Прогресс как путь по рационализации общественной жизни. Общественный прогресс - это…. Интегративные показатели прогрессивного развития современного общества

Человечество не стоит на месте, а постоянно растет во всех сферах. Жизнь общества налаживается с развитием технологий, машиностроения и переработки ценных ресурсов. Противоречивость общественного прогресса заключается в философской оценке действий человека.

Что это такое?

В широком смысле прогресс - это планомерное развитие от низшего к высшему. То есть постоянное стремление расти ввысь, улучшаться и модернизироваться. Прогресс не бывает быстрым или медленным, он определяется степенью движения. При прогрессе увеличивается количество внутренних организационный связей, усложняется их уровень. Противоположностью прогресса выступает регресс.

Существует и социальный прогресс, он обуславливается критериями общественного прогресса и показывает то, насколько человечество развито в научно-техническом, морально-нравственном и других направлениях. Наш вид прогрессировал от дикой человекоподобной обезьяны до человека разумного.

Проблематика прогресса в обществе

В Стэнфордской философской энциклопедии, поддерживаемой одноименным университетом, имеющейся в свободном доступе онлайн и постоянно обновляющейся сотнями статей от ведущих мировых специалистов, определено три важных вопроса, которые касаются прогресса.

  1. Приводит ли прогресс человечество к благополучию? Если да, то почему?
  2. Откуда происходит прогресс и каковы его исторические законы?
  3. Какие эмпирические доказательства теории прогресса?

Состоит в невозможности определить его однозначно как положительное или отрицательное явление в жизни человека. Исследователи прогресса понимают по-разному. Одна часть теоретиков придерживается мнения, что измерение уровня жизни происходит в материальном выражении. А другие напрочь отрицают вышесказанное, заявляя о духовной основе. Главными ценностями выступают: свобода, самореализация, актуализация личности, счастье, общественная поддержка. В другом случае ценности человека могут быть не связаны между собой.

Современное обсуждение

Понятие общественного прогресса возникает с развитием истории. В период эпохи Просвещения формулировались основные тезисы развития человека и его роли во всемирной истории. Исследователи пытались найти закономерности в историческом процессе, и по их результатам они планировали предсказывать будущее.

В то время мнения ключевых философов разделились. Гегель и его последователи рассматривали идеи, которые будут способствовать всеобщему развитию и улучшению. А знаменитый социалист Карл Маркс считал, что надо увеличивать рост капитала и, как следствие, материального благосостояния человечества.

Критерии общественного прогресса

На данный момент нет единого мнения касательно оценки прогресса. Как и отмечалось, философы выделяют три ключевых вопроса к развитию. И поскольку рассматривать прогресс как негативное или позитивное явление нереально, то можно выделить критерии прогресса:

  • Научное и техническое развитие, которое поддерживается государством.
  • Расширение свободы выражения, свободы слова и соблюдение прав человека.
  • Развитие нравственности.
  • Постепенный прогресс в области человеческого разума.

Описанные критерии в совокупности нередко противоречат друг другу в плане оценки какого-либо прогресса (социального, экономического). Например, техническое развитие способствует загрязнению окружающей среды. Однако оно крайне полезно для развития общества и также вредно для самого человека, поскольку ухудшает его здоровье, падает нравственное общественное развитие. Прогресс может негативно сказываться на развитии другой сферы деятельности человека.

Еще один яркий пример - это создание атомной бомбы. Первые исследования в области ядерного синтеза показали человечеству, что ядерная энергия может преобразовываться в электричество. С прогрессом в данном направлении как побочный продукт появилась ядерная бомба. И если углубляться, то боеголовка с ядерной начинкой не так плоха. Она обеспечивает относительную стабильность в мировой политике, и планета не видит глобальных войн уже больше 70 лет.

Прогресс в обществе. Революция

Это самый быстрый, но жестокий способ резкой смены одного общественно-политического строя на другой. К революции приступают тогда, когда другой возможности смены власти нет.

Примеры общественного прогресса, которые произошли путем насильственной смены власти:

  • Октябрьская революция 1917 года в России.
  • Турецкая Кемалистская революция 1918—1922 годов.
  • Вторая американская революция, когда Север воевал против Юга.
  • Иранская революция 1905-1911 годов.

После установления власти народа, пролетариата, военных и остальных деятелей революции жизнь обычных граждан, как правило, ухудшается. Но затем она постепенно восстанавливается. Во время проведения массовых акций с применением оружия участники протестных мероприятий забывают о гражданских нормах и правилах. И в большинстве случаев во время революции начинается массовый террор, раскол экономики и беззаконие.

Прогресс в обществе. Реформы

Не всегда революция происходит с бряцаньем оружия. Существует и особая форма смены власти - это дворцовый переворот. Так называют бескровное взятие власти одной из политических сил у действующих правителей. В этом случае особых изменений не намечается, а улучшение экономической, политической, социальной ситуаций происходит путем проведения реформ.

Власть планомерно выстраивает новое общество. Общественный прогресс достигается за счет плановых изменений и, как правило, затрагивает только одну сферу жизни.

Немного истории и более глубокое значение термина

Общественный прогресс - это масштабный исторический процесс развития общества. В широком смысле подразумевает под собой стремление к высшему, от примитивизма неандертальцев к цивилизованности современного человека. Процесс осуществляется за счет развития научных, социальных, политических, культурных и других направлений жизни общества.

Французский публицист аббат Сен-Пьер сделал первое упоминание о теории прогресса в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737 год). Описание в книге весьма специфичное для современного человека. И за единственно верное его, конечно же, брать не стоит.

Известный публицист говорил, что прогресс является Божьим промыслом. Как явление, прогресс общества всегда был и будет, и только Господь способен его остановить. На данный момент исследования продолжаются.

Социальный критерий

Он указывает на уровень сферы. Под ним подразумевается свобода общества и людей, уровень жизни, корреляция количества денег у населения, уровень развития, взятых на примере отдельной страны среднего класса.

Социальный критерий достигается за счет двух значений: революции и реформ. Если первое подразумевает под собой жесткую смену власти и радикальное изменение существующего строя, то благодаря реформам общество развивается планомерно и не так стремительно. Также реформы амортизируют предполагаемую смену власти и кризисы. Дать какую-то оценку им или революции невозможно. Можно лишь рассмотреть мнения политических и философских школ.

Одна группа исследователей считает, что будет правильной смена власти только вооруженным путем. Демократические выступления с транспарантами и мирными лозунгами зачастую оказываются безрезультатными. Такой способ крайне эффективен, если в стране установлен авторитарный режим и власть узурпирована.

Если в стране находится адекватный лидер, который понимает свою несостоятельность, то он может уступить оппозиционерам власть и дать возможность провести реформы. Но много ли таких случаев? Поэтому большая часть радикально настроенного населения придерживается идей революции.

Экономический критерий

Выступает как одна из форм общественного прогресса. Все что касается экономического развития, относится к данному критерию.

  • Рост ВВП.
  • Торговые связи.
  • Развитие банковского сектора.
  • Увеличение производственных мощностей.
  • Производство продукции.
  • Модернизация.

Таких параметров достаточно много, и поэтому экономический критерий выступает основополагающим в любом развитом государстве. За яркий пример можно взять Сингапур. Это небольшое государство, расположенное в Юго-Восточной Азии. Здесь не имеется абсолютно никаких запасов питьевой воды, нефти, золота и других ценных ресурсов.

Однако по уровню жизни Сингапур опережает богатую нефтью Россию. Коррупция в стране отсутствует, а благосостояние населения растет с каждым годом. Все это невозможно без следующего критерия.

Духовный

Весьма спорный, как и все остальные критерии общественного прогресса. Суждения о нравственном развитии разнятся. И все зависит от того, в каком государстве обсуждается какой-либо вопрос. Например, в арабских странах сексуальные меньшинства - безбожие и мракобесие. И их равноправие с другими гражданами будет общественным регрессом.

А в европейских странах, в которых религия не выступает в качестве политической силы, сексуальные меньшинства приравнены к обыкновенным людям. Они могут иметь семью, жениться и даже усыновлять детей. Определенно, существуют факторы, что объединяют все страны. Это непринятие убийств, насилия, воровства и социальной несправедливости.

Научный критерий

Не секрет, что сегодня человек находится в информационном пространстве. У нас есть возможность купить в магазине все, чего душа пожелает. Все, чего не было у человека чуть больше 100 лет назад. Вопросы связи также решены, легко можно позвонить абоненту из другой страны в любой момент.

Больше нет смертельных эпидемий, вирусов, которые убивали миллионы. Мы забыли о времени, ведь скорость перемещения из одной точки планеты в другую является минимальной. Если наши предки доезжали из точки A в точку B за три месяца, то сейчас за это время можно долететь до Луны.

Как происходит социально-общественный прогресс?

Мы рассмотрим на примере обыкновенного человека его формацию от примитивного индивида до зрелой личности. С самого рождения ребенок начинает копировать своих родителей, перенимает их стиль и модель поведения. В период осознанности жадно впитывает информацию из всех источников.

И чем больше он получит знаний, тем легче произойдет переход к школьной форме обучения. С первого по четвертый класс ребенок активно взаимодействует с внешней средой. Еще не проявляется скептицизм и недоверие к обществу, а развито дружелюбие вместе с детской наивностью. Далее подросток развивается так, как надо обществу. То есть у него формируются базовые навыки недоверия, чувства и эмоции выражать не рекомендуется. Имеют место другие стереотипы, навязанные обществом.

И с девятого класса подросток вступает в пубертатный период. В это время у него активно развивается половая система, появляется первая растительность на лице. И одновременно с этим внутри личности реформируется психическая система, а непосредственно подросток испытывает невероятные трудности в самоопределении.

В этот период молодой человек выбирает для себя социальную модель, которую в дальнейшем изменить будет практически невозможно. При неблагополучном стечении обстоятельств подросток вырастает недоразвитой личностью, чьи потребности вращаются вокруг алкоголя, сексуальных утех и просмотра телевизора. Именно такие люди - это большая часть электората бедных стран с плохим образованием.

Или рождается личность, которая имеет собственное мнение и видит себя в обществе. Это созидатель, он никогда не критикует, потому что всегда предлагает. Такими людьми становятся в том обществе, где много людей среднего класса, активно работает политическая система, развита экономика.

Общество и его развитие

Существуют два пути становления группы индивидов. Это их коллективное взаимодействие, описанное в трудах Карла Маркса и других социалистов, и индивидуальное, нашедшее отражение в книге "Атлант расправил плечи" писательницы Айн Рэнд (Алиса Розенбаум).

В первом случае исход прекрасно известен. Советское общество развалилось, оставив после себя достижения науки, лучшую медицину, образование, промышленные предприятия, инфраструктуру. И большая часть выходцев из Советского Союза формально до сих пор живет на благах развалившейся страны. К сожалению, современная Россия после развала ничего после себя не оставит. При этом в ней царствует индивидуализм.

Теперь про Америку, в ней также доминирует идеология индивидуализма. И это самая милитаризированная страна, которая имеет военные базы по всему миру. Тратит огромные деньги на развитие науки и достигает определенных высот, также развивает медицину, образование и т. д. И что очень странно, что хорошо для одного общества, то смертельно для другого.

Лекция:


Понятия прогресс, регресс, стагнация


Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.

Общественный прогресс - это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация - это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация - это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.

Общественный регресс - это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.

К примеру, рост численности населения - прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения - регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.

Стагнация - застойное явление в развитии общества.


Критерии общественного прогресса

Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:

  • Образованность и грамотность людей.
  • Степень их нравственности и толерантности.

    Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.

    Уровень научных и технических инноваций.

    Уровень производительности труда и благосостояние народа.

    Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.

Пути общественного прогресса

Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».

    Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.

    Неотъемлемой частью общественного развития является реформа - законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.

Противоречивость общественного прогресса

Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:

    Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).

    Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).

    Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов :

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох :

  • Золотой;
  • Серебряный;
  • Медный;
  • Бронзовый;
  • Железный.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы :

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса - это движение вперед. Регресс - антоним, противопоставление первому понятию. Регресс - движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх - к лучшему, вниз - к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки и спады.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии - это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы :

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса - это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина - индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.

«Прогресс - это движение по кругу, но все более быстрое»

Так считал американский писатель Леонард Левинсон.

Для начала вспомним, что мы уже знаем понятие и его а также проработали тему

Напомним, что одним из признаков является – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института

Посмотрим на другие важные институты – представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:

Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.

Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним) .

Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.

Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним) . Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина) . РЕВОЛЮЦИЯ в смысле исходит от

Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной Существуют два основных подхода к изучению общества.

По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.

Попробуем сравнить три типа обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:

И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:

Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на и преобладании и

Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на внедрении в ликвидации монархической политической системы средневековья.

Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве (компьютерных в производстве, Результат XX века.

Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из

  • Понятие общественный прогресс;
  • Многовариантность общественного развития (типы обществ).

А теперь ПРАКТИКУМ ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!

Выполняем

задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.

Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило . Соответственно:
«Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.

И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:

2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Таким образом, вот как выглядит наш ответ:

25. «Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

  1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
  2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура

Прогресс в общем смысле - это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному.

Общественный прогресс - это постепенное культурное и социальное развитие человечества.

Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоплении человеком новых знаний, позволяющих ему всё более понижать свою зависимость от природы.

Таким образом, идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.

Поскольку философия рассматривает мир как целое, то, присовокупляя к объективным фактам социально-культурного прогресса этические аспекты, она пришла к выводу, что развитие и совершенствование нравственности человека не является таким же однозначным и неоспоримым фактом, как развитие знаний, общей культуры, науки, медицины, социальных гарантий общества и т. д.

Однако, принимая, в общем, и целом, идею общественного прогресса, то есть идею о том, что человечество, всё-таки, идёт вперед в своём развитии во всех главных составляющих своего бытия, и в нравственном смысле тоже, философия, тем самым, выражает свою позицию исторического оптимизма и веры в человека.

Однако при этом в философии нет единой теории общественного прогресса , поскольку различные философские течения по-разному понимают и содержание прогресса, и его причинный механизм, и вообще критерии прогресса, как факта истории. Основные группы теорий общественного прогресса можно классифицировать следующим образом:

1. Теории естественного прогресса. Эта группа теорий заявляет о естественном прогрессе человечества, который происходит сам собой по естественным обстоятельствам.

Главным фактором прогресса здесь считается естественная способность человеческого разума увеличивать и накапливать сумму знаний о природе и обществе. В этих учениях человеческий разум наделяется неограниченным могуществом и, соответственно этому, прогресс считается явлением исторически бесконечным и безостановочным.

2. Диалектические концепции общественного прогресса. Эти учения полагают прогресс явлением внутренне закономерным для общества , присущим ему органически. В них прогресс выступает формой и целью самого существования человеческого общества, а сами диалектические концепции подразделяются на идеалистические и на материалистические:

- идеалистические диалектические концепции общественного прогресса сближаются с теориями о естественном ходе прогресса в том, что связывают принцип прогресса с принципом мышления (Абсолюта, Высшего Разума, Абсолютной Идеи и т. д.).

Материалистические концепции общественного прогресса (марксизм) связывают прогресс с внутренними закономерностями общественно-экономических процессов в обществе.

3. Эволюционные теории общественного прогресса .

Эти теории сложились в попытках подвести под идею прогресса строго научную опору. Исходным принципом этих теорий является идея об эволюционном характере прогресса, то есть о наличии в человеческой истории неких постоянных фактов усложнения культурно-социальной действительности, которые следует рассматривать строго как научные факты - лишь с внешней стороны их неоспоримо наблюдаемых явлений, не давая никаких положительных или отрицательных оценок.

Идеалом эволюционного подхода является система естественнонаучных знаний, где научные факты собираются, но для них не предусматривается никаких этических или эмоциональных оценок.

В итоге вот такого естественнонаучного метода анализа общественного прогресса, эволюционные теории выделяют в качестве научных фактов две стороны исторического развития общества:

Постепенность и

Наличие естественной причинно-следственной закономерности в процессах.

Таким образом, эволюционный подход к идее прогресса

признает наличие неких законов развития общества, которые, однако, не определяют собой ничего, кроме процесса спонтанного и неумолимого усложнения форм социальных отношений , что сопровождается эффектами интенсификации, дифференциации, интеграции, расширения набора функций и т. д.

Всё многообразие философских учений о прогрессе порождено их расхождениями в объяснении главного вопроса - почему развитие общества совершается именно в прогрессивном направлении, а не во всех иных возможностях: круговое движение, отсутствие развития, циклическое «прогресс-регресс» развитие, плоскостное развитие без качественного роста, регрессивное движение и т. д.?

Все эти варианты развития одинаково возможны для человеческого общества наряду с прогрессивным видом развития, и пока единых причин, объясняющих наличие в человеческой истории именно прогрессивного развития, философией не выдвинуто.

Кроме того, само понятие прогресса, если применить его не к внешним показателям человеческого общества, а к внутреннему состоянию человека, становится еще более спорным, поскольку невозможно утверждать с исторической достоверностью, что человек на более развитых социально-культурных этапах общества становится счастливее в личном плане. В этом смысле говорить о прогрессе, как о факторе, генерально улучшающем жизнь человека, нельзя. Это относится и к прошедшей истории (нельзя утверждать, что древние эллины были менее счастливы, чем жители Европы в Новое Время, или, что население Шумера было менее удовлетворено ходом личной жизни, чем нынешние американцы и т. д.), и с особенной силой присуще современному этапу развития человеческого общества.

Нынешний общественный прогресс породил много факторов, которые, наоборот, усложняют жизнь человека, подавляют его психически и даже создают угрозу его существованию. Многие достижения современной цивилизации начинают всё хуже и хуже вписываться в психофизиологические возможности человека. Отсюда возникают такие факторы современной человеческой жизни, как переизбыток стрессовых ситуаций, нервнопсихический травматизм, страх перед жизнью, одиночество, апатия к духовности, перенасыщение ненужной информацией, сдвиг жизненных ценностей на примитивизм, пессимизм, нравственное равнодушие, общий надрыв физико-психологического состояния, невиданный в истории уровень алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности людей.

Возник парадокс современной цивилизации:

в повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить какой-то общественный прогресс, они просто пытались удовлетворить свои насущные потребности как физиологического, так и социального свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой целью. Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределен биологической и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы. Но вместо этого наступил момент, когда уровень развития общества выявил психофизическую недоразвитость человека для жизни в тех обстоятельствах, которые он сам же для себя и создавал.

Человек перестал по своим психофизическим возможностям соответствовать требованиям современной жизни, и человеческий прогресс, на его нынешнем этапе, уже нанес глобальную психофизическую травму человечеству и продолжает развиваться по тем же магистральным направлениям.

Кроме того, нынешний научно-технический прогресс породил экологически кризисную ситуацию современного мира , характер которой позволяет говорить об угрозе самому существованию человека на планете. При сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим ресурсам планеты, уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической планки, за которой наступит крах человеческой цивилизации.

Сложившаяся ситуация с экологией и с нервнопсихическим травматизмом человека стимулировала обсуждение проблемы как самого прогресса, так и проблемы его критериев. В настоящее время , по итогам осмысления этих проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни.

Таким образом, решается вопрос о необходимости гуманизации культуры, то есть о приоритете человека и его жизни во всех оценках культурного состояния общества.

В канве этих обсуждений естественным образом возникает проблема критериев общественного прогресса , поскольку, как показала историческая практика, рассмотрение общественного прогресса просто по факту усовершенствования и усложнения социально-культурных обстоятельств жизни ничего не дает для решения главного вопроса - положителен или нет по своему итогу для человечества нынешний процесс его общественного развития?

Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны:

1. Экономический критерий .

Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т. д.

2. Уровень гуманизации общества .

В обществе должны расти:

степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т. д.,

и понижаться:

влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни.

Обобщающим показателем этих социальных факторов берется средняя продолжительность жизни человека .

3. Прогресс в нравственном и духовном развитии личности .

Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы.

Таким образом, основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических, научно-технических, социально-политических факторов в сторону гуманизма, то есть в сторону приоритета человека и его социальной судьбы.

Следовательно,

главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития.

Основные термины

ГУМАНИЗМ - система взглядов, выражающая принцип признания личности человека главной ценностью бытия.

КУЛЬТУРА (в широком смысле) - уровень материального и духовного развития общества.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС - постепенное культурное и социальное развитие человечества.

ПРОГРЕСС - восходящее развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному.

Из книги Философия науки и техники: конспект лекций автора Тонконогов А В

7.6. Научно-технический прогресс, общественный контроль и государственное управление Государственное управление – это организующая и регулирующая деятельность различных общественных и государственных ветвей власти, выступающих от имени основных законов общества (В. Е.

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

История как прогресс. Противоречивый характер социального прогресса Прогресс – это характеристика такого всеобщего свойства материи, как движение, но в его применении к социальной материи. Одним из всеобщих свойств материи, как было показано ранее, является движение. В

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

2. Общественный прогресс: цивилизации и формации Возникновение теории общественного прогрессаВ отличие от примитивного общества, где крайне медленные изменения растягиваются на многие поколения, уже в древних цивилизациях общественные изменения и развитие начинают

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

4. Общественный прогресс Прогресс (от лат. progressus - движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.С Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

Критерии общественного прогресса Раздумья мировой общественности о «пределах роста» значительно актуализировали проблему критериев общественного прогресса. Действительно, если в окружающем нас социальном мире не все так просто, как казалось и кажется прогрессистам,

Из книги Общество риска. На пути к другому модерну автора Бек Ульрих

Национальные движения и общественный прогресс Есть еще одна большая социальная группа, воздействие которой в качестве субъекта общественного развития стало особенно активным в последней трети XIX века. Мы имеем в виду нации. Осуществляемые ими движения, как и движения

Из книги 2. Субъективная диалектика. автора

12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии Марксизм - это диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс и

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора Константинов Федор Васильевич

43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали. Мораль - это совокупность норм и правил поведения людей, выработанных

Из книги Субъективная диалектика автора Константинов Федор Васильевич

4. Политическая культура и техническое развитие: конец согласия на прогресс? Модернизация в политической системе сужает свободу действий политики. Осуществленные политические утопии (демократия, социальное государство) сковывают - юридически, экономически, социально.

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Мирза-Фатали Ахундов автора Мамедов Шейдабек Фараджиевич

Глава XVIII. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

Из книги автора

Из книги автора

2. Противоречивый характер развития истины Основным тезисом материалистической диалектики в учении об истине является признание ее объективной природы. Объективная истина - это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, т. е. не