Как часто бьют часы на спасской башне. Кто создал московские куранты. Часы на Киевском вокзале

Подтверждение о наличии Кремлевских часов можно найти в документах 1585 г. Но, предположительно, они появились раньше: сразу по завершении постройки Спасской башни.

Вероятно, отсчет времени был иной: тогда на Руси сутки делились на «денные» и «нощные» временные периоды. Следовательно, длительность часовых промежутков изменялась через две недели. Состоящие на должности мастера-часовщики перенастраивали механизм по специально выданным таблицам о продолжительности дня и ночи, ремонтировали при поломке.

К главным башенным часам относились особенно внимательно. Но нередко возникающие пожары выводили из строя механизм, а случившийся в 1624 г. сильный пожар превратил часы в лом. Русские кузнецы-часовщики из семьи Ждан изготовили новые часы внушительного размера. Руководил работой часовой механик, англичанин Христофор Галовей, а русский мастер Кирилл Самойлов отлил для этого устройства тринадцать колоколов. На возведенном под руководством архитектора Бажена Огурцова высоком шатровом верхе были повешены колокола для курантов, перезвон которых слышался на десять верст. Точность хода придуманного Галовеем механизма напрямую зависела от обслуживающих его людей.

Появившиеся часы стали первыми русскими : по старорусскому отсчету промежутков времени они издавали специально настроенный мелодичный звон. Созданные Галовеем Спасские несколько раз подвергались восстановлению после очередных пожаров, но служили довольно долго.

Изменение отсчета времени

Единый отсчет времени по суткам был установлен в России по указанию Петра I. При этом царе английский механизм главных часов был заменен на голландский, имеющий двенадцатичасовой циферблат. Новые башенные куранты устанавливались под руководством русского часовых дел мастера Екима Гарнова. Заимствованное у голландцев часовое устройство, обслуживаемое иностранцами, вызванивавшее «ассамблейные танцы» и « тревогу», постоянно ломалось. Сильнейший пожар 1737 г. уничтожил деревянные конструкции башни, повредил установленные при Петре куранты. Колокольная музыка затихла. Спасскими часами мало интересовались, обслуживали их небрежно, когда из Москвы столица была перенесена в Санкт-Петербург.

Куранты на башне Кремля вызвали интерес у вступившей на российский престол императрицы Екатерины II. Пришедшие в совершенную негодность башенные часы по ее приказу были заменены на большие английские. Три года Фатц и русский мастер Иван Полянский занимались монтажом. Из-за безразличного отношения властей с 1770 г. в течение года над Красной площадью играла чужая мелодия про «милого Августина», нравившаяся обслуживавшему часы мастеру-немцу.

Жители Москвы смогли спасти от разрушения Спасскую башню во время войны с Наполеоном, но куранты замолчали. Возглавляемая Яковом Лебедевым группа часовщиков через три года восстановила ход главных часов, затем бесперебойно работавших на протяжении долгих лет.

Братья-датчане Бутенопы совместно с архитектором Константином Тоном обследовали куранты в середине девятнадцатого столетия. Состояние их было близко к критическому. Исправление всех неполадок было поручено русским часовых дел мастерам. Старые детали послужили основой для изготовления новых Кремлевских часов. Но искусными часовщиками была осуществлена огромная трудоемкая работа, включающая замену многих механизмов с подбором сплавов, выдерживающих влажность и резкие перепады температуры. Особое внимание мастера уделили внешнему облику новых часов, полностью изменили музыкальный узел часового механизма. Добавили колокола (теперь их стало 48) – перезвон стал мелодичнее и точнее.

Русский царь Николай Павлович повелел набрать на курантах мелодии гимна Д. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе» и марша существовавшего при Петре I Преображенского полка. С перерывом в три часа над главной площадью Москвы до 1917 г. звучали эти мелодии.

Обстрел артиллерии во время штурма Кремля в период Октябрьской революции серьезно повредил Спасские часы. Они почти на год остановили свой ход. Стали восстанавливаться в 1918 г. по указанию Ленина. Слесарь Н. Беренс с сыновьями смогли быстро отремонтировать ставший важным государственный механизм. А музыкальное устройство настраивал музыкант М. Черемных, он установил для воспроизведения революционные мелодии. Утро над Красной площадью столицы каждый день начиналось с «Интернационала».

При И. Сталине изменился циферблат у Спасских курантов, было отменено звучание траурного марша. Но из-за изношенности механизма музыкальное устройство в 1938 г. было остановлено – куранты отбивали только четверти и часы.

Молчавшие более полувека куранты вновь зазвучали в 1996 г., благодаря огромной исследовательской работе, изготовлению новых колоколов. С высоты главной Кремлевской башни полились мелодии «Славься» и официального гимна России до 2000 г. «Патриотической песни» М. Глинки.

В 1999 г. был восстановлен исторический вид верхних шатровых ярусов Спасской башни, усовершенствованы многие работы и контроль за ходом часового механизма. А с боем Кремлевских курантов зазвучал гимн нашего государства.

Часы на Спасской башне сейчас представляют огромное сложное устройство. Удары молотка, действующие на механизмы колоколов, заставляют бить часы. Мелодии гимна России и хора из оперы М. Глинки «Славься» поют колокола на высокой Кремлевской звоннице под действием барабана, заставляющего трудиться и другие механизмы.

Интересно, что подавляющее большинство россиян считает, что Новый год наступает с первым или последним ударом колокола. Тогда как на самом деле, новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара колокола. А с 12 ударом колокола уже прошла ровно минута Нового года.

Точная дата установки часов не известна, но предполагается, что часы были установлены сразу после постройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Соларио по повелению Ивана III. Документальное подтверждение о часах относится к 1585 году, когда у трех ворот Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовщики, за что получали в год по 4 рубля и 2 гривны, да по 4 аршина сукна на одежду. По всей вероятности часы имели старорусский (византийский) счет времени. Тогдашние сутки, по принятому на Руси счету времени, подразделялись на «денные», от восхода до заката, и «нощные» часы. Каждые две недели длительность часов с изменением продолжительности дня и ночи постепенно изменялась. Были ли эти часы первыми или нет, точно не известно, но от них ведется отсчет.
После одного из пожаров в 1624 году часы были настолько сильно повреждены, что их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей. На место проданных неисправных часов в 1625 году под руководством шотландского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея были изготовлены новые, более крупные часы. Над изготовлением часов под руководством Галовея трудились вологодские крестьяне Вирачевы, колокола для «перечасья» лил Кирилл Самойлов, а зодчий Бажен Огурцов построил для них великолепный шатер, который стал украшением всего кремлевского ансамбля.
Диаметр циферблата новых часов, выходящего на две стороны, составлял около 5 м и был выкрашен в голубой цвет. Устройство часов было необычным: вращался циферблат, а не стрелки. Вес часов составлял 3400 кг. По свидетельству современников, это были: «...чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен... более чем на 10 верст».
Первыми часовщиками были их создатели - отец и сын Вирачевы. Часовые мастера пользовались в Москве привилегиями, им платили большое жалование. Особенно ценилась работа тех, кто надзирал за башенными часами. В специальной инструкции говорилось: «У дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать, зернью и карты не играть и вином и табаком не торговать». После установки часы не единожды горели в пожарах, после чего снова восстанавливались. Однако простояли и прослужили людям часы Галовея на Спасской башне достаточно долго.

По указу Петра I в 1705 году вся страна перешла на единый суточный отсчет времени. Вернувшись после заграничных путешествий, он распорядился заменить механизм часов Спасской башни, купленными в Голландии часами с 12-ти часовым циферблатом. Новые кремлевские куранты отбивали часы и четверти, а кроме того отзванивали мелодию. Установкой приобретенных часов на башню, и переделкой циферблата руководил русский часовщик Еким Гарнов. Полная установка курантов была закончена в 1709 году. Для обслуживания голландских часов содержался целый штат часовщиков, большая часть которых была иностранцами.
Куранты ломались и восстанавливались многократно, а обслуживание часов осуществлялось халатно. Интерес к курантам пропал после перенесения Петром I столицы в Санкт-Петербург.
Вступив на престол и посетив Москву, императрица Екатерина II заинтересовалась Спасскими курантами, но часы к тому времени пришли уже в полную негодность. Попытки восстановить их не принесли успеха, и по приказу Екатерины II «большие английские часы-куранты», найденные в Грановитой палате, начали устанавливать на Спасской башне.
Для монтажа был приглашен немецкий мастер Фатц, и вместе с русским часовых дел мастером Иваном Полянским, в течение 3 лет, установка была завершена. В 1770 году куранты начали вызванивать австрийскую мелодию «Ах, мой милый Августин» поскольку она очень нравилась часовому мастеру, немцу по происхождению, обслуживающему часы. И почти год эта мелодия звучала над Красной площадью, а власти на это не обращали никакого внимания. Это был единственный случай за всю историю, когда куранты отзванивали иностранную мелодию.
В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым, за что ему было присвоено почетное звание – мастер Спасских часов. Установленные при Екатерине II часы успешно работали на протяжении восьмидесяти лет без капитального ремонта.
Однако после обследования в 1851 году братьями Иоганном и Николаем Бутенопов (датскими подданными) и архитектором Константином Тоном было установлено: «Спасские башенные часы находятся в критическом состоянии близкому к полному расстройству (железные шестерни и колеса износились, циферблаты обветшали, деревянные полы осели, дубовый фундамент под часами сгнил, лестница требует переделки)».

В 1851 году компания «Братья Бутеноп» взялась за исправление Спасских курантов. Была проведена масштабная работа. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой располагался механизм, колеса и шестерни были заменены, а для их изготовления подобраны специальные сплавы, которые могли выдерживать большую влажность и значительные перепады температур.
Внешнему виду Кремлевских часов было уделено особое внимание. Были изготовлены новые железные циферблаты черного цвета с позолоченными ободами, выходящими на 4 стороны. Были отлиты из меди цифры, а также минутные и пятиминутные деления. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Общий вес часов составлял 25 тонн. Диаметр каждого из четырех циферблатов свыше 6 метров; высота цифр – 72 сантиметра, длина часовой стрелки около 3 метров, минутной – на четверть метра длиннее. Оцифровка на циферблате была сделана в то время арабскими цифрами, а не цифрами римскими, как сейчас. Также был полностью переделан музыкальный узел. К старым часовым колоколам добавили колокола, снятые с других башен Кремля, доведя общее количество колоколов до 48 с целью более мелодичного перезвона и точного исполнения мелодий.
В 1913 году была проведена полномасштабная реставрация внешнего вида курантов, приуроченная к 300-летию дома Романовых. Компания «Братья Бутеноп» продолжала обслуживать часовой механизм.

В 1917 году во время артиллерийского обстрела при штурме Кремля часы на Спасской башне серьезно пострадали. Часы остановились, и практически год были неисправны. В 1918 году по указу В.И. Ленина было решено восстановить кремлевские куранты. В первую очередь большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но после озвученной сумы за починку, обратились к работающему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс знал устройство курантов, так как отец его работал в компании, которая обслуживала куранты ранее. Вместе со своими сыновьями Беренс смог запустить часы к июлю 1918 года, отремонтировав механизм вращения стрелок, заделав пробоину в циферблате и изготовив новый маятник длиной около полутора метра и весом 32 килограмма. По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и набрал на игральный вал революционные мелодии.
В 1932 году был проведен ремонт внешнего облика и изготовлен новый циферблат, который был точной копией старого. На позолоту обода, цифр и стрелок было израсходовано 28 кг золота, а в качестве мелодии оставлен «Интернационал». По указанию И.В.Сталина исполнение траурного марша было отменено. Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным. Морозы и изношенность механизма сильно искажали звучание, вследствие чего в 1938 году было принято решение остановить музыкальный барабан и куранты замолчали, став отбивать часы и четверти.

В 1974 году проводилась крупная реставрация Спасской башни и курантов, часы были остановлены на 100 дней. За это время специалистами научно-исследовательского института часовой промышленности механизм часов был полностью разобран и отреставрирован, а старые детали заменены. Также была установлена система автоматической смазки деталей, которую ранее проводили вручную, было добавлено электронное управление часами. В 1996 году во время инаугурации Б.Н.Ельцина, куранты, молчавшие 58 лет, после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли.
Последняя крупная реставрационная работа проводилась в 1999 году. Работы велись пол года. Стрелки и цифры снова позолотили и восстановили исторический облик верхних ярусов. Были сделаны важные усовершенствования в работе и контроле за работой Кремлевских Курантов: был установлен специальный сверхчувствительный микрофон для более точного своевременного контроля за ходом часового механизма. Микрофон улавливает точность хода, на основании которого программное обеспечение помогает установить наличии проблем и быстро выявить, в каком узле механизма часов нарушен ритм. Так же во время реставрации провели перенастройку боя курантов, после которой вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять утвержденный государственный гимн Российской Федерации.

Звуки курантов для россиян, как шампанское и салат оливье, — давно неотъемлемый атрибут встречи Нового года.

Многие считают, что чокаться бокалами с шампанским надо после того, как кремлевские куранты пробьют 12 раз. Это заблуждение возникло еще в советскую эпоху: когда по радио передавали сигналы точного времени, последний радиосигнал соответствовал началу нового часа. Но к бою курантов это не относится. Существует и другое мнение: новый год якобы наступает с первым ударом. Это тоже не так.

Сейчас я вам расскажу, когда надо "чокаться" ...


Точное кремлевское время хранится за железными засовами. Доступ в святая святых, Спасскую башню, только в сопровождении. Режимный объект. Никаких лифтов. Почти 10 этажей вверх пешком по старинным винтовым лестницам.

Каждая стрелка по 3 метра, сам циферблат — 6 метров. С брусчатки размер так не ощущается, но главные часы страны занимают несколько этажей. Больше человеческого роста колеса и шестеренки, огромный музыкальный барабан, 32- килограммовый маятник — итого вся конструкция весит больше 25 тонн. Во всем же остальном куранты самые обычные механические часы.


Здесь в астрономической службе времени Института имени Штернберга знают о них все, наблюдают за звездами, изучают вращение Земли и непрерывно получают сигналы со спутников, чтобы куранты постоянно получали сводки о самом точном московском времени. Здесь знают и ответ на главный вопрос.

Евгений Федосеев, начальник Службы времени Астрономического института им. Штернберга: «Новый год наступает при первом же звуке курантов. Дзинь-дзинь-дзинь. Это уже Новый год наступил и надо уже кричать, поздравлять и праздновать, а все вот эти удары и знаки — это все уже потом».

Завертелись колесики. Началось. Так выглядит приход нового года на смену старому в самом сердце главных часов страны.

А если уж еще более педантично подойти к проблеме, то вот:

Момент наступления нового года — понятие условное и относительное. Как договориться. Если живете в городе, то на разных его концах (запад — восток) момент 24-00 ПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ (!) будет в разное время. В средних широтах при разнице в расстоянии около 15 км разница уже будет в минуту.

Итак:

Первый удар из двенадцати звучит через десять секунд после начала новых суток . А их смена происходит, когда куранты начинают перезвон. Точнее, конечно, наоборот: начало перезвона курантов совпадает с мгновением смены суток. В ноль часов ноль минут ноль секунд начинается перезвон . Спустя десять секунд звучит первый удар колокола, отбивающего це-лые часы.


Первые часы в Москве появились в 1404 г. Тогда Москва была уже большим городом, а Кремль — рези-денцией великих князей. Кремлевские часы были одни-ми из первых в Европе и считались чудом своего вре-мени. Находились эти часы на дворе великого князя Василия Димитриевича на Соборной площади, недалеко от Благовещенского собора. Летописец так описал их устройство: «Сей же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и считая часы нощныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хит-ростью, преизмечтано и преухищрено».

О мастере часов записано в летописи: «Замыслил часник сам князь, а установил часы монах серб по име-ни Лазарь». За установку часов заплатили 150 рублей— большую по тому времени сумму.

Когда появились кремлевские башенные часы, точно не известно. Есть предположение, что на Спасской башне они были поставлены вскоре после ее сооруже-ния (1491 г.). Однако документальные подтверждения этого относятся к XVI веку. Кем были устроены часы и какие они были, точно пока не установлено. В архив-ных материалах только под 1585 г. встречается упоми-нание о часовщиках Фроловских (Спасских), Троицких и Тайницких ворот. Сохранились документы, по кото-рым видно, что часовщики получали за свою работу по 4 рубля и 2 гривны в год жалования да по 4 аршина сукна на одежду.


В начале XVII столетия эти часы были проданы в Ярос-лавль, и из сохранившейся купчей мы знаем, что весили они 960 килограммов. Но вот какой на них был перезвон, документы не упоминают.

На надстроенной в 1625 году Спасской башне поя-вились вторые часы. Их собрали под руководством анг-лийского мастера Христофора Головея, приглашенного для устройства курантов царем Михаилом Романовым. Тридцать колоколов, отлитых мастером Кириллом Самой-ловым, отбивали каждый ровный час. Этот механизм после многочисленных кремлевских пожаров неоднократно ремонтировали, но пожара 19 июля 1701 года куранты не пережили.

Новые куранты по приказу Петра Первого были до-ставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Они от-бивали часы и четверти и исполняли перезвон на 33 коло-колах. Доподлинно известно, что в первый раз москвичи услышали его 9 декабря 1706 года в 9 часов утра.

Увы, эти часы ждала та же печальная участь, что и предыдущие механизмы. Несколько раз их ремонтиро-вали, но после пожара 1737 года куранты встали окон-чательно.



В 1763 году из помещений под Грановитой палатой были извлечены «большие курантовые часы» английско-го производства. Три года понадобилось мастеру Ивану Полянскому, чтобы установить их на Спасской башне. Механизм служил верой и правдой несколько десятков лет, за которые его детали износились, и часы встали. Их ремонт производился на заводах братьев Бутеноп в течение двух лет. Там же заново был создан музыкаль-ный механизм, исполнявший марш Преображенского полка петровских времен и мелодию Д.С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Чтобы звонница могла исполнить эти мелодии, ее дополнили 24 колоко-лами. 16 из них сняли с Троицкой башни и 8 — с Боро-вицкой. После этого количество колоколов в звоннице достигло 58, причем 13 из них были отлиты еще для ку-рантов Головея.

В 1860 году куранты удивили москвичей новой мело-дией. Это приглашенный для обслуживания часов немец-кий механик Фац перенастроил медный музыкальный вал на незатейливую мелодию «Ах, мой милый Августин». Однако Николай Первый посчитал эту песенку недостой-ной главных часов государства. Кстати, ранее Николай не разрешил настроить вал на «Боже, царя храни», счи-тая, что куранты не должны исполнять государственный гимн.

В революционном 1917 году в циферблат курантов уго-дил снаряд, и ремонт часов в 1919 году осуществил мас-тер Н.В. Берне. Теперь на музыкальный вал были набра-ны мелодии «Интернационала» и похоронного марша «Вы жертвою пали». Эти две мелодии поочередно (в полдень и полночь) и звучали до 1932 года, когда решено было оставить один «Интернационал». В 1938 году исполнение и этой мелодии прекратилось. Теперь куранты лишь отби-вали четверти и целые часы.

В 1974 году куранты были остановлены на сто дней . В течение этого времени механизм часов был полностью разобран, все износившиеся детали заменили. Было скон-струировано устройство автоматической смазки деталей. Но музыкальный механизм отремонтирован так и не был.

В канун распада Советского Союза Пленум ЦК принял решение, что куранты должны играть государственный гимн, написанный Александровым. Однако специалисты, обследовавшие музыкальный механизм, пришли к выво-ду, что находящимися в наличии колоколами исполнить эту мелодию невозможно .

Всякому, наверное, известен принцип действия обыкновенной музыкальной шкатулки. Она изобретена несколько столетий назад, но особенно была распространена в XVIII и XIX столетиях, когда даже карманные часы, портсигары и табакерки исполняли различные мелодии. Музыкальный механизм имел так называемый программный цилиндр, усаженный мелкими короткими штифтами. При вращении цилиндра они приводили в звучание тонкие металлические пластинки.

В кремлевских курантах тоже есть программный цилиндр, но диаметр его — около 2 метров, ширина— более 2 метров. Механизм приводится в действие тяжелой гирей весом более 200 килограммов.

После боя часов отключается стопор механизма курантов. Медленно вращается огромный цилиндр, ощетинившийся тысячей стальных штифтов. Штифтами занято


30 дорожек для одной пьесы и 30 — для другой. Каждая дорожка предназначена для одного колокола. Размеры колоколов курантов различны, поэтому и звуки они издают разные: от густого баса до звонкого дисканта. Вес колоколов зависит от их размера — от десятков до сотен килограммов. Вес самого большого колокола — 500 килограммов.

При вращении программного цилиндра штифты задевают за специальное приспособление вроде педали. Педаль соединена стальным тросиком с ударным механизмом (он расположен выше, на 10-м этаже, где висят колокола). Тросик оттягивает от края колокола специальной формы молоток, штифт срывается с педали, и молоток ударяет о край колокола, извлекая из него звук.

В то время как на протяжении многих десятилетий кремлевские куранты претерпевали всевозможные переделки, механизм часов все время работал исправно и почти не останавливался.


И музыка московских курантов не звучала вплоть до 1996 года. Тогда состоялась инаугурация Б.Н. Ельцина, к которой музыкальный узел был вновь отремонтирован. На этот раз его «научили» исполнять «Патриотическую песню» и «Славься» Глинки. Для этого записали звуча-ние каждого колокола и проанализировали обе мелодии с помощью компьютера. Умная электроника подсказала, сколько и какой тональности колоколов не хватает. В Голландии были отлиты, доставлены в Москву и установлены на звоннице три недостающих колокола.

И сегодня вы можете услышать мелодии Глинки в исполнении московских курантов. Конечно, если окажетесь на Красной площади в полдень или полночь.

Поздравляю всех читателей моего бложика с наступающим 2017 годом, желаю Вам всех благ в личной жизни и трудовой деятельности. Берегите себя и своих близких!



Кто еще не наделал снежинки на окно - вот тут

Знаменитые на весь мир часы на Спасской башне столицы Российской Федерации появились уже очень давно, как утверждают историки, в 1404 году. Однако они были установлены впервые не на Кремлевской башне, а находились поблизости от Благовещенского собора, прямо в царском дворе у самого Василия Дмитриевича. Имя мастера, который изготовил их, навсегда запечатлено в летописи тех лет: «Замыслил часник - сам князь, часы установил монах-серб Лазарь».

Часы на Спасской башне: история

Слово «куранты» с французского языка переводится как «текущий». Всем нам с детства известные кремлевские куранты, под бой которых мы встречаем Новый год, имеют удивительную историю. Они представляют собой башенные часы, которые благодаря набору настроенных колоколов издают определенной мелодичности музыкальный бой. Эта башня с часами выходит на Красную площадь и имеет проездные парадные ворота, которые во все времена, кроме революционных, считались святыми.

Только в 1658 году Спасская башня получила такое название, до этого она называлась Флоровской и была одной из 20 башен Кремля, построил же её в 1491 году итальянский мастер и архитектор Антонио Солари. По историческим документам, часы на Спасской башне были установлены в XVI веке мастерами-часовщиками, которые за год получали хорошее жалованье и на одежду по четыре аршина сукна.

Часы полностью заработали в 1585 году. На то, что они существовали раньше, указывает и еще одно свидетельство: оказывается, при трех воротах башенных сооружений Кремля - Спасских (Флоровских), Троицких и Тайницких - числились на службе "часовники". В начале XVII века над башнями Кремля (кроме Никольской) появились шатры, и благодаря этому десятиэтажная Спасская башня стала достигать в высоту 60 метров. Часовщиком в 1614 году стал Никифор Никитин, в его обязанности входило обслуживание, ремонт и своевременный завод механизма. Также известно, что боевые часы, пришедшие в полную негодность, были проданы в 1624 году Спасскому Ярославскому монастырю на вес.

Механизм Христофера Голлуэя

Часы Спасской башни Московского Кремля на то время были самыми примитивным, кроме того, они сильно страдали от частых пожаров, и тогда в Москву пригласили известного английского часовых дел мастера Христофера Голлуэя. Помогали ему русские кузнецы - Ждан, его сын Шумила и внук Алексей. В 1626 году часы на Спасской башне сгорели и заново были восстановлены Галлоуэем.

Русский художник Бажен Огурцов в 1636 году создал для них великолепнейший шатер, ставший украшением всего архитектурного ансамбля Кремля. Над производством часов трудились вологодские крестьяне - отец и сын Вирачевы, а руководил этим процессом Галлоуэй. Для «перечасья» литейщиком Кириллом Самойловым были отлиты 13 колоколов.

На то время жалование английского мастера за год составляло 64 рубля. Старый часовой механизм был продан за 48 рублей. Это говорило о том, что часовые мастера в Москве пользовались большим уважением и привилегиями, им платили большое жалование, особенно ценились те, кто следил за башенными часами. Для рабочих была создана даже специальная инструкция, в которой было написано, что в Спасской башне нельзя было пить, играть в карты, торговать табаком, вином и т. д.

Описание часов

По свидетельству современников того времени, это были чудесные городские часы, сделанные из железа. Благодаря своей красоте и устройству они были знамениты во всем мире, а их благородный звук был слышен больше чем за 10 верст. Циферблат был окрашен в голубой цвет. Главная и центральная части его круга оставались неподвижными, в то время как внешняя сторона, в ширину достигавшая 1 метра, вращалась. На часах были буквы из славянского алфавита, вес часов равнялся 3 400 кг.

Часы на Спасской башне отмеряли дневное и ночное время, обозначенное и буквами (медными, покрытыми позолотой), и играли музыку. Вместо стрелок было солнце с длинным лучом, прикрепленное в верхней части самого основного большого циферблата. Диск был разделен на 17 равных частей, что было обусловлено максимальной долготой дня летом. Середина диска была покрыта голубой эмалью, а по ней разбросаны серебряные и золотые звезды и изображения солнца и луны. Циферблатов (диаметром по 5 метров) было два. Один был обращен в сторону Кремля, другой выходил на Китай-город.

Петр I

К концу XVII века часы на Спасской башне Кремля, изготовленные когда-то Христофером Голлуэем, стали совсем непригодными, и тогда в 1704 году из Голландии по морю Петр I привозит новые. Их везли из Архангельска на тридцати подводах, из казны на это дело было выделено более 42 000 ефимков (западноевропейская серебряная монета). Вся страна в это время переходит на единый суточный отсчет времени. Через три года эти огромные часы с 12-часовым циферблатом были установлены на Спасской башне. За дело взялся Еким Гарнов и еще несколько подмастерий, которые отрегулировали и запустили механизм за 20 дней.

Мастер Фац

Однако через некоторое время и эти часы обветшали, а после великого пожара 1737 года и вовсе пришли в негодность. Правда, к этому времени столицей стал уже Петербург, и потому с ремонтом их никто не торопился.

Когда на престол взошла Екатерина II, она заинтересовалась кремлевскими курантами. Позже берлинский часовой мастер Фатц (Фац) заменит часы большими английскими курантами, обнаруженными в В течение трех лет под его руководством их будет устанавливать Иван Полянский - русский мастер, в 1770 году работа будет закончена. Так как главный мастер был выписан из-за границы, то по его воле над Кремлем зазвучала песенка O du lieber Augustin («Ах, мой милый Августин»). Это единственный случай в когда они играли иностранную мелодию.

Времена Наполеона

Когда из Москвы изгнали войска Наполеона, часы на Спасской башне Кремля подверглись тщательному обследованию, и было выявлено, что их часовой механизм не работает. Тогда мастер Яков Лебедев в феврале-месяце 1813 года предложил починить его за свои деньги. Ему доверили это дело, но перед этим взяли подписку, что он до конца не выведет механизм из строя. И через 2 года часы снова были запущены, а Лебедев был награжден званием часового мастера Спасских часов.

По прошествии нескольких десятилетий была предпринята очередная попытка почистить механизм, не останавливая ход курантов, но этого сделать не удавалось. Тогда для капитального ремонта была нанята фирма братьев Бутеноп. В 1850 году часы были демонтированы, механизм перебрали, пришедшие в негодность части заменили. К этому времени была отлита новая станина, ее вес составлял 25 тонн. За выполнение этой работы фирма получила деньги в размере 12 000 рублей. В итоге в марте 1852 года все работы были завершены, и впервые куранты на башне стали исполнять мелодии «Преображенский марш» и «Коль славен наш Господь».

Обновленные часы проработали 25 лет, и в 1878 году за 300 рублей их взялся ремонтировать мастер В. Фреймут, который и стал следующим часовщиком Кремлевской башни. Изначально нужно было, чтобы куранты играли мелодию «Боже, Царя храни!», но государь Николай I не разрешил этого сделать, пожелав, чтобы звучали любые музыкальные композиции, кроме гимна. В 1913 году к юбилею дома Романовых была проведена полномасштабная реставрация. Компания братьев Бутеноп продолжала обслуживать механизм.

Революция

Наступили лихие времена октябрьской революции, и в 1917 году боевой снаряд попал прямо в циферблат и сильно повредил легендарные часы. Летом 1918 года, когда столицей опять стала Москва, В. И. Ленин дал указание правительству о срочном ремонте курантов.

Мастеров искали долго, все боялись браться за эту работу. Именитые часовые бренды (фирмы Буре и Рогинского) запросили огромные суммы, которые на то время не смогло выделить новоиспеченное государство. И тогда ремонтировать их взялся тогдашний кремлевский слесарь Н. И. Беренс. Он знал, как устроен сложный механизм, так как его отец когда-то работал в компании, ранее обслуживающей куранты. А помогать ему в этом деле согласился художник Я. М. Черемных, он же составил партитуру на музыку «Вы жертвою пали» и «Интернационал» по желанию вождя пролетариата.

А потом с большими затратами был создан новый маятник длиной около полутора метров и весивший 32 кг. Работы по реставрации были закончены в сентябре 1918 года. Тогда москвичи впервые услышали, как бьют часы на Спасской башне. Спустя некоторое время, в 1932 году, куранты опять потребуют ремонта. Мастера изготовили новый циферблат (точную копию старого) и заново позолотили обода, цифры и стрелки, на что пошло около 28 кг золота.

Сталин

По указанию Сталина часы пытались настроить на мелодию уже нового гимна СССР авторства Александрова, но безуспешно. В 1991 году опять хотели выполнить эту задачу, но, как выяснилось, не хватало для этого трех колоколов. В 1996 году, после 58 лет тищины, кремлевские куранты заиграли мелодию на инаугурации президента РФ Б. Н. Ельцина («Патриотическую песню» и «Славься» М. И. Глинки).

Последняя реставрация проходила в 1999 году, она длились полгода. Стрелки позолотили снова, восстановили весь внешний облик и вместо «Патриотической песни» часы, наконец-то, заиграли гимн РФ.

Часы на Спасской башне: фото и размеры

Часы занимают специальные этажи на Спасской башне: с 8-го по 10-й. Их основной механизм находится в специальной комнате на 9 этаже. Его приводят в действие три гири весом примерно от 160 до 224 кг. Музыкальный механизм состоит из набора колоколов (все они настроены на основе определенной гаммы) и так называемого программного цилиндра, диаметр которого достигает двух метров, его-то и вращает гигантская гиря весом в 200 килограммов.

Цилиндровые штифты приводят в действие колокола, каждый из которых весит 500 кг. Колоколам отведен десятый этаж. Кстати, на одном из них написано, что его сделал Клавдий Фреми в Амстердаме летом 1628 года.

Тяжело представить размеры всего этого устройства, ведь только циферблат имеет диаметр 6,12 м. Сколько же тогда составляет длина минутной стрелки часов на Спасской башне? И каковы размеры часовой? Давайте поразмышляем. Исходя из того, что величина любого из этих элементов не должна превышать половины диаметра циферблата, можно предположить, что большая стрелка будет равняться примерно 3 метрам. А маленькая, соответственно, будет немного меньше. А теперь обратимся к официальным данным. Итак, минутная стрелка часов на Спасской башне в длину составляет часовая на 30 см меньше - 2,97 м. Часы заводят два раза в сутки. С помощью электромотора поднимаются гири, каждый вал набирает гири из чугунных слитков весом до 200 кг, зимой их вес увеличивают.

Контроль и обслуживание

Каждый день часовой механизм подвергается профилактическому осмотру и раз в месяц - по деталям. Ход часов на Спасской дежурным часовщиком проверяется по хронометру и контролируется специальными приборами. Весь механизм смазывают два раза в неделю, причем применяется летняя и зимняя смазка.

Механизм кремлевских часов на Спасской башне работает исправно уже практически полтора века. На чугунной стороне их написано, что часы переделаны братьями Бутеноп в Москве в 1851 году. В полдень и полночь они бьют гимн РФ, а в промежутках - «Славься».

Заключение

Многие интересуются вопросом: "На какой башне, помимо Спасской, есть часы?" В Московском Кремле, кроме курантов, также установлены часы на Большом Кремлевском дворце, Троицкой и

Легендарные куранты и до сих пор отмеряют историю великой страны, они стали главным символом великой и могучей России.

Кремлевские куранты (часы на Спасской башне) , которые установлены на Спасской башне московского Кремля, - наверняка, самые известные башенные часы в Российской Федерации (России).

История Кремлевских курантов

История башенных часов в городе Москве относит нас в далекий 1404 год, когда на территории усадьбы сына князя Дмитрия Донского - Василия - их впервые и установили. Сам двор великого князя располагался недалеко от Благовещенского собора Кремля .

Эти куранты изготовил сербский церковнослужитель - монах Лазарь. Механическое устройство в виде фигуры человека отбивало удары в колокол ежечасно.

Когда появились часы с курантами на Спасской башне, точно неизвестно. Саму башню выстроили к 1491 году под руководством зодчего Пьеро Солари. Произошло это во время правления государя Ивана III.

Первое документальное свидетельство о наличии часов на башне относится к 1585 году: там упоминались некие мастера-часовщики, которые помимо Спасских часов, обслуживали такие же механизмы на Тайницкой и Троицкой башнях.

Описания хронометров нет, а вот вес часов со Спасской башни составлял порядка 960 килограмм, что следует из купчей, датированной уже 1624 годом (в ней указано о продаже часов Спасскому монастырю из ярославских земель за 48 рублей).

Для изготовления нового часового механизма был приглашен часовых дел мастер, английский механик Христофор Галовей. Ему в помощники определили местных кузнецов - мастера Ждана с сыном и внуком, которых звали Шумило Жданов и Алексей Шумилов. 13 колоколов для курантов отлил Кирилл Самойлов - мастер-литейщик.

У новых часов отсутствовали стрелки, роль которых отводилась вращающемуся циферблату, который был разделен на 17 частей.

Сам циферблат весом за 400 килограмм был сбит из деревянных досок и выкрашен в небесно-голубые цвета. На нем располагались часовые деления, которые были обозначены славянскими буквами. Для украшения, по полю, добавили жестяные звезды светлого оттенка.

Над циферблатом - нарисованные золотом луна и солнце. Неподвижно закрепленная стрелка как бы исходила из луча последнего светила.

Непосредственно звон курантов на Спасской башне находился еще выше - в устроенном восьмерике.

Как же куранты показывали время и отбивали звон?

Такой странный циферблат, оказывается, обозначал ход дневного и ночного времени, т.е. в дни летнего солнцестояния его заводили на семнадцать дневных и семь ночных часов. Как это происходило?

Первый резкий удар звучал в момент, когда первый солнечный луч падал на стены Спасской башни. Точно такой же удар возвещал о завершении дня. Каждый час отбивался специальный звон: первый час - один удар, второй - два, и так до максимально возможного количества числом 17. После этого на башню поднимался часовщик и переводил циферблат на 7 ночных часов. Таким образом, следящему за временем приходилось дважды подниматься на высоту.

Каждые 16 дней проводилась коррекция количества дневных и ночных часов, которые в сумме составляли привычную нам цифру - 24.

Часы на Спасской башне Кремля вызывали восторг не только у россиян, но даже у прибывавших в Москву иностранцев. Современники так писали об этом диве:

… чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен … более чем на 10 верст.

В 1626 году часы на башне сгорели, но уже через два года были восстановлены всё тем же Галовеем, чтобы прослужить вплоть до конца семнадцатого столетия.

Новый хронометр появился при Петре Первом, который приказал разрушить однострелочные старомодные часы, а вместо них установить новые с 12-часовым циферблатом. Механизм с часами и музыкой, который купил за 42 тысячи ефимков в голландском Амстердаме сам государь, доставили в Москву тридцатью подводами.

Устанавливать куранты пригласили Якима Горнеля - иноземного часовщика. Он вместе с девятью русскими мастеровыми в течении 20 дней собирал и отлаживал часовой механизм. И наконец, в 9 часов утра 9 декабря 1706 года собравшиеся у башни люди услышали первый звон.

Куранты на Спасской башне отбивали, как часы, так и четверти. В определенное время играла мелодия, которую воспроизводили 33 музыкальных колокола. К сожалению, мотив того колокольного проигрыша не известен.

Петровские часы прослужили до 1737 года , пока не сгорели в огне. Столица тогда была уже в Петербурге, и чинить московские куранты попросту не спешили.

В 1763 году в одном из помещений Грановитой палаты нашлись произведенные в Англии большие курантовые часы. Монтировать их на Спасскую башню начали лишь в 1767 году, для чего из Германии выписали мастера-часовщика Фатца (Фаца). Вместе с русским мастеровым Иваном Полянским он запустил их лишь через три года - в 1770 году. Музыка курантов была несколько легкомысленна и представляла собой отрывок из немецкой песенки «Ах, мой милый Августин».

Пожар 1812 года вывел часы из строя. Обследование механизма поручили Якову Лебедеву, который в феврале месяце 1813 года сообщил о его значительных разрушениях и предложил свои услуги по восстановлению. Разрешение было получено, но, предварительно, с мастера-часовщика взяли расписку, что он не повредит устройство окончательно.

Прошло два года и куранты на Спасской башне вновь зазвучали, за что Лебедеву было присвоено почетное и высокое звание «Мастер Спасских часов».

Нынешние Кремлевские куранты установили в период с 1851 по 1852 годы. Механизм изготовили голландцы - братья Бутеноп, чьи мастерские располагались на Мясницкой улице, 43. Для благозвучия звона и более точного воспроизведения мелодии, к имевшейся уже звоннице добавили 24 колокола, которые демонтировали с Троицкой и Боровицкой кремлевских башен.

Первой мелодией новых часов должен был стать гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!», но император Николай I не дал на это своего соизволения, сказав, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». Пришлось на игральный вал записать две мелодии - «Марш Преображенского полка» (звучал в 6 и 12 часов) и «Коль славен наш господь в Сионе» (3 и 9 часов), которые не менялись вплоть до 1917 года.

Установка часового механизма братьев Бутеноп потребовала проведения некоторых реставрационных и ремонтных работ, которыми руководил архитектор Петр Александрович Герасимов. Постамент к часам, перекрытия и лестницы изготовили по рисункам архитектора Константина Тона.

Часы на Спасской башне после Октябрьской революции

2 ноября 1917 года во время обстрела московского Кремля из артиллерийских орудий, снаряд угодил прямо в циферблат, при этом перебив одну из стрелок и разрушив механизм их вращения. Часы стали!

Восстановительные работы начались лишь в августе 1918 по личному указанию Ленина. Сначала обратились в часовые фирмы Рогинского и Буре, но отказались от их услуг из-за неподъемной цены. За работу решил взяться Николай Беренс, который работал в Кремле слесарем. Он знал этот механизм, так как его отец работал мастером у братьев Бутеноп и передал сыну свои знания.

Беренс приступил к работе вместе с художником Михаилом Михайловичем Черемных, который занялся новой партитурой для боя курантов. С большим трудом был изготовлен полутораметровый маятник весом в 32 килограмма, взамен поврежденного, изготовленного из свинца с нанесенной позолотой.

В сентябре 1918 часы на Спасской башне вновь запустили. В перезвоне курантов зазвучали «Интернационал» (в полдень) и «Вы жертвою пали в борьбе роковой» (в полночь).

В 1932 году провели очередную реконструкцию: отремонтировали часы; заменили циферблат; цифры, обод, а также стрелки покрыли позолотой, израсходовав, в общей сложности, 28 килограммов благородного металла. В качестве звона оставили только фрагмент «Интернационала», который звучал и 12, и в 24 часа.

С 1938 года мелодия курантов прекратила звучать, оставили лишь ежечасный и четвертной короткий перезвон. Такое решение приняла специальная комиссия, которая признала звучание неудовлетворительным из-за изношенности механизма.

В 1941 году «Интернационал» вновь проигрывался на Спасской башне при помощи специального электро-механического привода. Правда, просуществовал он совсем недолго.

В 1944 году Сталин приказал настроить куранты и в качестве перезвона установить музыку нового гимна Советского Союза, автором которого был Александр Васильевич Александров. Работа не заладилась, и куранты Спасской башни Кремля замолчали на долгие годы.

В 1974 году провели крупную реставрацию с остановкой часов на 100 дней. Тогда разобрали и отреставрировали весь часовой механизм, заменили изношенные детали, смонтировали систему автосмазки, но куранты так и не зазвучали - до них руки просто не дошли.

В 1991 году приняли решение на Пленуме ЦК КПСС о восстановлении кремлевских курантов, но вопрос встал из-за нехватки 3 колоколов, необходимых для воспроизведения гимна СССР.

К вопросу вернулись в 1995 году, но Союз уже распался, а гимном новой России стала «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки.

В 1996 году, в день инаугурации Бориса Николаевича Ельцина, после 58-летнего молчания, куранты вновь зазвучали. Недостающие для тона колокола заменили металлические била. Теперь в полночь и полдень исполнялся гимн, а каждую четверть - фрагмент оперы «Жизнь за царя» все того же композитора Глинки.

Последняя на сегодняшний день реставрация пришлась на 1999 год. Помимо восстановительных работ был изменен звон с прежнего гимна на новый, утвержденный 8 декабря 2000 года.

Интересные факты о кремлевских курантах

И напоследок, несколько слов об устройстве механизма часов и курантов на Спасской башне Кремля.

  • Общий вес - 25 тонн.
  • В приводе часового механизма используются три разновесные гири от 160 до 224 килограмм.
  • 32-килограммовый маятник длиной 1,5 метра обеспечивает точность хода часов.
  • Диаметр четырех циферблатов, расположенных с четырех сторон башни, равен 6, 12 метров.
  • Длина минутной и часовой стрелок - 3,27 и 2,97 метров, соответственно.
  • Высота цифр - 72 сантиметра.

Механизмы хода, боя четвертей и боя часов расположены на отдельных уровнях с 7 по 9 этажи. Над ними, на открытой площадке, защищенной высоким шатром, расположены 9 колоколов для отбоя четверти и большой колокол для отбоя часов. Кстати, часовой отлит еще в середине восемнадцатого столетия мастером Семеном Можжухиным.

Колокола, из-за разности размеров, могут издавать звуки в диапазоне от низкого баса до дисканта. Вес - от 320 до 2160 килограммов. В ансамбле курантов сохранились колокола, относящиеся и к 1702, и к 1628 году, отлитые в Амстердаме.

Часы на Спасской башне (кремлевские куранты) заводят дважды в сутки - в полдень и в полночь. Для этих целей используются три электромотора - отдельно для каждого из механизмов (систему внедрили еще в 1937 году). Перевод стрелок производится только вручную.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.