Иван iv васильевич грозный. Иван IV Грозный: нюансы правления
Поиск
"Всего: 81 1-20 | 21-40 | 41-60 | 61-80 | 81-81
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Северная война
2) Ливонская война
3) Алексей Михайлович
5) Крымская война
8) Екатерина II
9) Елизавета Петровна
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
А) При Иване Грозном была Ливонская война 1558−1583 гг.
Б)−В) Церковный раскол был в правление Алексея Михайловича.
Г)−Д) При Петре I в XVIII веке велась Северная война.
Д)−Е) При Николае I в XIX веке была Крымская война.
Ответ: 231457.
Ответ: 231457
1) Храм Покрова на Нерли
2) Успенский собор Московского Кремля
3) Храм Василия Блаженного
4) Царский дворец в с. Коломенское
Пояснение.
В честь взятия Казани при Иване Грозном в Москве на Красной площади был построен храм Василия Блаженного, или Покровский собор. Храм Покрова на Нерли возведен в XII веке. Успенский собор Кремля построен в XV веке при Иване III. Царский дворец в с. Коломенском построили в XVII веке при царе Алексее Михайловиче.
Правильный ответ указан под номером: 3.
Ответ: 3
Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по истории. Вариант 3.
или это одно и тоже
Валентин Иванович Кириченко
Нет, второе, вернее первоначальное название Храма Василия Блаженного - церковь Покрова на Рву или Покровский собор.
·Установите соответствие между именами современников: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Пояснение.
А) Царь Иван Грозный проводил реформы с помощью Избранной рады, куда входил А. М. Курбский.
Б) Современником, сподвижником и другом императора Пётр I был швейцарский гражданин Ф. Я. Лефорт.
В) В царствование императрицы Елизаветы Петровны проходила научная деятельность М. В. Ломоносова.
Г) В правление императора Александра I крупными военными компаниями руководил знаменитый полководец М. И. Кутузов.
Лишнее: А. Л. Ордин-Нащокин - государственный деятель правления царя Алексея Михайловича.
Ответ: 1253.
Ответ: 1253
1) ЛжеДмитрий I и Филарет Романов
2) Иван Грозный и Сергий Радонежский
3) Борис Годунов и Нил Сорский
4) Василий Шуйский и старец Филофей
Пояснение.
Филарет Романов и Лжедмитрий I - исторические деятели активные участники Смуты. Во всех остальных парах люди, жившие в разные исторические эпохи. Иван Грозный - XVI в, Сергий Радонежский - XIV в.
Борис Годунов - XVI в., Нил Сорский - XV в.
Василий Шуйский - XVII в., старец Филофей - XV в.
Правильный ответ указан под номером: 1.
Ответ: 1
«За время царствования он вёл много войн с царями казанскими, которые вместе с крымскими татарами весьма ему досаждали… Казань, царство татарское, отпало от Московии, ибо при покойном отце его она платила московитам дань, как бы признавая их власть. Когда казанцы отпали и подняли великий мятеж, то царь решил покорить их силою и шесть раз посылал против них войско, один раз в год; на седьмой год он сам лично отправился в поход с несметным войском, состоявшим из четырёхсот тысяч человек, способных носить оружие.
Итак, …он выехал из Москвы, где оставил вместо себя митрополита Макария с великою княгинею и её сыном, молодым принцем Фёдором…, и, прибыв к войску, стоящему под Казанью, прибегал к хитростям для того, чтобы взять этот город, сделал несколько приступов и наконец взял её штурмом…, чему весьма помог подкоп, подведённый к самому городу под рекой Волгой…»
1) Иван Грозный
2) Борис Годунов
3) Михаил Фёдорович
4) Алексей Михайлович
Пояснение.
Казань взял Иван Грозный в 1552г.
Правильный ответ: 1
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) создание Отдельного корпуса жандармов
2) А. Л. Ордин-Нащокин
3) создание регулярной армии
4) Иван Грозный
5) митрополит Илларион
7) Алексей Михайлович
8) Александр I
9) принятие Соборного уложения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
А) Современником Елизаветы, английской королевы, был Иван Грозный.
Б)−В) Современник Петра - Лефорт.
Г) При Николае I - создание Отдельного корпуса жандармов во главе с Бенкендорфом.
Д)−Е) Ордин-Нащокин - при Алексее Михайловиче.
Ответ: 463172.
Ответ: 463172
Валентин Иванович Кириченко
Да, конечно. Но он отношения к данной реформе не имел.
Полина Бусова
01.12.2017 14:56
Елизавета 1 её современник Иван Грозный? Что? А ничего что разница в века???
Валентин Иванович Кириченко
Елизавета Первая - английская королева, к ней Грозный даже сватался. Удачи.
·Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
А) Полтавский бой - Александр Меншиков.
Б) Ледовое побоище - Александр Невский.
В) взятие Казани - Иван Грозный.
Г) битва за Москву - Георгий Жуков.
Ответ: 2615.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
2) Елизавета Петровна
3) создание мирового суда
5) Елена Глинская
6) издание Гражданского кодекса
7) Фёдор Алексеевич
8) отмена местничества
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
А)−Б) Федор Алексеевич отменил местничество.
В) Иван Грозный правил в XVI в.
Г) Елизавета Петровна ликвидировала внутренние таможенные пошлины в 1754 г.
Д)−Е) Наполеон Бонапарт издал Гражданский кодекс в XIX в.
Ответ: 781269.
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕКРИСТИКА | |
А) поэма «Мёртвые души» Б) дом К. С. Мельникова В) «Слово о законе и благодати» Г) церковь Вознесения в Коломенском | 2) В произведении критически описывается крепостническая система. 3) Произведение было создано в честь освобождения Москвы от поляков. 4) Произведение было создано в XI в. 6) Современником создания произведения культуры был Иван Грозный. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
А) поэма «Мёртвые души» - в произведении критически описывается крепостническая система.
В) «Слово о законе и благодати» - произведение было создано в XI в.
Г) церковь Вознесения в Коломенском - современником создания произведения культуры был Иван Грозный.
Ответ: 2546.
Установите соответствие между памятниками культуры и государственными деятелями, в период правления которых они были созданы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
A) Успенский собор во Владимире - Всеволод Большое Гнездо.
Б) Останкино - Л. И. Брежнев.
B) Кунсткамера - Пётр Великий.
Г) Собор Василия Блаженного - Иван Грозный.
Ответ: 6254.
Юлия Трофимова
23.10.2018 21:26
Насколько я знаю... а точнее, в моём пособии по подготовке к егэ так написано, что Успенский собор во Владимире был построен при Андрее Боголюбском. А при Всеволоде - Дмитровский собор.
Иван Хеорхе
Всеволод его существенно расширил, перестроив в 80-е годы после пожара. Фактически собор создавался при Андрее Боголюбском и при Всеволоде Большое Гнездо.
·В начале 60-х гг. XVI в. Иван Грозный отказывается от проведения реформ и в 1565 г. учреждает опричнину. Чем можно объяснить подобный поворот во внутренней политике Ивана IV? (Приведите три объяснения).
Пояснение.
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) разногласия Ивана Грозного и участников Избранной рады по внешнеполитическим вопросам;
2) стремление Ивана Грозного к неограниченному самовластию;
3) необходимость пополнения казны для продолжения войны;
Могут быть приведены другие объяснения.
«…внутренние затруднения правительства усиливались ещё глубокой переменой в настроении народа. Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом, далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества; с воцарением новой династии в продолжение всего [века] все общественные состояния немолчно жалуются на свои бедствия, на своё обеднение, разорение, на злоупотребления властей, жалуются на то, отчего страдали и прежде, но о чём прежде терпеливо молчали. Недовольство становится и до конца века является господствующей нотой в настроении народных масс. Из бурь Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительнее…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описанная в тексте ситуация относится к семнадцатому веку.
2) Историк отмечает в тексте благоприятные условия воцарения новой династии.
3) Историк считает, что новизна ситуации заключалась в развитии чувства покорности и терпения у русского народа.
4) Одним из «прежних царей», о которых говорится в тексте, был Иван Грозный.
5) Первым представителем новой династии, о которой говорится в тексте, был царь Михаил Фёдорович.
6) Одной из причин описанного в тексте положения народа были последствия реформ Петра I.
Пояснение.
1) Описанная в тексте ситуация относится к семнадцатому веку - ДА, верно, речь идет о начале правления династии Романовых.
2) Историк отмечает в тексте благоприятные условия воцарения новой династии - НЕТ, неверно.
3) Историк считает, что новизна ситуации заключалась в развитии чувства покорности и терпения у русского народа - НЕТ, неверно.
4) Одним из «прежних царей», о которых говорится в тексте, был Иван Грозный - ДА, верно.
5) Первым представителем новой династии, о которой говорится в тексте, был царь Михаил Фёдорович - ДА, верно, речь идет о начале правления династии Романовых.
6) Одной из причин описанного в тексте положения народа были последствия реформ Петра I - НЕТ, неверно, Петр правил позже.
Ответ: 145.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «…собрались боярские люди и крестьяне, к ним же пристали украинные посадские люди, стрельцы и казаки и начали по городам воевод хватать и сажать по темницам. Бояр же своих дома разоряли и имущество грабили… Старшим у них был человек князя Андрея Андреевича Телятевского Ивашка Болотников. Собрался [он] со многими людьми и пришёл под Кромы; и воеводы от Кром отошли. Слышали же бояре под Ельцом, что под Кромами возмутились, отошли от Ельца прочь и пошли все к Москве. Ратные же люди, отъехав в Москву, разъехались все по своим домам, царь же… в Москве остался с небольшим войском».
Б) «В нынешнем [году] мая в 10 день писали к нам, великому государю, з Дону атаманы и казаки Корней Яковлев с товарыщи... что они, казаки, совокупясь единомышленно во всех городках и служа нам, великому государю, ходили ис Черкаского городка под Когольник для промыслу на воров и изменников на Стеньку Разина с товарищи. И милостию всесильного господа бога... они... под Когольником воров многих побили и тово вора и изменника Стеньку Разина и ево единомышленников, которые с ним пришли в Кагальник с Царицына и на Дону к ево воровству пристали, взяли. И ево, Стеньку, привезли в Черкаской и заковали в кандалы и отдали стеречь за крепкую сторожу. А товарыщев ево единомышленников воров же в Кагальнику и в Черкаском всех побили и перевешали, а ево, вора Стеньку, послали... к Москве с атаманом с Корнеем Яковлевым…»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Описываемые в источнике события относятся к 1671 г.
2) Царём, от имени которого составлен документ, был Иван Грозный.
3) Документ описывает времена Смуты.
4) События, описываемые в документе, относятся к XVI в.
5) Царь, к правлению которого относятся описываемые события, лишился престола в результате заговора.
6) В то же царствование, к которому относятся описываемые в документе события, произошёл Соляной бунт.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Пояснение.
Документ А посвящен Смуте, времени Василия Шуйского.
Документ Б посвящен казацко-крестьянскому бунту Степана Разина.
1) Описываемые в источнике события относятся к 1671 г. - да, верно, относится к документу Б.
2) Царём, от имени которого составлен документ, был Иван Грозный - нет, неверно.
3) Документ описывает времена Смуты - да, верно, относится к документу А.
4) События, описываемые в документе, относятся к XVI в. - нет, неверно.
5) Царь, к правлению которого относятся описываемые события, лишился престола в результате заговора - да, верно, относится к документу А.
6) В то же царствование, к которому относятся описываемые в документе события, произошёл Соляной бунт - да, верно, относится к документу Б.
Ответ: 3, 5, 1, 6.
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
А) Азовские походы - Пётр Первый.
Б) основание Москвы - Юрий Долгорукий.
В) отмена кормлений - Иван Грозный.
Г) захват большевиками власти - Л.Д. Троцкий.
Ответ: 3, 5, 4, 1.
Установите соответствие между произведениями культуры и их создателями (авторами): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ | ФАКТ БИОГРАФИИ | |
А) А.М. Курбский Б) Софроний Рязанец В) М.П. Мусоргский Г) В.Э. Мейерхольд | 1) Один из участников творческого объединения «Могучая кучка». 2) Художник, участник общества Куликовской битве. 4) В своих письмах, адресованных Ивану Грозному, обличал деспотизм царя. Троице-Сергиева монастыря. 6) Театральный режиссёр- Экспериментатор, погибший в годы сталинских репрессий. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
А) А.М. Курбский 4) В своих письмах, адресованных Ивану Грозному, обличал деспотизм царя.
В) М.П. Мусоргский 1) Один из участников творческого объединения «Могучая кучка».
Г) В.Э. Мейерхольд 6) Театральный режиссёр--экспериментатор, погибший в годы сталинских репрессий.
правильный ответ: 4316
Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
А) созыв первого Земского собора - 2) Иван Грозный (1549 г.);
Б) Любечский съезд князей - 6) Владимир Мономах (1097 г.);
В) провозглашение России империей - 4) Пётр I (1721 г.);
Г) созыв I Съезда народных депутатов СССР - 5) М.С. Горбачёв (1989 г.).
Ответ: 2645.
Ответ: 2645
1) княгиня Ольга; 2) Борис Годунов; 3) Людовик XIV; 4) Павел I.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Пояснение.
Княгиня Ольга (945-957)
Основные направления деятельности:
1.Введение урока с погоста
2.Посольство в Константинополь и принятие христианства
1.Реформирование налоговой системы Древнерусского государства
2. Попытка расширения политических и культурных связей с Византией
Борис Федорович (Борис Годунов), (1552-1605), русский царь (с 1598 г.).
Основные направления деятельности: I. До вступления на престол: 1.Боярин царя Ивана IV Грозного, вошедший в число ближайших к нему людей в период опричнины.
2. При царе Фёдоре Ивановиче, вступившем на престол после смерти отца в 1584 г. и женатом на сестре Годунова Ирине, Борис Фёдорович стал фактическим правителем государства.
3. Ему пришлось выдержать ожесточённую борьбу с другими претендентами, кончившуюся для них опалой или гибелью.
II. После вступления на престол:
1. После смерти бездетного Фёдора в 1598 г. Борис был избран царём на Земском соборе, хотя и не происходил из рода Рюриковичей.
2. Годунов старался продолжать политику Ивана Грозного, опираясь на дворянство, энергично и жестоко пресекая попытки боярской оппозиции поднять голову.
3. Кроме того, он ещё в правление Фёдора нормализовал напряжённые при Иване отношения между государством и Церковью. В 1589 г. поднялся статус Русской православной церкви - на Руси было учреждено патриаршество. 4. Важнейшими военными успехами времён Бориса Годунова стали завоевание Западной Сибири и возвращение потерянного в конце правления Ивана Грозного выхода к Балтийскому морю (русско-шведская война 1590-1593 гг.).
5. Защищая интересы дворян, Борис Годунов усиливал крепостную зависимость крестьян. Было полностью отменено право перехода от одного землевладельца к другому (Юрьев день), продлены сроки сыска беглых крестьян.
6. Политика Годунова вызывала недовольство широких слоёв населения, обострившееся во время голода 1601-1603 гг. В движении против царя объединились казаки, посадские люди, крестьяне, холопы, а также разорившиеся мелкие дворяне. В России началось Смутное время.
7. В 1604 г. на юго-западной границе объявился с польско-казацким отрядом человек, выдававший себя за сына Ивана Грозного - Дмитрия, погибшего в 1591 г. в Угличе при невыясненных обстоятельствах. В этой гибели обвиняли Бориса. Теперь самозванец - Лжедмитрий I добивался русского престола. В разгар военных действий Годунов умер.
Итоги и результаты: Дать однозначной оценки невозможно. С одной стороны, сделал достаточно много в области укрепления страны и расширения русского государства, поднял статус Русской православной церкви. С другой стороны ужесточение политики по отношению к крестьянству вызвало широкое недовольство со стороны народных масс и стало одной из причин начала Смуты.
Людовик XIV (1638 - 1715).
Король Франции, известный как «Король-Солнце», стремился укрепить абсолютную власть, вел постоянные войны с европейскими государствами.
Внешняя политика.
Война с Голландией (1672 - 1678), победительницей в которой стала Франция, усилившаяся и получившая ряд земель;
Войны за Пфальц против коалиции Англии, Нидерландов, Испании и Австрии (1688 - 1697)
Война за Испанское наследство (1701 - 1714), в ходе которой за внуком Людовика XIV оставалась Испания, но были потеряны ее итальянские и нидерландские владения, было положено начало морскому могуществу Англии.
В результате агрессивной внешней политики Франция столкнулась с блоком европейских государств, и первоначальное преимущество было утеряно, возник баланс сил в Европе.
Внутренняя политика.
Людовик XIV укреплял свою личную власть, упразднил должность первого министра, созвал Государственный совет
Умел находить талантливых помощников, например Кольбера, Вобана, Летелье, Лионна, Лувуа
Провел кодификацию торгового права;
Происходило постоянное повышение налогов, так как государство постоянно вело войны;
Был отмене Нантский эдикт, происходили гонения на гугенотов
Культурное развитие
Людовик XIV решил построить новую великолепную резиденцию – Версаль, возведение которого потребовало огромный суммы;
Итоги и результаты: Король Людовик XIV укрепил королевскую власть, проводил активную внешнюю политику, но все это ложилось тяжелым гнетом на плечи третьего сословия, приводило к повышению налогов, экономическому разорению и нищете.
Павел I (1796-1801)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Амнистия арестованных «Тайной экспедицией» во время правления Екатерины II (Новиков, Костюшко, Радищев и др.)
2. Контрреформаторская деятельность в области управления (восстановление государственных структур, упразднённых в предшествующий период)
3. Издание «Учреждения об императорской фамилии» (1797)
4. Военная реформа
5. Резкое увеличение издаваемых распоряжений и указов Верховной власти. Регламентация различных сторон жизни общества
6. Установление жёсткой цензуры иностранной литературы, установление контроля за передвижением по стране иностранных подданных, запрещение поездок за границу молодых людей
7. Проведение ряда мероприятий по усилению государственного контроля над дворянским сословием. Запрет на добровольный уход дворянина с военной службы на гражданскую. Упразднение губернских органов дворянского самоуправления и ограничение прав уездных. Усиление прав губернаторов. Отмена дворянских привилегий на освобождение от телесных наказаний.
8. Усиление покровительства государства по отношению к крестьянству. Издание Указа о 3-х дневной барщине
9. Издание указов о свободе культов и снятие ограничений по отношению к старообрядцам
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Принятие Мальты под покровительство России (1797)
2. Обострение российско-французских отношений. Участие России во второй антифранцузской коалиции (1798-1799) (Боевые действия Черноморской эскадры в Среди-земном море, Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова)
3. Сближение России с Францией (1800-1801) и обострение российско-английских отношений. Совместный российско-французский проект по противостоянию англича-нам в Индии. Подготовка и отправка русского экспедиционного казачьего корпуса в Индию для действий против англичан
Итоги внутренней политики:
1. Усиление бюрократического и волюнтаристического начала в управлении государством и обществом
2. Стабилизация практики престолонаследия
3. Преодоление негативных сторон жизни армии в последний период правления Екатерины II. Повышение дисциплины в армии. Уменьшение «распущенности» и «разврата по службе». Ликвидация практики зачисления офицерства «с пеленок». Улучшение снабжения и условий службы в армии нижних чинов. Проведение не-популярной реформы замены русской формы на прусскую и введения немецких уставов.
4. Временное приостановление культурно-духовного влияния французской революции
5. Уменьшение волнений среди крестьян
6. Резкое недовольство политикой Павла I в дворянской среде. Вовлечение в заговор против императора видных представителей петербургской знати и гвардии.
Пояснение.Никита Сергеевич Хрущёв (1894-1971)
Основные направления деятельности:
1. Первый секретарь ЦК КПС, Председатель Совета Министров СССР
2. Реформы в сфере управления промышленностью
3. Децентрализация управления экономикой и перестройка руководства промышленностью с отраслевого принципа на территориальный
4. Ликвидация 10 крупных промышленных министров и замена их территориальными управлениями - совнархозами, которые руководили предприятиями на местах
5. Укрупнение совнархозов. Создание Совета народного хозяйства СССР и союзных республик, а также госкомитетов по отраслям промышленности как попытка преодоления негативных тенденций в экономике
6. Реформы Н. С. Хрущёва в области сельского хозяйства
7. Оживление сельскохозяйственного производства
8. Усиление административного давления на аграрный сектор
1. Изменения дали кратковременный эффект, а затем стали появляться обособленческие тенденции, нарушалась единая техническая политика
2. Реформа не принесла кардинальных изменений в экономике, а лишь усилила промышленно-управленческую неразбериху
3. Падение сельскохозяйственного производства
4. Ухудшение снабжения населения продуктами питания
5. Начало импорта зерна из.за границы
6. Нарастание недовольства в обществе и отставка Н. С. Хрущёва
Аракчеев Алексей Андреевич (1769- 1834), российский военачальник и государственный деятель.
Основные направления деятельности:
I Военачальник:
1. В 1792 г. Аракчеева перевели на службу в «гатчинские войска» великого князя Павла Петровича. В этот период он сделался любимцем наследника престола: После воцарения Павла I Аракчеев был назначен комендантом Петербурга, произведён в генерал-майоры (1796 г.) и получил баронский титул.
2. В 1797 г. стал командиром лейб-гвардии Преображенского полка и генерал-квартирмейстером всей армии.
3. В 1798 г. император пожаловал ему титул графа с девизом: «Без лести предан».
4. В том же году в артиллерийском арсенале была совершена кража. Аракчеев пытался утаить от императора, что в день преступления караулом командовал его брат. В наказание Павел уволил его со службы. Только в 1803 г. император Александр I принял генерала обратно, назначив его инспектором всей артиллерии и командующим лейб-гвардии Артиллерийским батальоном.
5. В 1803-1812 гг. на посту инспектора артиллерии, а позже и военного министра Аракчеев провёл ряд коренных преобразований в этом роде войск. Система Аракчеева заключалась в том, чтобы обеспечить русской артиллерии высокий технический уровень и самостоятельность на поле битвы.
II. Государственный деятель:
1. В январе 1808 г. Аракчеев был назначен военным министром. С этого момента его влияние при дворе неуклонно усиливалось вплоть до смерти Александра (1825 г.). Новый министр за неполных два года увеличил армию на 30 тыс. человек, организовал запасные рекрутские депо, позволившие в 1812 г. быстро пополнять действующие воинские части, навёл порядок в финансах и делопроизводстве.
2. В канун Отечественной войны 1812 г. в составе Императорской главной квартиры он находился в Вильно (ныне Вильнюс). После начала военных действий Аракчеев вместе с государственным секретарём адмиралом А. С. Шишковым и генерал-адъютантом А. Д. Балашовым убедил Александра I покинуть действующую армию и вернуться в Петербург.
3. С августа 1814 г. Аракчеев руководил созданием военных поселений, а в 1819 г. стал главным начальником над ними (в 1821-1826 гг. главный начальник Отдельного корпуса военных поселений).
4. В феврале 1818 г. Аракчеев по поручению императора составил проект постепенной отмены крепостного права. Согласно предложению графа, государство должно было выкупать помещичьи имения по согласованным с владельцами ценам. Александр I одобрил проект, но реализован он не был.
5. В царствование Николая I за Аракчеевым сохранилось только командование Отдельным корпусом военных поселений. В апреле 1826 г. он был отпущен в отпуск на воды. Находясь за границей, издал письма к нему Александра I, вызвав этим гнев Николая. Император окончательно уволил Аракчеева со службы и запретил появляться в столице.
Итоги и результаты: В целом его деятельность носила двойственный характер, с одной стороны сумел значительно сэкономить деньги казны на содержание армии, был дисциплинирован и предан. С другой стороны насаждал жесткую дисциплину в военных поселениях, склонял к реакционной внутренней политике Александра I. Умер Аракчеев 3 мая 1834 г. в селе Грузине Новгородской губернии.
Борис Федорович (Борис Годунов), (1552-1605), русский царь (с 1598 г.).
Основные направления деятельности: I. До вступления на престол: 1.Боярин царя Ивана IV Грозного, вошедший в число ближайших к нему людей в период опричнины.
2. При царе Фёдоре Ивановиче, вступившем на престол после смерти отца в 1584 г. и женатом на сестре Годунова Ирине, Борис Фёдорович стал фактическим правителем государства.
3. Ему пришлось выдержать ожесточённую борьбу с другими претендентами, кончившуюся для них опалой или гибелью.
II. После вступления на престол:
1. После смерти бездетного Фёдора в 1598 г. Борис был избран царём на Земском соборе, хотя и не происходил из рода Рюриковичей.
2. Годунов старался продолжать политику Ивана Грозного, опираясь на дворянство, энергично и жестоко пресекая попытки боярской оппозиции поднять голову.
3. Кроме того, он ещё в правление Фёдора нормализовал напряжённые при Иване отношения между государством и Церковью. В 1589 г. поднялся статус Русской православной церкви - на Руси было учреждено патриаршество. 4. Важнейшими военными успехами времён Бориса Годунова стали завоевание Западной Сибири и возвращение потерянного в конце правления Ивана Грозного выхода к Балтийскому морю (русско-шведская война 1590-1593 гг.).
5. Защищая интересы дворян, Борис Годунов усиливал крепостную зависимость крестьян. Было полностью отменено право перехода от одного землевладельца к другому (Юрьев день), продлены сроки сыска беглых крестьян.
6. Политика Годунова вызывала недовольство широких слоёв населения, обострившееся во время голода 1601-1603 гг. В движении против царя объединились казаки, посадские люди, крестьяне, холопы, а также разорившиеся мелкие дворяне. В России началось Смутное время.
7. В 1604 г. на юго-западной границе объявился с польско-казацким отрядом человек, выдававший себя за сына Ивана Грозного - Дмитрия, погибшего в 1591 г. в Угличе при невыясненных обстоятельствах. В этой гибели обвиняли Бориса. Теперь самозванец - Лжедмитрий I добивался русского престола. В разгар военных действий Годунов умер.
Итоги и результаты: Дать однозначной оценки невозможно. С одной стороны, сделал достаточно много в области укрепления страны и расширения русского государства, поднял статус Русской православной церкви. С другой стороны ужесточение политики по отношению к крестьянству вызвало широкое недовольство со стороны народных масс и стало одной из причин начала Смуты.
Линкольн Авраам (1809-1865 гг.)
Американский политик, 16-й президент США.
Основные направления деятельности6 I До вступления на пост президента США
1. В 1834 г. прошел на выборах в палату представителей штата Иллинойс.
2. В1836 г был переизбран на новый срок.
3. Осенью 1836 г он получил лицензию на юридическую практику, а в марте следующего года был официально допущен к адвокатуре. В1844 г основал собственную юридическую фирму.
5. По завершении четырех сроков в палате представителей Иллинойса (1834-1842 гг.) попробовал свои силы на выборах в палату представителей Конгресса.
6. В начале 1855 г законодательное собрание Иллинойса чуть не избрало Линкольна в Сенат США.
7. Был активным сторонником аболиционизма, борьбу за отмену рабства.
II. После вступления на пост президента США:
1. Ввел закон о бесплатной раздачи земельных участков
2. Отменил рабство.
3. Вел непримиримую борьбу за сохранение единства США.
4. Благодаря его непреклонной позиции удалось подавить мятеж Юга и одержать победу в Гражданской войне.
5. Был избран на пост Президента США во второй раз в 1864г
6. Вечером 14 апреля во время посещения театра Форда в Вашингтоне в него выстрелил актер Дж. Бут. Линкольн скончался, не приходя в сознание, утром 15 апреля 1865г
Итоги и результаты: Гражданская война завершила буржуазные преобразования в стране. Был о отменено рабство. Предотвращен развал США. Созданы предпосылки для превращения США в великую мировую державу.
Умение работать с историческим источником — эта одна из базовых компетенций, которая проверяется у выпускника, сдающего историю ЕГЭ, участвующего в олимпиаде или творческом историческом конкурсе. Великий Шарль Монтескье отмечал, что «История - это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся». Наша задача — уметь оценивать исторический текст с позиций объективности и выполнять задания к нему.
Это разбор заданий к темам курса, посвященным внутренней политике Ивана Четвертого Грозного:
Исторический текст на ЕГЭ по истории
Что такое исторический текст в формате ЕГЭ по истории 2018? Это ряд заданий, которые проверяют умения выпускника работать с информацией, которая представлена в явном и неявном виде. Например, здесь может быть представлен отрывок из , труда историка, мемуаров исторического деятеля или отзыва очевидца событий.
Исторические тексты (или их отрывки) встречаются во всех частях — части 1 (тестовой) и части 2 (письменной, аналитической).
Давай посмотрим, например, как это выглядело в КИМах ЕГЭ по истории 2014. Вас могут попросить просто назвать год, когда происходили описываемые в тексте события, а могут и предложить самостоятельно оценить происходящее, найти нужные характеристики в тексте с помощью контекстного поиска, а могут и на основании собственных знаний попробовать проанализировать причины, итоги описываемого.
Итак, задание из «боевого» КИМа ЕГЭ по истории 2014 части А на работу с историческим текстом. В это задание 6.
И сразу обсудим методику работы с ним! Выделяем ключевые слова — , видим в тексте описываемый произвольный террор. Понимаем, что речь идет об Иване IV Грозном.
Теперь проверяем себя, отбрасывая другие предлагаемые нам персонажи в сторону:
1. Василий Шуйский не был опричником, да и царем в период опричнины, естественно, тоже, он правил уже в эпоху с 1606 по 1610 годы.
2. Борис Годунов, как раз опричником был, но в это время страной, конечно, не правил. А царем он станет уже после смерти сына Грозного Федора Иоанновича, последнего Рюриковича на престоле в 1598 году.
3. Дед Ивана IV Иван III Царем вообще не был, он называл себя государем и самодержцем, но первым царский титул принял все-таки его своенравный внук.
Итак, ответ 4.
Еще одно задание из КИМов реального ЕГЭ по истории, теперь части 1.
Напомним, что в теперь это задание 7:
Также работаем прямо в тексте КИМа , не забываем, что это наш черновик на ЕГЭ. Вычеркиваем события (вернулись в царствующий град , война с германцами) , имена (Сильвестр, Адашев, князь Владимир , царица Анастасия ), которые позволят нам определить описываемый в источнике период времени. Снова мы видим титул Царь, теперь нам дается несколько имен представителей Избранной Рады Ивана Грозного. Итак, в описании период правления Ивана IV.
Теперь подставляем предложенные нам варианты ответов, ищем верные три из них с помощью текста, логики и наших знаний.
Мы видим, что описание событий идет от первого имени, это письмо Ивана Четвертого к Андрею Курбскому, его другу и фавориту, а затем беглому изменнику. Царь пишет о начале Ливонской войны («… с германцами») — так тогда называли рыцарей Ливонского ордена. Интересно, что при работе с такими текстами стоит учитывать то, как называли иностранцев или представителей конкретного народа в России в разные периоды. Так, ляхи — это поляки, фрязь (при Иване III — Василии III) — итальянцы, немцы — вообще все иностранцы в России XVII — XVIII веков. Вариант 1, таким образом, верен, так как и , и начало (1558-1583) пришлись на 1550-е годы.
В тексте также идет речь о присяге («целовали крест не искать себе иного государя» ), и о том, как в ситуации болезни Ивана в 1553 году знать и деятели Рады не пожелали присягать малолетнему первенцу Ивана от его первой и любимой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году) Дмитрию. Позже он женится еще на 5-6 женщинах (историки спорят…), но разврат с этих пор станет неотъемлемой частью жизни Царя. Итак, мы видим, что ответы 2 и 5 тоже верны.
Теперь проверим себя. Вариант 3 не верен, так как Ливонская война закончилась в 1583 году , а не в 1598. Князь Владимир Старицкий был убит опричниками Ивана Грозного в 1569 году, Царем он, соответственно не стал, после Ивана правил его сын Федор. Вариант 4 не верен. Ну и участники событий текста, как уже было выше сказано, входили в , а не в (это кружок друзей Александра I). Вариант 6 не верен.
И наш ответ, который мы запишем в бланк БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ 125.
Тексты в части 2 ЕГЭ по истории. Правление Ивана Грозного
В аналитической части 2 ЕГЭ по истории работе с историческим текстом отводится блок заданий 20-22. Давайте посмотрим, как выглядит образец подобного блока заданий ЕГЭ прежних лет (еще с делением на части А,В и С):
Итак, нам предлагают прочитать текст и выполнить три задания. Для начала посмотрим о чем текст? Он рассказывает нам о правлении Ивана Грозного и об итогах его внутренней политики. Особое внимание в отрывке уделяется опричнине и ее последствиям. Отметим, что современные историки оценивают опричнину именно как реформу , хоть и с неудачными результатами.
Теперь, когда мы определили смысл текста, посмотрим на предлагаемые нам вопросы.
Прежде всего обратим внимание, что даже если мы «опознали» сам текст, нам нужно четко придерживаться правил оформления задания и выполнить все требуемые элементы. Так, если от нас требуют написать десятилетиЯ в задании 21 то, например, 1560-е не подойдет. Вспомним, что опричнину Иван Грозный отменил в 1572 году, поэтому мы напишем промежуток 1560-1570-е годы.
Как мы видим, в данном тексте часть всех трех заданий решается контекстным поиском. Здесь от Вас потребуется только внимательность. Не следует думать, например, что ответ к заданию С1 скрыт в начале текста, как Вы видите, здесь он находится в конце. Мы нашли слово ПУТЬ (как и было сформулировано задание С1), и дальше нашли, что первый путь, по мнению историков заключался в форсированной централизации — опричнине . А второй — в реформах Избранной Рады.
Теперь формулируем наш ответ, который мы рекомендуем оформлять наиболее приближенно к тексту, так здесь просили именно с ним поработать.
20. События относятся к 1560-1570-м гг.
Историки рассматривают два пути развития реформ Ивана Грозного:
1) Опричнина.
2) Последовательный и плодотворный путь структурных реформ, по которому шла Избранная Рада.
Далее, посмотрим на задание 22. Здесь ключевое слово, к которому привязывается задание СОПРОВОЖДАЛИСЬ. То есть шли одновременно, а не становились последствием. Это тоже важное умение — отличать факты от их причин и последствий. Авторы перечисляют разорение, разруху, террор, (даты действительно пересекаются), эпидемию чумы.
Более чем достаточно для требуемых трех явлений, но нам нужно выбрать еще как минимум одно на основе знаний по истории (так требует задание). Вспомним, например, что крестьяне центра и северо-запада, разоренных опричниной и войной, массово уходили от своих хозяев на окраины юга, становясь казаками. Это вызовет в конце правления Ивана Грозного временный (а потом и постоянный) запрет перехода к другому владельцу.
Теперь формулируем ответ, отмечаем каждый элемент, не пишем в строчку, так как никто не заставит потом эксперта ЕГЭ при проверке посчитать это за один верный элемент (подстраховываемся от нюансов ручной проверки части 2).
21. Опричнина сопровождалась следующими явлениями:
1) Разорение крестьян и разруха;
2) Террор, убийства бояр, знати, духовенства;
3) Ливонская война;
4) Массовым бегством крестьян на южные границы страны.
Теперь давайте посмотрим, как эксперты проверяют Ваши письменные задания. Они получают критерии ответов, и затем оценивают, насколько близко к ним находятся ответы выпускника. При несовпадении, оценивают логику, кругозор ответа. Поэтому мы и добавили «убийства бояр, знати, духовенства «. Посмотрим, выполнили ли мы критерии:
В критериях мы видим три элемента ответа, которые мы указали. Ливонская война, безусловно, тоже хронологически «сопровождала» войну. Мы претендуем на максимальный балл за это задание — 2. Кстати, за каждое из заданий С1-С3 максимальный балл, который может получить выпускник — 2. Всего этот блок несет в себе 6 первичных баллов , почти 10% всех Ваших баллов ЕГЭ.
И, задание 22 . Здесь ключевое слово для поиска ответов — РЕЗУЛЬТАТЫ (опричнины). То есть это то, к чему ПРИВЕЛА опричнина. Смотрим в текст — утверждение наиболее жестких форм крепостничества, становление деспотического режима, а главное — , системный кризис общества, в котором сошлись все кризисные явления в стране конца XVI века. Запомним, что это и есть главный итог
Прибавим свои знания. Мыслим логично. Террор и убийства могли привести к сокращению населения страны. Не решение властью проблем логично всегда приводит к потере власти доверия со стороны населения (легитимности , как говорят политологи).
Формулируем ответ. Помним, что он должен быть досконально понятен эксперту, проверяющему Вашу работу.
22 . Результатами опричнины стало:
1) Становление деспотического режима;
2) Потеря легитимности власти;
3) Утверждение наиболее жестких форм крепостничества ;
4) Смутное время как системный кризис русского общества.
Снова посмотрим на критерии экспертов:
И снова все верно. Таким образом, подведем некоторые итоги.
Как работать с текстом ЕГЭ по истории?
1. При работе с текстом ЕГЭ по истории необходимо выделять в нем ключевые мысли, имена, даты — все, что может помочь идентифицировать события, описывающиеся в нем, период, о котором идет речь или его создания.
2. Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание на черновик.
3. Внимательно прочитайте задание, определите, что именно от Вас требуется и сколько элементов ответа нужно дать.
4. Показываем при ответе в письменной части 2 свои знания и эрудицию, по возможности применяем термины.
5. Выписывайте ответ максимально формально приближенно к заданию, так чтобы эксперт четко видел, на какой элемент задания Вы даете ответ.
6. Нумеруйте элементы ответа, если это дано в формулировке задания.
7. И помните, что глубокие знания истории — залог успешного выполнения текстовых заданий ЕГЭ по истории.
И, как всегда, Ваше домашнее задание. Выполните, применяя Ваши знания, закрепленные сегодня, и полученные умения, задание 7 из ЕГЭ по истории 2014 года:
Как всегда, ваши ответы мы ждем в комментариях к этому разбору и в обсуждениях нашей группы
Годы правления:1533- 1584
Из биографии
- Иван Грозный, царь Московский и всея Руси, сын Василия III и Елены Глинской. В 3 года получил престол по наследству, однако в период малолетства регентом была его мать.В 1538 году она умирает(предполагают, что была отравлена) и начинается боярское правление.
- Иван IV был первым русским царём. Венчание произошло в 1547 году. Венчал его царство митрополии Макарий.
- С 1569 году Иван Грозный начинает проводить ряд реформ совместно к с кругом близких людей- Избранной радой. В неё входили: митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, А.Адашев, А. Курбский и другие.
- Иван Грозный был женат 8 раз. Жёны и их судьбы: 1547-Анастасия Захарьина, умерла внезапно, предполагают, что была отравлена; 1561- кабардинская княжна Мария Темрюковна, умерла;1571-Марья Собакина, отравлена через две недели;1672-Анна Колтовская, через 2 недели насильно пострижена в монахини;1573-Мария Долгорукова, утоплена после первой брачной ночи;1575-Анна Васильчикова, насильственно пострижена в монахини;1575-Валентина Мелентьевна, пострижена в монахини;1580-Мария Нагая.
- Существует легенда, что предсказатель- звездочёт предсказал смерть Ивану Грозному 18 марта. И каждый год царь грозился его казнить, так как предсказание не сбывалось. Есть предположение, что звездочёт отравил царя именно 18 марта.
- У Грозного было много детей, но многие рано умерли. Вот судьба некоторых из них. Первый, Дмитрий, трагически погиб во младенчестве, сына Ивана Грозный убивает в 1581 году в порыве гнева(это сын от брака с Анастасией Захарьиной), сын Фёдор- правил с 1584-1598г – тоже сын от первого брака, сын Дмитрий жил в Угличе с матерью Марией Нагой, погиб в 9 лет в 1591г., есть предположение, убит по приказу Годунова.
Версии убийства Грозным своего сына: Иван был против продолжавшейся кровопролитной Ливонской войны; царевич не разделял взглядов отца и, это раздражало Грозного; есть точка зрения, что детоубийство ему приписали недоброжелатели, а смерть была естественной; есть другие версии.
- Почему Иван IV – Грозный? Ещё с малолетнего возраста он был свидетелем борьбы за власть, вражды бояр Бельских, Шуйских. Глинский. Тогда стала появляться в нём подозрительность, враждебность, мстительность. Далее эти качества развиваются в нём. Множество людей было казнено царём. Интересно, что при жизни его называли Мучителем. Грозный — это прозвище появилось позже. В народе сочетание « грозный царь» имело несколько иное значение- подчёркивалась его строгость, желание навести порядок. народ считал, что царь должен быть грозным – грозной силой для страны. То есть Грозный- это умеющий навести порядок в стране. Позже данное прозвище царя стало восприниматься как отражение его жестокости, тирании. Иван Грозный так и остался в истории олицетворением деспотизма и жестокости.
- Личность Ивана Грозного, результаты его деятельности по-разному оценивались и современниками, и историками. Порой взгляды были противоположны- от осуждения за жестокость до восхваления как сильного правителя, значительно укрепившего страну. Истина, как всегда, лежит где-то посередине.
Исторический портрет Ивана IV Грозного
Направления деятельности
1.Внутренняя политика
Направления деятельности | Результаты |
Усиление власти царя, стремление к абсолютизму. | 1547- венчание на царство. Титул царя подчёркивал претензии на византийское наследование власти и на возвышение над церковной властью1565-1572- установление опричнины. Усиление власти, подавление любого недовольства, особенно со стороны бояр. |
Укрепление системы государственного управление | Проведение реформ совместно с Избранной радой (1549-1560)Расширение состава Боярской думы: кроме бояр в неё входили думные дворяне и дьяки.При Иване IV сложилась приказная система управления. Это профессиональный орган власти – опора царя.1549- созыв первого Земского собора, то есть в России установилась сословно-представительная монархия. |
Совершенствование системы местного управления. | 1556-отмена кормлений, власть на местах перешла выборным губным и земским старостам, в городах- головам (он избирался посадскими людьми). |
Совершенствование судебного законодательства | 1550- принят новый судебник, в нём усиливалась зависимость крестьян- введено пожилое, ограничивалась власть наместников, вводилось наказание за взяточничество.1581- введены заповедные лета, запрещавшие переход крестьян в Юрьев день. |
Проведение финансовой реформы. | Введён после отмены кормлений в 1556- единый общегосударственный налог- « кормленческий окуп», единицей налогообложения стлала « соха»- определённый надел земли (до этого был дым).По таможенной реформе введена единая рублёвая пошлина и унифицирована система мер и весов. |
Реформирование церкви, стремление царя вести самостоятельную от церкви политику. | 1551- проведён Стоглавый собор. На нём утвердили всех местных святых как общерусских, введён единый порядок исполнения обрядов, обращено внимание на необходимость совершенствования нравов духовенства.1568-открытый разрыв с митрополитом Филиппом, не желавшим благословить царя на поход против Новгорода.Ликвидированы привилегии церквей не уплачивать пошлину в государственную казну |
Реформирование армии, усиление её боеспособности. | 1550- начало военной реформы. Создано постоянное, но пока не регулярное стрелецкое войско в 1551г, состояло из служилых людей, получающих жалование.Принято Уложение о службе, упорядочивало несение службы.Изменён порядок комплектования народного ополчения. |
Подчинение власти царя населения страны. | Борьба с непокорным Новгородом. 1570- поход опричников на Новгород, Террор, гибель третьей части горожан. |
Дальнейшее развитие культуры. | Активное строительство в городах, особенно в Москве.1555-1560- строительство Покровского собора- собора Василия Блаженного, в честь взятия Казани.Развитие книгопечатание. В 1564 Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец напечатали первую книгу- Апостол».Иван Пересветов- публицист, поддерживал сильную власть царя» Государство без грозы, что конь без узды». |
2. Внешняя политика
Направления деятельности | Результаты |
Западное направление: стремление к обеспечению выхода к Балтийскому морю, присоединению новых территорий. | 1558-1583- Ливонская война.Итоги: нет выхода к Балтийскому морю и не присоединены территории.1582-Ям-Запольское перемирие с Польшей на 10 лет.1583- Плюсское перемирие со Швецией. |
Восточное: расширение территории, распространение власти России на Востоке. | 1552- присоединение Казанского ханства1556- присоединение Астраханского ханства1557- вхождение в состав России Чувашии и Башкирии. Признание Нагайской Ордой зависимости от России.В составе России — весь Волжский торговый путь.1581-1584-поход Ермака в Сибирь, присоединение Сибири |
Южное направление: обеспечение безопасности южных границ. | 1550- принимают российское подданство черкесские, кабардинские и дагестанские князья.Строительство Засечной черты против Крымского хана.Два набега крымского хана Девлет-Гирея: 1571- дошёл до Москвы, сжёг её, 1572-разбит Воротынским в битве при Молодях. Устранена угроза на много лет. |
Налаживание торговых и дипломатических отношений с другими странами. | Оживились торговые отношения с Англией(англичане строили заводы на территории России, в Англии создана Московская торговая компания. Большие привилегии в торговле русским купцам.Посольства в Иране, Индии, Турции.Торговля с Германией, Италией. |
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Значительно усилилась власть царя, начали появляться признаки абсолютизма.
- Реформы, проведённые в начале правления, способствовали укреплению экономики, финансовой, судебной системы, усилению армии, совершенствованию государственного управления.
- Реформирование церкви привело к укреплению позиций церкви в стране.
- Происходило дальнейшее развитие культуры, строительство памятников культуры.
- Во внешней политике наиболее удачным было восточное направление- большие территории присоединены в период правления Грозного.
- Неудачная Ливонская война ослабило экономику страны, не привела к выходу к Балтийскому морю.
- Не смог Грозный добиться присоединения территорий на юге, только устранил угрозу нападения крымского хана.
- Авторитет России на международной арене способствовал улучшению международной торговли, установлению дипломатических отношений со многими странами.
В целом деятельность Ивана Грозного была противоречивой — от значительного расширения территории страны, прогрессивных реформ до жестокости и деспотизма. Не случайно всё же в историю он вошёл как Грозный.
Хронология жизни и деятельности Ивана IV Грозного
1533-1584 | Правление Ивана Грозного |
1533-1538 | Правление Елены Глинской |
1538-1547 | Боярское правление |
1547 | Иван Грозный венчается на царство митрополитом Макарием |
1549-1560 | Деятельность Избранной рады (Макарий, Сельвестр, Курбский, Адашев, Висковатый и другие). |
1549 | Созыв первого Земского собора - «собора примирения». |
1550 | Принятие Судебника |
1550 | Ограничение местничества |
1550 | Организация стрелецкого войска |
1550 | Создание приказов. |
1550 | Создание « избранной тысячи»- личной гвардии царя. В будущем станет ядром опричников. |
1550-1555 | Губная и земская реформы. |
1551 | Стоглавый собор |
1551 | Строительство крепости Свияжск. |
1552 | Взятие Казани |
1553 | Болезнь царя, деятели Избранной рады долго не хотели присягнуть сыну царя – Ивана, боясь повторения боярского правления. |
1555-1560 | Построен в Москве Покровский собор (собор Василия Блаженного) русскими мастерами Бармой и Постником Яковлевым. |
1556 | Были отменены кормления |
1556 | Взятие Астрахани. Присоединение Астраханского ханства и Нагайской Орды.1557- Присоединение Чувашии и Башкирии. |
1556 | Уложение о службе- единая система комплектования армии. |
50-е г. 16 века | Начало складывания приказной системы. |
1558-1583 | Ливонская война . |
1563 | Самый крупный успех во время Ливонской войны- взятие Полоцка.Но в 1564- разгром поляками под Оршей. |
1564 | Бегство в Литву А.Курбского |
1564 | Начало книгопечатания в России. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издают первые книги « Апостол» и «Часословец». |
1565-1572 | Опричнина |
1565-1566 | Дело митрополита Филиппа(Колычева).Он выступи против опричнины, низложен, в тюрьме монастыря задушен Малютой Скуратовым за отказ благословить карательный поход на Новгород). |
1569 | Люблинская уния. Польша и Литва объединились в Речь Посполитую. Король- Стефан Баторий. |
1569 | Гибель Владимира Старицкого. |
1570 | Погром в Новгороде, учинённый опричниками. |
1571 | Поход крымского хана Девлет-Гирея на Москву, сожжение Москвы. |
1572 | Второй поход Девлет – Гирея на Москву, битва у села Молоди, победа русских войск под руководством Воротынского. |
1575 | «Княжение» Симеона Бекбулатовича |
1580-1581 | Вторжение Польши и Швеции в пределы России. Героическая оборона Пскова спасла от продвижения врагов в глубь страны. |
1581 | Были введены заповедные лета , то есть запрет перехода крестьян к другому помещику в Юрьев день. |
1581 | Гибель царевича Ивана. |
1581-1584 | Поход Ермака в Сибирь.(на средства частных лиц- купцов Строгановых)Присоединение Сибири. |
1582 | Ям-Запольское перемирие с Польшей на 10 лет. Россия утратила все приобретения в Прибалтике и Полоцк. |
1583 | Со Швецией подписано Плюсское перемирие . Россия теряла Ивангород, Ям. Копорье, нет выхода к Балтийскому морю. |
Материал о
Трон Ивана Грозного.
Гравюра. По картине В.Пукарева.
Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного.
МБОУ СОШ №66 г.о. Самара
Кузнецов Артем Валериевич
Тема: Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена
Часть 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Принятие Иваном IV царского титула
2) Ливонская война
3) Принятие Судебника Ивана IV
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События
Годы
А) Регентство Елены Глинской
1) 1565-1572 гг.
Б) Ливонская война
2) 1533-1538 гг.
В) Опричнина
3) 1538-1547 гг.
Г) Царствование Федора Ивановича
4) 1558-1583 гг.
5) 1533-1584 гг.
6) 1584-1598 гг.
Ответ:
3. Ниже приведен список терминов. Все они за исключением одного относятся к событиям XVI в.
1) самозванцы 2) опричнина 3) приказы 4) стрельцы 5) Избранная рада 6) земщина.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:
4. Запишите термин, о котором идет речь.
Основная часть территории России, не включенная в опричнину Ивана Грозного.
Ответ: ________________________
5. Укажите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы (явления, события)
Факты
А) правление Елены Глинской
1) опричный поход на Новгород
Б) реформы «Избранной рады»
2) унификация денежной системы
В) борьба с самостоятельность земель Московского государства
3) присоединение к Москве Рязанского княжества
Г) освоение Сибири
4) созыв первого Земского собора
5) поход Ермака Тимофеевича
6) введение патриаршества
Ответ:
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Фрагменты источников
А)
(...) Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми (...) поехал с Москвы в село в Коломенское. (...) Подъем же его не таков был, якоже преже того езживал по манастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и камением драгам украшенные, и суды золотые и серебряные, и поставцы все всяких судов, золотое и серебряное, и платие и денги и всю свою казну повеле взята с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з женами и з детми, а дворяном и детем боярским выбором изо всех городов, которых прибрал государь быта с ним, велел тем всем ехати с собою с людми и с коими, со всем служебным нарядом. А жил в селе в Коломенском две недели для непогодия и безпуты, что были дожди и в реках была поводь велика… И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что после отца его... великого государя ... в его государьские несвершеные лета, бояре и все приказные люди его государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили, а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре его и воеводы земли государьские себе розоимали, и другом своим и племяни его государьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великие, а жалования государьские кормленые емлючи, и собрав себе великие богатства, и о государе и о его государьстве и о всем православном християнстве не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестиянства обороняти, наипаче же крестияном насилие чинити, и сами от службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели…
Б)
Лета 7058 июня царь и великий князь всеа Руси [с] своею братьею и з бояры сесь Судебник уложил; как судити бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом намесником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.
1. Суд царя и великого князя судит боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыги и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.
2. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьак просудится, а обвинит кого не по суду безхитростно, или список подпишет и правую грамоту даст, а обыщется то в правду, и боярину, и дворецкому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени нет; а истцом суд з головы, а взятое отдати.
3. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взята исцов иск, а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток и пожелезное взята втрое, а в пене что государь укажет.
Характеристики:
1) данный документ описывает события связанные с началом опричнины
2) данный документ является сборником законом Российского государства
3) документ был принят на Стоглавом соборе
4) документ относится ко времени правления Бориса Годунова
6) данный документ датируется 1564 годом.
Фрагмент А
Фрагмент Б
Ответ:
7. Что из перечисленного относится к периоду деятельности Избранной рады? Выберете три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они записаны.
1) созыв первого Земского собора
2) заключение Ям-Запольского мирного договора
3) принятие Судебника 1550 г.
4) учреждение опричнины
5) реформа органов центрального управления
6) денежная реформа
Ответ
8. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Процессы (явления, события)
Факты
А) Ливонская война
1) А.М. Курбский
Б) венчание на царствование Ивана IV Грозного
2) И. Висковатый
В) управление Земщиной
3) митрополит Макарий
Г) введение копейки
4) А. Адашев
5) Елена Глинская
6) митрополит Филипп
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
9. Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о каком событии идет речь в тексте.
Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси говорил с князем Владимиром Андреевичем и своими богомольцами с архиепископами и епископами … со всем освященным собором и со всеми боярами и с приказными людьми, да ис князьями и с детьми боярскими и со служилыми людьми, да и с гостями и скупцами и со всеми торговыми людьми».
Ответ: _________________ .
10. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенные в представленном ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберете номер нужного элемента.
Событие
Год
Участник
Ливонская война
1558-1582 гг.
________________(А)
_______________ (Б)
1581-1585 гг.
Ермак Тимофеевич
_______________ (В)
____________ (Г)
Иван Грозный
_______________ (Д)
1584-1598 гг.
_______________ (Е)
Пропущенные элементы
1) 1556 г.
2) Русско-шведская война
3) Стефан Баторий
4) Продвижение в Сибирь
5) митрополит Макарий
6) 1552 г.
7) царевич Дмитрий
8) Федор Иванович
9) взятие Казани
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
11. Прочтите отрывок из исторического источника.
«Присоединение Сибири. К концу Ливонской войны хозяйственная разруха в стране резко усилилась. В некоторых районах Новгородской земли запустело 80 – 90 % сел и деревень. Тяготы возросших поборов, мор и голод приводили к вымиранию населения и бегству крестьян на восточные и южные окраины. Правительство Грозного пыталось заботиться прежде всего о благополучии «воинского чина», т.е. военно-служилого люда. С 1581 г. начинается перепись населения с целью навести порядок в обложении его государственными податями. В районах, где проводилась перепись, крестьянам временно, в течении «заповедных лет», запрещалось уходить от господ. Так подготавливалось отмена крестьянского выхода и окончательного выхода и окончательное утверждение крепостного права. Бегство крестьян и холопов продолжалось. На южных рубежах страны скапливался тот горючий элемент, который в начале XVII в. приведет к грандиозному пожару крестьянской войны.
Введение «заповедных лет», этих предвестников окончательного торжества крепостничества, совпало с присоединением Сибири. Ее огромные необжитые или слабо освоенные просторы манили беженцев из крепостнического центра России».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения. Запишите цифры в таблицу, под которыми они указаны.
1) участником описанных событий является Ермак Тимофеевич
2) в документе описывается процесс закрепощения крестьян
3) Иван Грозный заботился о благополучии крестьян
4) крестьянство бежало на восток и юг страны
5) в документе описывается период, который в итоге завершился введением опричнины
6) введение «заповедных лет» означало введение запрета на торговлю
Ответ:
12. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Памятники культуры
Характеристики
А) Успенский собор
1) в этом храме произошло венчание Ивана IV на царство
Б) собор Василия Блаженного
2) храм построен в честь взятия Казани
В) «Домострой»
3) сборник советов на разные житейские темы
Г) «Апостол»
4) первая печатная книга
5) храм построен при Елене Глинской
6) книга является научно-популярной по своему содержанию.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
13. Какие суждения о изображении, представленном в тесте, являются верными. Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) на картине изображено взятие Астарани
2) события картины относятся ко времени правления Ивана Грозного
3) события картины имеют отношения к деятельности Избранной рады
4) участником этих событий был Степан Разин
5) данные события происходили за Уралом
Ответ
14. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в том же веке, что и событие, представленное на картине. В ответе запишите цифру, под которой указано это здание.
1.
2.
3. 4 .
Ответ:
15. Напишите название войны, события которой отражены на карте.
Ответ: _________________________ .
16. Напишите название города, в который был совершен карательный поход правительственных войск, сопровождавшийся массовыми убийствами.
Ответ: _____________________ .
17. Напишите цифру, которая обозначает «неофициальную столицу» государства после отъезда царя из Москвы.
Ответ:
18. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры в таблицу, под которыми они указаны.
1) Россия победила в этой войне
2) во время войны правительство сняло ограничения на переход крестьян к другому хозяину
3) противником России в войне была Швеция
4) во время войны образовалось новое государство – Речь Посполитая
5) в ходе войны произошло ужесточение внутренней политики
6) война происходила в завершающий период образования единого Российского государства.
Ответ:
Часть 2
Из сочинения французского историка Анри Труайя.
«В московском Кремле случилось странное, небывалое событие. Раз в конце 1564 г. там появилось множество саней. Царь, ничего никому не говоря, собрался со всей своей семьей и с некоторыми придворными куда - то в дальний путь, захватил с собой утварь, иконы и кресты, платье и всю свою казну и выехал из столицы. Видно было, что это не обычная богомольная, не увеселительная поездка царя, а целое переселение. Москва оставалась в недоумении, не догадываясь, что заду мал хозяин. Побывав у Троицы, царь со всем багажом остановился в Александровской слободе... Отсюда через месяц по отъезде царь прислал в Москву две грамоты. В одной, описав беззакония боярского правления в свое малолетство, он клал свой государев гнев на всё духовенство и бояр, на всех служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всем православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их, ходатайствуя за них пред государем. И вот царь, гласила грамота, «от великой жалости сердца», не стерпев всех этих измен, покинул свое царство и пошел поселиться где-нибудь, где ему Бог укажет. Это – как будто отречение от престола с целью испытать силу своей власти в народе. Московскому простонародью, купцам и всем тяглым людям столицы царь прислал другую грамоту, которую им прочитали всенародно на площади. Здесь царь писал, чтобы они сомнения не держали, что царской опалы и гнева на них нет. Всё замерло, столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли. В смятении и ужасе город завопил, прося митрополита, епископов и бояр ехать в слободу, бить челом государю, чтобы он не покидал государства. ... В слободу отправилась депутация из высшего духовенства, бояр и приказных людей.... Царь принял земское челобитье, согласился воротиться на царство, «паки взять свои государства», но на условиях, которые обещал объявить после. Через несколько времени, в феврале 1565 г., царь торжественно воротился в столицу и созвал Государственный совет из бояр и высшего духовенства... В совете он предложил условия, на которых принимал обратно брошенную им власть. Условия эти состояли в том, чтобы ему на изменников своих и ослушников опалы класть, а иных и казнить, имущество их брать на себя в казну, чтобы духовенство, бояре и приказные люди всё это положили на его государевой воле, ему в том не мешали».
1.Назовите имя царя, о котором идёт речь в документе. Как назывался порядок, введенный в результате описанных в документе событий?
2.Что царь ставил в вину боярам, духовенству, служилым и приказным людям? Приведите не менее трёх положений.
3. На основе текста и знаний по истории назовите не менее трёх основных черт установленного в результате описанных событий порядка.
4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После смерти в 1538 г. Елены Глинской начинается ожесточенная борьба боярских родов за власть, которая длилась до достижения Иваном IV совершеннолетия. Почему в России установилось «боярское правление»? Какие последствия оно имело? Укажите не менее двух последствий.
5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
« Главная цель опричной политики Ивана Грозного – борьба с крупным дворянством – противником централизации государства ».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
6. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1547-1560 гг.; 2) 1533-1547 гг.; 3) 1564-1572 гг.
Ответы к первой части
Задание
Ответ
132
2416
Земщина
2415
1625
135
1325
ЗемскийСобор
349628
124
1234
Ливонская
Новгород
345
453
Задание №4 в ЕГЭ по истории нельзя назвать сложным. Однако элементарных знаний теории будет все же недостаточно.
Суть задания состоит в том, чтобы по определению понять, какой термин был пропущен. Особо внимательно стоит отнестись к правописанию самого термина, потому что любая орфографическая ошибка или описка обнулит все задние. Ответ нужно записывать в том падеже, в котором этого требует контекст задания.
Чтобы было легче решить это задание и разобраться с формулировкой, стоит при подготовке всегда обращать внимание на сложные термины, значения которых вам не понятны.
Непосредственно за месяц перед экзаменом стоит сделать упор на такие задания и прорешать типовые.
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем текст задания
- Определяем эпоху, к которой относится термин
- Ищем ключевые слова
- Вспоминаем все термины, подходящие данному событию или периоду времени
- Выбираем нужный термин
- Еще раз проверяем себя, записываем ответ
Разбор типовых вариантов заданий №4 ЕГЭ по истории
Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)
Запишите термин, о котором идёт речь.
Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV.
Совершенно очевидно, что это 16 век и время правления Ивана Грозного. Начинаем вспоминать все события, связанные с этим периодом, чтобы освежить в памяти всю теорию по данному аспекту. Чем же прославился Иван IV? Конечно, нельзя не вспомнить о венчании на царство, о Ливонской войне, о регенстве Елены Глинской, о реформах Избранной рады, об отмене кормлений, об опричнине, земщине, Стоглавом соборе, присоединении Казанского и Астраханского ханства и так далее.
Если мы видим в задании слово опричнина, и понимаем, что нам нужна противоположная ее часть, мы легко определяем, что был зашифрован термин “земщина”. Перечитываем определение уже подставив термин и проверяем свой ответ.
Ответ: земщина
Второй вариант задания (сборник Артасова)
«Неофициальный совещательный орган при Александре I, состоявший из его ближних друзей (П. А. Строганова, В. П. Кочубея, Н. Н. Новосильцева, А. Чарторыйского) и ставший центром подготовки проектов реформ начала царствования»
Используем другой подход. Мы понимаем, что требуется указать название какого-либо органа управления. Достаточно вспомнить различные органы управления и разобраться к каким эпохам они относятся.Так мы сможем восстановить в памяти всю иерархию правления и не ошибиться.
Негласный комитет при Александре I
Например, при Иване Грозном, такой орган управления мы назвали бы Избранной радой, при Петре Первом такую должность мог занимать Правительствующий Сенат, при Екатерине I это был Верховный тайный совет, при Анне Иоанновне — Кабинет министров и так далее.
Дойдя до Александра I, вспоминаем, что вся власть была сосредоточена в основном в руках министерств. Но кроме того действовал так называемый Негласный комитет, который и требуется указать в данном задании.
Не забудьте, что ответ записывается в одно слово, без пробелов и других знаков!
Ответ: негласныйкомитет
Третий вариант задания (сборник Артасова)
Напишите пропущенное слово.
Мирный договор, подписанный в 1918 г., между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией - с другой, по которому Россия понесла значительные территориальные потери, вошёл в историю под названием ____ мир.
Сразу обратим внимание, что от нас требуют только название этого мирного договора! Слово “мир” в ответе мы уже не пишем.
Определим временные рамки событий. 1918 год — год завершения для России Первой Мировой войны. Значит речь идет о подписании сепаратного мира, ознаменовавшего наше поражение и выход из войны. Он был подписан в городе Брест-Литовске и получил свое название исходя именно из этого.
Отметим, что мы имеем право написать как “брестский” так и “брестлитовский”. Ошибкой это считаться не будет.
Ответ: брестский / брестлитовский
Четвертый вариант задания (сборник Артасова)
Запишите термин, о котором идёт речь.
Противники церковных реформ патриарха Никона, выступавшие против исправления церковного богослужения по греческим образцам, настаивавшие на следовании «древнему русскому благочестию».
Буквально с первых строк становится очевидно, что речь идет о церковном расколе 1652-1667 годов (узнать это нам помогает имя патриарха Никона, который непосредственно принимал участие). Русская церковь давно требовала унификации всех обрядов и богослужебных книг, для того, чтобы объединить народ, а тем самым и усилить авторитет и главенство церкви в борьбе с язычеством. Как и с любой реформой, согласились не все. Поэтому часть верующих оставалась приверженцами старых традиций и обрядов. Из-за этого они и получили название старообрядцы. По-другому их называли “раскольники” (включив ассоциации, можно запомнить этот термин, как “рассольники”; на экзамене это поможет разрядить напряженную обстановку и не даст вам забыть этот термин).
Ответ: старообрядцы / раскольники