Храм в селе беседы расписание богослужений. Православная архитектура

Село Беседы стоит на правом берегу реки Москвы у пересечения Люблинской улицы и МКАД и входит в состав Развилковского сельского поселения Ленинского района Московской области. Жемчужина Бесед - древняя Церковь Рождества Христова.
Село Беседы, раскинувшееся на правом берегу р. Москвы, известно с XIV века. Церковь Рождества Христова была построена в 1590-х гг., когда село принадлежало Д.И. Годунову, на его средства. Многие годы село было дворцовым владением, а в 1765 г. указом Екатерины II было пожаловано графу Алексею Орлову. Перестройка церкви велась на средства А.А. Орловой.
По преданию, перед Куликовской битвой Князь Дмитрий Донской получил известие о приближении к Москве огромного войска хана Мамая, после чего решил собрать на берегу реки Москвы военный совет, как тогда говорилось - «собрать беседу». В тот день собравшиеся здесь князья и воеводы выбрали план предстоящего сражения, и осенью 1380 г. нанесли врагу полное поражение, разгромив ханские полчища. Возвратившись в Москву, Дмитрий Донской приказал на том месте, где он по весне собрал «беседу», возвести в благодарение Богу за победу церковь Рождества Христова с приделами Димитрия Солунского, Федора Стратилата и преп. Феодосия. А за селом именно с тех пор закрепилось называние «Беседы».
Церковь поставлена на средства боярина Дмитрия Годунова, в ней имеются более поздние перестройки и достройки. Шатровый храм первоначально был построен в виде бесстолпного белокаменного четверика на высоком подклете, в котором устроен придел. На четверик поставлен кирпичный восьмерик, увенчанный восьмигранным шатром с маленькой главкой. Его окружала открытая паперть. Переход от четверика к восьмерику скрывают ряды кокошников. От первоначальной постройки сохранилась только центральная часть. В XIX веке церковь была сильно перестроена, паперть была разобрана, а на её месте была выстроена нынешняя трапезная с большим приделом и двухъярусная шатровая колокольня. При перестройке у храма были стёсаны порталы и расширены узкие окна.
Храм был закрыт большевиками в 1930-х гг., после чего в нижнем помещении было устроено овощехранилище. Вновь открыт в 1943г. и более не закрывался, благодаря чему сохранились два старинных иконостаса. Боковые приделы Покровский и Ильинский, в подклете Скорбященский придел. На территории храма в 2004 г. построена маленькая краснокирпичная водосвятная часовня во имя пророка Божия Илии. Рядом с храмом - старинный заросший пруд со св. источником на берегу.

С 1979 года является настоятелем храма Рождества Христова в подмосковном селе Беседы. Пастырская деятельность заслуженно снискала ему любовь и уважение среди прихожан. Протоиерей Василий Изюмский является автором книг «Зачем нам нужна Церковь» и «Зарайская святыня», а также статей в Журнале Московской Патриархии.

Материал предоставлен прихожанами храма Алексеем Федотовым и Натальей Смирновой.

Более шести столетий минуло со дня возведения деревянной церкви на бесединском холме и более четырехсот лет - со дня завершения строительства каменного храма Рождества Христова в Беседах . Студеные ветры истории пощадили церковь, и она продолжает радовать нас своим стройным силуэтом и возможностью поклониться ее древним святыням.

На престольные праздники в храм Беседы съезжаются молящиеся не только из многих окрестных сел, но и из Москвы и других районов Подмосковья. Многие хотят прикоснуться и к святой истории государства российского. Они в полной мере находят здесь и заботу, и утешение пастыря, и слово Божье. И не только святая вода бьет из-под древних стен обители, но и от самих этих стен исходит дыхание славного многовекового прошлого России.


Саша Митрахович 17.07.2018 07:24


Храм Рождества Христова в Беседах выстроен Дмитрием Ивановичем Годуновым во время царствования Федора Ивановича. Царь не проявлял интереса к делам государственным. Фактическим правителем на Руси после воцарения Федора стал его шурин Борис Годунов. Тогда говорили: «Федор царствует, Борис управляет».

Стоит ли говорить, что проблем с деньгами на строительство у Дмитрия Ивановича не возникало, а когда храм был готов, то его украсила богатая церковная утварь.

Неизвестные зодчие завершили строительство в 1598 году (в год смерти царя Федора Ивановича). Взору жителей Бесед предстала шатровая церковь, возведенная в полном соответствии с архитектурной «модой» той эпохи.

На высоком круглом подклете, сложенном из белого камня, строители возвели бесстолпный четверик, а на него, в свою очередь, поставили восьмерик из кирпича. Венчал все строение восьмигранный шатер с небольшим барабаном, луковкой и крестом наверху.

К основному объему Рождественского храма были пристроены приделы: во имя святого великомученика Димитрия Солунского в честь хозяина вотчины - Дмитрия Годунова, во имя великомученика Федора Стратилата в честь рано почившего государя, и во имя преподобного Феодосия Киево-Печерского. Церковь окружала открытая паперть, а переход от четверика к восьмерику украшали два ряда декоративных кокошников.

После изгнания наполеоновских полчищ, в 1815 году, с южной стороны к храму пристроили небольшой придел во имя пророка Илии, а в 1820-м - северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы и трехъярусную колокольню, увенчанную, как и сам храм, восьмигранным шатром.

К середине XIX века внутри храма еще сохранились следы древностей. Но беленые известью стены уже скрыли былые росписи, а сверху храм освещали три окна «в коих прежде были слюдяные оконницы». Окна же, смотрящие на север и юг, «теперь закладены».

На исходе XIX века церковь расписали на темы евангельской истории в классическом стиле. Собственно, в эти годы храм и приобретает ту внешность, которую мы знаем сегодня.

До настоящего времени в храме сохранены старинные иконы XVIII века в золоченых окладах: это икона Рождества Христова, а также святителя Николая Чудотворца с житием.

В 1930-х годах советские власти Христорождественский храм закрыли для прихожан и оборудовали в нем овощехранилище. Но, в отличие от большинства других российских церквей, бесединскому повезло - в разгар Великой Отечественной войны, а именно, в 1943-м году, ее вернули верующим. С тех пор богослужебная жизнь здесь не прекращалась.

Сегодня, конечно, церковь имеет совершенно иной вид. Приделы и паперть были разобраны, в первозданном виде сохранилась лишь центральная часть храма. В XIX веке к ней пристроили два придела с новыми посвящениями - Покрова Пресвятой Богородицы и в честь святого пророка Илии.


Саша Митрахович 17.07.2018 07:26


Архитектурно храм Рождества Христова в Беседах сформировался в начале XIX века, когда к основному объему здания, представляющего собой бесстолпный четверик на высоком круглом подклете, на котором стоял кирпичный восьмерик с шатровым завершением, были пристроены два больших придела и колокольня.

Еще раньше, примерно в XVIII веке к четверику построили три апсиды. В 1980-х годах в подклете устроили храм с престолом, освященным во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», куда ведет отдельный вход.

Здание церкви вытянуто по оси восток-запад и кажется двухэтажным из-за окон подклета. Северная часть, где находится трапезная и придел Покрова Пресвятой Богородицы, больше, чем южная с приделом во имя пророка Илии, поэтому в плане наблюдается небольшая ассиметрия.

Восьмерик центральной части завершается шатром, увенчанным небольшим восьмигранным глухим барабаном, декорированным рядом полукруглых кокошников, и луковкой с восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце.

Переход от четверика к восьмерику украшают два ряда полукруглых кокошников, над уровнем которых подняты тромпы. Кокошники меньшего размера закрывают грани восьмерика. Стены восьмерика украшены квадратными филенками, в трех из них прорезаны окна.

Северный и южный приделы имеют свои миниатюрные главки, установленные прямо на крыше и выполненные в общей стилистике здания.

Трехъярусная колокольня построена в стиле позднего классицизма. Завершающий ее шатер сделан аналогично завершению храма, только в уменьшенном виде, это создает в целом гармоничный стройный силуэт. Основание шатра украшают декоративные башенки-пинакли. Два нижних яруса венчают декоративные же фронтоны. Второй ярус -звонница, три новых колокола которой были отлиты на пожертвования прихожан храма. Торжественное освящение колоколов состоялось 9 июля 2006 года.

В начале 2000-х годов рядом с храмом в овраге, на месте святого источника была построена кирпичная надкладезная часовня, освященная во имя святого пророка Илии, и купальня. Рядом разбит сад и цветник.


Саша Митрахович 18.07.2018 07:03


Интерьер Рождественской церкви в Беседах выглядит довольно богато. На многочисленных иконах и стеновых фресках изображены лики святых, а также сцены из библейских сюжетов. Росписи на стенах дополняют орнаменты и фризы. В центральной части храма - тот самый четверик, построенный несколько веков назад. Если встать в центре его, то вы окажетесь прямо под куполом и «лицом к лицу» с главным иконостасом.

На северной стене первого яруса четверика композиция «Явление Ангела пастырям», а над ней - «Рождество Христово». На противоположной стене - «Бегство святого семейства в Египет» и «Поклонение Волхвов». На западной изображены два летящих Ангела, несущие образ Спаса Нерукотворного. Ну и, конечно, иконостас на восточной стене. Он четырехъярусный и, предположительно, изготовлен в XVIII веке. Резные и позолоченные элементы, а также темно-красный декор придают ему торжественность и солидность.

Трапезная. На ее сводах - роскошная многофигурная композиция, посвященная Пресвятой Троице: на фоне голубого небосвода - облака, на которых восседает Бог Отец Саваоф и Иисус Христос, над ними голубь - Святой Дух. Вокруг, тоже на облаках, изображены святые. Тут Богоматерь с апостолами и евангелистами, архангелы, пророк и креститель св. Иоанн Предтеча в окружении пророков, святители, преподобные, херувимы...

Помимо особо чтимой иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в храме находятся старинные иконы XVIII века Рождество Христово и святителя Николая Чудотворца. Они оправлены в золоченые ризы и стоят слева и справа от главного иконостаса в киотах довольно больших размеров, украшенных резьбой и позолотой.

В 1988 году в результате пожара серьезно пострадали приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя пророка Илии. После капитального ремонта художники обновили роспись стен и потолков, а в Ильинском приделе соорудили новый иконостас.

Еще раньше был капитально отреставрирован подклет храма. Во время Великой Отечественной войны здесь размещалось овощехранилище, и только в 1979 году помещение очистили и устроили здесь храм в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Позже при Скорбященской церкви были созданы просфорная и учебный класс, где проводятся занятия воскресной школы и беседы с настоятелем. Потолки и стены нижнего храма также расписаны картинами на евангельские темы.

Однажды, во время своего посещения этих мест, князь получил от прибывшего гонца известие о том, что огромные полчища татар во главе с Мамаем идут на Москву. Бывшие вместе с князем его двоюродный брат Владимир, князь Серпуховской, князь Боброк Волынский, женатый на его сестре, князь Белозерский, отважный воин, храбрый воевода Тимофей Васильевич Волуй и другие высокие гости, не были удивлены этим неприятным известием, ибо давно, еще два года назад, Мамай грозился отомстить непокорному князю за разгром войска татарского воеводы Бегича в Рязанской земле и наказать его, заставив платить большую дань.

В раскинутом на берегу Москвы-реки большом княжеском шатре, Великий князь немедля собрал на беседу - на военный совет - своих ближайших и испытанных во бранях князей и воевод. Помолившись Богу, в этой беседе все детально обсудив, составили они план сражения.

За лето 1380 года князь собрал небывалую до того времени рать - до 150 тысяч конных и пеших воинов. Это были ополченцы, ремесленники, крестьяне, русские, украинцы, белорусы. С воодушевлением и надеждой на помощь Божию шла эта огромная армия из Москвы и других городов и селений, чтобы дать сокрушительный отпор врагу в сражении за родную землю. Именно на военном совете в Беседах также было принято решение, что Великий князь Димитрий Иоаннович, когда соберет многочисленную рать воинов, обратится к полкам с призывным словом.

И действительно, перед самым сражением на поле Куликовом, он обратился к воинам с такими словами: «Мы пришли сюда защищать родную землю, православную веру христианскую. Честная смерть лучше позорной жизни. Или победим и все от гибели сохраним, или сложим свои головы». От войска по всему Дону прокатился громовой ответ: «Не посрамим земли русской!» И не посрамили: одолели грозного врага, одержали победу.

После низвержения и смерти царя Бориса последовало падение всего рода Годуновых, а за этим и страшная смута на Руси.

В смутное время село Беседы переходит к другим владельцам...

В писцовых книгах по Московскому уезду за 1623-1624 годы по этому поводу, в частности, говорится: ...боярина Дмитрия Тимофеевича Трубецкого за княгинею Анной Васильевной в вотчине, село Беседы на реке на Москве, а в самом селе церковь каменная Рождество Христово, да придел Солунского, да Феодора Стратилата, да преподобной Феодосии...

В 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича Романова , Беседы становятся дворцовым селом. В 1889 году об этом достоверно пишет А Мартынов: «Некогда в церкви стояло царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм царя Алексея Михайловича , сей государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приводье для отдыха и охоты...»

















Село Беседы, поворот к храму



[Error: Irreparable invalid markup ("") in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Село Беседы стоит на правом берегу реки Москвы у пересечения Люблинской улицы и МКАД и входит в состав Развилковского сельского поселения Ленинского района Московской области. Жемчужина Бесед - древняя Церковь Рождества Христова.
Село Беседы, раскинувшееся на правом берегу р. Москвы, известно с XIV века. Церковь Рождества Христова была построена в 1590-х гг., когда село принадлежало Д.И. Годунову, на его средства. Многие годы село было дворцовым владением, а в 1765 г. указом Екатерины II было пожаловано графу Алексею Орлову. Перестройка церкви велась на средства А.А. Орловой.
По преданию, перед Куликовской битвой Князь Дмитрий Донской получил известие о приближении к Москве огромного войска хана Мамая, после чего решил собрать на берегу реки Москвы военный совет, как тогда говорилось - «собрать беседу». В тот день собравшиеся здесь князья и воеводы выбрали план предстоящего сражения, и осенью 1380 г. нанесли врагу полное поражение, разгромив ханские полчища. Возвратившись в Москву, Дмитрий Донской приказал на том месте, где он по весне собрал «беседу», возвести в благодарение Богу за победу церковь Рождества Христова с приделами Димитрия Солунского, Федора Стратилата и преп. Феодосия. А за селом именно с тех пор закрепилось называние «Беседы».
Церковь поставлена на средства боярина Дмитрия Годунова, в ней имеются более поздние перестройки и достройки. Шатровый храм первоначально был построен в виде бесстолпного белокаменного четверика на высоком подклете, в котором устроен придел. На четверик поставлен кирпичный восьмерик, увенчанный восьмигранным шатром с маленькой главкой. Его окружала открытая паперть. Переход от четверика к восьмерику скрывают ряды кокошников. От первоначальной постройки сохранилась только центральная часть. В XIX веке церковь была сильно перестроена, паперть была разобрана, а на её месте была выстроена нынешняя трапезная с большим приделом и двухъярусная шатровая колокольня. При перестройке у храма были стёсаны порталы и расширены узкие окна.
Храм был закрыт большевиками в 1930-х гг., после чего в нижнем помещении было устроено овощехранилище. Вновь открыт в 1943г. и более не закрывался, благодаря чему сохранились два старинных иконостаса. Боковые приделы Покровский и Ильинский, в подклете Скорбященский придел. На территории храма в 2004 г. построена маленькая краснокирпичная водосвятная часовня во имя пророка Божия Илии. Рядом с храмом - старинный заросший пруд со св. источником на берегу.

Вид на церковь Рождества Христова от реки Москвы





Старый пруд со святым источником неподалёку от храма

Вид на храм с песчаной насыпи ООО Вико-С

Вид на церковь Рождества Христова издалека, с моста через р.Москва. Дворец справа - новая гостиница для мигрантов

Село Беседы, поворот к храму


Рядом с храмом на целебном источнике сооружена крестильная водосвятная часовня во имя св. пророка Божия Илии
Источник
Всё и обо всём Обзор. 21 век...
Есть что почитать Новости, обзоры, факты...