Когда употребляется zu в немецком языке. Употребление Infinitiv с и без частицы zu. После глаголов движения как обстоятельство цели

Частичка «zu» перед вторым глаголом в предложениях. Обороты с «zu»

При употреблении частички «zu » перед вторыми глаголами (глаг.) в немецких предложениях (предл.) необходимо всегда руководствоваться несложными правилами. Если первый глаг. не является модальным, «zu» перед вторым глаг. не нужна. Если же глаг. обычный – то «zu» ставится практически всегда. Исключением, которое может употребляться и с частицей, и без нее, является глаг. «brauchen », поскольку по своей семантике он чрезвычайно близок к модальным глаголам в ситуациях, когда он заменяет модальный глаг. «müssen» (в случае отрицания, что нужно что-то делать). Рассмотрим самые разнообразные примеры немецких предл. с использованием частички «zu» перед вторым глаголом, включая различные обороты с «zu»:

  • Müssen wir unbedingt mitsingen? – Мы обязательно должны петь вместе со всеми?
  • Nein, ihr braucht nicht mitzu singen. – Нет, вам не обязательно петь вместе со всеми.
  • Es war nicht leicht, seine Cousine zu überreden. – Было непросто уговорить его двоюродную сестру (вариант с формальным подлежащим «es», необходимым из-за обязательной двусоставности немецких предл.).
  • Seine Cousine zu überreden, war nicht leicht. – Уговорить его двоюродную сестру было непросто (вариант, в котором инфинитивный оборот выступает в роли подлежащего, соответственно, необходимость в формальном подлежащем отпадает).
  • Meine Nachbarin versucht, eine gute Deutschlehrerin für ihre Kinder zu finden. – Моя соседка пытается найти хорошую учительницу немецкого языка для своих детей.
  • Er versucht es, einen interessanten Artikel zu schreiben. – Он постарается написать интересную статью (местоимение «es» в данном случае усиливает связь первой и второй частей высказывания).
  • Deine Nichte scheint sie nicht zuzu trauen. – Кажется, твоя племянница ей не доверяет.
  • Seine Frau pflegt jeden Morgen zu schwimmen. – Его жена старается каждое утро плавать. = Его жена имеет обыкновение плавать каждое утро.
  • Meine Schwester sucht immer den Obdachlosen zu helfen. – Моя сестра всегда пытается помочь бездомным.
  • Die Banditen drohen das Gebäude mit den Geiseln zu verbrennen. – Бандиты угрожают сжечь здание с заложниками.

В некоторых предложениях первый глаг. может заменяться существительным со значением действия, и тогда перед оставшимся единственным глаг. в предложении все равно ставится «zu» , например:

  • Seine Entscheidung, diese Arbeiter zu entlassen, war so eilfertig! – Его решение уволить этих рабочих было таким поспешным!
  • Сравните: Er hat sehr eilfertig entschieden, diese Arbeiter zu entlassen. – Он очень поспешно решил уволить этих рабочих.
  • Deine Bitte, Bettina einzu laden, hat uns gefreut. – Твоя просьба пригласить Беттину нас порадовала.
  • Du hast gebeten, Bettina einzu laden, und das hat uns gefreut. – Ты попросил пригласить Беттину, и это нас порадовало.

В немецкой речи имеется также специальный оборот, представляющий собой сочетание глаг. «sein» с инфинитивом какого-либо смыслового глагола. Значение такого оборота может быть двояким:

  • выражение возможности, например: (1) Ihre Wohnung ist nur bis Ende Januar zu mieten. – Ее квартира может быть арендована лишь до конца января (= в ней возможно проживать лишь до этого времени). (2) Dieser Vorschlag ist nicht zu akzeptieren. – Это предложение не может быть принято (= нет возможности принять это предложение). (3) Deine Tochter ist nirgends zu sehen. – Твою дочь нигде не видно (= ее нигде невозможно увидеть).
  • выражение долженствования: (1) Der Artikel ist bis Mittag zu schreiben. – Статья должна быть написана до полудня. (2) Deine Schuhe sind zu putzen. – Твои ботинки необходимо почистить.

Когда в речи фигурирует деятель, то используются другие обороты («haben » в сочетании с «zu »), например:

  • Marta hat das Abendessen bis sechs zuzu bereiten. = Marta muss das Abendessen bis sechs zubereiten. – Марта должна приготовить ужин до шести часов.
  • Unser Besucher hat viel Neues zu erzählen. – Наш посетитель может рассказать много нового. (= У нашего посетителя есть, что рассказать).

Глаг. «haben» может также выступать в сочетании с инфинитивами , и тогда он будет иметь свое традиционное значение «владеть, иметь». При этом частичка «zu» употребляться не будет , например:

  • Hans hat sein neues Auto in der Garage stehen . – Новая машина Ганса стоит в гараже.
  • Meine Mutter hat ihre Blumen auf allen Fensterbrettern stehen . – Цветы моей мамы стоят на всех подоконниках.

С частичкой «zu» могут также быть образованы и другие обороты, например:

  • Ihr Mann geht in den Klub, um neue Kontakte aufzu bauen. – Ее муж идет в клуб, чтобы наладить новые контакты.
  • Petra möchte in die Herberge fahren, ohne sich um ihre Verwandten zu kümmern. – Петра хочет поехать на турбазу, чтобы не заботиться о своих родственниках.
  • Wir möchten verschwinden, ohne uns zu verabschieden. – Мы хотим исчезнуть, не попрощавшись.
  • Seine Frau schwatzt mit ihren Freundinnen, statt Suppe zu kochen. – Его жена болтает с подружками, вместо того чтобы варить суп.
  • Barbara ging spazieren, anstatt ihren Aufsatz zu schreiben. – Барбара ушла гулять, вместо того чтобы писать свое сочинение.

Части подобных предл. могут в определенных случаях меняться местами, например:

  • Anstatt ihren Aufsatz zu schreiben, ging Barbara spazieren. – Вместо того чтобы писать сочинение, Барбара ушла гулять.
  • Statt Suppe zu kochen, schwatzt seine Frau mit ihren Freundinnen. – Вместо того чтобы варить суп, его жена болтает со своими подружками.
  • Um neue Kontakte aufzu bauen, geht ihr Mann in den Klub. – Чтобы наладить новые контакты, ее муж идет в клуб.

Привет, друзья. Инфинитив - это неопределенная форма глагола. В немецком языке глаголы в инфинитиве оканчиваются на (e)n. В предложении инфинитив обычно используется с глаголом в личной форме, например, с модальным глаголом. В простом или главном предложении глагол в личной форме стоит на второй позиции, а инфинитив - в конце предложения.

Как правило, перед инфинитивом ставится частица zu, хотя в сочетании с некоторыми глаголами инфинитив используется без нее.

1. Если частица zu стоит перед прилагательным, то она переводится как “слишком”:

  • Der Fluss ist zu tief - Река слишком глубока.
  • Das Wetter ist zu heiß - Погода слишком жаркая.

2. Если же частицами стоит перед глаголом, то она не переводится, а просто показывает, что глагол стоит в неопределённой форме (Infinitiv). Если у глагола имеется отделяемая приставка, то частица zu внедряется между приставкой и корнем:

  • Es ist gesund Sport zu treiben - Спортом заниматься полезно.
  • Es ist Zeit das Essen zuzubereiten - Пора готовить еду.

3. Частица zu не ставится перед инфинитивом после модальных глаголов wollen, mögen, dürfen, können, müssen, sollen, lassen, а также после глаголов bleiben (оставаться), helfen (помогать), lehren (учить), lernen (учиться), gehen (идти), fahren (ехать), sehen (видеть), hören (слышать), fühlen (чувствовать), если в предложении нет дополнений или обстоятельств:

  • Ich muss gehen - Я должен идти.
  • Sie hilft zeichnen - Она помогает рисовать.

4. С помощью этой активной частицы мы можем образовать оборот um+zu+Infinitiv, который на русский язык переводится как «для того, чтобы»:

  • Wir lernen Deutsch, um frei zu sprechen - Мы учим немецкий, чтобы свободно говорить.

Частица zu ставится в следующих случаях:

а) У большинства глаголов как дополнение:

  • Er hat mich gebeten, ihn zu besuchen . Он просил меня навестить его.
  • Sie beginnt zu sprechen . Она начинает говорить .

б) после абстрактных существительных как определение:

  • Ich habe die Möglichkeit , nach Italien zu reisen . У меня есть возможность съездить в Италию.

в) после haben и sein в модальном значении как часть сказуемого:

haben + zu + Inf. = müssen + Inf. Akt.
sein + zu + lnf. — müssen/können + Inf. Pass.

  • Er hat zu arbeiten . Ему надо работать .
  • Das Problem ist zu lösen . Проблему надо решить .

г) в так называемых инфинитивных группах с двойными предлогами (обстоятельства):

um + zu + Inf. (цель)
statt + zu + Inf. (уступка)
ohne + zu + Inf. (ограничение)

  • Ich muß mich beeilen, um den Bus zu erreichen . Мне надо торопиться, чтобы успеть на автобус.
  • Statt zu studieren , spielt er Klavier. Вместо того чтобы учиться , он играет на пианино.
  • Er geht, ohne ein Wort zu sagen . Он уходит, не говоря ни слова.

У глагола с отделяемой приставкой частица zu располагается между отделяемой приставкой и основой глагола, написание при этом сохраняется слитное.

  • Meine Freundin vergaß mich anzurufen. Моя подруга забыла мне позвонить.
  • Die Studenten hoffen alle Prüfungen bis Ende Juni abzulegen.
    Студенты надеются сдать все экзамены до конца июня.

Если изменяемая часть сказуемого представлена глаголом с отделяемой приставкой, то инфинитив с частицей zu может стоять после отделяемой приставки, т.е. выдвигается за пределы рамочной конструкции.

  • Plötzlich fing es an zu regnen. Внезапно начался дождь.
  • Die Eltern haben vor zu verreisen. Родители собираются уезжать.

Частица zu перед инфинитивом не ставится в следующих случаях:

1. После модальных глаголов и глагола lassen

  • Mein ältester Sohn kann gut Schlittschuh laufen.
    Мой старший сын умеет (может) хорошо кататься на коньках.
  • Der Lehrer ließ den Schüler das Wörterbuch aus der Bibliothek holen.
    Учитель велел ученику (послал ученика) принести из библиотеки словарь.

2. После глаголов lehren, lernen, helfen:

  • Die Ente lehrt ihre Entenküken schwimmen.
    Утка учит своих утят плавать.
  • Das kleine Kind lernt gern zeichnen.
    Маленький ребенок с удовольствием учится рисовать.

Употребление zu после глаголов lehren, lernen, helfen колеблется. Сравните с вышеприведенными следующие примеры:

  • Er nahm meinen Mantel vom Nagel und half mir, ihn anzuziehen.
    Он снял мое пальто с вешалки и помогшие его надеть.
  • Hilf mir lieber, den Jungen nach Hause zu bringen.
    Лучше помоги мне отвести мальчика домой.
  • Sie half mir in der Küche die Gläser auszuwaschen.
    Она помогла мне на кухне вымыть стаканы.
  • Er hat uns irgendwie mit all seinen eschichten geholfen, weiterzuleben,
    Всеми своими историями он каким-то образом помог нам выжить.
  • Sie hatte gelernt, die richtigen Stoffe und Pelze zu wählen.
    Она научилась выбирать настоящие ткани и меха.

3. После глаголов движения, например: faliren, gehen, laufen, а также глаголов schicken, bleiben, heißen и некоторых других:

  • Nach dem Mittagessen laufen die Kinder baden.
    После обеда дети бегут купаться.
  • Morgen fahren wir aufs Feld einsäen.
    Завтра мы едем в поле сеять.
  • Die Mutter schickt ihre Tochter Brot holen.
    Мать посылает свою дочь купить хлеб (за хлебом).

4. После глаголов sehen, hören, fühlen.

  • Ich sehe meinen Sohn im Hofe Fußball spielen.
    Я вижу, что (как) мой сын играет во дворе в футбол.
  • Hörst du den Kuckuck im Walde rufen!
    Слышишь, что (как) кукушка кричит в лесу?
  • Er fühlte die Hände seiner Frau zittern.
    Он чувствовал, как (что) руки его жены дрожат.

Послушайте диалог

Das Ferngespräch

S. Ich möchte nach Moskau telefonieren.
F. Kabine drei. Sie können direkt wählen.
F. Fernamt Berlin, Platz 16.
S. Bitte ein Gespräch nach Riga.
F. Welche Nummer in Riga?
S. 233 47 45
F. Ihre Nummer?
S. Berlin, 36 87 21.
F. Wem gehört der Anschluss?
S. Schreiber.
F. Moment, ich versuche, die Verbindung sofort zu bekommen… Die Leitung ist besetzt.
S. Wie lange wird es dauern?
F. Das kann ich Ihnen nicht sagen. Ich rufe zurück.

Когда ставить ZU перед глаголом?

Лексические формы выражения модальности.

Задание 3. Назовите №№ предложений, в которых глаголы brauchen, glauben, scheinen, verstehen, wissen имеют модальное значение. Переведите на русский язык все предложения.

1. Er versteht die Wichtigkeit des Problems.

2. Dieser Lektor versteht das schwierige Thema leicht und einfach zu erklären.

3. Dieses Mädchen glaubt an die Liebe auf den ersten Blick.

4. Ich glaube recht zu haben.

5. Er suchte lange nach einer Antwort.

6. Man suchte dieses Problem wissenschaftlich zu analysieren.

7. Er scheint oft Sie zu besuchen.

8. Ich brauche nicht heute zum Unterricht zu gehen.

Задание 4. Переведите предложения, обращая внимание на лексические формы модальности.

1. Es ist für den Lehrer notwendig, eine Fremdsprache zu beherrschen.

2. Es ist nützlich, die Fehler zu bemerken und sie verbessern.

3. Unsere Gruppe hat eine Möglichkeit, in unserer Uni an der wissenschaftlichen Konferenz teilzunehmen.

4. Sie hatte keinen Wunsch, seine Frage zu beantworten.

5. Wahrscheinlich hat er sein Wörterbuch zu Hause vergessen.

6. Habt Ihr vielleicht dieses Thema gut verstanden?

7. Es ist notwendig, wenigstens eine Fremdsprache zu beherrschen.

8. Es ist unmöglich, heute zu dir kommen, ich bin sehr beschäftigt.

Долженствование, необходимость, возможность действия (в зависимости от контекста предложения) выражают также конструкции haben +zu + Infinitiv/ sein + zu+ Infinitiv.

Глагол haben в сочетании с zu и инфинитивом основного глагола выражает долженствование. При этом данная конструкция имеет активное значение (подлежащее само совершает действие) и соответствует значению сочетаний глаголов müssen или sollen + Infinitiv Aktiv.

Er hat diese Arbeit zu machen . = Он должен сделать эту работу.

Er muß (soll) diese Arbeit machen .

Глагол в сочетании с и инфинитивом основного глагола выражает: а) долженствование или б) возможность. Данная конструкция имеет пассивное значение (действие совершается над подлежащим) и соответствует значению сочетаний глаголов müssen / sollen können + InfinitivPassiv.

а) Diese Arbeit ist zu machen.=

Diese Arbeit soll gemacht werden.

Эта работа должна быть выполнена.

б) Diese Arbeit ist ganz leicht zu machen . =

Diese Arbeit kann ganz leichtgemacht werden.

Эту работу можно сделать без особого труда.

Задание 5. Замените конструкцию haben+zu+ Infinitiv конструкцией müssen/ sollen+Infinitiv Aktiv.

Muster: Der Reisende hat eine Fahrkarte im voraus zu besitzen . - Der Reisende kann eine Fahrkarte im voraus besitzen .



Der Reisende muß sich an folgende Regeln halten:

1. Die Reisenden haben den Fahrschein im Bahnhof zu kaufen.

2. Der Passagier hat auf den Bahnhof ohne Verspätung zu fahren.

3. Die Fahrgäste haben nichts aud dem Fenster im Zug zu werfen.

4. Der Reisende hat kein Gepäck in die Gänge zu stellen.

5. Die Passagiere haben keine Tiere in den Eisenbahn wagen mitzuführen.

6. Der Reisende hat im Nichtraucherwagen nicht zu rauchen.

7. Der Fahrgast hat sein Abteil in Ordnung während der Zugreise zu bringen.

8. Die Reisenden haben rechtzeitig aus dem Zug auf seiner Station auszusteigen.

Задание 6. Замените конструкцию sein +zu + Infinitiv конструкцией müssen/sollen/können + Infinitiv Passiv.

Muster: Unsere Stadtbibliothek ist jeden Tag außer Freitag zu besuchen . - Unsere Stadtbibliothek kann jeden Tag außer Freitag besucht werden.

In der Stadtbibliothek (In der Gorki- Bibliothek).

1. Zuerst ist ein Formular am Schalter zu kaufen und es auszufüllen.

2. Die nötigen Bücher sind bei der Bibliothekarin zu bestellen.

3. Nach kurzer Zeit ist die bestellte Literatur von der Bibliothekarin abzuholen.

4. Einige Bücher sind nur im Lesesaal zu lesen.

5. Diese Literatur ist nicht nach Hause mitzunehmen.

6. Sie ist notwendig abzugeben, bevor man die Bibliothek verlässt.

7. Einige Bücher sind von den Lesern nach Hause mitzunehmen.

8. In diesem Fall ist diese Literatur in zwei Wochen abzugeben.

Задание 7. Замените конструкцию с модальным глаголом на конструкцию haben /sein +zu + Infinitiv.

a) Muster: Die Schüler müssen (mussten) den Text schriftlich übersetzen . = Die Schüler haben (hatten) den Text schriftlich zu übersetzen. (haben +zu + Infinitiv Aktiv). – Ученики должны (должны были) перевести текст письменно.

1. Wenn das kleine Kind krank ist, müssen die Eltern so schnell wie möglich den Arzt rufen.

2. Sie sollten Ihren Sohn überreden heute zu Hause zu bleiben.

3. Die Schüler, die etwas nicht verstehen, können die Fragen an den Lehrer stellen.

4. Ich konnte noch einige Bücher kaufen, aber ich hatte kein Geld mehr.

5. Morgen haben wir eine Kontrollarbeit. Wir müssen die neue Fachlexik wiederholen.

6. Mein Freund konnte die Theaterkarten für die ganze Gruppe besorgen.

b) Muster: Diese Arbeit muß (musste ) noch einmal überprüft werden . -Diese Arbeit hat (hatte) noch einmal zu überprüfen . (sein +zu + Infinitiv Passiv) – Эту работу нужно (нужно было) еще раз проверить.

1. Diese Aufgabe kann nur mit Hilfe eines deutsch- russischen Wörterbuchs lösen.

2. Diese Medizin mussten Sie dreimal täglich nehmen.

3. Ihr Wunsch kann heute nicht erfüllt werden.

4. Dieses Auto kann nicht mehr repariert werden.

5. Das Diktat sollte in 15 Minuten geschrieben werden.

6. Dieses Gedicht von Goethe kann von den Schülern leicht auswendig lernen.

Задание 8. Вставьте вместо пропусков глаголы haben или sein ,

употребив инфинитив с частицей zu. Переведите предложения на русский язык.

l) Wir ... diese Aufgabe mündlich (vorbereiten).

2) Diese Übung ... schriftlich (anfertigen).

3) Ihr ... eure Schülertagebücher (aufschla­gen).

4) Die Hausaufgaben ... genau (aufschreiben).

5) Sie ... alle diese Wörter (lernen) und Beispiele (bilden).

6) Der Text ... (über­setzen).

7) Ich ... heute verschiedene Einkäufe (machen).

8) Das Zim­mer ... ordentlich (aufräumen).

9) Er ... der Mutter (helfen).

10) Das ganze Geschirr ... (abwaschen).

Контрольные задания к теме

Инфинитив – неопределенная форма глагола, используемая в качестве неизменяемой части сказуемого и стоящая в конце предложения. При использовании инфинитива в предложении следует обращать внимание на его употребление с частицей «zu» или без нее.

Употребление инфинитива без частицы «zu»:

a) После модальных глаголов и глагола lassen :

Der Landwirt will einen neuen Traktor kaufen.
Ich lasse mir die Haare jeden Monat schneiden .

b) После глаголов движения, таких, как gehen, fahren, laufen :

Ich fahre meine Kinder von der Schule abholen.
Gehen wir am Sonntag nach der Schule baden ?

c) После глаголов чувств: hören, sehen, fühlen:

Ich höre das Telefon klingeln und eile ins Wohnzimmer.
Die Oma sieht ihn jeden Morgen aus der Garage rausfahren .

d) Часто после глаголов lehren, lernen, helfen:

Beim Wochenmarkt helfe ich Hanna immer das Gemüse einräumen .
Seit zwei Tagen lernt Peter Traktor fahren und das klappt ganz gut.

Употребление инфинитива с частицей «zu»:

a) После большинства глаголов: beginnen, beschließen, versprechen, vorschlagen, bitten, scheinen, glauben, vergessen, empfehlen, pflegen, befehlen, verbieten и мн. др.

Ich verspreche dir mein Wort zu halten .
Maik hat vergessen die Milch in den Kühlschrank zu stellen und sie ist sauer geworden.

b) После многих имен прилагательных: stolz, glücklich, wichtig, froh, überzeugt, bequem и др.:

Ich bin froh , dir diese Nachricht als erster mitzuteilen .
Es ist immer interessant , neue Erfahrungen zu machen .

c) После некоторых абстрактных существительных: der Gedanke, das Glück, die Freude, der Wunsch, die Absicht, die Möglichkeit и др.:

Sie spielten schon mit dem Gedanken ein Pflegekind aufzunehmen , dann ist Claudia aber schwanger geworden.
Ich habe heute keine Lust rauszugehen .

Следует обратить особое внимание, что в глаголах с отделяемыми приставками частица «zu» стоит между приставкой и основой глагола: aufzumachen, abzuschreiben, zuzumachen.

Упражнения / ÜBUNGEN

1. Выпишите из текста в два столбика инфинитивные группы с частицей «zu» и без нее. Объясните варианты употребления.

Frau Lange geht zu Doktor Beck in die Sprechstunde. Im Wartezimmer sitzt ein Herr. Frau Lange setzt sich neben ihn und beginnt, ihm über ihre Krankheit zu erzählen. Der Herr macht eine Geste, um sie zu unterbrechen. Doch die Frau sagt: «Lassen Sie mich, Doktor, bis zu Ende erzählen, damit Sie ein richtiges Bild meiner Krankheit bekommen!» «Verzeihung, aber…». «Ich bitte Sie noch einmal, mich nicht zu unterbrechen! Habe ich das Recht, meinem Doktor alles zu erzählen?» Der Herr musste eine Stunde lang der Frau zuhören. Endlich sagte Frau Lange: «Was empfehlen Sie mir, Herr Doktor?» «Ich empfehle Ihnen, gnädige Frau, zu warten, wie ich es tue. Die Arzthelferin wird Sie ins Sprechzimmer des Doktors rufen. Dann können Sie ihm das alles noch einmal erzählen».

2. Скажите по-другому.

Напр.:

→ Ich wollte dich anrufen. Leider hatte ich keine Zeit.
→ Leider hatte ich keine Zeit, dich anzurufen.

1. Immer muss ich die Wohnung allein aufräumen. Nie hilfst du mir.
2. Kannst du nicht pünktlich sein? Ist es so schwer?
3. Hast du Marion nicht eingeladen? Hast du das vergessen?
4. Ich will Schwedisch lernen. Morgen fange ich an.
5. Ich wollte letzte Woche mit Leon ins Theater gehen, aber er hatte keine Lust.
6. Meine Kollegin konnte mir gestern nicht helfen, denn sie hatte keine Zeit.
7. Mein Bruder wollte mein Auto reparieren. Er hat es versucht, aber es hat leider nicht geklappt.
8. Mein Arzt wollte mir noch ein Rezept für Tabletten gegen Sodbrennen verschreiben, aber er hat es leider vergessen.

3. Составьте на свой выбор диалог между врачом и пациентом (возможно, опираясь на собственный опыт), выбирая из предложенных вариантов или выбирая свой. Используйте лексику ниже.

А. Sie sind vom Traktor runtergefallen.
B. Sie haben sich bei den Feldarbeiten verletzt (Erkältung zugezogen).
C. Sie arbeiten bei einem Imker und Sie wurden von Bienen attackiert.

Как Ваше здоровье? — Wie geht es (Ihnen?)
живот — der Bauch
кровь (брать на пробу) — das Blut (abnehmen)
группа крови — die Blutgruppe
понос — der Durchfall
высокая температура — das Fieber
палец (руки) — der Finger
палец (ноги) — der Zeh
сустав — das Gelenk
ребро — die Rippe
грипп — die Grippe
шея, горло — der Hals
сердце — das Herz
кашель — der Husten
прививка — die Impfung
прострел, радикулит — der Hexenschuss
колено — das Knie
кость — der Knochen
больница — das Krankenhaus
кровообращение — der Kreislauf
желудок — der Magen
печень — die Leber
спина — der Rücken
врач — der Arzt
прием (у врача) — die Sprechstunde
простудиться — sich erkälten
болеть — weh tun (D)
без сознания — bewusstlos

Вы уже знаете, что неопределенная форма, другими словами — инфинитив глагола определяется окончанием «en». В немецком предложении может использоваться просто инфинитив, а может инфинитив с частицей «zu». В одном из предыдущих уроков вы узнали, что «zu» используется в качестве предлога и переводится на русский язык как «к». Если же «zu» употребляется вместе с инфинитивом, то на русский язык эта частица не переводится. Рассмотрим несколько примеров:
Das ist schwer, Deutsch zu sprechen. — Это сложно - говорить по-немецки.
Ich habe vor, Engish zu lernen. — Я планирую изучать английский.

Правила употребления инфинитива с частицей zu

Если постараться сформулировать правило совсем просто, то выходит так: если в предложении есть два глагола, то перед вторым ставь частицу «zu».

Однако, эта частица используется не всегда. Частица zu перед инфинитивом не употребляется в следующих случаях:
1. После модальных глаголов: Ich muss das lesen. — Я должен это прочесть.
2. После глаголов движения: Sie geht schlafen. — Она идет спать.
3. С глаголами bleiben и lassen: Sie bleibt zu Hause die Hausaufgabe machen. — Она останется дома делать домашнее задание.
4. После глаголов чувств, таких как hören, sehen, fühlen: Wir sehen ihn tanzen. — Мы видим, как он танцует.
5. После глаголов lehren, lernen, helfen: Wir lernen schwimmen. — Мы учимся плавать.

Если в предложениях с глаголами lehren, lernen, helfen с инфинитивом используется несколько зависимых слов, то частица «zu» употребляется: Hilf mir bitte, das Geschirr zu spülen. — Помоги мне, пожалуйста, помыть посуду.

Когда же нужно использовать частицу «zu», спросите вы. Здесь тоже есть несколько пунктов. Итак, частица «zu» перед инфинитивом ставится:
1. После большинства глаголов (beginnen, versprechen, glauben, bitten): Er sagt mir morgen zu kommen. — Он сказал мне прийти завтра.
2. После прилагательных schwer, froh, stolz, glücklich и др., которые являются частью сказуемого: Ich war sehr froh dich zu sehen. — Я был так рад тебя видеть.
3. После абстрактных существительных, которые также являются частью сказуемого: Ich habe eine Möglichkeit, nach Berlin zu fahren. — У меня есть возможность поехать в Берлин.

У глаголов с отделяемыми приставками частица «zu» ставится между отделяемой приставкой и корнем глагола: Er sagt mir das Fenster aufzumachen. — Он сказал мне открыть окно.

Частица «zu» также является частью оборота «um…zu», который употребляется, когда необходимо рассказать о своих целях. В русских предложениях для этого используется союз «чтобы»: Ich habe keine Zeit, um fernzusehen! — У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор.

Также существуют конструкции «ohne…zu» (без того, чтобы) и «(an)statt…zu» (вместо того, чтобы). Эти конструкции используются, когда необходимо указать на то, как было совершено или совершается действие. Эти выражения также несут отрицательное значение, например:

Еще одно интересное применение частицы «zu» — с глаголами «haben» и «sein». В этом случае конструкция указывает на то, что необходимо сделать:
Das ist zu lesen. — Это нужно прочитать.
Ich habe viel zu tun. — У меня много дел.
Das ist zu korrigieren. — Это необходимо исправить.
Er hat das Text zu übersetzen. — Ему нужно перевести текст.

Обратите внимание, конструкция с глаголом «haben» несет активное значение, а с «sein» — пассивное.

Задания к уроку

Упражнение 1. Составьте предложения.
1. Ich/müssen/meine Mutter/helfen
2. Ich/haben/neue Wörter/lernen
3. Sie/können/ diese Frage/beantworten
4. Dieses Buch/sein/kaufen
5. Die Arbeit/ sein/ heute/beenden
6. Die Schüler/sein/froh/die Ferien/haben
7. Statt/das Buch/lesen/wir/gehen/in/das Kino
8. Es/sein/nicht/leich/ein Auto/fahren
9. Es/beginnen/schneien.
10. Sie/gehen/in/das Park/spazieren.

Ответ 1.
1. Ich muss meine Mutter helfen.
2. Ich haben neue Wörter zu lernen.
3. Sie kann diese Frage/beantworten.
4. Dieses Buch ist zu kaufen.
5. Die Arbeit ist heute zu beenden.
6. Die Schüler sind froh die Ferien zu haben.
7. Statt das Buch zu lesen, gehen wir ins Kino.
8. Es ist nicht leicht, ein Auto zu fahren.
9. Es beginnt zu schneien.
10. Sie gehen in dem Park spazieren.