Требования к публичной речи. Основные требования к публичному выступлению К общим требованиям при публичном выступлении относятся








Характеристика публичной речи С целью убеждающего воздействия в ораторской речи используются логические и психологические доводы. Логические доводы обращены к разуму слушателей. К ним относятся: теоретические обобщения и выводы, ранее доказанные законы науки, аксиомы и постулаты, определения основных понятий, факты, статистика. Психологические доводы действуют на чувства слушателей. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателей. 6


Адаптация к аудитории Публичная речь произносится в определённой аудитории, поэтому оратор должен хорошо знать, перед кем ему предстоит выступать, учитывать состояние и настроение слушателей. Это позволит ему лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха в общении. 7


Основные трудности публичного выступления Американский специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора: Нельзя прервать выступление, когда хочется; Нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас; Трудно понять отношение аудитории к себе; Нельзя вести себя свободно, так, как хочется; По вашему выступлению о вас составят мнение, которое трудно будет изменить 8










Сдержанная эмоциональность Эмоциональность – обязательное требование к публичному выступлению. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам небезразлично то, что вы произносите. Однако эмоциональность должна быть сдержанной. Предпочтительнее приводить факты, вызывающие эмоции у слушателей, нежели самому говорить слишком эмоционально. 13






Разговорность Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление может быть носить характер непринуждённой беседы. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов. 16


Поддержание контакта с аудиторией Данное требование относится к числу важнейших. Необходимо смотреть на аудиторию во время выступления, следить за её реакцией, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию необходимо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый. 17




Решительный конец Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, заранее продуманным. Окончательную фразу нужно продумать и сформулировать. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория поняла, что это завершение вашего выступления. 19

Следующий аспект речевой культуры – выполнение определенных требований к языку публичного выступления, к речи оратора.

Какими качествами должна обладать эта речь?

Для ответа на этот вопрос следует представить систему отно­шений между:

Речью и языком

Речью и действительностью

Речью и сознанием слушателя

Речью и условиями общения

Рассмотрение этих соотношений помогает нам вычленить и осмыслить такие основные коммуникативные качества речи, как пра­вильность, краткость,точность , логичность , богатство,эмоцио­нальность (выразительность) речи (см. схему 8).

Этот перечень мо­жет быть продолжен и конкретизирован, но в основном именно упомя­нутые качества обеспечивают доходчивость и действенность публич­ного выступления.

Правильность речи – первое и непременное требование. Хотя нормы устной речи не так строги, как требования к литературному произведению, оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь. Н.М.Карамзин писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим».

Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении (схема 9).

Единство речи, ее взаимопонимаемость обеспечиваются именно правильностью речи, без нее не «срабатывают» другие коммуникативные качества (точность, выразительность и др.).

Значение грамматической пра­вильности речи подчеркивал М.В.Ломоносов: "Тупа оратория, косноя­зычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомни­тельна юриспруденция без грамматики".

Отступление от норм языка не только затрудняет понимание ре­чи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от со­держания выступления, отрицательно сказывается на действенности речи.

Пренебрежительное отношение к законам грамматики – ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательнос­ти мысли ("Наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму").

Нарушение лексических норм (ошибки в сло­воупотреблении , неоправданное использование диалектных и жаргон­ных слов , разрушение устойчивых словосочетаний и др.), мешает оратору достичь цели выступления, а иногда просто создает коми­ческий эффект, не предусмотренный содержанием выступления («На наших плечах возлежит история, мы должны передать ее последующим поколениям, которые будут рослее и мощнее нас»); («В тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху»).



Грубые ошибки в произношении («будующей», «лаболатория», «ихний», «красивее», «алфавит», «торта», «досуг») также отвлекают аудиторию от сущест­ва речи, создают негативный психологический фон.

Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор, обязан совер­шенствовать свою речь, чаще консультироваться с грамматическими справочниками и словарями.

Краткость речи Важное качество хорошего выступления – его краткость . Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушатели, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора . Известный древнегречес­кий писатель и ученый Плутарх считал , что «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».



Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бо­роться с плеоназмами (речевой избыточностью) – когда в речь вкрапляются слова, ненужные, излишние по смыслу: «толпа людей» «по-новому пересмотреть», «могучий богатырь», «многое сделано по линии обеспечения продовольствием»

Другая разновидность многословия – тавтология , т.е. повторе­ние того же самого другими словами, нередко однокоренными «равно­правные права», «я собственно скажу свое личное мнение», «отсюда вытекает текучесть кадров». Очень частая ошибка – тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением: «перспектива на будущее», «традиционные каноны», «памятный суве­нир», «свободная вакансия».

Неоправданное обилие вводных предложений и оборотов – вид многословия.

Вот один из примеров: «Я смотрю на Вопрос так: зат­раты будут велики. А если мы заглянем в вопрос поглубже, – а вы согласитесь с тем, что все это мы сделаем, в чем я не сомнева­юсь, – то мы обнаружим, что необходимых средств нет. Более того, даже если бы средства были налицо, на что рассчитывать нельзя, как я уже сказал, то весьма сомнительно, что проект стоит таких затрат».

В этой фразе «слова-заполнители» составляют три четверти сказанного. Гораздо действеннее было бы начать со слов «Я убеж­ден», а затем просто соединить в короткое предложение все под­черкнутые слова.

Ошибками являются также злоупотребление определениями («наш священный и наивысший долг»), преувеличениями («Абсолютная и не­оспоримая истина»), подразделениями («мужчины, женщины, дети каждого города» – вместо «все жители»).

Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подго­товка, склонность оратора к самолюбованию и выспренности стиля.

Точность речи. Требование точности и ясности предъявлялось к публичной речи уже в античных руководствах по риторике:

«Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели».

Точность, речи всегда связывалась:

· с умением ясно мыслить

· со знанием предмета выступления

· со знанием значений слов.

Если первые два элемента принимаются как сами собой разумеющиеся, то третий требует некоторых пояснений.

Чтобы обеспечить точность речи:

Оратор должен верно выбрать слово из синонимического ряда в соответствии со стилем высказывания («просить» – нейтральное, «клянчить» – ироническое, «хода­тайствовать» – официальное, «молить» – возвышенное, «умолять» – разговорное; «спать» – нейтральное, «почивать» – торжественное, «дрыхнуть» – просторечное).

Ему придется также четко разграничить паронимы («дипломник» и «дипломант», «эффектный» и «эффективный», «гордость» и «гордыня», «нетерпимы» и «нестерпимый»).

Кроме того, для начинающего оратора большую сложность представляет точное употребление иноязычных, архаичных слов, терминов.

Перегружен­ность речи терминологией делает ее недоступной пониманию.

Злоу­потребление архаизмами также может существенно затруднить воспри­ятие.

А бездушное, стилистически неоправданное использование за­имствований п ревращает язык публичного выступления в малопонятный жаргон, где, по меткому выражению языковеда П. Филина, на смену ушедшему «французско-нижегородскому» пришел принижавший нацио­нальное достоинство «американско-ростовский сленг».

Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует элементарное незнание смысла слова, и тогда рождаются фразы типа: «Тезис, ко­торым постоянно мотивировал выступающий...». «Я гипотетически придумал такой план». «Это не входит в сферу моей компетен­ции...».

Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, воп­реки их значению: «Большая половина выступления посвящалась кри­тике», «Следует придерживаться осторожности во время спуска». «Экскаватор вооружен ковшом», «Нам нужна подсобная литература по этой теме», «Он работает здесь ряд лет».

Логичность речи. Много общего с точностью имеет логичность речи – соответс­твие сочетаемости частей высказывания законам логики.

· Это значит, что сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым (типичная ошибка «углубляется вширь»);

· кроме того, условием ло­гичности является правильный порядок слов («напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»).

· Логич­ность речи зависит также от того, насколько правильно выражена связь отдельных высказываний в тексте («У каждого человека в жизни бывают минуты, которые он запоминает навсегда; среди них мне запомнились два дня») .

Богатство речи. Одно из центральных качеств речи – ее богатство, или разно­образие лексических, фразеологических, интонационных средств язы­ка . Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений.

Различают активный и пассивный словарный и фразеологический запас оратора (активный – те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный – все знакомые и понятные нам слова, которые мы, тем не менее, в своей речи не упот­ребляем).

Считается, что активный запас современного культурного человека колеблется в пределах 4-5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включают еще около 15 тысяч языковых единиц.

В чем проявляется богатство речи?

· Прежде всего, в разнообра­зии синонимов , помогающих избежать монотонности, придать речи яр­кую эмоциональную окраску.

· Затем – в использовании фразеологичес­ких единиц , не только разнообразящих речь, но и придающих ей осо­бую выразительность, меткость, образность, (сравните, насколько выразительнее «души не чаять», чем «любить»; «сломя голову», чем «быстро»; «из рук в руки», чем «непосредственно»). К фразеоло­гизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афо­ризмы.

· Наконец, богатство речи – это разнообразие интонаций, что является важнейшей характеристикой устного слова и столь способс­твует его популярности.

Богатой, разнообразной, оригинальной речи противостоит сло­весный штамп механическое повторение стертых, шаблонных слово­сочетаний или целых высказываний, лишающих речь индивидуальности и выразительности. Они известны всем, их все уже много раз слыша­ли, и потому они не несут для слушателя новой информации, а тем более не задевают его чувство. За речевыми штампами стоит, как правило, отсутствие мысли и чувства оратора. Кого могут взволно­вать, например, такие стереотипные выражения: «проявлять постоян­ную заботу», «принимать решительные меры», «в свете сегодняшних требований», «надо определиться по этому вопросу", "проводить в жизнь"?

Еще более опасная разновидность штампов – это некогда оригинальные, а сейчас уже донельзя стершиеся образные выраже­ния : "белое золото" (черное, голубое, мягкое и т.д.), "корабли полей", "этажи новостроек", "труженики моря", "держать руку на пульсе времени", "часовые порядка" и др.

Разновидность штампа , все чаще проникающего в живую разго­ворную речь, – так называемый "канцелярит" (по меткому определению К.И. Чуковского), использование не по назначению трафаретных выра­жений из деловых бумаг.

Признаки канцелярита:

Вытеснение живого глагола отглагольны­ми существительными

Нагромождение существительных в родительном падеже

Злоупотребление иностранными словами.

Лишая ораторс­кую речь ее естественной живости и выразительности, обезличивая ее, канцеляри т одновременно мешает слушателям думать, понимать высказанное. Более того, штампы такого рода помогают придать "со­лидность" пустым, бессодержательным речам, создают видимость мыс­ли и дела там, где их нет. Сравните несколько фраз:

1.Подготовка кадров будет
иметь особое значение Подготовка кадров сегодня очень важна.

в свете решений сегодняшнего дня.

2.Отряд добровольцев проделал
определенную работу по оказанию Отряд добровольцев помог пострадавшим от наводнения попострадавшим от
наводнения.

3.Я не в курсе дел по этому Я не знаю.
вопросу.

4.Сложилось совершенно недоста-­ Трудовая дисциплина очень слаба (низка).
точное положение с трудовой
дисциплиной.

Эмоциональ­ность речи (выразительность ). Как уже отмечалось выше, ораторская речь сочетает в себе воздействие и на разум слушателей, и на их чувства. Эмоциональ­ность – совершенно естественное и вместе с тем необходимое ка­чество публичной речи, помогающее восприятию и усвоению ее рацио­нального содержания .

Учеными установлено, что эмоциональность ре­чи положительно влияет на механизмы мышления, памяти, внимания. Иногда это коммуникативное качество называют еще "выразитель­ностью" или "образностью речи".

Эмоциональным, выразительным выступление может быть лишь тогда, когда оратор испытывает те же чувства, которые стремится передать аудитории.

Эту закономерность сформулировал М.М. Сперанский в "Правилах высшего красноречия": "Основание красноречия... суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для орато­ра необходимы совершенно. ... Оратор должен быть сам, пронзен страстью, когда хочет родить ее в слушателе".

Существуют особые языковые средства , при помощи которых ора­тор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей: лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи).

Их классифи­кация, применение, специфические функции хорошо и подробно осве­щены в литературе; поэтому ограничимся лишь кратким их перечисле­нием.

Важнейшие лексические средства выразительности, или тропы, ) это:

1.ЭПИТЕТ – образное определение ("слепая любовь", "дрему­чее невежество", "лютая смерть", "леденящая вежли­вость".)

2.СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с
целью более яркой характеристики одного из них через
свойства другого ("злые языки страшнее пистолета", "пок­раснел, как рак").

3.МЕТАФОРА – перенос на один предмет свойства другого
предмета, сближение двух явлений по сходству или конт­расту ("искра таланта", "золотые руки", "тишину рассека­ет хриплый рев гудка")

4.МЕТОНИМИЯ – замена одного слова другим на основании бли­зости выражаемых ими понятий ("любить Пушкина" т.е. лю­бить стихи Пушкина).

5.СИНЕКДОХА (разновидность метонимии) - употребление наз­вания большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот ("все флаги в гости будут к нам", "в наших лесах водится белка").

Об ораторском искусстве, -С. 81.85.

2) Использован словарь терминов красноречия, составленный А.Е.

Михневичем ("Ораторское искусство лектора".- М., 1986,

6. ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение ("вино лилось ре­кой", "ждать целую вечность").

7. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – одушевление неодушевленного ("ветер сту­чит в окно", "старость стоит у порога").

К лексическим средствам выразительности примыкают

ФРАЗЕОЛО­ГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов с полностью или частично переос­мысленным значением, пословицы, поговорки. Они помогают достичь и эмоциональности, и лаконичности речи в передаче сложных представ­лений, образов, понятий. К ним близки также крылатые слова и афо­ризмы.

Другая группа средств, преследующих те же цели.- Фигуры речи или приемы стилистического синтаксиса.

1.ПОВТОР – многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Разновидности повтора – анафора (повтор начальных слов) и эпифора (повтор заключительных слов).

2.АНТИТЕЗА – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

3.ИНВЕРСИЯ – намеренное нарушение обычного порядка слов в
предложении.

4.ГРАДАЦИЯ – такое расположение слов, при котором каждое
последующее превосходит предыдущее по интенсивности.

5.РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизации внимания и интереса слушателей.­

6.РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - особо эмоциональное утвержде­ние или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора.

Уместность речи. Опытный оратор, обладающий высокой речевой культурой, широко использует все выразительные средства языка, но при этом он соб­людает меру, так как злоупотребление тропами и фигурами речи де­лает выступление растянутым, искусственным и напыщенным. Строгое подчинение выразительных средств целям речи и ситуации общения , т. е. уместность речи – одно из главных правил риторики.

В заключение этого раздела можно сформулировать несколько практических советов тем, кто хочет стать хорошим оратором:

Чтобы поднять уровень речевой культуры, необходимо:

Расширять круг своего чтения, анализируя при этом стили
литературного языка;

Внимательно и часто слушать хороших ораторов и выдающих­ся актеров;

Постоянно контролировать себя, бороться с погрешностями
языка и стиля в обиходной речи;

Чаще практиковаться в публичных выступлениях, перед этим
предварительно написав и тщательно отредактировав текст речи;

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Каковы слагаемые речевой культуры?

2. В чем отличия и преимущества устной речи перед письменной?

3. Каким основным требованиям должна отвечать публичная речь с
точки зрения языковой культуры?

4. В чем опасность речевых штампов?

5. Что должен сделать оратор, чтобы его речь стала выразитель­ной и доходчивой?

6. Надо ли писать текст своего выступления?

7. Проанализируйте язык теле – и радиопрограмм (информационных
сообщений) в течение одного-двух дней. Какие ошибки вы заме­тили? Приведите по 1-2 примера неточного словоупотребления, нарушения норм ударения, избитых выражений.

8. Пользуясь хрестоматией "Ораторское искусство лектора", най­дите по одному примеру на каждый из приемов речевой вырази­тельности.

9. Составьте двухминутную речь о необходимости борьбы за чистоту и культуру речи.

10.Согласны ли вы с утверждением К.Г. Паустовского: "По отноше­нию каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его граж­данской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему язы­ку, дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием прошлому, настоящему и будущему своего народа"?

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство». Назовите основные особенности ораторского искусства как социального явления.

2. Расскажите об основных факторах, влияющих на установление контакта между оратором и слушателями.

3. Охарактеризуйте этапы подготовки ораторской речи.

4. Что такое «композиция речи»? Дайте характеристику основных элементов.

5. О каких методах изложения материала и приемах привлечения внимания вы узнали в этой главе?

Выступления могут быть двух видов: специально подготовленное и спонтанное, к которому специально не готовятся, но в ходе обсуждения появляется желание дополнить или исправить сказанное кем-то. В обоих случаях требования к устному выступлению одни и те же.

Основные требования к устному выступлению коротко можно выразить следующими словами: 1) иметь что сказать; 2) уметь сказать; 3) успеть сказать. Рассмотрим каждое из этих требований.

I. К выступлению нужно готовиться заранее, подбирая соответствующий материал с использованием разных источников. При этом следует выделить основную мысль. Она не должна затеряться во множестве произносимых фраз. Если Вы хотите выступить по большому вопросу, где будет несколько проблем, то лучше всего составить план. Это для того, чтобы Вы от волнения не сбились, не перепутали последовательность изложения материала. Если нарушается последовательность, то выступление может быть бездоказательным, без соблюдения логики и, возможно, не совсем понятным для окружающих. В данном случае теряется восприятие всей проблемы в целом. Такое выступление будет состоять из отдельных фрагментов, мало связанных между собой.

Если Вы выступаете, основываясь на свои записи, то следует соблюдать следующие правила:

1) Конспект не должен быть написан мелким почерком от края до края страницы. В противном случае Вы сами не сможете быстро найти нужный Вам материал.

2) В конспекте должны быть выделены «красные» строки, отделяющие одну мысль от другой, четко выделены цифры, даты. Лучше будет, если Вы воспользуетесь разными цветами авторучки, подчеркивая и обозначая нужные факты специальными знаками. Это необходимо для того, чтобы Вы, опустив взгляд на страницу, сразу нашли нужную вам дату, слово, факт.

3) Слева от текста лучше оставлять поля. Это делается для того, чтобы Вы могли делать на них записи, которые будут дополнять и соответствовать тому материалу, который записан на данной странице. Это дополнение Вы не потеряете, не перепутаете с другими фактами и будете знать, к какому вопросу оно относится. Сделанный вами план или конспект должен работать на Вас, а не против Вас.

II. За небольшой промежуток времени вы должны сказать то, что наметили и должны сделать это так, чтобы все Вас услышали и поняли. Поэтому выступление должно быть кратким, емким, живым. Вы должны говорить громко, четко, правильно делать ударения, знать смысл произносимых слов. Если встречаются трудные для Вас слова, то следует потренироваться заранее, чтобы добиться их правильного произношения.

III. Поскольку на практических занятиях Вы будете выступать не один, то следует подумать о том, чтобы дать возможность высказаться всем желающим. А это возможно только в том случае, если вы хорошо подготовитесь к выступлению с соблюдением всех рекомендаций.

Студенты вуза должны научиться рассказывать так, чтобы их слушали и понимали.

Конспект выступления должен быть обязательно, но это не отменяет устного выступления. Любая попытка к монотонному чтению с листа неминуемо вгоняет всех присутствующих в сон. Поэтому чтение доклада недопустимо. Попытайтесь пересказать текст (ни в коем случае не заучивать!). Основная трудность устного выступления в том, что рассказывающий должен понимать то, о чем он говорит. Если Вы поняли, о чем текст, его логику и смысл, то Вы расскажете даже лучше, чем написано в самом лучшем из конспектов.

Для того чтобы лучше понять текст, необходимо составить примеры основных указанных в нем ситуаций. Это позволит Вам, в дальнейшем, ответить на вопросы, если таковые появятся. Ваш рассказ должен быть логичным и строиться по принципу: тезис – пример – выводы. Ваша память сама подскажет вам недостающие звенья этой цепи, если Вы помните хотя бы одно из них.

Выступая публично, помните, что некоторые люди воспринимают информацию не столько на слух, сколько «с губ» рассказчика, поэтому старайтесь говорить, охватывая взглядом всю аудиторию, глядя в глаза слушателям.

Разумеется, ораторские выступления существенно различаются по теме, жанру, они зависят от того, перед кем вы выступаете, но можно определить некоторые самые общие требования к публичному выступлению, которые необходимо соблюдать вне зависимости от жанра, темы и аудитории (хотя, конечно, кое-какие коррективы все равно придется вносить). Общие требования к публичному выступлению отражают опыт эффективных выступлений, а также ожидания аудитории, ее пожелания к оратору.

Основными требованиями к публичному выступлению являются следующие.

1. Понятность главной мысли, доступность изложения.

Поль Сопер высказал следующую мысль: «Непонятна

обычно не тема, а изложение». В большинстве случаев это оказывается именно так. Для того, чтобы главная мысль была понятной, необходимо, во-первых, ее иметь, то есть надо твердо знать, что ты хочешь сказать; во-вторых, необходимо приложить максимум усилий (используя специальные приемы; о которых речь пойдет ниже), чтобы мысль эта стала доступной слушателям. В результате выступления аудитория должна быть в состоянии ответить и сформулировать словами: что же он, оратор, хотел сказать?

2. Решительное начало и решительный конец.

Как начало, так и конец должны быть краткими, ясными, понятными и заранее продуманными.

3. Краткость.

Крайне важно соблюдать отведенный регламент, уложиться в отведенное время и даже чуть-чуть сэкономить его. Оратор, который закончил на 1–2 минуты раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, правильные, содержащие истинную информацию.

Хороший совет на эту тему дал своему сыну Франклин Делано Рузвельт. Объясняя ему, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: «Будь искренен, будь краток, садись».

4. Разговорность.

Выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией, оно должно носить характер беседы. Поль Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления» (с. 31). Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда – не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит – и к содержанию его речи.

5. Сдержанная эмоциональность.



Эмоциональность – обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной, не

должна выходить за пределы, а рамках которых она остается приятной для слушателей и оказывает положительное воздействие на восприятие информации. Нельзя не согласиться с П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?» В связи с этим предпочтительнее обращаться к фактам, вызывающим эмоции, нежели к самим эмоциям.

6. Выраженная потребность донести мысль до людей.

Нужно не только иметь, что сказать, но и иметь потребность это выразить и сообщить об этом другим. Слушатели должны видеть, что все это говорится именно для них, что именно они важны для оратора и оратору хочется, чтобы именно они узнали о том, что он им сообщает. Это качество публичного выступления можно назвать «обращенностью оратора к аудитории» – без такой обращенности выступление воспринимается и усваивается неизмеримо хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должна быть видна, должна ощущаться на протяжении всего выступления.

7. Установление контакта с аудиторией.

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт»? Е. А. Юнина, Г. М. Сагач полагают, что контакт оратора с аудиторией предполагает: 1) корректировку речи по ее ходу, 2) управление поведением аудитории, 3) управление собственным поведением (с. 109). Контакт с аудиторией может установиться на сразу, его установление может потребовать некоторого времени и специальных усилий, приемов. Отметим лишь, что если оратор соблюдает предыдущие шесть требований к публичному выступлению, то контакт с аудиторией, как правило, устанавливается.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ

КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЬ:

Знакомство с основными понятиями теории ораторского
искусства, технологиями подготовки публичного
выступления.
Выработка навыков и умений самостоятельной
подготовки и произнесения различных видов публичных
выступлений.
2

Публичная речь – это особая форма речевой
деятельности в условиях непосредственного общения;
речь, адресованная определённой аудитории;
ораторская речь.
3

Особенности публичной речи:

- Наличие обратной связи
(реакция на слова оратора)
- Устная форма общения
- Сложная взаимосвязь между книжной
речью и её устным воплощением
- Использование вербальных и
невербальных средств общения
4

Характеристика публичной речи

В процессе публичного выступления нередко
приходится отстаивать свою точку зрения, доказывать
её правильность, убеждать, а порой и переубеждать
слушателей.
5

Характеристика публичной речи

С целью убеждающего воздействия в ораторской речи
используются логические и психологические доводы.
Логические доводы обращены к разуму слушателей. К
ним относятся: теоретические обобщения и выводы,
ранее доказанные законы науки, аксиомы и постулаты,
определения основных понятий, факты, статистика.
Психологические доводы действуют на чувства
слушателей. Психологи доказали, что на процесс
убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное
состояние слушателей.
6

Адаптация к аудитории

Публичная речь произносится в определённой
аудитории, поэтому оратор должен хорошо знать,
перед кем ему предстоит выступать, учитывать
состояние и настроение слушателей. Это позволит ему
лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха
в общении.
7

Основные трудности публичного выступления

Американский специалист в области ораторского
искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности
оратора:
Нельзя прервать выступление, когда хочется;
Нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит
только от вас;
Трудно понять отношение аудитории к себе;
Нельзя вести себя свободно, так, как хочется;
По вашему выступлению о вас составят мнение,
которое трудно будет изменить
8

Разные жанры, как и разные формы публичного
выступления требуют разных приёмов подготовки.
Но есть в риторике и общие правила подготовки к
публичному выступлению.
9

Общие требования к публичному выступлению

Решительное начало выступления.
Драматизм.
Сдержанная эмоциональность.
Краткость.
Диалогичность.
Разговорность.
Поддержание контакта с аудиторией.
Понятность главной мысли.
Решительный конец.
10

Решительное начало выступления

Первая фраза должна быть продумана, подготовлена
заранее и хорошо выучена.
Нельзя в первой же фразе выступления задумываться
над тем, с чего вы начнёте.
Первую фразу необходимо произнести уверенно и
выразительно.
11

Драматизм

Это напряжение в тексте.
Драматизм создаётся в выступлении при намеренном
столкновении разных точек зрения.
Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его
подготовки.
12

Сдержанная эмоциональность

Эмоциональность – обязательное требование к
публичному выступлению.
Слушатели должны ощущать, что вы говорите
эмоционально, взволнованно, что вам небезразлично
то, что вы произносите.
Однако эмоциональность должна быть сдержанной.
Предпочтительнее приводить факты, вызывающие
эмоции у слушателей, нежели самому говорить
слишком эмоционально.
13

Краткость

Краткие выступления рассматриваются в большинстве
аудиторий как более правильные, содержащие
истинную информацию.
Крайне необходимо соблюсти отведённый регламент,
уложиться в отведённое время
14

Диалогичность

Выступление должно представлять собой как бы диалог
со слушателями.
Оратор не обязан всё время говорить сам, он может
задавать вопросы аудитории, выслушивать её ответы,
реагировать на её поведение.
Вопросы могут быть риторическими.
15

Разговорность

Стиль выступления должен быть преимущественно
разговорным, выступление может быть носить характер
непринуждённой беседы.
Разговорность ораторского выступления существенно
повышает доверие к оратору.
Не надо использовать много специальных, книжных,
иностранных слов.
16

Поддержание контакта с аудиторией

Данное требование относится к числу важнейших.
Необходимо смотреть на аудиторию во время
выступления, следить за её реакцией, демонстрировать
приветливость, дружелюбие, готовность ответить на
вопросы, вести с аудиторией диалог.
Аудиторию необходимо разбить на секторы и смотреть
по очереди на каждый.
17

Понятность главной мысли

Главная мысль должна быть передана не менее двухтрёх раз в ходе выступления.
В подавляющем большинстве случаев аудитория
любит выводы и ждёт их от оратора в
сформулированном виде.
18

Решительный конец

Как и начало, конец выступления должен быть кратким,
ясным, заранее продуманным.
Окончательную фразу нужно продумать и
сформулировать.
Заключительная фраза должна быть произнесена
эмоционально, несколько замедленно и
многозначительно, чтобы аудитория поняла, что это
завершение вашего выступления.