Многообразие путей познания мира кратко. Многообразие способов познания мира. Социальное и гуманитарное знание

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

2. Религиозное познание
Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

3. Обыденно-практическое познание

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

4. Художественное познание

Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы.Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно-окрашенную его составляющую.

5. Философское познание

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.

6. Паранаука
В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

Под путями познания понимают способы получения знаний. В ходе общественного развития знание передается из поколения в поколение, прирастает и уточняется в многообразных, но взаимосвязанных социально-культурных формах. Разграничи­вают научные (основанное на рациональности и логике) и нена­учное (основанное на чувственно-образном восприятии окру­жающей действительности). Наука - опытно-экспериментальное знание. Она появилась лишь в XVH веке. Частью научного по­знания является социальное познание. Научное познание такого объекта, как общество, включает в себя социальное знание (со­циологический подход) и гуманитарное знание (общечеловече­ский подход).

Ненаучный путь познания представлен в следующих фор­мах:

- обыденно-практическое (житейское);

- игровое;

- художественное (искусство);

- мифологическое;

- религиозное;

- народная мудрость и здравый смысл;

- самопознание;

- паранаука (околонаучное знание)

Исторически первой формой знания было мифологическое знание.

Миф - самый ранний способ понимания природной и обще­ственной действительности (т.е. рассказ древнего человека о мироздании). Мифологическое познание - это первая попытка человечества в фантастических образах обобщить и объяснить различные явления природы и общества, своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Мифологическое познание тесно связано с религиозным, поскольку в нём отрази­лись элементы религии и представления о сверхъестественном. Из мифа выделились религиозная и философская формы знания.

Обыденно-практическое, или житейское, познание («И опыт, сын ошибок трудных...») формируется на основе жизненной практики, опыта повседневной жизни, которые дос­тавляют элементарные сведения о природе и окружающей дей­ствительности и представляют простой набор полезных сведе­ний, приметы, наказы старших, личный опыт. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Однако жи­тейское познание субъективно ииндивидуально. Житейское по­знание сельского и городского жителя будет различаться в обы­денных вещах (откуда берётся вода, сколько минут надо идти от дома до школы и т.д.).

Народная мудрость и здравый смысл - это обобщенные практические знания целых поколений.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, на­правленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в ви­де описаний. Причем такие описания содержали собранный во­едино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщенного опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы Большинство положений народной муд­рости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью («Куй железо, пока горячо»). Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоя­нии, когда он легче поддается воздействию. Это суждение озна­чает призыв делать что-либо своевременно, пока условия спо­собствуют деятельности.


Отличительной чертой народной мудрости как своеобразно­го свода рецептов поведения для разных случаев является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлени­ям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать се­годня» и «Утро вечера мудренее».

Словарь определяет здравый смысл как стихийно склады­вающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды лю­дей на окружающую действительность и самих себя; эти взгля­ды являются основанием для практической деятельности и мо­рали. Здравый смысл включает определенные сведения, усвоен­ные стихийно, без специальной познавательной деятельности Эти знания усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. Он составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь как поль­зоваться каким-либо прибором, целесообразно спросить у знаю­щего, а если такового нет - не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому себе.

Религиозное познание - это совокупность религиозных чувств, взглядов и представлений о Боге, бессмертии души т.д. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное познание исходит из того, что мир создан вечной и неизменной духовной сущностью - Богом. Познание божественной сущности с точки зрения религиозного познания и есть познание мира. Бог сотворил этот мир и все его законы, а значит, может изменять их. Таким образом, не имеет смысла изучать закономерности мира, а следует лишь познавать Бога.

Познавательная сторона искусства заключается в том, что восприятие художественного образа влечет за собой расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настояще­го, и сферу прошлого, а иногда и будущего. Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительно­сти. Жизненный опыт - при посредстве художественной фор­мы - не только расширяется, но и углубляется: человек ощущает свою связь с современниками и прошлыми поколениями. Этот опыт не только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем, продумыва­ние с новых точек зрения прежних жизненных решений. Искус­ство позволяет через единичные, уникальные явления и факты познавать типичное и универсальное. В своё время литератур­ный критик В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Ев­гений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, через жизнеописание Онегина перед читателем проходят самые разные стороны жизни русского общества начала XIX в.

Некоторое исследователи в качестве особой формы выде­ляют игровую форму знания. Игровое познание строится на ос­нове условных правил, целей и игровых норм. Оно носит обу­чающий характер, выявляет качества и возможности человека. Его относят к первым формам познания.

Особое место в познавательной деятельности занимает са­мопознание, или рефлексия.

Самопознание - это познание особого объекта, т е. самого себя. Оно происходит на основе формирования образа «я» (от­ношение к собственной внешности и представление о своих спо­собностях), которое затем переходит в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив» или «Я бездарность». Образ «я» не оста­ется неизменным на протяжении жизни. Важным средством по­знания является самоисповедь - полный внутренний отчёт перед собой. Изучение себя может осуществляться и в процессе другой деятельности - общения, игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.

Паранаучное (дословно с лат. околонаучное) знание внеш­ние подражает научному. Однако в паранауке много туманных, и недоказанных положений, нет объективности и проверяемости, например в уфологии, астрологии и т.д. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят пока ясного и стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.

Слайд 1

МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний. 1. В античные времена было установлено различие между знанием и мнением. 2. Средневековье особенно волновал вопрос о соотношении знания и веры. 3. Успехи естественных наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Научное знание становилось основным объектом гносеологии - теории познания.

Слайд 3

До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой существуют и другие пути познания.

Слайд 4

МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Самым ранним способом понимания действительности был миф. Миф (др.-греч. μῦθος - речь, слово; сказание, предание) - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах, героях. В отличие от науки, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его частей.

Слайд 5

В мифах утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Главная задача мифа – задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф давал возможность человеку обрести смысл в жизни.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 6

Космогонические мифы - мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле. Одним из распространённых сюжетов космогонических мифов является рождение мира из мирового яйца.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Уильям Блейк «Великий архитектор»

Слайд 7

Антропогонические, или мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п. Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны, часто одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Сотворение человека Прометеем.

Слайд 8

Эсхатологические мифы – это мифы о конце света, они существуют наряду с космогоническими мифами и связаны с противостоянием сил хаоса и космоса. Разновидностью таких мифов являются мифы о предполагаемом конце света в будущем, например германский миф о Рагнарёке.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 9

Календарные мифы – это мифологизация смены временных циклов - дня и ночи, зимы и лета, вплоть до космических циклов. Они связаны с астрономическими наблюдениями, астрологией, празднованием Нового года, праздниками урожая и другими календарными событиями.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Ярило
Ра

Слайд 10

Героические мифы - это мифы о героях, которые могут быть или детьми богов от смертной женщины, либо просто легендарными фигурами эпоса. Особую категорию героев составляют культурные герои –мифические герои, внёсшие серьёзный вклад в культуру народа. Часто культурный герой является демиургом, участвуя в творении наравне с богами, или добывает или изобретает для людей различные предметы культуры.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Прометей

Слайд 11

Одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени, является тотемизм. Некоторые учёные считают, что именно из веры в кровное родство людей и животных возникли мифы об оборотнях - легенды о перевоплощении человека в волка, тигра, медведя и др.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Небо в виде коровы Нут

Слайд 12

Весьма часто в тотемических мифах встречается тема брака зооморфного существа и обычного человека. Как правило, так объясняется происхождение народностей. Это есть у киргизов, орочей, корейцев. Отсюда образы сказок о царевне-лягушке или Финисте Ясном Соколе.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 13

Астральные мифы близки к космогоническим, рассказывающие о происхождении звезд и планет (именно на них основана астрология). Созвездия – это трансформированные животные, растения и даже люди.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Млечный путь
Водолей

Слайд 14

Культовые мифы повествуют о первопричине какого-либо действа. Классический пример – вакханалии, устраиваемые в честь древнегреческого бога Диониса.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 15

Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Рамаяна» и т.д.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Одиссей
Сита и Рама Рамаяна

Слайд 16

Исследования мифов в XX веке Ритуализм: виднейшим представителем его был Дж. Фрезер. Считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Функционализм: Леви Брюль видел в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков. (преемственность культуры народа).

Слайд 17

Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
1. Мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами: «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия»
2. Мифы связанные с этнической и религиозной самоидентификацией: мифы о России и православии в прошлом и настоящем, миф о «русском варварстве»

Слайд 18

3. Мифы связанные с внерелигиозными верованиями: мифы об НЛО, снежном человеке, экстрасенсах - целителях
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
4. Мифы связанные с массовой культурой: о здоровом образе жизни, вреде молока, птичьем гриппе, о Америке и американской мечте

Слайд 19

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни.
«И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ…»
В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт»; Способом формирования практического знания являлось ученичество; Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть»; Практическое знание не претендует на теоретическое обоснование.

Слайд 20

Обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Куй железо – пока горячо. Какие труды, такие и плоды. Весна год кормит. Время лечит. Где кто родился, там тот и сгодился. Не красна изба углами, а крана пирогами. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Слайд 21

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Работа не волк, в лес не убежит.
Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат.

Слайд 22

Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали: Помогает ориентироваться в окружающей среде Указывает способ направление и способ действия Не поднимается до научного объяснения
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Слайд 23

Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние.
ИСКУССТВО

Слайд 24

Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реального предмета.
ИСКУССТВО

Слайд 25

ИСКУССТВО

Слайд 26

В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон - свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла.
ИСКУССТВО
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
СИМОН УШАКОВ
ДИОНИСИЙ

Слайд 27

В эпоху Возрождения появилось представление о стиле как праве художника создавать произведение в соответствии со своей творческой инициативой, т.е. творить мир по собственному представлению о нем. … В живописи сходство реального человека с его изображением было настолько близко, что он казался живым.
ИСКУССТВО
Р. САНТИ «МАДОННА БЕЛЬВЕДЕРА»

Познавательная деятельность человека весьма разнообразна. Существует множество путей познания мира. Один из них – это наука и философия. К ненаучным формам познания относятся мифология, религия, искусство, литература, жизненный опыт, народная мудрость.

Философия и наука существовали не на всех ступенях развития человеческого общества, не во все времена и не у всех народов.

Наука – сфера человеческой деятельности, задачей которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность этих знаний проверяется и доказывается на практике. Основные положения научного знания:

1. Признание реальности мира

2. Признание познаваемости мира человеком

3. Убеждение в разумности и закономерности мирового устройства.

Философия. Понятие «философия» появилось у древних греков и часто переводится как «любовь к мудрости» («любомудрие»; греч. «филео» – любовь, «софия» – мудрость).

Философия в отличие от частных наук, религии и искусства не ограничивается одним предметом или сферой реальности. Философия пытается охватить и естественный мир, и сверхъестественный, и внутренний мир человека. У философии нет конкретного предмета, ибо вопросы, которые ставит философия, слишком глобальны и сложны. Предмет – это то, что можно строго очертить. А философское содержание можно усмотреть повсюду. Стремясь охватить весь мир в его единстве, философия ставит вопросы предельного характера: Какова сущность мира? В чём его первоистоки? По каким законам устроен и развивается мир, или же в нём нет никаких законов? Почему так устроен мир? В чём смысл истории общества? Каков смысл жизни человека? А может быть, нет никакого смысла и предназначения, и жизнь человека – всего лишь воля слепой случайности? Познаваем ли мир? и т. д. Содержание философии можно усмотреть во всём существующем. Философия рассматривает этот многогранный мир со всех сторон, стремится охватить всю реальность в её единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством.

Философия имеет свой особый метод – рациональный (от лат. rationalis – разумный) способ объяснения действительности. Философия стремится к логической аргументированности и обоснованности. Этим она отличается от таких форм духовной культуры как религия, мифология и искусство, которые не ставят задачи его рационально объяснять. Философское знание основывается не на вере, художественном образе или фантазии, а на разуме.

Ненаучное познание

Мифология. Миф – это самая древняя форма общественного сознания.Она возникла как ответ на вопросы человека о происхождении и устройстве мира, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека. Создавая мифы, древние люди пытались объяснить происхождение мира и человека, не ставя своей целью что-либо доказывать; их фантастические представления принимались на веру.

Главные предпосылки мифологической логики: 1) первобытный человек не выделял себя из окружающей среды; 2) мышление человека сохраняло черты взаимопроникновения и нерасчленённости, и было почти неотделимо от эмоциональной сферы.

Можно выделить следующие черты мифологического сознания:

1) очеловечивание всей природы, антропоморфность (человек перенёс свои черты на внешний мир, наделил мир своими свойствами и качествами; природным объектам, явлениям приписывались одушевлённость, разумность, человеческие чувства и нередко – человеческая внешность); 2) зооморфность (мифологическим предкам придавались черты животных).

Главные функции мифа:

1) объяснение миропорядка;

2) регулирование сложившихся общественных отношений.

Рассказ о событиях прошлого служит в мифе не только средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния, но и выполняет функцию регулятора общественных отношений. Познавательное отношение людей к миру закреплялось в коллективной памяти, в обязательном соблюдении неписаных требований и запретов (табу). Поступки и действия героев закреплялись в традициях и становились эталонами поведения людей.

Мифологическое сознание мы можем наблюдать и в сегодняшней жизни. Появившись в первобытный период человеческой истории, мифология не исчезла, а продолжает существовать наряду с другими – религиозными и философскими – представлениями. Так, например, ребёнок от рождения примерно до трёх лет находится в мифологическом пространстве. Он не выделяет себя из мира, и всё окружающее для него такое же, как он сам. Если ребёнок ударился о стол, он стучит по нему, пытаясь наказать предмет, причинивший ему боль. На детских рисунках неодушевлённые предметы могут изображаться с глазами, ушами, улыбками. Всё вокруг в детском восприятии живёт и чувствует.

Религия. Предметом религии является сверхъестественный мир (духовный), который нельзя потрогать и где невозможно поставить эксперимент. К тому же религия не ставит своей задачей что-либо доказывать, у религии другое назначение – единение внутреннего мира с Богом. Religio (лат.) – связь, воссоединение; набожность, святыня, предмет культа, благочестие. Религия – это мировоззрение и соответствующее поведение, основанное на вере человека в Бога (в язычестве – богов). Религия ставит перед человеком задачу духовного совершенствования и «восстановления связи с Богом».



Искусство и литература. Предметом искусства и литературы является, как правило, внутренний, душевный мир человека, в котором в различных формах отражается мир внешний. Искусство выражает и передаёт чувства, настроения, переживания и пользуется художественными образами.

Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Большое количество знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца, повара, лекаря, строителя и т.д. Обязательным способом формирования практического знания являлось обучение у опытного наставника, мастера, умельца. В процессе обучения, труда, наблюдательности и проявления сноровки формируется профессиональное мастерство. В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причём усваивает их без специальных усилий, действуя по образцу.

Народная мудрость. Возрастание объёма и усложнение деятельности людей приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Такие описания содержали как бы собранный воедино обобщённый опыт разных людей и даже многих поколений. Эти обобщённые практические знания составляют основу народной мудрости. Народная мудрость выражается в афоризмах, пословицах, поговорках, загадках, сказках и т.д.
























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний, особенностей ненаучного познания мира;

Задачи:

  • познакомиться с видами и уровнями знаний человека;
  • развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск информации;
  • анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции у учащихся.

Технологии: Дифференцированного обучения; информационно-коммуникативная; обучение в сотрудничестве; развитие критического мышления.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества знаний;

2. Развитие научно-исследовательских и творческих способностей;

3. Активная жизненная позиция;

4. Способность сознательно регулировать свою деятельность;

5. Навык и умение выделять изучаемые вопросы в тексте при подготовке к ЕГЭ.

Ученики научатся:

  • определять проблемы познаваемости мира;
  • анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;
  • осуществлять поиск нужной информации, выделять главное;

Основные понятия урока:

  • Ненаучное познание;
  • Народная мудрость;
  • Паранаука;
  • Практический опыт;
  • Искусство;
  • Гносеология;
  • Эсхатология.

Тип урока: деловая игра.

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: “В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское. И не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях.

Нужна ли человеку вера в чудесное?

Какую роль играет фантазия в процессе познания истины?

Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Предварительная подготовка

Класс разделён на группы, каждая из которых представляет определённую роль убеждённых сторонников своих ненаучных способов познания мира и истины.

Условие одно: все должны быть убедительны во время представления своего способа познания

1. Миф и познание мира

5. Там, где кончается наука.

Тема урока “Многообразие путей познания мира”

План урока:

1. Миф и познание мира

2. “И опыт, сын ошибок трудных”

3. Народная мудрость и здравый смысл

4. Познание средствами искусства

5. Там, где кончается наука.

2. Новый материал:

Работа команды “Мифология”

Презентация “Мифы как познание мира”

Класс работает в тетрадях.

Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нём.

Миф – предшественник науки в её преобразовательной и познавательной роли.

Запись в тетрадь: Роль и значение мифа:

1. Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

2. Мифы сохраняют жизненный опыт народов;

3. Обеспечивает преемственность культурного опыта;

4. Передаёт лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Эсхатология – “мифы о конце света, о конце времени” - “Миф о всемирном потопе”

Гносеологизм - философское учение, не отвергает сложности познания, и утверждает, что мир познать возможно.

Основные тематические циклы мифов:

Космогонические мифы - о происхождении мира и Вселенной;

Антропогонистические мифы - о происхождении человека;

О культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

Эсхалогические мифы- мифы о “конце света”;

Биографические – рождение, брак, смерть героев.

Работа группы 2. “И опыт, сын ошибок трудных”

Презентация и выступление.

Классу предлагают ленточку и ножницы. Задание: попробуйте отрезать “кусочек” ленты “чуть-чуть” (все ученики отрезают ленту, но у всех она разной длины.

Какая практическая деятельность или житейская ситуация породили следующие пословицы?

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Портной без кафтана, сапожник без сапог, плотник без дверей.

Запись в тетрадь:

1. Опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;

2. Его особенность – получение знания не самоцель, а “побочный продукт”;

3. Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;

4. Практическому знанию свойственен свой язык: “чуть-чуть”, “на глазок”;

5. Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения.

Работа группы 3 “Народная мудрость и здравый смысл ”

Презентация и выступление.

Запись в тетрадь:

- Народная мудрость – своеобразный свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

- Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.

Приветите примеры народной мудрости:

В чужом доме не указывать;

Из чёрного не сделать белого;

В лес дров не носят;

Что имеем не храним, потерявши плачем;

Ласковое слово и кошке приятно;

Всё идёт как по маслу;

Плох тот солдат, кто не метит в генералы;

Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да уму – разуму научил;

С миру по нитке – голому рубаха;

По таланту и успех.

Можно использовать литературное произведение “ Шемякин суд ”

Работа группы 4 “Познание средствами искусства”

Презентация и выступление.

Запись в тетрадь:

Особенность познания - художественное обобщение, образ. Помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Признаки художественного познания:

1. Отражение мира в художественных образах.

2. Субъективность образа.

3. Вместо доказательств – эмоциональная убедительность образов.

4. Особый язык искусства – символы, аллегории, метафоры.

Работа группы 5 “Там, где кончается наука”

Презентация и выступление

Запись в тетрадь:

Паранаука – околонаучное знание, характерные черты которого - туманность, загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

Претензия на универсальность;

Завышенные претензии на внимание к себе;

Нередко нетерпимость к традиционной науке.

1. Познавательные возможности человека и общества ограниченны, а объекты познания безграничны.

2. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

3. Подведём итоги работы всех групп: С какими ненаучными способами познания мира мы познакомились?

4. Какой из всех вам показался самым убедительным?

Работа с заданиями в форме ЕГЭ по теме “Ненаучное познание мира”

(Презентация подготовлена учителем из заданий ЕГЭ по блокам А и В, С)

В 1- искусство;

В 2- абстрагирование; эксперимент;

В 3 -3412; 3412;

С 7 – две особенности художественного вымысла: искусство может выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами.

1. образное отражение мира;

2. опора на единичное, неповторимое;

3. условный характер создаваемых произведений.

С8. составить план ответа

1. Познание как процесс познаваемости мира.

2. Основные пути ненаучного познания:

Б) жизненная практика

В) народная мудрость

Г) искусство как специфическая форма познания

3. Научное познание и его особенности

А) теоретический характер знаний

Б) стремление к объективности

В) доказательность

Г) системность.

Рефлексия.

Поблагодарить всех за работу на уроке.

  • Какой способ познания вызвал у Вас эмоциональное впечатление?
  • Деловое настроение?
  • С каким методом Вам предстоит постоянно познавать мир во взрослой жизни?

Домашнее задание: параграф 23.

Использованная литература.

1. Боголюбов Л.Н. “Обществознание. Профильный уровень 10 класс”, Москва, 2008 г.

2. Сорокина Е.Н. “Поурочные разработки по обществознанию 10 класс. Профильный уровень”, Москва 2008 г.

3. Тесты ЕГЭ 2012-2013 года. Издательство “Экзамен”, 2013 г.