Традиции деревянного домостроения на руси. Русская изба Как и когда раньше строили дома на руси

И дом, и часовня - всё из дерева.

Русь издавна считалась страной дерева: обширных, могучих лесов вокруг было предостаточно. Русичи, как отмечают историки, столетиями жили в "деревянном веке". Из дерева возводились рамы и жилые дома, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы. Да и наиболее распространенное название русского поселения – деревня – говорило о том, что дома и постройки здесь деревянные. Почти повсеместная доступность, простота и удобство в обработке, относительная дешевизна, прочность, хорошие теплотехнические качества, а также богатые художественно-выразительные возможности дерева выводили этот естественный материал на первое место в строительстве жилых домов. Далеко не последнюю роль играло здесь и то обстоятельство, что деревянные постройки можно было возводить в довольно короткие сроки. Скоростное строительство из дерева на Руси вообще было высоко развито, что говорит о высоком уровне организации плотничьего дела. Известно, например, что даже церкви, наиболее крупные постройки русских сел, иногда возводились "во един день", почему и назывались обыденными.

Кроме того, рубленые дома могли быть легко разобраны, перевезены на значительное расстояние и вновь поставлены на новом месте. В городах бытовали даже специальные рынки, где продавались "на вывоз" заранее изготовленные срубы и целые дома из дерева со всей внутренней отделкой. Зимой такие дома отгружались прямо "с саней" в разобранном виде, а на сборку и конопатку уходило не более двух дней. Кстати, все необходимые строительные элементы и детали рубленых домов продавались тут же, на рынке здесь можно было купить и сосновые бревна для жилого сруба (так называемые "хоромные"), и обтесанные на четыре канта брусья, и добротный кровельный тес, и различные доски "столовые", "лавочные", для обшивки "нутра" избы, а также "переводины", сваи, дверные колоды. Были на рынке и предметы домашнего обихода, коими насыщался обычно интерьер крестьянской избы: простая деревенская мебель, кадки, короба, мелкий "щепной товар" вплоть до самой малой деревянной ложки.

Однако, при всех положительных качествах дерева, один из весьма серьезных его недостатков - подверженность гниению - делал деревянные сооружения относительно недолговечными. Вместе с пожарами, подлинным бичом деревянной застройки, он существенно сокращал срок жизни рубленого дома - редкая изба стояла более ста лет. Именно поэтому наибольшее применение в строительстве жилья нашли хвойные породы сосна и ель, смолистость и плотность древесины которых и обеспечивали необходимую сопротивляемость загниванию. При этом на Севере для возведения дома использовали также и лиственницу, а в ряде районов Сибири из прочной и плотной лиственницы собирали сруб, всю же внутреннюю отделку производили из сибирского кедра.

И все же самым распространенным материалом для строительства жилья была сосна, в особенности, сосна боровая или, как ее еще называли, "кондовая". Бревно из нее тяжелое, прямое, почти без сучков и, по уверениям мастеров-плотников, "сырости не держит". В одной из порядных записей на постройку жилья, заключавшихся в старину между хозяином-заказчиком и исполнителями-плотниками (а слово "порядная" происходит от древнерусского "ряд" договор), вполне определенно подчеркивалось: "... лесу высечь соснового, доброго, ядреного, гладкого, несуковатого..."

Заготавливали строительный лес обычно зимой или в начале весны, пока "дерево спит и лишняя вода в землю ушла", пока можно еще вывезти бревна санным путем. Интересно, что и теперь специалисты рекомендуют проводить заготовку леса для бревенчатых рубленых домов зимой, когда древесина меньше подвержена усушке, загниванию и короблению. Материал для строительства жилья заготавливали либо сами будущие хозяева, либо нанятые мастера-плотники в соответствии с необходимой потребностью "сколько понадобится", как отмечалось в одной из порядных. В случае "самозаготовки" это делалось с привлечением родственников и соседей. Такой обычай, издревле существовавший в русских деревнях, назывался "помощью" ("толокой"). На толоку собиралась обычно вся деревня. Это нашло отражение и в пословице: "Кто на помочь звал, тот и сам иди".

Подбирали деревья очень тщательно, подряд, без разбору, не рубили, берегли лес. Была даже такая примета: если не понравились три лесины с прихода в лес, совсем не рубить в этот день. Бытовали и строго выполнялись и специфические запреты на рубку леса, связанные с народными поверьями. Например, грехом считалась порубка деревьев в "священных" рощах, связанных, как правило, с церковью или кладбищем; нельзя было рубить и старые деревья - они должны были умереть своей, естественной смертью. Кроме того, на постройку не годились деревья, выращенные человеком, нельзя было использовать и дерево, упавшее при рубке "на полночь", то есть на север, или зависшее в кронах других деревьев - считалось, что в таком доме жильцов ожидают серьезные неприятности, болезни и даже смерть.

Бревна для строительства рубленного дома подбирали обычно толщиной около восьми вершков в поперечнике (35 см), а для нижних венцов сруба - и более толстые, до десяти вершков (44 см). Нередко в договоре указывалось: "а меньше семи вершков не ставить". Заметим попутно, что сегодня рекомендуемый диаметр бревна для рубленой стены 22 см. Бревна вывозили в селение и складывали в "костры", где они лежали до весны, после чего стволы ошкуривали, то есть снимали, соскабливали оттаявшую кору при помощи струга или долгого скобеля, представлявшего собой дугообразное лезвие с двумя ручками.

Инструменты русских плотников:

1 - дровосечный топор,
2 - потёс,
3 - плотничий топор.

При обработке строительного леса применялись различные виды топоров. Так, при рубке деревьев использовался специальный древосечный топор с узким лезвием, при дальнейших работах плотничий топор с широким овальным лезвием и так называемый "потес". Вообще же владение топором было обязательным для каждого крестьянина. "Топор всему делу голова", говорили в народе. Без топора не были бы созданы замечательные памятники народного зодчества: деревянные церкви, колокольни, мельницы, избы. Без этого простого и универсального инструмента не появились бы многие орудия крестьянского труда, детали сельского быта, привычные предметы домашнего обихода. Умение плотничать (то есть "сплачивать" бревна в постройке) из повсеместно распространенного и необходимого ремесла превратилось на Руси в подлинное искусство - плотничье дело.

В русских летописях мы находим не совсем обычные сочетания - "срубить церковь", "рубить хоромы". Да и плотников часто называли "рубленниками". А дело здесь в том, что дома в старину не строили, а "рубили", обходясь без пилы и гвоздей. Хотя пила и была известна на Руси с глубокой древности, ее обычно не применяли при возведении дома - пиленые бревна и доски гораздо скорее и легче впитывают влагу, чем рубленые и тесаные. Мастера-строители не опиливали, а обрубали топором концы бревен, поскольку опиленные бревна "дерет ветром" - они трескаются, а значит, быстрее разрушаются. Кроме того, при обработке топором бревно с торцов как бы "закупоривается" и меньше гниет. Доски же делали вручную из бревен - в торце бревна и по всей его длине намечали зарубы, вгоняли в них клинья и раскалывали на две половины, из которых и вытесывали широкие доски - "тесницы". Для этого применялся специальным топор с широким лезвием и односторонним срезом - "потес". Вообще же плотницкий инструментарий был довольно обширен - здесь соседствовали, наряду с топорами и скобелями, особые "тесла" для выбирания пазов, долота и просеки для пробивания отверстии в бревнах и брусьях, "черты" для нанесения параллельных линий.

Нанимая плотников для строительства дома, хозяева подробно оговаривали важнейшие требования, предъявляемые к будущей постройке, что скрупулезно отмечалось в договоре-порядной. Прежде всего здесь фиксировались необходимые качества строительного леса, его диаметр, способы обработки, а также сроки начала строительства. Затем давалась детальная характеристика дома, который предстояло возвести, освещалась объемно-планировочная структура жилища, регламентировались размеры основных помещений. "Поставити мне новая изба, - записано в старинной порядной, четырех сажен без локтя и с углы" - то есть, около шести с четвертью метров, рубленая "в обло", с остатком. Поскольку чертежей при строительстве дома не делали, то в договорах на постройку вертикальные размеры жилища и отдельных его частей определяли по числу укладываемых в сруб бревен-венцов - "а до куриц вверх двадцать три ряды". Горизонтальные же размеры регламентировались наиболее употребимой длинной бревна - обычно это было около трех саженей "меж углы" - примерно шесть с половиной метров. Часто в порядных приводились сведения даже об отдельных архитектурно-конструктивных элементах и деталях: "и двери на косякох сделать и окон на косякох, сколько хозяин повелит сделать". Иногда же прямо назывались образцы, аналоги, примеры из ближайшего окружения, ориентируясь на которые мастера должны были выполнять свою работу: ".. а сделать те горницы и сени, и крыльцо, как у Ивана Олферьева у ворот малые горницы зделаны". Весь документ зачастую завершался рекомендацией дисциплинарного порядка, предписывавшей мастерам не бросать работу до полного ее окончания, не откладывать и не затягивать начатую постройку: "И до отделки того хоромного дела прочь не отходить".

Начало возведения жилища на Руси связывалось с определенными, регламентируемыми специальными правилами сроками. Лучшим считалось начинать строительство дома Великим постом (ранней весной) и так, чтобы процесс строительства включал в себя по срокам праздник Троицы вспомним пословицу: "Без Троицы дом не строится". Нельзя было начинать строительство в так называемые "тяжелые дни" - в понедельник, среду, пятницу, а также в воскресенье. Благоприятным для начала постройки считалось время, "когда наполняется месяц" после новолуния.

Возведению дома предшествовали специальные и довольно торжественно оформлявшиеся ритуалы, в которых нашли свое отражение наиболее важные, наиболее существенные для крестьянина земные и небесные явления, в них в символической форме действовали силы природы, присутствовали различные "местные" божества. По старинному обычаю, при закладке дома в углы клали деньги "чтобы богато жилось", а внутри сруба, в его середине или в "красном" углу, ставили свежесрубленное деревце (березку, рябинку или елочку) и зачастую вешали на него иконку. Это деревце олицетворяла собою "мировое дерево", известное почти всем народам и ритуально отмечающее "центр мира", символизирующее идею роста, развития, связи прошлого (корни), настоящего (ствол) и будущего (крона). Оно оставалась в срубе да завершения постройки. С обозначением углов будущего жилища связан другой интересный обычай: по предполагаемым четырем углам избы хозяин с вечера насыпал четыре кучки зерна, и если наутро зерно оказывалось нетронутым, выбранное для возведения дома место считалось хорошим. Если же зерно кто-либо потревожил, то строиться на таком "сомнительном" месте обычно остерегались.

На протяжении всего строительства дома строго выдерживался и еще один, весьма разорительный для будущих хозяев обычай, не отошедший, к сожалению, в прошлое и сегодня довольно частое и обильное "угощение" мастеров-плотников, возводящих дом, с целью их "задабривания". Процесс постройки неоднократно прерывался "заручными", "закладочными", "матичными", "стропильными" и прочими застольями. Иначе плотники могли обидеться и сделать что-то не так, а то и просто "подшутить" - так выложить сруб, что "в стенах жужжать будет".

Конструктивной основой рубленого дома был четырех угольный в плане бревенчатый сруб, состоявший из горизонтально уложенных друг на друга бревен-"венцов". Важной особенностью этой конструкции является то, что при его естественной усушке и последующей осадке исчезали щели между венцами, стена становилась более плотной и монолитной. Для обеспечения горизонтальности венцов сруба бревна укладывались так, что комлевые концы чередовались с вершинными, то есть, более толстые с теми, что потоньше. Чтобы венцы хорошо прилегали друг к другу, в каждом из соседних бревен выбирался продольный паз. В старину паз делался в нижнем бревне, на его верхней стороне, но, поскольку при таком решении в углубление попадала вода и бревно быстро подгнивало, паз стали делать на нижней стороне бревна. Данный прием сохранился и до наших дней.

а - "в обло" с чашками в нижних брёвнах
б - "в обло" с чашками в верхних брёвнах

По углам сруб связывался специальными врубками своеобразными бревенчатыми "замками". Специалисты утверждают, что типов и вариантов врубок в русском деревянном зодчестве насчитывалось несколько десятков. Наиболее же употребимыми были рубки "в обло" и "в лапу". При рубке "в обло" (то есть, округло) или "в простой угол" бревна соединялись таким образом, что концы иx выступали наружу, за пределы сруба, образуя так называемый "остаток" потому-то этот прием именовался еще рубкой с остатком. Выступающие концы хорошо предохраняли углы избы от промерзания. Способ этот, один из самых древних, именовался также рубкой "в чашу", или "в чашку", поскольку для скрепления бревен в них выбирались специальные углубления "чашки". В старину чашки, как и продольные пазы в бревнах, вырубались в нижележащем бревне - это так называемая "рубка в подкладку", позднее же стали применять более рациональный способ с вырубом в верхнем бревне "в накладку", или "в охлуп", что не давало влаге задерживаться в "замке" сруба. Каждую чашку подгоняли точно по форме бревна, с которым она соприкасалась. Это было необходимо для обеспечения герметичности самых важных и наиболее уязвимых для воды и холода узлов сруба - его углов.

Другой распространенный способ рубки "в лапу", без остатка давал возможность увеличить горизонтальные размеры сруба, а вместе с ними и площадь избы, по сравнению с рубкой "в обло", так как здесь "замок", скрепляющий венцы, делался на самом конце бревна. Однако он был более сложен в исполнении, требовал высокой квалификации плотников, а потому и обходился дороже, чем традиционная рубка с выпуском концов бревен "зауголков". По этой причине, а также из-за того, что рубка "в обло" занимала меньше времени, подавляющее большинство крестьянских домов в России рубилась именно таким образом.

Нижний, "окладной" венец зачастую клали прямо на землю. Для того же, чтобы этот начальный венец - "нижник" - был менее подвержен гниению, а также с целью создания прочной и надежной основы дома бревна для него подбирались более толстые и смолистые. Например, в Сибири для нижних венцов использовалась лиственница - очень плотный и довольно долговечный древесный материал.

Нередко под углы и середины закладных венцов подкладывали крупные камни-валуны или вкапывали в землю обрезки толстых бревен - "стулья", которые для защиты от гниения обрабатывали смолой или обжигали. Иногда для этой цели применялись толстые плахи или "лапы" - поставленные вниз корнями выкорчеванные пни. При строительстве жилой избы "окладные" бревна старались класть так, чтобы нижний венец плотно примыкал к земле, зачастую "для тепла" его даже слегка присыпали землей. После завершения "избного оклада" - укладки первого венца начинали сборку дома "на моху", при которой пазы сруба для большей герметичности прокладывали надранным в низинах и высушенным болотным мхом "мокришником" - это называлось "взамшить" сруб. Случалось, что для большей прочности мох "подвивали" куделей - вычесанными волокнами льна и конопли. Но поскольку, высыхая, мох все же крошился, в более позднее время для этой цели стали использовать паклю. Да и теперь специалисты рекомендуют швы между бревнами рубленого дома конопатить паклей в первый раз в процессе строительства и потом еще раз, через год-полтора, когда произойдет окончательная усадка сруба.

Под жилой частью дома устраивали либо низкое подполье, либо так называемый "подклет" или "подызбицу" - подвал, отличавшийся от подполья тем, что был он довольно высоким, не заглублялся, как правило, в землю и имел непосредственный выход наружу через невысокую дверь. Ставя избу на подклет, хозяин предохранял её от холода, идущего от земли, защищал жилую часть и вход в дом от снеговых заносов зимой и паводков весной, создавал прямо под жильём дополнительные подсобные и хозяйственные помещения. В подклете обычно устраивалась кладовая, часто он служил погребом. Оборудовались в подызбье и прочие хозяйственные помещения, например, в районах, где были развиты кустарные промыслы, в подклете могла размещаться небольшая мастерская. Содержали в подклете и мелкий скот или домашнюю птицу. Иногда же подызбица использовалась и под жилье. Встречались даже двухэтажные, или "двужилые" на два "житья" избы. Но все же в подавляющем большинстве случаев подклёт был нежилым, хозяйственным этажом, а жили в сухом и теплом "верху", поднятом над холодной влажной землей. Наибольшее распространение такой прием постановки жилой части дома на высокий подклет получил в северных районах, где весьма суровые климатические условия требовали дополнительного утепления жилых помещений и надежной и изоляции от промерзлой земли, в средней же полосе чаще устраивали невысокое и удобное для хранения продуктов подполье.

Завершив оборудование подклета или подполья, начинали работы по устройству пола избы. Для этого прежде всего врубали в стены дома "переводины" - довольно мощные балки, на которые опирался пол. Как правило, их делали четыре или реже три, располагая параллельно главному фасаду избы две у стен и две или одну посередине. Чтобы пол был теплым и не продувался, его делали двойным. Так называемый "черный" пол укладывали прямо на переводины, собирая его из толстого горбыля горбами вверх, или бревенчатого наката, и засыпали "для теплоты" слоем земли. Сверху настилали чистый пол из широких досок.

Причем такой двойной, утепленный пол делали, как правило, над холодным подвалом-подклетом, подызбицей, а над подпольем же устраивали обычный, одинарный пол, что способствовало проникновению тепла из жилого помещения в подполье, где хранились овощи и разнообразные продукты. Доски верхнего, "чистого" пола плотно пригонялись друг к другу.

Конструкция самцовой крыши:

1 - охлупень (шелом)
2 - полотенце (ветреница)
3 - причелина
4 - очелье
5 - красное окно
6 - волоковое окно
7 - поток
8 - курица
9 - слега
10 – тес

Обычно половицы укладывали по линии вход окна, от входной двери в жилое помещение к главному фасаду избы, объясняя это тем, что при таком расположении доски пола меньше разрушаются, меньше обкалываются по краям и служат дольше, чем при иной раскладке. Кроме того, по утверждению крестьян, такой пол удобнее мести.

Количество междуэтажных перекрытий-"мостов" в возводимом доме определялось еще в порядной: "... да в тex же горницах внутри намостить по три моста". Укладка стен избы завершалась установкой на той высоте, где собирались делать потолок "черепового" или "подгнетного" венца, в котором и врубали потолочную балку -"матицу". Ее местоположение также часто отмечалось в порядных записях: "а поставить та изба на семнадцатом матица".

Прочности и надежности матицы основы - основы потолка - придавалось очень большое значение. В народе даже говорили: "Худая матка всему - дому смятка". Установка матицы была весьма важным моментом в процессе возведения дома ею заканчивалась сборка сруба, после чего строительство вступало в завершающую фазу Укладку перекрытия и устройство крыши. Потому-то укладка матицы сопровождалась специальными обрядами и очередным "матичным" угощением плотников. Нередко сами плотники напоминали об этом "забывчивым" хозяевам: устанавливая матицу, они кричали: "матка трещит, не идет", и хозяевам приводилось устраивать застолье. Иногда, поднимая матицу, к ней привязывали испеченный по этому случаю пирог.

Матица представляла собой мощный четырехгранный брус, на который укладывали "потолочины" толстые доски или "горбачи", размещавшиеся вниз плоскостью. Для того же, чтобы под из тяжестью матица не прогибалась, зачастую стесывали по кривой ее нижнюю сторону. Любопытно, что этот прием используется и сегодня при возведении рубленых домов - это называется "вытесать строительный подъем". Закончив укладку потолка - "подволоки", обвязывали сруб под крышу, укладывая поверх черепового венца еще и "охлупные", или "охлобутные" бревна, которыми и закреплялись потолочины.

В русском народном жилище функционально-практические и художественные вопросы были теснейшим образом взаимосвязаны, одна дополняло и вытекало из другого. Слияние "пользы" и "красоты" в доме, неразрывность конструктивных и apxитектурно-художественных решений с особой силой проявились в организации завершения избы. Кстати, именно в завершении дома народные мастера видели главную и основную красоту всей постройки. Конструкция и декоративное оформление крыши крестьянского дома и сегодня поражают единством практических и эстетических аспектов.

Удивительно проста, логична и художественно выразительна конструкция так называемой безгвоздевой самцовой кровли - одной из самых древних, получившей наиболее широкое распространение в северных районах России. Опорой ей служил бревенчатые фронтоны торцовых стен дома - "залобники". После верхнего, "охлупного" венца сруба бревна главного и заднего фасадов избы постепенно укорачивались, поднимаясь до самого верха конька. Назывались эти бревна "самцами", поскольку стояли "сами по себе". В треугольники противоположных фронтонов дома врубали длинные бревенчатые слеги", являвшиеся основанием кровли "решетиной". Вершины фронтонов соединялись главной, "князевой" слегой, представлявшей собой завершение всей конструкции двускатной крыши.

К нижним слегам крепились естественные крюки - "курицы" - выкорчеванные с корнем и обтесанные стволы молодых елей. "Курицами" они назывались потому, что мастера придавали их отогнутым концам форму птичьих голов. Курицы поддерживали специальные желоба для отвода воды "потоки", или "водотечники" - выдолбленные по всей длине бревна. В них упирались тесины кровли, которые укладывались по слегам-обрешетинам. Обычно кровля была двойная, с прокладкой из бересты - "скалы", хорошо предохранявшей от проникновения влаги.

В коньке крыши на верхние концы кровельных тесин "нахлобучивали" "шелом" -массивное корытообразное бревно, конец которого выходил на главный фасад, венчая собою всю постройку. Это тяжелое бревно, именовавшееся еще "охлупнем" (от древнего названия кровли "охлоп"), зажимало тесины, удерживая их от сноса ветром. Передний, комлевый конец охлупня оформляли обычно в виде головы коня (отсюда "конёк") или реже птицы. В самых северных районах шелому иногда придавали форму головы оленя, зачастую размещая на ней подлинные оленья рога. Благодаря своей развитой пластике эти скульптурные изображения хорошо "читались" на фоне неба и были видны издалека.

Для поддержания широкого свеса крыши со стороны главного фасада избы использовался интересный и остроумный конструктивный прием - последовательное удлинение выходящих за пределы сруба концов бревен верхних венцов. При этом получались мощные кронштейны, на которые и опиралась передняя часть кровли. Выдаваясь далеко вперед от бревенчатой стены дома, такая крыша надежно защищала венцы сруба от дождя и снега. Кронштейны, поддерживавшие крышу, назывались "выпусками", "помочами" или "повалами". Обычно на таких же кронштейнах-выпусках устраивалось крыльцо, настилались обходные галереи-"гульбища", оборудовались балконы. Мощные бревенчатые выпуски, оформлявшиеся лаконичной резьбой, обогащали строгий внешний облик крестьянского дома, придавали ему еще большую монументальность.

В новом, более позднем типе русского крестьянского жилища, получившем распространение, в основном, в районах средней полосы, крыша имела уже покрытие на стропилах, бревенчатый же фронтон с самцами заменило дощатое заполнение. При таком решении резкий переход от пластически насыщенной грубофактурной поверхности бревенчатого сруба к плоскому и гладкому дощатому фронтону, будучи тектонически вполне оправданным, тем не менее не выглядел композиционно невыразительным, и мастера-плотники сажали прикрывать егo довольно широкой лобовой доской, богато украшенной резным орнаментом. Впоследствии из этой доски развился фриз, шедший вокруг всего здания. Следует отметить, однако, что и в этом типе крестьянского дома достаточно долго сохранялись еще некоторые делали более ранних сооружений кронштейны-выпуски, украшавшиеся несложной резьбой, и резные причелины с "полотенцами". Это определило в основном повторение традиционной схемы распределения резного декоративного убранства на главном фасаде жилища.

Возводя рубленый дом, создавая традиционную избу, русские мастера-плотники веками и открывали, осваивали и совершенствовали специфические приемы обработки дерева, постепенно разрабатывали прочные, надежные и художественно выразительные архитектурно-конструктивные узлы, оригинальные и неповторимые детали. При этом они всецело использовали положительные качества древесины, умело выявляя и раскрывая в своих постройках ее уникальные возможности, всемерно подчеркивая ее природное происхождение. Это еще более способствовало непротиворечивому вхождению построек в естественное окружение, гармоничному слиянию сооружении, созданных человеком, с первозданной, нетронутой природой.

Удивительно просты и органичны основные элементы русской избы, логична и прекрасно "прорисована" их форма, точно и полно выражают они "работу" деревянного бревна, сруба, крыши дома. Польза и красота сливаются здесь в единое и неделимое целое. Целесообразность, практическая необходимость любой делали ярко выражены в их строгой пластике, лаконичном декоре, в общем структурной завершенности всей постройки.

Бесхитростно и правдиво и общее конструктивное решение крестьянского дома - мощная и надежная бревенчатая стена; крупные, основательные врубки по углам; небольшие, украшенные наличниками и ставнями, окна; широкая крыша с затейливым коньком и резными причелинами, а еще крыльцо да балкон вот, казалось бы, и все. Но сколько скрытого напряжения в этой простой конструкции, сколько силы в плотных сочленениях бревен, как крепко "держат" они друг друга! Столетиями вычленялась, выкристаллизовывалась эта упорядоченная простота, эта единственно возможная структура надежная и покоряющая скептической чистотой линии и форм, гармоничных и близких окружающей природе.

Спокойной уверенностью веет от простых русских изб, добротно и обстоятельно обосновались они на родной земле. При взгляде нa потемневшие от времени постройки старых русских селении не покидает ощущение, что они, однажды созданные человеком и для человека, живут вместе с тем какой-то своей, отдельной жизнью, тесно связанной с жизнью окружающей их природы - так сроднились они с тем местом, где появились на свет. Живое тепло иx стен, лаконичный силуэт, строгая монументальность пропорциональных отношении, какая-то "неискусственность" всего их облика делают эти постройки неотъемлемой и органичной частью окружающих лесов и полей, всего того, что мы называем Россией.

В старину почти все на Руси строили из дерева: от огромного храма до креста на могилу.
Дереву на Руси издревле был почёт. К нему, как к живому, обращались в самых разных случаях: «Свято дерево, помоги». И дерево, внимая просьбе-мольбе, помогало. Великая сила земли и неба сосредоточена в деревьях. Это ныне вполне доказано наукой, а предки наши чистым своим сердцем чувствовали и потому деревянные постройки с незамазанными и незабитыми естественными стенами так любили: от них добрый дух исходил.

Из века в век, из поколения в поколение передавались строительные традиции народа. Складываясь, они определяли самобытную основу народного архитектурного творчества. Самобытную - значит предопределённую собственным, а не заимствованным у других народов бытом, собственными характерными чертами России: природой, языком её народа и его представлениями об окружающем мире, о том, что хорошо и плохо, его мечтами, радостями и печалями.

Каждая из традиций представляла собой не механическое перенесение какой-то формы на новое здание, но, прежде всего, наставление, заключенное в этой форме.
Другими словами, в традиционной форме заключался символ мысли, видимый глазом, постигаемый сердцем и разумом. Вот таким «передатчиком мысли» и являлись самобытные деревянные постройки, ставшие ныне для нас подлинными сокровищами не только русской, но и общечеловеческой, общеземной культуры…

Любые идеи становятся куда более убедительными, если воспринимаются зримо. В памятниках древнерусского деревянного зодчества образно преломлена философия всеединства, бывшая неотъемлемой частью отечественной духовной жизни со времён крещения Руси. Язык их архитектуры - синтез мысли и дела…

Как рубили дома на Руси

Наибольшее применение в деревянном строительстве домов имела сосна. Из-за ограниченности плотничьего инструмента, в основном, использовали бревна, а брусья и доски, употребляли только там, где без них нельзя было обойтись.

Кровельные перекрытия деревянных домов делались из теса или лемеха – дощечек, имевших подобно кровельному тесу вырезанные концы – треугольные, закругленные или «городчатые».

Годами, веками оттачивая плотницкие навыки в деревянном домостроении и совершенствуя техники работы с деревом, народ пришел к тому, что простота и рациональность выработанных приемов позволяла русским плотникам возводить срубы в очень короткие сроки, а также перевозить деревянные постройки в разобранном виде и быстро собирать их в другом месте. Известны «обыденные» деревянные церкви, построенные в один день.

Проёмы в стенах деревянных построек делали невысокими, чтобы не перерубать значительное число бревен. На полбревна вверх и вниз в смежных бревнах вырубали так называемые волоковые окна (изнутри их закрывали- заволакивали створкой). Через среднее повышенное оконце выходил дым (в основном, деревянные избы топились по-черному), и еще такое окно выполняло и вторую функцию дополнительного освещения внутреннего убранства помещения.

Для увеличения размеров помещений русские плотники ставили рядом несколько срубов, или при строительстве церкви применяли срубы восьмиугольные или крестообразные (в плане). Фундаментов под срубы – не делали, нижние венцы клали прямо на землю. Иногда под углы и середину стен клали большие камни или так называемые «стулья» из толстых бревен. Чашки делали по форме укладываемых в них бревен.

В каждом венце делали продольный паз, чтобы сруб был плотнее. Позже стали делать так: чашку и паз выбирали в нижних горбах верхних бревен, что предохраняло деревянный сруб от загнивания из-за возможного попадания воды. В XVII веке при строительстве срубов стали применять двойную припазовку: сверху и снизу.

В традиционном деревянном домостроении Русского Севера была распространена и применяется и поныне самцовая конструкция кровли: бревна, укорачиваясь, поднимаются до самого конька, в самцы – бревенчатые обрубки, замыкающие треугольником чело избы, врубаются длинные бревна – слеги, по которым оба ската настилают тес.

Его верхние концы, лежащие на последней слеге, обычно заводятся под тяжелое бревно, в нижней части, имеющей паз (охлупень, или шелом). Внизу тесины упираются в поток (желоб), который отводит воду подальше от сруба. Желоба лежат на крючьях-курицах, вырубленных из нетолстых елей. Верхние концы куриц врубались в нижние слеги.Чтобы концы слег, выступающие из-под кровельного настила, не сырели, их закрывали причельными досками.

При самцовой конструкции можно было придавать фронтонам любые очертания – от простого треугольного фронтона до фронтона криволинейного очертания с килевидным завершением, образующим так называемую «бочку».

Верхние части крылец и висячие галереи делались каркасными из стоек-брусьев, зажатой между нижней и верхней обвязками, и тесового заполнения между ними. Такой же была конструкция стен холодных верхних этажей – чердаков – в богатых хоромах.

Деревенские избы ставились на подклетьях, но крыльца здесь были редки, возможно, они составляли принадлежность более богатых домов.

А крыльцо с высокой крышей являло особую гордость хозяина дома.

Хоромы именитых купцов XVI века представляли собой трехэтажные здания, состоящие из поставленных рядом срубов, покрытых общей двускатной крышей и порой даже башнями (до 30 метров).

Размеры будущего деревянного дома заказчик указывал, традиционно, в саженях. Мерили на Руси за неимением иных средств измерения собою: руки нараспах – сажень (определялась расстоянием между большими пальцами раскинутых рук), посох по плечо – малая сажень.

Старинные меры длины: мерная маховая сажень – 152,7 (176,4) см, великая косая сажень – 216 (249,5) см, малая сажень – 142,7 см.

Для разметки оклада северные мастера, кроме плотничьего наугольника (маховой сажени), пользовались мерной веревкой, узлами разделенной на простые сажени.

Вплоть до XX века в деревянном строительстве использовали рубленый лес, хотя пила известна была на Руси еще с глубокой древности. Было замечено, что пиленые бревна и доски легче впитывают влагу, быстрее разбухают и гниют. А рубленые бревна от ударов топора с торцов становились как бы закупоренными. Не должны были рубщики вбивать топор в бревно – это тоже сокращало срок службы будущего деревянного строения.

Все врубки деревянных изб, все крепления мостов «в черты», сплочение теса «в зубец» не нуждались в гвоздях. Выражение «сделано на гвоздях» означало тогда плохую работу.

СЕВЕРНАЯ ДЕРЕВНЯ

Так, уж повелось, что центром, родоначальником и носителем деревянного домостроения до наших дней является Север.

Основное отличие северной деревни — это разумное использование каждого клочка земли. Часто это малодворные деревушки, со свободно разбросанными деревянными строениями. Северные деревушки — являются как бы неотъемлемой частью северной природы, так аккуратно встраивают свои дома там люди.

У каждой деревянной постройки северной деревни – свой лик, характер, свои архитектурные формы. Здесь нет места штампу, чем и примечательны такие места.

Основу каждой постройки составляет бревенчатый сруб – всегда мощный и величавый, «живой» и дышащий природой. Красива внешняя обработка сруба, его внешних углов, проемов, крыльца, ставен, коньков, резных полотенец.

Бревенчатый сруб является основой архитектурно-художественной, тектонической выразительности единой и общей для самых разных деревянных построек северной деревни.

Обычно бревна в срубах имеют одинаковые размеры, схожую окраску из-за понятной близости леса, откуда и были доставлены материалы на строительство. Потому-то даже по внешней окраске срубов и местного леса деревянные дома как бы являются продолжение леса, природы, откуда были взяты на службу человеку.

И, конечно, начав строить деревянные дома из бревен определенной величины люди и далее придерживались заданного самим себе стандарта, строя потом и другие деревянные постройки из подобных же бревен.

Изнутри деревянная изба русского человека была и его крепостью, а орнаменты и резные детали несли и его просьбы – пожелания Творцу, Силам Природы.

«…Конь на крыше – в избе тише…» Конь– олицетворение выбора праведного пути, стремления вперед, к лучшему, к высотам человеческого духа. А там, где царит дух нравственности, там есть и мудрость и тишина.

Эволюция деревянного домостроения. Могут ли современные дома могут стоять вечно?

Не так давно население планеты Земля «сошло с ума» от фастфуда, синтетической одежды, энергетических напитков и искусственных материалов, однако все это слишком серьезно сказалось на здоровье человека, и «бунт искусственных вещей» плавно сменился любовью ко всему натуральному и полезному.

Данная тенденция затронула все сферы жизни общества, начиная от продуктов питания и заканчивая домами, в которых люди проводят половину своей жизни. Первым стройматериалом, который вспомнился представителям «нового поколения», стала древесина ( , ). Действительно, какой продукт сможет быть более экологически чистым и уютным для строительства собственного дома?

Однако появился ряд вопросов – , чтобы он служил верой и правдой долгие годы? Ведь, вспоминая дома, находящиеся в деревнях и занимаемые бабушками и прабабушками, невольно хочется отказаться от этой идеи – черные доски, запах сырости, излишняя влажность – все это едва ли способствует укреплению здоровья.

Дело совсем не в древесине, а в том, как о ней заботились и как из нее строили. Так давайте рассмотрим основные ошибки, которые совершали наши предки в строительстве и эксплуатации домов.

Как раньше строили дома из дерева?

Какими технологиями пользовались при раньше? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ – ведь понятие технологии в то время не использовалось. Однако зодчие имели свои секреты, которые помогали возводить качественные конструкции.

Необходимые инструменты:

Главным инструментом любого зодчего был топор. Категорически запрещалось использовать пилу, так как она рвала деревянные волокна, что делало материал доступным для воды и тем самым ухудшало его потребительские свойства. Гвозди тоже были под запретом, так как ухудшали качество постройки. Действительно, если проследить процесс гниения древесины – первой страдает площадь вокруг гвоздей.

Основа и крепеж:

Не имея современных технологий, которыми человечество обладает сейчас, строительство деревянного дома было достаточно трудоемким занятием.

Всем известно выражение «срубить избу»; оно связано как с использованием топора - единственного инструмента при возведении домов, так и с названием основы - связанных между собой бревен, образующих четырехугольник. Фундаментом служили большие валуны, что способствовало снижению гниения, а также сохранению тепла.

Типы срубов зависели от бытового назначения той или иной постройки:

1. В режь. Бревна укладывались друг на друга, часто без использования крепежных деталей. Так как постройки данного вида не имели как таковой теплоизоляции и позволяли ветру разгуливать по помещению, они использовались исключительно в хозяйственных целях.

2. В лапу . Окончание каждого бревна счесывалось и крепилось к конструкции. Постройки данного вида выглядели эстетично, так как древесина была подогнана по размерам, бревна не выходили за пределы углов. Однако эстетика сказывалась на качестве, снижалась теплоизоляция и в холодное время года щели пропускали воздух.

3. В обло. Данный вид сруба считался самым надежным. Бревна крепились друг к другу при помощи специальных шипов и выходили за пределы стены, что делало постройку теплой и долговечной. С целью утепления между бревнами плотно укладывался мох, а по окончанию строительства все щели конопатили льняной паклей.

Кровля:

Как и вся постройка русского зодчего, крыша изготавливалась полностью без гвоздей. При окончании строительства здания, бревна становились меньше и покрывались продольными жердями. С помощью тонких стволов дерева, вставляемых в жерди, осуществлялась поддержка выдолбленного , которое собирало стекающую воду. Поверх всей конструкции выкладывались массивные доски, упирающиеся в подготовленное отверстие в бревне, уделяя особое внимание верхнему стыку досок.

Материалов для покрытия крыши существовало множество, однако они не очень хорошо справлялись с защитными функциями: солома, дранка, дерн с берестой. Самой популярной кровлей был тес (специальные доски).

Почему современные деревянные дома будут стоять долгие годы?

Современный мир поражает разнообразием материалов, помогающих построить и грамотно эксплуатировать деревянные дома. Рассмотрим основных «помощников» современных строителей:

Инструменты:

Строительные магазины предлагают огромное количество инструментов, все зависит о того, какие конкретно работы планируется проводить при строительстве, будет ли рисунок, как будут укладываться доски и.т.д. Рабочие используют электропилу (в настоящий момент существует большое количество средств, препятствующих гниению, благодаря чему пила является основным инструментом в работе), что делает процесс подготовки к строительству довольно быстрым. Кроме того, покупая дерево, потребитель получает готовый обтесанный продукт. Из инструментов также пригодятся: ножовка, топор, молоток, гвоздодер, рулетки, уровень, кисти, ломтик.

Основа и крепеж:

В настоящий момент существует несколько видов фундамента – выбор зависит от типа почвы и от предполагаемой конструкции. Выделяют 3 основных вида:

1. Столбчатые (плотный грунт)

2. Свайный (капризная почва)

3. Ленточный (наиболее плотный)

При современном строительстве применяются различные готовые крепежные детали открытого и закрытого типа, что гарантирует плотную стыковку, а также используя специальные теплоизоляционные покрытия, надежную защиту от сырости и холодов.

Кровля:

Современные крыши обладают высокими качественным характеристиками, имеют функции тепло- и гидроизоляции, шумоизоляции, устойчивы к воздействию окружающей среды и весьма износостойки. Можно выделить наиболее популярные материалы для изготовления кровли:

2. Ондулин

3. Керамочерепица

4. Наплавляемые материалы

5. Битумная мастика.

Подводя итог, стоит отметить, что несовершенство домов, построенных на Руси, вызвано отсутствием качественных материалов и современных инструментов. Используя , можно не бояться потемнения древесины или возможности гниения. Дом, построенный в соответствие со всеми нормами и требованиями, прослужит не одному поколению хозяев, однако важно помнить, что красота требует постоянного ухода.

С давних времен Русь славилась богатыми хвойными и лиственными лесами. Поэтому, дерево выступало в роли ведущего строительного материала в те времена. Из дерева строили все, начиная от изб для простого народа и бань, заканчивая хоромами для правителей, а также церквями.

Интересным является тот факт, что секреты древнерусского зодчества применяются и по нынешний день. Было время, когда дерево отошло на второй план, и вместо него использовали камень, бетон и кирпич. Однако теперь в 21 веке дерево, как стройматериал, обрело вторую жизнь.

Дерево – традиционный материал русского зодчества

Все дома на Руси возводили из сруба. Сруб – это связанные между собой бревна. Для строительства изб использовались бревна сосны и лиственницы, в более редких случаях – дуба или березы. Для возведения кровли брали древесину ели, поскольку она более легкая.

Бескрайние леса – это лишь одна из многих причин, почему наши предки отдавали предпочтение дереву. Вот еще несколько факторов, которые повлияли на популярность этого строительного материала:

  1. Для русского человека деревянные дома – это не просто место для жизни, а некое продолжение леса, природы. В таком доме человек чувствует себя спокойно и уютно.
  2. Автор писания «О государстве русском» Джайлс Флетчер утверждает в своей книге, что для русских деревянная постройка намного удобнее, чем каменная потому, что камень холодный и сырой, а дома из сухого дерева теплые. А это, со слов автора, крайне важно для сурового климата некоторых регионов Руси.
  3. Наши предки поняли, что, как и в лесу, в таком доме дышится легко и свободно. Окна в те времена были маленькие и узкие, а в холодное время года их и вовсе закрывали досками. Поэтому деревянное жилище – это лучший вариант.

Уважение к дереву пришло в христианскую Русь еще с языческих времен. Люди верили, что если обратиться к дереву, обнять его, то отойдут все болезни и проблемы, ведь от дерева исходил “добрый дух”.

Вы скажете, что все это сказки? Отнюдь нет. Ведь в каждой сказке есть доля истины. Древесина, в особенности хвойные породы, издает приятный аромат, вдыхание которого является своего рода исцеляющей ингаляцией. Это прекрасная профилактика простудных заболеваний. А страдающие хроническим бронхитом уже через год жизни в таком доме забудут про свою болезнь. Подобная ароматерапия успокаивает и расслабляет человека. Поэтому наши предки вовсе не сказочники, просто люди выражались в то время немного другими словами.

Какими инструментами пользовались на Руси?

Название “сруб” не случайно. Пошло оно от выражения “срубить избу”. Что это означает? Бревна для сруба заготовлялись исключительно при помощи топора, хотя на то время уже существовали пилы. В отличие от пилы, топор при рубке «заглаживает» древесные волокна, делая торцы бревен гладкими.

Гвозди использовались крайне редко, поскольку при соприкосновении с их поверхностью дерево со временем начинало гнить. А в те времена еще не существовало специальных пропиток, защищающих поверхность от влаги и насекомых. В качестве крепителя использовались остро заточенные деревянные колышки.

Как заготавливали бревна для строительства?

К выбору дерева для сруба подходили очень ответственно, ведь не из каждого ствола получится хороший материал. Сосна должна быть ровная и не изъеденная насекомыми. Выбрав подходящие деревья, мастера делали на стволах специальные метки – затесы. Узкими полосками по направлению к корню снималась кора.

Целая часть коры необходима была для того, чтобы обеспечить стекание смолы. После этого деревья оставляли стоять в лесу, порой даже на несколько лет. За это время из дерева обильно выделялась смола, смазывая ствол.

Рубку выбранных сосен начинали поздней осенью или ранней зимой, когда дерево уже «спит». Если вырубку осуществить летом или весной, сосна начнет гнить

В отличие от хвойных пород, лиственные деревья подлежали вырубке в теплое время года.

Для изб выбирали небольшие деревья, а для храмов и церквей – вековые сосны.

Возведение домов

Традиционно строительство дома начинали весной с возведения специальной каменной подошвы – прообраза современного фундамента. Если строили хибару (сарай для хранения запасов), то часто обходились и без фундамента, т.е. укладывали бревна на грунт.

Ряд связанных между собой бревен назывался «венец», это название используется по настоящий день.

Строения того времени условно можно разделить на несколько групп:

  • клеть;
  • изба;
  • хоромы.

Клеть – это четырехугольное помещение без окон с соломенной крышей, не предназначенное для отопления. Клеть редко использовалась в качестве жилья, в основном в ней хранили провиант. Изба – это клеть немного большего размера с установленной печью. Нередко избу соединяли с клетью, а крытый проход между ними назывался сени.

Хоромы представляли собой объединение нескольких помещений. В их состав входили покои, подклет, горница, светлица и т.д. Верхние этажи хором предназначались для знати, а нижние – для служителей.

В те времена применялись несколько технологий возведения домов. Для строительства хибар и клети использовали сруб «в режь», при этом бревна укладывали попарно друг на друга. Зачастую их даже не скрепляли между собой кольями.

Для изб применялась технология с забавным названием «в лапу», а все потому, что вытесанные концы бревен действительно напоминали лапы. Скрепление производили таким образом, чтобы торцы не выходили наружу. Это делалось, чтобы предотвратить сквозняки.

При технологии «в обло» торцы немного выходили за линию стен и оставались круглыми. При этом мастера связывали между собой бревна и венцы при помощи колышков, а между венцами выстилали мох. Данная технология считалась самой надежной. Дом мог выстоять более века. А в самом помещении всегда было тепло.

С тех пор прошло немало времени. Однако некоторые древнерусские секреты зодчества до сих пор актуальны. Нынешние архитекторы и проектировщики успешно применяют их в сочетании с новейшими технологиями.

Традиции народа древней Руси в первую очередь связаны с домом, с тем, как строились отношения в семье, как велось хозяйство, с обычаями, обрядами и праздниками. Строительство дома - акт творения, созидания. А плотники на Руси уподоблялись творцам, считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире. Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными таинствами…

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Русь издавна считалась страной дерева - обширных могучих лесов вокруг было предостаточно. Так уж сложилась русская жизнь, что почти все на Руси строили из дерева. Из мощных сосен, елей и лиственниц русские всех сословий - от крестьянина до государя возводили храмы и избы, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы. Как отмечают историки, русские столетиями жили в деревянном веке. Да и наиболее распространенное название русского поселения - деревня - говорило о том, что постройки здесь деревянные.

Конец 1940-х. Постройка сруба в селе Буховое Чаплыгинского района Рязанской области, улица Центральный порядок, домовладение Торопчина Алексея Макаровича. Два плотника устанавливают оконную коробку: у хозяина дома в руках уровень (слева- А.М.Торопчин), третий член бригады конопатит зазоры между брёвнами.

Дерево - один из самых древних, традиционных и любимых русским народом строительных материалов. А почему не камень? Ведь и камень у нас был!

На этот вопрос еще в XVI веке ответил Д. Флетчер в книге «О государстве Русском»:

«Деревянная постройка для русских удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в тех много сырости, и они холоднее, чем деревянные дома, что важно в суровом климате Руси; дома из сухого соснового леса дают тепла больше всего» ...

Дереву на Руси издревле был почет. К нему, как к живому, обращались в самых разных случаях: «Свято дерево, помоги". И дерево, внимая просьбе-мольбе, помогало. Великая сила земли и неба сосредоточена в деревьях. А предки наши чистым своим сердцем чувствовали это и потому деревянные избы-хоромы, построенные: «как красота и мир скажут», так любили.

Дух дерева продолжал жить в бревнах сруба, в досках пола и потолка, в отполированной до блеска столешнице и в лавках. Поэтому и саму избу, свое жилище, крестьянин рассматривал как часть природы, ее одухотворенное продолжение.

Зайдя в такой дом, понимаешь, что его пространство наполнено мерным шумом леса и потоками свежего воздуха; это пространство дышит умиротворением и безмятежностью. В доме всегда витает тонкий «лесной» аромат сибирской сосны или лиственницы, кедра, ели. Солнце царит здесь с утра до вечера, мягкие пастельные тона выглядят естественно, смола солнечной слезой стекает по бревнам, и с темной иконы смотрит всепроникающим взглядом светлый лик Богоматери...

Дом выглядит неподдельно величественно, как и сама природа. Создается впечатление, что дом этот прижился, «пустил корни» в окружающую среду, стал неотъемлемой частью окружающих лесов и полей, всего того, что мы называем Россией.

Дом - то уникальное место на земле, где человек чувствует себя уверенно и спокойно, где ощущает себя полноправным хозяином. Отсюда отсчитывает он все свои перемещения во времени и пространстве, сюда возвращается, здесь ждет его семейный очаг, здесь он растит и воспитывает детей, здесь протекает его жизнь. «Дом - это там, где твое сердце», - писал римский ученый и историк Плиний старший.

При создании дома для себя и своей семьи наш предок вступал в теснейшие и весьма сложные связи и отношения с окружающей средой. Умело используя её особенности, он стремился вжиться в природу, гармонично и непротиворечиво слиться с нею, вписаться в ее живую и легкоранимую структуру. Существуя рядом и вместе с природой, развиваясь в постоянном контакте с нею, он, добивался, порой поразительных результатов в сложнейшем и ответственейшем деле формирования полноценного жилища, практичного и выразительного.

Природная наблюдательность, опыт предков, наработанные веками традиции, способность воспринимать и объективно оценить особенности естественного ландшафта пробуждали в русиче удивительное «чутьё» - он устраивался, обживался в действительно наилучшем месте, где было не только удобно, но и красиво - красота окружающей природы имела для него очень большое, а иногда и определяющее значение. Оно возвышало душу, давало ощущение свободы и простора.

Русская изба... Мудрым добром детских сказок обволакивает она, растворяя в сердце в покое. Для русского человека обычная деревенская изба является неким изначальным памятником его бытия, с ней связано начало Отечества - корневая основа его жизни.

Спокойной уверенностью веет от простых русских изб, добротно и обстоятельно обосновались они на родной земле. При взгляде на потемневшие от времени постройки старых русских селений не покидает ощущение, что они, однажды созванные человеком и для человека, живут вместе с тем какой-то своей, отдельной жизнью, тесно связанной с жизнью окружающей их природы - так сроднились они с тем местом, где появились на свет.

Древние северорусские избы повествуют нам о том, как жили наши предки времен Новгорода Великого и Московской Руси. Сделанное нашим предком - это практически сказанное им. Каждая изба - история.

Мы много знаем о том, как строятся современные деревянные дома, какой строительный материал, инструмент, средства защиты используется для этого. Также мы знакомы с другой информацией, благодаря которой легко сможем построить дом своими руками. Все это хорошо, да вот только, чтобы построить будущее, нужно хорошо знать наше прошлое, собственно, чем мы сегодня и займемся. В этой статье мы заполним информативную пустоту в нашей памяти и узнаем, как строили деревянные избы на Руси.

Инструмент для строительства

Итак, прежде чем говорить о самом строительстве, давайте разберемся в том, какой инструмент использовали наши предки. Здесь, особенно рассказывать не о чем, так как у наших предков был один-единственный, надежный и безотказный инструмент – топор, который использовался на любых этапах строительства. С его помощью руби деревья, снимали с них кору, очищали от сучков, подгоняли бревна друг к другу. Одним словом, делали все, что могло потребоваться в момент строительства дома. Из-за повсеместного использования топора при строительстве, в то время широко использовалось выражение – «срубить дом».

Именно поэтому сегодня, по привычке, называем деревянные дома срубами, хотя топор, почти не используем.

Заготовка материалов

Итак, вооружившись топором, наши недалекие предки шли в лес и рубили деревья. Стоит отметить, что приоритетным строительным материалом того времени, были хвойные деревья, в основном сосны и ели. Это объяснимо тем, что данные породы имеют ровную структуру, благодаря чему они просты в обработке и укладке. Кроме того, эти деревья, в большинстве, имеют подходящий уровень влажности, что делало дом устойчивее к усадке. Конечно, в то время про влажность дерева не знали, но зато заметили, что при использовании той же сосны, стены дома реже давали деформацию и трескались, как это происходило с другими породами.

Деревья старались рубить зимой. Прежде всего, это было обусловлено тем, что зимой было больше свободного времени, так как работы по хозяйству почти не было. Кроме того, наши предки считали, что дерево зимой спит, поэтому боли от ударов топора оно просто не ощущает. Удивительно, но они были правы, так как дерево в зимнее время прекращает жизненные процессы, связанные с обменом веществ, в результате чего, внутренняя влажность дерева уменьшается в несколько раз, что, в свою очередь, благоприятно отражается на строительстве. Конечно, ничего этого люди не знали, а лишь пользовались тем, что подсказывало им сердце.

Срубленные деревья притаскивали домой на лошадях. Далее, при помощи того же топора с дерева счищали кору и производили сортировку, где больные деревья, на которых была замечена гниль или насекомые, выбраковывали на распил. После чего, дерево некоторое время сушили, перекладывая с места на место, а затем, непосредственно, приступали к строительству, в котором участвовали мужчины с улицы города или со всего села.

Строительство деревянного сруба

Итак, приступая к строительству сруба, наши предки использовали все тот же инструмент – топор, с помощью которого, предварительно отступив от края бревна определенное расстояние, они вырубали специальные лунки, в которых и закреплялись другие бревна. Никакого бетона, щебня, прочного камня, в то время не было, поэтому фундамент никто не оборудовал. Первые бревна, которые укладывались в венец, клали на уплотненный грунт. Для уплотнения грунта, снимали некоторый слой земли. Таким же способом выравнивали поверхность относительно горизонта. Положив первый венец, плотники того времени приступали к укладке следующего, потом еще один и так далее, пока стены дома будут полностью не готовы. Стоит отметить, что при укладке, плотники подписывали каждые бревна, независимо от ряда. Это делалось для того, чтобы обезопасить себя от лишней работы, если вдруг, что-то пойдет не так и придется разбирать весь дом до бревнышка.

В строительстве сруба прошлого времени, поражает тот факт, что строители не использовали ни одного гвоздя, и это никак не влияло на прочность дома. Кроме того, раньше не было никаких утеплителей, средств защиты, лакокрасочных материалов, но деревянные дома, при должном уходе, всегда были теплыми и могли простоять 50 и более лет. Оказывается, дело было вот в чем.

С целью того, чтобы сделать дом теплым, закрыть все щели и уплотнить бревна, плотники того времени шли на хитрость. На поверхность каждого следующего бревна клали обыкновенный лесной мох, который, при усадке деревянного дома, прижимался так сильно, что вовсе закрывал все сквозные отверстия. Кроме того, эти дома были небольших размеров, поэтому отапливать их было очень просто.

Строили дом не так быстро, как в былую современность. Как правило, начинали строить ранней весной, а заканчивали уже осенью. Ждать год или два, пока дом даст усадку, у хозяев просто не было времени, поэтому к строительству крыши приступали сразу после окончания строительства стен дома.

Что касается строительства крыши, то, в своем большинстве, крыша была двухскатная. Это объяснялось тем, что на строительство данного типа крыши использовалось минимум строительного материала. В качестве кровельного материала люди выбирали солому, так как она была бесплатной и хорошо защищала дом от дождя и снега. Сама конструкция крыши, сильно напоминает современную крышу в два ската, несущие балки, «межэтажные балки перекрытия», примитивная обрешетка, конек и сама кровля. Чердачное помещение того времени люди использовали для того, чтобы сушить одежду, хранить некоторые запасы с огорода, а также для ненужных вещей. Это объяснялось тем, что в доме, из-за отсутствия свободного пространства, этим вещам просто не было места. В свою очередь, на пустом чердаке, воздух был гораздо теплее, чем на улице, что достигалось, благодаря дымоходу.

В качестве облицовки стен, но в большей мере с целью утепления, наши предки использовали солому, которую, как бы это странно ни звучало, они смешивали с коровьим пометом и глиной. Глину гладко затирали, придавая контуру дома идеально ровные грани стен и поверхности. Поверх глины наносили побелку, которую обновляли, как правило, несколько раз в год.

Определение центра

Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Жертва

В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы.

На ранних этапах истории у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица).

Отрывок из христианского номоканона гласит: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент - тому наказание - 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла». Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.

Укладка первого венца

Обряд жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб.

С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее.

Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует «окладное» («обложейное», «закладочное») угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет». Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца - наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» - и что он задумал, то и сбудется.

Укладка матицы

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме.

Один из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу.

Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.После установки матицы и «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать дом.

Прорубание окон и дверей

Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», - и делали топором знак креста. То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.

Покрытие дома

Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится «своим», жилым и безопасным, только будучи покрытым.

С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши.

На Севере устраивали«саламатник» - торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов - густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.

Окончание строительства

Странными представляются обряды, завершающие строительство дома. В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи. Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия, продолжения жизни.