Положить живот за други своя. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя

История, которую нам поведали в Команах в отношении подвижнической жизни, смерти и творимых чудес святого мученика Василиска Команского, вряд ли кого оставит равнодушным. Вообще, истории гонений на христиан того времени нам являются мощнейшим назиданием стойкости в вере и радения за неё.

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305-311). Известно, что мученики Клеоник, Василиск и Евтропий родились в городе Амасье в Каппадокии. Их за православие представили перед властителем города Асклепиодотом, а затем жестоко избили. Но им было видение святого Господа и Феодора Тирона. Асклепиодот увидел, что не может святых силой обратить в язычество, поэтому стратегию решил изменить: сперва он их разделил, а затем попытался уговорить и убедить обещаниями и лестью отказаться от христианской веры. Его глупая попытка потерпела неудачу.

Далее святые Василиск, Евтропий и Клеоник молитвами заставили упасть на землю статую Артемиды. Это явилось причиной их кровавого мученичества. В землю были врыты деревянные высокие колья, к которым привязали мучеников. Их тела стали рвать железными крючьями, поливать кипящей смолой. Раны страдальцев истязатели посыпали смесью, состоящей из соли, горчицы и уксуса. Клеоника и Евтропия утром 3 марта распяли, а мученика Василиска отправили в Команы, где поместили в темницу.

Прибывший начальником в город Амасию правитель Агриппа, также начал преследовать христиан. Асклепиодот, осудивший святого Феодора Тирона на смерть в 306 году, к тому времени помер. И Агриппа был назначен на его место. Он стал преследовать христиан с той же жестокостью.

Святой Василиск в темнице готовился к предстоящему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах.

Святой Василиск попросил стражей темницы отпустить его в селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру. Он стал объяснять им, что в царство Христово можно войти лишь путем скорбей. Когда он завершил свою речь, люди стали сильно плакать. Они попросили мученика молиться о них Господу. В итоге Василиск получил от матери своей благословение на смерть и отправился обратно в темницу.

Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким помощником правителя. Встретив возвращавшегося святого Василиска, они надели на него тяжелые оковы, а ноги обули в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправились в Команы.

Дойдя до одного селения в знойный полдень, путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою» . Внезапно земля заколебалась и произошло небольшое землетрясение, вериги спали, а сапоги медные растаяли. Дуб сухой зазеленел, а источник воды потек на том месте, где праведник стоял, и где земля была обагрена его кровью. Воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения» . Его повели в капище, где по молитве святого Василиска с неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигий (память 5 августа).

Местные христиане подкупили палача, чтобы он не сбрасывал в реку тело Василиска. Вскоре они выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Когда для захоронения святых мощей люди копали могилу, они захотели пить. Они помолились мученику Василиску, и в тот же момент около могилы появился источник. Этот родник существует и сегодня, а вода его считается целебной. Мы побывали там и окунулись в источнике.

Мученик Василиск был похоронен в Команах на холме. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика, в которую перенесли мощи, в развалинах храма они покоятся и до сих пор.

По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: «Завтра будем вместе» .

У мощей происходит масса исцелений. Из ближайших, произошедших в этом году, история со слов хорошо знакомого мне местного жителя. Женщина из Воронежа, прибывшая с группой паломников к мощам с 4-й стадией онкологического заболевания и уже неходящая, получила значительное облегчение и покинула там же инвалидную кресло-коляску. С 2002 года в Команах внутри руин древнего храма Василиска возвышается деревянная часовня, подаренная Абхазии состоятельным туляком в благодарность за избавление его дочери от недуга водой святого источника.

История жизни этого страстотерпца так же трагична, как и большинства первых христиан. Во многом трагичны и события, происходившие совсем недавно вокруг могилы святого мученика и храма в его честь. Здесь шли одни из самых тяжелых для абхазской стороны боев с грузинскими войсками, решившими силой покорить абхазов. И если вы приезжаете на источник, то не можете пройти мимо памятной гранитной плиты с именами героев Абхазии, отдавшими свои жизни за свободу своего Отечества.

Вокруг масса зданий со следами от пулевых отверстий и осколков снарядов, на стенах комментарии наших современников о том ратном подвиге.

Возвращаясь назад по извилистой горной дороге из Коман в Сухум, размышляя о страданиях во имя Христа людей, принявших Его в своё сердце, проезжая по земле, впитавшей за века столько крови своих защитников, задумываешься о многом. Особенно о том, что ты конкретно сделал и готов сделать дальше для своей страны, своего народа. Какова сила твоей веры, насколько крепок твой дух.

Уже ближе к Сухуму снова наткнулись на монумент абхазским бойцам 1993 года, погибшим в боях здесь, сгоревшим заживо в своем танке. Сколько среди нас ещё таких, готовых пожертвовать собой, грудью встав за новые поколения? Кто придёт после нас против той нечисти в виде сект, субкультур, наркодилеров, и прочих-прочих, а также их высокопоставленных «друзей» в органах власти?..

Вопросы скорее риторические. Всё меньше таковых, глядя по сторонам, мы это видим. Большинство старается дальше своего «носа» не видеть и максимально отгородиться от проблемных вопросов согласно все более популярному принципу, особенно среди молодых: «Моя хата с краю». Путь с таким личным постулатом однозначно гибельный для личности. Гибельный и для государства, когда процент граждан в популяции с подобным жизненным кредо повышается.

Потому так и полезны паломнические поездки в подобные места. Особенно если рядом знающие историю этих мест, святых и героев своего Отечества, защитников, чьей кровью они окроплены. Чтобы мы помнили и знали о подвиге как ранних христиан, так и наших дедов и прадедов, наших соседей, пламенно вставших на защиту своей Родины. Помнили, чтили и не боялись повторять их подвиг... Потому что «нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя», как напоминает нам Евангелие от Иоанна (Ин. 15: 13).

И тогда такие кинопродукты как тот, что мы совсем недавно , мало кого оставят равнодушными и возымеют должный эффект, переключив сердца наконец в патриотический режим и направив энергию не только на культивирование своего мирка из двух-трех человек, но и сподвигнув в своей социальной нише делать всё возможное для очищения исконно своей территории, земли от сорняков. Чтобы засеять ее здоровым семенем и культивировать впоследствии так нужные нам здоровые ростки веры и искренней любви к своему Отечеству, своему народу, своей земле, которую нужно регулярно отбивать от нечисти и передавать следующим поколениям с сохранными и еще более усиленными, крепкими родовыми корнями культуры, веры, духовности, непораженной и неизвращенной, как бы ни желали этого наши заокеанские «друзья» и из некоторых стран Старого Света.

30 сентября абхазский народ празднует 25-ю годовщину Победы в своей Отечественной войне. И этот материал - посвящение и этой дате.

Только единый духом народ, помнящий и чтущий свою историю, способен выстоять в современных войнах. Справится ли Россия с новыми вызовами, будучи с каждым годом все более расщеплена духовно и идеологически? Вопрос отнюдь не праздный...

Каклюгин Николай Владимирович, врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае

. Я есмь истинная виноградная лоза,...

Аз есмь лоза истинная,...

превосходная, неиспорченная, духовная. В таких значениях часто употребляется слово – "истинный" (ἀληθινός ). Или иначе: «лоза истинная» , т.е. приносящая вместо плода истину. Итак, Иисус Христос называет Себя виноградной лозой, потому что Он сообщает приятное и веселящее сердца людей учение, которое в Священном Писании называется также вином, и потому что Он служит как бы корнем для учеников. Учеников Он называет ветвями, потому что они как бы выросли из Него, из Его учения и Им питаются для того, чтобы принести зрелые виноградные кисти, т.е. добродетели, и для других доставлять вино учения.

. ...а Отец Мой – виноградарь.

И Отец Мой делатель есть ,

заботящийся не только о виноградной лозе, но и о ветвях. И действительно это – превосходная виноградная лоза, так как она нуждается в уходе только за ветвями. Уход за ними приписывает Отцу, как Богу, показывая этим, что Бог содействует приносящим плод, а не приносящих плода – наказывает.

. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает;...

Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю;...

Всякую ветвь, которая выросла на Мне и соединена со Мною посредством веры, но не приносит плода, Отец отсекает, как бесполезную и годную только для огня. Так и всякий христианин, не приносящий плода, отсекается от Иисуса Христа и, хотя по видимому соединен с Ним через веру, но только сохраняется для вечного огня.

. ...и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

И всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет.

Очищает такую ветвь посредством различных испытаний и допускает эти испытания, потому что они все вредное уничтожают, а сообщают крепость и способствуют к умножению добродетелей. Но чтобы ученики не подумали, что и некоторые из них бесплодны, и чтобы опять они не беспокоились за себя, предупреждает такое смущение их, говоря:

. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам.

Вы очищены уже словом Моего учения. Обрати внимание на то, что , будучи виноградной лозой, вместе с тем есть и делатель виноградника, потому что это делание общее у Бога Отца и Сына, как и многие другие. А чтобы ученики вследствие большего страха не отпали от веры и не потеряли связи с виноградной лозой, Иисус Христос укрепляет ослабевшие их души и связывает с Собою, говоря:

. Пребудьте во Мне, и Я в вас.

Будите во Мне, и Аз в вас.

Пребудьте во Мне, крепко соединенные со Мною посредством твердой веры и неразрывной связи, и Я пребуду в вас, вселившись в вас силой Своей, буду обнимать и поддерживать вас, как виноградная лоза ветви, и буду помогать вам приносить плоды.

. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

Якоже розга не может плода сотворити о себе, Аще не будет на лозе, тако и вы, Аще во Мне не пребудете ,

так и вы не будете в состоянии принести плода, если отторгнетесь от связи со Мною.

. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода;

Аз есмь лоза, вы [же] рождие: [и] иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног;...

Иисус Христос объясняет теперь притчу, и обрати внимание, что Он говорит: «иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног» . Часто пребывает кто-либо во Христе, соединяясь с Ним посредством веры, но Христос не пребывает в нем, отвращается от него, потому что он проводит недостойную жизнь. Такой человек приносит плоды, но весьма малые, совершив одно какое-либо или два добрых дела. И в виноградниках мы видим такие ветви, которые не особенно радуют виноградаря, принося какие-либо жалкие кисточки.

. ...ибо без Меня не можете делать ничего.

Яко без Мене не можете творити ничесоже ,

подобно ветвям, которые не заимствуют силы от корня. Сказав прежде: вы не можете приносить плода, если не пребудете во Мне, теперь предсказывает и опасность для того, кто не пребудет в Нем.

. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь,...

Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга,...

как бесплодная ветвь.

И засохнет;...

И изсышет;...

И потеряет влагу благодати, которую он имел от корня.

. ...а такие ветви собирают...

И собирают ю...

И соберут такого рода ветви Ангелы во время Страшного Суда.

. ...и бросают в огонь,...

И во огнь влагают,...

и бросят в огонь геенны.

И они сгорают.

И сгарает ,

будут гореть, но не сгорать. под непребывающими в Нем разумеет здесь не только отлученных или отделившихся от Него, но и тех, которые некрепко соединены с Ним.

. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам.

Аще пребудете во Мне и глаголы Мои в вас пребудут, егоже Аще хощете, просите, и будет вам.

Конечно, тот, кто живет по заповедям Божиим, не попросит ничего недостойного. Смотри, что пребывание слов Иисуса Христа в учениках, или соблюдение, исполнение их, значит здесь то же, что пребывание Самого Иисуса Христа в учениках.

. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода...

О сем прославися Отец Мой, да плод мног сотворите,...

«Прославися» здесь поставлено вместо: «прославится»; «да плод мног сотворите» сказано вместо: «аще сотворите». Таких идиоматизмов много в Священном Писании .

. ...и будете Моими учениками.

И будете Мои ученицы ,

сделаетесь совершенными. Значит тот, кто приносит много плода, делается совершенным учеником Иисуса Христа. Итак, сказал, что Отец прославляется, или радуется многоплодности и совершенству учеников, желая побудить их к такому делу, которое действительно угодно Богу.

. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас;...

Якоже возлюби Мя Отец, и Аз волюбих вас;...

Как Отец возлюбил Меня за то, что Я исполняю волю Его, так и Я возлюбил вас за то, что вы исполняете волю Мою. Выше у нас уже было пояснено, что слово – «якоже» и другие подобные, когда употребляются в отношении к Богу Отцу и к Сыну, или к Святому Духу, означают равенство, а когда они употребляются в отношении к Богу и к человеку, то указывают только на подобие, и притом не вполне совершенное.

. ...пребудьте в любви Моей.

Будите в любви Моей.

. ...ибо раб не знает, что делает господин его;...

Яко раб не весть, что творит господь его;...

что он делает тайно.

. ...но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

Вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам.

Я сказал вам как друзьям все, что только вы могли вместить, все, что только вам можно было слышать. А всякий, конечно, другу, а не рабу поверяет свои тайны. Сказав прежде: «вы друзи Мои есте (ἐστε ), Аще творите, елика Аз заповедаю вам» (), показал, что ученики еще не друзья Ему, а только будут ими тогда, когда исполнят заповеди Его; каким же образом Он говорит теперь: «вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам?» Слово "есте" поставлено вместо «пребываете», и место это нужно понимать так: будучи уже Моими друзьями, вы и пребудете такими, если будете исполнять то, что Я заповедую вам. Затем высказывает и другое доказательство того, что ученики – друзья Его.

. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал...

Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас...

В такой отрицательной форме выразил ту мысль, что – Я избрал вас друзьями, Я прибег к вашей дружбе.

. ...и поставил вас,...

И положих вас,...

и насадил вас в любви Моей, в вере в Меня.

Чтобы вы шли...

Да вы идете... ,

чтобы вы, возрастая, все более и более распространяли свою деятельность.

. ...и приносили плод,

И плод принесете,...

так, как уже выше было об этом сказано. Или под плодом можно разуметь здесь духовные дарования, или множество людей, которые спасутся, благодаря усердию учеников.

. ...и чтобы плод ваш пребывал,...

И плод ваш пребудет,...

и чтобы плод ваш не погибал, не прекращался.

. ...дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

Да, егоже Аще просите от Отца во имя Мое, даст вам.

«Во имя Мое» , т.е. как Мои, как христиане, или же это значит: призвав имя Мое, как это и выше было сказано при объяснении слов Иисуса Христа: «и еже Аще что просите [от Отца] во имя Мое, то сотворю» (); а также: «[и] Аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю» (), – в которых высказывается равенство силы Бога Отца и Сына.

. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

Сия заповедаю вам, да любите друг друга.

Я говорю вам это, т.е. что Я умираю за вас, что Я прибег к вашей любви – не с тем, чтобы порицать вас, но чтобы побудить вас к взаимной любви между собой. А так как ученики были смущены той мыслью, что их ненавидят уже все иудеи, то далее утешает их и в этом отношении.

. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде.

. Но все то сделают вам за имя Мое,...

Но сия вся творят вам за имя Мое,...

т.е. преследуют вас и не исполняют ваших слов. Поэтому, если вы любите Меня, то, конечно, будете радоваться тому, что вы терпите все это за Меня, как Я – за вас; притом же, вы страдаете за Владыку, а Я за рабов. Далее присоединяет и другое утешение.

. ...потому что не знают Пославшего Меня.

Яко не ведят Пославшаго Мя ,

так как они отвергают Пославшего Меня, т.е. оскорбляют и Бога Отца. Радуйтесь же, когда вас оскорбляют вместе с Нами. Затем говорит, что иудеи не могут иметь никакого извинения в том, что они с намерением поступают худо и причиняют все эти оскорбления.

. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

Аще не бых пришел и глаголал им, греха не Быша имели; ныне же вины (извинения) не имут о гресе своем.

Если бы Я не учил иудеев, то конечно, они не имели бы греха в том, что преследуют и оскорбляют и Меня, и вас как Моих, как будто Я не говорю им Кто Я, и не доказываю этого Священным Писанием.

. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.:

Ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит.

Иисус Христос объясняет и показывает все величие греха иудеев, говоря, что оскорбление Сына есть оскорбление и Отца. Сказав о Своем учении, далее говорит Он о чудесах Своих.

. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха;...

Аще дел не бых сотворил в них, ихже ин никтоже сотвори, греха не Быша имели;...

И действительно, сами же они свидетельствовали о делах Иисуса Христа, говоря: «николиже явися тако во Израили» (), и в другое время: «иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшаго Его» ().

. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. ()

Но да сбудется слово, писанное в законе их, яко возненавидеша Мя туне.

И здесь выражение с союзом ἵνα (да) означает не причину, а только указывает на то, что должно случиться, именно – что должно исполниться это изречение закона. Законом здесь называется книга псалмов, в которой написано: «и словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне» (). Значит, иудеи ненавидели Иисуса Христа напрасно, без всякого основания, по своему только лукавству. Но апостолы могли сказать Иисусу Христу: если иудеи Тебя преследовали и не исполнили Твоих слов; если им не принесло никакой пользы то, что они слышали такое учение и видели такие чудеса; если они возненавидели Тебя и Отца Твоего; если они подобным же образом будут поступать и с нами, то зачем же Ты посылаешь нас к таким людям? Поэтому утешает их, говоря, что им будет содействовать Дух Святой.

. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;...

Егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетелствует о Мне;...

о Моем Божестве. Если Отец различными способами свидетельствовал о Мне, то, конечно, и Дух Святой различными способами будет свидетельствовать о Мне. Свидетельствовать же Он будет тем, что просветит души ваши для более совершенного знания и будет творить чудеса во имя Мое. Обрати внимание, что посылает Духа Святого и Сын, как равночестный Богу Отцу, но посылает от Отца, потому что Дух Святой от Отца исходит; а от Отца исходит Он, потому что происходит из существа Его. Поэтому и Дух Святой, подобно Сыну, знает все, что знает Отец. Если же кто-либо спросит, почему же и Дух Святой не называется Сыном, если Он происходит от одного и того же Отца, то мы скажем: потому что Он не рождается так, как Сын, но исходит из Него другим образом; а рожденному прилично имя Сын, исходящему же – Дух. А если он все-таки будет продолжать спрашивать: что это за исхождение, то мы в ответ ему скажем то, что говорил Григорий Богослов , несколько изменив его слова: скажи нам, что такое рождение Сына и мы объясним тебе, что значит исхождение Духа Святого, – и, как сумасшедшие, вместе попытаемся вторгнуться в тайны Божии. Почему же Сын и Дух Святой не называются братьями, если Они имеют одного и того же Отца? Потому что Они не одинаковым образом происходят из Него: Сын рождается, а Дух Святой исходит.

. ...а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.:

И вы же свидетелствуете, яко искони со Мною есте.

И вы сами, говорит ученикам, достоверные свидетели Моего учения, Моих чудес и Моей Божественной силы, потому что вы находитесь со Мною от начала Моей проповеди и совершения Мною чудес, и конечно, многих вы приведете к вере, потому что не все же одинаково лукавы.

Продолжение беседы с доктором филологических наук Татьяны МИРОНОВОЙ. И коснемся важнейших понятий русского языка и национального самосознания: кто для нас ближний? Кто такой свой? И кто — свободный?..

КТО ДЛЯ НАС БЛИЖНИЙ?

Две главные христианские заповеди даны нам для благочестивой жизни и спасения души. Первая — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею. Вторая — возлюби искреннего твоего как самого себя. Так написано в Евангелии от Матфея. То же читаем в Евангелии от Луки: возлюби ближнего твоего как самого себя. А еще в Евангелии от Иоанна: «Нет любви больше той, если кто душу свою положит за други своя».

Искренний, ближний, друг — таковы в русском православии имена тех, кого мы должны любить и за кого должны быть готовы на самопожертвование. Как же размыты и извращены сегодня значения этих слов!
Ближним именуется любой человек, оказавшийся рядом. Другом мы называем просто хорошего знакомого, а слово «искренний» и вовсе вызывает удивление. Сегодня оно означает — откровенный, неложный.

Вот и получается, что христианский призыв возлюбить искреннего, ближнего, возлюбить друга своего понимается нами неправильно. Ибо эти слова в русском языке резко изменили свое значение. Обратимся к их исконному смыслу, чтобы увидеть, кого же наши предки почитали своим другом и ближним.

«ИСКРЕННИЙ» — ИЗ ОДНОГО КОРНЯ

Слово «искренний» в славянском языке родственно понятиям «искра» и «корень». Оно означало «высеченный из общего кресала, духовно и кровно родной человек, ветвь одного со мною корня». Христианство всегда мыслилось единым духовным кресалом для всех, кто, взяв крест, шел за Господом. Поэтому понятие «искренний мой» именует только православного христианина. И более никого!
Христианское выражение «ближний мой» имеет еще более узкий смысл. Человеку, раненному разбойниками, ближним был тот, что не прошел мимо, а оказал помощь.

Ближний — тот, кто откликается на зов о помощи, кто всегда готов быть близ тебя. На Руси только родного человека называли «близок». Вот и духовно родной, православный христианин именуется нами ближним.

«ДРУЗИ МОИ»

И совсем строго понималось искони славянское слово «друг», означавшее «соратник». Разумело оно, что рядом с тобой всегда есть такой же надежный, преданный воин, как ты. Други-воины на Руси составляли дружины — то, что сегодня назвали бы «мое второе я». И слово это изначально родилось как обозначение ратников на поле боя, дружинников, плечом к плечу стоявших за свою свободу и веру.

Так кто же христианину друг? Его соратник, единомысленник, воин, вместе с ним идущий в наступление. И более никто! Вот за кого призывает Господь в заповеди «положить душу свою». И при этом властно отделяет нас, христиан, от всех прочих, называя «друзи мои».

Но сегодня в друзья и ближние нам записывают всех иноверцев, что подрывает основы веры, выставляемой в виде непотребной женщины, готовой всякого заключить в свои объятия.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ

Почему еще русская душа так отзывчива на евангельскую заповедь «положи душу свою за други своя»? Понятие «други своя» для нее врожденное. Оно входит в нас с русским языком. Само слово «свой» было и есть коренное, ключевое для русского самосознания. Это открытие сделано академиком ТРУБАЧЕВЫМ, когда он реконструировал древнейшие понятия русской культуры, на которых наши предки строили дом, семью, а главное, веру. Эти понятия живы в нас и по сей день — они суть идеалы, образцы, установки жизни русского человека.

Идея своего как лучшего, доброго, правильного пронизывает всю русскую жизнь. А сегодня нам старательно внушают обратное: что русская-де натура широка, всеохватна и всечеловечна. И мы должны мыслить себя в образе недалекого простеца, распахивающего двери и свой хлебосольный дом любому инородцу, открывающего свою душу любому иноверцу и усердно прислуживающему им во всем.

Но язык наш — первый свидетель того, что русские никогда не были настежь распахнуты для чужаков. Они честно и нелицемерно разделяли мир на своих и чужих. Своими первоначально, еще до принятия христианства, были для русских люди одного рода. Одной крови.

Древний корень «сво» означал «рождать». Следовательно, свой — это «родной, единокровный». Такое понимание выражено в формулах народной мудрости: свой своему поневоле брат; всякая сосна своему бору шумит. Из такого смысла родства вырастало и понимание своего как всего Богом установленного, Богу угодного, правильного. И вот вам законы русской жизни: как Бог положил, так и живи; всяк жив своим умом да своим горбом; всякому зерну своя борозда; всякая избушка своей крышей крыта. И коли «свой» изначально несло в себе мысль о богоустановленности всего, чем богат русский человек в этой жизни (здоровье, имение, родня, доля), то и убежден был русский, что «свое» — это подходящее именно для него. Хорошее, доброе, благое...

Так рождались правила русской жизни, где всякому свое любо-дорого. Всякая птица свое гнездо вьет. Свой уголок других краше. И даже свой сухарь лучше чужих пирогов.

И поскольку свое — это родное и Богом данное, то русские понимали, что Родина, Отчизна тоже своя. Потому и сохранилось в русском языке понятие «восвояси» — «к себе домой, в свои пределы». Исстари не глянулась нам чужбина. Не садись-де под чужой забор! Лучше в крапиву, да в свой…

«СВОБОДНЫЙ» — ЭТО САМ СВОЙ

Именно с пониманием своего как родного и правильного связано у русских представление о свободе. Корень этого слова тот же, что и в слове «свой». Свободный — это «сам свой, принадлежащий себе». Вспомним, например, что в нашем языке есть выражение «сам не свой», то есть подчинившийся чему-то чуждому: человеку ли, идее, болезни — не суть.

Все «свое» говорит русскому о его свободе. Своя рука — владыка. Не князь, не дворянин, а в своем дому господин. Со своим уставом в чужой монастырь не ходи. В своем гнезде и голубь коршуну глаз выклюет.

Неволя, плен, тягота, несчастье, связывающее свободу человека, именуется по-русски «не свой брат». И голод — не свой брат, и палка — не свой брат. Зато своя — волюшка-раздолюшка! Свое — широко полюшко. Своя — краса-березонька. Свой вкуснее — хлебушко…

Заметим, что слово «свой», пронизавшее все русское сознание, могло рождать и такие единичные уродства, как «моя хата с краю». Это когда взгляд человека дальше своего забора ничего не видывал, выше своей избы не возлетывал. Ох, сколько нынче таких уродов развелось на нашей земле...

…Но будем помнить самое главное. Русские из рода в род берегли коренной, древний смысл слова: свое — это вера и Родина. Други своя — единокровные и единоверные братья. Свое — это свобода жить по законам отцов.

«Нет большего счастья, чем

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Война, так или иначе, задела каждое поколение – кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.

Отсчёт мирным вёснам мы ведём с 9 мая 1945 года. Шестьдесят седьмая мирная весна минула. Много это или мало? Мало, до боли мало, если задуматься над историей и судьбой человечества. В сущности, только два поколения выросло за 67 лет. Тогда, в 1979 году, дети тех, кто родился в 45-м, только-только стали входить в пору своей зрелости. Тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда: мальчишки учились, работали, бегали на танцы, влюблялись. И вдруг... Эта неожиданная война в далёкой стране. Афганская война…

Через афганскую войну прошли 550 тыс. советских солдат и офицеров. За участие в этой войне (с 25 декабря 1979 по 15 февраля 1989года) 86 человек были удостоены звания Герой Советского Союза, 3 – звания Герой России. Более 15 тыс. советских воинов погибли на чужой земле, ещё 6 тыс. скончались впоследствии от ран и болезней. 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери нашей армии со времён Великой Отечественной войны.

В конце мая 1985 года в небольшой подмосковный городок Загорск пришло трагическое известие. Выполняя интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан, проявив мужество и героизм, спасая своего командира, погиб Александр Корявин. 25 октября того же года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ежегодно в день гибели Саши (23мая) в лицее №24 (в его времена – средняя общеобразовательная школа), где он учился, проходит День памяти.

Однажды, а было это в третью годовщину, автору очерка тоже довелось принять участие в этом памятном событии…

«К бессмертному подвигу,
Высшему из вдохновений,
Не как на вершину,
Идут от ступени к ступени.

К бессмертью взлетают,
Подобно пылающим птицам,-
Себя целиком отдавая,
А не по частицам».

/Фазу Алиева/

В конце мая 1988 года наша группа из трёх человек выехала из Москвы (там находились на учёбе) в Загорск с единственной целью – посетить знаменитую Троице-Сергиеву лавру – музей православной культуры. Поездкой остались довольны, уже собирались возвращаться обратно.

Неожиданно на улице города мы встретились с моим сослуживцем по Кандагару. Конечно, это был неожиданный и приятный сюрприз. Виктор (так звали товарища) пригласил нас в школу, где будет проведён День памяти Александра Корявина. О подвиге загорца мы хорошо знали – о нём много писали в центральных газетах. С благодарностью я принял приглашение (мои товарищи, сославшись на занятость, поехали в Москву без меня).

По традиции поминовение началось на Воздвиженском кладбище. Здесь, у могилы Александра Корявина, собрались его родные, близкие, сослуживцы и нынешние учащиеся общеобразовательной школы №24, где учился Герой (позднее, в 1992 началась новая эпоха в развитии школы – ей присвоили почётное звание «лицей»).

На могилу павшего Героя были возложены цветы. От имени учеников такое право получил один из классов во главе с классным руководителем. Командир Александра и его сослуживцы, специально приехавшие из разных концов страны, вспоминали своего боевого товарища.

После кладбища колонна машин и почётный караул солдат направились к школе в небольшом посёлке, расположенном в живописном лесном уголке Загорска (с 1991 – Сергиев Посад) и отличающимся от самого города только циферкой «6». Вся жизнь этого местечка проходит в атмосфере дружеских связей, которые складываются с рождения и сохраняются до конца. Здесь влюбляются в соседку и женятся на ней, зная о милой привычке заправлять за ухо выбившуюся прядку волос в момент волнения и манере грызть кончик карандаша в раздумьях над задачкой по алгебре. Здесь вместе ходят в садик, учатся, работают. Здесь не чувствуют искушения заменить всё это суетливой мишурой иллюзорных достижений, отдавая долг законам чести.

Митинг-панихида, возложение цветов к мемориальной доске на школе (памятник появится на следующий год. Всё-таки Александр Корявин вернётся в родной город. И вернётся сюда навсегда, застыв в бронзе у школы, стены которой хранят звуки его голоса, шагов, мальчишки которой мечтают стать такими, как он), салют почётного караула. После этого выступил директор школы. Он пригласил всех в музей. Экскурсоводы и учителя рассказали собравшимся о школьной жизни Александра Корявина.

После музея руководство школы пригласило всех за поминальный стол. За столом, конечно, речь шла о Саше. Вспоминали его жизнь, учёбу в школе и в армейской среде. Об этом человеке говорили учителя, школьные друзья, мама Героя, Евдокия Ивановна. Однополчане, сослуживцы, командиры рассказали о его службе и подвиге в Афганистане. «Он заслонил меня собою, - голос бывшего командира, Андрея Ивонина, и теперь дрожит, вспоминая о том дне. – Это был один из самых тяжёлых боёв за все годы моей службы в Афганистане. Тогда мы попали в засаду, я выводил ребят из окружения. Саша был радистом, и всё время находился рядом со мной. И он закрыл меня от пули…»

Много ещё добрых слов звучало в адрес Александра. И слова эти шли от самого сердца.

Постепенно вырисовывался образ цельного и волевого парня из подмосковного городка, а также его замечательной мамы. Траурный платок, оттеняющий седину, скорбно поджатые губы, в глазах – загнанная в себя жгучая боль.

Ни одна мать, наверное, не верит в смерть своего сына, - Евдокия Ивановна с трудом сдерживает слёзы.- Приходят Сашины друзья, молодые, красивые, а я всё жду – стукнет дверь и появится Саша. Он у меня тихий, незаметный. По хозяйству всегда мне помогал, даже пирогами однажды пытался угостить…

Рассказывая о своём сыне, Евдокия Ивановна вспоминала:

«Ещё до того, как Александра призвали в армию, я уже знала, что он точно пойдёт служить. Причём он сам готовился к армии: учился наматывать портянки, ходил стрелять в тир. А когда ушёл служить, я понимала – это необходимо, тем более, когда сын поступает осознанно…»

Жизнь у Евдокии Ивановны сложилась нелёгкая. Многие годы проработала поваром в воинской части. И так уж сложилось, что сына пришлось воспитывать одной. И не только сына. Когда умерла её старшая сестра, взяла к себе её трёх мальчишек – так четверых и воспитала. Те трое отслужили уже в армии, сейчас работают и учатся (один решил стать офицером) – каждый определился в жизни. Саша после школы тоже работал на заводе – слесарем-инструментальщиком второго разряда, заочно начал учиться в институте, мечтая закончить его после службы в армии.

Подвиг Александра Корявина перекликается со многими подвигами воинов Великой Отечественной войны. Кто-то из присутствующих за столом припомнил Кафура Мамедова. Осенью 1942 года фашисты рвались к Туапсе. В жаркой схватке с врагом он грудью заслонил от пули своего командира.

Кто-то даже сравнил подвиг наводчика-оператора разведывательной роты гвардейской воздушно-десантной части ефрейтора Александра Корявина с подвигом Александра Матросова.

Озвучили документы донесений, листки «молний», которые рассказывали о мужестве и бесстрашии этого паренька из древнего Загорска, которые он проявил не только в своём последнем, но и прежних боях:

«12 апреля 1985 года подразделение получило задачу поддержать боевые действия афганской части в провинции Вардак. Ефрейтор Корявин, действуя решительно и смело, уничтожил двух мятежников, двух захватил в плен. В дальнейшем первым обнаружил обходящую группу душманов на автомашинах и выстрелом из ручного противотанкового гранатомёта подбил идущую впереди машину. В результате группа неприятеля из двенадцати человек сдалась…»

«16 апреля 1985 года в провинции Вардак, действуя в составе взвода, ефрейтор Корявин А. лично уничтожил пять душманов, захватил 5 автоматов, гранатомёт и большое количество боеприпасов к ним. Сам получил при этом лёгкую контузию от разорвавшейся вблизи гранаты…»

А вот ещё одно свидетельство мужества солдата, относящееся к 26 июня ещё 1984 года. В тот день Александру исполнилось девятнадцать лет:

«В бою с мятежниками в провинции Баграм был ранен в ногу ефрейтор Корявин. Оказав себе первую медицинскую помощь, он продолжил вести огонь из автомата и уничтожил трёх автоматчиков. Когда рядом ранило ефрейтора В. Гаврилова, он перевязал его и вытащил в безопасное место…»

Из боевой характеристики:

«Ефрейтор Корявин Александр Владимирович… зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. Хорошо знал требования уставов ВС СССР и умело руководствовался их требованиями в повседневной жизни. Всегда являлся примером мужества, стойкости, героизма».

…По многим горным дорогам и ущельям прошёл Александр в составе своего подразделения, оказывая интернациональную помощь афганскому народу, его армии, всегда был в числе тех, кто шёл впереди. И последний в своей жизни шаг он сделал осознанно. Героями становятся не случайно, для доблести требуется огромная работа души…

23 мая 1985 года ефрейтор Александр Корявин вместе с рядовым И. Халиловым прикрывал взвод от возможного нападения с тыла. Заняв удобную позицию в расселине поросших кустарником скал, он внимательно осматривал места, откуда могла прийти опасность. Группа душманов появилась неожиданно. С автоматами наперевес люди в чалмах шли по следам взвода.

В завязавшемся бою Корявин был ранен, на мгновение потерял сознание. Открыл глаза и увидел, что душманы приближаются, перебегая от одного укрытия к другому. Истекая кровью, Александр взял автомат здоровой рукой, вновь вынудил противника залечь. Силы покидали его, но он вёл прицельный огонь до подхода командира взвода с группой солдат.

Александр увидел лейтенанта Андрея Ивонина с товарищами по взводу, услышал дружные очереди их автоматов и тут потерял сознание. Очнулся от прикосновения сослуживца, перевязывающего ему руку.

Молодец, Саша, спасибо тебе, - лейтенант Ивонин стоял, опираясь на автомат, наблюдал, как делают перевязку подчинённому.

Александр привстал, хотел что-то сказать и тут увидел, что совсем рядом, в нескольких шагах от них затаился в кустах душман, целившийся в офицера. Собрав последние силы, ефрейтор Корявин бросился вперёд, закрыл грудью командира от автоматной очереди…

Воины-десантники под командованием спасённого офицера в этот день отразили ещё шесть атак душманов, а затем заставили отряд мятежников рассеяться по горам…

Александр не любил горьких слов, верил в дружбу, чистоту помыслов. И каждым своим поступком доказывал, как надо служить Родине, продолжать традиции фронтовиков. Убеждён, что таким, как Саша Корявин, поэты ещё не раз посвятят свои проникновенные строки, будут написаны книги, выйдут фильмы…

День Памяти Героя Советского Союза Александра Корявина в стенах его родной школы завершился. Гости покидали школьную столовую, где был организован поминальный стол.

Традиционно друзья, родные и близкие направились на квартиру матери Героя. Оказалось, что, Виктор, мой сослуживец по Афганистану, был не только соседом Евдокии Ивановны, но и её хорошим знакомым. Он и меня увлёк посетить квартиру Корявиных. Именно так и говорила эта простая русская женщина, воспитавшая настоящего Героя: «Это наш с Сашей дом. По-иному я и не мыслю. Для меня сын здесь, рядом, в этой светлой квартире, которую мы так долго ждали вдвоём…»

В квартире витал особый дух. Здесь мама создала настоящий музей, посвящённый памяти сына. Она собрала всё, что, так или иначе, помогало узнать побольше о короткой, но яркой жизни Александра. Обстановка в квартире простая, даже скромная. На столике в углу аккуратной стопкой сложена десантная форма с тельняшкой и голубым беретом наверху и приставленной к ней любительской фотокарточкой, которую прислали из Афганистана Сашины друзья. Большие букеты от друзей и родных украсили скромный быт.

А потом приехали с роскошным букетом гвоздик солдаты из воинской части. Чуть позже, как самых родных и близких людей встретит Евдокия Ивановна однополчан сына кавалеров ордена Красной Звезды старшину запаса Виктора Милушкина, рядового запаса Асхата Такташова. Все вместе помянули Сашу, как полагается. Ребята вспомнили тот последний бой Александра.

А гости всё шли и шли. До самого позднего вечера. Соседи, знакомые и незнакомые люди, порой приехавшие издалека. Один из москвичей привёз в подарок матери погибшего солдата «Краткий биографический словарь. Герои Советского Союза». Евдокия Ивановна сразу же открыла страничку, где говорилось о сыне. Прочитала, отложила книгу в сторону и грустно так вздохнула. Каждое напоминание о гибели сына отзывается болью в сердце, подумал я. Но причина оказалась не только эта.

Жалость-то какая, обидно как… Напутали…Почему? Ведь могли же ко мне обратиться, пока жива…

Оказалось, что в двадцати одной строчке – именно столько написано о ефрейторе А. Корявине – допущены четыре фактические ошибки. Например, день и место рождения перепутали (эти ошибки «кочуют» из одного источника в другой и по сей день). Разумеется, от ошибок никто не застрахован. И всё же эти досадные неточности натолкнули на грустные размышления. Ведь, действительно, почему? Не от нашего ли равнодушия, казённого отношения к людям, нравственной глухоты… Они ранят любого человека. Но во стократ сильнее эта боль для матери, потерявшей сына. Её сердечная рана обнажена. Всегда ли мы помним об этом? Да что там помним, иногда просто не понимаем этого…

Радушием, с каким встречает своих гостей Корявина, иной раз пользовались и недобрые люди. Однажды приехала женщина, назвалась матерью известного Героя Советского Союза, а оказалось это ложью… В другой раз роль сослуживца Александра попытался сыграть какой-то проходимец. В этом доме их тоже накормили, обогрели, дали возможность переночевать, хотя хозяйка и раскрыла без труда их обман.

Что за этим? Желание пожить на дармовщинку? Или просто кощунство? Не берусь объяснить. Только и это не изменило у Евдокии Ивановны отношения к людям. По-прежнему её дом открыт для всех.

Сейчас чай будем пить. А пока вы вот это посмотрите, - мама Саши поставила перед нами большую картонную коробку с письмами и пояснила: «Здесь только те, что пришли в последнее время…»

Я долго перебирал письма. Первое, что бросилось в глаза, - на многих конвертах адрес обозначен так: «Загорск. Евдокии Ивановне Корявиной». И, что удивительно, не потерялись письма, нашли адресата! В этом небольшом подмосковном городке знают её многие, ну, а на почте – тем более. Уже несколько лет со всех уголков страны идут сюда письма. Что людей заставляет писать ей? Что движет ими? Сопереживание чужому горю? Желание помочь? А может быть, и щемящая в душе вина? Перед Матерью, потерявшей на войне Сына.

Письма, письма, письма… Южный Сахалин, Архангельск, Ташкент, Ленинград. По обратным адресам впору географию изучать.

Письма разные. В одних люди хотят успокоить, утешить мать в её неизбывном горе, в других восхищаются подвигом сына, предлагают свою помощь. Кстати, не только на словах. Однажды Евдокия Ивановна получила денежный перевод из Нерюнгри. Повертела в руках почтовый бланк так и сяк – не поймёт, от кого. Нет там ни родных, ни близких. Но ошибки не было. На почте прояснилось: строительная бригада Анатолия Еремеева (арматурный цех ДСК) решила включить в свой состав Александра Корявина, а его зарплату перечислять не в какой-нибудь обезличенный фонд под многозначным номером, а прямо матери Героя.

Не отказалась, правда, на себя те деньги почти не тратит. Не так давно купила для школьного музея картину, помогает таким же матерям, потерявшим сыновей в Афганистане.

В марте этого 88-го Евдокия Ивановна Корявина ездила в тот город на встречу с бригадой Анатолия, несмотря на расстояние, которое разделяет подмосковный город и далёкую Якутию. Сашина мама приезжала поблагодарить ребят за их добрые дела (В 1985 году по инициативе бригады А. Еремеева арматурный цех домостроительного комбината перечислил квартальную премию на счёт строительства в городе памятника воинам-интернационалистам).

Мы неторопливо пили чай из красивых чашек, а Евдокия Ивановна рассказывала:

Я вниманием не обижена. Квартиру получила, пенсию хорошую дают. Не забывают меня и наши командиры. Помогают, если что надо. Только я вот всё думаю: ко всем ли такое отношение? Ведь, как говорится, я на виду – мать Героя. А другие? В одном маленьком Загорске четырнадцать матерей не дождались своих сыновей из Афганистана. Сейчас стали разное говорить о той войне. Неправедная, дескать, ошибка вышла. Вот и переживаю, как бы всё это на отношении к этим матерям не сказалось. Вы знаете, что-то всё больше и больше черствеют люди душой. Особенно во всяких кабинетах. Доброго слова иная мать, сына потерявшая, там не дождётся, не то, что помощи.

Однажды с далёкого Севера написал ей незнакомый паренёк – матрос Александр М. Письмо-исповедь, письмо-боль. И о том, как остался фактически сиротой при живой матери, и как сам чуть не встал на скользкую тропу в жизни: «Разочаровался, изверился во всём. И тут, как ожог, как откровение – подвиг вашего сына. Ведь он – мой ровесник. Мы одного поколения».

Евдокия Ивановна и эту боль совершенно незнакомого ей человека взяла на свои плечи. Написала письмо, добрым словом, советом помогла, утешила. Завязалась переписка, которая продолжается и по сию пору…

В этом – вся она. Даже в горе не о себе думает, о других. А горя ей пришлось в жизни хлебнуть. Владимир Николаевич Махов, муж сестры Евдокии Ивановны, провожая нас с Виктором, поделился:

Не из тех Евдокия, кто на судьбу жалуется. И не обо всём рассказала… К себе, мужику, примеряю её жизнь. Семижильная она, что ли. Я бы, наверное, не выдержал. Когда Александр был ещё совсем маленьким, из семьи ушёл отец. Осталась одна с грудным малышом на руках. Помощи ждать неоткуда, квартиры нет. А зарплата небольшая. Попробуй на неё одень и накорми ребёнка. На алименты рассчитывать не приходилось. Папаша зарабатывал порой по…семь рублей в месяц. На водку, правда, деньги находились. Ну, да бог с ним…

Александр был для неё как свет в окошке. И он мать понимал, любил и заботился о ней. Только возраст позволил – сразу на завод пошёл. Кормилец. Знаете, я красивых слов не люблю. Но на таких Евдокиях земля наша русская держится…

Послесловие

«В 2010 году исполнилось 25 лет со дня гибели Александра Корявина. Как и во все предыдущие годы был проведён День памяти погибшего Героя. После посещения могилы воина памятные мероприятия были продолжены в Доме офицеров. Зал с трудом вместил всех желающих почтить память Героя Советского Союза Александра Корявина. На вечере присутствовала мама Саши Евдокия Ивановна Корявина, его командир Ивонин Андрей, настоятель Крестовоздвиженского храма отец Андрей (в прошлом сам воин-«афганец»), заместитель главы администрации г. Сергиев Посад Букин Виктор Валерьевич, представитель командования ВДВ, полковник, участник боевых действий Брагин Виктор Фёдорович, ветераны-«афганцы», сослуживцы Александра, учащиеся лицея, жители посёлка (Сергиев Посад-6).

Звуки колокола возвестили о начале мероприятия, и кадры документального фильма напомнили присутствующим о далёких афганских событиях. Открыл вечер Памяти директор лицея Василий Андреевич Рогожа. А затем восьмиклассники вместе со своим классным руководителем Титовой Раисой Александровной, которая была и классным руководителем Саши, рассказали о школьной жизни обычного паренька, ставшего Героем, и исполнили его любимую «Песню о друге» Владимира Высоцкого.

На вечере Памяти учащиеся лицея читали стихотворения об афганской войне, исполняли песни и рассказывали о Саше.

В мероприятии приняли участие гости: лауреат международных фестивалей и конкурсов афганской песни, участник боевых действий, автор-исполнитель Владимир Мазур и народный коллектив Республики Беларусь – группа «СССР». Вся атмосфера в зале была проникнута, с одной стороны, болью утраты, с другой, гордостью за Сашу, за нашу причастность к его памяти…

По окончании вечера Памяти состоялось возложение венков и цветов к памятнику Герою на территории лицея и к мемориальной доске на доме, в котором он жил. Настоящим подарком для учащихся лицея стало выступление десантников, показавших приёмы рукопашного боя, владения боевым оружием, продемонстрировавших силу и ловкость.

Завершился день Памяти по традиции футбольным турниром памяти Александра Корявина. Все участники были награждены медалями, Почётными грамотами, памятными подарками и сладкими призами, которые предоставили организации «Боевое братство» и «Альфа-легион». Наш лицей с гордостью носит имя воина-интернационалиста, бывшего своего выпускника Героя Советского Союза Александра Корявина. И все лицеисты понимают, что должны жить и учиться так, чтобы быть достойными его памяти…» /Использован материал с сайта лицея №24 г. Сергиев Посад/.

Мама Саши в тот год сказала в одном из своих интервью: «Вот уже 25 лет, как его нет, но я, ни на минуту о нём не забываю. Мой дом – это музей имени моего сына, везде фотографии Александра и его портрет. Мне многие после гибели Саши говорили: «Зачем ты его в армию отдала? Жил бы себе да жил…» А я, как не зайду на кладбище, так вижу как те, которых родители в своё время откупили от армии, там все лежат: кто от наркотиков погиб, кто от водки. Саша же погиб смертью Героя, своей смертью он спас многие другие жизни, поскольку, если бы тот душман убил его командира – Андрея Ивонина, то все ребята там бы и полегли без него. Вот и получилось у него не только по присяге, но и по-христиански – «положил душу свою за други своя»…

Андрей Иванович очень переживает за случившееся, часто приезжает ко мне сам, приезжает и его мама. Мы все друг друга понимаем. Я просто удивляюсь нашей молодёжи. У нас после гибели Саши все ребята стали стремиться в военные училища, а родители не могут понять – почему? Я так думаю – героям хотят подражать, хотят быть похожими именно на них…»

Хочется верить, что продолжилась вахта Памяти и в 2012 году. И лицеисты опять вспоминали своего Героя-выпускника этого учебного заведения. Воспитание подрастающего поколения, как будущих патриотов России, не должно прерываться…

Справка:

Корявин Александр Владимирович (26.06.1965 – 23.05.1985). Ефрейтор, наводчик-оператор боевой машины десанта (БМД) разведывательной роты 357–го парашютно-десантного полка 103-й воздушно-десантной дивизии в составе 40-й армии. Родился 26 июня 1965 года в деревне Лешково Загорского района (ныне Сергиево-Посадского района) Московской области в семье рабочего. Русский. В 1983 году окончил среднюю школу, учился на 1-ом курсе филиала всесоюзного Московского заочного машиностроительного института. Работал слесарем-инструментальщиком электромеханического завода в городе Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области.

В Советской Армии с июля 1983года. Службу проходил в воздушно-десантных войсках. Был направлен в Афганистан в октябре, где служил наводчиком-оператором БМД разведроты 357-го парашютно-десантного полка.

23 мая 1985 года, в ходе боя с мятежниками, ефрейтор Александр Корявин ценой собственной жизни спас жизнь командира взвода… Похоронен в Загорске.

Указом Президиума Верховного Совета от 25 октября 1985 года за мужество и отвагу, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, ефрейтору Корявину Александру Владимировичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. («Золотая Звезда» № 11533).

Награждён орденом Ленина, медалью «За отвагу».

Приказом Министра обороны от 5 января 1986 года Герой Советского Союза Корявин А.В. навечно зачислен в списки личного состава 103-й воздушно-десантной дивизии. Был зачислен в коллектив молодёжной бригады инструментального цеха завода, на котором работал.

« В горах темнеет быстро. После короткого, но яростного боя советские воины спешили к месту сбора.

Товарищ лейтенант!- раздалось тревожно в тишине.

И тут же в упор по командиру взвода лейтенанту Ивонину ударил автомат притаившегося в кустах душмана. Но на секунду раньше на пути свинцовой струи встал ефрейтор Александр Корявин…

Парень из подмосковного города Загорска среди товарищей слыл солдатом храбрым. Ещё в июне 1984 года разведрота, где он служил, попала в засаду. И в первом своём бою Александр сумел отличиться. Раненый, он огнём из автомата отбил атаку душманов, вынес из боя товарища и оказал ему помощь.

После лечения ефрейтор Корявин вернулся в роту с медалью на груди.

… Взводу под командованием лейтенанта Ивонина было приказано закрепиться на выгодном рубеже у ущелья в провинции Кунар. Сюда, по имеющимся данным, направлялась крупная банда душманов. Ефрейтор Корявин и рядовой Халипов, назначенные в охранение, должны были предупредить внезапность нападения противника.

Воины вовремя заметили крадущуюся по склону большую группу душманов. Что делать? Назначенный старшим ефрейтор Корявин послал напарника доложить о сложившейся обстановке командиру, а сам, заняв выгодную позицию, приготовился к бою.

Душманы, считая себя в безопасности, скучились на горной тропе. Ещё немного – и они прорвутся в тыл. Но Александр опередил их…
Получив подкрепление, бандиты вновь ринулись в атаку. Одна из пуль ранила Корявина в руку, но он продолжал вести бой. Подоспевшие товарищи помогли отбить врага.

Наступила минута затишья. Тогда-то и шагнул раненый Александр Корявин навстречу своему бессмертию. Он погиб, до конца выполнив свой воинский и интернациональный долг.

Дорого заплатили душманы за гибель советского солдата. В тот вечер воины подразделения отбили ещё шесть ожесточённых атак, нанеся врагу большие потери.

После боя лейтенант Андрей Ивонин скажет перед строем:

Саша очень любил жизнь. Спасая жизнь своих боевых товарищей, он пожертвовал своей…» (Олег Московский «Шаг в бессмертие», 1987г.).

Дополнение. Письма Александра Корявина

Евдокия Ивановна, мать мужественного воина-интернационалиста, бережно хранит письма Александра, которые он присылал из армии. Ниже приводятся некоторые выдержки из них.

/Слово «мама» в письмах Саша неизменно выводил с большой буквы. Незатейливые строчки дышат такой любовью к матери и заботой о ней, что эта вольность кажется исполненной особого смысла и трогает необыкновенно/.

В свой день рождения Евдокия Ивановна, как уже повелось, всегда сначала читает вот это письмо:

«Милая Мама, поздравляю тебя с днём рождения…»

Из своего бессмертного далека сын первым поздравляет свою маму…

«…Служба у меня идёт нормально. Со многими ребятами познакомился и подружился. Рота наша уже сформировалась как коллектив. Целый день мы заняты. Нет свободной минутки…» (19 октября 1983 г.).

«…К службе начинаю привыкать. Но всё равно есть минуты, когда тянет домой. Первое время было проще. Сейчас начались усиленные занятия и стало трудновато. Думаю, что и я, и все ребята в роте к этому скоро привыкнут. Командир говорит: главное, продержаться полгода, а дальше будет легче. Ну вот, больше и не знаю, что писать. Как там Лёша, певец двора, и вообще сообщите, что там у вас. Пишите всё, даже самые мелочи…» (25 октября 1983 г.).

«Здравствуй, Мама. С огромным солдатским приветом к тебе твой сын Саша. Сегодня получил от тебя письмо, за которое большое спасибо. Ты спрашиваешь, нет ли здесь ребят из Загорска. Из Загорска у нас три человека. С одним я даже прыгал с парашютом в Коломне. Да, Мама, ты писала, как быть с часами. Здесь они мне пока не нужны. Распорядок жёсткий. Всё по команде. Пускай полежат в серванте, а если хочешь, то носи сама, только замени в них батарейки.

Слышал, что солдаты на первом году в армии худеют. У нас здесь, наоборот. Не волнуйся. Я поправился, возмужал…» (Октябрь 1983 г.).

«Немного о себе. Скоро полгода, как я служу. Время летит быстро. Здесь вот уже дней двадцать лежит снег (и немало). Совсем, как у нас в России…Мама, напиши, как твоё здоровье и что тебе сказали в больнице… Передавай привет Олегу. Скажи ему, если он хочет в военное, то пусть бегает по утрам по два-три километра. Иначе будет тяжело…» (11ноября 1983 г.).

«…Олег! Ты, конечно, извини меня, может, я и не прав, но по тону твоих писем я чувствую какую-то несерьёзность в тебе. Учись на совесть, не жалей своих сил. Ведь ты овладеваешь профессией офицера. Ты понимаешь, где я теперь несу службу. Своими глазами вижу, как коварны, жестоки враги новой жизни, постоянно убеждаюсь, что справедливое дело надо уметь отстаивать… Учись, Олег, выполнять свой долг…» (Из письма племяннику Олегу Махову, курсанту высшего военного училища).

«Получил, Мама, твоих уже три письма, если не больше, а сам, честно признаюсь, не писал с начала августа. Это уже, считай, больше месяца. За что прошу у тебя большое-большое извинение. Приду из армии, ты, наверное, поймёшь, почему я отсюда так редко писал домой…» (7 сентября 1984 г.).

«…Стараюсь писать чаще, но не получается. Мама, поздравляю тебя с Новым годом, желаю крепкого здоровья и всего самого наилучшего. Извини, что не на открытке пишу. Мы сейчас находимся на выходе, а приеду в полк – поздравлю вас всех ещё раз и фотографии вышлю. На этой фотографии рядом парни из Подмосковья, точнее, из Орехова-Зуева…» (17 декабря 1984 г.).

«…Вы не обиделись, что я не выслал открытку с Новым годом, как обещал? Не смог. Нас долго не было в полку. Новый год встретил необычно: в горах. За весь январь в полку были всего 3-4 дня, а остальное время – на выезде…» (8 февраля 1985 г.).

«Здравствуй, Мама, передавай привет всем (кого увидишь) нашим парням, передавай привет учителям. Нам осталось провести в разлуке всего только лето…» (30 марта 1985 г.).

«Мама, удивительные люди меня окружают. Неужели когда-то придётся расставаться… А какой командир у нас, во всём хочется ему подражать…

Служба у меня, Мама, идёт нормально, без каких-либо изменений. Здесь есть разнообразие, отчего и служба не кажется утомительной…» (Апрель 1985 г.).

/А в ту пору за его плечами уже были многократные стычки с коварным врагом, нелёгкие солдатские будни. Таким вот, скромным, верным в дружбе, готовым пожертвовать собой, он оставался до последнего вздоха/.

«Здравствуй, Мама. С огромным солдатским приветом твой Саша. Вот пишу письмо, а следующее напишу через месяц… Как твоё здоровье, как здоровье у бабушки? Как у Кости со свадьбой? Пиши, что происходит у вас нового…Мама, ты говорила, что очень туго насчёт квартиры. Не ходи, не унижайся, не обивай пороги. Я приду из армии и возьму эти хлопоты на себя…

Ну, вот и всё. До свидания. Целую. Саша». (19 мая 1985 года. Последнее письмо. Через 4 дня Александр погиб…)

/Никто тогда не мог знать, что квартиру в новом доме Евдокия Ивановна получит на улице, названной в честь её сына Александра Корявина…/

«Ведь из того, о чём мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг мы считаем высшим
И самым бескорыстным на века!»
/Фазу Алиева/

Использованная литература:

Земсков М. «Шагнули в бессмертие», газета «Правда», октябрь 1985г.;
-Рощин И. «Герои и подвиги», газета «Красная звезда», ноябрь 1987 г.;
-Зюбин В. «Званый гость», газета «Красная звезда», июнь 1988г.;
-Крохин Ю. «Возвращение», газета «Советский патриот», май 1989г.;

Хотя, казалось бы, это праздник светский, но можно сказать, что это престольный праздник нашего скита. На иконографии нашего храма изображается этот праздник, это торжество, это почитание подвига, Богом установленного, к которому призван всякий христианин и любой сознательный гражданин общества, страны, народа.

24.02.2016 Трудами братии монастыря 23 881

23 февраля наш русский народ празднует день защитника Отечества. Хотя, казалось бы, это праздник светский, но можно сказать, что это престольный праздник нашего скита. На иконографии нашего храма изображается этот праздник, это торжество, это почитание подвига, Богом установленного, к которому призван всякий христианин и любой сознательный гражданин общества, страны, народа. Сей подвиг, сей долг назван святым, потому что он берет свое начало от Евангельского Слова Христа «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Испокон веков сотни, тысячи, миллионы воинов шли и исполняли свой долг. Как говорят, в окопах неверующих нет. Свидетельством тому есть одно дивное письмо простого солдата, который был на передовой на фронте Второй мировой войны, чудом сохранившееся. Оно было адресовано его матери. Он пишет покаянное обращение к ней: «Прости меня, мама, что я смеялся над твоей верой. Но вот завтра наш батальон идет в атаку, мы в окружении, не знаю, выживу ли я в этом сражении, наверное, немногие из нас вернутся из этого боя домой. Но для меня теперь есть цель и есть счастье: я гляжу на звездное небо, лежа в окопе, и верю, что есть Тот, который меня создал из небытия в бытие и Кто опять примет меня. И с этой верой мне не страшно».

Этот великий подвиг Церковь приравнивает подвигу мученическому. И несмотря на то, что в армии нравы мужицкие, солдатские (как говорят, что в армии матом не ругаются, а разговаривают, и всякая нежность и чуткость называется фамильярностью, там нужно говорить кратко и четко, без лишних слов исполнять то, что приказывают). Но там всегда есть Евангельская жертвенная Любовь Христова. Сам я родился и вырос в военных гарнизонах и знаю настоящих офицеров, служил в армии, будучи иноком, жил в отдаленных военных частях, которые лишены всякого светского развлечения, наслаждения и обычных человеческих благ. В тот период 90-х годов по полгода не платили зарплату, но военные все равно шли, иногда и ночью, и исполняли свой долг. И видно было, что ими движет нечто большее, чем то, что движет многими людьми современного общества. Я также видел подвиг их жен и матерей. В то время самолеты были ненадежные и часто разбивались. Они летали над домом. И когда отец дежурил в ночное время, мы, будучи детьми, засыпали, но видели, что мама на кухне сидит и может ждать до утра. Вот этот подвиг сейчас мы, дорогие, почтим. Потому что не только живые, но уже и многие отдавшие свою жизнь, исполняя свой долг, отошли в иной мир.

То, что я хотел сказать, я написал сегодня праздничным утром в стихах:

Этот долг Святым называется
Оттого, что только Святою Любовью
В этом мире все созидается!
Оттого, что Заповедь эту
Сам Господь на сердцах написал:
Нет любви святее и больше,
Да кто жизнь свою за други отдал.
Только те этот долг до конца исполняли,
Кто за Родину-Мать свои жизни отдали.
Кто в любую минуту, и в стужу, и в зной
Был за правое дело готов идти в смертный бой,
Жизнь отдать, кровь пролить,
Чтоб потомки чрез это продолжили жить.
За плечами страна, впереди цель одна -
Защитить ту, которая нам от Бога дана -
Беззащитная жизнь миллионов детей,
Слезы хрупких, но верных в любви матерей,
Сохранить свою веру, отцовскую землю и честь дочерей,
Свой великий, могучий язык и святыню церквей.
Так почтим же минутой молчания тех,
О которых достойно сказать нам не хватит и слов всех,
И молитвенно их помянем имена
Пред Престолом Того, к Кому жизнь их вознесена.

В воскресенье вечером мы служили молебен о мире во всем мире, и на каждый день на Божественной литургии Церковь молится об этом. Но что есть мир? Истинный мир, которого так не хватает каждому из нас и всему миру – это не просто любым путем, лишь бы только было тихо и спокойно. Нет мира между Христом и велиаром, не может быть компромисса и с грехом. Но истинный мир есть Сам Христос, Который сказал: «Аз есмь мир». Именно поэтому Церковь, когда обращается к предстоящему народу через священника и посылает «Мир всем», то она предлагает принять в свое сердце Христа Духом Святым, «смерть Христа возвещает и Воскресение Его исповедует» (1Кор. 11:26).

Поэтому перед чтением Святого Евангелия звучит этот возглас: «Мир всем!». Ибо невозможно услышать сердцем, уразуметь умом Евангельское Откровение, если не имеешь мира со своей совестью и мира со Христом и ближним. И поэтому в самый кульминационный момент Божественной литургии, в Евхаристическом каноне, мы даем святое лобзание (целование) друг другу. Сейчас это происходит несколько духовно. Но возглас остался тот же древний, первохристианский: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святого Духа». В славянском языке в Сербии, в Черногории целование означает любовь: «поцеловать икону» – значит возлюбить икону.

Вот именно в этот момент Голгофский, Гефсиманский, опять нам не хватает этого мира. И, быть может, сейчас весь мир наполнен динамикой обоюдной ненависти, зависти, недоверия, братоненавидения именно потому что, может быть и в Церкви нам с вами так не хватает этого мира со Христом, со своей совестью. Все это – трещина в общем здании человечества. Об этом должен помнить каждый из нас.

Не все были призваны в число двенадцати и семидесяти апостолов, но, как сказано, много учеников шло за Христом и множество жен служили Ему от имений своих и таким образом стали участниками проповеди апостольской. Точно так же и в этом святом подвиге всем не обязательно носить фуражки и погоны, но все мы призваны к этому подвигу святому – положить душу свою за други и недруги свои. Поэтому нужно готовиться уже сейчас, каждый день, для того, чтобы в день оный, в нужный момент быть готовыми сделать этот шаг, принять правильное решение.

Мы знаем, что множество наших валаамских иноков, более трехсот человек, в Первую мировую войну пошли с готовностью положить свою душу за други своя. Множество святых воинов было на Руси, среди них и монашествующие. Как мы знаем, преподобный Сергий, благословляя на священную освободительную войну великого князя Дмитрия Донского, как благословение преподал ему не только свое старческое слово, не только Божие благословение, но и как вещественное доказательство своей жертвенности, подобно Отцу Небесному, пожертвовавшему Своего Возлюбленного Сына, своих двух близких монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно совершив их постриг в великую схиму и отправив в последний бой.

Как мы знаем, Пересвет взял на себя великую ответственность, историческую, когда на Куликовом поле настал действительно переломный момент для истории всего нашего народа, который долгие годы, столетья был под тяжелым игом татаро-монгольским, не дававшим нам поднять главы и объединиться в единый народ русский. Это были разрозненные княжества, вынужденные жалко выживать, отдавая дань своему оккупанту. Но преподобный Сергий, преподав свое благословение через своих двух схимонахов, молился об этом народе. И вот, на этом поле, когда собралось целое море воинства (кто видел известную картину Куликова поля – до горизонта было видно вражеское воинство, приступившее к земле Русской, и от этого вида только уже становилось страшно и понятно, что человеческими усилиями невозможно его остановить), по древнему обычаю, впереди всех выходит на битву один на один непобедимый огромного роста Челубей, который был изощрен во многих войнах и сражениях, имел огромный опыт брани. Он гордо, подобно когда-то Голиафу, смеявшемуся над народом израильским, стоял и смеялся, говоря: «Кто посмеет выйти на меня?». Все знали ответственность этой первой схватки, потому что если проиграет наш избранник этот бой, то дух всего воинства падет, и оно будет обречено на поражение. Долго он стоял, насмехаясь как Голиаф, и никто не решался взять на себя эту ответственность. И вот схимонах Александр Пересвет вышел вперед и сказал: «Я пойду». Ему, подобно царственному Давиду, вынесли оружие, латы, кольчугу. Но он отказался от всего, сказав, что достаточно будет ему его Схимы. И сев на коня, с копьем выскочил навстречу Челубею. Как говорит один летописец, описывающий это событие, они на полном скаку пронзили друг друга. Но огромный Челубей тут же пал с коня и остался лежать на поле, а Пересвет, будучи укрепленный Божией благодатью, победно вернулся к русскому войску в седле, показав, что с нами Бог и наше дело правое, мы победим. Это было благословение Божие, благословение преподобного Сергия. Будем, дорогие братья, и мы стараться достойными быть своих отцов и дедов наших, и каждый день себя готовить к этому святому подвигу.

Иеромонах Давид (Легейда),