями была возвращена в церковь Николы в Звонарях.



Николая, святителя, в Звонарях церковь (улица Рождественка, дом № 15/8).

В XVI веке на этом месте существовала церковь Николы Божедомского, стоявшая, вероятно на «Убогих домах», то есть братской могиле умерших неестественной смертью, скудельнице. В источниках она упоминается в 1619 г. как деревянная, но уже с 1657 г. - как каменная. Позже, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, где жили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожи соборов и церквей Московского Кремля, храм Николы Божедомского переименовали, и с 1677 г. он стал называться «Никола в Звонарях».

Проект ныне существующей церкви составил архитектор К.И. Бланк по заказу графа Ивана Илларионовича Воронцова, городская усадьба которого находилась во владении, которое в настоящее время занимает Московский архитектурный институт (МАРХИ). Строительство церкви начали в 1760 или в 1762 г. Так как его освятили лишь в 1781 г., можно предположить, что почти десятилетие продолжалась отделка внутреннего убранства, к сожалению, не дошедшая до наших дней.

Церковь состояла из прямоугольного в плане двусветного четверика и возвышающегося над ним вытянутого восьмерика - изящного, декорированного пышными капителями на угловых пилястрах и крупными наличниками, украшенными головками серафимов. В начале XIX в. вместо старой трапезной к церкви пристроили новую двухпрестольную трапезную и колокольню. Упрощенная и плоскостная моделировка их деталей, выполненных в стиле классицизма, придают церкви более строгий вид. После пожара Москвы 1812 г. были полностью перестроены в 1818 г. ограда и два крыльца храма.

В 1934 г. после закрытия Никольского храма его иконы удалось передать в действовавшую еще церковь преподобного Сергия в Пушкарях. А после закрытия Сергиевской церкви (позже разрушенной) некоторые иконы передали в ныне действующий Знаменский храм в Переяславской слободе. В середине 1960-х гг. здание храма передали МАРХИ, разместившему в нем кафедру рисунка. Волею случая икона из Никольского храма - Божией Матери «Взыскание погибших» попала в храм Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Эстонии. По просьбе его настоятельницы при храме Николы в Звонарях, переданном к тому времени Русской Православной Церкви, в 1993 г. было образовано подворье эстонской обители. В 1994 г. начались восстановительные работы. В декабре того же года состоялось первое богослужение. В 1995 г. из Пюхтицкого монастыря храму возвратили икону Божией Матери «Взыскание погибших». Также подворью передали двадцать пять отреставрированных икон XVIII-XIX веков, а на колокольню подняли семь колоколов. В 1999 г. был устроен мощевик со 137 частицами мощей святых угодников. В том же году храму передали большую часть соседнего жилого дома для устройства монастырских келий.

В 2003 г. на территории храма возвели часовню для крещения. Декоративное убранство шатровой часовни схоже с храмовым, поэтому вместе они создают гармоничный ансамбль. Сейчас храм имеет главный престол, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, и четыре придела: правый от алтаря - Усекновения главы Иоанна Предтечи, слева - святителя Николая и святителя Алексия, митрополита Московского. Два малых придела посвящены преподобному Сергию Радонежскому (правый) и Успению Пресвятой Богородицы (левый). Из Пюхтицкого монастыря были перенесены на московское подворье богослужебные и певческие традиции. Пюхтицкое монастырское пение сильно отличается от клиросного пения, принятого в Москве.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни"

Церковь Николая Чудотворца что в Звонарях

Рождественка ул., 15, угол Звонарского, ныне Неглинного пер., 8

"В XVI в. на Рождественке поселили звонарей и сторожей кремлевских соборов и церквей, поставив церковь Николы Божедомского, позже названную "Никола в Звонарях".

"До возведения стен Белого города и Скородома (1593 г.) церковь числилась божедомской".

"Церковь, первоначально принадлежавшая "Убогому дому", упоминается в источниках с 1619 г.; как каменная - с 1657 г. Обозначение "в Звонарях", впервые появившееся в документах с 1677 г., - свидетельство образования на этом месте Звонарской слободы, где жили звонари колокольни Ивана Великого. В 1762 г. было разрешено строительство новой церкви (возможно, включившей старое здание) по заказу и на средства И. И. Воронцова, владевшего соседним участком (где ныне размещается Московский архитектурный институт). Проектировал здание К. И. Бланк. Строительство затянулось - храм был освящен лишь в 1781 г.".

"Церковь построена на средства И. Воронцова, имевшего здесь обширную усадьбу, спускавшуюся к реке Неглинке. Она начата в 1760 г. и закончена через два года, видимо, как домовая, что объясняет ее небольшой размер (колокольня относится к более позднему времени). Храм отличает высокий стройный восьмерик, умело поставленный на вытянутый с юга на север прямоугольник основного объема здания".

"Церковь построена в 1762-1781 гг. "тщанием генерал-поручика графа Ивана Илларионовича Воронцова".

Главный престол Благовещения Божией Матери.

Приделы: св. Николая Чудотворца, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Димитрия Ростовского, существовал и до 1762 г., преп. Сергия, освященный 7 июня 1766 г..

"Трапезная, колокольня и ограда с двумя воротами начала XIX в." - все они сохранились доныне.

"Церковь обновлялась в 1900 г.".

По рассказам старожилов, храм был закрыт не позднее 1933 г., причем поначалу обращен в склад. Иконы удалось частично перенести в действовавшую еще церковь Сергия в Пушкарях, где к тому времени собрался 21 престол, перенесенный из закрытых Страстного и Рождественского монастырей. При закрытии церкви Сергия (позже разрушенной) кое-что удалось передать в поныне действующий храм Знамения в Переяславской слободе (о нем подробнее см. в части "Город в границах 1917 г.").

В середине 1960-х гг. здание закрытого храма было передано Московскому архитектурному институту, разместившему в нем кафедру рисунка (находилась здесь вплоть до 1990 г.). Внешне храм отремонтирован, внутреннее убранство в большей части уничтожено. По переулку здание закрыли разросшиеся деревья, застящие вид на него даже зимой.

Храм стоит на государственной охране под № 203.

В 1990 г. идет новый внешний ремонт.

"В 1986 г. КГБ без разрешения Совмина РСФСР снес дом причта храма по Рождественке, 15, стоявший на госохране".

Ныне существующая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях была построена в 1762 г. известным московским архитектором Карлом Бланком.

Карл Иванович, мастер барокко и раннего классицизма, подарил москвичам не один замечательный памятник архитектуры. По его проектам в Москве был построен целый ряд православных храмов, но, к сожалению, не все они уцелели.

Сам зодчий долгое время жил на Рождественке, по всей видимости - во владениях графа И.И. Воронцова . Именно Воронцов стал храмоздателем церкви в Звонарях.

Но храм на Рождественке впервые появился задолго до XVIII в. В старину здесь находился «Убогий дом», куда для погребения свозили людей, не имевших родственников, умерших несчастной смертью, на улице, а при нём находилась деревянная Никольская церковь, получившая имя Николы Божедомского. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью Звонарской слободы и стал именоваться «Никола в Звонарях»: звонари кремлевских колоколен и церковные сторожа издавна облюбовали себе высокий левый берег реки Неглинки неподалёку от Рождественского монастыря.

Церковь несколько раз горела, ее восстанавливали вновь, а в 1657 г. она была отстроена в камне.

Спустя сто лет принимается решение храм перестроить. Тогда и была возведена новая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях, известная нам сегодня. Она сооружена в стиле барокко с элементами классицизма и состоит из двухпридельного храма с главным Благовещенским престолом и придельным во имя Николая Чудотворца, а также более поздней двухпридельной трапезной и колокольни. На вытянутом четверике возвышается стройный восьмерик, увенчанный небольшой луковичной главкой. Храм декорирован белым камнем, пышными капителями и крупными наличниками, украшенными головками серафимов.

Во время Отечественной войны 1812 г. здание пострадало, в результате чего были перестроены каменная ограда и два крыльца. Тогда же церковь получила новую трапезную и колокольню в классическом стиле.

В 1933 г. храм был закрыт. Первоначально в нем устроили склад, а позже здание передали Московскому архитектурному институту, и здесь разместилась кафедра рисунка МАРХИ.

В 1994 г. церковь возвратили верующим, и начались работы по восстановлению и реставрации храма. В это же время патриархом Алексием II было принято решение о создании подворья Пюхтецкого монастыря в Москве, а в качестве храма для подворья была выбрана церковь в Звонарях.

Любопытна история иконы Божией Матери «Взыскание погибших», которая сегодня находится в Никольской церкви: она чудом уцелела благодаря пожилой прихожанке, которая сберегла ее и передала в Пюхтицкий женский монастырь неподалеку от Таллина. После учреждения подворья Успенского Пюхтицкого женского монастыря икона с почестями была возвращена в церковь Николы в Звонарях.